Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Большие и маленькие. Чарушин Е

Утка с утятами
Кря, кря, утятки!
Кря, кря, маленькие!
Вы, как лодочки, плавайте!
Ногами, как вёслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте!
А на дне, в озерке, подводная трава, вкусная тина и жирные червяки.
Ешьте побольше! Растите побыстрее!

Дятлы с птенцами
Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь!
Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел.
Слышите, он там в пеньке скрипит, дерево грызёт!
У нас, дятлов, язык тонкий, как иголка, острый, как шило.
Вы язычок в дырку суньте и тащите жука себе на обед.
Вам сытно, а лесу польза.

Рябчата с рябчихой
Вы, цыплятки, маленькие: кто вас увидит, тот и обидит. Сорока налетит - заклюёт, лиса найдёт - утащит.
Вы меня послушайте. Как я крикну: «Пи-и-ть! Пи-и-ть!» - так разом и прячьтесь!
Кто в яму, кто под листок, кто под грибок, кто за шишку, кто за ветку.
Вы пёстрые, полосатенькие, никто вас сразу и не заметит. А я больной притворюсь.
Крылья распущу, перья растопорщу, стану прихрамывать, чуть-чуть взлетать.
Зверь кинется за мной. Я от вас его и отведу, а сама убегу. На крылья поднимусь и к вам вернусь!

Зайчата
Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь!
Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит.
А бегать вам пока нельзя.
Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет - кто вас найдёт?

Белка с бельчатами
На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай.
С ёлки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети, с осины - на берёзу, с берёзы - на куст, с куста - на землю.
По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку и опять на самую вершинку заберись!
Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай.
У вас, бельчат, зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, - куда повернёшь, туда и полетишь.
Вот вы какие - ловкачи!

Олениха с оленёнком
Смотри на меня! Скачи, как я!
Где кусты и густая трава, там выше скачи - ногами не зацепись!
Где ровное место над землёй, - ровно беги, как птица лети!
Ты всех быстрее должен бегать, чтоб никто тебя не догнал.
Устал, олешек? Ложись под куст.
Тут солнышко светит сквозь ветки. Светлыми пятнышками в траве играет.
У тебя шкура рябенькая, тоже в пятнышках.
Тут тебя и не заметно.

Лиса с лисятами
Копай нору - подземный дом - глубокую- глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой - под корнем, третий - за камнем, четвёртый - в густой траве, пятый - в частом ельничке.
Станут собаки тебя догонять - ты скорей в нору!
Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода - ив лес…
Только тебя и видели!..

Лосиха с лосёнком
Шагай, лосёнок, перешагивай!
Через пень перешагни, через валежник переступи!
В яму не провались, у корней не оступись, в густой чаще не запутайся!
Тут, в густых лесах, тебе жить, горькую кору жевать, сладкие листья рвать.

Рысь и рысёнок
Ходи неслышно, ступай мягко - у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной - должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.
Жёлтые глаза - ночью видят.
Чёрные уши - далеко слышат.
Длинные ноги - осторожно ступают.

Медведица и медвежата
А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки! Не свались, не ушибись!
Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем - лошадь догоним!
На деревья лазим, в воду ныряем.
Тяжёлые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.
Мы мёд и траву едим, корешки и ягоды.
А дичинка попадёт - и ей рады.

Бобры и бобрята
Мы, бобры, деревья грызём, на землю валим, на обрубки делим.
Обрубки в землю вкопаем да ветками переплетём. Потом илом и землёй промажем и хвостом пришлёпнем.
Бежит лесной ручеёк, а поперёк плотина сделана, крепкая,длинная.
Разольётся ручеёк по всему лесу - и будет пруд.
В самой середине мы дом построим с толстыми стенами, с подводным крыльцом.
Никто к нашему дому через пруд не проберётся, никто нашу крышу не разломает, подводного крыльца не найдёт.
Учитесь, бобрята, деревья грызть, плотину из них строить.

Зебра
В африканских степях бегают табунками быстрые лошадки. Это зебры. От простой лошади они отличаются. Зебры полосатые, гривки у них короткие и нету челки.

Они дикие. Взрослую зебру приручить не всякий сможет. А молодые доверчивы.
Нередко можно встретить в Африке почтальонов, которые развозят почту не на лошадях, а на зебрах.

