Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Древнерусские воины: одежда, вооружение и снаряжение. Каким оружием пользовались русские богатыри 

Русский богатырь, как известно, вел ближний бой, то есть фул-контакт. Один на один, ну или один на всех. Что помогало богатырю одерживать ультимативную победу над противником? Контактное оружие!

Меч - не просто русское оружие, а символ военной власти. Мечом клялись в споре, с ним разговаривали, ему давали имя, это имя выписывалось древними мастерами в верхней трети клинка. Меч изготавливали из нового для человечества материала - металла. Его было не просто достать, недопустимо забыть и позорно потерять. Он был эксклюзивом у хозяина, и ещё не понятно, кто кем на самом деле владел.

Меч покупали за равное его весу количество золота. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали, перво-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл. Также он должен был с легкостью и не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.

Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Характерная черта русского топора - загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигал разные гипотезы - от того, что это - клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.

Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч - оружие рубящее, тогда как сабля - режущее.

На пограничных с кочевниками территориях, славяне стали использовать саблю: так как им надо было противостоять легким всадникам, и для конных воинов она была очень удобна. Считается, что славяне, переняв саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше - в западную Европу.

Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью.

Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.

В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.

Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.

Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длинной - 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.

Дубина, палица, булава, шестопер

Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее - ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых - случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.

Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица - это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии — «шишка», «набалдашник».

Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм - этого вполне хватало для хорошего удара.

Кистень - это оружие кочующего богатыря — идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень - чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален — им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину. Однако, кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой - иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.

Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.

Русский богатырь, как известно, вел ближний бой. Один на один, или один на всех. Что помогало богатырю одерживать ультимативную победу над противником? Контактное оружие.

Меч

Меч – не просто русское оружие, а символ военной власти. Мечом клялись в споре, с ним разговаривали, ему давали имя, это имя выписывалось древними мастерами в верхней трети клинка.

Меч изготавливали из нового для человечества материала – металла. Его было не просто достать, недопустимо забыть и позорно потерять. Он был эксклюзивом у хозяина, и ещё не понятно, кто кем на самом деле владел.

Меч покупали за равное его весу количество золота. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали, перво-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл. Также он должен был с легкостью и не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.

Боевой топор

Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.

Сабля

Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля – режущее.

Славяне стали использовать саблю на пограничных с кочевниками территориях, : так как им надо было противостоять легким всадникам, и для конных воинов она была очень удобна. Считается, что славяне, переняв саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше – в западную Европу.

Нож

Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью.

Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.

Копьё

В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.

Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.

Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.

Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.

Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии - «шишка», «набалдашник».

Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара.

Кистень

Кистень – это оружие кочующего богатыря - идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален - им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину. Однако кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.

Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.

1.Объясни, как ты понимаешь название рассказа.
2.Кому из героев рассказа принадлежит следующее высказывание?
"Спокойствие,спокойствие,товарищ полковник,мы же не в Филях,верно?"
Варианты ответа:а)Глебу Капустину; б)Константину Ивановичу; в)Агафье Журавлевой.
3.Объясни что означают выделенные строки слова и выражения.
Вы же, когда сдавали кандидатский минимум, вы же не "катили бочку " на профессора. И "одеяло на себя не тянули "
4. Что тебе показалось смешным в этом рассказе?

5 класс

1. Вспомните и запишите пословицы и поговорки о книге.
2.Что означает слово фольклор в переводе с английского языка?
3.Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:
а) Спи, усни.
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми…
Спи, посыпай.
Боронить поспевай…
б) Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи…
в) Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.
г) Скачет галка по ельничку,
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять.
Плачет галка, да негде взять…
д) Лёгок на помине.
е) Один в поле не воин.
4. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?
а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».
б) «А ларчик просто открывался».
в) «У сильного всегда бессильный виноват».
г) «Ты всё пела? Это дело.
Так поди же попляши!»
д) «Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!»
е) «А Васька слушает да ест».
5. Из какого произведения эти строки?
а) «Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
б) «Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет».
в) «Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла…»
г) «Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы».
д) «Сват приехал, царь дал слово,
И приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов…»
6.Вот рукопись из бутылки, выловленной в море. Можете ли вы восстановить название рукописи, которая частично оказалась поврежденной?
«С_ _ _к_ _ _а_е _а_ _а_е, о _ы_е _ _о с_а_н_ _ и _ог_ч_ _ б_ _а_ _р_ к_ _з_ _в_ _ _н_ С_ _ _ а_ _ в_ _ _ и о _ _ ек_ _ с_о_ _а_ _в_ _ _е_ _д_».
7.Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора.
Говорящее чудесное зеркало
Только серая дырявая свитка
Горошина
Белый мраморный мальчик
Острый сверкающий нож и меховая муфточка
8. Перед вами стихотворение русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой. Попробуйте объяснить, что испытывает автор этих строчек? Почему детство называется раем, «золотыми временами»? Какую роль в этом играют книги? Почему литературные герои названы друзьями, «золотыми именами»? Из каких произведений эти герои и кто их автор?
Книги в красном переплёте

