Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Значение слова ирония в словаре литературоведческих терминов. Ирония

Появилась она в Древней Греции и интерпретировалась как «обман с помощью слов». Без нее трудно представить себе простое общение, литературу, философию, народную культуру. С ее помощью можно о чем-то скрыто намекнуть и донести истину. Что такое ирония – тема этой статьи.

Ирония – что это?

Это тонкая, скрытая насмешка. Тем, кто интересуется, что значит ирония, стоит ответить, что ее целью является противопоставление настоящему смыслу слов их буквальному смыслу. То есть человек будет иронизировать, называя храбрецом труса или дурака умным. Насмешка играла важную роль в народной юмористической культуре, сатирических жанрах литературы и античной комедии. Многие владеют этим ораторским приемом, чтобы о чем-то скрыто намекнуть.

Ирония – психология

Такое ехидство создает впечатление, что предмет обсуждения не такой, каким он предстает. Спрашивающим, что означает ирония, можно ответить, что она является признаком тонкого ума, величия души и изящества, но по сути это защитный механизм. Ее смысл скрыт под оболочкой отрицательного выражения значения сказанного. Она всегда отрицает установку и не укореняется ни в одной позиции: иронизируя над одним предметом, который задевает или «достает», человек рикошетом затрагивает его противоположность.

Ирония в философии

В качестве , диалектического инструмента философского рассуждения насмешка приобретает особое значение в конце 18 – начале 19 веков. Опираясь на опыт Сократа, который понятие ирония использовал при спорах с софистами, и немецких романтиков Шлегеля и Мюллера, деятели того времени рассматривали ее так:

  1. Зольгер считал ее сущностью искусства.
  2. А.Ф. Лосев использовал ее как выразительный прием, противопоставляемый выражаемой идее.
  3. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие иронии истории, которая явилась следствием того, что сделавшие революцию люди разочаровались в этом и поняли, что она совсем не похожа на то, к чему они стремились.

Виды иронии

  1. Прямая . Она преследует цель принизить и придать описываемому явлению негативный или смешной характер.
  2. Антиирония . Ирония и ее виды включают антииронию. Это противоположное значение прямой насмешки. Ведь что такое ирония – это способ продемонстрировать объект недооцененным.
  3. Самоирония . Насмешка, объектом которой выступает собственная персона. При этом ее подтекст может иметь положительный смысл, когда профессионал говорит о себе как о некчемном работнике.

Чем отличается ирония от сарказма?

Первая является тонким инструментом комического. Ирония как средство выразительности по сути является шуткой, противопоставляющей буквальный смысл слов истинному значению. Она вызывает смех и ничего более. Отличие иронии от сарказма состоит в том, что второй не вызывает улыбки. Он применяется для жесткой критики и оценки нравственных качеств объекта. Сарказм призывает к общественному порицанию и осуждению.

Вот характерные отличия:

  1. Ирония скрыто и завуалированно оценивает объект речи. Сарказм обличает с минимальной долей иносказания.
  2. Ироническое высказывание всегда имеет позитивную форму, в отличие от завуалированной насмешки, к которой и сводится смысл. Сарказм прямо указывает на предмет уничижительной критики.
  3. Ирония как вид комического применяется в юмористических жанрах и устной образной речи.
  4. Сарказм является признаком острой сатиры. Его применяют ораторы в своих обличительных выступлениях и писатели публицистических текстов, имеющих общественно-политическое содержание.

Чем отличается сатира от иронии?

Первая – это вид комического в искусстве. От юмора и иронии она отличается резкостью обличения. Ее сила зависит от того, какую социальную значимость имеет занимаемая сатириком позиция и какой эффективностью обладают комические средства – сарказм, гипербола, аллегория, гротеск, пародия. Как жанр возникла в римской литературе, а после охватила другие виды искусства:

  • кино;
  • эстраду;
  • телевидение;
  • литературу (комедия);
  • ИЗО (шарж, карикатура);
  • публицистику (фельетон) и др.

Отличие сатиры от иронии состоит в том, что она ведет борьбу с комически изображаемым объектом. Для нее характерна активность, волевая направленность и . В сатире смех всегда соседствует с негодованием и возмущением. Очень часто они выходят на первый план, оттесняя смешное. К авторам, пишущим в сатирическом жанре относят:

  1. Салтыкова-Щедрина.
  2. Свифта.
  3. Вальтера.
  4. Бомарше и др.

