Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Занятие в старшей группе «Деревья-наши друзья. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Деревья и кустарники

ГБОУ Школа 967 Воспитатель Судас Е.А.

Программное содержание. Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о кустарниках и деревьях.

Материалы. Проектор. Изображение деревьев и кустарников. Плоды и листья кустарников и деревьев. Игрушка – Лесовичок.

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел! Это же Лесовичок.

Лесовичок. По лесу я хожу.
За порядком слежу.
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.

Ребята, отгадайте, куда я вас приглашаю в гости.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Дети. Лес.

Лесовичок. В путь! (Под музыку дети маршируют) . Вот мы и пришли. Кто же нас встречает?

Летом всех зверей накормит:
Белок, мишек и ежей.
Даст по шишке и позволит
Теплый дом построить в ней. (Елка)

Верно, молодцы! Попробуем еще..
Вот так дерево! Иголки
подлиннее, чем у ёлки!
Но на ёлочку похоже –

зелено всё время тоже.
Шишки круглые торчат –
вот забава для ребят! (Сосна)

А есть еще одно очень интересное дерево.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

(Лиственница)

Лиственница летом вся в иголках. А зимой уже без них. Как называется лес, в котором растут эти деревья? (Хвойные) . Почему (У них вместо листьев хвоя) . А одну как назвать? (Хвоинка) .

Воспитатель. А ребята и о других деревьях много знают и умеют отгадывать о них загадки, вот, например:

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.

(Березы)

Воспитатель. Чем весной береза нас угощает? Есть примета: если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. А в медицине применяют почки березы. Послушайте следующую загадку.

Во дворе оно растёт...
Добывают пчёлы мёд
из цветочков золотых,
что в ветвях цветут густых.

От простуды и от гриппа
лечит лучший доктор...

(Липа) .

Какого цвета у липы ствол? (Черный) . Перед дождем листочки липы прикрывают цветочки. А чем полезна липа? (Цветы лечебные, их заваривают от простуды. Пчелы нам дарят липовый мед) .

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.

(Рябина)

Чем полезна рябина? (Ягоды – корм для птиц, из них варят варенье) . Варенье какое? (Рябиновое) . Есть примета: если много рябины, то зима будет холодной.

Следующая загадка.

Распустила дева косы
Возле речки у откоса.
И подружкам всем на диво
Моет в речке кудри

(Ива)

Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускаются вниз, даже ствола не видно. Ива зацветает первой и листья сбрасывает первой. Иву никто не пугает. А оно все равно дрожит.

Лесовичое. Можно я загадаю загадку?

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.

(Клён)

Какой формы листья у клена?

Из чудесного яичка
Вылупляется не птичка -
Не скворец, не голубок,
А малюсенький дубок!

Воспитатель. С какого дерева эти детки? (С дуба) .

Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает,
И Пасху зазывает.

(Верба)

Кто из вас видел, как цветет верба?

(Ответы детей)

Лесовичок. Ребята. Я хочу с вами поиграть. Я раздам вам листочки, а вы найдите с какого они дерева.

Проводится игра «С какой ветки детки» .

Проводится физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке. (Орехи) . А где они растут. (На орешнике) .

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане.
Богач невелик,

А орешками наделит.

(Орешник)

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим лист орешника. Расскажите о нем.

Скажите, пожалуйста. Орешник это дерево или кустарник. (Кустарник) .

Какие еще вы знаете кустарники? (Ответы детей) .

Воспитатель. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о каком кустарнике каждая загадка.

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки
Развешены на ветке.

(Шиповник)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Куст с шипами,
Ягодки с хвостами
В зеленой одежке
С полосатой стежкой.

От ягодок - хруст,
Что за куст? (Крыжовник)

Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!

Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут?... (Смородина)

Воспитатель. Живя на даче или в деревне, летом вы ходите в лес. Если в лесу на деревьях хвоя. То это какой лес? (Хвойный) . Если на деревьях растут только листья? (Лиственный) . Что общего в строении и у деревьев и у кустарников? (Корень) . А различия. (У дерева один ствол, а у кустарника несколько, кустарники ниже деревьев) .

