Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Таблица различение производных предлогов от омонимов. Слитное и раздельное написание омофонов

С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Предлоги бывают непроизводными и производными.

Непроизводные предлоги первичны по своему происхождению, то есть они не образовались ни от каких других слов и с древних времён употреблялись в языке только как предлоги. Большинство непроизводных предлогов является омонимами по отношению к приставкам. Например: при доме — при ехать;

из стали — из расходовать.

Некоторые из непроизводных предлогов вступают с приставками в определённые смысловые отношения:

от резать от куска;

до йти до предела;

с ъехать с горы.

Производные предлоги образовались от различных знаменательных частей речи. По этому признаку среди них выделяются наречные, отымённые и o тглагольные предлоги.

Наречные предлоги имеют наибольшее распространение и образуют предложные словосочетания с обстоятельственными и объектными отношениям.

Например: остановился около дома (место); отдыхал после работы (время); сообщил о просьбе (объект).

Отымённые предлоги представляют собой формы косвенных падежей существительных без предлогов и с предлогами. С их помощью образуются словосочетания, выражающие различные обстоятельственные и объектные отношения. Например:

Не пришёл по причине болезни (причина);

образовался nymем распада (образ действия);

Работал в течение жизни (время); ответил по noводу заявления (объект).

Отглагольные предлоги произошли от деепричастий и употребляются в словосочетаниях, выражающих причинные, уступительные и временные отношения.

Например: достиг, несмотря на трудности (уступка);

Благодаря заботам (причина); вспомнил спустя неделю (время).

Выполните упражнение.

Вставьте пропущенные буквы, укажите предлоги и омонимичные части речи. Выполните графические обозначения.

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу те..рористов, вмешаться (в) следстви.., (в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести, (в) течени.. ручья, (в) течени.. месяца, (в) виду недостатка времени, узнать (на) счёт подписки, перевести (на) счёт другой организации, иметь (в) виду, узор (в) роде снежинки,

узор (в) виде снежинки, узор (на) подоби.. снежинки, (в) роде Толстых, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, (на) подоби.. героев основан весь сюжет, (из) под бровей, сесть (в) место шофёра, (в) силу непр..двиденных обстоятельств, идти (на) встречу опас..ности, надейся (на) встречу с ней, (в) связи с отчётом, (в) заключени.. выступления, (не) смотря на прив..легии, (не) смотря в мою сторону, (по) причине неурожая, (по) мере выращивания, (по) мере сил стараться, (в) продолжени.. утра, (в) отличи.. от ко..лег, (на) перерез течению, (на) перекор стихиям, говорил (на) счёт творческого поиска, что-то (на) подоби.. сачка, (в) целях ликв..дации задолже..ности.

Их существенные признаки. Наречие - это неизменяемое слово, чаще всего обозначающее признаки действия или состояния. Наречие отвечает на вопросы «когда?», «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «в какой степени?», «почему?», «зачем?» и т.д. Примеры: «трудиться добросовестно», «вернуться домой», «подняться рано», «абсолютно уверен», «очень внимателен», «крайне рассеян», «вспылил сгоряча», «назло соседу».

Прочитайте два предложения.«Он сделал несколько шагов («куда?») ». Здесь «навстречу» - наречие.«Навстречу гостям вышли все домочадцы». В данном случае то же слово - . Таким образом, наречия играют определенную синтаксическую роль, а предлоги - нет. В данном примере наречие «навстречу» как неизменяемая часть речи не имеет определяемых и зависимых слов, а примыкает к глаголу в качестве обстоятельства. Предлог «навстречу» - служебное слово, употребленное во втором предложении для связи имен с другими словами.

Вспомните морфологию, раздел о предлога х. Предлоги бывают простыми («без», «за», «из», «на», «с», «при» и т.д.) и производными. Образование последних - результат перехода в них: наречий («жить напротив леса»); существительных («договориться насчет встречи»); деепричастий («благодаря поддержке»).