Как научиться иронии?

Умение умело жонглировать словами может пригодиться в жизни. Ведь ирония нужна для того, чтобы культурно «бодаться рогами» и не указывать на недостатки человека прямо, а тонко играя словами сохранить его и свое достоинство. При этом очень важно учитывать возраст аудитории, пол, менталитет, культурные традиции. Изящно играть словами можно научиться, если:

  1. Много читать, воспитывая в себе эстетический вкус. Выбирать для этого отечественную и зарубежную классику, которая поможет и мышление.
  2. Задающимся вопросом, как научиться сарказму и иронии, можно посоветовать учиться во всем видеть контраст. Необходимо говорить противоположное тому, что подразумевается. Высшая степень иронии – использование гиперболы, то есть преувеличения. Слово «качественный» заменить на «ширпотреб».
  3. Запоминать устойчивые выражения и вворачивать их в свою речь: «золотые руки», «семь пядей во лбу» и т.д.

Над всеми нами шутили так или иначе. Все мы в определенном возрасте (а кто-то, может быть, до сих пор это делает) смотрели юмористические передачи. Другими словами, тема нашей статьи всем так или иначе близка. Надо сказать, что ирония - это тонкий, интеллектуальный инструмент юмора. Чтобы узнать, какие примеры иронии могут быть, надо сначала определиться с самим понятием.

Ирония. Понятие и пример

Ирония - это скрытая насмешка. Она может быть злой или доброй. Главное в ней то, что она неявная. Чтобы уяснить суть понятия, нам нужен пример.

Один товарищ говорит другому:

Ой, ты не представляешь, вчера с женой решали два часа задачку по математике для третьего класса.

Умны, умны.

С одной стороны, в диалоге присутствует похвала, но, с другой стороны, она какого-то сомнительного качества. В этом вся суть иронии - она есть не то, чем кажется. Другими словами, противоречие между формой и содержанием конституирует ее как явление. Приведенный выше случай не исчерпывает все примеры иронии в нашей статье.

«Мастер и Маргарита» - роман одновременно ироничный и чрезвычайно серьезный

Кто сейчас не любит М.А. Булгакова? Кажется, что все от его прозы в полном восторге, особенно это касается романа о Мастере. Почему? Потому что в этой книге есть все. Тот, кто хочет найти библейские отсылки и вообще намеки на серьезные книги, читает «ершалаимские» главы. Тот, кто хочет отведать едкой сатиры и найти примеры иронии, читает и перечитывает «советские». Их можно изучать и отдельно от всей истории, главы практически не пересекаются сюжетно. Конечно, все произведение скреплено внутренней связью между ними, но если не вникать, то можно получать наслаждение от главного романа М.А. Булгакова, сепарируя его на тематические части.

Воланд и его свита как банда ироников, пробующих на прочность советскую реальность. Разговор на Патриарших

Конечно, персонажи, которые буквально излучают иронию, - это Воланд и его сопровождающие. Булгаков, зная, что роман в советское время, скорее всего, никогда не опубликуют, не стал отказывать себе в удовольствии поиздеваться над интеллектуалами того времени. И начал он почти с порога, с третьей главы. Если вам нужны примеры иронии, то вы найдете их на страницах «Мастера и Маргариты».

Воланд спрашивает:

А дьявола тоже нет? (…)

Нету никакого дьявола! (…)

Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Все это отражает, с одной стороны, реальное положение вещей той эпохи, в которой ни Бога, ни дьявола, ни даже секса не было. Нам немного жаль прерывать повествование на тему «Ирония: примеры из литературы», но этот случай стоит того, чтобы о нем рассказать.

«В СССР секса нет»

Крылатая фраза родилась в 1986 году, во время телемоста с Америкой. На самом деле таких слов сказано не было. Имелись в виду телевидение и реклама, в которых не содержалось никакой эротики. Но выражение вошло в народный лексикон именно так и стало символом общего замалчивания проблемы секса в советской культуре. Вот такая вот ирония. Примеры мы стараемся подбирать очевидные.

Однако возвращаемся к профессору Воланду. С одной стороны, дьявол констатирует некоторый факт: действительно, в советском государстве ничего нет. А с другой стороны, подождите, ну как же нет, если вот он - дьявол, страшно сказать, во плоти.

