Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сочельник или Чего «до первой звезды нельзя»? «До первой звезды»: история и традиции Рождества.

Москва, 6 января. Православный мир готовится к встрече Рождества. Сочельник - самый строгий день рождественского поста. До первой звезды нельзя есть ничего. Об истории и традициях праздника в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал священник Русской православной церкви иерей Николай Конюхов.

- Отец Николай, расскажите о традиции поститься до первой звезды. Как она появилась?

Николай Конюхов : К любому празднику, тем более такому великому, как Рождество, требуется подготовка. Мы к любому событию готовимся, будь то свадьба, день рождения, экзамен. Поэтому когда православный мир встречает пришествие Спасителя, конечно, человек не может после гуляний, веселья, прийти на праздник неподготовленным. И подготовка наша выражается в том, что мы постимся. Пост - это некий путь, ведущий нас к празднику. И когда остается всего несколько дней до самого события, человек замирает. Он старается отказаться от всего привычного - от вкусной пищи, развлечений, любимого сериала вечером - и готовится целиком и полностью, сосредотачивается, чтобы не упустить важный момент. Потому что если человек рассеян, то Рождество может промчаться мимо как поезд в метро, и он даже не заметит. И поэтому человек максимально сосредотачивается. В частности, не ест ничего до первой звезды. Что это означает?

Звезда - это символ в христианстве, в православной церкви. Звезда символизирует свечу, которую выносят в центр храма после богослужения, в сочельник, и первый раз поется тропарь Рождества Христова. То есть скоро уже начинается праздник. И до этой первой звезды ничего не разрешалось есть, то есть до дня 6 января, а после этого разрешалось вкушать только сочево, поэтому и называется сочельник. Это блюдо из пшена и сухофруктов, которое вкушали, чтобы максимально подготовиться к рождественской службе.

- Что обязательно должен сделать верующий перед Рождеством?

Николай Конюхов : Перед Рождеством и в само Рождество верующий должен понимать, что праздник - это два момента. Первый - смысл самого праздника, второй - традиции, внешнее. Прежде всего, человек должен подготовиться в духовном плане - пройти рождественский пост, постараться примириться со своими родными и близкими. Постараться максимально подготовиться к богослужению и прийти исповедовавшись и причастившись на сам праздник.

Елка, подарки, Санта-Клаус - это, конечно, все замечательно, но в первую очередь Рождество - это праздник рождения Христа в мир. И было бы странно, что в день рождения Христа мы к нему не придем в гости, в его дом, в церковь, и ограничимся лишь поеданием вкусной еды у себя дома. Поэтому есть самая главная часть, смысловая, богослужебная. Каждый православный человек, подготовившись, должен участвовать в богослужении.

Есть некие традиции, связанные как раз с рождественской елкой, с тем, что Рождество - это детский праздник радости, поскольку Христос рождается, дети видят этого бога-младенца и приходят, чтобы поклониться Христу, порадоваться вместе с ним. И взрослые дарят детям подарки. А дети приносят Христу свои подарки. Это хорошее поведение, удачное окончание учебного полугодия, некая детская чистосердечная любовь и радость.

Продолжение интервью смотрите в видеоверсии.

Рождественский сочельник: обычаи

6 января в России отмечают Рождественский сочельник - канун Рождества Христова. В церковной традиции Навечерием Рождества Христова, или Рождественским сочельником, называют последний день Рождественского поста, день, предшествующий празднику Рождества Христова.

По церковной традиции Рождественским сочельником называют иначе навечерием этого великого праздника. А слово "сочельник" происходит от названия блюда из вареной пшеницы, или риса, с медом - "сочива". Сочивом было принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.

В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост.

Какие блюда готовят

Разговляться принято сочивом или кутьёй. Так делается и в воспоминание древнего обычая, когда готовящиеся к крещению, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд - символ сладости духовных даров. В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой".

Согласно русским обычиям, в Сочельник вся семья постилась, и только с первой звездой все садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья, а также компот (узвар) или кисель; в зажиточных семьях стол украшал и фигурный мармелад.

