Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Основные направления внутренней миграционной политики рф. Государственная миграционная политика рф

Основными направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков. Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья. "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики". Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 №232 (с изменениями от 19.07.2004 N 928).

Органы государственной власти Российской Федерации будут содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения граждан, гарантирующих их права и обязанности органов государственной власти по содействию добровольному переселению.

Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут пресекать попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и субъектов.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для поддержания основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы.

Органы государственной власти Российской Федерации должны принимать все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).

Реализация мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует активизации работы по определению правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.

Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).

Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.

Органы государственной власти Российской Федерации стремятся к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

Credit Line

Акопян О.А., аналитик НИРСИ

Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

Разбираясь в тонкостях миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях – тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день – трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.

Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствует до сих пор. Дело в том, что вопросы миграционной политики зачастую используются политическими партиями как элемент предвыборного пиара, а реальная миграционная политика носит ситуативный характер. Несмотря на ряд шагов (наведение порядка на рынках, борьба с игорным бизнесом, приоритет коренного населения на рынке труда), осуществляемых властями, целостной концепции государственной миграционной политики в интересах России как не было (в момент «открытия границ» нашего нового государства), так и нет. Но если тогда темпы были весьма скромными – в 1989 году Россия приняла 13 тыс. турок-месхетинцев из Ферганы, а год спустя 90 тыс. армян из Баку – то сегодня, 20 лет спустя, в Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч.

Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных (!) мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции.

По мнению экспертов, потребность в трудовых мигрантах будет только возрастать с развитием экономики страны, в частности, несырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.

Ниже приведены некоторые из наиболее актуальных и резонансных
(основные тезисы):

  • В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости.
  • Основные вопросы, требующие рассмотрения — создание условий для привлечения в РФ квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции в России и введение повсеместной практики ее статистического учета.
  • Решение озвученных задач невозможно осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации о миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.
  • Давно назрел выбор, стоящий перед Россией: занять позицию открытости или закрытости в миграционных вопросах. Иммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособности отдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда. Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка. Он, в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и селективную закрытость в миграционной политике.
  • Назрела необходимость разработки социальных программ, обеспечивающих более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию. Кроме того, требуется стимулирование миграционного притока русскоязычного населения, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров. Эти меры необходимы сегодня в связи с нависшей угрозой потери национальной идентичности в России и размывания этнокультурного фона. Относительно иммигрантов, противящихся интеграции в единое культурно-языковое пространство России, стремящихся к обособлению и исключительно компактному проживанию, могут быть применены радикальные меры – им может быть предложено вернуться в страны, где они проживали ранее.
  • Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.
  • Проблема кадрового дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет экономического стимулирования увеличения темпов внутренней миграции, а так же комплексного реформирования региональной политики государства, а не за счет повального привлечения иммигрантов из сопредельных стран.
  • Все бюрократические проволочки, препятствующие возврату на Родину русских из стран СНГ и дальнего зарубежья, должны быть устранены в кратчайшие сроки. Необходимо предпринять все возможные усилия для реализации заявленного государством приоритета осуществления репатриации (реальный ресурс репатриации сегодня оставляет около 7 млн.человек).
  • Заполнение иммигрантами пустующих ниш на рынке труда — речь идёт, прежде всего, о низкооплачиваемой работе, которая так и не стала привлекательной для отечественных кадров – еще одна иллюстрация ситуативного решения социальных проблем. Особенно данная тема актуальна в связи с достаточно высоким уровнем безработицы в стране. Следует говорить о создании экономических программ поддержки и трудоустройства россиян. Требуется проработка базы мер стимулирования привлечения отечественных рабочих на низкоквалифицированный рынок труда.
  • Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня – это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.
  • Особое внимание предлагается обратить на вопросы внутренней миграции. На прошлый год был запланирован переезд на новое место работы только 15 тысяч человек. Эта цифра не сопоставима с числом безработных в России (по официальной статистике, оно превышает 5 млн. человек). Механизмы стимулирования увеличения темпов внутренней трудовой миграции (преимущественно – высококвалифицированных кадров из центральной части России в другие регионы) требуют подробного обсуждения.
  • Ответа требует вопрос: является ли приток иммигрантов единственным способом недопущения демографической катастрофы в России, следовательно, и единственным вариантом решения проблемы? В последние годы миграционный приток компенсирует около 80% естественной убыли населения России. Однако такой способ решения демографических проблем нельзя назвать гуманным и правомерным.
  • Требуют немедленного пресечения факты чудовищной коррупции в органах МВД и ФМС. Масштабы нелегальной миграции сегодня превышают масштабы легальной в десятки тысяч раз. Подобная ситуация не может сложиться ни в одном здоровом правовом обществе, она просто недопустима и сложно осуществима без содействия или молчаливого бездействия компетентных органов.
  • Крайне важная сегодня идеологическая работа с населением. Требуется позитивная пропаганда патриотических настроений среди молодого, активного, высококвалифицированного населения, планирующего покинуть Россию. Нельзя допустить развитие тенденции, наметившейся уже сегодня: на каждого уезжающего молодого специалиста, способного внести свой существенный вклад в инновационное развитие России, приезжает 5 неквалифицированных «чернорабочих» ежегодно. Такая структура международной миграции требует кардинальной перестройки.
  • Важно отдавать себе отсчет в том, что причины, по которым сегодня новое поколение принимает решение: уехать заграницу или остаться на Родине носят психологический характер — а значит ситуация требуют весьма тонких механизмов решения. Основной мотив покинуть Россию сегодня для многих – психологическая усталость от неустроенности и социальной нестабильности жизни в стране, отсутствие доверия и уважения к властям, отсутствия мотивации к работе на Родине. Основной мотив остаться в стране для тех многих, кто так же желает уехать, но не делает этого – опасения в неспособности организовать свою жизнь на новом месте. Подобная ситуация крайне плачевна и требует разрешения.

НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

  • По данным ВЦИОМ, 80% россиян с радостью хотели бы побывать за границей в качестве туристов. На ПМЖ приехать хотели бы 22% . Доля желающих эмигрировать из страны по сравнению с 1991 годом выросла: при ответе на прямой вопрос о желании выехать за границу на постоянное жительство, тогда сообщали 16% (сейчас — 22%). Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей сети Интернет (33%). Большинство россиян не имеют желания покидать Родину (75%) — это, в первую очередь, пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане, а также те, кто не пользуется Интернетом (87%)
  • Сибирь, Дальний Восток, Чукотка, северные области европейской части РФ, республики Северного Кавказа, Поволжье относятся сегодня к числу регионов из которых население массово уезжает.
  • Потери национального бюджета от неуплаты налогов, причиняемые нелегальной миграцией, - более 250 миллиардов рублей в год.
  • Объем вывоза денежных средств из России в обход системы госконтроля ежегодно составляет почти 260 миллиардов рублей.
  • По данным одного из крупнейших международных агентств недвижимости, если раньше 80% недвижимости покупалось с целью отдыха и вложения средств, то в 2010 году доля таких сделок сократилась до 60%, в то время как с 5% до 12% выросло число желающих получить вид на жительство, с 3% до 15% — для проживания детей по причине обучения в иностранных вузах.
  • За истекшие полгода нелегальными мигрантами было совершено более 13 тыс. преступлений только в Москве.
  • Согласно данным ФМС, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов. Таким образом, по разным оценкам, право находиться в России имеют только от 3% до 10% приехавших в столицу из стран ближнего зарубежья.
  • По заявлению главы Якутии Егора Борисова, за прошедший год в регионе было официально зарегистрировано только 4 высококвалифицированных специалиста, остальные же мигранты прибыли для выполнения непопулярных работ. В сравнении с еще более печальной ситуацией, сложившейся на Дальнем Востоке, Якутию можно назвать сравнительно популярным в вопросах миграции регионом.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ

Согласно принятым в международном сообществе представлениям, основой миграционной политики является баланс представлений о необходимости решения следующих проблем: демографической, освоения и удержания территорий государства, кадрового обеспечения экономики, сохранения определенной культурной идентичности страны; принципиальной управляемости внутренних процессов.

Нерешенность многих из этих проблем в современной России имеет своим результатом отток граждан нашего государства зарубеж.

Согласно данным Росстата, в 2009 году Россию покинули 32458 человек. В 2010 году из России выехали 33578 человек. Чаще всего в последние годы мигрантов из России стали принимать Германия, Израиль, США и Финляндия. Несмотря на политические и дипломатические противоречия между Россией и странами Балтики, русские стабильно увеличивают количество граждан этих государств в среднем на 1 тыс. человек в год.

В то время как в США и Израиль с каждым годом отправляется все меньше российских граждан, в два раза увеличилось количество переселенцев из России в Чехию. Ежегодно в Чешскую республику переезжают около 400 человек. На 80% увеличился поток русских в Великобританию и Францию. В два раза чаще в качестве своей новой родины русские стали выбирать Норвегию.

Обсуждение проекта Концепции государственной миграционной политики. Авторы проекта Концепции государственной миграционной политики РФ предполагают, что основная причина миграционного беспредела кроется в наличии системы квот. Любопытно, что корнем проблемы ведется не то, что исполнение этой «гибкой системы» практически никак не контролируется, а именно в самом наличии этих квот.

Проблема, со слов главы ФМС Константина Ромодановского, который презентовал проект документа в Общественной палате, заключается не в мигрантах, а в посредниках.

«Проблемы квотирования как таковой нет, есть проблема правоприменительной практики. Закон позволяет применять квоты достаточно гибко. Но применяются они безобразно. Они стали коррупционным механизмом. Никто не отменит квоту как регулятор», – ответил Ромодановскому бывший замдиректора ФМС и ныне президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин.

Спорной представляется также и инициатива об упразднении такого документа, как разрешение на временное проживание, которое сейчас выдается трудовым мигрантам. Вместо него приезжим предполагается предоставлять временный или постоянный вид на жительство. Оправданность данной меры разве что с точки зрения антикоррюпционной и антибюрократической представляется недостаточной для того, чтобы инициатива стала реальной реформой. Данная мера является непопулярной в большинстве стран Европы. Например, в Испании нельзя стать резидентом, если ты просто купил там квартиру. Только лишь спустя год после приезда гражданин другого государства приобретает этот статус и может начать решать вопрос с видом на жительство и гражданством. Почему бы не пойти по этому пути? Таким образом, в течение года трудовой мигрант является просто иностранным гостем, который работает на территории России, и только в случае, если по истечении этого срока к нему нет претензий ни от правоохранительных органов, ни от работодателя, можно смотреть дальнейшие перспективы.

