Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Социальные учреждения понятие и виды. Социальная организация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие социальной организации

2. Структура социальной организаций

3. Типология социальной организаций

4. Социальное управление как вид управления в обществе

Заключение

Список литературы

Введение

социальная организация управление

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.

Во-первых, организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. С этой точки зрения организация - это процесс «организовывания». Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечить быстроту и непрерывность выполнения операций. Кроме того, он должен установить нормы выработки, режим рабочего дня, наладить взаимодействие рабочих и т.д. Все это и будет называться организацией производственного процесса.

Во-вторых, организация часто понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Это означает, что связи между элементами, составляющими объект, упорядочены. Например, если говорят, что та или иная группа организованна, значит, в ней существуют устойчивые социальные роли (обязанности, которые должен выполнять конкретный индивид для достижения общей цели группы, т.е., его вклад в общее дело), правила, регулирующие поведение людей и т.д.

В-третьих, под организацией понимается искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию. Университет с этой точки зрения представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления и передачи знаний от поколения к поколению.

1 . Понятие социальной организации

Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. Это понятие многозначно. В социологической литературе говорят о нескольких его значениях.

Во-первых, социальную организацию рассматривают как элемент структуры общества, предназначенный для выполнения определенных социальных функций.

Во-вторых, это особый вид деятельности, состоящий в координации действий, в налаживании связей и отношений.

В-третьих, социальная организация выступает как степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого.

В-четвертых, это единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций в структуре общества.

Мы будем употреблять термин «социальная организация» во всех перечисленных значениях, но при этом постоянно иметь в виду, что второе, третье и четвертое «работают» на первое. Другими словами, они объясняют и обосновывают специфику социальных организаций как элемента структуры общества. Прежде чем дать определение социальной организации, зададимся вопросом: какова объективная необходимость социальной организации? для чего она возникает?

Как и любые другие элементы структуры общества, социальная организация появляется для удовлетворения определенных потребностей людей, связанных с реализацией целей их деятельности. Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные общности, общество в целом, невозможно достичь без социальной организации.

Она выступает как способ объединения индивидов, социальных групп, консолидации их усилий в процессе взаимодействия при решении наиболее важных задач жизнедеятельности. Социальная организация систематизирует определенным образом отношения между людьми, общностями, обществом в целом, направляя их развитие в определенное русло ради реализации поставленных целей.

Причем сами цели могуч, иметь как общественный, так и индивидуальный характер. Но при этом они взаимосвязаны, поскольку нельзя достичь каких-либо общих целей без реализации индивидуальных устремлений, и наоборот. Следовательно, социальная организация имеет двойную направленность: либо она способствует достижению общих целей через индивидуальные, либо, напротив, достижению индивидуальных целей через общие. Это свидетельствует о том, что в создании социальной организации заинтересовано как общество в целом, так и конкретные социальные общества и индивиды.

На основании сказанного можно следующим образом определить социальную организацию: это система отношений, объединяющих людей и их общности для достижения определенных целей и выступающая как элемент структуры общества, как вид деятельности, как внутренняя упорядоченность и согласованность частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций. Из определения следует, что важнейшая задача социальной организации - способствовать достижению конкретных целей. В этом смысле сама организация является определенным средством (или инструментом) решения той или иной совокупности задач.

Социальная организация может существовать в такой роли лишь тогда, когда она действует как социальное образование, включающее в себя некоторое количество взаимосвязанных, выполняющих определенные функции групп людей. В то же время важнейшая социальная особенность организации состоит в «безличном» характере выполняемых функций.

2 . Структура социальных организаций

Социальная организация - одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций - степень их формализации, соотношение формального и неформального элементов в них. С учетом этого критерия различаются организации формальные и неформальные.

Формальные организации

Под формальной организацией в литературе понимают систему (сеть) «отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией». В приведенном определении названы основные структурные элементы формальной организации: отношения, статусы, программа деятельности, нормы, правила поведения.

Эти элементы характерны для любой формальной социальной организации, будь то промышленное предприятие, частная фирма, научно-исследовательский институт, государственная или муниципальная структура, учреждение, школа, больница и т.д. Основу формальной организации составляет разделение труда, связанное со специализацией деятельности должностных лиц. Каждое из них выполняет строго определенные функции в соответствии с занимаемой позицией. В своей совокупности эти лица составляют специальный административный аппарат, без которого формальной организации не существует.

Основной задачей такого аппарата является координация действий своих членов в целях сохранения организации. Эти должностные лица рассматриваются функционально - не как личности, а как «носители» определенных социальных ролей.

В рамках формальной организации существует иерархия должностных позиций, в основе которой лежит принцип руководства-подчинения. Далее, формальная организация включает в себя исключительно служебные связи между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так и по горизонтали (сотрудничество).

Эти коммуникации служат также средством служебного общения. Наконец, еще один элемент формальной организации - нормы и принципы поведения должностных лиц в ее рамках, подлежащие строгой регламентации - как правовой, так и отчасти моральной.

