Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

А сахаров биография. Андрей дмитриевич сахаров биография

Идея о том, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им, принадлежит Арию, епископу г. Александрия (ум. в 336г.). Согласно его учению Христос, как творение Бога-Отца – существо ниже Его стоящее и поэтому приписывать Иисусу полноту Божественности – абсолютно неверно.

Учение Ария имело успех среди некоторых служителей его окружения, и, таким образом, в среде христианства возникло течение – арианство.

Это было время, когда закончились великие гонения на верующих во Христа. Из истории христианства мы знаем, что вплоть до конца 4 века церкви в основном удавалось сохранять чистоту своего учения. Но когда дьявол понял, что прямым нападением ему не одолеть верующих, так как это еще больше сплотит их, он решил прибегнуть к другому средству. Император Константин в 313 году подписывает указ о прекращении гонений на приверженцев христианской веры, и христианство становится легальным. История свидетельствует, что как только это произошло, церковь, лишенная возможности отстаивать свое учение в борьбе и, пребывая теперь в благодушном спокойствии, стала стремительно терять свою чистоту. Церковь стала расшатываться из-за появления в ней внутренних разногласий. Так на востоке появилась арианская ересь, и, естественно, вокруг этой новой богословской идеи возник спор.

Город Александрия, где появилось арианство, издревле являлся колыбелью гностицизма и прочих изощренных в неправде учений, с которыми боролся ап. Павел. Именно там епископ Арий пришел к выводу, что Иисус – не Божественная личность, и, следовательно, Он не равен Отцу. Очень скоро спор накалился настолько, что некоторые, вместо того чтобы внимательно исследовать этот вопрос в Писании, сочли лучшим пригласить императора Константина на специально созванный собор. Константин, в конечном итоге, согласился и к стыду церкви занял председательствующее место среди служителей. Этот собор состоялся в 325 году в г. Никея, на котором арианство было отвергнуто и осуждено. Император не играл большой роли на соборе, поскольку почти ничего не понимал в богословии, но, видя, как голосовали все, поддержал это решение. Арий был изгнан. Однако это не решило проблему. Константин не имел независимых мнений в церковных вопросах и, конечно же, духовной силы, необходимой в решении спорных вопросов относительно христианского учения. Поэтому невозможно было полагаться на постоянство его благосклонности. И действительно, менее чем через два года Константин поменял свое отношение к Арию.

По желанию Константина (327г.), Арий был приглашен во дворец. На приеме бывший изгнанник изложил свой взгляд – как он понимает природу Христа – и просил Константина вмешаться в дела церкви и прекратить споры, чтобы все могли совместно молиться о мирном правлении кесаря (и это в то время, когда Константин убивает сына Криспа и жену!).

Беседа удается, Арий убеждает Константина в своей правоте и со своими сторонниками обретает пожизненную милость императора.

Получив покровительство, Арий со своими единомышленниками начинают избавляться от своих соперников, верующих в Триединого Бога. Так, епископа Афанасия, человека искреннего и честного, которого горячо любил народ, ариане обвиняют в чародействе и убийстве человека. Афанасия вызывают на суд, но обвинение не подтверждается, так как находят живым того человека, которого все считают убитым. Лжесвидетельство ариан раскрывается перед всеми, что производит возмущение. Афанасий, человек неподкупный и прямой, не желающий молчать, открыто выступает против излишней власти императора, заявляя, что государство не должно вмешиваться в дела церкви. Этим он затрагивает самолюбие Константина. И, несмотря на протесты, Афанасия, проявившего такую дерзость, по указу Константина лишают епископства и без церемоний изгоняют в Галлию.

Таким образом, Арий до конца своей жизни остается другом императору Константину, - тому, кто объединил церковь с государством и положил начало многочисленным переменам, в результате которых церковь превратилась в «Вавилон» из книги Откровение.

На что еще повлияло арианство?

Ариане косвенным образом спровоцировали появление икон. Первые христиане не изображали Бога, так как считали, что Он невидим и Сам запрещает творить Свой образ. Но влияние последователей Ария, а также их утверждения, что Христос не Бог, а просто Им рожденный Сын, пришедший во плоти и позволивший тем самым Себя увидеть, Который к тому же является образом (иконой) Бога, дали повод изображать Иисуса на иконах. Историки подтверждают, что все географические местности, где писались первые иконы Христа, были охвачены арианством.

Кто еще был последователем Ария и его учения?

Поскольку арианам покровительствовал сам Константин, то это движение некоторое время успешно распространялось, дойдя до границ империи. Также, некоторые арианские епископы, изгнанные впоследствии императором Феодосием, нашли для себя приют среди варваров, чем не замедлили воспользоваться, обращая их в свою веру. Таким образом, к началу 5 века большинство варварских племен исповедовало арианство. Это были племена остготов, вестготов, гуннов, вандалов и многих других.

Скажите, как можно назвать, например, вандалов? Можно называть их истинными христианами, хотя они и верили во Христа, но исповедовали арианство? Но разве истинное христианство учит брать в руки меч? В Библии говорится: «По плодам их узнаете их» (Матф.7:16). История ясно открывает нам, что варвары – первые, кто стал проповедовать насилием (варвары крушили и языческие храмы и безобидные постройки, грабили и убивали людей). Разве этому учил Христос? Если в Европе церковь стала государственной, разве мечом нужно было переубеждать всех инаковерующих? Они грабили и жестоко убивали. Сегодня слово «варвар» стало синонимом жестокого человека или группы людей, которые беспощадно уничтожают все на своем пути.

Несмотря на это, многие сегодня, считающие Христа не Божественной личностью, гордятся, что они ариане.

Но не следует думать, что на Никейском соборе в 325 году были приняты ложные определения. Несмотря на начавшееся отступление, Бог еще руководил церковью, ведь именно на этом соборе был утвержден канон книг Библии, которые признаются сегодня всеми, как действительно боговдохновенные. Вы представляете, как сложно было служителям церкви при императоре, который скорее мешал, чем председательствовал; и к тому же, не имея четко сформированного библейского канона, доказать своим оппонентам, что Иисус – Вечносущая личность Божества. Благодарение Богу, что Он еще контролировал Свою церковь.

Почему в языческих системах есть понятия похожие на Троицу?

Действительно, в языческих системах встречаются понятия, похожие на Троицу. Например, у индусов боги Брахма, Вишну и Шива известны под общим определением – «Тримурти». Но говорит ли это о том, что христианство с его верой в Триединого Бога имеет общие корни с индуизмом? Вовсе нет. Тогда можно сказать, что и воплощение Сына Божьего в человеческом естестве через рождение от девы – одно из языческих представлений (нечто подобное встречается в отдельных языческих религиях); да и воскресение Христа можно сравнить с воскресением египетского бога Озириса или финикийского Адониса или халдейского Фаммуза, который, считалось, родился от небесного божества.

