Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Всякий ли гнев и подозрительность — грех? Maria. Дьявольская подозрительность

Сергей, а что такое мнительность для тебя, что ты имеешь ввиду под ней?
Я воспользовалась определением в словаре, так как сходу даже не смогла сообразить, что это такое.
Мнительность - склонность видеть во всём опасность, что-либо неблагоприятное; болезненная подозрительность, недоверчивость.
Ты это значение слова вкладываешь в свой вопрос?
Если такое, то, мне кажется, это связано с направлением помыслов. Человеческая природа, как известно, не терпит пустоты. Мы можем думать или о хорошем или о плохом. Нейтральности быть не может.

Или о Боге или о себе!

добавлено: 29 мар 2015

Если с духовной точки зрения попробовать объяснить, то я бы сказала (как абсолютно не духовный человек), что мнительность от отсутствия навыка справляться с дурными помыслами. Очень хороший пример, как можно это делать, есть в книге Паисия Святогорца (кстати, если интересно про работу с помыслами, очень советую весь III том "Слов" Паисия Святогорца).

Однажды ко мне в каливу пришел мальчик - ученик второго класса гимназии. Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти и спросить, что он хочет. «Ну, - говорю, - что скажешь, молодец?» - «Это, - спрашивает, - калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий». - «Калива-то, - отвечаю, - его, но самого Паисия нет - пошел купить сигареты». - «Видно, - с добрым помыслом ответил паренек, - батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу». - «Для себя, - говорю, - покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, - тоже уйду». В глазах у паренька заблестели слезы, и он - опять с добрым помыслом - произнес: «Как мы утомляем Старца!» - «А зачем он тебе, - спрашиваю, - нужен?» - «Хочу, - говорит, - взять у него благословение». - «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка - я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится - он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом «Ну ладно, - сказал я тогда, - я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам». - «У меня, - отвечает, - есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».

Видите как! Что бы я ни говорил - он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? - подумал он. - Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь - ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.

42 453 4 К чему каждый из нас стремиться в жизни? На этот вопрос можно получить самые разные ответы: счастливой семье, головокружительной карьере, домику с видом на море и т.д. К чему-то такому, что сделает нас счастливыми, ведь так? А что мешает нам достичь этого состояния счастья? Одной из преград на пути к счастью является наша с вами мнительность, а проще говоря – постоянные тревожные опасения. Почему мы становимся мнительными, как повышенная мнительность влияет на нашу жизнь и как избавиться от этого чувства, делающего нас неуверенными?

Мнительный человек – это человек, постоянно находящийся в тревожных опасениях о том, что с ним обязательно случиться что-нибудь плохое. Негатив, негатив и еще раз негатив: всё вокруг плохо, я ничего не смогу, все вокруг предатели – именно такие негативные мысли постоянно крутятся в голове у мнительного человека. В итоге это доходит до полного абсурда, когда вскочивший на лбу прыщ начинает расцениваться как смертельная болезнь.

Изначально мнительность является неотъемлемой чертой характера, портящей жизнь своему обладателю. Такие люди склонны к обидчивости и постоянной тревоге, закомплексованы, не уверены в себе, а своим негативом сводят с ума не только себя, но и своих близких.

Если мнительный человекне борется со своим «недугом» самостоятельно или не желает, чтобы ему в этом помогли, то последствия могут быть самые серьезные. И вот тогда мнительность перерастает в настоящую болезнь: в «запущенных случаях» не только развивается паранойя и мания преследования, но и подрывается физическое здоровье.

Мнительность и тревожность: в чем различие?

Вы спросите: «Если я тревожусь о том, как у меня сложатся отношения с коллективом на новой работе или о том, как пройдет давно запланированная поездка, это тоже повышенная мнительность и мне пора обратиться к врачу?». Конечно, нет. Чувство тревоги характерно для каждого из нас, и, конечно, все мы можем тревожиться по тому или иному поводу. Но у всего есть свои пределы. Когда ваше временное волнение перерастает в постоянную тревогу по поводу и без, пора задуматься о своем состоянии.

Чувство постоянной тревоги и приводит к формированию у человека мнительности, то есть мнительность человека является следствием его постоянно тревожного состояния.

Постоянная мнительность: откуда она берется?

Основных причин повышенной мнительности всего две:

  • Пониженная самооценка , причем неважно, по какой причине она сформировалась.

Как часто говорят психологи: низкая самооценка и мнительность сочетаются так же как пониженный иммунитет и грипп. Если у вас плохой иммунитет, то во время стандартной эпидемии гриппа зимой вы обязательно заболеете. Так же и с мнительностью: если у вас , то мнительность будет одной из основных черт вашего характера.

  • Несклонность к анализу окружающей ситуации – если вы по какой-то причине не можете адекватно оценить окружающую вас обстановку, то чрезмерная мнительность по поводу и без станет вашей постоянной спутницей.

Что делать в этих случаях? В первом – работать над собой и повышать свою самооценку, следуя советам специалистов, во втором – на время стать занудой, то есть анализировать каждую ситуацию со всех возможных точек зрения, чтобы убедиться, что вам ничего не угрожает.

К группе риска относятся дети и подростки, одинокие пожилые люди, а также взрослые, у которых за плечами остался груз нерешенных юношеских проблем. Мнительность может проявиться еще в детстве и оставаться стабильным явлением на протяжении всей жизни человека, обостряясь в юношестве и в пожилом возрасте. Согласно наблюдениям, мнительными чаще бывают женщины, а не мужчины.

Последствия негативных мыслей и мнительности в нашей жизни

Как мнительность мешает нам жить ? Сначала плохие мысли на постоянной основе «прописываются» в нашей голове, потом они превращаются в негативные эмоции, преследующие нас во всех сферах жизни, в итоге – мы сами своими мыслями и поведением притягиваем к себе неприятности, неудачи и проблемы.

Особенно часто мнительность находит свое проявление в вопросах, связанных со здоровьем, карьерой и отношениями. Например, мнительность к болезням может перерасти в настоящую паранойю, когда мы будем постоянно искать у себя признаки серьезных заболеваний – и, главное, находить их и внушать самим себе, что неизлечимо больны.

Мнительность портит жизнь не только нам, но и окружающим людям. Согласитесь, что вам было бы тяжело общаться с человеком, который любой пустяк раздувает до проблем вселенского масштаба. Такой человек притягивает к себе неприятности, считает себя полным неудачником и никак не добавляет позитивного настроения ни себе, ни окружающим.

Часто мнительность связана как раз со здоровьем. Пример поиска у себя всех возможных смертельных заболеваний, который мы приводили – не шутка. Для многих такое поведения – образ жизни. В медицине людям с подобным поведением есть определение «ипохондрики».

Мнительный человек, как и ипохондрик, не имитирует свои страхи, он находится под воздействием самовнушения — он «заражается» своим страхом, как вирусом.

Постоянная мнительность постепенно затягивает в свои сети: вы весь окружающий мир воспринимаете только в негативном свете, вы не живете, а существуете под гнетом своих страхов. Кроме того, мнительность может перерасти к психосоматическим проблемам, в том числе:

  • Заболеваниям органов дыхания;
  • Постоянной раздраженности;
  • Подавленности;
  • Затяжной депрессии.

Мнительный человек заранее уверен в отрицательном результате, поэтому он не станет даже прилагать особых усилий для достижения целей в жизни. Зачем напрягаться, если все будет плохо?

