Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экологическая беседа про лес с детьми подготовительной группы в детском саду. Экологическая беседа « Земля у нас одна

Рекомендации . Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Ход беседы

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов )

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар )

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько )

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб )

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов )

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина )

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

1-й ученик.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

2-й ученик.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )

Крапива - коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.

Список использованной литературы

  1. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
  2. Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
  3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.

Экологическое воспитание старших дошкольников 5-6 лет

Цели таких бесед:
1. Пробудить чувство жалости, сострадания к попавшим в беду животным.
2. Сформировать знания по оказанию им помощи и по уходу за содержащимися дома животными.

Задачи:
- учить детей понимать животных, объяснить, что только тогда можно помочь дикому зверьку или птице, когда узнаешь из книг или от специалистов в каком уходе он нуждается;
- учить строить предположения, объяснять их, высказывать свои познания;
- заинтересовать детей удивительным миром природы, воспитывать любознательность.

Я проводила беседу с детьми под таким названием: «Жалеть надо уметь». Беседа проводилась на уже имеющихся знаниях детей.
Сначала детям были заданы такие вопросы:
«Кто из вас помогал животным или растениям?»
«Расскажите, как это было?»
Дети рассказывали как на даче вместе с родителями сажали цветы, морковь, а затем ухаживали за ними: поливали пропалывали грядки, спасая от сорняков. Саша рассказал, как однажды, они с сестрой Катей принесли домой раненого голубя и некоторое время он жил у них. Дети ухаживали за ним, когда голубь поправился, они отпустили его на волю. Мы задали Саше такой вопрос: «Что ты почувствовал, когда увидел раненого голубя?» Саша ответил:
- Мне стало его жалко, Катя даже заплакала. Мы взяли его домой.
- Чем вы кормили его?
- Мы дали ему компот и корм для попугайчиков, но голубь не ел.
- Ребята, - спросила я, -Как вы думаете, почему не ел голубь?
Ответы детей:
- Потому что он раненый, больной, и не хотел есть (ЛенаК.)
- Потому что голубь не пьет компот и не ест корм для попугайчиков (Оля С.)
- А что едят голуби?
- Пьют воду, клюют семечки, хлебные крошки.
- Саша, а вам было жалко отпускать голубя на волю?
- Да. Очень.
- И все же вы отпустили. Почему?
- Потому что на воле ему лучше.

Примечание : накануне проводилось занятие «Не поется птицам без небес».

Вот видите, ребята, Катя с Сашей хотели пожалеть голубя, накормить, но чем не знали. Оказывается, жалеть тоже надо уметь.
Необходимо было знать, чем питаются голуби.
Затем рассказала детям об одном случае.
- Послушайте, ребята, какое происшествие произошло с ребятами по дороге в школу. «Дети шли в школу, дорога проходила через лес. В лесу они нашли двух маленьких ежат и принесли домой. Когда мама увидела, она очень рассердилась»
-Посему же рассердилась мама?
- Потому что животным хорошо только на воле..
-Да, правильно, ребята.
А мама сердито спросила: «Зачем вы забрали таких маленьких?» Тогда дети решили оставить их до прихода папы, а когда он придет, то отнесет их обратно в лес, а пока мы их покормим. Дети дали ежатам яблоки, но они были грустными и не ели яблок.
- Ребята, а что едят ежи?
- молоко, грибы, мышей, насекомых.
-А эти ежата были совсем маленькие, им нужна мама и ее забота.

ЗАПОМНИТЕ!
Диких животных и птиц нельзя забирать в дом!
Другое дело, когда им необходима помощь!
Но есть дикие животные, которых человек приучил к жизни в неволе давным-давно. Они не могут жить без заботы человека. Что это за животные?.
Ответы детей: Морские свинки, хомячки.
Воспитатель : У кого дома есть хомячки?
Максим: у меня был хомячок.
- Расскажи, как ты за ним ухаживал, чем кормил? (сухие зёрна, овощи, фрукты, сухой хлеб, семячки).
- Вопрос: « А каким животным очень хорошо живётся дома, с человеком?»
- Ответы: «Собакам и кошкам».
- Вопрос: «А откуда берутся бездомные кошки? Вы знаете?»
- Ответы детей: « Они потерялись, заблудились, их бросили.»

Воспитатель : Предлагаю послушать отрывок из стихотворения Михалкова «Зяблик».

Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

Вопрос к детям: Как вы думаете, почему мальчик так считает? Что значит быть готовым иметь домашнее животное?»
Дети не смогли ответить на эти вопросы. И. следуя рекомендациям многих программ (которые советуют такие беседы продолжить занятием), я провела экологическое занятие, основное содержание которого составили рекомендации по уходу за домашними животными, а так же некоторые советы.
Например:
1. Нельзя брать животное в дом,если кто-то из родных возражает.
2. Любить животных и любить с ним играть –это не одно и то же.
Любовь к животным требует и времени, и терпенья, и труда, и забот, и средств.

