Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Форма голоса главная героиня. Кривая форма голоса

Индустрия полнометражных аниме-фильмов представляет собой довольно необычное явление. Казалось бы, целевая аудитория у подобной продукции является сильно ограниченной – практика показывает, что за пределами Японии сборы от показов полнометражного аниме оказываются ничтожно малы по сравнению с затратами на производство. Однако благодаря показам на территории Японии оно не только окупается, но и бьет всяческие рекорды — в данном случае японцы отдуваются за весь мир. Так, вышедший в 2016 году фильм Макото Синкая под названием побил казавшийся долгие годы незыблемым рекорд кассовых сборов от Хаяо Миядзаки и моментально взлетел на вершины мировых рейтингов. Однако мало кто знает, что примерно в то же время в Японии транслировался еще один полнометражный фильм, который оказался несколько в тени из-за оглушительного успеха Kimi no Na wa и не получил заслуженного внимания. Что ж, попробуем исправить сию вопиющую несправедливость. Данный обзор посвящен полнометражному аниме-фильму под названием Koe no Katachi («A Silent Voice», «Форма голоса», «The Shape of Voice») .

Краткие сведения

K oe no Katachi – полнометражный фильм длительностью в сто тридцать минут, выпущенный студией Kyoto Animation осенью 2016 года. В основу сценария легла популярная манга за авторством Ёшитоки Оомы (Yoshitoki Ooima) , продажи которой по состоянию на 2016 год составили свыше трех миллионов экземпляров. В качестве режиссера выступила Наоко Ямада (Naoko Yamada) , ранее приложившая руки к таким известным творениям студии Kyoto Animation, как , K-On! , и многим другим. Адаптацией сценария занималась Рейко Йошида (Reiko Yoshida) — , K-On! , Tamako Market ; дизайнером персонажей стал Футоши Нишия (Futoshi Nishiya) — , K On ! . В общем, команда для создания аниме набралась опытная.

Аниме поведает вам историю Сёи Исиды (Shouya Ishida) – уверенного в себе ученика начальной школы, лидера и хулигана. Однажды в его класс была переведена глухая девочка , которая общалась с одноклассниками посредством тетрадки, и с трудом могла разговаривать, в результате чего стала объектом насмешек и травли, во главе которой стал Сёя с друзьями. Он рвал её тетрадь, выбрасывал слуховые аппараты, писал гадости на доске, а порой дело доходило и до драк. В конце концов Сёко перевелась в другую школу, а ответственность за издевательства над ней возложили целиком и полностью на Сёю, который в свою очередь стал объектом травли своих бывших друзей. Шли годы, Сёя замкнулся в себе и перестал общаться с окружающими, скрывшими лица за огромными синими крестами. Но в один прекрасный день он понял, что пришла расплатиться с долгами прошлого и что-то поменять…

Персонажи

Главные герои в Koe no Katachi получились без всяких преувеличений великолепными . Они разные, однако в равной степени способны вызывать симпатию. в первую очередь интересен своим превращением из лидера в изгоя с набором психологических комплексов и боязнью общества, и последующим его возвращением к нормальной жизни. И если в детстве ему приходилось скрывать свои положительные качества (доброту, готовность придти на помощь) за завесой самоуверенности, то затем, когда все отвернулись от него, качества начали медленно, но верно проявляться. С характером Сёи происходят метаморфозы, которые редко встречаются в романтико/психологических тайтлах, и наблюдать за ними мне было крайне интересно. Вот, казалось бы, он причинял боль девушке ради развлечения, и ты должен испытывать по отношению к нему негативные эмоции. Однако, когда видишь, как Сёя изменился и как наказала его жизнь, на подсознательном уровне начинаешь желать ему добра.

Впрочем, главная героиня в качестве ему не уступает. На мой взгляд, является одной из самых милых, ярких и запоминающихся героинь, что я видел. Это настоящее достижение — сделать героиню милой, наделить ее целым калейдоскопом положительных качеств, но при этом не сделать приторной. Однако сценаристам и художникам Koe no Katachi это удалось — снимаю шляпу. Добрая, симпатичная девушка, не сломавшаяся из-за недуга и зла, которое ей причинили, и всего лишь желающая завести друзей — как ей можно не сопереживать и не желать добра?

К сожалению, сжатые временные рамки не позволили уделить достаточное количество времени большей части второстепенных персонажей, и поэтому они выглядят либо не раскрывшими потенциал, либо попросту ненужными. С одной стороны, понятно, что за два часа практически невозможно осветить истории более чем десяти персонажей, и какими-то из них пришлось жертвовать. С другой же стороны, мы получили целую группу персонажей, вставленных в аниме ни к селу, ни к городу, просто потому что они были в манге, и зрителю остается чесать голову – а зачем они вообще были нужны. В то же время в манге они могут играть важную роль. Взять, к примеру, красноволосого паренька Сатоши Машибу (Satoshi Mashiba) , который вроде как должен был стать другом главного героя и усложнить отношения внутри группы, но на деле произносит всего пару-тройку ничего не значащих фраз. Та же участь коснулась друзей главного героя из начальной школы – Казуки Шимаду (Kazuki Shimada) и Кёске Хиросэ (Keisuke Hirose) . Они пару раз появляются в аниме в совершенно случайных моментах, но зачем и почему – не известно. Истории других важных второстепенных персонажей вроде белокурой или пухлого Томохиро Нагацуки (Tomohiro Nagatsuka) тоже далеки от полноценности, но роль этих персонажей по крайней мере понятна и ясна.

