Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Старцы когда они появились на руси. Старцы нашего времени, живущие сейчас

Стáрчество - это один из видов подвижничества в Православии; обширное явление православной жизни, связанное с духовным управлением со стороны опытнейшего в аскетической практике старца новоначальным монахом и другими, наименее опытнейшеми в делах веры, а время от времени совсем не имеющими исходных познаний о ней людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с годами: бывает, что юный по возрасту, однако сильный в духовном отношении человек становится духовным управляющим многих монахов и мирян различного пола и возраста.

Степень контакта старца и руководимого им лица бывает различной. При более полном выражении института старчества тот, кто вступает под управление избранного им старца, должен «полностью отречься от собственной воли, собственных разумений, собственных желаний», т.е. «обязан полным, безоговорочным и совершенным послушанием» собственному духовному папе. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование старцу каждого собственного шага, каждой греховной либо даже только вызывающей опасение в греховности мысли (откровение помыслов).

Основой этих отношений служит вера в особенный духовный нрав этого управления. Может быть управление старца мирянином либо монахом, которое определяет только главные направления духовной жизни, однако оставляет значимый простор для выбора и не подразумевает ни бесспорного подчинения, ни обязательного открытия помыслов. Степень обязательности выполнения указаний старца складывается при всем этом равномерно в процессе взаимодействия обеих сторон, изменяется зависимо от определенных событий и дает разнообразные варианты отношений старца с духовными чадами либо учениками.

В российском Православии всераспространено также однократное либо неоднократное, однако редчайшее, воззвание верующих людей к старцам по определенным поводам , связанным с духовными трудностями либо прозаическими неуввязками. Разовое воззвание к старцу может повториться и вырасти потом в обретение в его лице духовного отца, т.е. неизменного наставника - однако может остаться единственной беседой, играющей, все же, значительную роль в жизни обратившегося человека. Считается, что, обратившись к старцу, следует делать его указание, потому что он обладает даром прозорливости.

Предтечами старчества в христианстве в III-IV вв. н.э. был ииноки Антоний и Макарий Египетские. Многие авторитетные раннехристианские создатели считали таковой род подчинения опытнейшему руководителю одним из самых надежных путей духовного совершенствования. При всем этом они имели в виду не только лишь духовную силу и опытность старца, да и благоприятность подобного полного подчинения для преодоления своей гордыни и обретения смирения.

Появление старчества как особенного института относится к Х в., когда под воздействием исихазма (см.) на горе Афон (Греция) появилось объединение православных монастырей, ставших центром старческого водительства. На Руси схожую роль игрались Киево-Печерская лавра (преп. Антоний и Феодосий Печеерские, XI в.), Троице-Сергиева лавра (преп. Сергий Радонежский, XIV в.), заволжские скиты и пустыни (преп. Нил Сорский, XV в.). На Руси старческое управление в монастырях было двойственного рода: либо настоятель (игумен) был вместе с этим и старцем для братии, либо же на нем лежала только хозяйственная часть, а духовное окормление было предоставлено другому иноку. Бывало и так, что настоятель был основным аввой (учителем), а другие старцы этого же монастыря - его ассистентами.

В более узеньком смысле термин «старчество» относится к практике духовного наставничества, культивировавшейся учениками и последователями преп. Паисия Величковского (1722-1794), подвизавшегося в основном в Молдавии, однако через собственных учеников оказавшего огромное воздействие на развитие этого института в Рф XIX в. Старчество в это время процветало в почти всех обителях: Киeвo-Печерской, Троице-Сергиевой и Псково-Печерской лаврах, Оптиной и Глинской пустынях, Саровском и Валаамском монастырях и др. К подобным известным старцам, как преп. Серафим Саровский либо Амвросий Оптинский, приходило огромное количество богомольцев из всех губерний и сословий страны. Известны были также старцы из белого, т.е. приходского духовенства (посреди их - почитаемый праославными на рубеже XIX-XX вв. Иоанн Кронштадтский), также старцы и старицы из мирян, которые, как числилось, достигнули духовной высоты через подвижничество.

Российское старчество, стремясь к духовно-нравственному просвещению народа, само укреплялось за счет народного благочестия, подвижники которого часто сами становились старцами. Так, настоятель-старец Валаамского монастыря, управлявший им в направление 37лет, о. Дамаскин был крестьянином Старицкого уезда Тверской губ.; старец Гефсиманского скита Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) происходил из крепостных фермеров Тульской губернии; крестьянкой была игуменья-старица Крестовоздвиженского Белёвского монастыря монахиня Павлина, а игуменья-старица Евгения, основавшая Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской губернии, была дочерью тамбовского крестьянина. Сначала XX в. центрами старчества оставались Оптина и Глинская пустыни, Саровский и Валаамский монастыри и другие обители.

В период СССР , в период гонений на религию и Церковь, российское старчество сохранялось в сокрытом либо полуоткрытом виде. Воззвание к старцам за неизменным духовным управлением либо определенным советом стало отдельно актуальным для верующих в критериях закрытия церквей, ограниченного количества приходских священников и скованности их действий из-за запретов властей. Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими нездоровых, силе их молитв потаенно распространялись далековато за пределами районов их проживания и завлекали сокрытый приток паломников. Из повсевременно руководимых ими чад создавались вокруг старцев неформальные общины, не порывавшие с законной Церковью, однако решавшие свои религиозные задачки и осуществлявшие потаенные духовные контакты. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (ск. 1948), Лаврентий Черниговский (ск. 1950), Серафим Вырицкий (ск. 1949), иеросхимонах Сампсон (ск. 1979), старец Димитрий (ск. 1996), старицы блаженная Матрона (ск. 1952), схимонахиня Макария (ск. 1993) и многие другие.

В текущее время в Российской Православной Церкви возрождаются традиции старчества в Валаамском, Псково-Печерском и неких других монастырях. Сложный опыт возрождения традиций старчества в Российской Православной церкви в к. ХХ - нач. ХХI в. кроме добрых плодов привел к возникновению парадокса т.н. «младостарчества» - грешного и осуждаемого явления в церковной жизни, когда некие священнослужители стремятся целиком подчинить для себя волю и сознание собственных духовных чад и злоупотребляют возможностями, возложенными на их по церковному уставу.

Источники:

  • Старчество - статья в Википедии
  • Что такое старчество и что желает современный человек от старцев? - передача «Русский взгляд» (ТВЦ)
  • Снова о старчестве и младостарчестве - стенограмма передачи «Православная энциклопедия» (ТВЦ)
  • Старчество - статья М.М. Громыко в «Историческом словаре».
  • Дополнительно на сайт о Библии и христианстве:
  • Что такое Библия?
  • Кто таковой Адам?
  • Кто такая Ева?
  • Кто таковой Моисей?
  • Что такое христианство?
  • Что такое православие?
  • Что такое исихазм?
  • Что такое авраамитические религии?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в интернете?
  • Какой официальный веб-сайт Российской Православной Церкви (РПЦ)?
  • Какова биография Патриарха Столичного Алексия II (Ридигера)?
  • Какова биография Патриарха Столичного Кирилла (Гундяева)?
  • Случаен ли порядок имен Вера, Надежда, Любовь?
  • Что такое София в философии и религии?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Значение и происхождение слова «Аминь»?
  • Старцы существовали во все времена, они принимали людей и старались им помочь. Существует церковное старчество в православии и в настоящее время. В XXI веке известны старцы нашего времени , живущие сейчас и жившие ранее на постсоветских территориях, а именно в России, Украине и Беларуси.

