Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Дикие животные. Познавательное занятие «Дикие животные

Окружающий мир удивляет своим разнообразием и многообразием. На нашей планете, в самых разных ее уголках, обитают всевозможные дикие животные. Они играют большую роль во многих природных процессах в местах своего обитания, являются объектами живой природы.

Дикие животные и человек

Дикие животные обитают в естественных природных условиях, и не зависят от человека и благ цивилизации. В давние времена они служили основной пищей для людей, на них велась охота ради мяса и теплого меха. Но и сейчас, в отдаленных местах земного шара еще можно встретить малые народности и племена, которые традиционно добывают себе пищу при помощи охоты на диких животных.

Поскольку дикие животные являются предками современных домашних животных, они помогают селекционерам в выведении новых пород с ценными качествами - более высокой продуктивностью или лучшей приспособленностью к суровым условиям. Такие породы дают более жирное молоко, более крепкий и густой мех.

Рис. 1. Мустанги - дикие лошади.

Дикие животные участвуют в научных исследованиях, помогающих лучше понять процессы, которые происходили в живой природе много веков назад. Исследуя диких животных, ученые находят новые способы борьбы с болезнями, изучают высокую приспособляемость этих существ к внешним, порой, весьма неблагоприятным условиям.

Многообразие диких животных

На земном шаре обитает большое количество самых разных диких животных. Как правило, классифицируют их по двум основным признакам: среде обитания и типу питания.

По среде обитания или ареалу животные условно делят на следующие виды:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • водоплавающие (выхухоль, ондатра, бобер);
  • степные (тушканчик, заяц, хорек, сайгак);
  • лесные животные (кабан, волк, олень, лиса, барсук, медведь, рысь);
  • обитатели пустынь (суслик, еж, лисица корсак, тушканчик);
  • обитатели арктических пустынь (белый медведь, морж, северный олень, песец).

Рис. 2. Лисица Фенек - пустынное животное.

В зависимости от места обитания - климатических условий, рельефа местности, источников питания - дикие животные смогли максимально хорошо к ним адаптироваться. Например, животные суровой Арктики имеют очень густой мех и толстый слой подкожного жира, согревающий их в лютые морозы. А обитатели знойных пустынь могут долгое время обходиться без воды и стойко выдерживают даже самую высокую температуру воздуха.

По типу питания дикие животные бывают нескольких видов:

  • Растительноядные - питаются всевозможными растениями, кореньями, ягодами, плодами деревьев. Их особенность - хорошо развитые челюсти, сильные выносливые ноги и копыта. Все это позволяет им питаться растительной пищей и спасаться от хищников. К таким животным относятся грызуны, олени, слоны, кенгуру, зебры, лоси и многие другие.
  • Плотоядные - питаются насекомыми, крупными и мелкими животными. Отличительные признаки: очень острые зубы и когти, отличный слух, острое зрение и обоняние, высокая скорость бега. Это тигры, медведи, лисы, волки, барсуки, рыси и другие хищники.

Рис. 3. Пума - типичный представитель хищников.Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 114.

Предмет: Природоведение 2 класс общеобразовательной школы

Тема урока: Дикие животные и их роль в жизни человека

Тип урока: Урок открытия нового знания

Деятельностная цель: Формирование у учеников ассоциативного самостоятельного мышления по получению новых знаний

Образовательная цель: расширение базы знаний за счёт узнавания новых элементов

Формирование УДД:

  1. Личностные - самоопределение, нравственно-этическая ориентация.,
  2. Познавательные - общеучебные в рамках учебного плана.,
  3. Коммуникативные - умение выражать свои мысли, постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества.

Ход урока

1. Организационный момент, (1-2 мин)

Разнообразие живого на нашей планете настолько велико и разнообразно, что вызывает восхищение. Растительный и животный мир являются соседями и братьями нашими меньшими. И чем больше мы узнаём о них, тех интереснее. Посмотрите на плакаты, развешанные в классе и сформулируйте тему сегодняшнего урока. О чём мы будем с вами разговаривать сегодня? Животные, звери. Слово «животные» произошло от старорусского слова «живот» - жизнь. В науке это слово имеет очень широкое понятие. К животным относятся не только звери. Это и птицы, и пресмыкающиеся, рыбы, и даже насекомые. Но в узком значении мы, конечно, рассматриваем, прежде всего, млекопитающих.

