Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Совет министров. Преобразован совет министров российской империи Реформа высших органов управления

Общая характеристика периода

Политические и экономические особенности периода:

Ø сохраняется абсолютная монархия

Ø происходит дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;

Ø появляются новые центральные органы власти

Ø углубляется специализация отдельных органов власти

Ø происходит кризис феодализма и развитие капиталистических отношений

Ø начинается промышленный переворот

Ø увеличивается применение наемного труда


1. Государственность России в первой половине XIX в.

Форма правления – абсолютная монархия

Государственно-территориальное устройство - империя

Система гос. органов:

1. Император – глава государства.

a. Статус - Император провозглашался носителем верховной самодержавной неограниченной власти.

b. Власть императора переходила по наследованию. Престол переходил к ближайшему нисходящему родственнику умершего (императора ) по мужской линии. В случае отсутствия последних допускалось наследование родственниками женского пола.(Такой порядок был закреплен Актом Павла I от 1797 г.и зафиксирован в Своде Основных государственных законов.

c. Функции императора:

i. Принятие законов

ii. высшее государственное управление;

iii. назначение и увольнение министров;

iv. верховное командование вооруженными силами;

v. руководство внешней политикой;

vi. вопросы войны и мира;

vii. высшая судебная власть.

2. Непременный совет РИ. Был создан в 1801 г. В него вошло 12 членов во главе с генерал-фельдмаршалом Н.И. Салтыковым. Этот орган имел статус высшего законосовещательного органа при Императоре. Непременный совет был ликвидирова в 1810 г. Вместо него был создан Государственный Совет.

Государственный Совет (был образован в 1810 г.)

a. Статус – верховный законосовещательный орган

b. Состав – Членов Государственного совета назначал и увольнял император, (ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором ). Численность - В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

c. Функции :

i. Подготовка законопроектов

d. Изменения – серьезные изменения отсутствуют

Комитет министров (был образован в 1802 г.)

a. Статус – высший правительственный совещательный орган. Принимали только рекомендательное решение. Окончательное решение оставалось за Императором.

b. Состав – министры, наследники престола, председатель государственного совета, обер-прокурор Святейшего синода (численность, 19-24 чел) – входили в состав по должности и статусу.

c. Функции – очень разнородные

i. Железнодорожные дела

ii. Дела о назначении пенсий отставным чиновникам

iii. Дела об учреждении акционерных обществ Дела о старообрядцах и сектантах

iv. И др.

d. !Особенность – не объединял министров в единое правительство и не координировал и не контролировал их деятельность.

5. Министерства и др. ведомства – первые 8 созданы в 1802 г.

a. Статус – центральные отраслевые органы государственной власти РИ, Подчинялись непосредственно императору. Министров назначал император.

b. Состав

i. М Военно-сухопутных сил 1802 г.

ii. М Военно-морских сил 1802 г.

iii. М Иностранных дел 1802 г.

iv. М ВД 1802 г.

v. М Коммерции 1802 г.

vi. М финансов 1802 г.

vii. М народного просвещения 1802 г.

viii. М юстиции 1802 г.

ix. Главное управление водяных и сухопутных сообщений 1809 г.

x. Министерство императорского двора и уделов 1826 г.

xi. Министерство государственных имуществ – 1837 г.

c. Структура - Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства. стоял министр с товарищем (т.е. заместителем), при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерств состоял из департаментов, которые делились на отделения, а отделения на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.

d. Функции

i. Управление соответствующей сферой общества.

Например,

Министерство государственных имуществ - заведовало государственными землями и иным государственным имуществом в Российской империи.

Министерство финансов - ведало вопросами финансово-экономической политики.

Министерство внутренних дел Российской империи - ведало вопросами государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.

e. Особенность -. На протяжении всего XIX в. министерства были разрозненны, не имели органа, координирующего их деятельность, министры подчинялись напрямую императору.

6. Сенат – высший государственный орган. Учрежден Петром 1 в 1711 г. Во второй половине 19 ве.

a. Статус – во первой половине XIX в. – высший судебный орган. Состав – сенаторов назначал сам император. В Сенате создавались департаменты (до 12 штук). Каждый департамент составляется из сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению. По закону число их не может быть менее трёх; в действительности число сенаторов колеблется от 6-7 (департамент герольдии) до 18 (гражданский кассационный департамент).

b. Функции

1) надзор за деятельностью государственных учреждений – рассматривали вопросы о законности их деятельности

2) обнародование законов – публиковали законы и рассылали их региональным властям.

3) рассмотрение дел в кассационном порядке: кассационный департамент по гражданским делам и кассационный департамент по уголовным делам.

Синод

a. Статус - Святейший правительствующий синод (рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ ) - высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

b. Состав - Члены Святейшего правительствующего синода назначались императором. Ими были представители церкви. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор . Это была светская должность.

c. Функции –административные и судебные в церковной сфере

Например,

· право (с согласия верховной власти) открывать новые кафедры,

· избирать и поставлять епископов,

· устанавливать церковные праздники и обряды,

· канонизировать святых,

· вопросы духовного просвещения народа

8. С.Е.И.В.К. – впервые создана при Петре 1

a. Статус – центральный орган власти, подразделялась на несколько отделений, статус каждого приравнивался к министерскому

b. Состав и функции . Все должностные лица назначались императором. Возглавлял отделения - Император

i. Первое отделение (образовано в 1826 г.) – занималось подготовкой высочайших указов

ii. Второе отделение (образовано в 1826 г.) – приведение в порядок действующих законов. Под руководством М. М. Сперанского отделение подготовило Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. В 1882 году преобразовано в Кодификационный отдел при Государственном совете.

iii. Третье отделение (образовано в 1826 г.) – занималось сыском и следствием по политическим дела, осуществляло цензуру, боролось с сектанством и т.д. Фактически это был высший орган политической полиции. В 1880 г. реорганизовано в Департамент государственной полиции при Министерстве внутренних дел.

iv. Четверторе отеделение (образовано в 1828 г.) - Ведомство учреждений императрицы Марии было создано в 1828 году на основе канцелярии скончавшейся императрицы Марии Фёдоровны. Подобно канцелярии вдовствующей императрицы, оно занималось делами благотворительности: женским образованием, приютами, здравоохранением.

v. Пятое отделение было создано в 1835 году для подготовки реформы государственной деревни (см. реформа Киселёва) и управления государственными крестьянами Петербургской губернии. Во главе этого отделения был поставлен граф П. Д. Киселёв. В 1837 преобразовано в Министерство государственных имуществ Российской империи.

vi. Шестое отделение учреждено в 1842 году временно. Занималось устроением мирной жизни в Закавказском крае.


3. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Причины для кодификации:

a. Огромное количество законов, которые действовали в России в тот период.

b. Продолжали действовать акты, которые были приняты в 17 и 18 веках, явно устаревшие

c. Все законы не были упорядочены, было много законов, которые регулировали одни и те же отношения, существовали законы, противоречащие друг другу.

d. Все это затрудняло деятельность государственных, в том числе судебных органов, по применению законов. (Судьи, например по одному и тому же делу могли найти источники с совершенно противоположными нормами. Это порождало произвол, взяточничество, затягивание дел.)

e. В стране развивались новые экономические отношения – капиталистические, которые кроме того требовали обновленного правового регулирования.

Орган кодификации . Для проведения кодификации существующую комиссию по кодификации, созданную еще при Александре 1, преобразовали во II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Официально Второе Отделение возглавил профессор Михаил Андреевич Балугьянский, учитель Николая I по политическим наукам. Но практически руководил работой этого органа Сперанский Михаил Михайлович

2. План кодификации, предложенный Сперанским

a. Первый этап - Собрать воедино все законы, изданные в России с момента принятия Соборного Уложения, и расположить их в хронологическом порядке.- (создать ПСЗ)

b. Второй этап - Привести все действующие законы в определенную систему - (создать СЗРИ)

c. Третий этап - Издать новые уложения по гражданскому, уголовному, торговому праву.

3. Реализация кодификации:

Первый этап:

К 1830 г. был выполнен первый пункт плана и подготовлено ПСЗ.

ПСЗ (полное собрание законов) – полное собрание всех законов, принятых с 1649г. по 1825г., как действующих, так и не действующих, расположенных в хронологическом порядке.

Оно состояло из 46 томов: 40 томов – нормативные акты, 6 томов – указатели, чертежи, рисунки. В состав первого ПСЗ вошли 30 920 правовых актов.

Второй этап:

К 1832 г. было реализовано второе направление и подготовлен СЗРИ.

СЗРИ (свод законов Российской Империи) – это собрание всех законов, действующих в РИ на момент 1832 г., расположенных в тематическом порядке. Свод был опубликован в 1833, а в действие введен с 1835г.

Свод был издан в XV томах , объединенных в 8 книгах. Например, книга 1. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе (том 1-3), книга 5 – содержала гражданское законодательство (том 10), книга 8 (том 15) – законы уголовные.

Третий этап кодификации: - создание новых кодексов по основным отраслям права. Был подготовлен и принят только кодекс уголовного права – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Уложение о наказаниях 1845 года - это первый кодифицированный источник российского уголовного права.

Внешняя структура: Кодекс состоял из 15 томов.

Уложение 1845 года о наказаниях уголовных и исправительных состояло из

2224 статей. Его структура такова: 12 разделов, распадающихся на главы,

некоторые главы – на отделения, отделения – на отделы, отделы на статьи.

Структура по содержанию: По содержанию достаточно четко прослеживалось деление закона на общую и особенную части (впервые общие понятия уголовного законодательства были выделены в самостоятельный раздел в Своде законов Российской Империи).

