Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

«Все, кто прикоснется к Булгакову грязными руками, будут наказаны. Судьба маргариты То есть все смогут коверкать их, как захотят

При участии внука жены Булгакова Елены Сергеевны в киевскомx Музее одной улицы открылась выставка, посвященная взаимоотношениям писателя со Сталиным

У Михаила Булгакова, автора любимых народом произведений «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дни Турбиных», не было своих детей, но наследники есть. Один из них -- 52-летний Сергей Шиловский, внук последней жены Булгакова Елены Сергеевны, ставшей прообразом Маргариты, -- привез для демонстрации в Киеве почти все оставшиеся у него булгаковские вещи. Они экспонировались лишь один день на выставке «Роман с дьяволом. Булгаков и Сталин», открывшейся в минувшую пятницу в Музее одной улицы. Выставка будет работать до декабря.

«Булгаковские произведения миллионером меня не сделали»

Журналисты стали собираться в Музее одной улицы еще за час до открытия выставки, чтобы задать вопросы московскому гостю, владельцу прав на издание произведений Булгакова Сергею Шиловскому.

Моя бабушка Елена Сергеевна была женой Булгакова восемь лет, вплоть до смерти писателя в 1940 году, -- говорит Сергей Шиловский. -- Из-за любви к Булгакову Елена Сергеевна развелась с моим дедом, кстати, человеком высокопоставленным и обеспеченным -- он был генералом Красной Армии (как тут не вспомнить побег Маргариты от мужа, крупного советского чиновника. -- Авт.). Детей после развода поделили. Старший сын -- мне он приходится дядей -- остался с отцом, который затем женился на дочери Алексея Толстого. Мой папа жил с Еленой Сергеевной и Булгаковым. Поэтому я и стал владельцем прав на произведения Михаила Афанасьевича. Точнее, владельцев сейчас двое -- я и моя племянница.

Издательства продолжают активно печатать Булгакова. Хватает ли гонораров на то, чтобы вы ни в чем себе не отказывали?

Насчет «активно печатать» вы совершенно правы: за последние два года вышли два полных собрания сочинений, готовится еще одно, а сколько появляется отдельных изданий романов и пьес! Однако миллионером это меня не сделало. Хотя стать богатым я, как всякий человек, не прочь. Загвоздка в суммах гонораров: популярному автору могут платить много и даже очень много, а вот владельцу прав на произведение причитаются весьма скромные суммы. Плата за зарубежные издания Булгакова гораздо выше, чем в России, но после вычета налогов опять-таки остается мало денег.

Ныне десятки литераторов пишут продолжения романа «Мастер и Маргарита» (в том числе в жанрах детектива, триллера, фантастики) и присылают их мне. Запретить печатать эти тексты я не имею права. Другое дело, когда в произведения Булгакова что-либо вписывают. Скажем, один известный драматург подготовил к постановке текст булгаковской пьесы, добавив туда куски собственного сочинения. Не менее известный режиссер недавно позвонил мне: «Я хочу поставить фильм, который ничего общего с «Мастером и Маргаритой» не имеет. Спрашиваю, зачем он мне об этом говорит. Оказывается, все персонажи кинопроекта взяты из «Мастера и Маргариты». Понятно, что согласия на подобные вольности я дать не могу.

Рассказывала ли вам бабушка о том, как у нее возник роман с Булгаковым, как развивались отношения?

Это интимные темы, о которых не стоит распространяться. Скажу лишь, что Елена Сергеевна считала, будто продолжает общаться с Михаилом Афанасьевичем и после его смерти -- во сне. Нередко она рассказывала о «встречах», ничуть не смущаясь, что это были лишь сны. Один случай описан известным булгаковедом Яновской. Когда та сказала Елене Сергеевне, что роман «Белая гвардия», по ее мнению, не завершен, моя бабушка деловито ответила: «Я тоже хотела спросить Мишу об этом. Обязательно сделаю это сегодня».

Не знавшие ее люди могут подумать, что старушка попросту выжила из ума. Однако могу заверить: и в преклонном возрасте она сохранила здравый ум, отличную память и жизнерадостный нрав. Скажем, «Мастера и Маргариту» она знала наизусть. Когда в 1966 году готовилось первое издание романа в журнале «Москва», бабушка сильно простудилась. Наступил ноябрь, но отопление все никак не включали. Елена Сергеевна лежала под двумя одеялами с высокой температурой, когда к нам привезли на вычитку гранки. Помнится, они были мокрые от дождя. Я читал текст вслух, а бабушка по памяти вылавливала опечатки и купюры, сделанные цензором (их набралось более 50 страниц). Нас торопили, поэтому мы работали не только днем, но и две с половиной ночи кряду. Я горжусь тем, что мне, 14-летнему юноше, довелось помогать бабушке редактировать первое издание «Мастера и Маргариты».

Его разрешили напечатать в «Москве», этот журнал тогда еще не успел завоевать широкую аудиторию. Но когда в нем начали публикацию булгаковского романа, тираж подскочил в десятки раз. Самое интересное то, что из редакции кто-то вынес полный текст, без купюр, и по Белокаменной ходили экземпляры самиздата -- номера журнала «Москва» с вклеенными в текст «Мастера и Маргариты» кусками, которые вычеркнул цензор. Первое официальное издание этого романа без купюр вышло в издательстве «Художественная литература» только в 1972 году.

