Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Вентилятор компьютерный 12 вольт разборка. Разбор компьютерных кулеров

Вентиляторы блока питания периодически выходят из строя или начинают работать медленнее, чем раньше, что влияет на общую производительность ПК. Ремонт вентилятора при этом стоит денег, да и поход к специалистам занимает время. Выход из этой ситуации есть. Вентилятор можно починить самостоятельно, не прибегая к использованию отвертки.

Материалы

Для починки вентилятора ПК вам будут нужны:

  • туба с маслом для швейных машин;
  • канцелярский нож.

Шаг 1. Разобраться в сути поломки

На приведенном фото вентилятора вы можете увидеть стандартную втулку подшипника вентилятора. При вращении его вал скользит благодаря очень тонкому слою смазки. Она в свою очередь удерживается резиновой втулкой, которая находится под наклейкой. Ряд вентиляторов и вовсе не имеют подобной втулки, и наклейка клеится просто поверх слоя смазки. Проблемы в работе вентилятора начинаются тогда, когда слой смазки высыхает частично либо полностью.

Традиционный способ ремонта предполагает разбор блока питания и снятие самого вентилятора. После этого снимается наклейка, втулка, наносится новый слой смазки и после все ставится в обратной последовательности на место.

Сложность заключается в том, что все внутренности блока питания соединены между собой проводами и работа, не смотря на простоту описания, предстоит затратная по времени.

Шаг 2. Проверка, сработает ли лайфхак

Есть и более простой способ нанести смазку для вентилятора, но он подойдет не для всех блоков питания.
Загляните на заднюю панель своего и если у вас имеются четыре отверстия в самом центре области крепления вентилятора, как показано на фото, значит, у вас все получится. Если же нет, придется идти сложным путем.

Шаг 3. Нанесение смазки

Для нанесения смазки вам нужно будет взять тубу и масло для швейных машин. Моторное масло использовать не нужно. Его слой будет слишком толстым для вентилятора блока питания.

Чтобы нанести масло понадобится сама туба с иглой или тонкий кондитерский шприц. Наконечник тубы вам придется обрезать под большим углом так, чтобы он напоминал кончик обычной иглы.

Введите иглу в центральное отверстие области крепления вентилятора, проткнув наклейку и резиновую втулку. Если последней нет, тогда быстро вытащите иглу обратно, так как масло быстро растечется по поверхности. Если она есть, тогда выдавите немного масла и также достаньте иглу. Сразу после этого включите питание, чтобы вентилятор равномерно разнес смазку по поверхности и снова начал работать, как прежде.

Компьютер при включении издает странные звуки – жужжит не так как обычно? Скорей всего сломался вентилятор, который страдает от воздействия пыли. Пыль затрудняет его работу, а также способствует высыханию смазки, в результате чего вентилятор работает не стабильно – странно жужжит, перестает охлаждать систему, просто останавливается.

До тех пор, пока пользователь не столкнется с проблемой неудовлетворительной работы вентиляторов, он не задумывается, какую роль играет эта деталь в системе. Вентиляторы отвечают за общую вентиляцию в корпусе, способствуя поступлению холодного воздуха и выведению горячего. За счет этого температура в корпусе понижается, и все внутренние детали находятся в безопасности.

Также стоит разграничивать понятия «вентилятор » и «кулер ». Это разные вещи . Кулер отличается от вентилятора тем, что это устройство оснащенное вентилятором, которое в свою очередь должно охлаждать конкретный нагревающийся элемент, как правило, это процессор или видеокарта. Таким образом, работа вентиляторов более масштабна, а кулера локальна.

В компьютере имеется несколько вентиляторов:

  • Кулер, находящийся на процессоре;
  • Кулер блока питания;
  • Кулер, находящийся на видеокарте;
  • Корпусный вентилятор.
  • В современных моделях ПК большинство кулеров нельзя самостоятельно разобрать, да и не каждый мастер возьмется за такую работу.