в дореволюционной России высший законосовещательный и административный орган. Создан по Манифесту об учреждении Министерств 1802, где сказано, что он состоит только из министров для обсуждения «дел обыкновенных». Дела особенной важности рассматриваются в Совете (позднее Государственном Совете). В 1802-05 в Комитете, как правило, председательствовал император. Неоднократно особыми указами Комитета предоставлялись временные чрезвычайные полномочия. В 1805 были изданы специальные правила, согласно которым Комитет был обязан постоянно (дважды в неделю) проводить заседания в отсутствие императора. Была также определена его компетенция: его ведению подлежали дела, по которым министры представляли всеподданнейшие доклады царю, дела, назначаемые им самим к слушанию, и дела по усмотрению министров. С учреждением Государственного Совета (1810) в состав Комитета вошли председатели его департаментов. В первые годы существования Комитет разрешил многие важнейшие вопросы законодательства: обсуждались указы о переселенцах и иностранных колонистах, о свободных землепашцах, о старообрядцах, положение о заселении Сибири и др. В компетенцию Комитета входили вопросы финансового права: он ведал государственными монополиями, денежной эмиссией и государственным кредитованием, рассматривал конкретные проблемы внешней политики и дела военного ведомства. В сфере внутреннего управления Комитет заведовал почтой и путями сообщения, народным продовольствием, рассматривал все серьезные случаи крестьянских волнений и иных нарушений установленного правопорядка в качестве судебного органа. Иногда он рассматривал жалобы на сенатские решения по гражданским делам, выполняя роль высшей апелляционной инстанции. В уголовном судопроизводстве Комитет был высшей ревизионной инстанцией - он мог затребовать решения судов для пересмотра, разрешал даже дела, не законченные судебными органами. Отсутствие целостной и определенной компетенции Комитета негативно влияло на всю административную систему империи, и Комитет был чисто внешне реформирован. Принятое 20 марта 1812 «Учреждение Комитета Министров» придало ему особые полномочия и определило круг дел. Этот документ, с изменениями и дополнениями, действовал вплоть до упразднения Комитета в 1906. В отсутствие императора в столице Комитет получал всю полноту власти, ему были подотчетны все учреждения; должность его председателя была совмещена с должностью председателя Государственного Совета (до 1865). Таким образом, Комитет приобрел фактически приоритетное значение в системе органов государственной власти. Доклады министров государю сократились, большинство важнейших дел поступало по докладам Комитета, через него проходили рапорты Сената, в том числе и по судебным делам, синодальные дела. В 1815 для доклада и надзора за Комитетом был назначен гр. А.А. Аракчеев - доверенное лицо Александра I. Журналы Комитета Министров, утвержденные царем, становились законодательными актами. Хотя указами 1829 и 1831 министрам была предоставлена большая самостоятельность, в частности, в плане представления докладов по делам, компетенция Комитета была расширена в судебной сфере: с 1826 он рассматривал все приговоры военных судов, а также по делам о неповиновении крестьян помещикам в тех случаях, когда более 9 лиц было осуждено к ссылке или телесным наказаниям. С 1838 для ревизии в Комитет поступали приговоры судебных палат по делам о совращении из православия, о проповеди раскола, о святотатстве, с 1842 - по делам об изготовлении фальшивых денег. Соответствующие указы были изданы с тем, чтобы Комитет своей властью смягчал чрезмерно жестокие приговоры, выносившиеся палатами на основе неотмененного архаического законодательства. После судебной реформы 1864 Комитет утратил судебные функции. В 1865, с созданием соответствующих министерств, из его ведения изъят контроль за путями сообщения и почтой. В пореформенную эпоху он в основном занимался делами управления, для разрешения которых было недостаточно властных полномочий одного министра. Кроме того, через Комитет чисто по политическим соображениям проводились те законодательные акты, которые могли встретить негативную реакцию Государственного Совета. В частности, это касается нескольких законов, ограничивающих права еврейского населения, и законов, связанных с политической цензурой. Такие акты назывались «временными правилами», хотя действовали десятилетиями. Некоторые категории дел, однако, были закреплены законом в компетенции Комитета. Так, с 1867 он рассматривал представления министров об отклонении ходатайств губернских земских собраний; по закону 1872 разрешал дела об уничтожении книг и номеров периодических изданий по представлениям министра внутренних дел, признавшего их особенно вредными, т.е. стал высшим органом цензуры (в 1872- 1906 было уничтожено более 200 изданий). Ведению Комитета подлежали также дела, касающиеся общественного спокойствия и безопасности, чрезвычайных происшествий, о запрещении сообществ, он же рассматривал уставы тех акционерных компаний, которые не претендовали на привилегии, представления министра путей сообщения о разрешении строительства железных дорог и дела, связанные с частными железными дорогами. После принятия положения о земских учреждениях 1890 и городового положения 1892 Комитет фактически осуществлял функции высшего надзора за местным самоуправлением. Указом 1904 н а Комитет было возложено рассмотрение целого комплекса важнейших вопросов управления; он должен был подготовить реформу местного самоуправления, судебную реформу, разработать систему государственного страхования рабочих, пересмотреть законы об усиленной охране, подготовить законы о веротерпимости и об инородцах. Эти планы осуществлены не были. Во второй половине 19 - начале 20 в. Комитет не имел права инициативы в рассмотрении дел, его решения приобретали юридическую силу после утверждения императором, он не обладал исполнительной властью. Комитет разрешал самостоятельно только представления об отклонении ходатайств земств и представления об уничтожении произведений печати. Комитет был упразднен в апреле 1906, его функции перешли к Совету Министров и частично Государственному совету. Лит.: Градовский АД. Начала русского государственного права. Часть II. Органы управления / / Собр. соч. СПб., 1907. Т. 8; Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. (Первая половина XIX века). М., 1981; Исторический обзор деятельности Комитета Министров. СПб., 1902-1904. Т. 1-5. А.В. Шавров

8 сентября 1802 г. Император Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств". Манифест так определял цель нового устройства системы центрального государственного управления в России: «…разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров…"

Первоначально было учреждено восемь министерств (их количество до 1917 года почти не изменялось): военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

При этом прежде существовавшие коллегии продолжали работать. Чиновников коллегий распределили по отраслям деятельности новых министерств, но ещё в течение десяти лет многие коллегии действовали по старым установлениям, с прежними штатами и в прежних организационных формах.

Первые замыслы министерской реформы относятся к XVIII веку. Коллегиальное управление центральным аппаратом некоторыми высшими государственными сановниками было признано малоэффективным уже во второй половине царствования Екатерины II.

Канцлер Никита Иванович Панин (1719-1783) предлагал разделить государственное управление между несколькими лицами, каждое из которых будет единолично отвечать перед монархом за те области управления, «кои… требуют всегдашнего поправления, частых перемен и полезных новостей».

Ещё ближе к идее министерств оказались преобразования, проведённые при Павле I («Об устройстве разных частей государственного управления»).

При сохранении коллегий были усилены элементы единоначалия в управлении государственным аппаратом. Во главе коллегий появились главные директора. Не министры, но уже очень похожие на министров по объёму прав и полномочий, они имели право личного доклада у государя по делам, относящимся к их ведению.

В тот же период создаётся и первая министерская должность - созданный в 1797 году Департамент уделов возглавляет князь А.Б. Куракин, именуемый министром удельных имений.

Кроме Департамента уделов, предполагалось создать ещё семь департаментов по основным отраслям центрального государственного управления: юстиции, военного, морского, иностранного, юстиции, финансов, коммерции и казны.

Такая схема была очень схожей с той, которая реализуется несколько лет спустя в ходе министерской реформы.

При новом царствовании (с марта 1801 г.) контуры министерской системы обсуждались в узком кругу политических советников Александра I – Негласном комитете. Основным разработчиком новой системы центрального управления был Н.Н.

Новосильцев, но не все члены Негласного комитета соглашались в деталях учреждения министерств. Манифест 8 сентября 1802 года стал результатом нескольких обсуждений и согласования позиций «друзей императора» — авторов министерской реформы.

