Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Больной человек евразии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Европейский союз

Европемйский союмз (Евросоюмз, ЕС) -- экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $).

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределахШенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания,Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия,Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести -- Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции -- до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Экономика Союза стоит на первом месте в мире по номинальному значению ВВП и на втором -- по объёму ВВП. Кроме того, Союз -- крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Уровень безработицы в мае 2013-го составлял 11 %, в то время как Государственный долг в процентах от ВВП: 85,3% (92% последняя публикация Евростат) ВВП (2012 г.)

В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.

Маастрихтский договор (официально «Договор о Европейском Союзе»)-- договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза -- экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

2. Критерии Маастрихтского соглашения

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемые Маастрихтские критерии:

* Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

* Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

* Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

* Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

* Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

3. Основные проблемы Евросоюза

Экономические

низкий экономический рост,

Технологическое отставание от США,

Низкая конкурентоспособность национальных экономик Греции, Испании, Португалии и Ирландии

Конкуренция со стороны растущих экономик мира,

Значительный уровень безработицы,

Старение населения (вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Но нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку государственный долг растет)

В результате происходит нарастание дефицита платежного баланса, государственного бюджета, корпоративных и государственных долгов отстающих в экономическом плане государств. В конечном счете, возникает угроза дефолта со всеми негативными последствиями как экономического, так и социального характера

Участие в зоне евро особенно благоприятствует тем странам, которые имеют неоспоримые конкурентные преимущества перед другими странами-участницами. Для них упразднение барьеров, ограничивающих конкуренцию, способствует быстрому завоеванию рынков менее развитых стран, вытеснению неконкурентоспособных производств последних и росту собственной экономической мощи. Это ухудшает финансовое положение периферийных государств, усиливает безработицу, которая частично ложится дополнительным бременем на государственные бюджеты, частично ведет к увеличению эмиграции рабочей силы, обеспечивая трудовыми ресурсами возрастающие потребности расширяющихся секторов экономики в странах-лидерах Зоны. Таким образом, выигрыш одних участников валютного объединения оборачивается проигрышем для других. Возрастают предпосылки ее дезинтеграции.

Проблемы массовой иммиграции

Вследствие расширения Союза на Восток отмечается усиление миграционных процессов. Такие страны, как Австрия, ФРГ, Швеция и др. опасаются, что их рынки труда могут пострадать из-за массовой иммиграции с новых участников ЕС. В связи с этим, пограничные государства предлагают ввести переходный период на 7 лет, во время которого будут действовать ограничения на свободу передвижения для граждан новых членов Евросоюза.

Конкуренция за место в Европарламенте

Число мест в Европейском парламенте росло одновременно с каждым этапом расширения ЕС, чего не скажешь о представительстве новых стран. При этом Германия сохранила на некоторое время свои 99 мест, а Франции, Британии и Италии пришлось уступить свои места в зале заседаний парламента.

Проблема национального языка

Региональные языки не имеют статуса официальных в ЕС, что подчас вызывает неудовлетворенность различных националистических групп. Среди таких языков: баскский, шотландский, ирландский и др. Эта проблема становится причиной дополнительных напряженностей в национальных конфликтах в государствах ЕС.

европейский союз маастрихтский соглашение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Европейский союз как экономическое и политическое объединение европейских государств. Европейская ассоциация свободной торговли, таможенный союз. История Европейского союза, единый рынок. Шенгенская зона: принцип действия, нормативно-правовая база.

    презентация , добавлен 20.09.2012

    Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты. Положение ЕС в современном мире, его организационная структура и право, экономическое и политическое состояние. Внешнеэкономические проблемы ЕС и перспективы функционирования.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Изучение истории создания и этапов формирования Европейского Союза - объединения европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Стадии развития и проблемы интеграции. Проблема безработицы и кризис в зоне евро.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2011

    Процесс объединения Европы как один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени, основные этапы формирования и развития Европейского Союза, его место и значение на мировой арене. Проблемы регионального развития, поддержка интеграции.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Флаг Европейского Союза - объединения 27 европейских государств, подписавших Маастрихтский договор. Лиссабонский трактат для Европы XXI века. Экономические показатели ЕС в сравнению с иными странами. Солидарность в практике – политика сплоченности ЕС.

    презентация , добавлен 04.03.2015

    Общая экономическая ситуация в ЕС. Основные особенности. Расширение Европейского Союза и рынок труда. Новые члены ЕС и Валютный союз. Вступление Болгарии и Румынии в Европейский Союз: плюсы и минусы. ЕС и Турция–экономические эффекты от вступления.

    реферат , добавлен 05.11.2007

    Турция как ветеран среди кандидатов на вхождение в Европейский союз, оценка ее места и значения на современной мировой арене. Политические и социальные факторы, отталкивающие Турцию от вступления в Европейский союз. Противники данного процесса.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Уровень интегрированности нейтральных стран с международными организациями. Особенности политики европейских государств в отношении НАТО. Европейский союз и нейтральные государства, особый статус Швейцарии. Перспективы развития института нейтралитета.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Взаимодействие Европейского союза и России. Политический контекст, правовые основы и экономические предпосылки развития связей России с Евросоюзом, место и роль в мировой экономике. Тенденции развития экономики стран Евросоюза на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Европейский союз - уникальное международное образование, которое сочетает признаки международной организации и государства. Цели и задачи Европейского парламента. Суд Евросоюза как орган высшей инстанции, заседания которого проходят в Люксембурге.

Европейский Союз объединяет 27 стран Европы, является влиятельным участником мирового сообщества, на сегодняшний день, и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира (по официальным данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран). Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС — это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики.

Евросоюз — это исключительный пример успешной экономической интеграции. Изначально европейская экономическая интеграция строилась на единстве двух элементов: либерализации торговли и либерализации рыночных отношений между странами-членами ЕС. Однако, как показала практика, для создания единого рынка товаров этих двух компонентов недостаточно. Необходима гармонизация национальных внешнеторговых политик в части снятия барьеров во взаимной торговле и выработки единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Эффект от принятых мер был впечатляющим: торговля внутри Союза удвоилась, по сравнению с тем, что могло бы быть при отсутствии интеграции.

Таким образом, развитие международной торговли как между странами-членами ЕС, так и между третьими странами является приоритетной стратегической задачей, которая прослеживается во всех принимаемых на национальном и наднациональном уровнях решениях. Поэтому не удивительно, что основной формой свободных экономических зон на территории ЕС являются зоны свободной торговли.

Но при этом Евросоюз не обошли стороной и некоторые проблемы. Прежде всего, это проблемы, связанные с присоединением к ЕС стран Центральной и Восточной Европы.

Целью данной работы является выявление основных проблем Евросоюза и тенденций его дальнейшего развития.

Глава 1. Современные тенденции развития экономики ЕС

Углубление процесса экономической интеграции и либерализации экономической политики в рамках европейской социально-экономической модели

Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить: гармоническое развитие экономических институтов; стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение; повышение уровня жизни; высокий уровень занятости; экономическая и валютная стабильность. Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений внутри Союза.

Валютное единство является одной из высоких стадий экономической интеграции. Ступень, определяемая как валютное и экономическое единство, открывает путь в сторону политического единства, которое является конечной стадией. Валютное единство обеспечивает либерализацию не только товаров и услуг, но и многих других факторов. Одновременно для государств-членов ЕС необходимо образование единой экономической политики.

С целью обеспечения единства в налогово-бюджетной политике, отсутствие которого рассматривается как основная причина кризиса евро, Европейский союз подписал «Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе», а также образовал «Европейский механизм стабильности» и «Европейский фонд финансовой стабильности». Вышеназванный договор был подписан 25-ью странами- членами из 27-ми. Великобритания и Чехия не подписали договор, поскольку посчитали его противоречащим их собственным экономическим интересам.

Подписание соглашений о свободной торговле с другими партнерами является одним из ключевых элементов европейской стратегии экономического роста.

Сегодня крупнейшие зоны свободной торговли функционируют на территории Германии (Гамбург, Киль, Куксхафен, Эмден, Бременхафен), Дании (Копенгаген), Австрии (Линц, Грац, Зольбад-Халль, Вена), Греции (Салоники и Пирей), Финляндии (Ханко, Хельсинки и Турку). Меньшие по размеру ЗСТ существуют практически в каждой стране-члене ЕС, что еще раз подтверждает, что развитие торговли является приоритетным направлением развития ЕС, а также свидетельствует о доходах и других выгодах, предоставляемых одной из самых простых форм СЭЗ как для государства, так и для частного капитала.

ЗСТ ЕС основываются на полном или частичном отсутствии таможенных пошлин и налогов, льготном режиме ввоза, вывоза и реэкспорта товаров. На их территории разрешено производить погрузочно-разгрузочные операции, складирование, сортировку, маркировку и хранение товаров, заниматься выставочной деятельностью, ремонтом судов, продажей товаров. Таким образом, во многих из них осуществляется производственная деятельность — в основном обработка импортных товаров для целей реэкспорта. Однако в ряде ЗСТ действуют особые исторические привилегии, позволяющие осуществлять производственную деятельность, ориентированную на внутренний рынок, используя все преимущества ЗСТ. Такие зоны так же явяляются примером либерализации торговли в ЕС.

