Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Является ли рождество двунадесятым. Двунадесятый праздник все двунадесятые православные праздники

Ежедневно церковь чтит память какого-либо святого или празднует какое-нибудь событие. Любое церковное празднество несет в себе глубокий смысл - этим-то такие торжества и отличаются от светских: они всегда назидательны, воспитывают людей, побуждают их к добрым делам и настраивают на правильный лад.

Чтобы лучше осмыслить, что такое двунадесятые праздники, следует поискать в светском календаре им аналогичные. К примеру, может ли быть подобным аналогом Конечно, нет - это веселье пускай и с поводом, но без причины. Или Новый год? Это торжество, любимое всеми, однако пустое - посидеть за накрытым столом, пошуметь ночью, а утром с пола собрать осколки посуды, разбитой гостями, - вот и весь смысл! Единственное событие, пожалуй, которое чем-то напоминает двунадесятый праздник, - это День Победы. Данное торжество вдохновляет, дает жизненные ориентиры, наставляет. То же происходит в душе верующего во время церковных празднеств.

Направленность народных традиций

Двунадесятые православные праздники - особые дни, которые посвящены главным событиям мирской жизни Христа и его матери Пресвятой Богородицы. Всего таких торжеств - двенадцать, потому и именуются они двунадесятыми. Еще тысячу лет назад возникла традиция их празднования, и сейчас они отмечаются во всем мире не только православными христианами, но и убежденными атеистами. Такая заинтересованность не случайна - именно церковные праздники (двунадесятые) выразительно и превосходно отражают обычаи и национальную культуру общества. На славянской земле они утверждались ступень за ступенью, отметая бесовскую обрядность и темные предрассудки и наполняясь элементами древнеславянских традиций. Становление их было длительным и сложным. Только благодаря большинство таких торжеств сохранилось. Именно она, бранимая, запрещаемая и преследуемая более 8 десятилетий 20 века, взяла христианскую веру под защиту и сберегла народно-православное наследие.

Что значат двунадесятые праздники для людей

Эти дни для верующих - вершины ликования в году, дни приближения к Иисусу, дни спасения. Они радуются от того, что Господь обратил на людей свое внимание, что Матерь Божья, будучи человеком, таким же, как и мы все, стала в Царствии Небесном, и каждый может к ней обратиться со словами: «Спаси нас». Верующие празднуют то, что уже здесь, на земле, человек может соединиться с Богом. Такие торжества дают людям надежду, укрепляют веру, пробуждают любовь в сердцах.

Общие понятия

Двунадесятые праздники разграничиваются в зависимости от:

  • содержания - Господские (Господние), Богородичные, дни святых;
  • торжественности церковной службы: малые, средние, великие;
  • времени празднования: неподвижные, подвижные

Для прославления Иисуса Христа установлены восемь дней, для почитания Девы Марии - четыре, вот почему одни называются Господскими, а другие - Богородичными. Пасха к таким торжествам не относится - это самое главное и прекрасное празднество. Если двунадесятые дни - как звезды, радующие людей своим мерцанием, то святейшая Пасха - как солнце, без которого жизнь на Земле невозможна, и перед блеском которого любые звезды меркнут.

21 сентября - Рождество Богородицы

Эта дата - день рождения матери Иисуса, Девы Марии. Немного известно о мирской жизни женщины, всему миру давшей спасение. Согласно легенде, у благочестивых Анны и Иоакима долго не было детей. Однажды при молитве они дали обет, что если родится дитя, то предназначат его для служения Богу. После этого одновременно обоим приснился ангел, он возвестил, что скоро появится необыкновенный ребенок, и слава о нем прозвучит по всей великой земле. Как свидетельствуют известные каждому последовавшие события, это пророчество сбылось.

14 сентября - Воздвижение Креста Господня

Данный двунадесятый праздник посвящен поклонению Кресту, на котором Спаситель принял муки и смерть. Этот Крест, а также место захоронения Христа были найдены на святой земле царицей Еленой спустя триста лет.

21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда исполнилось Деве Марии три года, праведные родители решили, что настало время исполнить обет, данный Господу. Для посвящения Богу оставили они свою единственную дочь в храме, где она, непорочная и безгрешная, стала усиленно готовиться к Богоматеринству.

7 января - Рождество Христово

Это один из самых главных христианских праздников. Официально он объявлен днем рождения Иисуса. В Евангелии рассказывается, что Мария и Иосиф - родители Христа - вынуждены были целую ночь провести в пещере, там младенец и появился на свет. После его рождения пещера озарилась светом, а на небе вдруг засияла ярчайшая звезда.

19 января - Богоявление, или Крещение Господне

В 30 году новой эры в городе Вифавара, на берегу Иордана, в этот самый день произошло крещение безгрешного тридцатилетнего Иисуса. Каяться ему было не нужно, он пришел, дабы собой освятить воду и даровать ее нам для святого Крещения. Затем Спаситель на 40 дней отправился в пустыню в поисках божественного просветления.

