Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Становление западноевропейской средневековой цивилизации.

Общая характеристика западноевропейского Средневековья

Раннее Средневековье

Классическое Средневековье

Позднее Средневековье

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

Раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

Классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

Позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

5.1. Общая характеристика западноевропейского
Средневековья (V-XVII вв.)

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи. Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.

Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.

5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)

Становление феодальных отношении. В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.

Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал , а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.

Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.

Классы раннего феодального общества . В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

Состояние экономики. В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.

Этнические процессы и феодальная раздробленность. В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя – Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.

К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.

Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В этот период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии. Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объемы кредитных операций. Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. По-прежнему, как и в период античности, граждане итальянских городов были политически активны, и это также способствовало их быстрому экономическому и культурному прогрессу. В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.

За́падный мир , страны Запада или западная цивилизация (Western world, Western civilization) - совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Европы и выделяющих их на фоне других государств мира.

Основные сведения [ | ]

Современный политический смысл [ | ]

К числу так называемых западных стран в настоящее время относят страны Западной Европы , США , Канаду , Австралию , Новую Зеландию , ЮАР , Израиль , Японию , Южную Корею и др.

Исторически к странам Запада сначала относились только страны западной Европы, но после их колониальных завоеваний в Северной Америке и Австралии, к странам Запада начали причислять США, Канаду и Австралию, после 1945 к странам Запада стали добавлять и оккупированные американскими военными Японию и Южную Корею .

Западный мир, каким его определяет:

Западная цивилизация [ | ]

Западная цивилизация - особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия процесс социальной модернизации [ ] .

Западная цивилизация, наследница греко-римской, не является лишь одной из многих в ряду двух десятков древних цивилизаций. Она единственная, где родилась и процвела, после мучительного тысячелетнего перерыва, наука о природе .

Нет ничего более характерного для нашей западной цивилизации, чем тот факт, что она неразрывно связана с наукой. Это единственная цивилизация, которая породила науку о природе, и в которой эта наука играет решающую роль.

- K.Popper , In search of a better world, TJ Press, 1996, p. 209

Западная цивилизация и Россия [ | ]

Существуют и иные оценки глобализации. Сторонники клиодинамики считают, что в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию уровня экономического развития между «Западом» и «третьим миром » . Это, по их мнению, является следствием глобализации , а также результатом роста уровня образованности населения стран третьего мира. С этим тесно связаны демографические и социокультурные процессы, в результате которых к 90-м годам XX века большинство стран третьего мира добилось резкого роста грамотности, что, с одной стороны, стимулировало экономический рост, а с другой стороны, способствовало сокращению рождаемости и очень значительному замедлению темпов роста населения. В результате всех этих процессов в последние годы в большинстве крупных стран третьего мира наблюдаются темпы роста ВВП на душу населения значительно более высокие, чем в большинстве стран первого мира. В итоге, по мнению сторонников клиодинамики, происходит достаточно быстрое сокращение разрыва по уровню жизни между первым и третьим миром.

Особое внимание обращается на то обстоятельство, что перелом двухвековой тенденции роста разрыва по уровню жизни на тенденцию к сокращению этого разрыву с удивительной точностью, практически до года (речь идёт о 1973 годе), совпал с переломом целого ряда других многовековых тенденций на прямо противоположные. Речь идёт о переходе тенденций к увеличению относительных темпов роста населения и ВВП (а также ВВП на душу населения) к тенденциям уменьшения этих темпов, о переходе от тенденции к уменьшению эффективности использования энергии к тенденции к росту этой эффективности. Высказано предположение, что мы имеем здесь дело с разными сторонами единого процесса развития Мир-Системы , из режима с обострением и началом движения к траектории устойчивого развития .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Ильенков Э. В. «Маркс и западный мир»
  2. https://web.archive.org/web/20110720000107im_/http://s02.middlebury.edu/FS056A/Herb_war/images/clash3.jpg
  3. Ефремов Ю. Н. Еще раз о пределах знания // Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В защиту науки. - 2016. - № 17 .

«Детство» европейской цивилизации. Основы западноевропейской цивилизации были в значительной мере заложены римской цивилизацией, но на ее формирование повлиял и ряд других факторов, в частности Великое переселение народов в IV--VII вв. Первое столкновение германских варварских племен и римской цивилизации произошло еще при Цезаре, когда римские войска под его предводительством отбили натиск германцев в провинции Галлия (50-е гг. до н. э.). Позднее, во II--III вв. н. э., в движение пришли восточные германские племена -- готы. Закрепившись на причерноморских землях, они совершали набеги на империю.

В IV в. германские и прочие племена начинают массовое перемещение на запад, которое и дало название Великому переселению народов. В 418 г. в Галлии, близ современной Тулузы, вестготы (западные готы) создают первое варварское королевство на территории Западной Римской империи. Тогда же Галлию наводняют и другие германские племена (вандалы, аланы, свевы), которые закрепляются на римских землях, опустошая и грабя их. Вскоре в империю вторгаются и гунны во главе со знаменитым вождем Аттилой, которого современники прозвали «бичом Божьим». В 457 г. племя бургундов основывает близ Женевского озера Бургундское королевство, границы которого вскоре расширяются на север и юг. После гибели Западной Римской империи (476) распространение по Европе варварских племен продолжается. Только в Британии к концу VI в. возникает семь варварских королевств.

Но создание таких королевств не приводит к восстановлению стабильности в Европе. Варварские королевства постоянно ведут войны друг с другом, границы их все время меняются, и большинство новых королевств довольно быстро исчезает. Эта хаотичная картина дополняется непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, персидских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности. Понемногу волны варварских нашествий улеглись. Но в VIII-- XI вв. им на смену пришли набеги на Западную Европу воинственных норманнов -- германских племен из Скандинавии. Еще раньше, на рубеже VII--VIII вв., молодая исламская цивилизация совершает бросок на запад, завоевывая Северную Африку и значительную часть Испании.

