Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Икона божией матери с младенцем во чреве. Настоятель и прихожане Покровского храма приняли участие в торжественном открытии IX краевых Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений

Беременность - это самое важное событие и в то же время нелегкое испытание для любой женщины. Роды для нее становятся кульминационным моментом всех мучений, на которые она была обречена из-за первородного греха праматери нашей Евы. Поэтому несколько самонадеянно, неблагоразумно и легкомысленно подходить к этому процессу без Господнего благословения, молитв и заступничества Пречистой святой Матери и всех

Чудотворные иконы, молитвы беременных, покровители

Уже на протяжении многих веков православными христианами почитается Богородица, которая стала воплощением благоговейного уважения к любой женщине как будущей матери. Сам процесс деторождения проходил в высшей мере свято, его приравнивали к богослужению. Традиции, сопровождавшие беременность и роды, а затем и воспитание, передавались от дочки к матери. Беременная обязана была вести благочестивую и добропорядочную жизнь. Внутри нее в это время Бог творил новую человеческую душу и тело. Поэтому необходимо было заботиться в первую очередь о своем духовном состоянии, не допускающем пороков и грехов.

Икона беременной Богородицы - один из главных образов, перед которыми молятся в эти ответственные месяцы. Мама и ее малыш в самый решающий момент будут действовать, так сказать, дружно и сообща.

Молитва обязательно даст женщине успокоение, кротость, доброту, любовь и правдивость. Ведь теперь она отвечает не только за себя, но и за внутри нее постоянно развивающийся плод. Мысли и поступки ее должны быть чисты. Необходимо воздерживаться от гнева, раздражения, гордости, пустословия, зависти, страха и уныния.

Многие будущие мамочки задаются вопросом: икона для беременных существует ли, кому и как лучше всего молиться, дабы весь период вынашивания ребенка до рождения прошел благополучно? Чтобы ответить точно на эти вопросы, обратимся за помощью к книге, которая называется «Полный православный молитвослов на всякую потребу», которую желательно всегда иметь дома у себя под рукой.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Скоропослушница»

Итак, открываем главу, которая так и называется «Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей». И видим, перед какими иконами, какие молитвы читаются.

Почти сразу идут молитвы Пресвятой Богородице перед ее иконой, называемой «Скоропослушница». Древнейшая икона, первообраз которой сейчас хранится на Афоне, на Святой горе, в мужском монастыре Дохиаре. История ее уходит на тысячу лет назад (X век). По преданию, с благословения основателя монастыря преподобный Неофит написал эту икону. Предполагается, что она стала списком с чудотворного образа Богоматери, чтимого в городе Александрии.

А вот эти молитвы помогут уменьшить страдания беременной женщины (их читают также при нехватке у роженицы молока):

  • Тропарь, глас 4-й: «К Богородице притецем сущии в бедах…».
  • Кондак, глас 8-й: «В мори житейстем обуреваемии…».
  • Молитва: «Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице…».

Икона Пресвятой Богородице, именуемая «Целительница»

Следом в молитвослове идет образ Богоматери, известный как «Целительница». Это тоже икона для беременной женщины, перед которой нужно молиться.

История ее создания связана с чудотворением, которое произошло в конце XVIII столетия в Москве. Один из служителей церкви - Викентий Бульвенинский - при входе и выходе из церкви вставал на колени перед образом Божьей Матери. Однажды он сильно заболел. У него почернел язык, сильные боли стали доводить его до беспамятства. Он начал молиться Богородице, чтобы она помогла исцелиться. Вдруг к нему явился ангел, за ним и Сама Богородица спустилась с Небес и исцелила его. Совершенно здоровый Викентий сразу же отправился на службу, вся церковная братия изумилась этому чуду. И это стало поводом для написания прекрасной иконы.

Сейчас икону Богородицы «Целительница» можно увидеть во многих больничных храмах и часовнях. Молитвы, которые читаются перед нею, следующие:

  • Тропарь, глас 4-й: «Яко Пресветлая Звездо…».
  • Молитва: «Приими, о, Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево…».

