Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Василий игоревич нестеренко: интервью. Стены Манежа прогнулись: странная выставка художника Василия Нестеренко Биография

Рубеж XX-XXI веков – сложная историческая эпоха, вызывающая к жизни новые художественные течения, направления, ценности. Творчество московского живописца Василия Нестеренко неотделимо от своего времени. Он один из тех мастеров, кто вводит отечественное искусство в новое столетие.

Прекрасная академическая подготовка, глубокая восприимчивость современности, редкое трудолюбие помогли Нестеренко стремительно войти в художественную жизнь страны. Он быстро достигает самостоятельности, зрелости стиля, получает широкое признание. Обладая значительным творческим диапазоном, пишет портреты, пейзажи, большие исторические полотна, религиозные композиции.

Художественное осмысление перемен в духовной жизни общества и глубокие изменения в мироощущении воплощаются в цикле картин, посвященным поездкам по святым местам, в написании икон, в создании портретов Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, Патриарха Иерусалимского Диодора и других духовных лиц.

Основная тема его исторических полотен – утверждение личности, ее активного творческого начала. В своем искусстве Нестеренко часто обращается к эпохе реформ Петра I, вносит в живопись разнообразные исторические сюжеты: “Триумф Российского Флота”, “Москва встречает героев Полтавы”.

В основе художественного метода Нестеренко-портретиста лежит глубокое изучение натуры, природы существа человека. Его портреты замечательны остротой передачи характера. С особой теплотой раскрывает художник духовную ценность моделей. В женских портретах он тонкий лирик, создающий светлые и гармоничные образы.

Большое значение в его творчестве имеет пейзаж. Образ природы звучит в ансамбле исторических полотен, в портретной живописи и в полной мере раскрывается в пейзажных работах художника. Он много путешествует по России, не расстается с этюдником в поездках по Европе и Америке.

Настоящей творческой удачей Василия Нестеренко стало участие в воссоздании живописного убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Эта сложнейшая работа потребовала не только высочайшего профессионального мастерства, но и умения работать в манере крупнейших живописцев XIX века.

Исполненные Нестеренко многофигурные евангельские сюжеты: “Вход Господень во Иерусалим”, “Воскресение Христово”, “Апостол Матфей”, “Крещение Господне” располагаются в самой ответственной, центральной части Храма Христа Спасителя.

Особое место в творчестве художника занимает работа в Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя. По благословению Патриарха художник исполняет пять евангельских сюжетов: “Тайная вечеря”, “Брак в Кане Галилейской”, “Чудесное умножение хлебов”, “Чудесный улов”, “Христос и самарянка”.

Творчество Заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Игоревича Нестеренко неизменно привлекает внимание многочисленных зрителей. Его произведения можно увидеть в музеях, на крупнейших отечественных и зарубежных выставках. Он много работает, полон новых творческих замыслов, в его мастерской – новые холсты.

1967 - родился в Павлограде

1980-1985 - учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), окончил ее с золотой медалью

1985-1994 - учеба в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (МГАХИ) на факультете станковой живописи. Учился под руководством Народного художника России Присекина Н. С., Дронова А. В., профессоров Н. П. Христолюбова, Е. Н. Трошева, Л. В. Шепелева, С. Н. Шильникова, Т. Т. Салахова

1988, осень - “Молодость России”, Всесоюзная выставка в Центральном выставочном зале в “Манеже”, Москва

1989, весна - Всероссийская выставка молодых художников в Центральном Доме художников, Москва (ЦДХ)

1989, осень - Всесоюзная осенняя выставка в “Манеже”, Москва

1990, весна - Выставка академического рисунка в национальной Академии художеств в Праге, Чехословакия

1990, апрель - Персональная выставка графических работ в Выставочном зале МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва

1991, апрель-май - Персональная выставка в Галерее Хэппи Уорлд Инкорпорейшн в Токио, посвященная визиту М. С. Горбачева в Японию

1991, сентябрь - 1992, июнь - дипломная стажировка по линии Министерства культуры СССР в Художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке под руководством профессоров Росса Ниара, Фиби Хельман, Френка Линдта

1992, осень - Выставка “Нью-Йорк Экспо” в Джевитс Центре, Нью-Йорк

1993, весна - Групповая выставка в Нассау Каунти Музее, Лонг Айленд, штат Нью-Йорк

1994, весна - член Международной федерации художников ЮНЕСКО и Международного художественного Фонда

1994, июль - Презентация картины “Триумф Российского флота” и персональная выставка в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва

1994, осень - Персональная и групповые выставки в Галерейном комплексе “Симик”, Калифорния

