Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

В афинской школе. Образование в древних афинах В афинских школах и гимназиях кратко

От Masterweb

03.06.2018 00:00

Знаменитая фреска Рафаэля "Афинская школа" в ярких художественных образах изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.

Образование в Древних Афинах: особенности

В демократических Афинах, особенно в правление Перикла, воспитанию и образованию граждан отводилось огромное значение. Воспитание происходило в рамках принципа калокагатии - совокупности "добродетелей": культура тела и готовность исполнять гражданские обязанности. Первое относили к разряду внешней культуры или культуры тела, а второе - к внутренней культуре.

Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.

Типы школ в древних Афинах

Среди основных типов афинских школ можно выделить:

  1. Школы для обучения подростков грамоте и музыке (с 7 до 13-14 лет): грамматиста (учителя-дидаскалы обучали счету, письму, чтению); кифариста (обучение литературе, пению, декламации, рисованию, музицированию).
  2. Палестры - спортивные школы.
  3. Гимнасии - школы для продолжения образования взрослых.

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже - доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками - стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки - для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале - поэмах Гомера "Иллиада" и "Одиссея" и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона "Дискобол" и Поликлета "Диадумен" и "Дорифор".

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле - внутреннем открытом дворике, а в пасмурную - в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.


Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.


Обучение в гимнасиях

Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.

Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.

Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.

Роль педагогов в афинском образовании

В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово "педагог" в переводе с греческого дословно означает "сопровождающий ребенка". Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.

Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.

Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.

История Академии Платона

История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.

Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии - диалог или по-другому - диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.

Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.

Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения - Полемон, Кратес и Крантор.


Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.

Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.

Знаменитое творение Рафаэля

Фресковая роспись "Афинская школа" - одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.


Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции - Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя - Рафаэля Санти.

Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это - территория "духа". А вот территория "тела" на фреске отсутствует - автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255


Афинские школы

В период рассвета греческой демократии особую ценность приобрело образование. Чтобы реализовывать свои права, добиваться высоких должностей, а также выполнять повседневные гражданские обязанности, жителям греческих полисов необходима была грамотность. Не случайно, что лучшие школы находились в самом богатом греческом городе – Афинах.

В греческих школах ученики заучивали произведения знаменитых греческих поэтов. Признаком высокого образования считалось знание поэм «Илиада» и «Одиссея». Детей учили писать и считать. Для записей использовали дощечки, покрытые воском, на которых буквы и слова выдавливались острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Противоположным плоским концом затирались допущенные при записи ошибки. Кроме того, детей обучали музыке, поскольку афиняне считали, что без любви к этому искусству невозможно стать настоящим человеком. Время от времени в учебе наступали перерывы. Весной проходили каникулы. Кроме того, занятия отменялись в дни священных празднеств, посвященных богам. В Афинах занятия не проводились в годовщины Марафонской битвы и Саламинского сражения. Школу, как правило, оканчивали все мальчики из семей свободных граждан, несмотря на то, что обучение было платным. Девочки в школы не допускались. Их воспитанием и обучением занимались матери.

Афинские гимнасии

Каждый мужчина, считали греки, должен быть сильным, ловким и мужественным. Поэтому с двенадцатилетнего возраста мальчики начинали посещать еще одно учебное заведение – палестру. Там их обучали спортивным дисциплинам: бегу, борьбе, прыжкам, метанию диска и копья. Занятия в палестре проходили в любую погоду. Солнечным днем ученики выходили на улицу, в ненастную погоду уходили под крыши портиков, небольших полуоткрытых помещений, окружавших двор палестры. Чтобы вдохновить учащихся, в палестрах устанавливали статуи прославленных атлетов, победителей Олимпийских игр. Эти изображения являлись эталоном, к которому должен был стремиться каждый юноша.

К 16 годам юноши заканчивали обучение в школе. Следующей ступенью образования, доступной также взрослым грекам, были гимнасии. Эти учреждения располагались за городом, в живописных местечках, окруженные садами и рощами. На территории гимнасии размещались специальные площадки для занятий спортом, а также помещения для отдыха. В гимнасиях преподавали видные ученые, излагавшие многочисленным слушателям свои взгляды на устройство мира и обучающие ораторскому искусству – красноречию. Одним из самых известных афинских гимнасий являлся Ликей, в котором в IV в. до н.э. преподавал великий греческий ученый и философ Аристотель. Аристотель разделил все научные знания, доступные его современникам, на отдельные отрасли, создав самостоятельные науки. Благодаря Аристотелю ряд наук приобрели свои названия. Так, ботаника в переводе с греческого обозначает «растение», физика – «природа», политика – «государство». Психология произошла от двух греческих слов: психо – «душа» и логос – «слово, наука». Со всеми этими знаниями и научными представлениями Аристотель знакомил своих учеников.