названная «Феодоровская»

Следом идет икона, помогающая беременным, Богоматерь «Феодоровская». Известно, что эту икону написал евангелист Лука. А дальше неизвестно, как она попала в небольшой провинциальный город Городец, откуда пошли первые упоминания о ней. В 1239 году монголо-татары город превратили в пепел. Но этот святой образ каким-то таинственным образом исчез. Его обнаружил позже князь Василий Костромской - брат Александра Невского. Охотясь в лесу, он увидел икону на дереве, хотел было снять, но она повисла в воздухе.

В это же время жители Костромы видели какого-то воина, который шел и нес эту икону в руках. Поговаривали, что это был сам великомученик в честь которого был построен местный храм в Костроме.

Князь Василий рассказал духовной братии о случившемся с ним событии. Тогда они пошли на это место и принялись долго молиться на коленях. Только потом смогли снять эту икону. Со временем на этом месте была образована монастырская обитель.

На оборотной стороне образа находится святой лик мученицы Параскевы (Пятницы), которую на Руси почитали как покровительницу невест и материнства. Именно у нее девицы просят путёвого мужа, бесплодные - о женском здоровье и о зачатии.

Феодоровский образ Богородицы - древнейшая на Руси чудотворная икона для беременных, помощница в родах и воспитании детей. Ей молятся на образование благополучной семейной пары и рождение в ней здоровых малышей по следующим образцам:

  • Тропарь, глас 4-й: «Пришествием честныя Твоея иконы…».
  • Кондак 1-й: «Взбранней Воеводе, Пренепорочней Деве Богородице, Заступнице нашей…».
  • Молитва: «К кому воззову, Владычице…».

Есть еще одна великолепная молитва беременных женщин о благополучном разрешении. Начинается она со слов: «О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою…»

Икона Преподобной Мелании

В разделе молитв для беременных упоминается и имя святой Мелании (Римской, или Римляныне), которая родилась в конце IV века. Мелания должна была стать наследницей огромного состояния. В 14 лет ее насильно выдали за близкого родственника - Пиниана. После свадьбы она предложила своему супругу жить в воздержании, он согласился, но только перед этим попросил родить ему двух детей. Однако детям так и не суждено было жить на этом свете. Да и сама Мелания чуть не умерла после вторых преждевременных родов. Пиниан понял, что он - причина всех ее несчастий, и тогда взял на себя обет целомудрия. Когда он умер, то оставил жене огромное состояние. Мелания же, раздав бедным все свое имущество, начала строить монастыри и храмы по всей округе.

В Иерусалиме, рядом с Гробом Господним, есть пещера, где в свое время подвизалась св. Меланья. Там же хранились ее мощи. Но потом их вывезли крестоносцы, и теперь они находятся в Риме.

Молитвы ко святой Меланье:

  • Тропарь: «В тебе, Мати, известно спасеся…».
  • Кондак, глас 3-й: «Девства чистоты возлюбши…».

Это все, что касается молитвослова на тему о беременных. Однако православные женщины почитают и другие иконы.

Икона Богоматери «Взыграние Младенца»

В Византии этот образ Богородицы почитался как древняя чудотворная святыня. Икона «Взыграние Младенца» является одной из самых любимых в русском народе. Икона была приобретена в ноябре 1795 года Подмосковным Николо-Угрешским монастырем, созданным Димитрием Донским в связи с победой на Перед этим образом много людей получали исцеление и помощь. Женщины в основном молились об излечении от бесплодия, о благополучном протекании беременности или просили здоровья больному младенцу.

Во время разорения обители после революции в 1918 году она пропала. В 2003 году эту икону вернула одна благочестивая семья, купившая ее у коллекционера. Теперь она хранится в монастыре, в Спасо-Преображенском соборе, и является наиболее почитаемой. Существует несколько разновидностей образа иконы Божьей Матери «Взыграние», которые распространены на Афоне. Перед ней беременные перед родами читают молитву «Пресвятая Дево, Мати…».

Икона беременной Богородицы

Эта икона относится к разряду самых редких, но не единственных. Такой тип иконописи характерен в основном для Афона и Грузии. Именно на афонской или грузинской иконе младенца Иисуса мы не видим. Иконописца, к сожалению, никто не знает. Икона, где Богородица беременная, находится в Греции, в небольшой церквушке Рафаила в Рахесе, в месте с целебными источниками.