1994, декабрь - выставка дипломных работ выпускников 1992-1994 гг. Государственных академических художественных институтов им. В. И. Сурикова (Москва) и им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург) в выставочных залах Российской академии художеств, Москва

1995, весна - член Московского Союза Художников

1995, весна - Всероссийская молодежная выставка в Галерее на Кузнецком мосту, Москва

1995, май - Выставка “Образы казачества в современном искусстве” в галерее МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва

1995, осень - Награжден Дипломом Российской академии художеств

1996, май - Выставка живописных работ в Российской академии художеств, представленных на конкурс по воссозданию росписей Храма Христа Спасителя в Москве

1996, июнь-июль - Персональная выставка в залах Российской академии художеств, Москва1996, август - персональная выставка в Доме Правительства РФ, Москва

1996, декабрь - Всероссийская выставка “20 веков христианства” в Центральном Доме Художника, Москва

1997, сентябрь - выставка эскизных проектов росписей Храма Христа Спасителя в Российской академии художеств, Москва

1997, октябрь - передача в дар Храму Христа Спасителя Правительством Москвы картины “Тайная вечеря” и размещение ее в Патриаршей трапезной храма

1999, апрель - май - персональная выставка в Государственном выставочном зале “Новый Манеж”, Москва

1999, 15 апреля - 25 ноября - работа над росписями кафедрального соборного Храма во имя Христа Спасителя в Москве. “Воскресение Христово”, “Апостол Матфей” (северо-западный пилон храма); “Вход Господень во Иерусалим” (западный тимпан храма); “Крещение Господне” (северный тимпан храма)

1999, декабрь - 2000, январь - возглавил творческий коллектив, работавший над созданием живописного убранства Тронного зала Иерусалимской православной патриархии, Иерусалим

2000, февраль - май - работа над эскизами для трапезных залов Храма Христа Спасителя, Москва

2000, июль - персональная выставка в рамках музыкального фестиваля под патронажем Ирины Архиповой, Осташков

2000, июль - август - возглавил творческий коллектив, создавший живописно-орнаментальное убранство Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Москва

2000, август - награжден Орденом Сергия Радонежского 2-й степени за работу над росписями Храма Христа Спасителя

2000, ноябрь - презентация портрета Ирины Архиповой во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи, Москва

2000 - 2001 - работа над четырьмя полотнами: “Брак в Кане Галилейской”, “Чудесное умножение хлебов”, “Христос и самарянка”, “Чудесный улов” для Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя, Москва

2001, апрель - торжественный вечер, посвященный избранию Российской академией художеств и персональная выставка в Российском фонде культуры

2002, январь - август - работа над циклом Богородичных икон и Плащеницы для Храма Христа Спасителя

2002, февраль - персональная выставка в Музее Храма Христа Спасителя, посвященная 35-летию со дня рождения, и презентация картин Евангельского цикла Патриаршей Трапезной

2002, март - декабрь - по приглашению Главы Администрации Дмитровского района Московской области возглавил творческий коллектив, работавший над созданием нового живописного убранства Успенского Кафедрального собора в Дмитрове - памятника культуры федерального значения. Работа над росписями “Образ Святой Троицы”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше”, “Голгофа” в Дмитровском Успенском Соборе

2002, апрель - по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II приглашен в качестве руководителя коллектива художников и иконописцев для создания живописного убранства Храма Живоначальной Троицы, сооруженного в честь Тысячелетия Крещения Руси в Царицыно, Москва

2002, октябрь - персональная выставка в Музее Книги и Книгопечатания в Киево-Печерской Лавре

2003, май - по приглашению вице-мэра Москвы В. П. Шанцева возглавил коллектив художников и реставраторов, проводящих работу по воссозданию художественного убранства Храма во имя Успения Божией Матери в селе Домнино Сусанинского района Костромской области, родовом имении Романовых

2003, июль - август - экспонирование серии зимних пейзажей в Берлине на выставке во дворце Фестунгсграбен в рамках Дней Москвы в Берлине

2003, сентябрь - октябрь - персональная выставка в Государственном Оренбургском художественном музее

2003, октябрь - выставка “Тысячелетняя Россия - образы жизни” в Музее декоративно-прикладного искусства, Москва

2003, ноябрь - публикация художественных альбомов “Живопись Василия Нестеренко в Храме Христа Спасителя” и “Успенский Собор в Дмитрове. Росписи Василия Нестеренко”

2004, январь - февраль - персональная выставка в Государственном Выставочном зале “Манеж”, Москва

2004, май - июнь - персональная выставка в Орловском Государственном Музее изобразительных искусств

