Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Юрий куклачев - биография, информация, личная жизнь. Юрий Куклачев сейчас

Руководитель и основатель Театра кошек Куклачева, клоун и дрессировщик, народный артист РСФСР Юрий Дмитриевич Куклачев родился 12 апреля 1949 года в Москве.

С детства он мечтал стать клоуном. Семь лет подряд безуспешно пытался поступить в цирковое училище.

В 1963 году он поступил в профессионально-техническое училище, учился на печатника, по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры "Красный Октябрь".

В 1967 году выступил на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности и был удостоен звания лауреата. На заключительном концерте смотра, который проходил в Цирке на Цветном бульваре, на юношу обратили внимание специалисты и пригласили в цирковое училище.

В 1971 году Куклачев окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (с 1987 года — Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша). В 1979 году — театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).

В 1971-1990 годах он был артистом Союзгосцирка.

Куклачев хотел отличаться от других клоунов и искал свой путь. В середине 1970-х годов в его номере впервые появилась домашняя кошка. Созданные артистом программы покорили зрителей. Куклачев побывал на гастролях в Канаде, США, Пуэрто-Рико, Германии, Аргентине, Перу, Франции, Японии и др.

В 1989 году он решил создать свой театр. В 1990 году мэрия Москвы подарила Юрию Куклачеву помещение бывшего кинотеатра "Призыв" на Кутузовском проспекте. 23 февраля 1990 года открылся частный театр (первоначальное название — "Кэт хауз", в настоящее время — "Театр кошек Куклачева"). В 2005 году театр получил статус Государственного учреждения культуры города Москвы. В театре поставлены спектакли "Мои любимые кошки", "Олимпиада кота Бориса", "Кошкин дом", "Ледяная фантазия", "Люди и кошки", "Клоуны и кошки", "Королева кошек", "Лес чудес" и др.

Сейчас в театре два самостоятельных коллектива — Юрия Куклачева и его сына Дмитрия Куклачева. Они работают попеременно, поэтому, несмотря на многочисленные гастроли, театр практически всегда открыт для публики.

Юрий Куклачев принимает участие в съемках детских передач, бывает гостем телевизионных шоу.

Он снимался в фильмах "Выше радуги" (1986), "Микко из Тампере просит совета" (Mikko from Tampere Is Asking for Advice, 1986) и др.

Куклачев — автор книг "Друзья мои кошки", "Сто двадцать кошек Юрия Куклачева", пособия для студентов циркового училища "Если хочешь быть клоуном" и др.

В 2003 году Куклачевым была предложена культурно-образовательная программа "Школа Доброты" для занятий с детьми в начальных классах. Он написал серию книг "Школа Доброты" и методические рекомендации для педагогов и психологов по проведению "Уроков Доброты и самопознания".

Существует Региональный общественный фонд содействия культурному и духовному воспитанию подрастающего поколения имени Ю. Д. Куклачева.

Юрий Куклачев — Народный артист РСФСР (1986). Его творчество отмечено многими наградами. В 1976 году в Канаде он получил "Золотую корону клоунов", в 1980 году был удостоен премии Ленинского комсомола, в 1981 году — премии "Золотой Оскар" (приз зрительских симпатий в Японии). В 1986 году на Всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло Куклачев получил приз "Серебряный клоун". В 1994 году за создание единственного в мире театра кошек он был награжден орденом Дружбы. В 2001 году Юрию Куклачеву был вручен орден "Надежда нации" и присвоено звание академика естественных наук.

В 1995 году во время гастролей в Париже "Театр кошек Куклачева" был удостоен Золотого кубка мира и звания "Самый оригинальный театр в мире". В 2006 году Международная ассоциация при ООН присвоила театру кошек приз "Золотой феномен", а Ассоциация бродвейских театров признала спектакль театра "Кошки и художник" лучшим спектаклем года.

Юрий Куклачев — почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств, почетный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств. Народный учитель России. Член союза писателей России.

Супруга Юрия Куклачева, Елена, актриса, работает в Театре кошек. У них трое детей: сын Дмитрий — артист Театра кошек, дочь Екатерина — художник Театра кошек, сын Владимир — артист балета.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Юрий Куклачев известен созданием необычного театра под названием «Кошкин дом». Здесь главными действующими героями и актерами являются кошки. Он снимался в кино, работал клоуном и дрессировщиком. Куклачев является обладателем званий «Заслуженный артист РСФСР» и «Народный артист РСФСР», а также многих других.

Детские годы

родился 12 апреля 1949 года в Чеховском районе Московской области. Родители его (Дмитрий Семенович и Валентина Ивановна Куклачевы) были простыми рабочими. Несмотря на известность фамилии, к знатному роду Юрий не принадлежал и не был продолжателем профессии.

Куклачев с детства мечтал стать клоуном. Именно это стремление дало ему силы на протяжении 7 лет пытаться поступать в цирковое училище. Каждый раз ему отвечали строгим «нет», ссылаясь на отсутствие таланта. Может быть, именно это и стало толчком к тому, чтобы доказать всем, как они ошибались.

Молодой человек учился в средней школе. После окончания восьми классов он решает поступить в ПТУ. Параллельно работает в типографии, а вечера проводит в цирке. Здесь он начал изучать азы мастерства под руководством именитых Зингера и Фридмана. Именно в этот период он занимается развитием и созданием номеров, сценок, активной работой над собой.

