Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Самая массовая немецкая самоходка. Самоходные орудия второй мировой войны Самоходные орудия ссср второй мировой войны

Самоходная артиллерия стала массово использоваться Красной Армией сравнительно поздно - только в конце 1942 года. Однако выпущенные советскими конструкторами машины внесли большой вклад в общую победу. Все без исключения советские САУ периода войны можно отнести к грозным машинам, которые были по-разному полезны на поле боя. От небольшой, но от этого не менее эффективной СУ-76, до такого монстра, как ИСУ-152, который легко мог поразить ДОТ или разрушить дом, в котором засели гитлеровцы.

Легкая САУ СУ-76

Данная САУ была разработана в 1942 году конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове, машина создавалась на базе хорошо освоенного промышленностью легкого танка Т-70. Всего с 1942 и до конца войны было изготовлено более 14 тысяч машин данного типа. Благодаря этому СУ-76 является самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой времен Великой Отечественной войны, а объем ее выпуска уступил лишь выпуску танка Т-34. Популярность и распространенность машины объясняется ее простотой и универсальностью.

Огромную роль сыграло то, что в качестве орудия для вооружения данной САУ была выбрана очень хорошая дивизионная пушка ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Пушка отлично показала себя в годы войны и отличалась высокой универсальностью использования. Лучшего орудия для поддержки пехоты трудно было придумать. При использовании подкалиберных снарядов орудие раскрывало и свои противотанковые свойства, правда, такие танки как «Тигр» и «Пантера», всё равно рекомендовалось уничтожать, ведя огонь по их бортам. Против большинства образцов немецкой бронетехники бронепробиваемость орудия ЗИС-3 оставалась адекватной вплоть до конца войны, хотя 100-мм броня так и осталась для пушки непреодолимым препятствием.

Достоинством, а в некоторых случаях недостатком машины, была ее открытая рубка. С одной стороны она помогала экипажу САУ теснее взаимодействовать со своей пехотой, особенно в условиях уличного боя, а также обеспечивала лучший обзор на поле боя. С другой стороны экипаж САУ оказывался уязвим для огня противника, мог быть поражен осколками. В целом САУ отличал минимальный уровень бронирования, которое было противопульным. Однако СУ-76 все равно была очень популярная в частях. Обладая подвижностью легкого танка, самохода имела куда более серьезное орудие.

Не самое мощное вооружение, тонкая броня, открытое сверху боевое отделение - все это парадоксальным образом не сделало самоходку неудачной. Со своей непосредственной задачей на поле боя СУ-76 справлялась прекрасно. Она использовалась для огневой поддержки пехоты, выступая в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Она смогла во многом заменить легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Почти через 25 лет после Победы в Великой Отечественной войне маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский отмечал: «Особенно полюбилась нашим солдатам самоходка СУ-76. Эти подвижные, легкие машины успевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами выручить и поддержать пехотные части, а пехотинцы в свою очередь делали все, чтобы защитить эти машины».

Противотанковые САУ СУ-85 и СУ-100

Отдельное место среди всех советских самоходок занимали СУ-85 и СУ-100, которые были созданы на базе самого массового танка времен войны - среднего танка Т-34. Как легко можно догадаться, отличались они в первую очередь калибром орудия и, соответственно, своими противотанковыми возможностями. Примечательно, что обе самоходки оставались на вооружении различных стран уже после завершения Второй мировой войны.

СУ-85 была средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой, относящейся к классу истребителей танков. Основной ее задачей на поле боя была борьба с бронетехникой противника. Боевая машина была разработана в КБ УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения, «Уралмаша») в мае-июле 1943 года. Серийный выпуск новых противотанковых самоходок был развернут в июле-августе 1943 года. В качестве основного орудия для новой самоходки была выбрана 85-мм пушка Д-5С-85, которая обладала хорошими противотанковыми возможностями. По сути, именно СУ-85 стала первой советской САУ, которая на равных могла сражаться с немецкими танками. С расстояния более километра экипаж СУ-85 мог легко вывести из строя любой средний танк противника. Лобовую броню «Тигра» при использовании бронебойных снарядов можно было пробить с дистанции до 500 метров, использование подкалиберных боеприпасов делало эту задачу еще более легкой.

