Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

В каком году не замерзал байкал. Когда замерзает Байкал

Кто из нас не любит отдыхать… А тем более - отдыхать красиво, наслаждаясь прелестями природы… Наша страна славится различными курортами, которые ни капли не уступают зарубежным. Это относится и к зимнему отдыху.

Одно из великолепнейших мест, где полноценно можно насладиться прелестями настоящей русской зимы - это Сибирь. Если очень сильно захотеть, то можно и порыбачить, покататься на лыжах или на лошадках и попробовать многое другое - такой отдых можно назвать экстремальным. Это потрясающее наслаждение и масса впечатлений. Созерцание удивительнейшей природы вокруг дает удивительное и непередаваемое ощущение умиротворения.

Главная достопримечательность - озеро Байкал зимой, фото которого можно увидеть ниже. Это чистейшее озеро завораживает своей красотой. Прозрачный голубой лед так и манит прогуляться по нему. Но обо всем по порядку.

Природа на Байкале зимой

Байкал является одним из самых глубоких и больших озер в мире. Именно он содержит пятую часть пресной воды всего мира. Приехав на Байкал зимой, в первую очередь вы ощутите разницу в воздухе. Он настолько чистый, что не можешь надышаться. Уже одно это приведет вас в восторг. Затем взору откроется прекрасный пейзаж. Солнце играет бликами на присыпанных снегом горах. Пушистый хвойный лес. Голубое чистое небо. Прозрачная гладь озера.

Те, кто ни разу не был на Байкале, могут задаться вопросом о том, замерзнет ли Байкал зимой. Ответ - да! Просто потрясающий Байкал зимой, лед застывает медленно, зато потом он становится настолько крепким, что по нему можно передвигаться даже на грузовике. Это позволяет посетить те места, которые недоступны для туристов в летнее время года.

Чудеса, которые вы увидите, - это:

  1. Бирюзовые ледяные глыбы, похожие на осколки стекла. Они возвышаются над озером, напоминая драгоценные камни.
  2. Стоя на льду, становится немного страшно, когда понимаешь, что под тобой сотни метров воды.
  3. Ночное небо усыпано звездами, словно кто-то рассыпал блестки на черном листе бумаги.
  4. А какие здесь рассветы… Красное солнце, поднимаясь над голубым льдом Байкала, дает такое сочетание красок и отблесков, что начинаешь понимать, насколько же все совершенно и гармонично создано в этом мире.

Если вы решили выбрать самостоятельный отдых на Байкале зимой, то есть несколько мест, которые мы советуем вам посетить.

Иркутский музей «Тальцы»

Этот музей находится на 47 км Байкальского тракта. Он расположен под открытым небом и считается у нас в стране одним из лучших музеев подобного плана. Его территория - 70 гектаров. В этом музее насчитывается больше 70 архитектурных памятников народов Иркутской области 17-20 веков. Помимо этого, там можно увидеть этнографические коллекции 10-20 веков.

Этот музей является культурным центром всей Сибири. В любое время года сюда приезжает огромное количество людей, чтобы увидеть именно ту Сибирь, о которой написано в книгах. В музее есть конюшня. А также гончарная и берестяная мастерские. Зимой там можно покататься на санях с бубенцами и посмотреть снежный городок. А если вы замерзли и проголодались, то сможете отведать горячие блины и выпить чашечку чая в кафе «Трактиръ». Музей работает ежедневно, круглый год.

Старая Ангасолка

Поселок Старая Ангасолка расположен на пути следования самой необычной железной дороги России - Кругобайкальской. Доехав до железнодорожной станции под названием «Ангасолка», следующую часть пути можно пройти пешком. Маршрут в поселок Старая Ангасолка лежит вдоль русла реки с таким же названием. Его протяженность составляет 4 километра. Также добраться туда можно и на машине по ледяному Байкалу. Выезжать нужно из поселка Кутлук. Длина пути - 8 км.

Этот поселок расположен на берегу Байкала. Вокруг множество достопримечательностей и прекрасных прибрежных пейзажей. Помимо отвесных скал и каменных галерей, ваше внимание привлекут круглобайкальские туннели и арочный мост.

В Старой Ангасолке вы сможете посетить:

  1. Дом-музей художника, путешественника и поэта Н. К. Рериха.
  2. Детско-юношеский альпинистский лагерь «Ангасолка».
  3. Птичий базар.
  4. Таежный распадок.
  5. Арочный виадук «Ангасольский».
  6. Киркидайский тоннель.
  7. Хабартуйский тоннель и т. д.

Передохнуть и вкусно поесть можно в столовой, которая находится в музее Рериха.

Поселок Листвянка

Этот поселок - точка отсчета начала многих путешествий по Байкалу. Свое название он получил из-за большого числа лиственниц, произрастающих здесь.

В Листвянке отличная обзорная площадка, позволяющая любоваться всеми прелестями данной местности. С нее можно увидеть исток Ангары. Ангара - это единственная река, которая берет свое начало из озера Байкал. Зимой исток не замерзает по причине того, что вода в него поступает из более глубоких и теплых слоев Байкала.