(Ученики должны сами предложить возможную тему урока основываясь на рассмотренных плакатах и наводящих вопросов учителя)

2. Актуализация знаний, (4-5 мин)

Что общего в этих животных на плакатах и в чём различие? Это животные дикие и животные домашние. Кто может ответить - откуда появились домашние животные? Домашние животные все когда-то были приручены человеком. У каждого домашнего животного в природе существует близкий родич. Кто подскажет, какое домашнее животное произошло от какого дикого? Правильно. Многие домашние животные и их дикие сородичи совсем не отличаются по внешнему виду. Одомашнивание диких животных происходило на протяжении многих веков и тысячелетий, некоторые животные, живущие рядом с человеком, очень изменились. Например, знакомая всем лошадь очень сильно отличается по своему виду от лошади Пржевальского, а домашние куры гораздо крупнее своих диких сородичей из южных джунглей и утратили способность летать.

3. Постановка учебной задачи, (4-5 мин)

(Наглядная таблица: Дикие и домашние животные)

Кто может ответить - каких видов животных больше, диких или домашних? Да. Человек приручал немногие виды дикой природы, а только те, которые могли принести ему пользу в жизни. Количество диких видов неизмеримо больше. Что бы вы хотели сегодня изучить? Что вам интереснее? Давайте остановимся сегодня на диких животных.

Назовите самых известных диких животных.

(Ученики активно участвуют в формировании направления беседы, они задают интересующие вопросы и выдают собственные ответы.)

Варианты ответов:

Слон, медведь, лиса, заяц, волк, кит. Достаточно. Да, да, кит - это тоже животное, это тоже млекопитающее, очень большое и древнее. Сейчас киты охраняются всемирной организацией «Фонд Дикой Природы», охота на китов запрещена во всём мире. Слон второе по крупности животное в мире. Он обитает в Африке и Юго-Восточной Азии. Слонов приручил человек очень давно, и они помогают ему в поднятии и перевозке тяжестей.

А кто назовёт больше всего диких животных живущих в нашей полосе?

В лесах и на полях России. Стимулировать воспоминания и направлять.

Молодцы. Изучать диких животных очень интересно. Каждое имеет свои повадки и образ жизни, каждое по-своему воспитывает детёнышей, каждое приносит какую-либо пользу. Или вред? Давайте подумаем, какую пользу приносят дикие животные человеку. Почему их надо охранять?

4. Открытие новых знаний, (8-10 мин)

(В ходе рассказа учителя ученики отвечают на задаваемые вопросы. Задают вопросы учителю по ходу объяснения. )

Варианты ответов:

  • Дикие животные являются предками домашних.
  • Дикие животные являются объектами охоты.
  • Дикие животные объектом научного исследования для создания новых пород домашних, которые более устойчивы к природным факторам и болезням.
  • Они красивые и интересные.

Всё это правильно.

(Иллюстрация: Какие встречаются дикие животные)

Дикие животные в древние времена являлись источником пищи и одежды. Охотники получали от них мясо и шкуры. Даже в современном мире в некоторых регионах Земли сохраняется зависимость человека от дикой природы в обеспечении пищей. Традиционным морским промыслом является охота на моржей для народностей Крайнего Севера. До сих пор модны меха диких пушных животных.

Являясь предками домашних животных, дикие животные помогают в выведении новых пород, которые приспособлены к суровым условиям, или пород, которые более продуктивны. Такие породы дают больше шерсти, более жирное молоко, более густой и крепкий мех. Представители дикой природы часто используются для получения гибридов. Очень важна роль зверей в науке. Исследование диких животных помогает понять учёным все процессы, происходящие в живой природе сейчас, и которые происходили много веков назад. Учёные изучают на диких животных способы борьбы с болезнями, изучают методы приспособляемости животных к внешней среде.

5. Первичное закрепление (4-5 мин)

Учитель устраивает общую беседу на тему: какие животные полезны, по каким причинам.

(Ученики вспоминают и перечисляют известных диких животных и их пользу.)

6. Самостоятельная работа с проверкой, (4-5 мин)

Давайте отдохнём немного. Давайте подумаем, в чём самое большое отличие диких и домашних животных? Тем, что домашние животные выведены человеком, и прожить без человека не смогут. Одичавшие по каким-либо причинам домашние животные представляют из себя жалкое зрелище и с радостью возвращаются к человеку. А может ли человек прожить без животных?

