Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Совет европы страны участники. Совет европы

европейская межправительственная организация, созданная после Второй мировой войны (Устав С. Е. подписан и ратифицирован в 1949 г.). Целями С. Е. являются обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для защиты и реализации их идеалов и принципов, содействие превращению Европы в демократическое и безопасное пространство, защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека, развитие и укрепление европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности. В С. Е. входит 36 государств-членов, в т. ч. Россия (принята в 1996 г.). Структуру С. Е. образуют: Комитет министров; Парламентская ассамблея; Совещания отраслевых министров; Секретариат.

Отличное определение

Неполное определение

первая европейская межправительственная организация, созданная после второй мировой войны. Его Устав был подписан и ратифицирован в 1949 г. Целями СЕ являются обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для защиты и реализации их идеалов и принципов, содействие превращению Европы в демократическое и безопасное пространство, защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека, развитие и укрепление европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности. На 1 мая 1996 г. в СЕ входило 36 государств, в том числе РФ (принята в начале 1996 г.). Условиями приема в СЕ являются гарантия свободы выражения мнения, особенно свобода СМИ, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, а также обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека и признать всю совокупность ее контрольных механизмов. Структуру СЕ образуют: а) Комитет министров; б) Парламентская ассамблея; в) совещания отраслевых министров; г) Секретариат. Комитет, состоящий из министров иностранных дел государств-членов, является высшим органом СЕ. Он принимает решения по поводу программы работы СЕ, рекомендаций Парламентской ассамблеи, предложений различных межправительственных специализированных комитетов и совещаний отраслевых министров, принимает бюджет СЕ и назначает членов Европейской комиссии по правам человека. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год; предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне "постоянных представителей" (делегатов). Парламентская ассамблея (4 сессии в год) состоит из депутатов и их заместителей, избираемых из числа членов национальных парламентов. Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется 5 фракций (либерал-демократы и реформаторы, европейские демократы, европейская народная партия, социалисты, фракция за единый европейский левый блок). Совет ассамблеи состоит из председателя и 17 его заместителей. Ассамблея рассматривает вопросы повестки дня, формулирует рекомендации, организует конференции, коллоквиумы и открытые парламентские слушания, избирает генерального секретаря и его заместителя, руководителя аппарата ассамблеи и судей Европейского суда по правам человека. Работа ассамблеи готовится специализированными комитетами. Для предоставления странам Центральной и Восточной Европы временного доступа в СЕ до их приема в полноправные члены Консультативной ассамблеей был учрежден статус так называемого "специально приглашенного" (наблюдатель с расширенными правами). Организуя совещания отраслевых министров (совещания министров юстиции, культуры, окружающей среды и др.), СЕ стремится активизировать диалог в межгосударственной сфере. Секретариат возглавляет избираемый на 5 лет генеральный секретарь.

Деятельность СЕ охватывает практически все аспекты жизни европейского общества, за исключением вопросов обороны, а именно: права человека, юридическое сотрудничество, социально-экономические вопросы, молодежь, здравоохранение, спорт, образование, культура, исторические архитектурные памятники, охрана окружающей среды, СМИ, деятельность местных и региональных структур. Европейская конвенция по правам человека 1950 г. призвана с помощью одноименных Европейской комиссии и Европейского суда (Страсбург) охранять неотъемлемые индивидуальные права гражданина и обязывать государства гарантировать соблюдение этих прав. Эта охранная система дает возможность государствам, а при определенных условиях и отдельным гражданам обращаться в контрольные инстанции в случае нарушения своих прав. Правомерность жалоб сначала проверяется Европейской комиссией по правам человека. Затем делается попытка достичь обоюдного согласия. Вынесение окончательного решения может быть поручено Европейскому суду по правам человека, решение которого является обязательным. Европейская социальная хартия, аналогичная Европейской конвенции по правам человека, охраняет 19 основных социальных прав (право на труд, свободу заключения тарифных договоров, забастовки, социальное обеспечение и др.). Фонд социального развития (1956) помогает государствам-членам в решении проблем перенаселенности отдельных регионов Европы из-за потоков беженцев. Экономическое и социальное развитие последних лет расширило сферу деятельности фонда. Официальные языки СЕ - английский и французский: немецкий и итальянский - рабочие языки Парламентской ассамблеи.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В наше неспокойное время никто не может предвидеть, откуда на Россию свалятся новые неприятности. РФ старается сотрудничать со всеми государствами и организациями. Однако в ответ мы все чаще получаем угрозы или новые санкции. Разобраться в этом переплетении информации порой бывает очень сложно. Просто необходимо смотреть в корень всей этой суеты. А именно выяснить, какова роль и функции того или иного органа, выказывающего свою позицию относительно России. Давайте рассмотрим пристальнее Совет Европы. Что он собой представляет, какими вопросами занимается?