Более того, в следующем, 2014, году Европа и США намерены начать переговоры о свободной торговле с целью существенной либерализации торговых отношений. По мнению европейских и американских чиновников, либерализация трансатлантической торговли может послужить импульсом либерализации торговли в глобальном масштабе и стимулом для усиления многосторонней торговой системы в лице ВТО.

Идеи свободной торговли между мировыми гигантами в той или иной форме выдвигались и ранее. Между США и ЕС существует большое число двусторонних соглашений, регламентирующих вопросы содействия торговле. В последнее время за подписание соглашения все чаще стали высказываться предприниматели обеих сторон. По оценкам Еврокомиссии, устранение барьеров в автомобильной отрасли, которая составляет крупнейший сектор двусторонней торговли, может привести к снижению издержек для обеих сторон на 15 процентов. Компании по обе стороны Атлантики хотели бы видеть соглашение, которое позволило бы не осуществлять в США проверку на соответствие техническим стандартам и требованиям безопасности автомобилей, прошедших подобную сертификацию в Европе. Небольшие компании - производители бытовой техники, систем освещения и электромонтажного оборудования - также жалуются на чрезмерно высокую стоимость сертификации продукции с учетом различных требований в Европе и Соединенных Штатах, что делает экспорт практически невозможным. Безусловно, сертификация товаров - крайне важная, но не единственная проблема двусторонних отношений. Еврокомиссия заинтересована в самом широком покрытии соглашения о ЗСТ, включая регулирование торговли в сфере услуг и доступа к госзаказу. В то же время, анализируя состояние двусторонней торговли и торговых споров, можно предположить, что такие сферы, как сельское хозяйство и авиапром, могут стать изъятиями из договора.

Параллельно с обсуждением вопросов расширения взаимодействия с США, ЕС готовит переговоры о ЗСТ с Японией. «Сделка» с Японией является одним из нескольких двусторонних торговых соглашений, решение о которых принято на фоне растущего осознания того, переговоры Доха-раунда, направленные на достижение глобальной либерализации в рамках Всемирной торговой организации, вряд ли увенчаются успехом.

Пересмотр системы торговых преференций ЕС обусловил актуальность активных переговоров с развивающимися странами. В частности, важное значение придается формированию ЗСТ с Таиландом, который может стать центром торговых и инвестиционных связей ЕС в АСЕАН.

Специфика осуществления денежно-кредитной и валютной политики в Европейском Союзе

Сфера осуществления денежно-кредитной и валютной политики является одним из направлений интеграции стран Европейского Союза, история которой имеет свои особенности. Интеграция в этой сфере имеет различные направления, обусловленные природой и содержанием общественных соотношений, не только составляющих эту политику, но и являющихся объектом ее воздействия. Венцом европейской интеграции в указанных направлениях стал Экономический и валютной союз (далее также — ЭВС), который и определяет специфику осуществления денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Территориально зона обращения евро как законного платежного средства (зона евро) в настоящее время не совпадает с территорией Европейского Союз («Евроземлей», «Euroland»), что, естественно, влияет на характеристику специфики денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Допуская к обороту на внутреннем рынке иностранную валюту, государство тем самым ставит свои возможности по воздействию на денежный оборот (свои возможности по осуществлению денежно-кредитной и валютной политики) в зависимость от действий в соответствующей сфере носителя основы денежного суверенитета, выпустившего соответствующую валюту. Меры денежно-кредитной и валютной политики последнего будут оказывать непосредственное влияние на денежное обращение государства, в котором функционирует механизм долларизации, основанный на соответствующей иностранной валюте. То есть денежно-кредитная и валютная политика государства- эмитента этой валюты становится фактором, определяющим денежно-кредитную и валютную политику государства, использующего ее в своем денежном обороте.

Государства-члены с изъятиями не принимают непосредственного участия в осуществлении денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза, но имеют возможность косвенно влиять на эту политику с правовой точки зрения даже не столько как члены Европейского Союза, а как равноправные с Европейским Союзом участники валютной группировки.

Таким образом, специфика денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза заключается, с одной стороны, в функционировании европейского валютного союза, а с другой, в тесном сотрудничестве Европейского Союза как самостоятельного носителя основы денежного суверенитета с государствами-членами, не входящими в зону евро. Причем отмеченные выше особенности не только находят свое отражение в статусе евро как единой валюты (то есть в эмиссионном праве), в статусе органов, реализующих денежный суверенитета Европейского Союза, а также в финансовых основах его реализации, но и дают основание с высокой долей уверенности заключить, что реализация денежного суверенитета Европейским Союзом связана с формированием комплекса норм, обладающих основными характеристиками норм внутригосударственного (национального), а не международного правопорядка.

Глава 2. Проблемы развития экономики ЕС

Общеэкономические проблемы

Зона евро — объединение 17 стран Европы, использующих единую валюту — совсем недавно и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое обнажило некоторые слабые стороны и противоречия европейской валюты, способные при определенных условиях создать весьма значительные проблемы для ее функционирования и процессов дальнейшей экспансии в мировом экономическом пространстве.

Речь идет о том, что государственный долг некоторых стран Зоны вышел за пределы, которые являются приемлемыми. В результате возникла угроза их дефолта, что не могло не отразиться в негативном плане на отношении субъектов мировой хозяйственной деятельности к единой европейской валюте. Наметилась тенденция падения евро. Чтобы она не превратилась в обрушение валюты, надо было предпринять какие-то меры. В СМИ, а также на уровне высших чиновников аппарата Евросоюза, в правительственных кругах стран Запада началось обсуждение вариантов выхода из кризиса. Разброс мнений был достаточно широк. В том числе заговорили о возможных формах дезинтеграции Зоны: исключении из объединения экономически слабых стран, выходе из него государств-лидеров Западной Европы и даже о роспуске Зоны и возвращении стран-членов к национальным валютам.

Функционирование единой валюты усиливает конкуренцию между компаниями стран Зоны, делает ее более жесткой и разрушительной, поскольку упраздняет саму возможность применения более слабыми в экономическом отношении государствами защитной валютной политики на основе снижения реального курса национальной валюты. В силу особенностей единой монетарной политики эти государства лишаются также возможностей самостоятельно оперировать инструментами денежно-кредитной политики, в частности поддерживать в зависимости от необходимости и конъюнктуры национальные предприятия кредитными ресурсами за счет расширения рефинансирования экономики. И то, и другое является предпосылкой для нарастания финансовых трудностей слабых в конкурентном отношении государств.

Слабость Еврозоны состоит в том, что здесь и первое, и второе условие в полной мере не соблюдается. Взаимодополняемость производств и высокая конкурентоспособность присущи в большой степени высоко развитым странам Западной Европы, экономическая интеграция которых началась довольно давно, после второй мировой войны, и осуществлялась поэтапно от простых форм к более сложным, что позволило постепенно адаптировать их национальные хозяйства друг к другу. Что касается стран, относительно недавно присоединившихся к европейским интеграционным процессам (к таким государствам можно отнести Грецию, Португалию, Испанию, а также практически все страны Центральной и частично Восточной Европы, входившие прежде в советский блок), то они, во-первых, имеют по сравнению со странами-лидерами Евросоюза низкий уровень конкурентоспособности, а во-вторых, не смогли пока занять (за некоторыми исключениями) достойного места в системе европейского разделения труда.

Иными словами, в Евросоюз, а затем и зону евро принимаются страны, экономика которых здесь подвергается значительным шоковым воздействиям, а сами эти страны становятся в известном смысле потенциальными кандидатами на дефолт.

Не способствует также решению проблем периферии Зоны и современная конъюнктура на мировых рынках капитала. Движение производительного капитала сегодня в большей степени ориентировано на вложения в быстро расширяющиеся экономики развивающихся стран, обеспечивающих низкие издержки при производстве довольно качественной, а теперь уже и высокотехнологической продукции. Не последнюю роль в этом играет относительно низкая стоимость рабочей силы в странах с развивающимися рынками. Что касается Еврозоны, то даже ее периферийная часть в основном не способна конкурировать в привлечении таких инвестиций. Во-первых, из-за сложившихся здесь довольно высоких стандартов уровня жизни, а во-вторых, по причине завышенного курса евро, который делает расходы иностранных инвесторов в европейской валюте, связанные с капитальными вложениями, более обременительными.