Сцена с буфетчиком варьете

Диалог Воланда с Андреем Фокичом вообще один из самых смешных в романе. Профессор предлагает советскому человеку вино днем. Далее еще лучше. Ирония (примеры ее, соответственно, можно найти там же) дает представление и разворачивается во всю ширь, когда маг разговаривает с А.Ф. Соковым о деньгах, на которые «наказали буфет». Всему виной спектакль, данный темной свитой.

Даниил Хармс и его ироническая насмешка над человеческим любопытством

Д.И. Хармс много над чем смеялся едко и зло. Но один из самых известных его образов - это вываливающиеся из окон старушки. Начинается все так: «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась». Потом другая решила посмотреть, что случилось с первой, и от чрезмерного любопытства также вывалилась из окна. Так старушки и падали. Чем дело кончилось, мы не знаем, ибо лирический герой Хармса ушел с места событий, когда подобным образом приказала долго жить шестая бабулька.

Кто-то спросит: «Это ирония? Примеры из литературы?» Конечно! Еще бы! Во-первых, описывается определенное событие, но оно смешно не само по себе, а лишь потому, что высмеиваются глупость и любопытство, присущие человеку.

Русский - язык иронии

Русский язык хорош тем, что на нем можно иронизировать, используя одну только интонацию. Например, один человек очень ценит свою работу, считает свою персону очень важной. Тут он встречает друга, и тот, зная склонность своего товарища к самолюбованию, спрашивает его о работе. Будущая жертва насмешки разливается соловьем о себе и своей должности. Злоумышленник долго и внимательно слушает, а потом спрашивает: «Неужели? Правда? Очень ответственная у тебя работа». Тщеславный человек понимает, что случилось, и откликается мгновенно: «Да иди ты… в баню, ты давно не мылся».

Согласитесь, что на письме трудно показать интонацию, хотя каждый из читающих хорошо понимает, о чем именно мы говорим. Ирония в русском языке (примеры вы, дорогие читатели, можете подобрать самостоятельно) чувствует себя замечательно.

Ирония и эстетика

Ирония является категорией эстетики и берёт своё начало из традиции античной риторики . Именно античная ирония дала рождение европейской иронической традиции нового времени, получившей особое развитие, начиная с последней трети XIX века . Ирония, как средство комической подачи материала, является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению («Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» - Георгий Александров). Элементарной моделью иронического стиля является структурно-экспрессивный принцип различных речевых приёмов, помогающих придавать содержанию своим скрытым контекстом противоположный или идейно-эмоционально обличающий смысл. В частности, в качестве снятия претенциозности или помпезности повествования используется метод самоиронии, позволяющий передать авторское отношение к буквальному описанию сюжетного момента («Моё лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание» - Рекс Стаут). В качестве завуалированной демонстрации негативной позиции применяется метод иронии насмешка («Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами» - Ярослав Гашек), ненастоящее утверждение используется для разрушения какого-либо атрибута общественного сознания («Ленин и сейчас живее всех живых, только руками трогать нельзя» - Виктор Нюхтилин), а ненастоящее отрицание - для подтверждения действительных истин («Нет ничего проще, чем бросить курить - лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз» - Марк Твен). Иронический приём превосходства часто становится доминирующим способом высмеивания героев литературного произведения через внешне нейтральное изложение их характеристик («Он горделиво ощущал, что двадцать девять месяцев армейской службы ничуть не ослабили его способности попасть впросак» - Джозеф Хеллер), а приём иронического снисхождения используется авторами для пессимистической оценки значимости персонажей («Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» - Курт Воннегут). Действенным ироническим способом коротких форм жанра юмора является коннотационная оговорка, рассчитанная на быструю реакцию читателя или зрителя («Врачи боролись за его жизнь, но он выжил» - Михаил Жванецкий).

Более жёсткими, бескомпромиссными формами иронии можно считать сарказм и гротеск .

Формы иронии

Прямая ирония - способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

Самоирония - ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

Ироническое мировоззрение - состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы , и не относиться слишком серьёзно к различным «общепризнанным ценностям».