Первая победа

Результаты трудов появились уже в 1967 году. В этот год в Москве проходили соревнования артистов циркового жанра. Первой победой становится выигрыш на местном уровне, а позднее и на всесоюзном. Куклачеву присваивают титул первого клоуна народных цирков.

Благодаря победам молодого человека приглашают выступить на сцене Московского цирка в роли клоуна.

Цирковое училище

В возрасте 16 лет молодой Юрий становится наконец студентом циркового училища. Но и здесь судьба преподносит ему сюрприз-испытание - он ломает ногу. По этой причине студента хотели отчислить по статье о профессиональной непригодности, но сообразительность и природный талант помогли доказать, что Куклачев попал сюда не зря. Молодой человек придумывает много новых номеров, где использует свою травму себе во благо. Он создает номер с жонглированием шляпой, шарами и другими предметами. Позднее он придумывает номер под названием «эквилибрист на покатушках», где тоже отличается оригинальностью, используя новые предметы. Смекалка и настойчивость помогают ему получить признание не только среди сверстников, но и среди педагогического состава училища. Оканчивает Юрий учебное заведение с дипломом клоуна, коверного акробата.

Первая любовь и признание публики

Вскоре после окончания училища Юрий Куклачев (фото которого представлено выше) знакомится со своей первой любовью. Звали девушку Елена, и она работала танцовщицей. Благодаря ее артистическим навыкам паре удается создать множество новых номеров, которыми они радуют публику. Недовольным остаётся только Юрий. Ему хочется чего-то нового, другого, хочется придумать нечто необычное.

Первая встреча с пушистым другом произошла у Куклачева случайно. Он просто нашел на улице бездомного котенка, которого из жалости забрал домой. Новому другу клоун дал имя Кутька. Но остаться надолго малышу в доме артиста не пришлось, поскольку соседка потребовала избавиться от надоедливого животного. Так Кутька попал в цирк. Именно он и стал первым «подопытным» артиста. стал заниматься дре ссировкой питомца и созданием новых номеров. Первой цирковой звездой стала кошка по кличке Стрелка. Она совершенно не боялась сцены, как будто свет и шум аплодисментов ей были всегда знакомы.

Выступления с кошками стали той недостающей изюминкой для Куклачева. До него никто не пробовал ставить номера с кошками. Общепринятым было мнение, что эти животные не поддаются дрессировке. То, что не удалось другим, смог .

Свою способность найти общий язык со столь свободолюбивыми и строптивыми животными цирковой артист объяснял дружбой с ними и отсутствием дрессировки. Он внимательно относился к талантам и способностям каждого подопечного, стараясь развить их, создавая для этого необходимые условия. Именно чуткое отношение к кошкам позволяет ему сейчас за несколько минут понять не только их настроение и характер, но и особенности и таланты.

Артист выделяет несколько типов характера пушистых питомцев: баловень или привереда, гимнаст-верхолаз, агрессор и другие.

Юрий Куклачев: театр кошек

Возможность открыть частный театр появилась у известного артиста в 1990 году. Цирк Юрия Куклачева - это первый и единственный театр подобного рода. Здесь главными актерами стали пушистые друзья артиста - кошки. Со своими ручными подопечными он объездил не только бесчисленные города России, но и города Европы, Америки и Азии. Юрий Дмитриевич создал немало самостоятельных программ («Кот в сапогах», «Похитители кошек» и другие), которые также получили всемирное признание.

Съемки в кино

Первую роль в кино Юрий Куклачев получил в 1980 году. Начальными его работами стали роли в документальных фильмах о цирке. Спустя шесть лет артист попробовал новый для себя жанр в кинематографе - комедию («Выше радуги»). Он участвовал в советско-финской работе под названием «Микко из Тампере просит совета» и буффонаде «Кот и клоун». Завершил свою работу в кинематографе Куклачев ролью в сериале, где сыграл самого себя.

Награды

Деятельность известного артиста быстро принесла ему не только всемирное признание и успех, но и награды, звания и премии. Он был удостоен звания народного артиста за создание прекрасного спектакля под названием «Цирк в моем багаже», он стал победителем мирового конкурса клоунов в Монте-Карло, получил премию «Оскар» в Японии, награжден званием народного артиста РСФСР, является обладателем «Золотой короны» за гуманное отношение к животным и создание новых способов дрессуры. В Сан-Марино была выпущена почтовая марка имени Юрия Дмитриевича Куклачева.

Общественная деятельность

Известность и признание зрителей не мешают известному артисту внимательно относиться к нуждающимся. Он неизменно выделяет специальные места и билеты на своих представлениях для детей-инвалидов и воспитанников интернатов. Театр часто проводит благотворительные выступления в тюрьмах, школах и детских домах.

Для того чтобы развивать у молодого поколения чуткость, сочувствие и внимание к проблемам братьев наших меньших, Куклачев разработал программу обучения. Она называется «Школа доброты». Разработка получила широкое применение не только в городах Российской Федерации, но и за рубежом.

Дополнительно артист занимается написанием книг. Наиболее известными изданиями являются: «Мои любимые кошки», «Уроки доброты и самопознания» и некоторые другие.

Семейная жизнь артиста

Юрий Дмитриевич счастливо женат уже на протяжении многих лет. Жена Елена родила ему троих детей, которые стали продолжателями профессии отца. Совместно с супругой артист также долгое время ставил различные номера.

