Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что такое живая природа. Объекты природы - это все, что вокруг нас

Цель урока: познакомить детей с живыми организмами и их свойствами.

Задачи:

  • развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить,
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас,
  • способствовать формированию в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,
  • осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о живой и неживой природе, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.

Оборудование:

  • картина, изображающая детскую игровую площадку
  • контейнеры с землёй, проращенные семена фасоли
  • газета «Мы и природа»

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Самоопределение к учебной деятельности . Постановка проблемного вопроса .

Нет человека, который бы не слышал или не произносил бы с восхищением фразы «Какая природа! Красота!», «Я был на природе». А что же такое природа ? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Мысленно выйдем во двор (на доску прикрепляется картина, изображающая детскую площадку). Перед нами детская площадка. Рассмотрите внимательно эту картинку. Назовите то, что создано руками человека, а что существует независимо от нас.

(в соответствии с ответами детей учитель записывает названные предметы по колонкам «Создано руками человека», «Объекты природы»).

Итак, что мы относим к объектам природы? Что такое природа?

Вывод: Всё то, что не создано руками человека, и мы сами называется природой .

3. Актуализация знаний

Что мы можем отнести к природе?

(учитель устанавливает песочные часы и дети в течение 1 минуты высказывают свои мнения, которые учитель фиксирует на доске)

4 . Проектирование и фиксация нового знания .

А теперь проверим себя!

(учитель открывает доску, на которой таблица объектов живой природы; учитель комментирует каждый раздел, а дети проговаривают, что из перечисленного относится к каждому разделу.)

Прежде всего к природе относится:

  • человек
  • животные (звери, птицы, насекомые, рыбы)
  • растения (деревья, кустарники, цветы, травы)
  • грибы (растущие на земле и деревьях, грибы одноклеточные, которые используются, например, в хлебопечении, и молочнокислые грибы)
  • микроорганизмы,которые можно увидеть, например, в капельке воды. К ним относятся бактерии, микробы, вирусы.
  • камни, которые существуют миллионы лет, полезные ископаемые
  • воздух-смесь невидимых газов, из него состоит атмосфера земли и вода (она повсюду: в океанах, морях, реках, озёрах, в почве, много воды в атмосфере)
  • к природе относятся Солнце, Луна-спутник Земли, Земля, звёзды и планеты

Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы разобраться в нём, люди классифицируют все объекты природы. Природу делят на живую и неживую.

(Открыть доску, на которой таблица природных объектов.)

Давайте подумаем, что из природных объектов мы можем отнести к живой, а что к неживой природе.

По каким признакам мы смогли объединить объекты живой природы в одну группу, что между ними общего?

В процессе обсуждения дети выясняют признаки живых организмов, которые учитель записывает на доске:

  • питание
  • дыхание
  • размножение

5. Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я буду загадывать загадки. Если отгадка относится к живой природе, то вы приседаете, а если к неживой, то вы хлопаете.

Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся,
А едва появится-
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое! (солнце)

Это кочка?
Нет, не кочка.
Это бочка?
Нет, не бочка.
Может, тыква с хвостиком
Забежала в гости к нам,
Под крылечко юркнула
И довольно хрюкнула? (свинка)

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (бабочка)

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. (облака)

Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан (берёза)

Странная звёздочка
С неба упала.
Мне на ладошку легла-
И пропала. (снежинка)

6. Актуализация знаний

Могут ли живые организмы превратиться в неживые?

Каждый живой организм существует определённое время,а потом он умирает, а на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны беречь и приумножать её богатства. А как это сделать? Как мы можем проявить заботу о природе?

7. Опыт практической деятельности.

Сегодня мы попробуем приумножить природные богатства, посадим семена фасоли, которые мы прорастили на одном из прошлых уроков. Если мы сделаем это правильно, с любовью и заботой, то появившиеся росточки помогут нам разобраться с темой следующего урока «Растения и животные» (дети сажают проростки в землю)

8. Закрепление изученного.

Что же такое природа? Ответьте на вопрос, пользуясь опорной таблицей на доске.

(Всё, что существовало, существует и будет существовать независимо от человека и его усилий называется природой.)

Какие обьекты живой и неживой природы вы можете назвать?

Какие признаки объектов живой природы вы узнали?

Человек- тоже часть природы. Творческая группа нашего класса подготовила фотогазету «Мы и природа».

(Ученики вывешивают на доску газету)

Главная задача человека - сохранять и умножать природные богатства. Ведь природа- наш большой друг! Будем беречь природу!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Когда вы придёте домой, и родители спросят вас, что вы узнали на уроке, что вы им расскажите?

Давайте заполним наш экран настроения-сегодня это дерево. Если урок вам не понравился - вы приклеите на дерево жёлтый листик, если понравился, то зелёный, а если очень понравился - цветочек.

В данной статье мы рассмотрим различия между живой и неживой природой.

В данной статье мы попытаемся максимально подробно предоставить вам информацию о живой и неживой природе. Особенно она будет полезна деткам, которые только начинают познавать этот мир.

Океан, вода, ручей, река: живая или неживая природа и почему?

Природа – это наш окружающий мир, который не создан человеком. Относительно можно разделить природу на две категории: живая и неживая. Чтобы понять отличие между «неживой», и «живой» природой, сначала нужно понять определения и разницу между ними.

Конечно, все объекты, которые относятся к живой природе имеют способность расти, дышать, развиваться. То есть к такой группе относятся: люди, животные, растения и грибы и даже микроорганизмы. Другими словами – это все что украшает мир, придает жизнь и движение Земли. Но без неживой природы, все организмы и растения не смогут существовать, это как будто источник жизни, а для некоторых видов даже место жительства.

Например, вода, река или другие водоемы это объекты неживой природы, и служат отличным жилищем для рыб, водорослей и др. Но все водоемы составляют гидросферу нашей планеты, которая необходима для существования и жизни всех живых объектов.

Реки и ручейки – это артерии нашей планеты, благодаря которым вода наполняет озера и будто циркулирует по земле. В воде обитают многие живые существа, но отдельно водоемы не считаются живым существом, т.к. имеют простейший молекулярный состав, не дышат, не растут и не питаются. К этой группе относят также и другие объекты и явления, например, небо, почва, камни, полезные ископаемые, ветер, радуга, дождь и многие другие сезонные изменения и явления.

Воздух, облака, радуга: живая или неживая природа и почему?