В Листвянке можно посетить:

  1. Музей озера Байкал, где, помимо исторических данных об озере, вы познакомитесь с живыми экспонатами, обитающими в нем.
  2. Дендрарий с видом на Байкал, оснащенный площадками для прогулок круглый год.
  3. Нерпентарий, в котором вы увидите дрессированных байкальских тюленей.
  4. Камень Черского. Это вершина горы с беседкой и смотровой площадкой. Назвали ее в честь геолога, который исследовал Байкал. С этой смотровой площадки можно увидеть вершины хребта Хамар-Дабан, исток Ангары, порт Байкал, листвянскую пристань, судоверфь и белеющую Байкальскую обсерваторию.
  5. Зоопарк в усадьбе «У медведей».
  6. Музей «Куклы современного искусства».
  7. «Ретро-парк» Осиповых.
  8. Сувенирный и рыбный рынки.
  9. Центр ездовых собак.
  10. Вакуумный телескоп.
  11. Помимо всего этого, в Листвянке есть горнолыжная трасса.

Большое Голоустное

Поселок Большое Голоустное находится на западном берегу Байкала. Он был основан в 17 веке, возле причала. Он получил свое название от реки, которая протекает здесь. Река Голоустная взяла начало со склона Приморского хребта и, сделав петлю в 120 км, впала в Байкал. При этом она имеет 8 русел, но на сегодняшний день вода течет лишь по трем.

К достопримечательностям поселка относится:

  1. Сухое озеро. Это необычное озеро один раз в пять лет наполняется родниковой водой. В остальное время оно либо совсем высыхает, либо уровень воды бывает совсем низким.
  2. Древние пещеры.
  3. Ушканья падь.
  4. Охотничья пещера. Это огромный подземный мир, с колодцами, полостями и залами, украшенными кальцитовыми натеками.

На данный момент в Голоустном имеется большое количество туристических баз. Огромным плюсом зимнего отдыха на Байкале является и то, что из Большого Голоустного можно легко добраться до бухты Песчаной по ледяному Байкалу.

Зеленый мыс

Одно из самых красивейших мест Байкала - это Зеленый мыс. Он со всех сторон окружен рекой Ангарой.

Воздух здесь потрясающий. Он обладает характерным запахом грозы, это говорит о том, что он очень ионизирован. Соответственно, и очень полезен. Леса здесь смешанные. В них произрастают осины и березы, сосны и ели. Зеленый мыс - это отличное место для прогулок вдоль Ангары.

Поселок Сахюрте

Этот поселок находится на берегу пролива Ольхонские ворота. Именно здесь находятся Тажеранские степи. Здесь же можно посмотреть на достопримечательности Малого моря. Как раз в этом месте Байкала под толщей прозрачного льда можно наблюдать за подводной жизнью. Лед здесь чистый и прозрачный, складывается ощущение, что смотришь сквозь стекло в огромный аквариум. Это становится возможным благодаря тому, что сильный Сарминский ветер сдувает снег с поверхности озера.

Поселок Шаманка

Поселок Шаманка расположен вдоль реки Иркут. Его окружает прекрасный кедрово-сосновый бор. Зимой это место похоже на сказку. Морозный воздух, тишина и хруст снега под ногами вызывают ни с чем несравнимые ощущения.

Здесь же вы увидите длинный подвесной мост, который ведет к поселку. Его длина составляет больше ста метров. Если попадете в поселок Шаманка, обязательно посетите магазин в центре и отведайте вкуснейшую местную выпечку.

Аршан

Это то место, которое обязательно стоит посетить. Здесь находится ущелье, получившее известность благодаря высоким каньонам. По ним непременно стоит прогуляться. А еще - небольшой водопад и знаменитая минеральная вода.

Чем заняться на Байкале зимой

Теперь расскажем о том, чем же, кроме прогулок, можно заняться туристам, решившим отдохнуть на Байкале зимой. Что ждет их?

Нужно отметить, что досуг для путешественников, которые приобретают туры на Байкал зимой, организован на высшем уровне. Здесь предусмотрно все.

Базы отдыха на Байкале зимой работают в полной мере, встречая и развлекая своих гостей. Итак, какие виды отдыха распространены на зимнем Байкале?

Подледный дайвиг

Это занятие подходит для любителей экстремального отдыха. Оно позволяет посмотреть на подводную жизнь изнутри и понаблюдать за обитателями глубин.

Подо льдом находятся своеобразные «пещеры», которые позволяют свободно передвигаться.

А наиболее сильные эмоции вы испытаете, когда посмотрите вверх и увидите, как над вами ходят люди и ездят машины.

Рыбалка

Рыбалка на Байкале зимой непременно порадует любого рыбака - как новичка, так и любителя. Все дело в том, что такое обилие различных видов рыбы редко где встретишь. Их там более 50. Согласитесь, повод, чтобы порыбачить. К тому же здесь водится омуль. Эта рыба уже стала практически визитной карточкой Байкала. Помимо него, здесь можно поймать щуку, хариуса, сигу и т. д.

Большей популярностью среди рыбаков пользуется Малое море. Местные знатоки охотно покажут вам лучшие места.

Сначала нужно просверлить лунку. Это процесс непростой, так как лед достаточно толстый. А потом рядом с лункой нужно сделать маленькое углубление, заполнить водой и мормышем. Мормыш сам отправляется в лунку и служит наживкой для омуля. Некоторые профессионалы ловят омуля лежа, вглядываясь в глубину.

Рыбная ловля на Байкале зимой не только принесет вам удовольствие от процесса, но и непременно порадует результатом. Вы сможете попробовать «расколотку».