Слон
Не в наших лесах, не по нашим полям гуляет слон. Он в африканских степях и по индийским джунглям ходит. Хоботом, как рукой, раздвигает и срывает бамбук. Придет к воде, наберет в хобот воду и обливается - смывает с себя грязь и пыль.
Нет у него врагов. Все боятся слона-великана.
Если слона приручить, он будет хороший помощник человеку.
В тяжелой работе поможет и даже ребят сумеет нянчить.

Тигр
Дерзкий и страшный зверь - тигр. Он прячется в джунглях, в зарослях, таится около тропы, по которой идут к водопою антилопы и зебры, пробираются буйвол и кабан. Тигр терпеливо ждет добычу.
Звери боятся тигра. Опасен он и безоружному человеку.
***
Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих зверят учат еду добывать, себя спасать?
Ты - человек, хозяин всей природы. Тебе все знать нужно.
Расти поскорее, учись лучше!
Когда вырастешь, много поработаешь.
Леса и дубравы насадишь, в них птиц и зверей разведешь таких, каких тебе надо.

© И.М.Горбовская

учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 5»

г.Усолье-Сибирское


Аннотация к книге

К этой книге замечательный художник Евгений Иванович Чарушин не только нарисовал иллюстрации, но и написал текст.

И все звери, большие и маленькие , учат юных читателей бережно, по-доброму относится ко всему живому.


  • «Утка с утятами».
  • «Дятлы с птенцами».
  • «Рябчата с рябчихой».
  • «Зайчата»,
  • «Белка с бельчатами».
  • «Олениха с оленёнком».
  • «Лиса с лисятами».
  • «Лосиха с лосёнком».
  • «Рысь и рысёнок».
  • «Медведица и медвежата»,
  • «Бобры и бобрята».
  • «Волчица с волчатами».
  • «Зебра».
  • «Слон».
  • «Тигр».

Жизнь и творчество писателя

  • Биография.
  • Е.И.Чарушин – художник, писатель.

Утка с утятами

Кря, кря, утятки!

Кря, кря, маленькие!

Вы, как лодочки, плавайте!

Ногами, как веслами, воду загребайте!

Ныряйте и до самого дна доставайте.

А на дне, в озерке, подводная трава,

вкусная тина и жирные червяки.

Ешьте побольше! Растите побыстрее!


Дятлы с птенцами

Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь!

Видите в пеньке круглую дырку?

Эту дырку жучок-короед проел.

Слышите, он там в пеньке скрипит,

дерево грызет!

У нас, дятлов, язык тонкий,

как иголка, острый, как шило.

Вы язычок в дырку суньте

и тащите жука к себе на обед.

Вам сытно, а лесу польза.


Рябчата с рябчихой

Вы, цыплятки, маленькие; кто вас увидит, тот и обидит.

Сорока налетит - заклюет, лиса найдет - утащит.

Вы меня послушайте.

Как я крикну: «Пи-и-ть! Пи-и-ть!» -

так разом и прячьтесь!

Кто в яму, кто под листок, кто под грибок,

кто за шишку, кто за ветку.

Вы пестрые, полосатенькие,

никто вас сразу и не заметит.

А я больной притворюсь.

Крылья распущу, перья растопорщу,

стану прихрамывать, чуть-чуть взлетать.

Зверь кинется за мной.

Я от вас его и отведу, а сама убегу.

На крылья поднимусь и к вам вернусь!


Зайчата

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь!

Глазом не моргните, ухом не поведите!

Никто вас, сереньких, здесь и не увидит.

А бегать вам пока нельзя.

Кто на месте сидит, у того и следу нет.

А следу нет, - кто вас найдет?


Белка с бельчатами

На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай.

С елки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети, с осины - на березу,

с березы - в куст, с куста - на землю.

По земле к дереву перебеги,

с ветки на ветку, с ветки на ветку,

и опять на самую вершинку заберись!

Шишку пошелуши, семечек поешь

и снова с дерева на дерево перескакивай.

У вас, бельчат, зубы острые, лапки цепкие,

хвост, как руль, - куда повернешь,

туда и полетишь.

Вот вы какие - ловкачи!


Олениха с оленёнком

Смотри на меня! Скачи, как я!

Где кусты и густая трава, там выше скачи - ногами не зацепись!