высший адм. орган в царской России, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления гос-вом. Учрежден в 1802. Состоял из министров, главноуправляющих, гос. казначея, с 1810 включал пред. департамен-тов Гос. совета, с 1812 — отдельных лиц по назначению царя; на заседания приглашался обер-прокурор Синода. На рассмотрение К. м.

выносились дела, к-рые министры не могли решать из-за отсутствия законов или из-за того, что дело затрагивало интересы др. ведомств, дела по надзору за гос. аппаратом, по личному составу бюрократии. К. м. рассматривал жалобы помещиков и крестьян, давал распоряжения о наказании крестьян. С 1872 выступал как высшая цензурная инстанция. Значение К. м. особенно возросло в 80-х гг.

19 в. На должность пред. К. м., учрежденную в 1810, царь назначал наиболее опытных чиновников, занимавших министерские и др. высшие посты. В 1812-65 пред. К. м. был одновременно и пред. Гос. совета. Председатели К. м.: 1810-12 — гос. канцлер граф Н. П. Румянцев, 1812-16 — кн. Н. И. Салтыков, 1816-27 — кн. П. В. Лопухин, 1827-34 — кн. В. П. Кочубей, 1834-38 — граф Н. H. Новосильцев, 1838-1847 — кн. И. В.

Васильчиков, 1847-48 — граф В. В. Левашов, 1848-56 — кн. А. И. Чернышев, 1856-61 — кн. А. Ф. Орлов, 1861-64 — граф Д. Н. Блудов, 1864-1872 — кн. П. П. Гагарин, 1872-79 — граф П. Н. Игнатьев, 1879-81 — граф П. А. Валуев, 1881-87 — граф М. X. Рейтерн, 1887-95 — Н. X. Бунге, 1895-1903 — И. Н. Дурново, 1903-06 — граф С.

В условиях революции 1905-07 К. м. оказался архаич. учреждением и был упразднен в апр. 1906, его адм. дела распределены между Советом Министров и депутатами Гос. совета.

Лит.: Журналы К-та министров 1802-26, т. 1-2, СПБ, 1888-91; Ист. обзор деятельности К-та министров, т. 1-5, СПБ, 1902; Тельберг Г. Г., Происхождение К-та министров в России. «ЖМНП», 1907, ч. 8; Ермолов А., К-т министров в царствование Александра I, СПБ, 1891; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960. Н. П. Ерошкин. Москва.

— М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в России с 1802 г. высший административный законосовещательный орган, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления государством. Создание К.м. являлось следствием учреждения министерств и возникшей в связи с этим проблемы координации их деятельности» Закон о K.M.

был утвержден Александром I в 1812 г. и в основном сохранял свою силу вплоть до ликвидации К.м. в 1906 г.

К.м. рассматривал проекты новых указов, дела, которые министры – члены комитета не могли решать из-за отсутствия законов и по другим серьезным причинам. При Александре I члены К.м. входили в Государственный совет, а председатели департаментов Госудасртвенного совета – в К.м.

В конце 1815 г. функции «доклада и надзора за Комитетом» были поручены Александром I А.А. Аракчееву, который благодаря этому получил возможность оказывать решающее действие на деятельность К.м. С 1872 г. выступал как высшая цензурная инстанция. В 1812–1865 гг. председатель К.м., назначавшийся императором, был одновременно и председателем Государственного совета.

Членами К.м. являлись министры и равные им по положению главы государственных ведомств, председатели департаментов, лица, особо назначенные монархом.

Решить проблему координации деятельности министерств К.м. не удалось. Министры, подчинявшиеся непосредственно монарху, действовали совершенно самостоятельно друг от друга. К.м. рассматривал различные административные вопросы, незначительные законы, разбирал судебные дела; нередко К.м. подменял собой Государственный совет и брал на себя выполнение его функций. Постановления К.м. по большинству рассматриваемых в нем дел утверждались императором.

В 60–70-е гг. XIX в. среди дел, поступавших на обсуждение в К.м., больше всего оказывалось уставов банков, акционерных компаний, положений о биржах и т. д. Упразднен в апреле 1906 г., его дела перешли в компетенцию Совета министров.

Председатели (должность введена в 1812 г.): Н.И. Салтыков (1812–1816), П.В. Лопухин (1816–1827), В.П. Кочубей (1827–1834), Н.Н. Новосильцов (1834–1838), И.В. Васильчиков (1838–1847), В.В. Левашев (1847–1848), А.И.

Чернышев (1848–1856), А.Ф. Орлов (1856–1861), Д.Н. Блудов (1861–1864), П.П. Гагарин (1864–1872), П.Н. Игнатьев (1872–1879), П.А. Валуев (1879–1881), М.Х. Рейтерн (1881–1886), Н.Х. Бунге (1887–1903), СЮ. Витте (1903–1906).

ВЫСШИЕ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Местные административные реформы 1775-1785 гг., упраздне-ние большинства коллегий, общее реакционное направление в по-литике абсолютизма - все это вызвало значительные изменения в высшем и центральном государственном аппарате России.

Значение Совета при высочайшем дворе в этот пе-риод значительно возросло.

Он превратился в высший совещатель-ный и распорядительный орган государства по всем вопросам не только внешней, но и внутренней политики.

С осени 1773 г. по начало 1775 г. 54 раза заседал Совет, обсуж-дая мероприятия по крестьянской войне под руководством Е.

И. Пу-гачева.

Совет заслушивал и обсуждал все предполагаемые реформы госу-дарственного аппарата в 1775-1785 гг. Члены Совета заслушали в ноябре 1775 г. 28 глав «Учреждения о губерниях». Реформа мест-ного управления и суда вызвала одобрение высших сановников страны.

В первые два года правления Павла I Совет продолжал оста-ваться важнейшим органом государства. Крайние централизаторские тенденции абсолютизма Павла вскоре отразились и на Совете; число заседаний его стало падать.

В конце правления Павла Совет превратился в совещательное учреждение, рассматривавшее второ-степенные и малозначительные дела. С 21 декабря 1800 г. Совет не собирался вообще.

