Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что вы знаете о движении неприсоединения. Неприсоединения движение

Ответ на этот вопрос может иметь большое значение в понимании и вторичном изучении роли Движения неприсоединения.

Во время Второй мировой войны после поражения Стран оси (Германии-Италии-Японии), главы государств-победителей с 4 по 11 февраля 1945 года собрались в г. Ялта, на юге России, чтобы определить свои границы в назначенных сферах влияния.

На ялтинской конференции президент США Рузвельт, британский премьер Черчилль и лидер СССР Сталин договорились об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и передаче управления соответствующими делами наблюдательской комиссии, состоявшейся из высокопоставленных командиров оккупационных сил в Берлине. На конференции было решено вместо Лиги наций создать международную организацию по поддержанию мира и безопасности во всем мире. Вслед за этим была создана Организация Объединенных Наций, перед которой были поставлены такие цели, как поддержание мира и безопасности во всем мире, расширение дружеских отношений между странами и обеспечение сотрудничества для решения международной проблематики экономического, общественного, культурного и гуманитарного характера.

СБ также был формирован в сердце ООН по защите интересов держав. На этой же конференции было признано право вето в СБ.

Таким образом, одновременно с окончанием войны и размещением мира, в лагере победителей постепенно воцарилась атмосфера враждебного недоверия. В этом процессе США и Советский Союз в качестве победителей стали полноценными символами этой враждебной политики, которая обрела характер противостояния в Европе, Азии, Африке и даже ООН.

Из этого соперничества появился два военно-политических блока: Организация Варшавского договора под началом Москвы и Организация Североатлантического (НАТО) на Западе под началом Вашингтона. Так мир вступил в холодную войну, которая имела далеко идущие пагубные последствия.

Игнорирование интересов обездоленных народов и несоблюдение прав малоразвитых или развивающихся стран оказались последствиями этой политической конфронтации, приведшей к появлению освободительных движений и развитию организаций, борющихся за независимость своих стран. Антиколониальная борьба охватила сначала Азию и Ближний Восток, а затем и Африку. При этом, появилась идея о созыве конференции с участием азиатских и африканских стран. После ряда преобразований плодом этой идеи стало возникновение Движения неприсоединения.

Неприсоединение или независимость стала сутью политики лидеров государств, имеющих общие цели и идеалы, независимо от расхождения в идеологиях и формах государственного управления.

Первый шаг для интеграции между государствами, которые в дальнейшем стали называться неприсоединившимися, был сделан в 1995 году на конференции в г. Бандунг в Индонезии. На этой же конференции идея о создании такой организации выдвинута тогдашними президентами Индии, Египта и Индонезии Джавахарлалом Неру, Гамалем Абду-Насиром и Ахмедом Сукарно.

Наконец в 1961 году в разгаре холодной войны благодаря усилиям покойного Неру, Сукарно, Насира и генерала Тито, лидера Югославии, было создано Движение неприсоединения с целью интеграции государств, не входящих в коммунистический или капиталистический лагеря.

Движение неприсоединения на самом деле сформировалось с целью борьбы против колониализма, империализма и нового колониализма, объединения развивающихся стран, установления либеральных и независимых от сверхдержав политических и экономических отношений с целью поддержания мира и безопасности между государствами-членами.

При беглом обзоре причин формирования этого движения можно сказать, что в условиях, когда Запад и Восток поделили мир на сферы своего влияние, некоторые свободолюбивые лидеры мира, не привязанные ни к капитализму, ни к социализму, в стремлении объединить государств, независимых от двух сверхдержав, решили создать организацию, которая могла бы приобрести весомое влияние на международном уровне. Как явствует из истории Движения неприсоединения, оно сформировано с хорошим началом и возвышенными целями. Как наглядно следует из устава Движения, в нем разработаны 10 принципов, исходя из которых, члены придерживаются независимого политического курса.

Движению неприсоединения удавалось некоторое время действовать по намеченным принципам, но постепенно его усилия утратили свое влияние и оно не могло сохранить свои позиции на международной арене. Через некоторое время в мире потерпела крушение одна из сверхдержав, и в мире воцарилась однополярная система. В этих условиях Движение неприсоединения также столкнулось с более серьезной проблемой. Несмотря на увеличение числа членов, проблема существовала и продолжает существовать в той или форме.

Ныне уже долгие годы главы движения неприсоединения стараются восстановить первоначальные принципы Движения и совершенствовать их в соответствии с требованиями времени. На прошлогоднем совещании министров иностранных дел в Шарм Аш-Шейхе были выдвинуты новые предложения для сохранения динамичности и эффективности Движения. Решено, что предложения будут утверждены на саммите в Тегеране.

До 1944 года около 109 государств входили в Движение неприсоединения: Мальт и Кипр из Европы, а остальные с трех континентов (Азия, Африка, Латинская Америка). В настоящем Движение объединяет 120 государств, которые составляют более двух третей членов ООН. Из общего количества Движения неприсоединения 38 из Азии, 53 государства из Африки, 26 государств из Латинской Америки и одно из Европы (Беларусь) являются официальными членами, а Гаити, Сент-Киттс и Невис – новые члены, которые присоединились к Движению на его 14-м саммите. 15 государств и 7 международных организаций имеют статус наблюдателей.