Среди всего многообразия второстепенных героев должным образом успевают раскрыться мама главного героя – Мияко Исида (Miyako Ishida) , подруга детства , и в особенности — сестра главной героини Юзуру Нишимия (Yuzuru Nishimiya) . Посредством Мияко демонстрируются трудности жизни матери-одиночки, которая делает все возможное, чтобы ее сын был счастлив. Уэно добавляет в аниме оттенок неоднозначности, ведь, на первый взгляд, она кажется негативным персонажем, однако у всех ее поступков есть причина, которая, кстати, в манге прописана явно, в то время как в аниме о ней приходится догадываться. Третью же героиню, Юзуру , можно приводить в качестве эталонного представителя типажа «младший брат/сестра» – не раздражающий, не приторный, хорошо прописанный, выполняющий в повествовании четко прописанную роль персонаж, который сразу вызывает к себе симпатию.

Сюжет

Сжатые временные рамки не только повредили раскрытию персонажей, но и вынудили сценаристов отказаться от некоторых важных деталей, без которых история выглядит уже не столь плавной и логичной. Рейко Йошида сделала все возможное, чтобы адаптировать сценарий манги для полнометражного фильма. Основные идеи из манги были перенесены в аниме, однако времени, чтобы раскрыть их все, оказалось недостаточно, в результате чего многие моменты оказались незатронутыми, что оставило в сюжетной линии и в развитии персонажей бреши и темные пятна, которые слегка портят общее впечатление от просмотра . Если проводить параллели, это все равно, что взять цельный пазл и убрать из него четверть деталей – большую его часть, предположим, собрать все равно получится, и даже общая картинка будет угадываться и радовать своей красотой, но впечатление от результата будет уже не тем…

Дабы не быть голословным, приведу пару моментов, которые в манге освещены полностью, однако в аниме их практически не затрагивают, тем самым оставляя зрителя в недоумении. Далее следуют несколько возможных спойлеров, так что лучше не читайте их, если еще не смотрели фильм.

Некоторые моменты из манги, не очевидные в аниме

1). Над Юзуру, сестрой главной героини, в школе издеваются. Когда Сёя находит ее на школьной площадке, она была избитой, однако объясняет это тем, что сбежала из дома, тогда как на самом деле ее побили в школе. Именно поэтому, кстати, она перестала туда ходить.

2). У Юзуру и Сёко есть мать, которую бросил муж из-за физических недостатков её детей, в результате чего та обозлилась на мужчин. Это одна из причин, почему она так жестоко обходится с Сёей, когда видит его рядом с дочерьми.

3). Сёко винит себя в разводе родителей, что стало одним из поводов для попытки самоубийства. В аниме все показано так, будто она решила убить себя лишь из-за сцены на мосту, которая выглядит, кстати, глупо и форсировано, и из-за разговора с Уэно в парке развлечений. Однако причин было намного больше.

4). Уэно влюблена в Сёю, и винит себя в том, что он стал изгоем. В аниме о влюбленности приходится лишь догадываться, хотя, впрочем, это понятно.

В принципе, если отбросить мангу и оценивать сюжет независимо, то дела обстоят совсем неплохо. В истории есть и ярко выраженная завязка , сходу поднимающая множество проблем и знакомящая зрителя с персонажами; и постепенное развитие действия , раскрывающее детали жизни героев и их характеры; и несколько мощных кульминаций , равномерно распределенных по сюжету со спокойными промежутками между ними для усиления эффекта; и, наконец, логичная концовка , отвечающая на большинство вопросов, но оставляющая пищу для размышлений и дающая волю воображению. Пожалуй, критически слабых мест в рассказываемой истории нет. Лишь несколько нелогичностей и случайностей — неприятных, когда речь идет о жанре психологии.

Рисовка

Думаю, ни для кого не секрет, что студия Kyoto Animation обладает мощными производственными ресурсами, самым ценным из которых являются одни из наиболее талантливых аниме-художников современности. Для того, чтобы в этом убедиться, будет достаточно оглянуться назад и своими глазами взглянуть на некоторые предыдущие творения студии. Возьмем, к примеру, вышедшую в 2012 году – прошло уже пять лет, а качество изображения в данном аниме и по сей день поражает своей проработкой и вниманием к деталям, и на порядок превосходит современные стандарты. Или вышедший летом 2015 года , одну половину которого еще в момент выхода разобрали на обои для рабочего стола, а из второй нарезали гифок. Так что ничего иного, кроме как очередной шедевр изобразительного искусства, в K oe no Katachi я увидеть не ожидал. И не ошибся. Графическая составляющая аниме находится на высочайшем уровне , что применимо к каждой ее части: начиная с дизайна персонажей, которые запоминаются с первого взгляда, и заканчивая детальной проработкой фоновых изображений, плавной анимацией и изящной работы со светом.

