Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что объединяет выдающиеся фокусники современности. Непревзойденный Гарри Гудини

Волшебство или иллюзия? Чудеса или ловкость рук? С детства всем нам интересно наблюдать за различными фокусами и магами, их исполняющими. Этот пост кому-то напомнит, а кого-то познакомит с величайшими виртуозами иллюзий в истории человечества.


Одним из первых фокусников был французский физик Николя-Филипп Ледрю (1731-1807), выступавший под псевдонимом Комю. Ледрю являлся физиком-демонстратором, поскольку свои иллюзии строил на научной основе. Свой псевдоним Комю взял в честь греческого бога празднеств и пиршеств Кома. Ледрю прославился световыми и звуковыми иллюзиями, магнетическими и электрическими эффектами. Уже в то время публике была продемонстрирована женщина-робот с лицом инопланетянки, принимавшей цвет зрачков смотрящего на ее человека. Она умела выполнять несложные команды, искусственная рука была способна записывать мысли. Этот чудо-робот одновременно приводил в восторг и ужас королевский двор Людовика XVI. Николя сделал много полезного для науки, обогатив ее новой системой для морских карт и возможностью излечения эпилепсии электричеством. Интересно, что его псевдоним стал настолько популярным, что во Франции вначале XIX в. с успехом работал фокусник Комю II. Следующий прославленный иллюзионист Алессандро Калиостро (1743-1795). Его настоящее имя - Жозеф Бальзамо. Рано лишившись родителей, в детском возрасте пристрастился к мошенничеству. Воспитывала его тетка по матери Винченца Калиостро, и после ее смерти юноша присвоил интересную фамилию, а заодно и графский титул. Свой путь к вершинам оптического обмана он начал с продажи поддельных карт сокровищ и различных чудодейственных снадобий.

С помощью иллюзии он превращал небольшой бриллиант в увесистый камень, мог завуалировать сколы и трещины, позолотить обычный ржавый гвоздь и сделать грубый материал атласным шелком. Граф Калиостро утверждал, что он знает секрет философского камня, и сумел внушить публике, что ему 300 лет. Побывал Калиостро и в России и якобы утроил золотые запасы Потемкина. Граф проводил магические сеансы, изобретая эликсир бессмертия. Скандалы, связанные с его опытами, дошли до Екатерины. Недовольная императрица повелела выслать Калиостро из страны. Однако мистическим образом на четырех разных погранзаставах в документации была роспись графа. Но и в других странах не было ему успокоения. Его таинственную деятельность связывали с различными политическими авантюрами. Закончил свою жизнь в Италии, заключенный в тюрьму по обвинению в шарлатанстве.

История этого авантюриста и иллюзиониста настолько насыщена приключениями, что нашла свое отражение и в литературе, и в кинематографе, достаточно вспомнить наш легендарный фильм “Формула любви”. Итальянский иллюзионист Джузеппе Пинетти перенес искусство иллюзий на театральные подмостки. Представления фокусника отличались утонченным антуражем и пышностью, это позволило поднять искусство на новый зрительский уровень. В Лондоне в 1784 Пинетти показывал возможность “третьего” глаза: читал закрытые книги и узнавал предметы в коробках. Эти представления имели огромный успех, и Пинетти был приглашен в Виндзорский замок ко двору Георга III. Шоу прошло с блистательным успехом, участвовали в нем десятки экзотических животных, ассистентов, зеркала и сложные механизмы. Затем он гастролировал в Германии, Португалии и России. В своих фокусах иллюзионист применял знания физики, химии, математики, механики и медицины. Из самых его известных трюков - фокус с ласточкой. Из клетки Пинетти доставал птичку, она умирала у него на руках. Потом он давал одной из зрительниц подержать ласточку и просил подышать на тельце. И, чудо, ласточка оживала! Все дело в том, что иллюзионист незаметно давил на сонную артерию птичке и временно лишал ее сознания.

Достигнув славы и известности Пинетти стал очень капризен и избалован. Он мог позволить себе опоздать ко двору императора Павла и непонятным образом поменять время на часах. Прибыв ко двору иллюзионист опаздывал на целый час на свое 7-и часовое представление, это вызвало негодование у всех придворных. Какое же у них было изумление, когда войдя Пинетти объявил, что сейчас не 8, а всего лишь 7 часов. Часы у присутствующих чудным образом передвинулись назад. Но по окончании выступления фокусника снова стали показывать правильное время. Не менее окутана легендами деятельность итальянца Джованни Бартоломео Боско (1793-1863). Его «оживления» убиенных птиц поражали воображение толпы и ослабляли бдительность людей. Отрубая головы белому и черному голубю, он словно нарочно переставлял их и, заметив ошибку, исправлял ее. Птицы оживали. Это расценивалось как настоящее чудо и колдовство. Зрителей притягивали фокусы Боско с монетами, игральными картами, платками и шариками.