По мнению, директора Института демографических исследований, И.Белобородова, система квот должна быть, наоборот, усилена. «Их снятие будет означать открытие всех миграционных шлюзов, рост преступности, дальнейшую стагнацию российской экономики за счет использования примитивных форм первобытного труда, отсутствие даже намека на инновации и, в конце концов, полный саботаж всех деклараций премьера и президента на уровне руководства ФМС. Они ведь не слышат, что говорит руководство страны: Россия должна встать на позитивный путь социально-экономического развития. Существующие миграционные потоки и их регулирование в высшей степени этому препятствуют» — утверждает Белобородов.

В представленной концепции совершенно никак не отражается понятие селективной миграции, т. е. нет критериев отбора. Нет и намека на то, что в первую очередь нужно задействовать безработных граждан России, нет понятия межгосударственного диалога в плане снижения нежелательной для России миграции и возможного выноса ряда производств за пределы страны. Ведь часть европейских производств, например, размещена в Китае: они просто не захотели приглашать к себе огромное количество китайцев. Они вынесли туда производство, начиная от текстиля и заканчивая автомобилестроением и кораблестроением. И, надо признать, что эти страны ни разу еще об предпринятом шаге не пожалели, поскольку таким образом укрепили межгосударственные отношения, повысили доходность обеих стран и нашли занятие для избыточного трудоспособного и активного населения Китая.

То же самое могла бы осуществлять и Россия, например, в Средней Азии, размещая там плодоовощные комбинаты по заготовке фруктов и сухофруктов, заводы по производству соков, по производству строительных материалов. Это могло бы избавить Россию от необходимости держать на своей территории армию нелегальных, неустроенных и по определению склонных к криминалу мигрантов.

Возвращаясь к вопросу квот – они необходимы еще и потому, что есть определенные критические пределы количественного присутствия мигрантов на любых территориях. Сегодня стала насущной проблема столкновения цивилизаций, преодоления межкультурных барьеров. Критическая доля иноязычного и инокультурного населения, которое может комфортно уживаться с коренным в конкретной республике и стране, в целом составляет 7%. В России же эта критическая масса уже значительно превышена: у нас – от 15% до 20% мигрантов, включая нелегальных. Но когда на слабый, плохо размножающийся этнос налагается еще несколько пассионарных этнокультурных этносов с большой долей мужчин трудоспособного возраста – это уже, по мнению эксперта, «мирная форма оккупации».

К сожалению, в данной Концепции (имеющей все шансы быть принятой) не продемонстрирована никак осознанность необходимости грамотной реорганизации политики по привлечению соотечественников. По разным оценкам, их число составляет до 25 млн. человек. Реальный потенциал для репатриации составляет не менее 7 млн. человек. Однако этот ресурс сейчас не задействован, несмотря на сложную демографическую ситуацию. Сегодня нужно серьезно заниматься этим вопросом, создавать условия для комфортного проживания на территории страны: обеспечивать репатриантов жильем, работой, а не предлагать переезд в антисоциальные условия, сложившиеся в большинстве российских регионов.

России возможно стоит обратиться к опыту Скандинавии, где в отдельно взятом подъезде не может проживать более одной семьи мигрантов: потоки миграции распространяются по территории, и допустимые пределы очень строго соблюдаются. Образец весьма грамотной миграционной политики демонстрирует так же и Израиль. Возможно, и его опыт следует изучить подробнее.

России необходимо дальнейшее позитивное технологическое развитие, инновации. Поэтому можно совершенно спокойно рассматривать возможность привлечения мигрантов из числа выпускников ведущих мировых вузов – России нужны лучшие топ-менеджеры, которые будут двигать отечественные компании вперед, программисты, ученые, автомобилестроители и т.д. Этих людей мы должны всячески агитировать и приглашать даже сверх установленных квот.

Но в предлагаемой концепции, разумеется, есть и прогрессивные, своевременные меры. В первую очередь это касается системы выставления баллов желающим жить и работать в России. Претендентам предстоит продемонстрировать владение русским языком и должной квалификацией, мотивировать свое пребывание на территории России. Данная инициатива имеет опыт отработки в других странах. В частности, позитивные плоды она долгое время приносила в США. Эту инициативу стоит развивать и совершенствовать: необходим комплекс критериев. В частности, обоснованной видится следующая мера – проверять потенциальных переселенцев на предмет законопослушности. Если у кого-то из них на родине были проблемы с законом – въезд для такого мигранта должен быть закрыт.

Альтернативная концепция. Фонд «Миграция XXI век» презентовал альтернативную государственной концепцию миграционной политики.

«Последствия ошибок и неверных решений в сфере российской миграционной политики могут быть гораздо хуже, чем, предположим, то, что происходит сейчас в Норвегии или Великобритании», – предостерегает президент Фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. Он заявил об этом, представляя в августе 2011 года альтернативную концепцию миграционной политики, одним из авторов которой он является.

