Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Беседа про лес в подготовительной группе. Беседа о лесе в детском саду в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Конспект
организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной группе

« Деревья - наши друзья »

Подготовила и провела:

воспитатель подготовительной

группы №1 «Звёздочка»

Гришина Екатерина Николаевна

Бирск 2017

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая.

Интегративные цели и задачи.

ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе.

Образовательные: уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст; закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными; расширить знания детей о пользе деревьев.

Развивающие: развивать речь, воображение; развивать исследовательские умения детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним .

Условия реализации образовательной деятельности.

Техническое оборудование: ноутбук (презентация)

Дидактический материал : кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки; схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.

Предварительная работа :

1. Экскурсия по «экологической тропе» детского сада, с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину.

2. Наблюдение за птицами, сидящими на деревьях.

3. Чтение художественной литературы (стихотворений) о деревьях.

4. Беседа о пользе деревьев.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель : Дети, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)

Воспитатель : Как вы догадались, что это дерево? (ответы детей) Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как дерево поможет и в дождь и зной? Что у дерева есть? (корни, ствол, ветки, листья) Какие деревья вы знаете, назовите? (Ответы детей) Как вы думаете, дерево живое или нет?

Воспитатель : Живое. Почему вы так думаете? (ответы детей) Правильно. Потому что оно также как люди, животные дышит, питается, растет и размножается.

Воспитатель : А как дышит дерево?

Воспитатель : Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Воспитатель : Откроем шкатулку и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?

Воспитатель : Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Воспитатель : Кора защищает дерево. А от чего она его может защищать?

(От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал)

Воспитатель : А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Дети : Нет, и ветки.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. Древесина. На ветках кожица - тонкая, гибкая, мягкая. Мы можем легко отделить её от древесины. А ствол дерева покрыт корой. Она жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

(Рассматривание с детьми спила дерева)

Воспитатель : Кожица - это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (Ответы) Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. А также по кольцам на спиле.

Воспитатель : Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?

Воспитатель : Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?

Воспитатель : Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).

Воспитатель : А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные)

Воспитатель : Как узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).

Показ 2,3слайда презентации.

Воспитатель : А от чего болеют деревья?(Поселились вредные насекомые).

Воспитатель : Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим (дети находят и показывают).

Воспитатель : Как вы думаете, кто лечит деревья?

Воспитатель : Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дыру в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?

Дети : Лесной доктор.

Воспитатель : А ещё болеют деревья от того, что кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель : Да, дети, кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. (презентация 4,5,6 слайды) А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. (слайд 7) Давайте понюхаем кусочки коры. (Береза, липа, вяз, ель, сосна)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого? (Со спиленного).

Воспитатель : Конечно со спиленного дерева, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Дети : Лесник.

Воспитатель : Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. (Презентация о пользе деревьев) Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Почки и листья используют в косметологии и для изготовления лекарств. Что же еще можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.

Воспитатель : Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

Воспитатель : Птичий переполох. Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло).

Воспитатель : Почему вы решили, что оно погибло? (Нет коры, нет листьев)

Воспитатель : Давайте поможем дереву, «оденем» его.

(Один ребенок выходит и мнёт коричневую бумагу, потом приклеивает к стволу макета- дерева)

Воспитатель : Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждый пусть вспомнит, как нам помогают деревья, и какими хорошими, добрыми поступками мы можем их отблагодарить. Каждый ваш правильный ответ будет превращаться в зеленый листочек дерева.

Дети называют: перечисляют чем полезны деревья и как человек может ухаживать за ними- поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной…

Воспитатель вместе с каждым ребенком приклеивает листочек к дереву- макету.

Воспитатель : Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. (Прикрепляет к макету дятла, синицы) Может быть, они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют.

Воспитатель включает запись пения птиц.

Воспитатель : Весело, радостно поют птицы.

Анализ ООД:

Воспитатель : Вот видите, сколько интересного мы сегодня узнали. Деревья - это не только украшения нашей земли, но и наши друзья и помощники. Так давайте же будем беречь, и защищать их!