Как же повлияли варвары на западноевропейскую цивилизацию? Многие историки считали, что, разрушив римскую цивилизацию, варвары отбросили Европу на несколько веков назад. Действительно, многие европейские города были опустошены, торговля почти замерла, никем не обрабатываемые земли приходили в запустение.

Но не стоит забывать, что уровень цивилизованности варварских племен был разным. Были среди них и совсем дикие, но были и такие, которые, долгие годы прожив бок о бок с римлянами, усвоили ряд элементов их культуры и быта (например, вестготы, остготы, франки). Известно, что при дворе остготского короля Теодориха (правил в 493--526 гг.) творили римские философы, писатели и историки, в королевстве процветали искусства и науки, действовала римская система образования. По приказу Теодориха в Риме, Равенне, Вероне и других городах восстанавливались древние сооружения и возводились новые, были возрождены театральные и цирковые представления. Хотя, конечно, ост готское возрождение (так называют этот феномен историки) было не правилом, а исключением.

Надо учитывать и то, что варварские племена (даже наиболее дикие и жестокие) захватили уже цивилизованное пространство, с городами и зданиями, дорогами и мостами, другими хозяйственными и культурными сооружениями. Все это невозможно было разрушить сразу, уже не говоря о римских традициях и обычаях, прочно утвердившихся на завоеванных варварами землях.

Важно было и другое: перетекание элементов римской цивилизации в зачаточные государственные образования Западной Европы шло как бы параллельно по времени с общим переходом к феодализму, начавшимся еще в римскую эпоху. И этот сложнейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Можно сказать, что происходил своего рода синтез (соединение) позднего римского общества с варварским. И колоны и бывшие рабы, посаженные хозяевами на землю, по сути дела, были арендаторами. Рядом с крупными поместьями, где они трудились, возникали общины германцев, которые уже в V--VI вв. начали расслаиваться.

Члены германских общин имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или завещать, т. е. пользоваться ими как частной собственностью. В этих условиях стало быстро расти крупное землевладение. Так возникли два основных класса феодального общества: феодалы, собственники земли, и получавшие от них на определенных условиях землю зависимые крестьяне.

Конечно, темпы становления феодализма в различных районах Западной Европы были неодинаковыми. Там, где сочетание римского и варварского начал было" более или менее гармоничным (например, на северо-востоке Галлии), этот процесс развивался быстро. Если же римское начало преобладало (Италия) или, напротив, было слабым (Британия, германские земли между Рейном и Эльбой), а то и вовсе отсутствовало (Скандинавия), феодализация общества шла медленно. Поэтому и утверждение феодализма в этих и других областях Западной Европы растянулось на VIII--XII вв.

Нынешняя западноевропейская цивилизация при всей ее многоликости имеет ряд общих черт, и сегодня уже трудно представить, из какой разнородной смеси племен и народов она возникла. Тем не менее идея европейского единства появилась уже на рубеже VIII--IX вв., когда франкский король Карл Великий (правил в 768--814 гг.) создал огромную империю, простиравшуюся от Барселоны до Богемских гор и Венского леса, от Средней Италии до Ютландии. Карл стремился возродить Римскую империю, в 800 г. папа Лев III даже провозгласил франкского короля «римским императором». Однако новоиспеченная империя распалась вскоре после смерти Карла. В 843 г. его потомки разделили ее земли на три части, давшие начало современным Франции, Германии и Италии.

Но идея преемственности между Западной Европой и Римской империей не умерла. Германский король Оттон I (правил в 936--973 гг.) после ряда успешных военных походов в 962 г. провозгласил создание Священной Римской империи. Но и она не стала прочным образованием, так как не могла остановить формирование самостоятельных национальных государств. И все же империи Карла Великого и Оттона I сыграли важную роль в становлении западноевропейской цивилизации, став своего рода передаточным звеном между ней и ее великой предшественницей -- Римской империей.

Идея единства западноевропейской цивилизации формировалась и под воздействием римско-католической церкви, претендовавшей на главенствующую роль в политической жизни Европы. Церковь внушала своей пастве идею исключительности христианского мира, будто бы стоявшего выше всех прочих стран и народов. Значительную роль в утверждении христианства в Европе сыграли монастыри, возникновение которых относится к VI в. Они в течение нескольких веков были единственными центрами просвещения. В монастырских школах готовили переписчиков не только религиозной, но и светской литературы, благодаря чему до наших дней дошло множество античных текстов.

Вопрос соотношения церковной и светской власти всегда был одним из важнейших и для церкви и для государства. В произведении христианского писателя Августина Блаженного Аврелия (354--430) «О граде Божьем» утверждается идея верховенства Божественной власти (града Божьего) над светской, земной (градом земным). Такой тип управления государством называется теократией (правлением Бога). Идеи Августина Блаженного получили признание в западном мире, а на Востоке христианская церковь строила отношения с государством по-иному.

Разногласия между Западной и Восточной христианскими церквами касались также догматики и обрядов. Рим, считавшийся городом апостола Петра, хранителя ключей от рая, стал центром западного христианства. Римские епископы, считавшие себя преемниками Петра -- первого епископа Рима, на рубеже IV--V вв. начали именовать себя папами (главами церкви). Экономическая мощь церкви постоянно росла: вплоть до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десятина -- налог, которым облагалось практически все западноевропейское население.

Высокий авторитет церкви не могла не признавать и светская власть, нередко умело использовавшая его. Так, Карл Великий, создавая свою империю, короновался в Риме, что должно было символизировать союз церкви и государства. Но этот союз был неустойчивым: каждый из «союзников» стремился обеспечить свое главенство. Соперничество шло с переменным успехом. В XI--XIII вв. чаша весов склонялась в пользу церкви. Папы римские фактически ведали государственными делами ряда европейских стран, нередко вмешивались даже в личную жизнь монархов. Именно тогда, в 1096--1270 гг., церковь организовала восемь крестовых походов в Палестину для освобождения Гроба Господня.