15 февраля - Сретение Господне

Этот двунадесятый праздник посвящен сретению, то есть встрече богоприемца Симеона, ожидавшего с нетерпением Спасителя мира, с Иисусом - 40-дневным младенцем, которого родители впервые принесли в храм для посвящения Богу.

7 апреля - Благовещение Пресвятой Девы Марии (Пресвятой Богородицы)

Судя по всему, в истории людского рода есть два первостепенных события: это рождение и воскрешение Христа. От Архангела Гавриила 25 марта (по старому стилю) получила Дева Мария благую весть о том, что преднамечено рождение ею Спасителя мира. Отсюда и такое название - Благовещение.

Накануне Пасхи, в воскресенье - Вербное воскресенье

После проведенных в пустыне сорока дней Иисус вошел в Иерусалим. В эту дату верующие печалятся, осознавая, какие мучения и страдания предстояли в последующие дни Христу. Начинается Страстной недели.

Спустя 40 дней после Пасхи, в четверг - Вознесение Господне

Двунадесятый праздник в честь того дня, когда Иисус вознесся на небеса, но пообещал вернуться. Заметим, что число 40 - не случайно. В священной истории это тот срок, когда заканчиваются все подвиги. В случае с Иисусом это завершение его земного служения: в 40-й день после Воскресения он должен был войти в Храм своего Отца.

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье - Святая Троица

Иногда Троицу называют Пятидесятницей. На апостолов именно в этот день снизошел Святой Дух и сделал их пророками. В этом явлении раскрылось таинство святой Троицы.

19 августа - Преображения Господне (Спас)

Христос за небольшое время до Крестных мучений вместе со своими учениками Иоанном, Петром и Иаковом взошел на для совершения молитвы. Пока Иисус молился, ученики уснули, а проснувшись, увидели, что Он говорит с Богом-отцом. В этот момент Христос преобразился полностью: Его лик сиял, как солнце, а одежда стала белоснежной.

28 августа - Успения Божией Матери (Пресвятой Богородицы)

Это символический день (он не указан в канонических текстах) смерти Девы Марии. Богородица прожила довольно долгую жизнь - семьдесят два года по меркам первого века новой эры.

Иконография

Свои символические изображения имеют все двунадесятые праздники. Икона какого-либо торжества, в честь которого освящен храм, может быть размещена на иконостасе во втором ряду снизу или в местном ряду. В храмах, где имеется полный иконостас, иконы двунадесятых праздников, как правило, размещают между деисусным и местным рядами.

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

8 класс

Предмет(ы):

Культурология

Цель урока:

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование:

Презентация, компьютер, проектор

Краткое описание:

Обобщающее занятие факультатива ОПК по теме «Двунадесятые праздники». В игровой форме повторяется материал по истории праздников, а также происходит знакомство с новым блоком — символикой икон.

Во время обобщающего занятия учащиеся в игровой форме повторят материал по двунадесятым праздникам и познакомятся с иконографией праздников.

Обобщающее занятие факультатива ОПК по теме

«Двунадесятые праздники»

8 класс

Цель: Повторить и обобщить материал по двунадесятым праздникам. Познакомить с символикой иконографии праздников. Знакомство со священной историей Нового Завета через праздники.

Предварительное задание: индивидуальное, каждый ребенок готовит сообщение о какой-то праздничной иконе.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока «Двунадесятые праздники». Почему праздники называются «двунадесятыми»? (Их -12. По-старославянски «12» – «дванадесять»)

Это главные христианские праздники, связанные со Священной историей Нового Завета. Мы уже говорили о них. Постараемся сегодня повторить то, что уже знаем. И очень надеюсь, что каждый сможет найти для себя что-то новое.

Для начала, в качестве разминки, несколько вопросов из районной олимпиады. В этом году два человека из нашего класса участвовали в ней. В следующем году, может быть, кто-то тоже захочет принять участие. Эти вопросы из олимпиады прошлого года. (Слайды 2-4)

  • Что такое двунадесятые праздники?

1. Все православные праздники

2. Праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

3. Праздники, посвященные наиболее чтимым иконам

4. Дни памяти прославленных святых

(ответ: 2, т.к. Священная история Нового Завета связана с земной жизнью Спасителя и Богородицы)

  • Какой из праздников не относится к двунадесятым? Почему?

1. Рождество Христово

2. Крещение Господне

3. Пасха

4. Вознесение

(Ответ: 1, т.к. Пасха – Светлое Христово Воскресение – выше всех праздников, Православная Церковь говорит, что это «праздников Праздник и Торжество из торжеств», т.е. как праздник в сравнении с будним днем, так Пасха в сравнении с другими праздниками).