2004, октябрь - участие в выставке “Библия в картинах русских художников XVIII-XX веков”, организованной Московской Патриархией совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем

2004, октябрь - избран членом Экспертной комиссии по присуждению Государственных премий в области литературы и искусства в Центральном Федеральном округе

2004, октябрь - декабрь - персональная выставка в картинной галерее Музея-заповедника “Вологодский кремль”

2005, июнь - презентация картины “Отстоим Севастополь” в Государственном Историческом музее, г. Москва

2005, август - персональная выставка в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого

2005, октябрь - презентация портрета В. Маторина в роли Бориса Годунова в Союзе театральных деятелей России

2006, июнь - июль - персональная выставка в Музее изобразительных искусств Республики Карелия

2006, декабрь - персональная выставка в Национальном художественном музее Республики Беларусь

2007, апрель - май - персональная выставка в Брянском областном художественном музейно- выставочном центре

2007, апрель - участие в выставке “Историческое и культурное наследие Москвы. 10 лет развития” в ЦВЗ “Манеж”, Москва

2007, июнь - участие в Юбилейной выставке, посвященной 250-летию Российской академии художеств в ЦВЗ “Манеж”, Санкт-Петербург

2007, октябрь - участие в открытии Исторического форума и Ноябрьского историко-музыкального фестиваля “Жемчужины России”

2007, ноябрь - декабрь - участие в выставке “Отчизне посвящается” в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств

2008, февраль - март - персональная выставка в Аванзале Дома Правительства РФ, посвященная Дню Защитника Отечества

2008, февраль - март - персональная выставка в выставочном зале “Областной картинной галереи “Образ” г. Калуга (организована при поддержке Полномочного Представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко)

2008, апрель - май - персональная выставка в Белгородском государственном художественном музее (организована при поддержке аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в ЦФО и по приглашению Губернатора Белгородской области Е.С.Савченко)

2008, апрель - май - участие в выставке “Московская семья: традиции и современность” в ЦВЗ “Манеж”

2008, июнь - июль - персональная выставка в Музее Изобразительных искусств Тюмени (организована по приглашению Губернатора Тюменской области В.В.Якушева)

2008, август - сентябрь - персональная выставка в Украинском Доме в Киеве (в рамках Всеукраинской выставки “Святая Русь – Украина”, посвящённой 1020-летию Крещения Руси - по приглашению Президента Украины В.А.Ющенко)

2008, сентябрь - октябрь - участие в выставке графических работ членов Российской академии художеств в Костроме

2008, сентябрь - ноябрь - персональная выставка в Большом Дворце в Царицыно (организована при поддержке Правительства Москвы и прошла в 9-ти залах Дворца)

2009, декабрь - 2010, март - персональная выставка в Академии Федеральной службы безопасности РФ

Нестеренко Василий Игоревич (Картины художника):

Выставка знаменитого художника открывается в Центральном выставочном зале «Манеж»

Он один из тех, на ком держится Русская земля, сказал о Василии Нестеренко один из участников пресс-конференции - Александр Рожкин, академик, член президиума Российской академии художеств, главный редактор журнала «Третьяковская галерея». А в самом начале своего короткого выступления, скорее, введения в экспозицию, назвал художника подвижником русской культуры.

В присутствии представителей многих СМИ, по сути, на всю Россию просто так подобные вещи не говорятся. И именно эти слова всплыли в памяти, когда после пресс-конференции вышел из здания ИТАР-ТАСС, что в начале Тверского бульвара. Отсюда до Манежа, где Василий Нестеренко готовит к показу свои картины, было рукой подать. Чуть более километра, минут 20 пешком, не торопясь, вдоль по Большой Никитской. На этой улице, между прочим, 100 лет назад в д. №5 в декабре 1916 г. - марте 1917 г. проходила юбилейная, 45-я, выставка Товарищества передвижных выставок. В Москве тогда также выставлялись «Союз русских художников», «Мир искусства», Московское товарищество художников.

Вообще, первые два месяца революционного 1917 г. для мастеров изобразительного искусства совпали с зенитом выставочного сезона. «В Москве такое изобилие выставок, - замечал рецензент, - точно русских художников вместо воинской повинности обязали писать картины… Итого одиннадцать. Для года переживаемых событий как будто многовато». Вместе с тем один из руководителей Художественного театра Вл. Немирович-Данченко вовсе небеспочвенно задавался вопросом: «Точно ли в настоящее время общество по-настоящему интересуется новыми достижениями в искусстве? Может ли оно сейчас этим интересоваться? Имеется ли у него для этого достаточный запас внимания?» А художник Аполлинарий Васнецов писал: «Современное направление искусства, его отчужденность от жизни, естественно, никоим образом не может реагировать на захватывающие события последнего времени: оно проходит для него бесследно».