Проблемы, обусловленные вступлением в ЕС ряда стран центральной и восточной Европы

Вступление государств Восточной Европы в Евросоюз породило достаточно сильную дивергенцию (то есть увеличение различий между странами-членами, прежде всего по экономическим аспектам), которая значительно осложняет процессы углубления интеграции. Среди тех проблем, к которым привело включение постсоциалистических стран в ЕС, можно выделить следующие: необходимость для государств Запада привлекать дополнительные финансовые средства для сокращения контрастов между членами Союза, уменьшение количества рабочих мест в западно-европейских странах из- за переноса многих производств в страны ЦВЕ, утечка инвестиций сверх допустимого уровня вследствие более низких налогов и другие. Во время мирового финансового кризиса страны ЦВЕ также оказались дополнительной статьей расходов для бюджета Евросоюза.

Также многие жители Западной Европы придерживаются мнения, что успех интеграции экономик стран ЦВЕ в ЕС состоялся за их счет. Например, по их мнению, дешевый экспорт из Словакии и Польши вытесняет с рынка голландские и французские товары. Однако результаты исследований утверждают другое. Экономисты из Osteuropa- Institut (Мюнхен), провели анализ влияния торговли и ПИИ на экономику ЕС и пришли к следующим выводам: так как у стран Западный Европы всегда было положительное сальдо торгового баланса со странами ЦВЕ, то влияние интеграции в сфере торговли можно рассматривать как позитивное.

После вступления в ЕС многие страны ЦВЕ с трудом входили в единое европейское социальное пространство. В частности. Польша первоначально выговорила для себя существенные уступки в данном вопросе. Однако, несмотря на серьезные различия между европейскими странами и существующие до сих пор региональные дисбалансы, все государства-члены ЕС декларируют стремление соответствовать Европейской социальной модели, которая, в свою очередь, постоянно совершенствуется и отражает изменения, происходящие в обществе.

Расширение на Восток провоцирует проблемы, связанные с миграцией: как с легальной, так и нелегальной.

В целом, число трудовых мигрантов из «новых» восьми стран ЕС выросло примерно с 1 миллиона человек в 2004 году (0,3% от общего числа жителей ЕС) до примерно 2,3 миллиона в 2010 году (0,6%). При этом в конце 2010 года в 15 «старых» странах ЕС работало около 19 миллионов нерезидентов Евросоюза (немногим менее 5% всего населения). Комиссия ЕС считает, что число работников из восьми «новых» стран- членов, находящихся в 15 «старых» государствах Евросоюза, вырастет до 3,3 миллиона человек в 2015 году и до 3,9 миллиона — к 2020 году, а их доля увеличится до 0,8% и 1% соответственно. И это без учета трудовых мигрантов из Румынии, Болгарии и — в ближайшем будущем — Хорватии.

Уже сегодня ясно, что расширение ЕС на Восток не сможет до конца решить проблему регулирования миграционных потоков. В частности, рабочие из стран ЦВЕ не смогут вытеснить с рынков труда в западноевропейских странах трудовых мигрантов из Северной Африки. А дальнейший наплыв ближневосточных мигрантов угрожает не только нормальному функционированию Шенгенской зоны, но и стабильности европейского социального пространства. В ЕС вынуждены считаться с тем, что вступление Турции в Союз открыло бы новые возможности для роста турецкой миграции — прежде всего, в ФРГ. В целом, проблема интеграции мигрантов из стран Ближнего Востока в принимающие общества европейских стран в обозримой перспективе только обострится.

Расширение Европейского Союза, как мы видим, влияет на социально­экономическое развитие стран-членов неоднозначно: позволяет решать одни проблемы (чаще всего — частично) и тут же создает новые. В частности, все сложнее становится координировать усилия стран-членов в самых разных областях. Расширение ЕС — процесс сложный, имеющий как положительные, так и отрицательные последствия (и для самого ЕС, и для современного мира).

Глава 3. Перспективы развития ЕС

Внешнеэкономические связи ЕС и России

Торгово-экономические отношения ЕС и России выглядят очень динамичными, особенно на фоне ухудшающегося политического контекста. Европейские страны традиционно являются важнейшими партнерами России. На долю ЕС приходится чуть более половины внешнеторгового оборота России и около 70% накопленных иностранных инвестиций. Взаимный товарооборот неуклонно растет. За последнее десятилетие Россия поднялась в списке основных торговых партнеров ЕС на третье место и уступает только США и Китаю; на ее долю приходится 7% экспорта ЕС и 11% импорта. Однако эти отношения имеют ярко выраженный асимметричный характер. В товарной структуре торговли по-прежнему сохраняются серьезные дисбалансы. Российский экспорт на три четверти представлен энергетическим сырьем. В нем доминируют товары низкой степени обработки, доля машин и оборудования составляет менее 1%. Из стран ЕС в Россию поступают химикаты (18%), продовольствие (10%) и оборудование (около 45%), причем на долю промышленного оборудования приходится лишь 8%, что свидетельствует о низких темпах технического обновления отечественной промышленности. Аналогичный дисбаланс существует и в отдельных отраслях: например, из России в ЕС поставляются химикаты и минеральные удобрения, т.е. продукция с низкой добавленной стоимостью, а во встречном направлении идут прежде всего лекарства и парфюмерия. Торговля услугами характеризуется не только неблагоприятной структурой, но и скромными масштабами.

Зависимость европейских стран от российских поставок энергоресурсов слишком часто подается как односторонняя: Европе никуда не деться от России, поскольку две трети российского экспорта по этим статьям направлены именно на территорию ЕС. Между тем Россию и Евросоюз связывают отношения не односторонней, а двусторонней зависимости: у России просто нет иных рыночных возможностей для продажи своего природного газа, и она вынуждена полагаться на европейский спрос. Более того, рыночные цены на газ, по которым европейские потребители платят России, гораздо выше тех, на которые она могла бы рассчитывать на любых других потенциальных рынках.

ЕС является крупнейшим инвестором в экономику России. Хотя ни для кого не секрет, что весомую часть капиталовложений составляют деньги, вывозимые российскими компаниями и отдельными предпринимателями, в результате чего их юридический статус и меняется, а юридическая защищенность серьезно возрастает. На ЕС приходится 2/3 всех накопленных инвестиций в российскую экономику.

У России и ЕС есть совпадающие долгосрочные интересы: обеспечение политической стабильности в регионе «большой Европы» и повышение конкурентоспособности национальных экономик на глобальном рынке.

Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков. ЕС стремится к повышению конкурентоспособности своей экономики на основе инновационного развития и сокращения стоимости труда (Лиссабонская стратегия); освоению новых рынков сбыта промышленной продукции; обеспечению энергетической безопасности экономики.

Потенциальная эффективность экономического сотрудничества (а возможно и частичной интеграции) России и ЕС обусловлена взаимодополняемостью ресурсов партнеров. К числу конкурентных преимуществ России следует отнести относительно дешевую и квалифицированную рабочую силу; природные ресурсы, в том числе рекреационный потенциал и потенциал развития «экологического» сельского хозяйства; развитую фундаментальную науку и все еще сохраняющийся запас научно-технических разработок; транзитное положение, обеспечивающее доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион; ёмкий и уже вполне платежеспособный национальный рынок, а также доступ на рынки стран СНГ.

ЕС обладает такими конкурентными ресурсами, как запасы капитала; высокие технологии и механизмы трансформации научно-технических разработок в экономически эффективные технологии; навыки и ноу-хау в сфере менеджмента; энергосберегающие технологии и экономические механизмы стимулирования энергосбережения; высокая степень влияния на формирование глобальных экономических правил игры. Объединение ресурсов России и ЕС способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон.

Основные тенденции развития ЕС

На долю еврозоны приходится одна пятая мирового валового внутреннего продукта. Таким образом, укрепление ее экономики на один процентный пункт в год сможет обеспечить рост ВВП в других местах на 0,7 процентного пункта за четыре квартала.

В ЕС наблюдается стабильный рост производства. В июле на фоне перспективы роста экспортных заказов в прочих европейских странах выросло производство в Чехии и Польше. Как показали данные прошлой недели, экспорт из Китая в Европейский Союз за июль увеличился на 2,8%, что стало первым его ростом за пять месяцев. Поставки в ЕС из Японии в июне выросли на 8,6%, продемонстрировав рекордные с февраля 2011 года темпы роста.

Экономика, сократившаяся в предыдущие три месяца 2013 года на 0,3%, выросла во втором квартале на 0,2%. В последний раз рост был отмечен в третьем квартале 2011 года. G □ По-видимому, эта тенденция сохранится. В июле производство неожиданно увеличилось после двух лет сокращения, а уверенность как среди руководства компаний, так и среди потребителей достигла 15-месячного максимума. Хотя выпуск промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим месяцем слабее, чем экономисты ожидали в июне, все же его рост на 0,3 % по сравнению с прошлым годом стал первым примером годового роста за последние 20 месяцев.