См. также

Литература

  • Осиновская И. А. Ироническое странничество. Ироник как сатир и бог // Ирония и Эрос. Поэтика образного поля. - М.: 2007, с. 84-104.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Архипелаг
  • Англия

Смотреть что такое "Ирония" в других словарях:

    ИРОНИЯ - (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия

    Ирония - (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия

    ИРОНИЯ - (греч. притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Ирония - Ирония ♦ Ironie Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля

    ирония - и, ж. ironie f., <, ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Ирония - ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия

    ИРОНИЯ - Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ирония - См … Словарь синонимов

    Ирония - ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов

    ИРОНИЯ - (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка) филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии

Ирония - что это такое? Наверное, все россияне в преддверии Нового года смотрят фильмы Эльдара Рязанова. И «Ирония судьбы» у многих один из самых любимых. Но мало кто задумывался над значением названия киноленты. Сегодня мы расскажем, что такое ирония и только ли у судьбы ее можно встретить.

Определение

Ирония - что это такое? В переводе с греческого языка это слово означает притворство. То есть человек в насмешливых выражениях приписывает объекту или предмету те качества, которыми он не обладает.

Обычно ирония проявляется в словах похвалы. Кто из нас не слышал таких слов, сказанных близким человеком.

Давайте разберем на примере. Ребенок разбил вазу, причем получилось у него это совершенно не нарочно, туда попал мяч. И мама понимает, что ругать ребенка бессмысленно. Ваза стояла на шкафу, и никто не мог предположить, что ребенок до нее докинет. В этой ситуации, кроме иронического: «ну ты и молодец», сказать просто нечего.

Если дать широкое определение иронии, то можно ее охарактеризовать как остроумное замечание, сказанное к месту. Причем второй фактор играет немаловажную роль. Все люди задним числом умеют придумывать забавные ответы, но ведь ложка хороша именно к обеду.

Какая бывает ирония?

Чтобы сделать свою речь живой, люди часто прибегают к различным стилистическим приемам и используют различные обороты речи. Поэтому ирония делится на несколько подвидов.

Первый из них - это скрытая или явная. Когда человек не хочет показать истинный объект насмешек, он его вуалирует. Такое зачастую распространено у юмористов, когда в своих сценках они затрагивают правительственный аппарат. То есть не совсем понятно, над кем именно они насмехаются.

Явная ирония обращена к конкретной персоне или объекту. Чаще всего такой способ насмешек практикуется среди друзей.

Второй вид иронии - добрая или язвительная. В первом варианте насмешка не несет никакого негативного смысла. Человек просто подмечает забавное стечение обстоятельств и не хочет обидеть своего оппонента.

Наоборот, чтобы его поддержать, он пытается придать ситуации шутливый тон. Но нельзя считать легкой иронией язвительные заявления. Такая форма считается хоть и вполне приемлемой, но все же грубой и обидной.

Примеры иронии

Русские и зарубежные писатели частенько использовали в своих произведениях насмешливые заявления. Поэтому примеров иронии в классической литературе можно найти множество. Ей в совершенстве владел И. А. Крылов.

В его баснях каждый персонаж имеет свой неповторимый образ и характер, и частенько подтрунивает над собеседником. Вот пример из всем известного произведения «Стрекоза и Муравей»: «Ты всё пела? Это — дело». Именно так подкалывает маленький трудяга свою прелестную нахлебницу, пытаясь до нее донести, что песни ее не прокормят.

Другой пример можно взять из произведения А. С. Пушкина:

«Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы».

Что это такое - ирония Пушкина? Это замаскированная в стихи язвительная насмешка, которая разоблачает высший свет всего одним четверостишием.

Синонимы

Если вы хотите понять, что это такое ирония, то нужно узнать слова, которые близки к ней по значению. Синонимами к нашему термину будут: насмешка, издевка и сарказм. Все они хорошо объясняют концепцию термина. Правда, замечательно синонимы иронии работают только в команде. А вот по отдельности они объясняют суть хуже. Ведь ирония - это не насмешка и не издевка, это своеобразное поучение, которое человек делает своему оппоненту.

Благодаря замечаниям, сказанным к месту, человек может исправить свой характер или же постарается быть более сдержанным, чтобы не попадать в комичные ситуации.

А вот сарказм больше похож на синоним иронии. Ведь и то, и другое - выполняют одинаковую задачу, только средства у них разные. Сарказм - это просто язвительное замечание, а ирония - умышленное преувеличение.

Люди, которые используют эти формы насмешек не только в адрес других, а и в свой, практически не уязвимы. Ведь как можно обижаться на человека, который смеется не только над вами, но и над собой?

Кто становится объектом для иронии?

Обычно насмехаются над двумя типами людей: теми, кто ничего не добился и теми, кто добился многого. Почему так происходит? Мало кто любят говорить о людях, которые попадают под определение среднестатистических.