Спустя сто лет эти проблемы - действительно ли нынешнее общество интересуется искусством, отчуждено ли искусство от жизни, в России - так остро не стоят, хотя никуда и не исчезли. На пресс-конференции прозвучал вопрос об отношении Василия Нестеренко к тому, что до сих пор происходит деление художников на «белых» и «красных» (реалистов и авангардистов).

И художник ответил, что в искусстве противостояние неизбежно, но «не надо душить ни тех, ни других, тогда будет широкая палитра». И в качестве примера назвал Зураба Церетели, который «всех примирил».

Нестеренко сказал, что в свое время учился и у Таира Салахова (народный художник СССР), эдакого советского «почти авангардиста». И подчеркнул: наша главная задача в том, чтобы преодолеть раскол в обществе, иначе можно скатиться в смуту. Говорил также о том, что государство может потерять художественное образование.

Удивительно, но сегодня художник обозначил почти те же самые проблемы, которые будоражили Россию век тому назад. «В настоящее время, - писал в 1917 г. критик А. Ростиславов, - едва ли можно говорить об определенном знамени того или другого передового художественного общества. Дробление на отдельные общества и кружки - действительно очень заметное у нас явление в последнее десятилетие. По-видимому, и у нас назрело время салонов». Эта идея выставок, подобных Парижским салонам, где под одной кровлей собирались бы художники, представившие все течения современного искусства, высказывалась повсеместно. В Москве на Пасху 1917 г. предполагалось открытие выставки «Весенний салон», на которой ожидалось участие всех художественных обществ и высказывалась надежда, что «такая выставка сможет ярко и наиболее типично {32} представить все существующие течения современного искусства».

В устройстве подобных экспозиций современники видели возможность покончить с превращением выставок «в рынок сбыта», надеялись, что они смогут двигать «вперед русское искусство» и, являясь высшим судилищем для художников, будут помогать им совершенствоваться. И в этом тоже была одна из особенностей художественной жизни начала 1917 г. А сегодня посмотрите хотя бы на те грандиозные очереди, что выстраиваются в картинные галереи страны, и многие вопросы, которые тянутся к нам из прошлого, сами собой отпадут...

У народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко это уже третья персональная выставка в Большом Манеже.

За всю историю этого главного выставочного зала страны лишь несколько художников были удостоены столь высокой чести. Да и далеко не каждому, прямо скажем, под силу такой титанический труд, как устройство персональной выставки на площадях в 10 тыс. кв. м, где, по словам Владислава Кононова, исполнительного директора Российского военно-исторического общества и одного из устроителей выставки, к показу готовится 1000 работ Василия Нестеренко. На что художник бросил реплику: «Не считая мелких». И сказал, что будут еще представлены репродукции росписей с Афона и храма Христа Спасителя в натуральную величину.

Вообще, в послужном списке художника так много персональных выставок, что все даже перечислить практически невозможно. Однако среди них есть такие, которые нельзя не вспомнить. Это выставки, проходившие в Российской академии художеств, в Кремле, в Доме правительства РФ, в музее храма Христа Спасителя, в музее Книги и Книгопечатания в Киево-Печерской Лавре, в Украинском доме (Киев), во многих городах России и за дальними рубежами, в том числе, в Праге, Берлине, Пекине, Токио, в Нью-Йорке… Чем ближе знакомишься с творчеством Нестеренко, тем больше поражают масштабы его деятельности. Он может одновременно вести несколько крупных проектов, почти ежегодно проводит несколько персональных выставок в стране. При этом понятие «Россия» включает для художника и Украину с Белоруссией, о чем он говорил не раз.

Предыдущая экспозиция в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась летом 2010 г. и называлась «Россия – связь времен». Нынешняя выставка Василия Нестеренко получила название «Наша слава – Русская держава!». Созвучно и символично!

Экспозиция приурочена к 50-летию художника и, как ни покажется странным, к 35-летию его творческой деятельности. Об этой странности и спросил мастера.

«Рисовал в школе портреты на конвертах. Была такая работа. Первый раз участвовал в выставке в 7-ом классе. Вообще надо ставить перед собой максимальные задачи. Если не будешь стараться, ничего не получится», - сказал он.

Василий Нестеренко пишет в реалистической манере русской классической живописи и работает в различных жанрах. Основа новой выставки - исторические произведения, отражающие поворотные моменты российской истории: «Избавление от Смуты» (фрагмент картины – на фото) , «Гибель нашествия», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы – русские, с нами Бог!» и другие.

