Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Чертежи танка т 62 с размерами. Размещение экипажа и бронирование

Т-62 (объект 166) - советский основной танк. Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1961 по 1975 год. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием калибра 115 мм и массой среднего танка при высоком уровне бронирования.


Танк Т-62 является дальнейшим развитием танка Т-55 и отличается от него, главным образом, более мощным вооружением. Разработан в 1958-1960 годах в КБ завода № 183 в Нижнем Тагиле (УВЗ). Принят на вооружение в августе 1961 года. В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию танков из 25 штук, которые поступили в Прикарпатский военный округ. 1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного контейнера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62. За время серийного производства с 1961 по 1973 год, по западным данным, было выпущено около 20 тыс. танков.
Т-62 отличается от своего предшественника Т-55 целым рядом конструктивных особенностей. Он имеет такую же общую компоновку, в его конструкции используется большое число аналогичных узлов и агрегатов, но вместе с тем корпус, башня, вооружение и многое другое спроектированы заново.

Корпус танка Т-62 сварен из броневых листов различной толщины. Верхний 100-мм лобовой лист наклонен по углом 60 градусов к вертикали. Толщина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней - 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневых листов толщиной 20 мм, крыша - толщиной 31 мм.
В расположенном в передней части корпуса отделении управления у левого борта находится место механика-водителя. Оно оборудовано двумя призменными приборами наблюдения, левый из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2. В отделении управления имеется также гироскопический курсо-указатель ГПК-59. Над местом механика-водителя в крыше корпуса смонтирован люк. Курсовой пулемет изъят.
Башня танка Т-62 литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 (диаметр погона в свету 2245 вместо 1816 мм) и имеет стенки весьма большой толщины: 242 мм в передней части и 153 мм по бортам.
В башне размещены командир танка, наводчик и заряжающий и установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ (до августа 1964 года - СГМТ).
Стрельба из пушки ведется унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ-18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойными подкалиберными БМ-6. Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость 1615 м/с и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» (на танках поздних выпусков «Метеор М» и «Метеор М1») прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка. Для обеспечения требуемого снижения пушки крыша корпуса от башни в сторону кормы имеет наклон 3°15", а в сторону носа - 0 °30".
Боекомплект пушки танка Т-62 состоит из 40 унитарных выстрелов. Из-за больших размеров только 2 выстрела размешены в башне, остальные находятся в боеукладках вне ее. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки - в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Следствием такого решения стало снижение скорострельности пушки до 4 выстр./мин. и нарушение герметичности помещений танка во время открытия люка для выброса гильзы.

Для ведения стрельбы из пушки наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 (на танках поздних выпусков - ТШС-41У) со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4 км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800 м. В качестве источника инфракрасного света для ночного прицела используется прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. Командир ведет наблюдение через комбинированный бинокулярный перископический прибор ТКН-2 «Кармин» (с августа 1964 года - ТКН-3). Дневная ветвь прибора имеет пятикратное увеличение при угле обзора 10°. в ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,5-кратного. В распоряжении командира имеются также четыре перископических прибора наблюдения. Для стрельбы с закрытых позиций устанавливаются боковой уровень и азимутальный указатель.
На танках Т-62, выпускавшихся с 1972 года, на турели люка заряжаюшего устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ обр. 1938/46 г.


В МТО танка установлен такой же, как и на Т-55, У-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580 л/с. У танка Т-55 заимствована и силовая передача, в состав которой введен гидропневматический сервопривод управления 19-дисковым главным фрикционом. На лентах тормоза поворота установлены тормозные колодки из пластмассы.
В ходовой части использованы по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы мелкозвенчатые. с цевочным зацеплением, металлические или резинометатлические.
Танк оборудован системой ПАЗ, состоящей из герметизирующих устройств, ФВУ и нагнетателя, а также автоматической системой ППО. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.

