Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Всемирная торговая организация (вто). Всемирная торговая организация (ВТО) Решение о создании вто было принято на

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.

Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

Структура ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

Основные соглашения и принципы ВТО

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Товары. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)

Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.

Преимущества торговой системы ВТО

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей

Понижение стоимости жизни. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.

Более широкий выбор товаров и услуг.

Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом

Экономические выгоды.

Повышение доходов.

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Повышение занятости.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Политические выгоды.

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.

Защита от лоббирования.

У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Борьба с коррупцией.

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами

Обеспечение равных шансов для всех участников.

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Эффективный механизм разрешения споров.

Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

Укрепление международной стабильности.

Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Kогда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.

Наблюдатели Не члены ВТО

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО ; англ. World Trade Organization (WTO ), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC ), исп. Organización Mundial del Comercio ) - международная организация , созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность, исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе , Катар . Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран. По состоянию на декабрь 2012 будущее раунда переговоров в Дохе остаётся неопределённым: программа работы состоит из 21 части, а первоначально установленный окончательный срок 1 января 2005 года был давно пропущен . В ходе переговоров возник конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму , особенно в плане сельскохозяйственных субсидий. До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговоров в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах .

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве , Швейцария . Глава ВТО (генеральный директор) - Роберту Карвалью ди Азеведу , в штате самой организации около 600 человек .

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен .

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Всемирная Торговая Организация (ВТО)

    ✪ Марракешское соглашение ВТО (герменевтический анализ)

Субтитры

История ВТО

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества , разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо .

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития . Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ , первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов - либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года .

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли . Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Есть три типа деятельности в этом направлении:

Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей; - Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики - Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам. Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы

Организационная структура ВТО

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО , которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено десять таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации .

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему советом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Орган по разрешению споров

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

Отдельные решения

Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:

  • Решение 1992 года в рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца, подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещённое в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута иными, не ущемляющими другие страны методами. Tuna/Dolphin Case I (англ.)
  • Похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным для морских черепах, был вынесен на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли, придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зелёным протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешёвого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело, Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определённых товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок, по её мнению, не соответствует нормам ВТО, и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case (англ.)
  • Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли - Европейским союзом и США . Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введённых США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещённую нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

Вступление и членство в ВТО

В ВТО 162 участника, в том числе: 158 международно признанных государств-членов ООН, частично признанный Тайвань , 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз . Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Постсоветские страны таким образом присоединялись к ВТО:

За рамками ВТО остаются четыре постсоветских страны: Азербайджан, Белоруссия, Туркменистан и Узбекистан. В 2013 году Туркменистан выступил с инициативой о вступлении в ВТО . В 2016 году Белоруссия начала активные переговоры по вступлению в ВТО.

Переговоры о присоединении России к ВТО

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год.

По итогам переговоров подготовлен Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2.

Акт о присоединении России к ВТО

16 декабря 2011 года - в Женеве подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

7 июня 2012 года - зарегистрирован в ГосДуме РФ Законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

23 июля 2012 года - Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» опубликован в «Российской газете» N 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в Собрании законодательства Российской Федерации N 30 ст. 4177.

3 августа 2012 года - Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).

22 августа 2012 года - согласно сообщению Паскаля Лами - Генерального директора ВТО, Россия с порядковым номером 156 включена в официальный список стран-участниц ВТО.

Официальные отчеты о результатах присоединения России к ВТО

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель - помощь развивающимся странам, - развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО. [ ]

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов .

Генеральные директора

  • Роберту Азеведу , 2013- (наст. время)
  • Паскаль Лами , 2005-2013
  • Супачаи Панитчпакди , 2002-2005
  • Майк Мур , 1999-2002
  • Ренато Руджеро , 1995-1999
  • Питер Сазерленд, 1995

Главами предшественницы ВТО, ГАТТ , были:

  • Питер Сазерленд, 1993-1995
  • Артур Данкел, 1980-1993
  • Оливер Лонг, 1968-1980
  • Эрик Уиндхем Уайт, 1948-1968

См. также

Примечания

  1. WTO | Understanding the WTO -  members
  2. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000260592
  3. The Doha agenda (англ.)

22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной Торговой Орга низации (В ТО ) . Переговоры о присоединении России к ВТО длились почти 20 лет: с 1993 года по 2011 год. 18 лет – это абсолютный рекорд длительности переговоров. Даже Китайская Народная Республика добивалась членства в ВТО меньше - 15 лет.

Суть Всемирной торговой организации (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) - международное некоммерческое объединение, регулирующее стран-участниц. Действует с 1 января 1995 года и является правопреемницей функционировавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Создание ВТО было определено многосторонним соглашением в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 годы). Выполняет следующие функции:

    контроль за исполнением торговых соглашений стран-членов;

    организация и обеспечение переговоров стран-членов;

    наблюдение за торговой политикой стран-членов;

    разрешение торговых споров между странами-членами.

