Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Типы обществ аграрное индустриальное постиндустриальное традиционное. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество: описание, особенности, сходство и различия

Пользовательский поиск

Типология обществ

Каталог материалов

Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.
Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.
В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения).
Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.
Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида.
Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.
Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю натри стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
Индустриальное общество - Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис.
В современном звучании это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
Постиндустриальное общество - (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.
Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Традиционное общество (до индустриальное) - это самый продолжительный из трех стадий, ее история насчитывает тысячи лет. Большинство истории человечество провело именно в традиционном обществе. Это общество с аграрным укладом, мало динамическими социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В традиционном обществе главным производителем является не человек, а природа. Преобладает натуральное хозяйство - абсолютное большинство населения (более 90%) занята в сельском хозяйстве; применяются простые технологии, а следовательно - разделение труда является несложным. Этому обществу присуща инерционность, низкое восприятие нововведений. Если пользоваться марксистской терминологией, традиционное общество - это первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный общество.

Индустриальному обществу

Индустриальному обществу свойственно машинное производство, национальная система хозяйствования, свободный рынок. Этот тип общества возник сравнительно недавно - начиная с ХVIII в., В результате промышленной революции, охватившей сначала Англию и Голландию, а затем и остальные страны мира. В Украине промышленная революция началась примерно в середине XIX в. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного способа производства к машинному, от мануфактуры к фабрике. Осваиваются новые источники энергии: если раньше человечество использовало в основном энергию мышц, реже - воды и ветра, то с началом промышленной революции начинают использовать энергию пара, а позже - дизельные двигатели, двигатели внутреннего сгорания, электроэнергию. В индустриальном обществе на задний план отошло задача, которая была главным для традиционного общества - накормить людей и обеспечить их необходимыми для жизни вещами. Теперь всего-навсего 5-10% людей, занятых в сельском хозяйстве, производят продуктов достаточно для всего общества.

Индустриализация приводит к усиленному росту городов, укрепляется национальная либерально-демократическое государство, развивается промышленность, образование, сфера обслуживания. Появляются новые специализированные общественные статусы ("рабочий", "инженер", "железнодорожник" и др.), Исчезают сословные перегородки - уже не благородное происхождение или семейные связи являются основанием для определения человека в общественной иерархии, а ее личные действия. В традиционном обществе дворянин, обеднел, оставался дворянином, а богатый купец все равно был лицом "неблагородной". В индустриальном же обществе каждый завоевывает свой статус личными заслугами - капиталист, обанкротился, капиталистом уже не является, а вчерашний чистильщик ботинок может стать владельцем крупной фирмы и занять высокое положение в обществе. Растет социальная мобильность, происходит выравнивание человеческих возможностей, вследствие всеобщей доступности образования.

В индустриальном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации человеческих отношений, которые в большинстве случаев становятся деперсонализированы. Современный горожанин за неделю общается с большим количеством людей, чем его далекий сельский предок за всю свою жизнь. Поэтому люди общаются через свои ролевые и статусные «маски»: не как конкретный индивид с конкретным индивидом каждый из которых наделен определенными индивидуальными человеческими качествами, а как Преподаватель и студент или Милиционер и Пешеход, или Директор и Работник ("Говорю вам как специалист.. . "," у нас так не принято... "," профессор сказал... »).

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество (термин предложен Дениеллом. Беллом в 1962 году.). В свое время Д. Белл возглавлял "Комиссию 2000 года", созданную решением Конгресса США. Задачей этой комиссии была наработка прогнозов социально-экономического развития США в третьем тысячелетии. На основе проведенных комиссией исследований, Дениелл Белл вместе с другими авторами написал книгу "Америка в 2000г.». В этой книге, в частности, приходилось, что за индустриальным обществом наступает новый этап человеческой истории, который будет базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Этот этап Дениелл Белл и назвал "постиндустриальным".

Во второй половине XX в. в самых развитых странах мира, таких, как США, страны Западной Европы, Япония резко возрастает значение знания и информации. Динамика обновления информации стала такой высокой, что уже в 70-х гг. XX в. ученые-социологи сделали вывод (как показало время - правильный), что в XXI в. неграмотными можно считать не те, кто не умеет читать и писать, а те, которые не умеют учиться, забывать ненужное, и учиться снова.

В связи с ростом веса знаний и информации, наука превращается в непосредственную производительную силу общества - все возрастающую часть доходов передовые страны получают не от продажи промышленной продукции, а от торговли новыми технологиями и наукоемкой и информационной продукцией (например: кино, телепрограммы, компьютерные программы и т.д.). В постиндустриальном обществе вся духовная надстройка интегрируется в систему производства и - тем самым - преодолевается дуализм материального и идеального. Если индустриальное общество было экономико центричным, то постиндустриальное общество характеризуется культуро центричность: растет роль "человеческого фактора" и всей направленной на него системы социогуманитарного знания. Это, конечно, не означает, что постиндустриальное общество отрицает базовые компоненты индустриального (высокоразвитая промышленность, трудовая дисциплина, высококвалифицированные кадры). Как заметил Дениелл Белл, "постиндустриальное общество не замещает индустриальное, так же как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор экономики". Но человек в постиндустриальном обществе уже перестает быть "человеком экономической". Доминантными для нее становятся новые, "пост материалистические« ценности (табл. 4.1).

Первым «выходом на общественную арену" человека, для которого приоритетными являются "пост материалистические ценности", считают (Г. Маркузе, С. Айерман) молодежный бунт в конце 60-х гг. XX вот., Который задекларировал смерть протестантской трудовой этики как нравственного основания западной индустриальной цивилизации.