Европы?

Из названия мы можем понять, что речь идет о некой организации, решающей определенные вопросы в отношениях между странами, расположенными на континенте. Это действительно так. Совет Европы считается региональной организацией, членами которой признали себя практически все государства континента. Идея его создания была основана на мысли о возрастающей нестабильности мира. Дело в том, что ранее вопросы безопасности решались двух- или многосторонними переговорами. Однако уровень развития технологий создает такие проблемы и угрозы, которые затрагивают порой каждого жителя континента. К примеру, строительство атомных электростанций. В случае аварии пострадает не только население страны-владелицы данного предприятия. Последствия затронут всех жителей континента. Вопросы предотвращения угроз различного характера призван поднимать Совет Европы. Это площадка для высказывания и обсуждения различных точек зрения государств-участников. Своеобразная международная переговорная основа.

История создания

Существует СЕ с 1949 года. Договорились его учредить десять западноевропейских государств. Постепенно к ним стали присоединяться иные страны. Сегодня в него входит сорок одно государство. В их числе и РФ. Члены совета Европы имеют одинаковые права. Организация защищает принципы, являющиеся достоянием всех граждан стран-участниц. Ее создавали для того, чтобы иметь возможность объединить усилия для защиты свобод и прав жителей континента. Вопросы, рассматриваемые организацией, касаются всех сфер жизнедеятельности человека. Не последнее место в ее повестке занимают проблемы права, экономики, культуры.

Руководство

Для координации и направления деятельности столь сложного несколько структур. Руководящими органами считаются некоторые из них. В первую очередь министров. В него входят руководители внешнеполитических ведомств стран-участниц. Данный орган является высшим в Совете. В его функции входит принятие решений относительно работы организации, одобрение предложений Консультативной ассамблеи. Согласно плану Комитет министров заседает дважды в год, если не возникает форс-мажорных обстоятельств. На постоянной основе работает Консультативная ассамблея. Она состоит из депутатов, численность которых от соответствующего государства определяется народонаселением. Данный орган вырабатывает рекомендации, которые представляются на рассмотрение Комитета министров.

Данный орган вырабатывает свои собственные документы. Называются они конвенциями. В них рассматриваются в основном вопросы гражданских свобод. К примеру, существует Конвенция о защите национальных меньшинств. Документы эти охватывают широкий круг вопросов: от участия иностранцев в общественной жизни до противодействия пыткам или торговле людьми. Нормы, прописанные в данных договорах, носят рекомендательный характер. Для того чтобы они распространились на территорию государства, необходима ратификация. То есть конвенции рассматриваются соответствующим парламентом на предмет принятия решения о присоединении к ним.