(По очереди несколько учеников называют отличия домашних и диких животных, по просьбе учителя класс активно корректирует ответы. )

7. Систематизация новых знаний, (8-10 мин)

Кто видел мультфильм или читал книжку Виталия Бианки «Старик и сова»? Если нет знатоков, следующий вариант, было бы плохо, если какой-нибудь вид животных вдруг исчез? Представьте, как было бы грустно, если бы в лесу не пели птицы. Как было бы скучно, если бы в море не было дельфинов. Как было бы жалко, если бы мы вдруг уже не смогли никогда увидеть оленей, зайцев, лисиц. Но ещё есть одна причина, по которой все животные на Земле выполняют определённую функцию своего существования. Дикие животные являются одной из ступеней пищевой пирамиды, одним из факторов биологического равновесия.

(Ученики продолжают предлагать варианты, почему дикие животные полезны. Живо обсуждают тему этичности охоты. )

Взгляните на доску, здесь вы увидите как всё тесно взаимосвязано в природе.

(Либо плакат, либо просто вычерчивается схема на классной доске .)

Ещё со времён древнего человека, когда он полностью зависел от природы в пропитании, такая пирамида могла объяснить всю важность диких животных для человека. Насекомые питаются соком растений, пыльцой и нектаром цветов, птицы питаются насекомыми, маленькие хищные зверьки ловят птиц для пропитания и сами становятся добычей крупных хищников, на крупных хищников и крупных травоядных охотится человек, что бы получить мясо и шкуры. Если из этой «пирамиды» вытащить хоть один кирпичик, она развалится. Если в лесу не станет птиц, то нечем будет питаться мелким хищникам, а насекомых будет великое множество. Комары и мошки будут сильно досаждать копытным и вынудят их уйти в другое место. Мелкие хищники перестанут производить потомство из-за голода, а то и начнут воровать домашних гусей и кур. Крупные хищники также начнут мешать человеку в его жизни, потому что без копытных им не на кого будет охотиться.

В современном мире уже нет той необходимости в охоте на зверей в лесу, человеческая цивилизация изобрела множество искусственных материалов для производства одежды. Сельское хозяйство снабжает нас продуктами в полной мере. Но от этого важность дикой природы для человека не уменьшилась. Мы все составляем единый природный комплекс, связаны друг с другом множество связей. Весь этот природный комплекс составляет «великое равновесие».

8. Итоги урока и домашнее задание

9. Рефлексия деятельности

Учитель просит учеников оценить их общую работу в классе на уроке. Оценить свои действия и был ли интересен рассказ учителя.

(Ученики самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке и деятельность товарищей. )

Молодцы, мы сегодня интересно провели урок, к следующему уроку мы подготовимся и узнаем ещё что-нибудь новое и интересное.

Артикуляционные упражнения по теме «Дикие животные».

1. Развитие мелкой моторики
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

Мальчик с пальчик, Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются - кланяются.)

И. Лопухина

Мама мишек будит рано.

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)

Не встают они с дивана!

(Удивленно пожать плечами.)

Эй, Большак! Вставай скорей!

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)

Ну, а ты, лентяй Указка,

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)

У тебя засохла краска!

(Изобразить руками ведро.)

Вы должны с Середняком

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)

Побелить амбар и дом.

Безымянный, мой бедняжка!

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)

Полежи еще два дня.

Ты, Мизинчик-малышок,

(Разогнуть мизинцы.)

Роста у тебя - вершок!

(Показать, какого роста мизинец.)

Но зато проказ и драк

(Погрозить мизинцу пальцем.)

Е. Карельская

2. Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку.

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувше­гося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

3. Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

4.Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево.

Круговое движение нижней челюсти.

5. Упражнения для щек и губ

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь.

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

Ежик фыркает.

Вибрация губ.

6. Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

И. Лопухина

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

8. Психогимнастика. Пластические этюды

Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Обыгрывание ситуаций.

Медведь в берлоге.

Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает.

Зима. Медведь находится в зимней спячке.

Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги.

Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Медвежата и пчелы.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.

Олени в тундре.

Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.

Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Шумный Ба-Бах

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся

Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья - порх!

Шебуршонок в норку - порх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах

В очень громких сапогах.

Дж. Ривз

Бедный мишка заболел -

Мишка много меда ел.

Мишка плачет и кричит:

У меня живот болит!

