Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

"старые, толстые, страшные".

"Аэрофлот" изощренными способами избавляется от сотрудниц с нестандартными параметрами

В Пресненском суде Москвы состоялось предварительное слушание иска бортпроводницы «Аэрофлота» Евгении Магуриной в отношении компании, которая лишила стюардессу значительной части зарплаты. Причину ей объяснило руководство: «У тебя слишком большие щеки». В такой же ситуации оказались многие бортпроводницы, которых «Аэрофлот» определил по группам. Теперь тех, кто старше 40 лет или носит одежду больше 48-го размера, не допускают до длительных и международных полетов. Униженные дискриминацией, стюардессы обратились в суд, но не столько для того, чтобы добиться законных выплат и восполнения морального ущерба, сколько от обиды. Они добросовестно проработали в «Аэрофлоте» много лет, а теперь оказались в неравных условиях.

Стюардесса Евгения Магурина, обладательница «нестандартных», по мнению «Аэрофлота», форм, решила отстаивать свои права в суде.

Игра на выживание

Евгении Магуриной всего 41 год. Она проработала бортпроводницей 15 лет, семь из которых - в «Аэрофлоте», где дослужилась до должности бригадира кабинного экипажа (старшей стюардессы). Летала по всему свету: и на российских рейсах, и на дальних международных маршрутах. Пока все в одночасье не изменилось.

Все началось с того, что меня и других «нестандартных» пригласили к начальнику отделения бортпроводников, которая заявила, что у меня «большие щеки», и посоветовала носить спортивный бюстгальтер, потому что грудь тоже слишком большая. Представляете мое унижение, когда я услышала такое? - рассказывает Евгения. Выслушав подобные претензии в свой адрес, «нестандартные» назвали себя группой СТС («страшные, толстые, старые»): в нее попали бортпроводницы в возрасте от 40 лет и с размером одежды больше 48-го. Но после этого добровольно увольняться захотели немногие. Тех же, кто решил остаться на работе, ждал неприятный сюрприз.

В августе 2016-го меня сняли с бригадирства, зарубежных полетов, а также лишили доплаты «за личный вклад», которая начисляется за годы работы в «Аэрофлоте». Это значило, что моя зарплата уменьшится на 30%. Когда я увидела план рейсов для кабинного экипажа, оказалось, что летать я буду только по России и только короткими рейсами. На мои вопросы начальство ответило, что вернет прежнюю зарплату, когда похудею. С точки зрения трудового законодательства это полнейший абсурд, - продолжает Евгения.

Для бортпроводника нет ничего хуже в работе, чем летать постоянно короткими и ночными рейсами. При расчете зарплаты членам кабинного экипажа учитывается такой производственный показатель, как выработка полетного времени - 80 часов в месяц. Если бортпроводник вырабатывает норму, то получает значительную надбавку. Поэтому при расстановке кабинных экипажей в авиакомпаниях рейсы чередуются: короткие с длинными, зарубежные с российскими. Например, бортпроводник может отработать пару десятичасовых рейсов в Нью-Йорк туда и обратно, слетать разок во Владивосток, а оставшиеся до нормы часы - добить короткими рейсами. Помимо этого бортпроводникам начисляются компенсационные выплаты: по России они составляют 75 рублей за рейс, а на международных маршрутах - от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Вот только одна проблема: бортпроводники в распределении рейсов никак не участвуют и на «справедливое» планирование никак не влияют.

За короткие рейсы по России не только меньше платят, еще они изматывают так, что с ума сойти можно от хронического недосыпа: почти каждый день рейс, ты уже путаешься - где день, где ночь. В итоге летать и, соответственно, ездить на работу приходится в несколько раз чаще, чем раньше, чтобы выработать санитарную норму и получить прежний заработок. Это самое настоящее издевательство, как будто идет игра на выживание, а все потому, что «Аэрофлоту» мы оказались не нужны, - жалуется Евгения.

Новые правила коснулись примерно 400 человек, по подсчетам независимого Шереметьевского профсоюза бортпроводников. Они пытаются бороться против правового беспредела руководства еще с прошлого года: в декабре бортпроводники опубликовали петицию против дискриминации, которая собрала около 2 тыс. подписей, писали Президенту России с просьбой помочь пострадавшим, а теперь две сотрудницы обратились в суд (иск еще одной пострадавшей, 45-летней Ирины Иерусалимской, рассматривается в Тушинском суде Москвы).

Кстати, с Евгенией Магуриной топ-менеджеры «Аэрофлота» хотели договориться, но как-то странно. На момент беседы с «МК» стюардесса находилась в отпуске в Красноярске, именно оттуда на срочный разговор в Москве ее вызвал замгендиректора «Аэрофлота». Евгения признается, что сначала хотела бросить все дела и полететь в столицу как ответственный и добросовестный сотрудник, но потом засомневалась.

Я сказала им, что приеду со своим адвокатом, но при таком условии они отказались со мной разговаривать. После этого я решила не ехать, потому что я уже не знаю, что в голове у моего работодателя, - говорит стюардесса.

Курс на секс-привлекательность

Избавляться от «страшных, толстых, старых» начали еще в 2009 году, когда генеральным директором «Аэрофлота» стал Виталий Савельев. С его приходом был взят курс на секс-привлекательность и омоложение, - рассказывает глава Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова. По ее словам, тогда состоялась первая чистка кадров с помощью незаконного сокращения персонала. Однако профсоюз сумел в суде доказать, что работодатель нарушил трудовое законодательство и добился компенсации за вынужденный простой четырем бортпроводникам после незаконного увольнения. «Аэрофлот» в суде даже не смог аргументировать свою позицию, запутался в показаниях. Сокращение прекратилось, но сколько сотрудников было потеряно.

Тем не менее было понятно, что с новым руководителем политика по отбору персонала будет продолжаться в том же ключе. Нашему возмущению не было предела, когда в 2010 году сняли эротический календарь «Аэрофлота» для VIP-клиентов с абсолютно голой стюардессой на фоне и в салоне самолета. Съемки проходили в авиационном ангаре в «стерильной» зоне базового аэропорта, и «застукали» их случайно техники, которые пришли чинить самолеты. Видимо, в нашей государственной компании перепутали транспорт со сферой развлечений и услуг определенного характера. У нас же не стриптиз-клуб! - замечает Илона.