В некоторых регионах существует традиция выпекать к празднику фигурки животных. С вечера, ближе к полуночи, начиналось колядование с песнями и колядками.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки.

Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.


Рождественский сочельник: приметы, что нелья делать

Издавна наши предки очень строго придерживались народных примет на Рождество. Ведь именно в этот праздник они могли определить ход событий грядущего года.

Ясная погода на Рождество – хороший урожай будет летом и осенью.

Если небо звездное – будет приплод скота, а также хороший урожай грибов и ягод.

Снежная метель на Рождество Христово – следует ждать хорошего урожая пшеницы. Кроме того, метель – хороший знак для пчеловода, ведь она предвещает хорошее роение пчел.

А вот если праздник выдался теплым, ждите холодной весны.

Оттепель на Рождество – к плохому урожаю овощей.

Идет снег хлопьями или лежит иней – к хорошему урожаю хлеба.

Наши предки утверждали, что работать и заниматься хозяйственными делами в Рождество Христово – грех. Ведь так вы можете нагнать нечистой силы в дом.

Особенно плохой приметой на Рождество считалось шитье. Наши предки утверждали, что тот, кто шьет в этот большой праздник, накликает слепоту на кого-то из своей семьи.

Еще есть примета, которой многие доверяют и по сей день – как проведешь Рождество, такой и год будет.

Очень важно, чтобы в Святвечер был богатый стол из 12 постных блюд – тогда в доме будет достаток весь год.

Нельзя ссориться с родными – тогда проживете весь год в разногласии.


Практически каждому человеку знаком такой обычай, как украшение новогодней елки звездой. Но мало кто задумывается, почему и для чего ею принято украшать верхушку праздничной ели. Новогодняя звезда - это неизменный атрибут Нового Года, новогодний ритуал, которому исполнилось уже не одно столетие.

История новогодней звезды

На самом деле, это не просто обычай, а знаковый жест, дань памяти великому событию, которое произошло более 2000 лет назад. Конечно же, речь идет о рождении Иисуса Христа. Так получилось, что Новый год отмечается в европейских традициях практически в одно время с Рождеством Христовым, причем абсолютно неважно — православный это праздник или католический. У католиков Рождество — 25 декабря, а у православных — 7 января. По старому стилю раньше всегда праздновали Рождество до 1 января, поэтому во всем христианском мире украшали елку специальной игрушкой — звездой.

Эта звезда носит название Вифлеемской. В Вифлееме родился Иисус, а волхвы, которые присутствовали при этом событии, видели данный символ прямо над местом рождения Спасителя. С того момента восьмиконечная звезда и стала символом его Рождества, а позднее и Нового года.

Традиции новогодней звезды

Первая и самая главная традиция — это украшать новогодней звездой верхушку елки, символизируя этим появление той самой знаковой звезды на небе во время Рождества. Этой традиции отдается уважение во всех европейских странах и католическо-православных культурах по всему миру.

Как известно, волхвы принесли свои дары ко дню рождения младенца Иисуса, символизируя свое уважение к Богу и к пророчеству, связанному с Христом. Именно поэтому неслучайным является обряд и традиция класть подарки под елку, на которой красуется звезда. Это символизирует принесение даров самому Богу. Таким образом, новогодняя восьмиконечная звезда напоминает нам об одном из самых важных моментов мировой истории и истории христианства в частности.

Новогодняя звезда символизирует исполнение пророчества и вселенскую радость. Поэтому и у людей не религиозного склада этот символ ассоциируется с благополучием, приносит любовь и сближает людей. Желаем, чтобы и вам новогодняя звезда подарила добро, счастье и любовь. Проявляйте уважение к древним традициям и не забывайте нажимать на кнопки и

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она – первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» – Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» – Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г. он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, – пишет он в сочинении «Против Цельса», – которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени моги расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» – пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда – не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI – нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» – говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в воем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, – призывает нас святитель Григорий Богослов, – принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).

Сегодня уже позабыт, к сожалению, великий церковный праздник сочельник. Что это такое, теперь знают единицы. А во времена наших прабабушек его славили более, чем Рождество Христово. Расскажем о том, как готовились к этому дню и как отмечали его наши далекие предки.