Итак, если идти путем подобных сравнений, то придется отвергнуть фундаментальные библейские положения о рождении, смерти и воскресении Христа. Но мы же этого не делаем!

И все же, каким образом искаженные представления о Триединстве, рождении Иисуса, Его смерти и воскресении попали в языческие религиозные системы? Ответ прост. Это дело дьявола. Он знал, каков наш Бог и Его природа. Зная также что придет однажды Спаситель и отдаст Свою жизнь за людей, постарался подготовиться и наполнить наш мир ложными представлениями о Троице и о миссии Христа. Этим он хотел сделать все возможное, чтобы истинное представление о Боге и о спасении было искажено и, в конечном итоге, не принято. И надо сказать, у него это получилось. До сих пор некоторые так называемые ученые полагают, что понятия Троица, чудесное рождение Христа, Его смерть и воскресение, есть не что иное, как мифы, которые зародились еще раньше в представлении древних египтян, вавилонян или греков.

Не удивительно, что учение похожее на арианство дает о себе знать и в наше время. Во все времена появлялись люди, которые противостояли Божьей истине.

Это было и учение ариан;

И учение манихеев (смесь христианства и гностицизма). Они утверждали, что Святой Дух – это эманация Отца;

И учение модалистов. Его приверженцы утверждали, что Святой Дух – не отдельное от Бога и Сына лицо, а лишь сила или проявление Божественного Логоса;

И учение эбионитов-гностиков (смешение христианства, иудаизма и греческой философии), приверженцы этого учения говорили о Духе, как об инструменте Отца;

И учение пневматомахов, его приверженцы также не причисляли Духа Святого к личностям Божества.

Наряду с этими учениями в их доктринальных воззрениях присутствовали целые наборы небиблейских, полухристианских, полуязыческих концепций. Все эти движения, инициированные дьяволом, пытались расшатать церковь на протяжении первых 3-4 веков, когда она еще боролась и держалась истины. Сегодня, перед закрытием двери благодати, это же ложное учение активируется и начинается просеивание в Церкви Божией.

Е. Уайт неоднократно предупреждала: «Те, кто отказывается от ясного учения Писаний и убедительной силы Святого Духа Божьего, отдают себя во власть бесов. Критика Библии и всевозможное теоретизирование открыли путь для спиритизма и теософии, этих современных форм древнего язычества, нашедших себе пристанище даже в христианских церквах» (1).

Она писала также: «Самый последний обман сатаны будет направлен на то, чтобы обезоружить свидетельство Божьего Духа. Сатана будет проявлять максимальную изобретательность, чтобы подорвать доверие» (2).

«Вновь и вновь хочу сказать: нам необходимо быть готовыми к тому, чтобы воспрепятствовать влиянию людей, изучающих науки, происходящие от дьявола. Через такие науки сатана пытается превратить ни во что понятия о Боге и Христе» (3).

«Хотелось бы, чтобы все уяснили, что моя уверенность в том свете, что дал мне Бог, -тверда, поскольку я знаю, что сила Святого Духа возвеличила истину и освятила ее, говоря: "Вот истина, шагай в ней”. Истина, содержащаяся во многих книгах, защищена словами: "Так говорит Господь”» (4).

«Те, кто внимательно изучит содержащиеся в них наставления и воспримет их как исходящие от Господа, смогут избежать многих широко расставленных заблуждений. Те, кто принял истины, содержащиеся в этих книгах, не пойдут по ложным путям» (5).

Итак, Бог хранит в истине книги Е. Уайт; и эти книги в свою очередь сами становятся ограждением от всех лжеучений. Читайте их. И самое главное – изучайте Библию. Библия открывает нам, что Бог – это самая уникальная и неповторимая единица существования во вселенной, состоящая из вечных и равных между Собой личностей, сплоченных в самом крепком союзе единства и любви. Такой модели бытия во вселенной больше не существует.

Те, кто попал под влияние антитринитарных верований – это, как правило, очень ревностные люди, замечающие всякую неискренность. Они готовы многое сделать ради Бога. Большинство из них – любят Его. Но их слабость заключается порой в их сильных сторонах. Их беда – это узость мышления, склонность к индивидуализму, фанатизму и ощущению себя мучениками. Таковые с легкостью поддаются замаскированному обману, имеющему вид Божьей реформы. Они пытаются разобраться самостоятельно с яркими аргументами новых веяний, совпадающими с их настроением. А если уж им попали в руки печатные издания, критикующие церковь, ее руководителей, это как бальзам для души, мол, не я один так думаю. Постепенно, даже позитивная критика перерастает в нечто большее, и человек начинает сомневаться в истинности Церкви. А дальше – часто все идет по одному и тому же сценарию: высказываются мысли вслух, суть которых сводится к тому, что церкви слабые, трехангельскую весть не возвещают, ее члены – мирские, и что удивительно, начинают уже говорить не «Мы», не «Наша церковь», а все чаще и чаще слышишь: «Они», «У них». И если кто-то скажет им, что они не правы, что они ошибаются, таковые начинают чувствовать себя отверженными пророками, страдальцами за «истину». И чем дальше в лес – тем больше дров. Человек оказывается вне церкви, вне членства. Но он убежден, что истина и Бог с ним. И жизнь теперь посвящается борьбе с заблуждениями, с родной некогда церковью.

Точно по такому сценарию разыгрывалось восстание на небе.

А что произошло на самом деле? На самом деле человек был просеян. Это серьезный вопрос. Попросту говоря, невидимый фронт зла одержал победу и завладел еще одной душой. Я не собираюсь быть судьей. Не хочу делить церковь на овец и козлов. Не собираюсь выявлять, кто плевел, а кто пшеница. Это прерогатива Бога. Предоставив все аргументы, мы можем только молиться, чтобы Бог Сам вмешался и остановил это ложное движение. Я уверен, - многие искренние души опомнятся и присоединятся к церкви, у которой 28 Библейских доктрин, и примет их все.

1Жел. век.с.258.
2Избранные вести т.2 с.78.
3Свид. Т. 9, с.68.
4Письмо 90,1906. Цитата взята из книги «Литературный Евангелизм.
5(Лит. Еванг.).

Пастор Александр Серков

В последние годы Нобелевская премия мира вызывает горячие споры. Многие убеждены, что её лауреатами в последнее время становятся люди и организации, которые порочат эту высокую награду. Притчей во языцех стало присуждение в 2009 году премии президенту США Бараку Обаме, который в последующие годы больше времени посвятил разжиганию новых вооружённых конфликтов, нежели делу мира.