В результате всего этого качество жизни человека ухудшается:

  • Мы лишаемся покоя, постоянно находимся в напряжении;
  • Можем совершать необдуманные поступки;
  • Уходим под власть навязчивых мыслей;
  • У нас сужается круг общения, так как одни люди отсеиваются как подозрительные, а другие сами пропадают, не желая стать таким же мнительным;
  • Ухудшается здоровье: появляются мигрень, гипертония, заболевания ЖКТ, нервные расстройства;
  • Из жизни пропадает позитив и положительные эмоции.

Избавиться от негативных мыслей и страха мнительный человек может самостоятельно. Очень важно, что свое «мнительное» состояние мы можем заметить сами. И вот тут не следует пускать ситуацию на самотек. Чем раньше вы начнете работать над собой, тем скорее в вашу жизнь вернется счастье!

Удалить мнительность из своей жизни можно самостоятельно, но для этого нужно:

  1. Осознать свое положение и понять, что у вас действительно есть проблемы с мнительностью;
  2. Быть готовым постоянно анализировать свою жизнь.

А теперь, если вы готовы, приступаем к конкретным мерам. Вот что нужно сделать обязательно:

  • Всегда ищите в себе положительные качества, ориентируйтесь на свои успехи, а не на ошибки, подчеркивайте свои наилучшие черты.
  • Настраивайте себя на позитив: для начала достаточно просто улыбнуться с утра себе в зеркале и сказать, какой вы хороший. Дальше больше – старайтесь отыскивать позитивные моменты в каждой мелочи.
  • Попробуйте посмеяться над собой: это довольно сложно сделать, но постараться все-таки можно.

Совет № 1 : запишите свои страхи на стикерах и приклейте их на стене в том месте, где вы их будете постоянно видеть. Вскоре вы привыкните к ним и поймете, что бояться таких вещей действительно смешно. По мере привыкания к этим стикерам вы будете меньше переживать, а, значит, и мнительность будет постепенно исчезать.

Совет № 2 : Изобразите свой страх на рисунке, а еще лучше – в виде комикса. Этот прием также поможет вам воспринимать свой страх шутя, а не тревожась.

  • Прогоните страх прочь. Прогнать нужно именно страх, а не мысли. Стараясь прогнать навязчивые негативные мысли , вы только усилите их воздействие на себя.

Совет № 3 : Психологи советуют сказать своему страху: «Иди сюда, что ты там опять придумал? Сейчас мы с тобой разберемся!»

  • Старайтесь мыслить рационально, думайте о приятном, а не о плохом.

Совет № 4 : Найдите себе хобби. Любимое занятие 100% позволяет отвлечься от негативных мыслей.

Как побороть мнительность за 17 шагов

Ниже представлена одна из техник, с помощью которой вы можете справиться с мнительностью самостоятельно. Она состоит из 17 последовательных шагов. Итак, в чем ее суть?

Действие шага

Дополнительные меры

1 Признайте существование проблемы Постарайтесь понять проблему. Проанализируйте свое поведение. Вы везде ищите скрытый смысл? Вам постоянно кажется, что все вас обманывают? Вы постоянно подозреваете близких в измене и не умеете прощать даже мелкие обиды? Вы ? Вы ощущаете неуверенность? Ответьте на вопросы и сравните их с мнением близких вам людей – поддерживают они вас или нет?
2 Осознайте природу мнительности Мнительность многие путают с депрессией, фобиями, побочным эффектом лекарств, паническими атаками, биполярным расстройствам. Если вы уже получаете помощь специалиста по одному из этих поводов, расскажите ему о проблеме с повышенной мнительностью. Вы не должны этого стесняться.
3 Поговорите со своим психиатром или психотерапевтом Без самостоятельной работы над собой вы от мнительности не избавитесь, но и помощь со стороны не будет лишней. Особенно это важно, когда мнительность уже переросла в стадию паранойи. Поймите, что люди готовы вам помочь, если вы им это разрешите.
4 Подумайте, почему вы не доверяете людям Записывайте свои ощущения. Делайте записи всегда, когда считаете, что вас обидели, унизили, предали – старайтесь найти причины. Так вы и успокоитесь, и поймете, чем вызваны ваши эмоции.
5 Попробуйте думать о людях по-другому Поймите, что в точно таких же условиях живут и другие люди. Ставьте себя на место другого человека, посмотрите на ситуацию его глазами. Лояльно относитесь к чужим ошибкам и не зацикливайтесь на обыденных ситуациях.
6 Не переносите в настоящее и будущее ошибки прошлого Не позволяйте прошлому влиять на вашу жизнь сейчас. Опыт, пусть и отрицательный, должен добавить вам мудрости при принятии решений в будущем, но никак не стать грузом, тянущим на дно. Будьте открыты к новым возможностям.
7 Перестаньте думать, что вам все хотят нанести вред Как бороться с мнительностью ? Научитесь доверять себе, а потом и окружающим людям. Одиночество усиливается, если вы отталкиваете людей из-за собственного недоверия – это замкнутый круг, который нужно разорвать.
8 Научитесь контролировать свой гнев Вы можете сердиться на кого-то, но не переносите свой гнев на всех подряд.
9 Выработайте привычку сохранять спокойствие и мыслить логично Старайтесь руководствоваться здравым смыслом, оценивайте ситуацию с точки зрения логики. Не выдвигайте необоснованных предположений и обвинений.
10 Приведите в норму свою жизнь Высыпайтесь, занимайтесь спортом, правильно питайтесь –это помогает избежать физического и морального истощения. Отличной помощью станет медитация.
11 Перестаньте винить во всем подряд других людей Часто проще переложить вину на кого-нибудь, чем досконально разобраться в ситуации – такого быть не должно. Научитесь скептически воспринимать все обвинения.
12 Составьте план действий и действуйте Если вы хотите победить проблему, то с ней надо бороться, то есть действовать! Составьте план – и вперед! Принимайте помощь окружающих, не лишайте себя дружбы, иначе снова окажетесь один на один со своей мнительностью.
13 Меняйте поведение и позволяйте себе расти Работайте над самооценкой, в помощь – книги и советы психологов.
14 Перестаньте быть наивным Вам никто и ничего не должен, поймите, что успех и уважение нужно заслужить.
15 Прислушивайтесь к своим чувствам, а не к мнению окружающих Научитесь составлять мнение о других на основе своих суждений, а не на мнении чужих людей.
16 Сохраняйте оптимистичный настрой Занимайтесь любимым делом, общайтесь с позитивными людьми, которые могут вас чему-либо научить. Старайтесь использовать открывающиеся перед вами возможности.
17 Разговаривайте о своих проблемах с другими Рассказывайте о своих проблемах, близкий человек поможет посмотреть на вашу проблему со стороны.

Боремся с мнительностью с помощью дневника

Еще одним способом того, как самостоятельно избавиться от мнительности , является ведение дневника. Специалисты называют этот способ – «путь зануды». Почему именно так? Потому что в дневник следует записывать абсолютно все до самых мелочей: ваши переживания, ощущения, то, как разрешилась ситуация, а также делать анализ своего поведения. Когда вы станете записывать, почему вы так себя вели, стоило ли это того, какие чувства вы испытывали, то поймете, что в большинстве случаев, вы зря переживали, и ваша мнительность была не оправдана.

Рассуждать в дневнике можно и на такие темы как: меня действительно хотели обидеть, или я все придумал ? важно ли это настолько, чтобы переживать ? и так далее. Рассуждая о ситуации, вы сами поймете, что переживать было не о чем, а ваша мнительность будет постепенно снижаться.

Ведение дневника позволяет замедлиться и не принимать быстрых негативных умозаключений. Так вы научитесь отслеживать шаги, которые очень часто в нашей голове делаются автоматически.

