Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Проявление деятельности институтов гражданского общества. Взаимоотношения общества и государства

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

1. получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. д..;

2. удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

3. удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Гражданское общество как социальное явление органически связано с Российским государством, государственной властью. Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно рассматривать в трех аспектах: во-первых, установить, в чем проявляется единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей. Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах. Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д.


Вопрос 19. Гражданское общество и государство.

1. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

2. Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки: верховенство закона во всех сферах жизни общества: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность личности и государства; реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность; политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции; наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов; законность и правопорядок в обществе.

Рассматривая структуру гражданского общества, выделяют три его основные сферы: экономическую, социально-политическую и духовную.

3. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются: индивидуальные формы экономической активности; коллективные хозяйства, кооперативы, частные предприятия и акционерные общества (промышленные, торговые, финансовые и др.); отраслевые союзы и ассоциации (союзы нефтяников, газовиков, промышленников и предпринимателей, ассоциации банков и др.). Иными словами, это все формы и виды предприятий и организаций, которые созданы гражданами в области хозяйственно-экономической деятельности на основе добровольного объединения, по собственной инициативе, без участия государства. Исключение составляют государственные унитарные предприятия. Отношения конкуренции, баланса и интеграции интересов устанавливаются на основе действия законов свободной рыночной экономики.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает в себя: различные формы общественно-политической активности граждан (митинги, собрания, демонстрации); общественные, политические организации и движения (профсоюзы, общества для оказания содействия социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения, партии и др.); органы общественного (местного) самоуправления; негосударственные средства массовой информации. Ее традиционными элементами являются: семья, социальные группы и общности. В этой сфере реализуются такие важные функции гражданского общества, как формирование и выражение общественного мнения, выработка общепринятых норм и ценностей, разрешение социальных конфликтов без вмешательства государства, самоорганизация социальных общностей, оказание взаимопомощи на основе солидарности граждан.

Духовная сфера гражданского общества непосредственно связана с нравственно-духовным развитием людей, их научным и художественным творчеством, культурой. В этой сфере к элементам гражданского общества следует отнести наличие таких важнейших прав и свобод как свобода совести и слова. Их реализация выражается, прежде всего, в творческой самодеятельности и саморазвитии отдельных людей, их реальной возможности развивать собственные идеи и концепции, публично высказывать свое мнение и отстаивать свои убеждения. Эта сфера включает также деятельность самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов творческих, научных, культурных, духовных, образовательных и других организаций, объединений, союзов, ассоциаций, сообществ (например, союзы писателей, художников, композиторов; научные сообщества; культурные и просветительские организации; негосударственные образовательные учреждения; церковь, религиозные организации и духовные движения).

4. Функции: Защита частных сфер жизни людей; Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей; Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества; Защита и продвижение общественных интересов, Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

5. Под гражданским обществом (или обществом граждан) принято понимать совместные (коллективные) действия людей в сфере не их приватной (частной), а публичной (или общественной) жизни, причём в условиях, когда она перестаёт быть монополией властных элит – как традиционных, так и современных. Это именно сфера действий, поступков людей, которые могут носить как стихийный, так и организованный характер, получая в этом случае организационную форму неправительственных, негосударственных объединений, союзов, ассоциаций, функционирующих по принципам самоорганизации, самоуправления и, как правило, самофинансирования. Непосредственно гражданское общество предстаёт как сложившаяся независимо от властной вертикали, существующая помимо неё система горизонтальных связей и отношений, охватывающая собой значительную часть населения. Не паспорт, а реальная включённость человека в эту связь превращает его из гражданина de jure в гражданина de facto

Правовое государство и гражданское общество – это две стороны одного и того же социально-исторического явления – развитого индустриального и постиндустриального общества. Первое представляет форму, между тем как второе – содержание. Как форма, государство отражает интересы гражданского общества; создаёт правовые условия для его дальнейшего развития и функционирования; причём соответствует интересам гражданского общества, гарантированно защищает их в правовом порядке.

Правовое государство взаимосвязано с гражданским обществом таким образом, что является одной из основ функционирования гражданского общества. В то же время правовое государство вполне можно рассматривать как своего рода институт гражданского общества. Ведь государство в конечном итоге является средством удовлетворения определённых потребностей граждан, без которого немыслимо существование гражданского общества как такового.

Возможно ли правовое государство без гражданского общества? Безусловно, тесная связь между этими двумя понятиями и, соответственно, формами социальной деятельности имеется, однако данная связь существует, скорее, на уровне принципов неразрывной «одновременности», взаимосвязи: без гражданского общества нет правового государства во всей полноте этого понятия; в неправовом государстве гражданское общество как бы и не может возникнуть.

На уровне же исторических реалий дело нередко обстоит так, как в нашей стране, – надо строить гражданское общество в условиях, когда ещё нет правового государства в строгом, полном смысле слова; одновременно нельзя отказываться от борьбы хотя бы за некоторые устои правового государства на том основании, что пока не построено гражданское общество, достойное этого названия. Весьма нередко в истории отдельные успехи в построении правового государства достигались при относительно слабом гражданском обществе (так, в частности, было в истории ряда стран, когда само государство могло ставить и частично решать проблемы прав человека, совершенствования правовой структуры и т. д.). И наоборот, если – в борьбе с диктатурой – создавались более мощные структуры гражданского общества, они могли стать мотором для построения правового государства.