Расколотка - это омуль, которого после поимки оставляют на льду замерзать, а затем оборачивают полотенцем и разбивают молотком или топором. Затем рыбу просто макают в соль и перец и едят.

Езда на собачьих упряжках

Одним из самых распространенных развлечений на Байкале является поездка на ездовых собаках. Туристы могут сами обучиться управлению упряжкой.

Центром ездового спорта называют Листвянку. Там на данный момент насчитывается примерно четыре десятка ездовых собак. Трасса проходит через тайгу и берег Байкала. Она несложная, поэтому любой спокойно доберется в пункт назначения. Конечная точка - это база отдыха «Приют старателей», там осуществляется ночевка. А затем - отправление обратно в Листвянку.

Сплав на льдине

А замерзает ли Байкал зимой? Незамерзающая река Ангара - это еще одно экстремальное развлечение. Любители острых ощущений могут отправиться в поселок Листвянка в феврале и опробовать на прочность специально выпиленный кусок байкальского льда.

Этот лед опускают на реку и отправляют путешественников в плавание. Перед этим необходимо надеть спасательные жилеты.

Горнолыжный отдых

Многие турбазы на Байкале зимой могут предложить своим гостям этот вид отдыха.

Например, курорт «Гора Соболиная» на Хамар-Дабане. Здесь на высоте в тысячу метров находится отличный горнолыжный комплекс.

Любителей горных спусков обязательно порадует наличие 11 различных трасс и семи подъемников. Еще там же, на Хамар-Дабане, есть гора Мамай. Здесь большое количество снега и нет трасс, что, конечно, радует любителей фрирайда.

Горнолыжный центр "Истлэнд". Здесь три трассы для спуска на лыжах и одна для саней. А для любителей сноуборда есть и свой парк. Для новичков есть инструкторы. А также имеется прокат снаряжения.

Минеральные источники

Свойства минеральных вод Аршана известны многим. В них содержится мало кремния и железа и совсем нет вредных примесей.

Обязательно стоит посетить поселок Жемчуг. Здесь много минеральных источников, богатых полезными элементами.

Горячие источники Байкала зимой - это прекраснейшее дополнение к вашему отдыху. Здесь они в некотором роде уникальны. Отдых на Байкале зимой - это еще и возможность воспользоваться их целебными свойствами при наличии различных заболеваний. Температура в них не опускается ниже 37 гр. Тут же есть специально предназначенная для отдыхающих водолечебница.

«Научный» отдых

Если вы устали от активного отдыха или просто не его сторонник, то можно поехать в поселок Бадары. Там находится один из самых больших в мире телескопов - сибирский солнечный радиотелескоп. Через него можно отследить активные солнечные образования.

А в поселке Листвянка вы сможете понаблюдать за небесными объектами. Именно там находится Байкальская астрофизическая обсерватория РАН.

Езда на воздушной подушке

Если вы жаждете приключений, то хивус (судно на воздушной подушке) - именно то, что вам нужно. Так как он вездеходен, то не требуется составление определенного маршрута.

Туры на автомобилях

Туры на внедорожниках по льду позволяют значительно сократить время, потраченное на дорогу в теплый период. Вы не только сможете добраться в самые укромные уголки Байкала, но и полноценно насладитесь пейзажем из окон джипа.

Как раз именно зимой, передвигаясь по льду на Байкале, можно всего за два дня осмотреть многие достопримечательности Малого моря, посетить скалы Шаманки и остров Ольхон, мыс Хобой и еще много чего.

Вертолётная прогулка

Сейчас очень популярной считается вертолетная экскурсия. Длится она два-три часа. Вертолет вмещает в себя трех пассажиров. Во время нее вы сможете полюбоваться на красоту ледяного Байкала и пофотографировать ландшафты. По желанию клиентов можно совершить несколько посадок в разных местах - для того, чтобы посмотреть на достопримечательности.

Итоги

Мы перечислили основные виды отдыха на зимнем Байкале. Это, конечно же, не все. При желании можно туда добавить охоту, отдых в бане, катание на снегоходах и коньках, прогулки на лошадях по тайге и так далее. Просто неограниченные возможности. По своему желанию вы можете выбрать или оздоровительно-познавательный отдых, или экстремально-активный.

Вы получите массу впечатлений. Равнодушным не останется никто. Созерцание прекрасной природы вокруг дает восхитительное ощущение умиротворения.

Все перечисленное можно отнести к плюсам. Что касается минусов, то их немного, и по большей части они зависят от самого человека. Не стоит недооценивать сибирские морозы. Тайга зимой достаточно сурова. И если вы не готовы терпеть холод, то ехать вам туда не рекомендуется. Не нужно пренебрегать помощью проводников. Они обязательно должны быть рядом при езде на снегоходах или в собачьих упряжках. Не отправляйтесь в путь без их сопровождения.

Помните, что, если вы решили отправиться на одиночную прогулку в тайгу, то рискуете столкнуться с дикими животными, что очень опасно. Соблюдайте технику безопасности и внимательно слушайте инструкторов.