Наряду с хорошей огневой мощью СУ-85 смогла сохранить скорость и маневренность своего «прародителя» - среднего танка Т-34 и эти хорошие характеристики подвижности не раз спасали экипажи этой противотанковой самоходки в бою. Да и под огнем противника САУ СУ-85 чувствовала себя не в пример уверенней, чем СУ-76 с ее открытой рубкой. К тому же ее лобовая броня, расположенная под рациональными углами наклона, была уже не противопульной и могла держать удар.

Всего в 1943-1944 годах было выпущено 2329 таких машин. Несмотря на сравнительную малочисленность, именно САУ СУ-85, начиная с 1943 года и до окончания боевых действий в Европе, была основой советских частей самоходной артиллерии, вооруженных средними по массе машинами. СУ-100, которая пришла ей на смену, смогла отметиться в боях лишь в январе 1945 года. Поэтому именно самоходки СУ-85 и их экипажи вынесли на своих плечах практически всю тяжесть противотанковой и штурмовой работы средней самоходной артиллерии времен войны.

С появлением у немцев новых видов бронетанковой техники, таких как тяжелый танк «Королевский тигр» и САУ «Фердинанд» остро стал вопрос об увеличении противотанковых возможностей советских САУ. Конструкторы «Уралмаша» откликнулись на новый вызов и в середине 1944 года представили лучший истребитель танков Второй мировой войны - САУ СУ-100. Самоходка использовала базу танка Т-34-85 и пошла в серийное производство в августе 1944 года. Всего за период с 1944 по 1956 годы было выпущено 4976 таких самоходных артиллерийских установок, при этом в СССР производство было остановлено в 1948 году, но по лицензии продолжено в Чехословакии.

Главным отличием и основной изюминкой САУ была ее пушка - 100-мм орудие Д-10С, которое могло уверено бороться даже с самыми тяжелыми и хорошо бронированными немецкими танками. Неслучайно звездный час СУ-100 пробил во время Балатонской оборонительной операции, когда немецкое масштабное танковое наступление под кодовым названием «Зимнее пробуждение» закончилось огромными потерями бронетехники и стало фактически кладбищем Панцерваффе. Также самоходка отличалась лучшим бронированием. Толщина ее наклонной лобовой брони достигла 75-мм. Самоходка уверенно себя чувствовала не только в борьбе с танками противника, но и в городских боях. Зачастую одного выстрела фугасным снарядом из 100-мм орудия было достаточно, чтобы буквально «сдунуть» обнаруженную огневую точку противника.

Уникальность и исключительные боевые возможности СУ-100 подтверждаются тем, что она находилась на вооружение Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь. Помимо этого, САУ поставлялась союзникам Советского Союза, активно участвовала в послевоенных локальных конфликтах, в том числе и в арабо-израильских войнах. Самоходка оставалась на вооружении армий некоторых стран вплоть до конца XX века, а в некоторых странах, таких как Алжир, Марокко и Куба они оставались на вооружении и по состоянию на 2012 год.

Тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152

Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152 также внесли свой весомый вклад в победу. Об эффективности этих машин лучше всего говорят их прозвища - «Зверобой» и «Консервный нож», которые были даны этим могучим близнецам в войсках. СУ-152 была создана на базе тяжелого танка КВ-1С и вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. Самоходка была разработана конструкторами ЧКЗ (Челябинского Кировского завода), постройка первого прототипа была завершена 24 января 1943 года, а со следующего месяца началось серийное производство машины. Стоит отметить, что собрано было лишь 670 таких самоходок, так как с производства был снят танк КВ-1С, на базе которого она строилась. В декабре 1943 года данная машина была заменена на конвейере на ИСУ-152 равноценную по вооружению, но лучше бронированную самоходку на базе тяжелого танка ИС.

Боевой дебют самоходка СУ-152 получила в знаменитом сражении на Курской дуге, где сразу же смогла показать себя, как достойный противник новых немецких танков. Возможностей самоходки хватало для борьбы с новым выводком немецких «кошачьих». Использование 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С предполагало применение всех разработанных для нее снарядов. Но на деле экипажи машин обходились лишь двумя - осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Прямого попадания во вражеский танк бетонобойных снарядов было достаточно, чтобы нанести ему тяжелые повреждения и вывести из строя. В некоторых случаях снаряды просто проламывали броню танков, срывали с погона башню, убивали экипаж. А иногда прямое попадание 152-мм снаряда приводило к детонации боекомплекта, что превращало танки противника в горящие факелы.