«Для меня история – это не просто события. Это повод говорить языком истории о настоящем, - сказал Василий Нестеренко. - «Избавление от смуты» - важная тема. Смутное время всегда актуально для России... 1612 год. Народ произносит покаяние, и поменялся весь ход истории. Архиепископ Арсений сказал недавно, что “наше Отечество сейчас на весах правосудия Божьего”».

Четыре года художник трудился над созданием этого грандиозного полотна.

Когда художника расспрашивают об исторических параллелях, он объясняет свою позицию так: «“Отстоим Севастополь” для меня означает – отстоим Курилы, Калининград, Крым, отстоим Москву, в конечном итоге. Историческая тема в моем понимании – это мостик к современности и будущему».

Добавим, что историческая живопись требует детального знания изображаемой эпохи, даже состояния погоды. Например, того, что в день победного въезда Петра I в Москву, шел снег, как показано на полотне Нестеренко.

К слову, в день пресс-конференции воздух был морозный, свежий и прозрачный, как случается в Москве на стыке января-февраля. И когда я вышел на улицу, солнце уже клонилось к закату, но еще отблескивало в золотых куполах Храма Большого Вознесения, ярким светом заливало верхние этажи домов на Никитском бульваре, косыми лучами касалось крыш старинных зданий Большой Никитской улицы. А над всем этим благолепием висел наполненный серебряным светом молодой месяц. Хотите - верьте, хотите нет, но фазы луны сегодняшней почти совпадают с теми, что наблюдались в 1917 г. И в Москве нынче тоже открыто много выставок, и хороших, и разных. «Но его (Нестеренко) картины обладают духовным магнетизмом», - отмечал Александр Рожкин. А Владислав Кононов подчеркивал: «Сколько надо знать, чтобы не попасть под суд профессиональных историков. Но у них претензий к художнику нет. Картины Василия Нестеренко – это оружие в борьбе с фальсификациями истории. Миссия Нестеренко – нести историческую правду».

«Для меня Первая мировая война – это вершина русского духа», - сказал Василий Нестеренко. Картина «Мы – русские, с нами Бог!» и посвящена Первой мировой войне, точнее – одному из ее героических эпизодов. Немцы долго не могли взять слабо защищенную крепость Осовец и решили пустить на русские войска газы. Когда подгоняемое попутным ветром густое облако ядовитой смеси хлора и фосгена надвигалось на русские позиции, то даже трава пожухла, а у наших солдат и офицеров противогазов не было. Немцы взяли дубинки, утыканные гвоздями, и двинулись на «зачистку территории» - добивать оставшихся в живых бойцов. Но отравленные, обреченные на смерть русские поднялись в рукопашную. «Атака мертвецов» - назвали позже этот порыв нескольких сотен воинов.

Российские газеты того времени вопрошали: «Что несет нам “просвещенная” Европа? Отравляющие газы и дубинки для добивания русских воинов. Культурные варвары!» В отношении к России Европа с тех пор не изменилась. И вопросы к «цивилизованным» странам остались те же.

А серия работ «О, Русская земля!» – это подлинный гимн Центральной России с ее поэтичной природой, храмами и монастырями. «Он предан Отечеству, - подчеркнул во время пресс-конференции Александр Рожкин. - Его искусство воспитывает отношение к своим корням. В его творчестве Россия предстает как птица Феникс. Это забота о будущих поколениях».

«Спрашивают, - говорит художник, - почему не рисуете вулканы Индонезии? Пусть другие их рисуют, а я буду рисовать наши горы, наши реки. И когда я попадаю в ледяную реку на Алтае, то знаю, зачем я это делаю, а вот в Индонезии не знаю». Серия пейзажных полотен стала итогом творческих поездок мастера на Сахалин и Курильские острова, в Саяны и на Байкал. Произведения, посвященные природе Урала, Сибири и Дальнего Востока, объединены в цикл под названием «На дальних рубежах».

Настоящей творческой удачей Василия Нестеренко стало участие в воссоздании росписей храма Христа Спасителя в Москве. Для этого была создана команда почти из трехсот художников, чтобы сделать работу в кратчайший срок. Сложнейшая задача потребовала не только высочайшего профессионального мастерства, но и умения писать в манере крупнейших живописцев XIX века.

Василий работал по четырнадцать часов ежедневно. Как полагается иконописцу, постился и молился перед началом работы, а затем поднимался на леса и расписывал храм, делая это без каких-либо чертежей или сетки, напрямую. Именно им выполнены росписи «Воскресение Христово», «Апостол Матфей», «Вход Господень во Иерусалим», «Крещение Господне» для Кафедрального собора, написан цикл Богородичных икон и Плащаница, «Тайная вечеря» и картины Евангельского цикла для Патриаршей трапезной. «Храм восстановлен так, как его заслуживает Россия сейчас», - сказал Василий Нестеренко.