Тревожно-мнительный тип личности в психологии

Тревожно-мнительная личность – это отдельный тип личности, существующий в психологии. Боль, страх, тревога и депрессия независимо от причин своего появления составляют тревожный ряд, который высоко тревожные люди переживают несколько иначе, чем все остальные. Главной особенностью является то, что мнительные люди испытывают эти переживания постоянно на протяжении всей своей жизни. Тревога у них всегда беспредметна, но из-за мнительности человек сам ищет этот предмет тревоги. Причем, если предмет тревоги так и не будет найден, то просто тревога сменяется страхом.

Сам феномен тревоги имеет несколько форм:

  1. Тревожность как общее настроение , или свободно плавающая тревога;
  2. Ипохондрическая настроенность – когда чувство физического дискомфорта перерастает в подозрение о наличии заболевания, о котором мы не знаем;
  3. Тревожная ажитация – проявляется в виде неспособности человека промолчать (ему надо высказаться прямо здесь и сейчас) или усидеть на месте;
  4. Паническая атака – беспричинная тревога, сопровождающаяся напряженностью, боязливостью и двигательной скованностью;
  5. Раптус –когда человек не может быть ответственен за свои поступки, нуждается в надзоре и лечении.

Для тревожно-мнительного типа личности характерны:

Поведение тревожных людей можно отследить с детства . На каждой стадии взросления проявляются разные признаки такого типа личности:

  • В детстве они проявляют робость и боязливость: боятся темноты, сказочных героев, незнакомцев. Часто встречается страх потери родителей, избегание новых компаний.
  • В подростковом периоде такие люди концентрируются на своих недостатках, находят их все в больших количествах. Из-за мнительности и низкой самооценки у них запаздывает начало половой жизни. Все это в дальнейшем не способствует формированию устойчивых партнерских отношений в будущем при построении семьи.
  • В качестве профессии люди такого типа выбирают то, что сказали родители или идут учиться «за компанию» с кем-то из знакомых. В зрелом возрасте они постоянно тревожатся за близких, имеют склонность к гиперопеке над собственными детьми.

Что делать, если рядом с вами есть такой человек и вы хотите ему помочь ? Вот несколько советов, которые помогут вам с ним общаться, а ему понять, как перестать быть мнительным :

  • Зарекомендуйте себя как надежного человека – часто для этого достаточно не опаздывать, отвечать на звонки и письма, выполнять обещания;
  • Показывайте ему, что сложившаяся ситуация не так уж страшна – например, опаздываем на поезд, значит, предупредим родных о том, что задерживаемся, и поедем на следующем поезде;
  • Шутите, но мягко и доброжелательно – не раздражайтесь и никогда не издевайтесь над высоко тревожным человеком;
  • Предложите ему сходить к специалисту – возможно, даже вы захотите его поддержать на первом приеме.

Чего делать не стоит? В общении с человеком тревожно-мнительного типа не следует:

Даже если вы не мнительный человек, да и среди вашего окружения нет личностей тревожно мнительного типа, негативные мысли все равно есть у каждого из нас. И они тоже портят нам жизнь: портят настроение, вызывают чувство некоторого беспокойства, заставляют переживать. От негатива надо избавляться. Если мы хотим быть счастливыми, то нам нужен только позитивный настрой!

Как убрать негативные мысли из головы ? Вот несколько техник, которые в этом помогут:

  1. Отрезание : как только в вашей голове появляется негативная мысль – отрезаем ее и выкидываем, а на ее место ставим что-то другое. Не анализируем, не спорим с ней, а просто отрезаем раз и навсегда.
  2. Этикетка : негативную мысль согласно этой технике следует не отрезать, а отодвинуть от себя на некоторое расстояние и наблюдать за ней со стороны. Вы как бы определяете ее место, наклеивая ярлык, но не позволяете овладеть вами.
  3. Преувеличение : появившуюся негативную мысль нужно преувеличить до абсурда, сделать ее смешной.
  4. Противостояние : вы превращаете негативную мысль в противоположную ей позитивную. Думать одновременно и о плохом, и о хорошем нельзя, поэтому вы просто заменяете негатив на позитив и все – думаете только о хорошем.

Как уйти от негативных мыслей с помощью этих техник ? Специалисты советуют использовать их все по очереди, как боксёр применяет на ринге имеющиеся в его арсенале приемы: сначала проводим первую технику, если она не дала результат, то бьем по негативу второй техникой и так далее до победы в бою.

Причина негативных мыслей никогда не бывает в чем-то одном . Их может вызвать и какая-то неудача на работе, и неприятная новость, и плохая погода и что-нибудь еще, что для вас достаточно важно. Главное, вовремя избавиться от негатива, так как негативная энергия мысли все-таки имеет свойство материализовываться. Когда мы постоянно думаем о плохом, то сами притягиваем к себе проблемы.

Чтобы научиться контролировать негативные мысли, примите за правила своей жизни следующие советы:

  • Не позволяйте негативу распространяться в вашей жизни;
  • Не сплетничайте о других;
  • Придумайте свою собственную мантру, которую будете проговаривать каждый раз, когда к вам приходит негативная мысль;
  • Делайте каждый день дыхательные упражнения – это успокаивает и расслабляет;
  • Благодарите за что-нибудь каждый прожитый день;
  • Слушайте любимую музыку, гуляйте на природе, занимайтесь бегом;
  • Визуализируйте свои желания;
  • Старайтесь чаще улыбаться;
  • Стремитесь общаться с позитивными людьми;
  • Следите за своей речью – часто в ней сосредоточено очень много негатива;
  • Перестаньте придумывать негативные сценарии, мечтайте о чем-либо в положительном ключе;
  • Найдите себе любимое дело – хобби, увлечение, благотворительность;
  • Старайтесь всегда отвечать за свои действия, не взваливайте на свои плечи то, что не можете контролировать;
  • Не попадайте под влияние настроения другого человека и не позволяете сбивать себя с толку;
  • Воспринимайте прошлое как опыт, а не как груз, который тащится за вами в будущее;
  • Научитесь прощать и отвечать добром.

Если вы будете соблюдать эти советы, то легко научитесь избегать негативных мыслей, а значит, устраните из своей жизни негатив, тревоги и мнительность. Только позитивный человек может быть счастливым!

Полезные советы об избавлении от мнительности! Это стоит посмотреть и взять себе на заметку.

По воскресным дням на Оптинском подворье в Санкт-Петербурге с прихожанами и гостями прихода после воскресной Литургии проводятся духовные беседы. Встречи проходят под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева) в рамках живого диалога с вопросами и ответами.

В этот раз первая часть беседы была посвящена чтению наизусть глав из Евангелия. Прихожане читали по очереди зачала из Евангелия от Матфея (5-7 главы) и Иоанна (14-17 главы). Затем, игумен Арсений и игумен Ефрем побеседовали с прихожанами на духовные темы. Вопросы задавали прихожане нашего храма, собравшиеся после богослужения в трапезной. Предлагаем вашему вниманию некоторую часть из воскресной беседы, состоявшейся 22 января 2017 года.

На очередной встрече прозвучали вопросы о том, в чём самый главный смысл Книги Иова, почему в Евангелии так много символики, как понять слова из Писания «любовь всему веру емлет» и «всяк человек ложь», как отличить помыслы мнительности от голоса совести, можно ли верующим обращаться за помощью психологам и некоторые другие.

ВОПРОС: Я прочитал Книгу Иова из Ветхого Завета, и настолько она оставила большое впечатление в моей душе, что у меня просто сознание перевернулось. Я хотел бы спросить, чтобы Вы, отец Арсений, как-то поподробнее разъяснили, в чём её смысл? Почему друзья Иова не поддержали, вообще не понятно?..