Мишка стонет,

Слезы льет -

У него болит живот.

Непослушный

Жадный мишка

Съел лесной малины.

Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи по теме «Дикие животные».

Задачи:

Образовательные:

Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
- Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
- Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

Коррекционно-развивающие:

Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
- Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
- Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
- Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
- Развивать слухоречевую память, внимание;
- Развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непосредственной образовательной деятельности;
- Прививать любовь к природе, животным.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите что я для вас приготовила (СЛАЙД № 2). Кто это? Как их называют? Почему?
Логопед: Правильно, послушайте, ребята, стихотворение про диких животных.
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.



Основная часть

1. Загадки. Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:
а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).
б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).
г) Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).
е) Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это... (ёж)
ж) Не голос - громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нём - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он - сохатый, значит - (лось).

2. "Кто кем раньше был" . А сейчас я с вами поиграю. Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).
Медведь был кем? - медвежонком
Лиса - лисенком
Заяц - зайчонком
Ёж - ежонком
Волк - волчонком
Белка - бельчонком
Лось - лосенком

3. "Кто где живет?" . Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):
У лисы дом называется - нора. Лиса живет в норе. (СЛАЙД № 3).
У медведя дом - берлога. Медведь живет в берлоге. (СЛАЙД № 3).
У волка дом называется логово. Волк живет в логове. (СЛАЙД № 4).
Заяц живет под кустами. (СЛАЙД № 5).
У ежа дом называется норка. Еж живет в норке. (СЛАЙД № 5).
У белки домик - дупло. Белка живет в дупле. (СЛАЙД № 5).
Лось живет вдалеке от людей, в чаще. (СЛАЙД № 6).

4. "Кто чем питается?" Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.
Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное. (СЛАЙД № 7).
Белка питается грибами и орешками.
Это животное называют грызуном. (СЛАЙД № 8).
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев.
Это травоядное животное. (СЛАЙД № 9).
Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу.
Медведь хищник. (СЛАЙД № 10).
Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное. (СЛАЙД № 11).
Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками. (СЛАЙД № 12).
Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. (СЛАЙД № 13).

5. "Мама, папа и детеныш" . Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок. (СЛАЙД № 14).
Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок.
(СЛАЙД № 15).
Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок. (СЛАЙД № 16).
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок.
(СЛАЙД № 16).
Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок. (СЛАЙД № 16).
Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок.
(СЛАЙД № 16).
Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок. (СЛАЙД № 17).

6. А сейчас, ребята, все закрывают глазки, а (Таня) загадает вам животное, вы подумайте, и скажите, кто это. (Логопед показывает ребенку на картинке дикое животное).

7. Физкультминутка «Дикие животные».
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой - лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой - лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой - ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой - медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою - белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой - зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком

8. Чьи уши? следы? хвост? (образование притяжательных прилагательных по картинкам). Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы).
Следы медведя, чьи это следы? - медвежьи(СЛАЙД № 18).
Волка - волчьи (СЛАЙД № 18).
Лисы - лисьи (СЛАЙД № 18).
Зайца - заячьи (СЛАЙД № 19).
Ежа - ежиные (СЛАЙД № 19).
Белки - беличьи (СЛАЙД № 20).
Лося - лосиные (СЛАЙД № 20).
А сейчас я положу на стол перевернутые карточки с ушами и хвостами зверей, а вы ту, которую вытяните, скажите, чьё это.

9. "Предлоги". Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте их отыщем. (Следим за правильным употреблением предлогов в речи).
Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой.

10. "Составь рассказ по схеме". Ребята, сейчас каждый подумает о том диком животном, которое хочет нам описать по плану:
Кто это __ опиши его __ где живет __ чем питается __ назови членов его семьи.
(Дети описывают животное).

11. Игра "Четвертый лишний". Ребята сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор.
- лиса, кошка, заяц, медведь, волк.
- белка, медведь, жираф, заяц, лиса.
- корова, лошадь, лиса, овца.

12. "Кого не увидишь зимой". Ребята, скажите, всех ли животных, о которых мы сегодня говорили можно увидеть зимой? (нет). Почему? (Медведь и еж впадают в спячку).