«ФМС России существует уже около 20 лет, – напомнил Поставнин, – но до сих пор не решены даже проблемы соотечественников и вынужденных переселенцев». По его мнению, существующая формула решения миграционных проблем – «мина замедленного действия», которая не сегодня-завтра взорвется, и тогда последствия просчетов станут необратимыми.

Свою позицию относительно просчетов, которые допустило государство в миграционной политике, Поставнин озвучил следующим образом: «Конструкция институциональной структуры российского миграционного ведомства, как и много лет назад, базируется на двух основных столпах – регистрации и принимающей стороне. Эта модель себя изжила. Надо не приукрашивать фасад, а строить новый. От выступлений ФМС ничего не меняется. Нам говорят, что нелегальных иностранцев депортируют. Но мы-то видим, что творится на улицах, глаза-то у нас есть. Бороться с нелегальной миграцией нужно или за границей, или на границе. Вывезти 6 млн нелегалов с территории страны невозможно. Просто умножьте эти 6 млн на $1000 (столько стоит отправка одного иностранца на родину) – и вы поймете, что задача нерешаема. Милиционер, понимая, что некуда их везти, полагает, что проще взять деньги и отпустить». Особенно неприятно удивляет поощрение бездействия властей в этой ситуации главой Фонда.

Существующая сейчас практика временной регистрации мигрантов, по мнению авторов альтернативной концепции миграционной политики, также бесполезна: лишь 20-25% мигрантов ее оформляют, и только половина из них действительно проживает по указанному адресу. В итоге из учета выпадают порядка 90% иностранных тружеников. В связи с этим один из авторов альтернативной концепции Ольга Воробьева предлагает ставить мигрантов лишь на налоговый учет, присваивая им, как и гражданам РФ, индивидуальный номер налогоплательщика.

«Они (мигранты) не платят ни налогов, ни госпошлин, – рассказывает Вячеслав Поставнин. – Миграционные патенты и карты просто покупаются. Государством теряются колоссальные деньги – эти суммы сравнимы с доходами нефтегазового сектора».

Для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, авторы альтернативной концепции миграционной политики предлагают создать отдельное министерство миграции, межнациональных и конфессиональных отношений с входящей в его структуру Федеральной службой по надзору. По мнению инициаторов, новое министерство могло бы заняться вопросами трудоустройства мигрантов, адаптации вновь прибывших кадров и взаимодействия с диаспорами. Пока же помимо ФМС за отправление миграционной политики ответственны 7 структур, однако они не справляются со своими обязанностями. Именно поэтому данные обязанности предлагается перевести в компетентность специального министерства.

Существующую систему квотирования авторы альтернативной концепции считают жизнеспособной, но не в том виде, в котором она функционирует, а в адекватном «нормам миграционного законодательства в части возможности, а не обязательности» ее применения.

Вячеслав Поставнин считает необходимым «повысить роль низших уровней власти – городских, районных и муниципальных» в решении вопросов, лежащих в плоскости миграционной политики. Миграционные проблемы, по его словам, зреют на уровне муниципалитетов: «Они работают на земле. Вот пусть они и принимают решения, пусть регистрируют, выдают разрешения на работу, собирают налоги и пошлины, но пусть и несут ответственность, вплоть до уголовной, за миграционную обстановку на вверенной территории».

Эти преобразования, по подсчетам директора Фонда «Миграция XXI век», будут приносить в бюджет по $6 млрд ежегодно. Именно столько Россия теряет в теневых потоках. А вот официальная концепция – в той редакции, которую недавно презентовал глава ФМС Константин Ромодановский – напротив, способна лишь стимулировать рост коррупции.

По заключению авторов альтернативного документа, государственная официальная концепция миграционной политики России до конца не отработана. Предлагаются различные инновационные решения, но не предлагаются механизмы. Как заявила вице-президент Фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова, в проекте государственной концепции «не проработан вопрос о том, какие кадры будут реализовывать миграционную политику, не проработаны вопросы изменения существующей нормативно-правовой базы, не прописан вопрос о сертификации профессиональных трудовых навыков мигрантов, которые приезжают в Россию, трудятся здесь по нескольку лет, осваивают какую-то специальность, но не имеют документов, подтверждающих это». Опасность на сегодняшний день заключается в том, что именно эту концепцию миграционной политики правительство планирует утвердить уже в 2012 году.

Половина преступлений в 2011 году в Москве совершено нелегальными мигрантами. Статистика, опубликованная ГУВД Москвы, свидетельствует о том, что за истекшие полгода мигранты совершили 13 203 преступления в Москве. Доля преступлений нелегалов в общей массе составила 48%, притом, что их численность в городе – 16%. Наличие в городе 2 млн нелегальных мигрантов признал мэр столицы Сергей Собянин. Согласно данным Федеральной службы миграции, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов.

Нелегальные мигранты обосновались в России, создав анклавы. Примечательно, что нелегальным работодателем для приезжих часто оказывается само государство. Согласно сведениям ресурса demoscope.ru, работники ГУП ЭВАЖД в районе Северное Чертаново поселились в парке на территории города. В неофициальных интервью сотрудники госструктуры признают, что таджики оформлены нелегально.