Страны Движения неприсоединения характеризуются реализацией политики мирного сосуществования, поддержкой освободительных движений, независимостью от того или иного военного блока в связи с разногласиями сверхдержав. Движения неприсоединения, однако, за последние полвека оставило позади немало взлетов и падений. Например, вслед за крушением Советского Союза и Варшавского договора некоторые государства, в том числе Аргентина, вышли из Движения, а к нему присоединились Гондурас и Таиланд. Киргизия была принята на правах наблюдателя, а Чехия и Словакия – в качестве гостей официальных заседаний.

Движение провело до сих пор 15 саммитов. Саммиты стран-участниц проводятся каждые три года, а в промежутке между двумя саммитами министры иностранных дел собираются в столице одного из членов.

В настоящем Египет является ротационным председателем Движения неприсоединения. Страна-хозяин, т.е. ИРИ на тегеранской конференции возьмет на себя ротационное руководство организацией.

Действительность такова, что человечество сталкивается с многими проблемами. Нельзя сказать конкретно, какая именно политическая, экономическая или международно-правовая система справится с этими проблемами, тем более, что многие международные организации находятся под монополией и господством крупных держав, добивающих обеспечения своих незаконных интересов.

Как явствует из истории образования этого Движения, оно имело начало с мировыми целями, которые отчетливо оговорены в уставе движения. Движение выдвинуло 10 принципов, на основе которых оно пытается реализовать свою независимую политику. Принципы, которые за последние полвека не только не изменились, но и олицетворились на международном уровне в новых потенциалах, бросив вызов мировым державам. С данной точки зрения, понятие "неприсоединение" делает акцент на признание прав народов следовать стратегии, соответствующей коллективным интересам, гарантирующей развитие, поддержание мира и безопасности, путем взаимодействия в урегулировании международных проблема.

«Пришла пора отменить все субсидии, вследствие которых бедным странам приходится вступать в неравную конкурентную борьбу с более богатыми. Нашим странам и нашим народам требуется и полагается именно это -- ни больше, ни меньше -- для того, чтобы вырваться из нищеты», -- генеральный секретарь ООН Коффи Анан.

Эти слова были сказаны о Движении, возникшем в связи с изменениями в политическом и идеологическом ландшафте планеты после Второй мировой войны. В 1949 году произошел раскол между СССР и США и сформировались два мировых полюса силы: социалистический и капиталистические блоки. В это же время образовались новые государства. Изначально в Азии, Африке и Америке. В ходе образования перед ними встал вопрос о парадигме своего развития. В связи с этим некоторые страны не стали себя относить ни к капитализму, ни к коммунизму. Таким образом, и был создан так называемый “третий мир”.

Движение неприсоединения образовано в 1961 году в целях отстаивания интересов развивающихся стран в условиях конфронтации холодной войны. Оно занимает конструктивную позицию на протяжении всей своей истории. Основателями движения неприсоединения стали премьер -министр Индии Дж.Неру, премьер-министр Ганы Кваме Нкрума, президент Египта А.Насер, президент Индонезии А.Сукарно и президент Югославии И.Броз Тито.

На конференция, проходившей в 1955 году 18-24 апреля, на которой присутствовали представители 23 независимых стран Азии, четырех - Африки, а также Судан и Золотой Берег, обсуждались важные вопросы о создании собственной промышленности и освобождении от империализма и влияния, как Востока, так и Запада.

В сентябре 1979 года на 6 конференции ДН была принята Гаванская декларация, определившая цели и задачи Движения, а именно - гарантировать “государственную независимость, суверенитет, территориальную целостность и безопасность неприсоединившихся стран в их борьбе против империализма, колониализма, неоколонизма, апартеида, расизма, владычества, вмешательства или гегемонии, равно как против политики великих держава и блоков”.

Не смотря на то, что авторитет движения то падал, то вновь набирал силу, значение организации для своих членов и мира в целом мало у кого вызывало сомнения. Это подтверждает мнение папы римского Иоанна Павла 2, который в 1987 году сказал, что Движение неприсоединения государств в своем положительном аспекте “стремится подтвердить право каждого народа на идентичность, независимость и безопасность, равно как и право распределения, на основе равенства и солидарности, благ, предназначенных для всех”.

Начало 1990-х для организации началось проблематично. После развала СССР возникли разговор о возможном прекращении существования Движения. Также одной из проблем стал развал одного из наиболее влиятельных и активных членов ДН в годы “холодной войны” - Югославии. В дальнейшем организацию покинула Аргентина, Кипр и Мальта. Но не смотря на все трудности организация сумела выжить: она трансформировалась, приняла ряд новых членов и сегодня продолжает оставаться значимой политической силой. По состоянию на 2006 год организация насчитывает 118-стран-членов.

В 1998 году на очередной конференции ДН в городе Дурбане 114-м полноправным членом организации стала Республика Беларусь. Участвуя в ДН, Беларусь получает политическую поддержку государств-единомышленников на международной арене, включая в органах системы ООН. Фактор этой поддержки особенно важен с учетом того, что многие ключевые решения органов системы Организации Объединенных Наций принимаются в результате голосования. Взаимодействие с Движением неприсоединения в целом, а также с его ключевыми государствами является важным компонентом обеспечения национальных интересов Беларуси.

С 11 по 16 сентября в столице Кубы Гаване прошла очередная, 14 конференция Движения неприсоединения. Перед участниками выступил генеральный секретарь ООН Кофи Анан. Он отметил преобразования в развивающихся странах на демократическом и экономическом уровне. Также он говорил о предоставлении доступа государствам со средним доходом к международным рынкам товаров и услуг. Наконец, Кофи Анан заявил о необходимости расформирования Совета Безопасности ООН.