Но далеко не все представители духовенства были истинными служителями Бога. Попадались среди них и ловкие интриганы, стремившиеся к личной власти и обогащению. У многих верующих это вызывало осуждение, которое нашло отражение в средневековой литературе. На рубеже XIII--XIV вв. период политического могущества церкви завершается. Набирающая силу западноевропейская государственность сумела вернуть первенство светской власти. В XIV в. ослабление папства привело к великой схизме -- расколу внутри католической церкви. Из-за внутренних разногласий папский престол одновременно занимали два, а потом и три папы, объявлявшие друг друга антихристами.

Главным итогом противоборства светской и церковной власти в средние века стало возникновение традиции диалога в политической жизни. В дальнейшем это сыграло важную роль в формировании особого типа государственной власти, способной учитывать интересы общества и идти с ним на компромисс.

Власть и общество. Хотя развитие разных регионов Европы шло неравномерно, наличие европейского контекста, т. е. взаимосвязи европейских стран, позволяло им быстро перенимать и осваивать новые тенденции. Поэтому основные достижения западноевропейцев в области политики, экономики, культуры носили всеобщий характер, независимо от национальной принадлежности того или иного достижения.

Одним из важнейших в ряду этих достижений стала современная демократическая система, основы которой, по мнению многих историков, были заложены именно в средние века. Возникновение этой системы было связано со своеобразным иерархичным строением средневекового общества Европы: король -- крупные светские и церковные феодалы (князья, графы, архиепископы и епископы) -- средние и мелкие феодалы (бароны, рыцари) -- закрепощенные крестьяне.

Последние в эпоху средневековья были главными производителями и самым многочисленным классом. Степень их личной свободы в разные эпохи была неодинаковой. В раннее средневековье крестьяне были крайне ущемлены в политических и гражданских правах. Феодал мог сам вершить над ними суд, за владение землей крестьяне платили высокую ренту (известно три ее формы: барщина, натуральный и денежный оброк), право на наследование земли также ограничивалось крупными поборами. Но в XII-- XIII вв. формы личной зависимости начинают смягчаться. Почти во всей Западной Европе барщина уступает место натуральному, а потом и денежному оброку. Но и тогда крестьяне еще не становятся полностью лично свободными и юридически полноправными людьми.

Важной прослойкой феодального общества были и горожане. В средние века многие города располагались на землях крупных феодалов и потому были вынуждены подчиняться им.

Иерархическая структура средневекового общества таила в себе немало противоречий, чреватых социальными конфликтами. Однако внутри каждого социального слоя существовали прочные связи, своего рода чувство локтя. Средневековый человек всегда ощущал себя частью большого единого организма. Это было связано с наличием множества корпораций (общностей, объединений), которыми могли быть монастыри и воинские дружины, сельские общины и ремесленные цехи, монашеские и рыцарские ордены. Существовали даже корпорации нищих и воров. Огромной корпорацией, включавшей в себя множество других, был средневековый город.

Жизнь корпораций основывалась на принципах солидарности, взаимной поддержки и демократизма. Все проблемы решались коллегиально (как правило, на общих собраниях), больным и бедным оказывалась помощь за счет казны корпорации. Дух коллективизма, взаимопомощи и демократизма, который корпорации воспитывали в человеке средневековья, оказал большое влияние на отношения между властью и обществом. Наиболее крупные и сильные корпорации (светские и духовные феодалы, горожане) в результате борьбы с государством добились ряда привилегий. Одной из них (правда, довольно относительной) было деление на сословия, которых в Западной Европе сформировалось три: духовенство, дворянство и горожане. Положение сословий было неодинаковым, особенно ущемленным в правах оказалось третье сословие -- горожане.

Отношения между властью и обществом (сословиями) начали складываться еще в эпоху варварских королевств. По мере разрушения общинного начала, на котором строилась жизнь германских племен, росло значение королевской власти. Она стала наследственной и воспринималась как нечто священное. Но власть короля оспаривала церковь, а вскоре появился и другой мощный соперник -- феодалы. В наиболее развитых регионах Европы уже в VIII-- IX вв. сложилась крупная земельная собственность. Феодалы, формально подчиняясь королю, на деле были вполне независимы: они могли вести войны, чеканить монету, вершить суд в пределах своих владений и т. д. Политическая и военная мощь местной знати крепла, что ослабляло королевскую власть и вело к феодальной раздробленности. Наиболее крупные феодалы посягали и на трон, поэтому правящие династии всеми силами стремились сохранить принцип наследования, порой даже идя ради этого на коронацию наследника при жизни отца.

Между тем в политическую борьбу начинают включаться и города. В X--XIII вв. в Западной Европе нарастает волна городских движений, главные цели которых обычно сводятся к трем: сократить поборы феодала или вовсе отменить их, получить торговые привилегии, добиться права на городское самоуправление. Иногда эта борьба выливалась в восстания, в других случаях городам удавалось купить привилегии за деньги.

Движение за самостоятельность городов было наиболее успешным в Италии, где слабость центральной власти позволила горожанам начиная с IX в. создавать сильные города-республики: Венецию, Геную, Флоренцию, Сиену, Равенну и др. Добились вольности и многие города Северной Франции (Авиньон, Бовэ, Суассон, Лан и др.), а Марсель почти сто лет был независимой аристократической республикой. В Германии вольные города появились позднее, в XII-- XIII вв. (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Май-не и др.), но именно там кодекс городского права был разработан наиболее тщательно. В XIII в. в одном из германских городов возникает магдебургское право, ставшее своего рода эталоном прав и свобод горожан. Независимые города, получившие название коммуны («общее, всеобщее»), управлялись своими городскими советами, могли вести войны, заключать союзы, чеканить монету.