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
- «Уж поздно!» - «Мама, десять строк!»…
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушёл во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1908-1910
9. Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе? Назовите авторов, так озаглавивших свои произведения.
10. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Сразу признаемся, что эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М. Ю. Лермонтова.
безумный – шумный
гранит – покрыт
родится – промчится
герой - покой

Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

2ВАРИАНТ
1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?
А) из Киева Б) из Москвы В) из Харькова
2. Какие поступки по законам Запорожской Сечи заслуживали наказания?
А) воровство Б) обман в картах В) пьянство
3. О чём идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».
А) жизнь в Сечи Б) учёба в бурсе В) осада Дубны
4. Что взял с собой в Дубну Андрий?
А) оружие Б) пленных В) хлеб
5. О ком из персонажей повести идёт речь в данном отрывке?
А "он также кипел жаждою подвига,но вместе с нею душа его была доступна и другим... он был очень хорош собою"
Б« О! да этот будет со временем добрый полковник!...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»
6. Дополните фразу.
А «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»
" Бывали и в других землях..., но таких, как и в Русской земле,не было..."
7. Какова судьба Тараса Бульбы?
А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь Б) ушёл за Днестр
8. Кому принадлежат следующие слова?
А) «Не смейся, не смейся, батьку! ..хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!... За обиду не посмотрю и не уважу никого».
Б) " Пусть же знают они все, что такое значит в Рсской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведется тк умирать..."

1. Жанр «Слова о полку Игореве» - это:

1) житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?

2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

1) единство места; 2) единство времени; 3)единство действия; 4) единство языка?

4. Строка «Открылась бездна, звезд полна...» принадлежит:

1) Фонвизину; 2) Тредиаковскому; 3) Сумарокову; 4) Ломоносову?

5. Соотнесите произведения и литературные направления:

А) «Бедная Лиза»; б) «Фелица»; в) «Ася»; т) «Светлана».

6. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идилли ческая жизнь на лоне природы:

7. В какое произведение включено «Слово о Ломоносове»:

1) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева; 2) «Памятник» ГР. Дер­жавина; 3) «История государства Российского» Н.М. Карамзина; 4) «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

8. Какая характеристика не относится к романтизму:

Деление жанров на высокие и низкие;
противоречие между идеалом и действительностью;
стремление к свободе;
конфликт между личностью и обществом?
9. Жанром какого литературного направления является элегия:

10.Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно - встал здорово»:

1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?

11. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова «25глупцов на одного здраво­
мыслящего человека и этот человек, разумеется, в противоречии с обществам, его

Окружающим»:

1) ИА. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.

1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?

13.Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Владимир Ленский:

1) Германия; 2) Италия; 3} Англия; 4) Франция?

Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
16. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
является последней в хронологическом отношении:

1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3)«Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?

17. Какой эпиграф взят Н.В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;

«Береги платье снову, а честь смолоду*»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крив»;
«И дым отечества нам сладок и приятен»?
18. Какое произведение не входит в петербургские повести Н.В. Гоголя:

1) «Портрет»; 2) «Женитьба»; 3) «Шинель»; 4),«Коляска»?

19. Соотнесите названия произведений и их авторов:

«Умом Россию не понять...»;
«Поэт и гражданин»;
«Нет, я не Байрон...»;
«Я пришел к тебе с приветом...»;
а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.

Как звали героиню повести И.С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?
Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;
3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?

22. Как определил ФА/. Достоевский жанр «Белых ночей»:

Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
1) «Крыжовник»; 2) «Ионыч»; 3) «О любви»; 4) «Человек в футляре»?

На улице большого города стоит дом.