А вот те, кто достиг в жизни успеха, обычно подвергаются критике, сарказму и, конечно, иронии. Ведь тот путь, который человек прошел к успеху, часто чересчур тернист. А если этот человек знаменит, то за восхождением на Олимп часто вся страна смотрит по телевизору.

Немудрено, что в период своих неудач, которые непременно бывают, человек становится объектом насмешек. Так уж любят люди в нашей стране посплетничать и позлословить.

Но также предметом насмешек часто выступают люди, у которых вечно что-то не получается. За что бы они ни брались, у них вечно все падает из рук, да и сами они умеют поскальзываться на ровном месте. Такие неудачи комично выглядят в глазах окружающих.

Что такое ироническое мировоззрение?

Сегодня модно подкалывать друзей едкими замечаниями. Но это не у всех получается. Грань между иронией и обидным высказыванием очень тонка. Поэтому если вы не уверены в своих силах, то не выбирайте объектом насмешек близких людей.

Но вот у некоторых персон получается иронизировать профессионально. Они это делают легко и непринужденно. Что это навык или талант? Скорее всего, человек обладает ироническим мировоззрением. Как же это понять?

Такой человек не принимает проблемы и неудачи близко к сердцу и любит посмеяться как над своими, так и над чужими промахами.

Определение иронии намного шире, чем просто поучительные насмешки. Люди, которые от природы одарены повышенным вниманием, умудряются подмечать забавные ситуации, на которые обычный человек не обратит внимание. Так и формируется ироническое мировоззрение. Но если вы им не обладаете, не переживайте, при должном внимании и усердии его все же можно выработать.

Когда нужно использовать иронию?

Чтобы человека считали весельчаком, а не язвой, он должен дозировать свои усмешки и поучения. Как говорится, не стоит метать бисер перед свиньями. Если вы точно уверены, что ваш собеседник иронии не оценит и не поймет, то зачем расточать на него свой творческий потенциал?

Лучше использовать иронию дозировано, причем в компании хорошо знакомых друзей. Ведь одно дело, когда вы посмеетесь над другом, который упал в лужу, и совсем другое дело, когда в этой неловкой ситуации окажется абсолютно незнакомый человек.

Вообще лучше всего иронию использовать в качестве подведения своей мысли или для того, чтобы разрядить чересчур напряженную обстановку. В первом случае вы покажете себя как умный и харизматичный человек, а во втором - как этакий весельчак, который может быть душой компании.

В конечном счете в древнегреческом "иронизировать" стало означать "говорить ложь", "насмехаться", "притворяться", а "ироник" - это человек, "обманывающий с помощью слов". Всегда возникал вопрос, на что направлены ирония, обман. У Платона "ирония - это не просто обман и пустословие, это то, что выражает обман только с внешней стороны, и то, что по существу выражает полную противоположность тому, что не выражается. Это - какая-то насмешка или издевательство, содержащее в себе весьма ясную печать, направленную на то, чтобы под видом самоунижения добиваться высшей справедливой цели". Самым ярким носителем такой иронии является Сократ. С ее помощью Сократ строил свое бесконечное вопрошание к своему собеседнику, в результате чего тому открывалась истина. Сократовская ирония - на службе истине.

В "Никомаховой этике" Аристотель располагает в следующем ряду понятия "хвастовство - истина - ирония". Притворство в сторону преувеличения есть хвастовство, и носитель его есть хвастун. Притворство в сторону преуменьшения есть ирония, и носитель ее - ироник". "Тех, кто говорит неправду о себе, в невыгодном для него свете, но не без знания (об этом), тот ироник; если он приукрашивает, он хвастун". "Тот же, кто придерживается середины, являясь самим собой как человек истины и в жизни, и в славе, признает в отношении себя только то, что ему свойственно, не преувеличивает этого и не приуменьшает".

После Платона и Аристотеля появляется второй, скорее отрицательный, оттенок в понимании иронии. Это второе понимание не было чуждо и Аристотелю, который усматривал в иронии некоторое пренебрежительное отношение к людям. Но в целом Аристотель ставил иронию очень высоко и считал, что обладание ею есть свойство величия души.

Наиболее полно отрицательные аспекты иронии выразил Теофраст в своих "Характерах": ирония - это "сокрытие собственной враждебности, игнорирование враждебных намерений противника, успокаивающее воздействие на обиженного, отстранение назойливости (или доведение до его сознания собственной назойливости), утаивание собственных поступков". Под таким описанием функции иронии мог бы подписаться и Фрейд.