Вывод крайне прост, нынешняя миграционная политика, одной из характерных черт которой является то, что права мигрантов совершенно не обеспечиваются, оборачивается для страны ростом преступности в среде мигрантов и обострением национального вопроса.

Программа противодействия незаконной миграции на 2012-2014 гг. Как стало известно, 3 сентября 2011 года Совет министров иностранных дел СНГ одобрил и внес на рассмотрение заседания Совета глав государств проект Программы противодействия незаконной миграции на 2012-2014 годы. Проект Программы был разработан по поручению Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ. Данная программа является уже третьим по счету аналогичным документом, созданным в рамках Содружества. Срок действия предыдущей истекает в этом году.

Основными задачами Программы являются выработка и реализация согласованной миграционной политики, развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и сближение национального законодательства государств – участников Содружества, совершенствование пограничного и миграционного контроля на государственных границах стран СНГ.

Проектом документа предусматривается проведение совместных или согласованных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и спецопераций, информационное и научное обеспечение сотрудничества, осуществление сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ…

Необходимо признать, несовершенства сегодняшней миграционной политики привели к тому, что страна наводняется бросовой рабочей силой. 40% трудовых мигрантов не имеют профессионального образования, а 20 % вообще не имеют никаких специальных навыков. И эти люди работают сегодня в строительстве, транспорте, общепите, т.е. в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависит здоровье и жизнь граждан России.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что сама миграция трудовых ресурсов не является проблемой, основной трудностью является предстоящая работа над изменением ее структуры. На повестке дня сегодня стоит прекращение практики существования России в режиме «миграционного пылесоса».

Проблемы, связанные с трудовыми мигрантами в России, нужно решать не только законодательно, но и с помощью институциональной модернизации. Миграционная политика в России может привести к последствиям еще более тяжелым, чем в Норвегии и Великобритании, считают эксперты. По их мнению, необходимо создать новое единое ведомство, которое занималось бы этими проблемами, в связи с тем, что к деятельности ФМС сегодня назревает все больше вопросов и претензий.

Кроме того, в условиях сократившихся в последние годы объемов внутренней миграции, она не в полной мере выполняет свою важную функцию — перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны. В связи с чем очень важно сегодня развивать общероссийский рынок труда, чтобы каждый гражданин России был уверен: расстояния не станут помехой для того, чтобы найти при необходимости новую работу, и при этом уровень трудовых и социальных гарантий будет достойным.

Решение вопросов внешней и внутренней миграции в России крайне важно в том контексте, что успехи широкомасштабного процесса модернизации во многом зависят от той среды, в которой протекает этот процесс.

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции.

2. Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

3. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во взаимосвязи с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров в сфере миграции.

4. Разработка настоящей Концепции осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

5. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

а) академическая мобильность - международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях;

б) временная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и тому подобного;

в) долгосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года);

г) квотирование привлечения иностранной рабочей силы - регулирование численности иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

д) краткосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся;

е) миграция на постоянное место жительства - международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства;

ж) незаконная миграция - перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности;

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции.

2. Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

3. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во взаимосвязи с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров в сфере миграции.

4. Разработка настоящей Концепции осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

5. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

а) академическая мобильность - международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях;

б) временная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и тому подобного;

в) долгосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года);

г) квотирование привлечения иностранной рабочей силы - регулирование численности иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

д) краткосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся;

е) миграция на постоянное место жительства - международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства;

ж) незаконная миграция - перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности;

з) образовательная (учебная) миграция - миграция с целью получения или продолжения образования;

и) организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников) - деятельность государства или уполномоченных негосударственных структур по организации перемещений иностранных работников в Российскую Федерацию, включающая организованный набор необходимых работников в стране происхождения, их довыездную подготовку, прием и трудоустройство на законных основаниях на заранее выделенные рабочие места;

к) сезонная трудовая миграция - вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года;

л) трудовая миграция - временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).

II. Условия формирования и реализации государственной миграционной политики Российской Федерации

6. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 - 145,6 миллиона человек.

7. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

8. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

9. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств - участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

10. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.

11. Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.

12. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

13. За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

14. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.

15. Требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности.

16. Слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Образовательная (учебная) миграция - источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

17. Важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение этих проблем затрудняется неоправданной сложностью получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также неурегулированностью правового положения иностранных граждан. Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации.

18. Необходимы содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, совершенствование процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам. В 1990-е годы в Российской Федерации получили статус беженцев и вынужденных переселенцев около 1,5 миллиона человек, но до сих пор законодательно закрепленные социальные обязательства перед ними до конца не выполнены.

19. Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения. Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована.

20. Ставя задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, следует учитывать, что миграционные ресурсы государств - участников Содружества Независимых Государств, ориентированные на Российскую Федерацию, в перспективе будут уменьшаться.

III. Цели, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации

21. Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

22. Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

б) недопустимость любых форм дискриминации;

в) соблюдение норм национального и международного права;

г) гармонизация интересов личности, общества и государства;

д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

е) защита национального рынка труда;

ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

з) учет особенностей регионального развития;

и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

к) научная обоснованность принимаемых решений.

23. Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

в) содействие развитию внутренней миграции;

г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

ж) противодействие незаконной миграции.

24. Основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) в области создания для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства:

содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;

реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ее модернизация и придание ей бессрочного характера;

содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда;

создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

содействие переселению в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей;

стимулирование миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, включая обеспечение преференций в получении вида на жительство выпускникам российских образовательных учреждений профессионального образования из числа иностранных граждан, получивших профессию (специальность), востребованную на рынке труда Российской Федерации;

модернизация институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство;

создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство;

введение ускоренного (упрощенного) порядка получения гражданства Российской Федерации лицами, имеющими вид на жительство и являющимися предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и членами их семей, а также выпускниками российских образовательных учреждений профессионального образования;

б) в области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой:

создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда;

совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы;

создание дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда;

программ организованного привлечения иностранных работников; программ сезонной

миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов;

развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;

создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

упрощение правил въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывающих в деловых целях;

упрощение въезда и снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты;

создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;

совершенствование механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов;

упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, участвующих в инвестиционной и предпринимательской деятельности;

упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности;

создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

в) в области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации:

упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства;

обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;

информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;

развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы;

поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;

содействие местной внутренней миграции, прежде всего между региональными центрами, малыми городами и сельскими поселениями;

создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

поддержка регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению внутренних мигрантов, в том числе в рамках федеральных программ;

развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;

развитие взаимодействия государственных центров занятости с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации вне территории их постоянного проживания;

совершенствование федерального и региональных банков вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства;

создание фондов по реализации мер стимулирования переселения граждан на работу в другие регионы, в том числе регионы Дальнего Востока;

повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;

развитие транспортной инфраструктуры, внутренних и межрегиональных пассажирских перевозок;

субсидирование пассажирских авиаперевозок между регионами восточной и западной частей страны;

г) в области содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности:

совершенствование условий для обучения в российских образовательных учреждениях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;

увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств - участников Содружества Независимых Государств;

совершенствование условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;

экспорт российских образовательных услуг в страны - источники массовой миграции в Российскую Федерацию;

содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях;

организационное, информационное и финансовое содействие образовательным учреждениям и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;

предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения в российских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных учреждениях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками;

упрощение административных процедур, связанных с въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах;

введение упрощенного порядка получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию Российской Федерации с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

упрощение въезда членов семей иностранных граждан, прибывших с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и снятие ограничений для осуществления ими трудовой деятельности и обучения;

разработка системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их возвращению;

содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации;

разработка минимально необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию для иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;

д) в области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;

выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;

совершенствование системы предоставления убежища;

создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами;

оказание содействия добровольному возвращению беженцев, лиц, получивших убежище, и претендентов на получение соответствующего статуса в государства их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;

предоставление вынужденным мигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;

поддержание инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов;

разработка программ социальной поддержки вынужденных мигрантов;

е) в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:

содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения и в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов, а также активно используя потенциал средств массовой информации и возможности культурно-адаптационных центров в странах происхождения мигрантов;

обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;

содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;

противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;

разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;

создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов;

создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;

ж) в области противодействия незаконной миграции:

совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции;

совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

создание и совершенствование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий;

совершенствование системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;

противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность;

создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;

совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;

разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;

усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

IV. Международное сотрудничество

25. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции осуществляется по следующим основным направлениям:

а) расширение взаимодействия с международными организациями в сфере миграции и использование их потенциала;

б) создание условий для свободного перемещения и трудоустройства граждан в соответствии с международными соглашениями;

в) гармонизация и унификация миграционного законодательства Российской Федерации и применение информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций;

г) формирование правовой базы сотрудничества с иностранными государствами с целью обмена информацией по вопросам миграции, представляющим взаимный интерес;

д) выработка единых подходов по вопросу реадмиссии граждан третьих государств, включая расходные обязательства сторон, в рамках международных организаций;

е) развитие многостороннего и двустороннего взаимодействия в сфере миграции в рамках международных организаций;

ж) заключение международных соглашений в сфере миграции, способствующих притоку иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;

з) заключение международных соглашений с компетентными органами иностранных государств о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией;

и) заключение международных соглашений о приеме, возврате и транзитном проезде лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств (о реадмиссии);

к) заключение международных соглашений об организованном привлечении иностранных работников;

л) заключение международных соглашений о взаимном признании медицинских документов.

V. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной миграционной политики Российской Федерации

26. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной миграционной политики Российской Федерации предусматривает:

а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);

б) совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах с последующим использованием полученной информации компетентными органами, в том числе в правоохранительных целях;

в) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе:

развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;

совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции;

информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности;

г) проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ;

д) научное сопровождение изменений в инструментах и механизмах государственной миграционной политики Российской Федерации.

VI. Основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации

27. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;

б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства Российской Федерации и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;

в) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;

г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;

д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;

е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;

ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;

з) развитие научных исследований в сфере миграции.

VII. Этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации

28. Первый этап (2012 - 2015 годы):

а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;

е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

29. Второй этап (2016 - 2020 годы):

а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.