«Булгаков умер на руках у моей бабушки»

А первое полное собрание сочинений Булгакова было подготовлено Тюпой, простите, моей бабушкой. Так называли ее близкие люди, в том числе и я. Как бабушка получила это прозвище и что оно означает -- никто не знает. У ее поколения было модно давать друг другу шутливые имена. Так вот, бабушка в конце 1950-х отпечатала на машинке все тексты произведений Булгакова, сшила их, и получилось полное собрание сочинений.

Елена Сергеевна была машинисткой Булгакова -- перепечатывала написанные от руки «каракули». А когда Михаил Афанасьевич стал терять зрение, печатала под диктовку. Заболев, Булгаков как профессиональный врач знал, что его состояние вскоре сильно ухудшится, придется ложиться в больницу. Он этого не хотел и взял с жены слово, что она не поддастся на уговоры врачей -- умереть он должен в своей постели на руках Елены Сергеевны. Она выполнила данное мужу слово.

Машинописное собрание сочинений Булгакова хранится у меня, и сегодня я экспонирую его в Музее одной улицы. Я также привез несколько снимков с надписями, сделанными Булгаковым, его личные вещи и книгу, выпущенную в 1925 году, в которой опубликованы булгаковские «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Кстати, с этой книгой произошла удивительная, почти мистическая история. Ее украли -- это было еще при жизни Елены Сергеевны -- с одной из выставок. Редчайшее издание казалось утраченным навсегда, однако спустя три года раздался звонок в дверь. На пороге стоял мужчина, заявивший, что это он украл «Дьяволиаду» и хочет вернуть ее владелице…

Вечно вокруг Михаила Афанасьевича происходят какие-то темные истории -- то проваливаются все попытки поставить фильм по «Мастеру и Маргарите», то не удалось установить памятник Булгакову на Патриарших прудах…

В России до сих пор нет ни одного памятника Булгакову, ни одной улицы, названной его именем. Памятник на Патриарших (напомним, там разворачивается действие первого эпизода романа «Мастер и Маргарита») пытались установить по инициативе возглавляемого мною фонда Булгакова. При поддержке мэра Москвы Юрия Лужкова были выделены необходимые деньги. Провели творческий конкурс (комиссию возглавлял Зураб Церетели). Победу одержал известный скульптор Румянцев, создавший памятник Юрию Никулину, который сейчас стоит возле цирка. На Патриарших предполагалось установить композицию: Булгаков, сидящий на лавочке. Но надо же было такому случиться, что как раз в это время власти затеяли капитальную реконструкцию Патриарших и решили соорудить целый Булгаковский комплекс: 15-метровый бидон, фонтан, по водной глади которого должен был ступать Христос… Поползли слухи, что жителей первых двух этажей в близлежащих домах отселят за пределы Москвы, а на месте их квартир разместят кафе и рестораны. Чем абсурдней слух, тем больше людей в него верят. Жильцы стояли живым кольцом вокруг Патриарших, взявшись за руки (причем по ночам тоже), не давая проехать бульдозерам. А православные верующие писали в различные инстанции: «Памятник Сатане не дает спокойно жить труженикам района». Так что памятника на Патриарших не будет. Рассматривается вариант его установки на Воробьевых горах, откуда Воланд со свитой покидал Москву.

Вы выросли в квартире, где жил Булгаков?

Нет, тот дом по Щепкинскому переулку давно снесли. Но в Москве сохранились еще две квартиры, где жил Михаил Афанасьевич, и в одной из них -- на Большой Пироговке, 35 -- мы хотим организовать его музей. А вот от квартиры в доме по Большой Садовой мы отказались по той причине, что она в «Мастере и Маргарите» описана как «нехорошая».

Нынешняя выставка посвящена взаимоотношениям Сталина и Булгакова. Рассказывала ли вам Елена Сергеевна, как писатель относился к вождю?

С исключительным уважением. Недаром ведь Булгаков написал пьесу «Батум» о молодом революционере Кобе. И даже когда началась кампания по разоблачению культа личности Сталина, бабушка говорила, что пройдет время, и отношение к Иосифу Виссарионовичу изменится к лучшему.

Широко известно, что Сталин регулярно ходил в театр смотреть «Дни Турбиных», а когда Булгаков оказался в опале -- пьесы перестали ставить, произведения не печатали, и писатель остался безработным, -- вождь позвонил Михаилу Афанасьевичу, просившему правительство отпустить его за границу. После звонка ситуация резко изменилась, правда, лишь на полтора года. Затем опала продолжилась. Казалось, Сталин забыл о своем любимом писателе. И получилось так, что как раз на следующий день после смерти писателя в 1940 году из Кремля позвонили справиться, как живется Михаилу Афанасьевичу… Думаю, что благодаря Сталину тогда удалось похоронить Булгакова на «элитном» Новодевичьем кладбище. Рядом с Булгаковым погребена и моя бабушка. Я ухаживаю за их могилами. По заведенной Еленой Сергеевной традиции высаживаю там бегонии.

Поступок престарелых родственниц стал полной неожиданностью для наследников - раньше пенсионерки никогда ни на что не претендовали. Как считает семья Булгакова, "старушек бессовестно использовали". О семейном скандале пишет в четверг "МК" .

Сергей Шиловский - внук Булгакова, но не кровный. Михаил Афанасьевич не имел детей, хотя и был трижды женат. Последняя супруга, Елена Сергеевна, до встречи с Булгаковым была замужем за белым офицером Евгением Шиловским.

От первого брака у Шиловских было двое сыновей. После развода старший, Евгений, остался с отцом, а Сергей - с матерью. Булгаков усыновил ребенка любимой женщины. "Приемный сын Михаила Афанасьевича и есть мой отец, - с улыбкой объясняет Сергей Шиловский. - Папа умер в 1977 году. Он много рассказывал мне о Михаиле Афанасьевиче. Булгаков виртуозно играл в шахматы и учил моего отца, но ученику так ни разу и не удалось обыграть мастера. А у меня никогда не получалось выиграть у папы".