В этой конференции активно участвовал глава республики Беларусь А. Лукашенко.

"Наше объединение было глобальной альтернативой биполярного мира. Альтернативой, интересной и в Европе, которая была тогда главной ареной противоборства двух блоков. К чести Движения, в ту эпоху оно сыграло важную роль в поддержании равновесия между сверхдержавами, -- подчеркнул Александр Лукашенко. -- Сегодня мир однополярен. Никем не сдерживаемая сила диктует свою волю остальному миру, и, давайте честно признаем, Европа и Движение неприсоединения теряют былые позиции. Поэтому в наших общих интересах очень важно восстановить утраченные позиции, построить реальный многополярный мир. Мир, в котором царят безопасность, справедливость, равенство и уважение".

По мнению главы государства, сообща страны смогут достичь этой великой цели, решать насущные проблемы современности, такие как искоренение бедности, борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, наркобизнесом, дискриминацией, расизмом и другими бедами.

Движение неприсоединения, подчеркнул президент, имеет в лице Беларуси страну в центре Европы. "Вы можете быть уверены в том, что Беларусь свято привержена принципам нашего Движения. Мы -- ваша опора в Старом Свете, в Европе", -- сказал белорусский лидер, обращаясь к участникам форума.

Говоря короче президент Беларуси предложил усилить экономическую и политическую составляющие движения, перестроить его организационную структуру с учетом принципов ООН и выработать ясную программу действий по формированию многополярного мира.

движение неприсоединение холодный война

При рассмотрении геополитического положения развивающихся стран необходимо обратить внимание на важный феномен Движения неприсоединения (ДН).

Важно!

Движение неприсоединения (англ. Non-Alignment Movement) - это авторитетная международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках (под которыми на момент основания организации прежде всего подразумевались два основных - НАТО и ОВД, а также целый ряд более мелких). ДН представляет 55% населения планеты. Участвующие в нем страны обладают 76% мировых запасов нефти (добывают 66%) и 53 % мировых запасов газа (добывают 39%).

В ДН в частности входят страны ОПЕК . ОПЕК часто рассматривается как картель. В ее состав входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

Запомнить!

Движение неприсоединения официально было создано на Белградской конференции в сентябре 1961 г. Появлению ДН предшествовали Бандунгская конференция (1955) и трехсторонние консультации влиятельных руководителей Югославии (Иосип Броз Тито), Египта (Гамаль Абдель Насер) и Индии (Джавахарлал Неру) в 1956 г.

Движение неприсоединения зародилось в условиях холодной войны. За последние 50 с лишним лет оно прошло через непростые испытания. Зарождение ДН в 1960-х гг. стало ответом развивающихся стран на блоковое разделение мира. Однако окончание холодной войны поставило ДН перед необходимостью искать новые смыслы своего существования. В эпоху становления многополярного мира оно обретает «второе дыхание» и может стать одним из новых центров политического влияния. - полагает профессор МГИМО (У) МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Е. М. Астахов .

Движение неприсоединения - сложный продукт развития международных отношений. Доктрина неприсоединения начала формироваться еще в середине XX в. в процессе деколонизации и образования новых независимых государств. Цели участников ДН были различными, но их объединяла главная идея: не дать втянуть себя в военно-политическое и идеологическое противостояние между двумя блоками.

После слома биполярной системы базисный концепт ДН - неприсоединение к военным блокам - утратил первоначальный смысл, само название объединения стало беспредметным. В этом историческом контексте ДН занялось поиском новой философии своего существования. В условиях ослабления противостояния между Западом и Востоком на смену прежнему балансированию между блоками пришло стремление к объединению Юга. При этом речь не идет о формуле «Юг против Севера», у ДН для этого нет ни политических, ни экономических возможностей. Изменились и его стратегические цели. Теперь главное - определение переговорных позиций развивающихся стран в международных финансовых организациях и в ВТО. Такая же стратегия лежит в основе отношений с США, Европейским союзом, Китаем, Японией.

«Поворот стрелок» на Север предотвратил самоликвидацию ДН и придал ему новое, более прагматическое содержание. На повестке дня сегодня - обеспечение устойчивого развития в целях преодоления отсталости развивающихся стран и искоренения бедности.

Реализация этих целей зависит не только от Севера. Переговорные позиции Юга ослабляются растущей дифференциацией ДН. Е. М. Астахов полагает, что внутри него можно выделить несколько групп государств, преследующих собственные интересы:

  • - новые «восходящие экономики» Юго-Восточной Азии, ведущие латиноамериканские страны, ЮАР, Египет, некоторые другие африканские и азиатские государства, прежде всего экспортеры энергетического сырья, которые сами заинтересованы в освоении рынков Юга;
  • - беднейшие африканские страны;
  • - основная масса государств, занимающая позиции между первыми двумя группами, со средним для участников ДН уровнем развития - Алжир, Колумбия, Марокко, Тунис, Филиппины, Эквадор и др. (всего около 60).

Процесс экономического расслоения внутри ДН подталкивает наиболее развитые страны к выходу за его формальные рамки. Такие государства, как Индия, Индонезия, ЮАР, приближаются к статусу глобальных мировых держав. Им становится тесно в ДН, и они стремятся подключиться к новым полюсам влияния, например, к БРИКС или ШОС.