Наряду с городскими развивались и сельские коммунальные движения за расширение прав общины. Иногда сельские и городские коммуны объединялись в своей борьбе, и тогда их шансы на успех значительно повышались. Конечно, не всем городам и сельским общинам удавалось получить автономию, да и удержать ее было нелегко. Сельские коммуны, получив самоуправление, нередко попадали в зависимость от городов, а те порой вновь оказывались под властью феодалов.

И все же коммунальные движения оказали серьезное воздействие на политическую структуру общества. С конца XII в. в странах Западной Европы начинает складываться новый тип государства -- сословно-представительная монархия. Короли были вынуждены признать политические права сословий, прежде всего феодалов и горожан. Результатом союза монархии и сословий стало появление представительных собраний: парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции, кортесов в Испании, риксдага в Швеции и т. д. Сословные собрания обладали значительными правами, в частности могли налагать вето на дополнительные налоги, т. е. контролировать монарха в финансовых вопросах.

Конечно, в средние века главной силой в сословных собраниях была феодальная знать. Роль городов была заметно слабее, а крестьянство вообще было представлено лишь в кортесах Кастилии и в шведском риксдаге. И все же сословные собрания ставили преграду абсолютной власти монархов. Впрочем, и последние, как правило, были заинтересованы в поддержке сословий. Сотрудничество власти и общества (сословий) вело к ограничению произвола государства.

Духовный мир средневековья. В средние века культура Западной Европы была пронизана духом христианства. Царицей всех наук считалась теология (учение о Боге, богословие), но она была достоянием избранных -- духовной элиты общества, отличавшейся ученостью, знанием древних языков. Теологи объясняли мир с позиций христианства, комментировали Библию, писали и философские труды. И хотя традиционная философия считалась в те времена «служанкой богословия», она все же интересовала теологов, в особенности античная философия. В частности, мысль древнегреческого философа Аристотеля о том, что человек может познать окружающий мир с помощью разума, нашла отражение в рано появившихся в западноевропейском богословии идеях, согласно которым путь к Богу лежит через познание сущности человека и природы.

Большое влияние на средневековое богословие оказали арабские и еврейские философы, жившие в Испании: Авиценна (Ибн Сина, 980-- 1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126--1198), Моисей Маймонид (1135--1204). В мусульманской Испании в XI--XIII вв. процветали науки и искусства, активно переводились труды античных классиков (причем не только на арабский язык, но и на латынь). Эти переводы, как и сочинения испанских философов-рационалистов, проникали в средневековую Европу.

Несмотря на сопротивление теологов-догматиков, рационализм, признающий разум основой познания, все увереннее утверждался в богословии. Большой вклад в его развитие внесли теологи -- француз Сигер Брабантский (1235-- 1282) и итальянец Фома Аквинский (1226-- 1274), пытавшиеся найти такое соотношение веры и разума, при котором сохранялось бы значение первой и признавалась ценность второго. А в XIV в. английский богослов Уильям Оккам (1285--1349) заявил, что теология вообще не должна вмешиваться в философию -- истинное царство разума. Рационализм, зародившийся в недрах богословия, освобождал естественные науки от влияния религии. А развитие медицины, географии, алхимии (предшественницы современной химии) и других наук помогало укреплению рационалистического взгляда на мир.

Духовная жизнь средневековой Западной Европы опиралась на определенную систему религиозных представлений и церковных догматов, но, разумеется, этим не исчерпывалась. Истинность церковных догматов оспаривали еретики, считавшие земной мир творением не Бога, а дьявола. Отрицая ценность земного мира, они отвергали законы общества, государства и церкви, призывали к духовному совершенствованию и полному отказу от плотских желаний. В XII-- XIII вв. ереси приобрели такой размах, что для борьбы с ними церковь учредила инквизиционные (розыскные) суды, подчиненные папе римскому.

Наряду с религиозными идеалами в средние века существовали и иные -- их носителями были народная культура и светская литература. Хранителями народной культуры (не только в Западной Европе, но и в Византии и России) были бродячие актеры (скоморохи). Церковь боролась с ними, как и с массовыми зрелищами вообще, но не могла искоренить ни память о древних языческих праздниках, ни уличные танцы и представления, ни народную культуру в целом. Постепенно отношение церкви к народной культуре становилось терпимее. Церковь признала, что взрывы необузданного, «мирского» веселья необходимы как своего рода клапан для выхода энергии.

Светская литература средневековья во многом опиралась на традиции устного народного творчества. Возникший еще в древности эпос продолжал развиваться и в средние века, приобретая феодально-рыцарские черты, проникаясь светскими идеалами. На юге Франции, в Провансе, в XII в. расцветает изысканная поэзия трубадуров, прославляющих любовь к Прекрасной Даме, радости плотской жизни, красоту земного мира. Светская лирика затем распространилась и в других странах Западной Европы. Зародились и новые жанры светской литературы, в частности рыцарский роман. Конечно, светское начало в культуре не могло в ту эпоху разрушить христианское мировосприятие. И все же земные идеалы все увереннее входили в систему ценностей западноевропейского средневековья.

Европа на пороге нового времени. Точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой, всегда трудно. В русской (советской) историографии долгое время считалось, что гранью между средневековьем и новым временем было начало Английской буржуазной революции (1640-е гг.), которая дала толчок развитию капитализма. Но закат средневековья начался примерно за два века до этого. Еще в XV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип -- предприниматель, делец. Начался бурный рост производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Иным стал и темп жизни: средневековая медлительность уступала место бурному, энергичному стремлению вперед. Эту эпоху (XV--XVI вв.), когда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации, называют ранним новым временем.

Одной из его главных черт было начало создания глобальной, океанической цивилизации. Это стало возможным в результате Великих географических открытий, положивших конец замкнутости Запада, сделавших его связи с Востоком постоянными. Эти связи существовали и раньше, но они были весьма ограниченными. Ничего не изменили и крестовые походы XI-- XIII вв.: крестоносцам в конечном счете пришлось отступить, и все земли, временно захваченные ими, вернулись к мусульманам.