Аристон Кеосский (III в. до н.э.) считал, что склонность к иронии - это признак скрываемого высокомерия. Аристон причислял к "высокомерным" философам и Сократа. В своих диалогах Сократ как будто бы возвеличивает своих собеседников, называет их "добрыми", "сладкими", "благородными", "мужественными" и унижает себя. Такая тактика ведения разговора приводит к обратному: Сократ, возвеличивая других и унижая себя на словах, в реальности возвеличивает себя. Конечно же, тут есть отличие от других: другие возвеличивают себя, принижая и унижая прочих.

Но что нам анализ античной иронии, проведенный А.Ф.Лосевым? А то, что содержание иронии, техники ее выражения и функции в целом и в главном совпадают с современным пониманием двойственного характера иронии:

1. Ирония - выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, "поглаживаю". В иронии мое "да" всегда означает "нет", а за выражением "нет" маячит "да".

2. Какой бы ни была благородной цель у иронии, например, породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе на себя, все же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.

3. Несмотря на великодушие замыслов иронии, или даже несмотря на ее бескорыстие, ирония дает самоудовлетворение. И право же, это не только эстетическое самоудовлетворение.

4. Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, "медлительность", "бездеятельность мудреца" (не моментальная реактивность). Аристотель даже указывал на "величие души" ироника.

Лингвистические и культурологические изыскания А.Ф. Лосева окончательно убедили нас в том, что ирония хотя и умный (как признак "тонкого ума"), благородный (как признак "величия души"), изящный (как доставляющий эстетическое удовольствие своей изысканностью) механизм, но, несмотря на то, что это самый умный, самый благородный, самый изящный, - все же это защитный механизм. Мы попытаемся показать, в чем психозащитность этого механизма и выяснить, что же в иронии нужно сокрыть, заговорить, зачем нужно сокрыть смысл под оболочкой отрицательного выражения этого смысла.

Первоначально отметим отличие иронии от рационализации: ирония - это уже способность к рефлексии, к выходу из полной поглощенности ситуацией. Это уже стояние если не над ситуацией, то уже рядом с ней, около нее, а не в ней. А стояние рядом уже дает силу человеку, уже дает ему преимущество. У него есть возможность отстранения, отчуждения, способность сделать ее не совсем своей, чужой, странной, это уже способность нового видения ситуации.

Как психическое состояние ирония - это измененный знак моего переживания ситуации, с минуса на плюс. Тревога сменилась уверенностью, враждебность - снисходительностью... Это - один параметр изменения состояния. Другой - означает, что человек находится в состояниях, которые автономны относительно ситуации, другого человека, предмета. Я уже скорее субъект, чем объект этих ситуаций, и потому у меня уже есть возможность управления этими состояниями.

Ирония как психический процесс превращает то, что для меня ужасно, страшно, непереносимо, враждебно, тревожно, в противоположное. Посредством иронии я выхожу из этой цепкой, липкой схваченности ситуацией. Эту спасительную и освобождающую функцию иронии очень точно выразил Вольтер: "Что сделалось смешным, не может быть опасным".

Если человек позволяет себе проявление агрессии в открытой форме через поведение или слова (ругань, диффамацию), то велика вероятность получить в ответ или то же самое, или даже больше; или же со стороны общества, а также строгого Сверх-Я могут последовать санкции (чувство вины , угрызения совести). В этом случае "умное" Я дает возможность отреагировать агрессию в социально приемлемой форме.

Человек с жесткими, авторитарными установками может позволить себе проиронизировать над чем-то или над кем-то. Но как правило, это злые шутки, унижающие достоинство другого человека (вспомним "юмор" Сталина). Понятно, что в свой собственный адрес всякая ирония наказуема. Она не прощается как смертельная обида, и наказание за иронию может быть более жестоким, чем за прямую агрессию. Такое же отношение к иронии со стороны тоталитарных режимов. Неироничны, смертельно серьезны режимы Гитлера и Сталина. Но это отнюдь не означает, что в авторитарных режимах ирония не распространена. Как раз наоборот, в иронизировании принимает участие все население. Объектом иронии может быть все, кроме меня одного. Иронизируют даже в виде анекдотов над святая святых, над идеологией, над кумирами режимов. Анекдоты про Ленина, Сталина, Василия Ивановича и т.д. как раз и вырабатывают определенный иммунитет против идеологического террора. Но иронические игры иногда могут заводить достаточно далеко. Ирония может заглушать голос совести. В данном случае интеллект направляет острие иронии на выключение Сверх-Я.