Одно из главных отличий наречий от предлогов: нельзя задать вопрос к производным предлога м, ведь они не могут обозначать конкретных действий, признаков или предметов, хотя и образуются из знаменательных частей речи. Сравните два предложения: «Я знаю эту местность («как?») вдоль и поперек» («вдоль» - наречие) и «Мы шли вдоль обрыва» (здесь то же слово - предлог). «Вблизи виднелось » - вопрос «где?» в этом предложении задать можно, значит слово «вблизи» здесь наречие. В примере «Вблизи дороги паслись коровы» предлог «вблизи» равноценен простому предлогу «у» (сравните: «у дороги паслись коровы»).

Обратите внимание

Правописание многих наречий и предлогов требует знания многочисленных правил. Наиболее сложным для безошибочного письма является выбор слитного и раздельного написания, правописания с дефисом.

Впервые категорию состояния в отдельную часть речи выделил Л. В. Щерба, известный русский лингвист, определив ее особенности по сравнению с наречием. Вопрос о разделении этих групп слов в самостоятельные части речи до сих пор является открытым. Общим признаком для них является их неизменяемость. Чтобы отличить категорию состояния от наречия , следует применять определенный алгоритм действий.

Инструкция

Совет 3: Как правильно использовать предлоги и местоимения

В нынешнее время нужно уметь не только правильно писать предлоги, но и в устной речи правильно использовать их.

О предлогах

В устной речи чаще всего ошибки допускаются с предлогами "на", "в", "с","из" . Вообще, правила для этих предлогов нет, кто бы что там ни говорил. Многие словосочетания сложились очень давно, например: на Украину, в Россию, на Кавказ, на Урал и т.д. Постановку "на" или "в" лучше определять по звучанию, например: на концерт и в концерт - что лучше звучит? Конечно же, на концерт! Но это правило нельзя применять к словосочетаниям, сложившимся в далеком прошлом ! А если возникнет проблема: когда говорить/писать "с", а когда "из", то используйте равенство: "на"="с", "в"="из".

"Со" и "с". В каких случаях?

Постановка предлогов"со" и"с" в устной или письменной речи определяется словом, стоящим после предлога. Для этих союзов есть правило: "со" , если слово, стоящее после этого предлога, начинается на согласную букву, например: со школы. "с" пишется, если слово, стоящее после этого предлога, начинается на гласную букву, например: (вернулся) с Кавказа .

О местоимениях

В устной речи многие жители не только древень и сел, но и городов допускают ошибки в употреблении притяжательных местоимений "их" и "его" . Люди, привыкшие к тому, что у прилагательных окончание обычно заканчивается на "ый", ое" и т.д., думают, что и у местоимений, которые при синтаксическом разборе предложения волнистой линией, должно быть окончание соответственно "ий" (ихний, егошний). Это грубейшая ошибка! Каким бы это словосочетание ни было, приписывать или приговаривать к данным местоимениям окончания запрещается ! Например: Их подарили цветы, а им самим-нет. Его тяжелую сумку я ношу сама, дабы он не надорвался.

Снова о предлогах

Очень часто люди допускают ошибки в предлогах "вследствие", "в течение", " в продолжение", " в заключение". Эти предлоги пишутся с окончанием на "е" всегда . Данные предлоги обозначают продолжительность времени (кроме предлога "вследствие"). Например: в течение лета, в продолжение романа, в заключение весны и т.д. У этих предлогов есть и омонимичные им слова, но с другой частью речи , например: в течении реки, провести в заключении пять лет, сниматься в продолжении романа, в заключении врача и т.д. Предлог "вследствие" равен "из-за" , т.е. обозначает причину ,например, вследствие дождя . У этого предлога есть омонимичное ему слово с другой частью речи , как: В следствии допущены ошибки .


Пишите и говорите правильно!

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Губернаторский авиастроительный колледж

г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)"

Открытый урок

Дисциплина «Русский язык»

Тема «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов».