Если вы не уверены в себе, то не нужно выбирать экстремальные виды отдыха. Наслаждайтесь спокойными. Но в любом случае, если вам представилась возможность побывать на озере Байкал зимой, фото которого получаются просто потрясающими, то не стоит от нее отказываться. Вы обязательно оцените это великолепное место и захотите вернуться сюда снова, чтобы еще разок взглянуть на эту красоту. Можно долго рассказывать о красотах зимнего Байкала, но увидеть их - совсем другое дело.

С разных концов света приезжают туристы, чтобы полюбоваться невероятной красотой самого в мире. Как правило, они выбирают летнее время для посещения, поэтому мало кто знает, насколько потрясающе выглядит замерзший Байкал. Если бы не суровый климат этих мест, зимние туры пользовались бы таким же успехом, как и летние.

Великое озеро

Если верить ученым, то Байкал является старейшим озером на планете, образованным 20-30 миллионов лет назад благодаря земной коры. Эта зона до сих пор сейсмически нестабильна, поэтому здесь не только встречаются многочисленные термические источники, но и сам замерзший Байкал способен шокировать появлением огня из-подо льда, чему есть свидетельства очевидцев.

Расположенное в Восточной Сибири на высоте 455 м над уровнем моря, озеро имеет береговую линию протяженностью более 1800 км при длине 636 км и по своей форме напоминает месяц.

Наибольшая глубина водоема приблизительно составляет 1640 метров, что позволяет ему занимать почетное первое место в Книге рекордов Гиннеса, но уникальность Байкала не столько в его глубине, сколько в расположении.

Являясь естественным резервуаром пресной воды (20 % мировых запасов), озеро находится в местности, где сама природа заботится о поддержании его чистоты. Сегодня почти вся береговая линия является заповедником, а с 1996 года Байкал вошел в Список наследия ЮНЕСКО, и первое, что чувствуют люди, подъезжая к нему, это запах хвои, так как все его побережье покрыто лесами.

О целебных антибактериальных свойствах хвойных деревьев человечеству известно с древности. То, что они окружают озеро, не случайность. Именно хвойные деревья смягчают суровую зиму, делая ее на 10 °С теплее, чем в том же Иркутске, расположенном всего в 70 км от водоема, что не мешает, однако, льду сковывать его воды с октября до конца апреля. Те, кто видел фото замерзающего Байкала, отмечают невероятную прозрачность льда, чего не увидишь в других местах планеты.

Климат

Восточная Сибирь знаменита своим холодным резко континентальным климатом, но то, что Байкал окружают горы, а побережье покрыто хвойными лесами, создало в этом районе собственный микроклимат. Его особенность в том, что зима здесь мягче, а лето, наоборот, прохладнее, чем в других частях региона. Сама огромная масса воды формирует местный климат, температурный режим которого колеблется в открытой части озера от -21 °С зимой до +15 °С летом, и от -25 °С до + 17 °С в прибрежной части.

Как это ни парадоксально, но Байкал также отличается количеством солнечных дней в году. Например, здесь ясно в течение 2350 часов, тогда как на Рижском взморье - всего 1839 часов. Если рассматривать погоду территориально, то самым солнечным является (64 дня против 49 по Байкалу в целом). Кстати, на нем и осадков выпадает меньше всего.

В среднем на озере пасмурных дней за год набирается 125, тогда как на том же Ольхоне их всего 75 за тот же период. В этих местах редко бывают затяжные дожди, что радует туристов, так как многие из них стремятся попасть сюда, чтобы увидеть знаменитые миражи.

Если бы они знали, как Байкал (фото ниже), то поменяли бы погоню за призраками на величайшую картину, созданную самой природой: постепенное сковывание его вод льдом.

Уникальный водоем

На планете осталось не так уж и много районов с по-настоящему чистой и прозрачной водой. Если первое место в этой категории занимает Саргассово море, прозрачность которого составляет 65 метров, то на втором находится Байкал с показателем 40 м, хотя его фотическая зона, освещенная солнцем, равна 112 м, о чем свидетельствуют обитающие там светолюбивые организмы.

Насыщенность озерной воды кислородом особенно отчетливо просматривается, когда замерзший Байкал скован льдом с неимоверно красивым рисунком, созданным воздушными пузырьками. Прозрачность озерной воде обеспечивают живущие в ней микроорганизмы, а по своему составу она ближе к дистиллированной, так как минимально минерализована.

Озеро питают 336 основных рек и от 544 до 1123 нерегулярных источников, образующихся от таяния льдов в горах или при сильных осадках. Ангара - единственная река, вытекающая из озера, а главным поставщиком воды в Байкал является Селенга.

Дельта Селенги

Именно ее воды составляют почти 50 % объема наполнения озера, а дельта реки, образуемая многочисленными притоками и островами, занимает более 1000 км 2 . В этом месте замерзшее озеро Байкал выглядит иначе, чем в основной своей части:

  • во-первых, место впадения Селенги является самым узким на озере и расстояние между ее берегами составляет всего 26 км (самая широкая часть равна 81 км);
  • во-вторых, теплые воды реки образуют подталины в нижней части льда, поэтому здесь он менее надежен даже при значительной толщине;
  • в-третьих, здесь чаще образуются трещины, представляющие серьезную опасность для тех, кто решил перейти пешком или переехать Байкал на машине, так как некоторые из них достигают от полуметра до 4 метров в ширину.

Остальные реки, питающие озеро, менее полноводны, но при этом вносят свой вклад в общий показатель чистоты и прозрачности его вод.