Сравнивая себя с Мефистофелем, он подражал ему внешностью и манерой одеваться. Виртуоз иллюзий искал приключений и авантюр. Во время Наполеоновского похода на Россию, оказавшись случайно во французской армии, продолжал развлекать солдат, незаметно опустошая их карманы. Попав в плен, он не отчаялся в суровых условиях сибирских морозов, а, наоборот, только усовершенствовал свои фокусы, тем самым сумев покорить и русские сердца. Возвратившись в Италию, Боско стал завсегдатаем богатых салонов, куда его приглашали удивлять публику.

Дэвид Вернер (1894-1992) «Профессор» и учитель большинства нынешних фокусников и иллюзионистов появился на свет 11 июня 1894 года. Его вклад в развитие современного мира иллюзии трудно переоценить. Но главным его достижением в жизни считается победа над самим Гари Гудини, который так и не смог разгадать фокус Вернера «Амбициозные карты». Вернер, наверное, лучший в истории карточный фокусник, продолжал совершенствовать свое мастерство до последних дней своей жизни. Работал под псевдонимом Даи Вернон, который приобрел в результате банальной опечатки в газете. Он первый открыл микромагию. Скромный и обаятельный по натуре, он умел расположить к себе людей, многих обучил искусству иллюзии. Прожил долгую и увлекательную жизнь и умер 21 августа 1992 года в почтенном возрасте 98 лет.

Тайна пронизывает всю жизнь талантливого и непредсказуемого Гарри Гудини (1874-1926). Настоящее имя - Эрик Вайс, родился в бедной семье и с детства познал уличные «профессии». Бродячие циркачи и фокусники завораживали ребенка. Так он увлекся иллюзией. В 18 лет он превратился в Гудини, изменив фамилию фокусника Гудина, а имя позаимствовал у Келлара Гарри. Но всемирную известность Гудини получил не из-за карточных фокусов, а благодаря своей отличной физической форме - он выполнял огромное количество трюков, большинство из которых актуальны и привлекательны для зрителей и в наше время. Гудини показывал фокусы, в которых его заковывали в цепи и сбрасывали с моста, закапывали под землю в деревянном ящике, без какого либо запаса воздуха и иллюзионист выходил из этих сложных ситуаций с улыбкой на лице. Его заключали в самые надежные тюрьмы и камеры мира, но буквально за считанные минуты он выбирался из заточения, связанным опускали в сосуды полностью занятые водой вниз головой, где на спасение от смерти у него было максимум 2-3 минуты.

Трюки высвобождения были основными в его программе, и везде, где он гастролировал, собирали огромные залы. Также он увлекался искусством кино и авиацией. Он первый совершил полет над Австралией. В последнее десятилетие своей карьеры Гудини выпустил ряд книг, раскрывавших секреты его мастерства. Он был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом.

Однажды во время гастролей в Монреале Гарри отдыхал в своей гримерке, к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс — «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс маэстро. Когда студенты ушли, Гудини лишь потёр место, ушибленное от первых неожиданных ударов. Несколько дней он, как всегда, не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса, в результате которого развился перитонит. В 1926 г. никаких антибиотиков не было, и выжить можно было лишь чудом, но Гудини опять поразил всех! Поклонники ликовали — вот он Гудини, победитель смерти, который не подчиняется земным законам. Однако через девять дней, 31 октября 1926 г, в канун празднования Хеллоуина, Гарри Гудини умер. Со дня его смерти прошло немало лет, однако феномен Гудини полностью не изучен и сегодня.

Советские иллюзионисты

Кио - это уже целая династия. Родоначальником ее был Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965). В начале карьеры он работал в Московском театре миниатюр, впоследствии заинтересовался цирком. Вокруг его фамилии ходили самые разнообразные шутки. Артист даже сам предлагал с юмором расшифровать ее. Известны такие версии, как из слова «кино» выпала одна буква, КИО - «Киевский Известный Обманщик», «Как Интересно Обманывать», «Колдун Из Осетии». Манера исполнения фокуса была легкой, непринужденной, все обращалось как бы в незатейливую шутку.

Книга “Фокусы и Фокусники” Эмиля Теодоровича является полезным пособием артистам этого жанра. Дети продолжили дело их отца. С 1992 Эмиль Эмильевич работает полгода в Японии, где у него есть собственная публика, и в России полгода. Игорь работал в госцирке 30 лет, у него был короткий роман с Галиной Брежневой.

16 сентября 1956 года наш мир впервые встретился с Дэвидом Сет Коткиным, известным нам как Дэвид Копперфильд. Родители его были евреями, при этом бабушка и дедушка эмигрировали из СССР. Дэвид с детства обладает феноменальной памятью, впервые он повторил показанный ему фокус в 4 года. Начинал он с карточных фокусов и постепенно развивал свои навыки и умения в трудном деле иллюзии и волшебства.

Дэвид начал свою карьеру в 12 лет, когда получил признание в сообществе американских иллюзионистов, а в 16 лет он уже преподавал «магический курс» в Университете Нью-Йорка. Он был награжден 21 наградой Emmy и также был известен под именами «Волшебник столетия» и «Волшебник тысячелетия». Копперфильд знаменит многими трюками, такими как «Прохождение сквозь Великую Китайскую стену», «Исчезновение Статуи Свободы» «Побег с горящего плота на Ниагарском водопаде» и многими другими.

