Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сильный мальчик брюс хлебников. Брюс ли

Наверное, все в нашей стране знают имя человека, прославившего Россию на весь мир своей экстраординарной силой. Брюс Хлебников неоднократно был занесён в Книгу рекордов Гиннеса благодаря своим физическим способностям. Этот парень, без преувеличения — просто чудо. Только подумать, что человек, с виду такой же, как и все остальные, может с лёгкостью тащить пассажирский автобус с людьми, самолёт или даже огромный пароход! И при этом Брюс Хлебников не изуродован торчащими буграми мышцами, как у многих культуристов. Его фигура, скорее, напоминает сложение легкоатлета. Несмотря на огромную популярность по всей стране, Брюс Хлебников в личной жизни остаётся скромным и вежливым парнем. Он молод и достаточно привлекателен. И в связи с этим возникает закономерный вопрос — какой должна быть жена Брюса Хлебникова ?

Помимо просто ошеломительной физической силы, парень отличается от простых людей ещё и тем, что способен быстро поглощать необходимые ему знания. Всё даётся ему очень легко. Такие способности проявились ещё в раннем детстве, когда Брюс вначале освоил каратэ, затем — ушу. Причём несмотря на юный возраст, в обоих видах единоборства он достиг практически совершенства. Примечателен также тот факт, что в детстве Брюс Хлебников не учился в школе, зато с лихвой восполнил уже все школьные знания и без труда поступил в академию безопасности. Идя по жизни, встречая интересных людей, Брюс Хлебников быстро впитывает в себя их знания и умения, вмещая в одном себе всех тех, кто чем-то запомнился ему когда-то.

В связи с этим, достойной женой для такого парня будет девушка, которая так же, как и он, сможет всю жизнь находиться в процессе эмоционального и духовного роста, а не застынет на месте, достигнув определённого возраста. По его собственному признанию, девушка должна быть, прежде всего, скромной, а затем — разной. Это просто необходимо для того, чтобы Брюс Хлебников мог чувствовать себя с ней, как с равной, проживая вместе жизнь. Такому критерию, безусловно, очень сложно соответствовать.

Пока Брюс Хлебников так и не встретил свой идеал, ту единственную, которая могла бы стать его женой и сопровождать так щедро одарённого природой супруга по жизни, всю его семью составляла мама, которая вовремя разглядела и смогла развить удивительные способности сына. Однако с некоторых пор на странице Брюса Хлебникова в социальных сетях появилось много фотографий с одной миловидной девушкой. А недавно — даже запись о том, что парень помолвлен с Марией Дорохиной. Именно так зовут спутницу жизни Брюса Хлебникова. Искренне желаем им счастья!

Брюс Ли (1940-1973) – американский и гонконгский актёр кино, сценарист и режиссёр, продюсер, философ, пропагандировал боевые искусства, являлся мастером восточных единоборств и постановщиком боевых сцен и трюков.

Детские годы

Брюс Ли появился на свет в американском городе Сан-Франциско. Это было 27 ноября 1940 года, по восточному календарю – Год Дракона. В больнице китайского квартала на Джексон-Стрит между 6 и 8 часами утра (это время считается часом Дракона) родился мальчик, которому родители дали имя Ли Сиу Лунг, что в переводе с китайского языка означало «Маленький Дракон».

У китайцев было принято давать детям несколько имён, чтобы уберечь их от злых духов, поэтому мама назвала мальчика ещё одним именем Ли Джан Фан, что в переводе с китайского означало «Возвращайся назад». А одна из медсестёр, принявшая мальчика, предложила для него американское имя – Брюс. В общем, взяли частично из всех вариантов имён и в свидетельстве о рождении, которое выдали в китайской больнице Сан-Франциско, написали Брюс Ли. Хотя таким именем появившегося на свет ребёнка ещё очень долго никто не называл.

Его отец, Ли Хой Чуэн, был актёром-комиком в «Кантовайэ Опере Комнани» (это своего рода китайский вариант варьете и мюзик-холла). Он достаточно хорошо зарабатывал и в момент рождения сына находился вместе с женой на гастролях в Америке. Когда стало понятно, что супруга вот-вот должна родить, Ли Хой Чуэн оставил её в родильном доме Сан-Франциско.

Мама, Грейс Ли, была евроазиатского происхождения, её отец китаец, а мать – немка. В Гонконге она воспитывалась в семье местного магната Роберта Хотхуна.

Впервые Брюс Ли появился на киноэкране в возрасте 3-х месяцев в роли девочки-младенца в картине «Золотой ворот девушки».

В 1941 году родители с малышом Брюсом вернулись в родной Гонконг, где и прошли детские годы мальчика. Рос он невероятным шкодником, второго такого в Гонконге трудно было отыскать. Весь квартал не знал от него покоя, по городу он не ходил, а носился, с кем попало дружил, у уличных торговцев воровал яблоки с лотков. И что считалось особенным грехом для китайцев, Брюс совершенно не слушался своих родителей.

Отец Брюса Ли, несмотря на то, что прилично зарабатывал, тратил деньги вовсе не на детей, а на развлечения и женщин, которые обожали актёра-комика. У него было несколько квартир, которые он сдавал в аренду, по тем временам это считалось целым состоянием.