    Само обозначение «старец» или же «старец градский» указывает на особые способности служителя церкви. К примеру, такие батюшки обладают следующими необычными умениями:

    Современные духовники России

    Современные старцы в России, живые и принимающие людей, разбросаны по территории страны. Христианскому миру в настоящее время известны такие святые отцы:

    Все перечисленные старцы обладают по-своему уникальным даром , которым они, не боясь, делятся с людьми. Некоторые святые отцы ограничили количество посетителей в силу своего почтенного возраста, другие же в день могут принять почти 700 человек. Советы православных старцев и священников различны, но все они сходятся на том, что обратившийся к ним сам выбирает для себя путь, а они только подсказывают возможные варианты.

    Те, кого нет с нами

    Высоко почитаем в христианском мире отец Кирилл (в миру Иван Павлов). Старец до февраля 2017 года жил и работал в Троице-Сергиевой лавре, расположенной в Сергиевом Посаде. Архимандрит являлся личным духовным наставником двух российских патриархов, но в связи с ухудшающимся здоровьем за несколько лет до своей смерти перестал принимать мирян и ограничил круг посетителей. Родился святой отец в 1919 году в Рязанской губернии, а монашеский постриг принял в 1954 году. Умер 20 февраля 2017 г.

    Преподобноисповедник Иоанн известен православному миру своим даром врачевания и яснознания. Известный в миру, как Иван Афанасьев, духовник всю жизнь посвятил служению Богу. Родился старец в 1875 году и дожил до XX века. Умер старец Иоанн в 1961 году.

    Стоит отметить и заслуги покойного отца Наума из Троице-Сергиевой Лавры. За день архимандрит мог принять почти 700 человек и старался помочь всем страждущим и нуждающимся в его внимании. Единственный день, когда святой отец Наум отдыхал от посетителей, было воскресенье. Побывавшие на приёме отмечали, что старец начинал встречи с больными с 5 утра. Родился духовник в 1927 году в Малоирменке, а покинул этот мир в 2017 году на 90-ом году жизни в Москве.

    Архимандрит Дионисий принимал всех нуждающихся в храме святого Николая в Подмосковье. Обладал особой силой слова, и небеса наделили его умением пастырствовать. Родился духовник в Москве в 1952 году, и в миру носил имя Владимир Шишигин. Решив посвятить себя служению Богу, мужчина принял сан дьякона в 1974 году, а в 1990 году постригся в монахи. Здоровье старца подкосил сильный недуг, который и стал причиной его смерти в декабре прошлого года.

    Архимандрит Иероним, в миру Виктор Шурыгин, родился в Свердловской области в 1952 году. Примечательно, что сам старец не раз говорил, что не собирался быть монахом и много учился. На путь служения Богу его наставил архимандрит Иларион в Абхазии.

    Отец Иероним обладал даром высокой проницательности и часто давал обратившимся к нему советы в житейских вопросах . Принимал старец в Успенском мужском монастыре в Чувашии в городе Алатыре Сеченовского района, где и скончался в возрасте 60 лет.

    Под Саранском в Иоанновском мужском монастыре принимал до начала этого года схиархимандрит Иоанн. Старец современности обладал даром изгнания бесов из человеческого тела и очищением души. Родился будущий спаситель душ, в миру Иван Слугин, в 1941 году в Липецкой области. С ранних лет будущий служитель Господа воспитывался в строгости и в христианской вере, так как его мать была верующей женщиной. Рукоположен в сан диакона в возрасте 29 лет. Скончался протоиерей Иоанн 2 февраля 2018 года и похоронен на Даниловском кладбище города Москвы.

    Живущие в XXI веке

    Давно записали в прозорливые старцы в Москве и Московской области отца Германа. Священнослужитель проживает в Троице-Сергиевой Лавре и обладает даром ясновидения и изгнания бесов. Старец уверен, что только отчитка святым словом-молитвой можно излечить человеческую душу от страданий. Побывавшие на его службах отмечают, что батюшка проповедует больше часа, и всё это время посетители с замиранием сердца внимают его словам.

    Схиархимандрит Власий (в миру Перегонцев) принимает всех желающих в Пафнутьев-Боровском монастыре. Побывавшие у него на приёме отзываются о духовнике, как о действительно просветлённом человеке . Главным его даром является ясновидение или прозорливость, и обратиться к нему можно с любой проблемой. Известно, что старец из города Боровска родился в 1934 году в верующей семье и принял постриг после ухода из Смоленского медицинского института, где из-за своих духовных убеждений подвергся травле. Интересным фактом из биографии старца Власия является тот, что его бабушка тоже посвятила себя Богу и постриглась в монахини.

    Отец Власий ранее занимался иридодиагностикой и именно поэтому может определить заболевания по радужной оболочке глаза. Духовник Пафнутьево-Боровского монастыря очень не любит, когда его называют экстрасенсом. Известно, что сам отец Власий тоже испытал на себе чудотворное воздействие молитв и целебных мест. В 1998 году старец заболел онкологией и отправился для исцеления на гору Афо. Пребывание в афонском монастыре святого Пантелеймона поставило его на ноги, излечив от недуга.

    Отец Пётр из села Лукино обладает даром ясновидения, за что миряне окрестили его именем Пётр Прозорливый. Старец принимает всех желающих на территории Покровского женского монастыря в Нижегородской области. Известно, что архимандрит помогает только по записи, и если присутствует необходимость попасть к нему, то стоит заранее оговорить время.

    Схиархимандрит Илий, личный духовник патриарха Кирилла, живёт и работает в Оптиной Пустыне в Переделкино. В связи с преклонным возрастом (старцу 85 лет) сегодня практически не принимает посетителей. Родился святой ясновидящий, в миру Алексей Ноздрин, в 1932 году в Орловском районе Центрально-Чернозёмной области.

    В Тургеневской Казанской Ключевской мужской пустыни, одном из тринадцати монастырей Мордовии, принимает старец Илларион. Батюшка принимает людей в посёлке Тургеневый на исповедь, и попасть к нему относительно просто, больше времени отнимает дорога, и не у всех хватит средств, чтобы к нему добраться. Сам монах неоднократно говорил, что когда он (в миру Иван Царёв) был ещё совсем мал, ему явился Серафим Саровский и предсказал, что тот станет священником.

    Архимандрит Амвросий, в миру Александр Юрасов, появился на свет в Алтайском крае, поселке Огни, в 1938 году. С ранних лет будущий священник уже знал, что посвятит себя служению православной церкви. С 1991 году является основателем и руководителем Введенского женского монастыря в Иваново. Страждущих старец Амвросий принимает там же, а небеса наградили его даром ясновидения и яснознания .

    Старец современности отец Николай принимает желающих в Покрово-Эннатском монастыре республики Башкирия, настоятелем которого и является. Духовник обладает даром прозорливости, который активно использует на пользу страждущим.

    К уникальным людям нашего времени можно отнести и старца Адриана. Архимандрит живёт в Псково-Печёрском монастыре в Печёрах и обладает даром предвидения. В связи с возрастом, монах уже не принимает посетителей. Родился будущий священнослужитель по фамилии Кирсанов в 1922 году в Орловской области. Монашеский сан принял в 1953 году в Троице-Сергиевой лавре и через некоторое время овладел методами изгнания бесов из человеческого тела.

    Валериан Кречетов, протоиерей из Акулово Одинцовского района Московской области, принимает больных в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Примечательно, что прозорливый старец относится к так называемому белому духовенству, то есть имеет один из низших церковных санов.

    Родился Валериан Кречетов в Зарайске в 1937 году. Воевал во Второй мировой войне, после окончания которой твёрдо решил для себя стать священником , и в 1949 году поступил в Московскую духовную семинарию. После освоения целины рукоположен в диаконы в 1968 году.

    В Санкт-Петербурге служит Господу и народу протоиерей Иоанн Миронов. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на территории завода АТИ является последователем и «духовным чадом» Николая Гурьянова. Пройдя трудный жизненный путь, старец в настоящее время помогает людям избавиться от вредных привычек, а его молитва имеет очищающее свойство.