Осколочно-фугасные снаряды также были эффективны против немецкой бронетехники. Даже, не пробив броню, они повреждали прицелы и приборы наблюдения, орудие, ходовую часть машины. Причем, для того чтобы вывести вражеский танк из строя иногда было достаточно просто близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Экипаж майора Санковского, командующего одной из батарей СУ-152 в Курской битве, за один день вывел из строя 10 танков противника (по другим данным это был успех всей батареи), за это майор был удостоен звания Героя Советского Союза.

Конечно, в роли истребителей танков СУ-152 использовались не от хорошей жизни, но и в этом качестве самоходка показала себя замечательной машиной. В целом же СУ-152 была отличным примером универсальности применения. Она могла использоваться, как штурмовое орудие, истребитель танков и самоходная гаубица. Правда, использование машины в качестве истребителя танков осложняла низкая скорострельность, но эффект от попадания по цели мог запросто перечеркнуть этот недостаток. Чудовищная мощь 152-мм гаубицы-пушки была незаменимой при подавлении ДОТов и огневых точек немцев. Даже если бетонная стена или перекрытия выдерживали попадание снаряд, то люди, находящиеся внутри, получили серьезную контузию, у них рвались барабанные перепонки.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 пришла на смену СУ-152, она была создана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне-октябре 1943 года и 6 ноября того же года принята на вооружении. Выпуск новой САУ был налажен на ЧКЗ, где она просто заменила собой СУ-152. Выпуск самоходки продолжался до 1946 года, всего за это время было построено 3242 машины данного типа. Самохода широко применялась на заключительном этапе войны и также, как ее предшественница СУ-152, могла использоваться во всех аспектах применения самоходной артиллерии. С вооружения Советской Армии данные машины были сняты лишь в 1970-х годах, что также свидетельствует об их большом боевом потенциале.

Незаменимой САУ ИСУ-152 стала во время городских боев, буквально ровняя здания и огневые точки противника с землей. Она очень хорошо показала себя при штурмах Будапешта, Кенигсберга и Берлина. Хорошее бронирование позволяло САУ выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и прямой наводкой поражать немецкие огневые точки. Для обычной буксируемой артиллерии это представляло смертельную опасность из-за массированного пулеметного и прицельного снайперского огня.

Источники информации:
http://rg.ru/2015/04/24/samohodka-site.html
http://armor.kiev.ua
http://pro-tank.ru
http://www.opoccuu.com

15.04.2015 7 021 0 Jadaha

Наука и техника

Среди боевой техники вермахта есть одно самоходное орудие, которое навечно вошло во фронтовой фольклор и стало поистине легендарным. Речь идет о САУ «Фердинанд», история которого уникальна сама по себе.

САУ «Фердинанд» появилась на свет совершенно случайно. Причиной ее появления стало соперничество двух машиностроительных предприятий Третьего рейха - фирмы «Хеншель» и концерна Фердинанда Порше. Но самое примечательное, что соперничество это разгорелось из-за заказа на строительство нового сверхтяжелого и сверхмощного танка. Фердинанд Порше поиграл соревнование, но в качестве утешительного приза ему было поручено из заделов на постройку танка - корпуса, брони, деталей ходовой части - изготовить истребитель танков, которому Гитлер, благоволивший к Порше, загодя дал имя его создателя.

Уникальная конструкция

Новая самоходка была единственная в своем роде и абсолютно не походила на другие, существовавшие до и после нее. Прежде всего, у нее была электротрансмиссия - ранее бронетехника с такими агрегатами не строилась серийно.

Машина приводилась в движение двумя карбюраторными 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Maybach HL 120 TRM рабочим объемом 11867 куб. см и мощностью 195 кВт/265 л. с. Общая мощность двигателей составляла 530 л. с. Карбюраторные двигатели приводили в движение генераторы электрического тока типа Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией электромоторы Siemens D1495 аАС мощностью 230 кВт каждый. Двигатели через электромеханическую передачу вращали ведущие колеса, расположенные в кормовой части машины. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой.