Но с рубежа XV--XVI вв. все изменилось. Расцвет европейской экономики и торговли вызвал потребность в драгоценных металлах. Несметные богатства Востока манили европейских купцов и мореплавателей. Португальские, испанские, а затем и другие корабли устремились к далеким берегам Индии. Попутно мореплаватели открывали новые побережья и острова, был открыт и гигантский континент -- Америка (1492). Границы известного европейцам мира стремительно раздвигались.

Сталкиваясь с другими цивилизациями, европейцы подходили к ним прежде всего с точки зрения их практической полезности для себя. Поэтому, например, в ходе завоевания Америки португальцами и испанцами (Конкисты) были, по сути дела, уничтожены древние цивилизации инков, ацтеков и майя, уже имевших свою государственность (хотя и не столь развитую, как у европейцев). А Африканский континент стал источником дешевой рабочей силы -- негров-рабов. С начала XVI в. Португалия, а затем Голландия, Англия и Франция возродили давно ушедшую в прошлое работорговлю. Негров захватывали на западном побережье Африки или покупали за бесценок у местных вождей и перевозили в Америку, где требовались рабочие руки. Европейцам это было выгодно, а Африка лишилась сотен тысяч своих сынов, нарушились сформировавшиеся на континенте торговые и экономические структуры.

Иначе сложились отношения Запада с азиатским Востоком. Япония и Китай, страны высокоразвитых цивилизаций, попросту закрыли свои границы, почти полностью запретив въезд иностранцам. Только к середине XIX в. европейцы силой «открыли» эти страны. А вот в политически раздробленную Индию, где пришла в упадок некогда сильная держава Моголов, им удалось проникнуть без особого труда. Европейские компании прочно утвердились в Индии, которая фактически (а затем и формально) лишилась самостоятельности.

Европеизация планеты, принимавшая, как правило, насильственные формы, порой исключительно жестокие, привела к значительным сдвигам и в самой Европе. Торговые центры сместились из Средиземноморья в голландские, английские и прочие порты Атлантики. Приток заморского золота вызвал революцию цен. Усложнились финансовая система и банковское дело. Появление новых рынков сбыта дало мощный толчок развитию промышленности и торговли. Все это в конечном счете вело к складыванию капиталистических отношений.

Великие географические открытия разрушили средневековую картину мира. Пределы его как бы раздвинулись, а кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519--1522) подтвердило догадку о том, что земля имеет форму шара. Но главной причиной перелома в умах, в представлениях о мире был невиданный взлет научной мысли. Огромный рывок в развитии техники и естественных наук говорил о беспредельности возможностей человеческого разума.

Развитие естествознания шло рука об руку с расцветом материальной культуры, оба эти процесса как бы подпитывали друг друга. Ручной труд стал вытесняться машинным (например, в горном деле), были изобретены печатный станок, ряд сложных приборов (барометр, телескоп, микроскоп и пр.). Гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-- 1543) перевернула прежние представления о Вселенной. Оказалось, что Земля, считавшаяся центром мироздания, -- лишь ничтожная пылинка в безграничном космосе.

Мощное развитие науки углубило ее разрыв с религией. Конфликты с церковью нередко оканчивались трагически для ученых. Но остановить развитие естествознания было уже невозможно.

Этот бурный процесс оказал огромное влияние и на философию: ведь новая картина мира требовала и нового философского осмысления. Кого-то из философов эта новизна приводила в растерянность, другие создавали оптимистичные теории, предрекая дальнейшее развитие научной мысли. Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, в XVI-- XVII вв. получил новый мощный импульс.

В эпоху раннего нового времени обретали силу буржуазные отношения. Они зародились еще в конце XIV в. в крупных торговых городах Италии, а затем распространились в Англии, Германии, Франции, других странах. Центрами развития капитализма были города, где складывалась новая общественная прослойка: купцы, ростовщики, цеховые мастера и пр. Все они располагали капиталами (чаще всего нажитыми на торгово-ростовщических операциях) и стремились не прятать их в сундуках, а вкладывать в производство, чтобы получить высокую прибыль. На смену цеху приходит мануфактура, основанная на внутреннем разделении труда. Предприниматель, нанимавший на мануфактуру рабочих, владел средствами производства и сам организовывал его процесс.

Известно две формы мануфактуры. Основной считалась рассеянная: предприниматель раздавал сырье ремесленникам-надомникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат. Владелец централизованной мануфактуры сам содержал рабочее помещение (мастерскую, верфь, шахту и т. д.), приобретал сырье, материалы и оборудование.

В буржуазные отношения втягивалась и деревня (правда, гораздо медленнее, чем город). Возникали фермерские хозяйства с использованием наемного труда крестьян, фактически уже переставших быть таковыми в результате потери земли. В роли предпринимателей в деревне выступали богатые крестьяне, купцы и даже сами феодалы. Так было, например, в Англии, где «новые дворяне» (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, шерсть которых шла на продажу. Но гораздо чаще землевладельцы предпочитали сохранять старые порядки.

Поскольку именно на селе производилась основная часть продукции, темпы развития капитализма зависели от быстроты и глубины проникновения буржуазных отношений в деревню. В Англии и Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни, капитализм развивался особенно быстро. Эта эпоха породила нового героя -- предприимчивого, энергичного человека, способного выдержать жесткую конкуренцию и создать капитал буквально из ничего.

Однако в XV--XVI вв. новый, буржуазный уклад даже в Англии и Нидерландах существовал в рамках старых, феодальных отношений. Феодально-монархические порядки были еще достаточно сильны, и в ряде европейских стран (Италия, Германия, Испания, Португалия и др.) наступление капитализма было на время остановлено. Это сопровождалось усилением королевской власти, которая при поддержке дворянства сменила диалог с обществом на диктат, стала абсолютной. Правда, многие монархи пытались поддерживать некий баланс сил в обществе, но и их власть отвечала прежде всего интересам дворянства.