Местная реформа 1775 г. и связанное с ней значительное расши-рение прав и компетенции местных чиновников и учреждений вы-звали упразднение большинства коллегий, контор и канцелярий.

К концу 80-х годов сохранились только три «государственные» колле-гии: Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Не успела сдать дела до правления Павла I Коммерц-коллегия.

С 1782 г. как само-стоятельное центральное ведомство обособился Почтовый департамент, ранее входивший в состав Сената.

Дела упраздняемых коллегий, контор и канцелярий передавались местным учреждениям. Для руководства отдельными отраслями уп-равления в составе Сената были созданы экспедиции.

Экспедиция о государственных доходах наследовала распорядительные функции Камер- и Берг-коллегий, о государственных расходах - Штатс-кон-торы, о свидетельстве счетов - Ревизион-коллегии, о государствен-ных недоимках - Канцелярии конфискации.

В состав Сената вош-ли также штатные казначейства в Петербурге и Москве - кассы, за-ведовавшие приемом, хранением и распределением денежных средств всего государства. Остатки средств, не израсходованных государст-венными учреждениями, в течение года передавались в казначейства остаточных сумм. В ведении Сената оставались и банки.

В 1794 г. межевая экспедиция Сената была преобразована в Ме-жевой департамент, заведовавший межеванием в России и разбором

межевых тяжб.

Входя в состав Совета, все эти учреждения подчиня-лись не департаментам его, а генерал-прокурору; в его же ведении находились Почтовый департамент, Ассигнационный банк и фор-мально Тайная экспедиция.

Таким образом, генерал-прокурор превратился в своеобразного министра по делам внутреннего управления, соединяя в своем лице звание министра юстиции, финансов, государственного казначейства и государственного контроля.

С генерал-прокурором сносились наместники; ему же подчинял-ся аппарат местной прокуратуры:

Значение Сената резко упало.

Он перестал быть органом, осу-ществлявшим общее руководство государственным аппаратом и всей политикой государства; его департаменты превратились в основном в высшие судебные инстанции.

Огромный канцелярский аппарат Сената действовал вяло и нере-шительно. Генерал-прокурор имел право изъять из департамента лю-бое дело и передать его в свою канцелярию, являющуюся связующим звеном со всеми подведомственными поднадзорными учреждениями и совмещавшую в себе функции почти всех будущих министерств.

В течение 28 лет (с 1764-1792 гг.) генерал-прокурором оста-вался князь А.

А. Вяземский, пользовавшийся особым доверием Ека-терины II.

В 1796 г. Павел I провел централизацию управления государст-вом. Должности слишком самостоятельных в своих действиях на-местников были ликвидированы, а вместо них в центре восстановле-ны некоторые коллегии. Президент каждой восстановленной колле-гии был «директором над коллегией» и получил право личного до-клада царю, а также известную самостоятельность в действиях от членов коллегии. «Директора возглавляли также созданный в 1798 г.

как самостоятельное центральное учреждение Департамент водяных коммуникаций и выделившийся в том же году из сената Почтовый департамент.

Одновременно началось формирование новых ведомств; в 1797 г. казначейские экспедиции Сената были выделены из ведения генерал-прокурора и подчинены казначею графу Васильеву. Глава Коммерц-коллегии князь Гагарин стал именоваться министром.

«Учреждением о императорской фамилии» для заведования зем-лями и крестьянами, принадлежащими царской фамилии, было со-здано центральное ведомство - Департамент уделов.

Из доходов, со-бираемых Департаментом уделов, члены царской фамилии получали ежегодно денежные средства. Департамент возглавлялся министром уделов.

Возникновение должностей министров мало отражалось на цент-ральных учреждениях; их внутренняя организация и делопроизвод-ство оставались коллегиальными.

Значение Сената совершенно пало. Павел перестал интересовать-ся его делами, сносясь во всем только с генерал-прокурором.

Особое место в государственном аппарате Российской империи продолжала занимать Тайная экспедиция Сената.

Являясь структурной частью Сената, Тайная экспедиция представляла собой в эти годы вполне самостоятельное учреждение с личным докладом ее начальника Екатерине II, а затем Павлу I.

Через Тайную экспедицию прошли все крупные политические процессы последней четверти века. Важнейшую роль играла Тайная Экспедиция в расправе над вождем Крестьянской войны Е.

И. Пуга-чевым и его сподвижниками.

В процессе военного подавления Крестьянской войны летом - осенью 1774 г. были созданы секретные следственные комиссии в Оренбурге (с отделением в Яицком городке), Казани, Царицыне, Уфе и Симбирске.

В этих комиссиях, возглавляемых царскими полковни-ками и генералами, допрашивались захваченные в плен руководите-ли народного движения. Все эти секретные комиссии были связаны с Тайной экспедицией.

Осенью 1774 г. материалы всех секретных комиссий поступили в Москву, куда было переведено и «присутствие» Тайной экспеди-ции.

Часть руководителей народного движения была казнена на мес-тах, а другая переведена в Москву. В железной клетке с большой, хорошо вооруженной охраной был доставлен выданный яицкой ка-зачьей верхушкой Е.

И. Пугачев. С 4 ноября 1774 г. начались до-просы Пугачева в «присутствии» Тайной экспедиции под руковод-ством Шешковского. При допросах широко применялись пытки. До-просы Пугачева продолжались до 31 декабря.

Наконец, из Петербурга последовали царское «определение» и манифест. 10 января 1775 г. Пугачев и его сподвижники А. Пер-фильев, М. Шибаев, Т. Подуров, В. Торнов были казнены.

По реше-нию Тайной экспедиции членов семьи Пугачева заточили в Кексгольмскую крепость.

30 июня 1790 г. в Петропавловскую крепость был доставлен и за-кован в цепи автор «Путешествия из Петербурга в Москву», вели-кий дворянский революционер А.