Вторая ближайшая родственница великого писателя - Дарья Шиловская, внучка Евгения, старшего сына Елены Сергеевны. Разумеется, они не единственная родня писателя. Михаил Афанасьевич из многодетной семьи, у него было четыре сестры и два брата. Дочери трех сестер - Варвары (по мужу Карум), Елены (в замужестве Светлаевой) и Надежды (в браке Земской) - живы по сей день. Судебную тяжбу из-за наследства затеяли две из них: 75-летняя Варвара Светлаева и 83-летняя Ирина Карум.

Варвара Михайловна сделала карьеру ученого-химика, живет в Москве и сейчас на пенсии. А Ирина Леонидовна, врач по образованию, обосновалась в Новосибирске. Они называют себя "полнородными племянницами" Булгакова и считают, что имеют больше прав на творческое наследие дяди, чем Шиловские. О своих претензиях женщины заявили в Никулинский суд.

Между тем, еще в 1993 году авторские права на все произведения Михаила Булгакова перешли Дарье и Сергею Шиловским. Возникает и такой вопрос: зачем племянницам вообще понадобилось дядюшкино наследство, пишет "МК". Женщины они немолодые, к тому же у обеих нет ни детей, ни внуков.

"Я уверен, что бабушек просто ввели в заблуждение, - так ласково называет пожилых родственниц Сергей Шиловский. - У нас всегда были хорошие отношения, мы часто созванивались, и вдруг, как гром среди ясного неба, этот судебный процесс. Интересно, что начало заседаний совпало со съемками фильма "Мастер и Маргарита". Один фильм уже был снят, но так и не вышел на экраны. Новый фильм просто не даст шанса своему предшественнику появиться в прокате. Вот я и подумал: может, кто-то заинтересован сорвать съемки и для этого использовал наших бабушек".

Впрочем, сама Варвара Светлаева не отрицает, что в суд она пошла не по собственной инициативе. "Я не стану говорить, кто инициатор процесса, - твердо заявила Варвара Михайловна, - но это не я. Я только подала нужные документы. Просто меня возмущает, что про Михаила Афанасьевича пишут разную чушь в журналах и так называемых биографических изданиях. В одной книге я прочла, что Булгаков был сатанистом! А мою мать, оказывается, похоронили с ампутированными ногами! Это же никуда не годится. Будь я наследницей, быстро прекратила бы это безобразие".

"В 1940 году, когда умер Булгаков, имущество по закону переходило только к наследникам первой очереди, - объясняет адвокат Шиловских Ирина Тулубьева. - Наследники первой очереди - это жена и дети, второй - сестры, братья, племянники. Поэтому после смерти писателя все досталось его супруге Елене Сергеевне, а затем - ее сыновьям, внуку и правнучке. Так что племянницы Светлаева и Карум не имели ни одного шанса отсудить наследство".

Наследство Михаила Булгакова состоит из множества его сочинений: романов, пьес, писем, записок, рассказов. Его произведения издаются во всем мире и раскупаются тысячными тиражами. Сергей и Дарья Шиловские договариваются с российскими и зарубежными издательствами о публикации произведений. Благодаря их стараниям скоро выйдет в свет третье полное собрание сочинений Булгакова. Сейчас Сергей Сергеевич добивается открытия памятника и музея писателю.

На днях судебная тяжба с племянницами Булгакова завершилась. Под конец процесса, когда их поражение было уже очевидно, истицы просто отказались от своих требований. "Процесс закончен, и я снова могу вернуться к будничным заботам о памятнике и музее, - говорит Шиловский. - Вообще-то нам и раньше приходилось судиться, но только с нарушителями авторских прав. Года три назад мы с Дашей подавали в суд на режиссера Кирилла Ганина. Мало того что он поставил спектакль "Мастер и Маргарита" без спросу. Все актеры на сцене были... голыми! Было очень обидно, что мы не выиграли. Суд решил, что не доказан факт показа спектакля. Хотя мы принесли афиши, фрагмент представления на видео и даже билеты".

Елена Булгакова фотография

Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену..."

- О том, что Елена Сергеевна Булгакова была прообразом Маргариты, знают решительно все. Некоторые слышали и о том, что до этого она была замужем за видным военным ученым, генералом Шиловским. А вот о том, что первым браком она была замужем за сыном последнего великого русского трагика и вождя анархистов Мамонта Дальского, известно немногим...

Я о первой, ранней любви Елены Сергеевны тоже почти ничего не знаю: она прошла и не оставила следа. Мой дед был штабс-капитаном царской армии, потом он перешел к красным и стал командармом, а первый муж бабушки являлся его подчиненным. Уводить жену у младшего по званию дурной тон, но дед очень сильно влюбился - и Елена Сергеевна оставила мужа. Они переехали в Москву, у нее родился сын, потом второй, бабушка ушла в заботы о детях. Дед считался видным военспецом, занимал высокий пост и был очень обеспеченным человеком. А Елена Сергеевна стала одной из самых ярких светских дам советской Москвы. Для этого у нее были все основания.

Бабушка родом из Риги, ее девичья фамилия Нюренберг. Ее родители немецких кровей: мать до революция была домохозяйкой, отец - служащим. Они дали дочери прекрасное образование: Елена Сергеевна в совершенстве владела тремя языками и была великолепно воспитана. К тому же она была человеком совершенно необыкновенного обаяния. Ее жизни могли бы позавидовать многие - дом, где жила вся верхушка РККА, от Уборевича до Тухачевского, приемы, успешная карьера деда...