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Сейчас рассказать подробнее не получится, потому что Книга Иова действительно сложная, и, согласен, она оставляет глубокий след в душе, глубокие мысли и чувства. Так было и со мной, когда я её прочитал впервые. И смысла здесь одного нет, смыслов много — надо читать толкования. А что касается друзей, то можно отметить следующее: Иов не просто что-то претерпел, но потерял всех детей, перенёс смерть враз, их всех, потерял всё хозяйство и сбережения, что тоже очень трудно перенести, когда человек привык к достатку, а потом заболел такой жуткой болезнью — всё это физически просто невыносимо. А люди, наблюдающие со стороны, не имеющие в том личного опыта, начинают советовать. То есть человек знает, но опыта не имеет, начинает советовать, и вот что из этих «мудрых» советов получается. Бывает, люди находятся в скорби, и здесь надо чётко понимать, что говорить. А не знаешь — лучше ничего не говори, не советуй. Тут только терпеть и молиться.

ВОПРОС: А в чём тогда самый главный смысл Книги Иова?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вспомните, что было написано в конце этой Книги, что Иов о себе сказал в самом конце: «укорих себе сам, и истаях, и мню себе землю и пепел» (Иов. 42:6). То есть после слов Господа, он, Иов, просто прах и пепел. Он признал Божие — всемогущество, Промысл Божий — величайший! И своё — ничтожество! Вот что самое главное. Важно, конечно, отметить его терпение скорбей — но мог ли Иов поступить по другому, если он был верующим человеком; поэтому он терпел, что посылал Бог, понимал свою немощь и сознавал, что не согрешил до таких скорбей.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: И что бы ни говорили ему друзья, он понимал, что у него не было греха, за который бы его наказал Бог. А Бог многострадального Иова поставил на вид пред всеми, вознес как светильник, который ставят на свечнике, чтобы светил всем (по Мф. 5:15-16). И вот ещё одно осмысление.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вы сами, наверное, замечали, что если читать толкования Священного Писания, то у каждого святого отца есть какое-то дополнение, каждый открыл свои сокровенные смыслы. Предположим, у преподобного Макария Великого, Египетского. Он пишет о «Блаженствах» и, например, «блажени кротции, яко тии наследят землю» (Мф. 5:5) осмысляет так, что «земля» — это наше сердце. И вот догадайся… мы читаем, слушаем на богослужении и думаем, что Господь, если мы будем кроткими, даст нам землю или некоторое место, на котором мы будем пребывать. А Великий Макарий говорит, что под землей здесь понимается наше сердце, духовное сердце человека. У преподобного Макария очень глубокие толкования, это один из величайших Отцов Церкви.

ВОПРОС: А если человек не покается, то значит нет смысла ни в каком страдании?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Конечно. Смысл страдания — в покаянии.

ВОПРОС: Батюшка, почему всё так глубоко символично в Ветхом Завете? Читала святителя Игнатия (Брянчанинова), и там были отрывки из Ветхого Завета, где говорилось, что всё, даже одежда, носила символический смысл. И меня это удивило, вроде одежда, и в ней какой-то символ сокрыт. Почему же так всё символично в Ветхом Завете?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: И в Новом Завете всё символично. А как ещё выразить, чтобы человеку было понятно.

ВОПРОС: Зачем же всё до мелочей так символично, не понимаю?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Но по-другому человек, наверное, не сможет понять Писание, особенно это проявляется на богослужении. Человек двусоставный: он состоит из материального и духовного, тела и души. Даже благодатные Дары нам подносятся под видом материального — хлеба и вина. Что такое вода в Крещении, какой символ она несёт? Очищение. Или возьмём Соборование. Раньше всегда больные места помазывали елеем (маслом), и мы используем елей в Соборовании. Дух Святый исходит на материальное вещество, а елей является символом Святого Духа.

ВОПРОС: Батюшка, я читала и про такие символы, как, например, Иосиф — это прообраз Иисуса Христа. Получается Ветхий Завет перекликается с Новым, и раз так всё символично, человеку понятно и доступно, почему тогда иудеи, фарисеи, скажем люди Ветхого Завета, не поняли Писание, не увидели эту взаимосвязь, не приняли Иисуса Христа?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: А почему сейчас не видят?! Можете об этом почитать сами. Есть «Нравственное богословие» — книга или пособие, которое изучают в духовных семинариях и академиях. Там как раз говорится о той глубокой тайне, почему человек не приближается к Богу и не познаёт Христа, там так и пишется, что это глубочайшая тайна, непостижимая. Сам Господь говорил: «Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24:40-41). Это тоже нам, людям, не совсем понятно. Мы видим сейчас в наше время очень часто бывает: половина семьи верующих, половина неверующих, муж верующий, а жена неверующая, или наоборот.

ВОПРОС: Человек — образ и подобие Божие, и человеку ещё даны творческие возможности и силы творить новое. И если не ошибаюсь, то в дневнике послушника Никона Оптинского я читала, что старец Варсонофий Оптинский говорил о музыканте, который всю душу вложил в своё творчество, этим жил, и вот этот музыкант подобен человеку, который дошёл до дворца, но не вошёл внутрь, а остался за вратами. Мне всё творческое близко, и меня всегда восхищают творческие способности людей. И у меня такой вопрос, получается, высшее творчество человека — это молитва?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Конечно. И все дарования, которые нам даёт Господь, мы должны посвящать Богу и этими дарами славить Бога. Господь дал вам голос, пойте — и этим славьте Бога. Дал вам дар художника, умеете рисовать, пишите иконы — и этим славьте Бога. А если вы стремитесь к молитве, то тогда надо менять уже свою жизнь, но всё равно и в монастыре тоже используют на послушаниях дарования и способности человека: кто поёт, поёт на клиросе, плотники будут заниматься строительством для обители и так можно перечислить все профессии. И нельзя говорить людям, что кто-то бездарный, у каждого из нас есть дарование, Господь даёт человеку всю полноту дарований для его спасения. В монастыре — всё едино, во всём одна цель, а, живя в миру, вы должны суметь сами распределить свои способности. Сейчас стало много, например, православных актёров, и как всё это сочетать? Но люди как-то сочетают.

ВОПРОС: Можно вопрос, батюшка. О любви сказано в Послании к Коринфянам «любовь всему веру емлет » (1 Кор. 13:7). Что это означает? И вместе с тем мы знаем, что «всяк человек ложь » (Пс. 115:2).

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло » (Мф. 6:22). Если ты что-то сказал нам, и мы тебе верим и даже не думаем, что ты нас обманываешь, потому что имеем к тебе любовь… Человек любящий видит всех людей лучше себя, а себя — хуже всякой твари.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Любит, потому что верит. Говорят иногда о людях, что человек простой. Почему? Потому что человек искренне верит, доверяет. А если видит, что другой человек обманывает его, то его тут же прощает.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Любовь, именно евангельская любовь, — это такое глубокое чувство, высшая добродетель, это совокупность духовных дарований.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Помните из жития старца Моисея Оптинского случай, когда ему продавали яблоки, под видом антоновки другой сорт. А Старец знал об этом, но всё равно брал эти яблоки. И почему он выбирал самых худших рабочих, которых уже никто не брал? Почему так происходило? Даже в нашем понимании сейчас, кто возьмёт человека с улицы, который делать ничего не умеет, а говорит, что он плотник или столяр, он такое вам настроит! А старцы почему-то брали, потому что верили им. А мы сейчас настолько практичны, мы сразу осудим, что этот человек лукав, ему верить нельзя, давайте возьмём другого. И правда через день-два мы выгоним такого работника, и это факт. А старцы Оптинские поступали по-другому, потому что верили, молились, с Богом жили; они видели, что люди несчастны, и если их Старец не возьмёт, то кому они нужны, вот и получается любовь всему верит. И мы должны стремиться, чтобы нам все верили. А то получится, как старец Амвросий рассказывал про чудака, который всех обманывал, а когда у него самого загорелся дом, и он стал звать на помощь, ему никто не поверил и не помог.