В одной из квартир живёт совершенно необыкновенный человек. Каждый день он отправляется в путешествие на машине времени по разным временам и странам.

Давайте тихонько приоткроем дверь и

заглянем в кабинет.

Каких только вещей здесь нет: одежда, посуда, мебель, монеты, оружие, старинные карты

и рукописи, солнечные и водяные часы.

Специальность нашего героя интересная

и сложная - он историк.

Путешествовать в прошлое непросто.

К каждой экспедиции нужно тщательно готовиться, знать множество деталей: в каких домах люди жили, во что они одевались, что пили и ели, какими расплачивались деньгами, на чём писали, каким богам поклонялись. Необходимо следовать законам и обычаям каждой страны, знать её праздники,

обряды и многое другое.

Дорогой друг!

Ты начинаешь изучать новый

предмет - историю, и твоё путешествие продлится не один год. Знания, которые ты получишь, помогут тебе в дальнейшем ориентироваться в любой обстановке.

Итак, смелее в путь!

З Н А К О М С Т В О С И С Т О Р И Е Й

Рассмотри эту картинку и впиши в соответствующие клеточки кроссворда названия предметов, на которых стоят номера.

Если ты правильно выполнишь это задание, то в первой вертикальной линейке прочтёшь название той науки, о которой будет идти речь.


Какие инструменты используют археологи во время раскопок?

Закрась их жёлтым цветом.

Внимательно рассмотри изображённые предметы. Попытайся придумать рассказ от лица любой вещи о своём прошлом.

Какие вещи, изображённые на рисунке, могли быть найдены археологами во время раскопок?

Отметь цифрами:

1- вещественные источники;

2 - письменные источники.

На этой картинке раскрась:

    вещественные источники - зеленым цветом,

    письменные источники - желтым цветом,

    устные источники - голубым цветом.

    Распредели находки по тем хранилищам, где они должны находиться.

С Т А Н О В Л Е Н И Е Ч Е Л О В Е К А

Сравни современных человекообразных обезьян орангутана, гориллу и древнего предка человека.

Чем они похожи? Чем питаются?


Животных, которые питаются растениями, учёные назвали растительноядными . Растительноядными были и первые древние люди.

В древности волки и львы были очень крупными с густой длинной шерстью, которая спасала от холода, с огромными зубами и когтями. Волки и сейчас охотятся стаей, львы - семьёй, а тигр - в одиночку.

Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками.

Предки человека


Первые древние люди жили в жарком поясе. Там было тепло круглый год, всегда была растительная пища. Постепенно люди стали заселять более холодный умеренный пояс. Но растительная пища там была лишь в тёплое время. И человек стал охотником.

Подумай, что потребовалось людям для жизни в более холодных условиях.



Человек - охотник и кочевник

Люди, кроме растений, стали есть мясо животных. Животная пища более сытная, её нужно меньше. Но добывать её гораздо труднее. Человек научился изготавливать стрелы, копья с каменными наконеч никами и орудия для обработки шкур и разделки мяса.

Охота ускорила расселение людей по Земле. Весной они шли за ста дами животных на земли умеренного пояса, где росло много сочной зелени.

А зимой, когда всё покрывалось снегом, люди двигались вслед за тра воядными животными к новым пастбищам в более тёплые края. Образ жизни людей стал различаться. Одни постоянно жили в тёплых краях, а другие стали охотниками-кочевниками.

Сравните охоту хищных животных и древних людей. Что помогало людям охотиться?

Подумай, из чего люди могли делать орудия и оружие? Нарисуй их.

Древние люди менялись не только внешне. У них развивался мозг. Из-за потребности общаться друг с другом у них появилась речь. Люди учились думать и рассуждать. Чтобы выжить, они познавали окружающий их мир. Накопленные знания помогали им создавать орудия труда и оружие. С помощью разных орудий люди стали обрабатывать землю, собирать урожай. Они учились из мяса и растений готовить разнообраз ную пищу.

Посмотри, какими были орудия труда у древних людей.

Нарисуй, какими они стали у современного человека.

    Здесь нарисованы группы людей, которые относятся к разным этапам развития человека. Рядом с каждой группой поставь соответствующую цифру: 1, 2, 3, 4.



Б У Д Е М З Н А К О М Ы!