Музыка

Поразительно видеть, как всего пара нот, сыгранных в нужное время в нужном месте, могут рассказать больше, чем любые слова. Спокойная, я бы даже сказал минималистичная фортепианная музыка идеальным образом вписалась в дух повествования Koe no Katachi и значительно усилила эффект от драматичных, трогательных и веселых моментов, которыми наполнено аниме. Я уже давно не получал такого удовольствия от прослушивания симфонических композиций. В роли композитора Koe no Katachi выступил не столь уж опытный Кенсуке Юшио (Kensuke Ushio ) — Ping Pong The Animation , Space Dandy — но, черт возьми, он справился со своей задачей на все сто процентов. При всей внешней простоте, его композиции трогают до глубины души и запоминаются с первого же прослушивания. Убедитесь сами:

В качестве опенинга был выбран трек My Generation в исполнении британской рок-группы The Who . Это легкая и бодрая песня, обманчиво настраивающая зрителя на позитивный лад повествования и подготавливающая к наблюдению за безмятежной школьной жизнью. Что ж, тем ярче и неожиданней выглядит момент первого появления Сёко в классе, когда посторонние звуки и шум смолкают и уступают место редким, проникновенным нотам. Игра контрастов во всей красе. Эндинг Koi wo Shita no wa в исполнении aiko исполнен в лиричной манере. Красивый, но ничего выдающегося в нем нет.Отдельно хочется отметить превосходную работу сэйю в оригинальной озвучке: во многом благодаря грамотно подобранным голосам персонажи получились живыми и реалистичными. Работа со звуками тоже проделана колоссальная — даже звук сухого маркера, проводимого по бумаге, получился не менее раздражающим, чем в реальности.

Психология

Возможно, на данный момент вы все еще находитесь в сомнениях – а стоит ли смотреть Koe no Katachi, если в наиболее важных смысловых составляющих аниме, коими являются сюжет и персонажи, даже несмотря на все их плюсы, можно найти значительные недостатки. Однако теперь пришла пора развеять сомнения и затронуть одну из наиболее важных причин ознакомиться с Koe no Katachi, а именно — с психологией. K oe no Katachi — это не очередная банальная романтическая история , в которой главные герои влюбляются друг в друга, никак не могут в этом признаться, страдают из-за этого, а потом признаются и живут долго и счастливо. Будь это на самом деле так, аниме ничем не отличалось бы от сотен других тайтлов про любовь. Однако Koe no Katachi намного сложнее. Это история про то, как два человека, по разным причинам столкнувшиеся с неприятием общества, понимают друг друга и вместе ведут борьбу с несправедливостью, поддерживая друг друга и благодаря этому постепенно меняясь. Это история про дружбу парня и девушки — настоящую человеческую дружбу, которой наплевать на социальный статус, недостатки и мнение окружающих.

Koe no Katachi мастерски справляется с вызовом калейдоскопа эмоций – во многом благодаря располагающим к себе главным героям, подкупающим своей непосредственностью, а также обилию мощных драматичных моментов. Причем речь идет не только о положительных эмоциях – не меньшую роль в Koe no Katachi играют гнев, отчаяние, печаль и страх. Да, порой за этим наблюдать тяжело — я неоднократно ловил себя на мысли, что мне эмоционально сложно воспринимать происходящее на экране. Но, пожалуй, именно благодаря тому, что нам показывают самые сложные моменты из жизни героев, впоследствии им хочется сопереживать с удвоенной силой. Начиная просмотр, будьте готовы к тому, что вас ожидает не только светлая, добрая история про дружбу и любовь, но и история, в которой поднимается множество нелицеприятных социальных и психологических проблем, которые общество чаще всего предпочитает игнорировать или не придает значения.

Оценки

Персонажи – 7.5. Нетипичные главные герои с интересными характерами и последовательным развитием. Второстепенным персонажам, увы, времени практически не досталось.

Сюжет – 7.5. Интересная история, которая при переложении из манги в аниме обрела немало пробелов и выглядит не столь логично, как хотелось бы. Что, впрочем, практически не мешает просмотру.

Рисовка – 10.0. Великолепная работа студии Kyoto Animation.

Музыка – 10.0. Наглядный пример того, как при помощи минимума звуков вызывать мурашки на коже. Превосходная оригинальная озвучка, позволяющая воспринимать персонажей как настоящих людей.