Другой особенностью новой самоходки стала самая мощная из всех существовавших в то время противотанковых пушек 8,8 cm Рак 43/2 L/71 калибра 88 мм, разработанной на основе зенитной пушки Flak 41. Это орудие пробивало на расстоянии прямого выстрела броню любого танка антигитлеровской коалиции.

И самое главное - сверхтолстая броня, которая по замыслу создателя САУ должна была сделать боевую машину полностью неуязвимой. Толщина лобовой брони достигала 200 мм. Она могла выдержать попадание всех тогда существовавших противотанковых пушек.

Но за все это пришлось рассчитываться огромным весом новой самоходки. Боевая масса «Фердинанда» достигала 65 тонн. Такой вес мог выдержать не каждый мост, а перевозить самоходку было можно лишь на специальных усиленных восьмиосных платформах.

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ФЕРДИНАНД» («ЭЛЕФАНТ»)

Боевая масса: 65 т

Экипаж: 6 человек

Размеры :

  • длина-8,14 м,
  • ширина - 3,38 м,
  • высота - 2,97 м,
  • клиренс - 0,48 м.
  • Бронирование:
  • лоб корпуса и рубка - 200 мм,
  • борт и корма - 80 мм,
  • крыша - 30 мм,
  • днище-20 мм.

Максимальная скорость:

  • по шоссе - 20 км/ч
  • по местности - 11 км/ч.

Запас хода:

  • по шоссе - 150 км
  • по местности - 90 км

Вооружение:

  • пушка 8,8 cm Рак 43/2 L/71
  • калибра 88 мм.

Боекомплект: 55 снарядов.

  • Бронебойный снаряд массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню.
  • Подкалиберный снаряд массой 7 кг и начальной скоростью 1130 м/с пробивал на дистанции 1000 м 193-мм броню.

Как он был устроен?

Цельносварной корпус «Фердинанда» состоял из каркаса, собранного из стальных профилей, и бронеплит. Для сборки корпусов выпускались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была тверже внутренней. Между собой бронеплиты соединялись при помощи сварки. К лобовой броне-плите при помощи 32 болтов крепилась дополнительная броня. Дополнительная броня состояла из трех бронеплит.

Корпус самоходки подразделялся на силовое отделение, находящееся в центральной части, боевое отделение - на корме и пост управления - спереди. В силовом отделении размещались бензиновый двигатель и электрогенераторы. Электродвигатели располагались в кормовой части корпуса. Управление машиной осуществлялось при помощи рычагов и педалей.

Справа от механика-водителя располагался стрелок-радист. Обзор с места стрелка-радиста обеспечивала смотровая щель, прорезанная в правом борту. Радиостанция размещалась слева от места стрелка-радиста.

Доступ к посту управления осуществлялся через два прямоугольных люка, расположенных в крыше корпуса. В задней части корпуса размещались остальные члены экипажа: слева - наводчик, справа - командир, а позади казенной части - оба заряжающих. На крыше рубки имелись люки: справа - двухстворчатый прямоугольный люк командира, слева - двухстворчатый круглый люк наводчика и два небольших круглых одностворчатых люка заряжающих.

Кроме того, в задней стенке рубки имелся большой круглый одностворчатый люк, предназначенный для погрузки боеприпасов. В центре люка находился небольшой порт, через который можно было вести огонь из автомата для защиты задней части танка. Еще две бойницы располагались в правой и левой стенках боевого отделения.

В силовом отделении были установлены два карбюраторных двигателя Maybach HL 120 TRM. Бензобаки располагались вдоль бортов силового отделения. Двигатели через электромеханическую передачу вращали ведущие колеса, расположенные в кормовой части машины. «Фердинанд» имел три передние и три задние передачи.

Шасси «Фердинанда-Элефанта» состояло (применительно к одному борту) из трех двухколесных тележек, ведущего колеса и направляющего колеса. Каждый опорный каток имел независимую подвеску.

Главным вооружением «Фердинандов» была противотанковая пушка 8,8 cm Рак 43/2 L/71 калибра 88 мм. Боекомплект 50-55 выстрелов, размещенных вдоль бортов корпуса и рубки. Горизонтальный сектор обстрела 30° (по 15° влево и вправо), угол возвышения/ склонения +187-8°. При необходимости внутри боевого отделения можно было загрузить до 90 снарядов. Личное вооружение экипажа состояло из автоматов МР 38/40, пистолетов, винтовок и ручных гранат, хранившихся внутри боевого отделения.