    Подобный эксперимент может стоять всего устройства – его легко сломать. Но при нестабильной работе одного из кулеров, их можно смазать, что также эффективно и может продлить его работу. Насколько такой ремонт будет результативным и качественным точно сказать сложно. Все зависит от степени загрязнения и качества смазки для кулера.

    Для того чтобы произвести эту несложную процедуру для начала нужно снять кулер и очистить его от пыли, которая несомненно мешает нормальной работе устройства.

    После этого нужно максимально аккуратно оторвать наклейку с обратной стороны кулера.

    Снять резиновую пробку, прикрывающую ось вентилятора.

    После того как доступ к валу открыт необходимо нанести туда несколько капель масла для швейных машин. Удобнее всего это сделать при помощи шприца. После чего вернуть все детали на место.

    Еще один вариант, который поможет вернуть в строй вентилятор – силиконовая смазка. Для того чтобы воспользоваться ею нужно повторить все предыдущие шаги ровно до снятия резиновой пробки. После этого необходимо снять стопорную шайбу и вынуть крыльчатку. Очистите втулку и крыльчатку от пыли кисточкой, салфеткой или хлопчатобумажной тканью. Смазываем все соединительные детали вязкой смазкой (но она не должна быть слишком густой), которая прослужит намного дольше, нежели жидкая, а после ставим все на свои места – крыльчатку в корпус, ось также смазываем, надеваем стопорное кольцо, вставляем резиновую заглушку и заклеиваем.

    Вентилятор готов снова работать.

    Если у Вас возникают вопросы насчет ремонта вентилятора компьютера, то Вы можете позвонить по одному из номеров, указанным на нашем сайте и получить бесплатную консультацию от нашего мастера по всем интересующим вопросам. Если Вы самостоятельно не можете или не хотите ремонтировать вентилятор ПК, мы поможем Вам в этом – заказывайте нашу услугу «Компьютерный мастер на дом» и наш специалист быстро и качественно решит все проблемы с электроникой.

    Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым .

    Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

    Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

    Как разобрать кулер компьютера

    Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

    Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора» .

    Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

    В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

    Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

    Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

    Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.


    Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

    У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

    Как смазать кулер

    Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

    Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

    Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

    Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

    Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

    Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

    Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
    Где найти для замены резиновое кольцо

    По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

    ✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

    ✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

    Вы заметили, что компьютер при включении противно визжит или гудит. Скорее всего у вас гудят вентиляторы. Их в компьютере несколько. Гудеть может кулер на процессоре, кулер блока питания, вентилятор на видеокарте. Возможно, у вас установлен корпусной вентилятор. Гудеть может каждый из них. В этой статье мы рассмотрим чистку и смазку кулера блока питания. К счастью, практически все другие компьютерные вентиляторы имеют такую же конструкцию и разбираются точно так же. Как снять процессорный кулер можно прочитать в статье

    Начнем.

    Выключите компьютер из сети.

    Отключите все кабели, идущие к компьютеру. Помните, что простое отключение питающего шнура может не полностью обесточить корпус или элементы компьютера. Питание может приходить и по сетевому шнуру, по кабелю, идущему к монитору.

    Техника безопасности – превыше всего. Внимание! В корпусе блока питания имеются мощные конденсаторы, которые остаются под напряжением даже при выключенном питании. Если у вас нет опыта – лучше блок питания не вскрывать.

    Ну, начали.

    Открутите 4 винта, держащие блок питания на корпусе.

    Отсоединив се провода, идущие к материнской плате, жестким дискам, всему остальному – вытаскивайте блок питания из корпуса наружу.

    Сверху открутите еще 4 болта, снимите крышку блока питания.

    Слева на фото вы видите 2 сравнительно больших бочонка. Это мощные конденсаторы. Прикасаться руками в том районе не рекомендуется. И вообще, трогать руками плату и элементы на ней крайне не желательно. Откручиваем саморезы, которыми кулер прикручен к стенке.