Комсомольск-на-Амуре,2018г.

Рассмотрено

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин и ОГСЭ

Протокол № __

«___» _____________ 2018 г.

Председатель ПЦК

Е.В. Ковалёва

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР

М.Г.Некрасова

«___» _____________ 2018 г.

Технологическая карта занятия

Дисциплина: « Русский язык».

Тема : Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов.

Тип: Комбинированный урок

Вид: Урок - практикум

Цель: Научить разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

Задачи:

Образовательные:

    Отрабатывать навыки слитного и раздельного написания производных предлогов;

    Формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи посредством тестовых заданий и комплексного анализа текста;

    Научить правильно употреблять предлоги в речи.

Развивающие:

    Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, культуру устной и письменной речи;

    Развивать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

    Вызвать чувство интереса к изучаемой теме (необходимость правильного употребления производных предлогов в речи);

    Пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;

    Пробудить желание к взаимодействию и сотрудничеству.

Методы обучения:

Репродуктивный (для формирования ЗУН)

Наглядный (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу)

Практический (для развития практических умений и навыков)

Творческий (для развития творческих способностей)

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Обеспечение урока:

1.Методическое обеспечение урока:

Лекция преподавателя;

Эвристическая беседа;

Презентация по теме;

Взаимопроверка;

2. Дидактическое обеспечение:

Карточки для дифференцированного контроля знаний;

Презентация по теме.

Тестовые задания

3. Информационно-компьютерное обеспечение:

Мультимедийный проектор;

Литература:

1.Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред.проф.образования / Е.С. Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 384с.

2.Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования / Т.М.Воителева.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-224с.

Домашнее задание: §38 стр. 232-239 упр. 145; индивидуальное задание: упр. 292; творческое задание: составить текст диктанта по теме «Правописание предлогов».

Составить устное высказывание по теме «Употребление предлогов в речи».

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный этап : «Минутка приятных воспоминаний»

1. Приветствие, психологический настрой на совместную деятельность преподавателей и студентов;

2. Определение мотивации и постановка целей урока;

3. Проверка готовности студентов к учебному занятию.

II . Этап проверки домашнего задания (актуализация опорных знаний и умений) :

АОЗУ целесообразно проводить в виде фронтального опроса с направленными и ненаправленными вопросами.

Вспомните основные понятия предыдущего занятия:

Предлоги;

Простые, составные;

Производные непроизводные;

2.Проверка знаний через выполнение разноуровневых заданий.

Фронтальный опрос.

Защита презентации.

Индивидуальная работа

Коллективная работа

    Этап изучение нового материала:

Методы обучения:

1. Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи. Работа с текстом.

2.Омонимы и их разновидности (омоформы,омофоны,омографы).(Проверка домашнего задания).

3.Отличие производных предлогов от омонимичных слов. Приёмы отграничения.

4. Употребление предлогов в речи.

Метод эвристической беседы

Проблемный метод (постановка проблемной задачи).

Метод монологического изложения.

Объяснение преподавателя с применением опорных схем.

Работа с учебником.

Защита презентации.

Работа с текстами разных стилей речи. Создание собственного текста.


    Этап закрепление изученного материала:

1 .Упр. 330 (работа у доски) по цепочке с рассуждением по алгоритму.

2. Работа по разноуровневым карточкам: №№2,3, 4, 5.

Индивидуальная работа: упр.340 . (по вариантам).( Тренировочные упражнения: вариант 5, вариант 6

3.Графический диктант: вариант№№5, 6.

4

Словарный диктант

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; вследствие сильных дождей; в следствие вкралась ошибка; новые герои включены в продолжение романа; узнать насчёт экскурсии; перечислить на счёт техникума; вместо благодарности; в место укромное положить; в заключение доклада; много лет декабристы находились в заключении в Сибири; несмотря на неудачу; шёл, не смотря по сторонам; имей это в виду; проплыть в виду города; отстал ввиду болезни; не приехал вследствие болезни.