Правовая деятельность

Основной целью работы организации является создание условий для достижения единства стран. Подобное невозможно без изучения и гармонизации правового пространства государств. Для работы в данной области создан занимающийся правами человека. Он рассматривает жалобы и стран-участниц. Принимает решения, обязательные для исполнения в них. Право Совета Европы - контролировать реализацию своих постановлений. Но он вмешивается только в тех случаях, когда соответствующее дело (жалоба) было рассмотрено национальными органами страны. То есть, чтобы обратиться в любое учреждение Совета Европы, необходимо пройти процедуру изучения вопроса у себя на родине. Дело, скажем прямо, долгое.

Путаница в лексике

Многие путают такие понятия, как Европейский совет и Совет Европы. Надо отметить, что это совершенно разные органы. Да и поле их деятельности пересекается не всегда. Европейский совет - политический орган. Он принимает решения по вопросам, связанным с внешним взаимодействием ЕС с иными государствами. Тогда как Совет Европы изучает состояние реализации прав граждан в странах-участницах. Области, как видите, отличны друг от друга, как небо и земля.

Членство РФ

Наша страна присоединилась к Совету Европы в феврале 1996 года. Хотя заявку подала четырьмя годами ранее. Дело в том, что необходимо было провести работу по изменению законодательства страны. Тем не менее сам процесс занял всего четыре дня. Комитет министров принял Заключение (№ 193), которым пригласил Россию стать членом организации. Затем были ратифицированы соответствующие конвенции парламентом страны. С тех пор РФ является полноправным членом организации. В заседаниях Парламентской Ассамблеи принимает участие восемнадцать депутатов от России. В 2014 году делегацию РФ лишили некоторых прав из-за украинского кризиса. Делегация решила не принимать участия в работе СЕ. Та же ситуация сложилась и в начале 2015 года.

В том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы. Заявку на вступление в Организацию подала Белоруссия. Статус наблюдателя при Комитете министров СЕ предоставлен США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану. Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ.

Согласно Уставу организации, "целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод".

Структура Совета Европы :

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 года - КМРВЕ.) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров (КМСЕ) - директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств‑членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге (Франция).

Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран‑участниц при Совете Европы.

Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам‑членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.

КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества - специализированных комитетов и групп различного уровня (более 100).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами - членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) объединяет 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует пять политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 10 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год. Главные цели ‑ развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге является контрольным механизмом Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Состоит из судей, число которых соответствует количеству государств‑участников ЕКПЧ. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств.

Генеральный секретариат , состоящий из примерно 1800 сотрудников. В сентябре 2009 года генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн Ягланд (Норвегия).

В 1999 году был утвержден пост Комиссара СЕ по правам человека . Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах ‑ членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций‑спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. "Частичные соглашения". В настоящее время Россия участвует в семи из них.

Бюджет организации формируется из взносов стран‑участниц. Регулярный бюджет Совета Европы на 2012 год составляет 240 миллионов евро . Взносы государств - 233,5 миллионов евро.

Штаб‑квартира Организации находится в Страсбурге, Франция. Официальные языки организации - английский и французский, во время сессий как рабочие языки также используются немецкий, итальянский и русский.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Совет Европы история создания; цели и принципы деятельности; компетенция СЕ; основные органы, компетенция, юридическая сила принимаемых решений; участники; достижения и проблемы деятельности. 4 ДБО 2 группа; Зенкин Дмитрий, Статиева Оксана, Александрова Бэлла

История создания Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль. В дальнейшем структура Совета Европы длительно обсуждалась ведущими политическими лидерами. Было две основных школы, предлагавшие различные структуры организации: согласно первой предлагалось построить классическую международную организацию с представителями стран-участниц, тогда как согласно второй предлагалось создание политического форума с парламентариями. В итоге оба принципа были взяты в основу учрежденных Комитета министров и Парламентской ассамблеи.