Труднее анализировать случай самоиронии, т.е. когда субъект и объект иронии в одном лице. Первая и главная функция - это редуцировать ту информацию относительно самого себя, которая нелицеприятна, причиняет мне боль, и единственная возможность снять дискомфорт - это поиронизировать по поводу какого-то недостатка, промаха. Мы написали недостаток, промах, и ведь сразу указали на существо самоиронии: Я переживает, осознает этот недостаток, он не вытеснен. Он высвечивается в иронии как лучом прожектора. К тому же самоирония предполагает присутствие другого, как мнимого, воображаемого, так и реального. И тут самоирония кроме всего прочего выполняет следующие функции:

1. Иронизируя над собой в присутствии другого, я как бы жду от него опровержения, комплимента, поглаживания ("это не совсем так", "ты недооцениваешь себя", "я воспринимаю тебя иначе", "наоборот").

2. Самоирония может быть предваряющей критикой. Критикуя, иронизируя над самим собой, я отнимаю хлеб у другого. Я удерживаю ситуацию в своих руках. Самокритика всегда менее болезненна, чем критика. Увы, часто люди это недооценивают. Для зрелой личности это знание более открыто. Болезненное самолюбие - это причина и следствие отсутствия самоиронии.

Психоаналитически самоирония инициируется инстанцией Сверх-Я, при использовании энергии деструктивного танатоса. Но опять же агрессия Сверх-Я преломляется через призму контролирующего ситуацию Я.

Самоирония чаще принимает вид уничижительной характеристики: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!" - это Александр Сергеевич о себе.

Ирония может выражаться не в противоположности, она как бы обходит прямое выражение, прямое ругательство. Томас Манн говорил о "лукавой непрямоте иронии". Фрейд это показал в английском анекдоте. В вопросе "А где же Спаситель?" нет прямого выпада против тщеславных дельцов.

Позднеримский философ Климент Александрийский указывает на то, что целью иронии является "возбудить удивление, довести слушателя до раскрытия рта и онемения"... Истина через нее никогда не преподается. Это "раскрытие рта" вызывается неожиданностью соединения несоединимого, игрой слов.

Вторая часть высказывания Климента удивительно перекликается с афоризмом едва ли не самого глубокого классика этой темы Кьеркегора: "ирония как отрицательность есть не истина, а путь". Для психолога такое определение иронии указывает на то, что главная функция иронии не содержание, а оценка содержания. При этом оценка уничтожающая, принижающая содержание, относительно которого происходит ирония. Можно сослаться на Томаса Манна, что "ирония - главный фермент переваривания действительности". Было бы что переваривать. Ирония не создает истину, истина всегда позитивное знание; знание, которое должно задержаться, знание, на котором нужно остановиться. Ирония - это всегда отрицание, неукорененность ни в одной позиции.

Ирония - это всегда отрицание остановки, это неукорененность ни в одной позиции. Иронизируя над одним предметом, который нас задел, "достал", мы рикошетом задеваем его противоположность. У Р. Музиля: "Ироническое отношение к действительности означает, что в изображении клерикала задетым чувствует себя и большевик".

Иронизирующий - всегда философствующий. "Философия есть истинная родина иронии". Ирония привносит в рациональное, в жестко логическое схватывание жизни момент игры, момент несерьезного отношения к тому, что слишком серьезно задевает человека. Ирония - это "прекрасное в сфере логического". Там, где я могу охватить действительность систематически, как железную логику, расписав, где причины, а где следствия, и там, где я погружен в действительность, не выделен из нее, там ирония не нужна. Иронический саботаж не нужен чистой рациональности и наивному поведению. Можно продолжить метафорическую интерпретацию иронии как пути: путь - это дорога, которая где-то начинается и где-то должна закончиться. Ирония - это, конечно же, выход, исход из начала, уже осуществленное начало. Ирония к предмету (началу, пункту А) есть свидетельство преодолеваемой зависимости от этого предмета. Предмет находился и еще находится в поле моего жизненного пространства, при этом он достаточно сильно структурирует это пространство. И в иронии я начинаю преодолевать эту зависимость от предмета. Ирония - это уже уход от зависимости, это уже некая ступень, некая степень свободы. Один берег покинут - это уже более спокойное, контролируемое отношение к тому, что я покидаю. Это уже не ругань, не аффективная привязанность к предмету, человеку, но это все-таки еще непреодоленная связь, субъект иронии еще не самодостаточен, не автономен.