Перед началом росписи храма Христа Спасителя художник завершил работу над иконой «Образ Божией Матери Нечаянная Радость» и над картиной «Распятие».

И был еще в его жизни Афон, где почти год он руководил группой художников, которая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и старцев Русского Свято-Пантелеимонова монастыря расписывала храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на Старом Русике.

Это почти в 3500 кв. м! Во время пресс-конференции Василий Нестеренко заметил: «Говорят, Афон – это рай на земле, но рай на земле тяжелый».

Немалую роль в творчестве художника играют женские образы. Созданные им женские портреты, как он говорит, всегда подчеркивают достоинства своих моделей. Скажем, на картине «Алена» изображена девушка с огромным букетом ромашек. Героиня картины «Бабье лето», девушка из российской глубинки, стоит в тонком платьице и резиновых сапогах возле заросшего бурьяном плетня... Теме женского ожидания посвящены также портреты «Девичьи мечты» и «Предчувствие любви», проникнутые тонким лиризмом.

Но, думается, самое сильное впечатление в этом ряду производит картина «Русская мадонна». До недавнего времени я не знал, что на ней изображена жена художника Ольга и сын Ваня. И на картине «Весна» - тоже Ольга…

Совершенно особое место в творчестве художника занимает портрет мамы, Галины Васильевны. Именно мама помогла Василию стать художником. От нее же – и любовь к родному Отечеству.

По мнению специалистов, наиболее емко образ Родины отражен в эпической картине Василия Нестерова «О, русская земля!». Строка взята из «Слова о полку Игореве». (О, Русская земля! Ты уже за холмом!) В этой гениальной поэме древности Русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы, распри и смутные времена…

Но, как сказал Василий Нестеренко, «произведения надо смотреть». И все время пресс-конференции на стене просторного помещения перед глазами журналистов демонстрировался фрагмент картины «Избавление от Смуты». А в ответ на вопрос, любит ли он давать интервью, мастер произнес: «Рассказывать – это не моя профессия. Знать должны не мое лицо, а мои работы».

Многие полотна мастера будут экспонироваться впервые. И совсем не комплимента ради Александр Рожкин заметил: «Это не просто выставка, это – явление в культурной жизни России».

Прислушаемся к компетентному мнению. И напомним, что персональная выставка Василия Нестеренко «Наша слава – Русская держава!» пройдет в Центральном выставочном зале «Манеж» с 10 февраля по 3 марта 2017 г. А открытие состоится завтра, 9 февраля.

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Василий Игоревич Нестеренко родился 28.02.1967 года в г. Павлограде Днепропетровской области. После переезда в Москву в 1978 году начал профессионально обучаться живописи, в 1980 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при МГАХИ им. В.И.Сурикова на отделение живописи.

Окончил МСХШ в 1985 году с золотой медалью, в том же году поступил в Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова под первым номером на факультет живописи.

В 1991-1992 г.г. стажировался по линии Министерства культуры СССР в Художественном институте ПРАТТ в Нью Йорке (США).

Окончил МГАХИ им.В.И.Сурикова с красным дипломом. Дипломная картина – исторический холст «Триумф Российского Флота» (310х590 см, 1994) открывает экспозицию Центрального Музея Вооруженных Сил России.

С 1995 по 2002 год работал над художественным убранством Храма Христа Спасителя в Москве. В.И.Нестеренко – автор четырех монументальных росписей на стенах Храма: «Воскресение Христово», «Святой Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень во Иерусалим», цикла Богородичных икон для центрального объема Храма, Плащаницы для Главного престола Храма, автор пяти картин на Евангельские сюжеты и десяти росписей для Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. За большой вклад в воссоздание Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил В.И.Нестеренко орденом Сергия Радонежского II степени.

В 1999 году В.И.Нестеренко явился автором художественного убранства Тронного Зала Иерусалимской Патриархии. В Рождество 2000 года под росписью художника в Иерусалиме состоялась историческая встреча всех Патриархов и Президентов православных стран.

В.И.Нестеренко – автор новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове (2002-2004), в Храме Успения в Домнино – родовом имении бояр Романовых (2003-2005). Художник создал концепцию живописного убранства Храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси (награжден за эту работу орденом Андрея Рублева III степени, 2004) и концепцию живописного убранства Софийско-Успенского собора в Тобольске (2008).