Тем не менее семья жила в таких условиях, от которых бы пришёл в ужас любой американец или европеец. Одна единственная большая комната, где спали все вместе – отец с матерью, дети, бабушки с дедушками, слуги и собака (у них была большая немецкая овчарка). Посередине этой комнаты стоял огромный стол, за которым и ели, и учились, и играли.

Вода подавалась в дом один раз в неделю на несколько часов, ею заполняли любую пустую посуду. Понятия «ванна» для обитателей этого дома не было. В лучшем случае семейству удавалось принять душ на кошачий манер, растирая по телу капли и брызги. Но они свято были уверены в том, что точно также живут и в губернаторских дворцах, потому что большинство остальных китайских семей жили ещё хуже, в жалких и тесных лачугах.

Обучение

В возрасте шести лет Брюса отдали на обучение в иезуитскую школу. Казалось бы, иезуиты, уже столько лет занимавшиеся в Китае миссионерской работой, без труда должны были справиться с маленьким Ли. Но с этим шустрым, хилым и худеньким ребёнком они ничего не могли поделать. Его не привлекали ни английский язык, ни арифметика, хотелось только с кем-нибудь подраться и разбить нос.

Тем не менее его наставники через много лет вспоминали Брюса Ли как умного, живого и восприимчивого мальчика. Главное ‒ было найти к нему мягкий подход, занять его воображение чем-то интересным. Но со временем и их терпению пришёл предел, Брюса отчислили из школы.

Несмотря на внешнюю щуплость и хилость, его ничего так не интересовало в жизни, как драки. Он был абсолютно бесстрашным и увёртливым, постоянно участвовал во всевозможных уличных разборках, не обращая при этом внимание на вес и рост своих соперников. Повод для драки находил в любом непонравившемся ему взгляде, вздохе или плевке встречного мальчишки. Очень часто ему доставалось, причём немало, иногда Брюса били по два раза за день. Мать причитала по вечерам, штопая разорванную одежду и промывая ссадины, а отец читал нотации.

Но зато скупой папаша, который не слишком любил давать деньги своим детям, расщедрился и выделил Брюсу Ли определённую сумму на уроки кунг-фу (12 долларов за одно занятие). Ему так надоели все эти синяки и раны, что он понадеялся, если сын пойдёт обучаться восточному единоборству, то весь этот беспредел закончится.

Учителем Брюса Ли стал бывший полицейский из города Намхоэ, который бежал в Гонконг от преследований Мао Цзедуна. Ип Ман открыл в Гонконге свою школу и зарабатывал деньги на том, что из уличных шалопаев, типа Брюса Ли, воспитывал настоящих бойцов. Тренировки были сложными, каждый день приходилось бегать по 5 км, заниматься акробатикой и боями в полном контакте, бесконечно бить по мешкам, наполненным песком, и делать несколько сотен отжиманий. В результате Брюс в совершенстве овладел техниками бокса и дзюдо, вин-чун и джиу-джитсу, мастерски владел нунчаками, а позднее разработал новый стиль в кунг-фу – джиткундо.

Одновременно с занятиями кунг-фу Брюс Ли в возрасте 12 лет поступил в престижный колледж всестороннего развития Ля Саль. Однако учёба вовсе не интересовала его, оценки он получал плохие, с одноклассниками общего языка не находил. Тем не менее занятия кунг-фу пошли подростку на пользу, он уже не был таким озорным, после тренировок болела каждая косточка, и на проказы просто не оставалось сил.

Вдобавок ко всему в 14-летнем возрасте Брюс Ли стал обучаться танцам ча-ча-ча. А спустя четыре года выиграл танцевальный чемпионат в Гонконге.

В 18 лет Брюс Ли превратился в короля школы, на улице с ним никто не вступал в споры. Он бриолинил и зализывал волосы, тщательным образом наглаживал сам свой чёрный костюм, не доверяя это матери, красивым узлом завязывал тоненький галстук. Одним словом – красавчик, очень был похож на танцора из варьете.

Кинокарьера

В 1946 году на экраны вышла картина, в которой Брюс Ли сыграл свою первую значительную роль. Это был фильм «Зарождение человечества», как впоследствии считал сам актёр, именно с этого момента и началась его карьера в кино.

К 18 годам в его послужном актёрском списке накопилось уже около 20 ролей в китайских фильмах. В 1958 году вышла картина «Сирота», где Брюс Ли снялся в главной роли. В его карьере это был последний фильм, где он играл подростка и где пока ещё не использовал своё мастерство восточных единоборств.

В 19-летнем возрасте Брюс Ли, имевший по праву американское гражданство (так как родился в Америке), отправился в Сан-Франциско, а оттуда в Сиэтл. Там он обратился к знакомой своего отца, которая содержала ресторан, и она взяла Брюса к себе на работу официантом.

Работая в ресторане, Брюс много времени уделял учёбе, занимался изучением искусства, прошёл обучение в Технической школе Эдисона и на философском факультете Вашингтонского университета. Во время учёбы Брюс часто давал лекции, где обучал американцев восточным единоборствам. Вскоре этот его талант заметили кинопродюсеры и режиссёры, Брюса Ли стали приглашать на съёмки в сериалы.