Гражданское общество и государство находятся в своеобразном диалектически противоречивом единстве. Гражданское общество как таковое является фундаментом правового государства. А правовое государство между тем представляет собой концентрированное выражение гражданского общества. В силу данного обстоятельства этапы развития правового государства совпадают с этапами развития гражданского общества. Но так как любое государство обладает самостоятельностью по отношению к обществу, этапам развития государства присущи определённые качества, отражающие его политический характер.

Выделяют два наиболее важных этапа: первый начался с развития правового гражданского общества, который подразумевает становление рыночной экономики, гласности, свободных СМИ; второй – утверждение и развитие социальных институтов.

В социально-философском анализе взаимоотношений государства и гражданского общества следует выделить и социальный аспект, связанный с основами развития гражданского общества, выразителями которых выступают социальные группы, классы, имеющие разнообразные и достаточно противоречивые интересы. В свою очередь, это определяет известную разобщённость гражданского общества, присущую ему конкурентность и взаимную борьбу индивидуумов, осуществляющих собственный сознательный выбор. Данная разобщённость преодолевается созданием своего рода общественных ассоциаций, позволяющих противостоять доминирующим в обществе социальным классам и группам.

Социальная основа гражданского общества, так или иначе, развивается в непосредственной взаимосвязи с социальной основой правового государства. Вместе они выступают в качестве основы саморегулирующегося гражданского общества, способного объединить свободных граждан. Через систему институтов и общественных связей должны создаваться и создаются условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, которые обеспечивают плюрализм мнений, личные права и свободы.

Некоторые исследователи указывают на необходимость взаимодействия социально-экономической основы гражданского общества, которая, в свою очередь, проявляет себя в разнообразных формах собственности в многоукладной экономике, – с правовым государством в том или ином виде. Политико-правовая основа гражданского общества образуется посредством следующих факторов: политического плюрализма, децентрализации властных полномочий, разделения властей, демократического законодательства, верховенства закона и равенства всех перед ним, а также – наличия легальной оппозиции. Культурно-нравственной основой гражданского общества выступают эстетико-культурные ценности, отсутствие монополии на единую идеологию или мировоззренческую парадигму, цивилизованность, свобода совести, нравственность и высокая духовность.

В экономическую основу правового государства встраиваются следующие компоненты: производственные отношения, базирующиеся на различных типах собственности (частной, кооперативной, арендной, коллективной, государственной). Все виды собственности равноправны и охраняются юридически. В правовом государстве собственность принадлежит заинтересованным и экономически стимулируемым производителям, а также – потребителям материальных благ.

Собственно, правовое начало государственности реализуется только в том случае, если имеется в наличии определённая самостоятельность, которая экономически обеспечивает господство права, равенство участников производственных отношений, постоянное саморазвитие, основанное на улучшении качества жизни и труда, и повышение уровня благосостояния общества.

Нравственно-этическую основу правового государства составляют общечеловеческие ценности, основанные на принципах справедливости и гуманизма, свободы личности и её равенства перед законом. Конкретно это выражается в использовании демократических методов политико-государственного управления, правосудия и справедливости.

В правовом государстве обязательно соблюдаются определённые гарантии законности, обеспечивающие свободу человека и соблюдение прав и свобод на законных основаниях

Таким образом, к важнейшим аспектам взаимодействия институтов гражданского общества и правового государства относятся: хозяйственные, экономические, этнические, семейно-родственные, религиозные, нравственные, правовые отношения. К ним также примыкают опосредованные государством политические отношения между индивидами или свободными личностями, партиями, группами интересов.

В то же время формирование институтов гражданского общества как такового становится необходимым условием демократизации всех форм общественной жизни, сознательно проецируемых в социальную реальность.


Вопрос 20. Правовое государство: понятие, признаки и гарантии.

Правовое государство-форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Признаки правового государства: главенство права и закона во всех сферах жизни общества; равенство всех перед законом; разделение властей на три ветви; реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность; признание прав и свобод человека высшей ценностью; взаимная ответственность личности и государства; политический и идеологический плюрализм; стабильность законности и правопорядка в обществе.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Связь «гражданское общество – правовое государство» основана на взаимовлиянии: государство посредством законодательства, политики социализации личности и т. п. формируют высокоразвитое в гражданском отношении общество. И наоборот. Гражданское общество влияет на развитие демократизации в законодательстве, на поведение институтов власти. Гражданское общество «отнимает» у правового государства некоторые его функции (например, разрешение конфликтов на местном уровне).

Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу, созидают, но контролируют друг друга, препятствуя одновременно поглощению общества государством и государства обществом.

Основные концепции социального государства:

1 - Концепция социального государства Лоренцеа фон Штейна.

2 – Либеральная концепция социального государства Фридриха Науманна.

3 – Концепция социального государства Адольфа Вагнера.

4 – Концепция социального государства Уильяма Генри Бевериджа.

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Конституция РФ провозглашает: «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


Вопрос 21. Социальное правовое государство: понятие и основные характеристики.

1 - Концепция социального государства Лоренцеа фон Штейна. Функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве.

2 – Либеральная концепция социального государства Фридриха Науманна. Задача государства, не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

3 – Концепция социального государства Адольфа Вагнера. Концепция предусматривает превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций.

4 – Концепция социального государства Уильяма Генри Бевериджа. Тесная связь социальной политики и государственной экономической политикой, направленной на обеспечение полной занятости.

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Признаки социального государства:

1) Демократическая организация государственной власти.

2) Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3) Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5) Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7) Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8) Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9) Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10) Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Учитывая особенности российского общества в переходный период с его дезорганизованной экономикой, деформированным общественным сознанием, разрушенными духовно-нравственными ориентирами, необходимо сформулировать принципы взаимоотношении государства и гражданина, которые смогли бы консолидировать общество, предотвратить резкую его поляризацию, снять напряженность. Эти принципы должны заключаться в следующем.

Всемерно содействуя развитию рыночных отношений, государство берет на себя функции социальной защиты гражданина, выражающиеся в системе мер, призванных обеспечить достойный уровень жизни каждого человека, что предусмотрено ст. 7 Конституции РФ. Это выражается в перераспределении доходов между различными социальными слоями общества через установление целесообразной системы налогов, государственный бюджет, финансирование социальных программ, в частности программы борьбы с бедностью.

Государство неизменно учитывает своеобразие и исключительное значение в жизни общества пауки (в частности, фундаментальной) и культуры, которые не могут и не должны включаться в рыночные отношения (такое включение может вызвать их полное разрушение и деградацию), осуществляет их постоянное финансирование, поддерживая и развивая фундаментальные научные и культурные программы.

Задача государства в условиях новых экономических отношений - обеспечение социальной справедливости, равноправия, нравственности в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть реализованы путем расширения социальных программ, поощрения благотворительной деятельности (в частности, освобождения от налогов предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность), воздействия на процесс ценообразования. Последнее возможно на основе ликвидации монополизма в сфере производства и торговли, п здесь роль государства чрезвычайно велика.

В качестве долговременной, перспективной цели государство должно ставить перед собой задачу выравнивать положение людей.


Вопрос 22. Кондратьева Виктория. Правовая политика современного государства.

Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Функции:

1. Функция повышения эффективности права

2. Культурно-воспитательная функция

3. Функция моделирования социальных отношений

4. Стимулирующая функция

5. Функция обеспечения уважения и гарантирования прав и свобод человека

6. Контроль за соблюдением прав и свобод человека, защита интересов граждан, их объединений и обществ

Политика осуществляется в различных сферах жизнедеятельности общества и в этой связи может иметь разную природу и направленность. Как известно, бывает политика социальная, экономическая, национальная и т. п. Правовая политика весьма разнообразна по своей природе. В зависимости от сферы осуществления она может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т. п. В зависимости от содержания - законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т. д. В зависимости от целей - текущей и перспективной. В зависимости от функций - праворегулятивной и правоохранительной.

Правовая политика складывается из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.

Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему.

Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т. п.

Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах).

Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Юридическая наука - важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.

Правообучающая форм а проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас, как никогда, повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у студентов-выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.


Вопрос 23. Основные концепции правопонимания.

Многообразие подходов к сущности права.

Согласно теории естественного права, родоначальниками которой были Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье и др., в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право - таков основополагающий принцип данной теории.

Два вида права признают и представители психологической теории права, основоположником которой является российский правовед Л.И. Петражицкий. Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, «императивно-атри-бутивные»эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности. Именно такие психологические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом.

В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав. Требование законности, т.е. неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов относится ко всем без всякого исключения государственным органам, должностным лицам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры государственного принуждения.

Историческая школа (Савиньи, Пухта и др.) понимала право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.

Представители социологической школы права полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, - это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп.

Основные концепции понимания права

1. Естественно-правовая теория права. Авторами естественно-правовой школы права на тот момент являлись Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.Согласно естественно-правовой теории естественное право проистекает из природы самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Как правило, естественное право в его широком понимании разумно и справедливо. Авторы данного направления учения о праве доказывали, что естественное право не сковано границами отдельных государств, а также временем. Естественное право - это такое право, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти. К естественным, т. е. неотчуждаемым, правам человека можно отнести следующие права: на свободу, на равенство, на семью, на собственность, на безопасность и др. Позитивное право - это такое право, которое официально признано государством и действует в его пределах, получив документальное выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. К позитивным (положительным) правам человека можно отнести такие права, как, например, право на занятие государственных должностей, право на трудоустройство и иные права, установленные и обеспеченные государственной властью.

3. Психологическая теория права. Ее автором являются Г.Ф. Кнап, Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Суть психологической теории права состоит в отстаивании концепции разделения права на позитивное, т. е. официально действующее в государстве, и интуитивное, истоки которого заложены в психике людей и складываются из того, что они переживают как право.Согласно психологической теории права позитивное право также выражается в законах и иных нормативных актах государственной власти. Интуитивное право в свою очередь характеризуется через психологические состояния людей, а, следовательно, оно понятно.

В соответствии с психологической теорией права эмоции подразделяются на две группы:

1) императивные (нравственные) эмоции - это одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого гражданина;

2) императивно-атрибутивные (правовые) - это двустороннее переживание одним лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, а другим лицом - права потребовать выполнения от первого лица своей обязанности.

4. Нормативистская теория права. Основоположник - И. Кант. Нормативистская теория права получила широкое распространение в XIX в. Данное направление учения о праве способствовало упрочению законности и ограничению судейского усмотрения. Нормативисты впервые выдвинули идею правового государства в смысле самоограничения власти законом.Правовые нормы рассматривались в отрыве от экономики, политики и других явлений общественной жизни. Кроме того, они возражали против естественно-правовой теории права, т. к. отвергали существование у человека неотчуждаемых прав. Авторы утверждали, что, кроме опирающегося на государство права, иного права не существует.