- Он ведь был заместителем начальника Академии Генштаба?

Он был и ее начальником, а перед войной некоторое время возглавлял Генеральный штаб.

Лучшие дня

Но важнее, мне кажется, другое - дед был доброжелательным и очень порядочным человеком. У него со всеми были очень хорошие отношения, он старался никому не причинять вреда. В конце войны он носил погоны генерал-лейтенанта, а ему присвоили генерал-полковника и назначили на должность, где он был должен подписывать смертные приговоры. Дед отказался, был разжалован в генерал-майоры, отстранен от военной оперативной работы и отправлен преподавать в Академию Генерального штаба. Там он опять получил генерал-лейтенанта и проработал в Академии всю оставшуюся жизнь.

Вы только представьте: двадцатые годы, молодой красный генерал планирует войну против мирового капитала, а в Рязанской губернии стоит его бывшая усадьба, и в доме висит княжеский герб! После войны Евгений Александрович приехал в имение вместе с моим отцом (просто так, посмотреть, что там происходит), и колхозники начали ломать шапки:

Молодой барин приехал!

Их брак был удачен, но произошло невероятное: Елена Сергеевна бросает семью и идет на все условия дедушки. Они делят детей - старший остается с ним, младший, мой отец, у Елены Сергеевны. А детей она любила фанатически - я сужу об этом по тому, что часть этой любви перешла на меня.

С восьмилетним ребенком она уходит к бедняку, не имеющему даже своей квартиры.

"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!"

М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"

- Рассказывали ли в семье, как познакомились Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич?

Есть несколько версий. По одной они познакомились на Масленице, у совершенно чужих людей. По другой - у близких знакомых на блинах. Есть и третья версия, связанная с определенной датой, - и та не попадает ни на блины, ни на Масленицу.

У них были общие знакомые. Во МХАТе шли "Дни Турбиных", а сестра Елены Сергеевны была секретарем Немировича-Данченко, и бабушка знала, что Булгаков начинающий, но популярный писатель.

Они познакомились, буквально через день поехали кататься на лыжах - и завязался роман. Муж об этом узнал и потребовал, чтобы их встречи прекратились. Они расстались, встретились только через полтора года - и поняли, что жить друг без друга не могут.

- Сейчас мы знаем, что Михаил Афанасьевич гений, но в двадцатые годы об этом можно было только догадываться. А у мужа было решительно все - и прекрасная внешность, и ум, и положение. Чем Булгаков побил эту карту? Как он ухаживал? Каким он был?

Дело, по-моему, в том, что Елена Сергеевна почувствовала его гениальность. А как он за ней ухаживал... Он ее веселил. Это продолжалось всю жизнь - Михаил Афанасьевич писал ей уморительные записочки, рисовал карикатуры, вырезал из газет фотографии, переклеивал их и комбинировал со смешными комментариями. Он замечательно рассказывал анекдоты и умел быть душой компании - к ним постоянно приходили гости. Сначала был стол-фуршет, затем Булгакова просили почитать. И все сидели полночи, слушая то, что он сегодня написал.

- Все это было потом - а на блинах (или на Масленице) советская гранд-дама встретилась с нищим писателем - и у обоих переломилась жизнь...

Дело в том, что любовь рациональному объяснению не подлежит.

Елена Сергеевна ушла от мужа - и ей стало очень непросто жить. Бабушке пришлось заниматься бытом, и она свыклась с этим так, что служение Михаилу Афанасьевичу стало смыслом ее жизни.

- Ходили истории об объяснении вашего дедушки и Булгакова, о вынутом револьвере, о том, что выстрелить Евгению Александровичу Шиловскому помешало только то, что Елена Сергеевна была рядом, за деревьями...

Елена Сергеевна рассказывала, что муж сказал ей: "Я убью его". За это и уцепились. И стали додумывать то, чего на самом деле не было. По одной версии при этих словах якобы он достал револьвер. По другой Елена Сергеевна бросилась на револьвер с криком: "Не надо!" Однако я точно знаю, что они продолжали общаться и после развода, ее старший сын все время был в доме Булгакова, с мамой. Когда в тридцатые-сороковые годы отец познакомился с моей будущей матерью, ее представляли Шиловскому. Он и на свадьбе был.

- Согласно легенде, умирающий Булгаков говорил жене: "Скажи Евгению, чтобы он дал мне револьвер".

Так оно и было. Но с дедом он не общался: Булгаков ничего против него не имел, зато тот не простил обиды. Речь шла не столько о револьвере Шиловского, сколько о револьвере вообще - он просил Елену Сергеевну прекратить его муки.

"...Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны".

М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"

- Со стороны кажется, что Булгаков и Елена Сергеевна прожили вместе всю жизнь. А ведь это не так - их брак был короток...

Они жили вместе около восьми лет. Познакомились в тысяча девятьсот двадцать восьмом - двадцать девятом, поженились в тридцать втором, а в сороковом году он умер. Это был самый насыщенный период в жизни бабушки: Булгаков писал, а всем остальным - переговорами с театрами, редактурой, печатанием - занималась она. Благодаря этому Михаил Афанасьевич освободился от рутинной работы, которой терпеть не мог.

Булгаков был не только гениальным писателем, но и хорошим врачом. Он прекрасно понимал, что с ним сделает гипертония. Михаил Афанасьевич практически предугадал дату своей смерти и подробно описал бабушке то, что с ним будет дальше:

Готовься, ты со мной будешь мучиться. Сначала у меня пропадет зрение, затем начнутся провалы в сознании...