Он очень быстро стал популярным в Америке, у Брюса Ли появились не только поклонники, но и ученики. Вскоре он открыл школу боевых искусств, где преподавал собственно разработанный стиль джиткундо. Его уроки стоили дорого и могли обеспечить ему безбедное проживание с женой и детьми, но Брюс хотел сниматься в большом кино, а Голливуд ему таких ролей не предлагал.

В 1971 году Брюс принял решение возвращаться в Гонконг. Там как раз только что открыли новую киностудию, и он договорился с директором, чтобы его сняли в главной роли и разрешили самому поставить боевые сцены. Директор пошёл на риск, но не зря, успех картины « Большой босс» был оглушительным, а Брюс Ли перевернул с ног на голову все былые представления о боевых киноискусствах. Сначала азиатские зрители восторгались мастерски и натурально снятыми боевыми сценами и каждым отточенным движением Ли, а потом эта волна прокатилась и по всему миру.

Следующие два фильма, уже с более приличными бюджетами, «Путь дракона» и «Кулак ярости» сделали из Брюса Ли суперзвезду. Эти картины по кассовым сборам побили все рекорды.

Невероятно талантлив он был в качестве постановщика боевой хореографии. На него ориентировались многие звёзды кинокаратэ того времени, Арнольд Шварценеггер всегда считал фигуру Брюса Ли идеалом, ведь тот подвергал себя немыслимым нагрузкам и развил своё тело до совершенства. Об этом говорят такие факты, как отжимание на двух пальцах одной руки либо подтягивание, используя для обхвата перекладины один лишь мизинец.

Всего Брюс Ли снялся в 36 фильмах, почти столько же картин снято о его жизни и творчестве. Последней оконченной картиной с его участием была лента «Выход дракона».

Личная жизнь

Во время учёбы в Вашингтонском университете Брюс познакомился с 17-летней девушкой Линдой Эмери. Он проводил специальную лекцию, где демонстрировал свои способности в кунг-фу. На первую лекцию Линда попала случайно, а потом продолжила брать уроки. Молодые люди познакомились и полюбили друг друга. Летом 1964 года состоялась их свадьба.

В 1965 году у супругов родился сын Брэндон, а в 1969 году дочь Шеннон.

Трагическая судьба ждала Брэндона, он погиб совсем молодым на съёмочной площадке. В финальной сцене в его персонажа стреляли из пистолета, во время съёмок выстрел оказался не холостым, Брэндон был ранен в живот, пуля застряла в позвоночнике. Через 12 часов он умер от потери крови. Ему едва исполнилось 28 лет, а через 17 дней должна была состояться свадьба. Брендон погиб ровно через 20 лет после смерти отца, похоронены они рядом в Сиэтле.

Шеннон Ли также стала актрисой, но сейчас она занята тем, что вместе с мамой и своим мужем управляет Фондом Брюса Ли.

Смерть

Брюс Ли работал над новым фильмом «Игра смерти». Во время съёмок ему стало очень плохо, он упал, стал задыхаться, терять сознание и биться в судорогах, при этом глаза его были открыты, но абсолютно не реагировали на свет. Через три минуты он пришёл в себя. После этого случая лучшие американские доктора обследовали его, но ничего не нашли, решили, что в тот момент у Брюса просто повысилось внутричерепное давление.

Спустя два с половиной месяца Брюс Ли со своим напарником по фильму «Игра смерти» поехали на квартиру к актрисе Бетти Тинг Пей, которая исполняла в картине главную роль, чтобы обсудить кое-какие детали. Втроём они работали над сценарием, как вдруг у Брюса внезапно заболела голова. Бетти дала ему обезболивающее средство, которое ей самой недавно прописал доктор, – эквиагезик (разновидность аспирина). Он выпил таблетку, а до этого принял несколько лёгких коктейлей.

Вечером его напарник стал собираться на встречу, а Брюс почувствовал себя плохо и прилёг на кровать. Он заснул и больше уже никогда не проснулся. Вскрытие показало, что Брюс умер от отёка головного мозга, который был вызван аллергией самого здорового человека в мире на банальную таблетку аспирина.

Слухов о причине его смерти было невероятно много. Одни говорили, что при вскрытии в желудке Брюса были обнаружены следы марихуаны, якобы он сидел на наркотиках, чтобы поддерживать такую форму. Другие пытались доказать, что его погубил своим «смертельным прикосновением» шифу, который завидовал Брюсу и не желал, чтобы тот обучал восточным единоборствам европейцев и американцев. Некоторые утверждали, что смерть была инсценировкой.

Официальную церемонию похорон провели в Гонконге, а затем Брюса Ли захоронили в Сиэтле. Спустя пять лет, в 1978 году, вышел фильм с его последней ролью «Игра смерти», он появляется на экране всего в течение 28 минут, всё остальное время играет актёр, похожий на Брюса.

Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань).

Яков Вилимович Брюс. С гравюры начала XVIII века.

Царевна Софья в окружении семи медальонов с аллегориями добродетелей. Гравюра 1688 года.

Молодой Петр I. Гравюра Шхонебека. 1703 год.

Граф Борис Петрович Шереметев. Гравюра Петровского времени.

Портрет графа Андрея Ивановича Остермана. Неизвестный художник второй четверти XVIII века.

Екатерина I. Гравюра И. Зубова. 1721 год.

