Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Репортажная фотография: что должен знать начинающий репортажный фотограф? Как рассказать историю в фотографиях. Съемка репортажа

Сегодня пару строк я решил посвятить такому понятию, как фоторепортаж . Как и во всех учебных заведениях давайте начнем с понятий, насколько бы скучными они не были. Ученье, как говорится, высокая экспозиция, неученье - низкая.

В широком смысле репортаж - это вид газетно-журнальной деятельности или информация, которая поступает в СМИ через печать и публикации о событиях текущего дня. Короче говоря, все, что пишут в газетах - является репортажем с того или иного места событий.

Репортажная съемка - неотъемлемая часть фоторепортажа . Другими словами, это фиксирование интересных событий в хронологической последовательности. Например, история вашей жизни в различных ситуациях, рассказанная посредством сделанных снимков, также называется фоторепортажем .

Фоторепортаж используется в презентациях различных кампаний на всевозможные тематики. Репортажные снимки интересны еще и тем, что могут включать в себя фотографии-сюжеты, которые представляют собой художественные произведения.

Качественный фоторепортаж - это основной материал для оформления буклетов, открыток, а также украшение сайтов. Особенно хорошо это заметно на свадебных листовках. Каждый фотограф должен иметь в портфолио хотя бы несколько таких фотографий (и не только со своей свадьбы).

Живые и интересные репортажные кадры , на которых изображены, например, внимательные сотрудники фирмы, вызывают гораздо больше доверия, чем просто рекламные фотографии.

Темы для фоторепортажа могут быть бесконечны: деловые фото, наука, техника, культура, искусство и спорт. Даже обычный день рождения может стать хорошей темой. Такие снимки можно разделить на два типа: событийный и обычный репортаж.

Вся прелесть репортажной съемки состоит в ее убедительности и искренности, показе правды, такой, какая она есть, без излишеств. Этим частенько пользуются папарацци - в интернете валяется куча фоток знаменитостей в нелепых позах.

Так что такое фоторепортаж ? Это небольшой, беглый рассказ о жизни, поэтому лучше всего фотографировать на короткой выдержке. Она поможет получить лучшую детализацию и проработку. Снимки и сюжеты для газет и журналов как раз нуждаются в этом.

Фоторепортаж

Фотожурналистика - особая форма журналистики , использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография , уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:

  • Время - снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
  • Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
  • Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.

Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определенный грубоватый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в "репортажном" стиле беспристрастные хроники свадебных событий.

Происхождение термина

Изобретенние термина фотожурналистика обычно приписывается Клиффу Эдому (1907–1991), 29 лет преподававшему в школе журналистики в Университете Миссури. Там Эдом организовал первую группу фотожурналистики в -м году. Другие называют декана Школы Фотожурналистики Френка Л. Мотта.

История

Начало

До 1880 типографское оборудование не могло правильно воспроизводить фотоснимки. Обычно по фотографии художником изготавливалась гравюра , с которой и производилась печать. Первые репортажные фотографии с полей Крымской войны ( -), сделанные британскими репортерами , такими как Уильям Симпсон (William Simpson) из Illustrated London News или Роджер Фентон (en:Roger Fenton) , были опубликованы именно таким образом. Аналогично, по фотографиям Мэтью Брейди (en:Mathew Brady) Гражданской войны в США были сделаны гравюры для публикации в Harper"s Weekly . Оригинальные изображения обычно показывались на выставках или копировались фотографическим способом в ограниченном количестве экземпляров.

Фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между и . Первая полутоновая - репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта года в The Daily Graphic (Нью Йорк) . Изобретенная в магниевая вспышка (англ. Flash powder ) позволила фотографам, таким как Джейкоб Рийс (en:Jacob Riis) непринужденно снимать в помещениях. Начиная с года становится возможным воспроизводить полутоновые фотографии на печатающем оборудовании .

Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. Появление 35-миллиметровой «лейки», которая была создана в 1914 году и выпущена в продажу в Германии в 1925 году, внесло много значительных изменений в каждую область фотографии. Новая камера позволила фотографам увидеть обычные и привычные объекты в новых, более смелых перспективах и расширила их возможности лучше видеть и оценивать их очертания и формы в пространстве.

Аристид Бриан указывает на фотографа, который может попасть даже на секретное заседание. Париж. 1931 год.