Моё имя __________________________________

ИМЯ - это личное название человека, которое ему дают при рождении. У каждого имени есть своё толкование. Например, Артём - здоровый. Марина - морская, Андрей - мужественный. А знаешь ли ты, что означает твоё имя?____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Выясни у родителей, кто и почему тебя так назвал?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В давние времена люди называли новорожденных в честь святых, кото рых славила церковь в этом месяце. Например, именины Ильи - 2 августа, Пав ла - 12 июля.

А знаешь ли ты день своего имени – свои ИМЕНИНЫ ?

Узнай, запиши и запомни его___________________________________________________________

ОТЧЕСТВО на Руси появилось не сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый, и даётся оно по личному имени отца. Если твой папа Алексей, то ты Алексеевич или Алексеевна.

Запиши свое отчество ________________________________________________________________.

ФАМИЛИИ долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была «недоступной роскошью». Фамилия человека - это наследуемое семейное наименование.

Напиши свою фамилию _______________________________________________________________

Дата твоего рождения _________________________________________________________________

М О Й П О Р Т Р Е Т


Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька - твой сосед, -

Обязательно картина

Называется ПОРТРЕТ!

А Кушнер

М О Я Р О Д О С Л О В Н А Я

Родословная есть у каждого человека. Это родовое «дерево»: корни - это ваши предки,

ветви - это ваши родители, а листья - это вы. Как вы догадались, ваш род происходит от одного предка.

Построение родословной происходит по принципу перевернутого дерева.

Все род ственники-мужчины изображаются в прямоугольниках, а женщины - в овалах.

Каждое поколение располагается строго на одной линии.

А те перь попробуй нарисовать свою родословную .

Впиши в нарисованные фи гуры фами лию, имя и отчество своих род ственников

СТЕПЕНИ РОДСТВА

Существует шесть степеней родства (отношений по крови).

С т е п е н и р о д с т в а

первая степень родства

Отец и сын. Отец и дочь. Мать и сын. Мать и дочь.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА

Дед и внуки. Бабка и внуки.

ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА

Прадед и правнуки. Дядя и племянники. Тетя и племянники.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА

Двоюродные сестры и братья. Двоюродный дед и внучатые племянники (племянницы). Двоюродная бабка и внуча тые

племянники

(племянницы).

ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА

Двоюродный дядя и двоюродный племянник (племянница).

ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА

Троюродные братья и сестры.

ТЕРМИНЫ РОДСТВА

Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.

Брат - каждый из сыновей од них родителей.

Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двою родный брат.

Братанна - дочь брата, пле мянница по брату.

Брательница - родственница во обще, двоюродная или дальняя.

Братыч - сын брата, племян ник по брату.

Внук - сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка, внука - дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы.

Дед - отец матери или отца.

Дедина, дедка - тетка по дяде.

Дедич - прямой наследник по деду.

Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дщерич - племянник по тетке.

Дщерша - племянница по тетке.

Дядя - брат отца или матери.

Таким образом, дядя и тетя - брат и сестра матери или отца. «У тетки баловень племянник,

а у дяди племянница», - замечает народная мудрость.

Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отценачальник - старший в поколении.

Отчинник, отчич -сын, наследник.

Племянник - сын брата или сестры.

Племянник и племянница - сын и дочь брата или сестры.

Внучатыми племянниками называют внуков брата или сестры.

Кстати говоря, внучатые родственники - это любая родня в третьем колене (троюродная): внучатым братом могут назвать сына двоюродного дяди.

В сравнительно недавнюю эпоху к этим исконно русским терминам родства прибавились французские по происхождению слова - кузен и кузина , обозначающие двоюродных брата и сестру, а также любых дальних кровных родственников в одном колене.

Племянница - дочь брата или сестры.

Племяш - родич, родственник.

Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род. Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословная. Сестра - дочь одних родителей.

Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры отца или матери.

Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.

Сестренич, сестрич - сын сестры отца или матери, племянник по сестре.

Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Тетка, тетя - сестра отца или матери.

Поговори с родителями и выясни, кто из родственников кем тебе приходится?

А, может быть, и мы с тобою родственники?



МОЯ СЕМЬЯ


МОЙ ПАПА: МОЯ МАМА:

_______________________________________________________________________

Он работает: ____________________ Она работает:_______________________________

Наша дружная семья

ПАПА, МАМА и, конечно, Я!

Семья важна для каждого человека. Всем членам семьи нужно проявлять тепло и заботу друг к другу, уважать р одных и близких.