Где ровное место над землей, -

ровно беги, как птица, лети!

Ты всех быстрее должен бегать,

чтоб никто тебя не догнал.

Устал, олешек? Ложись под куст.

Тут солнышко светит сквозь ветки.

Светлыми пятнышками в траве играет.

У тебя шкура рябенькая,

тоже в пятнышках.

Тут тебя и не заметно.


Лиса с лисятами

Копай нору - подземный дом – глубокую, глубокую, хитрую - прехитрую, с ходами - выходами; один выход под кустом, другой - под корнем, третий - за камнем, четвертый - в густой траве,

пятый - в частом ельничке.

Станут собаки тебя догонять,

Ты скорее в нору!

Они лаять, они копать!

А пока собаки лают,

ты потихоньку выползи

из дальнего выхода - и в лес...

Только тебя и видели!..


Лосиха с лосёнком

Шагай, лосенок, перешагивай!

Через пень перешагни,

через валежник переступи!

В яму не провались, у корней не оступись,

в густой чаще не запутайся!

Тут, в густых лесах,

тебе жить, горькую кору жевать,

сладкие листья рвать.


Рысь и рысёнок

Ходи неслышно, ступай мягко –

у тебя лапы с подушечками.

Ты зверь лесной - должен таиться,

в засадах лежать, добычу добывать.

Желтые глаза - ночью видят.

Черные уши - далеко слышат.

Длинные ноги - осторожно ступают.


Медведица и медвежата

А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки!

Не свались, не ушибись!

Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи.

Мы так бегать умеем - лошадь догоним.

На деревья лазим, в воду ныряем.

Тяжелые пни выворачиваем,

жирных жуков ищем.

Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.

А дичинка попадёт ― и ей рады.


Бобры и бобрята

Мы, бобры, деревья грызем, на землю валим, на обрубки делим.

Обрубки в землю вкопаем да ветками переплетем.

Потом илом и землей промажем

и хвостом пришлепнем.

Бежит лесной ручеек,

а поперек плотина сделана,

крепкая, длинная.

Разольется ручеек по всему лесу –

и будет пруд.

В самой середине мы дом построим

с толстыми стенами, с подводным крыльцом.

Никто к нашему дому через пруд

не проберется,

никто нашу крышу не разломает,

подводного крыльца не найдет.

Учитесь, бобрята, деревья грызть, плотину из них строить.


Волчица с волчатами

Волчатам волчица принесла еду.

Каждый еду к себе потянул.

Ворчат - рычат волчата друг на друга, каждый хочет себе кусочек побольше.


Зебра

В африканских степях бегают табунками быстрые лошадки. Это зебры. От простой лошади они отличаются. Зебры полосатые, гривки у них короткие и нету челки.

Они дикие. Взрослую зебру приручить не всякий сможет. А молодые доверчивы.

Нередко можно встретить

в Африке почтальонов,

которые развозят почту

не на лошадях, а на зебрах.


Слон

Не в наших лесах, не по нашим полям гуляет слон. Он в африканских степях и по индийским джунглям ходит. Хоботом, как рукой, раздвигает и срывает бамбук. Придет к воде, наберет в хобот воду и обливается - смывает с себя грязь и пыль.

Нет у него врагов. Все боятся слона-великана.

Если слона приручить, он будет хороший помощник человеку.

В тяжелой работе поможет

и даже ребят сумеет нянчить.


Тигр

Дерзкий и страшный зверь - тигр. Он прячется в джунглях, в зарослях, таится около тропы, по которой идут к водопою антилопы и зебры, пробираются буйвол и кабан. Тигр терпеливо ждет добычу.

Звери боятся тигра. Опасен он и безоружному человеку.


Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих зверят учат еду добывать, себя спасать?

Ты - человек, хозяин всей природы!

Тебе все знать нужно! Когда вырастешь, много поработаешь. Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь… Реки перегородишь плотинами - и разольется новое море-озеро.

По морю пароходы пойдут грузы перевозить, плоты тянуть.

В глубину гор заберешься, найдёшь новые руды и камни. На подводном корабле на дно океана опустишься.

Леса и дубравы насадишь, в них птиц и зверей разведешь таких, каких тебе надо.

Будешь строить дворцы стройные, высокие, красивые.

Расти поскорее, учись лучше!

