Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Великий Новгород. Антониев монастырь

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)

Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю .


Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).

Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках (первой половины XVI века).

История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин .

Фреска XVIII века:



Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.

Фреска XVIII века:


Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь "из греков в варяги", обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают...

Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):



На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.

Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде "латинянина" вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.

Фреска XVIII века:



И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты .

Фрески XVIII века:



Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав "своим" и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.

В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?

Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря - это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
Именно эта башня делает храм необычным.
В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали - высокие апсиды, плоские лопатки - направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота - 25 метров, длина - 18 метров, ширина - 11 метров).
Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича - его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.






В 1125 году собор был расписан фресками , многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.

Фрески 1125 года:















А это самая моя любимая фреска в этом храме:



Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений России.
Несколько фресок XVIII века , которые показались нам наиболее интересными.




















В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.

Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора - с 1117 - года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
Стоимость билета на посещение Рождественского собора - 100 рублей (фотосъемка - бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.

Северным форпостом древнего Новгорода на Торговой стороне был Антониев монастырь. Фотографии – собственные 2008 г. и из книги В.Н.Лазарева "Древнерусские мозаики и фрески" (М.,1973).


Жёлтый "Икарус" 5-го маршрута привозит в конец Студенческой улицы (можно и пешком дойти с Большой Московской через обширный и местами запущенный парк 30-летия Октября). С этой остановки идут к знаниям студенты НовГУ им.Ярослава Мудрого. Идут они под аркой бывших монастырских ворот, мимо сохранившегося уголка Антониевого монастыря. Центр его – собор Рождества Богородицы.


Древняя история монастыря сравнительно чётко фиксируется в письменных источниках. Хотя купчая Антония на монастырскую землю большинством современных историков признаётся фальсификацией веков так XV-XVI, сомнений в аутентичности двух других источников – Новгородской Первой летописи и Жития Св.Антония – нет.
Монастырь был основан в 1107 году Св.Антонием Римлянином на том месте, где камень с Антонием прибило к берегу Волхова. Светские историки, разумеется в житийную историю о приплытии Св.Антония "от римской страны по тёплому морю" не верят. Ещё в конце XIX века было высказана ныне общепринятая теория о том, что Антоний был монахом Киево-Печорской лавры, возможно действительно византийцем из Калабрии, посланным в Новгород с миссионерской миссией.
Собор монастыря строился и расписывался под личным руководством самого Антония. Летопись говорит, что в 1117 году "заложи церковь камяну", в 1119 – "свершена бысть черкы Антонова", в 1125 – "испьсаша божницю Антонову".
Древний собор дошёл до нас полностью и представляет собой 6-столпный храм с 3-мя равновысокими апсидами, хорами и нартексами. Собор увенчан центральной главой и двумя главами меньшего размера. Этот архитектурный тип, вплоть до ассиметричного триглавия, повторяет княжеские соборы первой четверти XII века – Николо-Дворищенский и Георгиевский Юрьева монастыря. Из-за этого долгое время авторство собора приписывалось мастеру Петру, которого летопись называет зодчим Георгиевского собора.
Но архитектурно-реставрационные исследования Г.М.Штендера и А.М.Комеча в 80-х годах прошлого века поставили крест на этой версии – собор строился в два этапа, с изменениями проекта по ходу строительства, и содержит многие типично-новгородские черты, не характерные для княжеских соборов. В особенностях алтарной преграды видят прообраз высокого русского иконостаса, а башня собора – первый известный пример колокольни в русской архитектуре.
Собор на протяжении веков не раз горел, при опричном разгроме Новгорода в 1570 году вся братия монастыря во главе с игуменом Геласием была казнена. В ходе перестроек собора на протяжении XVII века были пробиты новые окна, а старые заложены, уничтожено посводное покрытие, на старые барабаны посажены луковичные главы, с трёх сторон пристроены низкие галереи-паперти, древние хоры внутри собора уничтожены.
Так что теперь собор выглядит снаружи довольно эклектично, даже нелепо. Внутри разнообразия не меньше. Низенькие приделы – и наос (главное пространство собора), просто потрясающий своей устремлённостью ввысь. Даже удивительно, что снаружи собор не производит впечатление настолько высокого. Бездушные росписи XIX в. (стиль – "вульгарный классицизм") и удивительные фрески XII в., своеобразие и уникальность которых среди всех сохранившихся восточно-христианских росписей вызывает массу споров искусствоведов. В.Н.Лазарев видел в них романские следы, находя аналогии в росписях Санта Кроче ин Джерузалиме в Риме (1144 год). Но современные учёные больше склоняются к местным корням, хотя не исключают, что роспись выполнялась киевскими мастерами.
Росписи собора в ходе его капитального ремонта 1837-1838 года постигла трагическая судьба – они были безжалостно сбиты со стен и заменены новой живописью, как писал епископ Дмитрий в 1898 году "весьма неподходящей для древнего храма". Имя этого новгородского Герострата, уничтожившего и фрески Николо-Дворищенского собора – Герасим Веригин.