Весной 1943 года из восьмидесяти девяти построенных самоходок были сформированы два дивизиона истребителей танков: 653-й и 654-й. В июне 1943 года их после подготовки и боевого слаживания отправили на Восточный фронт.

Накануне начала наступления немецкой армии под Курском в составе 653 го дивизиона было 45 «Фердинандов», в составе 654-го - 44 САУ. Во время боев под Курском дивизионы действовали в составе 41-го танкового корпуса. Вместе с ним «Фердинанды» наступали в направлении Понырей, а позднее - на Ольховатку.


Бои на Курской дуге показали как достоинства, так и недостатки тяжелых истребителей танков. Достоинствами были толстая лобовая броня и мощная пушка, позволявшие бороться со всеми типами советских танков. Но также в ходе боев стало ясно, что у «Фердинандов» слишком тонкая бортовая броня. Мощные самоходки порой углублялись в оборонительные порядки Красной армии, а пехота, прикрывавшая фланги, не поспевала за машинами. В результате советские танки и противотанковые пушки беспрепятственно вели огонь по бортам немецких машин.

Выявились и многочисленные технические недостатки, вызванные слишком поспешным принятием «Фердинандов» на вооружение. Недостаточно прочными были станины генераторов тока - часто генераторы срывало со станин. Постоянно лопались гусеничные траки, то и дело отказывала бортовая связь. Кроме того, в распоряжении Красной армии появился грозный противник немецкого «зверинца» - СУ-152 «Зверобой», вооруженная 152,4-мм гаубицей-пушкой. 8 июля 1943 года дивизион СУ-152 из засады обстрелял колонну «Элефантов» из 653-го дивизиона. Немцы потеряли четыре самоходки. Также выяснилось, что ходовая часть «Фердинандов» очень чувствительна к разрывам мин. Примерно половину из 89 «Фердинандов» немцы потеряли на минных полях.

653-й и 654-й дивизионы не располагали достаточно мощными буксирами, способными эвакуировать поврежденные машины с поля боя, поэтому многие, даже незначительно поврежденные «Фердинанды» пришлось бросить на поле боя или взорвать.


Смена имени

По опыту боевого применения «Фердинандов» под Курском было решено внести изменения в конструкцию самоходки. Было предложено установить пулемет в лобовой лист рубки. Без него в ближнем бою с пехотой гигантская самоходка была беспомощна. В декабре 1943 года в австрийский город Линц на 21 железнодорожном эшелоне отправили 48 уцелевшх «Фердинандов». Там на заводе фирмы «Нибелунгенверке» они прошли переоборудование.

К тому времени «Фердинанды» сменили свое имя. 29 ноября 1943 года Гитлер предложил изменить названия образцов бронетанковой техники, присвоив им «зверские» имена. Его предложения о наименовании были приняты и узаконены приказом от 1 февраля 1944 года, а продублированы приказом от 27 февраля 1944 года. В соответствии с этими документами «Фердинанд» получил новое обозначение - «Элефант» 8,8-см штурмовое орудие Порше. Так «Фердинанд» превратился в «Слона» (элефант по-немецки «слон»). Хотя многие до конца войны продолжали называть самоходку «Фердинандом».

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска захватили богатые европейские трофеи, среди которых была и бронетехника поверженных стран. Часть танков немцы использовали практически без переделок, а на шасси некоторых из них создавали бронетехнику различного назначения: от транспортеров боеприпасов до самоходных гаубиц, которые часто выпускались очень ограниченными сериями. В этой статье речь пойдет о самоходных гаубицах Sturmpanzer II (Bison II) (выпущено всего 12 штук), G.Pz. Mk. VI (e) (построено 18 штук: 6 со 150-мм и 12 со 105-мм гаубицами) и 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f) (выпущено всего 16 штук).

Sturmpanzer II (Bison II)

Несколько неожиданный, хотя и вполне закономерный успех боевого применения импровизированных самоходок , вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33 и построенных на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, открыл «второе дыхание» для танков устаревших типов. Работы по установке различных артиллерийских систем на шасси танков в Германии были продолжены. Начиная с 1940 года, попытки установки тяжелых 150-мм гаубиц, столь необходимых для поддержки пехоты на поле боя, предпринимались в Германии многократно.

