Страдание кирика и иулитты. Ки́рик Тарсийский, младенец Икона святой улиты
Кирик и Иулитта (Улита) - раннехристианские святые мученики, пострадавшие в гонения императора Диоклетиана. Память в Православной церкви совершается 15 (28) июля.
Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии вместе со своим сыном Кириком. В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.
Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем сказав что он христианин потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулиты ночью тайно погребли их.
Мощи Кирика и Иулитты были обретены при императоре Константине Великом по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь был основан монастырь. По свидетельству паломников XII-XV веков мощи святых находились в храме Святой Софии. Их судьба после падения Константинополя неизвестна.
По другой версии мощи Кирика и Иулитты обрёл в Антиохии осерский епископ Аматор (388-418) и перенёс в Осер (Франция). Известно о нахождении частиц мощей в городах Невер (Франция) и Турне (Бельгия).
Старообрядцы почитают Кирика и Иулитту своими покровителями, считая себя такими же как они гонимыми за веру.
Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в. из собрания ИРиСК, описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: "Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его... Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси." (ВХ ИДК № 212 р. Л. 36об.-37об.). Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой "Св. Кирика и Улиты", в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.
Иконографический тип. Изображение фигур мучеников в полный рост, Улита в длинной одежде с покрытой головой, левая рука Улиты с восьмиконечным крестом поднята в благословляющем жесте. Справа от Улиты расположен Кирик, руки которого сложены на груди.
В народном календаре 28 июля отмечается день Кирика и Иулитты. Можно встретить различные названия, такие как Кирик, День матушки Улиты, Кирик и Улита, День Кирика, Улиты, Красное солнышко, День Улиты и Владимира Красно Солнышко.
В названии праздника встречается Красное Солнышко, что связано с церковным праздником, который в этот день отмечают христиане, который посвящен князю Владимиру, имеющему такое необычное прозвище.
История мучеников Кирика и Иулитты
Иулитта родилась в Ликаонской Иконии, что в Малой Азии еще в III веке. Родители девушки – благочестивые христиане воспитали ее в вере и дали хорошее образование.
Выйдя замуж, Иулитта родила сына Кирика, но семейное счастье длилось не долго.Она рано овдовела и всю себя посвятила воспитанию малолетнего наследника.
Когда начались гонения христиан, женщина была вынуждена спасаться бегством. Но и это ее не спасло.
В 305 году она вместе с сыном была схвачена в селище Торс проповедниками идолопоклонической веры по приказу императора Диоклетиана и была подвержена нечеловеческим пыткам.
Кирик, оставшись без матери, плакал и просил вернуть любимую маму. Постоянный плач трехлетнего мальчишки слишком раздражал местного правителя.
И по его приказу ребенок был сброшен с огромной лестницы на каменные ступени, где мальчик и погиб.
Саму Иулитту после многочисленных пыток, не заставивших женщину отказаться от своей веры, обезглавили.
Кирики Улиты праздник: народные традиции на 28 июля
В народном календаре Кирик и Улита считаются серединой лета. Крестьяне на Полудницу, как назывался еще этот день, не работали в полях, так как боялись столкнуться с нечистой силой.
Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит.
Маньяки, мандырики, мороки – это приведения на старорусском.
Полудницы над жатвой летают, мороками день путают.
Но такой традиции есть и естественное объяснение. Обычно на Кирика и Улиту сильные дожди, которые не позволяют нормально работать в поле.
Кирики – мокродырики
Однако есть противоречивые приметы.
В православной церкви 28 июля отмечается памятная дата святого равноапостольного князя Великого Владимира.
Имя ему в народе дали Красно Солнышко.
И по народным приметам в этот день солнышко светит особенно ярко и греет сильнее обычного.
Но хоть дождь, хоть зной, в поля не выходили однозначно.
Ведь там разгуливает нечисть, а полевые духи летают над нивой и особенно свирепствует в полуденной жаре.
Люди видели призраков в виде изможденной женщины, страшной старухи или приведения.
Боялись и ночных видений, которые могли появляться после дневных работ в полях.
Обязательно ходили в церковь помолиться мученикам Кирику и Улите, которых просили о семейном благополучии и здоровье детей. А женскую покровительницу Иулитту молили о защите и помощи в печалях и горестях.
День Кирика и Улиты: приметы на 28 июля
На Кирика и Улиту примечали, какой будет погода, и делали прогнозы на ближайшие дни.
Если дул ветер с юга ожидали теплые деньки. А вот, когда южный ветер дул несколько дней к ряду, быть дождю. О плохой погоде судили и по восточному ветру.
Слышится сильный гром – ждать сильных дождей. А вот редкие перекаты не обещают плохой погоды.
Когда за дождем на небе разливается радуга, которая быстро исчезает, ждать изменений погоды в лучшую сторону.
ечерний туман по лугам однозначно предвещает дождь сутра. А стрекот кузнечиков обещает стойкую засуху.