Во время таких бесед дети, как правило, рассказывают о происшедших с ними событиях, делятся своими впечатлениями и задают множество вопросов.
Я решила так: пусть некоторые вопросы станут темами будущих занятий.
Например, во время беседы был задан такой вопрос (задала его Оля с.): «Ежи яблоки не едят, а почему же на картинках рисуют, как ёжик несёт на своих иголках облако?» - Впоследствии было запланировано занятие: «Яблоки для ежат», где дети получили ответ на свой вопрос.
Зоя спросила: «Почему свинки называются морскими?» Я предложила детям подумать и высказать свои предположения. Ответы были вполне логичными: «Потому, что они хорошо плавают» - сказала Лена К. А вот другое предложение – Егора: «Потому, что они очень любят есть морскую капусту.»
И этот вопрос стал темой будущего экологического занятия под названием «Заморские гости», которое я полностью посвятила истории происхождения морских свинок на территории нашей страны. Были разъяснения по поводу предложения отпустить свинок на волю).
Следующую беседу из цикла «Жалеть надо уметь» я запланировала провести в марте.
Эта беседа будет основана на примерах происшествий, которые случились с мальчиками по прозвищу Жалейкин – это герой рассказов писателя Николая Сладкова. Будут прочитаны рассказы «Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и птенчик» - вместе с детьми обсудим поступки, которые совершил герой.
Основными целями беседы будут:
1. воспитание гуманных чувств;
2. способность понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней;
3. и очень осторожно я хочу выдвинуть такую цель – начинать учить детей прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Рекомендации по проведению таких бесед:
1. Беседу можно провести в тёплое время года – на прогулке в лесу или у речки, зимой – в групповой комнате.
2. Беседу желательно построить на конкретных примерах, основываясь на опыте детей.
3. При проведении беседы воспитатель должен использовать иллюстрации, которые потом раскрашивают. Это повышает их интерес к занятиям, снижает утомляемость и способствует более эффективному усвоению экологического материала.
4. Такими беседами можно дополнить программные занятия по экологическому воспитанию.

Тема: «Наш дом»

Беседа об экологии.

Цель: Формировать у детей представление о том, что представляет собой окружающий нас мир, расширить знания детей о природе.

Ход занятия.

«Ох, какая сегодня плохая экология», - говорит мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова». «Да» ,- соглашается папа, - экология у нас совсем никудышняя, об этом и в газетах пишут все время и по телевизору говорят и показывают. Надо её исправлять».

Кто же такая это экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах? Может она похожа на Фрекен – Бок из мультфильма, которую показывали по телевизору и которую «низводил» Карлсон? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

Спроси у папы или у мамы, что такое экология. Может быть они скажут? «Это когда все вокруг плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты есть». «Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?» - спросишь ты и будешь абсолютно прав. Экология ни в чём не виновата. Во всем, что случилось с природой, виноват человек.

Но для того чтобы понять, почему так произошло, давайте сначала выясним, что же такое «экология». Слово это не русское, а греческое. И переводится слово «экология», как наука о доме. Но дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, окнами, полом. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом – необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему – природа.

Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем больше становятся наши города. Чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще нам хочется подышать запахом леса, луга, послушать пение птиц, уехать подальше от удушливого воздуха городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом – природа. Дом без которого нам не прожить.

Но вернемся к экологии. Мы с вами знаем, что в доме нужно как можно чаще убираться (даже если совсем не хочется это делать), разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, выносить мусор каждый день. Но если природа – тоже наш дом, то и здесь уместны такие же правила. Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву. Читая книги по экологии вы узнаете, почему заяц в лесу белый, а летом серый, для чего у него такие зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живет и кто может его скушать.

В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол под тяжестью самых толстых жителей не должен провалиться. Если развалим стены – упадет крыша, от дома ничего не останется.

Природа, как мы уже выяснили, - дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи – словно стены упадут в нашем доме. Какое-то время он ещё простоит, но потом начнет разрушаться. А чтоб этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь знакомая наука экология.

Ученые говорят, что экология – это наука, которая изучает. Как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.

С растениями и животными все понятно: они могут питаться друг другом, жить вместе, помогать друг другу. А вот что такое « окружающая среда»? Когда говорят среда, подразумевают и все, что есть вокруг нас, в том числе и природу. А она вокруг нас. А в плену у природы в какой-то степени люди были всегда, потому что они - её часть. И никогда не верь, если тебе скажут, что человек – это царь природы, её хозяин. Миллиарды лет существовала природа без человека, и если он не изменит к ней своего отношения, то в будущем может поплатиться. А вот человек без природы не жил никогда, ни одной минутки. Поэтому нельзя плохо относиться к природе, разрушать свой дом. Природу нужно беречь, бережно относиться к ней.