Формальная организация обладает рядом особенностей, две из которых - рациональность и безличность - являются важнейшими. Первая означает, прежде всего целесообразность собственной деятельности, направленной на реализацию программы формальной организации. При всех плюсах эта особенность иногда превращается в свою крайность - начинает «работать» на саму себя, сводя первоначально поставленные широкие цели удовлетворения потребностей значительных групп людей к узким целям удовлетворения потребностей только членов данной организации.

О второй особенности формальной организации - ее безличности - уже упоминалось выше. Суть ее в том, что организация рассчитана не на конкретных людей, а на абстрактных индивидов - должностных лиц. С учетом названных особенностей формальная организация имеет все основания рассматриваться как бюрократическая система, без привнесения в нее негативных характеристик понятия «бюрократизм».

Неформальная организация

В отличие от формальной неформальная социальная организация - это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация не в состоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся на специфических неформальных отношениях.

Последние представляют собой либо неформализованные служебные отношения, которые несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией, либо социально-психологическую организацию в виде стихийно возникающей общности людей, основанной на личном выборе связей и товарищеских отношениях. В качестве таких неформальных организаций могут выступать любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Неформальные отношения и организации в условиях жесткой системы административных правил повышают эффективность формальной организации, поскольку:

а) сглаживают возможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами;

б) способствуют сплоченности членов организации;

в) сохраняют чувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности.

3 . Типология социальных организаций

Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака:

1) степень формализации отношений в организации,

2) подвижность цели и

3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.

В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:

1. Административные.

2. Общественные.

3. Ассоциативные.

Административные (или деловые) организации характеризуются следующими признаками:

жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений;

целями, которые устанавливаются извне, а не вырабатываются самой организацией;

ограниченными возможностями для участников влиять на процесс принятия решений в организации.

Примерами здесь могут служить министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.

Общественные (или союзные) организации - это организации, в которых:

цели более подвижны по сравнению с административными объединениями;

структуры и взаимодействия менее формализованы;

участники имеют возможности влиять на конечные цели организации;

члены организации вступают в нее добровольно. Профсоюзы, политические партии, клубы по интересам и т.д. - все это общественные организации.

Для ассоциативных организаций характерны свои особенности:

· степень формализации отношений в таких объединениях минимальна;

· структуры подвижны;

· цели не декларируются, а вырабатываются самой организацией;

влияние индивидов на процессы принятия решений достаточно велико.

Примеры организаций данного типа - семья, дружеская компания и т.п.

Все эти объединения, несмотря на их значительные различия, относятся к классу организаций. Дело в том, что все они выполняют одну важную функцию - регламентируют разнонаправленную деятельность индивидов, объединенных в одно целое. Организации предлагают участникам кодекс правил поведения, набор обязанностей и ролей для скорейшего достижения общей цели. Эти правила могут быть жесткими или не очень жесткими, в зависимости от типа взаимодействий между членами, тем не менее, они всегда должны соблюдаться для успешного функционирования организации.

Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные. Понятия формальной и неформальной организации ввел в мировую науку американский социолог Элтон Мэйо. При проведении своих знаменитых Хоторнских экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе, помимо служебных, формальных отношений, возникают неофициальные, дружественные связи. Причем и те и другие не хаотичны, а строго упорядочены и починяются определенным законам. Благодаря этим особенностям формальные и неформальные отношения как внутри одного объединения индивидов, так и отдельно друг от друга получили название организаций.

В зависимости от того, какие типы отношений (личностные или деловые, институционализированные) преобладают в том или ином объединении людей, организации подразделяют на формальные и неформальные.

В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются.

Так, директор может быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Исполнитель может быть сверхталантливым, но формально он должен занимать более низкую позицию в структуре организации.

Таким образом, формальная организация стремится сделать поведение

участников контролируемым и предсказуемым. В ее основе лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений между людьми. Именно благодаря набору моделей и стандартов поведения формальные организации составляют каркас социальной структуры всего общества, придают ей устойчивость и целостность. Примерами формальной организации могут служить предприятия, учреждения, министерства и т.п. В таких объединениях личные возможности индивида крайне ограничены.

Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегуляции. Здесь в большей степени учитываются личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения превалируют групповые нормы. Часто среди руководителей, формально занимающих позиции одного уровня, мы выделяем того, кто умеет работать с людьми, способен быстро и четко решать поставленные перед ним задачи. Отдавая ему предпочтение, налаживая с ним деловые контакты, мы устанавливаем одну из взаимосвязей неформальной структуры.

Такие отношения не закрепляются официальными правилами и документами и, следовательно, могут быть легко разрушены, если, например, данный руководитель не оправдал ожиданий. Таким образом, неформальная структура менее устойчива по сравнению с формальной. С другой стороны, спонтанное поведение людей в такой организации придает ей гибкость и подвижность, что в современном мире, где все непрестанно и быстро меняется, является достоинством.

«Законсервированная», полностью формализованная организация не способна сегодня эффективно функционировать, хотя определенная доля формализации в отношениях между людьми для успешного целее - достижения всегда необходима. Неформальные организации могут существовать не только как составляющие формальных. Например, клубы по интересам, кружки, женские союзы и т.д. - все это неформальные объединения.