И нечего было бы изучать современным учёным, если бы не немцы. Собор Рождества Богородицы – единственный новгородских памятник, не только не пострадавший в ходе оккупации в годы Великой Отечественной войны, но кое-что приобрётший. Дело в том, что немцы то ли пустили на дрова, то ли увезли в Германию громадный иконостас собора. А под ним обнаружились оригинальные фрески XII века, ни разу не поновлявшиеся за всю историю собора и не тронутые вандалами века XIX. В 80-90-е годах XX века под руководством Л.Е.Красноречьева, а затем Г.М.Штендера была проведена комплексная реставрация собора, к тому времени находившегося в аварийном состоянии.
Монастырь был упразднён в 1918 году и ныне собор является одним из филиалов Новгородского музея-заповедника. Открыт с 10:00 до 17:00, выходные – понедельник и первая среда месяца. Входная плата – 35 рублей + 50 рублей за фотографирование.
Тяжёлая дверь ведёт в западный придел, построенный в конце XVI века, где среди нескольких камней можно отыскать тот самый камень Антония (под фреской Св.Никиты). Стоит приглядеться и к полу – выложен он могильными плитами.


В южном приделе 1671 года постройки находится музейная экспозиция по истории монастыря, а также фрески XVIII века, иллюстрирующие историю Антония.


Из обоих приделов широкие проходные арки ведут в наос, производящий и сейчас потрясающее впечатление. Особо стоит приглядеться к фрескам на западных гранях северо-восточного и юго-восточного столбов у алтаря (хотя это и трудно из-за высоты, на которой они находятся, и скудного освещения). Соответственно сверху – архангел Гавриил и Богоматерь на Благовещении, снизу – святые целители Иоанн, Кир, Флор и Лавр. Суровость и аскетизм в страстных взорах святых, простота в сочетание с экспрессией – думаю, на новгородцев XII в., когда эти фрески заливал яркий солнечный свет из позднее закрытых многочисленных окон, производили просто потрясающее впечатление.


Помимо собора, кое-что есть и за его стенами.


Обойдя собор, можно попасть на сохранившийся уголок бывшего монастырского кладбища. Из травы стоят и лежат могильные плиты XVIII-XIX вв. Просто походить среди них, пытаясь прочесть уже трудно различимые буквы длинных эпитафий. Например, статского советника, скончавшегося в 1893 г.


А напротив собора имеется Сретенская церковь с монастырской трапезной, построенная в 1533-1536 гг. и перестроенная в XIX веке. У её входа тусуется новгородское студенчество – там вроде какая-та точка общепита или вроде того.


Часть третья см.: http://sergeyurich.livejournal.com/827861.html

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)

Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю .


Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).

Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках (первой половины XVI века).

История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин .

Фреска XVIII века:


Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.

Фреска XVIII века:


Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь "из греков в варяги", обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают...

Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):




На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.

Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде "латинянина" вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.

Фреска XVIII века:




И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты .

Фрески XVIII века:



Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав "своим" и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.

В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?

Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря - это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
Именно эта башня делает храм необычным.
В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали - высокие апсиды, плоские лопатки - направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота - 25 метров, длина - 18 метров, ширина - 11 метров).
Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича - его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.






В 1125 году собор был расписан фресками , многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.

Фрески 1125 года:















А это самая моя любимая фреска в этом храме:


Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений России.
Несколько фресок XVIII века , которые показались нам наиболее интересными.





















В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.

Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора - с 1117 - года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
Стоимость билета на посещение Рождественского собора - 100 рублей (фотосъемка - бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.




Продолжение следует...
Сергей Воробьев.

Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

Обычно Антония изображают бородатым старцем. Как отца монашества (аббат монашеского ордена) он обычно бывает в монашеских клобуке, плаще и рясе. На его одеянии на левом плече нашита синяя (белая) буква Т либо греческая буква «тета». Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст. Костыль — традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным. Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленный к костылю. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Антония и его способность изгонять демонов. Рядом часто изображена свинья — символическое обозначение демона чувственности и ненасытности, указывающее на победу святого над грехом. Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня. Иногда у нее на шее висит колокольчик (В XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других). Под ногами может быть пламя — напоминание о его видении пламени ада, убившем все плотские желания.

Художник Поль Деларош

Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Эта тема нашла отражение во многих произведениях искусства и получила две формы: 1) Демоны (часто в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть) одолевают Антония его в келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете. 2) Женщины (блудницы) изображаются благодаря присутствию в нем эротических видений и темы распутства, разжигавших фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются как правило обнаженными. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой. (ссылка)

Картины с описанием

Стефано ди Джованни Сассетта


Стефано ди Джованни Сассетта
«Святой Антоний, мучимый бесами» (1430-1432)

Алтарь Евхаристии. Первый, известный сегодня из документов, заказ на создание алтарной картины Сассетта получил в 1423 году от гильдии торговцев шерстью «Арте делла Лана», которая хотела украсить свою капеллу в церкви Сан Пеллегрино в Сиене. Сегодня это произведение Сассетты известно под названием «Алтарь Евхаристии». В 1777 году алтарь был разобран, разные его части разошлись по музеям, а центральная картина была безвозвратно утрачена. Согласно старым описаниям, на ней было символически изображено священное таинство евхаристии в виде дароносицы для причащения, окруженной ангелами. Алтарь состоял из множества картин, написанных на деревянных досках: «Коронование Марии», «Благовещенье», «Св. Фома», «Св. Антоний-аббат», четыре отца церкви — святые Иероним, Григорий, Амврозий и Августин, четыре святые покровителя Сиены — Ансаний, Виктор, Савин и Кресцентий, а также фигуры пророков Ильи и Елисея (которые сохранились, и находятся в сиенской Пинакотеке). Из крупных частей алтаря сохранилась только одна картина — «Св. Антоний-аббат» (Сиена, Пинакотека). Однако сохранилось много небольших картин пределлы — две сцены из жизни Св. Антония (Сиена, Пинакотека), «Сожжение еретика» (Мельбурн, музей), «Установление евхаристии» (Сиена, Пинакотека), «Чудо священного таинства» (Барнард Кастл, Музей Боуз), «Фома Аквинский молящийся перед алтарем Богоматери» (Будапешт, Музей изящных искусств), и «Фома Аквинский молящийся перед крестом» (Ватикан, Пинакотека). Иконографическая программа алтаря, судя по всему, была разработана монахами из ордена кармелитов, их можно видеть на картинах пределлы. Сассетта не владел приемами перспективы, но в картинах пределлы он смог передать глубину пространства с помощью линейных ритмов холмов и скал — прием, который будет использован почти всеми сиенскими художниками XV века. (ссылка)

Мартин Шонгауэр


Мартин Шонгауэр
«Искушение святого Антония» (ок. 1470-1475)

Мартин Шонгауэр (ок. 1430-1491) — первый художник-гравер, получивший признание за пределами своей страны, который также был живописцем. Его лучшие гравюры отмечены сложностью рисунка, пространственной глубиной и богатством фактуры, что делает их равноценными живописным работам. И действительно, второстепенные художники нередко черпали в них вдохновение для своих картин. В «Искушении святого Антония», одной из наиболее известных работ Шонгауэра, искусно соединяются эмоциональная выразительность и четкая моделировка форм, безудержное движение и декоративная уравновешенность. Чем дольше мы смотрим на это произведение, тем больше восхищаемся диапазоном соотношения тонов, красотой ритма гравированной линии и умением художника передавать всевозможные фактуры — колючки, чешую, кожу, шерсть — путем простого варьирования силы нажима резца на металлическую пластинку. Ни один из последующих граверов не смог превзойти его в этом. (ссылка)

В этой гравюре перед зрителем предстает благочестивый пустынник, терпящий страдания от сверхъестественных страшилищ, которые когтями, клыками, хоботами терзают святого мученика. Картина по-своему символичная. Художники раннего Средневековья изображали чудовищ, демонизируя античные легендарные существа и по-восточному фантастически объединяя человека и зверя. С VIII столетия изображения чудовищ стали основываться на сочетаниях искаженных животных форм с человеческими. (Борев Ю.Б. «Эстетика»)