Психология – 9.0. В аниме есть целый ряд моментов, над которыми можно пустить слезу или всем сердцем порадоваться за персонажей. Калейдоскоп эмоций обеспечен.


Заключение

Психология – это жанр не для всех. Еще более специфическим он становится, когда ее пытаются продемонстрировать посредством школьников, которых и без того используют во всех возможных жанрах и которых бывает трудно воспринимать серьезно. Однако Koe no Katachi входит в то редкое число исключений, за которым будет интересно наблюдать как молодым, так и взрослым зрителям, ибо поднимаемая проблематика актуальна для любого возраста. Интересные персонажи, качественный сюжет, великолепная визуальная составляющая, превосходная музыка и зашкаливающий водоворот эмоций – вот что вас ждет в новом шедевре от Kyoto Animation . Нет, данное аниме не идеально, однако пропустить его будет серьезным упущением. Даже если Koe no Katachi не сможет сыграть симфонию, то пару-тройку затаенных струн вашей души, про существование которых вы, возможно, уже и забыли, оно затронет точно. Настоятельно рекомендую к просмотру.

9.0/10

Rudean, special for сайт

P.S. Дабы избежать лишних вопросов, скажу сразу – мне все-таки понравилось больше, пусть и не намного.

P.S.S. Если вам понравилось Koe no Katachi , то рекомендую ознакомиться с другим полнометражным аниме-фильмом , в основу которого положена очень похожая идея.

Вконтакте

Обзор аниме Koe no Katachi («A Silent Voice», «Форма голоса», «The Shape of Voice») was last modified: Сентябрь 8th, 2018 by Rudean

С момента анонса Koe no Katachi, я с нетерпением ждал возможности посмотреть данное аниме. Я возлагал на него большие надежды потому, что японские аниматоры не так часто балуют нас такими глубокими и жизненными произведениями, и я очень рад, что данный тайтл не просто оправдал мои ожидания, но и превзошел их.

Стоит отметить, что подходя к просмотру Формы голоса, я ожидал увидеть совершенно другое произведение. Как зрителю незнакомому с первоисточником, данное аниме представлялось мне скорее, как романтическая история, в которой главный герой, издеваясь над своей одноклассницей, со временем понимает, что на самом деле влюблен в нее. В итоге, все оказалось гораздо сложнее.

Форма голоса оказалась тем аниме, которое затрагивает глубокие социальные проблемы, актуальные не только среди молодежи Японии, но и других стран. Данное произведение показывает нам всю жестокость современного общества, лицемерие людей и их безразличие к окружающим. Оно показывает нам, как тяжело бывает людям, если они не такие как все. Как девочке приходится извиняться только за то, что она не может нормально общаться с одноклассниками, как она чувствует себя виноватой, что этим доставляет им проблемы, и принимает все страдания, как заслуженное наказание. Аниме ставит перед нами вопрос, что хуже, издеваться над кем то, или молча наблюдать за этим со стороны. Но история не такая жестокая и мрачная, какой может показаться вначале. С развитием сюжета мы увидим ценность настоящей дружбы и любви, умения прощать, в том числе и себя. Именно прощение, а не любовь оказалось во главе данного великолепного сюжета. Можно ли простить себя, и что для этого нужно сделать?
Что нужно, чтобы понять чувства другого человека, лучший способ это побывать на его месте. Так и закручивается сюжет Формы голоса. Главный герой понимает, каково это оказаться изгоем, что значит быть преданным и одиноким. Вопросы о смысле жизни, справедливости, искренности окружающих, сразу встают для него на первое место. Оставшись один, он оказывается пуст, лица окружавших его людей размываются, а чтобы не слышать их голоса, он закрывает уши, но… Я считаю, что нашему герою очень повезло. Повезло пройти через все это, понять всю ценность человеческих отношений в столь раннем возрасте, и измениться.
Стоит отметить, что тема перемен в данном аниме затронута очень подробно. Способен ли человек исправить свои недостатки, а захочет ли он что-то в себе менять, или проще оставить все как есть? Сможет ли человек простить того, кто принес ему столько страданий? А заслуживает ли мучитель вновь испытать счастье? И какую цену придется заплатить, чтобы искупить все, что он совершил? На протяжении всего аниме, главному герою Ишиде придется искать для себя ответы на эти сложные вопросы.
Я бы разделил это аниме на две части, хотя переходной точки в нем нет. Первая, жестокая и грустная, вторая же, романтическая и сентиментальная. Все события фильма перемешаны так, что четкую линию провести не удастся. В момент, когда, кажется, что герой обрел новых друзей, что он сделал уже достаточно, чтобы искупить свою вину, он снова остается один, и снова лица людей, которые стали ему близки, размываются. Но остается та, ради которой стоит жить. Главное не дать ей подумать, что те страдания, через которые ему самому пришлось пройти, ее вина. Держи ее рядом и не отпускай ее руку, что бы ни случилось. Именно такой для меня и оказалась Форма голоса, темы борьбы и надежды, переплетенные с человеческими чувствами.