Потом были страшные тридцать девятый и сороковой годы. Он умирал, впадал в беспамятство, снова приходил в себя и в минуту просветления сказал, что все, что он написал, было сделано ради Елены Сергеевны:

Я жалею только о том, что мои книги никто не прочтет.

И она ответила:

Я обещаю тебе, что твои произведения будут напечатаны.

Это казалось совершенно несбыточным ей самой. Булгаков находился под запретом, даже самые близкие люди говорили, что его никогда не будут печатать.

- Но обещание тем не менее сбылось.

Сбылось благодаря Елене Сергеевне.

Она посвятила свою жизнь тому, чтобы произведения Булгакова увидели свет, а как ей это удалось, не знает никто. Я помню длительные переговоры, встречи, обещания. Немного надежды - и провал. А затем все начинается снова.

В ее доме бывал весь МХАТ, от Качалова до Софьи Станиславовны Пилявской - с ней она дружила до последних лет жизни. Здесь бывали Паустовский, Симонов, Ахматова, Раневская, Рихтеры, Солженицын, Лакшин. Все они потихонечку ей помогали -- и в шестидесятые годы вышел первый булгаковский сборник. Более счастливого человека, чем Елена Сергеевна, невозможно было найти. У нас дома оказалась чуть ли не половина тиража - она надписывала книги и рассылала их друзьям.

А в шестьдесят шестом году случилось невероятное - удалось напечатать "Мастера и Маргариту" в журнале "Москва".

Я тогда жил у Елены Сергеевны - она была больна и не вставала с постели. Под вечер нам привезли мокрые гранки, их нужно было срочно отредактировать и подписать. Елена Сергеевна лежала с очень высокой температурой, временами впадая в беспамятство, но мои родители куда-то уехали, и вся работа по сверке текста легла на наши плечи. Она заняла сутки: я читал гранки вслух, в силу своего малого возраста путаясь в библейских именах, а Елена Сергеевна редактировала "Мастера и Маргариту". Для этого ей не были нужны рукописи Михаила Афанасьевича - она знала роман наизусть.

"Москва" почти не поступала в киоски, а то, что в них попало, читающая публика моментально смела. Люди искали номера с "Мастером" по всему городу, по рукам ходили фотокопии, вскоре появился и журнал с вклеенными в него цензорскими купюрами. А полный текст книги вышел только в семидесятые.

В шестьдесят девятом Елене Сергеевне впервые разрешили выехать за границу. К этому моменту Булгакова уже издали и в Германии, и во Франции - причем без ее разрешения. Как это произошло, осталось неясным.

Дело в том, что приходить к ней и читать произведения Булгакова разрешалось всем, но никто не мог вынести из дома хотя бы страницу текста. Изучающий творчество Михаила Афанасьевича студент мог сидеть у нее двое суток (его к тому же поили и кормили). А выпускать из дома рукописи она отказывалась - до тех пор, пока те не будут напечатаны.

- На что же Елена Сергеевна жила?

Жить ей было не на что. Она работала машинисткой, выйдя на пенсию, занималась переводами. В серии "Классики мировой литературы" был напечатан роман Жорж Санд - его переводила она. По действовавшему тогда наследственному праву авторский гонорар можно было получать в течение двадцати пяти лет после смерти писателя. Булгаков умер в сороковом, издавать его стали в середине шестидесятых.

В ее доме не было особого достатка, но не проходило дня, чтобы у нее не гостил кто-то, изучающий творчество Булгакова. И у гостей складывалось впечатление, что они попали в очень зажиточный дом - более хлебосольного (и хорошо готовившего) человека было не сыскать.

- У Елены Сергеевны были какие-нибудь пристрастия?

Она очень любила театр. На мхатовские "Мертвые души", инсценировку для которых написал Булгаков, мы ходили чуть ли не каждую неделю.

- Михаил Афанасьевич и сам был талантливым актером.

Да, это так. Когда заболел артист, игравший судью в "Пиквикском клубе", он его заменил. Сидевший в зале Станиславский не узнал Булгакова. "Кто это? Какой хороший актер!" - воскликнул он.

Но и Елена Сергеевна была очень талантливой актрисой. Все ее истории были разыграны по ролям, она абсолютно точно и остро воспроизводила чужие интонации.

"...Я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться".

М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"

- Многие считали, что в Елене Сергеевне было то же мистическое начало, что и в булгаковской Маргарите...

Лакшин вспоминал, как он позвонил ей по телефону ранним утром, боясь разбудить, и сказал, что бабушке надо срочно прийти в издательство - есть возможность напечатать какую-то из вещей Михаила Афанасьевича. Он положил трубку, и через пятнадцать минут Елена Сергеевна появилась у него в кабинете - накрашенная и свежая.

Как же вы так быстро до меня добрались?

На метле.

Бабушка шутила - но в то, что у нее есть прямой контакт с покойным Михаилом Афанасьевичем, она верила свято. По вечерам Елена Сергеевна рассказывала ему о том, что сделала за день, какие были новости, чего она ждет от будущего. Спрашивала у него советов - и считала, что получает ответы. Самое удивительное то, что они часто сбывались.

Елена Сергеевна считала, что зло наказуемо - и с людьми, обращавшимися к наследию Михаила Афанасьевича с нечистыми намерениями, действительно происходили странные вещи. У них пропадали рукописи, они проезжали те остановки, где у них были назначены важные встречи. Это продолжается и по сей день.

- А как Елена Сергеевна относилась к экранизациям Булгакова?