Отметим, снимки этого эротического календаря легко можно найти в Интернете. На них красуется совершенно голая девушка, на которой из предметов одежды остались лишь предметы формы «Аэрофлота»: туфли, пилотка и перчатки. Впервые подобную рекламную кампанию, привлекающую клиентов роскошными красотками, провели «Ирландские авиалинии», но там девушки разделись лишь наполовину, а их интимные места все-таки были прикрыты одеждой. «Аэрофлот» официально открестился от сомнительного рекламного хода и официально опроверг какую-либо связь между маркетинговой политикой авиакомпании и эротической фотосессией. Кстати, сам Виталий Савельев, судя по проводимой им кадровой политике, ценитель юных нимф, которыми «Аэрофлот» пытается заполнить кадровый состав, уже пенсионер, ему 63 года. В Интернете можно встретить в основном официальные портреты главы авиакомпании, правда, вооруженному глазу видно, что большинство снимков подкорректированы и отретушированы.

В августе прошлого года «Аэрофлот» снова принялся за старое, - продолжает руководитель ШПБ. - Но так как был судебный прецедент в нашу пользу, работодатель теперь решил пойти более изощренным путем. Все бортпроводники были обмерены, взвешены под предлогом смены форменной одежды, хотя никаких приказов, регламентирующих эту процедуру, издано не было, все делалось по устному распоряжению. В итоге произошло разделение на четыре группы в зависимости от возраста и внешности. В первую группу попали «идеальные» стюардессы - они будут летать по всей географии «Аэрофлота». Во второй группе оказались те, кому что-то нужно в себе «поправить» с последующим фотографированием. Они будут летать по России, включая длинные рейсы. Третьей группе «Аэрофлот» аккуратно «намекал», что им в авиакомпании не место. Эта группа летает по России короткими рейсами. Наконец, в четвертую группу попали «наказанные», то есть те, кто категорически не устраивает руководство по внешнему виду: у кого-то нашлись морщинки на лице, большие щеки или толстая попа. В этой группе летают суперкороткими рейсами по России - до двух часов в одну сторону.

По данным СМИ, «Аэрофлот» отсеивает «нестандартных» сотрудников на уровне врачебной летно-экспертной комиссии.

Этого же мнения придерживается и Илона. По ее словам, медицинскому центру «Аэрофлота» могло быть дано поручение - выявлять всяческие медицинские диагнозы и чинить препятствия, чтобы не допустить до полетов по здоровью.

Таким образом, в руках работодателя находится мощный инструмент, при применении которого или даже угрозе применения бортпроводники сразу же отказываются от реализации своих трудовых прав. С помощью создания невыносимых условий работы и, как следствие, снижения зарплаты на 30–50% руководство добивается увольнений всех «неугодных» по собственному желанию, - добавляет глава ШПБ. В отношении самой Илоны «Аэрофлот» тоже применял «санкции» посредством несправедливого распределения рейсов. По ее словам, последние два года дальше Сибири она не летала, хотя ее параметры соответствуют дискриминационным требованиям «Аэрофлота»: при росте 170 см она весит 56 кг и носит 46-й размер одежды.

Это смешно! Они противоречат сами себе. Я проработала два года с таким ужасным графиком, а тут обнаруживаю, что в новом плане полетов меня поставили на несколько зарубежных рейсов: Париж, Лион, Стокгольм, Копенгаген. Такое ощущение, что меня пытаются заставить замолчать, мол: «На! Только помалкивай», - предположила Илона.

Бортпроводники - это прежде всего спасатели

В результате дискриминации «Аэрофлот» стали покидать опытнейшие бортпроводники, которых с удовольствием берут в другие авиакомпании. Ведь безопасность полетов важнее красивой обертки.

По нашим наблюдениям, бортпроводник становится «качественным» профессионалом лишь через 5 лет после начала работы, поскольку к этому времени у него накапливается достаточный опыт и вырабатывается навык принимать правильное решение при обеспечении безопасности пассажиров на борту, грамотно расставлять приоритеты при оценке критической ситуации. Ведь бортпроводники - это прежде всего спасатели, а потом уже - сотрудники сервиса, - рассказывает Илона Борисова. - По закону к исполнению обязанностей бортпроводник может приступить с 18 лет после прохождения обучения. Но в школе бортпроводников обучение проходит на тренажерах, то есть новоиспеченные стюардессы на первой провозке самолет-то видят впервые. Бывает даже, что вся бригада состоит из молоденьких девочек с опытом работы в несколько месяцев, но уже летит за рубеж. Не дай бог, что случится на таких рейсах, но для «Аэрофлота» важна красивая картинка без внутреннего содержания.

Молодость, к сожалению, не авторитетна, тем более на самолете, - поддерживает коллегу Евгения Магурина. - Опытным бортпроводникам достаточно одного взгляда, чтобы разрешить ситуации, что не получается у 20-летней девочки с наклеенными ресницами. А когда у людей случаются проблемы со здоровьем - однозначно нужен жизненный опыт. В моей практике были случаи, когда человек потерял сознание, а молоденькие стюардессы даже не могли открыть кислородный баллон.

Чемоданы важнее сотрудников

Как рассказывают собеседницы «МК», находить компромиссы в общении с руководством «Аэрофлота» очень сложно: на контакт топ-менеджеры не идут.

Когда мы подаем письменные запросы с просьбой или требованиями, то «Аэрофлот» либо отвечает по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», либо не отвечает вовсе. Насколько мы знаем, на запросы СМИ они тоже не реагируют. Кроме того, в последнее время «Аэрофлот» даже стал игнорировать адвокатские запросы, отказывается от встреч с представителями сотрудников в лице юристов, - продолжает Илона Борисова. А обращений к руководству компании от сотрудников действительно много. Как поведала глава ШПБ, в последнее время «Аэрофлот» ведет себя отвратительно в отношении персонала, просто ставя людей перед неудобными фактами.

