Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Дождь как явление природы для детей. Почему идет дождь

Столков Данил

Данный материал подготовлен к Форуму знаний учащихся. Это первый опыт ребенка в исследовательской деятельности. Данила заинтересовало происхождение дождя. С помощью учителя ребенок находил необходимую информацию и проводил опыты. Среди начальных классов эта работа заняла первое место.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Откуда берётся дождь? Сообщение ученика 2 б класса Столкова Данила.

Без пути и без дороги Ходит парень длинноногий, В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле.

Цель: выяснить, как образуется дождь Задачи: - прочитать научно – познаватель- ную и энциклопедическую литера-туру о дожде и сделать анализ; - пронаблюдать образование дождя; - сделать выводы.

Гипотеза: возможно дождь образуется из-за испарения воды. Методы: - анализ литературы; изучение раз-личных источников; работа с фото-материалами и документами; работа в сети интернет, подбор текстов; - наблюдение и сравнение; - консультация с руководителем.

Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.

Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, они образуют облако.

Опыт №1 Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Опыт № 2 Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

Дождь бывает разный. Ливень

косой дождь грибной дождь

Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов

Приметы дождя. Лягушки квакают - к дождю. Собака траву ест – к дождю. Интересные факты о дожде. Именно дождь стал причиной появления дартса. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

Вывод: - дождь образуется в результате конденсации водяного пара.

Как образуется дождь, знает в наше время любой школьник, но все-таки стоит освежить знания. Водяной пар - невидимая, но всегда присутствующая составляющая воздуха, окружающего Землю. Во всех земных водоемах, начиная от океанов и морей и заканчивая небольшими прудами, постоянно происходит процесс испарения воды. Из жидкости она превращается в газообразный пар. Чем теплее вода, тем быстрее она испаряется, и чем больше площадь водоема, тем больше воды превращается в пар. Люди не видят этого испарения, водяной пар становится видимым там, где он охлаждается, где происходит конденсация, то есть на большой высоте. Конденсация - это процесс превращения невидимого пара на видимую жидкость. Основная роль в этом принадлежит солнечной энергии. Она поднимает пар высоко в небо и превращает в облака. Ветер, в свою очередь, разносит на большие расстояния, распределяя по территории земли жизненно необходимую влагу.

Механизм образования дождя

Как образуются капли дождя? Как только облако полностью насытилось и не может принимать влагу, внутри него начинается процесс падения наименьших капелек. Падая, они связываются с другими капельками, которые создают капли еще больше, и в результате можно наблюдать, как образуется дождь.

Во время ливня создаются большие капли, которые могут достигать 7 мм в диаметре. Капля мелкого дождика меньше чем полмиллиметра. Во время мелкого дождя капли практически не разделяются на отдельные, а все становится мокрым. Дождь - это на самом деле облако, которое сбрасывает само себя. Это наблюдается, когда капли или кристаллики, из которого оно создано, делаются излишне тяжелыми и выпадают в направлении Земли. Метеорологи выделяют несколько методов превращения капель в дождь. Как образуется дождь, зависит от того, через какие тучи проходят капли - теплые или холодные. Теплые тучи созданы из крошечных частичек воды. Падающие капли часто превращаются в пар в полете до земли. А бывают настолько большие, что обрушиваются на землю в виде ливня. Крохотная капелька проходит сквозь тучу, при этом она сталкивается с другими капельками, и, уже объединившись, они создают большую каплю. Такая капля собирает другие капли на своем пути вниз. Воздух, который проносится вокруг скоростной капли, притягивает крошечные капли, увеличивая ее вес. Иногда она становится настолько тяжелой, что падает с высоты в лужу.

Откуда берутся снежинки?