Итог непосредственной образовательной деятельности
О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы для себя узнали? Что было интересно? Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания.; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

— Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия

— Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года

— Способствовать развитию связной речи

— Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы

Материалы и оборудование:

— Мольберт (фланелеграф)

— Детали бумажного конструктора для выкладывания фигур животных на фланелеграф

— Набор картинок «животные и их детеныши»

— Декорации для леса (елочки, сугроб-простынь, игрушки: лисичка, зайчонок)

— Мультимедийная система

— Ноутбук с мультимедийной презентацией «Дикие животные»

Оборудование: презентация занятия, листы с изображением диких животных и их детенышей, картинки с изображением хвостов животных.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

Дети: Входят, встают вокруг воспитателя

Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте! Дети садятся за столы

Воспитатель: Теперь давайте сядем за стол, ножки поставим правильно, спинки выпрямим.

Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма.

«Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите!»

Жители леса.

Ну что, отправимся на помощь к животным?

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу. Закрывайте все глаза я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.

Давайте все посмотрим на экран.

Воспитатель: Посмотрите кто же это

Дети: Медведь?

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

Посмотрите на экран.

(дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)

Воспитатель: Вот так медведь спит в своей берлоге.

Как вы думаете ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге

Только весной проснется.

Да…Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса.

Воспитатель: Ой, смотрите,

Под кустом, под кустом,

Кто-то с рыженьким хвостом –

Как вы думаете, кто это?

Дети: Лиса

Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Воспитатель: Под кусточком лисий дом.

Как называется дом лисички?

Дети: Нора.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная

Воспитатель: Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

Дети: Следы заметать

Давайте, мы покажем, как лисичка ходит и следы заметает

(Дети имитируют походку лисы)

Физминутка

Лиса по лесу ходила

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла

Лиса лапотки плела

Возле елочки прошла

Что на елочке нашла?

(Обнаружили на елке грибок)

Воспитатель: Знаем, знаем, что на елке растут шишки и иголки, а цветочки и грибочки не растут на елке. А на нашей елочке, на сучке висит грибок. Чьи это запасы?

Дети: Белочки

Воспитатель: Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети: Чтобы другие звери не достали

Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?

Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый.

Воспитатель: У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?

— Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: — Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель: — Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: — Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем подзорную трубу(руками изображают трубу) и посмотрим на дальнюю полянку (На мольберт (фланелеграф)) вот сюда. Воспитатель вместе с детьми перемещается к одному из столов, на которых разложены геометрические фигуры.

Как вы думаете, что это за круглые комочки между елочками?

Дети: ответы

Воспитатель: Так это же малыши потерялись. Чьи малыши? Кто их родители?

Кто спрятался в этом коричневом кружочке?

Иди Катя, добавь ушки и хвостик, расскажи нам кто это и его маму найди на картинке.

(На столике лежат ушки и хвостики. Ребенок добавляет к кружочку ушки и хвостик, называет малыша и его маму.)

Воспитатель: все ли малыши своих мам нашли?

Дети: Нет, не все. У зайчонка не нашлась мама.

Воспитатель: Скучно зайке одному – давайте с ним поиграем.

Игра с пальчиками и движениями.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

Быстрые ноги у зайчихи, убежала.

Зайчик ускакал, пришел новый житель,

Кто это дети?

Дети: Ежик.

Дети: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Воспитатель: У нас осталась еще одна картинка с животным

Серый страшный и зубастый

Произвел переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех, …..

Дети: это волк

Воспитатель: Расскажите какой он?

Дети: Волк сильный, смелый, умный

Всегда ходит в серой шубке

У волка длинный и протяжный вой.

Воспитатель: Посмотрите у волка тоже есть дом, посмотрите какой он. Его дом называется логовом.

Воспитатель: Послушайте, какое стихотворение хочет рассказать вам старичок Лесовичок: Летним днем, простой тропой, Звери шли на водопой:

За мамой зайчихой прыгал….

Дети: зайчонок.

Воспитатель: За мамой волчицей топал…

Дети: волчонок.

Воспитатель: За мамой лисицей крался…..

Дети: лисенок.

Воспитатель: За мамой медведицей шел ……

Дети: медвежонок.

Воспитатель: За мамой бельчихой скакал…..

Дети: бельчонок.

Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….

Дети: ежонок.

Воспитатель: Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись»

Вам понравилось наше приключение?

Дети: Да!

Воспитатель: Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным и их детенышам.

Воспитатель: Какие игры вам понравились?

Дети: «Ушки и хвосты», «Мамы и детеныши», «Детеныши животных заблудились»

Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.

Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!