Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Шехтель — звезда русской архитектуры. О творчестве фёдора шехтеля

Родился в Петербурге. Окончил Саратовскую гимназию. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1876-78) по классу Дмитрия Чичагова. Образование продолжил за границей. Сдал экзамен на право производства работ в Технико-строительном комитете (1894).

Помощник А. Каминского и К. Терского. Вместе с последним им был возведен «Парадиз» на Большой Никитской в Москве (1885) . В 80-х работал с М. Лентовским, арендатором и устроителем спектаклей в парках Москвы.

В 1890 году началась его самостоятельная деятельность, в которой он показал себя как лидер московского модерна . В это время были сооружены его знаменитые «готические» особняки: особняк А. Зименой в Штатном переулке; дом Морозовой на Спиридоновке (1893); дом Морозова во Введенском (1895), дом Морозовых в Леонтьевском переулке (1895); дом Кузнецовых на 1-й Мещанской, ныне проспект Мира (1896).

Начиная с 1896 году зодчий занимался главным образом возведением общественных сооружений, а также построек промышленно-торгового характера, сумев и в них внести поэтику модерна: торговый дом Кузнецова на Мясницкой 8 (1898-99) ; торговый дом и гостиница «Боярский дом» Московского страхового общества (1890-1900); Московский художественный театр (1900); Электротеатр на Арбатской площади, ныне кинотеатр «Художественный» (1900); Скоропечатня товарищества Левенсон А. Трехпрудный переулок, 9 (1900); перестройка здания Большого театра Лианозова в Камергерском переулке (1902); здание Ярославского вокзал а (1902-04) .

В 1896-1923 году преподавал в Строгановском училище.

В 1902 получил звание академика за проект Русского отдела международной выставки в Глазго .

С 1905 – преподаватель Московского комиссариатского технического училища и Константиновского межевого института. В 1903 году – член комитета по устройству музея изящных искусств, попечитель Александровского приюта ведомства Совета детских приютов, приюта принца Ольденбургского, преподаватель комиссии Технического училища.

В конце 10-х выстроил несколько сооружений: староверческая церковь в селе Балакове Самарской губернии (1911) ; церковь Тульской дружины в Петровско-Разумовске (1916) ; церковь Спаса в Иванове-Вознесенске ; Музей и читальня Чехова в Таганроге .

1919-21 годах – заведующий архитектурным отделением ирригации Туркестана. В этот период им был построен Туркестанский павильон на Всероссийской сельскохозяйственной выставке , а также завод и поселок в Болшеве (1923) . В 1924-25 – заведующий архитектурным отделение Днепростроя.

Являлся членом комитета по постройке Музея изящных искусств; комиссии по постройке памятника Александру III в Кремле; комитета по устройству международного конгресса.

Ф едор Шехтель - создатель русского модерна в архитектуре. По его проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, гостиницы и дачи. Только в Москве было построено более 60 зданий - Ярославский вокзал и типография «Утро России», особняк Степана Рябушинского и здание МХТ . Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.

Федор Шехтель - архитектор без диплома

Федор Шехтель остался в Саратове и получил начальное образование на дому. В 1871 году он сдал вступительные экзамены в первую мужскую гимназию и был зачислен во второй класс. Через два года его определили в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии. Уже тогда мальчик проявил способности к рисованию и черчению.

В 1875 году Шехтель окончил училище и переехал к матери в Москву. В доме Третьякова, где работала мать, он познакомился со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский. Сначала он пригласил Федора работать в своей мастерской, а чуть позже юноша поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Федору Шехтелю приходилось заботиться о больной матери и много работать, чтобы содержать семью. Времени на учебу почти не оставалось - и в 1878 году студента отчислили за «плохую посещаемость». В результате он не получил диплом архитектора, но работал в архитектурных мастерских Александра Каминского, Дмитрия Чичагова , Константина Терского.

Почти десять лет Федор Шехтель работал и как архитектор, и как иллюстратор. Он оформлял журналы, иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши и даже ресторанное меню. Для Антона Чехова он оформил обложку первого сборника «Пестрые рассказы» , а вместе с Николаем Чеховым иллюстрировал московские газеты и юмористические журналы «Будильник» и «Сверчок». В начале 1880-х годов Федор Шехтель начал работать еще и как театральный художник. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре .

Русский модерн Шехтеля

Параллельно Шехтель создавал и архитектурные проекты. По ним в парках Москвы сооружали театры, галереи, открытые эстрады, павильоны, а в Петербурге построили театр «Ливадия» и ресторан в китайском стиле «Кинь-Грусть». Самой крупной работой архитектора стал московский открытый театр «Антей» в помпейском стиле.

В это время Шехтель спроектировал первые частные дома. Большинство из них он построил за пределами Москвы, потому что не имел диплома архитектора. Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии. В фасаде зданий архитектор совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими.

«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен - как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».

Следующие крупные заказы архитектор получил от представителей династии Морозовых. Федор Шехтель построил деревянную дачу в русском стиле на реке Киржач для Саввы Морозова , усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова, особняк в стиле «английской готики» для Зинаиды Морозовой. В 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний Шехтель получил диплом техника-строителя и мог работать самостоятельно.

Дача Саввы Морозова на реке Киржач. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892. Фотография: правдинформ.рф

Усадьба в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892-1894. Фотография: is-tok.ru

Особняк Зинаиды Морозовой. Архитектор Фёдор Шехтель. 1894-1898. Фотография: starkult.ru

Эти здания стали предтечей московского модерна. В них проявлялись черты нового стиля: огромные окна разной формы, обилие декора и разноуровневые площадки. После строительства первых особняков Шехтель стал получать множество заказов. Одно из первых - типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона» - было выдержано в готическом стиле , а его интерьер и декор фасада архитектор выполнил в стиле модерн. Новаторский облик получили и последующие постройки - торговые дома Матвея Кузнецова и Василия Аршинова.

Федор Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви, театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известных проектов - особняк московского миллионера Степана Рябушинского . Светлый особняк украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства.

Шехтель реконструировал здание Художественного театра (сегодня - МХТ имени Чехова). Архитектор полностью перепланировал художественную отделку помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все - от мельчайших деталей отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.

Особняк Степана Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1900

Особняк «Дом Шаронова». Архитектор Фёдор Шехтель. Таганрог. 1912

Ярославский вокзал. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1902-1907

Московские особняки, здание МХТ и Ярославский вокзал Федора Шехтеля стали яркими образцами русского модерна. При строительстве он использовал современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич. Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам.

«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизм нашел едва ли не единственного яркого и действительно одаренного зодчего. Влияние Шехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и отход современного строительства от идей и форм «модерна» не обесценил того большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и замыслов».

Давид Аркин, архитектурный критик

В 1901 году Федор Шехтель стал академиком Академии художеств . В этот период среди работ архитектора появились дома в новых стилях - неоклассическом и неорусском. Шехтель обращался к культурному наследию и искал вдохновение в постройках прошлых лет, а после переосмысливал их и строил современные здания. Одной из таких работ стал Ярославский вокзал. Его центральная часть была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли постройку декоративные элементы в стиле модерн - кованые детали, мозаика и растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения гербов городов, которые связала железная дорога - Москвы, Архангельска и Ярославля .

После революции 1917 года Федор Шехтель пытался адаптироваться к новой жизни в молодом Советском государстве. Однако началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по разным квартирам. При этом архитектор занимал высокие посты: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ - центральном органе, который управлял наукой, - преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах.

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые проекты - Мавзолея Ленина , Болшевского оптического завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе.

Последние годы Федор Шехтель жил в тяжелых условиях: заказов он почти не получал, а назначенной пенсии не хватало даже на лекарства. Умер архитектор в 1926 году в Москве, Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище.

Архитектор Федор Осипович Шехтель появился на свет 7 августа 1859 года в городе Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Осипа Шехтеля. При рождении ребенка нарекли Франц-Альберт. Помимо Федора в семье было еще три девочки и два мальчика.

Детские годы Шехтель провел в Саратове. Его мать - Дарья Карловна - принадлежала к купеческой саратовской семье Жегиных.

Отец Федора Осиповича рано ушел из жизни. Семья после этого, в прямом смысле, бедствовала.

В 1871 году Франц-Альберт, получавший до этого домашнее образование, был принят в Саратовскую мужскую гимназию во второй класс. Учился будущий архитектор весьма посредственно. Приличные оценки у него были лишь по рисованию и черчению, а также по чистописанию. Стоит отметить, что эти предметы читал гимназистам А.С. Годин, учеником которого немного ранее Шехтеля был сын военного Михаил Врубель.