Несмотря на то, что между живой и неживой природой существует теснейшая связь, между ними есть также разница. Живая природа напрямую зависит от неживой, ведь благодаря солнечному свету растут растения, происходит фотосинтез, и солнце является главным источником жизни. Без воды и воздуха, также не может выжить ни одно существо, а почва – это место жизни для многих живых объектов.

Также, к неживой природе можно отнести различные погодные и сезонные явления. Например, радугу можно встретить после дождя летом, облачное небо чаще наблюдается осенью, а зимой – небо затягивает свинцовыми тучами, с которых выпадают снежинки.

Именно из неживой природы и появилась сама жизнь, которая считается первичной. А все что создано нами не принадлежит к объектам первозданной природы. Только с помощью материалов, которые предоставила нам Земля человек смог развить и создать все то, что сегодня имеет.



Отличительными характеристиками неживой природы считается:

  • Неспособность к движению.
  • Неспособность дышать, питаться, размножаться, меняться. Но с годами, многие объекты неживой природы могут менять свое агрегатное состояние. К примеру, камень может стереться в пыль, или, самый простой пример, это циркуляция воды. В качестве дождя выпадает осадками, после того как солнце нагревает почву – вода испаряется, то есть принимает состояние пары. А также, при минусовой погоде, вода приобретает состояние льда или снега.
  • Неспособность расти. Конечно, горы меняются в размере, но увеличиваются они не при помощи деления клеток, как это происходит у живых объектов.

Действующий вулкан: живая или неживая природа и почему?

Конечно, многим вулкан может показаться живым особенно во время извержения. На самом деле – это не так. Вулканы относятся к неживой природе, как минимум, его можно обозначить как самое тонкое место на земной коре.

Извержение происходит из-за дегазации магмы. Принцип извержения напоминает газированную воду или шампанское, которое взболтали перед тем как открыть. А в те места, где земля неплотно прикрыта и выходит лава, иногда с таким давлением, что внутри вулкана образуется кратер.



Вулканы – объекты неживой природы, потому что лава двигается не с помощью собственных возможностей, а из-за скоплений газа внутри. А в процессе движения литосферных плит получаются вулканы, через которые проходит магма наружу. Пока магма под давление поднимается по жерлу вулкана, она нагревается и превращается в лаву. Но бывают случаи когда давление не высокое, и благодаря этому магма подходит только к горлу вулкана.

Солнце, Луна, Земля, планета, небесные тела: живая или неживая природа и почему?

Трудно поверить, но огромное Солнце, которое способно согреть всю планету – это такая же звезда, как и остальные звездочки на небе, но расположена ближе к Земли и именно поэтому, кажется такой огромной. Звезда – это огромный пылающий газовый шар.



Солнце и Луна

От солнечной энергии, напрямую зависит существование всех живых существ и объектов. Но несмотря на то, что солнце выделяет энергию, оно, как и все остальные звезды, небесные тела и планеты, не относятся к живой природе. Ведь для того чтобы различить живой и неживой объект, нужно характеризовать предмет или явление по таким характеристикам:

  • Способность обмениваться информацией, выделать энергию
  • Способность саморазвития, роста
  • Реакция на раздражители
  • Способность размножаться
  • Способность дышать и питаться

Конечно же, все живые организмы имеют все или часть таких характеристик. Неживые же объекты или явления не способны иметь многие из этих функций, но есть и исключения, такие как кометы, Земля, которая крутиться вокруг своей оси и Солнце, что излучает энергию для нашей планеты и многие другие.

Почва: живая или неживая природа и почему?

Природа – это все объекты, материи, тела что окружают нас и созданы без помощи человека. Различают как живую так и неживую природу, одни передвигаются, растут и пропадают, другие же – не меняются тысячелетиями. Существование таких групп просто невозможно по отдельности, благодаря всему, что дает нам первичная неживая природа мы и существуем.

Солнце дает жизненную энергию, без воды невозможно прожить – это жилы нашей планеты, которые помогают развитию и увлажняют почву, в которой растут растения и живут другие живые организмы.

Почва для нас – это необходимое условие для жизни. Это верхний рыхлый слой планеты, на котором обитают живые существа и растут растения. Состоит почва из песка, глины, воды, неорганичных и органичных веществ, а темный цвет придает наличие перегноя и гумуса. Чем больше этих веществ, тем земля более плодовитая, поэтому чернозем считается самым ценным.



Почва насыщает растения, различными питательными веществами, водой и минералами, что способствует росту и развитию плодов. Но при этом земля – это основное место обитания, как внутри, так и на поверхности.

Все загрязнения, когда человек выбрасывает отходы не растительного или животного происхождения, влияют на состав земли, по итогу. Растения, которые питаются из загрязненной почвы – могут погибнуть или принести отравленные плоды.

Дерево, лист дерева, пень: живая или неживая природа и почему?

Основной характеристикой живой природы есть способность, расти и развиваться. Деревья относятся к классу живой природы, т.к. имеет различные способности, что характерны для такой группы. Например, дерево растет, питается водой и перегноем, что находится в почве, некоторые приносят плоды, а также умирают, хотя имеют очень длительный срок жизни.

  • Листья которые находятся на дереве относятся к живой природе, даже когда лист отпадает. Он превращается в перегной под воздействием живых микроорганизмов.
  • Что касается пней, то и эта часть дерева относится к живой природе. При помощи корней, пень также поглощает питательные вещества из почвы для поддержания жизнедеятельности, в ином случае дерево просто сохнет. А вот если дерево рубают на дрова – это уже не считается живой природой, а больше как материалом для строительства или растопки костра.


Деревья и другие растения – невероятно необходимы для нашей жизни, благодаря фотосинтезу, который возможен только при помощи растений – мы дышим. Плодами – питаемся и получаем все необходимые витамины и вещества. Цветы радуют глаз и приносят массу удовольствия. Конечно, роль растений в нашей жизни огромная и именно поэтому, нужно ценить и ухаживать за окружающей средой, ведь от этого зависит наша жизнь.

Цветок, трава: живая или неживая природа и почему?

Уже в начале весны, как только начинает таять все вокруг, сквозь снег прорываются первые подснежники. С появлением весны просыпается вся природа, появляется травка, распускаются почки и листья.

  • Безоговорочно, все растения относятся к группе живой природы, это потому что умеют расти, питаться из почвы водой и минеральными веществами, так же как и все живые объекты цветы и трава отмирают. Цветы умеют даже дышать, только в обратную сторону, вместо кислорода, они вдыхают углекислый газ. Таким образом, очищают нашу среду и дают возможность дышать всем живым существам. Поэтому, леса считаются легкими планеты и строго-настрого запрещено их рубить.