Первый сын (Дмитрий) занимается руководством театра и параллельно выступает на сцене. Вторым ребенком в семье стала девочка, которую назвали Екатерина. На сегодняшний момент она является дизайнером и художником театра кошек. Младший ребенок в семье - Владимир, который сейчас выступает на сцене в компании пушистых друзей.

Популярность театра очень высока, но семейство предпочитает вести скоромный образ жизни. Они проживают в квартире, а свободное время проводят в компании близких и любимых животных. Куклачев любит читать, увлекается резьбой по дереву, а также рисует. Несмотря на обилие увлечений, главной любовью народного артиста остаются кошки. Коты Юрия Куклачева занимают не только его рабочее время, но и свободное.

Наши дни

На сегодняшний день артисту 68 лет, и он занимается любимым делом уже более полувека. Не так давно театр кошек был отремонтирован и сильно преобразился. Теперь его внешний вид сравнивается с «хрустальным домом для кошек». Здесь они просто живут и занимаются своими делами. Дополнительно была организована видеотрансляция, где можно наблюдать за пушистыми артистами.

Юрий Дмитриевич Куклачев родился в 12 апреля 1949 года в Москве. С раннего детства мечтал стать клоуном. Семь лет подряд пытался поступить в цирковое училище, но ему настойчиво говорили, что таланта у него нет. Тяга и желание оказаться на манеже были огромными, и Юрий решил всем доказать, что обязательно станет артистом.

После окончания школы он работал печатником в типографии «Молодая гвардия», а вечерами бежал в народный цирк при Доме культуры «Красный Октябрь» и учился там мастерству у прекрасных педагогов М.М. Зингера и И.С. Фридмана. Юрий много репетировал, придумывал новые номера и оригинальные репризы, работал над собой, постоянно совершенствуя свои навыки. Усердие и трудолюбие Юрия заметили и доверили ему в роли ковёрного принять участие в концерте, проходившем на арене Московского цирка. Это был 1967 год, именно тогда в 17 лет Юрий Куклачев стал Лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. Наконец-то его заметили и пригласили в цирковое училище.

«Я - студент! Моя мечта исполняется! - радовался Юрий, - теперь буду прилежно учиться, совершенствовать навыки в профессии, и всем докажу, что я настоящий артист». Но судьба приготовила ему новое испытание. За два месяца до начала учебы в цирковом училище Юрий получил серьёзную травму ноги. Студент Куклачев пришёл на занятия … на костылях.

«Клоун не может быть инвалидом!», - строго сказал директор и все четыре года учёбы пытался отчислить, избавиться от Куклачева. Но Юрий сумел доказать, что и с поврежденной ногой он - артист. Куклачев придумывает и демонстрирует комедийный номер жонглёра, используя для жонглирования непривычные предметы … шляпу, кольца и мячики. Природная смекалка и находчивость помогают ему создать другой номер - «эквилибрист на катушках», причём катушки он заменяет бытовыми приборами. Оригинальные номера Юрия Куклачева пользуются большой популярностью в училище и у студентов, и у педагогов. В 1971 году Юрий Куклачев получает диплом выпускника циркового училища по специальности «клоун-пародист-акробат».

В этом же году фортуна ещё раз улыбнулась артисту - он встретил свою любовь - очаровательную танцовщицу Елену, которая вскоре стала его женой и партнёршей во всех цирковых программах. Тогда для Юрия Куклачева это были выступления в роли ковёрного, репризы, смешные трюки, забавные номера. Он получает одобрение зрителей, публика смеётся, аплодирует, а Юрий остается неудовлетворённым своим артистическим образом. Его постоянно тревожит мысль: «Как создать неповторимый образ своего героя?». И Юрий Куклачев ставит перед собой новую сложнейшую задачу: «Я должен придумать что-то своё, что будет отличать меня от всех мировых клоунов!». Он привык не отступать от намеченной цели и начинает мучительно искать свой путь.

В народе говорят: «Стучащему да откроется!». Сама жизнь подсказала Куклачеву путь к мировой известности. Возвращаясь из цирка, Юрий Дмитриевич услышал в кустах жалобный писк. Заглянул. «SOS!» подавал котёнок. Куклачев пожалел малыша, забрал домой и назвал Кутькой. Кот быстро подрос, освоился, окреп. И однажды, пристально заглянув в глаза хозяину, подмигнул ему, словно спрашивая: «А почему бы нам не работать вместе?». С этого момента Куклачев больше не расставался с кошками.

Много лет весь мир поражается этой удивительной кошачьей феерии Юрия Куклачева, которую он изначально виртуозно демонстрировал на арене цирка в виде отдельных номеров, а теперь показывает полноценный спектакль, главными героями которого являются его пушистые артисты - кошки и собачки.

Каким образом Юрию Куклачеву удалось покорить самое мистическое, самое загадочное и самое самолюбивое из всех животных - кошку? Корреспонденты постоянно задают ему вопросы о том, как он работает. Юрий Куклачев отвечает: «Мой метод воспитания кошек очень простой: он не насильственный. Любой человек, который смотрит моё выступление, это отлично понимает. Кошка на сцене сама подходит ко мне, целуется со мной, и всем своим видом и поведением показывает, что ей со мной хорошо. Воспитание кошки начинается с игры, я очень внимательно наблюдаю за животным, отмечаю и примечаю его характерные особенности, поощряю и закрепляю их при помощи ласки и внимания. Часто кошка сама подсказывает, что ей нравится, а я только создаю под те или иные её шалости сюжетную канву».