5. Социологическая теория права. Данное направление учения о праве сложилось в первой трети XX в. в европейских странахПоложения социологической теории права выступают в качестве противоположных по отношению к положениям нормативистской теории права. Основоположники социологической теории права под собирательным понятием «право» понимали следующие правовые институты: административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание людей, судей, должностных лиц, правоотношения, юридические нормы. Под правом понималась деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность, т. е. право рассматривалось в действии. При этом следует отметить, что, согласно социологической концепции права, юридическое значение правовых норм принижалось, т. е. сама правовая норма была лишена всякой активности.


Вопрос 24. Понятие и сущность права.

Сущность права - главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Существует два подхода.

Философский подход

Понимание права в широком смысле. Рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека. Право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые не устанавливаются государством, а даны человеку от рождения.

Праматический подход

Понимание права в узком смысле. Акцент на формальных характеристиках права: его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права. Сущность права общесоциальна, оно отражает нормативно-определенную в официальных источниках и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения личности. Право выражает общую волю населения, сформированную в результате уступок, компромиссов существующих в обществе интересов.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

Основные признаки права

Волевой характер-право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества.

Общеобязательность - в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов.

Нормативность - означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений.

Связь с государством - означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью.

Формальная определенность - означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне.

Системность - означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль.

Классовая - социальные группировки, находящиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощным средством формирования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.

Общесоциальная - в любом государстве право является не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между различными социальными группами, проявлением так называемой общей воли населения.

Социальная ценность права – это его способность служить чьим-либо интересам (обществу, классам, отдельным индивидам), а также выражать и утверждать в юридических нормах общечеловеческие ценности, удовлетворять взаимные интересы граждан и государства.

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Выделяют 2 группы функций права: общесоциальные и специально-юридические

Общесоциальные функции права:

1)экономическая - право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.

2)политическая - право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.

3) воспитательная - право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.

4)коммуникативная - право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.

Специально-юридические функции права:

1) Регулятивная функция имеет первичное значение, призвана содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

2) Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

Вопрос 25. Право в системе социально-нормативного регулирования.

Технические нормы - правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда.

Социальные нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и их коллективами. Они развиваются на протяжении всей истории человечества, входят в структуру общественного сознания.

Признаки социальных норм : 1) Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение. 2) Социальные нормы - это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). 3) Социальные нормы - это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе.

Взаимосвязь заключается в том, что и нормы права, и нормы морали, и корпоративные нормы, и обычаи - все они относятся к социальным нормам и обладают общими признаками последних. Чаще всего здесь указывают на один из признаков - на то, что содержание социальных норм в целом обусловлено уровнем экономического развития общества (т.е. это нормы одного общества), следовательно, нормы права и иные социальные нормы, регулирующие одни общественные отношения, не могут значительно отличаться по содержанию.

Нормативное и ненормативное регулирование . К нормативному относится регулирование посредством норм. Цель: упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения. Ненормативные регуляторы: Взаимодействуют с нормативными, способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать, исказить их действие.

Виды социальных норм: 1) обычаи; 2) традиции; 3) деловые обыкновения; 4) религиозные нормы; 5) политические; 6) социальные нормы общественных объединений; 7) эстетические; 8) моральные; 9) правовые.

Соотношение права и корпоративных норм. Корпоративные нормы - правила поведения в различных организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях негосударственного характера. Эти правила содержатся в уставах, положениях, программах и действуют только на членов данной организации. Они определяют права и обязанности членов объединения, порядок формирования, структуру и др. Данные нормы обеспечиваются посредством предупреждения, выговора, исключения из организации и т.д.

Соотношение права и религии. Религиозные нормы - это социальные нормы, основанные на различных вероисповеданиях и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную религию. Вера в сверхъестественное существо, в Бога, существует столько же лет, сколько и человек. Еще во времена первобытного строя, люди, не зная обоснования природных явлений, ссылались на их божественное происхождение.

В настоящее время во многих современных государствах церковь отделена от государства, но не от общественной жизни. Российская Федерация признается светским государством, о чем говорится в ст. 14 Конституции РФ. Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, существующих на территории Российской Федерации, руководствуются при реализации ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

Соотношение права и обычая. Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право как система норм произрастала именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, так как правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Обычаи могут быть как правовыми, т.е. санкционированными государством, так и неправовыми - которые тесно переплетены с нормами морали, нравственностью. Существуют обычаи, связанные с религией, выражающиеся в различных ритуалах, церемониях и обрядах, нарушение которых влечет общественное порицание.

Правовой обычай - это обычай, который охраняется и защищается государством, приобретая тем самым юридическую силу. Правовые обычаи не должны противоречить действующему законодательству.

Соотношение между правом и моралью включает в себя три компонента: единство, различие, взаимодействие.

Единство права и морали:

Представляют собой разновидность социальных норм, которые вместе составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа;

Право и мораль имеют один и тот же объект регулирования - существующие общественные отношения;

Право и мораль как нормативные явления определяют границы должных и возможных поступков, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей;

Право и мораль, являясь регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения;

Право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма;

Право и мораль выступают в качестве основных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей.

Различия : 1) Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления. 2) Право и мораль различаются по методам их обеспечения. 3) Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. 4) Право и мораль различаются по степени детализации. 5) Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. 6) Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению людей. 7) Право и мораль различаются по сферам действия. 8) В философском плане различие между правом и моралью состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания, в то время как право не является таковым.

Необходимо так же отметить, что право и мораль постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения "Все, что не запрещено законом - разрешено" в регулировании общественного порядка.