    Провода, которыми запитан вентилятор обычно припаяны намертво, но иногда можно их от платы разъединить. На фото посередине чуть выше вентилятора виден предохранитель. Иногда, отремонтировать «сгоревший! Блок питания удается просто заменив предохранитель.

    Вентилятор сняли. Доступ к оси вентилятора обычно закрыт веселенькой круглой наклеечкой. Берем нож.

    Иногда под наклейкой находится еще и резиновая кругленькая пробочка.

    Если вы устали и силы ваши на исходе – можете капнуть прямо в открывшееся отверстие с осью машинного масла и собирать все обратно. Ой. Нет машинного масла? Плохо. Как совсем крайний случай можно использовать оливковое рафинированное. Подсолнечное через непродолжительное время превращается в клей. Оливковое протянет недельку-другую, пока вы не купите пузырек машинного масла.

    Эффект от капли масла в углубление будет однозначно, но процедуру разборки скорее всего придется повторить через месяца два. Машинное масло жидкое и при интенсивном вращении легко вытесняется, вытекает и вентилятор начинает гудеть опять.

    Если же вы полны решимости продолжить – проверьте наличие в доме густой смазки типа Литол. Благодаря своей вязкости она надежнее держится на оси вентилятора и служить будет дольше. Неплохо держится на подшипнике автомобильное моторное масло.

    В углублении на оси крыльчатки видна белое стопорное кольцо . Его нам нужно снять. Поддеваем его иголкой, пинцетом и пытаемся стянуть. В этом кольце есть разрез. Беремся пинцетом за часть кольца возле этого разреза и пытаемся его снять. Внимание ! Очень часто это подлое кольцо при попытке снятия со свистом улетает в дальний конец комнаты. Заменить это кольцо практически нечем. Морока вам гарантированно обеспечена, если вы это колечко потеряете. Аккуратнее пожалуйста.

    Если вы все-таки умудрились это кольцо потерять – попробуйте вырезать из пластиковой бутылки кругляшек, размером с утерянную шайбу. В середине кругляшка проткните (проплавьте) дырку. Попробуйте надеть ваше самодельное колечко. У меня получалось.

    Под стопорным кольцом может быть надета резиновая шайбочка. Снимаем аккуратно, кладем все в сторону.

    Тщательно вытираем ось крыльчатки от старой смазки, спичкой, зубочисткой, чем угодно прочищаем отверстие для оси. Пользуясь случаем отмываем крыльчатку от пыли. Укладываем смазку Литол (или капаем моторное масло), собираем все в обратном порядке.

    Вместо круглой наклейки, которую мы содрали можно наклеить кусочек скотча. Он перекроет доступ воздухи и предотвратит вытекание масла.

    Собираем, прикручиваем, не забываем воткнуть все разъемы от блока питания на материнской плате. Включаем. Наслаждаемся.

    При работе системного блока можно услышать гул. Многих пользователей компьютеров это настораживает. Поначалу шум возникает в момент включения системного блока, через несколько минут пропадает. Этот шум исходит от одного из кулеров.

    Шум исчезает потому, что смазка нагревается и протекает в подшипник, смазывая его. Однако через некоторое время шум становится постоянным, так как смазка закончилась. Если появился шум в кулере, необходимо смазать подшипник. Если этого не сделать, он износится и придется приобретать новый вентилятор.

    Смазку подшипников можно произвести при помощи машинного масла. Используя разные виды смазок, я выбрал наилучшую, которая подходит для подшипников. Она может быть, как самостоятельно изготовлена, так и куплена. Если масло отсутствует, можно воспользоваться моторным маслом, пару капель которого можно добыть при проверке уровня в двигателе.

    Однако смазка шариковых подшипников (качения), скольжения не всегда дает хороший результат. Так как шум может происходить из-за износа обоймы, оси, втулки. В таком случае смазка снизит шум на некоторое время. Если обнаружено медленное вращение кулера (причина зависания компьютера, перегрева процессора) или шум, вызванные загустением или полным высыханием смазочной жидкости, новая смазка увеличит срок работы вентилятора вдвое.