Модификации среднего танка Т-62:
Т-62 (объект 166) - основной серийный вариант, выпускавшийся с 1962 по 1973 год. Начиная с 1975 года часть выпущенных машин оборудовали лазерными (квантовыми) дальномерами КДТ-1.
Т-62К (1964 г.) - командирский вариант, Дополнительная радиостанция Р-112, танковая навигационная аппаратура ТНА-2, зарядный агрегат АБ-1-П/30-У, дополнительный комплект 4-метровой штыревой антенны. Боекомплект уменьшен на 4 артвыстрела и на 3 коробки с лентами для спаренного пулемета.
Т-62М (объект 166М 1983 г.) - модернизированный вариант. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, борговые резинотканевые противокумулятивные экраны, дополнительно бронировано днище. Антинейтронный подбой на башне. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» и СУО «Волна» (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У, стабилизатор «Метеор» М1). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л. с. Введены гусеница с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173. система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система зашиты от напалма «Сода». Боевая масса 41,5 т.
Т-62М1 - Т-62М без комплекса управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна».
Т-62М1-1 - Т-62М1 с двигателем В-46-5М мощностью 690 л. с.
Т-62М1-2 - Т-62М1 без дополнительного бронирования корпуса.
Т-62М1-2-1 - Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М.
Т-62Д (1983 г.) - модернизированный вариант танка Т-62. Комплекс активной зашиты 1030М «Дрозд». Отсутствуют дополнительное бронирование башни и система запуска дымовых гранат «Туча». Боевая масса 40 т.
Т-62Д-1 - Т-62Д с двигателем В-46-5М.
Т-62МВ (1985 г.) - модернизированный вариант танка Т-62М. Навесная динамическая зашита башни и корпуса, бортовые резинотканевые экраны толщиной 10 мм, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 38,4 т.
Т-62МВ-1 - Т-62МВ с двигателем В-46-5М.

Боевое крещение Т-62 получили во время советско-китайского конфликта в районе о. Даманский 2-17 марта 1969 года. Во время нашей контратаки 15 марта один танк был поврежден и остался на ночь в ничейной зоне на льду р. Уссури. Утром огнем советской артиллерии лед метровой толщины вокруг танка был разбит, и он затонул. Однако в мае китайцы подняли танк, и в их руки попали секретные агрегаты: прицел, стабилизатор, а также оперенные подкалиберные снаряды. По-видимому после этого и начались масштабные поставки рассекреченного танка в страны Ближнего Востока. В частности, с 1971 по 1973 год только в Египет было поставлено 200 Т-62.
Несколько танковых полков, оснащенных Т-62, а затем Т-62М действовали в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Танки Т-62 интенсивно использовались в арабо-израильских войнах 1973-го и 1982 годов, ирано-иракской войне 1980-1988 гг., гражданской войне в Афганистане 1989-2001 гг. и гражданской войне в Анголе 1975-2002 гг. Вооруженная ими сирийская танковая дивизия принимала участие в операции «Бури в пустыне» в 1991 году. Последний факт боевого применения танков Т-62 имел место в ходе Операции по принуждению Грузии к миру (отражению агрессии Грузии против Южной Осетии) в августе 2008 года.


Производство танка Т-62 завершено. Танк состоит на вооружении Российской Армии. В частности, этими машинами укомплектован танковый полк 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Чеченской республике на постоянной основе.
По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-62 различных модификаций состоят на вооружении в Алжире (300 единиц), Анголе (50), Афганистане, Вьетнаме (70), Египте (500 на хранении), Израиле (на хранении), Иране (75), Йемене (200), Казахстане (280), КНДР (более 350), Кубе, Ливии (100 + 70 на хранении), России, Сирии (около 1000), Сомали, Узбекистане (170), Эфиопии.

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-62
Размеры, мм: длина корпуса – 6630, длина с пушкой вперед – 9335, ширина корпуса – 3300, высота – 2395, база – 4230, колея – 2640, клиренс – 430;
Бронирование, мм/град.: (тип брони - стальная катаная и литая гомогенная), лоб корпуса (верх) - 102/60°, лоб корпуса (низ) - 100/55°, борт корпуса - 80/0°, борт корпуса (верх) - 45/60°, борт корпуса (низ) - 20/45°, корма корпуса (верх) - 45/2°, корма корпуса (низ) - 20/70°, днище - 20/0°, крыша корпуса – 16-30/0°, лоб башни - 220/17° (242 с 1972 г.), борт башни – 165, корма башни – 65, крыша башни – 30-58;
Динамическая защита: Т-62МВ с 1985 г.;
Вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (боекомплект 40 у Т-62М – 42), 1 х 7,62-мм пулемет СГМТ, с 1964 г. ПКТ, 1 х 12,7-мм пулемет ДШКМ;
Прицелы: телескопический ТШ2Б-41, перископический электронно-оптический ночной ТПН-1-41-11;
Двигатель: В-55В мощностью 580, л. с. (В-46-5м на Т-62М1-1,Т-62Д-1 и Т-62М1-2-1 мощностью 690 л. с.);
Скорость по шоссе, км/ч: 50;
Скорость по пересеченной местности, км/ч: 22-27;
Запас хода по шоссе, км: 450-650;
Запас хода по пересеченной местности, км: 320-450;
Удельная мощность, л. с./т: 15,7 (16,4)4
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 32; стенка, м - 0,8; ров, м - 2,85; брод, м - 1,4 (до 5 с ОПВТ)

В июле 1962 года началось серийное производство последнего советского среднего танка Т-62. Последнего потому, что все последующие боевые машины относились уже к классу основных танков. Будучи последним, Т-62 стал и первым в мире серийным средним танком, вооруженным гладкоствольной пушкой. Путь в серию у этого танка был трудным, а судьба — боевой.