    Отец Иоанн родился в Псковской области в 1926 году. Пришёл на служение церкви в 1956 году. Активно участвуя в военных действиях Второй мировой войны, мужчина окончательно убедился в том, что хочет и будет служить Богу и людям.

    Известен своими способностями в православном мире и духовник Московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Платон.

    Родился батюшка известный в миру под именем Пётра Панченко в 1944 году. Принял постриг в 1977 году.

    Обладает чудотворной силой слова и игумен Стефан, настоятель Иоанно-Богословского храма села Жокино Захаровского района под Рязанью. Родился святой отец и великий старец современности, известный в миру под именем Михаил Плясов, в 1937 году. Педагог по образованию, Стефан принял постриг в 1993 году.

    Батюшка протоиерей Василий Изюмский тоже ныне известен, как старец-чудотворец. Ранее святой отец являлся настоятелем Христорождественнского храма в селе Беседа Ленинского района. Монах ограничил круг общения в связи с преклонным возрастом.

    Василий Изюмский родился в 1927 году, его мать с малых лет прививала сыну православные традиции, так как была истинно верующей женщиной и пела в церковном хоре. Пять лет назад отец Василий сложил полномочия в связи с достижением 75-летнего возраста.

    Место силы

    Существует в России и место, которое тоже связано со старцами, Старцев угол в Нижегородской области. Ранее там поселялись монахи-отшельники, которые организовали в том месте мужской монастырь, не дошедший до наших дней . Также на пустыре была зимняя церковь, которая, как гласят легенды, скрылась под землю с глаз людских, оберегая святых отцов от набега татар.

    В настоящее время Старцев угол обладает особой, намоленной силой, и там бьют святые источники целебной воды. Несмотря на то что на пустоши нет храма, туда постоянно приезжают паломники и желающие исцелиться и очиститься.

    Святые Украины и Беларуси

    К известным старцам нашего времени современники-христиане относят и некоторых священников Украины. Самыми известными из них являются:

    • архиерей Алипий;
    • отец Серафим.

    В Донецкой области в городе Красный Луч проживает и принимает людей архиепископ Алипий, в миру Василий Погребняк. Родился старец в 1945 году, а в 1968 году принял постриг. Обладает даром яснознания и активно помогает нуждающимся в его внимании.

    В Святогорской Успенской лавре, что в Донецкой области Украины, принимает посетителей отец Серафим. Для того чтобы попасть к нему на приём, необходимо записаться в список на входе .

    Родился старец в 1953 году XX века, а принял постриг в 1990 году. Обладает прозорливостью и даром исцелять больных молитвой.

    Есть уникальный святой отец и в Беларуси. К архимандриту Митрофану из Жировицкой лавры города Слоним когда-то выстраивались очереди , теперь же старец практически никого не принимает.

    Примечательно, что пророческим даром обладают не только мужчины, посвятившие себя церкви. Даром яснознания и ясновидения наделены и некоторые женщины-монахини , которых называют старицами. О многих святых отцах и матушках-пророчицах сняты документальные фильмы.

    Однако даже такое святое явление имеет в своих рядах обманщиков, называемых церковью лжестарцами, которые выдают себя за тех, кто в действительности помогает людям по божьей воле. Такие люди существовали во все времена и, отделяясь от действующей церкви, создавали свои секты.

    Не случайно в жизненных трудностях столетиями тысячи и тысячи людей обращались именно к старцам. Даже недолгая беседа с настоящим старцем возвращает верующего к жизни, дает надежду, а мудрые наставления действительно помогают разобраться в своей душе и преодолеть напасти. В этой книге собрано то, что можно было бы назвать золотым наследием православных старцев: духовные рекомендации, молитвы и притчи, предельно актуальные и полезные и сегодня. Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

    Из серии: Православная библиотека (Эксмо)

    * * *

    компанией ЛитРес .

    Номер ИС Р16-615-0575


    В оформлении обложки использована фотография:

    Julia Shepeleva / Shutterstock.com

    Используется по лицензии от Shutterstock.com

    Кто такой старец?

    Когда мы слышим слово «старец», воображение в ту же секунду рисует нам образ согбенного седого старичка в монашеском одеянии… и на этом умолкает, считая, что дело сделано. Но неужели этот облик – единственный? Да и кроме того – разве он единственно верный? Не следует ли нам, прежде чем обращаться к старцам и их мудрости и опыту, чуть лучше представить себе, – кто же они такие на самом деле?

    И если мы решимся на это, то сразу же увидим, что в первую очередь старец – это учитель, наставник, духовный отец. Возможность стать старцем не зависит ни от церковного сана, ни от прожитых лет. Нельзя достичь определенного возраста – скажем, пятьдесят лет или восемьдесят, – и превратиться в старца. «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички», – говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

    Более того, равно так же бесполезно избирать «старцев» или насильно назначать кого-нибудь на эту роль. Люди остро чувствуют фальшь, и если они действительно признают кого-либо старцем – а признать можно только по доброй воле, – то лишь тогда, когда сами почувствуют благодать, исходящую от человека.

    «Старец становится для учеников умом, совестию и сердцем, чрез которое кровь естественным образом распределяется, движется и обращается. Старец – это твердый дуб, около которого возрастают обвивающиеся круг него слабые растения, в одиночку погибающие от бурь и ветра», – говорил протоиерей Александр Соловьев.

    Чаще всего старцами становились монахи, но нередко так называли и священников, к которым с любовью притекало великое множество людей, – такими, к примеру, были святые праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Московский (Мечёв).

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) выразил это так: «Привести к Богу может только тот, кто сам к нему пришел, а не тот, кто прочитал много книжек о том, как это делается».

    «Каждый, – писал преподобный Паисий Величковский, – должен иметь кого-то опытного в духовном руководстве, кому бы ты полностью предавал свою волю и повиновался, как Самому Господу». То есть послушание – это то главное, что должны вынести из общения со старцем его духовные дети, ибо, по словам того же Паисия Величковского, «послушание – это самая короткая лестница к Небу».

    Что же мы видим на деле? Почему толпы людей стремятся попасть к старцам? На некоторых форумах выкладываются списки «популярных» старцев, которых обязательно нужно посетить, люди передают друг другу их адреса… «Вы думаете, старцам задают вопросы о духовной жизни, о борьбе со страстями? Ничего подобного. Чаще спрашивают, продавать квартиру или не продавать, жениться или нет, а если жениться, то на ком, делать хирургическую операцию или не делать», – сетует священник Михаил Прокопенко. «К старцам, к глубокому сожалению, идут с вопросами бытовыми, а не с духовными, как следует, – говорит профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Осипов. – Крайне редко к старцам, настоящим, к таким, как отец Иоанн (Крестьянкин), приходили с вопросом: как мне победить зависть, злость…»

    А ведь в дореволюционные годы «десятки тысяч русских людей всех сословий приходили в монастыри не только для того, чтобы поклониться святыням или очистить душу исповедью и причащением Святых Таин, но и для того, чтобы открыть душу старцу, получить от него совет и наставление, услышать ласковое слово утешения и ободрения, найти выход из жизненных затруднений, подойти через старца ко Христу», – писала Т. В. Руденская в статье «Русское старчество как духовный феномен православия» (Вестник ОГУ № 1 (120) / январь 2011). Особенно важным стало обращение к старцам в тот сложный период, когда стали закрываться церкви, когда посещать храм считалось не просто неприличным – за это могли и наказать, когда запрет властей накладывал свой отпечаток на всю духовную жизнь общества.