30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

31. Третий этап (2021 - 2025 годы):

а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.

32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

Обзор документа

Утверждена концепция государственной миграционной политики России до 2025 г.

В числе ее целей - обеспечение национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения нашей страны. Концепция направлена на стабилизацию и увеличение численности постоянного населения России, а также обеспечение потребности экономики в рабочей силе.

Для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан предлагается создать стимулы для переселения в Россию на постоянное место жительства.

Для работы необходимо приглашать высококвалифицированных иностранных специалистов и создавать для них нормальные условия жизни. Предлагается создать балльную систему отбора мигрантов для получения ими вида на жительство, ввести ускоренный (упрощенный) порядок получения российского гражданства.

Концепция, в частности, предполагает упростить правила въезда и пребывания на территории России иностранных граждан, прибывающих в деловых целях. Совершенствовать систему выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. Содействовать местной внутренней миграции, прежде всего между региональными центрами, малыми городами и сельскими поселениями.

Уделено внимание международному сотрудничеству в сфере миграции.

Концепция будет реализована в 3 этапа.

На 1 этапе (2012-2015 гг.) будет создана инфраструктура для проживания трудовых мигрантов, их интеграции и адаптации. Также необходимы центры содействия иммиграции в России и медицинского освидетельствования мигрантов, в том числе за рубежом.

2 этап (2016-2020 гг.) предполагает обобщение и анализ правоприменительной практики в области миграционной политики, усовершенствование системы анализа миграционной ситуации. К 2021 г. планируется приостановить миграционный отток населения из Сибири и Дальнего Востока.

На 3 этапе будет оценена эффективность принятых миграционных программ и уточнена стратегия их реализации. К 2025 г. предполагается обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

1. Предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков.

Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья.

Органы государственной власти Российской Федерации будут содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения граждан, гарантирующих их права и обязанности органов государственной власти по содействию добровольному переселению.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут оказывать содействие в получении соотечественниками, проживающими в государствах СНГ и Балтии, объективной информации об условиях переезда и проживания в Российской Федерации.

Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут пресекать попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и субъектов.

Особое внимание органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут уделять соблюдению прав меньшинств, учитывая вступление для Российской Федерации в 1998 г.

В силу европейской Рамочной конвенции по защите прав национальных меньшинств.

Органы законодательной власти Российской Федерации будут стремиться к ускорению принятия федерального законодательства о национальных меньшинствах.

Органы законодательной власти субъектов РФ вправе разрабатывать и принимать соответствующие законы и иные нормативные правовые акты с учетом разграничения предметов ведения в этой сфере, установленной Конституцией Российской Федерации и имеющихся международных обязательств России по защите прав национальных меньшинств.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для поддержания основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест (моноотраслевые поселки) и сокращение учреждений социальной сферы.

Органы государственной власти в самой ближайшей перспективе уточнят перечень регионов и населенных пунктов, с учетом потенциальной конкурентоспособности размещенных в них отраслей и производств, для оказания мер по поддержке системы рабочих мест и основных условий жизнеобеспечения населения. Кроме того, будут осуществляться мероприятия по:

Стимулированию переселения пенсионеров путем первоочередного восстановления вкладов, привлечения средств внебюджетных фондов, реформирования системы пенсионного обеспечения в части установления единого порядка выхода на пенсию;

Постепенному переходу на преимущественно ротационную систему формирования трудовых ресурсов с учетом реальных потребностей производства, более широкое использование вахтового метода ведения работ.

Органы государственной власти будут оказывать государственную поддержку в переселении граждан, проживающих в населенных пунктах, подлежащих ликвидации, и способствовать привлечению к финансированию мероприятий по переселению средств хозяйствующих субъектов.

Необходимо ведение мониторинга экологической обстановки в регионах Российской Федерации. В случае, если последняя не будет отвечать необходимым требованиям проживания населения, органы государственной власти будут осуществлять мероприятия по ликвидации причин нарушения экологической обстановки, в случае невозможности - осуществлять комплекс мероприятий по переселению населения и привлечению к финансированию этих мероприятий организаций (всех форм собственности), чьи действия привели к нарушению условий проживания населения.

Органы государственной власти будут проводить мероприятия по дестимулированию притока населения в районы с неблагоприятными экологическими для проживания.