Сухарева башня в Москве. Гравюра начала XIX века.

Когда юный царь Петр начал собирать потешное войско, под его знамена встали два недоросля, братья Роман и Яков Брюсы. Их дед Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII века оставил родину, охваченную огнем Великой английской революции, и отправился искать счастья в далекую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, возглавлял псковский полк и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вилим дослужился до полковника и погиб под Азовом.

Яков Вилимович Брюс был на два с лишним года старше царя Петра. И в то время, когда Петр с юношеским азартом предавался под Москвой "марсовым потехам", Яков уже вполне познал тяготы и смертельные опасности настоящего ратного дела. Он участвовал в двух крымских походах, организованных фаворитом Софьи В. В. Голицыным. Москва, в которую вернулся Брюс, затаилась в предгрозовом ожидании: борьба за царскую корону между Софьей и подросшим Петром достигла кульминации. Неожиданно Петр уехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, собирая вокруг себя всех сторонников. Исполнительный Брюс вместе с потешными прибыл в лавру, и с этого момента его судьба оказалась тесно связанной с судьбой русского царя.

Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам. Брюс привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии, которую намеревался отпечатать за границей. Но сам был нездоров: перед отъездом из Москвы в доме князя-кесаря Ф. Ю. Ромодановского он получил сильный ожог руки. Петр во время длительных отлучек из Москвы передавал князю-кесарю бразды правления, относился к нему с подчеркнутым уважением и в письмах смиренно подписывался: "Всегдашний раб пресветлейшего вашего величества бомбардир Петр". Но обида Петра на Ромодановского, не уберегшего его друга, была настолько велика, что в гневе, забыв церемонно-учтивый этикет прежних посланий, он написал:

"Зверь! Долго ли тебе людей жечь? И сюды раненые от вас приехали". А насчет пристрастия Ромодановского к крепким напиткам, на аллегорическом языке именуемым Ивашкой Хмельницким, была недвусмысленная угроза: "Перестань знатца с Ивашкою, быть от него роже драной". Князь-кесарь, грозный глава Тайного приказа, ответил с невозмутимым достоинством: "В твоем же письме написано ко мне, будто я знаюся с Ивашкою Хмельницким; и то, господине, неправда... Неколи мне с Ивашкою знатца, всегда в кровях омываемся; ваше то дело на досуге стало знакомство держать с Ивашкою, а нам недосуг. А что Яков Брюс донес, будто от меня руку обжег, и то сделалось пьянством его, а не от меня". Петр сбавил тон и предпочел шуткой заключить мировую: "Писано, что Яков Брюс с пьянства своего то сделал; и то правда, только на чьем дворе и при ком? А что в кровях, и от того, чаю, и больше пьете для страху. А нам подлинно нельзя, потому что непрестанно в ученье".

Брюс тоже прилежно принялся за ученье. Вместе с Петром, - входя в состав великого посольства, - он посетил Англию. В Лондоне русский царь и Брюс встречались и беседовали с великим Исааком Ньютоном. За границей Брюс изучал математику и организацию артиллерийского дела. Война со Швецией была неизбежной, и Россия нуждалась в обновленной мощной артиллерии. Это ответственное поручение и было возложено на Брюса.

В 1700 году, стремясь предупредить вторжение шведов в Ижорскую землю, Петр выслал им навстречу войско под начальством Брюса, носившего уже чин генерал-майора артиллерии. Но неслаженность действий различных ведомств привела к тому, что Яков Вилимович не смог быстро собрать стоявшие в разных местах полки. В кабинетных делах Петра сохранилась запись: "28 июля 1700 посланы из Москвы Яков Брюс, Иван Чамберс, Василий Корчмин до Новгорода наскоро. Они поспели в Новгород в 15 дней, за что гнев восприял от его величества Яков Брюс и от команды ему отказано".

Однако царская опала не была продолжительной. Дальнейшие события и особенно поражение под Нарвой показали, что не только Брюс, но и все русское войско не готово еще противостоять шведской армии. В 1701 году Брюс направлен в Новгород вместо новгородского воеводы князя И. Ю. Трубецкого, взятого в плен под Нарвой.

Яков Вилимович спешно принялся укреплять город, строить пушечный двор, изготавливать снаряды, обучать пушкарей. Под Нарвой русские потеряли почти всю артиллерию. Царь отдал жесткий приказ часть церковных колоколов срочно перелить на пушки. Но думный дьяк А. А. Виниус, надзиравший за этими работами, с патриархальной неторопливостью больше обещал, чем делал, оправдываясь нерадением мастеровых. "В деле артиллерии, - писал он Петру, - много трудности: пущая остановка, Государь, от пьянства мастеровых, которых ни ласкою, ни битьем от той страсти отучить невозможно". Встревоженный царь почти умолял Виниуса: "Ради Бога, поспешайте артиллериею, как возможно; время, яко смерть".