  • Какое событие празднуется в православных храмах каждое воскресение?

1. Пасха

2. Рождество Христово

3. Благовещение

4. Преображение

(Ответ: 1 – Пасха, Светлое Христово воскресение, отсюда и название дня недели)

Игра «Реставраторы» (слайды 5-11)

На заброшенном чердаке была найдена старая-старая книга. Пожелтели, обветшали ее страницы, время безжалостно стерло письмена. Сохранились лишь отдельные слова и фразы. Расскажите, о чем было написано в книге.

(Класс делится на группы, объединяясь по две парты. Учащимся раздаются листы в бумажном варианте. 5 минут на подготовку, один из группы выступает, остальные могут дополнять, Когда группа выступает, проецируется соответствующий слайд презентации).

Иконография праздников

Каждый двунадесятый праздник имеет свою праздничную икону. Мы их видели. Но икона – не просто рисунок, она полна символических деталей. У нас есть ребята, которые готовили небольшие сообщения по иконографии праздников.

Задание для всех: узнать, какому празднику посвящены иконы на слайде презентации. Тот, кто готовил сообщение про икону, назвать свою икону не может. (Кликаем по репродукции иконы (слайды 12-13) , которую узнали ребята, при этом по гиперссылке открывается изображение этой иконы и название праздника. Слово предоставляем учащемуся, готовившему сообщение об этой иконе. Понятно, что при этом иконы дети будут называть не в хронологической последовательности. В данном случае, это не принципиально, поскольку урок обобщающий, и дети уже знают о праздниках. Чтобы вернуться к слайдам 12-13, надо щелкнуть мышкой по большой репродукции иконы. После окончания работы со слайдом 12 или 13, жмем кнопку «далее»)

Рождество Пресвятой Богородицы

Иконография праздника сложилась в X-XIвеках в Византии. Существуют различные варианты композиции. В центре на одре лежит святая Анна. Рядом стоят девицы, держат дары. Внизу слева купают Новорожденную. Иоаким иногда выглядывает из верхней палаты, иногда вместе с Анной и Младенцем сидит внизу справа.

На некоторых иконах изображают ткань, перекинутую от одной башенки к другой. Эта деталь имеет, как минимум, два значения.

Во-первых, соединение ветхозаветного и новозаветного времен. Во-вторых, показывает, что действие происходит внутри помещения, поскольку мы говорили, что интерьер для православной иконографии не характерен.

Введение во храм Богородицы

Предания сохранили подробности того, как Пресвятую Деву Марию привели в храм. В торжестве посвящения участвовало множество родных и близких Иоакима и Анны. Из Назарета все отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного поста с молитвою все пришли к храму. Впереди шли девочки с зажженными свечами в руках. Навстречу вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати ступеней, на каждой ступени, заходя в храм, священники останавливались, чтобы пропеть особую песнь – псалом. Ступени были очень высокими. Но к изумлению присутствующих, трехлетняя Мария легко и быстро преодолела их без помощи других людей. Это было чудом.

Первосвященник взял Ее за руку, но не остановился там, где по обыкновению стояли молящиеся, а повел в Святая Святых, куда сам имел право заходить только раз в год. Почему? Это было сделано по внушению Божию. Здесь, в алтаре храма, в Святая Святых, назначил он юной отроковице место для ежедневной молитвы. Престарелые же родители возвратились домой, славя и благодаря Бога.

На иконе праздника в центре – маленькая фигурка юной Марии, одетая в характерный для богородичной иконографии мафорий. Так одевались замужние палестинские женщины.

Но эта деталь подчеркивает грядущее великое предназначение Божией Матери. Позади святые Иоаким и Анна. Первосвященник Захария склоняется к Ней. На некоторых иконах в верхнем углу помещается сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от ангела.

Благовещение Пресвятой Богородице

На иконе праздника изображены Пресвятая Дева и Архангел Гавриил, благовествующий Ей. Детали же отличаются. На одних иконах Пресвятая Дева Мария изображена за чтением Священного писания, на других за пряжею. А на иконе 12 века «Благовещение Устюжское» — просто ровный золотистый фон. Эти детали тоже не случайны. «Благовещенье с пряжей» является наиболее распространенным сюжетом. Его помещают обычно на Царских вратах. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити – символ царского достоинства зарождающегося Младенца. На иконе присутствуют изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.

Отсутствие конкретного места действия на Устюжской иконе тоже символично. Оно подчеркивает таинственность и прикровенность Боговоплощения. Главной здесь становится Благая весть, принесенная Архангелом.