Номеру Куклачева «Кот и повар» уже более 45 лет. Этот номер, показанный мастером впервые, произвёл на всех ошеломляющее впечатление и после этого Юрия Дмитриевича стали приглашать во все страны мира.

В 1976 году в Канаде Юрий Куклачев получает «Золотую Корону Клоунов» и диплом «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма». Вскоре ему присуждают звание посла доброй воли, что получает сильный отклик в душе самого доброго клоуна в мире и с тех пор Доброта становится главным героем всех его спектаклей.

Юрий Куклачев выступает со своими кошками в США, Пуэрто-Рико, Германии, Аргентине, Перу, Франции, Японии. В Японии он получает почётный приз зрительских симпатий - «Золотой Оскар». В 1980 году Юрий Куклачев становится Лауреатом Премии Ленинского Комсомола и получает звание «Заслуженного артиста СССР». После выпуска спектакля « Цирк в моём багаже» Юрию Дмитриевичу Куклачеву было присвоено звание «Народного артиста РСФСР».

В 1989 году Юрий Куклачев решает создать свой театр. В 1990 мэрия Москвы дарит Юрию Дмитриевичу помещение под театр в кинотеатре «Призыв». 23 февраля 1990 года происходит рождение частного детского театра. За создание Театра кошек Юрий Куклачев получает орден «Дружбы народов». С 2005 года - его театр кошек - это Государственное бюджетное учреждение культуры «Театр кошек Куклачева».

Юрий Дмитриевич Куклачев - член союза писателей России, дважды лауреат премии «Золотое перо Руси». Он - автор серии книг «Уроки Доброты», создатель социальной научно-воспитательной программы «Школа Доброты» и Всенародной ассоциации «Школа Доброты». История его непростой судьбы и богатый жизненный опыт - яркий пример для подражания всем, кто хочет добиться успеха в жизни. Сегодня неотъемлемой частью его спектаклей является Урок Доброты, которым Юрий Куклачев обычно заканчивает своё выступление перед зрителями, пытаясь достучаться до сердца каждого зрителя, а детям передать своё стремление в раннем возрасте определиться с выбором профессии и затем обязательно добиться исполнения поставленной перед собой цели в жизни.

Юрий Куклачев создал уникальный спектакль «Задушевные беседы с заключёнными», это проект, помогающий однажды оступившимся детям изменить судьбу и выбрать честный путь. За несколько лет Юрий Куклачев показал эти спектакли во многих воспитательных колониях России.

У основателей династии Куклачевых - Юрия и Елены трое детей, все их дети сегодня работают в Театре кошек, достойно продолжая дело своих родителей. Старший - Дмитрий - замечательный клоун, ведущий солист Театра кошек. У него много своих самостоятельных спектаклей. Дочь - Екатерина Куклачева - главный художник театра, рисует кошек, иллюстрирует все книги Юрия Куклачева, по его книгам создала спектакль и проводит в Театре кошек «Уроки Доброты». Младший сын - Владимир - артист балета, солист Театра кошек Куклачева, автор спектаклей «Волшебные краски» и «Люди и кошки».

В 2014 году Юрий Куклачев отметил юбилей - 12 апреля ему исполнилось 65 лет. В 2015 году единственный в мире Театр кошек Куклачева отметил четверть века -ему исполнилось 25 лет.


Юрий Куклачёв в социальных сетях

В чем состоит талант кошек? Как добиться своего? Как кошки живут в Англии и чего боятся в театре? Что такое система Куклачева? На эти и многие другие вопросы отвечает Юрий Куклачев. «В нашем театре кошки важнее всех!»

Однажды Юрий Куклачев приехал на гастроли в Ригу. Около Дома культуры местные жители его узнали и стали просить автографы. Вдруг к толпе подошла древняя полуслепая старушка и спросила: «А кто это? Кто?» Ей ответили: «Куклачев!» Но она не поверила, потому что считала - Куклачев должен быть значительно старше…

Так вот, недавно Юрию Куклачеву исполнилось не 70 или 90, а всего 60 лет. Многих это удивляет.

- Стать клоуном - это была ваша мечта или вышло случайно?
- Мечта. Мне повезло - я рано понял, кем хочу быть. Многие до самой смерти не понимают, для чего родились, а профессию выбирают, какую посоветуют родители.

Но чужое сердце редко может привести к счастью. Даже сердце родителей. Только человек сам может понять, почувствовать свое предназначение. А если идти у кого-то на поводу, то вскоре заблудишься. Поэтому у нас так много несчастных людей, сломанных жизней. Свою судьбу нужно брать в собственные руки.

А понял я, что должен решать всё сам, еще в детстве. Мне было семь лет, когда друг отца дядя Вася спросил меня: «А ты знаешь, для чего ты живешь?» Я не знал, но ответил: «Чтобы жить…»

Тогда он спросил: «А жить - это что?» - «Ну пить, есть, учить уроки…» - «А кем ты хочешь быть?» Я тогда еще об этом не задумывался. Он посоветовал не спать всю ночь и придумать, для чего я живу и кем хочу стать.

И меня, маленького ребенка, его слова глубоко впечатлили. Я действительно ночью не спал и думал, кем стать. Решил, что неплохо быть летчиком.