В Нью-Йорке Дэвид Копперфильд открыл кафе своего имени. Официантов там нет. Голос из мрака спрашивает, что посетители будут кушать, потом заказанное как бы материализуется на столах из воздуха.


Оригинал взят у

В современном мире настолько переплетено различных явлений, что порой невозможно разделить виртуальное и реальное, иллюзию и настоящее. Искусство мистического воздействия на сознание в разные эпохи понималось и истолковывалось по-своему. В язычестве это считали магией, в средние века называли колдовством и сжигали на кострах, в эпоху Просвещения природу иллюзий пытались истолковать научно и использовать силу фокуса при лечении некоторых заболеваний. Сегодня «умельцы» шагнули за грань невозможного.

Итак, один из первых фокусников был французский физик Николя-Филипп Ледрю (1731–1807), выступавший под псевдонимом Комю. Считая свои демонстрации своего рода искусством, взял видоизмененное имя греческого бога празднеств и пиршеств Кома.

Он прославился световыми и звуковыми иллюзиями, магнетическими и электрическими эффектами. Уже в то время публике была продемонстрирована женщина-робот с лицом инопланетянки, принимавшей цвет зрачков смотрящего на ее человека. Она умела выполнять несложные команды, искусственная рука была способна записывать мысли. Этот чудо-робот одновременно приводил в восторг и ужас королевский двор Людовика XVI.
Фокусник сделал много полезного для науки, обогатив ее новой системой для морских карт и возможностью излечения эпилепсии электричеством.
Следующий прославленный иллюзионист Алессандро Калиостро (1743–1795). Его настоящее имя – Жозеф Бальзамо. Рано лишившись родителей, в детском возрасте пристрастился к мошенничеству. Воспитывала его тетка по матери Винченца Калиостро, и после ее смерти юноша присвоил интересную фамилию, а заодно и графский титул. Свой путь к вершинам оптического обмана он начал с продажи поддельных карт с кладами и различных чудодейственных зелий, спасающих практически от всех бед.

С помощью иллюзии он превращал небольшой бриллиант в увесистый камень, мог завуалировать сколы и трещины, позолотить обычный ржавый гвоздь и сделать грубый материал атласным шелком. Граф Калиостро утверждал, что он знает секрет философского камня, и сумел внушить публике, что ему 300 лет. Побывал Калиостро и в России и якобы утроил золотые запасы Потемкина. Граф проводил магические сеансы, изобретая эликсир бессмертия. Скандалы, связанные с его опытами, дошли до Екатерины. Недовольная императрица повелела выслать Калиостро из страны. Однако мистическим образом на четырех разных погранзаставах в документации была роспись графа. Но и в других странах не было ему успокоения. Его таинственную деятельность связывали с различными политическими авантюрами. Закончил свою жизнь в Италии, заключенный в тюрьму по обвинению в шарлатанстве.
Даром прозорливости обладал итальянец Джузеппе Пинетти (1750–1800). Его выступления имели огромный успех. С закрытыми глазами он мог «видеть» предметы, безошибочно называя их. Благодаря чувствительности и развитому «третьему глазу» его слава дошла до Георга III, и он был приглашен в Виндзорский замок.

Для представления высочайшему монарху было подготовлено сложное шоу с экзотическими животными и зеркалами. Вообще Пинетти любил покуражиться, проделывая сложные фокусы-превращения, когда один предмет, извлеченный из другого, становился вдруг авторским жетоном Пинетти. Секрет его манипуляций пытались разгадать многие, что чрезвычайно раздражало иллюзиониста. Свои фокусы он основывал на научных явлениях: физика, химия, математика, механика и медицина давали ему повод для «чудес». Самое знаменитое из них – фокус с ласточкой. Из клетки Пинетти доставал птичку, и она «умирала» у него на руках. Отдав «бездыханное» тельце зрителю и прося подышать над ним, он проделывал чудо оживления. Секрет фокуса прост: иллюзионист незаметно давил на сонную артерию ласточке и временно лишал птицу сознания.
Достигнув славы и известности, Пинетти стал очень капризен и избалован. Он мог позволить себе опоздать ко двору императора Павла и непонятным образом поменять время на часах. Побывал фокусник и в России. Именно здесь он и скончался в возрасте 50 лет.
Не менее окутана легендами деятельность итальянца Джованни Бартоломео Боско (1793–1863). Его «оживления» убиенных птиц поражали воображение толпы и ослабляли бдительность людей. Отрубая головы белому и черному голубю, он словно нарочно переставлял их и, заметив ошибку, исправлял ее. Птицы оживали. Это расценивалось как настоящее чудо и колдовство. Зрителей притягивали фокусы Боско с монетами, игральными картами, платками и шариками.