В 1958 году была создана первая в мире гладкоствольная танковая пушка У-5ТС «Молот» (индекс ГРАУ 2А20). В течение 1959 года на заводе № 183 в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод, УВЗ) под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева было изготовлено несколько опытных образцов танка «объект 166» с этой пушкой.

ПРИНЯТИЕ НА ВООРУЖЕНИЕ

К осени 1960 года машины успешно прошли полигонные испытания. Проводившая их комиссия рекомендовала принять этот танк на вооружение. Эффективность пушки У-5ТС оказалась выше, чем у ее «прародительницы» — 100-мм противотанковой гладкоствольной пушки Т-12.

Помимо гладкоствольной пушки, «изюминкой» нового танка стала цельнолитая башня. Танки семейства Т-54/55 имели литые башни с вварными катаными крышами, основания люков крепились к крыше болтами. С точки зрения снарядостойкости, все это были ослабленные зоны. По техусловиям броня башни «держала» бронебойный снаряд на расстоянии полутора калибров от сварного шва или от болтового соединения.

На новой машине решили попробовать установить полностью литую башню. Идеологом этого решения был заместитель главного конструктора УВЗ И. С. Бушнев, до 1957 года возглавлявший бюро вооружения и башни. В свое время он принимал участие в разработке литой башни танка Т-34. Непосредственное проектирование башни вел конструктор Ф. Ю. Беркович. Месяца через три изготовили ее первый опытный экземпляр.

В ходе испытаний «объекта 166» выявилось одно обстоятельство — при требуемом темпе стрельбы загазованность боевого отделения вдвое превышала норму. Чтобы снизить загазованность, конструкторы Ю. А. Ковалев, В. М. Быстрицкий. Е. Е. Кривошея и Ю. С. Цыбин предложили разработать механизм выброса стреляных гильз. Принцип работы механизма был таким: экстрактируемая гильза (а для пушки У-5ТС использовалось два типа гильз — стальная массой 7,95 кг и латунная массой 8,45 кг) попадала в ловушку механизма выброса, в задней части башни открывался специальный люк, и гильза пружиной выбрасывалась наружу, после чего люк закрывался. При выстреле во время отката пушки механизм взводился для очередного броска. Испытания показали, что этот механизм позволил сократить загазованность в танке более чем едва раза и избавил экипаж от необходимости укладывать гильзы на место использованных выстрелов. В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию из 25 танков, которые поступили в Прикарпатский военный округ.

1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного конвейера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62, который осуществлялся Уралвагонзаводом до 1973 года, когда на сборочном конвейере его сменил танк Т-72. За 10 лет производства было изготовлено в общей сложности около 20 тыс. «шестьдесятдвоек».

МОДИФИКАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Единственной серийной модификацией стал командирский танк Т-62К, отличавшийся от линейной машины установкой дополнительной радиостанции Р-112, танковой навигационной аппаратуры ТНА-2 и зарядного агрегата. Боекомплект уменьшился на четыре артвыстрела и три коробки с лентами для спаренного пулемета. Был добавлен еще один комплект четырехметровой штыревой антенны, изменено крепление сиденья заряжающего, а также внесены некоторые изменения в схему электрооборудования, размещение боекомплекта и ЗИП и компоновку аппаратов ТПУ.

Что же касается линейных Т-62, то за время серийного производства они изменились мало. Все усовершенствования сводились в основном к установке более современного оборудования и вооружения. Так, в августе 1964 года спаренный пулемет СГМТ был заменен на ПКТ, а командирский прибор наблюдения ТКН-2 — на ТКН-3. С 1965 года вместо радиостанции Р-113 иТПУ Р-120 стали устанавливать радиостанцию Р-123 и ТПУ Р-124. В том же году ввели броневой колпак ночного прицела ТПН-1-41-11.

С мая 1966 года гирополукомпас ГПК-48 заменили на ГПК-59, а в 1967 году ликвидировали люки в крыше МТО. С 1972 года стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ. Начиная с 1975 года часть выпущенных танков оборудовали лазерными дальномерами КДТ-1.

Опыт боевых действий в Афганистане был использован при разработке программы модернизации танков Т-62, призванной повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков.