Галина Овдиенко
Конспект НОД в подготовительной группе «Какой бывает лес»

Конспект НОД в подготовительной группе . Тема «Какой бывает лес »

Цель : - закрепление знаний детей о лесе, как природном сообществе.

Задачи : - уточнить и расширить представления детей о лесе, о разнообразии

деревьев;

Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;

Развивать познавательный интерес, понимание того, что человек -

часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что

в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во

многом зависит от окружающей среды;

Воспитывать бережное отношение к природе, правильное

поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты

окружающего мира.

Материал и оборудование : - ветки хвойных деревьев;

Презентация к образовательной деятельности.

Применение современных образовательных технологий :

Здоровьесберегающие (динамическая пауза с элементами

дыхательной гимнастики, элементы психогимнастики);

Информационно-коммуникативные (презентация) .

Ход НОД

Воспитатель. - Ребята, давайте возьмем друг друга за руки и поздороваемся.

Дети. - Здравствуйте!

Воспитатель. - А как еще можно поздороваться?

Дети. - Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Воспитатель. - Какое у вас настроение ? (хорошее, замечательное, восхитительное) .

Как это можно выразить, используя жест (показ одного большого пальца – «класс» ).

Воспитатель. - И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим его друг другу и пусть у каждого будет хорошее настроение.

Воспитатель. - Послушайте загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Воспитатель. - Что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель. - Давайте, отправимся в лес и узнаем, какие деревья там растут. Закрывайте глаза.

Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.

Воспитатель. - Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.

Почему его так называют?

Что значит лес для нас с вами?

Почему в лесу так легко дышится?

Как и чем очищается воздух в лесу?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. - Деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести - черемуха, рябина, лиственница и другие.

Воспитатель. - А теперь отгадайте загадку :

Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатер. (Сосна)

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут сосны?

Ответы детей.

Воспитатель. - Правильно, сосновый бор. У меня на столе лежат две ветки, давайте, их сравним. (У сосны - длинные иголки. У ели – короткие.

У сосны ветки растут вверх. У ели - вниз).

А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нем чистый воздух, и в нем светло и просторно) .

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут одни елки? (Еловый, ельник) .

В ельнике всегда сыро и темно. Как вы думаете почему? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Воспитатель. - Загадка :

Мои мягкие иголки – длиннее,

чем у сосны и елки. (Кедр)

И лес, в котором растут кедры, называют кедрачом.

Воспитатель. - Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое.

А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? (Кедровые шишки можно употреблять в пищу) .

Воспитатель. - Загадка :

Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки. (Лиственница)

А чем отличается елка от лиственницы?

Правильно, ответ можно услышать в загадке. «В отличие от елки – опадают все иголки» .

Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес.

Воспитатель. - Из хвои этих деревьев изготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.

Сейчас мы отправимся в хвойный лес.

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.

Подул ветерок…

*«Ветер» (очистительное полное дыхание) .

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. (Повторить 3-4 раза)

В хвойном лесу растет маленькая елочка…

*«Ёлочка растёт» .

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить : «Ах-х-х-х-х!» . (Повторить 2-3 раза)

В траве пробежал маленький ежик…

*«Сердитый ежик» .

И. п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. (Повторите 3-4 раза)

Воспитатель. - Загадка :

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой расту под горой. (Береза.)

Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

И у нас Марина расскажет стихотворение о березе.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель. - Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк, березовая роща)

Воспитатель. - Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок, который очень полезен для здоровья) .

А теперь, я приглашаю вас на выставку «Дары леса» .

Дети их рассматривают, называют.

Воспитатель. - Ребята, а еще лес – это источник лекарственных растений. - В лесу живут ценнейшие промысловые звери, много здесь и птиц, насекомых.

Воспитатель. - Одним из даров природы, которым человек научился пользоваться в своих нуждах, является дерево. Оно легкое и удобное в обработке, из него делают мебель, дома, бумагу, посуду.

Воспитатель. - Лес – друг человека, и его как друга надо беречь и охранять. Но, к сожалению многих видов животных, растений, птиц становится всё меньше и меньше. Человек их охраняет. Для этого создана «Красная книга» , куда занесены исчезающие виды растений и животных.

Воспитатель. – Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.

Не ломай ветки, не рви зря листья, травку.

Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо.

Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Воспитатель. - Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Что нового мы с вами узнали?

Программное содержание:

1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).

2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.

3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.

4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.

5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.

Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Пластинка с записью голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.

Ход занятия

(Воспитатель входит и вносит письмо)

Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»

А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)

(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.

Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

Берегите муравейники. Не разоряйте их.

Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

Не рви цветы!

Не лови бабочек и других насекомых!

Не разжигай костёр!

Не лови и не уноси домой диких животных!

Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)

Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..

Вам понравились волшебные цветы? (да)

Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»

Вы по-очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.

(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).

Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.

Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)

Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»

Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)

Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)

Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.

- Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)

Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.

- Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)

Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.

- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)

Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.

- А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)

Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.

- Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)

Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.

Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.

(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)

Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)

Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.

(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)

Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»

Какой лесной житель самый сильный? (медведь)

Какой самый хищный? (волк)

Какой самый хитрый? (лиса)

Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)

Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)

(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.

- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)

Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.

Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)

Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)

А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)

Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.

Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.

Надежда Личман

Цель. Расширение и систематизирование знаний детей о лесах родного края.

Задачи . Образовательная . Уточнить представления детей о лесе и его обитателях. Закрепить знания о диких животных; насекомых; птицах; растениях и их назначении; формировать умение отвечать полным, развёрнутым предложением.

Закреплять умение терпеливо выслушивать ответ товарищей, дополнять его новыми сведениями, не повторяясь. Ввести в активный словарь понятия «тайга, смешанный». Знать правила поведения в лесу.

Развивающая. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление, умственные способности детей.

Воспитательная : Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, формировать бережное отношение к природе.

Образовательные области: познавательная, речевая, физическая.

Материальное обеспечение: макет с изображением диких животных, деревьев, кустарников, грибов; муравейника с муравьями, картины с изображением леса, фонограмма звуки леса и пение соловья.

Методы работы: словесные (объяснение, беседа, наглядные (демонстрация фото, картинок). Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, беседы, загадки о животных, о растениях, разучивание стихотворений о природе.

ХОД НОД

Организационный момент.

Загадывание загадки о лесе.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, послушайте загадку»:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

Введение в тему. Беседа.

Лес – наш друг, а друзей любят и берегут. Ребята, как называется край, в котором мы живём?

Дети. Наш край называется Сибирь.

Вос-ль. Мы живём в Сибири. Наш край большой, красивый и богат природными ископаемыми. Сегодня мы поговорим о наших сибирских лесах. Они удивительные и непохожие друг на друга.



На севере Сибири – тёмные, густые, вечнозелёные леса из елей и пихт. Такой лес называется… Как называется такой лес?

Дети: Такой лес называется тайга.

Правильно. Входишь в такой лес, как в пещеру. Сумрачно и тихо. Не видно красивых цветов, не слышно пения птиц. Многие люди думают, что в таком лесу живут баба яга и леший. В тайгу не ходят в одиночку, можно заблудиться.

Около нашего города Омска растут другие леса - в них рядом с ёлками встречаются и другие деревья: сосны, берёзы, липы, осины, клёны, вязы.

Такой лес называется… Как называется лес?

Дети . Такой лес называется смешанным.

Вос-ль . Такой лес всё время меняется: весной, пока не распустятся листья на деревьях, в нём цветут ветреница и медуница. Летом в лесу много зелени. Очень красив лес осенью. О нём поэт И. А. Бунин сказал:

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

А хотите, мы с вами совершим прогулку в лес?

Дети. Хотим!

Вос-ль. А поедем мы на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Мы закроем глаза, скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят в лес. (Дети говорят волшебные слова, имитируют полёт.)

Раз, два, три.

Стульчик мой лети!

Ну, вот, мы и прилетели. (Фонограмма «Звуки леса»).

Что мы скажем, прежде, чем войдём в лес?

Дети. Поздороваемся с лесом.

Вос-ль. А ещё что мы скажем?

Дети. Не бойся, лес, мы тебя не обидим. Мы только посмотрим, что растёт и кто живёт в нашем сибирском лесу.

Вос-ль . Ребята, кто же нас встречает на опушке леса?


Дети . Маленький лесной человечек – гномик.