Озерные волны

Не только прозрачностью знаменит Байкал, но и ветрами, каждый из которых имеет свое название и дует в определенное время. Благодаря им зеркало озера редко бывает спокойным. Например, в проливе Ольхонские ворота ветра образуют волны высотой до 4 м, а на мелководье в месте впадения Селенги в водоем они достигают 6 метров.

Как правило, сильные ветра начинаются здесь в конце лета и длятся всю осень. Местное население присвоило им следующие названия:

  • Верховик. Прилетает со стороны долины верхней Ангары и может дуть без остановки до 10 дней, не вызывая волнения воды возле берега, но в середине озера поднимая белые буруны. Их высота незначительна в августе, но достигает 4 м в ноябре.
  • Баргузин. Спокойному без порывов ветру рады все, так как он приносит устойчивую солнечную погоду.
  • А вот про култук такого не скажешь, так как его появление сопровождается дождем, туманами и штормами.
  • Самый страшный, достигающий скорости до 40 м/с, - ветер сарма. Он вызывает сильнейшие штормы и может дуть сутки, не снижая своей скорости.

Когда подобные ветра дуют в ноябре, то можно наблюдать уникальное явление: замерзающие волны Байкала, которые так и не разбились о берег. Фотографы с разных стран приезжают, несмотря на столь неприятную погоду, чтобы снять этот момент. Фотографии замерзшего Байкала можно увидеть в самых престижных журналах, освещающих уникальные места и явления планеты.

Этапы замерзания

Это процесс длится достаточно продолжительное время и начинается с образования первой тонкой ледяной пленки, которую легко разбивают волны. Затем вдоль берега постепенно образуются ледяные наросты, вызванные замерзанием воды и называемые в народе заберегами.

Там, где волны ударяются в скалы, появляются ледяные сталактиты, свисающие с них. Замерзший Байкал сдается морозам одним из последних. Как правило, уже большинство рек, питающих его, скованны льдом. И только при температуре -20 °С на нем начинает нарастать корка со скорость 4-5 см в сутки.

В своей северной части озеро покрыто льдом до 6 месяцев, а остатки плавающих льдин здесь можно встретить еще в июне, тогда как на юге водоема лед держится всего 4-4,5 месяца.

Жизнь подо льдом

То, на сколько метров замерзает Байкал, беспокоит прежде всего его обитателей. Как правило, толщина льда на озере редко превышает 2 метра, что позволяет ездить по нему транспорту весом до 15 тонн.

Лучше всех зиму переносят диатомовые эндемические озерные водоросли, которые не снижают свою активность подо льдом, а наоборот, наращивают свою биомассу до 100 г/м 2 .

Так уж предусмотрено мудрой природой, что при формировании торосов, вызванных разницей дневных и ночных температур, льды сталкиваются. При этом звуки, которые они порождают в момент столкновения, по мощности не уступают артиллерийскому залпу. В образованные во льду трещины попадает кислород, позволяющий рыбам пережить нахождение подо льдом до весны.

Зимний пейзаж

Замерзший Байкал - это по-настоящему неповторимое зрелище, ради которого можно покинуть теплый и уютный дом и проехать полмира. Он, величественный и суровый, оставит неизгладимые впечатления от толщи прозрачного льда, под которым видны растения, рыбы и многочисленные замерзшие воздушные пузырьки.

Байкал - один из немногих водоемов, которому подходят эпитеты в превосходной степени. Глубочайшее и величайшее, самое прозрачное и самое чистое, уникальное хранилище пресной воды… Одним словом, у Байкала много необычайных особенностей, одна из которых - лед.

Байкальский лед – любопытнейшее явление. Его прозрачность поражает: кажется, что идешь по огромному зеркалу. Его разнообразие впечатляет: на озере представлены самые разные виды льда - от привычных торосов до специфических сопок.

Так какой же он - байкальский лед?

Почему Байкал замерзает поздно?

Одна из первых особенностей байкальского льда - позднее замерзание озера, чему есть объяснение.

Казалось бы, пришла зима, температура опустилась ниже 0°С (а это, как известно, и есть температура замерзания воды), по берегам лежит снег, но Байкал никак не замерзнет. Обычно лед на озере встает в первой, а то и во второй половине января, то есть лишь в середине зимы.

Обычно охлаждение водоемов начинается осенью с наступлением холодов, когда поверхность воды теряет тепло от соприкосновения с холодным воздухом. Сам процесс проходит три стадии. Первая начинается осенью с понижением температуры поверхностного слоя воды. Как только она опустится до 4°С, начинается вторая стадия, во время которой более тяжелый верхний слой воды начинает опускаться вниз, а на его место из глубины поднимаются более теплые и легкие слои. Это продолжается до тех пор, пока вся вода (холодная и теплая) равномерно не «перемешается», опустившись до одинаковой температуры наибольшей плотности. Тогда начинается третья стадия: поверхностные слои охлаждаются, не опускаясь, пока их температура не понизится до 0°С. Именно тогда на водоеме начинает образовываться лед.

Эти три стандартных стадии замерзания водоемов убедительно показывают: чем озеро глубже (то есть чем больше мощность слоя, принимающего участие в ежегодном нагревании и охлаждении), тем больше требуется времени на то, чтобы встал лед. Надо ли говорить, что Байкал и здесь оказывается «впереди планеты всей»?