Сравнивая себя с Мефистофелем, он подражал ему внешностью и манерой одеваться. Виртуоз иллюзий искал приключений и авантюр. Во время Наполеоновского похода на Россию, оказавшись случайно во французской армии, продолжал развлекать солдат, незаметно опустошая их карманы. Попав в плен, он не отчаялся в суровых условиях сибирских морозов, а, наоборот, только усовершенствовал свои фокусы, тем самым сумев покорить и русские сердца. Возвратившись в Италию, Боско стал завсегдатаем богатых салонов, куда его приглашали удивлять публику. Наследник иллюзиониста продолжил дело своего отца и был не менее популярен.
Тайна пронизывает всю жизнь талантливого и непредсказуемого Гарри Гудини (1874–1926). Настоящее имя – Эрик Вайс, родился в бедной семье и с детства познал уличные «профессии». Бродячие циркачи и фокусники завораживали ребенка. Так он увлекся иллюзией. В 18 лет он превратился в Гудини, изменив фамилию знаменитого фокусника Гудина, а имя позаимствовал у Келлара Гарри.

Мировая известность пришла к нему благодаря номерам, которые демонстрировали умение освободиться от различных пут. Так, прикованный к 30-килограммовому шару и брошенный в Темзу, Гарри не только не утонул, но, ко всеобщему удивлению, быстро вынырнул абсолютно свободным. Также известен и такой трюк, который сегодня повторяют многие иллюзионисты, например братья Сафроновы. Связанный смирительной рубашкой и подвешенный вниз головой на крюке фокусник сумел оперативно выбраться из заточения, продемонстрировав чудеса невероятной гибкости. Конечно, достичь такой гуттаперчевости не удалось бы без многочисленных тренировок, которыми изнурял себя великий иллюзионист с детства. Трюки высвобождения были основными в его программе, и везде, где он гастролировал, собирали огромные залы. Также он увлекался искусством кино и авиацией. Первым облетел Австралию. Помогал экспертам разоблачать шарлатанов. Умер маэстро случайно от перитонита, спровоцированного ударом в брюшную полость.
Последователем Гудини стал Дэвид Вернер (1894–1992). Свои первые фокусы он демонстрировал еще в 7-летнем возрасте. Впоследствии так отточил свое мастерство, что переплюнул своего предшественника, не сумевшего разгадать тайну его фокуса. Работал под псевдонимом Даи Вернон, который приобрел в результате банальной опечатки в газете. Он первый открыл микромагию. Скромный и обаятельный по натуре, он умел расположить к себе людей, многих обучил искусству иллюзии.

Советские иллюзионисты Кио – это уже целая династия. Родоначальником ее был Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894–1965).

К искусству фокусника он пришел через актерское мастерство. В начале карьеры работал в Московском театре миниатюр, впоследствии заинтересовался цирком. Кем он только не был – и берейтором, и администратором, и даже униформистом. И, наблюдая, ловкость рук циркачей, наконец-то решился выйти со своими фокусами на арену. Какие только шутки вокруг его фамилии ни ходили. Артист даже сам предлагал с юмором расшифровывать ее. Известны такие версии, как из слова «кино» выпала одна буква, КИО – «Киевский Известный Обманщик», «Как Интересно Обманывать», «Колдун Из Осетии». Манера исполнения фокуса была легкой, непринужденной, все обращалось как бы в незатейливую шутку. Он даже издал «пособие» «Фокусы и фокусники».
Наследники Эмиль Эмильевич и Игорь Эмильевич продолжили дело отца. Причем Эмиль (1938 г. р.) дебютировал в дошкольном возрасте, спрятавшись от товарищей в концертном ящике и выкатившись из него в момент представления на залитую огнями арену к удивлению не только зрителей, но и родителей.

Многие трюки из неисполняемых он сделал благодаря изучению законов физики осуществимыми. Например фокус с канатом, по которому идет гимнаст. Мягкий и гибкий при подбрасывании вверх он становился твердым, нужно было только правильно рассчитать нагрузки и верно выбрать материал для изготовления главного атрибута фокуса.
Игорь Кио (1944–2006) всегда выступал ассистентом своего отца. Впервые вышел на арену в 15 лет, когда Эмиль Теодорович заболел.

В своих постановках он старался подражать манере отца, придавая выступлениям характер целого спектакля. Отвлекающие телодвижения танцовщиц создают непринужденную обстановку. Ловкими руками распиливается девушка, а попавшая в клетку женщина превращается под куполом цирка в грозного хищника, царя зверей, льва, манекенщицы мгновенно меняют наряды на лазах у потрясенных зрителей и т. д. Он сделал очень много и для цирка, и для эстрады, и для телевидения. Его по праву называют «загадкой ХХ века», «королем волшебников».
Человеком-легендой, иллюзионистом экстра-класса считают Ури Геллера (1946 г. р.). Отождествляя себя с посланцем высшего разума, он начал с обыкновенных трюков: гнуть ложки, считывал картины в закрытой книге или запечатанном конверте. Затем усложнил фокусы. Сверхъестественное проглядывается в управлении часами.

Настоящий волшебник, человек, преодолевший пространство Дэвид Копперфильд (1956 г. р.). Первые фокусы демонстрировал еще в детском возрасте, с 12 лет стал профессионально выступать с ними. Копперфильд – гениальный генератор идей, воплощающий их в жизнь. Известны его фокусы по «похищению» статуи Свободы, способность летать и трюки высвобождения из огня и смирительной рубашки, стремительные падения с Ниагарского водопада и прохождение сквозь стены.