  • Что такое окружающая среда?
  • Какая среда их окружает?
  • Почему её надо беречь?

  • Рожкова Марина Владимировна

    Тема: Беседа: «Экология и мы»

    Цель: способствовать формированию у детей целостного восприятия мира, способствовать воспитанию любви и заботливому отношению к природе.

    Словарная работа: экология, среда обитания.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    1.Вводная беседа.

    Тема сегодняшней беседы « Экология и мы» . Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Правильно, сегодня мы будем говорить с вами об охране природы, о том, как влияет на природу человек. А вот как влияет на человека природа, написал Краснов:
    «Ничто так не развивает человека, ничто так не возвышает его душу, как общение с природой и наблюдение её великих законов».
    Оказывается, природа возвышает нашу душу. И как иной раз становится обидно и больно за тех людей, которые самым безжалостным образом губят природу.

    2.Ознакомительная беседа.
    Сегодня речь пойдёт об экологии. Что же такое экология?
    Экология – наука о жизни всех живых организмов, в окружающей их среде, от которой зависит успешность их выживания, развития.

    Что же такое среда, от которой зависит успешность выживания всего живого на земле?
    Среда – место обитания живых организмов.

    Существует 4 среды обитания: наземно–воздушная, водная, подземная или почвенная и живые организмы, которые служат средой обитания для других организмов.

    3.Игра «Назови, кто, где обитает?».
    Я буду читать характеристику живому организму, а вы должны угадать, где обитает.
    Бабочки – прекрасные путешественники. В сутки они могут преодолеть расстояние в 100 км. Какова их среда обитания? (Луг, наземно-воздушная).
    «Акула» пресных вод – щука. Прожорливость этих рыб удивляет. Одна щука в неделю может съесть 260 пескарей. Отсюда большая скорость роста (на 2 году 5 кг). Где её дом? (Реки, водная среда).
    Крот прекрасно существует без света. Глаза, как и уши у него плотно закрыты шерстью, передние лапы мощные, ладонями наружу (похожи на лопаты). Всё приспособлено к определённой среде обитания. Какой? (Почвенной или подземной).

    4.Кроссворд.
    Решите кроссворд.


    1.Стремительные, схожие с вертолётом насекомые, часто встречающиеся на берегах озёр и рек? (Стрекоза).
    2.Каких животных называют царями степей? (Грызуны).
    3.Скопление воды в природном углублении и на суши. (Озеро).
    4.Рыба – обитатель озёр, вся такая взъерошенная. (Ёрш).
    5.Кустарник – дерево, которое в природе называют «плакучим»? (Ива).

    Появилось очень много расхитителей, кто её портит, не задумываясь о будущем – вырубают леса.
    Беспечно по глупости щедро
    Мы рушим при роду вокруг,-
    Ка мамонты, падают кедры,
    От наших же собственных рук.
    А ведь только 1 га лесов даёт нам в течении года до 20 млн. м3 чистого воздуха. За время войны было вырублено и сильно повреждено около 20 млн. га леса.

    5. Физкульт.минутка «Дерево». Цель: снятие мышечного тонуса.
    Инструкция: Задание выполняем вместе с воспитателем. Слушаем речь воспитателя «На полянке росло дерево, всё выше и выше. Вдруг налетел ураганный ветер и стал раскачивать ветки деревьев, но дерево выстояло. Пошёл дождь. Листочки поникли, но ветки деревьев всё равно росли выше. Пришёл человек и срубил дерево, но на пеньке появились новые побеги, из которых потом вырастит новое дерево».

    6Следующий раздел беседы «Реки».

    Цель: дать представления детям о загрязнении водоёмов.
    Как решить проблему чистой воды? Строить очистители, не загрязнять водоёмы. Каждый год многочисленные удобрения сельского хозяйства засоряют воду.
    Загрязнена Обь от отходов промышленности города Бийска, Рубцовска, Барнаула и даже города Новосибирска.
    Стоит сказать и о нефтяных загрязнениях водоёмов. Каждый год в воду попадает 6 – 10 млн. тонн нефти. Нефтяная плёнка покрывает огромные площади воды, препятствует доступу кислорода и солнечных лучей воде, что приводит к невозможности обитателей вод дышать, и они погибают.