Очень скептически. Ей не нравилось, что кто-то будет вторгаться в его произведения, изменять текст. "Мастера и Маргариту" хотели снимать и Алов с Наумовым, и Таланкин, и Климов. Она брала в руки сценарий, и я видел, как у нее вытягивается лицо.

Ты еще не прочла, а тебе уже не нравится!

Если бы Миша хотел написать пьесу или сценарий, он бы их и написал.

А что с ней произошло сначала, когда она прочитала сценарий фильма "Бег" режиссеров Алова и Наумова и увидела мудрого и благородного Фрунзе! (Создатели ленты оказались в безвыходном положении - без Фрунзе не было бы фильма.)

Эфросовский "Мольер", где играл Любимов, считается шедевром - а Елене Сергеевне телеспектакль совсем не понравился...

Вы обратили внимание, что я постоянно называю ее Еленой Сергеевной? Дело в том, что в доме к ней обращались именно так, и я никогда не называл свою бабушку бабушкой. Она была похожа не на бабушку, а на друга - и поможет, и расскажет, и денег подбросит, а если надо - одернет...

У Елены Сергеевны было домашнее имя Тюпа, а что это такое, я до сих пор не знаю.

- А с предыдущей женой Михаила Афанасьевича у Елены Сергеевны были какие-то отношения?

Отношения были, хоть и не очень теплые. Когда Елена Сергеевна устраивала булгаковские вечера, она ее приглашала, и та приходила. Не скажу, что они при этом целовались: главной музой Михаила Афанасьевича каждая из них считала себя. Однако похоронена вместе с ним была Елена Сергеевна.

Вам известна эпопея с булгаковским могильным камнем? Михаил Афанасьевич считал Гоголя своим учителем и кумиром: его надгробный камень находился на Новодевичьем, где был похоронен и Булгаков. А потом советское правительство решило этот камень убрать - Гоголю поставили целый памятник. Елена Сергеевна увидела камень и сказала: "Берите все что хотите, только отдайте его нам". Гоголевское надгробие, кусок невероятно твердого, чуть ли не метеоритного материала, до сих пор стоит на могиле Булгакова.

Мы с Еленой Сергеевной ездили на кладбище по субботам и воскресеньям, сажали на могиле Михаила Афанасьевича бегонии - причем только ярко-красного цвета. Она умерла в семидесятом году и лежит рядом с ним, а над ней цветут ее любимые красные цветы...

Так шутил Булгаков

Елена Сергеевна научилась этому у Булгакова. Муж веселил ее, сочиняя смешные записочки (она обнаруживала их и в любимых книгах, и в рукоделии) - позже записки с забавными текстами и вырезками из газет стали находить ее близкие.

Невестка Елены Сергеевны - Елизавета Григорьевна, Лиля, преподавательница английского, отправилась в Палангу с сыном - и свекровь отправила ей эту тетрадочку с самодельным комиксом. Елена Сергеевна пишет о ролях своего сына - на самом деле он был театральным администратором и директором, работал во МХАТе, на Таганке, в Театре Гоголя и Театре кукол. Это милый домашний розыгрыш: его интерес в том, что так шутил и Булгаков.

Неточность
Антон 25.02.2008 11:55:47

Елена Сергеевнеа наполовину еврейка. Отец Сергей Маркрвич Нюрнберг -- крещёный еврей. Зачем придумывать про немецкую кровь. Как будто Сергей Сергеевич не знает. Неприлично.

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК: Приступая к нижеописанной истории, невольно вспоминаешь эпизод из популярного романа. Гражданин в фуражке с белым верхом и с небольшим акушерским саквояжем в руке постучался в дверь некоего начальственного кабинета. – По какому делу? – спросил его секретарь. – По личному, – сухо сказал гражданин и, приблизившись к письменному столу хозяина кабинета, спросил: – Вы меня не узнаёте? Хозяин кабинета рассеянно заявил, что не узнаёт. Опустим сцену, описанную Ильфом и Петровым, во время которой посетитель пытался убедить хозяина письменного стола, как поразительно он, посетитель, похож на черноморского революционера лейтенанта Шмидта. Разговор наших героев шёл в других тонах и о другом.

СЫН ЛЕЙТЕНАНТА БУЛГАКОВА: Я даже могу представить, о чём они говорили, – директор крупного издательства (или, возможно, директор известного театра) и посетитель, назвавшийся наследником крупнейшего русского классика. Разумеется, о гонорарах. О тех, которые издательства и театры обязаны выплачивать наследнику Михаила Афанасьевича Булгакова. Директор, видимо, спросил, стараясь быть отменно вежливым: «А на каком, простите, основании?». Гость обиженно улыбнулся и выложил на стол изрядно помятую копию свидетельства о праве на наследство по закону, выданное ему 15 апреля 1994 года тогда ещё частным нотариусом г. Москвы Е.Н. Андрюхиной. Из этого авторитетного документа директор должен был заключить, что сидящий перед ним Сергей Сергеевич Шиловский является наследником упомянутого классика.

НЕТОЧНОСТИ В ДОКУМЕНТАХ: Первое, что бросилось директору в глаза, – отсутствие в документе названий принадлежащих Булгакову произведений, за издание которых он, директор, должен платить отчисления Шиловскому. Кто-кто, а директор знал, что при удостоверении подобных свидетельств нотариус обязан тщательно проверить состав наследства, на которое претендует наследник, дабы точно указать, с каких именно произведений следует разрешить обладателям авторских прав в будущем стричь купоны. Поскольку же такого перечня в копии нотариального свидетельства не оказалось, директор так же вежливо попросил показать ему оригинал нотариального документа. Обиженная улыбка на лице Шиловского сменилась саркастической: «Я пришёл к вам не к первому и, надеюсь, не к последнему. И нигде не встречал недоверия». – Моё требование – не каприз, – на сей раз обиделся директор. – Наследство Булгакова – национальное достояние. Всё здесь должно быть строго по закону. И что за проблема – показать оригинал нотариального свидетельства?