Вопрос 26. Право в современной жизни общества.

Исходя из прагматической модели соотношения государства и права можно выделить ее три главных аспекта:

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право - волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно - от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.


Похожая информация.


Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.

Из Конституции Российской Федерации мы знаем, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Как известно, демократическое государство направленно на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Но, чтобы в полной мере удовлетворять потребности граждан, государство должно своевременно получать информацию о настроении населения. Наибольшую эффективность в этом вопросе поможет достичь действие институтов гражданского общества. Однако, стоит заметить, что зачастую это возможно без вмешательства власти, то есть силами людей, объединившимися для реализации своих идей и интересов.

Отметим, что это важнейший аспект в рамках гражданского общества. Рассмотрим институты гражданского общества в Российской Федерации в различных сферах жизни общества.

Социальная сфера включает в себя объединения граждан, образованные для реализации социально-экономических прав человека: трудовые коллективы, профсоюзы, общества инвалидов, общества взаимопомощи, различные благотворительные организации и т.д.

Не стоит забывать, что семья - один из самых важных институтов гражданского общества. Это сфера отношений социальной системы, где человек находится постоянно, то есть проводит большую часть своей жизни. Во многом семья человека, атмосфера в ней, цели семьи, ее материальное благополучие во многом определяют дальнейшую жизнь человека в обществе, его активную деятельность и как следствие влияют на достижения и успехи всего гражданского общества. Семья - основополагающая демографической политики всего государства - залог существования всего государства. Семья - первичная социальная структура, в которой начинают закладываться основы общественного поведения человека в обществе, происходит необходимое воспитание для дальнейшего существования в этом самом обществе.

Что же касается экономической сферы гражданского общества, то для нее характерна широкая сеть организация, образованная группой отдельных лиц и негосударственными предприятиями (финансовыми, промышленными, торговыми и др.), которые сегодня в демократических государствах составляют большинство. Отметим, что различные ассоциации и объединения, носящие как коммерческий характер, так и некоммерческий. К таким организациям можно отнести в том числе и экономические субъекты (например, общества с ограниченной ответственность, акционерные общества или другие хозяйственные общества), включая их объединения, которые являются некоммерческими организациями, главной целью которых считается защита интересов экономических субъектов.

Такие институты, как негосударственные средства массовой информации, органы общественного самоуправления, общественно - политические организации и движения, любые виды общественной активности граждан (например, забастовки, митинги, демонстрации, собрания) все это без исключения действует в политической сфере гражданского общества. Среди этой сферы отдельно выделим политические партии, поскольку в этом случае у граждан Российской Федерации есть «право на объединение в политические партии, создание на добровольной основе политических партий в соответствии со своими убеждениями, вступать в политические партии, либо воздерживаться от вступления в политические партии, участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из политических партий».

Что же касается духовной сферы общества, то она призвана в целях обеспечения свободы мысли, слова, возможности публично высказывать свое мнение, а также в целях обеспечения самостоятельности и независимости различных творческих объединений. Духовная сфера жизни непрерывно связана с образом жизни людей, их духовным совершенствованием, творчеством и нравственностью. В этой сфере нередко встречаются общественные объединения деятелей культуры, творческие союзы, образовательные союзы, религиозные организации, объединения по интересам.

Особого внимания заслуживает информационная сфера гражданского общества. Благодаря бурному развитию сети Интернет происходит процесс глобализации, при котором происходит проникновение информации во все сферы жизни общества и переплетение всех институтов гражданского общества и их взаимовлияние.

Субъектами гражданского общества, которые действуют в информационной сфере, считаются негосударственные средства массовой информации. Они играют существенную роль в государстве и гражданском обществе. Средства массовой информации - «четвертая власть», которая знает абсолютно все.

Средства массовой информации доводят до гражданского общества основные направления деятельности власти, об их попытках ограничить чьи- либо права в обществе, а также о незаконных действиях отдельных представителей власти. Считается, что именно через средства массовой информации гражданское общество осуществляет контроль над деятельностью всего государства, благодаря СМИ идет поддержание обратной связи между гражданским обществом и государством, при этом доводя до сведения власти об отношении общества к действиям представителей власти, проблемам граждан, их объединений, а также тех, кто нуждается в помощи государства.

Одним из важнейших условий функционирования гражданского общества является наличие у граждан необходимой ценности - свободы. Определяется это как запрет вмешательства государства в частную жизнь граждан.

С ценностью свободы, как известно, тесно связан и принцип уважения к закону. Как сказал М. Бакунин - «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека».Свобода же, которая никак не подкреплена законом - вседозволенность, способная породить не цивилизованные отношения гражданского общества, а «войну всех против всех».

Для наиболее эффективного исследования институтов гражданского общества их принято классифицировать по специфике и сфере осуществляемой деятельности:

1. В сфере оказания квалифицированной юридической помощи (нотариат, общественные объединения адвокатов, адвокатура).

2. В политической сфере (политические партии).

3. В социально - экономической и культурно сферах (общественные движения, общественные фонды, некоммерческие общественные организации, профессиональные союзы. Средства массовой информации и др.).

Отдельно выделим категорию институтов, которые не относятся к гражданскому обществу, но действуют на его стороне в целях поддержания функционирования гражданского общества - институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественный Совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Интересно, что в институтах гражданского общества заложено внутреннее противоречие. В них доминирует частный интерес, развивающий социальную и экономическую активность граждан, позволяющий им осознавать свои права и интересы, личной индивидуальности, и приводящий при этом возникновение конкуренции и противостояния в негосударственных сферах, таких как социальная, экономическая, культурная. Вот это противоречие как раз и становится движущей силой для развития гражданского общества и прогресса государства.