После определенного спада активности в период однополярного мира сегодня ДН получило новый импульс. Яркие эмоциональные речевые обороты прежних харизматических лидеров теперь не так популярны, но внешнеполитические позиции ДН вновь становятся наступательными. Это возрождение обусловливается самой спецификой ДН, объединяющего развивающиеся страны, многие из которых вряд ли преодолеют отставание от индустриальных держав. Свою роль играет и обострение международной обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, где расположены многие неприсоединившиеся государства.

Однако некоторые признаки радикализации внешнеполитических позиций ДН не меняют его главной задачи. Это прежде всего решение экономических проблем его участников. Но этого трудно добиться без предметного взаимодействия со странами Запада. Поэтому наступательная тональность некоторых политических формулировок, возможно, останется прежней, но реальная политика будет направлена на получение финансовой помощи, инвестиций, реструктуризацию долгов, реформирование международных финансовых институтов, более справедливые условия торговли. Для решения этих главных задач ДН, вероятно, будет усиливать координацию действий с международными организациями, прежде всего из системы ООН, где неприсоединившиеся страны располагают 2/3 (120) голосов.

США и ЕС пытаются ослабить антизападный пафос ДН, не допустить усиления его влияния в международных делах и противостояния по линии Север - Юг.

С ^присоединившимися странами активно работает Китай. Основное направление - экономическое освоение рынков для экспорта китайской готовой продукции и импорта энергоресурсов и сырья. На этом поле КНР успешно конкурирует с США, а также с бывшими колониальными державами, в частности с Великобританией и Францией. В то же время Китай не связывает себя обязательствами по политическим вопросам.

Индия ускоренными темпами выходит на позиции глобальной державы и теряет интерес к лидерству в ДН, не желая ассоциировать себя с Югом. По своему политическому и экономическому потенциалу она скорее претендует на позиции Севера для закрепления на рынках развивающихся стран. Однако менее развитые неприсоединившиеся страны предпочитают открывать свои рынки для традиционных западных партнеров в надежде на безвозмездную экономическую помощь.

Во времена блокового противостояния СССР стремился использовать ДН или, по крайней мере, отдельных его участников в «антиимпериалистической борьбе». Хотя эта политика проводилась последовательно и «точечно», она оказалась малоэффективной. Страны ДН опасались вовлечения в межблоковое противостояние и в двусторонних контактах избегали внятных формулировок и конкретных обязательств. После ликвидации СССР Россия утратила интерес к ДН, как и к развивающимся странам в целом. Ставка была сделана на сближение с Западом, который представлялся тогдашнему российскому руководству идеологическим союзником. После смены правящей элиты Россия начала проводить многовекторную политику, одним из направлений которой стало развитие отношений с ДН. При этом Россия не хочет, чтобы страны - участники ДН воспринимали ее как страну «богатого Севера». Евразийская специфика России, ее участие в БРИКС и ШОС, где нет стран НАТО, дает ей возможность говорить на «многополюсном» языке Севера, Востока и Юга. Важно то, что Россия уже не рассматривается как супердержава, которая может угрожать интересам ДН. В то же время в нем учитывают высокий статус России как члена Совета Безопасности ООН и «Большой двадцатки».

Оценивая перспективы ДН, можно констатировать, что оно стало главным инструментом развивающихся стран в диалоге Юг - Север, значение которого в будущем будет возрастать. При этом стоит иметь в виду, что некоторые «восходящие экономики» высказываются в пользу отказа от стереотипных представлений о Севере и Юге. Утверждается, в частности, что некоторые страны Юга по своим экономическим потенциалам уже относятся к категории Севера.

ские тенденции внутри ДН и позволяют ему сохранять в своих рядах более 2/3 государств - членов ООП .

Концепция неравенства нашла свое отражение в концепции «золотого миллиарда». Она заключается в том, что из 7 млрд жителей Земли только около 1 млрд могут рассчитывать на комфортное существование и потребляют большую часть ресурсов планеты. «Золотой миллиард» и его границы примерно совпадают с границами Запада: это Северная Америка, Западная Европа плюс Япония, Австралия и Новая Зеландия.

В связи с процессами глобализации существующие мировые проблемы стали обостряться.

  • ОПЕК - организация стран-экспортеров нефти (англ. The Organization of the PetroleumExporting Countries", OPEC), международная межправительственная организация, созданнаянефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть.
  • Астахов Е. Движение неприсоединения на современном этапе. РСМД. 2012. 26 ноября. URL: http://vvww.russiancouncil.ru/inner/?id_4=1083#top-content (дата обращения:19.02.2016).
  • Астахов Е. Движение неприсоединения на современном этапе. РСМД. 2012. 26 ноября. URL: http://wwv.russiancouncil.ru/inner/?id_4=1083#top-content (дата обращения: 19.02.2016).

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ (ДН), международная организация, которая объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.

Начало развитию ДН как нового течения в системе международных отношений положила Бандунгская конференция 1955. На Каирской встрече представителей 20 стран Азии, Африки, Европы и Латинской Америки (июнь 1961) был согласован ряд принципов политики неприсоединения: независимая внешняя политика, поддержка национально-освободительного движения, неучастие в многосторонних военных союзах, заключённых в условиях противостояния великих держав. Среди основателей ДН были такие выдающиеся политики, как Дж. Неру, Г. А. Насер, И. Тито, Сукарно, К. Нкрума. Как организация ДН было учреждено на Белградской конференции (Югославия, сентябрь 1961; 25 государств). В принятой на конференции декларации излагались базовые принципы ДН: неприятие диктата, гегемонизма и экспансии в международных отношениях, необходимость равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами; борьба за формирование нового экономического порядка на основе справедливости и равноправия. Каирская конференция (Египет, октябрь 1964; 47 государств) осудила любые формы вмешательства во внутренние дела государств, высказалась за запрещение ядерных испытаний во всех средах.