Немецкие конструкторы работали с различными шасси как легких, так и средних танков: от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV. Еще до того как в серию пошел Sturmpanzer I Bison у немецких конструкторов были планы создать что-то более эффективное, построенное на шасси и компонентах танков Pz.Kpfw.II. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на базе шасси танка Panzer II Ausf B, которое, как оказалось, не обеспечивало достаточно места для размещения столь массивного орудия, а также не могло в достаточной мере гасить отдачу орудия при выстреле. При этом пехотная 150-мм гаубица sIG 33 ставилась на танк уже без лафета и колес.

18 февраля 1941 года было принято решение построить Sturmpanzer II (который иногда называли Bison II) на модифицированном шасси танка Pz.Kpfw.II. Компоновка была оставлена прежней, но корпус танка удлинили на 600 мм и расширили на 330 мм. В состав ходовой части был добавлен один дополнительный опорный каток, в итоге их стало шесть. В отличие от многих немецких САУ, той же модели Sturmpanzer I Bison, которая напоминала скворечник на гусеницах, или САУ Wespe, новая самоходная гаубица не имела защищающих расчет бронеплит по всей длине надстройки. За счет практически полного отсутствия бронерубки высота САУ была небольшой.

Вооружение осталось неизменным. Была использована пехотная 150-мм гаубица sIG 33, которую немцы установили ни на одном танковом шасси. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36, который обеспечивал двукратное увеличение. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов почти полностью осколочно-фугасных, но для борьбы с бронированными целями могли использоваться и кумулятивные боеприпасы. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG34, предназначенный для защиты от пехоты противника.

Механик-водитель самоходки располагался в небольшой бронированной рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки из боевой машины. Силовая установка, элементы ходовой части и трансмиссия были без принципиальных изменений заимствованы у серийного танка. Двигатель остался прежним. Это был 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM, развивавший мощность 140 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Согласно другим данным на серийных самоходках мог использоваться двигатель Büssing-NAG L8V с максимальной мощностью 150 л.с. также при 2800 оборотах в минуту.

Топливо размещалось в двух баках общей емкостью 200 литров. Для обеспечения лучшего охлаждения в крыше моторного отделения были вырезаны два больших люка. Сделано это было еще и потому, что самоходки изначально планировалось использовать в Северной Африке, куда уже был переброшен Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. Трансмиссия была унаследована от танка и включала в себя механическую коробку передач (5 скоростей вперед и одна назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза.

После всех изменений масса самоходки выросла до 11,2 тонн, что было на 2,3 тонны больше, чем у базового варианта танка. Однако серьезного влияния на ходовые качества машины этот факт не оказал. Sturmpanzer II по-прежнему мог разгоняться до 40 км/ч при движении по шоссе. А вот запас хода незначительно снизился с 200 км (у танка) до 180 км при движении по дорогам с твердым покрытием.
Производство самоходок велось компанией Alkett в декабре 1941 - январе 1942 года, всего за этот период было собрано 12 самоходных гаубиц. Из них были сформированы 707-я и 708-я роты тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены на североафриканский театр военных действий. Здесь они достаточно активно использовались в боях, принимали участие в сражении у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II (Bison II) были захвачены союзниками в мае 1943 года после капитуляции немецких войск в Тунисе.

Тактико-технические характеристики Sturmpanzer II:
Габаритные размеры: длина - 5410 мм, ширина - 2600 мм, высота - 1900 мм, клиренс - 340 мм.
Боевая масса - 11,2 т.
Силовая установка - карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Büssing-NAG L8V, мощностью 150 л.с.
Максимальная скорость - 40 км/ч (по шоссе), около 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода - 180 км.
Вооружение - 150-мм пехотная гаубица sIG 33 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 30 выстрелов.
Экипаж - 4 человека.