Дождь, снег - все эти явления изучают метеорологи и синоптики, чтобы предусмотреть их и вовремя предупредить население о непогоде. В холодных тучах капли зарождаются кристалликами льда. Холодные облака формируются высоко в небе и переносятся в районы, где температура всегда за пределом замерзания (0 о С). Такие облака являются смесью водных капель и кристалликов льда. Когда вода испаряется из жидких капель, она примыкает к кристалликам, замерзая и превращаясь в твердое тело. Когда кристаллики вырастают и набирают влагу, они превращаются в снежинки и падают сквозь облако. Но если снаружи не слишком холодно, снежинки существуют недолго. Они спускаются в слои теплого воздуха и начинают таять, вновь превращаясь в дождевые капли. Как возникают снежинки? Если в облаке находятся зоны разной температуры и влажности, оно превращается в снежную машину. Влажный теплый воздух, который несет с собой капли воды, проходит в сухие холодные зоны облака. Благодаря низкой температуре капельки замерзают и образуют ядро будущей снежинки. Вокруг ядра в определенном порядке собираются частички теплой воды, превращаясь в снежный кристаллик. Каждая снежинка состоит из 2-200 отдельных кристаллов. Кристаллики образуются в холодных облаках высоко над землей, где температура может понижаться до -40 о С и водяной пар замерзает, превратившись в лед. Снежный кристалл оставляет облако и падает на землю. Снег кажется кристально чистым, когда выпадает, но на самом деле большинство снежинок создаются вокруг крошечных частичек пыли, которые ветер принес в небо, водяной пар может кристаллизоваться даже вокруг маленьких частичек дыма. Если рассмотреть в мощные микроскопы, можно увидеть эти частички, которые прячутся внутри снежинок. Три четверти снежинок наросли вокруг крошечных, невидимых кусочков глины или земли.

Форма снежинок

Наверное, каждый человек имел возможность полюбоваться замысловатой формой снежинок, когда, плавно опускаясь с неба, они оседают на варежке или пальто. Каждая снежинка отличается формой и собственным особенным строением. Основная форма кристаллика снега зависит от температуры, при которой сформировалась снежинка. Чем выше находится туча, тем она холоднее. Из высоких в которых температура ниже -35 о С, создаются шестигранные призмы, когда температура облаков находится в пределах -3-0 о С, образуются снежинки в виде пластин. При температуре -5-3 о С образуются игольчатые снежинки, а от -8-5۫ о С в виде колонн. При -12-8 о С снова образуются пластинки. Если температура опускается ниже - снежинки приобретают форму звездочек. Увеличиваясь, снежинки становятся тяжелее и падают по направлению земли, их форма меняется. Если снежинки падают, вращаясь, их форма будет идеально симметричная, если опускаются, раскачиваясь в стороны, форма их становится неправильной.

Если воздух под снежной тучей теплее, чем 0 о С, снежинки при падении могут растаять, превращаясь в капли дождя, это объясняет, как образуется дождь и снег, переходящий в дождь. Но если воздух достаточно холодный, снежинки долетят к земле, укрыв ее белым покрывалом. Очутившись на земле, снежные кристаллики постепенно теряют свои утонченные узоры, спрессовываясь под действием других снежинок.

Когда выпадает иней?

Иней относится к твёрдым атмосферным осадкам, которые выпадают тонким слоем ледяных кристалликов. Появляется на земле и предметах при замерзающей почве, тихом ветре и чистом небе. При температуре ниже нуля он выпадает в виде шестиугольных кристаллов, при более низкой температуре - в виде пластинок, ниже -15 °C кристаллы инея принимают вид тупоконечных игл. Образуется иней на любых объектах, чья поверхность холоднее воздуха: на траве, земле, крышах, на стекле.

Кислотные дожди

(дождь, снег) с повышенным содержанием кислоты представляют собой Как образуются они? Источниками появления кислотных дождей могут быть как естественные процессы (вулканическая активность, разложение растительных остатков), так и промышленные выбросы, в первую очередь диоксида серы (SO 2) и оксидов азота (NO, NO 2 , N 2 O 3), при сжигании различных видов топлива. Соединяясь с влагой в атмосфере, образуют серную и азотную кислоты. Если кислотные вещества, растворившись в воздухе, попадают в атмосферу, насыщенную влагой, то кислоты выпадают на землю в Если вода, включающая кислоты, выпадает на растительность и на землю, она наносит вред флоре и фауне земли.