Итак, организация - это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены, прежде всего, на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).

4. Социальное управление как вид управления в обществе

Для обозначения управления в обществе используется термин «социальное управление». Управление в обществе (социальное управление) характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. В данном случае термин применяется в широком смысле слова. Развернутая трактовка этого понятия будет дана ниже.

В отличие от управления в технических и биологических системах, оно характеризуется разработкой программ, формированием у субъектов мотивации к деятельности, к эффективному труду для достижения сформулированных целей. Управление в живой природе бессубъектно, на уровне организма управляет генетическая программа, которая является средством управления, а не его субъектом и управляет она не субъектами, а процессами, происходящими в организме.

В автоматических технических системах также имеются программы управления и процессы, организуемые последними. Управление на уровне общества - субъектное, его отличает то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления сознательно, представляет собой определенный информационный образ, предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого проекта.

Уровни и функции социального управления

В широком смысле термин «социальный» означает «общественный» и употребляется при сопоставлении общества с природой. В этом случае понятие «социальный» тождественно понятию «общественный». В узком смысле данный термин охватывает взаимоотношения между различными социальными общностями (территориальными, этническими, демографическими, образовательными, религиозными, культурными), процессы, протекающие

в социальной сфере общества, социальную структуру, уровень и качество жизни людей. Соответственно, термин «социальное управление» также употребляется в широком и узком смыслах.

До сих пор термин «социальное управление» употреблялся нами в широком смысле - как синоним «управления в обществе». Однако настало время обратить внимание на его «звучание» в узком смысле. В таком контексте под социальным управлением целесообразно рассматривать управление территориальными, демографическими, культурными и иными общностями и процессами, социальной защитой, миграционными потоками, доходами населения, его уровнем и качеством жизни.

Выше уже говорилось о том, что в обществе выделяются такие уровни управления как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для выделения уровней управления обществом выступают, прежде всего, объекты социального управления - различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управления.

В государственном управлении важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований и основополагающих направлений.

С реализацией этой функции могут быть связаны непрофессиональная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.), деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя и др.), а также условия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.). Специфика объекта государственного управления заключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования.

В силу этого главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объединяющие людей, проживающих на одной территории, граждан одного государства. Государство вырабатывает системы норм, регламентирующих деятельность управляемых субъектов, и способы контроля за их исполнением. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы.

Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка.

Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания.

Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования). Если государственное управление направлено на непосредственное управление гражданами государства, через регулирование выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ.

Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципального образования, осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономическую, политическую, образовательную, культурную, религиозную деятельность, решение этнических проблем, организацию социальной защиты населения и т.п.

В то же время его отличие от управления на государственном уровне заключается в том, что именно на уровне муниципального образования создается и функционирует социальная инфраструктура, осуществляется помощь гражданам, нуждающимся в поддержке, производится перераспределение товаров и услуг, оказание коммунальных услуг. Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. Он рассматривается в литературе с различных позиций.

Во-первых, происходит отождествление менеджмента и управления. Это неверно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических, биологических системах, и вряд ли можно называть его менеджментом, равно как человека, управляющего техническими системами, - менеджером. Иными словами, менеджмент и управление нетождественны, менеджмент выступает одним из уровней управления обществом.

Во-вторых, менеджмент связывают с организацией процесса производства и рассматривают как управление коммерческими организациями, фирмами, которые осуществляют определенную деятельности с целью получения прибыли. В связи с этим в учебниках по менеджменту в основном рассматривается характеристика организаций, из структуры, уровней управления, организационного поведения, управления персоналом, проблем лидере та и т.п.

В-третьих, менеджмент определяют как особый вид профессиональной деятельности по организации и управлению, совокупность конкретных методов управления, существующих в рыночном обществе. В качестве важнейшей составляющей менеджмента выделяется управление персоналом организации. Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели.

Функции социального управления:

Разнообразные функции социального управления можно объединить в три основные группы.

К первой группе функций, направленных на создание благоприятных условий жизни людей и их последовательное улучшение, совершенствование, относятся:

обеспечение условий безопасности граждан;

создание и упрочение условий, гарантирующих права и свободы граждан; помощь людям в обеспечении источниками средств к существованию, создание возможностей для повышения их доходов;

обеспечение интересов работников при проведении приватизации предприятий;

· охрана труда и улучшение его условий, обеспечение охраны здоровья граждан;

развитие социально-бытовой инфраструктуры;

создание и совершенствование условий участия граждан в управлении делами общества, государства, производства.

Вторая группа функций охватывает:

процессы изменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных качествах обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;

организация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы;

помощь людям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка;

развитие трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.

Третья группа функций представляет собой:

целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива;

развитии его социальной структуры;

создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.

В приведенной классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности.

Выявление функций управления выступает одним из важнейших аспектов системы управленческого знания. В зарубежной литературе управление характеризуется через его функции. В зависимости от выделяемого «набора» функций оно определяется, например, как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

Управление может пониматься как «эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами».

В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: выявляются основные функции управления, в результате реализации которых осуществляется эффективное и производительное достижение целей организации.