Русская армия начала новое наступление. Брюс, не успев обжиться в Новгороде, кочевал со своими пушками по военным дорогам. В 1702 году при его участии был взят Шлиссельбург, потом другие крепости, занятые шведами. Готовясь к осаде Нарвы, Петр сетовал в письме к Ромодановскому, что не хватает пушек и артиллерийской прислуги: "От чего нам здесь великая остановка делу нашему будет, без чего и починать нельзя, о чем я сам многажды говорил Виниусу, который отпотчивал меня "московским тотчасом". О чем изволь его допросить: для чего так делается такое главное дело с таким небрежением?" Виниус был смещен, и в 1704 году Приказ артиллерии возглавил Брюс в звании генерал-фельдцейх мейстера. Под его началом были открыты навигацкая, артиллерийская и инженерная школы.

Письма Якова Вилимовича почти не раскрывают его личной жизни, это деловые сообщения о количестве пушек и артиллерийских припасов, о выполненных царских поручениях и т. д. Казалось, личной жизни у него не было вовсе, все его помыслы и старания посвящены служению России. И все-таки этот суровый, замкнутый человек знал увлечения и волнения, понятные немногим: он был страстным коллекционером. Брюс собирал картины, коллекции древних монет и редких минералов, гербарии. Он владел
несколькими языками и имел богатейшую по тем временам библиотеку. О широте научных познаний и интересов Брюса говорят его книги - по математике, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, истории, искусству и т. д. Но особенно гордился Яков Вилимович домашней кунсткамерой - собранием различных раритетов и "курьезов".

В описи кабинета, составленной после его смерти, значатся, например, такие вещи: "зеркало кругловитое небольшое, в котором кажет большое лицо"; "раковин разных больших и малых 99"; "туфли китайские плетеные из травы"; "гриб каменный"; "тыква индейская"; "кость мамонтовой головы"; "янтари, в которых есть мушки"; коробочка с "маленькой натуральной змейкой" и тому подобные диковины. Некоторым предметам чиновники даже не могли дать определение и писали просто: "некакой фрукт продолговатый", "два мячика некакого фрукта"... Недаром французский посланник Кампредон, советуя в 1721 году своему правительству, каким образом завоевать расположение Брюса, подчеркивал, что Яков Вилимович не из тех, кого можно подкупить деньгами, и предлагал использовать его собирательский азарт: "Его королевское величество доставил бы ему большое удовольствие, если бы подарил ему гравированное по приказанию покойного короля собрание эстампов королевских дворцов".

В. В. Атласов, предприимчивый устюжский мужик, посланный в 1697 году обследовать камчатские земли, вернувшись в Москву, привез с собой маленького желтокожего человека. Атласов забрал его у камчадалов, которые поведали любопытную историю. Года два назад к их берегу прибило большую лодку с незнакомыми людьми. Непривычные к суровому быту и скудной еде камчадалов, чужеземцы быстро умирали. Остался лишь один. В отчете, составленном в 1701 году, Атласов отмечал: "А нравом тот полоненик гораздо вежлив и разумен". Когда пленник увидел русских землепроходцев, в которых чувствовалась принадлежность к цивилизованному миру, то "зело плакал" от радости. Чужеземец успешно осваивал русский язык. В Москве удалось наконец выяснить, что это - японец. Он был первым японцем, которого увидела Россия. И даже официальные чины не вполне представляли, где находится его загадочная страна и что за люди там живут. Атласов в отчете именовал его "индейцем". В бумагах же Приказа артиллерии его назвали и того хитрее: "Апонского государства татарин именем Денбей".

А энергичный Петр уже строил далеко идущие планы. Передав Денбея под опеку Приказа артиллерии, царь повелел: "А как он, Денбей, русскому языку и грамоте изучится, и ему, Денбею, учить своему японскому языку и грамоте робят человек 4 или 5". Насчет вероисповедания Петр распорядился Денбея не притеснять: "А о крещении в православную христианскую веру дать ему, иноземцу, на волю и его, иноземца, утешать и говорить ему: как он русскому языку и грамоте навыкнет и русских робят своему

языку и грамоте научит - и его отпустят в Японскую землю". Но скорее всего Денбею так и не удалось вернуться к родным берегам. Известно, что он со временем крестился под именем Гавриила, а школа переводчиков с японского действовала в Москве до 1739 года.

Брюс, который в качестве главы Приказа артиллерии опекал и "утешал" Денбея, начал грезить Японией. Брауншвейгский резидент в России Ф.-Х. Вебер в своих "Записках" рассказывает, что Брюс мечтал найти путь из России в Японию и послал экспедицию, которая отчалила от дальневосточного побережья для поисков этой неведомой земли, но в бурю погибла. Еще Вебер сообщал: "У сего Брюса был кабинет китайских редкостей, и он очень сожалел, что невозможно никак приобрести точных сведений о положении и особенностях Китайского государства, потому что наряжаемые туда посольства и все русские купцы не имеют права оставаться там долее 3 или самое большее 4 месяцев".

Петр, ценивший разносторонние научные познания Брюса, в 1706 году передал в его ведение Московскую гражданскую типографию. Отсюда вышел первый календарь, получивший в народе название "Брюсова календаря". На самом деле составителем календаря был В. А. Киприанов, а Брюс только курировал его работу. Киприанов - это тоже незаурядная личность. Житель московской ремесленной слободы Кадаши, торговец, поставлявший в Оружейную палату свечной товар, Киприанов в то же время увлекался математикой, изучил навигацию, владел иностранными языками, освоил искусство гравирования, интересовался астрологией. Он составлял карты и учебные пособия, написал сочинение "Планетик", посвятив его царю Петру и царевичу Алексею. Как считают исследователи, "Планетик" и подал Петру идею выпустить общедоступный календарь. Источниками для календаря стали древнерусские отреченные книги - громовники, колядники и другие - и западноевропейская астрология. По гадательным таблицам календаря можно было получить предсказание на любой день любого года, что обеспечило календарю большую популярность не только в XVIII столетии, но и в XIX.