Н. Радищев. В течение двух недель днем и ночью проходили бесконечные допросы Радищева. Руково-дивший допросами Шешковский, стремясь добиться устных и пись-менных показаний, не брезговал ничем: морил узника голодом, угро-жал, обещал прощение и т. п. Одновременно Тайная экспедиция через органы полиции разыскивала уцелевшие, проданные или по-даренные Радищевым экземпляры «Путешествия».

Петербургская палата уголовного суда приговорила А.

П. Ради-щева к смертной казни, а две высшие инстанции - Сенат и Совет при высочайшем дворе - подтвердили его. В течение двух недель А. Н. Радищев ожидал смерти. Но по случаю заключения мира со Швецией, а также по ходатайству покровительствовавшего Радище-ву вельможи А. Р. Воронцова Екатерина II 4 сентября 1790 г. заме-нила смертную казнь ссылкой на 10 лет в Илимский острог.

Тайная экспедиция рассмотрела дело просветителя Н. И. Новикова, осужденного на заключение в Шлиссельбургскую крепость. В 1793 г. перед Тайной экспедицией предстал просвети-тель, сторонник республики в крестьянской вольности Ф. Кречетов, который после следствия был также заключен в Шлиссельбургскую крепость. Попал в Тайную экспедицию близкий по взглядам к Радищеву писатель В.

Пассек и т. д.

При Павле I в казематы Тайной экспедиции попадали нередко опальные вельможи, чиновники, офицеры.

Через Тайную экспедицию прошли лица всех сословий. Одни из них после следствия попадали в сырые казематы Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, другие рассылались по губернским тюрьмам, третьи высылались под надзор («присмотр») местных вла-стей.

Уже с середины века началось падение роли Кабинета.

В 1763-1764 гг. Кабинет перестал быть государственным органом, превратившись в учреждение, заведовавшее личным имуществом императрицы. В ведении Кабинета находилось хранилище личных коллекций произведений искусств Екатерины II - Эрмитаж.

Со времени правления Екатерины II ведет свое начало личная канцелярия носителя абсолютной власти; она зародилась в лице статс-секретарей, функции которых выделялись из Кабинета.

В 1763 г. «для отправления собственных ее императорского ве-личества дел» был определен особый чиновник - статс-секретарь Г. Н. Теплов, а для принятия челобитных на имя императрицы - статс-секретарь И. П. Елагин.

Впоследствии статс-секретари менялись: ими были Безбородко, Завадовский, Попов, Трощинский, Грибовский и др.

К началу 1780 г.

в канцелярии графа Безбородко сосредоточи-лись все дела, восходящие на утверждение или разрешение импера-трицы.

При Павле I личная канцелярия царя, получившая впоследствии наименование «Собственной его императорского ве-личества канцелярии», окончательно сложилась.

В нее поступали заслужившие внимания царя мемории Сената, прошения, жалобы и другие документы.

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая

Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

2.1 Система административно — государственного управления

Для управления огромной страной с учетом существующего опыта была создана сложная система власти…

Государственное управление СССР в 1941-1945 гг

2.4 Наркоматская система, как центральное звено государственного управления

Эффективно проявила себя в годы Великой Отечественной войны наркоматская система — центральное звено государственного управления.

Для обеспечения Вооруженных Сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г…

Источниковедение истории советского общества

2. Документы высших органов КПСС

Коммунистическая партия СССР являлась правящей партией.

Ее руководящая роль проявлялась в том, что решения ее высших органов (съездов, конференций и пленумов ЦК) имели директивный характер…

Княжеская власть в Древнерусском государстве и система государственного управления по «Русской правде»

2. Система государственного управления в Древнерусском государстве

Центральное управление в Древнерусском государстве олицетворяли Великий князь, боярский совет, княжеские съезды (снемы) и вече.

Каждый из этих институтов был проявлением соответственно монархической…

Колхозное право России

3.2 Система органов управления делами в колхозах

Вся система органов управления делами в колхозах строится на основе принципов колхозной демократии.

В ходе колхозного строительства эта система меняется и постепенно совершенствуется…

Образование и ликвидация Советской республики Литвы и Белоруссии

2.

Формирование и деятельность высших органов государственной власти Литовско-Белорусской СССР

Твердая позиция В. И…

Органы государственной безопасности в СССР

2. Изменение роли, структуры и функций органов безопасности в условиях перевода системы государственного управления СССР в режим военного времени

2.1 Образование НКВД СССР, его структура и функции На заседании политбюро ЦК ВКП(б) 20 февраля 1934 года после доклада И. В. Сталина было принято решение об организации союзного наркомата внутренних дел с включением в него реорганизованного ОГПУ…

Реформирования органов государственной власти в период кризиса крепостной системы первой половине XIX века

2.

Система высших и центральных органов государственного управления при Николае I

Начало Царствования Николая I было трагичным. Эти обстоятельства во многом определили отношение Николая к государственному строительству и методам управления государством.

Важными в этом плане были также личностные качества Николая I…

Реформы 90-х годов

1.2 Сущность преобразования органов государственного управления

Преобразование органов государственной власти и управления в 1992-1998 гг. носило во многом непоследовательный, неравномерный характер, обусловленный как объективными, так и субъективными причинами: министерствам, оставшимся от советских времен…

Реформы в России в ХVI веке

Глава 3.

Реорганизация центральных и местных органов управления

В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления (“изб”), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы…

Реформы государственного управления при Александре I

2.1 Реформа высших органов управления

Глава 1.

Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII века

Абсолютизм в России складывался еще во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии…

Реформы государственного управления России XVIII века

Реформа центральных органов государственного управления

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром…

Система государственного управления в годы царствования Екатерины II

2 Система государственного управления в годы царствования Екатерины II.

Политика «просвещенного абсолютизма» и новый этап рационализации государственного управления во второй половине 18 века

Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей — Вольтера, Руссо, Дидро…

Столыпинская программа модернизации России: ее реализация и последствия

3.

Реформа органов государственного управления

На рубеже XIX — XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан.