ВОПРОС: Батюшка, как бороться с помыслами? Вернее, как отличить помыслы мнительности от голоса совести?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если помыслы у вас такие, которые беспокоят, повторяются, то подойдите к священнику, откройте ему, потому что мы сами не сможем разобраться с греховными помыслами. И совесть говорит, и мнительность тут же присутствует, что Господь нам что-то не простил, начинаются угрызения совести, что Господь нас за что-то наказывает. Это и есть мнительность; лукавый внушает нам мнительность, смущает, а мы прислушиваемся, больше смущаемся, а враг видит и ещё смущает, и пошло, и поехало, и дошло до крайнего смущения. Что тут делать? Надо подойти к священнику и рассказать.

В монастыре хорошо, там у каждого духовники; монах идёт к своему духовнику и говорит, и так каждый день может поисповедоваться. И вы также можете прийти в храм в любой день, если вас что-то мучает, открыть священнику, хорошо если есть батюшка, который вас постоянно исповедует, тогда скажите ему. Подошли к нему и сказали, что меня беспокоит такой-то помысел, и я не знаю, что это, угрызение совести или просто искушение? Покаялись, открыли на исповеди, успокоились и больше не думайте об этом. Потому что бывает и так, что проходят годы, а помысел говорит, что грех не прощён, и приходит такое воспоминание о грехе, что мы начинаем изводиться. Тогда что надо делать? Снова открыть грех духовнику и исповедаться, так и сказать, что я исповедался, а меня грех снова смущает. Исповедуйтесь, и брань отступит. Но это всегда должно быть разумно, чтобы не доходило это до отцеживания комара, а то бывает исповедуют такое: что на меня тот-то косо посмотрел, то-то сказал и так далее. Как старец Амвросий Оптинский говорил, что рука болит, нога болит, и все ко мне идут. А Старец сам еле живой, у самого всё болит и устаёт, а народ с утра до позднего вечера тянулся к Старцу со своими нуждами, вопросами, скорбями.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: При состоянии смущения от помыслов проверочное слово «мир». Если вы потеряли душевный мир, то присутствие дьявола, искушения от лукавого, однозначно есть. А когда вы открыли греховный помысел, и он не прошёл, значит вы оставили этот помысел в себе, укоренились в своём мнении, зацепились за мнительность. Зачастую у нас так и бывает: где-то мы действительно прегрешили, но враг настолько раскрутил, преувеличил это, что мы попадаем в состояние мнительности. Как святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, в нас всё смешано и чувства, и помыслы, зло с добром. И поэтому даже сами старцы открывали помыслы друг другу.

ВОПРОС: То есть мнительность — это не просто черта характера человека, а грех?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если приводит вас к смущению, к потере вашего духовного мира, к унынию, то, конечно, это грех. Но лучше открыть помысел — и всё. А то так может дойти до психического расстройства.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Не забывайте про Иисусову молитву, тихонько, укоряя себя, нужно молиться и молиться.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: И надо понимать, что если мы ошиблись в какой-то бытовой ситуации, но мы молились, то неужели Господь нас за это накажет? Бывает, что-то произошло по воле Божией, по попущению Божию, зато мы приобретаем опыт, молитвенный опыт, опыт Богообщения — а иначе как? Мечтать? Так поступить или этак, так или не так? Или батюшку какого-то мучить вопросами?

ВОПРОС: Неверующие и верующие люди часто страдают, переживают сложные жизненные ситуации, а как Вы относитесь к профессии психолога? Как Вы думаете, психолог избавляет людей от страданий, от депрессий? С другой стороны, люди должны как-то прийти к Богу и, наверное, через страдания… Можно ли тут сказать однозначно? И верующим людям психологи, наверное, не нужны?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Есть такие ситуации, где нужна срочная помощь человеку, например, в работе службы МЧС. Хорошо, если бы в этом ведомстве были не только психологи-профессионалы, но и священники, которые бы выезжали на объекты, где произошли бедствия, и ведь там, среди пострадавших, могут быть люди и верующие, и неверующие, и службы МЧС выезжают с помощью и в другие страны. Наверное, в таких случаях, в экстренных ситуациях, нужны психологи, чтобы профессионально помочь людям, поддержать, сказать нужные слова, утешить.

Но, а когда к психологу, предположим, приходят муж и жена, потому что у них в семье происходит что-то непонятное, не могут друг друга понять, а психолог, у которого у самого нет мира в семье, будет рассуждать, как им нужно мирно жить, то это выглядит абсурдно. И часто психологами бывают женщины, и не всегда понятно, с какой позиции она говорит, откуда она знает, из какого опыта, из какой книги, кто их написал? К некоторым книгам психологов просто нельзя прикасаться православному христианину, потому что в их основе лежит грех, ложь. То есть в экстренных ситуациях, думаю, нужна помощь психологов, и есть специальные программы, методики для такой помощи. А чтобы постараться наладить мир в семье, примирить мужа и жену, надо знать душевное устроение супругов, и здесь нужен священник.

ВОПРОС: Батюшка, но дело в том, что практики многих психологов работают! Люди действительно становятся счастливыми, радостными, не зацикливаются на проблемах, они любят весь мир, научаются думать только о хорошем, усыпляют свою совесть. Техники некоторых психологов даже основаны на религии, они не запрещают ходить в храм. Но я понимаю, что это не Православие, это не та любовь, не тот мир… Но они, батюшка, срабатывают!?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Апостол Павел говорит, что сам диавол преобразуется в ангела света, потому не удивительно, что и слуги его преобразуются в служителей правды (по 2 Кор. 11:14-15). Тут надо чувствовать подмену. Человек, находящийся в глубокой прелести, он всегда радостен, но эта радость называется у святых Отцов «мокротной радостью», «кровяной радостью», прельщённый человек принимает её за благодать. Поэтому святые Отцы говорят, что надо иметь здравое рассуждение, трезвость, надо понимать, что происходит, отталкиваться в своих действиях от Евангелия и святых Отцов. Если мы сознательно погружаемся в какую-то практику, то она, конечно, подействует на нас, её методы воздействуют на нас. Но это обман. Нам говорят, допустим, что эта психологическая практика хорошая, она делает нас счастливым и с христианством нет разногласия. А, на самом деле, когда мы трезво погружаем ум в святоотеческое чтение, выявляется прелесть, заложенная в основе и в действиях этой практики.

ВОПРОС: Батюшка, вот есть моя личность, Личность Бога, личность врага. И помыслы, которые к нам приходят, мы принимаем за свои, а на самом деле им нам внушает враг, который остаётся невидимым, как будто его не существует. А как мне понять личность врага? Как понять, что помысел от врага? Справиться с помыслами так сложно…

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Мы с отцом Арсением вам не первый раз, уже из года в год, отвечая на подобные вопросы, говорим, что не надо разбираться в помыслах. У нас есть величайшее оружие — это призывание имени Божия. А получается, вы начинаете копаться, разбираться: это помысел от врага или не от врага. Обратимся к величайшему святителю, нашему учителю монашества, Игнатию (Брянчанинову), который говорил, что как бы ни был искусен подвижник, даже если он 100 лет проживёт в монастыре, в подвиге и молитве, он не будет так искусен, как искусен лукавый, который более 7000 лет борется с человечеством. Зачем вам разбираться в том, какой помысел от Личности Бога или от лукавого? Скажите мне. Святые отцы говорят — призывайте имя Божие, не входите в собеседование с помыслами, вы всё равно проиграете: вы будете говорить один довод, вам лукавый ответит тысячу доводов.