Например, не так давно большую часть сотрудников лишили права пользования крытой стоянкой, которая находится в терминале D. Теперь приходится ставить машины в другом месте и намного дольше добираться до места вылета. Стоянки, кстати, платные, правда, со скидкой, - рассказывает Илона. - А сегодня мне пожаловались, что из раздевалки в терминале D в другой терминал начали перемещать шкафчики, где бортпроводники оставляют «штатскую» одежду. Снова дополнительные неудобства сотрудникам как в анекдоте: «Баня здесь, а раздевалка через дорогу». В 2015 году уже была такая попытка, нам тогда объясняли, что через этот подвал будет проходить транспортировочная лента. То есть чемоданы будут удобно ездить, а бортпроводники должны круги наматывать!

«Аэрофлот» позиционирует себя как компания равных возможностей, что написано в кодексе корпоративной этики. Однако даже при приеме на работу компания навязывает свои условия. Например, новый сотрудник автоматически попадает в официальный профсоюз «Аэрофлота», хотя есть два независимых - Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) и Шереметьевский профсоюз бортпроводников, но об их существовании новичкам не сообщают или же настоятельно «не рекомендуют» туда вступать. По словам Илоны Борисовой, все социальные привилегии распределяет профсоюз работодателя, а при желании выйти из него сотрудник может лишиться этих привилегий. Ранее президент ШПЛС Игорь Дельдюжов рассказывал «МК» о такой же проблеме: членов его профсоюза, который сейчас борется за индексацию зарплат сотрудникам, убедительно просят перейти в официальную профорганизацию «Аэрофлота».

Ну а «страшные, толстые, старые» стюардессы, которым с работодателем явно не повезло, понимают: кроме как на защиту в суде, надеяться им не на что. А шансы на успех в суде у Евгении Магуриной есть, говорит Елена Герасимова, руководитель Центра социально-трудовых прав, куда стюардесса обратилась за правовой поддержкой.

С одной стороны, трудовое законодательство РФ говорит о том, что нельзя дискриминировать сотрудников по внешнему виду, весу и полу. О запрете дискриминации по возрасту говорится и в Трудовом кодексе (ст. 2 и ст. 3 ТК РФ). Т.е. считается, что внешний вид не относится к "деловым качествам сотрудника" и не может быть аргументом при увольнении или ущемлении в предлагаемой работе.

Ну а как же тогда например модельные агенства? Туда же берут только молодых, длинноногих и худых? А что же получается, остальные могут подавать в суд? Наверняка есть еще куча подобных сфер деятельности, продавщицы например в модных магазинах, официантки - туда тоже наверняка "страшных и толстых" не возьмут.

Да если честно я эту тему затеял даже не из за любопытства, какими нормами и положениями Трудового законодательства пользуются предприятия высокой моды. Тут вот оказывается "Аэрофлот" решил, что теперь за границу будут летать только молодые и худые.

Вроде бы это и хорошо для пассажиров, но остальные то обиделись...

Вот что рассказывает Евгения Магурина. Ей 41 год, у нее высшее лингвистическое образование. В "Аэрофлоте" она с 2010 года, бортпроводник 1-й (высшей) категории, всего в авиации больше 15 лет. Еще недавно Магурина была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, но с лета прошлого года небо для нее открыто лишь над Россией. И в таком же положении, как Магурина, оказалось около 400 стюардесс, кто по возрасту и внешнему виду не вписался в новые негласные правила авиакомпании.

— Это случилось в июне прошлого года: нам всем сказали, что в "Аэрофлоте" теперь за границу будут летать только молодые и худые, — рассказывает Евгения Магурина. — Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали — делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. У меня жизнь изменилась с середины августа, но многие пострадали раньше. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 48-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Нас всех собрали в отделение №1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днем мы практически вообще не летали. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды — теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й.

Незадолго до опалы Евгения получила очередную благодарность от спасенного ею пассажира. У Арутюна Шалояна, летевшего из Мадрида в Москву, во время рейса случился микроинсульт, и необходимую помощь ему оказывала как раз Магурина.

"Если бы не экстренная посадка в аэропорту Варшавы, могло произойти непоправимое", — написал Шалоян в "Аэрофлот". Он отметил не только высокий профессионализм экипажа, но и человечность сотрудников, принявших единственно верное решение, которое в итоге спасло ему жизнь. Но ни опыт, ни высокая квалификация, ни благодарности пассажиров не вернули Магуриной прежнюю жизнь — перестав летать за границу, она резко потеряла в зарплате, поскольку выплаты за выполнение рейсов за пределы России в несколько раз превышают оплату за рейсы по стране.

По словам сотрудниц "Аэрофлота", следуя курсом "борьбы за стройность", со склада вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии. — РС) в рамках тренда на омоложение получили указание под любым предлогом избавляться от "старых, толстых, страшных". Их личные дела лежат теперь отдельно, утверждают бортпроводницы, а осматривают женщин из СТС с особым пристрастием на предмет профзаболеваний, к которым относятся сердечно-сосудистые болезни, гипертония и варикоз.

42-летняя Наталья, другая бортпроводница, проработавшая в "Аэрофлоте" больше 15 лет, рассказывает, что сначала она, как практически все остальные сотрудницы, пыталась похудеть, чтобы не лишиться "длинных" заграничных рейсов и, соответственно, привычной зарплаты.

— Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже, — вспоминает Наталья. — Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40. Меня загоняли по "коротким" рейсам — в какой-то момент я поняла, что уже не знаю, ночь сейчас или утро, какой вообще день недели, а детей толком не видела уже месяц. Если честно, то меня буквально штормит от усталости...

У Натальи аккуратная прическа и укладка, свежий маникюр и ухоженное лицо. Дома из рейсов ее ждут двое сыновей-школьников и муж, который тоже работает в "Аэрофлоте" в одной из наземных служб.