Что такое сочельник перед Рождеством?

Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» - это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей. Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы.

Когда празднуется?

Наши далекие предки очень любили сочельник. Когда начинается он, знали все, от мала до велика. Святую традицию его празднования чтили и передавали из поколения в поколение. Примечательно, что много лет назад сочельник отмечался не один раз в год, а несколько. Так, 24 декабря (по старому стилю), или 6 января (по новому) люди праздновали канун (навечерие) Рождества Христова. Именно этот день сегодня и принято называть сочельником. Но также соблюдали данную традицию и накануне Богоявления - 5 января (по старому стилю), или 18 января (по новому), и на Благовещение, и в субботу первой седмицы Великого поста.

Сочельник в разных странах

Многие государства сегодня отмечают этот большой церковный праздник. Русская православная и греко-католическая церкви чествуют его 6 января (по Юлианскому календарю). С 7 по 19 января - время Святок (когда уже закончился сочельник). Что это такое, знают теперь, пожалуй, только в деревнях. О том, как проводятся эти две святочные недели, будет рассказано ниже. Страны, которые живут по Грегорианскому календарю, отмечают Рождественский сочельник 24 декабря. Примечательно, что название у данного праздника в разных государствах отличается. Так, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине это Бадняк, или Баднидан, в Словении - Sveti večer, в Болгарии - Бъдни вечер, в Украине - Святвечір.

Православный сочельник

Известно, что данному празднику предшествует строгий который длится с 28 ноября по 6 января. В сочельник у православных принято не есть до первой звезды. Ее появление связано с преданием о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении святого младенца. Вечером люди на стол не собирали и ужинать не садились. Делать это можно было с появлением на небосклоне первого огонька. После этого наши предки накрывали стол белоснежной скатертью, клали на него пучок сена в память о яслях, где родился Спаситель, и ставили двенадцать постных блюд - по числу учеников Иисуса Христа. Ели сочиво и славили Господа.

Традиция в католичестве

Перед сочельником убирались в доме, стараясь заглянуть во все уголки. А затем жарко топили баню, мылись и меняли одежду. Люди считали, что в чистоте нужно держать и тело, и мысли. Поэтому прежде, чем сесть за праздничный стол, они зажигали свечи у икон в доме и творили

Народные приметы на сочельник

На праздник на стол с белой скатертью ставили и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет - придется затянуть пояса потуже.

Вечером смотрели в окошко: если ночь ясная и звездная - лето будет щедро на урожай ягод, а год будет хорош для приплода домашнего скота.

Если перед сочельником разыгралась метель - пчелы будут хорошо роиться.

Какого числа сочельник? 6 января. Самый разгар русской зимы. Ожидалось, что на дворе в это время будут свирепствовать морозы. Однако не всегда бывает именно так. Неожиданно могла начаться оттепель. И если вдруг случится на праздник капель, значит, не стоит ждать доброго урожая со своего огорода. А вот греча наверняка будет хороша.

На праздник иней на деревьях - к добрым хлебам.

Праздничное богослужение в церкви

Как церковь отмечает праздник сочельник? У православных людей и по сей день сохранилась традиция после вечерней трапезы посещать храм для того, чтобы совершить всенощное Рождественское бдение. Там в это время совершается служба, состоящая из Великих часов с чтением отрывков из Евангелия и краткого свершения Изобразительных. Проходит она следующим образом: священнослужители читают молитвы на амвоне и облачаются. Затем наступает время Великой Вечерни с чтением паремий и Литургии Василия Великого, в конце которой совершается Великое водосвятие.

А вот как отмечается католический сочельник в церкви. Здесь, как обычно, 24 декабря утром служат мессу по чину Адвента, а навечерие Рождества начинается затемно, в полночь. В некоторых странах Европы и Польше эту служба называется «пастыркой».

Мы рассказали о большом церковном празднике, предваряющем Рождество Христово, который называется сочельник. Что это такое, как его отмечали, какое значение он имел в религии разных стран - всю необходимую информацию можно найти в этой статье.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!