Рождество Христово

Давайте посмотрим на икону праздника. Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с Нею проем пещеры, в которой находятся ясли. В яслях – спеленатый Младенец. Рядом с яслями – вол и осел. Существует несколько толкований присутствия животных. Во-первых, они подчеркивают место, где свершилось событие Рождества. Во-вторых, отражают древнее предание, что Иосиф взял с собою ослика, на котором путешествовала Богородица, и вола, чтобы продать его. В-третьих, это символическое отражение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (Ис.1,3). Есть и такое толкование: вол и осел – два народа – израильский и языческий – которых пришел спасти Христос.

Над пещерой небесный полукруг и Вифлеемская звезда, лучи которой нисходят на Младенца.

Справа и слева помещены фигурки ангелов, пастухов, волхвов.

А Богородицу чаще всего изображают отвернувшейся от Младенца. Почему? Символически это подчеркивает две мысли: Младенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. И второе, Сама Богородица обращается к миру, для которого Она должна стать теперь Заступницей и Утешительницей.

В нижней части иконы – Иосиф Обручник. Перед сидящим в задумчивости Иосифом – пастух. В правой нижней части иконы – омовение Младенца, которое совершают две женщины.

Сретение Господне

Символическое значение этого праздника и в «срете­нии» – встрече – ветхозаветной, уходящей, и новой, при­ближающейся, эпох в истории человечества. В ико­нографии праздника это значение евангельско­го сюжета занимает главенствующее место. Важнейшая деталь композиции иконы – изображение перевитого велумом кивория. Киворий – шатер на колоннах над пре­столом – принадлежность именно христианского хра­ма.

Слева изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, за ней – праведный Иосиф. В руках Иосифа – два птенца горлицы, жертва за Новорожденного. Справа – праведный Симе­он Богоприимец, протягивающий закутанные, в знак особого благоговения, руки к Младенцу, по­зади его - пророчица Анна. Иногда в руках Анны изображают свиток, а Богомладенец нахо­дится на руках Симеона.

Крещение Господне

На ранних иконах в центре помещался Спаситель, окруженный водами, слева – Иоанн Крести­тель, вверху – изображение голубя.

В дальнейшем в композицию иконы стали включать фигуры ангелов.

Река Иордан заключена между двух высоких горок. Горки имеют два значения: они символизируют ступени духов­ного восхождения и показывают, что действие происходит на открытом пространстве.

В самых ранних вариантах иконы среди волн Иорда­на в нижней части можно увидеть аллегорические изоб­ражения бородатого старца и юноши, – они символизируют воды реки и моря, которые по пророчеству псалмопевца побежали вспять.

Иногда композицию иконы дополняет группа людей, готовящихся к Крещению.

Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не просто в виде парящего над Христом голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого нисходит луч, заканчивающийся небольшим кругом, в центре которого и помещен голубь.

Преображение Господне

Преображение Господне… Господь преобразился, показал Свою Божественную природу. Оно произошло не при большом стечении народа, а только для избран­ных учеников, только после долгого и трудного вос­хождения на вершину горы. И как подтверждение Божественности Иисуса явлены были ученикам два про­рока: от мира умерших – Моисей, от мира живых – восхищенный на небо и не познавший смерти Илия. Ученикам было дано видение не только скрытого пло­тью Божества, но и убедительно доказано, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы.

В центре иконы в круге славы изображен Спаситель в белых ризах. Слева пророк Илия, справа Моисей с книгой в руке. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. В нижней части композиции – гора Фавор с деревьями и апостолы.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

В центре иконы праздника изображен Спаситель, сидящий на молодом осленке. Осленок, по толкованию святых отцов – необузданный народ языческий, а ослица, упоминаемая в Евангелии от Матфея – народ иудейский. Справа – Иерусалим, из ворот которого вышли ликующие жители с пальмовыми ветвями в руках. Дети постилают одежды, срывают пальмовые листья. У древних жителей Иерусалима это знаки почтения при встрече особенно важных людей.

Светлое Христово воскресение (Пасха)

Воскресение Христово – момент непостижимый. Поэтому на общепринятой иконе, посвященной Воскресению Христову, изображено не это, а другое событие, а именно, «Сошествие во ад». Основой для иконографии послужило Священное Предание и апокрифическое Евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Спасителя во ад. Когда Господь умер на кресте, тело Его было погребено в пещере, а душой он спустился в ад, откуда вывел всех праведников, ожидавших Его. До этого момента, согласно православному вероучению, рай был закрыт для человека. Все умершие, и грешники, и праведники, попадали в ад. Конечно, праведники не страдали. Находясь в особом месте, называемом ложем Авраамовым, они ждали пришествия Того, Кто выведет их из ада, сломает все замки и запоры, откроет человечеству путь в Царствие Небесное.

И Господь оправдал эти надежды. Он принес Себя в жертву за всех, кто живет на земле, жил когда-то или родится в будущие времена. Он – наш Искупитель. Он искупает нас от власти греха, дает силы бороться с грехом.