Разноцветные дожди

Иногда люди могут наблюдать такие явления, как цветные дожди. Цветной дождь - редкость, но он на самом деле может быть цветным. Как образуется дождь с разным цветом? Например, красный дождь был замечен в апреле 1970 года в Фессалониках в Греции. Мощный ветер над пустыней Сахара поднял очень много частичек красной глины высоко в небо, а потом перенес их в облака в небе над Грецией. Поток дождя смыл глину с облаков, но цвет дождя был некоторое время красным. В 1959 году в штате Массачусетс прошел дождь желто-зеленого цвета. Виновником оказалась весенняя пыльца из растений, поднятая ввысь. А еще в марте 1972 года выпал голубой снег во французских Альпах: этот снег окрасился минералами, принесенными из Сахары.

Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №19» го Саранск

Исследовательская работа

«Что такое дождь?»

Выполнила:

Пронькина Анна

ученица 1Б класса

Научный руководитель:

Овчинникова Людмила Васильевна

САРАНСК 2015

Содержание

Введение………………………………………………...2

Основная часть

1. Что думали о дожде наши предки……………….....3

2. Что такое дождь……………………………………..3

3. Как образуется дождь……………………………….3

4. Почему идет дождь………………………………….4

5. Подробнее о дожде………………………………….5

6. Какие бывают дожди………………………………..6

7. Приметы дождя……………………………………...7

8. Интересные факты о дожде……………….…….….8

9. Загадки о дожде……………………………………..8

10. Мои опыты……………………………………..…..9

Заключение……………………………………..…….13

Список литературы……………………………………14

Введение

Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды м не стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.

Объект исследования: дождь

Предмет исследования: процесс образования дождя

Цель исследования: выяснить, как образуется дождь

Задачи исследования:
- найти рассказы о дожде, о природных явлениях;

- прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
- пронаблюдать образование дождя;

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;

Сделать выводы;

Записать интересные факты о дожде.

Для решения поставленных задач, я использовала следующие методы:

    Изучение познавательной литературы по выбранной теме.

    Наблюдение.

    Проведение исследовательского эксперимента.

    Отбор фотографий, материалов по теме.

    Обобщение результатов и выводы.

На основе наблюдений я выдвинула гипотезу : дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.

1. Что думали о дожде наши предки.

Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.

Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.

Появлялись боги и духи, управляющие дождём, заклинания для вызывания или прекращения осадков. Во многих культурах выполняется специальный , исполняемый во время засухи. В засушливых районах, например, в Африке, , дождь считается благословением.

2. Что такое дождь.

Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.

3. Как образуется дождь.

От солнечного тепла вода с поверхности лужиц, ручейков, озер, рек, морей и океанов и ручьев испаряется и превращается в пар. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.

Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Туда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе. Собираясь вместе, эти капельки образуют облака. Облака парят в небе и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.



4. Почему идёт дождь.

Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются в более крупные – образуются тучи. В тучах капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.

5. Подробнее о дожде

Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Если капли меньше – такой дождь называется . Капли с диаметром больше 7 мм разбиваются, пока летят из облаков, на меньшие капли, поэтому даже при сильнейшем ливне капли не будут крупнее.

Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».

6. Какие бывают дожди

    Грибной дождь - мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца

    Слепой дождь - дождь, идущий при свете солнца;

    Грозовой дождь (дождь с грозой);

    Дождь с градом;

    Снежный дождь (дождь со снегом);

    Купальный (окатный) дождь

    Ливень (проливной дождь)

    Моросящий дождь (изморось)

    Полосовой дождь (идущий полосами)

    Косой дождь, косохлёст;

    Ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь »;

    Затяжной (обложной) дождь;

    Спорый дождь.