Впрочем, данная Нобелевская награда всегда вызывала споры из-за своей политизированности и сиюминутности. Имена большинства её лауреатов мало что скажут последующим поколениям либо вызовут серьёзные вопросы.

По сей день не утихают споры, насколько обоснованным было присуждение Нобелевской премии мира в 1990 году первому и последнему президенту СССР Михаилу Горбачёву .

Но в отечественной истории был и ещё один лауреат Нобелевской премии мира, получивший её на 15 лет раньше — советский физик и правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров . И эта награда, как и личность лауреата, выглядит не менее спорной.

«Физиком меня сделал папа»

У юного Андрюши Сахарова, родившегося в 1921 году, проблем с поиском ответа на вопрос «Кем быть?» не было. Ответ на этот вопрос дал его отец, Дмитрий Иванович Сахаров , преподаватель физики, популяризатор науки, автор учебника, по которому учились несколько поколений.

Как говорил сам Сахаров-младший, «физиком меня сделал папа, а то Бог знает, куда бы меня занесло!».

Начальное образование Андрей Сахаров получил дома, а придя в школу в седьмом классе, уже чётко двигался по научной стезе. После окончания в 1938 году школы — поступление на физический факультет МГУ, в 1944 году — в аспирантуру Физического института Академии наук, где его научным руководителем стал будущий нобелевский лауреат Игорь Тамм.

Уже в то время Андрей Сахаров считался одним из самых перспективных физиков страны, и неудивительно, что вскоре он стал одним из тех, кому было поручено создавать «ядерный щит» страны.

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров на даче в Жуковке. 1972 год. Фото: РИА Новости

С 1948 года Сахаров в течение двадцати лет работал над созданием советского термоядерного оружия, в частности, проектировал первую советскую водородную бомбу.

О том, сколь успешен был Сахаров на этой стезе, говорят три звезды Героя Социалистического Труда, орден Ленина, одна Сталинская и одна Ленинская премия, многочисленные научные регалии и другие блага, которыми его щедро осыпало советское государство.

От ядерного цунами к борьбе за мир

Энтузиазм молодого Сахарова поражал даже военных. Так, его идеи об использовании сверхмощных ядерных зарядов для проведения подводных взрывов, вызывающих гигантское цунами, способное смыть все города на побережье США, даже не склонным к сантиментам советским генералам и адмиралам показались чрезмерными.

Однако в 1960-х годах с Сахаровым происходит то, что ранее происходило со многими другими физиками-атомщиками как в СССР, так и в США, — он приходит к выводу, что его деятельность аморальна и кощунственна, и решает посвятить себя борьбе за мир, разоружение и справедливое мироустройство.

В середине 1960-х годов общественная деятельность Сахарова начинает вытеснять научную. Он пишет письма против «лысенковщины», против реабилитации сталинизма, в защиту писателей и общественных деятелей, вступивших в конфликт с советской властью из-за политических расхождений.

Адепт плановой экономики

В 1968 году Андрей Сахаров написал программную статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В ней он рассматривал глобальные проблемы, грозящие человечеству, и выдвигал тезис о «сближении социалистической и капиталистической систем, сопровождающемся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом, как единственной альтернативе гибели человечества».

Уже в этой статье проявился главный недостаток Сахарова как общественного деятеля — его идеи и размышления выглядели чрезвычайно оторванными от действительности, от реалий настоящей жизни.

При этом тех, кто знает о деятельности Сахарова лишь понаслышке, некоторые постулаты этой статьи могут сильно удивить: например, академик считал, что социалистическое общество в социокультурном плане на ступеньку выше капитализма, а плановая экономика по своему потенциалу превосходит рынок.

Разумеется, в статье содержалась и критика советского строя — единственного строя, который, собственно, Сахаров знал лично.

Трижды Герой Социалистического Труда, учёный-атомщик, ругающий советскую власть, — на Западе за персону Сахарова ухватились сразу и прочно. Он обещал стать отличным оружием в антисоветской пропаганде.

С другой стороны, советские органы госбезопасности взяли академика-общественника «на карандаш» как потенциально опасную персону.

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров на Съезде народных депутатов СССР (май - июнь 1989 года). Выставочный фонд. Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Короля играет свита

Вполне вероятно, что того Сахарова, который известен сегодня, не было бы, не случись два роковых обстоятельства — смерть первой супруги академика и его знакомство с диссиденткой Еленой Боннэр .

Чтобы не быть голословными, приведём цитату из дневника самого академика: «Люся (Боннэр — прим. ред.) подсказывала мне (академику) многое, что я иначе не понял бы и не сделал. Она большой организатор, она мой мозговой центр».

«Организатор» и «мозговой центр», вышедший замуж за Сахарова в 1972 году, окончательно повернул академика от науки в сторону правозащитной деятельности.

Влияние Боннэр на Сахарова становится всё сильнее. Если в ранние годы своей общественной деятельности он критикует только отдельные недостатки советской системы, то чем дальше, тем больше начинает противопоставлять мрачный тоталитаризм социалистического лагеря чистой демократии капиталистического мира.

Чем резче выступал Сахаров, тем больше внимания ему уделяла как западная, так и советская пресса. Но если на Западе советского академика представляли как борца с ужасами советского режима, то в СССР — как настоящего мерзавца, поливающего грязью Родину, которая дала ему всё.

И та, и другая сторона намешивала ядрёный коктейль из крупиц правды и потока пропаганды.

Как бы то ни было, академик Сахаров становится персоной, известной всему миру.

В начале был Сахаров…

Власти к карательным мерам по отношению к Сахарову не прибегали — доставалось в основном его соратникам по диссидентскому движению. За академиком плотно следили сотрудники КГБ, ему настоятельно советовали не раздражать высших советских руководителей.

Разбушевавшийся академик, однако, не внимал, давая регулярные пресс-конференции для западных журналистов, работающих в СССР.

О том, что говорил на этих пресс-конференциях академик, вспоминать сегодня не очень любят. Объясняется это просто — когда Сахаров уходил с разговоров на тему «за всё хорошее против всего плохого» на обсуждение текущих событий, его оценки оказывались чрезвычайно спорными. А с годами оказалось, и ошибочными.