— Знаете, это ведь очень унизительно, когда тебя взвешивают, как какую-то корову — у меня, например, 46-й размер одежды и при моем росте 1,64 жирной меня вряд ли назовешь. Да и уродиной меня никогда не считали — в "Аэрофлот" всегда старались брать симпатичных бортпроводников, — добавляет она.

В официальном руководстве для бортпроводников "Аэрофлота" ни слова не говорится о том, какого размера одежду они должны носить. "Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все ее элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре", — следует из документа. В общем группа стюардесс "Аэрофлота" решила подать в суд.

С одной стороны хочется поддержать и стюардесс. Закон вроде бы как формально на их стороне. Они профессионально выполняют свои обязанности, опытные работники, исполняют все предписанные инструкции. В чем они виноваты? Почему их отодвигают в сторону и они должны зарабатывать меньше? Причем вы же понимаете, речь идет не о "толстых" которые в проход не помещаются, а о "модельной внешности" - это несколько разные понятия!

А с другой стороны, проводя аналогии с модельным бизнесом, если например руководство какой то компании решило, что их продукция или услуги будут лучше продаваться высокими, стройными и молодыми, то какой закон запретит собственнику так делать? И это вполне логично. И это не исключает того, что "молодые, худые и стройные" могут и будут выполнять свои обязанности так же профессионально. Т.е ни о каком снижении качества то речь не идет.

Да, может быть когда то профессия бортпроводника рассматривалась иначе, сейчас времена меняются и требования к успешному ведению бизнеса в конкретных сферах совсем другие. Это же в порядке вещей. Перевозчик должен терпеть убытки из за человеческого сострадания? Но это всего лишь бизнес. Тем более неподходящих по внешности стюардесс не увольняют (это уже "теория заговоров"), а переводят на другие места, где проще требования к внешнему виду.

Кто знает законодательные акты, на чьей стороне в этой ситуации будет суд скорее всего? Бортпроводницы "Аэрофлота", впрочем, считают, что у них есть все шансы выиграть в суде, чтобы в итоге авиакомпания перестала их унижать по надуманным основаниям и предоставляла всем равное право на труд не только на бумаге, но и на деле. И положительный пример тоже есть. Например, когда в 2011 году в авиакомпании "Якутия" бортпроводникам старше 35 лет отказали в переобучении на новый тип воздушных судов, то возмущенные сотрудники обратились в суд. И суд встал на сторону работников, признав локальные положения в авиакомпании необоснованными и незаконными. В итоге они были отменены.

А вы в данной ситуации на чьей стороне?

источники


Сами себя в шутку они называют группой СТС –​ «старыми, толстыми, страшными». В эту категорию стюардессы «Аэрофлота» попали после того, как всех бортпроводниц крупнейшей российской авиакомпании заставили сделать фото в полный рост, сняли крупно лицо и обмерили их сантиметром, разделив в итоге всех на несколько групп. В «СТС» оказались в основном те, кому уже за 40 или кто носит одежду больше 46-го размера. «Стюардесса должна быть стройной, такова политика компании», –​ сообщили женщинам по секрету.

Несогласные с таким подходом бортпроводницы уже писали жалобы Путину, обращались за помощью в прокуратуру, а теперь, как выяснило Радио Свобода, подали заявления в суд, обвиняя "Аэрофлот" в нарушении их трудовых прав и дискриминации сотрудников по внешнему виду, весу и возрасту.

Евгении Магуриной 41 год, у нее высшее лингвистическое образование. В "Аэрофлоте" она с 2010 года, бортпроводник 1-й (высшей) категории, всего в авиации больше 15 лет. Еще недавно Магурина была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, но с лета прошлого года небо для нее открыто лишь над Россией. И в таком же положении, как Магурина, оказалось около 400 стюардесс, кто по возрасту и внешнему виду не вписался в новые негласные правила авиакомпании.

– Это случилось в июне прошлого года: нам всем сказали, что в "Аэрофлоте" теперь за границу будут летать только молодые и худые, – рассказывает Евгения Магурина. – Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали – делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. У меня жизнь изменилась с середины августа, но многие пострадали раньше. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 48-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Нас всех собрали в отделение №1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днем мы практически вообще не летали. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды – теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й.

Незадолго до опалы Евгения получила очередную благодарность от спасенного ею пассажира. У Арутюна Шалояна, летевшего из Мадрида в Москву, во время рейса случился микроинсульт, и необходимую помощь ему оказывала как раз Магурина.

"Если бы не экстренная посадка в аэропорту Варшавы, могло произойти непоправимое", – написал Шалоян в "Аэрофлот". Он отметил не только высокий профессионализм экипажа, но и человечность сотрудников, принявших единственно верное решение, которое в итоге спасло ему жизнь. Но ни опыт, ни высокая квалификация, ни благодарности пассажиров не вернули Магуриной прежнюю жизнь – перестав летать за границу, она резко потеряла в зарплате, поскольку выплаты за выполнение рейсов за пределы России в несколько раз превышают оплату за рейсы по стране.

По словам сотрудниц "Аэрофлота", следуя курсом "борьбы за стройность", со склада вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии. – РС) в рамках тренда на омоложение получили указание под любым предлогом избавляться от "старых, толстых, страшных". Их личные дела лежат теперь отдельно, утверждают бортпроводницы, а осматривают женщин из СТС с особым пристрастием на предмет профзаболеваний, к которым относятся сердечно-сосудистые болезни, гипертония и варикоз.

42-летняя Наталья, другая бортпроводница, проработавшая в "Аэрофлоте" больше 15 лет, рассказывает, что сначала она, как практически все остальные сотрудницы, пыталась похудеть, чтобы не лишиться "длинных" заграничных рейсов и, соответственно, привычной зарплаты.

– Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже, – вспоминает Наталья. – Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40. Меня загоняли по "коротким" рейсам – в какой-то момент я поняла, что уже не знаю, ночь сейчас или утро, какой вообще день недели, а детей толком не видела уже месяц. Если честно, то меня буквально штормит от усталости…

У Натальи аккуратная прическа и укладка, свежий маникюр и ухоженное лицо. Дома из рейсов ее ждут двое сыновей-школьников и муж, который тоже работает в "Аэрофлоте" в одной из наземных служб.