ПОМНИ: научишься жить с близкими - будешь жить в мире и с другими людьм и.

Недаром русская пословица гласит: «Лучший клад, когда в семье лад».

Кто еще есть в твоей семье?______________________________________________

Есть ли у вас любимые семейные праздники?_______________________________

Я люблю с мамой________________________________________________________

Мне нравится с папой____________________________________________________

Наше любимое семейное блюдо____________________________________________

НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ

И С Т О Р И Я НА К А Р Т Е. Ф И З И Ч Е С К А Я К А Р Т А П О Л У ША Р И Й

На плане изображают сравнительно небольшую по площади местность: школьный участок, село, город. Чтобы изобразить большую территорию - область, страну или всю Землю - составляют карту. Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Перед вами изображение Земли, условно разделенное на два полушария - западное и восточное. Для того, чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и ее форму, ученые изобрели модель Земли - глобус. На нем размеры нашей планеты уменьшены в десятки миллионов раз.



В КАКОЙ СТРАНЕ Я ЖИВУ

    ОТ ЭТОЙ ТОЧКИ ПРОВЕДИ СТРЕЛКУ К СВОЕЙ СТРАНЕ………………………

Это место отведено специально для твоего творчества.

Нарисуй здесь свой остров, и дай названия бухтам, рекам, горам, озёрам, водопадам, лесам и другим объектам, которые там находятся.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Зайчишка – трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Капустку нашёл -

Сидит, грызёт.

Иван, Иван,

Вырывай бурьян,

Чтоб росла репка

Сладкая и крепкая,

Чтобы рос огурец,

Длинноусый молодец.

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик-

Там ребята бегут,

Тебе ножки отшибут.

Ай, кто-то идёт!

Константин Маковский

Портрет детей художника


П О Л Н А Б О Г А Т Ы Р Я М И З Е М Л Я Р У С С К А Я

Русские доспехи

Бои с кочевниками требовали быстроты, поэтому доспехи на Руси не становятся такими тяжёлыми и неподвижными, как у рыцарей Западной Европы. Конное войско состояло из копейщиков и лёгкой кавалерии - лучников. Тяжёлый удар копейной кавалерии решал исход битвы. Главным оружием служили лук со стрелами, меч, топор, кистень, булава .

Впереди конницы выступала пехота, начинавшая сражение. Вооружалась она разнообразными видами оружия: метательными, рубящими и ударными. Оружием служили походный топор, тяжёлое копьё, дубина и рогатина. Для обороны пехотинцы использовали большие щиты .

Голову воина оберегал шлем . В древнерусских документах он назывался шелом.

Тело воина защищала кольчуга или панцирь .


Кольчугу делали из железных колец. Сначала надо было изготовить проволоку (длиной до 600 метров). Потом её сворачивали в спираль, которую разрубали по одной стороне. Получались круглые разомкнутые кольца. Половину их сваривали. После этого у оставшихся колец дополнительно расплющивали разъединённые концы, и на этом месте пробивали отверстия для заклёпок.

Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединялось с четырьмя целыми и склёпывалось. Работа эта требовала большой точности и умения. Иногда в кольчугу вплетали медные кольца, что придавало ей нарядный вид. После сборки кольчугу чистили и шлифовали до блеска.

Панцирь - это доспехи из металлических пластин, которые скреплялись между собой ремешками. Панцирь надевали поверх стёганой куртки или кольчуги.


Рассмотрев рисунки, определи какое оружие используют дружинники в бою.


Как ты думаешь, для чего русские Рассмотри одежду русского дружинника.

дружинники зажигают факел? Перечисли доспехи.

Рассмотри рисунки старинного оружия, доспехи древнерусского воина и сделай их зарисовки.

    СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ (на выбор)





Г Е Р О И Р У С С К И Х Б Ы Л И Н

В. Васнецов . Боян И.Глазунов. Боян

О русских богатырях - героях, дейст вительно существовавших, подвиги которых сохранились навсегда в памя ти нашего народа, мы узнаем из былин .

Само название «былина» , то есть быль , показывает, что речь в них ве дется о том, что было, что имело место в жизни. Народ называл их еще «ста ринами », то есть песнями о старине.