Когда в январе 1977 года армянские националисты устроили теракт в московском метро, Сахаров заявил: «Я не могу избавиться от ощущения, что взрыв в московском метро и трагическая гибель людей — это новая и самая опасная за последние годы провокация репрессивных органов. Именно это ощущение и связанные с ним опасения, что эта провокация может привести к изменениям всего внутреннего климата страны, явились побудительной причиной для написания этой статьи. Я был бы очень рад, если мои мысли оказались неверными…»

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров (справа) на санкционированном митинге в Лужниках в дни работы I Съезда народных депутатов СССР. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Это вам ничего не напоминает, уважаемые читатели? Спустя двадцать лет на таком же базисе будет строиться версия о причастности российских спецслужб ко взрывам в Москве, а затем — о причастности белорусских спецслужб ко взрывам в Минске.

За своё заявление Сахаров получил вызов в прокуратуру, где ему было вынесено официальное предупреждение: «Гражданин Сахаров А. Д. предупреждается в том, что он сделал заведомо ложное клеветническое заявление, в котором утверждается, что взрыв в московском метро является провокацией органов власти, направленной против так называемых диссидентов. Гр. Сахаров предупреждается, что при продолжении и повторении его преступных действий он будет нести ответственность в соответствии с действующими в стране законами».

Сахаров подписывать уведомление о предупреждении отказался, заявив: «Я отказываюсь подписать этот документ. Я прежде всего должен уточнить сказанное вами относительно моего последнего заявления. В нём нет прямого обвинения органов КГБ в организации взрыва в московском метро, но я высказываю определённые опасения (ощущения, как у меня написано). Я высказываю в нём также надежду, что это не было санкционированное свыше преступление. Но я сознаю острый характер моего заявления и не раскаиваюсь в нём. В острых ситуациях необходимы острые средства. Если в результате моего заявления будет проведено объективное расследование и найдены истинные виновники, а невинные не пострадают, если провокация против диссидентов не будет осуществлена, я буду чувствовать большое удовлетворение».

Народный депутат СССР академик Андрей Сахаров (слева) с супругой Еленой Боннер (справа). 1989 год. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Премия и чай с пирогом

Но вернёмся в начало 1970-х. К 1975 году Андрей Сахаров из секретного учёного-атомщика превратился в известную всему миру персону, которую различные общественные группы на Западе выдвигали на Нобелевскую премию мира.

Сахаров был чрезвычайно удобной фигурой и для Нобелевского комитета — известный физик-ядерщик, раскаявшийся в создании того, что принесло ему славу и почести, и борющийся за мир и свободу, невзирая на личные блага. Подобный портрет идеально ложился в суть премии, задуманную Альфредом Нобелем. Разумеется, всячески этому решению способствовали западные политики, для которых такой лауреат был отличным помощником в идеологической борьбе против СССР.

Советский Союз, разумеется, был не слишком рад, но реальных рычагов влияния на Нобелевский комитет не имел. К тому же на дворе всё ещё была разрядка 1970-х, Москва получила право на проведение Олимпиады, и всерьёз ссориться с Западом из-за Сахарова советские лидеры не собирались.

В тот день, когда в Осло было объявлено о присуждении премии Сахарову, его супруга Елена Боннэр находилась в Италии, где лечила зрение. Сам академик-диссидент в этот момент был у друзей по правозащитному движению — пил чай с яблочным пирогом. Вскоре туда же подтянулись соратники Сахарова, а также западные журналисты. Этой тёплой компанией и отметили присуждение академику премии.

Несвоевременные мысли

На само вручение премии Сахаров не поехал, но козни КГБ тут, по большому счёту, ни при чём. Академик был «невыездным» из-за того, что являлся носителем слишком многих оборонных секретов. Кстати, по словам Елены Боннэр, сам Сахаров это признавал и особо не роптал.

Награду за Сахарова получила его жена, благополучно отправившаяся из Италии в Норвегию с текстом традиционной «нобелевской лекции» Сахарова в кармане, которую и зачитала в Осло.

В этой лекции, помимо ожидаемой критики советского режима, в чём-то справедливой, в чём-то нет, обнаруживаются чрезвычайно злободневные слова:

«Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем».

В эти наивные идеи Сахарова никак не вписываются ни Ливия, ни Сирия, ни киевский «Евромайдан»… Пожалуй, сегодня за такие речи академику бы премию не присудили.

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров (в центре) во время своего возвращения из Горького в Москву. 1986 год. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Когда лопнуло терпение

После получения премии Елена Боннэр благополучно вернулась к мужу в СССР, где супруги с ещё большей энергией принялись бороться с советской системой.

Я не склонен считать власти Советского Союза склонными к гуманизму, однако факт есть факт — жёсткие меры к Сахарову были применены только в 1980 году, когда он открыто выступил против введения советских войск в Афганистан.

Наверное, надоедливого академика могли бы выслать из СССР и раньше, как Солженицына и Ростроповича, однако всё опять упиралось в «ядерные секреты» — слишком много он знал.

Но в 1980 году разрядка приказала долго жить, противоборствующие стороны вновь перешли к жёсткой риторике, и в этих условиях с Сахаровым уже не церемонились — лишив звёзд Героя, орденов и других регалий, отправили в ссылку в Горький.

За эти страдания Нобелевский комитет с удовольствием бы дал Сахарову ещё одну премию мира, но, по статусу, награда присваивается только один раз…

Отец, Дмитрий Иванович Сахаров, - преподаватель физики, автор известного задачника, мать Екатерина Алексеевна Сахарова (ур. Софиано) - дочь потомственного военного Алексея Семёновича Софиано - домохозяйка. Бабушка со стороны матери Зинаида Евграфовна Софиано - из рода белгородских дворян Мухановых.

Крёстный отец - известный музыкант Александр Борисович Гольденвейзер.

Детство и ранняя юность прошли в Москве. Начальное образование Сахаров получил дома. В школу пошел учиться с седьмого класса.

По окончании средней школы в 1938 году Сахаров поступил на физический факультет МГУ.

После начала войны, летом 1941 года пытался поступить в военную академию, но не был принят по состоянию здоровья. В 1941 году эвакуирован в Ашхабад. В 1942 году закончил университет с отличием.

В 1942 году был распределён в распоряжение Наркома вооружений, откуда был направлен на патронный завод в Ульяновск. В том же году сделал изобретение по контролю бронебойных сердечников и внёс ряд других предложений.

Научная работа

С 1943 по 1944 год сделал самостоятельно несколько научных работ и послал их в Физический институт им. Лебедева (ФИАН) руководителю теоретического отдела Игорю Евгеньевичу Тамму. В начале 1945 года был вызван туда для сдачи аспирантских экзаменов, после сдачи был зачислен в аспирантуру института.