Самым молодым на сегодняшний день иллюзионистом является Дэвид Блейн (1973 г. р.). Прославился чудесными «оживлениями» птиц, карточными фокусами и создал собственное шоу.

Поистине фееричные трюки высвобождения из царства мертвых (захоронение заживо в пластиковом контейнере), заморозка во льду, заточение в ящике на полтора месяца без пищи демонстрировали сверхъестественные возможности. Блейн может простоять на вершине 22-метровой колонны 35 часов, на 17 минут задержать дыхание под водой. Правда, такие жертвы ради эффектного номера стоят ему здоровьем. Он и худеет, и испытывает клиническое переохлаждение, но зато он закоренелый рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Блейн готов и дальше терпеть колоссальные нагрузки, рисковать собой, творить на пределе возможностей и придумывает новые трюки. В 2012 году американцы были шокированы программой «Наэлектризованный»: в течение 3 дней без перерыва простоял он в Нью-Йорке на электрическом столбе, притягивая на себя молнии. Зрителям разрешалось регулировать напряжение в трансформаторах с помощью установленного неподалеку от колонны компьютера. Силу тока молнии можно было наблюдать из Лондона, Пекина, Токио и Сиднея.

В жизни современного человека настолько тесным образом переплелись различные явления, что порой очень трудно отличить реальное от виртуального, настоящее от иллюзии.

Искусство воздействия на сознание человека в разные времена понималось по-разному. В дохристианские времена искусство иллюзионистов воспринимали как магию, в средних веках таких чародеев сжигали на кострах, в фокусы пытались объяснить с научной точки зрения. При этом некоторые иллюзионисты-чародеи пытались воспользоваться своим умением и лечить людей от некоторых недугов с помощью фокуса.

Сегодня эти «властелины иллюзионного мира» шагнули за грань человеческого понимания и творят на сценах, казалось бы, невозможные вещи. В данной статье будут представлены некоторые лучшие иллюзионисты мира прошлых веков и современности.

Николя-Филипп Ледрю

В далеком восемнадцатом веке первый фокусник (а по совместительству ученый физик) Николя Ледрю, выступал под псевдонимом Комю. В своих фокусах он широко использовал законы физики, а потому эффект на зрителей они производили потрясающий.

Так, он демонстрировал женщину-робота со странным лицом. Ее зрачки принимали цвет глаз смотрящего в них. Этот робот мог выполнять простые команды, а механическая рука записывала мысли. Кукла наводила ужас и одновременно приводила в восторг весь королевский двор Людовика шестнадцатого. Нужно отметить, что помимо необычных фокусов, Комю прославился и тем, что внес большой вклад в развитие науки и техники. Он предложил лечить эпилепсию электричеством.

Граф Калиостро

Лучшие иллюзионисты мира - неординарные люди. Не стал исключением и знаменитый граф Калиостро. И несмотря на то что свою жизнь он закончил в итальянской тюрьме, обвиненный в шарлатанстве, прожил этот человек яркую, полную приключений жизнь.

Специализировался граф на оптической иллюзии. Карьеру мага он начинал с продажи поддельных карт, в которых сулил доверчивым простакам клады с несметными сокровищами. Также продавал зелья от всех болезней. Впоследствии, когда слава о графе Калиостро разнеслась по всей Италии, он начал устраивать вечеринки с фокусами. На них он легко превращал небольшой бриллиант в увесистый камень, нежный атлас в грубую рогожу. Наивная публика не догадывалась, что их насмешливо обманывают. Талант иллюзиониста был настолько ярок, что он без труда убедил всех, что ему триста лет и что он изобрел Конечно же, он был обычным шарлатаном, но настолько ярким, что до сих пор иллюзионисты мира отмечают его как выдающегося фокусника.

Гарри Гудини

Этот человек, настоящее имя которого Эрик Вайс, по праву может примкнуть к списку «Выдающиеся иллюзионисты мира». В детстве маленький Эрик попал на представление в цирк-шапито. Фокусники и иллюзионисты просто заворожили его своими трюками. С того дня мальчик ни на минуту не сомневался, что иллюзия - это его призвание.

Прославился Гарри Гудини тем, что мог освободиться от любых пут. Наиболее популярным был такой трюк: Гарри привязывали к тридцатикилограммовой гире и сбрасывали в Темзу, а он здоровый и невредимый выплывал уже через несколько минут. Сейчас этот трюк демонстрируют знаменитые братья иллюзионисты нашей современности - Сафроновы.

Игорь Кио

Игорь Кио стал продолжателем дела своего отца. Сначала он выступал вместе с папой в качестве ассистента. Но после того как отец заболел, начал собственную карьеру. Зрителям навсегда запомнились яркие номера мастера, где он распиливал женщин, где под куполом цирка запертая в клетку красотка-ассистентка превращалась в грозного хищника - льва. Манекенщицы за секунды меняли свои наряды. Его представления были театрализованы, плавные движения танцовщиц настраивали зрителей на волшебство. До сих пор иллюзионисты мира называют Игоря Кио загадкой двадцатого столетия.