  • Живая и неживая природа едина и зависит одна от другой. При этом нужно всегда помнить, что неживая природа первозданна и первична, а живые существа имеют влияние на структуру и объекты неживой природы. Например, человек сушит болото, рубит деревья, что кардинально меняет структуру воздуха, выбрасывает мусор и отходы в водоемы и на землю, что негативно отражается на состоянии обитания для живых существ. Некоторые животные также, роют норы и меняют состояние почвы.

Из неживой природы, все существа и организмы, черпают жизненную энергию, без воздуха, воды, солнечного тепла и почвы жизнь просто невозможна.

Растущий и сорванный орех: живая или неживая природа и почему?

Орехи – это пища растительного происхождения, содержит целый комплекс АК, насыщена витаминами группы В, растительными белками и др. Это очень сытный продукт, и один из самых любимых для многих животных, поэтому перед зимой запасливые животные подготавливают большой запас орешков на зиму.

Конечно, орех – это часть дерева, и пока он висит на нем, считается также живой природой. Ведь, орех растет, развивается, питается и умирает. Несмотря на то, что орехи могут очень долго храниться, со временем, под воздействием микроорганизмов, орех пропадает и высыхает.



Все растения относятся к живой природе, начиная от одноклеточной инфузории туфельки до великанских деревьев как баобаб. Несмотря на то, что растения не передвигаются на расстояния, они умеют двигать листочками, поворачиваться к солнцу, расти, дышать углекислым газом и размножаться. Всем единицам флоры необходимо питание, которое получают из почвы и из воды. Конечно, после того, как растение отмирает – оно попадает в класс неживой природы, и неважно это листья, цветы или плоды.

Растения все, безусловно, приносят пользу, т.к. очищают наш мир от различных выделений и позволяют нам дышать кислородом. Но помимо этого, растительная пища содержит большое количество полезных веществ и витаминов, поэтому так важно ежедневно употреблять в своем рационе овощи и фрукты.

Похожие предметы живой и неживой природы: список

То, что живая и неживая природа очень тесно связаны это предельно ясно, определить различие между этими понятиями достаточно легко, даже интуитивно. Различий между объектами живой природы и неживой очень много, в некоторых случаях характеристики очевидны, но бывают случаи, что мы можем перепутать из-за того, что объект неживой природы наделен способностями другой группы, например:

  • Облака, морские волны, Земля и др. имеют способность к движению, главное понимать, что этому способствуют явления неживого происхождения. Извержения вулкана, также часть неживой природы, хотя многие считают его живым.
  • Способность к росту у кристаллов и сталактитов в пещерах, но это также обусловлено тем, что увеличение происходит не за счет живых микроорганизмов, поэтому такие объекты относятся к неживой природе.
  • Старость и умирание присущи живым существам и организмам, но также такими способностями обладают и объекты неживой природы. Например, звезды, рождаются, растут, увеличиваются постепенно и разрушаются; выветриваются и таким образом, рушатся скалы и осыпаются, но этот процесс осуществляется под слиянием внешних факторов.
  • Еще одним сходством для многих объектов живой и неживой природы является сила притяжения, земля, вода, животные, растения камни и другие, поддаются физическим законам природы.
  • Также, бывает схожесть и внешне, например, ракушки и лишайники могут быть похожи на камни, многие бактерии и минеральные конгломераты, и др.
  • В обеих группах природы встречаются химические реакции. Для живых организмов – это может быть обмен веществ, а в неживой природе – горение торфа, после молнии. Сюда также можно отнести формирование минералов и полезных ископаемых.
  • Многие считают, что растения, грибы относятся к классу неживой природы, но это не так, несмотря на то, что растения не могут передвигаться с места на место, они все равно умеют двигать листьями и поворачиваться к солнцу. К тому же, способность к росту, развитию и отмиранию свидетельствует о том, что представители таких классов однозначно относятся к живой природе.

Для того, чтобы до конца разобраться со сходством и различием живой и неживой природы, нужно помнить, что для творений неживой природы характерна устойчивость к внешним факторам, слабая изменчивость. Живые существа умеют дышать, развиваться, жить и умирать. Формирование жизни – это нормальный естественный этап развития материи, и т.к. изначально появилась неживая природа, то многие ученые не считают Землю единственным космическим телом, на котором есть жизнь.

Видео: Объекты и явления живой и неживой природы

Что такое живая и неживая природа: признаки, описание, примеры

Порой дети загоняют родителей в глухой угол, ставя каверзные вопросы. Иногда даже не знаешь, как на них ответить, а порой просто не находишь подходящие слова. Ведь детям нужно не только правильно объяснять, но и говорить на доступном для них языке.

Тема живой и неживой природы начинает интересовать детвору еще до начала школьной жизни, да и она имеет огромное значение в правильно восприятии окружающего мира. Поэтому, нужно хорошенько разобраться в теме природы и понять, почему выделяют и что это такое – живая и неживая природа.

Что такое живая природа: признаки, описание, примеры

Давайте первым делом разберемся (или же просто вспомним), что такое природа в целом. Вокруг нас очень много живых организмов и неживых объектов. Все то, что может появляться и развиваться без участия человека и называется природой . То есть, например, леса, горы, поля, камни и звезды относятся к нашей с вами природе. А вот машины, дома, самолеты и прочие постройки (а также техника) не имеет никакого отношения даже к неживой области природы. Это то, что создал сам человек.

По каким же критериям выделяют живую природу.