Мы сегодня, только что, говорили об отличиях угрызения совести и мнительности: мы будем говорить «я покаялся в грехе», а лукавый говорить «а Господь тебя не простил» — и через 30 секунд мы будем в полнейшем смущении. Это факт? Факт. Так зачем же нам, если пришёл помысел, противоречить ему? Зачем думать от лукавого или не от лукавого? Молитесь: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» . И есть явные хульные, нечистые помыслы, и они не ваши, их без всякого рассмотрения нужно отвергать. Мы, независимо монахи или мирские, должны стараться всегда творить Иисусову молитву, когда дышим, смотрим, идём, едем...

ВОПРОС: Батюшка, Вы говорили, что волнующий помысел нужно рассказать священнику, а можно ли рассказать просто обычному человеку, который оказался рядом?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Нет. Здесь нужно быть крайне внимательным. Никто из наших окружающих не понесёт, когда вы расскажете ему свои помыслы, сомнения.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Не смущайтесь, тем что у вас возникают какие-то непонимания, недоумения. Это жизнь, борьба, вы же трудитесь ради Бога; и даже если падаете, снова вставайте, и так при всех падениях вставайте, вставайте всегда пока дышите! В этом ничего такого нет. Мы люди. Что у нас не может быть мнительности? Так, потихонечку мы познаём себя, свою немощь.

ВОПРОС: Полезно ли нам, христианам, читать стихотворения, художественные книги? Ведь, получается, в творчестве писателей отражается грех, а в самих художественных образах проявляются грехи как самого автора, так и вымышленные? Хотя бы для общего развития читать можно?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Монахам не нужно. Но вам я не могу запретить читать художественные книги или посетить выставку в Русском музее. Если кто-то сможет читать только духовные книги и не читать светские, то слава Богу. Это вопрос спорный — про красоту, эстетику, творчество... Красота человеческой души открывается только в общении со Христом. Так говорят святые Отцы, об этом, в частности, писал преподобный Макарий Великий, что человек пребывает во мраке греховном, но как только его Господь просвещает, человек видит красоту своей души. Представляйте, как красиво сказано, вот поэзия. Господь создал человека и его душу для общения с Собой. А когда очищается душа от греха, насколько она прекрасна перед Богом.

Игумен Арсений, игумен Ефрем

Мнительность можно охарактеризовать как недоверие человека ко всему миру и даже самому себе. Мнительным называют того, кто все перепроверяет, избегает ситуаций выбора, ожидает провала, прорабатывает множество исходов событий, постоянно боится и тревожится.

«А вдруг?», «Как бы чего не случилось», «Давай в другой раз» (которого не будет), «Ты уверен?» и множество подобных фраз присутствует в речи мнительного человека ежедневно. Но существует ли мнительность как самостоятельный феномен или это комплекс психологических проблем? А если отдельная проблема, то какой она носит характер: норма, патология, заболевание, черта характера, врожденная особенность? Предлагаю вместе разобраться.

Как я выяснила, найти определение мнительности можно не в каждом психологическом словаре, несмотря на то, что как симптом расстройств или компонент неврозов этот термин фигурирует часто. Но мне удалось найти и самостоятельное определение.

Мнительность – «это подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей» (словарь психологического консультирования, авторы – преподаватели и студенты ПГУ им. М. В. Ломоносова).

От определения проще не стало, сразу возникло множество синонимов:

  • ипохондрия,
  • тревога,
  • фобии,
  • страхи,
  • неуверенность,
  • недоверчивость.

Пожалуй, на интуитивном уровне даже далекий от профессиональной психологии человек осознает, что мнительность балансирует на стыке ряда психологических проблем. Скажу вам: более того, она еще и на стыке наук находится (философия, психиатрия, психология, социология, конфликтология). Вот и выходит, что бороться нужно сразу с несколькими микропроблемами.

Мнительность в психиатрии

Под мнительностью понимается черта личности, врожденное свойство характера. И трактуется как «склонность к тревожным опасениям по различным поводам, значение которых часто переоценивается» (В. М. Блейхер, И. В. Крук). То есть это элемент, от которого нельзя избавиться, но можно контролировать его проявления и влияние на жизнь человека.

В классификации характеров С. А. Суханова значится тревожно-мнительный тип. От того и исходит эта концепция. Если ваша мнительность имеет врожденный характер, то рекомендую обратиться к психотерапевту.

Причины мнительности

«Мнить» в переводе с церковного значит «думать». То есть все беды мнительного человека от того, что он думает (за всех и обо всем, даже о том, чего быть не может). Из чего могут вытекать такие думы (нет, это не обязательно случай «горя от ума»)?

  1. Комплекс неполноценности (непринятие себя).
  2. Низкая самооценка.
  3. Неуверенность в себе.
  4. Невроз, психическое расстройство.
  5. Пережитая травма, болезнь (психологическая, физическая).
  6. Неопределенность в жизни (потеря смысла).
  7. Старые обиды.
  8. Высокая подверженность внушению и самовнушению.
  9. Впечатлительность, или на языке мнительных людей «я все принимаю близко к сердцу».
  10. Кризис (возрастной, духовный, личностный).

Все проблемы родом из детства

Мнительность – не исключение из правила. Разрушающий стиль родительского воспитания способен сформировать у ребенка мнительность как элемент личности. Что это за «вредные инструменты» в руках родителей?

  • Завышенные требования, которые в дальнейшем могут трансформироваться в самотребования.
  • Преобладание наказания над поощрением.
  • Акцентирование внимания на неудачах и недостатках ребенка.
  • Выставление ребенка виновным в любой ситуации («мы развелись из-за тебя», «из-за тебя я бросила учебу»).
  • Оскорбления, унижения, навешивание ярлыков, постановка диагнозов («ну, и дурака воспитала!»).

Мнительность как самозащита

Не всем удается достойно выйти из стрессовых ситуаций или жизненных потрясений и научиться жить с негативным опытом. Предшественниками мнительности являются:

  • предательства;
  • обманы;
  • сплетни;
  • смерть или уход близкого человека.

Чтобы снова не смогли использовать и предать, индивид становится никем. Он ничего не стоит, не значит и не представляет собой, а значит, ему ничего не угрожает. Правда, как и счастливая жизнь.

Чем опасна мнительность, и почему с ней нужно бороться

Мнительность загоняет человека в угол, лишает социальных контактов, семьи, работы. Под удар в первую очередь попадает , а что остается в жизни без него? Ничего. Мнительность делает человека:

  • робким,
  • агрессивным,
  • пассивным,
  • тревожным,
  • неинтересным.

Она связывает по рукам и ногам, превращает жизнь в существование.

  • Избавляйтесь от вредных привычек. Об этом – в статье . К слову, сама мнительность – чем вам не привычка? К избавлению от нее можно подойти с теми же рекомендациями.
  • Не бойтесь возможностей и собственного мнения. Научитесь оценивать ситуацию своим здравым умом, а не чьими-то глазами или ощущениями.
  • – ваша слабость. Найдите для себя хобби, отдушину, безопасное место, наполняющее вас жизненной силой.
  • Выходите из своей . День за днем, шаг за шагом. Избавление от страхов требует сознательного прохождения страхов, налаживание контактов с людьми – активного общения. По-другому преодолеть мнительность не получится. Нужно только действовать.