В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1948 году был зачислен в специальную группу и до 1968 года работал в области разработки термоядерного оружия, участвовал в проектировании и разработке первой советской водородной бомбы по схеме, названной «слойка Сахарова». Одновременно Сахаров вместе с И. Таммом в 1950-51 гг. проводил пионерские работы по управляемой термоядерной реакции. В Московском Энергетическом Институте читал курсы ядерной физики, теории относительности и электричества.

Доктор физико-математических наук (1953 год). В этом же году, в возрасте 32 лет, избран действительным членом Академии наук СССР. В 1955 году подписал «Письмо трёхсот» против печально известной деятельности академика Т. Д. Лысенко.

Пытался остановить разорительную гонку вооружений, создал проект эффективного использования технологии создания сверхмощных ядерных боеголовок, предложив проект размещение сверхмощных ядерных боеголовок вдоль американской морской границы, но имел ссору с Хрущёвым Н. С. по поводу испытаний, эти расхождения и ссоры Хрущёва ослабляли продолжение реформ[нет в источнике]. Его современник Валентин Фалин пишет: «А. Д. Сахаров вообще предлагал не обслуживать вашингтонскую стратегию разорения Советского Союза гонкой вооружений. Он выступал за размещение вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережий США ядерных зарядов по 100 мегатонн каждый. И при агрессии против нас либо наших друзей, нажать кнопки. Было это сказано им до ссоры с Никитой Сергеевичем в 1961 г. из-за разногласий по поводу испытания термоядерной бомбы мощностью в 100 мегатонн над Новой Землей.»

Правозащитная деятельность

С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Внёс вклад в заключение Московского Договора о запрещении испытаний в трёх средах. Своё отношение к вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и - шире-вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего А. Д. Сахаров выразил так: « …Павлов [генерал госбезопасности] как-то сказал мне: - Сейчас в мире идет борьба не на жизнь, а на смерть между силами империализма и коммунизма. От исхода этой борьбы зависит будущее человечества, судьба, счастье десятков миллиардов людей на протяжении столетий. Чтобы победить в этой борьбе, мы должны быть сильными. Если наша работа, наши испытания прибавляют силы в этой борьбе, а это в высшей степени так, то никакие жертвы испытаний, никакие жертвы вообще не могут иметь тут значения.

Была ли это безумная демагогия или Павлов был искренен? Мне кажется, что был элемент и демагогии, и искренности. Важней другое. Я убежден, что такая арифметика неправомерна принципиально. Мы слишком мало знаем о законах истории, будущее непредсказуемо, а мы - не боги. Мы, каждый из нас, в каждом деле, и в „малом“, и в „большом“, должны исходить из конкретных нравственных критериев, а не абстрактной арифметики истории. Нравственные же критерии категорически диктуют нам - не убий!»

С конца 1960-х годов являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР.

В 1968 году написал брошюру «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована во многих странах.

В 1970 году стал одним из трёх членов-основателей «Московского Комитета прав человека» (вместе с Андреем Твердохлебовым и Валерием Чалидзе).

В 1971 году обратился с «Памятной запиской» к советскому правительству.

В 1960-х - начале 1970-х годов ездил на процессы над диссидентами. Во время одной из таких поездок в 1970 году в Калуге (процесс Б. Вайля - Р. Пименова) познакомился с Еленой Боннэр, и в 1972 году женился на ней. Есть мнение, что отход от научной работы и переключение на правозащитную деятельность произошло под её влиянием. Он это косвенно подтверждает в своем дневнике: «Люся подсказывала мне (академику) многое, что я иначе не понял бы и не сделал. Она большой организатор, она мой мозговой центр».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

В 1974 году собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся Дне политзаключённых в СССР.

В 1975 году написал книгу «О стране и мире». В том же году Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. В советских газетах публикуются коллективные письма деятелей науки и культуры с осуждением политической деятельности А.Сахарова.

В сентябре 1977 года обратился с письмом в организационный комитет по проблеме смертной казни, в котором выступил за отмену её в СССР и во всём мире.

В декабре 1979 года и январе 1980 года выступил с рядом заявлений против ввода советских войск в Афганистан, которые были напечатаны на передовицах западных газет.

Ссылка в Горький (Нижний Новгород)

22 января 1980 года по дороге на работу был задержан и со своей второй женой Еленой Боннэр без суда сослан в город Горький. Тогда же, за антисоветскую деятельность указом Президиума Верховного Совета СССР, был лишён звания трижды Героя Социалистического Труда и постановлением Совета Министров СССР - звания лауреата Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий (также ордена Ленина, звания члена АН СССР лишён не был).

В Горьком Сахаров провёл три длительных голодовки. В 1981 году он, вместе с Еленой Боннэр, выдерживает первую, семнадцатидневную, - за право выезда к мужу за рубеж Л. Алексеевой (невестки Сахаровых).

В конце 70-х - начале 80-х годов в советской печати проводилась кампания против Сахарова. В Большой советской энциклопедии (вышедшей в 1975 году) и затем в выходивших до 1986 года энциклопедических справочниках статья о Сахарове завершалась фразой «В последние годы отошёл от научной деятельности». По некоторым данным, формулировка принадлежала М. А. Суслову. В июле 1983 года четыре академика (Прохоров, Скрябин, Тихонов, Дородницын) подписали письмо «Когда теряют честь и совесть» с осуждением А. Д. Сахарова.

В мае 1984 года провёл вторую голодовку (26 дней) в знак протеста против уголовного преследования Е. Боннэр. В апреле-октябре 1985 года - третью (178 дней) за право Е. Боннэр выехать за рубеж для операции на сердце. В течение этого времени Сахарова неоднократно госпитализировали (первый раз - насильно на шестой день голодовки; после его заявления о прекращении голодовки (11 июля) он был выписан из больницы; после её возобновления (25 июля) через два дня был вновь насильно госпитализирован) и насильно кормили (пытались кормить, иногда это удавалось).

В течение всего времени горьковской ссылки А. Сахарова во многих странах мира шла кампания в его защиту. Например, площадь в пяти минутах ходьбы от Белого Дома, где находилось советское посольство в Вашингтоне, была переименована в «Площадь Сахарова». В различных мировых столицах регулярно, начиная с 1975 года, проводились «Сахаровские Слушания».

Освобождение и последние годы

Был освобождён из горьковской ссылки с началом перестройки, в конце 1986 года - после почти семилетнего заключения. 22 октября 1986 года Сахаров просит прекратить его депортацию и ссылку жены, снова (ранее он обращался к М. С. Горбачеву с обещанием сосредоточиться на научной работе и прекратить общественные выступления, с оговоркой: «кроме исключительных случаев», если поездка жены для лечения будет разрешена) обещая закончить свою общественную деятельность (с той же оговоркой). 15 декабря в его квартире был неожиданно установлен телефон (во время всей ссылки телефона у него не было), перед уходом сотрудник КГБ сказал: «Завтра вам позвонят». На следующий день действительно раздался звонок М. С. Горбачева, разрешившего Сахарову и Боннэр вернуться в Москву.