    Сейчас же в старце зачастую видят оракула, гадалку, экстрасенса, который взглянет на тебя и тут же расскажет всю твою дальнейшую жизнь. Действительно, очень многие старцы имеют дар прозорливости, дар исцеления. Но настоящие старцы отличаются смирением, боятся тщеславия и стараются не показывать эти дары. Старец может дать совет, наставление, но человек сам должен менять свою жизнь в соответствии с услышанным, а не перекладывать на наставника ответственность за свою жизнь. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Давать советы – это камни с колокольни бросать. А выполнять – камни на колокольню носить». Люди же зачастую не желают прикладывать усилия к изменению своей жизни, надеясь, что сейчас старец скажет волшебное слово – и дальше жизнь пойдет как по маслу… Но нет.

    «Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа», – говорил преподобный Никон Оптинский. Наверное, в этом и есть один из главных «секретов» старцев.

    Но, к счастью, не все идут к старцам, чтобы потешить свое самолюбие или утолить нездоровое любопытство. Ведь многим из нас – а может быть, и абсолютно всем, – так не хватает простого человеческого тепла, доброты и любви. А сколько было случаев, когда недолгая беседа со старцем в прямом смысле воскрешала пришедшего к жизни – и залечивала душевные раны, исцелить от которых не могли ни деньги, ни успех, ни власть! «Служение русских старцев движимо было великой любовью», – пишет Т. В. Руденская. Действительно, даже письма великих подвижников пронизаны этой любовью – искренней, сердечной, нелицемерной. И мы надеемся, что их наследие, представленное в нашей книге лишь малой частью, поможет вам почувствовать эту великую любовь – и обрести путь, ведущий к Богу.


    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги За помощью к старцам (Ирина Булгакова, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром -

    Человека. Потому что, общаясь с прихожанами, он зачастую услышит: «А старец сказал то-то… А старец предсказал… А старцы еще в прежние времена предупреждали…» Кто же эти люди – старцы, – слово которых пользуется таким авторитетом среди церковных людей, чьи имена на слуху у всякого православного, память о ком с благодарностью передают из поколения в поколение.

    Во всех пределах нашей земли накануне революционных потрясений и в страшные годы «войны с Богом» молились за народ святые подвижники, и в наши дни – хвала и благодарение Господу – не перевелись еще на нашей земле заступники за народ, – те, о ком Господь сказал: «Я уже не называю вас рабами, но друзьями», те, молитвы кого Он «слушает день и ночь» и кому открывает Свою волю. Одним из первых в новое время стал писать о старчестве И.М. Концевич, а ныне он почитается как «классик жанра». Его знаменитая книга «Оптина пустынь и ее время» начинается с всеобъемлющей главы «Определение понятия старчества». Выдержки из нее мы и процитируем.

    «Апостол Павел, независимо от иерархии, перечисляет три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское.

    Непосредственно за апостолами стоят пророки. Их служение состоит главным образом в назидании, увещании и утешении (). С этой именно целью, а также для указания или предостережения, пророками предсказываются будущие события.

    Через пророка непосредственно открывается воля Божия, а потому авторитет его безграничен.

    Пророческое служение – особый благодатный дар Духа Святого (харизма). Пророк обладает особым духовным зрением – прозорливостью. Для него как бы раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающиеся события, но и грядущие, видит душу человека, его прошлое и будущее.

    Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, с личной святостью…

    Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявилось в монастырском старчестве.

    Влияние старчества далеко распространялось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию. <…>

    Предавшие себя всецело водительству истинного старца испытывают особое чувство радости и свободы о Господе. Это лично на себе испытал пишущий эти строки. Старец – непосредственный проводник воли Божией. Общение же с Богом всегда сопряжено с чувством духовной свободы, радости, неописуемого мира в душе. Напротив того, лжестарец заменяет собою Бога, ставя на место воли Божией свою волю, что сопряжено с чувством рабства, угнетенности и, почти всегда, уныния… Истинное отношение старца к ученику именуется в аскетике духовным таинством, оно находится под водительством Духа Святого. <…>

    Итак, благодатный старец, личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы и изучивший, благодаря этому, в совершенстве духовно-психические законы и лично достигший бесстрастия, отныне становится способен руководить новоначальным иноком в его «невидимой брани» на пути к бесстрастию. Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения, уточнить диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец – искусный духовный врач. Он должен ясно видеть устроение своего ученика, характер его души и степень духовного развития его. Он должен непременно обладать даром рассуждения и «различения духов», так как ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во Ангела светла. Но, как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими дарами: прозорливости, чудотворения, пророчества.

    Старчество на своих высших степенях, как, например, прп. , получает полноту свободы в своих проявлениях и действиях, не ограниченных никакими рамками, так как уже не он живет, но живет в нем Христос ()…

    Старчество не есть иерархическая степень в Церкви, это особый род святости, а потому может быть присущ всякому. Старцем мог быть монах без всяких духовных степеней, каким был вначале отец . Старцем может быть епископ: например , или Антоний Воронежский – великий современник прп. Серафима. Из иереев назовем св. , о. Егора Чекряковского. Наконец, старчествовать может и женщина, как, например прозорливая блаженная Прасковья Ивановна во Христе юродивая Дивеевская, без совета которой ничего не делалось в монастыре.

    Истинное старчество есть особое благодатное дарование – харизма – непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости.

    В то время как церковной власти обязаны подчиняться все члены Церкви, старческая власть не является принудительной ни для кого. Старец никогда никому не навязывается, подчинение ему всегда добровольно, но, найдя истинного, благодатного старца и подчинившись ему, ученик должен уже беспрекословно ему во всем повиноваться, т.к. через последнего открывается непосредственно воля Божия. Вопрошать старца также ни для кого не обязательно, но, спросив совета или указания, надо непременно следовать ему, потому что всякое уклонение от явного указания Божия чрез старца влечет за собой наказание».

    Старчество на Руси процветало уже в древности – об этом свидетельствует Киево-Печерский патерик. И на Украине, и на севере Руси, в «сердце Православия» – Троице-Сергиевой Лавре и ее скитах, в Глинской пустыни, и в самых разных, неизвестных широкому люду городах и весях процветало благодатное старческое служение – утешения, вразумления, прозорливости, исцеления. Так было до революционного лихолетья, так было и в десятилетия гонений на веру православную.

    Господь хранил Своих избранных – после войны вернулись из Финляндии валаамские старцы и поселились в Псково-Печерском монастыре, в Рижской пустыни поселился вернувшийся из лагерей старец Таврион, в дальней Караганде подвизался один из последних оптинцев – старец Севастиан, после войны процвела Глинская пустынь со своими старцами, во Владимире жил старец-епископ , а в Симферополе святитель , в Киеве под образом юродивого «дяди Коли» епископ Варнава (Беляев), в Алма-Ате владыка Николай, странствовал старец Сампсон (Сиверс), в Печоры на покой переселился митрополит-старец , на юге России подвизались прп. Кукша, прп. Лаврентий, старец Феодосий. Список можно продолжать, а сколько было еще не столь известных подвижников, несших старческое служение в годы лихолетья – и последние оптинские иноки, поселившиеся в Козельске рядом с монастырем и где-то еще в глухих местах нашей родины, и «приходские монахи», которые были для колхозной деревни светочем «Святой Руси», напоминанием о ней. Тихий свет старчества («глас хлада тонка») донесли они и до нашего времени – уже нашему поколению были дарованы старец Николай (Гурьянов), старец , старец Кирилл (Павлов), старец Адриан (Кирсанов). Три последних батюшки еще здравствуют, а есть ныне еще и другие старцы, которые утешают, вразумляют, исцеляют народ, но не позволяют разглашать своих имен. «Золотая цепь святости» – такой образ мы находим у святых отцов. В христианском, в православном исповедании очень важно сохранять дух преемственности, старцы передавали своих учеников другим старцам «из полы в полу».