Обучение в гимнасиях могло продолжаться до глубокой старости. Ученики отдыхали и пополняли свои знания. Известны случаи, когда уже известные политики шли в гимнасии, чтобы углубить свои знания и обучиться красноречию.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Форма урока: игра “Путешествие в прошлое. Афинская школа”.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели:

Методические :

  1. способствовать развитию информационной культуры;
  2. продолжить знакомство с возможностями компьютера на уроках;
  3. развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории.

Обучающие :

  • сформировать представления о сущности образовательного процесса в древнегреческой школе, о её особенностях, достоинствах и недостатках;
  • выявить общие черты и отличия её от современной школы;
  • формировать умение применять полученные знания на других предметах.

Развивающие :

  • продолжить работу по формированию навыков сравнения, установления причинно-следственных связей, изложения собственного мнения, участия в дискуссии, развитие логического мышления.

Воспитательные :

  • воспитание художественного вкуса, эстетической культуры;
  • воспитание уважения к труду учителя.

Оборудование урока:

  • Истории Древнего мира 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С Свенцицкая, - 18-е изд. - М.,: Просвещение, 2011 г.;
  • презентация “В афинских школах и гимнасиях”;
  • компьютер;
  • проектор;
  • “слепая карта”;
  • таблички с географическими названиями для “слепой” карты:
  • древнегреческий алфавит.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово преподавателя.

3. Воспитание детей в афинских семьях.

4. На уроках в греческой школе.

5. Посещение палестры.

6. В афинских гимнасиях.

7. Закрепление полученных знаний.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Вступительное слово преподавателя.

Тема нашего урока “В афинских школах и гимнасиях”. Слайд 1.

План урока. Слайд 2.

Мы сегодня с вами узнаем, чему обучались в школах афинские дети, какие предметы они изучали, сравним с обучением в современных школах. Проведём урок необычно. Мысленно перенесёмся в Древние Афины и представим себя в роли древнегреческих учеников.

Постановка проблемного задания.

Древнегреческий философ Аристипп писал: “Детей надо учить тому, что пригодиться им, когда они вырастут”.

Проблемные задания:

Итак, путешествие начинается.

До семи лет дети воспитывались в семье.

Они беззаботно играли: катали обруч, строили из песка домики, кораблики…

Но с семи лет жизнь детей менялась. Девочек начинали обучать мамы умению вести домашнее хозяйство: шить, вышивать, ткать, играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, и если умела сама, то читать и писать. Главное для них – не получать образование, а стать покорными жёнами и хорошими матерями.

А вот мальчика отбирали от женщин и передавали педагогу.

Греческий педагог - не учитель. В переводе с греческого это слово означает “сопровождающий ребёнка”.

Посмотрите на Древнегреческую статуэтку и предположите, кто мог выполнять обязанности педагога?

Выслушиваются ответы учащихся.

Да, ребята, вы правы роль педагога выполнял раб.

Как выглядел раб-педагог?(Он стар, ворчлив, неопрятен, не способен выполнять другие работы). Один из знаменитых афинян, Перикл, как- то сказал о рабе, который сломал ногу: “Вот ещё одним педагогом больше”.

Раб - педагог сопровождал в школу мальчика и нес сумку с письменными принадлежностями.

Педагоги учили мальчиков правилам поведения. Эти правила соблюдаете вы в нашидни.

Как нужно вести себя за столом? (Выслушиваются мнения ребят. Не брать ничего самому. Сидеть прямо, не болтать ногами, не опираться подбородком на руки. Хлеб надо брать левой рукой, аостальную пищу - правой…)

Как надо вести себя со взрослыми?(нельзя заговаривать со взрослыми первым, если в комнату входят взрослые, то надо встать…)

Педагог суров: розга - его главный аргументы и основной метод воспитания. Да и от родителей мальчику часто попадало.

Рано утром педагог ведет мальчика в школу. Школ в Греции было много, но они были частные и за обучение надо было платить. Но, не смотря на это, в V в. до н. э. среди афинян не было неграмотных. Правда, бедняки учились недолго.