От того, насколько умело и охотно проводилась в жизнь подобная тактика, зависел уровень социальной напряженности в той или иной стране. Но даже в Англии, где короли во многом поддерживали новые процессы (предоставляли льготы купцам, поощряли колониальные захваты, законами против бродяг и нищих обеспечивали предпринимателям дешевую рабочую силу), надеясь этим ослабить их натиск, мало что удалось изменить принципиально. Капитализм продолжал стремительно развиваться, внутренний конфликт в обществе обострялся, и довольно быстро это привело к кризису власти и к революции.

Почему же буржуазные отношения зародились именно в Европе, а не, например, в достаточно развитых Японии или Китае? Видимо, «европейское чудо» объясняется тем, что Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира с его необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, правом на нерегламентированную собственность и ориентацией на активную созидающую личность. Становление капитализма было бы невозможно и без городских коммунальных движений, в ходе которых в городах формировалась прослойка людей, располагавших свободными капиталами, -- зародыш буржуазии. Оформление активных, отстаивающих свои права сословий вынуждало государство идти на сотрудничество с ними. Важным было и то, что церковь уже в XIII в. смягчила свое отношение к коммерции, ростовщичеству и прочим занятиям, которые традиционно считались «нечистыми».

Наконец, именно в Западной Европе в XV-- XVI вв. благодаря двум грандиозным явлениям -- Ренессансу и Реформации -- произошел подлинный переворот в духовной жизни. Ренессанс был возрождением античного наследия, мирского начала в культуре. Зародившись в Италии во второй половине XIV в., он в XV--XVI вв. постепенно охватил все страны Европы. Современники воспринимали Ренессанс как «светлый век», пробуждение от «тьмы» средневековья. Именно в ту эпоху и появилось название «средние века» -- нечто промежуточное между античностью и новым временем.

Культура Возрождения, вначале бывшая достоянием немногих интеллектуалов, постепенно проникла и в массовое сознание (пусть иногда и в упрощенном виде), ломая традиционные представления. Одним из важнейших достижений Возрождения было появление гуманизма в философии и литературе. Идеалом гуманистов стал человек с его земными страстями и желаниями, свободный от предрассудков средневековья (хотя гуманисты отнюдь не отрицали религию как таковую). Запретная прежде тема плотской любви, ее весьма натуралистические описания получили право на существование в литературе. Но при этом плотское начало не подавляло духовного: и философы и писатели стремились уравновесить их.

Деятели Возрождения, сам его дух формировали новую эпоху -- эпоху стихийного и буйного самоутверждения личности, освобождающейся от пут средневековой корпоративности и морали. Это было время титанизма -- торжества безграничных возможностей человека и в искусстве и в жизни. Но титанизм имел и обратную сторону: титаны могли нести в себе не только добро, но и зло. Наряду с ярчайшими талантами эпоха Возрождения славилась и зловещими фигурами, способными и на мастерские интриги, и на зверские преступления. Стихийный безудержный индивидуализм порождал проблему личного выбора между Добром и Злом.

Иное решение вопроса об индивидуальной свободе предложила Реформация -- движение за обновление церкви. Она началась в 1517 г. в Германии, где доктор богословия Мартин Лютер (1483--1546) выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась по ряду стран Европы, в Швейцарии возник ее второй центр. Там реформацион-ное учение Лютера дополнил и по-своему осмыслил Жан Кальвин (1509--1564), которого прозвали «женевским папой».

Главным достижением Реформации стало новое понимание роли личности, ее индивидуального общения с Богом. Лютер и его последователи настаивали на том, что не декреты пап, а Библия должна служить опорой и источником веры христианина. Деятели Реформации призывали к секуляризации (передаче в светскую, государственную собственность) церковного имущества, роспуску монашеских орденов, упрощению пышных церковных обрядов. Реформация повысила значение предпринимательства, практицизма, мирской жизни и деятельности в целом.

Идеи Реформации встречали острое сопротивление традиционной церкви. Во Франции, Германии и других странах утверждение этих идей сопровождалось кровавыми конфликтами, даже жестокими религиозными войнами. Но постепенно идеи Реформации утвердились в большинстве стран Западной Европы.

На пороге нового времени европейская цивилизация отличалась большим динамизмом, мобильностью, приспособляемостью к меняющимся историческим условиям. Зародившийся в недрах средневековья капитализм властно требовал решительной перестройки всей системы социально-экономических отношений.

Западноевропейская цивилизация

1)Географическое положение 2)Состав региона 3)Общая характеристика природы а) Климат б)Почва в) Рельеф г) Водные ресурсы 4)Полезные ископаемые 5)Население Содержание

6)Языковые группы 7)Культура а)Достопримечательности 8)Экономика 9)Заключение 10)Вывод Содержание

Географическое положение Западная Европа занимает западную часть Евразийского континента, площадью 1422,8 тыс. км2 и омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями, по площади занимает 16,6% всей территории Европы.

В состав Западной Европы входят: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария. Состав региона

В целом территория Западной Европы расположена в зоне умеренного климата. Климат умеренно-континентальный, в части стран – океанический. В зимний сезон перенос воздушных масс с океана на сушу и влияние Северо- Атлантического течения довольно существенно смягчают климат. Температура воздуха преимущественно положительная. Климат

Западная Европа характеризуется высокой влажностью, особенно ее западная часть. Горные массивы региона, Альпы, сдерживая атлантические воздушные массы, конденсированные значительное количество влаги - от 1500 до 3000 мм. осадков в год. Альпы имеют четко выраженную высотную зональность (поясность) - от теплого умеренного климата до умеренного холодного со строгим высокогорным климатом верхней части гор.