В конце 1986 года вместе с Еленой Боннэр Сахаров возвращается в Москву. После возвращения он продолжил работать в Физическом институте им. Лебедева.

В ноябре-декабре 1988 года состоялась первая поездка Сахарова за рубеж (состоялись встречи с президентами Р. Рейганом, Дж. Бушем, Ф. Миттераном, М. Тэтчер).

В 1989 году избран народным депутатом СССР, в мае-июне того же года участвовал в I Съезде народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов, где его выступления зачастую сопровождались захлопыванием, выкриками из зала, свистом со стороны части депутатов, которых позднее лидер МДГ, историк Юрий Афанасьев и СМИ характеризовали как агрессивно-послушное большинство.

В ноябре 1989 года представил проект новой конституции, в основе которой - защита прав личности и права всех народов на государственность. (См. Европейско-Азиатский Союз)

14 декабря 1989 года, в 15:00 - последнее выступление Сахарова в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы (II Съезд народных депутатов СССР).

Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Семья

В 1943 году Андрей Сахаров женился на Клавдии Алексеевне Вихиревой (1919-1969), уроженке Симбирска (умерла от рака). У них было трое детей - две дочери и сын (Татьяна, Любовь, Дмитрий).

В 1970 году он познакомился с Еленой Георгиевной Боннэр (1923-2011), а в 1972 женился на ней. У нее было двое детей, к тому времени уже достаточно взрослых. Что касается детей А. Д. Сахарова, то вполне взрослыми на тот момент были двое старших. Младшему, Дмитрию, едва исполнилось 15 лет, когда Сахаров переехал к Елене Боннэр. О брате стала заботиться его старшая сестра Любовь. Общих детей у супругов не было.

Вклад в науку

Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации.

В 1950 году А. Д. Сахаров совместно с И. Е. Таммом выдвинули идею осуществления управляемой термоядерной реакции для энергетических целей с использованием принципа магнитной термоизоляции плазмы. Сахаров и Тамм рассмотрели, в частности, тороидальную конфигурацию в стационарном и нестационарном вариантах (сегодня она считается одной из наиболее перспективных - см. Токамак).

Сахаров автор оригинальных работ в физике элементарных частиц и космологии: по барионной асимметрии Вселенной, где он связал барионную асимметрию с возможным распадом протона и с эффектом несохранения СР-четности - весьма важным явлением, экспериментально обнаруженным при распаде долгоживущих ld-мезонов, по нетрадиционным космологическим моделям и теориям гравитации.

Предсказание развития Интернета

Датой рождения Интернета считается 29 октября 1969 года; концепция Всемирной паутины была выдвинута в год смерти Сахарова - 1989. Однако еще в 1974 году Сахаров писал:

Интернет стал общественно значимым явлением в начале 1990-х годов, уже после смерти Сахарова, но намного ранее чем через 50 лет после написания указанной статьи.

Библиография

  • Ю. И. Кривоносов. Ландау и Сахаров в разработках КГБ. Комсомольская правда. 8 августа 1992.
  • Виталий Рочко «Андрей Дмитриевич Сахаров: фрагменты биографии» 1991 г.
  • Воспоминания: в 3 т. / Сост. Боннэр Е. - М.: Время, 2006.
  • Дневники: в 3 т. - М.: Время, 2006.
  • Тревога и надежда: в 2 т.: Статьи. Письма. Выступления. Интервью (1958-1986) / Сост. Боннэр Е. - М.: Время, 2006.
  • И один в поле воин 1991 [Сборник/ Составитель Г. А. Карапетян]
  • Е.Боннэр. - Вольные заметки к родословной Андрея Сахарова

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (1953, 1956, 1962) (в 1980 «за антисоветскую деятельность» лишён звания и всех трёх медалей);
  • Сталинская премия (1953) (в 1980 лишён звания лауреата этой премии);
  • Ленинская премия (1956) (в 1980 лишён звания лауреата этой премии);
  • Орден Ленина (12 августа 1953 года) (в 1980 также был лишён этого ордена);
  • Нобелевская премия мира (1975);
  • Награды иностранных государств, среди которых:
    • Большой крест ордена Креста Витиса (8 января 2003 года, посмертно)

Оценки деятельности

А. И. Солженицын, в целом высоко оценивая деятельность Сахарова, критиковал его за то, что он упускает «возможность существования в нашей стране живых национальных сил», за излишнее внимание к проблеме свободы эмиграции из СССР, в особенности эмиграции евреев.

А. А. Зиновьев в ряде своих книг иронично именовал его «Великим Диссидентом».

Отрицательная оценка Сахарова встречается в коммунистической, ультраправой и евразийской печати. Некоторые публицисты (например, А. Г. Дугин) считают А. Д. Сахарова врагом СССР и помощником США в геополитической конфронтации.

Память

  • В 1979 году именем А. Д. Сахарова назван астероид.
  • В августе 1984 года в Нью-Йорке перекресток 67-й улицы и 3-й авеню получает название «Угол Сахарова-Боннэр», а в Вашингтоне - площадь, где расположено советское посольство, переименовывается в «Площадь Сахарова» (англ. Sakharov Plaza) (появились в знак протеста американской общественности против удержания А. Сахарова и Е. Боннэр в горьковской ссылке).
  • На главном въезде в столицу Израиля Иерусалим расположены «Сады Сахарова»; его именем названы улицы в некоторых городах Израиля.
  • В Москве есть проспект Академика Сахарова, а также работает музей и общественный центр его имени.
  • В Нижнем Новгороде существует музей Сахарова - квартира на первом этаже 12-этажного дома (микрорайон Щербинки), в которой Сахаров жил в течение семи лет ссылки. С 1992 года в городе проводится Международный фестиваль искусств имени Сахарова. В 2011 году часть проспекта Гагарина и начало Арзамасского шоссе было названо проспектом Академика Сахарова.
  • В Санкт-Петербурге именем А. Д. Сахарова названы площадь, на которой установлен памятник, и «Парк имени Академика Сахарова».
  • В Белоруссии именем Сахарова назван Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова
  • В 1988 году Европарламент учредил премию «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова, которая присуждается ежегодно за «достижения в деле защиты прав человека и его основных свобод, а также за уважение международного законодательства и развитие демократии».
  • В 1991 году почта СССР выпустила марку, посвящённую А. Д. Сахарову.
  • В Шверине (Германия) есть улица Андрея Сахарова (нем. Andrej-Sacharow-Strasse).
  • В Нюрнберге (Германия) есть площадь имени Андрея Сахарова (нем. Andrej-Sacharow-Platz).
  • В центре Барнаула есть площадь Сахарова, где проводятся ежегодный День города и другие городские массовые мероприятия.
  • В Ереване именем А. Д. Сахарова названа площадь, на которой ему установлен памятник. Именем А. Д. Сахарова названа также средняя школа № 69.
  • В Вильнюсе (Литва) есть площадь имени Андрея Сахарова (лит. Andrejaus Sacharovo aik?t?), композиционно никак не оформленная.
  • В декабре 2009 года, в двадцатилетие смерти А. Д. Сахарова, по каналу РТР был показан документальный фильм «Исключительно наука. Никакой политики. Андрей Сахаров.»
  • В ФИАН им. Лебедева перед входом установлен бюст Сахарова.