– Знаете, это ведь очень унизительно, когда тебя взвешивают, как какую-то корову – у меня, например, 46-й размер одежды и при моем росте 1,64 жирной меня вряд ли назовешь. Да и уродиной меня никогда не считали – в "Аэрофлот" всегда старались брать симпатичных бортпроводников, – добавляет она. – Мужу моему худышки тоже никогда особо не нравились. И почему в конце концов я должна над собой издеваться, следуя чьим-то капризам и представлениям о прекрасном?

В официальном руководстве для бортпроводников "Аэрофлота" ни слова не говорится о том, какого размера одежду они должны носить. "Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все ее элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре", – следует из документа. Что же касается требований к внешнему виду членов кабинного экипажа, то они тоже прописаны довольно четко: сотрудник "должен иметь подтянутый внешний вид и прямую осанку, чистую и ухоженную кожу лица и рук, не допускаются татуировки на видимых частях тела". Кроме того, член экипажа обязан "заботиться о личной гигиене и здоровье: принимать душ перед выходом на работу, не допускать появления запаха пота, при необходимости использовать освежающие средства для полости рта, отсутствие зубов или их дефекты не должны быть видны".

Сотрудники "Аэрофлота" рассказывают, что "курс на похудение и омоложение" начался после того, как генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев вернулся из поездки по Азии, после чего и придумали новый "стандарт".

Бортпроводниц, работавших в бизнес-классе, попросили быть особо внимательными к вип-клиентам и выслушивать их просьбы, присев на корточки​

"Шефу понравились азиатки, – шептались в авиакомпании, – и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей".

Появились и другие "пожелания": например, бортпроводниц, работавших в бизнес-классе, попросили быть особо внимательными к вип-клиентам и выслушивать их просьбы, присев на корточки. Поскольку это не предусмотрено инструкцией и вредно для сосудов, опытные стюардессы приседать отказались. Молодые, многие из которых учатся в кредит, который отдают потом авиакомпании в течение трех лет, оказались более сговорчивыми.

Впрочем, в объявлениях о наборе новых сотрудников никаких особых требований к внешности кандидатов нет. В них говорится, что потенциальный бортпроводник должен иметь образование не ниже среднего и также владеть иностранным языком, а в его должностные обязанности входит "обеспечение безопасности в полете, обслуживание пассажиров, создание атмосферы гостеприимства и комфорта на борту воздушного судна". При налете санитарной нормы в 80 часов ему гарантируется стабильная зарплата от 50 до 80 тысяч рублей (оклад плюс мотивационная часть).

Собственно, в "мотивационной части" в качестве одного из критериев оценки работы есть графа "успешность", которая измеряется в баллах. Согласно внутреннему документу, с которым ознакомилось Радио Свобода, в нем указан "рост для женщин 160–175, вес пропорционально росту, размер одежды – 42-48". Как следует из официального ответа "Аэрофлота", который получила Евгения Магурина, доплату за "личный вклад" ей резко снизили, потому что размер ее одежды был больше.

Я не понимаю, почему государственная компания позволяет себе подобный беспредел, превращая серьезное предприятие в модельное агентство?

Между тем во всех публичных документах, в том числе в кодексе корпоративной этики "Аэрофлота", утверждается, что авиакомпания "уважает основные права и свободы работников, предоставляет равные возможности и гарантирует работникам защиту от любых форм дискриминации". О запрете дискриминации по возрасту говорится и в Трудовом кодексе (ст. 2 и ст. 3 ТК РФ), а "ношение или не ношение определенного размера одежды не относится к деловым качествам работника", следует из постановления Пленума Верховного суда.

"Я не понимаю, почему государственная компания позволяет себе подобный беспредел, превращая серьезное предприятие в модельное агентство? – написала Евгения Магурина президенту Владимиру Путину. – Из-за наложенных на людей ограничений рейсы выполняются минимальным составом, даже на тех направлениях, где предполагается уборка самолета силами экипажа, отпуск у нас 70 дней, но больше 56 не дают, а тех, кто пытается защищать свои права, наказывают ежедневными короткими рейсами типа Москва – Нижний Новгород. Практически никто из тех, кто попал в группу СТС, не может короткими рейсами налетать санитарную норму, что в итоге отражается не только на зарплатах, но и в дальнейшем на пенсии".

Магурина подавала заявления в Росавиацию, транспортную прокуратуру и трудовую инспекцию. В Росавиации ей посоветовали писать в прокуратуру. В прокуратуре ответили, что, хотя "применение мер дисциплинарной ответственности к работнику за ненадлежащий внешний вид является неправомерным", в целом "оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется". В трудовой инспекции сообщили, что не занимаются индивидуальными трудовыми спорами и нужно обращаться в суд. Евгения так и поступила – в марте в Пресненском суде Москвы ее дело будет слушаться по существу.

Другая бортпроводница, Ирина Николаева (фамилия изменена по ее просьбе. – РС), обратилась за защитой своих прав в Тушинский суд столицы (иск подан 8 февраля, рассмотрение назначено на 6 марта – РС). В "Аэрофлоте" она уже 19 лет, а коэффициент в графе "успешность" ей, как и Магуриной, снижен из-за внешнего вида, полноты и возраста.

– Эти требования незаконны – по коллективному договору "Аэрофлот" обязан обеспечить работников форменной одеждой, и свою форму я получала на складе, поэтому непонятно, за что же мне снижают зарплату. То же самое и с рейсами: в коллективном договоре написано, что "работодатель производит равномерное планирование налета часов, в том числе в ночное время, а также равномерное распределение длительных полетов с учетом квалификационных требований". Однако эти пункты постоянно нарушаются: меня ставят только на ночные и утренние рейсы, за границу не пускают, хотя у меня есть все необходимые допуски, знания языка и отсутствуют дисциплинарные взыскания. Все попытки решить этот вопрос "полюбовно" ни к чему не привели – я получала лишь формально-издевательские ответы, суть которых сводилась к тому, что нарушений нет, – возмущается Ирина, которая свои моральные страдания оценила в 1 млн рублей.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов говорит, что жалоб на дискриминацию из-за возраста и внешности очень много, но большинство стюардесс боятся обращаться в суд, потому что у них или маленькие дети, которых они воспитывают в одиночку, или ипотека, или другие личные обстоятельства.