В православной иконописи встречается достаточно редко. Но суть не в этом. Дело в том, что икона беременной Божьей Матери изображается с младенцем Иисусом. Главной особенностью этого иконографического образа является и то, что в ней все внимание акцентировано на материнское начало и ожидание прихода Мессии.

Икона беременной Божьей Матери была обнаружена в одном из монастырей в Западной Грузии. Когда проходил ремонт, подняли пол и там нашли целое хранилище редких великолепных икон. Среди них была и икона Марии с Христом во чреве.

Этот нежный образ Святой Марии помогает всем будущим матерям с потомством во чреве благополучно проходить весь период и дождаться своевременных родов. А тем, кто не имеет детей, наконец-то обрести радость материнства.

Однако это еще не последний ответ на вопрос о том, какой иконе молятся беременные. Существует много таких образов, только мало кто о них знает.

Икона Божьей Матери, называемая «Помощница в родах»

Сегодня в некоторых благочестивых семействах можно увидеть удивительный образ Богоматери, называемый «Помощница в родах» (это тоже икона для беременных). На ней Святая Мария изображена в рост, руки ее застыли в молитвенном жесте над лоном Предвечного Младенца Христа.

В минуты жесточайших страданий рождения младенца смерть становится очень близкой, и поэтому женщина с горячей молитвой прибегает к Спасителю и Его Пречистой Матери такими словами:

  • Тропарь, глас 4-й: «К Богородице прилежно…».
  • Кондак, глас 6-й: «Предстательство христиан…».
  • И Величание: «Величаем, тя, Пресвятая Дево…».

Есть очень похожий на этот образ - икона Богородицы «Помогательница женам чада рождати». Только здесь у Святой Марии открытая голова и распущенные волосы.

Любая такая икона для беременных - их помощница и покровительница. Доброе и умиротворенное лицо Матери Божьей придаст и будущей маме спокойствие и радость, а молитва станет более чистой, уверенной и искренней.

В нашей статье на тему «Икона для беременных» стоит упомянуть и другие, не менее важные для момента беременности и родов иконы.

Икона праведных Иоакима и Анны

Будущие родители Пресвятой Марии - святые праотцы Иоаким и Анна, в конце жизни, состарившись, уже не имели никакой надежды на рождение своего собственного ребенка. И только после Божьего благословения у них родилась дочь Мария. Однако перед этим событием им пришлось перенести насмешки и презрение, так как в то время бесчадие было настоящим позором для семейной пары.

Они жили в Назарете Галилейском. О своем горе они не роптали, уповали на волю Господа и усердно молились. Однажды во время праздника праведный старец Иоаким принес в Иерусалим дары Богу, но священник не взял с бездетного мужа эту недостойную жертву Богу. Иоаким не выдержал. Считая себя не угодным для Господа человеком, он не стал возвращаться домой, а решил поселиться в пустынном уединении. Праведная Анна, узнав об унижении, которому подвергся ее муж, стала скорбно молиться, находясь в постоянном посте. Беспрестанно молился и праведный Иоаким. И Бог наконец услышал их и послал им ангела, который принес им благую весточку о том, что у них скоро родится Дочь, которая станет благословением всего человеческого рода. После того как они отвели свою Марию в храм, оба родителя прожили недолго. Когда они умерли, святому Иоакиму было 80 лет, а 70 лет.

Вот так появилась эта замечательная икона. Молиться беременным перед ней необходимо для того, чтобы Бог дал сил и благословил на счастливое деторождение.

  • Тропарь, глас 1-й: «Иже в законней…».
  • Кондак, глас 2-й: «Радуется ныне Анна…».
  • Молитва: «О, приснославнии Христовы…».

Икона пророка Захария и праведной Елисаветы

Как тут не вспомнить и благочестивую пару Захария и Елисаветы, которым Бог подарил Иоанна Предтечу? Ведь они тоже, как и родители Богородицы, долго молили Господа о том, чтобы Он даровал им ребенка. И вот во время очередного богослужения святой ангел принес весть Захарию, что его жена скоро родит сына и он будет велик перед Господом. Захария усомнился в этих словах, так как мало верил в то, что его престарелая жена может еще родить. За это он был наказан немотою до того момента, пока не родился Иоанн Предтеча.