Вознесение Господне

Композиция иконы делится на две смысловые части. В верхней изображен Спаситель. Вокруг фигуры возносящегося Господа круг славы, который поддерживают ангелы. В центре на фоне горы – отпечаток стоп Спасителя. В нижней части те, кто провожает Господа: Богородица с двумя ангелами в белых одеждах по сторонам, ученики. На большинстве икон апостолы не имеют нимбов. Нимб есть только у Господа, Богородицы и ангелов. Это свидетельство того, что апостолы еще не получили Благодать Святого Духа. Он снизойдет в День Святой Троицы, на пятидесятый день после Пасхи.

Троица (Сошествие Святого Духа на апостолов)

Описание сошествия Святого Духа на апостолов находится в книге Деяний, во второй главе.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каж­дом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).

В центральной части праздничной иконы, симметрично, по дуге, расположены фигуры апостолов – по шесть слева и справа. Удивительно, что на вершине, составленной из фигур дуги, изображены апостолы Петр и Павел. Со­гласно книге Деяний, Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице.

Ответ в том, что икона являет нам не хронологическое свидетельство праздника, а его духовную суть. Сошествие Духа Святого на апостолов – начало христианской Церкви как сообщества всех объединен­ных верой и стремлением к спасению людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Апостол же Павел вместе с апостолом Петром именуются Церковью первоверховными. За тот колоссальный труд, который они осуществили для распространения веры христианской.

В нижней части дверь, она указывает на затворенную от внешнего мира горницу. На многих иконах в дверном проеме – старец в короне, держащий в руках двенадцать свитков. Это символическое изображение Космоса, то есть всей Вселенной. В руках у апостолов также свитки, а у апостола Павла – книга.

На некоторых иконах изображают и пресвятую Богородицу. На других – не изображают.

Обосновано и то, и другое. Богородица еще раньше была освящена и просвещена Духом Святым. Поэтому не Нее не сходи Святой Дух в этот день. Но духовное единение, которое было между Пречистой Девой и учениками Иисуса Христа, велит в День рождения Церкви изобразить их всех вместе.

Успение Пресвятой Богородицы

В центре иконы одр с лежащей Богоматерью. Сле­ва и справа от одра изображены апостолы, святители и плачущие жены. Перед одром – горящая свеча. В центре иконы за ложем Богородицы – фигура Спасителя. В руках Его фигурка младенца – душа Богородицы, родившаяся в мире духовном.

Спаситель окружен сферой славы, вокруг которой изображены ангелы. Слева и справа помещают палаты. В верхней части иконы на фоне неба изображают апостолов, переносимых к одру Богомате­ри. Это не столько скорбь успения, сколько торжество рождения души в жизнь вечную.

Воздвижение Креста Господня

Согласно Священному Преданию, святая равноапос­тольная императрица Елена по поручению своего сына – равноапостольного Константина Великого – отпра­вилась в Иерусалим на поиски креста, на котором был распят Спаситель. Оказалось, что потомки первых христиан сохранили память о месте, где была Голгофа и гробница Спасителя. Разрушив построенные на святых местах языческие храмы, императрица начала раскоп­ки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью «Царь Иудейский», отрытая отдельно от крестов, а также пещера Гроба Господня. Но на каком из крестов был распят Спаситель? Мимо движется похоронная процессия. И чтобы понять какой крест настоящий, все три креста по очереди кладут с молитвою на умершего. Господь открывает истину, воскрешая покойного.

Именно этот Крест и был торжественно явлен народу 14 сентября 331 года иерусалимским епископом Макарием.

На иконе праздника в центре изображен епископ, держащий в руках Крест. Ему помогают двое служи­телей в светлых одеждах. Слева, справа, иногда и в нижней части иконы изображен народ, среди которого особо выделяются святые равноапостольные Констан­тин и Елена.

Блиц-опрос.

Какой Православный праздник является вашим любимым? Почему?

(Могут ответить желающие, а в случае их отсутствия, по цепочке все ученики класса).

Подведение итогов урока.

Литература

  1. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с.
  2. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. – 264 с.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1993.

Пономарева Елена Александровна

Икона "Двунадесятые праздники". Мастерская Бутенко.
Церковные праздники являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать: «не я уже живу, но живет во мне Христос», имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, - научают нас, как правильно веровать и как должно любить Бога. Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве, объединяя воедино прошлую историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, - из кающихся, спасающихся и достигающих святости. Вот как пишет о церковных праздниках великий сербский богослов преп. Иустин (Попович) (+1978):

«Вся жизнь Церкви - это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви - это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. 7, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние - святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения. Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом - всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее - прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское.

В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних, Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение - Рождество, Воскресение - Пасха, вера - праздники святых мучеников, - и все остальные святые добродетели - праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в «Теле Христовом», Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: «Я есмь Истина и Жизнь» (Ин. 14. 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. «Наше же жительство - на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3,20; Кол. 3,3)» (Православная Церковь и экуменизм. Ч.1. гл. 8).