С Лусакской конференции (Замбия, сентябрь 1970; 54 государства) начался этап становления ДН как одного из институтов в системе международных отношений. Конференция впервые употребила в своих документах термины «Движение неприсоединения» и «государства - члены Движения неприсоединения», приняла принципиально важное решение «упрочить и расширить область взаимного сотрудничества в международных, региональных, двусторонних рамках; обеспечить непрерывность деятельности проведением периодических консультаций представителей неприсоединившихся стран на различных уровнях». Линия Лусакской конференции, направленная на то, чтобы придать стабильные организационные формы солидарности неприсоединившихся стран, была продолжена на высших форумах ДН в Алжире (Алжир, сентябрь 1973; 76 государств), Коломбо (Шри-Ланка, август 1976; 84 государства и одно национально-освободительное движение), Гаване (Куба, сентябрь 1979; 92 государства и 3 национально-освободительных движения), Дели (Индия, март 1983; 97 государств и 2 национально-освободительных движения), Хараре (Зимбабве, сентябрь 1986; 100 государств и национально-освободительных движений), Белграде (СФРЮ, сентябрь 1989; 98 членов ДН). Для выполнения принятых резолюций было образовано свыше 50 органов. В условиях «холодной войны», используя противоречия между Западом и Востоком, ДН добилось уступок от обоих военно-политических блоков, сначала на субрегиональном и региональном уровнях, а затем в глобальном масштабе. В 1950-80-е годы в документах ДН много места отводилось антиимпериалистическим лозунгам, осуждению колониализма, неоколониализма, апартеида, расизма, что объективно сближало ДН с СССР и странами социалистического лагеря. Это давало основание советскому руководству рассматривать ДН как своего союзника. Однако большинство стран ДН осудили ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию (1968) и советских войск в Афганистан (1979).

На рубеже 1990-х годов, в условиях стремления США к созданию монополярного миропорядка, ДН столкнулось с принципиальной проблемой определения своего места и роли в мировой политике. Ситуация усугублялась нарастанием кризисных тенденций внутри самого ДН. Распалась СФРЮ, председательствовавшая в нём с 1989. В 1991 из ДН вышла Аргентина. Утратили интерес к ДН его европейские участники - Кипр и Мальта, подавшие заявки на вступление в Европейский союз (ЕС). Такие влиятельные члены ДН, как Индия, Куба, Алжир, по разным причинам ослабили внимание к проблематике неприсоединения. Дискуссия по поводу перспектив ДН достигла апогея к моменту созыва конференции неприсоединившихся стран в Джакарте (Индонезия, сентябрь 1992; 108 государств). На конференциях неприсоединившихся стран в Картахене (Колумбия, октябрь 1995; 104 государства), в Дурбане (ЮАР, сентябрь 1998; 103 государства), Куала-Лумпуре (Малайзия, февраль 2003; 106 государств) и Гаване (Куба, сентябрь 2006; 115 государств) сформировался современный облик ДН как механизма для консолидации Юга и отстаивания его интересов в диалоге с Севером. Дурбанская декларация определила место и роль ДН в международных отношениях как «передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды». Приоритетные задачи ДН - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран «третьего мира», придание глобализации сильной социальной составляющей. Члены ДН продолжают проявлять радикализм в вопросах разоружения, особенно ядерного, традиционно возлагая ответственность за отсутствие прогресса в этом вопросе на «официальные» ядерные державы - США, Россию, Францию, Великобританию и Китай. При этом ДН не отреагировало на вступление в ядерный клуб двух своих членов - Индии и Пакистана. Участники конференции в Гаване (2006) поддержали право Ирана на создание собственных ядерных технологий в мирных целях. В организации традиционно сильны позиции исламских государств, под влиянием которых она не заняла чёткой позиции в отношении действий НАТО против Югославии, стоявшей у истоков ДН. Важным направлением деятельности ДН является реформа ООН. ДН выступает за перераспределение полномочий между Советом Безопасности (СБ) и Генеральной Ассамблеей в пользу последней, за превращение СБ в подотчётный ей орган, повышение роли специализированных органов и организаций ООН.

ДН - объединение государств, между которыми существуют глубокие политические и идеологические противоречия, вследствие этого оно не имеет чёткой структуры и организации. У ДН нет устава и бюджета. Решения, принимаемые консенсусом на саммитах или конференциях министров, носят рекомендательный характер. ДН не имеет постоянного секретариата или другой структуры. Основную роль в подготовке форумов и ведении текущих дел играет председательствующее государство. Важным координационным механизмом является «тройка», куда входят предыдущий, нынешний и будущий председатели. Членами ДН в 2006 году состояли 116 государств Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Океании, в которых проживает 51% население планеты, находятся 46% обрабатываемых земель и 86% мировых запасов нефти. Из стран, входящих в СНГ, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан являются членами ДН, а Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Украина получили права наблюдателей. С 1995 года Россия участвует в форумах ДН в качестве гостя.

Публ.: Движение неприсоединения в документах и материалах. 2-е изд. М., 1979.

Лит.: Движение неприсоединения. Проблемы и перспективы. М., 1986; Алимов Ю.И. Неприсоединение: история, теория, проблемы. М., 1990; Misra К. Р. Nonalignment in international relations. New Delhi, 1993; Агаев Э., Крылов С. 116 государств в Движении неприсоединения // Международная жизнь. 2006. № 4.