Иллюзионист Копперфильд

Дэвид Копперфильд - мастер визуального обмана. Наверняка многие помнят его знаменитые фокусы: похищение статуи Свободы, прохождение сквозь Великую демонстрация левитации, падение в водопад Ниагара.

А началась карьера этого известнейшего фокусника еще в детстве. С двенадцати лет Дэвид показывал фокусы своим сверстникам. А в двадцать два года начался стремительный рост карьеры мастера иллюзий. Вскоре он стал знаменитым на весь мир. Дэвида стали приглашать в разные страны, он до сих пор собирает огромные стадионы. Многие иллюзионисты мира вдохновляются его идеями. Повторить его успех мечтают многие фокусники современности.

Братья Сафроновы

Но и наши соотечественники внесли большой вклад в копилку волшебных иллюзий. Илья, Сергей и Андрей. Впервые большая публика увидела их на программе «Что? Где? Когда?», где они продемонстрировали номер «Сожженный заживо». Фокусники известны многими интересными трюками, такими как «Телепортация человека», «Оживший манекен» и многими другими. Кроме того, братья ведут передачи на телевидении, где они не только показывают свои навыки волшебства, но и рассекречивают чужие фокусы.

Иллюзии очаровывают взрослых и приводят в неописуемый восторг детей. Сразу хочется раздобыть где-нибудь цилиндр, белого кролика, и весь ближайший свободный вечер заставлять ушастое животное исчезать. Правда, сострадание к братьям нашим меньшим практически сразу уничтожает этот порыв. А вот желание смотреть на фокусы и каждый раз наивно пытаться их разгадать остается.

Парящая свирель Гордея Иванова

На Русь иллюзия как искусство пришла из Византии, а греческое «скоммархос» (потешник) надолго закрепилось за артистами этого жанра. Скоморохи развлекали и царей во дворцах, и простой люд на площадях. На рубеже XIX–XX веков искусство иллюзии успешно демонстрировал талантливый Гордей Иванов. Пластический трюк «Игра со свирелью» заключался в волшебном «парении» свирели, которая подчинялась движению рук фокусника, при этом исполнитель не касался инструмента. Руководить свирелью Гордею помогала невероятная пластика рук и… тончайший конский волос, но у зрителей создавалась волшебная иллюзия о «парящей свирели». Кстати, Гордей Иванов первым не побоялся указать на афишах свое русское имя. До него все русские исполнители выбирали исключительно иноземные псевдонимы: Флорандом называл себя Фролов, а Ларионов именовался не иначе как Леони.

Магический шар Нины Зубаль

Считается, что подобный фокус первым продемонстрировал японец Окито. Однако это не так. Жизнь этому номеру подарила одна из первых русских иллюзионисток Нина Зубаль, выступавшая в Санкт-Петербурге в мужском костюме герольда Средних веков (отсюда и ее псевдоним «Герольд»). Большой блестящий шар нанизывался на веревку, которую исполнительница растягивала в руках. В определенный момент она переворачивала веревку вертикально, но шар не съезжал вниз, а оставался в центре. Только реплики публики «Поехали!» и «Стоп!» приводили хрустальный шар в движение. Секрет фокуса прост: в шаре был сконструирован туннель, при сильном натяжении веревка плотно закреплялась в этом туннеле, но стоило только ослабить натяжение, и шар начинал движение.

Неистовый Александр

В начале XIX века публика рукоплескала Александру Германнову, который растворял поднесенный к губам бокал, а затем извлекал его из кармана одного из зрителей. При этом бокал был наполненным. Посередине номера один из зрителей вскакивал в изумлении и некоторой растерянности, потому что с его пальца таинственным образом исчезало кольцо. В руках фокусника серебряная монета становилась золотой. При этом иллюзионист практически непрерывно жонглировал, имитировал голоса птиц и животных. Ловкость рук и никакого мошенничества, скажете вы, и будете абсолютно правы! Пальцы иллюзиониста обладали исключительным проворством и подвижностью, а также были настолько сильны, что брошенные карты легко ловили зрители даже на самых дальних рядах. Любил Александр Германнов «пошалить» и вне работы, например за завтраком в ресторане. Исчезающие с тарелки и появляющиеся из галстука одного из гостей заведения яйца всмятку, превращающаяся в ботинок накрытая шляпой бутылка шампанского… При этом фокусник надевал ботинок на свою разутую ногу, а из-за пазухи доставал бокал с шампанским. В общем, веселились все, кроме официантов.