Былины появились в ранний период истории древнерусского государства, в XI - XII веках. Влиятельными горо дами тогда были на Руси Киев и Новго род. А Москва в то время была совсем маленьким поселением и не играла в жизни государства значительной ро ли. Поэтому действие былин чаще все го происходит в Киеве и Новгороде.

Читая былины, мы узнаем, как жили наши предки, как были устро ены древние города, их крепости и защитные башни, какое было ору жие у мужчин, какие наряды носили женщины и многое-многое другое.

Певцы былин подчеркивали, что рассказываемое ими действительно было. Часто они заключали былину словами: «То старина, то и деяние».

Былинный стих имеет особенный строй, ритм. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона сочеталась с живыми разговорными интонациями. Певцы былинные сопровождали свою теку чую речь игрой на гуслях.

Главные герои былин - богатыри. Все в их деяниях величаво, крупно, удивительно. Богатыря отличает ог ромная физическая сила: он и ест, и пьет как существо необыкновен ное - выпивает единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются с не другами - рубятся «по двенадцати дней, не пиваючи, не едаючи», оруду ют в бою тяжелой палицей налево и на право, так что враги валятся, как подкошенная трава…



Мой юный друг!

Перед тобой 2 часть необычной книги-путешествия-

книжка-раскраска,

которая называется «С богатырём в Древнюю Русь».

Ты наверняка знаешь русских богатырей,

храбрых воинов, защитников Руси-матушки.

Действия былин происходят в древнерусских городах:

Киеве, Ростове, Муроме, Чернигове,

в просторных каменных палатах, на княжеском дворе,

на городских улицах и торговых площадях.

Давай, дружок, вместе с русским богатырём совершим

путешествие в Древнюю Русь. Запасись цветными карандашами, и тогда, раскрашивая рисунки художника, ты станешь активным участником путешествия.

И так, снова в путь…..

    Найди на рисунке изображение разбойника,

раскрась и напиши в клеточках, как его зовут.

Много на Руси было славных богатырей: и Илья Муромец, и Алёша Попович, и Добрыня Никитич.

Богатырям под стать и вооружение было: надевали латы кольчужные, застёгивали пуговки жемчужные, в налучник тугой лук и двенадцать стрел клали, брали палицу богатырскую, копьё длинное, меч-кладенец.

    Найди и раскрась на большом рисунке части доспехов, которые нарисованы в рамочках.

    Что напутал художник в рисунке? Закрась лишние предметы.



Едет русская дружина по чисту полю и видит рать басурманскую. Окружили, обложили со всех сторон. И столько силы той неверной нагнано, что от крику, от ржания конского шум стоит, будто гром гремит.

    Найди ошибки, которые допустил художник. Раскрась рисунок такими цветами, которые тебе кажутся наиболее подходящими, а лишние предметы оставь незакрашенными.

Выехали богатыри русские в чисто поле сразиться с врагом. Бьют басурман, как траву косят, когда мечом, когда копьём, когда тяжёлой боевой палицей. Не устояли враги, разбежались кто куда.

    Помоги русским богатырям сразиться с врагом. Найди, какое оружие кому принадлежит. Попробуй нарисовать его в руках богатырей.

Много нечисти разной на Руси водилось. Приходилось богатырям не только с иноземными врагами сражаться, но и побеждать сказочных чудищ. Иначе, какой же он богатырь, если со Змеем Горынычем сразиться не может?

    Найди на рисунке, кто из богатырей с кем сражается.

    Проведи линии разными цветами и впиши в клеточки имена богатырей.

    Напиши внизу рисунка, кто здесь изображён. А где была скрыта его сила, ты узнаешь, если правильно отгадаешь слова и напишешь их в клеточках.

Пока богатырь сражался с разной нечистью, сбился он с дороги. Не знает, куда дальше идти. Вдруг видит, у дороги лежит большой камень. «Вот он-то мне и укажет путь», - думает богатырь. Но стёрлись буквы на камне, ничего не прочесть.

    Помоги богатырю отыскать правильную дорогу в стольный Киев. Закрась её красным цветом.

А вон и город вдали виднеется. Издали блестят на солнце маковки церквей. Чем ближе к городу подъезжаем, тем больше народу встречаем. Кто продавать идёт, кто покупать, а кто счастье искать. А в город просто так не войти: он высокой стеной с круглыми остроконечными башнями окружен.

    Найди на рисунке и раскрась одинаковые башни.