Вос-ль. У гнома много друзей в лесу среди зверей и птиц.

Гном. Здравствуйте ребята. Далеко ли вы собрались?

Дети. В лес, посмотреть, что в лесу растёт и кто живёт.

Гном. Чтобы вы не заблудились, я пойду с вами и буду вашим гидом. В лесу растёт много разных деревьев, кустарников. Попробуйте их узнать. Я загадаю вам загадки, а вы найдите отгадки.

Её всегда в лесу найдём

Пойдём гулять и встретим,

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Гном. А как вы догадались, что это ель? (Ответы детей)

Ягода – не сладость,

Зато глазу радость,

И лесам - украшение,

И дроздам – угощение. (Рябина)

Почему вы решили, что это рябина? (Ответы детей)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней,

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

Почему это берёза? (Ответы детей)

Молодцы! Знаете деревья.

Летом в сибирском лесу растёт много ягоды, хочу узнать, знаете ли вы ягоды. Как называются вот эти ягоды? (Показ) (Черника).

А как называется эта ягода? (Показ) брусника, земляника, шиповник.


Кто собирал лесные ягоды?

Кто знает, зачем люди собирают шиповник?

Дети. Заваривают чай, для лекарства.

Кто расскажет о шиповнике?

Игорь. Шиповник – это дикая роза, растёт около полян. Шиповник цветёт розовыми цветами. А плоды созревают в августе. В ягодах много витаминов. Из ягод шиповника готовя компоты, варенье, повидло, мариелад.

Гном . В наших лесах много грибов. На этой полянке все грибы расти не могут. Поэтому, у меня есть картинки, попробуйте узнать грибы на картинках.

Какой гриб в лесу самый главный?

Дети. Белый гриб, боровик.

Гном. Кто собирал грибы? Как вас учили собирать грибы?

Артём . Грибы надо срезать ножом или выкручивать из земли, не нарушая грибницу.

За лесными дарами в лес приходят люди, а ещё их любят лесные звери и птицы. Назовите их. Дети перечисляют зверей и птиц.

Ребята, вы не устали в лесу? Сейчас мы с вами отдохнём, поиграем. Динамическая пауза.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Отдохнули! Отгадайте е загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело, и легко,

Рога раскинув высоко. (Лось)

Дети . Лось – самый большой и смелый зверь в лесу.

А эта загадка про какого зверя?

Он большой и неуклюжий,

Спит зимой, не любит стужи.

Он живёт в лесах, горах,

На людей наводит страх.

Но уж мимо не пройдёт,

Если где увидит мёд. (Медведь)

Почему его называют «хозяином тайги?»

Дети. Он самый сильный зверь в лесу.

Гном. А что вы знаете про медведя?

Семён. Как только выпадет снег, залегает медведь в берлогу. Там тепло и уютно. А когда наступают сильные морозы, медведь засыпает. Поздней зимой у медведей родятся слепые медвежата. Когда снег растает, медведь просыпается.


Гном. А ещё в лесу живёт много птиц. Каких птиц вы знаете? Дети перечисляют птиц.

А какую птичку называют волшебником и почему?

Дети . Соловья. Когда приходит весна соловей защёлкает, засвистит на все лады.

Гном. В наших лесах живёт много разных насекомых. Идёшь по лесу, идёшь, и вдруг видишь:

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Кто живёт в этом доме?

Дети. Муравьи.




Гном. Почему муравьёв называют «лесными санитарами»?

Дети. Они не дают размножаться вредным для леса насекомым, разносят семена растений, рыхлят почву.

Ребята, как вы думаете, почему люди любят приходить в лес?

София. Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду.

Настя. Защищает поля, луга от ветра, даёт древесину для строительства.

Алиса . А ещё лесные дары: ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы.

Саша. В лесу люди отдыхают, любуются красотой леса.

Итог.

Обобщение. Лес – это дом для растений и животных, а человек в нём гость. Каким должен быть гость?

Никита. Гость должен быть чутким, внимательным, не мешать хозяевам.

Гном. Благодарю вас, ребята, за хорошие знания о лесе, приглашаю вас в лес за лесными дарами. До свидания.