Сформировалось убеждение, что право на достойное существование — неотъемлемое право каждого…

высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), куда входили наиболее доверенные лица; совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. Учрежден Александром I в 1802. Состоял из министров, государственного казначея, главноуправляющих министерств и некоторых ведомств, с 1810 в него входили председательствовавшие в департаментах Государственного совета, а с 1812 - отдельные лица по назначению монарха. С 1872 был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался царем. На заседания Комитета министров всегда приглашался обер-прокурор Синода. Рассматривались дела, которые министры не могли решить из-за отсутствия законов, или дела, в которых участвовало не одно ведомство. С 1906 Комитет министров был преобразован в Совет министров. Председатели Комитета министров: Н. П. Румянцев (1810-1812), Н.И.Салтыков (1812-1816), П.В.Лопухин (1816-1827), В. П.Кочубей (1827-1834), Н. Н.Новосильцев (1834-1838), И. В.Васильчиков (1838-1847), В.В. Левашов (1847-1848), А. И. Чернышев (1848-1856), А. Ф.Орлов (1856-1861), Д. Н.Блудов (1861-1864), П. П.Гагарин (1864-1872), П.Н.Игнатьев (1872-1879), П. А.Валуев (1879-1881), М. Х.Рейтерн (1881-1887), H. X. Бунге (1887-1895), И. Н. Дурново (1895-1903), С. Ю.Витте (1903-1906).

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - выс-ший со-ве-ща-тель-ный и рас-по-ря-ди-тель-ный ор-ган при российском им-пе-ра-то-ре в 1802-1906 годах.

Уч-ре-ж-дён 8(20) сентября 1802 года, од-но-вре-мен-но с соз-да-ни-ем ми-ни-стерств, для рас-смот-ре-ния дел, ре-ше-ние ко-то-рых вы-хо-ди-ло за пре-де-лы ком-пе-тен-ции отдельных ми-ни-ст-ров и тре-бо-ва-ло взаи-мо-дей-ст-вия не-сколь-ких центральных ве-домств.

В со-став Комитета министров вхо-ди-ли: ми-ни-ст-ры и глав-но-управ-ляю-щие центральных государственных уч-ре-ж-де-ний (в их от-сут-ст-вие в за-се-да-ни-ях Комитета министров уча-ст-во-ва-ли их то-ва-ри-щи); обер-про-ку-рор Си-но-да (с 1835 года); пред-се-да-те-ли де-пар-та-мен-тов Го-су-дар-ст-вен-но-го со-ве-та (с 1812 года, в 1810-1812 годах - толь-ко по важ-ным де-лам); глав-но-управ-ляю-щие от-де-ле-ния-ми Соб-ст-вен-ной Его Императорского Величества кан-це-ля-рии (с 1880 года - толь-ко глав-но-управ-ляю-щий Ве-дом-ст-вом уч-ре-ж-де-ний им-пе-рат-ри-цы Ма-рии, с 1882 года - так-же глав-но-управ-ляю-щий Собственной Его Императорского Величества кан-це-ля-ри-ей); глав-но-ко-ман-дую-щий в сто-ли-це (до 1825 года); го-су-дар-ст-вен-ный сек-ре-тарь (с 1893 года); осо-бо на-зна-чен-ные им-пе-ра-то-ром ли-ца. До 1812 года в Комитете министров пред-се-да-тель-ст-во-вал им-пера-тор, а в его от-сут-ст-вие - чле-ны по стар-шин-ст-ву (с 1810 года - государственный канц-лер), c 1812 года - осо-бо на-зна-чен-ный им-пе-ра-то-ром пред-се-да-тель (эта долж-ность до 1865 года яв-ля-лась выс-шей, а за-тем од-ной из выс-ших долж-но-стей в Российской им-пе-рии). В раз-ные пе-рио-ды пред-се-да-тель Комитета министров яв-лял-ся од-но-вре-мен-но пред-се-да-те-лем Государственного со-ве-та (1812-1865), Кав-каз-ско-го ко-ми-те-та (1865-1882) и Со-ве-та ми-ни-ст-ров , а так-же ви-це-пред-се-да-те-лем Ко-ми-те-та Си-бир-ской же-лез-ной до-ро-ги (1892-1905).

Комитет министров рас-смат-ри-вал про-ек-ты за-ко-нов и рас-по-ря-же-ний, ко-то-рые пред-по-ла-га-лось вве-сти в ви-де временных пра-вил, а так-же про-ек-ты но-вых уч-ре-ж-де-ний, ко-то-рые соз-да-ва-лись вре-мен-но и дол-жны бы-ли быть оп-ро-бо-ва-ны на прак-ти-ке. Фор-маль-но не имея пра-ва об-су-ж-дать за-ко-но-про-ек-ты, на прак-ти-ке Комитет министров не-од-но-крат-но рас-смат-ри-вал их в об-ход Государственного со-ве-та.