– В итоге безопасность полетов, о которой много говорят, подменяют красивой оберткой, поскольку на международные рейсы ставят только молодых, а не опытных, – поясняет Дельдюжов. – Между тем в сложной ситуации решение надо принимать мгновенно: например, во время аварийной посадки самолета "Аэрофлота" в Дубае в сентябре 2001 года никто из пассажиров не пострадал во многом благодаря четким действиям бортпроводниц, которые, кстати, все были взрослые. Сейчас бы этих женщин, возможно, записали в "старые" и не допустили бы на такие рейсы.

Доказать в суде дискриминацию по возрасту очень сложно, замечают юристы, в подавляющем большинстве случаев судебная практика по таким делам не в пользу работников.

– Подобная политика чаще всего хорошо маскируется работодателем: сотрудника принуждают уволиться или согласиться на ухудшение условий труда, а сам факт дискриминации очень сложно установить, – объясняет адвокат Владимир Старинский. – Формально и ущемление прав работника из-за недостатков внешности подпадает под действие закона, который запрещает дискриминацию по любым обстоятельствам, не имеющим отношения к деловым качествам. Но поскольку процесс сбора и подтверждения доказательств в этом случае связан со значительными переживаниями и во многом унизителен для истца, которому приходится по факту доказывать собственную непривлекательность, то мало кто обращается в суд с подобными претензиями.

Бортпроводницы "Аэрофлота", впрочем, считают, что у них есть все шансы выиграть в суде, чтобы в итоге авиакомпания перестала их унижать по надуманным основаниям и предоставляла всем равное право на труд не только на бумаге, но и на деле. И положительный пример тоже есть. Например, когда в 2011 году в авиакомпании "Якутия" бортпроводникам старше 35 лет отказали в переобучении на новый тип воздушных судов, то возмущенные сотрудники обратились в суд. И суд встал на сторону работников, признав локальные положения в авиакомпании необоснованными и незаконными. В итоге они были отменены.

В пресс-службе авиакомпании "Аэрофлот" оперативный комментарий Радио Свобода предоставить не смогли. Согласно официально опубликованному аудиторскому заключению, выручка "Аэрофлота" в 2016 году достигла рекордных 428 млрд рублей, а чистая прибыль - 30 млрд рублей.

С интересом наблюдаю, как с февраля ведут борьбу с системой «старые, толстые и страшные» стюардессы Аэрофлота. Нет, не думайте, пожалуйста, что я зло обзываюсь. Это они сами так назвали, и даже создали закрытую группу в фейбуке. Зачем? Чтобы бороться с несправедливостью.

Несправедливость, в понимании опытных стюардесс, заключается вот в чем. По их словам, их всех обмерили (якобы снимая мерки для форменной одежды) и разделили условно на четыре группы.

Первая группа – девушки самой «презентабельной» внешности. Почти модели. Этим красавицам (и справедливо, я считаю) досталась привилегия летать по самым престижным заграничным направлениям. А также, если я не ошибаюсь, присаживаться на корточки перед VIP клиентами, выслушивая их просьбы…

А дальше – по убыванию. Девушкам, которые меньше всего похожи на рекламный буклет «Аэрофлота», достаются самые «неприятные» рейсы – короткие перелеты по России. Они же – самые тяжелые, потому что работать приходится чуть ли не каждый день, возить не заграничных принцев, а своих же соотечественников, а из бонусов – только экскурсии по «Золотому кольцу». То ли дело перелеты в Майми! И мир посмотреть, и себя показать! Ну, или в Китай. Хоть шубу оттуда привезти можно.

Разгневанные «неформатные» стюардессы обращаются в суд(который они, кстати, проиграли), бередят общественность, а последнее время и «стучат» на более молодых коллег, упрекая их в непрофессионализме и глупости. Можно даже сказать о том, что между старыми и молодыми проводницами разгорелся целый конфликт из-за того, кого на какое направление ставят. По крайней мере, вчера Лайф.Ру даже писал о травле некоторых девушек приятной наружности в группе «старых-толстых-страшных».

Нет, нельзя сказать, что это разделение срабатывает на 100%. Оно очень условное. Несколько раз в год и «старые-толстые-страшные»(назовем их СТС) летают заграницу. Да и молодежь частенько ставят на внутренние рейсы. Но в целом тенденция оказалась понятна – чем ближе проводница к общепринятым стандартам красоты, тем лучше у нее перспективы. Грубо говоря, стюардессе лучше быть молодой, худой и красивой, чем наоборот. Казалось бы – дискриминация… Но…

Но это, наверное, единственный раз, когда я не буду вступаться со своими обычными «телегами» про бодипозитив. Потому что речь идет о профессиональных требованиях, которые, на минуточку, знала каждая бортпроводница. Грубо говоря, именно за это им и платят, что они выглядят определенным образом. Они не пилоты и не врачи, от которых внешность не требуется. Да, да, рост и вес прописан в требованиях к профессии стюардессы. Во-первых, потому что она – лицо компании, составляющая ее имиджа. А во-вторых, потому, что она должна элементарно не мешаться в проходе.

Кстати, требования к дамам вполне человеческие: 42-48 размер одежды при росте 160-175.

Никто не просит их умирать от анорексии! Да и «старыми» они по-настоящему стать не успевают. Уходят на пенсию в 45 лет, какой же это возраст? Это молодость. Так что все они, выходит, молодые. Только одни выглядят лучше, а другие хуже.

Я читала, что зарплата у бортпроводниц «со стажем» доходит до 1500 - 1800 баксов. Работают они не каждый день. Отлетала, пассажиров на борту отлюбила – и в «свободный полет». Из перспектив – посмотреть весь мир, насладиться солнцем и морем жарких экзотических стран, прикупить нарядов и приятных безделушек, завести жаркий роман…Да и женихи на борту все как на подбор...