    В начале XX века священник Сергий Мансуров составил наглядную таблицу благодатной преемственности. В пояснении к ней он пишет: «В каждом поколении мы указываем имена тех людей, в которых и вокруг которых всегда ярче видна духовная жизнь этого поколения. Эти люди освящали путь своих современников, открывали им волю Божию примером и словом, вокруг них и через них строилось в Церкви все, что в ней есть вечного, Божественного. Это – столпы и утверждения церковные. Все, что поется, созерцается, что читается как истинное и исполняется как верное, почитается как святое в Православии, – все Предание Церковное, связано с этими именами… Единая благодатная жизнь течет неизменно. Замирая на одном месте, она вспыхивает в другом, то шире раскидываясь, то сосредотачиваясь в небольшом круге людей, но никогда не иссякает, обновляясь и обновляя в каждом поколении того, кто отзывается на призыв истины».

    Во дни древние

    Появление старческого служения – окормления опытным подвижником приходящих к нему за духовным советом учеников, совпадает с зарождением монашества. Основателем монашества считается прп. (253-356 гг.). Подвиги этого святого настолько потрясали людей, что ему посвящено немало светских произведений слова и живописного искусства, но изображается в них прежде всего период его отшельнической жизни, который обозначают уже ставшим крылатым выражением «искушения святого Антония». Нам же интересно то время, когда, претерпев двадцатилетний искус, святой выходит на общественное служение – становится наставником и духовным отцом многих людей, старающихся подражать сему подвижнику. Прп. Антоний основал монастырь Приспер и еще несколько монашеских общин в Египте. Почти в то же время к югу от Александрии создалось монашеское поселение Нитрийской пустыни. Основателем его был прп. Аммон. Еще один великий святой древности – прп. основал около 330 года монашеское поселение, получившее название «Скит». Еще один центр иноческий жизни в Египте возник вокруг прп. в середине IV столетия в Тавениси. Употребленное нами сейчас выражение «возник вокруг» можно применить по отношению к любому зарождавшемуся в древности монастырю. Когда какой-то подвижник достигал высокой степени бесстрастия (то есть побеждал главную человеческую страсть – гордыню, и другие страсти), то вокруг него начинали собираться ученики, и так составлялась «монастырская семья», где был отец духовный и его «чада послушания». И такой отец обладал всеми вышеперечисленными харизматическими дарами старческого служения и, конечно, заслуживал величания «старец».

    Поражают цифры, которые приводятся во всех исторических трудах по истории древнего, первоначального монашества. В каждом из египетских монастырей подвизалось по несколько тысяч иноков. Монастыри, первоначально возникшие в пустыне, процвели и в городах и тоже были многолюдными. Так, например, в городе Оксиринхе числилось 20 тысяч инокинь, в городе Антиное было 12 женских обителей. Историки называют это явление «триумфальным шествием монашества в Египте».

    Для верующих же людей на все века важны не внешние триумфы, а те неподражаемые образы подвижничества, которые сохранили для нас древние «Отечники» или «Патерики» и «Достопамятные сказания». Позволю себе личное признание: на «заре туманной юности», когда автор этих строк только начинала знакомиться с «сокровищницей церковной», – именно рассказы об этих отцах древности, их краткие поучения стали ориентиром поисков «простоты без пестроты», которая и является основой настоящей духовной жизни, а не одних книжных мечтаний.

    Духовные книги тогда были редкостью, «Отечник» мы давали почитать друг другу на время и делали из него выписки коротких рассказов об «отцах пустыни» – отцах всего христианского подвижничества и основоположниках старческого служения. Предварим наш «цитатник» эпиграфом из В.В.Розанова: «Теперь самой короткой молитвы выдумать не могут, а тогда они лились пуками, лились непрестанно, из уст самых темных людей. Другое сердце было. Другой ум. Мы перешли, планета перешла в плохие созвездия… Все серо, тускло, люди стали малы. Как же мы не будем слушать то, что осталось от иных, счастливых веков планеты, когда человек чувствовал себя золотым, чувствовал святым себя, близким звездам и Богу. Слава Богу, что слова эти сохранены, записаны…»

    «Авва Памва спросил авву Антония: что мне делать? Старец сказал ему: не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло и обуздывай язык и чрево.

    Он же говорил: от ближнего зависит жизнь и смерть [духовная]. Ибо, если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то грешим против Христа.

    Некто, ловя диких зверей в пустыне, увидел, что авва Антоний шутил со своими учениками – и соблазнился. Старец, желая уверить его, что нужно давать иногда послабление братии, говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он сделал так. Старец говорит ему: еще натяни. Тот еще натянул. Опять говорит: еще тяни. Охотник отвечал ему: если я сверх меры натяну лук, то он переломится. Тогда старец говорит ему: так и в деле Божием; если мы сверх меры будем натягивать силы братий, то они скоро расстроятся. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление.

    Авва Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо «совершенная любовь изгоняет страх» ().

    Сказывали об авве Арсении, что как при дворе (когда он был наставником детей Императора Византии) никто не носил одежды богаче его, так и в обществе иноков никто не носил одежды хуже его.

    Спрашивал некогда авва Арсений одного египетского старца о своих помыслах. Другой брат, увидя это, сказал: авва Арсений! Как ты, столько сведущий в учении греческом и римском, спрашиваешь о своих помыслах у этого простолюдина? Арсений отвечал ему: римское и греческое учение я знаю, но азбуки этого простолюдина еще не выучил.

    Старец обычно говаривал сам себе: Арсений, для чего ты ушел из мира? – После бесед я часто раскаивался, а после молчания – никогда.

    Авва Матой говорил: я лучше желаю себе дела легкого и продолжительного, нежели трудного в начале, но скоро оканчивающегося.

    Еще говорил: чем ближе человек к Богу, тем более сознает себя грешником. Пророк Исайя, увидев Бога, назвал себя окаянным и нечистым ().

    Когда я был юн, думал сам с собою: может быть, я делаю что-нибудь доброе; когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела.

    Авва Пимен рассказывал. Некто спросил авву Паисия: что мне делать с своею душою? Она бесчувственна и не страшится Бога. Старец отвечал ему: пойди, прилепись к человеку, боящемуся Бога: когда сблизишься с ним, станешь его учеником, он и тебя научит бояться Бога.

    Пришли некоторые к авве Сисою, чтобы получить от него наставление, но он ничего не говорил им, а только повторял одно: простите меня!

    Братия спрашивали авву Сисоя: если падет брат, довольно ему для покаяния одного года? Он отвечал: жестоко слово сие! – Довольно ли шести месяцев? – сказали они. – Много, – отвечал старец. Еще спросили: довольно ли сорока дней? – И это много, – отвечал он. – Сколько же? – говорят они. – Если падет брат, и вскоре будет совершаема вечеря любви (Таинство Причащения), может ли он прийти на вечерю? – Нет, – отвечал им старец, но он должен несколько дней провести в покаянии. И я верую, что если таковой покается от всей души, то Бог и в три дня примет его.

    Брат спросил авву Пимена: что такое вера? – Веровать – значит жить смиренномудренно и подавать милостыню, – сказал старец. Говорил также: люди совершенны только на словах, а делают очень мало.

    Авва Нил говорил: если ты хочешь молиться, как должно, не огорчай свою душу: иначе напрасно будешь молиться. Еще говорил: блажен монах, который почитает себя хуже всех.

    Авва Макарий говорил: если ты, делая кому-либо выговор, приходишь в гнев, то удовлетворяешь своей страсти. Таким образом, ты, не спасая других, губишь сам себя.

    Некоторые спросили авву Макария: как должно молиться? Старец отвечает им: не нужно многословить, а должно воздеть руки и говорить: Господи, как Тебе угодно, и как знаешь – помилуй! Если же нападет искушение: Господи, помоги! – Он знает, что нам полезно, и поступает с нами милосердно.