- То есть вы изменили своей детской мечте?
- Я передумал через несколько месяцев. Дядя Вася посоветовал мне, если я хочу быть летчиком, укреплять здоровье. Я пошел заниматься спортом.

Через некоторое время в нашей семье появился телевизор, и однажды показывали выступление Чарли Чаплина. Мы смотрели и смеялись. Больше всех хохотал я. Так, что даже мешал другим смотреть.

Обычные люди открывают для себя цирк дважды - в детстве и когда обзаводятся собственными детьми. Находясь за кругом арены, они смеются над клоуном, восхищаются воздушными гимнастами, удивляются умению зверей вытворять «нечеловеческое». Но они не знают, каким трудом это дается и что происходит за кулисами цирка.

Мне сказали: «Хохотунчик, а сам так сможешь?» И я попробовал так же - изобразил чаплинскую походку. Мои родные рассмеялись. И вдруг от этого я ощутил несказанную радость - странную, сладкую, щемящую сердце.

Подобную радость я до того момента никогда не испытывал. Она так согрела мое сердце, что мне стало понятно: мое предназначение - смешить людей. Дядя Вася меня уже успел научить правилу: если есть мечта, то нужно искать пути для ее осуществления.

Сначала я пошел на балет, потому что клоун должен уметь двигаться. Потом продолжил заниматься спортом - волейболом, плаванием…

Для мамы это было удивительно: ребенок приходит после занятий в школе, берет шорты и футболку и куда-то идет. Она спрашивала: «Куда ты?» Я отвечал, что на балет.

Мама сначала не поверила и пошла проверять. Потом так же сходила в спортивные секции, в которых я занимался. Ее удовлетворило то, что она увидела, и мама успокоилась на мой счет.

Она переживала, что вдруг я говорю: «Иду на балет», а сам курю где-нибудь за углом.

- Вы были целеустремленным ребенком?
- Да, у меня с детства был характер. Ведь я поступал в цирковое училище с четвертого класса, семь лет подряд, и меня не брали, потому что считали - я профнепригоден.

Через какое-то время надо мной педагоги уже смеялись, они говорили: «Куклачев, опять ты пришел? Не ходи! Мы тебя не возьмем, из тебя клоун не получится!» Но я ходил каждый год.

В конце концов я понял, что моя мечта недостижима. Я уже закончил школу к тому времени и не знал, что делать дальше. И вот я шел после своего очередного провала по улице и встретил бывших одноклассников, они шли поступать в ПТУ на печатника.

Мы разговорились, и я пошел с ними. Кстати, я отучился и даже работал по профессии.

- И все-таки вы стали клоуном. Помогла случайность?
- Не случайность, а работа. В день, когда я поступил в ПТУ, дома отец заметил - со мной что-то не так. Он спросил у меня об этом. Мне вообще не хотелось говорить, но отцу пришлось сказать: «Папа, ничего из меня не выйдет. В меня никто не верит».

Отец посмотрел внимательно, взял за руку и произнес: «Я знаю одного человека, который в тебя верит. Это я». У меня был гениальный отец! Он смог вдохнуть в меня новые надежды.

И тогда я пошел заниматься в народный цирк. Мне было ясно, что это последний шанс, поэтому я занимался по двадцать часов в день. И через некоторое время стал лауреатом всесоюзного смотра.

После этого педагоги сами меня позвали в училище.

Вы стали не просто выпускником циркового училища, а знаменитым воспитателем кошек Куклачевым. Шаг от любителя до профессионала в любой творческой профессии сложен, но еще сложнее шагнуть от середнячка дальше. Мало кому это удается.
- Мои беды не закончились после поступления в цирковое училище. На втором курсе я получил травму, и меня снова стали называть профнепригодным. Меня несколько раз хотели отчислить.

В конце концов всё решилось в кабинете директора училища. К нему пришли документы на отчисление. Он вызвал меня и объяснил ситуацию, я сказал, что очень хочу учиться.

Он что-то увидел во мне, я считаю, он увидел мое сердце. С рождения у меня было сердце клоуна. Директор оставил меня вопреки мнениям педагогов, и я окончил училище. Потом началось самое сложное: поиск себя в профессии.

- Я так понимаю, вам нужно было придумать оригинальные номера, которые выделили бы вас из среды коллег?
- Совершенно верно. А что такое «новые номера»? Это сродни открытию, которое делают ученые. Только они работают в лабораториях, а мы на арене цирка.

Молодому человеку, который только пришел в профессию, кажется, что всё уже придумано и ему нет места! Сто лет существовал цирк, и никто не занимался с кошками. Я решил, что у меня получится.

И опять, как в детстве, я встретил непонимание и даже насмешки. А кто-то, наоборот, отнесся ко мне по-отечески, но всё равно не верил. Старые клоуны обещали мне «завещать» свои номера, только чтобы я не тратил время и молодую энергию попусту. Но я не хотел брать чужое, я мечтал стать первооткрывателем. И вскоре у меня получилось.

- Насколько я помню, там была какая-то история с котом, которого вы нашли на улице.
- Да. Первый номер придумал мой кот Тишка, его я подобрал котенком… Шел дождь. Мокрый, дрожащий от холода котенок сидел на тротуаре. Он пытался спрятаться от ветра в какой-то ямке. Я поднял его, он весь уместился у меня на ладони. Котенок выглядел бедным, измученным. Стало очень жалко его.