Как вы думаете почему?(детям из бедных семей надо было помогать родителям похозяйству).

А “сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают её посещать”.

Мы подошли к школе. Педагогов, взрослых туда не пускали. Начинаются уроки.

Тихонечко проходим и садимся.

Посмотрите, чем отличался класс в греческой школе от современного класса?(в одном помещении проводится одновременно несколько уроков, не было доски, парт, тетрадей …)

Какие предметы могли изучать в афинской школе? (письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах).

Мы попали с вам на урок письма.

Достанем письменные принадлежности.

Перечислите, пожалуйста, что вы достали из своих сумок? (дощечки, натёртые воском, тростниковое перо, стиль, чернильницу.)

Перед вами греческий алфавит.Скажите, а с какой письменностью вы уже знакомы?

(египетскими иероглифами, китайскими, алфавитом финикийцев.)

В чем была трудность прочтения финикийского письма? (нет гласных).

Скажите, что нового появилось в греческом алфавите? (гласные буквы).

Скажите, есть ли знакомые вам буквы в греческом алфавите?

Какой вывод можно из этого сделать?(Основой русского алфавита является греческий.)

Для упражнений мальчики писали прописи. В Берлинском музее есть дощечка, на котором рукой учителя написано: “Будь прилежен мальчик, чтобы тебя не драли”. И рукой ученика эта надпись четырежды повторена на той же дощечке.

Давайте и мы попробуем написать слово народ по-гречески (Демос. Обучающиеся часто пишут греческими буквами слово народ, а это неверно. ) Работа учеников оценивается, а первый, написавший правильно, пишет это слово на доске.

Учитель : А знает ли кто - нибудь из вас о том, откуда произошло его имя и что оно означает? (если ребята затрудняются ответить, учитель помогает).

С принятием на Руси христианства, у нас по христианскому обычаю стали называть детей греческими именами.

Александр-защитник людей.

Андрей - человек мужества

Кирилл - господин

Дмитрий - посвящённый Деметре.

Учитель : Урок письма закончился, а теперь урок географии.

Перед вами бюст Эратосфена, которого греки нарекли “отцом географии”. Мы сейчас проверим, как хорошо вы знаете карту Древней Греции. Подходите по очереди к доске и прикрепляйте по одной табличке на “слепую” карту.

Учитель оценивает ответы ребят.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, даже некого наказать плёткой из бычьего хвоста, которой наказывали непослушных учеников, лодырей. Нет у нас сведений как поощрялись ученики греческих школ. Может быть, учитель хвалил усердного ученика,а лодырю говорил: “Невежа - самое дикое из существ на земле”.

А нас уже ждут на уроке математики. Как вы думаете, зачем мне эти предметы? (камешки, ракушки…) Ребята высказывают предположения (для счёта). Молодцы, правильно. Это нам понадобиться для счета. Ученики обычно при счёте повторяли хором: “Один да один - два. Два да два - четыре”. Учитель показывает камешки, а ученики должны повторить хором.

Великим математиком в Греции был Пифагор. Он подготовил для нас задачки. Давайте решим их.Первый ученик, правильно выполнивший задание, пишет решение на доске, а остальные проверяют правильность решения.

Учитель оценивает результаты учащихся.

(Если времени достаточно, то можно решить еще одну задачку. Написать 5 одинаковых цифр, сложив которые можно в сумме получить 14. (11+1+1+1=14)

Учитель : Следующий урок - литература.

Кого из известных поэтов, писателей Греции вы знаете? Назовите их произведения. (Ученики называют известных им писателей, поэтов.)

Молодцы! Греки многие произведения заучивали наизусть: “Илиаду”, “ Одиссею” и гордились этим. Учили хором, повторяя много раз за учителем. Скажите, пожалуйста, о чём поэма Гомера “Илиада?”(Ответ: О Троянской войне.) Почему же она называется “Илиада”?(Древнее название города Троя “Илион”)

Вы назвали имена Аристофана и Софокла. Расскажите трагедию “Антигона”. Слушайте внимательно, чтобы любой мог продолжить.

Затем пересказываетсясюжет комедии Софокла “Птицы” (Если времени достаточно, то можно выразительно прочитать стихи Софокла и ответить на вопросы по учебнику стр. 181) . Ответы учащихся оцениваются.

Кто мог написать такие строки:

“Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная,
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов дрожавших перед волею господ”.
(Солон.)

(Учитель оценивает правильные ответы).