Вос-ль. Ребята, мы всегда должны помнить, что мы должны охранять и беречь природу нашего края, потому что край – наша Родина.

Можем ли мы что-нибудь унести из леса?

Дети . Можно взять то, что лесу не нужно: шишки, опавшие листья, необычные сучки, кусочки коры.

Наша прогулка подошла к концу. Что нужно сказать лесу?

Дети. Спасибо за чудесную прогулку. До свидания, лес!

Садимся на наши волшебные стульчики, закрываем глаза и говорим волшебные слова:

Раз, два, три.

Стульчик мой лети!

Вот мы и дома. Вам понравилось в лесу? Наша прогулка закончилась, но мы обязательно приедем в лес ещё раз.



Спасибо за внимание, дорогие друзья!

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет "Путешествие по комнатам зеленого дома"

Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ Детский сад «Улыбка», Пермский край, поселок городского типа Суксун.

Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов, а так же родителям по экологическому воспитанию.

Цель: продолжать формировать представление о лесе и профессии лесника.
Задачи:
Образовательные.
Содействовать:
уточнению и систематизации представлений о лесе и профессии лесника;
укреплению познавательного интереса и любви к природе;
эстетическому восприятию красоты природы, через репродукции картин;
Развивающие.
Содействовать:
развитию связной речи, умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом;
развитию уважения к трудовой деятельности человека профессии лесника;
развитию мышления, внимания, памяти.
Воспитательные.
Содействовать:
воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Материал:
репродукции картин художников:
Шишкин «В лесу графини Мордвиновой»,
Шишкин «Корабельная роща»,
Левитан «Березовая роща»
Иллюстрации по теме
фонограмма «Звуки леса»
корзинка лесных орехов

Предварительная работа:
чтение детям природоведческой литературы,
рассматривание репродукции картин художников о природе,
чтение и заучивание стихов на экологическую тему,
экскурсии в парк, сосновый бор.

Организация: дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Хороводная игра «По малину в лес пойдем»
1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем
в лес пойдем (дети идут по кругу).
Плясовую заведем, заведем, заведем
(поочерёдно выставляют ноги)
Припев:
Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)
Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок.
(щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудьюПрипев: движения те же
3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)
Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).
Припев: движения те же.
4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»).
Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»).
Припев: движения те же.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель: Что мы сегодня задумали с вами?
Дети: отправится в путешествие по разным комнатам.
Воспитатель: по каким комнатам можно путешествовать?
Ответы детей
Воспитатель: поможет нам загадка, которую придумал поэт Йован Йованович – Змай, слушайте внимательно!

В одно прекрасное село
Хочу я нас позвать.
Тому немало повезло,
Кто смог гам побывать.
Там каждый дом и каждый двор
Зелёной крышей крыт,
Цветами вытканный ковёр

На улице лежит
Там нет заборов и дверей
Открыты окна в сад.
Там встретят песнями гостей,
На славу угостят.
Кому бывать там повезло,
Тот повидал чудес!
А необычное село
Зовут …
Дети: Зеленый лес
Воспитатель: а как догадались, что загадка про лес?
Дети рассуждают.
Воспитатель: Да, наше путешествие в большой зеленый дом и по его комнатам.


Воспитатель: помните, какую загадку, утром, нам загадал Незнайка? Женя пришел сегодня первый и может повторить, давайте все внимательно послушаем Женю.
Женя: «многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах - светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые. В доме есть теплые квартиры, в которых Можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых Можно жить только летом или весной».
Автор загадки: Иванова Валентина Тарасовна

Воспитатель: почему можно лес назвать домом?!
Дети: дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга.
Воспитатель: вы знаете таких жильцов, кто друг без друга жить не может в лесу?
Дети: высказывают и доказывают свои версии, раскладывают картинки лесных обитателей, связанных между собой.


Воспитатель: что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек?
Дети: можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное.
Воспитатель: да, лес очень разный! Шуршит сухими брусничными листьями сосняк.


Воспитатель: это где мы были?


Дети: В сосновом лесу.
Воспитатель: сосновый лес ещё называют БОР. Пошли дальше и видим, изумрудный ковер черники.