Успехи европейской интеграции налицо. Процессы интеграции ускорились. Приобрели системный характер. В зоне ЕС наметилось даже экономическое оживление. Уже многие месяцы государства-члены ЕС наращивают профицит внешней торговли. Судя по поведению финансовых рынков и обменного курса евро, все уверены в том, что общей валюте еврозоны по большому счету ничего особенно не угрожает, если только не случится что-то совсем уж непредсказуемое. Широкое распространение получило мнение о том, что ЕС теперь располагает достаточными инструментами для того, чтобы эффективно вмешиваться в экономическую политику любого из своих членов. Их вполне достаточно для оказания эффективной помощи тем из них, чья экономика зашаталась. Вскоре, считают специалисты, ЕС будет готов к тому, чтобы приступить к безболезненному для себя закрытию и реструктуризации проблемных банков. Все определеннее также перспектива списания части суверенной задолженности, связывающей пока государства-члены по рукам и ногам, принуждая их осуществлять политически и социально самоубийственную политику жесткой экономии.

С большой задержкой по сравнению с остальными, считают эксперты, элиты стран ЕС, в конце концов, признали абсурдность предположения, будто бы все мировые игроки смогут реструктурировать свою экономику за счет наращивания экспорта и инвестиций, при этом меньше потребляя и занимая. Теперь они будут делать ставку на рост внутреннего потребления в целях создания предпосылок для экономического роста и создания рабочих мест. Для этого потребуется государственная поддержка кредитования по крайней мере на период, пока не включатся автоматические механизмы экономического роста. Они заработают, когда бизнес увидит, что есть спрос и можно вновь вкладывать деньги, не боясь их потерять.

Высокий уровень суверенной задолженности и долговых обязательств частных лиц и семейных хозяйств становится новой нормой. Италия и Франция уже признали это, отказавшись, вопреки договоренностям с МВФ, ЕЦБ и ЕК повышать налоги (правда, непоследовательно) и следовать бюджетному пакету ЕС. Германия, уверены аналитики, поменяет приоритеты сразу после сентябрьских выборов.

И тем не менее, многочисленные противоречия, ставшие за последние два года визитной карточкой политической, экономической, финансовой, социальной и интеллектуальной жизни ЕС, не находят своего разрешения. Более того, они углубляются. Причем в тех случаях, когда речь идет о противоречиях, характерных для мировой экономики и международной системы в целом, есовцы повторяют общий тренд. В тех случаях, когда другие мировые игроки вроде бы нащупывают подходы к их минимизации или даже преодолению, выпадают из него.

Однако в еврозоне, несмотря на некоторое оживление, экономическая ситуация продолжает оставаться крайне хрупкой и нестабильной. Безработица бьет рекорды. Хотя в целом по ЕС ситуация, вроде бы, стабилизировалась, порождая надежды на то, что худшее позади, тем не менее, на Кипре уровень безработицы подскочил с 11,7 до 17,3%, в Словении с 8,8 до 11.2%, в еврозоне безработица среди молодежи замерла на отметке в 23,9%. Все сходятся на том, что регион ждут долгие годы экономического бессилия. Мировые СМИ переполнены победными реляциями по поводу выхода ЕС в целом из рецессии и великолепных результатов, по сравнению с тем, что было раньше, — ростом в 0,3%. При этом как-то само собой замалчивается, что он всюду разный. Обобщенные цифры получились более оптимистичными только благодаря хорошим показателям Германии. Проблемным же странам (Греции, Португалии и т.д.) потребуются годы и годы на то, чтобы дотянуть до предкризисного уровня. Да и ВВП по ЕС в целом пока на 3% ниже, чем в 2008 г. Из проблемных членов ЕС уезжает молодежь, причем все чаще в развивающиеся страны.

Таким образом, несмотря на экономический рост и положительную динамику развития европейской экономики, многие проблемы еще не решены и требуют пристального внимания со стороны ЕС и его партнеров.

Заключение

Этот союз находится на очень важном и сложном этапе своего развития. Он только начинает привыкать к работе в новом режиме, когда членство в нем подскочило почти до тридцати государств. Притирка идет тяжело, сложно, не без проблем. Принятие назревших политических решений затягивается. Раскол интеграционного объединения на Старую и Новую Европу сохраняется.

ЕС в какой-то степени замкнулся сам на себя. Ему не до внешнеполитических прорывов. У него очень насыщенная внутренняя повестка дня. Надо срочно проводить тяжелые социальные реформы, выходить на принципиально иной уровень мобильности рынка труда. Демографическая ситуация в странах Союза радикально изменилась. Старая система социального и пенсионного обеспечения, унаследованная еще со времен Бисмарка, не справляется с новыми потребностями.

В то же время, по целому ряду параметров ЕС менее динамичен, чем его основные экономические конкуренты — США и Юго-Восточная Азия. Он проигрывает им по темпам развития и степени приспособления к современным требованиям хозяйствования в условиях глобализации. Лиссабонская стратегия превращения ЕС в наиболее эффективную экономику мира, основанную на знаниях, буксует. Чтобы разрыв между возможностями и обозначенными целями не выглядел таким уж вопиющим, в нее вносятся все новые и новые изменения.

Таким образом, можно констатировать наличие целого букета самых разнообразных и разнонаправленных кризисных явлений в развитии ЕС.

Однако указанные и некоторые другие кризисные явления, с которыми сталкивается ЕС, не могут рассматриваться как определяющие при оценке баланса неудач и имеющихся у него достижений.

Прежде всего, экономическая и политическая интеграция никогда не носила линейный характер. Союз и в прошлом сталкивался с многочисленными трудностями роста. История его развития наполнена не только взлетами, но и провалами. Вообще на пути европейского строительства страны региона шли от одного кризиса к другому. Но, пусть и не сразу, кризисы ими неизменно преодолевались. ЕС выходил из них окрепшим, более сильным и целеустремленным.

Умение находить непростые развязки и преодолевать постоянно возникающие кризисные явления, а также выпестованная политическая культура сотрудничества и компромисса, относятся к числу несомненных достижений ЕС. Перечень таких достижений впечатляет, достаточно указать только на главные из них.

Благодаря созданию наднациональных институтов и запуску интеграционных процессов франко-германское противостояние, столь дорого стоившее Европе, осталось в прошлом.

ЕС превратился в регион мира и стабильности. Он обеспечил спокойную, мирную, предсказуемую жизнь для всех входящих в него государств и народов. Такую же жизнь Союз предлагает тяготеющим к нему и близким ему странам.

Когда императивы, методы и направления практической интеграции лишь прорабатывались, большая часть Европы лежала в руинах. Страшные раны мировой войны еще только предстояло залечить. Интеграция позволила Западной Европе встать на ноги, дала ей уверенное экономическое развитие. За прошедшие годы ЕС превратился в зону процветания.

Интеграция принесла участвующим в ней государствам и народам не только политический, но и социальный мир. От своего социального измерения, социального партнерства и высоких социальных стандартов ЕС не собирается отказываться и в будущем.

Сегодня ЕС – это объединение почти 30 стран Европы в единый евросоюз с единой валютой (евро) и ее судьба напрямую зависит от судьбы этого союза. Об этом и пойдет речь в новой статье, что будет с евро и ЕС в будущем и чего ожидать от этого нам?

Зона Евро — объединение 17 стран Ев­ропы, использующих единую валюту — со­всем недавно и в связи с мировым финан­сово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое об­нажило некоторые слабые стороны и про­тиворечия европейской валюты, способные при определенных условиях создать весь­ма значительные проблемы для ее функ­ционирования и процессов дальнейшей эк­спансии в мировом экономическом про­странстве.

Речь идет о том, что государственный долг некоторых стран Зоны вышел за пре­делы, которые являются приемлемыми. В результате возникла угроза их дефолта, что не могло ни отразиться в негативном пла­не на отношении субъектов мировой хо­зяйственной деятельности к единой евро­пейской валюте. Наметилась тенденция падения евро. Чтобы она не превратилась в обрушение валюты, надо было предпри­нять какие-то меры. В СМИ, а также на уровне высших чиновников аппарата Ев­росоюза, в правительственных кругах стран Запада началось обсуждение вариантов выхода из кризиса. Разброс мнений был достаточно широк. В том числе заговорили о возможных формах дезинтеграции Зоны: исключении из объединения экономичес­ки слабых стран, выходе из него государств-лидеров Западной Европы и даже о рос­пуске Зоны и возвращении стран-членов к национальным валютам.

Конечно, разговоры о возможной лик­видации в ближайшее время зоны евро едва ли можно назвать серьезными. Пока нет никаких признаков того, что Зона прекра­тит свое существование. Было бы не пра­вильным считать также, что ее могут покинуть отдельные высокоразвитые страны, в частности Германия или Франция. Ведь они были инициаторами создания объединения, и следует в связи с этим полагать, что ее формирование и развитие отвечает их ко­ренным экономическим и политическим интересам. В то же время, на мой взгляд, вполне обоснованным было бы решение о сужении поля валютной интеграции за счет выхода из валютного объединения некото­рого числа его стран-участниц, попавших в тяжелое финансовое положение. Такой выход в некотором отношении явился бы полезной мерой в плане усиления в перс­пективе мировых позиций единой европей­ской валюты, преодоления самими этими странами долгового кризиса и неустойчи­вого финансового состояния, балансирую­щего на грани дефолта.