Россия в Петровскую пору беспрестанно воевала, и Брюс, руководивший артиллерией, прошел все военные кампании. Во время Полтавской битвы его орудия мощным огнем весьма способствовали победе русской армии, за что Яков Вилимович получил орден Андрея Первозванного. Английский посол Ч. Витворт в 1709 году сообщал, что Брюса высоко ценят при русском дворе: "Он очень хорош и с царем, и с князем Меншиковым". Дружбы Брюса искал фельдмаршал Б. П. Шереметев, писавший: "Паки прошу: не оставь меня в любви своей и не чини меня забвенна..."

Петр давал Брюсу и весьма деликатные поручения: поиск в Европе умов и талантов, которые могли бы послужить процветанию России. В 1711 году царь отправил его в Берлин "для найму мастеровых людей знатных художеств, которые у нас потребны". Вполне доверяя широким познаниям и деловой экономности Брюса, царь в сопроводительной грамоте писал: "И что он, генерал наш, им в контрактах обещает и заключит, то от нас все сдержано будет без умаления". В 1712 году Петр в письмах к Брюсу то просит навести справки об одном из немецких архитекторов и при благоприятном результате заключить с ним контракт, то поручает найти мастера редкой перспективной живописи, то переманить в русскую службу искусного садовника, устраивавшего королевские парки. Занимался Яков Вилимович и покупкой инструментов для научных и мореходных целей. Приобретал художественные произведения и редкости для царского собрания. Во время таких поездок он познакомился с немецким ученым Г. Лейбницем и потом вел с ним переписку.

Учредив Сенат, Петр назначил в него и Брюса, сделав его в 1717 году президентом Берг- и Мануфактур -коллегий. Теперь в ведении Брюса было развитие горнодобывающей промышленности и заводского дела в России. Однако в это же время он продолжал совершенствовать русскую артиллерию, пообещав царю, что сможет добиться большей скорострельности орудий. Обрадованный Петр отвечал: "Ежели сие сыщете, то великое дело будет, за которую вашу прилежность зело благодарствую". В том же 1717 году Брюсу пришлось стать дипломатом, на которого Петр возложил ответственную миссию. Вместе с А. И. Остерманом он отправился на Аландский конгресс для выработки условий заключения мира со Швецией.
Смерть шведского короля Карла XII прервала переговоры. Но в 1721 году они возобновились. Тонкая изворотливость Остермана и непоколебимая твердость Брюса удачно дополняли друг друга, а энергичная напористость, с которой русские посланники отстаивали интересы России, приводила в замешательство иностранных резидентов. Брюс и Остерман с честью выполнили возложенное на них поручение. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии и Моонзундские острова. Петр, получив известие о таком окончании переговоров, был так доволен, что даже сбивчивый тон ответного письма передавал его волнение: "Нечаемая так скорая ведомость нас и всех зело обрадовала <... понеже трактат так вашими трудами сделан - хотя б написав нам и только бы для подписи послать шведам - более бы того учинить нечего, за что вам зело благодарствуем; и что славное в свете сие дело ваше никогда забвению предатися не может, а особливо николи наша Россия такого полезного мира не получала".

Брюс был возведен в графское достоинство и получил в награду 500 крестьянских дворов. В. Н. Татищев утверждал, что Петр, желая придать Брюсу более значительности на переговорах, намеревался сделать его действительным тайным советником. Это второй после канцлера чин в "Табели о рангах". Но честный и щепетильный Брюс отказался и "сам его величеству представлял, что хотя он подданной, но иноверец, оный чин ему неприличен и может впредь его величеству подать причину к сожалению".

Камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц, прибывший в Россию в свите герцога Голштинского, отмечал в своем дневнике, что русский царь оказывал Брюсу особенное расположение. Так, на свадьбе дочери И. А. Мусина-Пушкина в 1721 году Петр "сидел недалеко от входных дверей, но так, что мог видеть танцевавших, около него сидели все вельможи, но его величество большею частью разговаривал с генерал-фельдцейхмейстером Брюсом, сидевшим подле него с левой стороны". Брюс был не только верным исполнителем державных замыслов Петра, но и принимал участие в его семейных делах. Петр поручил Якову Вилимовичу регулярно посещать царевича Алексея, очевидно, надеясь, что беседы умного и широко образованного человека повлияют на непутевого наследника. При дворе царевича состояла и супруга Брюса Мария Андреевна (Маргарита Мантейфель). Характерно, что под смертным приговором Алексею Брюс свою подпись не поставил.