Учитель : А теперь мы отправимся в школу расположенную неподалёку - это палестра. Мальчики начинали её посещать с 12 лет. Занятия проходят на открытом воздухе, а проводит их педотриб. Что вы видите? (борьбу, один мальчик смазывает тело маслом) Зачем мальчики заниматься спортом? (чтобыучаствовать в Олимпийских играх, быть сильным, ловким, защищать Родину). Правильно. С 18 лет афинские мальчики 4 года служили в армии.

Как вы думаете, зачем в палестре устанавливались статуи атлетов работы великих скульпторов? И почему атлеты изображены обнажёнными? (Скульпторы показывали, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным. Готовым к подвигам.)

Кто вспомнит имена победителей Олимпийских игр и расскажет об одном из них? (Милон, Полидам, Феоген. Оценивание ответов.)

Учитель : Греки считали, что без любви к музыке, танцам нельзя стать настоящим человеком.

Этому и посвящен наш следующий урок. Обучал их этому искусству кефарист. Мальчики играли на лире, кефаре, флейте, разучивали религиозные гимны.

А также учились танцам. Прошу вас выйти, встать полукругом. Учитель с ребятами разучивает несколько движений танца “Сиртаки”. (самые простые 2-3 движения). Затем ребята пробуют исполнить выученные движение под музыку.

Учитель оценивает учащихся.

К 16 годам обучение в школе заканчивалось, но юноши могли посещать 1 из 3 гимнасиев, расположенных за городом. Там они могли заняться спортом послушать лекции великих ученых, ораторов,

обучиться красноречию - умению красиво говорить, философии.

Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся.

Закрепление знаний полученных на уроке.

Перед вами текст. Заполните пропуски в нём.

Ответы оцениваются учителем.

Попробуйте ответить на вопросы проблемного задания.

- Чем отличается афинская школа от современной школы?

Почему образование в Греции считалось лучшим в Древнем мире?

Как знания, полученные в школе, помогали греческим гражданам в жизни?

Вывод : В школах Греции мальчиков воспитывали всесторонне образованными людьми, чтобы потом они могли управлять государством, а так же сильными, ловкими, смелыми, чтобы они могли защитить Родину.

Закрепление понятий.

Домашнее задание.

  • Напишите небольшое сочинение на тему: “Я на занятиях в палестре”.
  • Подготовь выступление оратора на тему: “Почему детей надо учить тому, что пригодиться им в жизни”.
  • Понятия – наизусть.

Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 27.

Слайд 28.

Молодцы!!! Спасибо за урок.

1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его переда­вали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребён­ка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежно­сти и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам - ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непо­слушании своего воспитанника - брался за розгу.

Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для ка­кой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески.

2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.

Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда - самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых вос­ком. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допу­щена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.

В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Или­аду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искус­ством хорового пения. Афиняне утвержда­ли, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщи­ны побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.

Для девочек школ не было. Мать пере­давала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, тан­цам, а главное - домоводству.

3. Посещение палестры. С двенадца­ти лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнасти­кой - борьбой, бегом, прыжками, мета­нием копья и диска. Такая школа называ­лась палестра (от слова «пале» - борьба). В хорошую погоду тренировались под от- Дискоббл - ме- крытым небом в обширном дворе, а в не-

статуя работы настье - под крышей портиков, окружав- Мирона. ших этот двор.

В палестре. Рисунок нашего времени.

Представим себе урок гимнастики в палестре.

Мальчи­ки тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебро­сил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара бор­цов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска расти­рают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После уро­ка весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.

В палестрах стояли статуи атлетов работы великих гре­ческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя дис-

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына


Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро суме­ет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хоро­шее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!

ка. Мирон, её создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажет­ся, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, по­летит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлёта. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего по­лиса.

4. В афинских гимнасиях. Взрослые афи­няне, желавшие продолжить занятия гим­настикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.

Гимнасии располагались за городом сре­ди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бас­сейны, помещения для отдыха и бесед.

В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учё­ные. Они излагали свои взгляды на стро­ение Вселенной, предлагали планы созда­ния образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.

В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаи­вать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Разные взгляды греческих учёных на природу человека

Аристбтель писал:

«Одни орудия являются одушевлёнными, другие - неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.

Одни люди созданы природой быть свободными, другие - рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справед­ливо».

Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: «По при­роде все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасий. Проверьте себя. 1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности? 2. Чем и на чём писали школьники? 3. Чему учили в афинских школах? 4. Где мальчиков обучали гимнастике? 5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнасти­кой? 6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?

Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183). Подумайте. 1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, уз­нав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»»? 2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлён­ными, а какие - неодушевлёнными?

Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Греческие скульптуры до сих пор считаются образцом красоты человеческого тела, а древнегреческие мыслители оказали огромное влияние на развитие европейской философии и науки.

Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V-IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В эти древние времена, больше 2,5 тыс. лет назад, дети тоже ходили в школы, учились там читать и писать.

События

Школы

  • В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием.
  • Школы были платными.
  • Для учения письму использовались деревянные таблички, покрытые воском. На них выдавливали буквы заострённой палочкой.
  • Более глубокие знания могли получить только богатые греки.
  • В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть.
  • В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование.

Палестры

Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.

Воспитание девочек заключалось в том, что девочки не посещали школы и палестры, их воспитывали дома, с 7 лет девочек учили читать и писать, ткать, прясть, быть хорошими хозяйками.

Обучение взрослых

Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. Это были интеллектуальные центры.

Академия - школа древнегреческого мыслителя Платона. В ней изучали философию, историю, политику, математику.

Лицей - школа древнегреческого мыслителя Аристотеля. Получила название по храму Аполлона Ликейского, располагавшегося рядом.

Слова «академия» и «лицей» сохранились в европейских языках до наших дней.

Участники

Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Академии.

Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Лицея.

Заключение

Благодаря прочным традициям всестороннего образования и воспитания, афиняне вырастали одновременно и хорошими воинами, и высокообразованными людьми. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.

Параллели

Если сравнить древнегреческие и древнеегипетские школы, то в только дети самых зажиточных людей могли посещать школы. Они позже становились писцами или жрецами. А для простых земледельцев и ремесленников не было так позорно, как в Греции, не уметь читать и писать.

Маленькие египтяне, так же как и маленькие греки, в школе учились читать, писать и считать. А вот физическая культура (плавание, бег, борьба) в Египте не так высоко ценилась, сведений о специальных спортивных школах (подобно греческим палестрам) нет.

Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

Но не только радости были у детей. Были у них и печальные минуты, когда за провинности раб-нянька, называвшийся педагогом (рис. 1), или отец жестоко поучали их палкой. Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными.

Рис. 1. Раб-педагог ()

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, - это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки-стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.

В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ученику глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Грамоте обучали долго, года три. Сначала учили писать на восковых табличках заостренной металлической или костяной палочкой - стилем. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором были написаны песни «Илиады» и «Одиссеи». Читали в школе и поэму древнего поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей, о том, как первые боги, гиганты воевали со сменившими их богами-олимпийцами. Образованный человек должен был знать наизусть множество стихов Гомера и других поэтов и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном собрании или в суде.

В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств, а впоследствии, став взрослыми, афиняне пели в праздничных хорах или выступали на состязаниях певцов. Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека, как и знакомство с математикой. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно.

С 12-13 лет мальчики начинали посещать также палестры (от греч. Пале - борьба). Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру - гимнастическую школу (рис. 2). Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми. Здесь же, в палестрах, юноши обучались танцам под музыку кифар и лир. Пляски соединялись с пением: юношам, может быть, придется выступить в хоре во время театральных представлений, они должны уметь и петь, и плясать одновременно...

Рис. 2. Палестра ()

Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы - гимнасии, принадлежавшие государству. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содержание их давали средства, по предписанию государства, богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон (рис. 3), а Ликей - благодаря школе, созданной там философом Аристотелем (рис. 4), одним из самых прославленных ученых древности. Знаменитые ученые выступали перед слушателями, излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Рис. 3. Платон

Рис. 4. Аристотель

Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа - дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.

Лишь в редких случаях молодые люди, заинтересовавшись философией или ораторским искусством, продолжали занятия у какого-нибудь славившегося своей ученостью мудреца. Иногда такие юноши в дальнейшем и сами становились видными учеными, как, например, ученики знаменитого Сократа или величайшего философа Греции Аристотеля.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Countries.ru ()
  2. Newacropol.ru ()
  3. Wisdoms.ru ()

Домашнее задание

  1. На какие этапы можно разделить образование мальчиков в древних Афинах?
  2. Какие знания получали афиняне в школах?
  3. Какие предметы изучались в палестре?
  4. Где после окончания школы могли продолжить образование представители знати?
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!