  • Живой организм в любом случае будет расти и развиваться . То есть, он обязательно будет проходить жизненный цикл от рождения и до смерти (да, как печально это не звучит). Давайте рассмотрим пример.
    • Возьмем любое животное (пусть это будет олененок). Он рождается, учится ходить через определенное время, растет. Потом уже во взрослой особи появляются свои детки, такие же оленята. И в завершающем этапе олень стареет и покидает этот мир.
    • Теперь возьмем семечко (любое, пусть это будет зерно подсолнуха). Если его посадить в землю (кстати, природой этот процесс тоже продуман). Через определенное время появляется небольшой отросток, который постепенно растет и увеличивается в размерах. Он начинает цвести, у него появляются семена (которые потом же падают на землю и повторяют новый цикл жизни). В завершение подсолнух сохнет и погибает.
  • Размножение , как составляющий и важный компонент любого живого объекта. Мы уж выше немного на примерах дали информацию о том, что все живые организмы размножаются. То есть, у каждого животного появляются детки, каждого дерево пускает отростки, с которых вырастают новые деревья. А цветы и различные растения рассыпают свои семена, чтобы те проросли в земле и с них получились новые и молодые растения.
  • Питание является неотъемлемой частью нашей жизни. Все те, кто питаются какой-либо пищей (это может быть другие животные, растения или вода) относятся к живой природе. Для поддержания жизни и развития, живым организмам пища просто необходима. Ведь из нее мы находим силы развиваться и расти.
  • Дыхание – еще один важный компонент живой природы. Да, некоторые животные или маленькие организмы делают эту функцию так же, как и человек. Мы вдыхаем кислород с помощью легких. А выдыхаем углекислый газ. У рыб и других обитателей, которые живут под водой, для этих целей имеются жабры. Но вот, например, деревья и травы дышат через листики. Кстати, им нужен не кислород, а, наоборот, углекислый газ. Более того, через специальные малюсенькие клетки (они еще и делают важные обменные процессы) выделяется кислород, который необходим животным и человеку.
  • Движение – это жизнь! Есть такой девиз, и он полностью характеризует живой мир. Попробуйте просидеть или пролежать весь день. У вас просто заболят руки и ноги. Мышцам нужно работать и развиваться. Кстати, у детворы часто возникает вопрос – как же двигаются деревья или цветы на клумбе. Ведь у них нет ног и они не передвигаются по городу. А вот обратите внимание, что растения поворачиваются за солнцем.
    • Проведите эксперимент! Даже дома, на подоконнике понаблюдайте за цветком. Если его развернуть в другую сторону от окна, то через некоторое время он снова будет смотреть в окошко. Просто растения делают свои движения очень медленно и плавно.
  • И последний, завершающий этап – это умирание . Да, мы затронули еще в первом пункте, что все завершают свой жизненный цикл. Кстати, в этом вопросе тоже существует тонкая грань.
    • Например, дерево, которое растет, относиться в живой природе. А вот уже срубленное растение не будет дышать, двигаться или размножаться. Значит, автоматически оно уже будет относиться к неживой природе. Кстати, то же самое относиться и к сорванному цветку.

Теперь немного углубимся в тему, какие еще бывают признаки живой природы:

Мы оговорили важные и обязательные условия. А теперь еще добавим несколько научных фактов. Скажем так, для того, чтобы ваш ребенок еще больше блистал умом и сообразительностью. Ведь не забываем, что информация в плане учебы лишней не бывает.

  • Мы упоминали, что представители живой природы должны двигаться, дышать, питаться и проходить жизненный цикл. Но хотелось бы еще добавить один небольшой нюанс. Это отходы жизнедеятельности и экскременты. Экскреция – это возможность организма избавляться от токсинов и отходов. Проще говоря, все живые организмы ходят в туалет. Это просто необходимая цепочка, чтобы не отравить наши клетки. Деревья, например, сбрасывают листья, меняют кору.
  • Кстати, о клетках . Все живые организмы состоят из клеток! Есть простые существа, которые складывается только с одной или нескольких клеток (это, так называемые, бактерии). Но об этом немного позже.
    • Множество клеток же группируются в ткань. А те, в свою очередь, складывают целый орган. Органы же, точнее их композиция (то есть, совокупность, группа) и делают готовый организм. Кстати, все живые существа, которые состоят из органов, относятся к классу высших представителей. И они являются очень сложными организмами.


ВАЖНО: Чтобы ребенку стала понятней данная тема, смастерите человека или другого живого существа из конструктора. Пусть он представит, что каждая деталь и является клеткой.

  • Нельзя не отметить еще и энергию Солнца и Земли. Все живые существа просто нуждаются в солнечном свете и пользуются дарами земли. Например, минералы. Самые доступные и понятные – это соль или уголь, которые добывают из ее почвы.
  • У каждого из нас есть свои повадки в поведении. Это называется реакцией на окружающую среду. Поведение же представляет собой очень сложный комплект реакций. Кстати, у каждого живого существа они различаются друг от друга.
  • Мы все можем приспосабливаться к любым изменениям. Человек, например, придумал в период дождя использовать зонт, а другие животные просто прячутся под навес или дерево.

Какие виды живых существ выделяет биология?

  • Микроорганизмы. Это самые древние представители живой природы. Они могут развиваться там, где есть вода или влага. Даже такие малюсенькие представители могут расти, размножаться и проходить целый комплекс цикла жизни. Кстати, они могут питаться водой и прочими питательными веществами. К ним, как правило, относятся бактерии, вирусы и грибы (но не те, что мы с вами едим).
  • Растения или флора (если говорить научным языком). Разнообразие просто огромное – это и трава, и цветы, и деревья, и даже одноклеточные водоросли (и не только). Дайте ребенку полную информацию о том, почему они принадлежат к живому миру.
    • Ведь они дышат. Да, вспоминаем, что растения вырабатывают кислород, а поглощают (или впитывают в себя) углекислый газ.
    • Они двигаются. Поворачиваются за солнцем, скручивают листочки или сбрасывают их.
    • Они питаются. Да, одни делают это через почву (например, цветы), получают питательные вещества из воды или делают это все из двух ресурсов.
    • Они растут и размножаются. Мы не будем повторяться, поскольку выше уже приводили примеры подобного объяснения.
  • Это просто огромный комплекс, который включает в себя диких или домашних зверей, насекомых, птиц, рыб, земноводных или млекопитающих. Они могут дышать, питаться, расти, развиваться и размножаться. Более того, им присуща еще одна черта – это умение приспосабливаться к условиям окружающей среды.


  • Человек. Стоит на самой вершине живой природы, поскольку ему присущи все вышеуказанные признаки. Поэтому, не станем их повторять.

Что такое неживая природа: признаки, описание, примеры

Как уже догадались, неживая природа не может дышать, расти, есть, размножаться. Хотя есть и некоторые нюансы в этих вопросах. Например, горы могут расти. А огромные плиты земли могут двигаться. Но об этом более подробно мы позже поговорим.

Поэтому, давайте выделим основные признаки неживой природы.