Осложненное списывание. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные слова. Мотивируя свой ответ, укажите, к какой части речи они относятся. Где необходимо, объясните правописание.

(В)течени_ этих дней они переговорили обо всем на свете. (Б.Пастернак) 2. (В)последстви_ я понял, что, поступая так, я ошибался. (Г.Газданов) 3. Опять было сыро в комнатах, в которых было темно (в) следстви_ хмурости серого пасмурного дня. (Б Пастернак) 4. (В) течени_ всей дороги Касьян сохранял упорное молчание: (И.Тургенев) 5. (В)продолжени_ всей недели, в которую она вела эту жизнь, чувство это росло с каждым днем. (Л. Толстой,) б. (В) следстви_ какой-то задержки в пути, лошади отстали. (В.Арсеньев) 16. Она, убегая (по)окончании.. номера с манежа, перепрыгивала через воображаемый барьер. (А Луприн) 17. Песчаная коса сильно вдавалась (в)течени_ реки. (В.Короленко) 19. У многих русских рек, (на)подоби_ Волги, один берег горный, другой - луговой. (И.Тургенев) 20. Почему-то часто (в)течени_ лета вы приходили мне на память. (А. Чехов)

    Работа с тестом (текст взят из методического пособия Е.В. Васильевой, Т.И. Каниной “О тексте и контексте”)

    (1) Из-за сложного характера Лида долго не могла подружиться с новыми одноклассниками. (2) В течение первой четверти у неё так и не появилось ни одной подруги. (3) Несмотря на её неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью: нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами: «Списывайте!» (4) Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о её семье: оказывается отец Лиды погиб при выполнение служебного задания, а мать тяжело болела. (5) Девочка ухаживала за матерью училась совершенно самостоятельно все же каждый день была готова к любому уроку. (6) Обо всём этом рассказал Лидина соседка, Ираида Захаровна, после того как ребята решили «проработать» «новенькую» за грубость на классном собрании. (7) «А ведь нас самих надо наказать – за чёрствость. Живём вблизи человека и ничего о нём не знаем», - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решённые ею задачи.

1. Прочитайте текст.

2. Какова тема текста?

3. Какова основная мысль текста?

4. Озаглавьте текст.

5. Определите стиль текста.

6. Каковы примеры данного стиля?

7. Выпишите производные предлоги.

8. Из предложения №3 выпишите наречие и выполните морфемный разбор.

    Подведение итогов занятия и рефлексия:

Подведение итогов занятия. Выставление оценок студентам за активное участие на уроке.

Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания заданий в течение всего занятия было продемонстрировано отличное знание предмета.

Дерево знаний - листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял

Зелёные - эту тему я понял хорошо.

. Сценарий урока.

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам закрыть глаза, вспомнить о чём- то хорошем и улыбнуться!!!

Вступительное слово преподавателя: Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему. Знание этой темы понадобиться вам для успешной сдачи экзаменов по русскому языку, а также поможет эффективно общаться, понимать явные и скрытые смыслы речи и создавать деловые, научные и другие тексты. А сейчас откройте тетради, запишите число.

Преподаватель : Ребята, мы с вами продолжаем изучение предлога. А какая именно тема сегодняшнего занятия – мы узнаем позже, прежде вспомним, что изучили на прошлом занятии. И для того чтобы вспомнить то, что вам уже известно, я предлагаю послушать выступление студентки (Мамонтова Е. с презентацией).

Актуализация прежних знаний.

Преподаватель: А сейчас мы это вспомним на практике.

1). Индивидуальная работа по карточкам:№№2, 5

2). Индивидуальная работа у доски: упр. № 308

3) .Работа с классом. Коллективная работа с текстом:

Задание:

    Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте его.

    Сгруппируйте слова с пропусками и скобками по видам орфограмм. ( Учащиеся послабее не группируют).

Инд. задание (выполняется на доске):

Синтаксический разбор 1-го предложения (работает один ученик).