Эта работа должна была осуществляться танкоремонтными заводами ГБТУ в ходе капитального ремонта боевых машин. В 1983 году на вооружение Советской армии был принят модернизированный танк Т-62М («объект 166М6»). На этой машине устанавливались многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резинотканевые противокумулятивные экраны; было дополнительно бронировано днище и оборудован антинейтронный подбой на башне, установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» и новая СУО «Волна». Часть машин оснащалась зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Установили двигатель В-55У мощностью 620 л. с, ввели гусеницы с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Ствол пушки оснастили теплозащитным чехлом. Установили радиостанцию Р-173, систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча», систему защиты от напалма «Сода». Боевая масса возросла до 41,5 т. В том же 1983 году на вооружение приняли еще одну модернизированную версию — Т-62Д. На этой машине также было усилено бронирование корпуса и башни, установлен новый двигатель и усилена ходовая часть. Но главное — впервые в мире танк был оснащен комплексом активной защиты ЮЗОМ «Дрозд». В 1985 году на вооружение приняли модификацию Т-62МВ, которая отличалась от Т-62М системой дополнительного бронирования. Вместо экранов из комбинированной брони на башне и корпусе Т-62МВ разместили комплекс навесной динамической защиты.

Конструкция танка Т-62

Танк Т-62 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри его корпус делится на три отделения: управления, боевое и силовое. Корпус танка Т-62 сварен из броневых листов различной толщины. Верхний 100-мм лобовой лист наклонен под углом 60° к вертикали. Толщина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней — 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневых листов толщиной 20 мм, крыша — толщиной 31 мм. В расположенном в передней части корпуса отделении управления у левого борта находится место механика-водителя. Над местом механика-водителя в крыше корпуса смонтирован люк.

Курсовой пулемет отсутствует. Позади сиденья механика-водителя в днище корпуса расположен люк запасного выхода, справа — два бака-стеллажа. Башня литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 (диаметр погона в свету 2245 вместо 1816 мм) и имеет стенки весьма большой толщины: 242 мм в передней части и 153 мм по бортам. В башне размещены командир танка, наводчик и заряжающий и установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ {до августа 1964 года — СГМТ). Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость 1615 м/с и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» (на танках поздних выпусков — «Метеор М» и «Метеор М1») прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка.

Боекомплект пушки состоит из 40 унитарных выстрелов. Из-за больших размеров только два выстрела размещены в башне, остальные находятся в боеукладках вне ее. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки — в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Следствием такого решения стало снижение скорострельности пушки до 4 выстр/мин и нарушение герметичности помещений танка во время открытия люка для выброса гильзы. Боекомплект пулемета ПКТ (или СГМТ) состоит из 2500 патронов (10 лент в магазин-коробках). Боекомплект пулемета ДШКМ (при наличии последнего) включает в себя 300 патронов (6 лент в магазин-коробках). Кроме того, в танк укладываются автомат АК (АКМ) и 120 патронов к нему, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 12 патронов к нему.

Для ведения стрельбы из пушки наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 (на танках поздних выпусков — ТШС-41У) со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4 км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800 м. В качестве источника инфракрасного света для ночного прицела используется прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. В МТО танка установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580 л. с. Трансмиссия танка состоит из гитары, многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), пятискоростной коробки передач, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора и компрессора. В ходовой части использовано по пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением, металлические или резинометаллические.

Танк оборудован системой ПАЗ, состоящей из герметизирующих устройств, ФВУ и нагнетателя, а также автоматической системой ППО. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.