10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f)

После захвата Франции немецкие войска получили в свое распоряжение большое разнообразие трофейных танков самых разных годов выпуска, находившихся в разном техническом состоянии. Среди прочего немцам досталось около 160 тяжелых французских танков Char B1 bis. Большая их часть использовалась немцами без особых переделок, примерно 60 танков переделали в огнеметные, а 16 стали 105-мм самоходными гаубицами, полное наименование 10.5-cm leichte Feldhaubitze 18/3 (Sf.) auf Geschützwagen B2 (f) 740 (f).

Решение о создании на базе шасси захваченных французских танков самоходных артиллерийских установок было принято в Германии в марте 1941 года. Их планировалось использовать для поддержки создаваемых на том же танковом шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная пред конструкторами задача была достаточно быстро решена путем установки в открытой рубке 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Для этого башня танка с 47-мм орудием, а также 75-мм гаубица в корпусе демонтировались. На крыше боевого отделения размещалась неподвижная рубка, в лобовом листе которой было смонтировано новое орудие. Толщина бронирования рубки составляла 20 мм, крыша отсутствовала. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -4 до +20 градусов, в горизонтальной плоскости по 15 градусов влево и вправо. Возимый боекомплект состоял из 42 выстрелов.

Стоит отметить, что 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 на протяжении всей Второй мировой войны составляла основу полевой артиллерии вермахта, так что ее выбор был не случаен. Гаубица находилась на вооружении легких дивизионов артиллерийских полков и была основой всей немецкой дивизионной артиллерии. Согласно официальным данным на вооружении вермахта находилось до 7076 гаубиц данного типа. Естественно, что в разное время немецкие конструкторы рассматривали различные варианты по увеличению подвижности данной артиллерийской системы путем установки ее на различные танковые шасси.

Первый прототип новой САУ с рубкой, выполненной из неброневой стали, был готов к июню 1941 года. При этом к моменту начала работ полностью исправных шасси французских тяжелых танков имелось достаточно мало. Согласно производственным планам Управления Вооружения в 1941 году было выпущено всего 10 таких самоходных гаубиц двумя партиями по 5 машин. В 1942 году было переоборудовано таким образом еще 6 танков. Таким образом, компанией Rheinmetall Borsig, располагавшейся в Дюссельдорфе, было собрано всего 16 самоходных артиллерийских установок данного типа.

Габариты новой самоходной гаубицы были весьма внушительными (высота практически 3 метра, длина - 6,5 метров), ее внешний вид можно было назвать несуразным. Но если размеры самоходки не были таким уж серьезным ее недостатком, то большой вес сказывался сильнее. Боевая масса машины была унаследована от тяжелого танка и составляла не менее 32,5 тонн, что было достаточно много для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя. Даже при движении по шоссе САУ не развивала скорости более 28 км/ч, да и запас ее хода был сравнительно небольшим - 150 км.

Все выпущенные самоходки получили буквенное обозначение в алфавитном порядке - от А до P. Все машины поступили на вооружение 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. В составе полка было три батареи по 4 самоходных гаубицы в каждой, еще 4 машины были сверхнормативными. При эксплуатации данной боевой техники практически сразу же были выявлены недостатки, к которым относили низкую маневренность и перегруженность шасси, что часто приводило к поломкам. По состоянию на 31 мая 1943 года боеспособными в полку оставались 14 машин. Тогда же они были переданы в учебное подразделение, расположенное в Гавре, на их место пришли 12 САУ Wespe. Однако в дальнейшем по мере осложнения обстановки на фронте самоходки вновь вернули в строй. Они были приданы 90-й танковой дивизии, которая действовала в Сардинии.

Тактико-технические характеристики 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f):
Габаритные размеры: длина - около 6,5 м, ширина - 2,4 м, высота - около 3 м.
Боевая масса - 32,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 307 л.с.
Максимальная скорость - до 28 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 135-150 км.
Вооружение - 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/3 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 42 выстрела.
Экипаж - 4 человека.

G.Pz. Mk. VI (e)

В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.

В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.

Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием.

Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 - 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий.

Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.

Тактико-технические характеристики G.Pz. Mk. VI (e):
Боевая масса - 6,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с.
Вооружение - 105-мм полевая гаубица leFH 16 и один 7,92-мм пулемет MG34.
Экипаж - 5 человек.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz2.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/light_mk6.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G93_GW_Mk_VIe/
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:F28_105_leFH18B2/История
http://stalinhdtv.livejournal.com/21397.html
Материалы из открытых источников
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!