Дело в том, что одна из главных при­чин, которая породила финансовые пробле­мы этих стран, связана с особенностями самого валютного объединения, со сложив­шейся здесь системой межгосударственных отношений, которая содержит противоре­чие, создающее условия для возникнове­ния финансовых дисбалансов, а следова­тельно, и для появления объективных при­чин выхода из Зоны некоторых наиболее слабых экономик.

Суть противоречия состоит в том, что в рамках валютного объединения единая валюта и единая денежно-кредитная поли­тика применяются по отношению к стра­нам, которые сохраняют свою финансово-экономическую обособленность. Это озна­чает, с одной стороны, что функциониро­вание единой валюты и применение единой денежно-кредитной политики, проводимой Европейским центральным банком, осуще­ствляются так, будто объединение представ­ляет собой одно государство, в интересах которого используется евро. С другой стороны, в сфере публичных финансов про­является тот факт, что Зона — не единое государство, а состоит из множества отдель­ных государственных образований. Причем каждое из них имеет свою собственную финансовую, налогово-бюджетную систему, результаты функционирования которой во многом определяются уровнем экономичес­кого развития, особенностями хозяйств, действующих в границах его территории, их конкурентоспособностью. В результате использование единой валюты и единой денежно-кредитной политики для некото­рых стран объединения вместо пользы мо­жет принести существенный вред.

В самом деле, функционирование еди­ной валюты усиливает конкуренцию меж­ду компаниями стран Зоны, делает ее бо­лее жесткой и разрушительной, поскольку упраздняет саму возможность применения более слабыми в экономическом отноше­нии государствами защитной валютной политики на основе снижения реального курса национальной валюты. В силу осо­бенностей единой монетарной политики эти государства лишаются также возможностей самостоятельно оперировать инструмента­ми денежно-кредитной политики, в част­ности поддерживать в зависимости от не­обходимости и конъюнктуры национальные предприятия кредитными ресурсами за счет расширения рефинансирования экономики. И то, и другое является предпосылкой для нарастания финансовых трудностей слабых в конкурентном отношении государств.

Следует особо подчеркнуть, что ука­занное противоречие имеет институцио­нальный, а не конъюнктурный характер. Это — противоречие между элементами ус­тановленного здесь экономического поряд­ка, базовыми структурами действующей экономической системы. А следовательно, оно может быть ликвидировано только пу­тем изменения данного порядка, приведе­ния в соответствие элементов и структур: либо за счет движения вперед к более вы­сокой степени интеграции, т. е. прежде все­го к созданию единого бюджета, превраще­нию государственных финансов отдельных стран в общие ресурсы Еврозоны, либо в результате возвращения стран к нацио­нальным валютам и обособленным в рамках каждого государства системам монетар­ного регулирования.

Но и в рамках действующей системы можно было бы, конечно, поддерживать до­статочно долго условия, при которых про­тиворечие не принимает острые, отрицатель­ные формы проявления, не приводит к на­растанию финансовых проблем для отдель­ных стран-участниц Зоны. Для этого надо было бы сделать конкуренцию внутри Зоны менее разорительной. Такое было бы, на мой взгляд, возможно при соблюдении хотя бы одного из двух условий:

1) наличия до­статочной совместимости, взаимодополня­емости интегрирующихся в Зоне экономик;

2) отсутствия существенных различий меж­ду уровнями экономического развития, уровнями конкурентоспособности стран-участниц.

Действительно, первое условие, взаи­модополняемость, или разделение труда между участниками объединения, позволя­ет избегать масштабной негативной конку­ренции и подключать даже слаборазвитые экономики к эффективному экономическо­му сотрудничеству, что обеспечивает им высокие темпы роста производства и экс­порта и, как следствие, дает возможность добиваться положительных значений торго­вых и финансовых балансов. Второе усло­вие — участие в Зоне примерно равных по уровню экономического развития и произ­водительности труда государств — с одной стороны, не дает конкуренции «убивать» национальные производства в силу их вы­сокой конкурентоспособности, а с другой стороны, открывает широкие горизонты для их развития путем обновления продуктов и совершенствования технологий во всех стра­нах-участницах, что позволяет сохранять в отношениях между ними определенное тор­говое и платежное равновесие, не допускать наращивания внешних и внутренних госу­дарственных и корпоративных долгов.

Слабость Еврозоны состоит в том, что здесь и первое, и второе условие в полной мере не соблюдается. Взаимодополняемость производств и высокая конкурентоспособ­ность присущи в большой степени высоко развитым странам Западной Европы, эко­номическая интеграция которых началась довольно давно, после второй мировой вой­ны, и осуществлялась поэтапно от простых форм к более сложным, что позволило по­степенно адоптировать их национальные хозяйства друг к другу. Что касается стран, относительно недавно присоединившихся к европейским интеграционным процессам (к таким государствам можно отнести Гре­цию, Португалию, Испанию, а также прак­тически все страны Центральной и частич­но Восточной Европы, входившие прежде в советский блок), то они, во-первых, име­ют по сравнению со странами-лидерами Евросоюза низкий уровень конкурентоспо­собности, а во-вторых, не смогли пока за­нять (за некоторыми исключениями) дос­тойного места в системе европейского раз­деления труда.

Иными словами, в Евросоюз, а затем и зону евро принимаются страны, эконо­мика которых здесь подвергается значитель­ным шоковым воздействиям, а сами эти страны становятся в известном смысле по­тенциальными кандидатами на дефолт. Та­кова официальная политика Евросоюза: она не принимает во внимание весьма важные для поддержания жизнеспособности Зоны экономические особенности кандидатов. Действительно, соответствие критериям, которым (согласно решению, принятому на заседании Европейского совета в 1995 г.) должны отвечать кандидаты в Евросоюз и Еврозону при приеме их в эти организа­ции, совершенно не гарантирует того, что новые страны-члены после начала исполь­зования единой валюты будут конкурен­тоспособны на рынках Еврозоны и быстро найдут достаточно широкую нишу в постав­ках товаров на эти рынки. К этим критери­ям конвергенции, как известно, относятся:

  • дефицит государственного бюджета страны-кандидата не должен превышать 3% от ВВП;
  • государственный долг должен быть менее 60% от ВВП;
  • уровень инфляции не должен пре­вышать более чем на 1,5% среднюю инфля­цию, рассчитанную на основе показателей трех стран, имеющих ее наименьшие зна­чения в ЕС;
  • уровень процентных ставок по дол­госрочным кредитам не должен превышать более чем на 2% соответствующий средний показатель этих стран;
  • соблюдение, по крайней мере, в те­чение 2-х лет установленных в Евросоюзе пределов колебаний валютного курса на­циональной валюты по отношению к ва­люте других стран-членов ЕС.

Особенность этих критериев состоит в том, что все они требуют от стран-канди­датов соблюдения некоего «финансового здоровья» на момент вступления в Зону. Казалось бы, тем самым Еврозона обеспе­чивает на будущее свою финансовую ста­бильность. На самом же деле о такой ста­бильности можно говорить только, если принимать во внимание лишь краткосроч­ную перспективу. В долгосрочном же пла­не соблюдение финансовой стабильности может стать проблемой.

Во-первых, достижение «финансового здоровья» в краткосрочном плане возмож­но для любой, в том числе и для самой сла­бой национальной экономики. Поэтому принятые в соответствии с финансовыми критериями в Зону подобные страны впос­ледствии в полной мере могут проявить и проявляют свою несостоятельность, в том числе и в финансовом отношении. Во-вто­рых, после вступления страны в валютное объединение степень обязательности вы­полнения требований критериев резко сни­жается. Ослабляется также мотивация к поддержанию высоких параметров финан­совой стабильности, которая была харак­терна до вступления и которая основыва­лась на стремлении во чтобы то ни стало сделать «своей» европейскую валюту и та­ким образом, хотя бы формально, прибли­зиться к статусу высокоразвитой европей­ской страны. В-третьих, и это самое глав­ное, до вступления в Еврозону страны-кан­дидаты находятся в иной, чем после вступления, экономической среде, и те ин­струменты и методы, которые им позволя­ли ранее соблюдать критерии интеграции, могут уже не работать в условиях единого валютного пространства.

Особенность этой среды, как мы уже отмечали, состоит в том, что для нее харак­терны совершенно открытая, ничем ни ограниченная конкуренция, а также отсут­ствие возможностей и прав у государств осуществлять финансовую и иную поддер­жку недостаточно конкурентных секторов национального хозяйства. В этих услови­ях, дабы оградить Еврозону от потенциаль­но проблемных государств, руководство Евросоюза должно было бы установить в качестве критериев интеграции не финан­совые и, в известной мере, конъюнктурные показатели, а более фундаментальные вещи: уровень экономического развития и кон­курентоспособности национальной эконо­мики, а также степень вовлеченности стран в европейское разделение труда. Впрочем, если бы такие критерии были использова­ны, то в Евросоюзе и Еврозоне мы не уви­дели значительного числа тех стран, кото­рые в настоящее время так гордятся своей причастностью к объединенной Европе.