Пред этой иконой читают такие молитвы:

  • Тропарь: «Священства одеждою…».
  • Кондак: «Пророк днесь…».
  • Молитва: «О, святи угодницы Божии, пророче…».

В период беременности надо знать определенные молитвы Господу и Богородице. И лучше читать их каждый день. Это следует делать, даже если беременность протекает благополучно, так как нет гарантии легкого и безболезненного рождения здорового, умного и симпатичного малыша, благословенного Господом.

Рождение ребенка - это ли не чудо?! Господь не каждому дарует такую радость. А ведь чудеса для тех и существуют, кто в них верит. Ведь очень важно знать о том, что, кто в душе веру в Господа Всемогущего имеет, у того и умножится, а у кого ее нет - у того отнимется и последнее. Молясь искренне и беззаветно, нужно верить в то, что Бог милостив и всемогущ и нет для Него ничего такого, чего бы Он не смог сотворить.

Икона св. блаженной Ксении

Не станем заново описывать благочестивый путь этой великой святой, однако одно событие, связанное с чудотворицей, покажется очень любопытным.

После кончины своего мужа Андрея Федоровича блаженная Ксения Петербургская все свое имущество отдала бедным. А свой дом отписала Антоновой Параскеве - женщине, снимавшей у нее комнату. Сама же Ксения стала юродивой во имя Христа. Вскоре люди начали замечать, что после встречи с ней дела их налаживались, а больные получали исцеление. Родители стали спешить к ней с больными детьми, так как с ее благословения они действительно выздоравливали.

Однажды св. Ксения спасла еще не родившегося ребенка. Как-то раз она вдруг пришла домой к той самой женщине, Антоновой Параскеве, и закричала: «Ты что сидишь, чулки штопаешь и совсем не знаешь, что тебе сына Господь послал! Скорее отправляйся на Смоленское кладбище». Женщина послушалась свою блаженную покровительницу, вся взволнованная и в недоумении выбежала она из дома и быстро направилась к кладбищу. Вдруг увидела она, что образовалась толпа людей. Как оказалось, извозчик случайно сбил беременную женщину, у которой потом родился мальчик, а сама бедная скончалась на месте. Найти ее родственников никому не удалось, поэтому Параскева забрала младенца жить к себе и усыновила, так как увидела в этом промысел Божий. Она воспитала его по-христиански, и вырос достойный и воспитанный человек, который заботился о своей неродной матери с большой душевной теплотой и любовью до самых последних ее дней на земле.

Теперь образу св. мамочки, которые хотят, чтобы их ребенок родился и вырос благоразумным и послушным. Как тот сын, которого послал Бог бездетной Параскеве. Вот эти молитвы:

  • Тропарь, глас 7-й: «Нищету Христову…».
  • Кондак, глас 3-й: «Днесь светло ликует…».
  • Молитва: «О, святая всеблаженная...».

Заключение

Где изображена Богородица, много. И на самом деле не важно, как называется икона. Беременных женщин этот факт может взволновать. Но они должны выбрать свою икону сердцем, чтобы полностью довериться ей, выбрать ту, которая будет по душе и перед которой они смогут спокойно и благоговейно молиться.

Беременность и роды считаются событием, показывающим божественное величие жизни. Перед родами необходимо взять благословение у священника и отслужить молебны и акафисты в честь святых икон.

Как яблоня украшена своими плодами, так и женщина - детьми. В эти мгновения она сама становится как святая икона. Беременных (фото показывают, что в этот период они превращаются в самых красивых, милых и нежных женщин) чуть позже ждет встреча с их младенцем. Это ли не чудо, это ли не радость? Путь такое счастье никогда не обходит ваш дом!