У ворот стража стоит. Внимательно смотрит, чтобы никто чужой в город не пробрался.

Воины как две капли воды друг на друга похожи. Похожи, да не совсем.

    Найди на рисунке отличия и раскрась стражников.

Молва о подвигах богатыря быстрее коня летит. Только подъехал он к воротам,

а из них уже народ валит, встречать героя русского.


    Раскрась картинки по своему желанию.

Устал наш герой, хлеба-соли отведал, попросил воды испить ключевой. Подошла к нему красавица с коромыслом через плечо. Напился богатырь, коня напоил. Залюбовался узорами на её сарафане.

    Посчитай, чего больше: цветочков или листочков на узоре. Раскрась одежду русской красавицы.

Подъехал богатырь к княжескому терему. Тогда строили на Руси терема и палаты. Сначала из дерева, а затем из белого камня. Украшали их резьбой, фигурами животных разных.

А вот на красное крыльцо выходит сам князь с дочерьми. На князе - атласный кафтан, подпоясанный шёлковым поясом с золотой бахромой. Сверху прямая накидка без застёжек. Из тонкого сукна, с прямыми рукавами, откинутыми назад. На ногах сафьяновые сапожки.

На дочерях были платья длинные, расшитые золотой тесьмой, жемчугом. Подол платьев украшен парчой, бисером, самоцветами.

    Найди различия в костюмах дочерей князя и раскрась их наряды.

Вошёл богатырь в палаты княжеские. Перед ним - квадратный зал с опорным столбом посередине, украшенным затейливой резьбой. Низкие сводчатые потолки. Вдоль стен стоят лавки, а в самом почётном углу на троне восседает князь.

    Что лишнего нарисовал художник в княжеских покоях?

«Прими подарок, князь, - говорит богатырь, - басурмана лесного. Не будет больше он честных людей пугать».

И был пир в княжеском дворце великий. На столе стояла самая лучшая посуда: ковши, кубки, чарки, блюда, серебряные чаши, украшенные драгоценными камнями. Заздравные чаши наполняли мёдом или пивом и передавали от гостя к гостю. Пившие из одной чаши становились членами одной семьи, братьями.

Вот мы и совершили короткое путешествие в Древнюю Русь.

Оставим же богатыря веселиться на пиру, ведь впереди у него ещё много ратных дел.

А наше путешествие ещё будет продолжено. Ведь ты только начинаешь изучать такую интересную науку, которая называется история!

ПРИЛОЖЕНИЯ

(часть 3)

РУССКИЕ БЫЛИННЫЕ БОГАТЫРИ



Илья Муромец готовится

к схватке с Соловьем-разбойником

Добрыня Никитич стоит в дозоре у ворот града Киева.


Алёше Поповичу в бою помогают меткий лук и щит

В бою богатыря

защищают кольчуга,

железный шлем

и крепкий щит.





Не одолеть захватчикам богатырей, защищающих родную Землю.


Кистень - грозное оружие богатыря

Илья Муромец спешит к новым подвигам!

И мы с тобой, дружочек, будем прощаться. Надеюсь, на летних каникулах ты с удовольствием будешь читать книги о богатырях, и раскрашивать картинки.

До новых встреч!


Русский богатырь, как известно, вел ближний бой. Один на один, или один на всех. Что помогало богатырю одерживать ультимативную победу над противником? Контактное оружие.

Меч

Меч – не просто русское оружие, а символ военной власти. Мечом клялись в споре, с ним разговаривали, ему давали имя, это имя выписывалось древними мастерами в верхней трети клинка.

Меч изготавливали из нового для человечества материала – металла. Его было не просто достать, недопустимо забыть и позорно потерять. Он был эксклюзивом у хозяина, и ещё не понятно, кто кем на самом деле владел.

Меч покупали за равное его весу количество золота. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали, перво-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл. Также он должен был с легкостью и не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.

Боевой топор

Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.

Сабля

Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля – режущее.

Славяне стали использовать саблю на пограничных с кочевниками территориях, : так как им надо было противостоять легким всадникам, и для конных воинов она была очень удобна. Считается, что славяне, переняв саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше – в западную Европу.

Нож

Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью.

Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.

Копьё

В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.

Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.

Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.

Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.

Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии - «шишка», «набалдашник».

Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара.

Кистень

Кистень – это оружие кочующего богатыря - идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален - им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину. Однако кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.

Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!