В современном мире у каждого человека имеется своя гора проблем. Поверьте, незнакомым людям просто некогда следить за тем, как вы выглядите, что делаете, как это делаете. Перестаньте думать, что все только и делают, что ждут вашего провала. Нет, эти люди заняты своими жизнями.

Прощаем и доверяем

Если причина мнительности кроется в детстве или предательстве во взрослой жизни, то выход у вас один – простить. Простить и научиться доверять.

  • Вы уже давно не ребенок и можете посмотреть на все другими глазами. Были ли вы виноваты в том, что повесили на вас родители? Были ли вы виноваты в чьей-то смерти? Вы ли виноваты, что от вас ушел друг, любовь? Нет.
  • Но вы виноваты в том, что переложили на эти факторы ответственность за свой неуспех. Важно осознать, что вы сами строите жизнь. Подробнее об этом в предыдущем пункте.

Что касается доверия, то важно не переусердствовать и не стать наивным. Вам никто и ничего не должен. Вы сами всего добьетесь.

Развить адекватное отношение к людям поможет письменный разбор каждой ситуации. Поверьте, когда материал структурирован вами же в письменной форме, мысли складываются совсем по-другому. Опишите:

  • суть вопроса;
  • свои эмоции;
  • свое видение ситуации;
  • реальные слова и действия оппонента.

Подумайте: верно ли вы восприняли ситуацию, не зря ли вы обиделись, обозлились. Может быть, у человека были свои проблемы и он не мог помочь именно в эту минуту, но с удовольствием сделает это завтра?

Общаемся

Поддержка важна в любом вопросе. Разрывайте порочный круг , одиночества и мнительности – начинайте общаться. Контактируйте с теми, кто может поспособствовать вашему развитию, научить чему-то полезному.

Убиваем страхи и тревоги

Визуализируйте свой страх, а лучше составьте из него (них) комиксы. Нарисуйте страх и себя в образе врага и рыцаря. Или нарисуйте только страх и добавьте ему комичности (забавная шляпа нелепый инструмент в руках).

Ведите дневник тревог. Каждый день фиксируйте все, что вас за день напугало. Это поможет вам увидеть масштаб проблемы, а во-вторых, позволит оценить, сколько из придуманного вами действительно сбылось. Заглядывайте в конце каждой недели в свой список тревог и страхов. Не удивлюсь, если не сбудется ничего из написанного. Ведите такой дневник до тех пор, пока сами не осознаете бессмысленность переживаний о будущем.

Испытывать периодически чувство тревоги нормально, но нельзя позволять этому состоянию овладевать вашей жизнью. Подробнее о тревожности и способах борьбы с ней читайте в статье . О страхах и избавлении от них в статье .

Находим цель и смысл жизни

Находитесь в постоянном движении. Найдите цель и смысл жизни. Они должны быть настолько сильными, чтобы у вас не осталось времени и желания обращать внимание на мнимые трудности. Подробнее об этом читайте в статье и .

Верим в себя

Не бойтесь ошибиться. Отрицательный опыт – тоже опыт. Он дает нам знания. Подробнее о способах восстановления веры в собственные силы можно прочитать в статье . Несмотря на обращение к женщинам, для мужчин в ней тоже найдется информация.

Постарайтесь рационализировать любую ситуацию. Вам нужно понять, что страх и неуверенность рождаются извне и совершенно не соответствуют обстоятельствам. Успокойте себя с помощью саморегуляции и здраво взвесьте причину ситуации, суть. Подумайте, существуют ли реальные угрозы.

Избавляемся от чрезмерной эмоциональности

Чрезмерная эмпатия тесно связана с низкой самооценкой, неуверенностью и чувством вины. Проживая жизнь за всех, в том числе целую страну, вы стараетесь компенсировать неуверенность, добиться значимости, причастности, загладить вину. Возможно, вы сами этого не осознаете, но роль жертвы и страдальца занимают люди, нуждающиеся в любви, внимании, принятии. Для решения проблемы нужно принять себя и избавиться от одиночества. Тогда и избавление от болезненных эмоций произойдет само собой.

  • Осознайте, что есть факторы, на которые вы при всем желании не можете повлиять. Например, вы не можете остановить дождь. Но неужели нужно из-за этого переживать? Нужно надеть удобную обувь, взять зонт и идти покорять вершины.
  • Откажитесь от просмотра телевизора, в частности новостей. Замечали ли вы, что негатива показывают гораздо больше? Зачем? Чтобы держать население в страхе. Это выгодно государству, экономике, потребительству. Освободите свой разум, сами выбирайте то, что хотите знать (новости из интернета).
  • Создайте свой мир и охраняйте его, концентрируйтесь на себе и ближайшем окружении.

Любим себя и повышаем самооценку

Прекратите говорить о себе в негативном ключе даже в шутку. Но научитесь смеяться над своими страхами.

  • Начните использовать свою внушаемость себе во благо. Вам наверняка известен трюк с «принудительной улыбкой». Ежедневно осознанно наносите эту маску (лучше перед зеркалом).
  • – второй способ помощи. Человеку свойственно вести себя так, как о нем говорят. Чем хуже вы о себе говорите, тем больше соответствуете образу неудачника. Попробуйте наоборот говорить «я сильный», «я справлюсь». Зафиксируйте на листе свои достоинства. И не говорите, что их нет. Вот прямо сейчас напишите 10 положительных качеств (профессиональных, деловых, личностных – не важно). Если сами сформулировать не можете, то спросите у знакомых (вот вам, кстати, первый вызов по налаживанию контактов и доверия). Если вы не всегда были мнительны, то запишите себя прежнего и успехи из прошлой жизни. Теперь внимательно посмотрите на список. Да, это вы. И почему вы этого достойного человека загнали в капкан мнительности, которая сродни изоляции? Почему вы запрещаете себе быть счастливым? За что вы себя наказываете?

Учимся противостоять манипуляциям

Явная проблема мнительных людей – внушаемость. Научитесь распознавать и противостоять им. Такое умение – новый этап в развитии личности. Освоив это искусство, вы сами увидите, сколько сомнительной информации кружится вокруг вас. А потом и удивитесь, как вы могли не замечать этот мусор и добровольно принимать его. Реклама – площадка для оттачивания мастерства по выявлению и противостоянию манипуляциям.

Таким образом, нужно признать проблему мнительности, определить ее конкретные компоненты и причины. Решить, от чего именно вам нужно избавиться:

  • ревность;
  • страхи;
  • тревоги;
  • эмоции;
  • чрезмерная доверчивость;
  • вредные привычки и так далее.

Аутотренинг для избавления от мнительности

Проводить эту тренировку по самовнушению лучше перед сном в момент измененного сознания. Займите удобное положение, вдохните и выдохните 10 раз, закройте глаза, произнесите следующий текст (вдумывайтесь в каждое слово, проживайте его, представляйте, чувствуйте).