Закулисные съемки известных международных политических деятелей на конференциях Лиги Наций в конце 1920-х годов делал отличный юрист, владевший многими языками, Эрих Саломон, который одним из первых стал пользоваться малогабаритной камерой в информационных целях. Это его имели в виду, когда говорили, что «необходимы три условия для проведения конференции Лиги Наций: несколько министров иностранных дел, стол и Эрих Саломон ». Фотографы газет и журналов с тех пор следуют его манере, снимая по ходу событий, не дожидаясь позирования.

Хотя фотография стала и частью новостей в газетах и журналах с 1897 г., вплоть до 1927 года многие сенсационные новости (в желтой прессе иллюстрировались гравюрами. Первая фототелеграмма (en:wirephoto) была передана Western Union в -м году.

Признание в мире искусства

Со второй половины 1970-х годов фотожурналистика и документальная фотография , бок о бок с художественной фотографией , все больше и больше занимают места в художественных галереях.

Профессиональные организации

Некоторые другие организации:

Новостные организации и школы журналистики учредили множество разнообразных наград для фотожурналистов. Начиная с Пулитцеровская премия присуждается в следующих категориях фотожурналистики: "Feature Photography", "Spot News Photography" и "Capture the Moment". Другие награды: World Press Photo , Лучшее из фотожурналистики и Фотография года .

Фотографы, окружившие звезду на Каннском кинофестивале.

Этические и правовые моменты

Фотожурналисты работают в тех же рамках объективности, что и остальные журналисты. Что снять, как кадрировать и как отредактировать - вопросы, которые постоянно решает фотожурналист.

Часто этический конфликт может быть смягчен или усилен действиями редактора или фоторедактора , к которым переходят снимки сразу, как только они поступают в редакцию. Фотожурналист часто лишен возможности повлиять на то, как будут использованы его снимки.

Национальная ассоциация фотографов прессы США и другие организации создали Этический кодекс .

Основные этические аспекты вписываются в общее законодательство. Законы, относящиеся к фотографии, могут сильно разниться в разных государствах. Ситуация сильно осложняется, когда фоторепортаж, снятый в одной стране, будет затем опубликован во множестве других.

Кризис фотожурналистики

С 90ых годов XX века телевидение, имевшее большие бюджеты благодаря рекламе, стремительно развивалось, изменяя подачу новостей - вместо диктора в студии, читавшего по бумажке, в обиход пришли прямые трансляции с мест событий, не скупились телекомпании и на дорогие качественные репортажи. Как следствие, стали падать тиражи у печатных изданий, цветных иллюстрированных журналов, не способных конкурировать в оперативности с телевидением. Экономический кризис поразил большинство мировых фотожурналистских агентств. За этим последовала частичная потеря авторских прав, понижение ставок фотографов. Тройка основных информационных мировых агенств, ранее сосредоточенных преимущественно на текстовой информации - Associated Press , Agence France Press и Reuters наняли за фиксированную зарплату фотографов - профессионалов высокого класса, тем самым резко повысили качество своей новостной фотографической продукции, которую стали охотно покупать газеты и журналы по недорогой годовой подписке. В результате чего большинство мелких и средних и даже крупных агентств, не имевшие возможности предложить таких демпинговых условий, были вытеснены с рынка. Кризис усугбил приход новых технологий, в частности появление на рынке Royalty-free фотографий, за которые не надо платить. В России в начале XXI века стало нормой небрежение авторским правом фотографов и кража фотографий из сети интернет с целью публикаций на страницах печатных СМИ . Многим репортажным фотографам пришлось уйти в коммерческую фотографию ради того, чтобы выжить , ,

Влияние новых технологий

Маленькие, лёгкие камеры существенно увеличили роль фотожурналистики. Начиная с 1960-х встроенные моторы, электрическая вспышка, автофокус, качественные объективы и прочие усовершенствования в камерах сделали процесс фотографирования более лёгким. Новые цифровые камеры сняли ограничение на количество кадров на плёнке, на микродиск или карту памяти фотоаппарата могут поместиться сотни и тысячи кадров.

Содержание является самой важной частью фотожурналистики, но возможности быстрого сбора и редактирования изображения принесли значительные изменения. Каких-нибудь 15 лет назад для сканирования и передачи одной цветной фотографии с места событий в редакцию требовалось около 30 минут. Сегодня фоторепортёр, вооружённый цифровой фотокамерой, мобильным телефоном и ноутбуком , может передать высококачественный снимок в редакцию через считанные минуты после того, как кадр был снят. Камерофоны и портативные устройства спутниковой связи предоставили немыслимые ранее возможности мобильной передачи изображений практически из любой точки земного шара.