7. Приметы дождя

8. Интересные факты о дожде

1. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата.

2. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.

3. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

4. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду».

5. Наиболее дождливые места на земле – это Индия, Китай, Япония, Бразилия, страны Центральной Америки. Наиболее засушливые – пустыни , а также значительные территории , западные территории и Америки.

6. В России наибольшее годовое количество осадков – на восточном берегу и на (более 2 м в год). Самое малое количество осадков – на северном побережье (менее 20 см в год), и островах

9. Загадки о дожде

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь )

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь )

10. Мои опыты

Опыт 1.

Представим что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца нам поможет электричество.

Когда чайник закипает, вода превращается в пар (рис.4).

Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.

Мы охлаждаем пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).

Пар превращается в капельки воды, которые стекают вниз (рис.6), так же как из тучи идет дождь.



В
ывод:
При кипении вода превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду

Опыт 2.

Плотно сжали сухой комочек ваты. Затем опустили его в блюдце с водой (рис.7). Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняли вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце (рис.8).

Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать (рис.9). Идет дождь.



В

ывод:
облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Заключение

В ходе этой работы я узнала, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.

Я, вместе с родителями, провела опыты, которые помогли увидеть, как происходит образование капелек дождя, и почему начинают капать капли из туч.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.

Список литературы.

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006 г.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

3. Интернет- сайты:

    allforchildren.ru

    genon.ru

    iceybiblio.amoti.ru

    meritnation.com

    minitigra.com

    Татьяна Панкова
    Конспект НОД «Откуда берётся дождь?»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-

    детский сад комбинированного вида № 38 «Семицветик»

    г. Балаково Саратовской области

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    в подготовительной группе

    на тему :

    «Откуда дождь пришёл

    Воспитатель :

    первой квалификационной категории

    Т. В. Панкова

    Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация» ,

    «Музыка» , «Чтение художественной литературы»

    Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

    Задачи :

    Развивать поисковую деятельность детей : способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

    Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде , видах дождя .

    Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

    Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

    Предварительная работа :

    Беседа с детьми о значении воды

    Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ » и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.

    Чтение сказки Т. А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»

    Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

    Чтение сказки «Круговорот воды в природе»

    Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)

    Дидактическая игра «Кому нужна вода»

    Рисование на тему «Путешествие Капельки»

    Познавательная игра «Где, какая вода бывает?» , «Хорошо или плохо» .

    Презентация на тему : «Какие бывают облака» , «Какие бывают дожди »

    Планируемые результаты :

    Имеет представления о возникновении облаков и дождя , знает виды дождя , знает о пользе дождя для всего живого , выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.

    Оборудование и материалы :

    Видеосюжет «Почему идёт дождь » , презентация : «Какие бывают дожди » ,

    Глобус, иллюстрации с изображением природных явлений, круговорота воды в природе, контуры облаков, музыкальное сопровождение, медальки.

    Для опытов : вата, баночки с водой, пинцеты, пипетки, альбомные листы.

    Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней….

    Ход НОД

    (звучит мелодия «Дорогою добра» )

    Организационный момент.

    Воспитатель входит в группу и держит за ниточку геливые шарики в виде небольшого облачка.

    Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила….Как вы думаете что это? Правильно, ребята это облако. Но облако это непростое. Облако это с письмом. Давайте с вами посмотрим, что же это за письмо (читаю) . Ребята, письмо это из научной лаборатории. Адресовано оно вам – ребятам- дошколятам. Давайте все вместе его прочитаем!

    Дорогие ребята!

    Мы знаем, что вы очень любознательные дети и вас интересует физика и всё что с ней связано. Ведь слово «физика» переводится как «природа» . Поэтому у нас к вам есть вопрос «Откуда берётся дождь

    Вот такое интересное письмо. Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь ? Я сегодня предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Но для начала отгадайте загадку :

    На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой

    Нам показывает страны

    Реки, горы, океаны.