Среди сосен и берёз открылась поляна 4 . Как глянул я на неё, так сразу и придумал название: поляна Жар – птиц. На ровном снегу этой отд…ле…ой от деревни нашей поляны будто Жар - птицы сидели, чистили тут свои уд…вительные пер…я и р…няли их – оранжевые, з… лотистые,(светло) коричневые. И столько сразу этих пер…ев оставлено над снегами. Их хватило бы на укр…шения пяти, а то и десяти таких полян.

Жар- птицы (давным) давно 3 улетели, а пер…я остались. Пер…я Жар – птицы – это уснувшие над снегами папоротники. Но как светится от них поляна.

(В.Бочарников)

(Для тех, кто работает быстрее, дополнительное задание : морфологический разбор наречия).

Назовите предлог, который употребляется с несколькими падежами.

Приведите для примера предложение с предлогом, который выражает пространственное значение.

Изучение нового материала.

Это то, что мы узнали на прошлом занятии. Теперь перед нами новая тема.

1.Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи . (приём «Отсроченная отгадка»

Преподаватель : Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

Преподаватель: Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Преподаватель: (стадия осмысления). Прочитайте текст, определите, есть ли в нём слова- хамелеоны. (Слайд с выделенными словами, если уч-ся затрудняет такое задание).

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: ”Да!” Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью не смотря под ноги. И так из года в год…

Чем это объясняется? Проведём небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды.

Вместо естественной защиты, вроде диких степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

Преподаватель : Итак! Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов- хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

---- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы

Преподаватель: Да, омонимы меняют своё значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеон - свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и цели урока.

Преподаватель: А теперь сформулируйте тему нашего занятия. Какие задачи мы перед собой поставим? Итак, тема нашего занятия – « Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов » .Если мы вместе сможем определять часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3.Актуализация имеющихся знаний.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: Что вам известно об омонимах и их разновидностях? Что такое омоформы, омографы, омофоны? Приведите примеры.

Основная часть урока.

Преподаватель : Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи.

Как определить часть речи внешне сходных слов? (по вопросу, значению слова и по контексту).

Преподаватель : Обратимся к алгоритму. (стр.59).

Показ слайдов- «Производные предлоги из существительных», «Производные предлоги из наречий», «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Работа с учебником. (чтение материала учебной статьи).

Задание . Выпишите из текста любое предложение со словами- хамелеонами. Определите их как часть речи (пользуйтесь алгоритмом). Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги. Как пишутся эти предлоги? (слитно, раздельно).

Закрепление изученного материала.

1. Упр.№ 330 (Н.Г.Гольцова) – работа у доски по цепочке

2.Работа по разноуровневым карточкам: №№2,3, 4, 5.

Индивидуальная работа: Выборочно-распределительное списывание по упр.340.( по вариантам)

3.Графический диктант: вариант№№5, 6.

4 .Упражнение № 291 (сборник упражнений).

Употребление предлогов в речи

Преподаватель: Сегодня на занятии мы узнаем, как употребляются производные предлоги в речи. Сложность заключается не только в написании предлогов. Неверное употребление производных предлогов может послужить причиной неудачного построения предложений.

1.Обратимся к презентации.

Какую новую информацию вы узнали? (Производные предлоги употребляются только с одним падежом).

Игра «Корректор».

Есть такая профессия корректор. Корректор работает там, где создаётся печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду «вылавливать» ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте и вы поработать корректорами.

Упражнение № 293 (Сборник упр.).- Конструирование словосочетаний и предложений.

Преподаватель : А сейчас Кристина Б. познакомит нас всех со своими наблюдениями относительно неправильных употреблений предлогов со словами.

Преподаватель : Где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи? (Эти предлоги являются преимущественно книжными и особенно распространены в официально- деловой и публицистической речи).

Создание собственного текста.