6343

В 1957 году под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева начались работы по дальнейшему совершенствованию танка Т-55, которые завершились созданием танка Т-62. Впервые этот танк был показан публично на параде 1 мая 1965 года.
Эксплуатация танка в боевых подразделениях выявила его относительно слабую приспособленность к ведению боевых действий. По этой причине серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году (раньше, чем танков Т-55) после выпуска 20000 единиц.
Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя - 60°, нижняя - 54°. Толщина остального бронирования существенно меньше.
В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, башня Т-62 была цельнолитой. Диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм, а корпус танка был удлинен на 386 мм. В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения "Циклон" оказался недостаточно мощным, поэтому для Т-62 был разработан стабилизатор "Метеор" и изменена конструкция механизма поворота башни. Для уменьшения времени нахождения пушки в нестабилизированном положении угол ее снижения был увеличен до 6°, за счет более высокой башни и наклона вперед ее опоры.
Т-62 выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме - силовое.
отделении управления расположено сиденье механика-водителя. Справа от него находятся топливные баки. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности ему обеспечивают два перископа, смонтированные перед люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света.
Башня танка литая. С левой стороны боевого отделения располагаются сиденья наводчика (в передней части башни) и командира танка (в задней части башни и чуть выше). С правой стороны боевого отделения находится рабочее место заряжающего. В крыше, по обе стороны от пушки имеются открывающиеся наружу люки.
Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным дневно-ночным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Дневная ветвь прибора имеет 5-кратное увеличение при угле обзора 10°. В ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,2 крат. Дальность действия ИК-прожектора ОУ-3ГК составляет 400 м. Помимо ТКН-3 командир располагает четырьмя перископами, два из которых смонтированы в крышке люка, а два других - перед люком. Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая может вращаться независимо от вращения башни танка. Так же, как и в танке Т-55, командир может направить башню танка на тот объект, который он наблюдает в окулярах своих оптических приборов. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении, что требует недюжинной силы.
На рабочем месте наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. Прицел имеет две оптические ветви: общую с 3,5-кратным увеличением и углом обзора 18° и точную с 7-кратным увеличением и углом обзора 9°. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкала для целей высотой 2,7 м. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью активного прибора ночного видения ТПН1-41-11 с 5,5-кратным увеличением и углом обзора 6°. ИК-подсветка осуществляется с помощью прожектора Л-2Г, установленного в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один перископ ТНП-165.
Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископом ТНП-165, который установлен перед люком.
Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС"Молот"). Она ведет огонь оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с). Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы - 5800 м. Бронепробиваемость бронебойно-подкалиберного снаряда на дальности 2000 м составляет 270 мм по вертикально расположенной броне и 115 мм по броне с углом наклона 60°. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Изменением угла возвышения пушки управляет только наводчик, тогда как вращением башни может управлять и командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель с помощью механизмов ручного привода. Горизонтальный угол наведения составляет 360° , вертикальный угол наведения - от -6° до+16°.
В боекомплект Т-62 входят 115-мм выстрелы 3УБМ3, 3УБМ4, 3УБМ5, 3УБМ9 и 3УБМ13 с бронебойными подкалиберными снарядами 3БМ3, 3БМ4, 3БМ6, 3БМ21 и 3БМ28 (12 выстрелов); выстрелы 3УБК3 и 3УБК7 с бронебойными кумулятивными снарядами 3БК4, 3БК4М и 3БК15М (6 выстрелов); выстрелы 3УОФ1, 3УОФ6 и 3УОФ37 с осколочно-фугасными снарядами 3ОФ11, 3ОФ18 и 3ОФ27 (22 выстрела).
Боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов, которые являются довольно тяжелыми и громоздкими. Заряжание их в казенник пушки доставляет заряжающему немало хлопот, особенно при движении танка. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30`, и в этот момент вращение башни невозможно. Проблемой оказалось и удаление из боевого отделения стреляных гильз. От обратного укладывания их на стеллажи пришлось отказаться из соображений скорострельности. В танке применяется механизм выброса стреляных гильз через лючок в кормовой части башни. В результате скорострельность составляет 4 выстрела в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
С 1969 года на некоторые танки устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 года - квантовый дальномер КТД-1.
В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин. Как и на, Т-55 последних выпусков, на Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад.
Запас топлива составляет 675 литров во внутренних и 285 литров в наружних топливных баках. Кроме того, допускается установка дополнительных топливных баков емкостью 400 литров (две 200-литровых бочки на кронштейнах в кормовой части корпуса). Средний расход топлива при движении по шоссе составляет 1,9-2,1 л/км; при движении по пересеченной местности - 3-3,3 л/км; при постановке дымовой завесы с помощью ТДА - 10 л/мин.
В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков на борт, выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Ведущие колеса и механизм натяжения гусениц находятся в передней части корпуса. Гусеница состоит из 96 траков, соединенных металлическим шарниром и весит 1386 кг.
Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Тепловые датчики системы расположены в силовом и боевом отделениях. При необходимости система может приводиться в действие вручную командиром танка или механиком-водителем. Система защиты от оружия массового поражения осталась такой же, как на Т-55. При обнаружении гамма-излучения срабатывают исполнительные механизмы, которые останавливают танк и герметизируют его корпус. В состав системы входит также фильтровентиляционная установка. На Т-62 установлена стандартная для советских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут.
Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Труба для подачи воздуха, возимая обычно позади башни, крепится на ней перед люком заряжающего.
Часть танков Т-62 была приспособлена для работы с колейными минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М.
Танки Т-62 в разное время поступали на вооружение многих армий, в том числе ДРА, Алжира, Анголы, Болгарии, Египта, Кубы, Эфиопии, Ирака, Ирана, Ливии, Монголии, Сирии, Вьетнама, Йемена, Ямайки, Сомали и др.
В 1973-1978 году в Чехословакии было собрано около 1500 танков Т-62, которые поставлялись на экспорт. С конца 70-х по 1994 год в Северной Корее собрано около 1000 танков Т-62.
Иракские танки Т-62 отличались установкой стальных защитных колпаков на ИК-прожектор Л-2Г расположенный в передней части башни рядом с пушкой и на ИК-прожектор ОУ-3ГК располженный перед командирским люком. Ходовая часть прикрывалась бортовыми противокумулятивными экранами.
Некоторые египетские танки Т-62 оснащались дымовыми ракетами "Шакр", установленными в задней части по обе стороны башни. В настоящее время все танки оснащены новыми 115-мм стволами, разработанными специально Британским Королевским Арсеналом для замены изношенных орудий.
В Болгарии в настоящее время все танки Т-62 переоборудованы в ремонтно-эвакуационные машины TV-62M. При переоборудовании башня полностью демонтировалась, а на погоне жестко крепилась срезанная крыша башни танка Т-55. В задней части корпуса устанавливалась лебедка и ОПВТ.
Большое количество танков Т-62 было захвачено Израилем в ходе боевых действий в 1967 и 1973 годах. Трофейные танки получили наименование Tiran 3. В дальнейшем танки подверглись несущественным изменениям, коснувшимся в основном размещения навесного оборудования и ЗИПа. Модифицированные танки именовались Tiran 6. В настоящее время танки числятся в резерве.
В 1961 году на экспериментальном танке Т-62 был смонтирован опытный механизм заряжания "Желудь" на 22 выстрела, которые были размещены во вращающемся конвейере горизонтально на полу боевого отделения. Эта конструкция явилась прообразом автомата заряжания основного танка Т-72. В 1965 году для танка Т-62 был разработан автоматизированный привод управления агрегатами трансмиссии, который имел три режима работы - автоматический, полуавтоматический и ручной. Экспериментальные танки, оснащенные этим приводом, именовались как "Объект 612". В 1969 году на базе танка Т-62 был разработан экспериментальный образец, на котором устанавливался многотопливный двигатель В-36Ф мощностью 471 кВт (640 л.с.), являвшийся модификацией двигателя семейства В-2. Ходовая часть была изменена за счет применения двухскатных поддерживающих катков и опорных катков с дисками из алюминиевого сплава. Максимальная скорость танка возросла до 55 км/ч.