А это, по всей видимости, не соответ­ствует интересам лидеров Евросоюза. По­этому в валютной зоне еще долгое время будут существовать значительные различия в уровнях экономического развития отдель­ных стран и несоответствие их нацио­нальных экономик структуре спроса на ев­ропейском рынке. Отсюда перекосы торго­вых балансов внутри объединения в пользу ведущих экономик — с ними периферийные экономики не способны в полной мере кон­курировать и по этой причине вынуждены уступать им (полностью или частично) свои национальные рынки товаров и услуг. В ре­зультате происходит нарастание дефицита платежного баланса, государственного бюд­жета, корпоративных и государственных долгов отстающих в экономическом плане государств. В конечном счете, возникает уг­роза дефолта со всеми негативными послед­ствиями как экономического, так и социаль­ного характера.

Именно такая ситуация еще до начала мирового финансового кризиса складыва­лась в зоне евро, что подтверждают дан­ные международной статистики. Обратим­ся к анализу этих данных.

Именно страны зоны евро, кото­рые испытывают в настоящее время серь­езные финансовые трудности и о которых больше всего говорят как о кандидатах на государственный дефолт, имеют наиболь­шее общее отрицательное сальдо торгового баланса. Так, внешнеторговый дефицит Гре­ции в 2007 г. достиг 9,6% к ВВП этой стра­ны, Португалии — 8,2, Испании — 7,6%. При этом значительный вклад в такие негатив­ные результаты внесла торговля в рамках самой Зоны, где отрицательное сальдо ба­ланса Греции составило 6,6%, Португалии — 6,7, Испании — 3,1%. Другими словами, перекосы в обмене результатами деятель­ности этих стран, их недостаточная конку­рентоспособность проявляются прежде все­го в пределах валютного объединения.

По иному выглядят здесь страны-ли­деры, сумевшие нарастить торговый про­фицит в результате использования своих конкурентных преимуществ. Германия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды — четверка государств, сумевших извлечь максимум пользы из своего участия в Зоне. Для них ничем не ограниченная в ее рам­ках конкуренция, очевидно, послужила весьма благоприятным условием развития.

Торговый дефицит ведет к оттоку евро из страны. В результате возникают бюджет­ные и долговые проблемы. Хотя влияние торговых дисбалансов на финансы не все­гда возможно точно определить статисти­чески из-за множественности факторов, отражающихся на финансовом положении любого государства, все же определенную корреляцию здесь можно обнаружить, и в особенности для стран, находящихся в наи­более сложной ситуации.

В 2009 г., когда мировой финансовый кризис достиг своего апогея, почти все стра­ны (в том числе Германия и Франция) име­ли достаточно высокий уровень дефицита государственного бюджета, превышающий установленный в Еврозоне предел в 3 % по отношению к ВВП. Однако самый высо­кий его уровень наблюдался в Греции, Ис­пании, Португалии и Ирландии. Среди этих стран наиболее проблемной оказалась Гре­ция, поскольку дефицит бюджета здесь до­вольно длительный период существенно превышал норматив. В результате был на­коплен значительный государственный

долг. На этой основе, а также в связи с низким доверием частных инвесторов к слабой греческой экономике возникли про­блемы с финансированием долга за счет ресурсов рынков капитала. Появилась не­обходимость в оказании помощи Греции путем вливания средств нерыночными фи­нансовыми структурами Евросоюза, а так­же межгосударственными финансовыми организациями мирового масштаба.

Уровень долга государств Еврозоны характеризуется следующими данными. Именно Греция являет­ся в Еврозоне главным должником. Сумма долговых обязательств Греции перед част­ными инвесторами, другими государствами и международными финансовыми органи­зациями составила в 2009 г. непомерно вы­сокую величину -125% к ВВП, более чем в 2 раза превысив установленный в Зоне пре­дел в 60% к ВВП. В абсолютном выраже­нии ее долги составили почти 300 млрд евро, из которых 53 млрд требовалось выплатить в 2010 г. Проблема усугубляется еще и тем, что долговые проблемы Греции имеют зас­тарелый характер: с 2000 г. страна неизмен­но имела чрезвычайно высокую задолжен­ность, превышающую 100%-й уровень. А это свидетельствует о том, что долговой кризис Греции мало связан с мировой рецессией. Он обусловлен фундаментальными посто­янно действующими причинами. И эти при­чины коренятся в относительно низкой эф­фективности и конкурентоспособности на­циональной экономики.

В соответствии с некоторыми прогно­зами, с проблемой надвигающегося дефол­та могут столкнуться также другие назван­ные ранее страны Еврозоны, и прежде все­го Португалия.

По-иному обстоит дело в Ирландии. Ее финансовые проблемы целиком обус­ловлены мировым кризисом и вовлеченно­стью государства в финансирование ипо­теки. В результате страна имела в 2008 и 2009 гг. второй по величине из стран Еврозоны дефицит государственного бюджета. В то же время в предшествующие годы де­фицит не превышал нормативных значе­ний. В результате и государственный долг Ирландии не выходил за рамки, установ­ленные в Евросоюзе, и колебался последние 10 лет в пределах 20-45%. Более прочное финансовое положение Ирландии объясня­ется высокой конкурентоспособностью ее экономики. В этой области она постепен­но приближается к лидерам Еврозоны, а по некоторым критериям уже превосходит их.

Как видно, накануне кризиса Ирлан­дия имела даже несколько более высокую производительность труда в сравнении со средним ее уровнем и являлась в то же вре­мя безусловным лидером в экспорте высо­котехнологических товаров. Совершенно иное положение сложилось в Южной Ев­ропе, включая Италию. Здесь показатели почасовой производительности труда — за­метно ниже средних. Существенно меньше также (в 2-3 раза), чем в ведущих странах объединения, и часть экспорта, относящая­ся к высокотехнологической продукции. В результате, в целом, Юг Европы проигры­вает в конкуренции Северу, что и является одной из причин обострения его финансо­вых проблем.

Отмеченное обстоятельство нередко игнорируется (в лучшем случае относится ко второму плану анализа) даже в весьма серьезных исследованиях, посвященных европейской интеграции. Чаще превозно­сятся известные преимущества Зоны, с ко­торыми связывают создание благоприят­ных условий для экономического роста и совершенствования на этой основе соци­альной среды. Среди этих преимуществ, как правило, называется снижение пред­приятиями и покупателями трансакцион-ных издержек за счет использования рас­четов в единой валюте. Отмечается также, что Зона позволяет уменьшить волатиль-ность валютного курса, поддерживаемого мощью единого центрального банка и зна­чительными объединенными валютными резервами, а это обеспечивает выигрыш компаниям, ориентированным на внешне­экономическую деятельность. И наконец, валютное объединение дает также возмож­ность улучшать доступ корпораций к ин­тегрированному европейскому рынку ка­питалов и удерживать на довольно низ­ком уровне инфляцию путем проведения довольно жесткой единой для всех стран денежно-кредитной политики.

Все эти преимущества, конечно, игра­ют свою роль, но в определенных преде­лах. Ведь нельзя забывать и о том, что они дают эффект тогда, когда страна обладает конкурентными производственными ком­плексами. Государства, где конкурентоспо­собность недостаточная, единая денежно-кредитная политика, как уже было сказа­но, превращается в неблагоприятный фак­тор, поскольку не позволяет таким странам самостоятельно манипулировать валютным курсом и процентными ставками с целью защиты отечественного производства, сти­мулирования экономического роста и про­ведения структурных преобразований.

В наиболее выгодных конкурентных условиях в зоне евро находится Германия. Среди ведущих стран Евросоюза (см. табл. 4) она существенно не выделяется ни с точки зрения почасовой производитель­ности труда, ни по параметру доли высо­ких технологий в экспорте продукции. Но ей удалось создать конкурентные преиму­щества и по отношению к Франции, и к другим странам Зоны за счет относитель­ного снижения производственных затрат, связанных с расходами корпораций на ра­бочую силу. Иными словами, здесь с сере­дины 90-х годов прошлого века при актив­ном посредничестве правительства был ус­тановлен некий компромисс между пред­принимателями и наемными работниками. Заработная плата в производственном сек­торе, по существу, не возрастала; в обмен на это корпорации не выводили свои про­изводства за границу. В результате за пос­ледние 10 лет конкурентоспособность не­мецких товаров и услуг увеличилась на 25% по сравнению с другими странами зоны евро. Следствием этого стал тот факт, что с 1996 по 2008 г. рост объема экспорта из Германии увеличивался в два раза быст­рее, нежели экспорт всех государств Евро-зоны. Германия стала крупнейшим миро­вым экспортером и уступает сегодня лишь Китаю. Ее вес на общем рынке еврозоны возрос с 1995 по 2009 г. с 25 до 27%. За это время доля Франции сократилась с 18,5 до 12,9%, а доля Италии — с 17 до 10%.