    Авва Иоанн Колов сказывал: одному из старцев в восхищении было такое видение: три монаха стояли на одном берегу моря, а с другого был к ним голос, говорящий: возьмите крылья огненные и идите ко мне. Двое из них взяли и перелетели на другую сторону; но третий остался и горько плакал и кричал; после и ему даны были крылья, только не огненные, но слабые и несильные, так что он погружался в море, с трудом опять поднимался и после многой скорби достиг другого берега. Так люди века сего, хотя и берут крылья не огненные, а только слабые и бессильные.

    Опять старец говорил брату о душе, желающей покаяться. В одном городе жила красивая собою блудница и имела много друзей. Один правитель области пришел к ней и сказал: обещайся мне жить целомудренно, и я возьму тебя в супружество. Она обещалась, и он взял ее и привел в дом свой. Но друзья искали ее и сказали им: такой-то взял ее в дом свой. Если мы пойдем в дом его, и он узнает, то накажет нас; но пойдем назад дома и свистнем ей; она узнает голос свиста и выйдет к нам; тогда мы не будем уже виноваты. Но бывшая блудница, услышав свист, заткнула уши свои, вбежала во внутренние покои и заперла двери. – Блудница, – говорил старец, – есть душа, ее друзья – страсти и люди, правитель – Христос; внутренний покой – вечная обитель, свистящие ей – злые демоны. Так кающаяся душа всегда прибегает к Богу!»

    В начале ХХ столетия вдохновенный духовный писатель Сергей Александрович Нилус воспел дерзновенную хвалу «звездам пустыни»: «Им нет покоя в этом мире, потому что они ожидают его в том. Они блуждают со зверями; как птицы летают по горам. Но, блуждая по горам, они сияют, как светильники, и просвещают светом своим всех, с усердием приходящих к ним… Царям скучно бывает в чертогах, а им весело и в подземельях. Носят власяницу блаженные отцы, но радуются больше, чем носящие порфиру… Когда изнемогут, ложатся на земле, как на мягком ложе. Немного заснут – и спешат встать, дабы петь хвалы возлюбленному их Христу». Сравнивая святых отцов со звездами небесными, Нилус вспоминает чудесное стихотворение А.С.Хомякова:

    В час полночный близ потока

    Ты взгляни на небеса:

    Совершаются далеко

    В горнем мире чудеса.

    Ночи верные лампады

    Невидимы в блеске дня,

    Стройно ходят там громады

    Негасимого огня.

    Но впивайся в них очами —

    И увидишь, что вдали,

    За ближайшими звездами

    Тьмами звезды в ночь ушли.

    Вновь вглядись – и тьмы за тьмами

    Утомят твой робкий взгляд:

    Все звездами, все огнями

    Бездны синие горят.

    В час полночного молчанья,

    Отогнав обманы снов,

    Ты вглядись душой в Писанья

    Галилейских рыбаков, —

    И в объеме Книги тесной

    Развернется пред тобой

    Бесконечный свод небесный

    С лучезарною красой.

    Узришь – звезды мыслей водят

    Тайный хор свой вкруг земли;

    Вновь вглядись – другие всходят;

    Вновь вглядись: и там вдали

    Звезды мыслей тьмы за тьмами,

    Всходят, всходят без числа…

    И зажжется их огнями

    Старческое служение

    Издревле старческое служение было таинством общения духа подвижника и приходящего к нему ученика, часто оно не выражалось словами. Человек, прибегавший к старцу (в случае монастырских старцев, откуда и пошла вообще практика старческого окормления, – постоянно изо дня в день), открывал ему свои помыслы, просил об уврачевании души. Не практические вопросы решались со старцами (как это в большинстве случаев бывает в наши дни), а вопросы духовные. И исцеление души происходило рядом со старцем постепенно, и не потому, что он произносил постоянно какие-то поучения, а потому, что сокровенно молился и передавал силу духовную своему ученику. Если сердце ученика было открыто для такого восприятия. Кроме того, отношения: «старец – ученик» предполагали полное послушание последнего. При этом старцы, иногда намеренно испытывая учеников, давали им послушания, не согласные со здравым смыслом. Классический пример: поливание сухого прута, воткнутого в песок или таскание воды в решете. Что происходило с послушником во время исполнения такого, противоречащего умному рассуждению, поступка? Он боролся с собой, он побеждал свою гордыню, он заставлял себя заниматься не просто тем, что ему не нравится, а тем, что является очевидной бессмыслицей. Но, одновременно, он понимал, что старец его воспитывает, он, как искусный художник, ваяет его душу. Потому что дело старцев во все времена – это устроение душ человеческих, это преображение, которое происходит незримо.

    Но это не означает, что сам человек ни за что не отвечает. Тем более в условиях мира. В монастыре еще такое возможно – жизнь регламентирована и иногда на каждый шаг действительно есть возможность получить благословение или запрещение. Но в миру-то у нас нет такой возможности. Да и полезно ли это – все время «чувствовать себя, как за каменной стеной», всю ответственность сложив на другого человека?

    СВЯТЫНЯ ПОД СПУДОМ

    В бору аромат не лесной, а церковный,



    У речки - пещера, в пещере - икона.
    И миро течёт на молитвенный камень.
    Пред образом этим клал старец поклоны.
    Лампады здесь были пред ним светлячками.
    Щебечут тут птицы, а место укромно,
    И веет каким-то особенным чудом.
    Здесь в чаще виднеется камень огромный,
    Под ним мощи старца - святыня под спудом.
    Олег КРЫЧЕНКО
    Олегу Крыченко из г.Жуковского Московской области было 14 лет, когда он написал это стихотворение. Представляя юного поэта, выступившего на вечере в Международном славянском центре в Москве, известная русская поэтесса Нина Карташева сказала: «Можно быть спокойным за будущее России, пока, несмотря на попытки уничтожить русский дух, в ней вырастают такие дети!»