Для Родины милой копи свои силы, копи свои знания, чтобы поработать на славу.


Жизнь и творчество писателя

Евгений Иванович Чарушин

«Я художник и писатель,…

благодаря моему детству».


Е.И.Чарушин

Родился будущий писатель и художник в Вятке в семье

губернского архитектора. В формировании личности мальчика

огромную роль сыграла мать. Вместе с ней он ходил в лес,

приносил оттуда различные интересные растения, превращая

затем небольшой сад у дома в настоящее чудо.

Сколько разных животных перебывало в их деревенском

двухэтажном доме!

А хотелось еще и еще - ну, хотя бы жирафа или тапира.

Рисовать Чарушин начал рано.

«Это было просто, по-видимому, свойственно мне,

как говорить, петь, шалить или слушать сказки.

Помню, как я слушал сказки с карандашом

и рисовал во время рассказа».

Рисовал начинающий художник «преимущественно зверей,

птиц да индейцев на лошадях» .


Е.И.Чарушин

Чарушин рос, по собственному определению,

«с карандашом и кистью в руках».

Лет в четырнадцать Чарушин своими друзьями организовал

союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием

«Сопохуд» (Союз поэтов и художников).

Правда, с поэзией у него не заладилось.

Его влекло тогда многое: музыка и поэзия,

театр и живопись. А за постоянную страсть

к изобретательству друзья наградили молодого

художника прозвищем «Евгеша-изобретатель».

Вместе с этими друзьями «Евгеша» отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.


Е.И.Чарушин

В 1928 г. выходит первая книга с иллюстрациями Чарушина (рассказ В.Бианки «Мурзук»).

За ней последовал ряд других, среди которых были две собственные книжки-картинки «Вольные птицы» и «Разные звери». Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ «Щур» (1930).

Чарушин стремился «понимать животное - понимать его движения и мимику». И передавать это в рисунке и слове.

В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.


Е.И.Чарушин

Художник, который рисует животных, называется анималист.

Чарушин был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей),

Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры.


Е.И.Чарушин

Чарушин Евгений Иванович с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам: «для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в других странах, не станешь рисовать пупсиков…».

Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя.

Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребёнку.


Е.И.Чарушин

«Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное».


Дом Чарушиных в Кирове и памятник в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище


«Люди есть люди, но Человек - это женщина».

I

Июньским днем 19… года молодой человек неспешным шагом шел из северо-западной части большого города по направлению к небольшому местечку под названием Эджвуд, о котором он кое-что слышал, но в котором ему не пришлось побывать. Юношу звали Смоки Барнейбел, и он шел в Эджвуд, чтобы жениться; то, что он шел пешком, а не ехал, было одним из условий его прибытия в Эджвуд.

Хотя он вышел из своей городской квартиры ранним утром, солнце стояло высоко, когда он перешел по высокому мосту по узенькой пешеходной дорожке и оказался в упомянутом местечке на северном берегу реки. Целыми днями он вел переговоры и заключал сделки в этих местечках с индейскими названиями; транспортный поток был таким плотным, что он не мог даже двигаться по прямой, - приходилось лавировать, выбирая маршрут. Переходя из одного местечка в другое, он сворачивал в небольшие улочки, заходил на склады и в универсальные магазины. Прохожих было немного, встречались в основном местные жители, несколько подростков проехали на велосипедах; молодой человек не переставал удивляться, как они могут жить в этих местах, которые казались ему мрачными окраинами, хотя дети выглядели довольно жизнерадостными.

Четкие прямоугольники торговых авеню и жилых кварталов постепенно теряли порядок; домов становилось меньше, а улицы разбегались в разные стороны, как тропинки в густом лесу; стали появляться пустыри, заросшие сорняками; тут и там из-под земли тянулись запыленные, низенькие деревца, попадались замусоренные лужайки - было похоже на то, что здесь находился какой-то промышленный парк.

Смоки остановился у скамейки, где люди могли сесть на автобус в ту или другую сторону. Присев на край широкой скамьи, он сбросил с плеча небольшую дорожную сумку, достал сэндвич, сделанный им собственноручно - и это тоже было условием - и развернул ярко окрашенную карту дорог. Он был не совсем уверен, можно ли ему воспользоваться картой, не нарушив условий, но так как полученные указания с объяснением дороги в Эджвуд были не очень точными, он, немного поколебавшись, заглянул в карту.