17 марта 1948 г. Францией, Великобританией, Бельгией, Голландией и Люксембургом был подписан Брюссельский пакт. в рамках Консультативного Комитета, объединявшего в своем составе министров иностранных дел пяти государств–участников Брюссельского пакта, получила развитие французско-бельгийская инициатива о создании Совета Европы. В результате в Лондоне была созвана дипломатическая конференция с участием пяти упомянутых стран, а также Ирландии, Италии, Дании, Норвегии и Швеции. Швейцария отклонила приглашение принять участие в конференции, сославшись на принцип нейтралитета. Итогом форума стало подписание 5 мая 1949 г. Устава Совета Европы. Одновременно было принято решение о принятии в Совет Исландии, Греции и Турции. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге.

Цели деятельности СЕ определены в ст. 1 гл. 1 Устава СЕ: «а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу. b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод. » Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сейчас деятельность СЕ охватывает все сферы жизни человека, кроме экономических и военно-политических вопросов.

Комитет министров Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии четыре раза в год. Страныпредседатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея ПАСЕ Председатель Заместители председателя (20 чел) Фракции: -Социалистическая группа; - Европейская народная партия; - Альянс либералов и демократов; - Группа европейских демократов; - Объединенные европейские левые. Бюро Ассамблеи Комиссии по направлениям деятельности: -Комиссия по политическим вопросам; - Комиссия по правовым вопросам и правам человека; - Комиссия по выполнению государствами своих обязательств и др.

Парламентская ассамблея Совета Европы Должность председателя переходит в порядке ротации от одной политической группы (фракции) к другой каждые три года. В ПАСЕ работают фракции, сформированные по политической ориентации их членов - «политические группы» . Председатель ПАСЕ, его заместители, председатели политических групп и комиссий составляют Бюро Ассамблеи. Оно руководит работой Ассамблеи путем подготовки повестки дня сессий и определения вопросов, заслуживающих разработки докладов. Пленарные сессии Ассамблеи проходят четыре раза в год и длятся по одной неделе каждая. Комиссии ПАСЕ проводят заседания по несколько раз в год. Как правило, они проходят в Париже или в одной из стран-членов по ее приглашению. Жан-Клод Миньон

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран - участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий девять лет. Запрещается любая деятельность, несовместимая с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет. Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции.

Рассмотрение дел в ЕСПЧ Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государствучастников конвенции их прав, признанных в конвенции или в протоколах к ней. Дела распределяются между четырьмя секциями суда, поэтому параллельно могут вестись сразу несколько дел. Обычно с целью рассмотрения дела собирается коллегия из трех судей, она рассматривает жалобу на предмет приемлемости. После признания приемлемым дело передается в Палату, где его рассматривает по существу группа судей, состоящая из семи человек. Палата принимает окончательное решение. Если сторон не устраивает решение, дело передают на рассмотрение в Большую Палату, состоящую из 17 человек. Она принимает окончательное решение, которое не подлежит дальнейшему обжалованию. Коллегия судей Палата Большая палата

Венецианская комиссия Является «частичным открытым соглашением» в рамках СЕ. Это означает, что члены СЕ не обязаны в ней участвовать и при этом членство в ней открыто (с согласия Комитета министров СЕ) для третьих государств; комиссия имеет собственный бюджет, отдельный от бюджета СЕ. Каждая страна-участник назначает в комиссию одного эксперта (и может назначить лицо, при необходимости его заменяющее) сроком на четыре года; эксперты должны работать как независимые специалисты, а не представители государств. Как правило, комиссия в полном составе собирается на четыре сессии в году. Председатель комиссии - Джанни Букиккио (Италия). Представитель от России – Председатель КС РФ В. Зорькин. Основная форма работы комиссии - анализ законов и законопроектов государств-участников, затрагивающих проблемы конституционного права, в том числе стандарты выборов, права меньшинств и др. Джанни Букиккио

Конгресс местных и региональных властей Европы Является форумом для проведения встреч и дискуссий представителей избираемых органов местной и региональной властей. Конгресс был учрежден в 1994 году и состоит из двух палат: Палаты местных властей Конгресса и Палаты регионов. например, безопасность в муниципалитетах, межкультурный и межрелигиозный диалог, миграция, культура, образование и многими другими. В связи с этим Конгресс поощряет эффективную организацию местных и региональных властей во всех государствах-членах Совета Европы, исследует состояние местной и региональной демократии, степень реального участия граждан в реализации власти, представляет интересы местных и региональных властей при выработке европейской политики, поощряет приграничное сотрудничество в целях установления и поддержания мира, толерантности и долгосрочного развития, а также создание Еврорегионов.