Весной 1723 года Петр праздновал очередную годовщину бракосочетания с Екатериной. Яков Вилимович, распоряжаясь торжествами, устроил в Петербурге грандиозную процессию кораблей, поставленных на полозья и запряженных лошадьми. Кампредон рассказывал: "Царь ехал на 30-пушечном фрегате,

вполне оснащенном и с распущенными парусами. Впереди в шлюпке в виде бригантина с трубами и литаврами на носовой части оного ехал распорядитель праздника, главный начальник артиллерии граф Брюс". В 1724 году во время коронации Екатерины Брюс нес перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины. А в следующем году Брюсу пришлось в последний раз служить своему державному другу - он был главным распорядителем на похоронах Петра I.

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградив его орденом Александра Невского. Но увидев, как "птенцы гнезда Петрова", прежде дружно служившие русскому государству, начали жестокую вражду, деля почести и сферы влияния при дворе Екатерины, Брюс в 1726 году предпочел благоразумно удалиться в отставку в чине генерал-фельдмаршала. В 1727 году он купил у А. Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил регулярный парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно уединился в имении, занимаясь любимыми науками. Он увлекся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав. Брюс скончался в 1735 году, немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нем: "Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение".

Однако со временем в памяти народной упрочился иной образ Брюса - колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений Брюс подал еще в молодости. В конце XVII столетия в Москве была выстроена Сухарева башня, и москвичи с суеверным страхом стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни таинственно мерцал свет. Это друг царя Ф. Я. Лефорт собирал "Нептуново общество", увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили еще восемь человек и среди них - сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.

Тяготение к тайноведению у Брюса было, можно сказать, наследственным. Его предок шотландский король Роберт Брюс в XIV веке основал Орден святого Андрея, объединивший шотландских тамплиеров. По преданию, Яков Брюс после смерти Лефорта возглавил "Нептуново общество". Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация "звездочета" и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды. Как рассказывал П. И. Богатырев в очерках "Московская старина", москвичи уверились, "будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано... Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате, куда никто не решается войти".

Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: "Философия мистика на немецком языке", "Небо новое на русском языке" - так обозначено в описи. Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная же молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни. А после того, как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему - могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.

Во второй половине XIX века М. Б. Чистяков записал рассказы крестьян из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским "арихметчиком", знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: "Да мало ль еще, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел..."

Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать "живой водой". Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего "арихметчика". Пришлось слуге во всем сознаться и показать тело господина: "Глядят - тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице". Возмутился духом православный царь, сказал с гневом: "Это нечистое дело!" И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.

В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских романтиков: в повести В. Ф. Одоевского "Саламандра", в незавершенном романе И. И. Лажечникова "Колдун на Сухаревой башне".

Новая реальность ХХ века вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нем неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать (опять-таки в Сухаревой башне), а все снадобья - сжечь. Таким образом разрастался и варьировал целый свод сказаний, в котором Брюс представал чем-то вроде русского Фауста.

В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в "потешные", сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки? Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении. Брюс несомненно проявлял интерес к тайноведению, но не вполне известно, как он это оценивал. Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс "относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни..."

Но по иронии судьбы само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале ХХ века кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию М. М. Герасимова. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они - в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещавшем свой дом в Глинках.

Недавно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыт музей. Его деятельность несомненно поможет прояснить немало "белых пятен" в биографии одного из самых видных сподвижников Петра I.

Петр предоставил своему любимцу в распоряжение верхний ярус Сухаревой башни, где Брюс оборудовал обсерваторию. Он всерьез увлекался астрономией, повсюду возил с собой подзорную трубу и астрономические пособия, даже учил самого царя ориентироваться по небу, предсказывать солнечные затмения. Наблюдениями Брюс занимался по ночам и при этом записывал свои вычисления, чертил карты…
Но народная молва гласила, что ночами шотландец творил в Сухаревой башне черные дела: например, выпускал из окон ее «железных птиц с человеческими головами», да и сам порой летал над Москвой, обратившись в ворона…
Еще один слух касался фигурки двуглавого орла на шпиле башни. Говорили, что птица способна предвидеть будущее. И это вроде бы подтверждалось. Так, перед войной с Наполеоном между лап орла видели запутавшегося ястреба. Многие посчитали это предзнаменованием русской победы над французами.
В распоряжение Брюса был предоставлен и башенный подвал. В нем граф устроил лабораторию, где, опять же, по слухам, он проводил алхимические опыты. А еще утверждали, что шотландец хранит в том подвале «Черную книгу», автором которой якобы является сам Сатана. И кто завладеет этой книгой, сможет отворять любые запоры и ему откроются любые клады… По преданию, чувствуя скорую кончину, граф замуровал книгу в стене башни.
В 1934 году Сталин приказал снести Сухареву башню, поскольку она якобы мешала движению транспорта. Почему-то, вместо того чтобы взорвать, ее стали разбирать по кирпичику. Пошли слухи, что пытались отыскать Брюсову «Черную книгу», но поиски оказались безуспешными.
Но самым удивительным было предание о живой и мертвой воде. Будто бы Брюс владел секретом воды, способной заживлять раны и оживлять мертвых. И что умер он так. Решил Брюс провести опыт, позвал слугу-турка и велел тому разрубить свое тело мечом на четыре части. После этого слуга по приказу хозяина зарыл останки в саду и в течение трех дней и трех ночей поливал то место из склянки, которую дал ему перед смертью Брюс. На четвертый день ему предписывалось откопать яму. Но все пошло не так. На третий день Брюса зачем-то стали разыскивать по приказу царя. В конце концов турок «раскололся» и поведал, что случилось. Петр приказал раскопать яму с останками. Тело чародея оказалось целым, и сам он был жив, только спал. Тем не менее император счел это «делом нечистым», велел опять разрубить графа на части и закопать.
На фасаде дома №2 по Спартаковской улице, в прошлом известного как «Дом на Разгуляе», можно увидеть остатки солнечных часов с цифрами, астрологическими символами и другими знаками. А дело будто бы было так. Граф Мусин-Пушкин заказал чернокнижнику Брюсу магические часы, способные предсказывать будущее и указывать на клады. Однако еще до того как заказ был выполнен, Мусин-Пушкин отдал Богу душу. Брюс отвез изделие наследникам, а те отказались за него платить. Тогда Брюс оставил часы им, но при этом произнес такую фразу: «Пусть будут прокляты эти часы, и пусть они только плохое показывают!»
Утверждают, что перед революцией, Первой и Второй мировыми войнами каменная часовая доска обретала кроваво-красный цвет. А время от времени на ее поверхности проступал белый крест. И вершина его указывала, где искать сокровища. Но все, кто их находил, в скором времени умирали ужасной смертью…
В 20-х годах прошлого века члены общества «Старая Москва» выяснили, что солнечные часы были помещены на фасад здания аббатом Сюрюгом - воспитателем детей Мусиных-Пушкиных, человеком высокообразованным, автором трудов по истории, мифологии и литературе. Но к Якову Брюсу они, похоже, никакого отношения не имели.