Бандунгская конференция, пронизанная духом антиколониализма, отвергла раскол мира на два противостоящих лагеря, порожденный холодной войной. С 1955 г. до конца 60-х годов экономика за пределами Европы не развивалась так же динамично.

Борьба за уничтожение традиционных империй приобрела приоритетное значение, поскольку она ставила вполне осуществимые цели; она была обречена на успех. Пропаганда нейтрализма не была столь впечатляющей, она предполагала неучастие в существующих блоках и поиск своего особого места в системе противостояния холодной войны, а это означало взаимодействие с реальностью, которую молодые независимые государства не могли изменить и, в лучшем случае, они надеялись вырваться из нее. Поэтому термин «нейтрализм» утратил свою актуальность и был

960 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

заменен другим, менее обязывающим термином «неприсоединение». Эта семантическая тонкость более точно передавала противоречивую реальность. Нейтрализм ограничивал число участников новой коалиции, а термин «неприсоединение» позволял даже членам противостоящих блоков более гибко интерпретировать свою позицию.

После Бандунга значительная часть работы была выполнена благодаря представителям не афро-азиатских государств, круг заинтересованных стран постоянно расширялся. Ведущую роль играли известные политические деятели Насер, Неру и маршал Тито (который после долгих лет колебаний нашел, наконец, место, где Югославия могла играть важную роль в международной жизни). В конце декабря 1957 г. - начале января 1958 г. в Каире состоялась новая конференция, в которой участвовали 44 делегации. В тоне конференции слышались отголоски Суэцкого кризиса 1956 г. Представитель Египта Садат, который председательствовал на заседаниях, весьма категорично определил цель конференции: «Нейтрализм, который мы исповедуем, означает, что мы должны быть вне международных блоков и прилагать усилия к их сближению». Первые шаги к независимости черной Африки означали, что курс выбран правильно. Премьер-министр Ганы стал рупором независимых африканских стран и в декабре 1958 г. созвал в Аккре первую конференцию этих африканских государств, а затем, еще и конференцию с участием всех народов Африки. В таких случаях активный нейтрализм превращался в инструмент антиколониализма. Как сказал Нкрума, конференция народов Африки должна была подготовить «генеральный штурм империализма и колониализма».

Следующий активный период пришелся на 1960-1961 гг. В это время прошла серия конференций солидарности с народами Азии и Африки и, что особенно важно, в декабре 1960 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций благодаря договоренности между Насером, Тито и Сукарно, который принял эстафету от стареющего Неру одобрила документ, осуждающий колониализм. И Генеральная Ассамблея, и последующая подготовительная конференция в Каире в июне 1961г. заложили основы для конференции в Белграде (1-6 сентября 1961 г.), официально заявившей о создании движения «неприсоединившихся» стран. Но в Белграде понятие «неприсоединения» еще толковалось достаточно жестко: имелись в виду страны, которые не принимали участия в многосторонних военных союзах и которые не имели тесных военных связей с великими державами. Это объясняет, почему на конференции в Югославии не были официально пред-

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 961

ставлены ни Народный Китай, ни Япония, ни Пакистан, ни Турция. Приезд делегата Кубы расширял круг участников и на Латинскую Америку, но правила приема в «клуб» были настолько жесткими, что они сразу же были подвергнуты критике.

С 1961 г. был поставлен вопрос о правильной интерпретации концепции «неприсоединения», чтобы не превратить широкую коалицию в замкнутую группу стран, которая не имела бы достаточного влияния. Уже во время работы Белградской конференции впервые к этому вопросу подошли с других позиций: трактовка движения только как инструмента противодействия холодной войне (именно в это время наметились первые признаки разрядки напряженности между сверхдержавами) означала отказ от политической целесообразности, присущей более гибкому подходу. При таком подходе определение могло быть истолковано как отход от линии на широкую и прямую поддержку многосторонних союзов, даже если бы участники движения «неприсоединения» и входили в них. Таким образом, движение «неприсоединения» могло расширяться, а его влияние в международной жизни возрастать, прежде всего в таких крупных международных организациях как ООН. И еще одна возможность - образование организации, занимающейся определенными проблемами - вообще не принималась во внимание.

Белградская конференция не устранила основные противоречия и не разработала систему регулярных консультаций, что содействовало бы укреплению политического курса коалиции. В сложившихся условиях победило более широкое толкование концепции движения: страны, не участвующие непосредственно и активно в многосторонних соглашениях, объявлялись «неприсоединившимися» и могли участвовать в конференциях движения «неприсоединения», созывавшихся с различной периодичностью в последующие годы. Таким образом, движению удалось завоевать ведущие позиции в Организации Объединенных Наций, т.е. коалиция смогла устранить господство американцев в ООН и противостоять попыткам Советского Союза установить свою гегемонию. В 60-е годы она оказалась в руках небольшой, но самой сильной группы участников движения «неприсоединения» - арабских стран, которые оказывали решающее влияние на принятие резолюций Генеральной Ассамблеей. В то же самое время широкое толкование концепции участия в движении «неприсоединения» выявило непрочный и противоречивый политический характер этого движения.

