Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Веселый диктант на жи ши. Диктанты с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

(Б. Маяковский)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ СТОЛИЦЫ Москва - столица России. Киев - столица Украины. Минск - столица Беларуси. 10 слов. &nbs...

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Записать и прочитать слова. I. Ель, коньки, гость, олень, мальчик, ночь, зверьки, гусь, метель, учительница, букварь, тетрадь, ...

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать слова. Подчеркнуть в них буквы, обозначающие гласные звуки. Киев, берёза, учитель, Москва, воробей, машина, лето, к...

Проверочный диктант № 1 .

По теме: « НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ »

Цель:

развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть.

Текст диктанта.

Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана, мышонка Гришу. Черепаха всегда спала. Петух ел и кукарекал. А Гриша однажды пошёл на прогулку по классу. Все смеялись. Только учительница запретила им ходить в школу.

(50 слов) ( По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой )

Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв .

Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи-ши ( жили, мыши, животные ), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только ).

Проверочный диктант № 2 .

По теме: « ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.

Текст диктанта.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Диктант № 2 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу , а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (небольшие, озёра ); написание большой буквы в именах и фамилиях людей, раздельное написание предлогов со словами.

Проверочный диктант № 3 .

По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ»

Цель:

развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъ и ь , разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъ и ь .

Текст диктанта.

Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!

Слово модельер учитель читает орфографически, буква о подчёркивается как орфограмма, буква непроверяемого безударного гласного.

Диктант № 3 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие слова с орфограммами-буквами ъ и ь разделительными (объявляет, модельером, шьёт, бельё, платья, семье, моделью , Дарья ), ь для обозначения мягкости согласных в конце (семь, день ) и в середине слова (Ольге, кукольные ), буквосочетания чк, чн ; жи , ши ( девочка, ручной, машинке, служит, хороши ), написание большой буквы в именах собственных (Ольга, Дарья ), непроверяемые и проверяемые буквы безударных гласных (модельером, бельё, хороши, машинки ).

Проверочный диктант № 4 .

По теме: « БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.

Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: аромат , природа .

Задание для самопроверки: по ходу записи или после записи каждого предложения поставить ударение, подчеркнуть буквы безударных гласных, сверху записать проверочные слова, графически объяснить выбор написания. Затем подчеркнуть и объяснить графически другие изученные орфограммы.

Помнить : диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку.

Диктант № 4 проверяет умение писать под диктовку слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова (проверяемыми), а также с буквосочетаниями жи–ши ( душистого, кружилась, жизни ) и - чк- ( листочками, почки ); изученные слова с непроверяемыми написаниями (берёз ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кружилась, наливались ) и разделительного ь ( деревьях ).

Проверочный диктант № 5.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Бежит, ёжик, жить, жизнь, лыжи, малыши, уши, ежи, ужин, лужи, машина, пушинки, кувшин, шить, ножи, каран­даши, дыши, (17 слов.)

*

Картинный диктант .

Лыжи, ежи, карандаши, кувшин, ланды­ши, кувшинки, шило, шишка, шиповник, жилет, жи­раф, мыши. (12 слов.)

Выборочный диктант .

Записать слова с сочетаниями жи, ши, ци.

Гриша, шишки, шило, журавли, жаркий, лужи, циркуль, цапля, ёжик, уши, жить, жадный, шагать, шуметь, шипеть, лисица, шапка, шары, жук, дружить.

Творческие диктанты .

Записать слова во множественном числе.

Ёж - ежи, уж, стриж, чиж, карандаш, лыжа, шалаш, ландыш, ухо, крыша, малыш, груша, мышь.

жи, ши.

ЁЖИК ПРОПАЛ.

У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалил­ся. Ну и домик облюбовал себе ёжик! (39 слов.)

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши.

Хорошо в лесу весной! В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши.

Весело живёт лес летом. В густой листве поют птицы. Заботливо снуют ежи и белки.

Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лу­кошки рыжиков. (37 слов.)

Выборочные диктанты.

Записать слова с сочетаниями жи, ши.

ЗАБОТА О ЖИВОТНЫХ.

Человек создаёт животным хорошие условия для жизни. В зимнее время устраивает кормушки для лосей и диких кабанов. Развешивает дуплянки и скворечники. Огоражи­вает муравейники. Без помощи человека многим животным не выжить.

Записать предложения, в которых есть слова с жи, ши.

ПИТАТЕЛЬНЫЕ КОРМА.

Вы бывали на колхозной ферме? Видели, как кормят животных? Для них на заводах готовят корма. Туда входят молотое зерно, травяная мука, соль. А в корм для малень­ких поросят и сахар подмешивают. На таком заводе рабо­тает электриком мой папа. Машины не могут обойтись без электричества.

Письмо по памяти.

ЧЕРЕПАХА.

Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому? (17 слов.)