Технические характеристики

Характеристики Т-62:
Масса, т - 37,5
Экипаж, чел. - 4
Габаритные размеры, мм:
Длина - 9335
Ширина - 3300
Высота - 2395
Клиренс - 430
Вооружение - 115 мм гладкоствольная пушка 2А20(У5-ТС), 7,62 мм пулемет ПКТ(СГМТ)
Боекомплект - 40 выстрелов, 2500 патронов
Броневая защита, мм:
Лоб корпуса - 100
Борт корпуса - 15-79
Корма - 46
Лоб башни - 242
Борт башни - 153
Мощность двигателя, л.с. - 580
Скорость максимальная, км/ч - 50
Запас хода по шоссе, км - 450
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м - 0,8
ширина рва, м -2,85
глубина брода, м - 1,4 (с ОПВТ -5)
подъем, град. - 32

Описание

В 1957 году под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева начались работы по дальнейшему совершенствованию танка Т-55, которые завершились созданием танка Т-62. Впервые этот танк был показан публично на параде 1 мая 1965 года.
Эксплуатация танка в боевых подразделениях выявила его относительно слабую приспособленность к ведению боевых действий. По этой причине серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году (раньше, чем танков Т-55) после выпуска 20000 единиц.
Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя - 60°, нижняя - 54°. Толщина остального бронирования существенно меньше.
В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, башня Т-62 была цельнолитой. Диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм, а корпус танка был удлинен на 386 мм. В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения "Циклон" оказался недостаточно мощным, поэтому для Т-62 был разработан стабилизатор "Метеор" и изменена конструкция механизма поворота башни. Для уменьшения времени нахождения пушки в нестабилизированном положении угол ее снижения был увеличен до 6°, за счет более высокой башни и наклона вперед ее опоры.
Т-62 выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме - силовое.
отделении управления расположено сиденье механика-водителя. Справа от него находятся топливные баки. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности ему обеспечивают два перископа, смонтированные перед люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света.
Башня танка литая. С левой стороны боевого отделения располагаются сиденья наводчика (в передней части башни) и командира танка (в задней части башни и чуть выше). С правой стороны боевого отделения находится рабочее место заряжающего. В крыше, по обе стороны от пушки имеются открывающиеся наружу люки.
Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным дневно-ночным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Дневная ветвь прибора имеет 5-кратное увеличение при угле обзора 10°. В ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,2 крат. Дальность действия ИК-прожектора ОУ-3ГК составляет 400 м. Помимо ТКН-3 командир располагает четырьмя перископами, два из которых смонтированы в крышке люка, а два других - перед люком. Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая может вращаться независимо от вращения башни танка. Так же, как и в танке Т-55, командир может направить башню танка на тот объект, который он наблюдает в окулярах своих оптических приборов. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении, что требует недюжинной силы.
На рабочем месте наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. Прицел имеет две оптические ветви: общую с 3,5-кратным увеличением и углом обзора 18° и точную с 7-кратным увеличением и углом обзора 9°. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкала для целей высотой 2,7 м. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью активного прибора ночного видения ТПН1-41-11 с 5,5-кратным увеличением и углом обзора 6°. ИК-подсветка осуществляется с помощью прожектора Л-2Г, установленного в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один перископ ТНП-165.
Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископом ТНП-165, который установлен перед люком.
Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС"Молот"). Она ведет огонь оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с). Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы - 5800 м. Бронепробиваемость бронебойно-подкалиберного снаряда на дальности 2000 м составляет 270 мм по вертикально расположенной броне и 115 мм по броне с углом наклона 60°. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Изменением угла возвышения пушки управляет только наводчик, тогда как вращением башни может управлять и командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель с помощью механизмов ручного привода. Горизонтальный угол наведения составляет 360° , вертикальный угол наведения - от -6° до+16°.
В боекомплект Т-62 входят 115-мм выстрелы 3УБМ3, 3УБМ4, 3УБМ5, 3УБМ9 и 3УБМ13 с бронебойными подкалиберными снарядами 3БМ3, 3БМ4, 3БМ6, 3БМ21 и 3БМ28 (12 выстрелов); выстрелы 3УБК3 и 3УБК7 с бронебойными кумулятивными снарядами 3БК4, 3БК4М и 3БК15М (6 выстрелов); выстрелы 3УОФ1, 3УОФ6 и 3УОФ37 с осколочно-фугасными снарядами 3ОФ11, 3ОФ18 и 3ОФ27 (22 выстрела).
Боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов, которые являются довольно тяжелыми и громоздкими. Заряжание их в казенник пушки доставляет заряжающему немало хлопот, особенно при движении танка. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30`, и в этот момент вращение башни невозможно. Проблемой оказалось и удаление из боевого отделения стреляных гильз. От обратного укладывания их на стеллажи пришлось отказаться из соображений скорострельности. В танке применяется механизм выброса стреляных гильз через лючок в кормовой части башни. В результате скорострельность составляет 4 выстрела в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
С 1969 года на некоторые танки устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 года - квантовый дальномер КТД-1.
В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин. Как и на, Т-55 последних выпусков, на Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад.
Запас топлива составляет 675 литров во внутренних и 285 литров в наружних топливных баках. Кроме того, допускается установка дополнительных топливных баков емкостью 400 литров (две 200-литровых бочки на кронштейнах в кормовой части корпуса). Средний расход топлива при движении по шоссе составляет 1,9-2,1 л/км; при движении по пересеченной местности - 3-3,3 л/км; при постановке дымовой завесы с помощью ТДА - 10 л/мин.
В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков на борт, выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Ведущие колеса и механизм натяжения гусениц находятся в передней части корпуса. Гусеница состоит из 96 траков, соединенных металлическим шарниром и весит 1386 кг.
Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Тепловые датчики системы расположены в силовом и боевом отделениях. При необходимости система может приводиться в действие вручную командиром танка или механиком-водителем. Система защиты от оружия массового поражения осталась такой же, как на Т-55. При обнаружении гамма-излучения срабатывают исполнительные механизмы, которые останавливают танк и герметизируют его корпус. В состав системы входит также фильтровентиляционная установка. На Т-62 установлена стандартная для советских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут.
Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Труба для подачи воздуха, возимая обычно позади башни, крепится на ней перед люком заряжающего.
Часть танков Т-62 была приспособлена для работы с колейными минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М.
Танки Т-62 в разное время поступали на вооружение многих армий, в том числе ДРА, Алжира, Анголы, Болгарии, Египта, Кубы, Эфиопии, Ирака, Ирана, Ливии, Монголии, Сирии, Вьетнама, Йемена, Ямайки, Сомали и др.
В 1973-1978 году в Чехословакии было собрано около 1500 танков Т-62, которые поставлялись на экспорт. С конца 70-х по 1994 год в Северной Корее собрано около 1000 танков Т-62.
Иракские танки Т-62 отличались установкой стальных защитных колпаков на ИК-прожектор Л-2Г расположенный в передней части башни рядом с пушкой и на ИК-прожектор ОУ-3ГК располженный перед командирским люком. Ходовая часть прикрывалась бортовыми противокумулятивными экранами.
Некоторые египетские танки Т-62 оснащались дымовыми ракетами "Шакр", установленными в задней части по обе стороны башни. В настоящее время все танки оснащены новыми 115-мм стволами, разработанными специально Британским Королевским Арсеналом для замены изношенных орудий.
В Болгарии в настоящее время все танки Т-62 переоборудованы в ремонтно-эвакуационные машины TV-62M. При переоборудовании башня полностью демонтировалась, а на погоне жестко крепилась срезанная крыша башни танка Т-55. В задней части корпуса устанавливалась лебедка и ОПВТ.
Большое количество танков Т-62 было захвачено Израилем в ходе боевых действий в 1967 и 1973 годах. Трофейные танки получили наименование Tiran 3. В дальнейшем танки подверглись несущественным изменениям, коснувшимся в основном размещения навесного оборудования и ЗИПа. Модифицированные танки именовались Tiran 6. В настоящее время танки числятся в резерве.
В 1961 году на экспериментальном танке Т-62 был смонтирован опытный механизм заряжания "Желудь" на 22 выстрела, которые были размещены во вращающемся конвейере горизонтально на полу боевого отделения. Эта конструкция явилась прообразом автомата заряжания основного танка Т-72. В 1965 году для танка Т-62 был разработан автоматизированный привод управления агрегатами трансмиссии, который имел три режима работы - автоматический, полуавтоматический и ручной. Экспериментальные танки, оснащенные этим приводом, именовались как "Объект 612". В 1969 году на базе танка Т-62 был разработан экспериментальный образец, на котором устанавливался многотопливный двигатель В-36Ф мощностью 471 кВт (640 л.с.), являвшийся модификацией двигателя семейства В-2. Ходовая часть была изменена за счет применения двухскатных поддерживающих катков и опорных катков с дисками из алюминиевого сплава. Максимальная скорость танка возросла до 55 км/ч.