Таблица 4.1. Сравнение индустриального и постиндустриального общества

Над разработкой концепции постиндустриального общества плодотворно работали ученые: Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер, Арон, Кеннепг Боулдинга, Уолт Ростоу и др. Правда, некоторые из них употребляли собственные сроки для названия нового типа общества, который приходит на смену индустриальному. Кеннет Боулдинга называет его "постцивилизации". Збигнев Бжезинский отдает предпочтение термину "технотронное общество", подчеркивая тем самым решающее значение в новом обществе электроники и средств коммуникации. Элвин Тоффлер называет его "супериндустриальной обществом", обозначая им сложное мобильное общество, основанное на высоко передовой технологии и пост материалистической системе ценностей.

Элвин Тоффлер в 1970г. Писал: "Жители Земли разделены не только по расовому, идеологической или религиозному признакам, но также, в определенном смысле, и во времени. Изучая современное население планеты, мы обнаруживаем незначительную группу людей, которые все еще живут охотой и рыболовством. Другие, их большинство, полагаются на сельское хозяйство. Они живут примерно так же, как жили их предки сотни лет назад. Эти две группы вместе составляют около 70% населения Земли. Это люди прошлого.

Более 25% населения земного шара живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в. сформированы механизацией и массовой образованием, воспитанные на воспоминаниях о аграрно-промышленное прошлое своей страны. Они - люди современного.

Остальные 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми современного. Поскольку в главных центрах технологических и культурных изменений, в Нью-Йорке, Лондоне, Токио о миллионах людей можно сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы сами того не осознавая, живут так, как другие будут жить завтра. Они разведчики человечества, первые граждане супериндустриального общества ".

Можем дополнить Тоффлера только в одном: сегодня, почти через 40 лет, в обществе, которое он называл супериндустриальной, проживает уже более 40% человечества.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется следующими факторами:

изменением в сфере экономики: переход от экономики, ориентированной на товаропроизводство к экономике, ориентируется на сферу услуг и информации. Причем, речь идет прежде всего о высококвалифицированные услуги, такие как развитие и общая доступность банковских услуг, развитие средств массовой коммуникации и общая доступность информации, здравоохранение, образование, социальная опека и только во вторую очередь - услуги, предоставляемые отдельным клиентам. В середине 90-х гг. XX в. в сфере производства и в сфере обслуживания и предоставления информационных услуг было, соответственно, занято: в США - 25% и 70% работающего населения; в Германии - 40% и 55%; в Японии - 36% и 60%); что больше - даже в производственной сфере в странах с постиндустриальной экономикой представители интеллектуального труда, организаторы производства, техническая интеллигенция и административные кадры составляют около 60% всех занятых;

изменением в социальной структуре общества (разделение по профессиональному признаку приходит на смену классовому делению). Например, Дениелл Белл считает, что в постиндустриальном обществе исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знаний;

центральным местом теоретического знания в определении основных векторов развития общества. Основной конфликт, таким образом, в этом обществе пролегает не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью. Возрастает значение высших учебных заведений: университет вступил промышленное предприятие, главную институт индустриальной эпохи. Высшая школа имеет в новых условиях не менее двух главных задачи: создавать теории, знания, которые становятся главным фактором социальных изменений, а также воспитывать советников и экспертов;

созданием новых интеллектуальных технологий (среди прочего, например, генная инженерия, клонирование, новые агротехнологии и др.).

Контрольные вопросы и задачи

1. Дайте определение термина "общество" и охарактеризуйте его основные признаки.

2. Почему общество считают само воспроизводимой системой?

3. Чем системно-механический подход к пониманию общества отличается от системно-органического?

4. Охарактеризуйте суть синтетического подхода к пониманию общества.

5. Чем отличается традиционная сообщество и современное общество (сроки Ф. Тьонниса)?

6. Охарактеризуйте основные теории происхождения общества.

7. Что такое "аномия"? Охарактеризуйте основные признаки этого состояния общества.

8. Чем теория аномии Р. Мертона отличается от теории аномии Э. Дюркгейма?

9. Объясните разницу между понятиями "социальный прогресс" и "социальная эволюция".

10. В чем состоит различие между социальной реформой и революцией? Виды социальных революций вам известны?

11. Назовите известные Вам критерии типологии обществ.

12. Охарактеризуйте марксистскую концепцию типологии обществ.

13. Сравните традиционное и индустриальное общества.

14. Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

15. Сравните постиндустриальное и индустриальное общества.

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных.

Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

В заключение нужно отметить, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.

типология общество постиндустриальный

Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности -- земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

Индустриальное общество

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды -- теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Постиндустриальное общество

Переход к новому типу общества -- постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare -- преобразовывать). Революция (от лат. revolutio -- поворот, переворот). Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры); - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды: 1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России -- Великие реформы Александра II); 2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х -- начала 90-х гг. XIX в. в России -- «Контрреформы» Александра III); 3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России); 4) Долговременные (например, неолитическая революция -- 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: -- экономические реформы -- преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); -- социальные реформы -- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); -- политические реформы -- изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в. В современных условиях два пути общественного развития -- реформа и революция -- противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа -- революция» на «реформа -- инновация».

Под инновацией (от англ. innovation -- нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация (от фр. moderniser -- современный) -- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.

По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • 1) дописьменные и письменные;
  • 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
  • 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
  • 5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) - а, индустриальное - б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения: - основной фактор производства - а) земля; б) капитал; в) знания; - основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги; - характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества; - характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде; - занятость населения - а) сельское хозяйство - около 75%; б) сельское хозяйство - около 10%, промышленность - 85%; в) сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%; - основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги; - социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации; - продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет; - воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое; - взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества; - политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии -- «демократии консенсуса»; - духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!