За явную неуспеваемость по некоторым предметам, молодого человека оставляют на второй год, и уже в новый учебный период он показал весьма хорошие результаты, после чего и был переведен в следующий гимназический класс.

В 1875 году (доподлинно неизвестно) Федор Шехтель отправляется в Москву. Жить он начал вместе с матерью в доме Павла Третьякова, который зная саратовскую семью Жегиных, взял на себя покровительство над жизнью юноши.

Именно в те годы состоялось знакомство Шехтеля с родственником Третьяковых . Известный к тому времени архитектор принял его к себе в мастерскую и поспособствовал поступлению в «Московское училище живописи, ваяния и зодчества» на архитектурное отделение.

К сожалению, в сентябре 1878 года молодого человека исключают из учебного заведения с формулировкой «за непосещение классов». Пропуски занятий объяснялись тем, что к тому времени его мать тяжело заболела и он был вынужден ей помогать, тем более, что Дарья Карловна к тому времени оставила работу в семье Третьяковых.

Далее Шехтель поступает на работу в театр Лентовского на должность художника. Принимают его, как сегодня говорят, по знакомству. Дело в том, что Лентовский в юношеские годы жил в городе Саратове и работал в театре, который принадлежал Францу Осиповичу Шехтелю - родному дяде Федора.

В обязанности будущего зодчего входили дизайн многочисленных афиш, оформление нотных обложек, возведение различных временных сооружений.

Театральные эскизы архитектора Шехтеля того времени практически не сохранились - он просто не ценил их.

Стоит отметить, что Федор Осипович так и не получил в полном объеме архитектурное образование. Все свои навыки он приобрел, работая с архитектором Каминским, а позже и с другим зодчим - Константином Терским.

В 1894 году Шехтель получил право на производство различных строительных работ и приступил к самостоятельному творчеству. Уже к концу столетия он пользовался высоким авторитетом и строил, преимущественно, для знатных и богатых семей, среди которых были Феррейны, Кузнецовы, Морозовы и Рябушинские.

Вначале своей архитектурной карьеры Федор Осипович Шехтель работал в готическом стиле, но после Всемирной выставки, прошедшей в 1900 году в Париже, где зодчий получил серебряную медаль, выбор был сделан в пользу модерна.

В 1902 году Федор Осипович получил звание «Академика архитектуры». Затем стал бессменным председателем «Московского архитектурного общества», а также почетным членом подобных обществ в Берлине, Париже, Лондоне и Риме.

В 1914 году Шехтель принимает православие. Именно тогда он получил имя Федор Осипович вместо Франца-Альберта.

После революции 1917 года архитектор пытался найти себя при новой власти, но, к сожалению, уже не был востребован.

В 1918 году дом Шехтеля на Большой Садовой, 4, который он построил для себя и своей семьи, национализировали. Далее были коммуналки, пока в 1923 году не появилась возможность остановиться у младшей дочери на Малой Дмитровке, 25. Вера Федоровна проживала в квартире под номером 22, в которой Шехтель и прожил последние три года своей жизни.


Один из современников говорил о Шехтеле: «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского… ». Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору, работал при этом он очень легко, весело и вдохновенно, проявляя потрясающую фантазию. Не зря Шехтеля называли «Моцартом русской архитектуры ». 66 зданий в столице были выполнены по его проектам, к счастью, многие из них сохранились до сих пор. И все они являются настоящим украшением города.

Судьба и творчество Шехтеля неразрывно связаны с Москвой, которую он любил всем сердцем. Творчество Федора Осиповича Шехтеля во многом определило архитектурный облик дореволюционной Москвы. Сегодня Шехтель по праву считается отцом чисто русского явления - московского модерна. Антон Павлович Чехов, друживший с Шехтелем, назвал его талантливейшим из всех архитекторов мира.


На самом деле имя Шехтеля Франц-Альберт, но в 1914 году он принял православие, получив при этом имя Федор. Немец по происхождению, Шехтель навсегда связал свою судьбу с Россией. А судьба его была непростой.