Гражданское общество также состоит из общественных организаций и ассоциаций, функционирующими в соответствии со своими целями и задачами, акцентируя свое внимание на проблемах общества.

Как правило, подобные организации объединяются в рамках реализуемых проектов. Многие из таких организаций являются некоммерческими, что, в свою очередь, позволяет им получать всевозможную поддержку со стороны благотворительных фондов, а также иметь налоговые льготы.

Благотворительные фонды, ориентируясь на направление своей политики, способны влиять на деятельность некоммерческих организаций. Они постоянно следят за реализацией проектов, ведут мониторинг, а также находят всевозможные технологии, которые упрощают их работу.

Так, например, в Российской Федерации существует множество различных фондов, чья деятельность особо заметна.

Приведем в пример несколько таких организаций:

· Фонд развития Дальнего Востока:

«Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона создан по инициативе Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

Фонд является государственным финансовым институтом развития, обеспечивающим гибкий подход к структурированию и финансированию проектов. Осуществляет инвестиции в создание новых предприятий и объектов инфраструктуры, которые обладают значимым социально- экономическим эффектом для развития экономики региона.

В своей деятельности Фонд взаимодействует с Полпредством Президента РФ в ДФО, Минвостокразвития и акционером -- Внешэкономбанком, являясь важным элементом единой системы государственного управления, созданной для ускоренного развития макрорегиона».

· Фонд содействия инновациям:

«Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) - государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №65

Основные задачи Фонда:

Проведение государственной политики развития и поддержки в научно- технической сфере

Создание и развитие инфраструктуры поддержки

Содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования научно-технического потенциала РФ

Финансовая, информационная и другая помощь

Вовлечение молодежи в инновационную деятельность

Привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства».

· Фонд региональных социальных программ («Наше будущее»).

«Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» создан в 2007 году для реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов, где могут быть применимы принципы социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.

Социальный бизнес находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности. В частности, социальное предпринимательство берет от благотворительности социальную направленность деятельности, а от бизнеса - предпринимательский подход».

Фонд «Подари Жизнь»:

«Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь»

Учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Является юридическим лицом.

У фонда нет филиалов, отделений и представителей в регионах России. Есть два партнерских фонда, один зарегистрирован в Лондоне -- GiftofLife, а второй в США -- Podari.Life.

История Фонда: Фонд возник не с нуля. Его первыми сотрудниками стали те, кто много лет в качестве волонтеров помогал врачам лечить детей, а детям лечиться. Когда-то понятия «жалость, милосердие, доброта» считались проявлениями слабости и говорить о них вслух было не принято. Конечно, всегда были люди, которые помогали своим близким и друзьям, но благотворительности как движения - многочисленного и направленного на помощь совсем незнакомым людям, попавшим в беду, - такой благотворительности не было».

· Фонд Развития Промышленности:

«Фонд развития промышленности основан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путём преобразования Российского фонда технологического развития.

Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий».

Для реализации новых промышленных проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

· Некоммерческая организация «Фонд развития многонародов»:

«В 2014 году Президентом России Владимиром Путиным и Правительством Российской Федерации была поставлена стратегическая задача - обеспечить развитие российских моногородов в первую очередь через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций».

Стоит отметить, что все эти Фонды открыты для общественности. Совершенно любой гражданин Российской Федерации может высказать свое мнение, помочь или просто наблюдать за деятельностью неравнодушных граждан. Наблюдается положительная динамика развития Фондов.

«На 17 июня 2016 г. Минюстомбыло зарегистрировано 227 тыс. 397 некоммерческих организаций, в том числе в Москве - 33,8 тыс., в Московской обл. - 15 тыс., Санкт-Петербурге - 12,2 тыс., Свердловской обл. - 6,6 тыс., Краснодарском крае - 6,5 тыс., Татарстане - 5,5 тыс., Башкирии - 5,2 тыс. Впоследствии 4 тыс. 253 организации были исключены из числа НКО в связи с прекращением деятельности.

Президент РФ Владимир Путин, выступая 1 октября 2015 г. на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заявил, что "в НКО трудятся более 670 тыс. человек"».

Общество формирует государственные институты (выборы, отзыв, референдум и т.д.), участвует в их функционировании, корректирует публичную власть через использование права обращений в суды. Вместе с тем, государство может быть разрушителем цивилизованных отношений, превращая человека в винтик, послушное орудие, манипулируя общественным мнением или свертывая горизонтальные связи, свободы граждан. Россия долгие годы демонстрировала миру жесткое воздействие государства на людей, войну со своим народом, огосударствление демократических институтов, оно находило отражение во всем - и в экономике, и в социально-духовной сфере. Это происходило в силу неразвитости гражданского общества, его “вытаптывания” сильным государством, которое в свою очередь было поглощено КПСС. Но гражданское общество и государство нуждаются друг в друге, либо взаимно дополняются, либо они равно несут потери от нарушения связей. Теперь стоит задача установить между государством и гражданским обществом упорядоченные отношения, превратив его институты в самодостаточное автономное целое, способное самостоятельно формулировать и ставить на повестку дня свои проблемы. Тогда и государство может освободиться от своих противоречий, мешающих его нормальному функционированию.