Преподаватель: Перед вами записаны слова . Ваша задача : используя данные слова , а также предлоги : в течение, в продолжение , в заключение , вследствие составить и записать небольшой репортаж на тему «Апрель в нашем городе».

Слова: весна, день, ночь, туман, видимость на дорогах, солнце, заносы, расчистка, синоптики, температура, ветер, осадки, столбик термометра и др.

Этапы урока

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Реализация целей

Формирование компетенций

Организационный этап

Приветствие;

Психологический настрой на совместную деятельность;

Проверка готовности к занятию;

определение мотивации и постановка целей занятия.

Демонстрация фрагмента роликов;

Стимулирование положительной мотивации учения и развитие познавательного интереса студентов к изучаемой теме через жизненную актуальность.

Слуховое восприятие (слушание);

Зрительное восприятие;

Ответы на вопросы, участие в беседе.

Воспитание дисциплинированности на уроке;

Воспитание положительной мотивации к учебному труду.

Этап актуализации прежних знаний и умений

Фронтальный опрос и выполнениее задания по той части материала дисциплины, которая необходима для изучения нового материала.

Целевая установка;

Постановка вопросов студентам.

Продумывание ответов;

Устные ответы на вопросы;

Выявление уровня усвоения ранее изученного материала

ОК 2. Организовывать собственную деятельность;

Этап изучения нового материала

Изучение темы в

соответствии с планом:

1. Проблема роста численности населения,

2.Проблема голода, 3.Проблема нехватки питьевой воды,

4. Проблема роста городов,

5. Загрязнение окружающей среды,

6. Решение глобальных проблем

1. Демонстрация видеофрагментов.

2. Организация и проведение обсуждения

3. Обобщение сказанного, подведение итогов.

1.Осмысление видеофрагментов

2. Активное участие в обсуждении.

3. Представление презентаций и сообщений.

4.Перечисление основных моментов изложенного материала, повторение основных выводов.

Обеспечение восприятия и понимания материала – осуществление «обратной» связи – повышение внимания студентов;

Развитие коммуникативных умений и навыков.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками;

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Этап закрепления изученного материала.

Решение тестовых задач

Целевая установка;

Определение содержания и порядка работы студентов;

Контроль за работой студентов;

Подведение итогов работы.

Выставление оценок.

Самостоятельное решение тестовых заданий;

Самостоятельная проверка.

Формирование умений применять знания при решении тестовых заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия

Анализ деятельности студентов на занятии.

Рефлексия.

Организация проведения рефлексии по методу «З-Х-У».

Высказывание своего мнения по достижению целей урока.

Развитие позитивной мотивации к изучению дисциплин.

Домашнее задание

1. Нарисовать листовки «Глобальные проблемы мира»

Целевая установка;

Определение содержания д/з и сроков выполнения.

Слуховое восприятие;

Осмысление содержания д/з.

«У которых есть, что есть - те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, — значит, нам благодарить остается небо!». В шуточном стихотворении «Заздравный тост» английского поэта Роберта Бернса наблюдается настоящее столкновение слов «есть», которые в одном случае означают «быть, находиться», а в другом - «принимать пищу». Что же это за битва такая: между кем и чем? Знакомьтесь - омонимичные части речи. Примеры впереди.

Омонимы

Между словами в любом языке, как и между людьми в обществе, обнаруживаются определённые отношения, характер которых складывается в зависимости от выражаемых этими лексическими единицами значений и от их фонетического оформления. Отсюда складываются три основных типа: синонимичные, антонимичные, омонимичные. С последним нам и предстоит разобраться. Итак, что такое омонимы в русском языке?

Суть такого явления, как омонимия, состоит в тождестве, совпадении звучания - звукового облика двух или более слов при полном различии значений. Здесь наблюдается дальнейшее деление на следующие группы:

  • Лексические омонимы, иначе - полные (свет - световая энергия; свет - земля, вселенная, мир);
  • Неполные, которые, в свою очередь, делятся на виды. Среди последних различают: омофоны или фонетические омонимы - разные по значению и написанию, но сходные по звучанию (балл - оценка и бал - вечер танцев); омографы - разное значение, звучание, но одинаковое написание (замок - здание и замок - устройство фиксации); омоформы или морфологические омонимы - разные по значению, иногда и по принадлежности к частям речи, но аналогичные по звучанию лишь в отдельных морфологических формах.