А теперь в какой лес вошли?


Дети: в хвойный лес.
Воспитатель: и хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели?
Дети: нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес.
Воспитатель: да, разные комнаты, разный лес. Пошли дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет?


Дети: малина
Воспитатель: идем дальше по лесу. Дошли до болота.


Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной?


ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»
Дети: березняк
Воспитатель: а жильцов можете назвать?
Дети называют лесных жителей
Воспитатель: какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ?
Дети: где много ягод и есть река.
Воспитатель: медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют?
Дети: всеядный.
Воспитатель: ну, а где любит жить ЛИСИЦА?


Дети: в норе, среди корней роет нору.
Воспитатель: что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано?


Воспитатель: какой первый этаж?
Дети: под землей корни, мыши живут, кроты.
Воспитатель: кто же живет повыше?
Дети: в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть.
Воспитатель: да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые?
Дети: те, которые на деревьях, белки и птицы.
Воспитатель: какие заняты круглый год?
Дети: летом, потому что многие птицы улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: у кого темные квартиры?
Дети у медведя, лисицы, барсука, ежа.
Воспитатель: кто охраняет лес?
Дети: лесничий.
Воспитатель: лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Больше чем 150 лет тому назад в Петербурге был открыт лесной институт. Сейчас это Лесотехническая академия, университет или институт


У нас на Урале, лесотехнический университет готовит лесничих, которые выращивают леса во всех уголках России. Так, зачем люди придумали профессию лесничих, если лес растет сам и без человека? Мы узнаем, если зайдем лесотехнический университет и превратимся студентами этого университета


ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ИМИТИРУЯ АУДИТОРИЮ УНИВЕРСИТЕТА.
Воспитатель: Зачем лесничий охраняет лес, а вот зачем. Вдруг - лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг - заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед.


Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись.
Воспитатель: так зачем создают кордон?
Ответы детей
Воспитатель: если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут - значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами - лесовозами.


Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями - ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами.


Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются.
Воспитатель: так, какие деревья секут в лесу лесорубы?
Ответы детей
Воспитатель: так, а как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает
Дети: наверно, лесник?
Воспитатель: чтобы уверенно ответить на мой вопрос, слушайте дальше
А на кордоне - лесном посту - возле избы лесника - грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО


маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок - песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы - совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки - привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес.


Воспитатель: а почему саженцы привезут на лесосеку?
Дети: потому, что там вырубили старые деревья.
Воспитатель: А лет через семьдесят станет взрослым. Быстро или долго? Вот тебе 6, а тебе сейчас 7 лет. На ёлочке её возраст легко считать по рядам лап, как по ступенькам. Или можно узнать по кольцам на стволе разрезанного дерева.


Так самое удивительное заключается в том, что посадит один человек, а пользоваться этим деревом будут уже люди другого поколения, наверно, про них можно будет сказать, что это дети ваших будущих внуков или даже правнуков?! Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса?!
Дети: ЛЕСНИК.
Воспитатель : наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта
Алексея Кольцова "Домик лесника»
Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение

В темном лесе, за рекой
Стоит домик небольшой,
С двумя светлыми окнами,
С распашными воротами.
Под замком те ворота,
И калитка заперта,-
Чтоб не зашел туда рогатый
Леший, страшный и косматый;
Чтобы не зашел туда упырь,
Ни проезжий богатырь,
Кто ж живет тут одиноко,
От жилья кругом далеко?
Рыболов ли небогатый?
Иль разбойник бородатый
В нем спасается мольбой
С сундуками и казной?
Живет в доме с давних пор -
Караулит царский бор -
Лесной староста с женою.
Третьей дочкой молодою.

Заключение.
Воспитатель: вот и вернулись мы с вами из путешествия по лесным комнатам. Что вам больше понравилось в путешествии?
Ответ детей
Воспитатель: что нового узнали?
Ответ детей
Воспитатель: лесник передал вам угощение, как вы думаете, что это может быть?
Ответ детей
Воспитатель: корзинка лесных орехов.
Воспитатель: один ли лесник бережёт лес?
Дети называют людей разных профессий, которые помогают леснику.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!