Типы праздников

Разделение церковных праздников по их предмету. По предмету, в честь которого они установлены, праздники, разделяются на:

а) Господни - посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.),

б) Богородичны - посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы).

в) Святых - посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Гражданские праздники. Помимо этих церковных праздников Святая Церковь издревле праздновала и праздники гражданские, связанные с особыми событиями в жизни христианского государства и общества - это начало индикта 1 (14) сентября и новолетие - 1 (14) января, «обновление Царяграда» посвященное установлению Св. Равноапостольным Константином новой столицы Римской Империи - Нового Рима, Константинополя, ставшего центром Христианского Царства. Пока существовала в России христианская монархия, Церковью праздновались дни царские, посвященные молитве за Царей и членов царствующего дома - восшествие на престол, помазание на царство, день рождения и тезоименитства. Теперь, когда, по грехам нашим, царство было от нас отнято, царские дни не празднуются, а новолетие, после введения большевиками нового календаря (вообще создавшего крупную путаницу в соотнесении дней гражданских и церковных), утратило свой общественный смысл.

Общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники - в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Так, например, в храмах «Воскресения Словущего», посвященных празднику Обновления Храма Воcкресения Господня в Иерусалиме св. равноап. Константином в 335 г., на этот праздник (13 сентября) по обычаю совершается Пасхальная Служба.

Подвижные и неподвижные праздники. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22-м марта и 25-м апреля.

Степени церковных праздников

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники

В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге.

а) Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» Святая Пасха, - имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.

б) За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми праздниками. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября):

Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21)сентября,
Воздвижение Животворящего Креста Господня - 14 (27) сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря),
Рождество Христово - 25 декабря (7 января),
Крещение Господне (Богоявление) - 6 (19) января,
Сретение Господне - 2 (15) февраля,
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля),
Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) - за неделю до Пасхи (воскресенье перед Пасхой) – переходящий,
Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий,
День Святой Троицы (Пятидесятница)- 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье – переходящий,
Преображение Господне - 6 (19) августа,
Успение Божией Матери - 15 (28) августа.

В России эти праздники до 1925 были также и гражданскими.
Эти праздники изображают историю нашего спасения от Рождества Пресвятой Богородицы (считается, что это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов), жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, заканчивая Вознесением Христовым, Успением Пресвятой Богородицы - первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминанием нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. равноап. Константина, Животворящего Креста Господня - чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, - переход великого множества людей, включая самих могущественнейших римских императоров, под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу. От начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.

в) Кроме этих праздников, к великим (не двунадесятым) относятся:

Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября;
Обрезание Господне - 1 (14) января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля);
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября);

Особенности празднования великих праздников.

О великих праздниках в Типиконе (47-я глава) сказано: «имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу».

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече - еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же - событие бывшего праздника. Число дней попразднства бывает неодинаково - от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение - 1 день, (а от субботы Лазаревой - нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм - 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница - 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня - 7 дней, Сретение - неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение - 8 дней, Успение Божией Матери - 9 дней, недвунадесятые великие праздники - 1 день. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Богослужение.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.
В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идёт с глубокой древности - это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.
В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, в эти дни торжеству праздника посвящается вся служба, не содержащая каких-либо иных прибавлений. В великие двунадесятые праздники каждая песнь утреннего канона содержит 17 или 18, а на пасху 19 песнопений и большая часть службы не читается, а поется.
Когда на воскресный день приходится один из четырех Господских праздников - Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения - вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается («воскресно ничтоже поем»).

В великие праздники церковь украшается особыми светлыми покровами и богослужение совершается при полном освещении, кроме того - в воскресные дни и великие праздники на богослужении не принято преклонять колен.
Богослужебные особенности двунадесятых Богородичных праздников
Двунадесятых Богородичных праздников всего 4: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы. На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, а если на воскресенье, то происходит соединение двух служб - Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, т.к. Богородица не выше Христа.

Кроме Великих, существуют средние и малые праздники:
Средние праздники

А) Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, Всенощное бдение. Этих праздников в уставе церковном указывается немного:
26 сентября и 8 мая - Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
13 ноября - Св. Иоанна Златоуста;
6 декабря - Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
2 января - Преп. Серафима Саровского;
30 января - Трех Святителей и Вселенских Учителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
23 апреля св. Великомученика Георгия
и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается, канон Богородице на утрени. В «Уставе» (Типиконе) об этих праздниках сказано: «имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по уставу».
б) Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга. Это такие праздники как: Положение Ризы Господней (10 июля); Владимирской иконы Богоматери (21 мая); Св. Пророка Илиии (20 июля); Св. Равноапостольных Константна и Елены (21 мая); Св. Василия Великого (1 января). На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей и читается Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, называются святыми с полиелеем.