  • Они не проходят жизненный цикл . То есть, они не растут и не развиваются. Да, горы могут «вырасти» (увеличиться в объеме) или кристаллы соли, или других минералов могут увеличиться. Но это не из-за размножения клеток. А из-за того, что появляются «вновь прибывшие» части. Также, нельзя не отметить пыль и прочие слои (это то, что непосредственно связанно с горами).
  • Они не питаются . Горы, камень или наша планета не кушают? Нет, неживой природе не нужно получать дополнительную энергию (например, Солнца и той же Земли) или какие-либо питательные вещества. Да им это попросту не нужно!
  • Они не двигаются . Если пнуть человека, то он начнет давать сдачи (здесь еще будет задействована и реакция на окружающую среду). Если толкнуть растение, то оно либо останется на месте (поскольку имеет корень), либо потеряет свои листики (которые потом отрастут). А вот если пнуть камень, то он просто переместиться на какое-то расстояние. И дальше будет там обездвижено лежать.
    • Вода в реке движется, но не потому, что он живая. Играют роль ветер, склонность местности и не забываем о такой малюсенькой детали, как частицы. Человек, например, состоит из клеток, а вот вода (и прочие неживые элементы) из крошечных частиц. И в тех местах, где связь между частицами наименьшая, они пытаются занять самое низкое место. Передвигаясь, они и образуют течение.
  • Конечно, нельзя не выделить их устойчивость . Да, в голове может возникнуть вопрос, что песок и земля имеют сыпучее состояния (из них можно слепить куличики). Но ведь они запросто выдерживают вес не только одного человека, а и целого миллиарда (даже нескольких). А про камень даже и объяснять не нужно.


  • Слабая изменчивость – еще один признак неживой природы. Камень может изменить свою форму, например, под влиянием течения. Но на это потребуется даже не месяц или два, а несколько лет.
  • И нужно еще отметить пункт отсутствия размножения . Неживая природа не заводит детенышей, она не имеет потомства или у нее не появляются дополнительные отростки. А все дело в том, что их жизненный цикл не заканчивается. Взять даже нашу планету – ей уже множество лет. А Солнце, звезды или горы. Все они тоже находятся на своем месте в неизменном состоянии уже много-много лет.

ВАЖНО: Единственное изменение природы – это переход из одного состояния в другой. То есть, например, камень со временем может стать пылью. А самым ярким примером выступает вода. Она может испаряться, затем скапливаться в облаках и выпадать в виде осадков (дождя или снега). Также она может становиться льдом, то есть принимать и твердую форму. Напоминаем, что существует три состояния – газообразная, жидкая и твердая формы.

А какие существуют виды неживой природы?

Ребенок уже в начальных классах должен иметь элементарные представления не только о живой природе, но и о неживых элементах. Чтобы было их легче воспринимать, нужно сразу выделить три группы. Тем более, в дальнейшем на уроке географии это будет только плюсом.

  • Литосфера. Мы все обитаем в таком огромном доме, как Земля (кстати, это единственная планета в космосе, где есть жизнь). Она не состоит только из земли, песка и растительности. Это сравнительно небольшой (хотя его слой минимум 10 км) поверхностный слой.
    • А под ним находятся еще слоя мантии (они находятся в расплавленном состоянии и в десятки раз толще самого верхнего слоя), внутри же планеты расположено ядро (оно состоит расплавленных металлов).
    • И не забываем о таком важном условии, что наша земная кора состоит из пазлов. Да, они называются литосферными плитами. Но для более понятного восприятия, их можно приставить в виде кусочков картины. Вот они и разделяют земной шар на континенты и океаны.
      • Где происходит их опускание, образуется водоемы (моря, реки и океаны).
      • В местах возвышения образуются поверхности земли и даже горы (они появляются в результате того, что одно плита пошла внахлест другой).
    • Гидросфера. Естественно, это водная часть Земли. Кстати, она занимает практически 70% от всей поверхности. Это реки, озера, ручьи, моря и океаны.
    • Атмосфера . Это иными словами, воздух. Он имеет несколько слоев и в нем есть две основные составляющие – азот (занимает целых 78%) и кислород (всего лишь 21%).

ВАЖНО: Кислород необходим нам для поддержания жизни. А вот азот, разбавляя его, не допускает лишнего вдыхания кислорода. Так что эти компоненты очень важны для нас, и они поддерживают в балансе друг друга.



Кстати, еще нужно выделить отдельно . Ведь без него не было бы ничего живого. Да, в принципе, наступила бы просто тьма. Он дарит нам тепло, свет и энергию.

Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы: сравнения, особенности, сходства и отличия

Мы уже выше дали полное понятие каждому аспекту, выделив главные отличия между живой и неживой природой. То есть, показали их основные характеристики. Тем более, предоставили в развернутом виде, поэтому не станем повторяться.

Хочется лишь добавить, какие же сходства есть между живой и неживой природой:

  • Мы все подвергаемся одним физическим законам. Бросьте вниз камень или ящерицу. Они будут падать вниз. Единственно, птица взлетит в небо. Но это благодаря наличию крыльев. Под водой она все равно пойдет на дно.
  • Все химические реакции одинаково действуют на живую и неживую природу. Удар молнии оставляет схожий след. Или еще более простой пример – появление соляного налета. Что на камне, что на человеке останется белые полосы от высыхания морской воды.
  • Конечно же, не забываем и про законы механики. Опять же им все подвергаются одинаково, без исключения. Например, под влиянием сильного ветра мы начинаем идти быстрее (если следовать за ним), а облака начинают быстрее плыть по небу.


  • Мы все имеем какие-то изменения. Просто человек или любое другое животное растет, изменяет форму. Камень тоже стачивается, облако меняет форму и цвет в зависимости от содержания количества капелек воды (то есть, влаги).
  • Кстати, цвет. Некоторые животные имеют или могут становиться такого же окраса, как и предметы неживой природы.
  • Форма. Обратите внимание на схожесть ракушки или лишайника на камень, или структуру графита на пчелиные соты. А снежинки с морскими звездами, например, ни у кого не вызывают некой симметрии в формах?
  • И, безусловно, нам требуется свет и энергия Солнца.

Как показать связь между живой и неживой природой? Невидимые нити между живой и неживой природой: описание

Мы дали не только отличия между живой и неживой природой, но и показали общие черты между ними. Но нужно еще выделить и то, что в природе все взаимосвязано.