Тот, кто будет человеком, уже человек

/Тертуллиан/

Икона Богородицы "Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных"

Образ написан недавно, прославлен тоже недавно. Находится в Макариевском храме Киева. Прихожанке этого храма, киевлянке Татьяне икона была явлена Богородицей на берегу моря на плоском камне-голыше. Она увидела на нём рисунок, который подсказал ей идею иконы. Женщина нарисовала на листке, как Христос принимает из рук ангела душу ребёнка, убитого своими родителями. Душу, которая оказалась не нужна в этом мире, возвращают её Творцу. Из тела ребенка капает кровь, которая превращается в кровавое море. Настоятель храма протоиерей Владислав благословил иконописца написать эскиз иконы Богородицы, а митрополит Киевский и всея Украины Владимир позже благословил написать большую икону и совершить с ней крестный ход.


Икона "Христос плачет о душе убиенного во чреве младенца"

Образ Пресвятой Богородицы

УТЕШИТЕЛЬНИЦА АБОРТИРОВАННЫХ МЛАДЕНЦЕВ

Сызранский Вознесенский монастырь

Отсеки себе руку или ногу или вырежи почку - это твоё дело,

так как твоё тело. Но ребёнок - не твоё тело!

Икона Иисуса Христа Творец Живота

Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах



Прости меня, Господи! За наши дурные мысли: "Все делают, а я как все...",

"Ошибка молодости...", "Сейча не время..." Прости нас, Господи!..

(кликабельно)

О посмертной участи младенцев, умерших некрещёными, пишет священник Константин Пархоменко в книге "О молитве":

"Если в католической традиции считается, что для умерших некрещёных младенцев предусмотрено Богом особое место между чистилищем и Раем, т. н. лимб; то православное богословие относится к этому вопросу более сдержанно. Для младенцев, не сподобившихся благодати крещения, не предусмотрено особого места на том свете. Православные богословы допускают, что душа почившего младенца по милости Божией и по молитвам близких людей приобщается к Богу для большего и полноценнейшего духовного развития. Во всяком случае, это не сон души, но полноценное загробное существование. И мы по милости Божией, после смерти встретимся с нашими почившими сродниками-детьми.

Молитва 1:

Господи, помилуй мя за убитых во чреве детей моих

Молитва 2:

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на Небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего. Заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя, молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 3:

О, Боже, Премилосерднейший Христе Иисусе, Искупителю грешных, ради спасения рода человеческаго Ты оставил еси, Всемилостиве, преславная Небеса и вселился еси во юдоль плачевную и многогрешную, Ты приял еси на Божественная рамена Твоя наша немощи, и понесл еси наша болезни; Ты, о Страдальче Святый, уязвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша, а посему и мы к Тебе, Человеколюбче, возносим наши смиренныя мольбы: приими их, о Преблагий Господи, и снизойди к немощам нашим и грехов наших не помяни, и праведный гнев Твой за беззакония наша на ны движимый отврати от нас. Кровию Твоею Всечестною обновивый падшее естество наше, обнови, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, и нас, во тли грехов сущих, и утеши сердца наша радостию всепрощения Твоего. С воплем и безмерными слезами раскаяния припадаем к стопам Твоего Божественного милосердия, и молим Тя: благодатию Твоею очисти нас от всех неправд и беззаконий жития нашего. Да во святыни Твоего Человеколюбия восхвалим Всесвятое Имя Твое, со Отцем и Преблагим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице:

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа! Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас!

***

Домашняя молитва о умерших во чреве:

Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного

Святой мученик Уар

По благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка к 400-летию Ерофея Павловича Хабарова была написана икона Божией Матери «Блаженное Чрево — Хабаровская». Икона с наименованием «Хабаровская» известна... с 1664 года. Хранящаяся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике Хабаровская икона второй половины XVII века послужила современному иконописцу оригиналом, с которого был сделан список.

В 1664 году рязанский иконописец Иван Авксентиев написал икону Богоматери Млекопитательницы, которая была подписана им как «Хабаровская». На этой иконе Богоматерь изображена поколенно, в легком повороте вправо. Ее голова склонена вправо к Младенцу, которого Она кормит грудью. Левой рукой Богоматерь поддерживает Младенца, правая касается его ножек. Младенец Христос изображен полулежащим на коленях Матери. Волосы Марии не скрыты чепцом (как это обычно изображено на иконах Богородицы), а спускаются вдоль лика и шеи темно-русыми прядями. Одежды насыщенных розовых и зеленых оттенков с золотым орнаментом в виде звезд и цветов. По каймам и зарукавьям одежды Богоматери украшены золотыми надписями из 44-го Псалма, пророчествующего о славе Богородицы. Личнóе написано по зеленоватому санкирю высветлениями, создающими объем.