Помню, я тогда подумал: «Как странно - он только родился, а уже вынужден страдать». Котенка я забрал с собой домой. Мы с моей женой Еленой обогрели его, накормили.

Через некоторое время он превратился в огромного кота. Как-то я пришел домой и нашел спящего Тишку в кастрюле. Я не считал, что это место для кота, поэтому попытался его выгнать оттуда. Но он вернулся назад, потому что пригрелся. Кастрюля показалась ему уютной постелью.

Я попытался его снова выгнать, но он, недовольно мявкнув, опять вернулся. Вот так у меня родился первый номер «Кот и повар». После этого я стал учиться работать с кошками.

Слово «дрессировка» для кошки не подходит. Она никогда не подчинится человеку. Что-то делать против своей воли кошка не станет. Все наши спектакли, все трюки сделаны через игру с кошками. Конечно, у нас и кошки необычные. Они проходят очень строгий отбор. Как и среди людей, среди кошек есть талантливые и неталантливые.

- В чем состоит талант кошек?
- Чтобы выступать в театре, кошка не должна бояться сцены: шума, яркого света, людей. В нашем театре, даже если в вольер к кошкам заходит посторонний, они его не пугаются. Напротив, обступают, обнюхивают, запрыгивают к нему на плечи. Это потому что наши кошки открыты для всех людей.

- Не видели зла от человека?
- Не видели. Но это и характер: они изначально предрасположены к близкому контакту с человеком. А дальше мы любовью и лаской укрепили их в этом.

Безусловно, если бы люди проявили неуважение - ударили или позволили себе какую-нибудь другую грубость, то и эти кошки стали бы бояться человека. Поэтому в нашем театре кошки главнее всех.

Никто из артистов-людей не осмелится даже громко сказать при них, чтобы не испугать. Маленькая оплошность уничтожает годы тренировок. В театре было несколько случаев, когда кошку пугали на сцене и она больше уже не могла работать.

Однажды мой сын Дмитрий Куклачев, нынешний руководитель Театра кошек, выполнял номер на сцене, и вдруг взорвалась лампа. Кошка испугалась!

Это было очень талантливое животное, которое умело делать уникальный трюк. Но после этого она уже больше никогда не вышла на сцену. Более того, ее и принудительно вынести туда было нельзя. Как только кошку подносили к сцене, она сжималась, потом вырывалась и убегала.

Случай отнял у Димы талантливую актрису. Подобное было и у меня. Когда-то давно я придумал трюк - кошка медленно, грациозно проходит по самому краю сцены, где-то на середине она смотрит в зрительный зал, потом идет дальше до конца.

Трюк этот делала красивейшая кошка, которая умела двигаться как богиня! Зрители были в восторге! И вот однажды, когда она шла, какой-то мальчик, он сидел на первом ряду, крикнул… даже не на нее, а прямо в нее, он рядом сидел. Эта кошка никогда больше не вышла на сцену.

- Кошка работает на сцене, только если ее уважают люди, как я понимаю.
- В нашем деле главное любовь. Этому я учил когда-то своего преемника, старшего сына, Диму, и сейчас он сам не хуже меня это знает и учит моего внука Никиту.

Только любовь есть основа всех отношений. В том числе и человека с кошкой. Со мной и с Димой произошла исключительная история, которая иллюстрирует то, что я сказал о любви…

Здесь, в цирке, совершенно другая экономика. Кризис для нас начинается тогда, когда в зале нет зрителей. Да, стало немного сложнее, потому что растут цены, вырастают затраты. Но на представлениях по-прежнему две тысячи человек. Сейчас проходил через главный вход - стоит очередь в кассу…

Тогда мы только-только получили помещение: небольшой кинотеатр «Призыв» на Кутузовском проспекте. Встала необходимость сделать из него Театр кошек, а для этого нужны были деньги.

И тут нам предложили годовой контракт на выступление в Англии, который мы с радостью подписали. Через месяц я и Дима прибыли в Лондон. И вдруг выяснилось, что в Великобританию очень сложный ввоз животных.

Наших кошек семь месяцев должны были продержать на карантине. А по контракту мы выступаем уже через два месяца! Возникла очень острая ситуация - за невыполнение контракта нас ждала огромная неустойка. Нужно было что-то делать, как-то решать.

Сначала мы решили наловить кошек в Лондоне, но оказалось, что в Англии уличное животное принадлежит городу и забрать его просто так нельзя. Тогда наш продюсер и организатор гастролей нашел выход из положения. Его родственница очень любила кошек, она владела замком, и там жили сотни кошек. Он предложил поехать к ней и набрать актеров из числа ее питомцев. Но ничего не вышло.

- Почему?
- Сначала она очень прониклась к нам. Ей понравилось наше с Димой доброе отношение к животным. А еще я схитрил.

Ее кошки жили в замке своей жизнью, и так просто подманить к себе их было невозможно, поэтому пришлось подошвы обуви натереть валерианой. Кошки были очень рады! Они прибегали в комнату, где мы сидели, со всех уголков замка.

Хозяйка была приятно удивлена. Она призналась, что такого в ее доме еще никогда не было. Мы отобрали два десятка животных, и она была уже готова их нам отдать, называла нас самыми добрыми людьми на земле.

Она считала, что только очень добрых людей могут сильно любить кошки и сбегаться поприветствовать. Но как только хозяйка узнала, что кошки будут работать в цирке, она сказала категорически: «Нет!»