  • Например, самое простое – это вода. Она необходима всем живым представителям. Будь-то человек, лев, белка или цветок. Отличие лишь в том, что растения получают влагу через корень, а животные ее пьют.
  • Солнце. Относится к неживой природе, но оно просто необходимо зеленым растениям, чтобы происходила выработка кислорода. Живым же существам нужно оно для того, чтобы видеть и нормально развиваться. Кстати, звезды и Луна ночью выполняет подобную функцию, например, чтобы освещать путь.
  • Некоторые животные живут в норах, которые роют в земле. А другие, например, утки живут в камышах. Мох же растет на камне.
  • Некоторые минералы служат для питания многих животных и человека. Даже возьмем самую банальную соль. Уголь помогает согреться, а его добывают из недр земли. Кстати, сюда же можно отнести и газ, который поступает в наши конфорки и трубы.


  • Но животные играют немаловажную роль. Например, опавшие листья, перегнивая, питают почву. Даже некоторые отходы животных и людей способствуют ее обогащению. Но не имеется в виду бытовой мусор, он не перегнивает.
  • Растения служат укрытием для большинства животных, а те, в свою очередь, опыляют растения, разбрасывают семена и отгоняют вредителей. Например, дерево или камень служит для человека домом (если его построить).
  • Это далеко не все примеры. Каждая цепочка нашей жизни тесно взаимосвязана с другими аспектами природы. Кстати, еще хотелось бы выделить кислород, без которого не существовал бы ни один представитель живой природы.

Что указывает на общность живой и неживой природы?

Для этого нужно вспомнить курс физики. Все живые и неживые объекты состоят из частиц. А точнее, из атомов. Но это уже немного другая, более сложная наука. И еще хотелось бы подключить знания из химии. У всех представителей природы одинаковый химически состав. Нет, все они по-своему разные.

  • Но в любом живом представителе найдется такой же элемент, который встречается и в неживой природе . Например, даже вода. Она содержится во всех растениях, животных, человеке и даже в микроорганизмах.

Роль почвы во взаимосвязи живой и неживой природы: описание

Роль воды и кислорода просто огромная для живой природы. Но вот саму почву просто невозможно переоценить. Поэтому, сразу начнем с самого главного.

  • Почва служит домом для большинства представителей животного мира. Некоторые в ней живут, а другие – просто строят дома. Растения же тоже «живут» в почве, ведь по-другому они и не смогут расти.
  • Она самая питательная. Да, с ней просто никто не сравниться. Ведь в ней есть все необходимые минералы и элементы. Причем иногда связь может иметь и непрямой контакт.


Например, почва питает растения и вместе с водой способствуют их росту. А те уже становятся пищей для других животных. Кстати, некоторые животные являются пищей для представителей высшей цепочки.

ВАЖНО: Мы уже упоминали об этом, что животные и растения тоже ее обогащают, после своей гибели. И начинается цепочка снова, полученные вещества становятся пищей для микроорганизмов и других растений.

  • Для людей, например, она служит еще и основой добычи все минералов и полезных ископаемых. Даже тот же самый уголь. А также, нефть, газ или руды металлов.

Факторы неживой природы, влияющие на живые организмы: описание

Да, все факторы неживой природы влияют на живые организмы. Причем в прямой степени. Их можно найти целое множество, но выделим самые основные и главные.

  1. Свет и тепло. Относится к одному пункту, поскольку получают его живые организмы от Солнца. Да, его роль тоже тяжело переоценить, ведь без Солнца просто не было бы жизни на Земле.
    • Без света многие бы организмы просто погибли. Свет дает возможность проходить многим химическим процессам в организмах. Например, растения могут вырабатывать кислород только под влиянием солнечного света. Да и мы бы с вами совершено не так бы выглядели.
    • Температура в каждом климатическом поясе разная. Например, на экваторе (посредине земного шара) она максимальная. Там совершенно другая растительность и, к примеру, цвет кожи жителей темнее. Да и животные там обладают другими характеристиками.
    • На севере же, наоборот, живут люди с более бледной кожей. И вряд ли встретишь жирафа или крокодила в Арктике. Растения также меняются в степени изменения температуры. Меняется окрас и форма листьев.
    • А холод, вообще, может стать губительным для многих живых существ. При очень низких температурах долго не выживет ни человек, ни животное, ни растение, ни даже бактерия.
  2. Влажность. Она также важна для всего живого на планете. Без нее точно так же погибнут и животные, и растения. Если влажность упадет ниже необходимого предела, то начнет уменьшаться жизнедеятельность.
    • Кстати, в жарком климате водяные пары лучше сохраняются. Поэтому, и наблюдаются частые осадки в виде дождя. Например, в тропиках они могут быть в огромном количестве и идти несколько дней.
    • В холодных регионах примерно 40-45% влаги уходит на образование росы или снега. Можем сделать вывод, что, чем холоднее местность, тем реже бывает дождь. Зато в жарком климате редко встретишь выпавший снег.
  3. На севере земля покрыта слоем снега. Поэтому, она и не будет такой богатой. В жарких странах же чаще встречаются пески. Самым же плодородным считается именно чернозем (то есть, черная земля).
    • Кстати, форма почвы также немаловажна. В горах опять же будут другие растения и животные, которое приспособились жить на склонах. А на низкой местности, возле болот, царят свои правила.

Почему человека относят к живой природе?

Человек не просто относится к живой природе, он находится на вершине всей цепочки! Мы говорили в самом начале о признаках. Вот и делаем по этому поводу выводы. Человек, дышит, питается, растет и развивается. У всех появляются свои детки, а в завершающем этапе мы покидаем этот мир.

  • Более того, человек умеет приспосабливаться к климатическим изменениям и прочим переменам окружающей среды.
  • У всех нас есть своя реакция на происходящее. Да, когда нас толкают, мы не отлетаем в сторонку, а даем сдачи.
  • Мы максимально используем ресурсы не только земли, но и океана, и космоса.
  • Человек использует тепло, свет и энергию солнца.
  • Человеку присущи все черты живой природы, он имеет ум и душу. Более того, он максимально использует данную возможность.


Например, животные не могут сами построить себе дом. А человек даже делает целое произведение искусства. И это лишь небольшой пример его деятельности. Мы максимально используем растения, деревья и прочих животных. Даже, если взять льва – царя зверей. Его человек может запросто победить (да, для этих целей он использует такие изобретения, как кинжал или пистолет).

Видео: Живая и неживая природа: объекты и явления

Окружающий нас мир, богат и разнообразен. Леса, озера, горы, степи, солнце, вода, воздух — все то, что человек не создавал своими руками, это и называется природой.. Ее познанию посвящали свою жизнь ученые разных стран мира. В результате изучения, исследований и опытов, сформировались науки, каждая из которых изучает определенные направления в природе. Более подробно рассмотрим в статье.