Лесовичок. А знаете ли вы, как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор) . Одни березы? (Березовая роща) . Одни дубы? (Дубрава) .

Воспитатель. В березовой роще много… (берез) . В дубраве… (Дубов) . В сосновом бору… (сосен) . На липовой аллее растет много… (лип) .

Лесовичок. Много вы знаете, но нам пора прощаться. Но я хочу вам рассказать стихотворение.

Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,

Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!

(Н. Филимоненко)

Лесовичок прощается с детьми и уходит. Дети возвращаются в группу.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


Конспект
НОД
для детей средне-старшей группы.
Тема: «Деревья и кустарники».

Тема: «Деревья и кустарники».

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи: учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему; учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много); учить схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений.

Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.

Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».

1. Постановка проблемы.
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет.)
Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.

2. Чтение схем.
Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

А как вы догадались?

Правильно! А какому растению подходит вторая схема?
Почему?

По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.
Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?..
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?

У меня иголки
Длиннее, чем у елки.Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)

Дети соглашаются помочь Буратино.

Эта схема подходит дереву.
Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Эта схема подходит кустарнику.
Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

У деревьев и кустарников есть корни и листья.
У дерева один ствол, а у кустарника много.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.

Под схему «дерево».

Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.

Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.

Цель: активизировать словарь по теме
Задачи: 1. Закрепление представлений о деревьях
2. Учить составлять короткие рассказы.
3. Учить согласовывать существительные с числительными.
4. образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами
Оборудование: картинки с изображением деревьев, листьев разных деревьев, контурное изображение деревьев, карандаши простые, рисунки.
Ход занятия.
Орг. момент. Задание 1.
Отгадай загадки
В белом сарафане
Стояла на поляне.

Скачать конспект

Летели птицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Ничего сама не шьет,
А в иголках - круглый год.
(Елка)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)
Введение в тему.
Вспомнить какие деревья и кустарники мы изучали на прошлом занятии.
Артикуляционные упражнения «Как язычок гулял в лесу»
— «варенье»
— «лошадка»
— «индюшонок»
— «грибок»
— «трубочка»
Задание 2. Игры «Сосчитай до пяти»
Одно дерево - два дерева…
Один клен-…
Одна рябина -…
Один дуб -…
Один - много
Дерево - много деревьев.
Осина -…
Желудь -…
Назови ласково
Куст - кустик.
Дерево - …
Трава-…
Ветка -…
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул — полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (импровизация движений)
Задание 3. Закончи предложение
В нашем дворе растет стройная…
Под дубом мы нашли много…
Листья желтеют и опадают…

Какое слово самое длинное?
Дуб, береза, клен, ветка.
Сук, ель, липа, рябина.
Лист, веточка, куст, желудь.
Исправь ошибку
Тополиная пух.
Желтое листья.
Стройные береза.

Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Потому и потолстел.
Задание 4. «Соберем гербарий» образование относительных прилагательных.
Сорву с дуба какой лист?…….(дубовый)
Сорву с клена ………(кленовый)
Сорву с березы……(березовый) и т. д.
Задание 5. Работа в тетрадях
Задание 6. «Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.
Дуб около елки.
Липа около березы и т. д.
Что не так?
Желуди растут на липе.
После осени наступает лето.
Береза - это хвойное дерево.
Задание 7. Закончи предложение.
Дуб большой, а рябина……
Сосна высокая, а куст…..
Пчела летает, а гусеница…….
Дорога широкая, а тропинка…..
Волк злой, а зайчонок….
Какое слово отличается от других?
Ветка, конфетка, ветка, ветка.
Зуб, дуб, дуб, дуб.
Куст, куст, хруст, куст.
Подбери признак/действие
Береза (какая?) -…
Дуб (какой?) -…
Листья -(что делают?) - ..
Задание 8 . Что можно увидеть в лесу?
Работа по картинкам (составить рассказ)
Итог занятия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!