Когда ограничительный характер нейтрализма был преодолен, а противоречия между афро-азиатскими странами даже стали перерастать в войну (китайско-индийский конфликт в 1962 г.), сложилась

962 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

новая ситуация. У стран «третьего мира» (не все страны, участвовавшие в движении «неприсоединения», а только те, перед которыми стояла проблема экономического развития) действительно имелись общие интересы, что придавало им вес в международной жизни, но в политическом плане их разделяли столь глубокие противоречия, что термин «неприсоединение» утрачивал свое содержание. Во время официальных заседаний, например, на Генеральной Ассамблее ООН, когда обсуждались общие принципы мирового правопорядка, или на конференциях самого движения, термин, несмотря на обилие риторики, вновь обретал прежнюю притягательность.

В действительности, международные отношения стали настолько сложными, что большая часть неприсоединившихся стран, которым надлежало бороться за нейтрализм, были тесно связаны в экономическом или военно-политическом плане с одним из блоков, в которых руководящую роль играли сверхдержавы. Начавшийся процесс разрядки, казалось, давал основания для развития движения «неприсоединения», в действительности же он лишал его самой сути, так как за распутывание узлов холодной войны взялись ее главные участники. В политическом плане исторический итог движения «неприсоединения» оказался не столь значительным, скорее создается впечатление неиспользованных возможностей. В конце 70-х годов движение «неприсоединения» насчитывало более 80 активных членов, а в широком плане более 100, если к активным членам добавить «наблюдателей» или «приглашенных» участвовать в отдельных конференциях. В общих чертах, движение обладало количественной силой, чтобы пользоваться влиянием в мире, но практически могло сделать очень немного.

Перед странами, получившими политическую независимость, встал вопрос об экономическом развитии, о проведении индустриализации, о росте производительности и сельскохозяйственного производства, об улучшении торговых отношений с развитыми индустриальными странами, в особенности в связи с экспортом сырья, главном источнике богатства развивающихся стран. Результаты были разочаровывающими, если принять во внимание демографический рост, в результате которого общее увеличение валового национального продукта (ВНП) оборачивалось снижением дохода на душу населения. С 1950 г. по 1967 г. доход на душу населения в развивающихся странах, взятых вместе, рос в среднем за год на 2,8% (при очень резких различиях между странами); за те же годы экспорт 22 развивающихся стран, взятых для репрезентативной выборки, увеличивался ежегодно на 4%, а экс-

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 963

порт пяти наиболее развитых стран мира (Соединенных Штатов, Великобритании, Федеративной Республики Германии, Франции и Италии) за тот же период рос в среднем на 9% в год. Нефтяной кризис, вызванный арабо-израильской войной 1973 г., изменил это соотношение только частично и только временно, потому что страны-производители нефти превратились в особую категорию развивающихся стран.

Причины такого положения следует искать в характере экспорта из развивающихся стран: в ценах на сырье, которые устанавливались в большей степени рынком, чем производителями, в различиях между спросом на товары широкого потребления, импортируемые в развитые страны, и спросом на товары длительного пользования, импортируемые в развивающиеся страны. В середине 70-х годов цены на сырье (за исключением нефти) продолжали падать, а на промышленные товары расти. Соотношение между доходами от экспорта и расходами на импорт становилось все менее благоприятным для развивающихся стран.

Другой аспект проблемы связан с непрофессиональным руководством экономикой в странах, недавно получивших независимость. Непомерных расходов требовали формировавшаяся бюрократия и раздутые вооруженные силы; стремление производить товары с наименьшими затратами, но невысокого качества, а потому не имевших спроса ни на внутреннем, ни на международном рынке; политика протекционизма и автаркии вела к росту расходов - всё это были элементы одной составляющей, которая усугубляла дальнейшую отсталость.

Немаловажную роль играла и проблема капиталов. Для осуществления инвестиций в экономику страны необходимо накопление капитала, которое в колониальный период происходило исключительно в интересах метрополии, а новые государства вынуждены были начать накопление с низкого уровня или обращаться за помощью к мировому финансовому рынку, где царят железные правила и жесткий контроль. Финансы могли поступать и в виде международной помощи, но политика кооперации делала в это время лишь робкие шаги, и ее масштабы не соответствовали экономическим потребностям более сотни стран.

Ничего не оставалось, как терпеливо идти по пути, уже пройденному странами, которые начали свое восхождение к модернизации в XVIII веке, или надеяться, что по политическим мотивам в страны третьего мира будут направлены значительные ресурсы, или ждать, когда международный капитал сочтет выгодным для себя осуществлять инвестиции в развивающиеся страны.

964 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Однако это предполагало радикальное изменение исходных экономических условий в отдельных странах, и, прежде всего, преодоление идеологических предубеждений некоторых деятелей, которые видели в международном капитале, а чаще в транснациональных корпорациях истинных противников развития, виновников эксплуатации и отсталости, производства, основанного на низкой стоимости рабочей силы и небольших капиталовложениях: короче, видели в них олицетворение «неоколониализма». Но ни одно молодое государство не могло ни согласиться с необходимостью сохранения этих уз, ни отказаться от собственных национальных целей, чтобы дать увлечь себя сладкими речами о развитии, предполагавшем интеграцию в систему международного капитализма. Прежде чем это произошло, необходимо было пройти через ряд неудач и дождаться важных перемен в международной ситуации.