Эта икона явилась списком с очень почитаемой на Руси иконы Богоматери «Блаженное Чрево» Барловской. До 1924 года она находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловская икона была явлена 26 декабря 1392 года. Наименованием иконы «Блаженное Чрево» послужили строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). Согласно рукописному сборнику XVIII века образ был принесен в Москву из итальянского города Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и второе название иконы — «Барловская». Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в Благовещенском соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос — возлежащим и вкушающим млеко из Ее сосца.

Итак, во второй половине XVII века с древней Барловской иконы XIV века Иван Авксентиев делает список, на нижнем поле которого помещает надпись: «...году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое Благовещения Пречистыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Этот текст повторен в резной надписи на серебряной пластине, укрепленной на обороте иконы, причем утраченный в начале надписи лицевой стороны год написания иконы сохранился на обороте: «1664 году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Как отмечает искусствовед М. А. Быкова (Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006. С. 387-388), древняя чудотворная Барловская икона XIV века не сохранилась и известна по нескольким спискам. Самый ранний из них — икона XVI века в золотом окладе рубежа XIV-XV веков из Новодевичьего монастыря — наиболее близок суздальской иконе.

Вероятно, Иван Авксентиев получил заказ на выполнение списка с чудотворной иконы Барловской из Благовещенского собора Московского Кремля от рязанского архиепископа Илариона, который был посвящен в архиепископа Рязанского и Муромского в 1657 году и в 1669 году получил сан митрополита. Где размещалась Хабаровская икона 1664 года после написания нам неизвестно. Можно предположить, что икона была подарена в Спасо-Евфимиев монастырь самим митрополитом Иларионом или кем-то из окружения митрополита после его смерти в 1673 году.

Наименование иконы «Хабаровская», надо полагать, появилось неслучайно: в то время у всех на слуху было имя Ерофея Хабарова. И неудивительно, что икона, которая стала списком с иконы Барловской, получила название Хабаровской (созвучие «помогло»). Так, по Промыслу Божию, за две сотни лет до основания Хабаровска появилась Хабаровская икона. После начавшихся печальных событий разрушения России и ее культуры в 20-е годы ХХ столетия икона разделила участь многих шедевров русской иконописи — она превратилась в музейный экспонат, поскольку Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале стал частью комплекса Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Монастырь все еще принадлежит государству, и икона хранится там в музейных фондах по сей день.

В год 400-летия со дня рождения Ерофея Павловича Хабарова по благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка было решено сделать список с музейной иконы, репродукция которой размещена в каталоге «Иконы Владимира и Суздаля», опубликованном московским издательством «Северный паломник» в 2006 году. Местом создания новой иконы стала иконописная мастерская Хабаровской духовной семинарии, а благословение на написание иконы получила известный хабаровский иконописец инокиня Ирина (Мороз). Архиепископ Марк благословил наполнить новую икону новым содержанием: на полях иконы изобразить святых, которые, так или иначе, относятся к нашей благословенной хабаровской земле. В день первого выпуска семинарии, 24 июня 2010 года, икона была торжественно внесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор и освящена архиепископом с собором духовенства. Икона Божией Матери стала даром хабаровской земле от семинарии. Создание иконы было бы невозможным, если бы не помощь прихожан хабаровских храмов, которые с радостью откликнулись на призыв семинарии о сборе средств, необходимых для написания иконы. Таким образом, наша земля обрела новую святыню, а ее созидателями явились и правящий архиерей, и духовенство, и региональная семинария, и прихожане — то есть вся Хабаровская епархия.