Конгресс собирается три раза в год. Участвуют делегации стран-членов Совета Европы, а также представители государств, не имеющих членства в Совете Европы, приглашенные в качестве наблюдателей. Конгресс формируется из представителей муниципалитетов и регионов, избираемых прямым голосованием. Ассамблея обеих палат Конгресса насчитывает 318 полноправных членов и 318 заместителей. Члены Конгресса группируются по национальным делегациям и в соответствии со своими политическими взглядами: PPE-DC (группа христианской демократической европейской партии), SOC (группа социалистов), GILD (независимая либерально-демократическая группа), NI (члены, не принадлежащие ни к одной из перечисленных политических групп Конгресса). В составе Конгресса также имеются четыре комиссии - институциональная, комиссия культуры и образования, комиссия социального взаимодействия, комиссия долгосрочного развития. Кейт Витмор

Европейская Комиссия по правам человека В состав комиссии входят 47 видных юристов (от государств, ратифицировавших конвенцию). Члены Комиссии избираются Комитетом Министров на основании списка, представленного делегацией каждого государства на Парламентской Ассамблее СЕ, они избираются на 6 лет и могут быть переизбраны. В качестве членов Комиссии они являются независимыми и не представляют государство, от имени которого туда направлены. Жалобы сначала рассматриваются Европейской Комиссией по правам человека, которая определяет их приемлемость. Если Комиссия сочтет, что жалоба правомерна, она пытается достичь компромиссного урегулирования спора, если не удается – устанавливает факт нарушения.

Секретариат СЕ Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. Секретариат состоит из Генерального Секретаря, Заместителя Генерального Секретаря и надлежащего персонала. Генеральный Секретарь и Заместитель Генерального Секретаря назначаются Консультативной Ассамблеей по рекомендации Комитета министров на 5 лет (с 1 октября 2009 г. – Турбьерн Ягланд). Другие сотрудники Секретариата назначаются Генеральным Секретарем в соответствии с административными правилами. Генеральный Секретарь несет ответственность перед Комитетом министров за деятельность Секретариата. Генеральный Секретарь несет обязанность по стратегическому управлению работой Совета Европы и его бюджетом, а также по общему руководству деятельностью организации и Секретариата.

Участники Страны-наблюдатели: США; Святой Престол Япония; Канада; Израиль; Мексика.

Проблемы деятельности: взаимоотношения с Россией Сегодня Россия в пятерке стран, выплачивающих самые высокие сборы за участие в СЕ, так, в 2010 г. – 29, 7 млн. евро, в 2011 г. – 34, 7 млн. евро. Но нельзя не упрекнуть СЕ в русофобских настроениях. Примеры: - Решение ЕСПЧ по делу «Илашку и другие против Молдавии и России» (было нарушено право на справедливое судебное разбирательство Илашку и троих его товарищей, осужденных на длительные сроки приднестовским судом за террористическую деятельность (Приднестровье не признано мировым сообществом, поэтому его судебные органы нельзя признать законными и беспристрастными), поэтому с Молдавии и России (контролировавшей, по мнению ЕСПЧ, приднестровский режим) компенсации в пользу Илашку); - введение ряда резолюций по несоблюдения прав народов Северного Кавказа (например, резолюции ПАСЕ от 4 ноября 1999 г. , 25 января 2001 г.).