Малые праздники.

а) Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются святыми со славословием, потому что в эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается.
б) Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине.

Иконография.

Иконы праздников составляют основу «праздничного» ряда иконостаса. Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами. Если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду. Образ кладут на аналой посреди храма в день праздника, чтобы всякий входящий в храм сразу видел, какое событие отмечается церковью.
Каждый праздник имеет свой образ, запечатленный на иконе, также он имеет и свое поэтическое выражение в храмовых песнопениях в этот день. Иконография и гимнография разными средствами выражают одно и то же - смысл празднуемого события и его богословское толкование. Все праздники, как правило, имеют одну икону, только праздник Пасхи - две: Распятие и Воскресение, поскольку Пасха - это не тринадцатый праздник, а «праздников праздник, торжество из торжеств», он стоит в центре церковного календаря.

(palomnic.org; ru.wikipedia.org; art.1september.ru; иллюстрации - www.investinart.ru; www.antiq.soldes.ru; www.icon-art.info; www.solovki.ca).

Иконостас монастырск. храма в честь иконы Б.М. ,Всецарица, г.Краснодара. 2-й ряд - праздничный.

Двунадесятые праздники разделяются на переходящие и непереходящие. Даты переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи, которая всегда приходится на воскресный день. Дата Пасхи определяется по правилу, которое было установлено на Первом Вселенском Соборе в 325 году в городе Никея. По этому правилу, православная Пасха всегда припадает на первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Переходящих двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница)
Даты непереходящих праздников не изменяются.

Двунадесятые непереходящие праздники

Рождество Христово занимает в православной церковной традиции особое место и является одним из главных православных праздников.

Рождеству предшествует продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим.

День самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или рождественским сочельником. Есть обычай в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.

Праздник установлен в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа Сына Божия от Девы Марии. С догматической точки зрения, Рождество Христово - воплощение Бога-Слова в человеческом образе - центральный момент в истории Божественного домостроительства, начало человеческого спасения. Вместе с тем это исполнение ветхозаветных пророчеств о явлении Мессии, Спасителя и Небесного Царя.

Крещение Господне (Богоявляение)
(19 января)

Крещение Господне также называется Богоявлением и Просвещением. Богоявлением - потому, что Господь после принятия крещения выступил на евангельскую проповедь , показав себя миру, как спаситель и мессия, Просвещением - потому, что Бог - это вечный свет, просвещающий мир.

Как и празднику Рождества Христова, Крещению предшествует день строгого поста - Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), которое свидетельствует об особом значении начинающегося торжества.

В этот день православные вспоминают крещение Иисуса Христа, которое он принял в 30-летнем возрасте в водах реки Иордан. Согласно церковному преданию, в праздник Крещения вода приобретает особые целительные свойства. Считается, что крещенская вода, к которой верующие люди относятся с особым благоговением, придает силу и дарует здравие каждому, прикоснувшемуся к ней.

Поэтому издавна, в этот день, несмотря на морозы, существует традиция купания в проруби. Православные христиане верят, что крещенская вода приносит телесное и духовное здоровье. Однако по правилам купаться можно только после того, как духовенство совершит чин великого освящения воды.

Сретенье Господне
(15 февраля)

В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда в 40-й день после рождения, Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву женщине, родившей младенца, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий.
Праздником Сретения Господня заканчивается рождественский цикл праздников, связанных с явлением Спасителя в мир. В этот день верующие идут в церкви и храмы, чтобы поклониться Младенцу-Христу.

Считается, что в этот день зима встречается с летом.

Благовещение Пресвятой Богородицы
(7 апреля)

Согласно Евангелию, в этот день к Деве Марии спустился архангел Гавриил и произнес: "Господь с Тобою; благословенна Ты между женами", после чего сказал, что на Марию "сойдет Святой Дух и у Нее родится Сын Божий, именем Иисус". По преданию, в руках архангел держал белую лилию - символ чистоты и непорочности, которая изображена практически на всех иконах благовещения.

Дата праздника была определена путем отсчета девяти месяцев назад от Рождества Христова.

В этот день у православных во время праздничного богослужения совершается особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздаются прихожанам.

Праздник Благовещения почти всегда приходится на дни Великого Поста, однако в этот день по церковному уставу разрешается вкушать рыбу.

Согласно существующей многовековой традиции, труд в Благовещение считается тяжким грехом. Отсюда поговорка: "На Благовещение птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет".

Преображение Господне
(19 августа)

Праздник установлен в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц.

В праздник преображения Господня во всех православных храмах совершается обряд освещения яблок нового урожая - яблочный Спас.