    (глобус)

    Работа с глобусом

    Ребята, глобус – это макет земного шара. Давайте с вами внимательно его рассмотрим. Какие цвета мы можем увидеть на глобусе (голубой, жёлтый, зелёный коричневый, белый) . Что обозначают эти цвета на глобусе? (Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу, белый – снег или лёд, голубой, синий цвета – обозначают воду).

    Какого цвета больше на глобусе? (голубого)

    Какой вывод мы можем сделать? На нашей Земле много воды. Большие голубые пространства – это океаны и моря, реки и озёра, пруды. Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)

    Иллюстрации с изображением природных явлений : В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь , туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)

    В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь )

    Воспитатель : Дети, а что такое дождь ?

    Дети : Это капельки, которые падают с неба.

    Воспитатель. А откуда он идет ?

    Дети. Из облачка или тучки.

    Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том как же на самом деле появляется дождь в природе .

    1. Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя .

    Как рождается дождь ? (Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.)

    Где собираются капельки воды, и что происходит потом? Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.

    А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место где учёные проводят опыты и эксперименты) . Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

    Как нужно себя вести? (тихо, спокойно)

    Что нельзя делать? (толкаться)

    Почему? (чтобы не испортить оборудование)

    А ещё ничего нельзя трогать без разрешения.

    Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

    (пояснение опыта : - Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. То же самое происходит в природе. Идёт дождь . Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча….(дождь ) .

    Физминутка «Дождик »

    Мы с вами сказали в воздухе капельки воды образуют облако. Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками? Оказывается облака тоже бывают самых разных форм и размеров. С виду облака похожи на громадные комья ваты. Они легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.

    Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Перед вами лежат контуры облаков. Внимательно рассмотрите их, обведите карандашом и назовите.

    (пока выполняется задание звучит мелодия облака)

    Звучит мелодия «Весна. Лёгкий дождь »

    Дождь … Как много он способен рассказать. Его часто ругают, не любят, но иногда и очень ждут. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости.

    А какое настроение у вас вызывает дождь ? (ответы детей)

    Дождь – это известное явление природы. Но дождь дождю рознь , очень уж разный у них характер и внешний вид. Я предлагаю вам посмотреть какие бывают дожди ?

    Показ презентации

    Беседа после показа

    В какое время года идёт тот или иной дождь (грибной дождь идёт летом , полосовой дождь может идти и лето и осенью на одной улице есть, а на соседней нет; слепой дождь , ливень идут летом; затяжной дождь идёт больше весной или осенью; снежный дождь , дождь с градом зимой или в холодное время года

    Почему вы так решили?

    Похож ли летний дождь на осенний ? (летом идут грибные, слепые, озорные дожди . Осенью дождь моросящий , затяжной, холодный). А зимой дождь превращается в снег .

    ИЛЛЮСТРАЦИИ :

    Так чем же полезен дождь ? (растениям он нужен для роста) ;

    Человеку облегчает труд поливает огороды

    Летом дождь спасает от жары и людей и животных

    Форма дождевых капель при приземлении.

    Наполни пипетку чистой водой. Держи пипетку на высоте примерно 30 см над бумагой и капни одну каплю воды. Обведи край капли фломастером или ручкой. Повтори действия. Получились капли одной формы? Вывод : все капли разной формы.

    Какой бывает дождь ? Обогащаем словарь детей.

    Цель игры : обогащать словарь детей новыми словами.

    Стихи к игре :

    Дождик крапал , моросил,

    Припускал, стучал, косил,

    Ливнем лил, стеной стоял,

    Барабанил, травы мял.

    Дождь слепой и проливной ,

    Нарастающий, грибной,

    Обложной, висячий, скорый,

    Сонный, медленный и спорый.

    Как камыш стоймя стоячий,

    И холодный, и горячий.