«Израненные» пальцы Александра Нагеля

Гвоздем программы Александра Нагеля стал фокус, простите за каламбур, «Прокалывание пальца гвоздем». Сам по себе фокус достаточно прост: сначала публике показывается один гвоздь, желающие даже могут убедиться, что гвоздь настоящий, а пальцы прокалываются совсем другим, специально изготовленным для фокуса. Мастерство фокусника заключалось в уникальном умении заворожить зрителей. Так, на одном из выступлений парижская публика обступила иллюзиониста со всех сторон, не оставив ему личного пространства, которое необходимо для выполнения того или иного трюка, но тот блестяще исполнил номер. Правда, Нагеля несколько обижало, что его постоянно просили исполнить номер с гвоздем. Как же еще можно объяснить, что на одном из представлений в ответ на очередную просьбу он реально проколол себе палец настоящим гвоздем? Правда, как настоящий профессионал, попытался превратить все в шутку.

Александр Вадимов. Фокусник-изобретатель

Известный трюк с протыканием стальной иглой был усовершенствован известным иллюзионистом Александром Вадимовым, который работал под псевдонимом Алли-Вад. В его исполнении человек, «проткнутый» иглой с лентой, сходил с этой самой ленты. Вадимов был не только исполнителем, но и изобрел много новых номеров и трюков, а также написал много полезных книг для начинающих любителей фокусов. Так, он сконструировал «тамбурин»: широкий, но тонкий шестигранник на ножках, спрятаться за которым просто невозможно. Тамбурин с двух сторон закрывали бумагой, которую иллюзионист разрывал, затем вытягивал оттуда ленту, а из тамбурина выпрыгивали две девушки. Кстати, долгое время в этом номере Вадимову ассистировали сестры-близняшки, которых в дальнейшем переманил в свою программу давний конкурент Александра Алексеевича – Эмиль Кио.

Эмиль Кио. Человек-молния

Семья была в шоке, когда Эмиль Кио начал работать в цирке – никто из родственников никогда не имел никакого отношения к этому виду искусства. В знаменитом цирке легендарного Чинизелли Кио был вынужден успевать все: продавать билеты, помогать дрессировать лошадей, летать под куполом, проводить собеседования с нанимающимися артистами. Иллюзии в жизни Кио появились, когда он купил свой первый «волшебный ящик» – чертовски хитрое приспособление, разработанное неизвестным гениальным немцем. Такие ящики можно было сжигать вместе с человеком, протыкать пиками, в общем, вытворять с их содержимым много любопытных манипуляций, в результате которых это самое содержимое легко выскакивало из ящика как ни в чем не бывало. Одна из первых иллюзий Кио «Омоложение» сегодня может выглядеть немного наивной, но в XIX веке публика захлебывалась от восторга. Дряхлую старуху, заботливо уложенную в ящик, со всех сторон пронзали шпагами, а в конце для верности добавляли еще и пику. Затем колюще-режущие предметы извлекались, крышка откидывалась и… перед изумленной публикой представала модная красотка с собачкой на руках. Еще один знаменитый трюк Кио в стиле Гудини – «Человек-молния». Кио при помощи публики связывали руки и ноги, он залезал в мешок, который завязывали и опечатывали. Мешок запихивали в сундук, сундук заколачивали гвоздями и перекручивали веревками. Ассистент произносил: «Три!», и Кио выскакивал из зрительного зала, а из вскрытого сундука и развязанного мешка перед публикой появлялись две очаровательные женщины. Игорь и Эмиль Кио с успехом продолжили дело отца.

Арютун Акопян. Великий манипулятор

Увлечение фокусами пришло к Арютуну Акопяну во время учебы в Московском институте землеустройства. На одном из эстрадных концертов он видит артиста-фокусника и начинает все свободное время посвящать фокусам. Уже будучи известным артистом со знаниями многочисленных фокусных секретов, он решает освободить свои руки от лишнего реквизита. Это становится возможным благодаря многолетней и упорной тренировке рук. В его программу входили фокусы, почти не предполагавшие участие реквизита и построенные на одной ловкости рук. Он становится фокусником-манипулятором. Даже при внимательнейшем неоднократном просматривании номера уследить за движениями его рук было невозможно. Он рвал афишу на миллион клочков, комкал обрывки, затем расправлял, и афиша оказывалась целой. Понятно, что в какой-то момент фокусник просто подменял афишу. Но в какой? Он репетировал по 18 часов в день, вскакивал с постели среди ночи, чтобы записать новый фокус, держал зрительный зал в напряжении без яркого реквизита и обольстительных красоток на протяжении получаса. Он был выдающимся, великим манипулятором! Его сын Амаяк Акопян тоже стал знаменитым иллюзионистом. Кстати, слова «алахай-малахай», которые так любил произносить во время своих номеров Амаяк, не пустой набор звуков, а слегка искаженное древнее ассиро-вавилонское магическое заклинание.

Величайший иллюзионист в истории, Гудини, чье начало карьеры пришлось на зарождение кинематографа, превратил свое ремесло в масштабное шоу, а сам стал первой трансатлантической знаменитостью..