Фотожурналистом в наше время может называть себя любой человек, не стремящийся к карьере профессионального фотографа, случайно оказавшийся с фотоаппаратом в центре событий, а затем разместивший (зачастую совершенно бесплатно) фотографии в интернете. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в интернете , становились сенсацией. С начала XXI века средой для распространения информации и фотографий стала блогосфера . Существуют многочисленные специализированные фотожурналистские блоги на разных языках мира. На русском языке это Фотополигон.

К концу первой декады XXI века традиционную фотожурналистику активно стала теснить так называемая "Гражданская журналистика", появившаяся в странах Европы и США. Люди различных профессий, как правило не имеющие материальных проблем и не стесненные в отличии от профессионалов СМИ никакими обязательствами перед своими редакциями, занимаются журналистикой, в том числе и фотожурналистикой в качестве хобби .

Многие сейчас заняты бурной деятельностью в Интернете, имеют активную жизненную позицию. Ведут блоги, в которых, помимо всего прочего, освещают различные события и мероприятия. Митинги оппозиции, открытие выставок, какие то вечеринки. Фотографирование события с целью рассказать о нем другим называется фоторепортажем . Давайте обсудим техническую сторону этого дела.

Всем известна старинная истина: информирован - значит готов к делу. Информация - это главное орудие в любом деле. Вот мы и постараемся вооружить вас. Расскажем, как подготовиться к съемке фоторепортажа.

Снаряжение фотографа

Самое первое - вы должны быть обладателем удобного фоторюкзака или кофра. Кофр - это специальная сумка для фотоаппаратуры. С тяжелыми и неудобными сумками трудно быть мобильным, с ними просто неудобно передвигаться. А передвигаться вам нужно оперативно. Кофр и рюкзак должны быть достаточно плотными, лучше - на каркасе. Это для того, чтобы в сутолоке или давке аппаратура, находящаяся в нем, была в безопасности. Во времена пленочной фотографии умельцы даже самостоятельно мастерили такие прочные кофры, что фотограф на них мог спокойно встать, для того чтобы сделать снимок с верхней точки. Сумка для аппаратуры, плюс ко всему, должна быть вместительной - ведь в ней нужно разместить несколько камер, объективов, вспышку и тысячу других мелочей. Причем разместить всё это надо так, чтобы любую веешь можно было за секунду и не задумываясь, на автопилоте, так сказать, достать и точно так же положить на место.

Оптика фоторепортера

Теперь про объективы. Их нужно несколько. Первым делом - широкоугольник, объектив с фокусным расстоянием от 16 до 35 мм. С его помощью удобно захватывать в кадр большие пространства, не отходя далеко от происходящего события. Он незаменим при съемке групповых сцен, архитектуры, общего плана мероприятия. А такие кадры необходимы в репортаже, они несут очень много информации.

Длиннофокусником хорошо снимать удаленные объекты, к которым трудно или вообще невозможно подойти. Это и отдельные лица из толпы присутствующих, и какие то детали происходящего, чтобы не привлекать всеобщего внимания. Например, плакаты в руках митингующих оппозиционеров.

Удобнее, конечно, пользоваться одним объективом с переменным фокусным расстоянием. Это так называемые зум-объективы. В этом случае отпадает необходимость постоянной смены объективов во время работы (ох, как неудобно было фотографам еще лет 20-25 назад, когда таких чудес техники еще не было). Самый оптимальный вариант зума для репортажной съемки - 16-300 мм. Но беда в том, что качественных объективов с такими параметрами довольно мало и они дороги. Поэтому приходится иметь как минимум два объектива - 18-70 мм и 70-300 мм.

Объектив для съемки фоторепортажа должен обладать хорошей светосилой. Далеко не всегда приходится снимать при хорошем освещении и в таких условиях, что нельзя применить вспышку. Смысл в ней, например, отпадает, если вы находитесь в 30-40 метрах от объекта съемки.