Помимо церковных росписей художник активно занимается исторической живописью. Среди его исторических картин можно выделить многофигурные полотна «Москва встречает героев Полтавы» (1997), «Отстоим Севастополь!» (2005), «Триумф Екатерины» (2007), «Клятва князя Пожарского» (2008), «Молитва Сусанина» (2010), «Избавление от Смуты (2012), «Гибель нашествия» (2012), «Возрождение Патриаршества» (2011), триптих, посвященный Великой Отечественной Войне: «Непокоренный»(2005), «Сестра милосердия»(2010), «Эхо прошедшей войны»(2010). В.И.Нестеренко много работает в области портретной живописи. Он автор серии портретов современников, портретов выдающихся деятелей Российской культуры: «Ирина Архипова» (2000), «Портрет Владимира Маторина в роли Бориса Годунова» (2004), «Портрет Святослава Бэлзы в маскарадном костюме» (2005), «Портрет Василия Ланового в роли Бернарда Шоу» (2004), автор исторических портретов (серия портретов деятелей Екатерининской эпохи, созданных для Большого Дворца в Царицыно, 2007), портрет Патриарха Тихона (2001), портрет Патриарха Диодора (1997), созданный для музея Иерусалимской Патриархии, два портрета Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (2008), созданные для музея Марфо-Мариинской обители, портрет Великого князя Сергея Александровича (2010).

В.И.Нестеренко много работает в области пейзажной живописи. Он автор многочисленных видов русской природы, этюдных работ, а также монументальных пейзажей, таких, как «О, Русская Земля…» (2003), «Масленица» (2003), «Зимний багрянец» (2003), серия картин «Времена года» (1995-1997), «Верхотурье» (2008), «Предзимье» (2008). Целая серия монументальных работ посвящена природе Сибири и Дальнего Востока. Они явились результатом творческих поездок по Байкалу, Саянам, Курилам и Сахалину. Эта серия работ неоднократно экспонировалась под общим названием «Далекие рубежи».

Интересны натюрморты художника, многие из которых посвящены Российской истории: «Наша слава – Русская Держава» (2005), «Оружие Победы» (2005), «Мечты о флоте» (1997), «Гусарская баллада» (2003), «Потомству в пример» (2007). «Храбрые – бессмертны» (2010).

Произведения художника находятся в крупнейших музейных собраниях России: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Центральном музее Вооруженных Сил России, Музее Москвы, Музее-заповеднике «Царицыно», в Зале Высшего Церковного Совета в Храме Христа Спасителя и других собраниях.

Решением Правительства Москвы в 2000 году было создано Государственное учреждение культуры города Москвы «Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко» и выделено для этих целей здание в районе Старого Арбата.

В.И.Нестеренко - автор многочисленных выставок в художественных музеях и картинных галереях Москвы, городов центральной России и Сибири, автор персональных выставок в столицах Беларуси и Украины, а также в городах дальнего зарубежья: Токио, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Парижа, Пекина, Берлина, Никосии. Художник провел персональные выставки в Большом Манеже в Москве (2004, 2010), в Новом Манеже (1999, 2006), в Российской академии художеств (1996, 2006,2012), в Большом Дворце в Царицыно (2008,2012).

В 2004 году Указом Президента РФ В.В.Путина живописцу было присвоено почетное звание «Народный художник РФ». В 2008 году В.И.Нестеренко избран действительным членом Российской академии художеств. В.И.Нестеренко является членом Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ с 2008 г., членом Патриаршего Совета по культуре с 2010г., членом Комиссии по присуждению премий в области искусства и кинематографии при ФСБ РФ с 2006г., членом Наблюдательного Совета при Главном Управлении МО РФ с 2005г., членом Президиума Российской академии художеств с 2009г.

Женат. Имеет троих детей: двух сыновей и одну дочь.

«Вы представляете, как это сейчас важно и актуально – донести до нашего народа, до нашего сознания величие и мощь России.»

В. Нестеренко

Биография. Молодые годы Василия Нестеренко

Самый молодой народный художник России родился на Украине в Павлограде в 1967 году. После смерти отца, в возрасте 9 лет он начал серьезное обучение живописи, а в 1980 поступил в Московскую среднюю художественную школу при академическом художественном институте им. Сурикова. Василий Игоревич был круглым отличником и окончил среднюю художественную школу с золотой медалью.

В октябре 1985 поступил на факультет живописи в Суриковском институте, но зимой этого же года был призван в армию, где отслужил до 1987 года. После армии он продолжил обучение в институте и в классе академика Т.Т. Салатова. Среди преподавателей были проф. Л.Л. Шепелев, проф. С.Н. Шильников, Н.П. Христолюбов и Е.Н. Трошев, но самым любимым преподавателем остался Т.Т. Салатов, о котором художник не раз напишет в своих статьях.