Переехав в Россию еще в 18-ом веке, Шехтели поселились в Саратове. Вначале дела шли неплохо, семья была довольно состоятельной, но, после того, как умер отец, для них настали тяжелые времена. Мать уехала на заработки в Москву, устроившись экономкой к знаменитому коллекционеру П.Третьякову, Федор же остался в Саратове заканчивать гимназию. Впоследствии он тоже переехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Но поскольку на его плечи легли заботы по содержанию семьи, Федору приходилось подрабатывать, и за частые пропуски занятий его отчислили с 3 курса. Но отсутствие художественного образования не помешало ему в 1901 году получить за свои работы звание академика архитектуры.
Хотя Шехтель и считается отцом московского модерна, уместить его творчество в определенные стилевые рамки очень сложно. Он творил, играя элементами разных стилей и направлений, смешивая и противопоставляя их, придумывая новые элементы.

«Избушка» Шехтеля


Говоря о работах великого зодчего, нельзя обойти стороной особняки, которые Шехтель построил для себя. Один из них находится в Ермолаевском переулке, рядом со станцией метро «Маяковская». В этом романтическом миниатюрном особняке-замке Шехтель с семьей прожил 14 лет своей жизни. Это были самые плодотворные годы архитектора.

Здание состоит из нескольких частей, заметно различающихся по своему внешнему виду. Шехтель любил экспериментировать, а уж в своём-то доме он вполне мог себе это позволить. К этому своему дому Шехтель относился с юмором, и в письме к А.П. Чехову писал: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу ».



На золотистом фоне мозаики, украшающей главный вход, изображены три ириса – распускающийся, цветущий и увядающий - символизирующие сущность бытия.






Сегодня в здании расположена резиденция посла республики Уругвай.

Особняк Шехтеля на Большой Садовой

В 1910 году семья переезжает в более просторный дом, построенный Шехтелем неподалеку, на Садовой улице. Дети подросли, поступили учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, то самое, которое так и не закончил их отец, поэтому и требовались дополнительные помещения.
Этот дом получился в более спокойном стиле, тяготеющем к классицизму.



У здания оказалась очень непростая судьба. В советское время дом переходил из рук в руки, а с 1991 года вообще оказался заброшенным. В 1991 году в нем поселились бомжи, и два года там жили, сжигая в камине все, что могло гореть. А в 1993 году выяснилось, что дом построил Федор Шехтель и что он здесь жил. Здание начали потихоньку реставрировать. Закончена реставрация была лишь в 2016 году, после чего дом предстал во всей своей красе.


Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке (Особняк Зинаиды Морозовой)


В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Известный меценат Савва Тимофеевич Морозов, с которым Шехтеля связывала настоящая дружба, заказал архитектору строительство роскошного особняка для своей молодой супруги, который он видел готическим замком. Cам Морозов был достаточно неприхотлив и даже аскетичен, а Зинаида Григорьевна, не считаясь с деньгами мужа, вела исключительно расточительный образ жизни. Новый дом Морозовых был призван поразить столицу. Поскольку строительство особняка на Спиридоновке не ограничивалось никакими финансовыми рамками, многие именовали его не иначе, как «пляска миллионов».

Особняк действительно вышел великолепным, став истинным украшением Москвы.
Шехтелем были разработаны абсолютно все детали внешнего интерьера: решетки, фонари, ворота, замки, ручки и т. д.


Внутри дом также был поистине роскошным: к оформлению его пышных интерьеров Шехтель привлек тогда еще начинающего художника Михаила Врубеля, с которым они были хорошо знакомы.



Зинаида Григорьевна осталась довольна: подобных замков в Москве ни у кого из купцов еще не было.



Ещё одно великолепное творение Шехтеля - Товарищество скоропечатни А. А. Левенсона. Это здание было возведено в 1900 году в Трёхпрудном переулке. Оно по праву считается одним из красивейших домов в Москве.

В 2016 году здание скоропечатни Левенсона было открыто после 4-х летней реставрации.


Особенность внешнего оформления - вплетение природных элементов в архитектуру здания, повсюду можно увидеть изображение чертополоха.



Особняк Рябушинского на Малой Никитской


Особняк Рябушинского – еще одно уникальное здание, выполненное по проекту Шехтеля.



Особняк Рябушинского являет собой классический образец модерна, автор c беспрецендентной смелостью игнорирует все традиции классицизма, симметрию и четкость форм. Однако смелость и новаторство Шехтеля оценили не все:

"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина ", - так писал К. Чуковский об этом здании.