    Старчество - особое благословение Божие и к самому старцу, и к его духовным чадам. Хорошо изучивший суть старческого служения подвижник, близкий нам по времени, Митрополит Трифон (Туркестанов) пишет: «В чём заключается старчество? В духовном руководстве старцем ученика. Это отношение любящего мудрого отца к сыну. Без руководителя ум человеческий не может ни преуспеть, ни уметь верно различать добро и зло». Архимандрит Леонид (Кавелин) добавляет: «Путь старческого окормления признан всеми великими подвижниками самым надёжным и удобным. Старчество процветало в древних египетских и палестинских монастырях, впоследствии насаждено на Афоне, а с Востока перешло в Россию».
    † Одним из первых старцев на Руси был прп.Феодосий Печерский (XI в.). Он оставил братии духовные назидания о непрестанной молитве, хранении помыслов, взаимной любви, покорности и трудолюбии. Святой игумен был воплощением смирения, он сам работал в пекарне, носил воду, рубил дрова. Его глубоко почитали и насельники монастыря, и князья, обращавшиеся к нему за советом, и многие люди, нуждавшиеся в духовной поддержке.
    † Во времена татаро-монгольского ига подвижники уходили на север, повсюду насаждая ростки христианства. Северная земля и сама рождала святых. Так под Москвой возросла великая обитель Живоначальной Троицы - ныне всем известная Троице-Сергиева Лавра, - а основатель её, Прп.Сергий Радонежский (XIV в.), стал хранителем духа Православия и монашества и старцем, к которому тянулись души и иноков, и князей, и простого люда. Прп.Сергий, как все истинные старцы-подвижники, учил прежде всего своей жизнью. Он был пламенным молитвенником, нёс великие подвиги, духовно окормлял братию и тех, кто к нему приходил. Благословил на битву с татарским ханом Мамаем великого русского князя св.Димитрия Донского. Самой яркой чертой преподобного было необыкновенное смирение. Он сам исполнял все тяжёлые работы, не давая места гневу, безропотно принимал волю Божию. Частенько он плотничал для братии, получая в уплату за труды плесневелый хлеб. Господь утешил Своего угодника видением птиц, летающих у окна его келии. И многочисленные ученики Преподобного, которые часто сами становились старцами, словно птицы разлетелись по Руси. Их трудами и молитвами, как гнёзда благочестия, возникли монастыри: Саввино-Сторожевский, Обнорский, Стефано-Махрищский, Прилуцкий и многие другие - всего свыше ста.
    † В северных областях был воспитан и дух прп.Нила Сорского (XV в.). Свт.Игнатий Ставропольский называл его «старцем новейших времён» и считал примером для духовных наставников. Правило прп.Нила: «Не будем утаивать слова Божия, но будем, исповедуя свою немощь, возвещать Божественные Писания и слова святых подвижников, неленостно исследуя их и преподавая приходящим к нам и нуждающимся в них. Правильнее же преподаём не мы, ибо мы недостойны, но преподают святые из Божественного Писания».
    † Говоря о старчестве, нельзя не упомянуть о том, кто возродил его в России после долгих лет забвения, - прп.Паисии Величковском (XVIII в.). Он с 13 лет подвизался в монастырях, впитывая всё полезное для души. В Молдавии он основал общежительный монастырь, положив старчество в основу его жизни; немало он потрудился и в переводе духовных книг, написанных подвижниками. Он воспитал многих учеников, ставших старцами. Например, в Оптиной пустыни традиция старчества началась с прп.Льва, духовного сына и друга схимонаха Феодора, который был учеником прп. Паисия. Учреждение старчества сделало Оптину пустынь духовным оазисом для всей России. К старцам спешили самые разные люди: от знатных и знаменитых (преподобномученица вел.кн.Елисавета, вел.кн. К.К.Романов, Н.Гоголь, Ф.Достоевский…) до самых простых. Здесь они находили разрешение наболевших вопросов.
    † Есть в истории Русской Православной Церкви ещё одно имя, дорогое для православных всего мира, - Прп.Серафим Саровский (XIX в.). Это был старец, своими трудами и подвигами стяжавший пасхальную радость. Каждого приходящего в любое время года он встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!» К нему стремились огромные потоки жаждущих утешения, совета, помощи. Но в то же время далеко не все окружающие понимали его подвиг старчества, и ему приходилось терпеть немалые скорби. Однажды его ограбили и едва не убили разбойники. Но Преподобный простил их, не желая ни судить, ни осуждать. Старец жил для Господа и для людей и, помогая им, исполнял волю Божию.