При этом определения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какие функции выделяются. В отечественной литературе функции социального управления рассматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.

В ряде источников функции управления выделяются более дробно, и в качестве общих функций, реализация которых представляет собой и управленческий цикл, различают целеполагания, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей.

В традиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной деятельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих решений. Так, в результате функции планирования появляются цели, в результате функции организации - упорядоченность, в результате мотивации - желание трудиться.

Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традиционная модель трактовки управленческих функций применима, прежде всего, на уровне отдельного работника. Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятельность общностей предполагает регламентацию взаимодействий между ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляющую информационную модель.

Существует иной подход к анализу управленческих функций, когда под ними понимаются виды управленческих действий, выделяемые по характеру предмета деятельности и ее результату. В этом случае выделяются информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции. К предмету информационно-управленческих функций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируются цели деятельности, вырабатываются нормы и оценки.

Результатом этой функции становятся выявление проблем и разработка управленческих решений. К предмету сервисно-управленческих функций относится формирование как у субъектов управленческой деятельности, так и управляемых субъектов мотивов к тем или иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение, повышение, понижение, наделение полномочиями и др.).

Если информационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужно делать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реализации первых.

Например, такие функции, как мотивация и стимулирование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организации выполняет работу, предусмотренную проектом. Заключение договоров и соглашений между работниками и руководителями закрепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкретными исполнителями.

Наряду с вышеназванными можно выделить и собственно сервисные функции, которые уже не являются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения.

Для выполнения сервисных функций создаются специальные органы и учреждения. Например, учреждения социальной защиты оказывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим категориям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муниципальные органы посредством выработки и принятия необходимых решений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов.

Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.

Система социального управления

В качестве основных элементов системы социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субъект; проект деятельности; объект управления; цель управления. Субъектами управления выступают индивиды, способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность, а управляемыми субъектами - люди, способные к осуществлению программ, созданных другими. Субъекты управления «управляются» также определенной информационной программой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Социальное управление многосубъектно. Его субъекты - не только индивиды, но и государственные, муниципальные органы и общественные организации. На уровне государства важнейшими субъектами являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исполнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполнительные и судебные органы. Органы местного самоуправления занимаются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации.

Проблемы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, регулируют действия управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъективно - как «руководство к действию», управление может и не иметь места. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов.

Управляемыми субъектами выступают группы людей и отдельные индивиды, способные к реализации социальных программ, выработанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты.

Проект управленческой деятельности - сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности, как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект, представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решение представляет собой фрагмент проекта.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере содержит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помощи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Проект включает в себя не только целевые образы (например, обеспечение всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения целей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь.

Социальное управление направлено на сложные социальные системы, представляющие собой действия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. В ходе социального управления формируется желательный образ социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, обеспечения безопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулируется деятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимом направлении.

Заключение

Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели.

Тем не менее, нужно учитывать, что персонал фирмы - реальные люди, которых волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решение социальных проблем ее сотрудников.

Цель управления - создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Организация, как отмечалось выше, является целью всякого, управления. Цель социального управления объективируется не в каких-то вещах или услугах, а в организации деятельности по их производству, упорядоченности уже существующей системы.

Эффективной будет считаться та управленческая деятельность, которая приведет к изменениям в организационных отношениях, в установках, знаниях, целях, социальных позициях и статусах членов организации. В свою очередь, именно эти изменения и должны будут привести к позитивным сдвигам в технологиях и непосредственных; результатах производства. Другими словами, между управлением в; организации и получением непосредственного производственного эффекта необходимо видеть промежуточные звенья, они и являются результатом управленческой деятельности.

Список литературы

1. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М. :Издательство «Экзамен», 2006. - 734 с.

2. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 129 с.2. Гиддеис Э. Социология. М., 2008.

3. Осипов Г.В., Л.Н. Москвичев. Социология. 2002. 320 с.

4. Мягкова М., А.Ю. Социология, Основы общей теории: учебник. М. 2008г.- 256с.

5.Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.-368 с.

6.Холостова Е.И. Социальная политика/Е.И. Холостова: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 302 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и типология социальных общностей и групп. Специфические факторы молодежной субкультуры, стратификация молодежи в целях образования, занятости и потребления. Подходы к определению понятия организации, типология и структура социальных организаций.

    реферат , добавлен 17.02.2009

    Сущность и причины создания социальной организации как феномена общества. Типология организаций: формальная, неформальная и внеформальная. Особенности социальных организаций в России. Общественные организации как субъект социальной работы в России.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2011

    Изучение сущности социальных организаций - одного из наиболее сложных общественных явлений, с формальной или неформальной специфической структурой. Особенности административных, общественных и ассоциативных социальных организаций и методы управления ими.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2010

    Теоретические аспекты организации деятельности по социальному служению некоммерческих социальных организаций. Сравнительный опыт социального служения за рубежом и в России. Анализ системы управления, а также социальной деятельности женского монастыря.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2012

    Понятие результативности деятельности организации. Факторы результативности организационно-административной деятельности. Критерии организационной результативности и виды результатов. Результативность работы социальных служб, учреждений, организаций.