Здание Художественного театра в Камергерском переулке


Еще один шедевр Шехтеля, над которым он трудился безвозмездно– это всем известный МХТ им. А. П. Чехова, расположенный в Камергерском переулке. Затраты по строительству взял на себя Савва Морозов, известный русский меценат.

Задуманная перестройка довольно безликого на тот момент здания по замыслу Федора Осиповича была подчинена созданию в театре особой эмоционально насыщенной атмосферы. При этом было учтено все до мелочей – размеры помещений, цвет стен, пола, мебель, светильники, дверные ручки. Все это Федор Осипович спроектировал лично. А также совершенно уникальный по тем временам зрительный зал с вращающейся сценой. И в качестве последнего штриха росчерком пера он нарисовал чайку, которая по сей день является эмблемой этого театра.

Ярославский вокзал

Самым глобальным проектом и венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал в Москве, который строили с 1902 по 1904 год. Выглядит здание, как сказочный дворец.



Его внутренне убранство также было роскошным, но это было до революции.


После революции для семьи Шехтеля настали тяжелые времена. Знаменитый архитектор остался без работы, причиной было то, что всякое строительство в стране прекратилось, заказов просто не было. Строить начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель до этого времени не дожил, в 1926 году он умер…

В советское время про Шехтеля мало кто знал, но сейчас интерес к его творчеству неуклонно растет.
Реставрируются созданные им здания. В Москве появилась аллея Шехтеля и установлен его бюст около Ярославского вокзала.



Огромный интерес вызывают сегодня и дворянские «гнезда» Москвы - .

Когда мы говорим об архитектуре Москвы, то вспоминаем имена таких архитекторов, как Федор Шехтель, Матвей Казаков, Осип Бове. Без них архитектурный облик нашего города был бы совершенно иным. Мы открываем серию публикаций про московских архитекторов, создавших наш город таким, каким мы его любим и ценим. Особое внимание стоит уделить творчеству Франца Осиповича Шехтеля. Всего известно 210 архитектурных работ этого мастера, из них 86 построек дошли до наших дней. В Москве сохранилось 66 объектов, построенных или декорированных великим архитектором. Прежде чем перейти к проектам зодчего, скажем несколько слов о самом архитекторе, архитекторе-гении.

Источник: upload.wikimedia.org

Краткая биография

Франц Осипович Шехтель родился в 1859 году в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев. В 1860 году семья переехала в Саратов, где отец Франца Осип Осипович имел ткацкую фабрику, открыл гостиницу, магазин и даже организовал летний театр в увеселительном «Саду Шехтеля». Кстати, любовь к театру передастся и его сыну, в чем мы убедимся позднее. В Саратове юный Франц получил первоначальное образование. В 1867 году Осип Осипович скоропостижно скончался, оставив вдову с семью детьми практически без средств к существованию. Мама Шехтеля Доротея Карловна вынуждена была устроиться на работу экономкой, но ей повезло. Она поехала в Москву и поступила на работу к Павлу Михайловичу Третьякову, бесспорно оказавшему огромное влияние на развитие художественного вкуса Шехтеля.

Известный архитектор Александр Степанович Каминский был женат на сестре Третьяковых Софье, он много строил для их семьи. В 1875 году 16-летний Франц Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, курс Д. Н. Чичагова. В это же время юный Франц начинает работать помощником Каминского. В 1878 году Шехтеля отчислили из училища за прогулы, так как будущий великий архитектор вынужден был много работать, чтобы прокормить семью (его мама болела). Да, Шехтель – гений! Он не доучился, был самоучкой, но как тонко зодчий чувствовал архитектуру, воплощал в своих строениях смелые новаторские идеи того времени и даже умудрялся просчитывать все инженерные коммуникации – в его особняках всегда были отопление, канализация, вентиляция!

Признание и слава

Одним из первых крупных заказов, который в итоге принёс славу, был даже не дом, а готический замок – особняк Зинаиды Морозовой. Обязательно в будущем прогуляемся по его залам. На тот момент у Шехтеля даже не было диплома архитектора!

Ф. Шехтеля по праву называют архитектором модерна – нового стиля, зародившегося в конце 19 века. В этом стиле построен особняк Рябушинского. Этот дом удивителен и прекрасен, ему будет посвящена отдельная публикация.