Почвы Западной Европы не очень плодородные, но благодаря внедрению высокого уровня агротехники их качество заметно возросло. Это дает возможность развитым странам Западной Европы получать очень высокие урожаи основных сельскохозяйственных культур. Почва

Строение земной коры в пределах Западной Европы отличается сложностью. Древние платформы соседствуют с более молодыми участками земной коры. На севере региона расположены древние, сильно разрушенные Скандинавские горы. С востока к ним примыкают плоскогорья, переходящие в холмистые возвышенные и низменные равнины. Южнее в рельефе преобладают холмистые моренные и зандровые равнины, образовавшиеся в результате деятельности ледника и его талых вод. Рельеф

Страны Западной Европы имеют густую речную систему. Почти все реки полноводные, большинство из них в нижнем и среднем течении судоходны. Транспортное значение рек усиливается наличием проложенных каналов. По объему ресурсов годового стока на душу населения регион занимает высокое место в мире. Водные ресурсы

Значительная концентрация водных ресурсов находится в Альпах - на высокогорных ледниках. Они занимают 3200 км2 площади, имея запасы 3500 км3 воды.

На территории Западной Европы имеются крупные месторождения нефти и газа, каменных и бурых углей, руд, железа, марганца, хрома, бокси тов, меди, цинка, олова и некоторых других полезных ископаемых. Среди других континентов Западная Европа занимает 1-е место в мире по запасам ртутных руд, 2-е - по запасам углей, цинковых руд, 3- е - по запасам хромовых, свинцовых и апатитовых руд, флюорита. Полезные ископаемые

Западная Европа относится к наиболее густонаселенных регионов мира. Средняя плотность населения здесь превышает 173 человека на 1 км2. Только окраины, в частности территория Шотландского нагорья, Западная Ирландия и Альпы, заселенные меньше. Население

Языковые группы Большинство народов региона говорят на индоевропейских языках, принадлежащих к германской группе. Второй по численности индоевропейской языковой группой Западной Европы является романская, сформировавшейся на базе латинского языка. Наименее распространенной в регионе есть кельтская группа языков.

Современная западная культура динамична. Практицизм, индивидуализм, специфическое отношение ко времени («время - деньги») разрушают идеалы человеческого поведения, человеческих взаимоотношений. Эта культура основана на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Ее главные герои - люди, которые умеют зарабатывать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Культура

Достопримечательности

Европа отстает по таким ключевым направлениям, как интегральные схемы, полупроводники, микропроцессоры и супер ЭВМ, биоматериалы. Тем не менее Европа лидирует в строительстве атомных станций, производстве лекарственных препаратов, технике связи, отдельных направлениях машиностроения. Достаточно высоки уровень безработицы, хотя он снизился в последние годы, но держится на уровне 7- 8%, что примерно в 2 раза больше США и в 3 раза больше Японии. Экономика

Заключение В последние годы в ВВП происходит сокращение удельного веса отраслей материального производства и повышение доли услуг.

Таким образом Западная Европа является одной из экономически развитых цивилизаций мира с самой большой плотностью населения. Это и отличает Западноевропейскую цивилизацию от всех других. Вывод

Спасибо за внимание

23 августа 476 г. считается последним днем Западной Римской империи, на смену которой в Европе приходят варварские королевства - достаточно недолговечные и неустойчивые государственные объединения. Однако идея политического единства Европы проявилась уже на рубеже VIII-IX вв.

История Средневековой цивилизации знает две попытки создания в Западной Европе универсальных империй. Первая связана с историей Франкскогокоролевства, которое было созданоХлодвигом(465/466-511) в 486 г. В VIII-IX вв. завоеванияфранкскогокороляКарла Великого(742-814) привели к тому, что территорияФранкскогогосударствапростиралась от Эбро до Эльбы, от Ла-Манша до Адриатического моря. В 800 г. папа Лев III увенчалКарлаимператорской короной. В годы правления 2-х династийМеровингов (первая династия франкскихкоролей, к которой принадлежалХлодвиг) иКаролингов (названной по имени Карла Великого)земледельческая община как совокупность больших семей превратилась в соседскую общину, возник аллод частная собственность на землю, появился бенефиций(условное пожалование) начали формироваться вассальныеотношения, оформилась системаиммунитетов (территория, свободная от посещений и вмешательств судебных и других должностных лиц короля). Начала складываться ступенчатая иерархическая структура класса феодалов: крупныевассалыимели под своим началом более мелкихвассалов. При внукахКарла Великого, согласно Верденскому договору 843 г., империя распалась на три королевства. Людовик Немецкий получил Германию, Карлу Лысому достались земли будущей Франции, Лотарь получил обширную полосу владений между землями двух своих братьев. Так было положено началотрем современным европейским государствам Франции, Германии, Италии.

Вторая попытка реализовать идею империи в Западной Европе связана с образованием Священной Римской империи. Еще в начале X в. на месте Восточнофранкского королевства появилось Германское королевство. Германский король Оттон I(912-973), совершив несколько военных походов в Италию, добился коронации вРиме. ВозниклаСвященная Римская империя (с конца XV в. Священная Римская империя германской нации.), в которую вошли германские земли, Северная и Средняя Италия, Чехия, Бургундия. Ее правители претендовали на роль преемников римских императоров. Оттон III (980-1002) перенес свою резиденцию в Рими вынашивал планы создания всеевропейской католической империи с центром вРимеи двуединой властью папы и императора. Однако, новое политическое образование было достаточно рыхло и неустойчиво. Уже в 1356 г. императорКарл IV(1316-1378) издает Золотуюбуллукак главный закон государственного устройства Священной Римской империи, которая признавала полную политическую самостоятельность курфюрстов и князей и определяла порядок избрания императора коллегией, состоящей из семи местных правителей и духовных лиц. Золотаябуллабыла отменена только в 1806 г.

Идею единства европейской цивилизации утверждала католическая церковь через проповедь идеи особого христианского мира.

Центр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации включал территории современных Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной. Практически для всего Средневековья характерны процессы усиления или ослабления феодальнойраздробленности.