В энциклопедиях мира

  • The American Heritage Dictionary. Based on the new second college edition., Laurel, 1989
  • Le Robert MIcro Poche. Dictionaire de nommes propres, Red. par Alain Ray, Paris XIII, 1994
  • Dic?ionar enciclopedic ilustrat, Ed. Cartier, Bucure?ti- Chi?in?u, 2004
  • Calendar Na?ional., Chi?in?u, Biblioteca Na?ional? a Republicii Moldova, 2006, p. 161
  • Большой Российский энциклопедический Словарь. Репринтное издание. М., Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2009.

Архив Сахарова

В культуре и искусстве

Академик Сахаров упоминается в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, где чудаковатый учёный Сахаров в бункере возле озера Янтарь - один из важных сюжетных персонажей. Соответственно, он присутствует в некоторых книгах серии S.T.A.L.K.E.R..

Личности академика Сахарова посвящена картина «Saharov» итальянского художника Винзела (Vinzela).


Дважды Герой Социалистического Труда.

Андрей Сахаров родился 21 мая 1921 года в городе Москва. После школы, будущий ученый в 1942 году с отличием оканчивает физический факультет Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова.

На фронт во время Великой Отечественной войны не попал по состоянию здоровья и оказался эвакуирован из Москвы. После войны Сахаров начинает работать с известным специалистом по квантовой физике Игорем Таммом в Институте имени Лебедева.

В ноябре 1947 года Андрей Дмитриевич досрочно защитил кандидатскую диссертацию. Успех ученому приносит его величайшее произведение: водородная бомба, после чего становится почетным членом Академии наук.

Среди его работ: труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации. В июле 1953 года Сахаров защитил докторскую диссертацию.

С 1953 года на протяжении пятнадцати лет работал над совершенствованием ядерного оружия. В декабре того же года Сахарову присвоено звание Героя Социалистического Труда, и присуждена Государственная премия. Вторую Звезду Героя получил в 1956 году вместе с Ленинской премией, а третью в 1962 году. Во время этой работы в его душе все время боролись два чувства: чувство долга перед Отечеством и чувство протеста против ядерных испытаний. Ученый предпринимал попытки добиться запрещения испытаний, но безуспешно.

Андрей Дмитриевич Сахаров известен не только как физик - ядерщик, но и как ярый сторонник либерализации в коммунистическом мире. Выступал с манифестами, призывал к объединению советских и американских ресурсов, выступал за отмену цензуры и политических судов, за что оказался уволен со всех постов, лишен всех наград и отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

В 1974 году собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся Дне политзаключенных в СССР. Через год написал книгу «О стране и мире». В 1975 году Сахарову присуждена Нобелевская премия мира. Освобожден из ссылки лишь с началом перестройки, в декабре 1986 года, после почти семилетнего заключения.

Вернувшись в Москву, ученый не поменял своих взглядов и до самой смерти выступал в защиту мира и прав человека. В конце 1980-х годов Андрей Дмитриевич избран депутатом от Академии Наук и на I съезде народных депутатов СССР введен в состав комиссии по выработке новой Конституции страны. Ученый разу же приступил к работе над проектом Конституции, воплотив в него свои представления о целесообразном государственном и экономическом устройстве СССР.

Андрей Дмитриевич Сахаров умер вечером 14 декабря 1989 года от сердечного приступа. Это произошло во время публичного чтения проекта конституции на Мясницкой улице в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище столицы.

Награды Андрея Сахарова

Трижды Герой Социалистического Труда (04.01.1954; 11.09.1956; 07.03.1962);
Сталинская премия (31.12.1953);
Ленинская премия (07.09.1956);
Орден Ленина (04.01.1954,11.09.1956, 07.03.1962);
Премия Чино дель Дука (1974);
Нобелевская премия мира (1975);
Премия Лео Силарда (1983)
Премия Томалла (1984);
Медаль Эллиота Крессона (1985);
Большой крест ордена Креста Витиса (8 января 2003 года, посмертно)

Библиография Андрея Сахарова

А. Д. Сахаров. Меморандум академика А. Сахарова: Текст, отклики, дискуссия. - Frankfurt/Main: Посев, 1970. - 102 с.
А. Д. Сахаров. О стране и мире. - Нью-Йорк, 1976
А. Д. Сахаров. Тревога и надежда. - М., СП «Интер-версо», 1990
А. Д. Сахаров, Воспоминания (1978-1989). Нью-Йорк, 1990 г htm
А. Д. Сахаров, «Горький, Москва, далее везде», Нью-Йорк, 1990 г htm
А. Д. Сахаров. Мир, прогресс, права человека. - Л., Советский писатель, 1990
А. Д. Сахаров. За и против: 1973 год: документы, факты, события. - М.: ПИК, 1991. - 303с.
А. Д. Сахаров. Научные труды. - М.: ЦентрКом, 1995. - 524 с.
А. Д. Сахаров, Воспоминания в двух томах. Москва, Права человека 1996 г htm
Воспоминания: в 3 т. / Сост. Боннэр Е. - М.: Время, 2006
Дневники: в 3 т. - М.: Время, 2006
Тревога и надежда: в 2 т. Статьи. Письма. Выступления. Интервью (1958-1986) / Сост. Боннэр Е. - М.: Время, 2006