    лекция , добавлен 01.12.2007

    Понятие, основные черты, типы организаций, особенности их функционирования. Исследование социальных организаций в западной и отечественной социологии. Прямая и обратная информационная связь. Социально-классовые отношения. Функции социального управления.

    реферат , добавлен 17.09.2012

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Социальные изменения - нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Модели социальных изменений по мнению социолога Мура. Виды социальных изменений: открытие, изобретение и диффузия.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

С социальными институтами тесно связаны и социальные организации. Общество невозможно без организаций - банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы и других. Мы начинаем нашу жизнь в организации и везде с ними связана наша деятельность: роддом, детский сад, школа, институт, армия, служба и т. П. Все они - разновидности организаций и часто отождествляются с социальными институтами. В широком смысле, социальная организация - это такая форма и таким образом совместной деятельности людей, за которых она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Однако термин "социальная организация" используется в нескольких значениях:

■ как элемент социальной структуры общества;

■ как вид деятельности определенной группы;

■ как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

Итак, можно сказать, что каждый человек будто опутана нитями связей, отношений, отношений, видим, как поддерживается связь, как собираются группы, как выполняются действия. И вся эта система действует ровно, без путаных. Такая система послужила основанием для введения понятия "социальная организация". В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем (элементами которых являются люди и отношения, которые возникают между ними).

Социальная организация имеет следующие характерные черты:

■ обладает целевой природой, поскольку создана для реализации определенных целей. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута каждым одиночку;

■ это сложная взаимосвязанная система социальных позиций и ролей, которые выполняют члены организации; здесь имеют место вертикальные (взаемопидпорядковани) и горизонтальные структуры;

■ наличие механизмов и средств регулирования, а также контроля за деятельностью элементов организации.

Термин "социальная организация" имеет несколько понятий:

■ целевая группа, объединение людей институционального характера, которые стремятся к реализации определенных целей организованным образом (предприятие, орган власти, союз);

■ это средства управления, управления людьми, это способы координации функций людей, это гармония сил, направлений деятельности людей на достижение определенной цели;

■ система средств деятельности людей, институтов, социального контроля, социальных ролей, системы ценностей, которые обеспечивают общежития членов общности, обеспечивают порядок в общественной жизни (определенная структура, тип связей, свойство-атрибут определенного объекта).

Синтезируя вышеуказанные векторы понимание категории "организация", можно дать следующее определение: социальная организация - это большая социальная группа (целевая группа), которая создана для реализации определенных целей с помощью рациональных средств, экономии усилий, рационального разделения труда между членами группы, координации руководящих органов. В широком смысле - это совокупность образцов поведения, учреждений, социальных ролей, средств социального контроля, которая обеспечивает общежития членам сообщества, гармонизирует множество их стремлений и действий в процессе удовлетворения потребностей, а также способствует решению проблем и конфликтов.

Все организации имеют собственные названия, уставы, цели, сферы деятельности, порядок работы. Но самое главное, с точки зрения социологии, - это наличие в ней социальной иерархии, статусов, распределение ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает общество. Ей присуща иерархия (вертикальное размещение людей по рангам) и управления (механизм, который упорядочивает взаимодействия людей, которые стремятся получить более высокий статус и место). Сравнивая с социальной структурой общества, следует отметить, что люди в ней распределены согласно каст, сословий, классов, в социальной организации иерархия разделяет людей согласно должностями.

В обществе возникают такие организационные формы:

■ деловые организации (фирмы, учреждения);

■ общественные союзы, массовые организации;

■ промежуточные формы организаций (артели, звенья, бригады)

■ семья, научная школа, неформальная группа.

Наиболее крупной организацией общества является государство.

Специалисты-социологи подают разную типологию социальных организаций. Критерием такого деления является степень формализации норм, связей, статусов, которые существуют в этих системах (формальные и неформальные социальные организации). Формальная возникает, как правило, в результате определенного административного политического решения. Деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами. Распределение статусов здесь выступает как система статусов-должностей, и каждая из них обладает определенными функциями. Фактически это большие вторичные группы, не в первую очередь производят влияние на формирование личности, сознательно создаются для достижения определенных целей - от системы государственной администрации, правительства в муниципальные "ячеек". Наряду с формальными, в обществе действуют и неформальные социальные организации. Они появляются не по приказу, а стихийно. Это система социальных связей, взаимоотношений, которые складываются спонтанно. Члены неформальной организации более самостоятельны в достижении индивидуальных и групповых целей, обладают большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия.

Одним из критериев, по которому формальную организацию отличают от неформальной, является принцип легальности. Формальным есть все, что легальное, установлено распоряжениями или посредством демократических процедур волеизъявления. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию американский социолог Э. Мэйо. Благодаря своим социальным экспериментам (Хоторнского эксперименты, 20-е годы) он обнаружил, что в любой компании, то на заводе, кроме официальных служебных отношений (элементы формальной организации) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (элементы неформальной организации), не меньше влияют на эффективность деятельности организации.

В социальной организации являются: единственная цель (круг деятельности, услуги), система власти и управления, требует иерархического подчинения, распределение функций (полномочий, обязанностей, субординация должностей) между работниками, система коммуникаций (средства и каналы передачи информации).