Хабаровская икона Божией Матери принадлежит к сравнительно редкому для русской иконописи изводу. Изображения Девы Марии, кормящей грудью Младенца Христа, известны уже в раннехристианском искусстве. Особой популярностью этот сюжет пользовался в пост-
византийской итало-греческой живописи. На Руси подобные изображения распространяются лишь с XVII века. Для них характерны поколенный срез фигуры Богоматери, ее распущенные волосы под мафорием и изображение полулежащего Младенца. Все эти черты сохраняет Хабаровская икона, средник которой полностью ориентируется на икону XVII века.

Икону венчает «Спас Нерукотворный» — образ, который всегда сопровождал русских людей в походах. На полях иконы размещены 12 клейм с изображением святых. В верхнем ряду два апостола — святой апостол Фома (по преданию проповедовал в Индии и дошел до пределов стран Азиатско-Тихоокеанского региона) и святой апостол Марк (небесный покровитель правящего архиерея епархии, при котором создавалась икона). Рядом с апостолами святые епископы — святой священномученик Ерофей, епископ Афинский (небесный покровитель Ерофея Павловича Хабарова) и святитель Николай, архиепископ Мирликийский (небесный покровитель графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, покровитель путешествующих). Далее изображены святитель Иннокентий Иркутский (миссионер Восточной Сибири) и святитель Иннокентий Московский (апостол Дальнего Востока и Северной Америки). Под ними — священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский (в бытность его Местоблюстителем Патриаршего Престола в 1925 году была открыта Хабаровская епархия) и священномученик Евгений, митрополит Горьковский (1913-1914 — викарий Иркутской епархии, 1914-1923 — епископ Приамурский и Благовещенский).

В нижнем ряду изображена святая равноапостольная Мария Магдалина, так как первой церковной постройкой на месте нынешнего Хабаровска была часовня в ее честь на амурском утесе. Также изображена другая женщина — святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета, в честь которой в наше время освящен один из хабаровских храмов. Кроме того, в нижнем ряду расположены лики святого равноапостольного Николая Японского и святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского, которые имеют самое непосредственное отношение к Дальнему Востоку.

Весьма интересны иконографические особенности некоторых святых с Хабаровской иконы. Издревле известны иконы святых, где они изображаются держащими на руках храм или монастырь, небесным покровителем которого они являются. Эта иконописная традиция принята во внимание при изображении святых, связанных с Хабаровском. Так, святитель Иннокентий Иркутский на нашей иконе держит в руке Свято-Иннокентьевский храм — первый каменный храм в Хабаровске, святитель Иннокентий Московский — духовную семинарию, святая Елизавета — Елизаветинский храм, а святая Мария Магдалина изображена с часовней, построенной в ее честь на амурском утесе основателями Хабаровки. Часовня не сохранилась, но сохранились фотографии, где она запечатлена, по которым и было сделано данное изображение. На оборотной стороне иконной доски написаны имена всех людей, которые внесли свою лепту на создание иконы.

Хабаровская икона Божией Матери сразу после освящения приняла участие в миссионерском сплаве по Амуру в 2010 году на теплоходе «Василий Поярков». Специально для служения молебнов был написан тропарь иконе — особое песнопение, исполняемое во время службы перед иконой:

«Днесь светло красуется преименитый град Хабаровск/ и вся Приамурская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради святаго Ея образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце./ Приидите, вси богоизбраннии людие,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих./ О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице,/ спаси страну нашу и вся люди Твоя, да зовем Ти: // радуйся, Дево, христиан похвало.»

Во время остановок участники сплава несли икону крестным ходом по приамурским селениям, перед ней служились молебны и возносились горячие молитвы к Богоматери. Прославилась икона и чудесами. Каждый участник сплава отмечал необыкновенное внутреннее чувство живого присутствия Божией Матери.

Ныне Хабаровская икона пребывает в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Хабаровчане полюбили свою новую святыню, к иконе приходят все, кто нуждается в помощи. Некогда и Владимирская, и Казанская и другие хорошо известные нам иконы Девы Марии были вновь написанными. Но со временем они прославились многими чудесами, ибо Богоматерь не оставляет неуслышанным каждого, кто приступает с верой и любовью к Ее образу. А теперь перед новой Хабаровской иконой всегда горят свечи — символ нашей горячей молитвы, символ нашей неугасающей надежды.