    А еще есть грозовой,

    Радужный, полосовой,

    Параллелями и в сетку,

    А при ветре даже в клетку…

    Вот так много есть дождей

    Для растений и людей (О. Григорьев)

    Как играть : Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал ? Собираем все слова из стихотворения.

    Можно провести игру со словами в игровой форме - нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения - это одна капелька дождя , которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку) . Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения .

    Рефлексия :

    На этом наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

    Что было для вас самым интересным? Что вас удивило больше всего?

    Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и я хочу наградить каждого из вас медалью, на ней написано «Маленький учёный» . Это значит, что вы и дальше будете узнавать много нового и интересного, проводить чудесные и необычные опыты. (вешаю медальки в форме капелек на грудь каждого ребёнка)

    Не привыкайте к чудесам,

    Дивитесь им дивитесь!

    Не привыкайте к небесам,

    Глазами к ним тянитесь.

    Приглядывайтесь к облакам,

    Прислушивайтесь к птицам,

    Прикладывайтесь к родникам,

    Ничто не повторится.

    За мигом миг, за шагом шаг

    Впадайте в изумленье,

    Всё будет так или не так

    Через одно мгновенье.

    Или снег. Идет и идет, только погода плохая, это портит настроение. А между тем это интереснейшее природное явление, которое нелишним будет изучить всем, ведь, став родителями, люди часто слышат такие, казалось бы, простые вопросы: "Почему идет дождь или светит солнце?". Крохам необязательно объяснять все в подробностях, но шести- или семилетний ребенок уже вполне способен понять серьезное объяснение. Так что лучше знать ответ на вопрос, который ребенок может задать при напоминании о зонтике и плохой погоде.

    Их школьного курса химии многим известно, что вода может пребывать в нескольких агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Причем из жидкого в газообразное состояние она переходит практически постоянно и тем интенсивнее, чем выше ее температура. Если оставить на столе лужицу воды, через некоторое время она высохнет - испарится. Точно так же она испаряется из рек, озер, с листьев растений, почвы - с любых поверхностей. Она попала туда из и озер, которые питает дождь, прошедший до этого. Итак, эта превращается в

    Но в природе все уравновешено: как на крышке кастрюли с кипящей водой, так и высоко в тропосфере, где температура воздуха значительно отличается от той, что наблюдается около земли, образуется конденсат, то есть капли воды. Когда они становятся очень тяжелыми, то есть их накапливается много, образуются а потом капли падают на землю под воздействием силы тяжести - дождь идет! Вода собирается в ручейки, речушки, в конце концов ее остатки могут дойти до одного из океанов. Все начинается сначала. Конечно, этот процесс описан несколько упрощенно, но без серьезных упущений.

    Это явление известно как круговорот или водоворот воды в природе. Впрочем, последний термин несколько неверен, поскольку водоворотом обычно называют другое явление, не имеющее никакого отношения к осадкам.

    Весь этот небольшой рассказ объясняет, почему идет дождь. Иногда вместо него идет снег, это капли воды замерзают и становятся снежинками - кристалликами льда. Град - еще более интересное явление, оно возникает, когда конденсат, то есть капельки воды сталкиваются с очень холодным воздухом, тогда некоторые из них могут замерзнуть, но не стать снежинками, а превратиться в градины. Крупный

    град может образоваться, если в облаке есть сильный воздуха, который не дает осадкам выпасть довольно долгое время. Когда же это холодное облако сталкивается с более теплым воздухом, начинается гроза, выпадает град. Это явление, впрочем, не нужно путать с снежной крупой или дождем со снегом - они значительно отличаются.

    После дождя, особенно если погода теплая, даже жаркая, можно увидеть радугу. Когда дождь грибной, то есть солнце не скрыто за тучами, ее можно видеть прямо во время дождя. Она появляется, когда через мелкие капельки испаряющейся или падающей воды светит солнце. Это красивое природное явление очень нравится детям, так что иногда на вопрос: "Почему идет дождь?" - можно даже ответить: "Для того, чтобы люди увидели радугу".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!