Социальные институты тесно связаны с социальными организациями. Некоторые социологи называют социальные организации разновидностью социального института или сложные институты. Однако существует определенная разница в содержании этих терминов. Не всякий социальный институт можно считать организацией, и не каждую организацию институтом (см. Разд. "Социальные институты"). И социальные институты, и социальные организации создаются с целью регулирования процесса удовлетворения потребностей индивидов и групп, служить реализации социальных интересов. Социальный институт - это организация социальных отношений, которая сформирована для решения главных социальных проблем, это разновидность "социального действенного проекта", который определяет, какая именно существенная деятельность должна быть организована, как направлена и реализована.

Социальные организации представляют собой целостную систему. А целое, как известно, больше суммы своих частей. Поэтому на базе сочетания элементов организации создается своеобразный организационный кооперативный эффект, прирост вспомогательной энергии. Этот эффект означает прирост дополнительной энергии (синергетика), которая превосходит сумму индивидуальных усилий ее участников. Слово синергетика производное от термина "синергетизм", который в биологии означает сотрудничество между различными органами. Это слово было введено в научный оборот И. Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компаний. Синергетика означает стратегическое преимущество, которое возникает при сочетании двух или более элементов. Это тот эффект, который возникает в совместной деятельности людей от определенного сложение сил, когда 2x2 = 5 или и больше. Этот прирост, по мнению специалистов, возникает в результате того, что в организации интегрируются усилия всех элементов, субъектов. Координация, единодушие и одновременность усилий этих субъектов дает прирост энергии.

Особое место в организации занимает система управления (методы, способы, формы, культура). Совокупность норм, ценностей, мнений, отражаются в действиях на всех уровнях организации и создают неписаный кодекс поведения, можно назвать организационной культурой. Организационная культура открывает большую палитру понятий, описывающих и объясняющих поведение людей в организации (престиж, мотивация, власть, авторитет, лидерство).

Власть и авторитет являются наиболее важными переменными организационного поведения. Власть - это форма социальных отношений, которая характеризуется свойством влиять на поведение других благодаря административно-правовым механизмам. Авторитет - это персональная характеристика, общепринятое значение, влияние, которым пользуется определенное лицо в силу своих качеств и заслуг. Он основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств человека. Если авторитет, прежде всего, является добровольное подчинение лица, то власть - вынужденное. С этими понятиями тесно связан феномен лидерства.

Лидерство - это отношения подчинения, влияния и подражания в системе внутригрупповых отношений (социально-психологический процесс воздействия на других формально равных людей). Во лидером понимают члена группы, по которым она признает право решения в наиболее важных ситуациях. Подобно и в противоположность лидерству существует форма руководства - как юридически регламентирован административно-правовой процесс организации и контроля действий формально нервных (подчиненных) человек.

Одним из первых, кто научно обоснованно исследовал природу организаций, был выдающийся немецкий социолог М. Вебер. Он же высказал и предположение о превращении формальных организаций в своеобразный феномен, название которого бюрократия. Трансформация организации в более сложную бюрократическую систему возникает вследствие того, что здесь управленческая деятельность, контроль, функционирования власти осуществляется постоянно, и управленческая функция документируется, расчленяется на ряд узких подфункций, проявляется принцип безособистисности, четкости иерархии власти. Бюрократия является наиболее сложной и рациональной устроенностью, которую придумал человек. Бюрократическое господство является одним из существующих стилей руководства наряду с:

Патриархальным (отношения полной подчиненности подчиненных обладателю и их зависимость от него, проявление глубокой веры людей в незыблемость издавна существующих обычаев и власти обладателей - это господство людей знатного происхождения);

Становым (власть осуществляется не одним обладателем или его слугами, а членами состояния, "сословия" по относительно независимых от обладателя, кто получил часть власти как привилегия)

Харизматичным (вид власти над массами, который имеют пророки, военные герои, большие демагоги; власть такого рода основывается на вере людей в харизму (Божией), которой якобы наделен тот, кому они подчиняются (примеры: Ж. д"Арк, Наполеон Лютер и др.).

Доминирующая черта бюрократии - четко установлена иерархия позиций, в которой ниже позиции контролируются и подчиняются выше. Основу бюрократии составляет формальная организация, то есть система ролей, статусов, целей, функций и стандартов деятельности. А стержнем формальной организации выступает особый код поведения чиновников, который включает в себя нормы, правила и процедуры. Каждый из них знает или должен знать свой круг обязанностей, прав, ответственности, систему поведения и подходов в условиях каждой ситуации. Проявления бюрократической формы управления существовали и существуют всегда и везде, как в высокоразвитых странах, так и в других.

Более подробно природу и механизм функционирования социальных организаций рассматривает специальная социологическая теория - "социология организаций".

Контрольные вопросы:

1. Понятие социальной связи. Структура социальной связи.

2. Механизм социальных отношений.

3. Понятие социального института. Функции, типы и виды социальных институтов.

4. Социальный контроль и его элементы. Понятие девиации.

5. Характеристика и классификация социальных организаций.