Модификации среднего танка Т-62

Т-62 - принят на вооружение в 1961 году - базовый танк.
Т-62А - принят на вооружение в 1962 году. На танке установлена новая литая башня и нарезная 100-мм пушка У8-ТС(Д-54) с улучшенными, по сравнению с Д-10Т2С, характеристиками и двухплоскостным стабилизатором вооружения "Комета". Для удаления стрелянных гильз на машине установлен механизм их выброса через кормовой люк башни. Танк серийно не выпускался, так как вовремя не были готовы новый бронебойный снаряд к пушке и стабилизатор вооружения.
Т-62К - принят на вооружение в 1964 году. На нем дополнительно установлена навигационная аппаратура ТНА-2, коротковолновая радиостанция Р-112 и зарядный агрегат АБ-1 для питания потребителей при длительной работе на месте. При этом уменьшился боекомплект пушки до 36 выстрелов и пулемета до 1750 патронов, изменено размещение ЗИПа. Танк находился в серийном производстве до 1973 года.
Т-62Д - принят на вооружение в 1983 году. Дополнительно бронированы корпус, башня, днище и установлены бортовые резиновые экраны, а также установлен комплекс активной защиты 1030М "Дрозд". Вариант с дизелем В-46-5М называется Т-62Д-1.
Т-62М - принят на вооружение в 1983 году. На нем установлена дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны толщиной 10 мм и антинейтронный подбой на башне. На башне устанавливались гранатометы системы постановки дымовых завес 902Б "Туча". Введена гусеница с РМШ от танка Т-72. Дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков. На танке установлен лазерный дальномер КТД-2, прицел ТШСМ-41У, стабилизатор "Метеор"М1, баллистический вычислитель БВ-62, комплекс управляемого вооружения 9К116-1 "Шексна". В боекомплект добавлен выстрел 3УБК10-2 с управляемой ракетой 9М117. Баллистический вычислитель БВ-62 обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет). Пушка имеет теплозащитный кожух. Установлен двигатель В-55У мощностью 620 л.с. с инерционным наддувом. Радиостанция Р-123М заменена на Р-173.
Вариант с двигателем В-46-5М получил индекс Т-62М-1, без комплекса управляемого вооружения - Т-62М1 (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-1), без комплекса управляемого вооружения и без дополнительного бронирования корпуса - Т-62М1-2 (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-2-1).
Т-62МД - вариант танка Т-62М с комплексом активной защиты 1030М "Дрозд".
Т-62МК - командирский вариант танка Т-62М. На нем дополнительно установлена навигационная аппаратура ТНА-2, коротковолновая радиостанция Р-112 и зарядный агрегат АБ-1 для питания потребителей при длительной работе на месте. При этом уменьшился боекомплект пушки и пулемета.
Т-62МВ - вариант танка Т-62М с навесной динамической защитой, принят на вооружение в 1985 году. Вариант танка с дизелем В-46-5М получил обозначение Т-62МВ-1.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!