    Трудно, чтобы такое не тронуло душу,
    Если даже безчуственен ты
    Почему – то выбрасываются на сушу
    Повелители моря – киты.
    Ударяются в камни могучей грудью,
    Разбиваются, как корабли
    И противятся добрым встревоженным людям,
    Что спасать великанов пришли.
    А сколько высыхает рек от загрязнения?
    Не дайте же ей, родимой, умереть,-
    Вам внуки будут, правнуки признательны
    Поверьте, река станет обязательно
    В глаза вам с благодарностью смотреть.


    7. Итоги занятия.
    Беседа.
    - Что же такое экология?
    - Что такое среда?
    - Расскажи, почему лес нуждается в людях?
    - Расскажи, почему реки нуждаются в помощи?
    - Расскажи, как влияет человек на животный мир.
    - Расскажи, как природа влияет на человека.

    Молодцы! Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!

    Сценарий экологической беседы для младших школьников «Ландыши»


    Поминчук Данила ученик 10 Б класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения многопрофильный лицей №20 г. Ульяновска
    Руководитель: Матвеева Светлана Николаевна
    Описание работы: В рамках проекта «Сохраним нашу Землю!» и акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» предлагаем Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о ландышах – редких растениях, занесённых в Красную Книгу. Данная беседа будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста.
    Цель: знакомство с редкими растениями – ландышами.
    Задачи:
    - уточнить знания детей о ландышах;
    - повышать экологическую грамотность детского населения;
    - воспитывать чувства бережного отношения к окружающему нас миру.

    Ход беседы

    Учитель:
    Если снег повсюду тает,
    День становится длинней,
    Если всё зазеленело
    И в полях звенит ручей,
    Если солнце ярче светит,
    Если птицам не до сна,
    Если стал теплее ветер,
    Значит, к нам пришла весна!


    Учитель: Весна – это время года, когда тает снег, текут ручьи, всё вокруг распускается и зеленеет, растёт и благоухает! Но в последнее время всё чаще с приходом весны под талым снегом оказываются горы мусора. Как Вы думаете, можем ли мы изменить ситуацию?


    Учитель: Верно, нам под силу сделать нашу Землю чистой и по-весеннему свежей. Мы можем начать с малого. Навести порядок в своём доме, во дворе, на улице, в школе, то есть в тех местах, которые нас окружают. И тогда воздух, которым мы дышим, станет экологически чистым.
    А Вы знаете, что такое экология ?
    (Следуют ответы и рассуждения детей).


    Учитель: Наша земля - это наш дом. Экология - это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, а также влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
    Экология очень важная и нужная наука! Необходимо любить и беречь всё, что создано матушкой природой. И конечно бережно использовать все её природные богатства.
    Леса, чистый воздух и воды –
    Красная книга природы.
    Не нужно, друзья, помогать
    Страницы в неё добавлять!

    А кто из Вас слышал и знает, что такое Красная Книга ?
    (Следуют ответы и рассуждения детей).


    Учитель: Красная книга - это книга, в которую занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.
    Почему она Красного цвета, догадались?
    (Следуют ответы и рассуждения детей).
    Учитель: Красный цвет – предупреждает нас об опасности, как и сигнал светофора, говорит нам: «Стоп!». Сегодня мы с Вами поговорим об одном таком растении, занесённом в Красную Книгу. А узнать о каком растении пойдёт речь, Вы сможете, разгадав загадку:
    Белые горошки
    На зелёной ножке?

    (Следуют ответы и рассуждения детей).


    Учитель: Конечно же, это ЛАНДЫШИ ! Посмотрите, какие они красивые! Ландыш майский - вид травянистых цветковых растений. Является единственным видом рода Ландыш.


    Учитель:
    Какой же ты душистый!
    Какой же ты красивый!
    Но почему дрожишь ты?
    Ты что такой пугливый?
    Тебя я рвать не буду,
    Не надо мне букета.
    Ведь ты – лесное чудо!
    С тобой приходит лето.
    Тебя не унесу я,
    Расти себе под елью.
    Тебя я нарисую
    В альбоме акварелью…
    Предлагаю Вам попробовать нарисовать эти замечательные цветы – ландыши.

    (Дети рисуют).


    Учитель: Ландыши растут в лесу, там, где есть тень от деревьев.
    (Далее следует показ презентации).


    Учитель: На территории нашей страны ландыши растут, в основном, в европейской части, встречаются они и в лесах нашей области.
    Весной ландыши прорастают из земли острыми стрелками, и уже к маю на стебельке появляется множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета.


    Плод ландыша - круглая оранжево-красная ягода.
    Ландыш дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Но будьте осторожны! Этот цветок ядовит! И хотя всё растение ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.


    Ландыш занесён в Красную Книгу России!
    Благодарим за внимание!

    Презентация на тему: Ландыши

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!