Тема реферата:

1. Система образования как социальный институт.

Дополнительная литература (к теме А):

Войтович С. А. Социальные институты общества: род, власть, собственность. - М.: Ин-т социологии НАН, в 1998.

Войтович С. А. Проблемы социальных институтов в социологии // Социология: теория, методы, маркетинг. -1999, № 2.

Кравченко А. И. Общество и социальные институты // Социология. Уч. пос. - М., 1997..

Оссовский В. Социальная организация и социальный институт // Социология: теория, методы, маркетинг -1998, № 3.

Пригожин А. И. Социология организаций. - М., 1980.

Социальные институты: содержание, функции, структура / Под ред. Андреева Ю. П. - Свердловск, Изд-во С ГУ, 1989.

Социальные отклонения: введение в общую теорию. - М., 1994.

Франчук В. М. Основы современной теории организаций. - М., 1995.

Социальная организация общества (от позднелат. organizio - формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum - орудие, инструмент) - установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.

Под организацией часто понимается 1) свойство общества в целом или какого-либо социального объекта иметь упорядоченную структуру, а также 2) деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием полномочий, регулированием и координацией действий, управлением.

В первом случае термин "организация" означает установленный социальный порядок в системе в целом или отдельных ее подсистемах. Например, организация государственной власти по административно-территориальному принципу, или организация траты на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ.

Во втором случае – термин "организация" характеризует момент деятельности, связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс – это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность.

Таким образом, под организацией понимается некий нормативный порядок, который обеспечивается всей совокупностью регулятивных механизмов и предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему.

Однако есть еще и третье, более специальное значение этого термина в обществе: «социальная организация» – это специфическая социальная единица, которая объединяет индивидов в группу, совместно и скоординированно реализующую общую цель (Н.Смелзер). Социальная организация, – пишет Н.Смелзер, – это вторичная социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.. В “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1983) различается широкий и узкий смыслы социальной организации. В широком смысле – это понятие “характеризует способы упорядочивания и регулирования действия отдельных индивидов и социальных групп…”. В более узком смысле, “социальная организация – это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий”. Но в любом случае, организации присущи иерархичность и управляемость, По мнению А.И.Пригожина, "организации возникают, – пишет он, – тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей”.

Социальная организация - это целевая группа (вторичная и практическая группа),возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Признаки социальной организации

Социальные организации являются необходимыми элементами социальной структуры общества, наряду с социальными общностями, социальными группами и социальными институтами и не сводимы ни к одним из них.

Три специфические черты отличают социальные организации от них:

во-первых, организации - это, прежде всего практически действующие группы, а не социальные, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, ближайших целей;

во-вторых, организации - это такие сообщества людей, которым свойственна высокая степень формализации. В отличие от социальных общностей их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.

в-третьих, организации, в отличие от социальных институтов, очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.

Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:

а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;

г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;

д) наличие организаторов, лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

В социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты ):

    цели организации;

    членов организации, или участников;

    "организаторов", образующих управленческое звено, "организационное ядро"(данный признак характерен для больших групп, для малых он не обязателен);

    совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела);

    правила, регулирующие поведение людей;

    средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию - систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур);

    заданный алгоритм действий;

    систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения;

    упорядоченные связи с другими организациями, окружающими социальными группами и общностями (например, с клиентами), институтами (например, с государством), обществом в целом.

Типы социальных организаций

В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

Неформальная - это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).

Можно выделить три основные черты данного явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;

б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная особенность - неслужебное, «неделовое» содержание межличностных отношений.

Формальная - это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

Социальные свойства организации таковы:

    организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при ее изучении стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, условий эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;

    организация складывается как человеческая общность, специфическая социальность, т. е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности или конфликтности;

    организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. А основные проблемы здесь - равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

Разумеется, при большом количестве подходов к изучению социальных организаций, социологи классифицируют их по самым различным признакам, но попробуем выделить основные следующие виды социальных организаций:

  • 1. Деловые организации - фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Следует заметить, что цели наемных работников не всегда связаны с целями владельцев организации или государство. Членство или работа в данной деловой организации обеспечивает работникам средства к существованию (зачастую это заработная плата). Основой регулирования в данных организациях является административный порядок, принципы единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности;
  • 2. Общественные организации (союзы), массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей;
  • 3. Промежуточные организации, например кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т.д.). В обществе возникают организационные образования и другого рода, которые не являются собственно организациями, но имеют некоторые признаки последних;
  • 4. Ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные ценности и нормы. Однако степень их формализации незначительна. Но более важное их отличие от организаций первых двух типов заключается в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели друг друга, т.е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. Конечное, целое здесь, как и везде не тождественно его составляющим, но общие цели суть совпадающие индивидуальные;
  • 5. Поселение - такой тип общности, который обладает сходными организационными признаками с описанными выше. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельность и способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.