Другим результатом этого процесса стало то, что в условиях снижения произ­водственных издержек и высокой конку­рентоспособности у Германии нет особой заинтересованности в снижении стоимос­ти евро. Сложившийся в еврозоне преиму­щественно завышенный ее курс пока не угрожает внутреннему производству ФРГ и в то же время позволяет удешевлять им­порт сырья, оборудования, предметов по­требления, осуществляемых из-за пределов валютного объединения, т. е. добиваться снижения издержек еще и таким путем. Вместе с тем завышенный курс, конечно, создает проблемы в конкурентоспособнос­ти слабым экономикам Еврозоны и по от­ношению к странам, находящимся вне ее границ. В результате торговой экспансии ряда быстро прогрессирующих компаний развивающихся стран они вынуждены ус­тупать последним свои позиции как на внутреннем, так и мировом рынке.

Возникает законный вопрос: возмож­но ли изменение ситуации в этом регионе мира? Способны ли менее развитые пери­ферийные страны зоны евро, и прежде всего Греция и Португалия, по показателям кон­курентоспособности своих товаров прибли­зиться к уровню европейских лидеров? Теоретически, конечно, способны. Сумела же когда-то довольно отсталая Ирландия в основном решить эту проблему, правда, не без помощи американского капитала, раз­местившего на ее территории ряд высоко­технологических производств. Однако бы­стро осуществить необходимые изменения в ближайшее время, видимо, не удастся, поскольку для этого придется не только проводить кардинальные экономические реформы, перейти к новой модели разви­тия экономики, но и во многих случаях изменить традиционный образ жизни, на что, конечно, потребуется много времени.

Не способствует также решению про­блем периферии Зоны и современная конъ­юнктура на мировых рынках капитала. Дви­жение производительного капитала сегод­ня в большей степени ориентировано на вложения в быстро расширяющиеся эконо­мики развивающихся стран, обеспечиваю­щих низкие издержки при производстве довольно качественной, а теперь уже и вы­сокотехнологической продукции. Не пос­леднюю роль в этом играет относительно низкая стоимость рабочей силы в странах с развивающимися рынками. Что касается Еврозоны, то даже ее периферийная часть в основном не способна конкурировать в привлечении таких инвестиций. Во-первых, из-за сложившихся здесь довольно высо­ких стандартов уровня жизни, а во-вторых, по причине завышенного курса евро, кото­рый делает расходы иностранных инвесто­ров в европейской валюте, связанные с ка­питальными вложениями, более обремени­тельными.

Из всего сказанного выше можно сде­лать следующие выводы. Участие в зоне евро особенно благоприятствует тем странам, ко­торые имеют неоспоримые конкурентные преимущества перед другими странами-участницами. Для них упразднение барье­ров, ограничивающих конкуренцию, способ­ствует быстрому завоеванию рынков менее развитых стран, вытеснению неконкурентос­пособных производств последних и росту собственной экономической мощи. Это ухудшает финансовое положение перифе­рийных государств, усиливает безработицу, которая частично ложится дополнительным бременем на государственные бюджеты, ча­стично ведет к увеличению эмиграции ра­бочей силы, обеспечивая трудовыми ресур­сами возрастающие потребности расширя­ющихся секторов экономики в странах-ли­дерах Зоны. Таким образом, выигрыш одних участников валютного объединения обора­чивается проигрышем для других, что, по нашему мнению, и является фактором, ко­торый ослабляет единство Зоны, усиливает присущие ей коллизии. Возрастают предпо­сылки ее дезинтеграции.

Что может предпринять Евросоюз для того, чтобы не допустить дезинтеграции? Кардинальное решение состояло бы в лик­видации того противоречия, о котором речь шла в начале статьи. Для этого надо было бы упразднить финансово-зкономическую обособленность отдельных стран объедине­ния, т. е. сформировать единую систему финансов, соответствующую использова­нию единой валюты. Речь идет о превра­щении зоны евро в одно государство феде­ративного типа (некие Соединенные Шта­ты Европы), в котором единая валюта была бы дополнена единым полноценным бюд­жетом и был бы узаконен дотационный характер более слабых национальных эко­номик, подобно тому, как в настоящее вре­мя отсталые регионы во Франции или Гер­мании дотируются путем перераспределе­ния бюджетных доходов страны.

К такому повороту событий, однако, Еврозона не готова. Сильные страны не собираются субсидировать слабые. Они поглощают рынки и доход, который в слу­чае защиты этих рынков могла бы полу­чать периферия, но не намерены делиться с ней этим доходом. Об этом свидетель ствуют многочисленные высказывания ру­ководителей ведущих стран Западной Ев­ропы, а также весьма скудный и, по суще­ству, не увеличивающийся по отношению к совокупному ВВП объединенный бюд­жет Евросоюза, составляющий многие годы по отношению к этому агрегату около 1%. Не содержат никаких обнадеживающих в этом плане положений и программы раз­вития объединения. Да и настроение насе­ления ряда государств, отвергнувшего в процессе голосования проект Конституции ЕС, которая могла бы быть реальным ша­гом на пути к федеративному устройству Европы, говорит о многом. Еще более при­зрачными следует считать и возможности создания федерации в более отдаленной перспективе, если учитывать усиливающи­еся в Западной Европе националистичес­кие тенденции.

Менее радикальным путем является оптимизация зоны, которая бы состояла в том, чтобы вывести из состава его участ­ников относительно слабые в экономичес­ком отношении государства. Но и этот путь невозможен в ближайшее время по ряду причин. Во-первых, потому, что юридичес­ки не прописаны правила выхода из Зоны, поскольку до сих пор в этом не было ника­кой необходимости.

Во-вторых, такой выход означал бы в некотором плане провал политики Евросо­юза, стремящегося объединить как можно большее число европейских стран, незави­симо от уровня их экономического разви­тия, в том числе привязать к себе государ­ства ЦВЕ, которые находились прежде в политической и экономической орбите Со­ветского Союза, а значит и России. Начало попятного движения создало бы совершен­но иную политическую атмосферу в Евро­пе, показало бы, что интеграция вовсе не является необратимым явлением и что, в принципе, возможна при определенных ус­ловиях ее частичная или даже полная де­зинтеграция в форме возвращения отдель­ных государств к самостоятельной денеж­но-кредитной политике и собственной ва­люте.

В-третьих, оптимизация экономически не выгодна странам-лидерам Евросоюза, поскольку в результате увеличились бы затраты локализованных на их территории компаний, связанные с торговой экспанси­ей на периферии.

В-четвертых, сами страны периферии не готовы к тому, чтобы ставить вопрос о выходе из Зоны и Евросоюза. Хотя для тех государств, которые не выдерживают кон­куренции и имеют значительные балансо­вые дефициты, вполне было бы уместным отказаться от участия в валютном объеди­нении. При этом комплекс факторов удер­живает их от такого шага. Здесь и пропа­гандистская роль собственных и междуна­родных СМИ, показывающих в основном позитивную роль объединения. И позиция правящих элит периферии, связавших свои политические и экономические интересы с политическими кругами Запада и крупным европейским капиталом. И все еще суще­ствующие в чем-то наивные надежды насе­ления на то, что участие в Евросоюзе и ис­пользование единой валюты позволит бы­стро достичь такого же уровня жизни, как в Германии или во Франции, не понимаю­щего, что это достижение зависит прежде всего от экономического роста, на который объединение может оказывать и отрицатель­ное влияние из-за неконкурентоспособно­сти отставших в экономическом плане го­сударств и возможной неадекватности еди­ной денежно-кредитной политики конкрет­ным условиям их развития.

Таким образом, вполне обоснованным является предположение о том, что в обо­зримой перспективе не произойдет ни воз­никновения «Соединенных Штатов Евро­пы», ни оптимизации зоны евро, а будут применяться (и уже применяются, как из­вестно) паллиативные меры, с одной сторо­ны, не нарушающие финансово-экономичес­кую обособленность стран-участниц Зоны, а с другой стороны, не касающиеся вопро­сов выхода из нее тех или иных государств. Такие меры не затрагивают коренных при­чин дисбалансов, а лишь пытаются воздей­ствовать на их последствия с целью смягче­ния и недопущения финансовых дефолтов.

Все эти меры сводятся в основном к двум основным формам: либо к оказанию финансовыми структурами Евросоюза вре­менной финансовой поддержки проблем­ным странам на условиях возвратности выделенных средств (т. е. путем предостав­ления займов), либо к осуществлению оп­ределенных мер воздействия с тем, чтобы заставить эти страны сокращать бюджетные расходы, т. е. принудить их, по сути, к «за­тягиванию поясов».

К мерам первого вида относятся: скуп­ка Европейским центральным банком дол­гов, облигаций стран-членов Зоны; продле­ние на более длительный срок, вплоть до 20 лет, уже выданных ссуд; недавнее уч­реждение Временного фонда финансовой стабильности, кредитующего слабые эконо­мики; создание и начало работы с 2013 г. на постоянной основе Европейского фон­да финансовой стабильности по поддерж­ке евро и подведение под него соответству­ющей юридической базы в форме внесе­ния в ст. 125 Лиссабонского договора из­менений, позволяющих участникам Зоны оказывать финансовую помощь друг другу.