Итак, голубая линия, очевидно, обозначала старую, засыпанную щебенкой дорогу, вдоль которой стояли заброшенные кирпичные заводики. Он шел как раз по этой дороге. Смоки свернул карту, так как указанная дорога шла параллельно автобусной остановке, где он сейчас находился. Он не очень хорошо разбирался в картах, но ему показалось, что щебеночная дорога уведет его далеко влево от того места, куда он направлялся. Местечко Эджвуд не было обозначено на карте, но оно находилось где-то здесь, среди пяти небольших городков, отмеченных на карте незначительными точками. Двойная жирная красная линия обозначала начало и конец дороги. Четкая голубая линия на карте показывала наиболее удобный путь к тому или иному городку или населенному пункту. Была и почти незаметная тоненькая голубая линия. Сначала юноше показалось, что она никуда не ведет - будто картограф забыл довести ее до конца, но линия, выбравшись из хитрых переплетений, убегала на северо-запад и вела прямиком в городок, который, как Смоки знал, находился около Эджвуда.

Это скорее было похоже на пешеходную дорожку. Изучив карту, и измерив пальцами расстояние, которое уже было пройдено, и которое ему предстояло пройти, Смоки забросил за плечи дорожную сумку, надвинул шляпу, закрываясь от солнца и продолжил путь.

ДОЛГИЙ ГЛОТОК ВОДЫ

В пути она не очень занимала его мысли, хотя за последние два года, что он любил ее, он часто думал о ней; мыслями он часто возвращался в ту комнату, где встретил ее в первый раз, и вспоминал то чувство трепета, которое охватило его тогда; сейчас это чувство переросло в ощущение благодарности и счастья; тогда он заглянул в комнату в поисках Джорджа Мауса и нашел его в обществе двух его кузин: это была она и ее застенчивая сестра.

Это был арендованный Маусом дом в конце городского квартала. Наша встреча произошла в библиотеке на третьем этаже. Окна комнаты были закрыты картоном, на полу расстелены светлые дорожки. Это была та самая комната.

Она была высокой. Ее рост был почти шесть футов, она была на несколько дюймов выше, чем Смоки; ее сестра, которой едва исполнилось четырнадцать лет, была с него ростом. Их вечерние платья были короткими и блестящими - красное у нее и белое у сестры; их длинные чулки тоже сверкали и поблескивали. Необычным был в них не только их высокий рост, но и их застенчивость, особенно у младшей сестры, которая улыбнулась, но не пожала протянутой руки Смоки, а только спряталась за спину сестры.

Изящные великанши. Старшая бросила быстрый взгляд на Джорджа, когда он, сделав изящный поклон, вежливо представился. Она вежливо улыбнулась в ответ. Ее вьющиеся волосы отливали золотом. Джордж сказал, что ее звали Дэйли Алис.

Он взял ее руку. «Длинный глоток воды» - сказал он тогда, а она начала смеяться. Ее сестра тоже засмеялась, а Джордж Маус, слегка присев, хлопал себя по коленям. Смоки, не понимая, почему они так смеются, стоял с протянутой рукой и идиотской улыбкой, переводя взгляд с одного на другого.

Это был самый счастливый момент его жизни.

НЕИЗВЕСТНОСТЬ

До того момента, когда он встретил Дэйли Алис Дринквотер в библиотеке городского дома Мауса, его жизнь была не особенно счастливой; но случилось так, что жизнь предоставила ему возможность ухаживания. Он был единственным ребенком, рожденным во втором браке своего отца, когда тому было уже около шестидесяти лет. Когда его мать осознала, что наследство Барнейбла испарилось, благодаря неумелому ведению хозяйства, и что ей не стоило выходить за него замуж и тем более рожать ребенка, она, в присутствии гнева, оставила его. Для Смоки это было очень плохо - из всех своих родственников он меньше всего знал свою мать; по сути дела она была всего лишь родственницей, чье лицо он едва мог вспомнить, когда стал постарше, хотя он был не таким уж маленьким, когда она бросила их. Смоки в основном унаследовал внешность Барнейблов - от матери ему досталось совсем немногое. Те, кто знали его, говорили, что у него такой же нежный румянец, как и у матери.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!