Здесь на вопросе, что такое омонимы в русском языке, поставим точку, и остановимся подробнее именно на морфологических омонимах.

Собственно грамматические омонимы

Это достаточно многочисленная и разнородная группа омонимов, которая также подразделяется на виды. Собственно грамматические омонимы - это лексические единицы тождественные как по звучанию, так и по написанию, но принадлежащие к различным частям речи, и соответственно, отличающиеся лексическим значением, морфологическими, ролью в предложении. Например, слово «что» может быть: вопросительным или относительным местоимением («Что он искал в дальней комнате?»); наречием в значении «зачем», «для чего», «почему», «по какой причине» («Что же ты не читаешь такую интересную книгу?»); союзом («Я говорил вам, что собираюсь в Африку, но вы не верили»); частицей (как правило, употребляется в начале стихотворений).

Другие виды

Данная группа омонимов - омоформы, интенсивно пополняется словесными парами, которые предполагают одновременно лексический и грамматический анализ. Это и есть омонимичные части речи. Как говорится, что это такое и с чем его едят? Здесь следует разбираться с каждыми конкретным случаем.

Наречия

Омонимичные требуется различать между собой, и для этого существуют определённые приёмы. К примеру, имеется немало наречий, которые надо отличать от омонимичных имен существительных, прилагательных, деепричастий, местоимений. Для чего? Для правильного употребления в речи и не допущения поскольку данные пары произносятся одинаково, но разнятся семантикой и написанием.

В предложениях наречие отличается от существительного наличием или отсутствием зависимого слова. У существительного оно есть, у второго - нет. Например, слово «(на)встречу»: «Он с трудом поднялся навстречу» - наречие в значении «вперёд»; «Мои ожидания на встречу с давним другом не оправдались» - на (долгожданную) встречу с зависимым словом «другом», существительное с предлогом. По такому же принципу различаем наречие и прилагательное. Например, «(по)-осеннему»: «Солнце уже светило по-осеннему» - наречие, правильное написание через дефис; «По осеннему небу мчались свинцовые тучи» - прилагательное зависит от существительного «небу» и согласуется с ним в роде, числе и падеже, предлог пишется отдельно.

А вот при разграничении наречий и таких как необходимо просто задать вопрос к интересующему слову и подобрать синоним. В качестве примера возьмём слово «мимо»: «Мимо лестницы весело пробежали дети» - предлог, вопрос не ставится, возможно заменить «перед, за»; «Пробегая мимо, он громко крикнул» - наречие в значении «рядом, близко, недалеко».

Союзы

Продолжаем рассматривать такое явление, как морфологическая омонимия. В ней немало непростых, довольно запутанных случаев, среди которых и правописание омонимичных частей речи. Примеры позволят увидеть и понять различия между ними.

Особое внимание следует обращать на такие союзы, как «чтобы, оттого, также, тоже, потому, зато». У союза «чтобы» есть свой омонимичный брат - вопросительно-относительное местоимение «что» и частица «бы». Как их отличить? Ведь нельзя допустить орфографическую ошибку. Во-первых, если частицу «бы» получается опустить или перенести в другую часть предложения, а к слову «что» подобрать существительное, то перед нами местоимение. Например: «Что бы ему нарисовать? - Что ему нарисовать? - Что нарисовать ему бы? - Картину бы ему нарисовать?» И, во-вторых, на место одного союза можно всегда поставить другой. Читаем: «Я приехал к тебе, чтобы поговорить о накопившихся проблемах. - Я приехал к тебе для того, чтобы поговорить о накопившихся проблемах».