(С. Маршак.)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Лыжи, лужи, дружить, машины, этажи, шило, шить, карандаши, ошибка, шишки, груши, малыши, ножи, пиши, наши, шины, цирк, станция. (18 слов.)

У Миши, наши малыши, хороши груши, острое шило, ужи шипят, острый ножик, душистые ландыши, дружить с братом, ерши на уху, сушить груши, шишки висят, цифра три, положи циркуль. (28 слов.)

МАЛЫШИ.
В детском саду тишина. Малыши спят. Широкие окна прикрыты шторами. Стоят в стаканах карандаши. В альбо­мах красуются румяные груши, колючие ежи. Хорошо поработали малыши. Теперь отдыха­ют. (26 слов.)

2 класс

Звуки и буквы

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Шиповник, кувшин, житель, этажи, снежинки, жираф, пушистый, свежий, душистый, скажи, суши, лежи, дружит, шипеть.

II. Случай, внучатая, встреча, чайка, часовщик, замечательный, площадь, пища, случайный, мчатся, угощать, трещать.

III. Чугун, щука, щупа льды, в рощу, чудеса, чулки, угощу, верчу, кручу, стучу, возвращу, щурюсь, грущу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. В поле хозяйничает ветер. 2. Я тщательно вытер доску. 3. Скрипка звучала очень нежно. 4. Мы услышали чудесную мелодию. 5. Лучи солнца проникают в лесную чащу. 6. Завтра нужно сходит к врачу. 7. В мае расцветают ландыши. 8. Воздух дышит прохладой. 9. Завтра я навещу больную бабушку. 10. Я принес из магазина свежий хлеб.

ПОСЛОВИЦЫ

1. Доброе молчанье лучше ворчанья. 2. Хочешь есть калачи - не лежи на печи. 3. Держи ухо востро. 4. И лютого зверя укрощают терпением и любовью. 5. Душу и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи. 6. Свой обычай в чужой дом не носи. 7. Чужие грехи перед глазами, а свои за плечами. 8. Горьким лечат, а сладким портят.

64 слова.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручиями

На потопленные луга. (А. Пушкин)

Горные вершины

Спят во тьме ночной.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(Кол. Бальмонт)

ЗАГАДКИ

1. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь... (тишина).

2. Мы бьем исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

3. Я захожу во все заливы,

Ищу какой-нибудь поживы. (Щука)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

ЧАСЫ

В доме поломались часы. Раньше они били каждый час. А теперь молчат; Мама отнесла их часовщику. Он заменил пружину. Теперь снова весело стучат колесики и бегут стрелки.

28 слов.

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зимняя стужа. Крыши домов побелил иней. Лужи покрылись льдом. Солнце закрыла темная снежная туча. Вот падают на землю первые снежинки. Скоро земля покроется пушистым ковром. Затрещат сильные морозы. Засвищут вьюги. Закружит метель. Все живое будет прятаться в тепло.

41 слово.

ЖАРКИЙ ДЕНЬ

День был летний и душный. Синева неба по краям сгущалась. Глаза принимали ее за грозовую тучу. К вечеру зной уменьшился. Повеял свежий ветерок. Мы отправились в березовую рощу. Там все дышит прохладой. Журчание маленького ручейка обещает нам хороший отдых,

41 слово.

НАШИ ДРУЗЬЯ

Природа служит людям. Животные - наши меньшие братья. С ними надо дружит. Человек должен защищать зверей и птиц. Ведь они тоже защищают нас. Синицы спасают наши сады от червяков. А стрижи за лето могут уничтожить огромное количество комаров и мошек.

41 слово.

ЧИЖИ

Зимой у меня жили два чижика. К весне чижи заскучали, затужили и замолчали. Взял я клетку и пошел в березовую рощу. Я зашел в чащу и открыл дверцу. Птички исчезли в вершинах деревьев. Больше я их не увижу. Но я не грущу. Мои чижи весну встречают.

Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку (берутся в основном слова, где написание не расходится с произношением) с использованием правил написания слов с сочетанием ча, ща, чу, щу . При диктовке четко проговариваются все встретившиеся орфограммы, незнакомые учащимся.

Зрительные диктанты

  1. Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок.
  2. Туча, свеча, овчарка, чайник, пища, щавель, площадь, чаша, пищали, грачата, прощай.
  3. Щука, чулан, щурился, чулок, стучу, тащу, угощу, научу, полощу.

Слуховые диктанты

Чижи
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Гроза
Туча закрыла солнце. Перед грозой наступила тишина. Не кричат грачи. Не стучат дятлы. Не трещат сороки. (16 слов)

Встреча
Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался. А там был ежик. Вот так встреча! (22 слов)

Обыкновенная роща
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Идет дождик
Тихо кругом. Под водой спят кувшинки. Только рыбы видят их красоту. Ива опустила веточки. Она грустит. Грустит и пес Чапа. (20 слов)

Объяснительные диктанты

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, живой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!