Я думаю, это как раз тот случай, когда «стандартная» внешность ОПЛАЧИВАЕТСЯ. И оплачивается лучше, чем работа большей части страны. Так что, за внешность можно и побороться. А если не хочется – так и на земле работы полно, в любых габаритах. Как считаете?

Фото © РИА Новости/Евгений Биятов

Несогласные с таким подходом бортпроводницы уже писали жалобы Путину, обращались за помощью в прокуратуру, а теперь, как выяснило Радио Свобода, подали заявления в суд, обвиняя "Аэрофлот" в нарушении их трудовых прав и дискриминации сотрудников по внешнему виду, весу и возрасту.

Евгении Магуриной 41 год, у нее высшее лингвистическое образование. В "Аэрофлоте" она с 2010 года, бортпроводник 1-й (высшей) категории, всего в авиации больше 15 лет. Еще недавно Магурина была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, но с лета прошлого года небо для нее открыто лишь над Россией. И в таком же положении, как Магурина, оказалось около 400 стюардесс, кто по возрасту и внешнему виду не вписался в новые негласные правила авиакомпании.

– Это случилось в июне прошлого года: нам всем сказали, что в "Аэрофлоте" теперь за границу будут летать только молодые и худые, – рассказывает Евгения Магурина . – Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали – делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. У меня жизнь изменилась с середины августа, но многие пострадали раньше. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 48-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Нас всех собрали в отделение №1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днем мы практически вообще не летали. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды – теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й.

Евгения Магурина, бортпроводница "Аэрофлота" с 2010 года, подала на авиакомпанию в суд

Незадолго до опалы Евгения получила очередную благодарность от спасенного ею пассажира. У Арутюна Шалояна, летевшего из Мадрида в Москву, во время рейса случился микроинсульт, и необходимую помощь ему оказывала как раз Магурина.

"Если бы не экстренная посадка в аэропорту Варшавы, могло произойти непоправимое", – написал Шалоян в "Аэрофлот". Он отметил не только высокий профессионализм экипажа, но и человечность сотрудников, принявших единственно верное решение, которое в итоге спасло ему жизнь. Но ни опыт, ни высокая квалификация, ни благодарности пассажиров не вернули Магуриной прежнюю жизнь – перестав летать за границу, она резко потеряла в зарплате, поскольку выплаты за выполнение рейсов за пределы России в несколько раз превышают оплату за рейсы по стране.

По словам сотрудниц "Аэрофлота", следуя курсом "борьбы за стройность", со склада вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии. – РС ) в рамках тренда на омоложение получили указание под любым предлогом избавляться от "старых, толстых, страшных". Их личные дела лежат теперь отдельно, утверждают бортпроводницы, а осматривают женщин из СТС с особым пристрастием на предмет профзаболеваний, к которым относятся сердечно-сосудистые болезни, гипертония и варикоз.

42-летняя Наталья , другая бортпроводница, проработавшая в "Аэрофлоте" больше 15 лет, рассказывает, что сначала она, как практически все остальные сотрудницы, пыталась похудеть, чтобы не лишиться "длинных" заграничных рейсов и, соответственно, привычной зарплаты.

– Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже, – вспоминает Наталья. – Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40. Меня загоняли по "коротким" рейсам – в какой-то момент я поняла, что уже не знаю, ночь сейчас или утро, какой вообще день недели, а детей толком не видела уже месяц. Если честно, то меня буквально штормит от усталости…

У Натальи аккуратная прическа и укладка, свежий маникюр и ухоженное лицо. Дома из рейсов ее ждут двое сыновей-школьников и муж, который тоже работает в "Аэрофлоте" в одной из наземных служб.

– Знаете, это ведь очень унизительно, когда тебя взвешивают, как какую-то корову – у меня, например, 46-й размер одежды и при моем росте 1,64 жирной меня вряд ли назовешь. Да и уродиной меня никогда не считали – в "Аэрофлот" всегда старались брать симпатичных бортпроводников, – добавляет она. – Мужу моему худышки тоже никогда особо не нравились. И почему в конце концов я должна над собой издеваться, следуя чьим-то капризам и представлениям о прекрасном?

В официальном руководстве для бортпроводников "Аэрофлота" ни слова не говорится о том, какого размера одежду они должны носить. "Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все ее элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре", – следует из документа. Что же касается требований к внешнему виду членов кабинного экипажа, то они тоже прописаны довольно четко: сотрудник "должен иметь подтянутый внешний вид и прямую осанку, чистую и ухоженную кожу лица и рук, не допускаются татуировки на видимых частях тела". Кроме того, член экипажа обязан "заботиться о личной гигиене и здоровье: принимать душ перед выходом на работу, не допускать появления запаха пота, при необходимости использовать освежающие средства для полости рта, отсутствие зубов или их дефекты не должны быть видны".

Объявление об обмере сотрудников "Аэрофлота"

Сотрудники "Аэрофлота" рассказывают, что "курс на похудение и омоложение" начался после того, как генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев вернулся из поездки по Азии, после чего и придумали новый "стандарт".

"Шефу понравились азиатки, – шептались в авиакомпании, – и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей".

Появились и другие "пожелания": например, бортпроводниц, работавших в бизнес-классе, попросили быть особо внимательными к вип-клиентам и выслушивать их просьбы, присев на корточки. Поскольку это не предусмотрено инструкцией и вредно для сосудов, опытные стюардессы приседать отказались. Молодые, многие из которых учатся в кредит, который отдают потом авиакомпании в течение трех лет, оказались более сговорчивыми.

Впрочем, в объявлениях о наборе новых сотрудников никаких особых требований к внешности кандидатов нет. В них говорится, что потенциальный бортпроводник должен иметь образование не ниже среднего и также владеть иностранным языком, а в его должностные обязанности входит "обеспечение безопасности в полете, обслуживание пассажиров, создание атмосферы гостеприимства и комфорта на борту воздушного судна". При налете санитарной нормы в 80 часов ему гарантируется стабильная зарплата от 50 до 80 тысяч рублей (оклад плюс мотивационная часть).