Вступление России в ВТО

История присоединения России к ВТО

Россия подала заявку на присоединение к ВТО еще в1993 году. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых ВТО. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.

Наиболее трудные переговоры велись с США, и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол . Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Сроки вступления переносились неоднократно: 2003 год, 2006 год, затем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.

Условия присоединения России к ВТО

В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Миниэкономразвития . До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО. Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объем помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: 1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); 2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Уступки России при вступлении в ВТО

Сельское хозяйство

В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013-2017 годах будет сокращен вдвое - с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ - 6 копеек.

По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят 4 млрд долларов.

Доступ на рынок

В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.

Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.

Авиасборы

Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн в год, вызывали у Евросоюза. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км.

Пошлины

В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2 % до 6,9 %, в том числе на сельхозпродукцию - с 21,5 % до 18,9 %. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5-10 %), обнулятся на медь на металлолом будут снижены.

Импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5 %; на вино - с 20 до 12,5 %; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3-5 %; на импортную одежду на 2,5-5 %; на новые автомобили-иномарки - до 15 %, на самолёты - до 12,5 %. На спирт сохранится запретительная пошлина - 100 %, но не менее 2 евро.

В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80 % (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введен мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.

Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5-15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину - 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.

Поддержка бизнеса в условиях ВТО обойдется в 75 млрд рублей за три года

Вступление в ВТО обойдется бюджету РФ минимум в 75 млрд рублей в ближайшие три года: в настоящее время из них потрачено 60 млрд рублей. Эти деньги нужны для поддержки отраслей российского бизнеса, который оказался в непростых условиях Всемирной торговой организации. В Госдуме полагают, что объем поддержки можно дополнительно увеличить.

После вступления России в ВТО таможенные пошлины на многие импортные товары упали, после чего отечественные производители оказались не в выигрышном положении. Например, для продукции предприятий легкой промышленности ввозные пошлины упали с 40 до 5% от стоимости товара, при этом на долю импорта приходится 80% российского рынка. Именно на поддержку этой отрасли выделяются самые значительные суммы.

Помимо выделения дополнительных средств депутаты также предлагают освободить отрасль от налога на прибыль (на пять-десять лет). Поступления в бюджет от предприятий легкой промышленности составляют около 2,4 млрд рублей в год, из них 2,1 млрд поступает в региональные бюджеты, 300 млн - в федеральную казну. Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сообщил, что сейчас рассматривается предложение возместить регионам выпадающие доходы.

По его словам, сейчас правительство также рассматривает вариант помощи и агропромышленному комплексу в размере 15 млрд рублей. В число отраслей, могущих пострадать от вступления в ВТО и нуждающихся в поддержке, вошли также лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы, производство самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, а также композитных материалов и редкоземельных металлов.

Пока что все «вливания» в российское производство недотягивают до сумм, разрешенных правилами ВТО. Так, только на поддержку сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, которые влияют на конечную цену продукции, - субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на удобрения и др.) российский лимит на 2012 год составляет около 9 млрд долларов. «А у нас в бюджете на середину года только 3,6 млрд долларов по «желтой корзине». Проблема в том, что денег в бюджете не хватает», - говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Преимущества для России от вступления в ВТО

Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее на уровне 1,2 %, а по оценкам - до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.

Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь - крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.

Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров.

По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.

Итоги первого года России в ВТО

В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6 % больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6 % - обработанных лесоматериалов. Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2 %, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет. Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач объясняет, что "с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет".

"Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными "тяжеловесами" в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов. Сложно покупать российское, когда его почти не осталось", - говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90 % одеты в импортные вещи, на их столах почти 60 % иностранной еды, 70 % - иностранных лекарств. В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке.

Источник: ДТП


Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на ос­нове пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торго­вых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предус­матривает создание постоянно действующего форума стран-членов для уре­гулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглаше­ний и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в свя­зи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и в 2001 г. начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное пре­доставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количест­венных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО, помимо указанных выше, можно суммировать следующим образом:

Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

Реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из ко­торых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Приложение 1.

1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); (основной текст и договоренности о толковании отдельных статей);

Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС);

Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ);

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94(Оценка товара для таможенных целей);

Соглашение по предотгрузочной инспекции;

Соглашение по правилам происхождения;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

Соглашение по (специальным) защитным мерам.

1В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

1С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собс­твенности (ТРИПС).

Приложение 2.Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разреше­ние споров.

Приложение 3. Механизм обзора торговой политики.

Приложение 4. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. не ­обязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам.

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам министерского совещания в Марракеше (1994 г.), а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет свыше 30 тыс. страниц.

Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информацион­ные технологии"), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО.

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует, и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция , объединяю­щая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются ре­шения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапу­ре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО, и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).

Третья Министерская конференция состоялась в конце 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры, прежде всего, по "встроенной повестке" (сельское хозяйство, торговля услугами) и подготовить реко­мендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций. В частности, возможному включению для обсуждения новых сфер, в т.ч. «сингапурской повестки» (конкуренция, инвестиции, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговых процедур) и т.д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принци­пиальным проблемам в целом и по новым сферам между развитыми государствами и развивающимися странами. В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального Совета ВТО. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной повестки”, а впоследствии началось рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции других Соглашений ВТО и новых сфер деятельности организации.

В ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция , на которой был принят документ «Повестка развития Дохи» в соответствии которым начались переговоры по ряду направлений, касающихся «встроенной повестки», промышленных тарифов, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), ТРИПС, договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках профильных комитетов велась работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.).

В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам (КТП), включающий ряд специализированных органов, и который является координатором переговорного процесса нового раунда. Под эгидой КТП проходило предметное обсуждение на многостороннем уровне предложений членов ВТО по повестке нового раунда, по торговле услугами начинаются двусторонние переговоры.

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.

В декабре 2003г. и феврале с.г. состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП.

27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению были прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Документ предусматривал также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Из повестки очередной сессии были исключены вопросы, связанные с правовым регулированием инвестиций, политики в области конкуренции, обеспечения прозрачности осуществления правительственных закупок.

Шестая Министерская конференция ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация отражает результаты многосторонних торговых переговоров с момента принятия «июльского пакета» договорённостей 2004 г. Ее назначение – закрепление достигнутого прогресса и определение ориентиров работы по обеспечению завершения Раунда Дохи в 2006 г.

Хотя результаты гонконгской встречи носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит в том, что странам-членам удалось избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.

На переговорах по сельскому хозяйству было достигнуто прорывное решение: 2013 год был выбран в качестве пороговой даты для параллельного устранения всех форм экспортных субсидий. Однако, о серьезном прорыве в Гонконге, вряд ли можно говорить, так как не удалось существенно сдвинуться по основным блокам проблем, таким как либерализация доступа на рынки несельскохозяйственных товаров и услуг.

Следует отметить, что в ходе конференции развивающиеся страны проявили беспрецедентную сплоченность и скорость действий, которые могут в перспективе привести к изменению баланса сил внутри ВТО.

В настоящее время переговоры продолжаются в многостороннем формате. Внимание стран-членов сосредоточено в основном на двух вопросах: формат модальностей в отношении степени либерализация доступа на рынок товаров и вариантов сокращения искажающей торговлю внутренней поддержки сельского хозяйства. По итогам заседания Генерального совета 27 июля 2007 г. в своем выступлении Генеральный директор ВТО П.Лами призвал страны-члены тщательно изучить и взять за основу дальнейших переговоров предложенный неделей ранее документ, подготовленный председателями двух групп: по сельскому хозяйству и по доступу на рынок. Возобновление переговоров планируется с 3 сентября 2007 г. При этом сроки завершение раунда по-прежнему неясны.

Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет , состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет адми­нистрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обес­печения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО . С 1 сентября 2005 г. (на 4 года) Генеральным директором ВТО является П.Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.

Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Ко­митеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специали­зированные органы.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято около 600 человек. Рабочие языки ВТО – английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2003 г. составил 154 млн. франков (около 115 млн.$), на 2004 – 157,1 млн франков (117,3 млн.$).

Принятие решений. С конца 1995г. в ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положе­ний соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагива­ющие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО страна­ми-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет согла­шений Уругвайского раунда.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 151 государство, причем только 23 из них стали новыми членами – Эквадор, Болгария (1996г.), Мон­голия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.), Армения (февраль 2003г.), Македония (апрель 2003г.), Непал (апрель 2004г), Камбоджа (октябрь 2004 г.), Саудовская Аравия (11 декабря 2005 г.), Вьетнам (11 января 2007 г.) и Королевство Тонго (27 июля 2007 г.).

Около тридцати государств имеют статус наблюда­теля в ВТО , в т.ч. числе Россия, Алжир. Все государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Междуна­родный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развиваю­щимся странам в сфере мировой торговли.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации , выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот про­цесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоедине­ния полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит де­тальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соис­кателя в данной организации, которые, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заин­тересованными странами-членами РГ.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" усту­пок, которые страна-соискатель будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе РГ).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны како­го-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответс­твующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присо­единения оформляются следующими официальными документами:

Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

(Cм. также справку ДТМП «Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО» и информационные сайты www.wto.ru &

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!