Т. Манн пишет, что ирония - это пафос середины. Она и модель, и "этика". На наш взгляд, в иронии путь начат, но середина еще не достигнута, вторая половина пути - это мысли о предстоящем, о другом береге. Ирония - это еще неоторванность от детства. Это уже не детство, но и не зрелость взрослого.

Работа с иронией

Главное здесь - это вопрошание. Вопрошание себя, а не других. Поначалу вопросы для тех, в адрес которых иронизируют. Как бы вам ни показалась обидной шутка в ваш адрес, и именно потому, что она показалась вам обидной, не спешите тут же, так же зло, как вам кажется, ответить.

Вопрос "Почему он (она, они) так зло надо мной посмеялись?", нужно превратить в вопрос "Почему я так сильно обиделся?", "Что во мне так сильно обиделось, что во мне задето?", "Именно над этим ли, что меня обидело, иронизировали мои обидчики?". Ставя так вопросы, на спешите ни них быстро отвечать. Поставьте последний вопрос как риторический к самому себе: "А чего я, собственно, обиделся?". Повторяем, вопрос этот риторический, без ответа, без поиска почему, какая причина.

Теперь варианты вопросов для тех, которые иронизируют над другими.

Первый вопрос к себе: "Насколько убийственна моя ирония?". Иногда на этот вопрос, исходя из анализа своих ощущений, трудно ответить объективно. Для этого вам нужно внимательно присмотреться к реакциям других на вашу иронию. Конечно же, если ваш собеседник не засмеялся от вашей шутки, это не обязательно означает, что он обиделся; вполне возможно, что он не понял ее. И дело может быть не столько в нем, сколько в шутке. Но, если шутка обидела, то нужно помнить, что у обиды различные проявления: ваш собеседник замолчал, неловко замолчали все, лицо собеседника "окаменело", улыбка превратилась в гримасу, один побледнел, другой вспыхнул. Из неочевидных вербальных ответов: слова невпопад, длинные паузы и т.д. Впрочем иронизирующий может столкнуться с тем, что он и не прочтет обиду. Люди, умеющие держать себя в руках, в состоянии ее не показывать. Это может вернуться потом, через какое-то время в виде нарушенных отношений (самый простой вариант - вас стали избегать).

Следующее вопрошание: "Отчего, почему я так зло иронизирую?". И не ищите причины в других, в системе воспитания, навязанных образцах для подражания. Лучший способ застрять в злом иронизировании, в недоброжелательстве, а затем быстро перейти к прямой агрессии - это искать виновников вашего несчастья не в себе, а среди других.

Очень легко спрятаться за объяснениями подобного рода: что-де холерики изначально более злы в иронизировании, чем флегматики, для которых-де характерен мягкий юмор. Удобна и успокаивает такая рационализация: ирония, сарказм - это признак большого, критического ума.

Вернитесь к истокам вашей ироничности. Чаще всего она взращивалась и получала подкрепление, когда ее одобряли, когда вы оказывались в центре внимания. Особо благодатен для культивирования злой и беспощадной иронии подростковый период. Это период определенной "бездомности", неукорененности, это переходный период, это переход от детства к взрослости. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Этот полувыход из детства стимулирует ироническое отношение к детскости. Это отношение к одной стороне. К другой стороне - ко взрослым - подросток проявляет то, что мы бы назвали, вслед за Т.Манном, ироническим саботажем. Т.е. в мир взрослых хочется, хочется встать на один уровень с ними, а они продолжают мое детство, позицию неравенства. Империализм взрослых подросток пытается преодолеть презрительным иронизированем по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к самим взрослым с их старомодными представлениями о жизни.

Такая подвешенность, неукорененность подросткового периода оправдывает ироническую позицию, иронический постав; с его высоты подростку легче переживать многомерность, противоречивость, многоуровневость бытия. И тут можно задать себе вопрос: "А зачем мне нужно находиться в этой подростковой позиции? Какие выгоды мне приносит иронический постав? Что скрепляет в моем внешнем и внутреннем мире такая злая ирония? Что у меня за внутренний мир, для сохранения которого требуется такая злая ирония?".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!