Осенью 1988 года Нестеренко участвует во Всесоюзной выставке «Молодость России» в Московском «Манеже». Эта выставка приносит ему успех и до 1990 года он участвует еще в нескольких выставках молодых художников.

Первая персональная выставка перспективного художника состоялась в апреле 1990 года в Выставочном зале МГАХИ им. Сурикова. Еще одним знаком его успеха стала покупка Киевским художественным музеем картины «Чернобыль» в мае 1990 года. Далее следует множество выставок, как на Родине, так и за границей.

С сентября 1991 до июня 1992 Нестеренко проходит дипломную стажировку от имени Министерства культуры СССР в художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке, где его руководителями были такие именитые личности как Росс Ниар, Фиби Хельман и Френк Линдт. На его выставку приходят члены Американской Лиги Профессиональных Художников (АЛПХ), которые настолько восхищены молодым дарованием, что в апреле 1992 года принимают его в свою организацию. За громкий успех в период Нью-Йоркского творчества, Нестеренко удостаивается Почетной Премией на 64-й Национальной выставке АЛПХ.

По возвращению на родину Нестеренко берется за дипломную работу «Триумф Российского Флота» (1994). Весной 1994-го года Нестеренко с блеском защищает диплом и оканчивает учебу в Суриковском институте. В это же время он становится членом Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Биография. Зрелые годы Василия Нестеренко

Так как Василий Нестеренко очень рано добился успеха, период зрелости можно отсчитывать с момента завершения учебы в институте. Он быстро нашел свой путь в искусстве, ему по силам все жанры живописи: от исторических картин до психологических портретов.

В 1995 начинает работу над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя, которые, уже в 1996, выигрывают конкурс и Нестеренко становится одним из художников-реставраторов. Он много трудится над эскизами и в 1999-м монументальная роспись была закончена. За оформление Храма Христа Спасителя был поощрен Орденом Сергия Радонежского 2-ой степени.

В возрасте 33-х лет, в мае 1999-го года Василий Нестеренко стал заслуженным художником Российской Федерации, а в 2000-м создано государственное учреждение культуры «Московская картинная галерея Василия Нестеренко». Его трудолюбие и рвение к работе ошеломляют: ведь не каждый художник способен создать коллекцию для выставки в Новом Манеже, тем более в таком молодом возрасте.

В 2002 участвует в росписи Успенского Кафедрального собора в Дмитрове. В 2003 выходит в свет публикации его альбомов. Позже расписывает и Успенский Храм в Домнино, Тронный зал Иерусалимского Патриарха в Иерусалиме.

В 2004 получает звание «Народный художник РФ», а в 2007 избран Действительным членом Российской академии художеств.

Самые известные картины Василия Нестеренко

Росписи в Храме Христа Спасителя включают в себя следующие произведения: «Воскресение Христово», «Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», а также четыре Богородичные иконы, пять картин на библейские темы для Патриаршей Трапезной и плащаницу, которая буквально завораживает зрителя.

«Триумф Российского Флота» (1994) - это огромная работа, длиной в 6 метров, поражает не только своими размерами, но и техникой. Трудно представить, как тяжело прописывать такие разнообразные портреты в одной картине, не теряя центральной фигуры – Петра I. Выполненная в классическом стиле русской живописи, она наполнена динамикой в движениях персонажей и контраста между военными костюмами и женскими украшениями.

Историческое полотно «Отстоим Севастополь», созданное в 2005, было некоторой декламацией художника о том, что главная задача современников – это чтить победы своих предков.

Жанровые портреты «Непокоренный» (2005) и «Наедине с собой» (1995) – изображения «героев моего времени» - людей, которые живут необычной жизнью и счастливы в своем одиночестве и внутренней гармонии.

Принадлежность картин Нестеренко к художественным стилям

Нестеренко трудится в основном в стиле русской классической живописи. Для него примером являются Нестеров, Иванов, Васнецов и Ван Дейк. В исторических полотнах и в религиозной живописи, особенно в картине «Наедине с собой», есть сходство с Нестеровым: он также пытается найти красоту в аскетичном образе жизни монахов.

Музеи и галереи – места выставок картин Василия Нестеренко

Музей и Храм Христа Спасителя, Москва

Третьяковская галерея, Москва

Центральный музей Вооруженных Сил России

Российская Академия Художеств.

Посмотреть все картины художника Нестеренко В.Г. можно

© Художник Нестеренко. Биография художника Нестеренко. Картины, описание картин художника Нестеренко

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!