Известный киноактер, фанатами которого были миллионы подростков. Он сам написал несколько сценариев к фильмам, в которых сам же сыграл главную роль. Имя ему – . Он известен как мастер восточных единоборств, поражающий соперника с одного удара. За свою недолгую жизнь Брюс сумел добиться огромных успехов в киноиндустрии. Фильмы с его участием были одними из самых популярных. К сожалению, прожить ему было суждено всего лишь тридцать два года. Но информация о том, где похоронили Брюса Ли, стала известна совсем недавно.

Биография

Брюс Ли появился на свет в конце ноября 1940 года в городе Сан-Франциско. Отец его, Ли Хой Чен, был чистокровный китаец, а мать, Грейс Ли, на треть немкой. Юные годы прошли в постоянных гастролях с родителями. Брюс выражал им огромную благодарность за то, что они постоянно брали его с собой. Так однажды один продюсер заметил юный талант и пригласил сняться в кино. Это было началом кинокарьеры.

На учебе юный актер особо ничем не выделялся, был, так сказать, середнячком. Первая картина, где играл Брюс Ли, была снята в три месяца от роду. А следующий фильм будет снят только тогда, когда ребенку исполнится шесть лет. Здесь актер мог уже понимать требования режиссеров и делать все, чтобы завоевать внимание.

Становление актера

Когда Брюсу Ли стукнуло четырнадцать, он записывается в танцевальную школу, в которой его учат танцевать ча-ча-ча . Через несколько лет усиленных тренировок он станет победителем чемпионата по данному виду танцев, проходящему в Гонконге. Примерно в этом же возрасте начинает заниматься боксом, побеждая всех противников. Поражений за всю историю у него было всего два.

Ип Ман — учитель Брюса Ли

Но роковым моментом стал тот день, когда Брюс пришел к мастеру кунг-фу Ип Ману и попросил его научить мастерству. Мастер даже не успел ничего ответить, как Брюс сказал: «Согласны ли вы на такое условие: вы учите меня боевому искусству, а я научу вас танцевать ча-ча-ча». Учитель согласился. Как он скажет позже, юный мастер единоборств был очень талантливым учеником. Он за несколько дней осваивал техники, на которые люди тратят месяцы.

Позже Брюс Ли переезжает в Соединенные Штаты Америки, где устраивается работать помощником официанта и поступает в высшее учебное заведение на факультет философии. Там он и знакомится со своей будущей супругой Линдой . Вскоре они поженятся, и у них родится двое детей.

Брюс Ли был разработчиком нового стиля кунг-фу , сразу завоевавшего огромную популярность. Юного философа приглашают сниматься в телевизионных сериалах, где он показывал свои способности. Вскоре Брюс открывает собственный спортзал, куда мог записаться кто угодно. Одним из известных его учеников был спортсмен Карим Джаббар, с участием которого вскоре будет снят фильм. Всем посетителям было необходимо оплатить стоимость часа занятий в зале в размере трехсот долларов.

В начале семидесятых годов известный боец вместе с своей семьей решает уехать в Гонконг. Первый фильм, где Брюс играл главную роль, был «Большой босс». Актер договорился с режиссером, чтобы тот отдал ему ответственность за боевые сцены. С недоумением, режиссер согласился. И совершенно не зря – фильм собрал в прокате миллионы долларов.

Адрес, где похоронили Брюса Ли

Жизнь известного актера прервала головная боль. Проведя вскрытие выяснилось, что головной мозг был сильно отекший. Глубокого анализа не проводилось, поэтому факт того, что причиной смерти являлась таблетка от головной боли, не оправдан.

Тело мастера кунг-фу было перевезено в Сиэтл. Здесь же и похоронили Брюса Ли, оставив известное фото на памятнике.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!