Собственно, в "мотивационной части" в качестве одного из критериев оценки работы есть графа "успешность", которая измеряется в баллах. Согласно внутреннему документу, с которым ознакомилось Радио Свобода, в нем указан "рост для женщин 160–175, вес пропорционально росту, размер одежды – 42-48". Как следует из официального ответа "Аэрофлота", который получила Евгения Магурина, доплату за "личный вклад" ей резко снизили, потому что размер ее одежды был больше.

Между тем во всех публичных документах, в том числе в кодексе корпоративной этики "Аэрофлота", утверждается, что авиакомпания "уважает основные права и свободы работников, предоставляет равные возможности и гарантирует работникам защиту от любых форм дискриминации". О запрете дискриминации по возрасту говорится и в Трудовом кодексе (ст. 2 и ст. 3 ТК РФ), а "ношение или не ношение определенного размера одежды не относится к деловым качествам работника", следует из постановления Пленума Верховного суда .

"Я не понимаю, почему государственная компания позволяет себе подобный беспредел, превращая серьезное предприятие в модельное агентство? – написала Евгения Магурина президенту Владимиру Путину. – Из-за наложенных на людей ограничений рейсы выполняются минимальным составом, даже на тех направлениях, где предполагается уборка самолета силами экипажа, отпуск у нас 70 дней, но больше 56 не дают, а тех, кто пытается защищать свои права, наказывают ежедневными короткими рейсами типа Москва – Нижний Новгород. Практически никто из тех, кто попал в группу СТС, не может короткими рейсами налетать санитарную норму, что в итоге отражается не только на зарплатах, но и в дальнейшем на пенсии".

Магурина подавала заявления в Росавиацию, транспортную прокуратуру и трудовую инспекцию. В Росавиации ей посоветовали писать в прокуратуру. В прокуратуре ответили, что, хотя "применение мер дисциплинарной ответственности к работнику за ненадлежащий внешний вид является неправомерным", в целом "оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется". В трудовой инспекции сообщили, что не занимаются индивидуальными трудовыми спорами и нужно обращаться в суд. Евгения так и поступила – в марте в Пресненском суде Москвы ее дело будет слушаться по существу.

Другая бортпроводница, Ирина Николаева (фамилия изменена по ее просьбе. – РС ), обратилась за защитой своих прав в Перовский суд столицы. В "Аэрофлоте" она уже 19 лет, а коэффициент в графе "успешность" ей, как и Магуриной, снижен из-за внешнего вида, полноты и возраста.

– Эти требования незаконны – по коллективному договору "Аэрофлот" обязан обеспечить работников форменной одеждой, и свою форму я получала на складе, поэтому непонятно, за что же мне снижают зарплату. То же самое и с рейсами: в коллективном договоре написано, что "работодатель производит равномерное планирование налета часов, в том числе в ночное время, а также равномерное распределение длительных полетов с учетом квалификационных требований". Однако эти пункты постоянно нарушаются: меня ставят только на ночные и утренние рейсы, за границу не пускают, хотя у меня есть все необходимые допуски, знания языка и отсутствуют дисциплинарные взыскания. Все попытки решить этот вопрос "полюбовно" ни к чему не привели – я получала лишь формально-издевательские ответы, суть которых сводилась к тому, что нарушений нет, – возмущается Ирина, которая свои моральные страдания оценила в 1 млн рублей.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов говорит, что жалоб на дискриминацию из-за возраста и внешности очень много, но большинство стюардесс боятся обращаться в суд, потому что у них или маленькие дети, которых они воспитывают в одиночку, или ипотека, или другие личные обстоятельства.

– В итоге безопасность полетов, о которой много говорят, подменяют красивой оберткой, поскольку на международные рейсы ставят только молодых, а не опытных, – поясняет Дельдюжов. – Между тем в сложной ситуации решение надо принимать мгновенно: например, во время аварийной посадки самолета "Аэрофлота" в Дубае в сентябре 2001 года никто из пассажиров не пострадал во многом благодаря четким действиям бортпроводниц, которые, кстати, все были взрослые. Сейчас бы этих женщин, возможно, записали в "старые" и не допустили бы на такие рейсы.

Доказать в суде дискриминацию по возрасту очень сложно, замечают юристы, в подавляющем большинстве случаев судебная практика по таким делам не в пользу работников.

– Подобная политика чаще всего хорошо маскируется работодателем: сотрудника принуждают уволиться или согласиться на ухудшение условий труда, а сам факт дискриминации очень сложно установить, – объясняет адвокат Владимир Старинский . – Формально и ущемление прав работника из-за недостатков внешности подпадает под действие закона, который запрещает дискриминацию по любым обстоятельствам, не имеющим отношения к деловым качествам. Но поскольку процесс сбора и подтверждения доказательств в этом случае связан со значительными переживаниями и во многом унизителен для истца, которому приходится по факту доказывать собственную непривлекательность, то мало кто обращается в суд с подобными претензиями.

Бортпроводницы "Аэрофлота", впрочем, считают, что у них есть все шансы выиграть в суде, чтобы в итоге авиакомпания перестала их унижать по надуманным основаниям и предоставляла всем равное право на труд не только на бумаге, но и на деле. И положительный пример тоже есть. Например, когда в 2011 году в авиакомпании "Якутия" бортпроводникам старше 35 лет отказали в переобучении на новый тип воздушных судов, то возмущенные сотрудники обратились в суд. И суд встал на сторону работников, признав локальные положения в авиакомпании необоснованными и незаконными. В итоге они были отменены.

В пресс-службе авиакомпании "Аэрофлот" оперативный комментарий Радио Свобода предоставить не смогли. Согласно официально опубликованному аудиторскому заключению, выручка "Аэрофлота" в 2016 году достигла рекордных 428 млрд рублей, а чистая прибыль - 30 млрд рублей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!