Микеланджело Буонарроти


Микеланджело Буонарроти
«Мученичество святого Антония» (1487-1488)

Согласно последним исследованиям, эта работа — «Мученичество святого Антония» — была написана в 1487-1488 годах. И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет. В исторических источниках упоминается о том, что Микеланджело написал картину с изображением святого Антония. Однако действительно ли это та самая работа с точностью сказать невозможно. Искусствоведы давно знают о том, что Микеланджело действительно написал копию с гравюры с изображением святого Антония работы немецкого художника XV века Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer). Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), написал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую. Если сравнить работы Микеланджело и Шонгауэра, становится ясно, что Микеланджело не делал точную копию: помимо того что он добавил одному из демонов рыбью чешую, он слегка приподнял голову святого Антония и придал ему более отрешенное выражение лица. (ссылка)


Джованни Пьетро да Бираго


Джованни Пьетро да Бираго
«Святой Антоний борется с демонами» (ок. 1490)

Главная работа Бираго — это «Часослов Бона Сфорца», по которой он ранее был известен просто как безымянный ее иллюстратор, однако 1956 году его авторство было окончательно установлено. «Часослов Бона Сфорца» — это частная книга для молитв, начатая Бираго приблизительно в 1490 году, и законченная другим художником лишь тридцатью годами позднее, после того как книга сменила собственника. В правом нижнем углу можно увидеть свинью, заглядывающую на сцену. (ссылка)

Бернардино Паренцано


Бернардино Паренцано
«Искушение святого Антония» (1494)

На этой картине великая и страшная сила зла раскрывается в худших проявления человеческой природы вместе со всеми ее пороками и несовершенством. Сатана принимает множество ужасающих форм, но луч света нисходит к святому Антонию с небес и Голос говорит: «Я был с тобой все это время, но я хотел, чтобы ты боролся самостоятельно. Ты прошел испытания и не был побежден, потому что я всегда помогал тебе». (ссылка)

Иероним Босх


Иероним Босх
«Искушение святого Антония» (1497)

На этой небольшой картине святой предается молитвенному созерцанию в странной хижине-шалаше на фоне освещенного солнцем пасторального ландшафта. Отшельничество Антония контрастирует с картиной всеобщего благоденствия. Святого окружают разнообразные дьяволы и чудовища, похожие на механизмы, но взгляд Антония устремлен вдаль. Изображения дьяволов и непривычный пейзаж заставили усомниться в том, что работа принадлежит кисти Босха. Сомнения эти не лишены оснований, однако образы и манера письма Босха настолько оригинальны и неповторимы, что трудно представить другого автора этой картины. Позднее Питер Брейгель Старший использовал некоторые сюжеты и символы Босха, но живописная техника у этих художников столь разная, что их трудно перепутать. (ссылка)

Иероним Босх


Иероним Босх
«Искушение святого Антония» (1505-1506)

Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.

Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.

На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.

На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано — «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), — все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.

Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием… Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю. Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.

Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого. Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре. Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».

Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха). Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников…

Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению. (автор Доната Баттилотти)

Иоахим Патинир


Иоахим Патинир
«Искушение святого Антония» (около 1515)

Иоахим Патинир получил известность как один из зачинателей новоевропейского пейзажного искусства, разработав — на базе старонидерландской традиции от Я. ван Эйка до Босха — особый тип широкоохватного «мирового пейзажа» (в немецком искусствоведении — Weltlandschaft), включающего, обычно в масштабе совсем небольших по формату картин, массу разнообразных природных и бытовых деталей. Однако «мировые пейзажи» Патинира не превратились еще в самоценные композиции, всегда сочетаясь с определенным религиозным сюжетом в виде фона и среды действия. Если в сравнительно раннем Крещении Христа (после 1515, Художественно-исторический музей, Вена) сюжет и фон равнозначны, то позднее природная среда — с горами, причудливыми скалами, лесами, полями, дорогами и дальними горизонтами — начинает все заметнее доминировать над более миниатюрными фигурами (несколько вариантов Бегства в Египет; Святой Иероним в покаянии, ок. 1520, Национальная галерея, Лондон; Пейзаж с Хароном, ок. 1520, Прадо, Мадрид). Вероятно, мастер часто писал пейзажные фоны и в картинах других художников. Наиболее достоверный пример такого сотрудничества — Искушение святого Антония, с фигурами работы К.Массейса. Предположительно многие работы, приписываемые сейчас Патиниру или Массейсу, являются на самом деле их совместными работами. (ссылка)