НЕТ ОРИГИНАЛА: Разговор этот состоялся лет десять назад. Был суд, который тоже потребовал предъявить оригинал свидетельства. Но тоже не получил. Случались и другие конфликты.

НАСЛЕДНИКИ?: Наиболее острый разразился у него с продюсером снятого в том же 1994 году первого российского фильма по роману «Мастер и Маргарита». Фильм показали только… через 13 лет, в дни Московского Международного кинофестиваля 2006 года. Зал был полон. Интерес подогревался тем, что столь долгий запрет на него был наложен не уж-жасным Госкино, тогда уже расформированным, а тем же Шиловским со своей племянницей Дарьей Писарчик, примкнувшей к нему в качестве ещё одной наследницы М.А. Булгакова.

ЗАПРЕТ ФИЛЬМА: Запрет был обставлен частоколом условий, уладить которые можно было, как поёт Лариса Долина, с помощью зонта. С одним лишь требованием не соглашался продюсер – в случае непринятия условий Шиловских ему будут выставлены ощутимая неустойка, а также штраф 0,5 процента за каждый день просрочки платежа. – Не угроза финансовых санкций возмутила меня, – объясняет продюсер. – Тем более что мы начинали съёмки в 1992 году, когда роман «Мастер и Маргарита» беспрекословно рассматривался как общественное достояние и ни о каких наследниках речи не шло.

АКТЕРЫ: Запрет Шиловского грубо перечёркивал огромный творческий труд режиссёра Юрия Кары и занятых в фильме актёров: Иешуа представлял Николай Бурляев, Пилата – Михаил Ульянов, Воланда – Валентин Гафт, Мастера – Виктор Раков, Маргариту – Анастасия Вертинская, Левия Матвея- Лев Дуров, Коровьева – Александр Филиппенко. Музыку написал великий Шнитке.

МЕЛИКЯНЦ: Тем не менее я (Рассказ ведется от имени Георгия Меликянца - зав. отделом информации, отделом пропаганды, отделом литературы и искусства газеты "Известия". Специальный корреспондент, ответственный секретарь "Известий".) был готов рассмотреть претензии новоявленных наследников. Разумеется, при предъявлении ими соответствующих документов. Но таковых не дождался.

СПОРНЫЕ ПРАВА: В мае 2004 года Меликянц выступил в «Литературной газете» со статьёй «Новые приключения Мастера и Маргариты». Рассказал о сомнениях многих издателей и театральных деятелей относительно правомерности прав С.С. Шиловского и Д.В. Писарчик на наследие Булгакова. Откровенно, я ждал чуть ли не вызова в суд. Но обошлось. Почему? Думаю, что с имевшимися у Шиловского документами идти в суд было бессмысленно. С.С. Шиловский, внук обожаемой третьей жены Булгакова Елены Сергеевны, – всего лишь наследник своего отца, а не Михаила Афанасьевича. Что касается Д.В. Писарчик, то она – всего лишь правнучка Елены Сергеевны. По закону, даже обладая авторскими правами на ряд произведений Булгакова, наследниками Булгакова они являются лишь в той мере, в какой Остап Бендер был сыном лейтенанта Шмидта.

ЗАВЕЩАНИЕ: Известно, что буквально в последние дни жизни Михаил Афанасьевич оформил завещание на имя Елены Сергеевны. Но тогда Булгакова издавали и ставили бесстыдно мало, да и срок действия авторских прав по действовавшему тогда законодательству, а именно Основам авторского права 1928 года, которых придерживается и сегодняшняя судебная практика, составлял всего 15 лет.

СРОК ИСТЕК: Так что издание в 1968 году романа «Мастер и Маргарита» осуществлялось за пределами действия авторских прав, произведение являлось в этот момент народным достоянием. Его издание не повлекло за собой возникновения у Е.С. Шиловской прав на это произведение по действовавшему в то время законодательству. А тем более – появления у Сергея Сергеевича прав запрещать показ кинофильма. Через несколько лет Елена Сергеевна уже не имела прав на многие произведения мужа, тем более на неопубликованные. Внук же её рассказывает всюду, что он и его племянница наследуют бабушке и прабабушке. Можно ли наследовать права, которых уже нет у праводательницы?

СЫН БУЛГАКОВА: И уж совсем некрасиво, что Сергей Сергеевич при всяком удобном случае утверждает, будто его отец, Сергей Евгеньевич, был усыновлён Булгаковым. Не было такого. Подобный факт стал бы известен хотя бы в семье Булгаковых, но о нём никто из близких не упоминает. Но зато впечатление на окружающих это оказывает мощнейшее!

ВТОРОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: Основанием для своих претензий С.С. Шиловский считает то самое свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом Е.Н. Андрюхиной 15 апреля 1994 года, первый и второй экземпляры которого до сих пор так никто не видел. В 1998 году на руках у Шиловских появляется ещё одно «неопровержимое» доказательство их прав на деньги Булгакова. Нотариус 36-й московской государственной нотариальной конторы Н.И. Ильинская выдаёт правнучке Елены Сергеевны Дарье «Свидетельство о праве на наследство по закону» (так сказано в заголовке документа). А в нём появляется совсем новый сюжет: перечисление творческих работ Булгакова, составляющих одну вторую долю его авторского права на «следующие произведения» (называются 30 пьес, повестей, дневников, оперных либретто и других сочинений). С точным указанием дат выхода их из-под пера автора или выпуска их в свет. Правда, во всех последующих копиях на руках у Шиловского даты эти, способные объяснить необъяснимое, бесследно исчезли. Так с простодушием иллюзиониста Шиловский придаёт перечню, включающему чуть не всё творчество Булгакова, свойство «наследственной описи». Единственным основанием для появления этого таинственного списка стала справка начальника Управления документации и распределения гонорара Российского авторского общества В.И. Ивановой, подтверждающая не больше чем факт выплаты гонораров Булгакова Шиловским, но никак не их права на его наследство.

ДЕНЬГИ ШИЛОВСКИМ: И пошёл гулять перечень Ивановой по бухгалтериям учреждений российской культуры. И что интересно: документы такой убойной силы многие годы сражают наповал не одного директора издательства и театра. И потекли деньги Булгакова в карманы Шиловских, в различные дочерние предприятия, президентом которых неизменно числится Сергей Сергеевич.

В ТЕАТРЕ НЕ СЧИТАЕТСЯ: Наш рассказ будет неполным, если не упомянуть, что в полемике вокруг наследия Булгакова, вспыхнувшей в 90-е годы минувшего столетия, активно участвовала также специалист по авторскому праву Ирина Тулубьева. В газете «Книжное обозрение» ‹ 20 за 22 мая 1999 года она подчёркивала, что не всякое использование произведения может считаться его выпуском в свет. Не будет, например, по её мнению, рассматриваться как выпуск в свет публичное исполнение пьесы в театре. Как пример, она приводит пьесу «Зойкина квартира», поставленную Театром имени Вахтангова в 1926 году. Однако, по мнению Тулубьевой, выпуск её в свет был осуществлён только в 1982 году, когда она была опубликована. То же, по мнению Тулубьевой, касается пьес Булгакова «Дни Турбиных» и «Бег». Что касается позиции Тулубьевой относительно пьесы «Зойкина квартира», то по тогдашним «Основам авторского права» согласно ст. 14, «…к изданию в отношении исчисления сроков приравниваются: публичное представление драматического и музыкально-драматического произведения…». Если пьеса Булгакова была поставлена на сцене, то она тогда же была и выпущена в свет. Толкование закона Тулубьевой при всём уважении к высококвалифицированному юристу – горькое заблуждение.

БЛУЖДАЮЩИЙ АВТОРСКИЙ СРОК: И. Тулубьева даже отказывает в статусе общественного достояния популярнейшему труду Булгакова «Мастер и Маргарита», наиболее часто издающемуся или ставящемуся на сцене. При этом она не учитывает, что Елена Сергеевна выступала при издании этого романа уже не наследницей своего супруга, а публикатором, получив за передачу рукописи в печать соответственную сумму по договору. В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года также не было предусмотрено никаких специальных сроков действия авторских прав в отношении произведений, которые не были выпущены в свет при жизни автора. В 1973 году в связи с присоединением СССР к Всемирной конвенции по авторскому праву в Гражданский кодекс РСФСР были внесены изменения. В частности, увеличен срок охраны авторских прав до 25 лет. Однако этот срок был введён без обратной силы, поэтому для литературного наследия Булгакова это изменение никакой роли не сыграло. Наконец, 50-летний срок охраны был введён Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года с обратной силой, при условии, что 50-летний срок действия авторского права не должен был истечь к 1 января 1993 года. Однако к М.А. Булгакову это не имеет никакого отношения, поскольку он умер в 1940 году и, следовательно, установленные законом 50 лет истекли к 1 января 1991 года.

ПОДВИЖНИКИ БУЛГАКОВА: И ещё несколько слов о «Мастере и Маргарите», с которого Шиловские стригут особенно много купонов. Его публикация стала итогом подвижничества таких замечательных деятелей отечественной культуры, как писатели К. Симонов и Е. Поповкин, профессор А. Вулис, тогдашний директор издательства «Художественная литература» В. Косолапов, первый редактор романа Диана Тевекелян и многие другие.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА: У писателя не было детей. Родители умерли. В 60-х годах, когда отношение к Михаилу Афанасьевичу, слава богу, стало меняться и его произведения пробивались сквозь твердь цензуры, глубоко любимой им третьей жене Елене Сергеевне, несмотря на то, что она уже не обладала наследственными правами, специальными решениями государства выплачивались достойные по тем временам вознаграждения за передаваемые в печать рукописи. И она воспринимала это тоже достойно, спокойно, справедливо полагая, что закон есть закон.

ОБРАЩЕНИЕ МЕЛИКЯНЦА: Кстати, в Законе об авторском праве 1993 года есть указание – за нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. В частности, можно оштрафовать нарушителей, взыскать с них доходы в возмещение убытков, включая упущенную выгоду, направив эти средства в соответствующие бюджеты. Речь идёт не о том, чтобы урезать доходы господ Шиловского и Писарчик, а исключительно о справедливости по отношению к М.А. Булгакову. Как её восстановить – дело дознания, прокуратуры, суда. Поэтому я и прошу рассматривать эту статью как обращение к ним. Думаю, тогда наконец деньги Булгакова будут работать на Булгакова, а в Москве и России появятся долгожданные памятники Булгакову. Будут определены памятные «булгаковские места», куда мы сможем приходить, чтобы поклониться одному из великих писателей земли Русской. Информация из статьи, опубликованной до 2007 г.

© сайт



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!