«Мне нравится иметь ясный ум, который может сосредоточиться на решениях. Я принимаю эту ситуацию такой, какая она есть. Испытания открывают двери возможностям. Я – могущественный создатель своего жизненного опыта. Я чувствую себя спокойным, расслабленным, любящим. Я могу выбирать позитивные мысли, дающие силы. Я могу справиться со всем, что встает у меня на пути. Я могу все преодолеть. Я могу со всем справиться. Ощущение хорошего самочувствия усиливается с каждым глубоким вдохом. С каждым днем я становлюсь все более умиротворенным. Любая неудача временна и относительна, любая трудность решаема. Я намереваюсь быть спокойным и счастливым. Когда я спокоен, решения сами приходят ко мне. Теперь я чувствую себя спокойно. Мне нравится ощущение того, что я расслабился и мне хорошо. Я могу выбрать то, о чем хочу думать. Я делаю все, что от меня зависит. Я отвечаю за свои мысли и свою жизнь. Мои испытания помогают мне расти. Сегодня мои возможности безграничны. Я силен, я находчив, я успешен и умен. Каждый момент дает мне выбор. Я выбираю позитивное мышление и активные действия. У меня предостаточно умений, навыков и возможностей» (автор не известен).

Вы можете сократить этот монолог или изменить, составить свой. Но важно повторять его ежедневно и верить в то, что вы говорите. Ваша внушаемость в этом случае пойдет только на пользу.

Если мнительны не вы, а ваш друг: как помочь?

Без желания самого человека оказать помощь ему будет не просто. Но кое-что можно сделать:

  1. Заслужите доверие. Для этого нужно всегда отвечать на звонки, реагировать на поведение мнительной личности, вербализировать его состояние («я вижу, тебя угнетает эта ситуация»), вовремя приходить на встречи и так далее.
  2. Личным примером показывайте решаемость и несерьезность любых проблем. Всегда можно управлять ситуацией. Например, если вы задерживаетесь – позвонить и предупредить человека, извиниться.
  3. Снисходительно и с юмором относитесь к мнительности друга. Не стоит злобно звать его параноиком, паникером или «трясогузкой». Слова типа «уникальный», «ранимый», «чувственный», «ответственный» подойдут больше. Будьте терпимы, ему нужно внимание и понимание.
  4. Не заразитесь сами тревожностью.
  5. Не озвучивайте свои тревоги. Они есть у всех, но мнительный тип воспримет их остро.
  6. Избегайте неожиданностей. Помните, что это может спровоцировать испуг и новый страх, оттолкнуть от вас мнительного друга.
  7. Не обсуждайте плохие новости, акцентируйте внимание на позитивных событиях (мира, страны, города, вашего окружения).
  8. В удобный момент предложите посетить специалиста и скажите, что с удовольствием все организуете и составите компанию.

Эпилог

У любой проблемы есть две стороны медали. Считаю своим долгом озвучить вам противоположную сторону мнительности.

  • Если увлечься избавлением от эмоций, в частности от сочувствия, то можно стать совершенно безэмоциональной машиной. А это так же разрушающе влияет на жизнь человека, как и мнительность.
  • Противоположность нездорового пессимизма, характерного для мнительности – нездоровый оптимизм, граничащий с безответственностью и игнорированием реальных опасностей.

Какую бы природу не имела мнительность (посттравматический синдром, тяжелая болезнь, тревожность, страхи и другое), бороться с ней можно и нужно. Но необходимо делать это разумно и не уходить в другие крайности.

В статье представлен план избавления от мнительности, ваша задача – выполнить его. Постепенно решая подзадачи, избавляясь от отдельных компонентов мнительности (пессимизм, недоверие, обиды, неуверенность и другое), вы достигнете главной цели – избавитесь от мучающей проблемы.

Будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России - книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Предлагаем вашему вниманию беседу старца Паисия о подозрительности и борьбе с ней.

- Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности?

А ты уверена, что все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то после каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак. А кроме того, чтобы не согрешать в своих суждениях, включай в работу и добрый помысл о других. Если ты станешь ставить после своих помыслов не по одному, а по два вопросительных знака, будет еще лучше. А если по три, то совсем хорошо. Поступая так, ты будешь умиротворяться и получать пользу. И не только сама - ты окажешь пользу другим. В противном же случае, принимая помыслы «слева», ты приходишь в раздражение, волнуешься, расстраиваешься и наносишь себе духовный вред. Если будешь относиться ко всему, что происходит вокруг, с добрыми помыслами, то спустя немного времени увидишь, что дело в действительности обстояло так, как ты это увидела, включив в работу добрые помыслы. Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» [недобрый] помысл.

Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий - колдун. Я сам видел, как он ворожил». - «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! - отчитал я его. - И не стыдно тебе такое нести!» - «Да! Да! - настаивал он. - Я сам видел, как однажды ночью при луне Старец мычал: „М-м-ме… М-м-ме…“ - и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!». Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу Старца Харалампия. «Ну, - спрашиваю, - отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: „М-м-ме!“». - «Там в зарослях, - показал мне Старец, - растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“, я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“ - и выливал немного воды на другой… Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал…» Видишь как! А другой увидел все это и принял Старца за колдуна!..

Какие же добрые помыслы имеют некоторые мирские люди! А другие - несчастные - так страдают от вещей, которые не просто не существуют в природе, но которые и сам диавол не смог бы выдумать! Однажды, когда после страшной засухи пошел дождь, я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки восклицал: «Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!» Я не знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом, встретившись со мной, он признался: «Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти «миллионы», про все эти «миллиарды» и подумал: «Вот оно как! Каков фруктик этот отец Паисий!» И что ему было объяснять? Я имел в виду [многие] благодарения Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел.

А в другой раз ко мне пришел отец больного ребенка. Я провел его в церковку моей каливы, выслушал его горе и, желая ему помочь, сказал: «Для того чтобы твой ребенок стал здоров, ты и сам должен что-то сделать. Но что? Поклонов ты не кладешь, постов не соблюдаешь, денег, чтобы творить , у тебя тоже нет… Обратись-ка ты к Богу вот как: «Боже мой, у меня нет ничего достойного, чтобы принести жертву ради здоровья моего ребенка, но я постараюсь, по крайней мере, бросить курить». Эти слова тронули несчастного отца, и он пообещал, что последует моему совету. Пока я, выпуская его из каливы, возился с замком, он, вынув из кармана зажигалку и сигареты, положил их под иконой Спасителя в храме. Я этого не заметил. Следующим посетителем оказался некий юноша, которому надо было что-то мне сказать. После беседы, не успев даже выйти из каливы, он достал сигарету и закурил. «Здесь, парень, курить нельзя, - сказал ему я. - Отойди подальше в сторону». - «А тебе в церкви курить можно?» - спросил он в ответ. Увидев в церкви пачку сигарет и зажигалку, этот малый «смастерил» помысл, будто я курю! И не стал я его разубеждать, дал ему уйти со своим помыслом. Ну ладно, даже если бы я и в самом деле , то неужели я делал бы это в храме? Видите, что такое помысл?

- Геронда, а какой ущерб могут причинить душе подозрительность, недоверчивость и мнительность?

Какого рода подозрительность, такого рода и ущерб. А недоверчивость и мнительность приносят [духовную] болезненность, худосочие.

- Чем же исцелить эту немощь?

Добрыми помыслами.

Геронда, а если человек однажды увидит, что в чем-то промахнулся, то есть, что его подозрения не подтвердились, то разве это не поможет ему осознать свою ошибку?

- Геронда, а как быть, если помысл подозрения о ком-то подтвердится на деле?

Если такой помысл однажды и окажется верным, то неужели это значит, что подобные помыслы будут оказываться верными постоянно? А кроме того, откуда ты знаешь: может быть, Бог попустил такому помыслу оправдаться на деле ради того, чтобы человек, которого ты подозревал, сдал экзамен на смирение?

Конечно, и нам самим необходимо быть внимательными. Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например, если у человека возник о тебе «левый» [недобрый] помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то прославь Бога и помолись о нем.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. «Слова». Том II I. «Духовная борьба». Издательский дом «Святая Гора», М., 2008

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!