Маттиас Грюневальд


Маттиас Грюневальд
«Искушение святого Антония» (с 1506 по 1515)

Одним из главных произведений Грюневальда считается так называемый «Изенгеймский альтарь», созданный мастером в 1512-1515 годах для церкви монастыря святого Антония в Изенгейме (Эльзас, Германия). Ныне он хранится в Музее Унтерлинден города Кольмара. Среди многочисленных створок Изенгеймского алтаря нас интересует сцена нападения дьяволов на святого Антония. Если Босх в картинах адских мучений подчеркивал оттенок будничности, то Грюневальд в сценах издевательства язычников или чертей над святыми с особой силой передавал звериную жестокость и злобное исступление, охватывающее мучителей праведника. В данном случае мучителями Антония выступают дьяволы, олицетворяющие семь смертных грехов. В отличие от неуклюжих чертей Босха, это мощные и свирепые чудища. Среди них существо в виде оранжевого крылатого гиппопотама олицетворяет чревоугодие; ящерица, кусающая Антония за руку — скупость; рогатый демон, тянущий на себя одеяние святого — зависть, и т.д. Грюневальд мастерски использует контрасты освещения — адскому мороку на первом плане противостоит гармоничный пейзаж с меловыми скалами и ясным небом. В небе виден Бог-Отец, а на втором плане с чертями уже сражается ангел — все это предвещает скорое и благополучное завершение суровых испытаний отшельника. («Крива усмішка Лукавого», журнал «Україна» (№ 9/ 2008))


Корнелис Кунст


Корнелис Кунст
«Искушение святого Антония» (1530)

На картине изображены пять сцен из жизни святого Антония. (ссылка)

Ян Мандейн


Ян Мандейн
«Искушение святого Антония» (после 1530)

Это единственная картина Яна Мандейна. Авторство остальных картин, которые приписывают ему, достоверно не доказано. Считается, что Мандейн был неграмотным и поэтому не мог оставить на своих «Искушениях» подписи готическим шрифтом. Искусствоведы предполагают, что он просто срисовал подпись с готового образца. Яичная скорлупа — символ хрупкости и греха. Изображением герметически закрытого сосуда было и философское яйцо, занимающее большое место в картинах художника. Намек дается иногда скромной, неброской деталью. Яйцо порождает курицу, а вот оно уже превратилось либо в вареное яйцо, либо даже в жаркое из курицы — символ окончания процесса трансмутации металла. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и все сухое — деревья, скелеты животных. Лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт. Перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости. Ключ — (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания. Отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны. Сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. Черные птицы — грех. (ссылка)


Был основан в начале XII в. (1106 г.) в северных окрестностях Новгорода (сейчас он находится на расстоянии примерно 0,9 км от вала Окольного города).

Сейчас здесь располагается Гуманитарный институт, где мы, собственно говоря, и работаем. В этом году мы, наконец, решили обратить к нему наши археологические интересы и планируем заложить несколько шурфов на территории монастыря. А место это довольно примечательное и интересное.

Согласно духовной грамоте преподобного Антония Римлянина (известна в двух списках: 2-й пол. XVI и XVII в.), а также сведениям Новгородской первой летописи, монастырь был основан при жизни епископа Никиты, т. е. не позднее 1109 г.

Согласно житию (составленному, правда, через несколько столетий после его смерти, в XVI в.), Антоний родился в Риме и был единственным наследником богатой православной семьи (в это время уже произошёл раскол между церквями). Рано обратившись к вере и постригшись в монахи, Антоний половину имущества раздал бедным, а вторую половину вложил в бочку, которую бросил в море. Когда начались гонения на православных, он удалился к морю и долго молился на скале. В итоге скала раскололась и камень, на котором он стоял, поплыл по морю и через 2 дня доставил его в Новгород (8 сентября 1106 г.). Поначалу он общался с новгородцами через переводчика, но потом бог "открыл ему русский язык". Обосновавшись на новом месте, он попросил рыбаков забросить в Волхов сеть, и те вытащили бочку с его имуществом. Его хватило на то, чтобы выкупить участок земли с располагавшимся на нём "сельцом" и основать монастырь.

Несмотря на легендарность описываемых событий, Антоний был реальным историческим персонажем. Его существование подтверждают сообщения летописи и духовная грамота. Однако, насколько я знаю, до XVI века его "римское" происхождение в источниках не упоминается.