Очевидно, что все указанные организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой. На территории большинства поселений находятся административные организации (милиция, префектуры и проч.), многие имеют аппарат и даже предприятия. Иногда оказывается эффективным их слияние, когда, например, исследовательский институт создается на базе научной школы или персонал отдаленной метеорологической станции формируется из членов одной семьи. В каких-то других же случаях подобные сочетания считаются вредными, дезорганизующими, ввиду этого можно в кратком варианте изложить основные первые 4 организации, относящиеся к эффективным:

  • 1. Деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
  • 2. Общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить политические, социальные, культурные, другие потребности (политические партии, профсоюзы, и т.д.);
  • 3. Промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);
  • 4. Ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Но не следует забывать о том, что наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальны е. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

1. Формальный аспект организации - главное, что отличает организацию от других социальных явлений. Организованность подразумевает наличие устойчивой формы, жесткого иерархического каркаса взаимоотношений. Формальный характер социальной организации проявляется в наличии постоянной статусной структуры, комплекса формализованных норм, устойчивого разделения обязанностей и полномочий. Основой формализации является функциональное разделение труда. В соответствии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном уровне различия статусов. Статусы упорядочиваются иерархически по сходству функциональных задач и между ними устанавливаются отношения руководства-подчинения.

Иначе выражаясь:

Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства.

Выделяют:

  • · Группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
  • · Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
  • · Рабочая (целевая) группа - сотрудники, работающие над выполнением одного задания.

Комитет - группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.

2. Неформальный аспект организации проявляется в обязательном наличии в ней своеобразного «фона», который составляют морально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, неявное лидерство, симпатии и антипатии людей. Между «формой» и «фоном» всегда существуют сложные диалектические отношения нерасторжимой взаимосвязи.

Неформальная группа - спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления - чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

Кристаллизация формальной структуры социальной организации составляет процесс инсгитуционализации. В ходе этого процесса формальная структура обретает как бы самостоятельное существование, не зависящее от конкретного индивида и его воли. Именно в силу такой «самостоятельности» она настолько отрывается от индивида, что перестает реагировать на индивидуальную изменчивость, утрачивает какой бы то ни было психологизм, превращаясь в социальное как таковое.

Неформальные организации осуществляют социальный контроль над своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.

Разграничение понятий "социальный институт" и "социальная организация", в силу уже указанных выше причин, представляет определенную сложность: действительно, социальная организация - в принципе не что иное, как сложный социальный институт.

Однако, при этом нужно иметь в виду то обстоятельство, что термин "социальная организация" употребляется и в двух других значениях.

Социальная организация обозначает определенный организованный вид деятельности, т.е. здесь социальная организация - процесс распределения функций, координации, целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект.

Термином "социальная организация" обозначают также свойство социального объекта, имея в виду степень внутренней согласованности, упорядоченности какого-либо целого, его структуру.

Однако, вернемся к понятию "социальная организация" в его основном значении, о котором уже шла речь выше.

Итак, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - это один из важнейших элементов социальной структуры общества (в широком значении этого термина), искусственное социальное объединение людей институционального характера, реализующее в обществе определенные функции.

Особенности социальных организаций:

    Социальные организации обладают целевой природой, поскольку создаются в обществе для реализации определенных целей, т.е. это средство объединения и регламентации поведения людей для совместного достижения определенной цели.

    Для достижения цели члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам, т.е. занимать в ней определенные позиции.

    Организации возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Потому в них, с одной стороны, имеют место различные горизонтальные структуры. С другой - социальные организации всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в них выделяются управляющая и управляемая подсистемы.

    Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации (имеются в виду как непосредственно органы управления организацией, так и внутриорганизационные нормы).

На основе перечисленных факторов и возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей и норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения. Соответствено, поведение индивидов в организации и вне ее - явления различные. Разные элементы человеческого поведения - мотивы, роли, ценности, установки, цели, потребности и т.п. - "выстраиваются" в рамках организации совершенно по-иному, чем вне организации, поскольку в организации действуют законы совместной кооперированной деятельности. Подобная организационная деятельность порождает организационный эффект, который называют СИНЕРГИЕЙ, т.е. приростом дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий ее участников.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТА СИНЕРГИИ

1. Организация объединяет усилия своих членов и уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий дает прирост энергии.

2. Сами единицы, элементы организации, включаясь в нее, становятся иными, специализированными и эта специализация, однонаправленность действий индивидов позволяет также усилить энергию, концентрируя ее в одной точке.

3. Благодаря наличию управляющей подсистемы, действия людей синхронизируются, что также служит мощным источником повышения обшей энергии организации.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗА ЦИЯ - ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ ОТ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НАЛИЧИЕМ ЦЕЛЕЙ, ИЕРАРХИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ НАЛИЧИЕМ УПРАВЛЯЮЩЕЙ И УПРАВЛЯЕМОЙ ПОДСИСТЕМ), А ТАКЖЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Выделяют следующие разновидности социальных организаций: формальные и неформальные.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ имеет следующие особенности: она рациональна, т.е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели; она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются в соответствии с определенной программой, правилами. В формальной организации предусмотрены лишь служебные связи между индивидами и она подчиняется лишь функциональным целям.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой самопроизвольно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющуюся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения, к примеру, в трудовом коллективе на основе симпатий и антипатий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!