Собственные дома Ф. Шехтеля

Внимательные читатели наверняка удивляются, почему мы называем Федора Шехтеля Францем, а не Федором, как его зовут во всех энциклопедиях.
Интересный факт: Федором Шехтель стал только в 1915 году после перехода из католичества в православие. Крестился Шехтель в церкви святого Ермолая на Козьем болоте. Церковь была снесена в 1932 году, на ее месте сегодня разбит сквер аллеи Федора Шехтеля. Совсем рядом с аллеей находится собственный дом архитектора на Большой Садовой, дом 4.
Район Москвы между Никитской и Ермолаевским переулком – место, где Шехтель жил и творил. Особняк на Большой Садовой был построен в 1910 году Федором Осиповичем в рекордные сроки – всего за 3 месяца. Архитектурный стиль постройки – неоклассицизм с элементами ампира. На фасаде почти нет декора, присутствуют лишь строгие дорические колонны и небольшой портик. Над аркой помещен фриз с античными фигурами, а в центре композиции, выполненной по рисунку самого зодчего, находится Афина Паллада. Это был третий и последний дом, который построил для себя и семьи архитектор. В 1917 году Шехтель продал дом, так как не мог позволить себе его содержать. В советское время работать буржуазному архитектору не давали, он продавал редкие книги, искал работу.

Перейдём ко второму собственному дому архитектора (первый его дом не сохранился). Для этого после дома 6 свернем направо, пройдем по аллее Архитектора Шехтеля через сквер. Проходим сквер и упираемся в Ермолаевский переулок, который, кстати, получил свое название в честь храма. Храма больше нет, но его имя сохранилось в названии улицы. Затем поворачиваем налево и идем до дома 28. Перед нами второй собственный дом Шехтеля, построенный в 1896 году в неоготическом стиле. Дом расположен на маленьком участке – на изгибе дороги, и архитектор гениально обыгрывает этот дефект, проектируя сложные геометрические объемы и три фасада. Интересно мозаичное панно с ирисами над входом в дом. Оно символизирует три возраста человека: бутон ириса, расцветший цветок и увядающий. Цифра 96 означает год завершения строительства особняка, а буква S – фамилию владельца (Schechtel).

Скоропечатня Левенсона

Пройдем дальше по Ермолаевскому переулку, который вскоре перейдет в Трехпрудный. Нам нужен дом 9. Перед вами очередное творение талантливого зодчего «Скоропечатня товарищества Левенсон А. А.» Административное здание типографии было построено в 1900 году в стиле модерн. Скоропечатня стала первой типографией в России, построенной в новом стиле. Главный фасад образует любимую Шехтелем симметрично-асимметричную композицию. Если пройти немного вверх по Мамонтовскому переулку, то нам будет видна только симметричная часть фасада, но стоит нам вернуться опять в Трехпрудный, как мы увидим, что левая часть фасада значительно шире. Башенки, эркеры, извилистые линии, окна разных форм и размеров – это все модерн. Обратите внимание на башенки – они перекликаются с собственным особняком Шехтеля в Ермолаевском. Внутри типографии находится очень красивая лестница, похожая на лестницу-волну в особняке Рябушинского, посмотреть на которую можно пока разве что из окошка, так как дом закрыт для посетителей.

Печальное завершение жизненного пути

Федор Шехтель умер в бедности в 66 лет от тяжёлой болезни. Будучи без средств, состоя на социальном обеспечении, имея на содержании жену и дочь-инвалида труда, Шехтель жил, окружённый несметными богатствами: «Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую, и никто ничего не покупает; между тем я окружен несметными, по-моему, богатствами: моя коллекция картин, персидских миниатюр, библиотека – бесценны; около десятка инкунабул начала XV столетия, которые оценивают в сотни тысяч, никто не покупает. Все мои картины должны быть в музеях, офорты… оригинальная бронза, удивительная скульптура Коненкова, Сомова, Полайоло, бюст Льва Толстого Н.А. Андреева, фарфор Саксонский, Попова, вазы этрусские, Танагры, Помпеи, керченских раскопок, за венецианское зеркало восьмигранное, которое с пошлиной обошлось 1000 рублей, дают 15 руб., гобелен фламандский XVI столетия 5×4 аршина, цена ему 3-4 тысячи, дают 200 рублей» – отрывок из письма Ф. Шехтеля к Ивану Сытину (письмо датировано 1926 годом).

Фото: Елена Крижевская

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!