Игумен Ефрем (ПРОСЯНОК)

Предание

С древнейших времен в минуты жестоких страданий, связанных с муками рождения детей, женщины прибегали с горячей молитвой к Пресвятой Богородице. Вера в всесильное заступничество Пречистой Девы, Которая Сама была Матерью, за страждущих рожениц побудила к созданию в русской иконографии ряда икон, связанных с образом чревоношения Богородицей Младенца Христа. Таковыми являются три образа Богоматери с характерными названиями - «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть».

Иконе «Блаженное Чрево» в сказании из рукописного сборника 1714-1716 гг. приписывается итальянское происхождение. В нем сообщается, что в 1392 году образ был принесен На Русь из «Бара града Римския области », где он стоял на гробнице с мощами святителя Николая Чудотворца . Доска же иконы, как повествуется в сказании, была сделана из «чудных разных многих древес ».

В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., в более поздних описях собора и церковно-археологической литературе конца XIX - начала XX в. Икона «Блаженное Чрево» именуется «Барловской», или «Барбарская», что является искаженной формой названия «Барградская», то есть происходящая из города Бари.

В настоящее время святой образ находится в новом Благовещенском кафедральном соборе, куда он был возвращен в 1991 г. из Амурского областного краеведческого музея. По инициативе местного владыки была возобновлена традиция водных крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре .

Иконография

Образ Божией Матери «Блаженное Чрево» написан «дословно» на строку из евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). В соответствии с этим, икона представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», с одной отличительной особенностью: Богоматерь изображена сидящей на подушке на земле. Младенец Христос представлен возлежащим на руках Богородицы, прильнув к Ее груди. Кисть правой руки Он придерживает грудь Матери.

[Барградская, Барловская, Барбарская] (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX - нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX - нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы.

В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI - нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна.

«Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность - изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

Сохранились 3 списка чудотворной иконы «Б. Ч.», в к-рых нетипичное для рус. икон положение Богоматери передано неточно. Первый был исполнен в кон. XVI в. и, вероятно, предназначался для Новодевичьего мон-ря (на него перенесли древний оклад), в 1927 г. был передан в Оружейную палату. Он является наиболее точной копией чудотворного образа (по размерам доски - 52,2´ 40 см, композиции и изображению - Оружейная палата ГММК). Др. список, икона-пядница (32´ 27 см) 2-й пол. XVI - кон. XVII в., находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (ныне в его экспозиции на юж. галерее). На нем Богоматерь изображена сидящей на престоле, в мафории без звезд. Третий список, икона-пядница (32,5´ 28 см) из ризницы Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале, исполнена иконописцем Иоанном Авксентьевым в 1664 г. (ныне в ВСМЗ). На иконе есть надпись, содержащая историю ее создания, при этом дается еще одно искаженное наименование чудотворного образа - Хабаровская.

Ист.: Переписная книга Благовещенского собора XVII в., по спискам: Архива Оружейной Палаты и Донского мон-ря // Сб. на 1873 г., изд. Об-вом древнерус. искусства при Моск. публичном музее. М., 1873. С. 9 (2-я паг.); Описание явлений всех икон Пресв. Богородицы и различные жития святых…- ГИМ. Муз. 42. Рукоп. сб-к 1714-1716 гг. Л. 60-60об.

Лит.: Кондаков Н . П . Иконография Богоматери. С. 36, рис. 28; Лихачев Н . П . Ист. значение итало-греч. живописи. СПб., 1911. С. 207. Ил. 445; Поселянин Е . Богоматерь. С. 772; Мартынова М . В . Оклад иконы «Богоматерь Млекопитательница» из собр. Музеев Моск. Кремля // ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV-XV вв. С. 101-112; Bentchev I . Handbuch der Muttergottesiconen Russlands: Russlands Gnadenbilder - Legenden - Darstellungen. Bonn, 1985. S. 31; Щенникова Л . А . Чудотворные иконы Моск. Кремля // Христианские реликвии. С. 234; Быкова М . А . Икона «Богоматерь Блаженное чрево» («Хабаровская») из собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Искусство христ. мира: Сб. ст. М., 2002. Вып. 5. С. 179-184.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!