Ком-пе-тен-ция Комитета министров ме-ня-лась. Он вы-но-сил пред-ва-рительные за-клю-че-ния по еже-год-ным все-под-дан-ней-шим от-чё-там ми-ни-ст-ров (до 1858 года). Рас-смат-ри-вал: де-ла, ка-сав-шие-ся «об-ще-го спо-кой-ст-вия и безо-пас-но-сти», чрез-вы-чай-ных про-ис-ше-ст-вий, обес-пе-че-ния на-се-ле-ния про-до-воль-ст-ви-ем, о на-зна-че-нии чи-нов-ни-кам пен-сий и еди-но-вре-мен-ных по-со-бий в слу-ча-ях, пре-вы-шав-ших ком-пе-тен-цию отдельного ми-ни-ст-ра (с 1803 года), о на-гра-дах за слу-жеб-ные и не-слу-жеб-ные от-ли-чия (в 1804-1892 годах); выс-шие административные де-ла о рас-коль-ни-ках, ус-та-вы ак-цио-нер-ных об-ществ, не пре-ду-смат-ри-вав-шие пре-дос-тав-ле-ния им осо-бых при-ви-ле-гий (с 1811 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров и оп-ре-де-ле-ния Се-на-та о вы-го-во-рах гу-бер-на-то-рам и гу-берн-ским прав-ле-ни-ям (с 1816 года); де-ла по Во-енному министерству, тре-бо-вав-шие со-дей-ст-вия гражданских ве-домств или за-тра-ги-вав-шие пра-ви-ла по гражданскому управ-ле-нию (с 1830 года); де-ла по Великому княжеству Фин-лянд-ско-му, ка-сав-шие-ся других час-тей Российской им-пе-рии (с 1834 года); де-ла об из-ме-не-нии ус-та-вов и раз-ме-ров основного ка-пи-та-ла ак-цио-нер-ных об-ществ, о раз-ре-ше-нии иностранным об-ще-ст-вам про-из-во-дить свои опе-ра-ции в Рос-сии, о раз-ре-ше-нии по-строй-ки же-лез-ных до-рог и по во-про-сам их экс-плуа-та-ции (с 1858 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров о по-жерт-во-ва-ни-ях ча-ст-ных лиц, за-слу-жи-вав-ших (бла-го-да-ря раз-ме-ру или це-ли по-жерт-во-ва-ния) вни-ма-ния им-пе-ра-то-ра, а так-же об из-ме-не-нии на-зна-че-ния по-жер-т-во-ва-ния (с 1866 года); де-ла о за-пре-те со-об-ществ (в 1874-1905 годах); де-ла об объ-яв-ле-нии отдельных ме-ст-но-стей на по-ло-же-нии уси-лен-ной или чрез-вы-чай-ной ох-ра-ны (с 1881 года); спи-ски государственных долж-но-стей, не-со-вмес-ти-мых с уча-сти-ем в ча-ст-ных промышленных об-ще-ст-вах (с 1884 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров об от-ме-не или из-ме-не-нии по-станов-ле-ний зем-ских со-б-ра-ний (с 1890 года) и го-род-ских дум (с 1892 года), не со-от-вет-ст-во-вав-ших ин-те-ре-сам на-се-ле-ния или го-су-дар-ст-ва; спи-ски долж-но-стей, ос-во-бо-ж-дав-ших от при-зы-ва на дей-ст-вительную во-енную служ-бу из за-па-са (с 1894 года); де-ла о на-зна-че-нии след-ст-вия над гу-бер-на-то-ра-ми и пре-да-нии их су-ду, а так-же об от-стра-не-нии их от долж-но-сти (с 1897 года); де-ла о на-зна-че-нии мест ссыл-ки (с 1900 года).

За-клю-че-ния Комитета министров под-ле-жа-ли ут-вер-ж-де-нию им-пе-ра-то-ра. Ис-клю-че-ние со-став-ля-ли по-ста-нов-ле-ния Комитета министров по вто-ро-сте-пен-ным во-про-сам: о на-зна-че-нии пен-сий в со-от-вет-ст-вии с об-щи-ми пра-ви-ла-ми; о сло-же-нии без-на-дёж-ных не-дои-мок; о сня-тии ме-да-лей и по-чёт-ных каф-та-нов с осу-ж-дён-ных лиц, не при-над-ле-жав-ших к дво-рян-ско-му со-сло-вию; об уч-ре-ж-де-нии ак-цио-нер-ных об-ществ на точ-ном ос-но-ва-нии за-ко-на; о вы-де-ле-нии по-со-бий на-се-ле-нию, по-стра-дав-ше-му от сти-хий-ных бед-ст-вий, и др. Комитет министров имел так-же пра-во са-мо-стоя-тель-но от-кло-нять хо-да-тай-ст-ва земств (с 1867 года) и при-ос-та-нав-ли-вать рас-про-стра-не-ние книг и пе-рио-дических из-да-ний, ос-во-бо-ж-дён-ных от пред-ва-рительной цен-зу-ры (с 1872 года). До 1841 года в слу-чае от-сут-ст-вия им-пе-ра-то-ра в сто-ли-це Комитет министров ре-шал де-ла в чрез-вы-чай-ном по-ряд-ке «име-нем Его Ве-ли-че-ст-ва» (за-тем его ре-ше-ния ут-вер-жда-лись на-след-ни-ком пре-сто-ла).

Ре-аль-ная роль Комитета министров за-ви-се-ла от сте-пе-ни до-ве-рия им-пе-ра-то-ра Государственному со-ве-ту и от влия-ния и ини-циа-тив-но-сти пред-се-да-те-ля Комитета министров. Наи-боль-шее зна-че-ние он имел при им-пе-ра-то-рах Алек-сан-д-ре III и Ни-ко-лае II и при пред-се-да-те-лях П.А. Ва-луе-ве, М.Х. Рей-тер-не, Н.Х. Бун-ге и С.Ю. Вит-те.

По-сле соз-да-ния объ-е-ди-нён-но-го пра-ви-тель-ст-ва - Со-ве-та ми-ни-ст-ров (19 октября (1 ноября) 1905 года) Комитет министров рас-смат-ри-вал толь-ко те-ку-щие административные де-ла. Уп-разд-нён 23 апреля (6 мая) 1906 года в свя-зи с при-ня-ти-ем Ос-нов-ных го-су-дар-ст-вен-ных за-ко-нов 1906 года.

Пред-се-да-те-ли Комитета министров: Н.И. Сал-ты-ков (1812-1816), П.В. Ло-пу-хин (1816-1827), В.П. Ко-чу-бей (1827-1834), Н.Н. Но-во-силь-цов (1834-1838), И.В. Ва-силь-чи-ков (1838-1847), В.В. Ле-вашов (1847-1848), А.И. Чер-ны-шёв (1848-1856), А.Ф. Ор-лов (1856-1861), Д.Н. Блу-дов (1861-1864), П.П. Га-гарин (1864-1872), П.Н. Иг-нать-ев (1872-1879/80), П.А. Ва-лу-ев (1879/80-1881), М.Х. Рей-терн (1881-1886/87), Н.Х. Бун-ге (1887-1895), И.Н. Дур-но-во (1895-1903), С.Ю. Вит-те (1903-1906).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!