- Побоялась, что вы будете плохо с ними обращаться?
- Она находилась в плену стереотипов, и не в наших силах было переубедить ее. Мы решили вернуться в Россию, но продюсер сказал, что тогда мы должны заплатить неустойку за срыв гастролей.

Мы ехали заработать деньги на новый театр, а могли попасть в долговую кабалу. Следующее решение мы приняли от отчаяния: наловить полудиких кошек в пригородном лесу.

Эти кошки сбежали в него из города, одичали, кормились мышами и птицами. Для отлова мы купили специальные клетки-ловушки как в фильмах: клетка, входная решетка держится на подпорке, в клетке еда.

Кот или кошка заходит в клетку, чтобы достать мясо, задевает подпорку, и клетка закрывается. Нам удалось отловить два десятка животных, мы их привезли в город.

Но толку из этого не вышло. Дикие, они не подпускали людей и близко. Чтобы кормить их, ассистенты и я с Димой заходили в толстых брезентовых костюмах, на руках мы носили перчатки для резки роз из прочнейшей резины.

Обязательно нужно было защищать лицо. То есть к ним в клетку входили - как в открытый космос! Сделать представление с такими животными было нереально. Оставалось заплатить неустойку и вернуться. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Кошки заболели.

- Эпидемия?
- Да. Они жили в лесу, и, естественно, у них не было прививок. Мы их поместили в один вольер, и кто-то из них оказался носителем вируса.

Коты и кошки не просто заболели, они слегли. Не могли встать на лапы. Мы, естественно, не оставили их в беде и стали лечить - кормить из ложечки, ежедневно давать таблетки.

И всё равно первое время, несмотря на то что болели, они пытались шипеть и царапаться, но сил на то, чтобы серьезно атаковать, у них не было. Мы их вылечили, и отношение кошек к нам поменялось полностью.

Кошки поняли - мы не несем для них вреда. С ними уже можно было контактировать, и через некоторое время удалось сделать первые номера и выступить перед лондонской публикой.

Потом я вернулся в Россию, чтобы заниматься театром в Москве, а Дима остался выступать. Тогда ему было 16 лет! Он объездил всю Англию, и по итогам года его признали самым оригинальным артистом сезона! Так мой сын получил первую награду. Сейчас их у него много.

Я знаю, что недавно вы поступили в аспирантуру и пишете диссертацию по психологии. Вы автор более десятка книг для детей, и недавно вас приняли в Союз писателей России. В 60 лет вы решили полностью поменять жизнь?
- В театре у меня есть Дима, сейчас он главный, но и я не собираюсь прекращать гастрольную деятельность. Однако появилось время заняться творчеством.

Никогда не думал, что буду писать профессионально, но сама моя жизнь располагала к этому. Мне приходилось тренировать в себе наблюдательность, память на детали.

Сначала я следил за кошками, но привычка вошла и в повседневность - я стал наблюдать за людьми. А если человек замечает детали, которые многие не видят, то велика вероятность, что он захочет о них сообщить человечеству.

Я пишу для детей - в доступной форме пытаюсь им сообщить о разнообразии мира. Вообще это не просто книги для детей. Это основа моей авторской программы духовного воспитания подрастающего поколения «Школа доброты», которая внедряется в школы.

Пока уроки проходят в рамках внеклассного чтения. Но в дальнейшем, я надеюсь, будет отдельный школьный предмет. Моя диссертация связана с этой программой.

Когда несколько лет назад я придумал «Школу доброты», то получил поддержку Министерства образования РФ. Но для того чтобы всё это стали преподавать отдельно, нужны годы: пока проводится только эксперимент, если моя программа поможет, а не навредит, то ее утвердят.

- А может навредить?
- Даже самые благие намерения подчас приносят вред. А потом чиновники Минобразования выполняют непреложное правило. Никуда не деться.

- Давайте всё же подробней поговорим о форме и содержании ваших книг, а также о педагогической составляющей.
- Я пишу короткие рассказы из жизни кошек, собак. О слоне, медведе… В них я показываю ребенку многообразие мира, учу доброте, учу понимать животных и людей.

Вообще, я рассказываю там очень важные вещи, и многое основывается на работах великих ученых - психологов и физиологов, но я преподношу это всё ненавязчиво, с юмором и через игру.

Дети узнают о том, как появляется в сердце человека агрессия и какие есть способы борьбы с ней. О том, как важно вовремя сдержать свои чувства и желания, о том, что всегда уместно сначала размышлять, прежде чем утверждать.

Дети должны знать, что мироздание не сказка, а живая разумная истина. И если человек не соблюдает правила, то ему грозит опасность. Он даже может погибнуть.

Еще мы учим детей быть наблюдательными - «слушать тишину». А главное, мы стараемся донести до ребенка то, что он сам должен понять свое предназначение, ни папа и ни мама, - своим сердцем нужно прочувствовать, зачем ты пришел на этот свет! А поняв, нужно сосредоточиться и найти пути к осуществлению своего предназначения.

- Что-то вас подтолкнуло создать такую систему?
- Я давно думал о том, что в школе учат математику и химию, на физкультуре развивают тело… но не заботятся о душе. Процесс тренировки душевных сил пущен на самотек.

Внутренний мир человека, его сознание - всё это развивается. И для того чтобы ребенок стал добрым взрослым человеком, ему нужно многое объяснить.