    СТАРЦЫ XX ВЕКА
    Если монашество есть драгоценнейшая тайна, то старчество - тайна из тайн, святая святых монашества. Мудрым мира сего не дано разуметь её. Однако дивный во святых Своих Господь благоволил явить себя простым людям в старчестве. Отвергающий его не понимает сути духовной жизни, а значит, вряд ли сможет прославить Господа совершенной мерой. Известны свидетельства святых о том, что в последние дни старчество оскудеет, впрочем не потому, что иссякнет Божия благодать: Господь «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Евр.13,8). Причина - невостребованность, ненужность старчества современному человеку, который хочет видеть скорее не смиренного старца-руководителя, а эффектного чудотворца-шоумена для потехи и щекотания чувств, а не для назидания, развлечения ради, а не для спасительного труда. И всё же, сжалившись над гибнущим в скверне грехов родом людским, Господь ещё посылает старцев.
    † Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 11.04.1910 - 5.02.2006
    Архимандрит Иоанн родился в г.Орле. Служил священником в Москве и на Рязанщине. Около пяти лет отбывал наказание в лагерях, будучи арестован за ревностное пастырское служение. Сорок лет после монашеского пострига провёл в Псково-Печерском монастыре, куда свои скорби и радости несла вся Россия. К старцу за советом и утешением ехали и самые простые люди, и деятели науки и искусства, политики. Письма и проповеди о.Иоанна суть духовные учебники для нас с вами. Скончался он в день Новомучеников и Исповедников Российских.
    «А нам надо усвоить, что все мы есть существенная ненужность и никому, кроме Бога, не нужны. Он пришёл и пострадал за нас, за тебя, за меня, а мы виноватых ищем», - писал архим.Иоанн.
    † Архимандрит Павел (Груздев) 16.08.1911 - 13.01.1996
    Архимандрит Павел родился в с.Борки Ярославской области. Одиннадцать лет провёл в лагерях, но они не сломили, а лишь укрепили его веру и радостное восприятие жизни. Батюшка обладал великими духовными дарованиями, но всячески скрывал их за юродством. Народ чувствовал силу его любви и молитвы и ехал к нему отовсюду в село Верхнее-Никульское Ярославской области, а когда он отошёл ко Господу, тысячи людей со всей страны пришли проводить старца в последний путь. И ныне всё больше тех, кто узнаёт о нём, спешит побывать на его могиле в Тутаеве.
    «Лучше быть последним грешником, чем мнимым праведником», - любил говорить архим.Павел.
    † Схиархимандрит Андроник (Лукаш) 25.02.1889 - 21.03.1972
    Родился в с.Луппа Полтавской губернии. В 17 лет поступил в Глинскую пустынь. Пострижен в монахи в 1920 году с именем Андроник. Претерпел 14 жестоких лет заключений и лагерей. Сердце его было исполнено сострадательной любви к каждому человеку. Братия, после возвращения его в Глинскую пустынь, выбрала его духовником. После второго закрытия монастыря о.Андроник переехал в г.Тбилиси. Духовная жизнь города оживилась с его прибытием. Здесь он и скончался. Во время отпевания исцелилась женщина, прикоснувшаяся к крышке его гроба.
    «На всяком месте нужно ощущать присутствие Божие, потому и делать всё как перед Богом, а не перед людьми»; «Не скорби. Господь - Сердцеведец, призови Его крепкой сердечной верой, и Он, Всеблагий, всегда тебе поможет. А больше всего старайся и дела, и жизнь свою предавать всецело Его святой воле», - писал схиархим.Андроник.
    † Архимандрит Серафим (Тяпочкин) 14.08.1894 - 19.04.1982
    Архимандрит Серафим родился в г.Новый Двор Варшавской губернии. В 1920 году принял священный сан. В 1933 году овдовел. Пятнадцать лет его жизни прошли в лагерях и ссылках. В 1960 году пострижен в монашество. Во время проповеди в храме всегда плакал, плакали и все присутствующие. Всепрощающая любовь и чудотворная его молитва привлекали множество православных в с.Ракитное на Белгородчине, где он служил до конца своих дней. Отец Серафим непрестанно молился, даже в безпамятстве, на смертном одре. Отошёл ко Господу на второй день Пасхальной седмицы. И сейчас многие знают силу его молитв.
    «Прежде всего, подобно современникам земной жизни Христа, пробудим в себе жажду слова Божия»; «Постигнет ли нас какая-нибудь скорбь или болезнь, слово нас утешит и научит, что всё от Бога, что кого любит Бог, того и наказует», - поучал архим.Серафим.
    † Игумен Никон (Воробьёв) 22.05.1894 - 7.09.1963
    Игумен Никон родился в с.Микшино Тверской губернии в крестьянской семье. В юности, удовлетворяя жажду знаний, он основательно изучил многие науки, но они не дали ответов на мучившие его вопросы о смысле жизни, так что пришло состояние безысходности. И тогда он обратился к Богу: «Господи! Если Ты есть, то откройся мне!» И Господь открылся «с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения». В 1931 году Никон принял монашество. Через два года был арестован и сослан в лагеря, где пробыл пять лет. Потом был прислугой, проходя школу подвига и терпения и своим смирением и мужеством невольно перевоспитывая души. С 1944 года служил в разных храмах - власти гоняли с прихода на приход. Отцу Никону удалось приобрести духовный опыт, которым он делился со своими духовными чадами и к которому можем прикоснуться сегодня мы. Книга его писем «Нам оставлено покаяние» - данное Промыслом Божиим руководство ко спасению для современных христиан.
    Отец Никон вразумлял: «Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всём мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия. Тем более с человеком, тем более с верующим и чтущим Его не происходит ничего ни доброго, ни злого без Бога».
    † Схииеродиакон Александр (Жемков) 1887 - 7.06.1967
    Схииеродиакон Александр родился в Казани. Подростком побывал в Иерусалиме, Киеве. С 1917 года - монах Николо-Пешношского монастыря. После закрытия обители 40 лет тайно жил в дер.Княжево, недалеко от Дмитрова, в доме своей духовной дочери. Там каждый день вычитывалась служба, а в перерывах о.Александр принимал народ. Ночью молился. И молитва его была проникнута плачем. Больные исцелялись, скорби проходили. После его смерти не знали, как хоронить, так как паспорт был просрочен. Но похоронили торжественно, при большом стечении народа. К его могиле и сейчас устремляют свои стопы нуждающиеся в помощи и утешении.
    «Молитесь. Молитесь. Книги духовные читайте - они душу поддерживают», - не уставал повторять о.Александр.
    † Схимонах Паисий (Эзнепидис) 1924 - 12.07.1994
    Он с детства хотел стать монахом. Особое Божие призвание его предвидел прп.Арсений Каппадокийский, имя которого будущему старцу было дано при крещении. После армии (где он всегда проявлял мужество и великодушие, прося послать его в самые опасные места, чтобы избавить от беды других) в 1945 году ушёл на Афон. Нищий, он раздавал богатые благословения, больной - исцелял от болезней, праведник - любил грешников и помогал им до самоотвержения. Шествуя Христовым путём, старец поднялся выше человеческого естества. Служение его носило апостольские черты, и успение его последовало в день свв.апостолов Петра и Павла.
    Старец Паисий наставлял: «Великое дело - воспринимать другого человека как своего брата»; «Когда я исправлю себя, то исправится и частичка Церкви, так что мы сможем быть в единомыслии. Святой Дух Един».
    † Схиархимандрит Серафим (Романцов) 11.07.1885 - 1.01.1976
    Схиархимандрит Серафим родился в дер.Воронок Курской губернии. В 1910 году пришёл в прославленную Глинскую пустынь. После первого её закрытия в 1922 году был насельником Драндского монастыря Сухумской епархии. В 1926 году пострижен в схиму с именем Серафим. После разгона монастыря жил с отшельниками в горах Абхазии, затем в Алма-Ате. Десять лет провёл в лагерях и ссылках. Вернувшись в 1947 году в Глинскую пустынь, был духовником обители, принимал богомольцев. Многие жаждали исповедаться у старца, знавшего глубокие тайники человеческого сердца, получить совет. После второго закрытия монастыря жил в Сухуми, где и скончался. В людях любил простоту, искренность, ясность, и сам был таким.
    «Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы»; «Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех жалеет, всем желает спастись. Видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на суде Божием, но не предаётся отчаянию или унынию, а твёрдо уповает на Воздаятеля и Спасителя Своего», - писал схиархимандрит Серафим.
    † Блаженная старица Любовь (Лазарева) 17.09.1912 - 11.09.1997
    Блж.Любушка Сусанинская родилась в Калужской губернии, рано осиротела. Работала на заводе в Ленинграде, при этом стремилась во всём исполнять заповеди Божии и посещать храм. Была помещена в психиатрическую больницу, откуда сбежала без паспорта и вещей. Так и прожила всю жизнь. Избрала путь странничества, часто возвращаясь в Вырицу, к своему духовному отцу - прп.Серафиму Вырицкому, благословившему её на подвиг юродства. Двадцать два года прожила в Сусанине под Ленинградом, куда ехали тысячи людей. Она знала, кто к ней едет, знала грядущие испытания не только отдельных людей, но и всей страны. Молилась непрестанно, только ночью немного дремала сидя. Её молитва остановила пожар на Ленинградской АЭС, по её молитве восстанавливались храмы и монастыри. Многие души спасла от погибели её слёзная молитва. Умерла в день Усекновения Главы св.Иоанна Предтечи в Казанском монастыре в г.Вышний Волочек, прикровенно предсказав место и время своего упокоения.
    «Читайте молитвы дома, учите детей молиться», - наставляла блаженная Любушка Сусанинская.
    † Схиархимандрит Серафим (Амелин) 3.08.1874 - 18.10.1958
    Схиархимандрит Серафим родился в дер.Соломино Курской губернии. В 19 лет пришёл в Глинскую пустынь. В 1904 году пострижен в монашество с именем Серафим. Во время революции тайно принял схиму. В миру жил как отшельник, работая слесарем. После первого закрытия монастыря о.Серафиму пришлось пережить арест и ссылку. Когда Глинская пустынь открылась во второй раз, был выбран настоятелем. Постоянно пребывающий в молитве, наделённый от Господа даром внутреннего мира, он излучал мир и любовь на всех окружающих. Одно его молчаливое присутствие прекращало споры и душевные тревоги. После смерти тело его нашли нетленным. Оно почивает в храме Свт.Николая в Глинской пустыни.
    Все знавшие архимандрита Серафима (Амелина) свидетельствуют: рядом с ним становилось ясно, что «молчание - тайна будущего века». Однажды на сетования по поводу уничтожения монастыря он спокойно сказал: «На всё воля Божия».
    † Архимандрит Тихон (Агриков) 28.11.1916 - 15.11.2000
    Родился схиархимандрит Пантелеимон в с.Адоевщина Самарской губернии. Прошёл всю войну. В 1953 году был пострижен в монашество с именем Тихон в Троице-Сергиевой Лавре. Учился, а затем преподавал в Московской Духовной академии. Был духовником богомольцев. Снискал любовь и почитание народа и ненависть богоборческой власти. Был принужден покинуть Лавру, жил в Закарпатье, в Абхазии (в уединении), был гоним. Молитва его была растворена слезами. В 1991 году принял схиму с именем Пантелеимон. Скончался на молитве. Похоронен возле Благовещенского храма в с.Тайнинском под Москвой, где жил в последнее время.
    «Вы ищете старцев, а ваши старцы в наше время будут скорби и болезни»; «Возрождению православной веры в России мы обязаны новомученикам», - писал архимандрит Тихон.
    † Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) 5.05.1928 - 1.12.1992
    Схиархимандрит Виталий - уроженец с.Екатериновка Краснодарского края. Из школы его выгнали за веру. С 14 лет вёл жизнь странника, испытывая скорби и лишения, возрастая в смирении и любви. В 1948 году пришёл в Глинскую пустынь. Его духовным отцом стал старец Серафим (Романцов). Когда находиться в обители ему стало опасно (по причине гонений со стороны властей), он нашёл пристанище в Таганроге, где вокруг смиренного подвижника собирались люди, ставшие его духовными чадами. После закрытия монастыря перебрался в горы Кавказа и жил там как отшельник. Всю жизнь за ним охотилась милиция, он терпел страшные издевательства и побои. В 1960 году тайно принял схиму. С 1976 года жил в Тбилиси, самоотверженно служил людям. Раздавал всё, был живым примером любви к ближним. Его отпевание совершил Католикос-Патриарх Грузинский Илия II. На похороны старца, несмотря на военное положение, съехалась вся его всероссийская паства.
    «Чтобы научиться любить, надо молиться так: Господи, благослови всех, кого я осудил (имена), и их молитвами меня, окаянного, помилуй. С этой молитвой 12 поясных поклонов. Так учил нас о.Серафим Романцов», - научал схиархимандрит Виталий.
    Тайны Божии хранятся Им до скончания века и открываются достойным. «Имеющий уши слышать да слышит» (Мф.13,19).

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!