Проблема деятельности СЕ в целом может реализовывать свои полномочия различными путями. Согласно ст. 15 Устава СЕ Комитет министров может реализовывать цели СЕ путем: -Заключения конвенций и соглашений; - даче рекомендаций правительствам стран-участниц; - проведения единой согласованной политики правительствами стран-участниц. ПАСЕ: -дача рекомендаций; - дача заключений по вопросам, переданным ей на рассмотрение Комитетом министров СЕ. Как видно, данные рычаги не совсем эффективны, зачастую реализация зависит от добропорядочности самих членов. Важнейший рычаг воздействия – решения ЕСПЧ, обязательные для исполнения. В противном случае радикальная мера – исключение из СЕ. Достижения – ратификация всеми участниками ЕКПЧ, других конвенций, как: конвенции о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам, об отмывании преступных доходов, о передаче осуждённых и др.

Совет Европы (СЕ) - одна из наиболее авторитетных и представительных международных организаций европейского континента.

Совет Европы объединяет 47 государств. Штаб-квартира СЕ расположена в Страсбурге (Франция). Россия стала членом организации 28 февраля 1996 года.

Статус наблюдателя предоставлен Ватикану, Канаде, Мексике, США и Японии.

Совет Европы основан 5 мая 1949 года десятью западноевропейскими государствами, подписавшими Устав СЕ (Лондонский договор 1949 г.) с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (ст.1 Устава). Отличительной чертой СЕ является выработка и принятие в его рамках юридически обязывающих международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе таких как противодействие терроризму, вопросы уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение, защита детей и др.

В соответствии с Планом действий и Итоговой декларацией 3-го (Варшавского) саммита СЕ 2005 г., задачи были обновлены и расширены. Появились такие направления как взаимодействие в экологии и информации Значительное внимание уделяется защите личности от новых вызовов, включая борьбу с терроризмом, отмыванием денег, коррупцией, торговлей людьми, незаконным оборотом человеческими органами, насилием в отношении детей и женщин, а также политическим вопросам, связанным с укреплением демократической стабильности на континенте.

Должность Генерального секретаря Совета Европы создана в соответствии с Уставом Совета Европы. Он назначается по представлению КМСЕ. Генеральный секретарь несет общую ответственность за руководство Советом Европы и представляет организацию в международных контактах. Занимающий в настоящий момент данную должность Торбьорн Ягланд впервые был избран Генеральным секретарем в 2009 г. и переизбран в 2014 г. на срок до 2019 г. Т.Ягланд руководит Секретариатом Совета Европы, который оказывает ему помощь в выполнении функций Генерального секретаря.

Габриэлла Баттаини-Драгони занимает должность заместителя Генерального секретаря с 2012 г. (переизбрана на этот пост в июне 2015 г.). В ее функции ходит наблюдение за реализацией инициатив Генерального секретаря в соответствии с решениями и приоритетами КМСЕ.

Бюджет Организации формируется на двухлетней основе из взносов стран-участниц. Главные плательщики: Россия, Франция, Германия, Италия, Великобритания, с 2016 г. – Турция. Общий объем бюджета СЕ на 2017 г. составляет 328 137 135 евро.

Взносы Российской Федерации в бюджеты Совета Европы c учетом участия в частичных открытых соглашениях в 2017 г. составили 32 870 299,5 евро (с учетом возврата неиспользованного остатка за 2016 г.). При этом взнос России в Регулярный бюджет СЕ составил 27 228 612,69 евро.

Основными структурами, обеспечивающими сотрудничество стран-членов СЕ являются Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров является единственным органом, действующим от имени Совета Европы (ст.13 Устава). Сессии КМСЕ на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в столице государства, председательствующего в СЕ. Между сессиями КМСЕ еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы.

Решения КМСЕ имеют форму резолюций и рекомендаций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются юридически необязательными. Комитет министров может также принимать заявления по текущим политическим вопросам.