ФОТО REX

Талант фокусника проявился у Эрика Вайса (настоящее имя) в раннем детстве. Шестилетний Эрик уже вовсю показывал домашним и соседям карточные фокусы, а с десяти лет - зарабатывал этим в разных заведениях. А заодно продавал газеты и чистил обувь на улицах - его семья, евреи-эмигранты из Будапешта, была бедна. К 18 годам, сменив имя на Гарри (производное от Эрика) Гудини (в честь знаменитого иллюзиониста Робера Гудена), юноша начал делать профессиональную карьеру. В паре с братом Тео, Гудини, путем длительных тренировок превративший свое тело в пластилин, демонстрировал чудеса гибкости - помещенный в небольшой ящик, за несколько секунд выбирался оттуда. Совместное семейное предприятие прожило недолго: в 1894-м двадцатилетний Гарри познакомился с Бесс Раннер и через три недели после первой встречи женился на ней. После чего сделал своей ассистенткой, - вместо брата. Трюки с высвобождением уже тогда стали фирменным стилем Гудини; постепенно их масштаб и сложность росли, при том что их драматургия и приемы были общими. Закованный в наручники (или связанный) иллюзионист за максимально короткое время распутывался, будучи подвешенным за ноги, брошенным в реку, заживо похороненным в гробу или в паровой машине. Кроме фокусов, Гарри Гудини снимал фильмы, сценарии к которым сочинял сам; писал книги, в том числе разоблачая коллег по цеху. Он также сильно портил жизнь магам, мистикам и разномастным чародеям, выводя их на чистую воду, разоблачая прямо на сеансах, куда являлся инкогнито. Гудини был настоящей поп-звездой своего времени, что его и сгубило. Однажды перед очередным выступлением к нему в гримерку зашли несколько молодых людей. Один из них поинтересовался, действительно ли знаменитый фокусник держит любой удар. Не успел иллюзионист ответить, юноша ударил Гудини в живот. Это вызвало разрыв аппендикса, что при отсутствии в те годы антибиотиков оказалось смертельным. В октябре 1926-го Гарри Гудини не стало. Похоронили великого артиста в том самом гробу, в котором его связанного опускали в воду. На этот раз выбраться Гудини не удалось.

Оппонент Гудини, Вернон остался в истории как человек, запутавший легенду жанра: Гудини так и не смог понять, как его более юный коллега делает фокус под названием The Ambitious Card. Маэстро, публично заявивший, что разгадывает любой трюк за три просмотра, посмотрел The Ambitious Card восемь раз подряд и капитулировал, не в силах понять, как Вернон его делает. Победа, как и другие профессиональные достижения, не испортили Дая Вернона: похожий на университетского профессора старой закалки, заслуженный иллюзионист, воспитавший не одно поколение фокусников, вел себя скромно, не зазнавался и не требовал к себе почтения. Единственным, о ком Вернон не мог удержаться, чтобы не сказать что-то плохое, был Гарри Гудини. Почему - неизвестно.

ФОТО REX

В отличие от Гарри Гудини, Ури Геллер построил карьеру на заигрывании с мистикой и сверхъестественным. И даже свой фирменный фокус - деформацию ложек с помощью «простого» поглаживания - Геллер обставлял как запредельное чудо. Он останавливал часы, и, собственно, вошел в историю как человек, заставивший замереть время на часах лондонского Биг Бена. Коллеги относились к Геллеру с сомнением и регулярно обвиняли его в мошенничестве - в том числе, и по поводу трюка с Биг Беном (видеоподтверждений, что часы действительно встали, нет; есть только слова самого фокусника и нескольких свидетелей). Все это не мешало карьере Ури Геллера, который благодаря своему телешоу стал знаменитостью. Кроме фокусов и телевидения, он писал и пишет книги, снимается в кино. Пик его популярности давно прошел, но Геллера это не слишком беспокоит - он трудится судьей в «Битве экстрасенсов», а несколько лет назад спокойно признался, что кутерьма вокруг его паранормальных талантов ему самому надоела, и все, что ему нужно, - «быть эстрадным иллюзионистом». Так и есть.

ФОТО REX

Иллюзионист, фокусы которого - настоящие многобюджетные блокбастеры, масштабное шоу, воплощаемое многочисленной командой ассистентов. Копперфильд - аналог Стивена Спилберга: богато, художественно, с идеей и убедительной драматургией. Он проходил сквозь Великую Китайскую стену, «выкрадывал» самолет и Статую Свободы, выбирался из пламени, прыгал в Ниагарский водопад. Копперфильд дает более трехсот концертов ежегодно, за ним закреплена площадка в одном из казино Вегаса; фокусник активно использует современные технологии в своей работе, предпочитая сложные постановочные трюки. Впрочем, как истинный профессионал, не брезгует и скромными этюдами. Во внерабочее время расслабляется, трача время, деньги и нервы на женщин. Копперфильд встречался с Клаудиа Шиффер, и, кроме того, несколько раз оказывался в центре скандалов из-за обвинений в домогательствах.

ФОТО Getty Images

Бертон - это эстрадный вариант Дэвида Копперфильда. Так же богато и артистично, только, в отличие от Копперфильда, все делается вживую, не на камеры, а перед публикой. Бертон целых 13 лет работал в Вегасе, где для него специально выстроили отдельное здание. За годы, проведенные в Вегасе, иллюзионист заработал более $100 млн.

ФОТО REX
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!