Таким образом, гражданское общество противоположно атомизированному, в нем существуют множественные горизонтальные связи, и оно представляет собой более высокий этап развития общества по сравнению с естественным состоянием общности (отношения государства, человека и общества здесь носят правовой характер).

На вопрос, существует ли гражданское общество в России, даются разные ответы. Одни говорят, да, оно было всегда, другие отрицают этот факт. Сопоставление того, что мы имеем с обозначенными признаками гражданского общества свидетельствует о том, что некоторое число людей и институтов общества, совокупность которых можно было бы отнести к истинным гражданам, не являются еще той “критической массой”, что меняет ситуацию.

Для России гражданское общество является идеалом, представлением о гармонии отношений человека и человека, личности и общества. А раз так, то естественно определить те меры, которые могут вести страну такого рода к совершенству:

1. Формирование гражданского общества прежде всего связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют юридического признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, политического, социального плюрализма, обеспечения безопасности граждан, защиты прав и свобод. Российское государство до сих пор не несло никакой ответственности перед обществом. Людьми выплачиваются налоги, чтобы в обществе царил порядок, - его нет, более того, в обществе распространяется уголовная этика, криминальные структуры диктуют государству и обществу свои правила, люди начинают все чаще обеспечивать свое существование с помощью самозащиты или обращения к уголовным авторитетам.

Народ может противостоять всему этому, он все меньше верит государству, которое, в свою очередь, не ощущает в полной мере силу гражданского общества и, может быть, поэтому остается безответственным.

Следовательно, остро необходимы судебная и правовая реформы, законы о налогах, частной собственности на землю, о политических партиях и др.

  • 2. Исторически доказано, что гражданское общество зреет по мере освобождения экономической среды от административных и политических оков. Налоговый и земельный кодексы должны обеспечить нормальное проявление частных и групповых интересов в производстве, обмене, потреблении, распределении благ. Почва для автономии личности создается не только собственными усилиями людей, но и ограничениями государства, развитием рыночных отношений, переходом государства от управления экономическими процессами в обществе к регулированию, государство должно быть способно создать экономические условия оптимального развития гражданского общества.
  • 3. Условием нарождения гражданского общества является обеспечение верховенства народа, отслоенности гражданского общества от государства, свободы создания общественных организаций, деформализации их работы, т.к. с их помощью удается разнообразить частные интересы, и люди получают свою долю власти, ассоциации выступают промежуточным звеном между человеком и государством и “работают” на утверждение, удовлетворение многообразных потребностей людей. Свобода ассоциаций служит преодолению атомизации общества, восстановлению социальных связей; многое могло бы решиться превращением “московских” партий в подлинно российские, приданием высокой роли общественному мнению, преодолением отчуждения людей от власти.

Задача современного российского общества заключается в том, чтобы формировать горизонтальные связи между людьми, поддерживать и развивать договорные отношения как инструменты укрепления институтов, уравновешивающих государство и одновременно поддерживающих индивида. Сейчас ценны те общественные учреждения, которые формируются “снизу” самими индивидами. В их число входят и политические партии (не являющиеся правящими). Политическим партиям в России мешает доминирование государства во многих сферах общественной жизни, недостаточное понимание большими группами людей своих подлинных интересов. Имеет значение и неправильное отношение к ним российского истеблишмента: президент и правительство “козыряют” своей над- и внепартийностью, между тем, это обстоятельство можно расценивать как инерцию прошлого “технократического”, советского подхода - главное компетентность и деловые, личные качества, но не политическая линия, интересы социальных макрогрупп, выраженные в партийных программах. Партии, обеспечивающие в своей совокупности баланс социальных интересов, дают обществу и политической системе стабильность.

Препятствием к скорейшему вызреванию гражданского общества является чрезмерная ограниченность полномочий представительных органов власти в стране, а зачастую лишь “декоративный” характер их деятельности. Народное представительство на уровне регионов состоит сплошь и рядом из руководителей исполнительных органов нижестоящей власти, что противоречит принципу разделения властей и не позволяет депутатам уделять достаточное внимание законодательной и другой деятельности. На уровне местного самоуправления в одной структуре объединены и представительная, и исполнительная власти. Малое число депутатов в них также усиливает исполнительную власть, как и то, что главой местного самоуправления чаще всего оказывается глава местной администрации. И тогда открывается дорога для раздувания штатов, коррупции, отчуждения людей от власти, ибо они не видят как действуют их представители, не чувствуют подконтрольность чиновников, нет наблюдаемости их работы и последовательного отстаивания их интересов. К тому же вынужденная эпизодичность работы таких депутатов приводит к тому, что представительная функция в областных, городских думах, земских и законодательных собраниях осуществляется недостаточно. Депутат может не работать на избирателей и никакой ответственности за это не последует. Ему не предоставят необходимую информацию - тоже никто не ответит. Принятый в депутатском корпусе бюджет могут не выполнить. Верховенство исполнительной власти опасно разрушением горизонтальных связей в обществе. Все эти противоречия требуют своего разрешения. Средства могут быть разными: правовые аттестации для должностных лиц и обучение депутатов, законодательное закрепление форм действительного разделения властей. Например, можно с успехом проводить общегородские собрания избирателей, обсуждая назревшие проблемы, решения и т.д.

4. Движение к гражданскому обществу наиболее ярко проявляется в духовной сфере. Гражданственное сознание свободного человека обеспечивает возрастание самопроявлений личности. Иное восприятие дается после запрета цензуры, установления свободы слова, открытости информации, обновления учебников, содержания преподавания. Неконфронтационное воспитание может привести к гражданскому согласию, к снятию агрессивности.