Известный исследователь Байкала советский геофизик, директор Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории, профессор Иркутского государственного университета В.Б. Шостакович в своей знаменитой работе 1908 года, посвященной байкальскому льду, писал:

«По приблизительному вычислению оказывается, что ежегодному охлаждению подвергается в Байкале масса воды в 3000 кубических верст. Эта громадная цифра объясняет до некоторой степени медленность охлаждения озера. Значительная толща воды под вышеуказанным 200-метровым слоем имеет постоянную температуру около 4°С. Этот запас теплоты, несмотря на незначительную теплопроводность воды, не может не иметь влияния на поверхностные слои и замедляет их охлаждение.

Во всяком случае к концу декабря поверхностный слой воды в озере принимает температуру, близкую к 0°, и если озеро в общем покрывается льдом только в первой половине января (нов. ст.), то это зависит главным образом от того, что господствующие на Байкале как раз поздней осенью постоянные бури препятствуют образованию сплошного ледяного покрова».

Виды байкальского льда

Замерзание Байкала происходит постепенно. Сначала поверхность воды покрывается тонкой корочкой льда. Однако Байкал - озеро беспокойное, потому этот тонкий лед даже при слабом волнении крошится и разбивается на льдины, которые местное население называет словом «сало». Но мороз делает свое дело, и постепенно у берегов образуются ледяные «забереги» - узкие прибрежные полосы льда, намерзающие при накате волн на берега. На скалах во время штормов от замерзающих брызг нарастают ледовые корки и свисающие вниз ледяные сосульки-сталактиты. Особенностью Байкала являются ледяные «наросты», которые носят название «сокуи».

Сокуи появляются на отмелях: здесь вода при первых морозах быстро охлаждается и замерзает около самого берега. На образовавшийся лед волны плещут воду, которая, замерзая, утолщает сокуй и придает ему своеобразный волнистый вид. Особенно быстро сокуи растут во время сильных ветров и метелей - за счет массы мокрого снега, который становится для него превосходным «строительным» материалом. В итоге вдоль берегов часто образуется более или менее широкий вал, состоящий из непрозрачного, пористого льда. Бывает, что в сокуях появляются настоящие ледяные гроты, которые также исчезают с приходом весны.

Очень часто вдоль сокуя на отмелях в зоне прибоя встречаются ледяные образования, характерные исключительно для Байкала. Они носят название «сопки». Впервые они были описаны учеными Байкальской лимнологической станции в 1940-х годах

Сопки представляют собой правильные конусообразные, внутри полые, горки высотой до 6 метров, образованные из непрозрачного пористого льда. Часто они располагаются отдельно или целыми группами, иногда даже в несколько рядов, и напоминают миниатюрные горные хребты. Интересной географической особенностью сопок является то, что для восточного побережья они представляют собой обычное явление, в то время как на западном берегу встречаются крайне редко.

Кроме прибрежных сокуев и сопок на Байкале в большом количестве встречается и плавучий лед. Часть его выносят в озеро все 336 впадающих в озеро рек во время осеннего ледохода, часть образуется из обломков сокуев, часть получается из донного льда, который часто образуется в районе Большого Голоустного и Мысовой.

Плавучий лед называется «осенец». Обычно он непрозрачный, белесый, с неровной поверхностью. Как правило, именно осенец считается на Байкале самым прочным льдом.

Кроме осенца есть лед, который называется «колобовник» (или «мятик»). Он состоит из небольших, округлых глыб осеннего льда, скованных гладким прозрачным льдом. Благодаря незначительной толщине этих глыб их поверхность делается выпуклой от наплеска волн.

Чашечный и тарелочный лед, которые также образуются до полного замерзания озера, похожи по образованию на колобовник, с той лишь разницей, что отдельные составляющие его куски отличаются значительно большей величиной.

Все эти формы льда очень живописны и красивы: на темно-синем зеркальном льду разбросаны повсюду белые круглые, непрозрачные пятна осеннего льда.

А тем временем в открытой воде идет невидимый процесс кристаллизации льда. Вода не замерзает сразу, поскольку ее постоянно «перемешивают» волны. Тем не менее из-за достаточного понижения температуры и оптимального охлаждения воды в ней образуются маленькие линзочки и иголочки льда размером в несколько миллиметров.

Как только лед «схватится», он начинает нарастать примерно по 4-5 сантиметров в сутки. Первыми замерзают мелководные заливы, последними - глубоководные районы. Залив Провал обычно замерзает в первой половине ноября, затем в начале декабря замерзает пролив Малое море, к январю покрываются льдом северная половина озера и Забайкальская сторона его южной части, позднее замерзает восточный берег южной части озера и, наконец, позже всего (к середине января) - открытая вода у острова Ольхон. Средние сроки байкальского ледостава - с 9 января по 4 мая. В это время озеро замерзает целиком. И только исток Ангары (участок протяженностью 15-20 километров) не замерзает никогда.

И, конечно же, на Байкале существует классика «ледяного жанра» - торосы. Они представляют собой хаотичное накопление льдин: одни стоят отвесно, другие наклонены под разными углами… У основания они «впаяны» в лед, а сверху - занесены снегом. Высота торосов - от нескольких сантиметров до метра.

Как правило, в южной части озера лед держится 4-4,5 месяца, а в северной части - до полугода.