2. Интеграция на новом месте вынужденных переселенцев из-за пределов России, перемещенных лиц и беженцев. Интеграция на новом месте вынужденных мигрантов предполагает: учет коренных интересов затрагиваемых ими групп населения. Следует избегать противопоставления вынужденных мигрантов местному населению при оказании помощи вынужденным мигрантам, развитии инфраструктуры в районах их компактного расселения. Важно учитывать этническую, культурную, языковую и конфессиональную дистанцию между вынужденными мигрантами и местным населением; приемлемый для субъектов и для вынужденных мигрантов выбор места жительства последних. Концентрация вынужденных мигрантов в густонаселенных, экономически депрессивных, экологически неблагополучных районах или иноэтнической среде может препятствовать их интеграции в местное общество и создать дополнительную напряженность в отношениях с местным населением; создание материальных условий и помощь в реализации гарантируемых государством основных прав и свобод. Основными направлениями являются разработка и осуществление жилищных программ (выделение земельных участков, оказание помощи и предоставление субсидий, льготное налогообложение и кредитование), содействие в поисках работы и переподготовке, поощрение предпринимательской инициативы, обеспечение реального доступа к правовым, медицинским и пенсионным услугам, образованию интегрируемых лиц, различная помощь их общинам. Наиболее эффективно увязывание программ помощи с программами экономического развития субъектов, позволяющих комплексно решать проблемы интеграции вынужденных мигрантов и социально-экономического развития региона; информационное обеспечение местных властей и населения о проблемах адаптации вынужденных мигрантов. Властные и административные структуры, неправительственные организации, ассоциации вынужденных мигрантов должны опираться на систему образования, средства массовой информации для того, чтобы местное население относилось с большим пониманием к проблемам и правам интегрируемых лиц.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут стремиться к созданию условий, облегчающих процесс интеграции вынужденных переселенцев, прибывших из-за пределов Российской Федерации, а также внутренних перемещенных лиц, имея в виду: приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации учредительных актов, законов и подзаконных актов субъектов РФ, ограничивающих права и свободы граждан Российской Федерации, находящихся на территории этих субъектов, в том числе лиц, имеющих статус вынужденного переселенца; разработку и реализацию региональных миграционных программ в увязке с программами социально-экономического развития территорий, с включением в них специальных разделов; предусмотреть в вышеназванных программах специальные разделы (подпрограммы) интеграции вынужденных переселенцев, прибывших из-за пределов России и перемещенных лиц; повышение эффективности направляемых на помощь и поддержку вынужденных переселенцев средств; поиск дополнительных ресурсов, направляемых на помощь и поддержку лицам, имеющим статус вынужденного переселенца, включая внебюджетные источники финансирования.

Интеграция беженцев и лиц, получивших статус временного убежища, не имеющих гражданства России, имеет свои специфические особенности. Большинство беженцев из других государств СНГ прибыли в Российскую Федерацию в начале 1990-х годов и в ближайшее время лишатся статуса беженца. Их возвращение в места постоянного проживания представляется проблематичным ввиду того, что в большинстве своем они глубоко интегрировались в местную среду. Однако беженцы из других государств СНГ, как и беженцы из Южной Осетии, находящиеся на территории Северной Осетии, также нуждаются в разработке процедур их легализации.

Органы государственной власти субъектов РФ будут способствовать легализации и социально-экономической интеграции лиц, получивших статус беженца до вступления в силу новой редакции закона «О беженцах» (1997 г.) и утративших статус беженца на территории этих субъектов в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов.

3. Пресечение незаконной иммиграции в Российской Федерации приобретает особое значение в условиях прозрачности границ СНГ. Пресечение незаконной иммиграции потребует тесной координации усилий федеральных властей, властей субъектов РФ и приграничных регионов Федерации с зарубежными государствами.

Органы государственной власти Российской Федерации примут все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.

Органы государственной власти Российской Федерации будут тесно координировать с органами государственной власти субъектов РФ свои действия на межгосударственном уровне по решению проблем так называемых «разделенных народов», имея в виду облегчение процесса пересечения государственной границы, информационных, культурных, экономических и иных контактов между представителями этих народов.

Реализация мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует активизации работы по определению правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.

4. Обеспечение регулирования внешне трудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов.

Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию и развитию форм и методов государственного содействия в трудоустройстве российских граждан за границей, регулированию процессов вербовки и найма российских работников, контролю и надзору за организациями-лицензиатами, направляющими российских граждан за границу для работы по найму, за социальной защитой последних, включая социальное и медицинское страхование, обеспечение принципа равного обращения в области труда с работниками принимающего государства и др.

Органы государственной власти Российской Федерации будут способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.

В отдельных субъектах приняты законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов. Преференции или ограничения для отдельных категорий мигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству.

5. Добровольное возвращение в места постоянного проживания внутренних перемещенных лиц является одним из основных направлений государственной миграционной политики и предполагает: наличие индивидуального и свободно выраженного желания заинтересованного лица вернуться в место постоянного проживания; поддержку со стороны государства процесса возвращения. Такая поддержка должна включать разработку и реализацию программ организованного возвращения, обеспечения минимально необходимых социально-экономических условий для жизни, поддержку общественных объединений возвращающихся лиц; гарантии физической безопасности. Государство обеспечивает физическую безопасность возвращающихся лиц на стадиях переезда и обустройства. Важную роль играют международные и неправительственные организации, наблюдающие за положением в области прав человека и личной безопасностью (особенно в районах обострения межэтнических отношений).

Актуальным направлением государственной миграционной политики остается возвращение представителей депортированных народов.

Органы государственной власти Российской Федерации примут необходимые меры в части предоставления им гражданства, принятия нормативных правовых актов, регулирующих провоз имущества, получения компенсаций, кредитов, льгот и решения иных вопросов, относящихся к их компетенции.

Органы государственной власти Российской Федерации с пониманием относятся к стремлению отдельных субъектов РФ обеспечить определенные преференции соотечественникам-репатриантам и будут сотрудничать с соответствующими органами государственной власти субъектов в данной сфере.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!