КМСЕ контролирует и координирует разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества – специализированных комитетов и групп различного уровня (более ста).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами - членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение шести месяцев. С 19 мая по 10 ноября 2006 г. в КМСЕ председательствовала Российская Федерация.

Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ, пространственного планирования и т.д.).

На нерегулярной основе проводятся встречи глав государств и правительств Совета Европы («саммитов СЕ»), в ходе которых принимаются решения о целях и направлениях деятельности Страсбургской организации на последующие годы. В общей сложности состоялось три саммита СЕ (первый – 8-9 октября 1993 г. в Вене, второй – 10-11 октября 1997 г. в Страсбурге, третий – 16-17 мая 2005 г. в Варшаве).

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) – уставной орган Совета Европы, выполняющий консультативные функции. Она может обсуждать и давать рекомендации по любому вопросу, отвечающему цели и относящемуся к компетенции Совета Европы. Состоит из представителей парламентов стран-членов. Пленарные сессии проходят четыре раза в год.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы консультативный орган Совета Европы, состоящий из представителей местных и региональных органов власти государств-членов СЕ. Согласно Уставной резолюции (94)3 о создании КМРВЕ, КМСЕ и ПАСЕ консультируются с Конгрессом по вопросам, которые могут затрагивать компетенцию и основные интересы местных и региональных органов власти европейских стран. КМРВСЕ состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. Пленарные заседания проходят два раза в год (в марте и октябре).

Конференция международных неправительственных организаций при Совете Европы анализирует практический опыт СЕ по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов.

Членство в Конференции могут получить неправительственные организации, отвечающие следующим условиям: представленность в «значительном числе европейских стран»; деятельность, относящаяся к мандату СЕ и направленная на достижение европейского единства; возможность активно участвовать в работе организации.

В состав КМНПО входят около 400 организаций. Пленарные заседания КМНПО проходят дважды в год (январь и июнь, приурочена к сессиям ПАСЕ).

Главным направлением деятельности Совета Европы является создание единого панъевропейского правового пространства. С этой целью осуществляется разработка советоевропейских конвенций, устанавливающих принципы и направления сотрудничества государств-членов во всех областях, относящихся к компетенции СЕ. К настоящему моменту система конвенций СЕ охватывает более 210 нормативных документов (многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним). Россия ратифицировала 65 договорно-правовых акта СЕ. Еще 16 конвенций и протоколов подписаны и ожидают ратификации (по состоянию на октябрь 2017 г.).

Важнейшие из конвенций предусматривают создание и функционирование особых органов, обеспечивающих постоянный контроль за выполнением подписавшими их государствами-членами своих обязательств.

Фундаментальное значение для деятельности СЕ имеет Европейская к онвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) (открыта к подписанию в 1950 году, вступила в силу в 1953 году), присоединение к которой обязательно для всех государств-членов СЕ и стран-кандидатов (новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года).

Стержнем ЕКПЧ является ее контрольный механизм в лице Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Парламентская ассамблея избирает по одному судье от каждого государства-члена СЕ. Решения Суда являются окончательными и обязательными к исполнению. Контроль за их реализацией осуществляет КМСЕ.

Пост Комиссара Совета Европы по правам человека учрежден в мае 1999 года. Комиссар избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок без права переизбрания из числа трех кандидатов, отобранных КМСЕ.

Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах-членах СЕ. Хотя Комиссар не вправе рассматривать индивидуальные жалобы, в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся общей правозащитной ситуации в государствах-членах СЕ.

В рамках своего мандата Комиссар тесно взаимодействует с КМСЕ и ПАСЕ по вопросам защиты прав человека; поддерживает деятельность профильных национальных структур (омбудсмены или аналогичные институты) и активно сотрудничает с ними; взаимодействует с международными учреждениями в деле содействия защите и поощрению прав человека. Комиссар представляет КМСЕ ежеквартальные и ежегодные доклады о своей работе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!