В Нижнем Новгороде сейчас предпринимаются меры для развития местного самоуправления, формирования общественного территориального самоуправления, пересматривается с точки зрения дальнейшей демократизации устав города. Делается многое другое. Но потребности развития гражданского общества еще велики. Они заключаются в необходимости иметь представительную власть в районах города, в обучении местных сообществ элементарным навыкам общения между собой и артикулированию имеющихся проблем, умению искать и находить пути их разрешения. Децентрализация власти в государстве за счет ее передачи самоуправлению учит людей искусству объединяться. В этих целях за рубежом издается масса популярной литературы, касающейся различных способов, как возвратить людям политическую власть. Общество должно само захотеть изменений и осознать собственный потенциал. Реформы сверху чаще обречены на неудачу, тогда как общественный диалог, плавно переходящий к выбору позиции и непосредственным действиям, позволяет людям осознать свои интересы и возможности, расстаться с чувством безнадежности, научиться самоуважению, сотрудничеству с другими и, таким образом, преодолеть разобщенность индивидов.

Российское общество находится в начале своего становления как информационного на обломках идеологического самовластия зреют плоды открытости.

Самая разнообразная информация стала реальностью, и это дает людям возможность жить в едином информационном пространстве и вступать друг с другом во взаимодействие. Наряду с этим в современной России строятся вполне обоснованные политические прогнозы, свидетельствующие также о стремлении привилегированных кланов и власть имущих устанавливать правила игры в интересах ничтожного меньшинства. Поэтому сейчас остро необходимо формирование государства открытого, подконтрольного, считающегося с гражданским обществом.

Гражданское общество способно предотвратить появление новой тирании, а это для человека означает свободу вступать и покидать общественные объединения, менять место жительства и место пребывания. Но свобода человека предполагает также его ответственность за свои слова и дела, за семью и общество.

    Негосударственные предприятия, учреждения и организации : частные, акционерные и иные негосударственные производственные, посреднические и торговые предприятия, банки, школы, вузы, учреждения культуры, здравоохранения, отдыха, физкультуры и спорта и т.д.

2. Общественно-политические организации и движения:

    политические партии – основные институты гражданского общества, главные «посредники» между государством и обществом (подробно об этом см. лекцию № 8 настоящего курса);

    общественные самодеятельные организации (профессиональные, молодёжные, женские, ветеранские, экологические и т.д.), создаваемые гражданами преимущественно для защиты социально-экономических интересов соответствующих групп населения и природной среды обитания;

    религиозные организации, стремящиеся внести в государственно-политическую и общественную жизнь духовно-нравственные начала.

3. Негосударственные средства массовой информации («четвёртая власть»), аналитические центры, фонды, объединения учёных, журналистов, деятелей культуры и искусства. Например, независимые СМИ, общественные академии, институты, занимающиеся информационной, исследовательской и просветительской деятельностью, или самодеятельные творческие союзы кинематографистов, театральных деятелей, художников и т.д.

4. Институты и организации непосредственной демократии и, прежде всего, органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти, а также общественные организации отдельных групп населения (например, организации солдатских матерей, обманутых вкладчиков, воинов-афганцев и т.д.).

В отличие от государственных структур, в которых преобладают вертикальные связи (подчинённости и единообразия сверху донизу), для взаимоотношений между институтами гражданского общества характерны горизонтальные связи – свободные отношения «конкуренции-солидарности» юридически равноправных партнёров.

Справочно

Не все мыслители, в том числе выдающиеся, высоко ценили гражданское общество. Так, Гегель считал его средоточием частных интересов и худших сторон общественной жизни – торгашества, спекуляции, безнравственности, а государство, представляющее общий интерес, – благом, единственно способным искоренить общественное зло. Поэтому, по Гегелю, гражданское общество должно уступить место законам и интересам государства, быть ему подчинено. Гегелю возражали многие мыслители, в том числе К. Маркс, утверждавший, что государство не может быть движущей силой гражданского общества, так как само является его продуктом.

Между государством и различными институтами гражданского общества могут устанавливаться отношения либо сотрудничества, согласия, поддержки, либо соперничества, противодействия, вражды. Подобные же разнонаправленные отношения складываются и внутри самого гражданского общества между его различными институтами. Гражданское общество – это стихия неуправляемых из одного центра политических воль, преследующих различные, порой взаимоисключающие интересы. Государство же призвано играть роль заинтересованного «посредника», арбитра в противоборстве различных социально-политических сил, выражать и проводить в жизнь общую, общенациональную волю всего общества, ориентируясь (в идеале) на интересы большинства граждан. Такая сложная и противоречивая диалектика многочисленных свободных воль, представляющих гражданское общество, и единой воли государства как раз и составляет процесс функционирования эффективной демократии. Ослабление гражданского общества неизбежно приводит к возобладанию авторитарных тенденций в деятельности государственной власти, а ослабление государства приводит к квазидемократии – охлократии, политическому и социальному хаосу.

Характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом всегда был и остаётся предметом исследований, дискуссий в общественной науке. Эта проблема занимала умы людей, была причиной многих народных движений, основным вопросом политических переворотов и социальных революций. Все старались найти пути гармонизации государственной власти и общества, ибо это главное условие свободы человека, его духовного состояния и социальной справедливости.

Наиболее действенным регулятором отношений между государством и гражданским обществом является право.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!