    Как разобрать кулер компьютера

    Конструктивно кулеры ни чем не отличаются. Будь то вентиляторы блока питания, процессора, видеокарты. Отличий несколько- это производительность и способ крепления. Разборка, смазка и сборка кулеров происходит в одинаковом порядке.

    Для того, чтоб произвести смазку кулера, следует снять его с радиатора, затем разобрать. Без снятия произвести смазочные работы не удастся, так как поверхность со смазкой прижата к радиатору. Если кулер находится на радиаторе процессора, он закреплен при помощи защелок, которые с первого раза не заметны. Прежде чем приступить к разборке кулера, необходимо со стороны, на которой располагаются провода, отклеить эмблему. Она приклеена липким слоем. Отдирать нужно медленно, ничего не повредив.

    Некоторые кулеры имеют резиновую пробку. Она извлекается при помощи острого инструмента. Следует только поддеть ее по краям. Это делается при малейших усилиях, так как пробка не приклеена.

    Крыльчатку кулера удерживает пластиковая плоская шайба, которая разрезана и зафиксирована в месте проточки оси. Чтоб извлечь крыльчатку, необходимо снять эту шайбу.

    Снимать ее придется двумя инструментами. На глаз определить место разреза сложно, поэтому иголкой проходим по поверхности шайбы, слегка придавливая, пока не нащупаем это место. Отверткой прижмем шайбу около места разреза, а шилом или иглой поддеваем другую сторону. После этих действий шайба выйдет из паза.

    Эта операция должна быть проделана аккуратно, не сломав и не потеряв шайбу. Бывает такое, что она улетает в сторону, приходится ее искать. Если шайба потеряется, работа кулера будет невозможна. По той причине, что крыльчатку нечем будет прижимать. Далее следует извлечь резиновое кольцо, затем вынуть саму крыльчатку. На ее оси есть еще одно колечко, его тоже нужно снять.

    Давно работающий кулер имеет стертые резиновые кольца. Они могут быть, как полностью стерты, так и частично. Зачастую на месте колец остаются изношенные кусочки. Найти резиновые кольца на рынке не возможно, такие мелкие запчасти не продаются.

    Смазанный подшипник не прекратит издавать шум, если колец не будет на месте. Так как будет смещение крыльчатки по оси. Можно поискать старые вентиляторы, может на них есть хотя бы одно уцелевшее кольцо.

    Зачастую быстро изнашиваются кольца, которые располагаются в месте фиксирующей шайбы. Вся нагрузка при работе возлагается на него. Если есть уцелевшее кольцо, его нужно установить на оси перед шайбой, фиксирующей крыльчатку. Тогда кулер должен работать тихо. Если этого не произойдет, придется привыкнуть к шуму или приобрести новый кулер.

    Как смазать кулер

    Перед смазкой кулера, возьми салфетку, смочите ее любым растворителем и удалите все продукты износа вместе со старой смазкой. Особенно вычистите насухо отверстие втулки подшипника. На трущие части кулера тонким слоем наносится смазка, сборка производится в обратном порядке.

    Если вы обнаружили, что этикетка разорвалась, либо не хочет приклеиваться на место, протрите поверхность кулера, удалив остатки масла. Если наклейка все же не хочет прилипать, приклейте вместо нее скотч. Он защитит подшипник кулера от попадания пыли.

    Графит применяется в виде смазочного материала потому, что он имеет чешуйчатые кристаллы, которые в свою очередь обеспечивают тонкое покрытие поверхности. Масло выступает в роли связующего для графита. Самостоятельно приготовленная смазка, нанесенная на поверхность подшипника, обеспечит длительный срок эксплуатации кулера. Так как в ее состав входят графит и синтетическое масло.

    Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

    Для того, чтоб самостоятельно приготовить смазку, следует взять пару капель синтетического масла, добавить графит. Все это перемешивается до образования однородной массы. Получившаяся смазка должна быть густой.

    Лучше, конечно, использовать промышленную смазку.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!