Толщина льда

Образовавшийся молодой тонкий лед начинает утолщаться. Сначала быстро, но потом процесс замедляется. Толщина льда зависит обычно от суровости зимы, а также от количества лежащего на льду снега, который, благодаря своей малой теплопроводности, может значительно умерить действие холода.

По всей акватории озера толщина льда колеблется от 70 сантиметров до 2 метров. Многолетние наблюдения показывают: у восточного берега лед толще.

Вдоль северо-западного побережья и в Малом море образуется свободный от снега прозрачный лед, сквозь который на мелководье можно видеть дно.

Лед толщиной 50 см выдерживает, как правило, вес до 15 тонн, поэтому зимой по льду Байкала ездят на автомобилях. В 1904 году между портом Байкал и станцией Танхой на восточном берегу даже действовала ледовая железная дорога.

Во многих районах Байкала среди зимы наблюдается локальное подтаивание льда снизу и образование так называемых «пропарин», размеры которых могут достигать до сотни метров в поперечнике. Считается, что пропарины возникают из-за действия теплых подводных ключей. Они образуются недалеко от берегов и представляют серьезную опасность, поскольку лед «подъедается» снизу и делается настолько непрочным, что не выносит даже малого веса. Обычно вначале на льду образуется одна или несколько небольших дыр, которые быстро увеличиваются и сливаются в одну полынью. Пропарины появляются ежегодно в одних и тех же местах: у Кадильного, Голоустинского и Голого мысов, вдоль всей дельты Селенги, у мыса Кобылья Голова и в Малом море между Кобыльей Головой и Сармой, а также около Ушканьих островов и у Нижнего Изголовья Святого Носа.

Кстати, есть версия, что пропарины появляются не из-за подводных теплых течений, а потому что подо льдом скапливается газ, который горит ярким пламенем. Известен старый байкальский фокус: если быстрым ударом пробить лед и тут же поднести к отверстию спичку, то из отверстия вырвется огонь, который будет гореть настолько долго, насколько большой газовый пузырь образовался в этом месте подо льдом.

Кроме того, весной 2009 года появились спутниковые снимки разных участков Байкала, на которых были обнаружены тёмные кольца. По мнению учёных, эти кольца возникают благодаря подъёму глубинных вод и повышению температуры поверхностного слоя воды в центральной части кольцевой структуры. В результате этого процесса образуется антициклоническое (по часовой стрелке) течение. В зоне, где течение достигает максимальных скоростей, усиливается вертикальный водообмен, что приводит к ускоренному разрушению ледового покрова.

Другой особенностью байкальского льда являются трещины, которые называют «становые щели». При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин может составлять 10-30 километров, а ширина - до 2-3 метров. Разрывы льда происходят ежегодно, примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Однако благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Выделяют кислород и планктонные водоросли, которые бурно развиваются под прозрачным льдом благодаря проникновению солнечного света.

Обычно Байкал начинает вскрываться ото льда в конце апреля в районе от мыса Большой Кадильный - под действием восходящих потоков теплых вод подводных источников, которые здесь имеются. В апреле лед становится хрупким, темнеет, и к маю Байкал в основном освобождается, хотя отдельные льдины плавают по озеру до начала лета. В последнюю очередь (9-14 июня) уходит лед и в северной части озера… А спустя полгода - все повторится.

Давно мечтал побывать на Байкале. Причем обязательно - не летом, когда это просто озеро, а окунуться в настоящую зимнюю сказку. Ощутить под ногами черную ледяную бездну. Увидеть созданные природой причудливые ледяные скульптуры. Вдохнуть кристально чистый и прозрачный морозный воздух.

Поэтому, когда я узнал, что на январь-февраль планируется фототур "Ледяное сердце Байкала" - не думал ни минуты и сразу подал заявку на участие.

Некоторые факты:
- Это самое глубокое озеро на Земле. Глубина - 1642 метра.
- Байкал - озеро тектонического происхождения. Проще говоря, это огромный разлом в земной коре.
- Вода здесь – кристально чистая, ее можно спокойно пить прямо из озера.
- В озеро впадают 336 рек, а вытекает всего лишь одна - Ангара, на берегу которой стоит Иркутск.
- Байкал содержит 19 процентов мировых запасов пресной воды. Всего ее здесь более 23 тысяч кубических километров.
- Это одно из самых солнечных озер на планете. Солнце здесь светит более 300 дней в году.
Светило оно и во время нашей поездки, каждый день отражаясь в кристаллах льда и даря потрясающие по красоте рассветы и закаты.


Итак, зеленый самолет S7 через Новосибирск в Иркутск. Встреча группы в аэропорту. Четыре часа дороги. Под вечер мы на Байкале. Первый восторг, первые кадры.

Температура около 20 градусов мороза. С непривычки очень холодно. Но этого не замечаешь - от открывающихся пейзажей охватывает некая эйфория.

Первый закат.

Что касается логистики по озеру - то выглядит это вот так. Основное средство передвижения в этих местах - УАЗ, известный как "Буханка".

За рулем сидит не просто водитель, а ледовый капитан. Так называют здесь людей, знающих многочисленные тонкости и правила езды по льду. Поездки с неподготовленным водителем обычно заканчиваются весьма печально - на дне. По крайней мере, для машины. Люди обычно успевают выбраться.