Мы воспитываем в детях милосердие и отзывчивость. Кроме того, мы развиваем творческое начало в детях. Я рекомендую использовать на уроках «Школы доброты» специальные упражнения, тренирующие воображение, внимание, фантазию.

Вообще автор этих упражнений не я, а Михаил Чехов, Станиславский. В театральных вузах их практикуют уже много десятилетий. Я только адаптировал упражнения для школьников младших классов. Кстати, у меня уже есть положительный опыт воспитания детей. Моих. У меня их трое: Дима, Катя и Володя.

- Диму многие знают как продолжателя вашего дела, а вот кто остальные?
- Да, Дима самый известный. Он много гастролирует и по России, и за рубежом. Катя художник, она выставляется, ее картины покупают за приличные деньги.

А Володя артист балета, он основал свой театр и развивает новое направление, которое основано на синтезе классического балета, пантомимы и современных танцев. Это нужно видеть - объяснить сложно. Все мои дети талантливы и успешны.

- Вы достигли всего, что хотели в жизни?
- Человек, достигший всего и понявший это при жизни, желал слишком мало. Поэтому я впереди вижу много неизведанного и нового. Меня ждут новые цели.

Беседовал Александр Гриценко

Видеоролик спектакля Дмитрия Куклачева «Мои любимые кошки»




Руководитель и основатель Театра кошек Куклачева, клоун и дрессировщик, народный артист РСФСР Юрий Дмитриевич Куклачев родился 12 апреля 1949 года в Москве.

С детства он мечтал стать клоуном. Семь лет подряд безуспешно пытался поступить в цирковое училище.

В 1963 году он поступил в профессионально-техническое училище, учился на печатника, по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры "Красный Октябрь".

В 1967 году выступил на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности и был удостоен звания лауреата. На заключительном концерте смотра, который проходил в Цирке на Цветном бульваре, на юношу обратили внимание специалисты и пригласили в цирковое училище.

В 1971 году Куклачев окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (с 1987 года — Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша). В 1979 году — театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).

В 1971-1990 годах он был артистом Союзгосцирка.

Куклачев хотел отличаться от других клоунов и искал свой путь. В середине 1970-х годов в его номере впервые появилась домашняя кошка. Созданные артистом программы покорили зрителей. Куклачев побывал на гастролях в Канаде, США, Пуэрто-Рико, Германии, Аргентине, Перу, Франции, Японии и др.

В 1989 году он решил создать свой театр. В 1990 году мэрия Москвы подарила Юрию Куклачеву помещение бывшего кинотеатра "Призыв" на Кутузовском проспекте. 23 февраля 1990 года открылся частный театр (первоначальное название — "Кэт хауз", в настоящее время — "Театр кошек Куклачева"). В 2005 году театр получил статус Государственного учреждения культуры города Москвы. В театре поставлены спектакли "Мои любимые кошки", "Олимпиада кота Бориса", "Кошкин дом", "Ледяная фантазия", "Люди и кошки", "Клоуны и кошки", "Королева кошек", "Лес чудес" и др.

Сейчас в театре два самостоятельных коллектива — Юрия Куклачева и его сына Дмитрия Куклачева. Они работают попеременно, поэтому, несмотря на многочисленные гастроли, театр практически всегда открыт для публики.

Юрий Куклачев принимает участие в съемках детских передач, бывает гостем телевизионных шоу.

Он снимался в фильмах "Выше радуги" (1986), "Микко из Тампере просит совета" (Mikko from Tampere Is Asking for Advice, 1986) и др.

Куклачев — автор книг "Друзья мои кошки", "Сто двадцать кошек Юрия Куклачева", пособия для студентов циркового училища "Если хочешь быть клоуном" и др.

В 2003 году Куклачевым была предложена культурно-образовательная программа "Школа Доброты" для занятий с детьми в начальных классах. Он написал серию книг "Школа Доброты" и методические рекомендации для педагогов и психологов по проведению "Уроков Доброты и самопознания".

Существует Региональный общественный фонд содействия культурному и духовному воспитанию подрастающего поколения имени Ю. Д. Куклачева.

Юрий Куклачев — Народный артист РСФСР (1986). Его творчество отмечено многими наградами. В 1976 году в Канаде он получил "Золотую корону клоунов", в 1980 году был удостоен премии Ленинского комсомола, в 1981 году — премии "Золотой Оскар" (приз зрительских симпатий в Японии). В 1986 году на Всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло Куклачев получил приз "Серебряный клоун". В 1994 году за создание единственного в мире театра кошек он был награжден орденом Дружбы. В 2001 году Юрию Куклачеву был вручен орден "Надежда нации" и присвоено звание академика естественных наук.

В 1995 году во время гастролей в Париже "Театр кошек Куклачева" был удостоен Золотого кубка мира и звания "Самый оригинальный театр в мире". В 2006 году Международная ассоциация при ООН присвоила театру кошек приз "Золотой феномен", а Ассоциация бродвейских театров признала спектакль театра "Кошки и художник" лучшим спектаклем года.

Юрий Куклачев — почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств, почетный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств. Народный учитель России. Член союза писателей России.

Супруга Юрия Куклачева, Елена, актриса, работает в Театре кошек. У них трое детей: сын Дмитрий — артист Театра кошек, дочь Екатерина — художник Театра кошек, сын Владимир — артист балета.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!