Греческое слово — «биология», переводится как учение о жизни, т.е. обо всем живом, что нас окружает.А окружает нас природа. Все живое имеет способность рождаться и умирать. Для поддержания жизни, всему живому, необходимо питаться, пить, дышать. Таким образом, биология изучает ту часть природы, которая живет.

Зародилась эта наука во времена античности, только, в то время, она не имела такого названия. В 19 веке был введен термин «биология», рядом ученых. С тех пор биологию стали выделять из наук естественных. Биология имеет много направлений — генетика, биофизика, анатомия, экология, ботаника и др.

Какая наука изучает неживую природу

Чтобы лучше понять законы неживой природы, науки были распределены следующим образом:

  • физика — изучает общие вопросы природы, ее законы;
  • химия — изучает вещества, их строения и свойства;
  • астрономия — изучает планеты, их происхождение, свойства, строение;
  • география изучает поверхность земли, климат, экономическое и политическое положение стран и их населенность.


Признаки живой природы

Каждый представитель живой природы обладает организмом, в котором происходят сложные химические процессы. Понять что перед вами — представитель живой или неживой природы, можно, если подумать:

  1. Откуда взялся этот объект;
  2. Нуждается ли он в еде и воде;
  3. Есть ли у него способность двигаться — ходить, ползать, летать, плавать, поворачиваться к солнцу;
  4. Нужен ли ему воздух;
  5. Каковы сроки его жизни.

Свойства тел живой природы

Любые растения, животные, птицы, насекомые и даже человек имеют организм, который нуждается в питании, воде, воздухе.

  • Рождение и рост — с появлением на свет, у каждого живого существа начинают делиться клетки, за счет чего происходит рост организма.
  • Размножение — производство себе подобных, передача им генетической информации.
  • Питание — для роста и развития необходима пища и вода, за счет чего растут клетки.
  • Дыхание — если не будет воздуха, все живое умрет. Внутри клеток, которые есть у всех живых организмов, образуются химические процессы — высвобождение энергии.
  • Способность двигаться. Все живые организмы передвигаются. Человек, при помощи ног, животные при помощи лап, рыбам помогают плавники, растения реагируют на солнечный свет и поворачиваются к нему. Движение некоторых организмов заметить достаточно трудно.
  • Чувствительность — реагирование на звуки, свет, изменение температуры.
  • Умирание — завершение жизни. Ничто живое не живет вечно, умирание может происходить по разным причинам. Естественная смерть настает, когда организм постареет и теряет способность к дальнейшей жизни.

Объекты живой природы примеры

Окружающий нас мир очень разнообразен. Все его объекты можно разделить на царства, их четыре: бактерии, грибы, растения, животные.

Царство животных, в свою очередь, делится на виды и подвиды.

Самые простейшие организмы в животном мире — простейшие. Они имеют одну клетку, которая имеет способность к обмену веществ, передвигается, имеет, в основном не четкие границы. Их размеры до того маленькие, что разглядеть их без микроскопа, практически невозможно. В природе их насчитывается 40000. К ним относятся: амеба, инфузория-туфелька, зеленая эвглена.

Следующий подвид — это многоклеточные животные. К ним относится большинство объектов животного мира — рыбы, птицы, животные домашние и дикие, пауки, тараканы, черви.

Все растения имеют возможность размножаться и расти. Они синтезируют солнечный свет, за счет чего происходит обмен веществ. Вода так же нужна растениям, без нее они погибнут.

К растениям относятся:

  • деревья и кустарники;
  • трава;
  • цветы;
  • водоросли.

Бактерии — самые древние жители нашей планеты, имеющие простейшее строение. Но, не смотря на это, они обладают функцией размножения. Среда обитания бактерий очень разнообразна — вода, земля, воздух и даже ледники и вулканы.

Признаки неживой природы

Оглянитесь вокруг и вы увидите много признаков неживой природы: солнце, луна, вода, камни, планеты. Им не требуется для жизни воздух и пища, они не могут размножаться, относительно устойчивы к изменениям. Горы стоят тысячи лет, солнце постоянно светит, планеты вращаются неизменно вокруг солнца, не меняя свой курс. Только глобальные катаклизмы могут разрушить объекты неживой природы. Несмотря на то, что эти объекты относятся к природе неживой, мы бесконечно восхищаемся их красотой.

Объекты неживой природы примеры

Объектов, которые представляют природу неживую, великое множество, некоторые из них способны видоизменяться.

  • вода при пониженных температурах, преобразуется в лед;
  • сосулька начинает таять, если на улице плюсовая температура.
  • вода способна превращаться в пар при кипении.

К неживой природе относятся:

камни могут лежать на одном месте тысячи лет.

планеты неизменно крутятся вокруг солнца.

песок в пустыне — перемещается только под действием ветра.

Природные явления — молния, радуга, дождь, снег, солнечный свет — так же относится к неживой природе.

Отличительные признаки живой и неживой природы


  • Живые организмы более сложно устроены, чем неживые. И те и другие состоят из химических веществ. Но в состав живых организмов входят нуклеиновые кислоты, белки, жиры, углеводы.

Нуклеиновые кислоты — признак живого организма. Они хранят и передают генетическую информацию (наследственность).

  • Основой всего живого является клетка, из которой образуется ткань, а из нее система органов.
  • Обмен веществ и энергии поддерживает жизнь и осуществляет связь с окружающей средой.
  • Размножение — воспроизведение себе подобных, к примеру, у камней такой возможности нет, только если расколоть его.
  • Раздражительность — если пнуть ногой камень, он вам не ответит, а если пнуть собаку, она начнет лаять и может укусить.
  • Живые организмы способны приспосабливаться к окружающему миру, так, например, жираф имеет длинную шею, чтобы добывать пищу там, где другие животные ее не достанут. Если жирафа отправить в Арктику, он там погибнет, а вот белый медведь чувствует там себя прекрасно. Приспособляемость, в живом мире, называется эволюцией, которая, по большому счету, бесконечный процесс.
  • Живым организмам свойственно развиваться — увеличиваться в размерах, расти.

Все, перечисленные выше, факторы, отсутствуют у объектов неживой природы.

Связь между объектами живой и неживой природы, рассказ на примерах

Невозможность существования друг без друга, живой и неживой природы, обуславливает их взаимосвязь. Все живое нуждается в воде, солнце и воздухе.

Человек, как особь живой природы, нуждается в воде — чтобы пить, в воздухе — чтобы дышать, земле — растить продукты питания, солнце — чтобы согреваться и получать витамин D. Если исчезнет хотя бы один из компонентов, человек погибнет.