Малышня радовалась букашкам, и пела песенки улитке:
Улитка, улитка, выпусти рога,
Дам кусочек пирога,
Каши горшок,
Святые Кирик и Иулитта с древности весьма почитались на Руси. Первый храм в честь святых мучеников был построен вблизи Ростова Великого. Им молятся о семейном счастье и о выздоровлении больных детей и их родителей. В русской традиции день памяти Кирика и Иулитты считался серединой лета. Память о святых была закреплена в таких народных присловьях как «Кирик и Улита - двоица свята», «Улита едет, да когда-то будет!», календарных приметах: «Не жни на Кирика и Улиту — маньяки (видения, мороку) увидишь», «Кирики-мокродырики», «Кириков день, да все мокро, он льет дождь», а также духовных стихах. Молитва перед иконой святых в силу дарованной мученикам благодати и давало отпущение грехов. Иулитта и Кирик почитаются как покровители старообрядцев, Иулитта считалась также заступницей женщин, величавших ее «Матушкой Улитой».
Мученики Кирик и Улита относятся к одним из самых почитаемых у старообрядцев святым. Известно несколько вариантов изображений, которые до сих пор встречаются в домашних иконостасах старообрядцев разных толков и согласий. Житие, вошедшее в состав печатного Пролога, повествует о святых мучениках Кирике и Улите, которые жили на рубеже II - III вв. во времена императора Диоклетиана в городе Иконии. Узнав о предстоящих гонениях на христиан, решила Улита вместе с трехлетним сыном Кириком скрыться в Селевкии. Но, обретя и там гонения, последовала она в Тарс Киликийский, где игемоном был "суровый и звероподобный" Александр, притеснявший христиан. Многими ласками хотел Александр привлечь к себе Кирика, но ничего у него не получилось. Всегда поглядывал младенец на мать и Христово имя повторял. От гнева игемон младенца "пхну в ребра" и испустил Кирик честную свою душу. После этого долго мучима была Улита, и мечем посечена ей была голова.
Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в., описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: "Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его. Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси." Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой "Святого Кирика и Улиты", в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.Молитва святым мученикам Кирику и Иулитте
О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.
> икона мучеников Кирика и УлитыИкона Святых Кирика и Улиты
Раннее христианство представляло собой тяжёлое испытание для тех, кто его исповедовал. В тогдашнем мире большей частью населённых земель правила Римская Империя, уже склонившаяся к закату, но всё ещё грозная и сильная. Римляне исповедовали многобожие, перенятое у многих покорённых ими народов, и отказывались до последнего принимать Христа. Огромное количество людей пострадало за свою веру в Него. Кто - то, не выдержав угроз и пыток, отказывался от Спасителя, сохраняя свою земную жизнь. А кто - то, проявив твёрдость духа и истинную веру, шёл до самого конца. И терял земную жизнь, обретая взамен невообразимо более ценную жизнь небесную, вечную. Именно такими истинно верующими и были Святые Кирик и Улита, изображённые на этой иконе.
Кирик и Улита жили в Конье, азиатском городе, важном центре раннего христианства. В этом городе родилась Святая Параскева Пятница, изображённая на оборотной стороне Феодоровской иконы Богородицы . Кирик был маленьким сыном Улиты, молодой знатной вдовы, исповедовавшей христианство. К несчастью, время их жизни совпало с годами правления императоров Диоклетиана и Мкксимиана, начавших великое гонение на христиан. Жертвами двух императоров стало великое множество верующих, среди которых Святая Ирина, Пантелеймон целитель и Георгий Победоносец. Не избежали участи Святых мучеников и Кирик с Улитой.
Когда притеснения со стороны солдатов Диоклетиана стали невмоготу Улите, она покинула родной дом. С собой она забрала только Кирика и двух своих самых преданных служанок. Всё имущество Улита перед бегством раздала беднякам.
Сначала беглецы нашли приют в Селевкии. Оставшись без доходов, Кирик и Улита вели нищенскую жизнь, не имея постоянного источника дохода. Когда и в Селевкии начались антихристианские зачистки, мученики решили бежать в Киликийский Тарсус. После недолгого пребывания в Тарсусе их схватили. Правитель города Александр, выполняя приказание Диоклетиана, призывал всех пленённых христиан отречься от Христа. Тех, кто отказывался, он пытал, а если они упорствовали в своей вере, то казнил. Улита истово верила в Христа, и никакие пытки не смогли сломать её веру и волю: ни кипящая смола, ни стегание плетьми, ни железные пилы. Кирик, стоящий рядом с троном Александра, не мог выдержать такого тяжёлого зрелища, и, воскликнув, что он христианин, попросился к маме. Разгневанный правитель Тарсуса с силой толкнул мальчика, да так, что тот кубарем скатился по лестнице, ведущей к престолу. Падая, Кирик несколько раз ударился головой о ступеньки. От переломов и кровотечения сын Улиты скончался. Через несколько часов умерла и Улита, которой палачи Александра отсекли голову.
Тела Кирика и Улиты, выброшенные вместе с останками других казнённых за пределы города, ночью отыскали верные служанки. Выполнив все полагающиеся обряды, Кирика и Улиту похоронили.
К иконе Святых Кирика и Улиты обращаются с просьбой даровать семейное счастье, и с просьбой о выздоровлении детей.