С некоторой долей условности можно утверждать, что в своем развитии процесс территориальной государственной централизации в Европе прошел два этапа. Первый охватывает период конца раннего и начала развитого Средневековья IX-X вв. - это время существования, хотя и лоскутной, но все же достаточно централизованной империи Карла Великого на западе Европы. В средней части Европы в это время существовала Великоморавская держава западных славян. На смену ей пришло крупное Венгерское королевство, возглавляемое королем Стефаном I. На территории Польши возникло раннефеодальное королевство Пястов со столицей в городе Гнездо. На юго-востоке Европы появилось Первое болгарское царство царя Симеона, а на востоке - Киевская Русь.

Второй этап активной государственной централизации наступил в конце Средневековья. Он имел гораздо более прочную экономическую основу в виде складывающихся в это время национальных рынков и ускорившегося процесса начальной консолидации наций.

В Англии образование централизованного государства было связано с завершением войны Белой и Алой розы и воцарением на английском престоле новой династии Тюдоров. Во Франции образование единого государствас твердой центральной властью произошло при Людовике XI (1423-1483). Одновременно продолжалось расширение территории Франции, в которую вошли герцогстваБретаньиБургундия, графство Прованс. Всему этому способствовала победа Франции над Англией в Столетней войне, Политическое объединение и централизация власти на Пиренейском полуострове происходили по мере успехов Реконкисты. В 1479 г. королевстваКастилия и Арагон объединились, образовавгосударствоИспания.

Западноевропейская средневековая цивилизация включала сложный комплекс многочисленных государств, связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными связями. В итоге всех изменений в конце Средневековья политическая карта Европы представляла собой следующее. В Западной и Юго-Западной Европе существовали три крупных централизованных государстваАнглия, Франция и Испания. К этому перечню можно добавить королевства Шотландию, Ирландию и Португалию. В центральной части Европы находились сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский союз. На севере Европы политическую ситуацию определяли и контролировали Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился в руках Византийской империи. У восточных рубежей Западноевропейского мира располагались Королевство Польское, Русское государство, Великое княжество Литовское, Венгрия, на пути к Балканам лежали земли Ливонского ордена.

Наиболее распространенной формой правления в эпоху Средневековья в Западной Европе была монархия. На первом этапе становления Средневековой цивилизации роль королевской власти была значительной. Мощным противовесом ей являлась церковь. Набирали силу феодалы, что вело к феодальнойраздробленности и ослаблению королевской власти.

В цивилизационном развитии Европы в X-XI вв. произошел важнейший качественный скачок - появление города как центра ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы в гильдии. К концу Средневековья в городах зарождается новый класс буржуазия(франц. буржуа, нем. бюргер, в буквальном переводе горожанин). Нарастает волна городских движений. Результатом которых, например, является Великаяхартиявольностей, которую 15 июня 1215 г. был вынужден подписать английский король Иоанн Безземельный.

Впервые орган сословного представительства (парламент, от франц. парле говорить) был создан в Англии. В 1265 г. Симон де Монфор, граф Лестерский созвал собрание крупнейших баронови священнослужителей, а также по дварыцаряот каждого графства и по два горожанина от самых крупных городов. В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваныГенеральные штаты- представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и третьегосословиянаиболее влиятельных и богатых представителей городов. К XV в. в Священной Римской империи складывается такой орган сословного представительства какрейхстаг. Своеобразной предтечей сословно-представительного органа были кортесы в Испании, первое упоминание о которых (Кастильскиекортесы) относится к 1137 г.

Второй, хотя и значительно менее распространенной формой правления в средневековой Европе были города-республики, возникшие в частности в Северной и Средней Италии. Так, в Венецииво главе стоялдож, избиравшийся пожизненно. Законодательным органом такого города-государстваявлялся избираемый горожанами Большой совет. Однако строй городов-государств нередко характеризуют каколигархический, т.к. реально ими правили представители богатых и знатных купеческих родов.Имперские города Германии формально подчинялись императору, но в действительности были независимыми городскими республиками. В Северной Франции и Фландрии появилисьгорода-коммуны, которые имели собственное управление и были освобождены от повинностей в пользу феодалов.

Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальнойиерархии былкороль. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали еговассалами. Власть короля основывалась на пожаловании им земель (феода), на условии несения военной службы. Основой феодальногостроя выступала монопольная собственностьфеодаловилифеодальныхгосударств на землю и личная зависимость крестьян отфеодала. За пользование землейфеодалвзималренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы).

Общество средневекового Запада состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы(рыцари, дворянство) и третьесословиегорожане и крестьяне.Сословие это социальная группа(слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству.

Характерный признак Средневековой Западной цивилизациигосподство христианства. Средневековье христианизировало Европу, и этот процесс во многом определил характер всей европейскойцивилизации. К XIII в. христианство охватило всю Европу, однако в Средневековье оно не было единым. Уже в III-V вв. наметилось разделение на две ветви:католическую (всеобщая, всемирная) и православную (истинная). Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. окончательным разделением христианской церкви.

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. паппас отец, отче). В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области иРавеннскогоэкзархата. Церковь получала в дар от императоров и знати земельные владения и к XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. ЕщеКарл Великийузаконилцерковную десятину. Христианская догматика (основные положения вероучения) разрабатывались на вселенских соборах. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. Появившиеся в VI в. монастыри становятся центрами просвещения. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой цивилизацииявляется то, что она в впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала: античное наследие,цивилизациюварварского мира и христианство.

Средневековая цивилизацияЗапада внесла большой вклад в общечеловеческую культуру, зародиласьнациональная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Средневековье произвело и социальную дифференциацию культуры, которая подразделялась на церковную, культуру феодальнойзнати (рыцарскуюкультуру), городскую, крестьянскуюи т.д. В то же время Западноевропейское средневековье являет собой опыт создания единого духовно-идеологического поля, в качестве которого выступило христианство.

Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу вареалцивилизационного развития.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!