В 1117-1119 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы . Кстати, третье по древности здание в Новгороде.

Несмотря но множество перестроек, храм неплохо сохранился.

Внутри сохранились росписи. В основном, поздние, но сохранились и фрагменты фресок XII в.

История монастыря была довольно насыщенной.
В 1386 г., при подходе войск Дмитрия Донского к Новгороду, монастырь был сожжен. О пожарах в монастыре летопись также сообщает в 1378, 1396, 1467 гг.

В 1533-1536 гг. возведена церковь Сретения с трапезной палатой.

Сейчас в ней располагается университетский храм и музей истории письменности.

В середине XVI в. к югу от Рождественского собора была построена столпообразная колокольня с церковью Антония Великого, разобранная после обрушения в 1804 г.

В ходе разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 г. были казнены все 20 жителей монастыря во главе с настоятелем, и монастырь запустел.

Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель, и монастырь был восстановлен.

В период шведской оккупации Новгорода 1611-1617 гг. монастырь был разорен вторично.

В конце XVII и начале XVIII века в монастыре идёт каменное строительство. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над южными вратами возводится церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1670-1690 гг. вокруг Рождественского собора строятся приделы и паперть.
В 1698 г. к северу от надвратной церкви Иоанна Лествичника построено одноэтажное каменное здание больницы с церковью Александра Невского (разобрана в начале XIX в.). В 1699-1701 гг. к западу от собора Рождества были возведены казначейские кельи. В 1715-1722 гг. отстраивают южную линию корпусов (кельи, квасоварня, баня и др.) с оградой. В 1718 г. между трапезной палатой со Сретенской церковью и казначейскими кельями построена келарская палата.

30 окт. 1740 г. по инициативе архиепископа Амвросия (Юшкевича) указом императрицы Анны Иоанновны при Антониевом монастыре была учреждена семинария по образцу Киевской духовной академии. В 1745 г. число учащихся превышало 300 чел.

В 1741 г. к северу от Рождественского собора (на месте современного здания семинарии) для семинарии были возведены два двухэтажных каменных корпуса. Кроме того, в это же время было построено несколько деревянных зданий для семинаристов.

К 1764 г. завершается строительство двухэтажного каменного здания библиотеки.

В 1801 г. построено здание больницы новгородской духовной семинарии. Сейчас оно используется как жилой дом.

В начале XIX в. в монастыре были сооружены настоятельский корпус, примыкающий к казначейским кельям, и южные святые врата с надвратной колокольней (1806-1807 гг.) (колокольня утрачена в 30-е гг.), главный семинарский корпус (закончен в 1890 г., автор проекта - епархиальный архит. А. И. Борщов).

Среди других сохранившихся зданий.

Каретный сарай -

В 1918 г. семинария была закрыта, а в ее помещениях открылся педагогический техникум, 1 окт. 1919 г. преобразованный в Новгородский практический институт народного образования, который в 1932 г. был включен в Новгородский государственный университет.

Сам Антониев монастырь был окончательно упразднен 3 марта 1920 г. Вскоре после закрытия в помещениях монастыря поместили коммуну для бывших беспризорников. Собор Рождества некоторое время действовал как приходской храм, но тоже был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны монастырский комплекс подвергся сильным разрушениям, особенно пострадала западная часть (казначейские кельи и настоятельский корпус).

В XX веке монастырь привлекал внимание археологов. При реставрационных работах в храмах и корпусах закладывались шурфы.

Но обширные раскопки здесь начались в 1973 г. Они были связаны со строительством новых корпусов Педагогического института.

В 1970-е – 1980-е гг. С.Н. Орловым было раскопано около 2000 кв. м. В раскопах были обнаружены остатки поселения, существовавшего до основания монастыря (сельцо, упоминаемое в купчей грамоте), железоделательные и ювелирные комплексы. Но материалы опубликованы не были. С.Н. Орлов ограничился несколькими краткими статьями, и материалов явно недостаточно. В настоящий момент требуется новые данные и, чтобы получить их, мы заложим несколько шурфов.

Источники:
Гордиенко Э. А., Сарабьянов В. Д., Секретарь Л. А.. Антония Римлянина в честь рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 2, С. 691-695
Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария. История в лицах. Великий Новгород. 2014. С. 61.
Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М. 2011. С. 241-277.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!