Эти обстоятельства объясняют трудности установления экономически и политически корректных отношений между промыш-ленно развитыми странами и развивающимися странами. Отношения осложнялись и застарелым недоверием к западным странам, болезненными воспоминаниями о колониальном периоде, неготовностью развитых стран решать экономические проблемы, рассчитанные на длительную перспективу и требовавшие разработки многосторонних проектов. Считалось, что эти проблемы чужды основным потребностям западной экономики, либо далеки от нее. Промышленно развитые страны были уверены, что обладают достаточной экономической и политической властью и могут диктовать условия международной торговли. Поэтому до 1973 г. (хотя примеры имелись и в недавнем прошлом) они проводили протекционистскую политику, особенно в отношении сельскохозяйственной продукции развивающихся стран, их основного экспорта, благодаря которому они могли бы занять свою нишу на международном рынке товаров, поскольку отсутствовал рынок для их промышленной продукции; производство ее тогда только начиналось.

Страны «третьего мира» сочли Организацию Объединенных Наций наиболее подходящим местом, где можно было выступить с предложением реформы мирового рынка, хотя проблема была изложена в общем виде и в выражениях, характерных для недавней борьбы за независимость. Уже в декабре 1960 г. Генеральная Ассамблея заявила, что предстоявшее десятилетие должно стать «десятилетием развития», что является условием мира и стабильности в мире. В 1962 г. в резолюции ООН была выдвинута формула «Trade not aid» - «Торговля, а не помощь», что означало

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 965

смену гуманитарного подхода методами, больше соответствующими характеру экономических проблем.

Организация Объединенных Наций в 1964 г. (23 марта - 15 июня) в Женеве провела конференцию по проблемам торговли и развития (United Nations Conference on Trade and Development), хорошо известную как ЮНКТАД, во время которой впервые были рассмотрены важнейшие экономические и политические аспекты проблемы развития. На конференции обсуждались предложения реформы международной экономической системы, согласно которым было необходимо, чтобы развивающиеся страны открыли свои двери для экспорта и интегрировались в экономику, находящуюся на подъеме. Но еще больше было необходимо, чтобы индустриально развитые государства гарантировали благоприятные цены на сырье и сельскохозяйственную продукцию, экспортировавшиеся из развивающихся стран; выплачивали субсидии странам, не готовым к торговому обмену; пошли на снижение пошлин на тропические и субтропические продукты; провели реорганизацию ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которая содействовала бы торговле с развивающимися странами.

Соперничество между Советским Союзом и Соединенными Штатами заставило страны «третьего мира» лучше понять различные аспекты международной ситуации. Страны советского блока, также недавно освободившиеся от колониальной зависимости, не участвовали в диалоге, начатом ЮНКТАД. В рамках конференции, собравшей представителей 123 государств, сложилась так называемая «группа 77», в рамках которой участники движения «неприсоединения» стремились достичь единства позиций в области экономики, не сумев добиться его в политической сфере. Вес развивающихся стран в Организации Объединенных Наций был настолько значительным, что позволил осуществить институцио-нализацию отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. ЮНКТАД была преобразована в постоянный консультативный орган, который разрабатывал рамочные условия для проведения переговоров.

Тогда начался жесткий диалог, долгий и трудный. Агрессивность политики «группы 77» (в частности, на заседании в Алжире в 1967 г.) привела к обратным результатам. Индустриально развитые страны не были заинтересованы в том, чтобы пойти на уступки, которые могли оказаться напрасными или же пошли бы на пользу политическим противникам. Действительно важного успеха удалось добиться только однажды, во время второй конференции ЮНКТАД, состоявшейся в 1968 г. в Дели, когда развитые страны обязались ежегодно отчислять 1% своего ВНП развиваю-

Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

щимся странам в качестве помощи их экономическому развитию. Следует учесть, что страны советского блока были в состоянии перечислить менее одной пятой от общей суммы, которую предусматривал такой ничтожно малый процент.

Рост цен на нефть, совершивший скачок во время первого нефтяного шока в 1973 г., привел к изменению общей ситуации. В следующем году развитые государства приняли предложение, выдвинутое благодаря преобладанию в «группе 77» стран с умеренным подходом, согласно которому необходимо было начать обсуждение основ нового международного экономического порядка. Этот вопрос был в центре внимания Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1974 г., когда обсуждалась «Хартия экономических прав и обязанностей государств». С тех пор был возобновлен, хотя и со значительными трудностями, более конструктивный диалог.

С 1964 г. Европейское экономическое сообщество начало проводить политику содействия развитию. 18 бывших французских колоний заключили конвенцию в Яунде (Камерун), благодаря которой был создан фонд развития, но, прежде всего, конвенция отражала намерение стран ЕЭС с большей ответственностью решать проблемы развивающихся стран. Впервые конвенция Яунде была изменена в 1974 г., после вступления Великобритании в ЕЭС, и в 1975 г. заменена Ломейской конвенцией. С ее подписанием политика Сообщества охватывала уже 46 стран Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (отсюда аббревиатура АКТ). С тех пор отношения между ЕЭС и странами АКТ регулировались посредством внесения поправок в Ломейскую конвенцию, что способствовало стабилизации торговли и более рациональной организации помощи, эти меры оказали значительное воздействие на всю систему международных отношений.

Со временем характер отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами менялся. Развивающиеся страны решали основную проблему их экономической жизни с разными результатами. Считать их однородной группой, требовавшей одинакового подхода, становилось невозможным. Даже страны «третьего мира» больше не представляли собой однородную общность. Часть развивающихся стран благодаря росту цен на нефть, позволившему осуществлять инвестиции, вырвалась из пут отсталости и даже должна была решать проблему избытка финансовой ликвидности. Ряд стран, в особенности в Азии, благодаря тесным связям с транснациональными концернами и низкой стоимости рабочей силы, вошли в группу новых индустриально развитых стран - Малайзия, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и, частично, Индонезия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!