Если затронуть тему графической составляющей, это Киото, и этим, я думаю, все сказано. Эти ребята всегда стараются вложить все свое мастерство, деньги и душу в картинку. Да, у них шаблонный дизайн персонажей, Шимада, это копия главного героя «За гранью», как и учитель начальной школы, да и главная героиня в начальной школе, ну вылитая Мирай Курияма, но это неплохо. Сама картинка очень красочная, фоны и задники сделаны отлично, да и анимация движений и окружения на высоте, короче говоря, это Киото анимейшен.

Что касается аудиоряда, было очень забавно услышать в начале аниме композицию группы the Who. Общее музыкальное сопровождение мне понравилось, в нужные моменты оно дополняло и усиливало происходящие на экране события, но какого-то запоминающегося саундтрека, или музыкальной темы я здесь не увидел. Работа сею на высоте, особенно понравилась озвучка главной героини, в те редкие моменты, когда она решалась что то сказать. Финальная песня во время титров, также оставила приятное впечатление, и отлично вписалась как завершение этого прекрасного произведения.

Подводя итог. Во время просмотра этого аниме, я испытал целую бурю эмоций. Мне было грустно и радостно, я сопереживал персонажам, злился на них, презирал и уважал. Каждую секунду я ждал, что же будет дальше, как для них все сложится. В один момент, который я не стану спойлерить, я буквально кричал, не надо Нишимия, не делай этого! Ишида не дай этому случиться! Форма голоса оказалась великолепным, жизненным и очень красивым произведением. Мне было грустно расставаться с персонажами, с которыми я провел эти короткие два часа. Рекомендую к просмотру всем, кто интересуется японской анимацией, да, и тем, кто не интересуется, тоже. Думаю, даже если вы не проникнитесь данным произведением так, как я, все равно не пожалеете потраченного на него времени.

Жил-был на свете простой японский паренёк Щёя, и будни его были неосмысленно счастливыми: то с моста в воду сиганёт, то в приставку с друзьями до вечера «зарежется», то выдру из реки вытащит. И продолжалась бы эта малина ещё долго, если бы Щёя не встретил глухонемую девочку Щёко. Девочка нашему герою понравилась, но так как возрастом он был ещё весьма нежен, то принялся над бедняжкой подтрунивать и, фигурально выражаясь, дёргать за косички. Со временем «шутки» Щёи становились всё злее, а его друзья и одноклассники по разным, но неизменно личным причинам начали их поддерживать. Так робкая, добрая и не похожая на своих сверстников Щёко стала жертвой детской травли. Закончилось всё не слишком красиво: девочка была вынуждена перевестись в другую школу, а мальчик, волею случая и своего длинного языка, стал изгоем в собственном классе. Годы потребовались ему для того, чтобы осознать свою вину, набраться смелости и найти Щёко вновь.

На первый взгляд, «Форма голоса» - это история об искуплении. Детская жестокость обернулась для Щёи годами отчуждения и самобичевания. «Одним этим он уже заслужил право на второй шанс, в конце концов, кто из нас не творил всякой ерунды в детстве», - думает сердобольный зритель. Но парень идёт ещё дальше: став старшеклассником, он находит Щёко, чтобы подружиться с ней, а потом весь фильм угощает девушку свежим хлебом, нянчится с её младшей сестрой и терпеливо сносит пощёчины их матери. Но полностью смыть с себя позор Щёе удаётся только под занавес, предложив своей подруге самое дорогое, что у него есть. Искупление лёгким не бывает.

На второй взгляд, «Форма голоса» - это история об инаковости. Пожалуй, каждый, кто учился в школе, поймёт (хотя может, конечно, и не согласиться), почему Щёко стала жертвой травли. Люди жестоки к тем, кто выделяется из коллектива. Дети жестоки к таким одиночкам вдвойне. И давайте не будем забывать, что дело происходит в Японии, где родилась крайне показательная поговорка «Торчащий гвоздь должен быть забит». Думается, это аниме прекрасно демонстрирует, какие препоны пока что стоят на пути внедрения инклюзивного образования.

На третий (и, пожалуй, самый верный) взгляд, «Форма голоса» - это история о том личном аде, что скрывается в душе каждого человека. Не только терзаемый чувством вины Щёя и ненавидящая себя Щёко, но и их с виду вполне благополучные сверстники глубоко несчастны. Один топит свою боль в сверхзаботе о других людях, другой не может простить себя за трусость, третий презирает весь мир. Эти дети расплёскивают страдание как воду, поэтому ближе к финалу фильм становится похож на шекспировскую трагедию и латиноамериканскую драму одновременно. Чувства настолько оголены, что здесь не плачут, а воют и кричат, даже когда голос беззвучен. И всё для того, чтобы прийти к пониманию: научиться жить, справляясь с собственным страданием и стараясь не слишком ранить других, значит стать взрослым. В хорошем, правильном смысле этого слова.