Утка — птица, представитель живой природы. Свой дом она создает в зарослях камыша — связь с растительным миром. Пищу она добывает в воде, так как питается рыбой. Солнце ее согревает, ветер помогает летать. Вода и солнце вместе позволяют вырастить потомство.

Цветок растет из земли, для его роста нужна вода в виде дождя, для энергии нужен солнечный свет.


Корова — пасется на лугу (земле), питается травой, сеном, пьет воду. Трава и сено перерабатываются в ее организме и удобряют землю.

Схема связи живой и неживой природы

Как детям в начальной школе рассказать про объекты природы так, чтобы им было не только все понятно, но и интересно? Лучше пояснить на реальных примерах, чем говорить научным языком или определениями. Ведь то, что можно самому пощупать и почувствовать, запомнить и понять гораздо легче.

Энциклопедии, фильмы и образцы

Не каждый ребенок во время урока в школе поймет, вообще, не только природа. Сказав слово "объект", учитель или родитель должен показать фотографию, плакат, например, с птицами, животными в лесу. Пусть ребенок поймет, почему птица является объектом природы, причем живым.

Объекты живой и неживой природы желательно демонстрировать на примерах. Можно это делать и на словах. Но, как правило, ребенку интереснее воспринимать информацию зрительно, чем на слух. Если же вы все-таки выбрали второй вариант, то лучше рассказать интересную историю, сказку, а не сделать сухое перечисление.

Родителям желательно приобрести красочные детские энциклопедии, в которых прекрасно проиллюстрированы растения, животные, птицы, облака, камни и так далее. Ребенку можно сказать, что рыбка живет в воде и питается водорослями. Это все объекты природы. Рекомендуется показать, например, стакан, ноутбук и одеяло и сказать, что они не относятся к объектам природы, ведь эти вещи создал человек.

Живая и неживая природа

Как отличить Что она представляет собой? То, чего человек не создавал, это и есть объекты природы. Примеры можно приводить до бесконечности. Как дети смогут отличить живую и неживую природу? Следующий раздел статьи полностью посвящен тому, как привлечь внимание малышей к тому, что их окружает. А сейчас можно лишь объяснить словами, как вообще отличить живое и неживое.

Детям желательно показать обучающее видео о природе, во время просмотра которого указывать на различные объекты и говорить, какие из них являются живыми. Например, в кадр попали облака, лиса, дерево. Желательно нажать на паузу и показать, что из них является неживым объектом, а кто относится к живым. Заодно нужно добавить: животные, птицы, насекомые являются одушевленными и отвечают на вопрос "кто", а растения, грибы, камни, тучи, соответственно, - "что".

Наглядные примеры вокруг

Сельские дети могут природу лицезреть каждый день, поэтому им можно устроить прогулку и там показать, что является живым, а что нет. Городским же ребятам можно продемонстрировать цветы на подоконнике, ведь эти растения - тоже живые объекты природы. Их вырастил человек, но они все равно остаются частью растительного мира. Домашние животные, попугаи, тараканы и пауки тоже являются объектами живой природы.

Не обязательно выезжать за город, чтобы продемонстрировать неживые объекты. Тучи, которые движутся по небу, ветер и дождь - хорошие примеры. Даже почва под ногами, лужи или снег являются объектами неживой природы.

Хорошим примером может стать аквариум с рыбками или черепахой. На дне его лежит природный грунт, имитирующий дно. Водоросли настоящие, камушки и ракушки - тоже. Но в них нет улиток. В аквариуме плавают рыбки. Детишки смотрят на них, радуются им. На данный момент здесь имеются объекты живой и неживой природы. Учитель, воспитатель или родители должны сказать, что рыбка - это живой объект природы, водоросли тоже. А вот песочек на дне, камушки и ракушки - неживые. Они не дышат, не размножаются, просто существуют. У них свое предназначение - создавать все условия для жизни живых объектов. Если бы не было песочка, то растения бы не росли.

Прогулка на природе

Какой повод может появиться для вылазки на природу? Рыбалка, охота, сбор грибов, ягод, орехов. С детьми лучше всего выезжать на природу просто для отдыха. Конечно, будет полезно также и собирать грибы. Но делать это следует строго под присмотром взрослых. Родители смогут наглядно показать объекты живой природы, например, деревце, кусты, траву, грибы, ягоды, зайца, муху и комара. То есть, всё что дышит, растет, перемещается, может чувствовать.

являются неживыми? Про тучи, дождик и снег говорилось выше. Камни, сухие ветки и листья, земля, горы, реки, моря и озера с океанами - это неживая природа. Точнее сказать, вода - это неживой объект, но созданный природой.

Что создано природой, а что человеком

Не нужно детское внимание заострять только на объектах природы. Ребенок может запутаться, подумать, что все относится к этой категории. Но ведь это не так.

В школе педагог может привести примеры того, что не является объектом природы: учебники, тетради, парта, доска, здание школы, дом, компьютер, телефон. Все это создал человек. Объект природы же существует и без его участия.

Будет, наверное, справедливо возражение по поводу того, что карандаш сделан из дерева, а оно - живое. Но дело в том, что дерево уже срублено, оно уже не живет. Ведь карандаш не растет на глазах и не дышит. Это неодушевленный предмет и неживой в том числе.

В школе можно сделать забавную игру: вырезать из журналов или распечатать на принтере картинки, где будут изображены объекты природы, а затем наклеить их на лист бумаги (сделать карточки). Учитель может проверить, что же вырезал ребенок. Может быть, он не заметил камушек внизу страницы или он не знал, что неживой природы? А другой ученик пропустил фотографию с озером, зато вырезал самолет. Придется одному объяснить, что камень - это объект неживой природы, а второму - что самолет создан людьми и к игре никакого отношения не имеет.

Когда карточки все будут готовы, можно их смешать. Каждый ученик будет доставать наугад одну, показывать ее у доски всему классу и говорить, какие изображены на ней живые объекты природы. Примеры могут быть разными. Важно обратить внимание на все, что присутствует на картинке. Интерес детей при этом обязателен. Неинтересный урок не запоминается, а поданная скучно информация не усваивается.

Не нужно в один период заострять внимание ребенка на объектах природы. Лучше делать это ненавязчиво. Дети, которые слушали внимательно, быстро поймут. Но если педагог не сумел объяснить тему, но ребенку интересно, остается только родителям приводить примеры. Главное, чтобы было все в форме игры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!