Мерами второго вида, в частности, яв­ляются: предлагаемое и обсуждаемое в Ев­росоюзе введение института кризисного управления, что давало бы организации воз­можность брать на себя управление долга­ми и бюджетами проблемных стран; наде­ление полномочиями Брюсселя, которые по­зволяют ему координировать национальные бюджеты государств ЕС, т. е. давать реко­мендации по их сокращению в случае угро­зы нарастания дефицита; применение пре­дусмотренных в Еврозоне санкций в виде штрафов за неисполнение предписаний от­носительно размеров бюджетного дефицита и государственного долга; увязывание пре­доставления займов периферийным странам с выполнением ими предлагаемых Евросо­юзом мер по обеспечению финансовой ста­бильности и т. д.

Паллиативный характер этих мер оз­начает, что Зона неопределенно долго (пока проблема не решится кардинально) будет содержать в себе противоречие, которое периодически, особенно при повторении глобальных финансовых кризисов, снова и снова будет проявлять себя в форме обо­стрения финансовых проблем наиболее сла­бых ее стран-участниц и возвращать объединение к обсуждению вопросов о спосо­бах сохранения валютного единства.

Соотнося сложные интеграционные процессы в Еврозоне, их перспективы, сле­дует отметить, что в последние годы на просторах СНГ все более пробивает себе дорогу весьма позитивная тенденция к вос­становлению единого экономического про­странства, разрушенного необдуманными и некомпетентными действиями последних руководителей Советского Союза. Форми­рование Таможенного союза тремя круп­нейшими республиками СНГ — Беларусью, Казахстаном и Россией — весьма значитель­ный шаг в этом направлении. В случае при­соединения к Таможенному союзу Украи­ны, чему пытаются помешать правящие круги Запада путем необоснованных обе­щаний процветания на основе интеграции в рамках Евросоюза, произошло бы карди­нальное изменение ситуации: единое тамо­женное пространство распространилось бы на основную часть некогда единой страны.

Следующим логичным этапом интег­рации в рамках СНГ могло бы быть вне­дрение в денежный оборот входящих в Та­моженный союз стран единой валюты. При этом для стран СНГ внедрение единой ва­люты — более органичный акт, нежели ее использование в Еврозоне. Дело в том, что экономика стран СНГ долгое время, в те­чение столетий, формировалась как единый хозяйственный механизм, в том числе и на основе территориального разделения тру­да. В результате на межреспубликанском уровне сложились взаимодополняемые хо­зяйственные комплексы, которые, в целом, сохранили свое значение вплоть до насто­ящего времени. Это, а также тот факт, что четверка наиболее сильных экономик СНГ имеет примерно одинаковый уровень эко­номического развития, позволяет утверж­дать, что на ее основе вполне возможно со­здание оптимальной валютной зоны, кото­рая бы смогла стать важным фактором со­циально-экономического прогресса региона.

Несмотря на то что Европейский Союз является мощнейшим экономическим блоком Европы и влиятельным участником международных отношений, он сталкивается с рядом проблем.

Большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.

Лорд Паттен Канцлер Оксфордского и Ньюкаслского университетов, бывший комиссар Совета Европы по внешним связям заявил, что неверно считать Европу «отсталым» регионом по сравнению с США. Он отметил, что европейская производительность труда в расчете на одного человека даже немного выше, чем в США, а ВВП в пересчете на один час примерно равны.

Главная проблема Европы - это изменение демографической ситуации. Население сокращается и стареет, в результате чего все меньшее число работающих будет вынуждено обеспечивать большее число пенсионеров. Европа также отстает от США в разработке и внедрении информационных технологий; более того, в силу глобализации повышается конкуренция, особенно со стороны Индии и Китая.

Расширение Европейского союза - еще один фактор, требующий ускорения экономического развития, чтобы оправдать законные надежды новых стран-членов ЕС. И хотя экономика присоединившихся стран растет быстрее среднего показателя, необходимо обеспечить более высокие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом. Это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС - ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест.

Перед лицом этих проблем главы европейских государств договорились в 2000 году о принятии десятилетней Лиссабонской программы по стимулированию инноваций, поддержке предпринимательства и расширению исследований и разработок. Реализация программы столкнулась с трудностями из-за того, что она охватывает такие болезненные с политической точки зрения вопросы, как гибкость рынка труда, реформа пенсионного обеспечения и здравоохранения, а также создание электронного правительства. Тем не менее можно предпринять ряд «прямых и практических» действий, направленных на увеличение инвестиций в научные исследования и разработки (НИР), что поможет повысить конкурентоспособность Европы, избежав крупных политических проблем.

Проблема образования в Европе, высшее образование в Европе в целом находится в ужасном состоянии. В процентном отношении к ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем Европа, и поэтому европейские страны имеют меньше возможностей для того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются в европейской науке. Фактически лишь четверть европейцев, обучающихся в аспирантуре американских университетов, возвращается в Европу.

В связи с этим Лорд Паттен призвал европейские страны тратить на НИР более значительную часть своих бюджетов. Отметив, что 44% бюджета Евросоюза тратится на сельское хозяйство - сектор, в котором занято лишь 7% рабочей силы, - он спросил: «Когда мы начнем инвестировать в рабочие места завтрашнего, а не вчерашнего дня?». Не нужно создавать границ для знаний. Европейскому Союзу следует провести исследовательскую работу в Европе более привлекательной для европейцев, а саму Европу - более привлекательной для людей из других стран.

Следующая проблема Европейского Союза - языковая проблема. Для того чтобы ЕС стал хорошо действующим демократическим союзом, в котором граждане ЕС поддерживали бы его солидарность и беспристрастность, требуется межевропейская дискуссия, а может быть также, на федеральном уровне, дискуссии среди европейских партий. Для того, чтобы они состоялись, наряду с различными национальными языками требуется общий язык ЕС. Если мы получим общий легко изучаемый язык ЕС, язык, на котором смогут общаться все граждане ЕС, мы получим вскоре европейские газеты и межевропейскую дискуссию. На сегодняшний день 23 официальных рабочих языка в ЕС.

Проблема иммиграции в Европейском Союзе. Государства-члены Европейского союза сталкиваются с проблемой иммиграции, с притоком граждан из бывших республик Советского Союза. Государства-члены Европейского союза пытались решить эту проблему, договорившись о совместной стратегии, которые они пытаются реализовать.

Существует также торговля иммигрантами, что осуществляется организованными бандами, которые наживаются на этом. Молодые женщины и девушки зачастую вынуждены работать в качестве проституток на эти банды. Преступники перевозят мигрантов и рабов по всей Европе в задней части грузовых автомобилей, судов и они могут оставаться незамеченными до тех пор, пока они достигнут пункта своего назначения. Средства, полученные в результате этой преступной деятельности преступники используют в качестве финансирования терроризма.

Нелегальная иммиграция также оказывает негативное влияние на экономику стран ЕС, государственная казна получает меньше денег, потому что существует так много людей, кто работает и не платит налоги. Нелегальные иммигранты, которые приезжают в страны ЕС в поисках лучших условий жизни, также в большей степени готовы работать за меньше. Это, как правило, вызывают напряженность и недовольство коренных жителей.

Проблемы европейской и международной безопасности являются важнейшими для ЕС. Следующая проблема Европейского Союза экологическая проблема. В ЕС входит 27 стран Европы, и многие из этих стран обладают бескрайними лесами, великолепными горными ландшафтами. С точки зрения экологов, расширение ЕС представляет огромную опасность. Природе угрожают, например, строительство новых автодорог и осуществление других инфраструктурных проектов, а также рост производства автомобилей. Кроме того, упразднение внутренних границ облегчит контрабанду редких животных и растений. Не говоря уже о том, что на территории ЕС теперь окажутся атомные реакторы, подобные тому, который взорвался на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 2009г. исполнилось 23 года со дня этой трагедии. Её последствия на одной только Украине стоили жизни 4400 человек. С момента катастрофы в результате заболеваний, вызванных последствиями радиоактивного загрязнения, было госпитализировано 2,32 миллиона жителей этой страны.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы ЕС:

Проблема низкой эластичности рынка труда ЕС, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;

Проблемы реформирования системы социального обеспечения стран ЕС;

Проблемы государственного долга стран ЕС;

Проблемы, связанные с введение «евро» в наличное обращение;

большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС;

демографическая проблема, связанная с уменьшением и старением населения, и экологическая проблема стран ЕС;

проблема расширения Европейского Союза;

проблема образования в Европейском Союзе, связанная с введением единых стандартов обучения;

проблема языка в ЕС и проблема нелегальной иммиграции;

проблемы европейской и международной безопасности в ЕС.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!