Другими словами, «Форма голоса» знает, на какие кнопки надо жать, чтобы у чувствительного зрителя навернулись слёзы на глаза и заныло сердце. Данным кровожадным подходом фильм напоминает аниме с длинным и трудновыговариваемым названием, которое на русский язык перевели как «Эти цветы». Там тоже была кучка друзей, испытывавших вину перед не похожей на всех остальных девочкой Меммой. Бедняжка умерла в детстве, а через годы вернулась бестелесным призраком, чтобы провести сеанс психотерапии для дорогих ей людей. Щёко в этом плане не столь активна, но само по себе её присутствие заставляет окружающих раскрываться и проявлять свои потаённые - и не всегда лучшие - чувства.

Начинка у здешней горькой пилюли сладка. Характерный для Kyoto Animation дизайн персонажей с его вниманием к искоркам во влажных девичьих глазах, почти по-синкаевски трепетно прорисованные фоны, нежная, излучающая молодость, свежесть и счастье цветовая гамма - всё это очень и очень хорошо. Но понятное дело, разительно контрастирует с тёмными секретами, которые спешат вывалить друг на дружку герои. Что уж тут поделаешь: такими нас кто-то сотворил, придётся с этим жить.

Большой, высокооцененный полнометражный фильм от Kyoto Animation вышел на торрентах Blu-ray. Что могло пойти не так?

Форма голоса (Eiga Koe no Katachi) больше двух часов повествует о детских переживаниях на фоне непохожести, эгоизма, непонимания. Маленькая глухая девочка Нисимия Сёко с надеждой входит в новый класс начальной школы. Основной помехой в ее социализации станет главный герой Исида Сёя.

Основой для Формы голоса послужила манга Оймы Ёситоки, новичка, у которого есть только очень-очень странная Mardock Scramble за спиной. Не знаю, почему за экранизацию взялась сама Kyoto Animation, подарив хороший бюджет, фирменную графику и масштабный пиар.

Режиссером выступила Наоко Ямада. В ее арсенале лишь K-On! и Tamako Market. И тут становится понятно, почему хорошей драмы не получилось. Возможно, доверили не тому человеку.

Форма голоса получила высоченные баллы на всех ресурсах. Но есть и альтернативные восхищенным мнения, и сейчас вы услышите одно из них. Я вскользь буду касаться сюжета, рассчитывая, что полнометражку вы уже успели посмотреть.

Увидев логотип KyoAni, вы точно можете представить, какой внешний вид вам предложат. Денег они не жалеют, анимация хорошая, от персонажей глаз не оторвать — каждый кадр, словно арт, выглянцеванный до блеска на разноцветных волосах.

Но что-то с этим стилем определенно не так. Несколько лет смотреть на одни и те же лекала; они добились своего — это уже надоело. Да там кажется, что раскадровки у анимаций одинаковые! Выхолощенная графика смотрится хорошо и выразительно передает эмоции. Но не способствует любви к картине.

Подруга главного героя, черноволосая Наока Уэно — это какое-то издевательство в плане дизайна. Знаете, в дешевых ролевых играх для NPC используют одинаковые модельки? Сколько они будут использовать одну и ту же модельку Мио из Кэйона, минимально меняя черты лица? Аяка Синдо из «За гранью», Рэйна Косака из «Эуфониума», эта Наока — пожалуйста, хватит работать под копирку!

00:00 — 00:22

Что ж, первые 20 минут проходят до таймскипа, в начальной школе. Я все понимаю, это дети, они жестокие. У меня проблемы с этим отрезком истории. Вроде бы детские переживания и особенности 8-летней психологии воспринимаются достаточно гладко в других аниме. Здесь у авторов получилось разозлить и оставить в недоумении.

Главный герой — просто истеричка и мудак. Без скидок на возраст. В его класс приходит девочка с проблемами со слухом. Настоящая няша, хоть и с неподходящим розоволосым дизайном. Или это такой рыжевато-русый?

Он же натурально издевается над одноклассницей, портит ее вещи, подставляет друзей, кидает маму на деньги. Не случайно, а раз за разом выкидывая в окно слуховой аппарат Сёко. Это уже не детская жестокость, а моральная неполноценность. Особенно в случае с мамой.

Иногда нам показывают и вовсе тупое поведение вроде драки с девочкой, которая, понятное дело, стирала с его парты обиды. И он даже не видит, в чем проблема! Когда от него отворачиваются друзья, он такой: «А что не так-то?»

Довольно часто показывают один и тот же кадр. Сёя, видя что-то хорошее (доброту мамы сквозь свое безразличие, дружелюбие Сёко сквозь свою грубость), широко открывает глаза и словно проникается моментом. Но это просто кадр. Сразу же следует пример поведения еще худшего, подтверждение, что ничего хорошего извлечено не было.