Успение Пресвятой Богородицы
(28 августа)

Праздник успения Пресвятой Богородицы является одним из почитаемых в православии. В этот день верующие вспоминают о деяниях Богородицы и просят у нее заступничества. Пресвятая Богородица после крестных страданий Спасителя, по Его божественному завету, жила в доме Его возлюбленного ученика Иоанна Богослова. Славное Ее Успение совершилось на 72-м году земной жизни. В этот день у Владычицы чудесным образом собрались святые апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных концах мира, и погребли Ее тело в Гефсимании у Елеонской горы. Через три дня апостолы по общему совету открыли гроб, но тела Божией Матери в нем уже не оказалось. В тот же день апостолы во время молитвы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Православная Церковь верует, что Господь воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом.

Рождество пресвятой Богородицы
(21 сентября)

Праздником Рождества пресвятой Богородицы начинается Годовой цикл великих - двунадесятых - праздников. Считается, что это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов. Та, Которой предстояло стать Матерью Спасителя, родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Предание гласит: Ее родители Иоаким и Анна, известные своей праведной жизнью, до преклонных лет были бездетны, что считалось знаком гнева Божьего, но Анна дала обет Богу: если Он дарует им дитя, то оно будет служить в храме Богу. Молитвы были услышаны: Божий посланник Архангел Гавриил явился и возвестил им о рождении дочери Марии (что значит "Госпожа, Надежда"), будущей Матери Иисуса Христа.

Воздвижение Креста Господня
(27 сентября)

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен в честь появления культового знака христианства - Креста.

Гонения на христиан прекратились только в начале IV века, при Римском императоре Константине Великом. Накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: "сим побеждай". В следующую ночь императору явился сам Иисус Христос с крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага, и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста.

Император Константин Великий, желая отыскать крест, на котором был распят Иисус, отправил мать свою, царицу Елену, в Иерусалим на поиски. На горе Голгофе были найдены три креста. Чтобы узнать, на котором из низ был распят Спаситель, поочередно возложили кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Собравшиеся христиане просили поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хоть издали, созерцать его.

В память обретения Креста Господнего и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
(4 декабря)

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание и отдали ее на послушание в Иерусалимский храм. 4 декабря, в День введения во храм Пресвятой Богородицы православная церковь празднует как бы второе, духовное, рождение Богоматери.

Двунадесятые преходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

Вербное Воскресенье отмечается родно за неделю до Пасхи.

Этот праздник установлен в память о событиях, описанных в Новом Завете. За несколько дней до Пасхи Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим на осле. Ни ученики, ни жители города не знали тогда, что Спаситель движется навстречу крестным мукам, смерти и воскресению. Горожане, взяв в руки пальмовые ветви, приветствовали его криками "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!"

С тех пор этот день называют Пальмовым Воскресеньем, а пальмовые листья считаются символом мученичества и чистоты. В Беларуси, как и в России, где пальмы не растут, а другие деревья в это время года еще не распустились, издревле существует традиция освящать ветки вербы.

С Вербным воскресеньем связаны многие народные приметы и поверья. В частности, в этот день старались прикоснуться к человеку принесенной из храма веткой вербы, чтобы наделить его здоровьем и красотой. Считается, что освященная верба обладает особой целительной силой и ее нужно хранить до следующего Вербного воскресенья.

Вознесенье Господне

Вознесение отмечается на сороковой день после Пасхи. По преданию, через 40 дней после Своего Воскресения Иисус Христос в последний раз явился своим апостолам, пообещав им скорое ниспослание на землю Святого Духа. Затем Спаситель вывел своих учеников из Иерусалима на Елеонскую гору, благословил их, поднимаясь в небо, и скрылся за облаками.

Этим событием завершилось земное служение Иисуса Христа, который в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и таким образом подготовил ее к принятию Святого Духа.

День Святой Троицы (Пятидесятница)

Этот праздник, совершаемый через семь недель после Пасхи, посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова. Поэтому день Святой Троицы именуется также Пятидесятницей. Как свидетельствуют библейские источники, ниспослание Святого Духа было обещано Господом своим ученикам перед его Вознесением. После этого все они получили дар языков - способность говорить на различных, неизвестных им ранее языках, проповедуя о великих делах Божиих. Поэтому день Святой Троицы именуется также днем рождения христианской Церкви.

В день Святой Троицы с давних времен христиане украшают храмы и свои дома зелеными свежими ветками деревьев и сами стоят на службе в храмах с цветами.

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.

Двунадесятые переходящие праздники

Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи . Именно с ней и связан переход важного события на другое число.

  • Вход Господень в Иерусалим. Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.
  • Вознесение Господне. Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.
  • День Святой Троицы. Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.

Двунадесятые неподвижные праздники

Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.

  • Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
  • Успение Пресвятой Богородицы . Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 сентября. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
  • Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
  • Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
  • Рождество Христово . Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

  • Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
  • Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
  • Преображение Господне . День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!