Предрассветные сумерки следующего дня. Ждем восхода Солнца на льду у острова Огой.

Маркетологам автобрендов на заметку: вряд ли где-то еще можно снять автомобиль красивее, чем на льду Байкала.

Небо осветилось яркими красками. Совсем скоро солнце появится из-за холмов острова Ольхон и лед заиграет мириадами искр.

И вот этот момент настал! На часах - около 9 утра. Про себя отмечаю, что фототур зимой намного предпочтительнее такого же мероприятия летом. Ведь он подразумевает в обязательном порядке закатную и рассветную съемку. А тут - красота! Рассвет поздно, закат - рано, в отличие от лета, когда поспать не удалось бы вовсе;)

Конец января - самое лучшее время для посещения Байкала. Лед только встал (это происходит в середине января), еще чистый, прозрачный и не вытоптанный тысячами туристов. И не начал подтаивать, как в марте.

Чтобы ходить по льду, здесь обязательны кошки. В них - как по асфальту, без них - крайне велик риск травмы. Лед неимоверно скользкий, один раз я попробовал.

Береговая линия мелких островов Малого моря, той части Байкала, которая находится западнее Ольхона, состоит из множества гротов и пещер. Зимой это выглядит особенно необычно, благодаря бесчисленным сосулькам, наплескам и прочим причудливым формам льда.

В начале зимы, когда температуры уже отрицательные, а озеро еще не замерзло, во время штормов вода выплескивается на скалы и тут же замерзает. Байкал начинает замерзать в декабре, а полностью лед встает в середине января.

И остается до весны в самых необычных состояниях и формах.

Выполняю роль пещерного фотографа, пока коллега ищет не занятую никем локацию.

Чистота воды в Байкале позволяет увидеть дно на глубине до 40 метров. Под прозрачным льдом у берегов часто видны камни.

Дима Шатров, руководитель и вдохновитель нашей группы.

Это - мыс Кобылья Голова, названный так по причудливой форме, которую видно на карте.

Несмотря на то, что Байкал - не море, а озеро, здесь бывают сильные штормы. Высота волн может достигать пяти метров. И именно здесь, у Кобыльей Головы, произошла самая крупная катастрофа на Байкале - в ночь с 14 на 15 октября 1901 года судно «Потапов» попало в шторм и разбилось о скалы. Погибло 176 человек.

Волны после себя оставляют удивительной формы наплески.

И огромные массивы льда, зависшие в полуметре над поверхностью.

Весь лед покрыт трещинами, длина которых иногда достигает 30 километров.

Трещины появляются постоянно, сопровождаясь громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушки. Когда это происходит прямо под твоими ногами - становится страшно. Хотя и не опасно, потому что открытую воду за всю поездку мы не видели ни разу. Наверное, благодаря морозам.

Маленький безымянный островок. Внизу множество пещер, в которых вся группа ждала закат, ловя преломленные во льдах лучи света. А я поднялся наверх.

Для меня эта вершина стала самым ярким и запоминающимся впечатлением от поездки. Было довольно тепло. Очень красивый вечерний свет. Я один. Тишина. Наверное, это что-то личное, словами не передать...

А потом был футбол, в качестве мяча - кусок льда, в качестве ворот - колеса машин. Удивительный вечер на самом гладком и прозрачном за всю поездку льду. А странные люди, лежащие в правой части кадра - просто фотографируют привезенную с собой льдину на фоне закатного неба)))

У них получились примерно такие фото, только лучше. Я просто один раз щелкнул, даже не в фокусе. Фотографировать особо не хотелось. Хотелось просто наслаждаться моментом.

Еще порция наплесков.

Коровы на льду. Это не образное выражение, им на самом деле делают прорубь, чтобы они могли пить из озера!

"Пункт обогрева". Наверное, для рыбаков - пингвинов.

Местный флот в ожидании лета.

Когда дует ветер, с помощью машины, ездящей по прибрежному снегу, можно устроить настоящую метель.

И сфотографировать ее.

А это - мыс Бурхан и скала Шаманка. По местным верованиям - место силы, потому что тут в пещере обитает Бурхан, главное божество Байкала по версии буддистов.

И так сложилось, что Шаманка - главное место притяжения китайских любителей селфи на льду. К счастью, в других местах они нам практически не попадались.

Последнюю ночь на Байкале мы провели на метеостанции Узур, которая находится вдали от цивилизации на севере Ольхона.
Поиграли в пещерных гномов, зажгли во мраке подземелья лампочку Ильича.

И, заодно, поснимали звездное небо.

Утром я полез на гору, чтобы встретить рассвет. Встретил, было очень красиво. Но фотоаппарат в нужный момент замерз и фоток восхода нет.

Недалеко отсюда, в нескольких километрах от берега, находится самая глубокая точка Байкала -впадина 1642 метра!.

Наверное, у вас сложилось впечатление, что весь Байкал - это бесконечная ледяная гладь. Нет, это не так. Во многих местах попадаются торосы - разного размера и толщины льдины, выдавленные на поверхность.

Вот такая выдалась поездка. Огромное спасибо всей группе за эти необычные пять дней, которые я буду помнить всегда.
А всем, кто еще не был на зимнем Байкале, рекомендую запасаться теплой одеждой и планировать поездку на январь 2018 года. Не пожалеете, это точно! ;)

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!