Так зачем использовать этот стилистический прием? Авторы этим показали еще и непробиваемую черствость главгероя. Девочка просит прощение в слезах после того, как ты ее обидел? Посмотри на нее, будто что-то поняв, а потом брось ей грязи в глаза вместе с оскорблениями!

Зачем нам этот главный герой?



Еще одна ремарка. Меня очень напугал момент, когда мама мальчика встретилась с мамой бедной девочки, чтобы отдать деньги за испорченные вещи. Она подошла к сыну и с улыбкой добрым-добрым голосом позвала домой. При этом ее ухо было в крови, и брызги крови попали на кофту.

Атмосфера во время этой сцены и после была очень напряженная. Они специально хотели сделать чуть ли не триллерную обстановку? И вообще, что это было?

00:22 — 00:35

Вы скажите, такой герой, чтобы показать его исправление? Так оно произошло вопреки показанному, просто по щелчку пальцев сценариста!

Начинается новый основной виток сюжета. Исида повзрослел. И хотел сброситься с моста… Справедливо, наверное.

Нас решают не вводить в курс дела, а погрузить в мысли героя, в моральные терзания. Повествование становится еще более тяжелым и меланхоличным. И тут появляются эти кресты…

Стилистический прием, который показался кому-то довольно удачным после 30-ти часов бессонницы, 10 чашек кофе в 4 часа утра. Дергающиеся в агонии кресты на лицах людей, которые будут преследовать растерянного зрителя до самого конца.

Это олицетворение отгороженности Исиды от жестокого социума. Он как бы вычеркивает из своего бытия всех окружающих. Формально общается, но не пускает их. Те единицы, которых он вынужден принять как часть своей жизни, крестом обделены.

Юноша сам себя морально убивает, живет под давлением. Нам наглядно демонстрируют его мысли. Спокойный, раздавленный, один.

00:35 — 00:52

Настроение у Формы голоса снова меняется. Главный герой заступился за толстенького пацана, у которого хотели отжать велик. Тот потерял свой крест, когда отблагодарил добром. В общем, дружба, выраженная нарезкой походов в кино, кафе, поездок на велосипедах, разговоров.

Ну все, жизнь удалась, депрессии нет причины. Хэппи-энд? На самом деле, резко светает. Происходит становление дружбы с забавными и милыми моментами.

Нужно ведь найти предлог встретиться с Нисимией в ее классе! Они вместе кормят карпов на мосту под сакурой. Новый герой, фотограф, оказывается героиней. Бывает. Ее зовут Юдзуру, сестра Нисимии, странная, иногда сбегает из дома.

Я, кажется, понял, к чему ведут здешние семейные проблемы. Противопоставляется сплоченная семья главного героя, готовая принять и накормить чужого ребенка, и мама главной героини, ударившая подростка, который позаботился о ее дочери.

00:52 — 01:08

Вторую половину фильма я смотрел уже на следующий день — не выдержал столько меланхоличной депрессии. Настроение было лучше. Исида начал что-то делать, не касающееся самоубийства. Искать старых друзей и переписываться со своей новой лучшей подругой.

Это был неплохой прием, когда он решил подружить Нисимию с черноволосой хулиганкой из детства Уэно и мысленно представил ответ Уэно на свою идею. Я тоже так иногда делаю, представляю, что бы мне отвечали люди на основе вырисовавшихся у меня в голове образов.

Уэно оказалась той еще дурой. Даже хорошо, что есть кто-то по-хорошему плохой в этом мире внезапных исправлений. Работа в кошкоклубе «Мяу-мяу» может положительно на ней сказаться.

Знаете, какие конфликты в отношениях самые неприятные и скучные? На основе недопонимания ситуации. Естественно, сюда влепили именно такой. Сцена с признанием довольно хорошая. Девочка плохо говорит, но постаралась, чтобы произнести эти слова. Очень хорошо показано. А он сделал вид, что услышал «Луна».

01:08 — 01:18

Бац! И у тихони-одиночки уже компания друзей, которая держится на нем. Незнакомые знакомятся благодаря ему. Целых семь человек отправляются в парк аттракционов вместе.

Недоразумение с признанием пока оставили поводом для неловких размышлений. Крестики на лицах все же обозначают, что герой намеренно желает отгородиться от этих людей. С Уэно крестик то спадает, то появляется. Она устроила как бы случайную встречу с «лучшим другом из детства Симадой». Тот так же холоден — получай крестик.

Видите, я теперь говорю крестик, а не крест. Форма голоса исправляется, всюду доброта, семейная и дружеская.

01:18 — 01:25

Прошлое вернулось. Нелепым образом — кто-то что-то рассказал, одна из подруг обиделась и упрекнула Исиду перед всем классом из-за его былой натуры, он себя ненавидит, компания собирается на мосту, чтобы с выпученными глазами выяснять, кто больше виноват. Какой-то суд и расстройства из-за НИЧЕГО.