Также, тоже

Союзы «также, тоже» оказались в этом ряду неслучайно. У них, как и у предыдущих «героев», имеются свои омонимичные части речи - наречие с частицей «так же» и местоимение с частицей «то же». Чтобы понять, что перед нами союзы, надо их заменить друг другом либо союзом «и»(«Мы любим художественную литературу, он тоже любит = он также любит = и он любит»). Это первый способ.

В наречии и местоимении частицу «же» можно опустить либо заменить, а в союзе - нет («Она хотела то же, что и мы = Она хотела то, что и мы»). Кроме того, к союзу не ставится вопрос, а к наречию и местоимению - да. («Она хотела то же (что именно?),что и мы; Она плавала так же (как? как именно?), как и мы»). Это второй способ.

Зато, оттого, потому

Продолжаем тему, и обратимся к новым, не менее интересным моментам: слитное и раздельное написание омонимичных частей речи «зато, оттого, потому». Их правильно писать слитно, если они являются союзами, и раздельно - если местоимения с предлогами. Как их распознать? Приёмы те же, что и в вышеописанных примерах.

К союзу всегда можно подобрать другой союз: «зато - но, оттого - потому что, потому - оттого что» («Он плохой художник, зато (но) хороший декоратор»). В сочетаниях «за то, от того, по тому» местоимения «то, того, тому» легко заменить на существительное или прилагательное и поставить к ним соответствующие вопросы («Я хочу вам выразить благодарность за то (за что?), что вы пришли к нам на праздник»)

Предлоги

Правописание омонимичных частей речи (упражнения ищите в учебниках по русскому языку) - достаточно сложная тема. Поэтому продолжаем детальное изучение вопроса.

Итак, предлоги и другие омонимичные части речи. Здесь следует вспомнить, что задача предлогов связывать два слова, которые образуют словосочетание. Они бывают производными и непроизводными. Первые как раз и надо отделять от омонимичных им частей речи. Предлагаем несколько примеров:

  • «Квартира приводилась в порядок в течение одного месяца. - Неожиданно наметился крутой поворот в течении реки».
  • «Мы путешествовали по всей Италии в продолжение месяца. - В продолжении романа появились неожиданные сюжетные линии».
  • «Ввиду недостатка времени я не закончила работу. - Я поинтересовалась, что он имел в виду».
  • «Благодаря его новым идеям мы выполнили это задание. - Гости понемногу расходились, благодаря хозяйку за чудесный ужин».

Что есть что

В первом предложении сочетание «в течение» - с окончанием -е, так как употребляется в значении времени и отвечает на вопросы «как долго? когда?» Он лишен самостоятельного лексического значения, неразрывно связан с существительным. Во втором случае - омоним «в течении» - это существительное с предлогом, потому что между ними можно поставить прилагательное, к примеру, «в быстром течении». Пишем окончание -и согласно общим правилам склонения существительных.

В третьем предложении мы имеем дело с предлогом «в продолжение» в конце с буквой -е. Как и в первом примере он имеет значение времени, зависим от существительного. В четвёртом предложении «в продолжении» является существительным с предлогом, так как можно между ними употребить прилагательное. Перед нами типичная омонимия слов разных частей речи.

В пятом варианте слово «ввиду» пишется слитно, поскольку указывает на причину и, следовательно, является предлогом. В шестом предложении мы имеем дело с существительным с предлогом «в виду» и пишем раздельно. «Вид» - это начальная форма, которая стоит в единственном числе, в предложном падеже.

В седьмом случае сталкиваемся с употреблением предлога «благодаря», оттого что нельзя задать вопрос и обойтись без него. И в восьмом - встречаемся с омонимичным деепричастием «благодаря», поскольку оно обозначает добавочное действие к основному, выраженным сказуемым «расходились», и образует деепричастный оборот.

Надеемся, что статья на тему «Омонимичные части речи: определение, правописание, примеры» поможет справиться со всеми трудностями при изучении русского языка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!