Память о Андрее Сахарове

В 1979 году именем А. Д. Сахарова назван астероид.
В Нижнем Новгороде существует музей Сахарова - квартира по адресу проспект Гагарина, д. 214, кв. 3, на первом этаже 12-этажного дома (микрорайон Щербинки), в которой Сахаров жил в течение семи лет ссылки. В 2014 году возле дома установлен памятник. С 1992 года в городе проводится Международный фестиваль искусств имени Сахарова.
В Москве работает музей и общественный центр его имени.
В Белоруссии именем Сахарова назван Международный государственный экологический институт БГУ.
Норвежский Хельсинкский комитет в 1980 году учредил Andrei Sakharov Freedom Award (Премию свободы имени Андрея Сахарова) при поддержке и согласии самого Андрея Сахарова, чтобы помочь тем людям, которых из-за их мнений и убеждений преследуют или заключают в тюрьму.
В 1988 году Европарламент учредил премию «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова, которая присуждается ежегодно за «достижения в деле защиты прав человека и его основных свобод, а также за уважение международного законодательства и развитие демократии».
В 1991 году почта СССР выпустила марку, посвященную А. Д. Сахарову.
С 2006 года Американское Физическое общество вручает Andrei Sakharov Prize (Премию Андрея Сахарова)
В декабре 2009 года, в двадцатилетие смерти А. Д. Сахарова, по каналу РТР показан документальный фильм «Исключительно наука. Никакой политики. Андрей Сахаров.»
В ФИАН им. Лебедева перед входом установлен бюст Сахарова.

В названиях улиц и площадей

В России

Имя Сахарова носят 60 улиц в городах и селах России

В Москве есть проспект Академика Сахарова.
В Санкт-Петербурге есть площадь Академика Сахарова, на которой установлен памятник А. Д. Сахарову, и парк имени Академика Сахарова.
В центре Барнаула есть площадь Сахарова, где проводятся ежегодный День города и другие городские массовые мероприятия.
Улица Сахарова есть в Дубне и Екатеринбурге, улица Академика Сахарова - в Абакане, Казани, Нижнем Новгороде, Пензе, Сарове, Томске, Тюмени, Ульяновске, Челябинске, Ярославле.

В других странах

В августе 1984 года в Нью-Йорке юго-западный угол перекрестка 67-й улицы и 3-й авеню получает название «угол Сахарова - Боннэр», а в Вашингтоне - площадь, где расположено советское посольство, переименовывается в «площадь Сахарова» (англ. Sakharov Plaza) (появились в знак протеста американской общественности против удержания А. Сахарова и Е. Боннэр в горьковской ссылке).
В Ереване именем А. Д. Сахарова названа средняя школа № 69 и площадь, на которой ему установлен памятник.
В городе Арнеме (Нидерланды) есть мост Андрея Сахарова (нидерл. Andrej Sacharovbrug).
В Лионе есть проспект Андрея Сахарова (фр. avenue Andrei Sakharov)
Площадь Андрея Сахарова есть в Вильнюсе (лит. Andrejaus Sacharovo aikštė), Лос-Анжелесе (англ. Andrei Sakharov Square), Нюрнберге (нем. Andrej-Sacharow-Platz)
В Софии его именем назван бульвар (болг. булевард Академик Андрей Сахаров)
Улица Сахарова есть в Амстердаме, Гааге, Ереване, Ивано-Франковске, Кишиневе, Коломые, Кривом Роге, Львове (см. статью), Одессе, Риге, Роттердаме, Степанакерте, Сухуме, Тернополе, Утрехте, Хайфе, Тель-Авиве, Шверине (нем. Andrej-Sacharow-Strasse), Кокшетау[источник не указан 1368 дней], Фрежюсе. Варна (Болгария).
На главном въезде в столицу Израиля Иерусалим расположены «Сады Сахарова».

В энциклопедиях мира

The American Heritage Dictionary. Based on the new second college edition., Laurel, 1989
Le Robert MIcro Poche. Dictionaire de nommes propres, Red. par Alain Ray, Paris XIII, 1994
Dicţionar enciclopedic ilustrat, Ed. Cartier, Bucureşti- Chişinău, 2004
Calendar Naţional., Chişinău, Biblioteca Naţională a Republicii Moldova, 2006, p. 161
Большой Российский энциклопедический Словарь. Репринтное издание. М., Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2009

В культуре и искусстве

Личности академика Сахарова посвящена картина «Saharov» итальянского художника Винзела (Vinzela).
В 1984 году американский режиссер Джек Голд снял биографический фильм «Sakharov» (в главной роли Джейсон Робардс).
В 2007 году английский канал BBC выпустил телефильм «Nuclear Secrets», где молодого Сахарова сыграл Эндрю Скотт.
В честь ученого назван один из основных персонажей в серии компьютерных игр S.T.A.L.K.E.R.

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989) - великий советский физик, академик. Он был одним из создателей , прославился научными трудами, общественной и политической деятельностью. Получил Нобелевскую премию мира в 1975 году.

Становление академика Сахарова

Андрей Сахаров родился в Москве, семье преподавателя физика Дмитрия Сахарова, автора сборника задач. Начальное образование будущий академик получал дома, а в школу пошёл только с седьмого класса. Сахаров был лучшим учеником по математике, интуитивно находя правильное решение.

В 1938 году Сахаров поступил на физико-математический факультет МГУ. В начале войны вуз был эвакуирован в Ашхабад, и в 1942 году Сахаров окончил его с отличием.

После окончания учёбы Сахаров был направлен на Ульяновский патронный завод. В первый же год работы он изобрёл несколько устройств, которые улучшили работу завода.

В 1944 году Сахаров поступил в аспирантуру, через три года получил степень кандидата наук и в течение 20 лет (с 1948 по 1968 год) вместе с другими учёными разрабатывал водородную бомбу. Он также читал студентам лекции по ядерной физике и сам вёл научную работу.

За свои научные достижения в 1953 году Сахаров получил степень доктора наук и в том же году стал академиком Академии наук СССР. Стать академиком в возрасте всего 32 лет само по себе было величайшим достижением.

Научная и общественная работа Сахарова

Академик Сахаров был правозащитником и борцом за развитие науки. Он выступал против преследований молодой науки генетики, стремился остановить гонку вооружений между СССР и США.

В 1970 году Сахаров вместе с двумя коллегами основал «Московский комитет прав человека». Позже он участвовал в политических судебных процессах, выступал против реабилитации Сталина. Сахаров выступал в защиту политических заключённых и всячески боролся за права человека, за что был удостоен Нобелевской премии мира.

В 1972 году он женился на Елене Боннэр и продолжал свою деятельность вместе с ней. Однако, вызвав своей деятельностью гнев правительства СССР, в 1980 году они оба были задержаны и высланы в Горький. Потом Сахарова лишили всех званий и наград. Сахаров протестовал, устраивал голодовки и всячески привлекал внимание, но реабилитирован был был только в 1986 году.

Академик Сахаров продолжал научные исследования и правозащитную деятельность до самой своей смерти в 1989 году.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!