Вот на этой сцене полнометражка от Kyoto Animation показала, что скатывается до уровня AnoHana, с перебранками, на которые искренне неприятно смотреть. А режиссер смакует их. Вот оно, ядро — самокопания с обвинениями с притянутыми к этому поводами.

Не облегчающая депрессию дружба, не прекрасно показанные эмоции Нисимии, не семейный уют в доме героя. Это все отходит на второй план. Выдвигается на передний это самое ядро, сквозь тухлое.

01:25 — 01:35

Будь это сериал на 4-8 часов, то ладно, но они совсем не знают меры — после одной депрессивной сцены показывают похороны бабушки. Еще один признак того, что у режиссера нет представления, как рассказывать историю, чтобы зритель нормально ее воспринимал.

Ну что, настало время грустить на тему дружбы ради долга, а не по желанию. «Пока ты рядом со мной, то не будешь счастлив».

Когда не знаешь, что делать, и подавляешь расстройство — веди себя гипертрофировано позитивно. Похоже, автор сценария собрал все шаблоны поведения из тематической манги, которую смог прочесть.

01:35 — 01:45

Знаете, что не хватает 18-летней девушке, у которой за последний год появились друзья, поправились отношения с мамой и появился любимый человек? Ну, наверное, найти работу или поступить в университет? Нет, помните, что мы говорим об аниме Форма голоса. Ей не хватает сигануть с балкона и покончить жизнь самоубийством.

Это все. Хуже хода быть не могло. Я смеялся на самом драматичном месте, настолько это было нелепо. Понятно, что она боится кого-то обременять, может даже напугана изменениями в жизни, но нет, это неадекватное поведение, продиктованное исключительно сценарием, жадным до драмы.

Он же диктует приход Исиды в момент прыжка, падение его вместо спасенной подруги, больница… Неплохо был поставлен момент с мыслями героя во время старания изо всех сил вытянуть болтающуюся над землей Сёко. Думал о всякой чепухе, о будущем, о маме.

01:45 — 01:55

Нисимия «хочет починить то, что разрушила». Для этого она идет ко всей разрозненной со ссоры на мосту компании и собирает их вместе к пробуждению Исиды. Ее растрепанный, серьезный внешний вид кричит о том, что она повзрослела. Рисовать ее точно стали лет на пятнадцать старше.

Сны не дают покоя виновнице ситуации, буквы на белом фоне кажутся хорошей идеей авторам. Ночью на все том же мосту Суймон она плачет над проплывающим карпом. «Если бы карп вышел из воды и подбодрил ее, стало бы интереснее», — подумал я.

Простая задача — сделать чувственное воссоединение главных героев после душевной травмы. Садитесь — два за такое решение. Просто подумайте, насколько это фальшиво: Исида просыпается после болезни, паникует, срывает с себя все капельницы, трубочки и датчики, бежит к мосту (больница была пуста, серьезно), там внезапно находит Нисимию, и давай извиняться.

Сцена была выстроена именно так, я не выдумываю!

Я тут подумал, это, наверное, верх садизма, говорить девочке, которая хотела умереть, чтобы не доставлять никому проблем, и плачет из благодарности за спасение: «Извини за все».

01:55 — 02:10

На этом можно расходиться, поскольку начали показывать, как все налаживается. Муж сестры вернулся, обе мамы подружились, Уэно все это время беспокоилась, друзья сделали 1000 журавликов, фестиваль в школе начался, у Исиды случился припадок от того, что на него обратило внимание слишком много одноклассников — все как надо. Не вытекает из предыдущих событий, но берется по щелчку пальцев сценариста.

Бывший хулиган, прошедший через моральный ад, посмотрел на окружающих, не отводя глаз. Кресты, загораживающие лица, пали оземь. За ними были улыбки, грубость, разные интересы и мнения. За ними оказалась новая жизнь.

Печальные как крестики на лицах выводы

«Форма голоса» — название-фальшивка. Ничего не было про нахождение общего языка между хулиганом и глухой девочкой! Она НЕ изменила главного героя, его изменили жизненные трагедии, которые ее сопровождали. Все шло по течению. Два несостоявшихся самоубийства и бзики сценариста что-то поворачивали.

Ужасная сценарная работа или адаптация сценария, если в первоисточнике было лучше. С хорошей графикой и проблесками в постановке, но в целом Форма голоса — большое разочарование.

Это одно из тех аниме, которые построены, чтобы как можно чаще принудительно заставлять вас грустить и плакать. Как Невиданный цветок или Твоя апрельская ложь. История о неспешных попытках восстановить разломанную жизнь и отыскать нечто дорогое. Клишировано, неприятно, депрессивно. Не рекомендую смотреть.

У меня остались важные вопросы. Почему Исида живет на чердаке? Что символизирует постоянно выделяющийся ярлычок на футболке за спиной? Как вообще можно быть несчастным с такой мамой? Эпизод с сожжением миллиона йен был хорошим.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!