Вспышка и аксессуары

Вспышка тоже нужна. При съемке в помещении без нее чаще всего не обойтись. Вспышка должна хорошо взаимодействовать с вашей камерой и её автоматикой, обладать достаточной мощностью. Хорошо, если вспышка будет оснащена фильтром-рассеивателем. Не забудьте и о достаточном запасе элементов питания. Вспышки - очень активные потребители их энергии. Так же нужно взять с сбой и запасные аккумуляторы для фотоаппарата, лучше - не один комплект. И несколько карт памяти. Почему флешек несколько? Всё просто. Лучше если заглючит одна на 4 гига, чем такая же на 32. Все они так ненадежны. И, кроме всего прочего, маленькие, легко теряются.

Если событие, о котором вам нужно будет сделать фоторепортаж, планируется на улице, а возможно и на фоне красивого пейзажа или архитектуры, хорошо иметь с собой светофильтры. На то, зачем они нужны в данном случаем, мы сейчас отвлекаться не будем. Об этом вы сами почитаете в других источниках.

Теперь давайте поговорим о том, как снимать.

Еще до того, как начать снимать, до начала мероприятия нужно понять - а что, собственно, вы хотите показать и сказать своим зрителям или заказчикам. Сформулируйте для себя главную цель заранее. Это очень поможет вам в поисках нужного кадра, в выработке общей схемы, концепции репортажа. По возможности хорошо бы почитать сценарий мероприятия, чтобы знать, кто, когда и откуда выйдет и заранее приготовиться к этому, без суеты занять нужную точку съемки.

Организатор мероприятия тоже может заказать вам фоторепортаж. Заказчику нужно угождать, делать как можно больше кадров с его логотипом, снимать так, чтобы в кадре почаще были первые лица фирмы-заказчика, значимые гости мероприятия. Это заказчику обычно нравится. Может случиться, что ваши снимки он использует не только в своем корпоративном альбоме, но еще и в собственной рекламе. А это - уже другая тема для беседы и у вас с ним, да и у нас с вами.

В фоторепортаже нужно отразить дух, масштаб всего происходящего. А это - общие планы. Необходимы и средние планы - собственно факт события: вручение грамоты, выступление кого-то на трибуне. Выигрышно смотрятся крупные планы, например, лица участников. Хороши детские лица. Они порой очень эмоциональны и способствуют передаче зрителю настроения происходящего. Можно и вообще укрупнить детали, показать, например, чьи-нибудь глаза, логотип фирмы на чашке с чаем. Еще раз обратим внимание - не забывайте о важных гостях. Это ваш, так сказать, пассивный пиар, реклама вас как фотографа. Это важно, это заделка на будущее.

  • На съемку постарайтесь придти пораньше, до начала мероприятия. У вас будет время и возможность оценить место события, точки съемки, возможности освещения и многое другое, что поможет работать без суеты.
  • Во время съемки репортажа не отказывайте присутствующим в групповом портрете. Снимайте просящих. А потом смело давайте им свои визитки. Это ли не бесплатная реклама?
  • Не считайте кадры. Снимайте смело и много. Благо, современные цифровые камеры, в отличии от старых плёночных, позволяют это сделать. А когда есть из чего выбирать - значит и результат будет лучше. Для этого нужно обзавестись несколькими флешками.
  • Старайтесь быть вежливыми и улыбчивыми и вообще - побольше позитива. Это располагает людей к вам.
  • Больше снимайте движение. Движение - это жизнь. Статика - это натюрморт. Мёртвая натура.
  • Не забывайте следить за настройками фотокамеры. Возможно, в процессе работы вы могли случайно задеть какую-нибудь кнопочку или рычажок и сбить настройки. Потом жалеть будете.
  • Если вы - не один фотограф на мероприятии, если рядом работают ваши коллеги, старайтесь не мешать им. Не перекрывайте им кадр, не лезьте в кадр других. Опытный фотокорреспондент должен всегда поддерживать товарища и спиной чувствовать чужие объективы.
  • Во время компьютерной обработки снимков следите за балансом белого цвета. Экспозиция и тональность снимков в репортаже должны быть одинаковыми.
  • Людям нравятся яркие репортажные снимки. Старайтесь сделать свой репортаж не только насыщенным событиями, но и насыщенным в цветовом плане. Он может быть даже слегка вызывающим и в том, и в другом отношениях.

Подборка фотографий:

С уверенностью можно отметить тот факт, что в «письменной» журналистике жанр репортажа является одним из самых востребованных и наиболее распространенных. Однако, не только печатной журналистики приглянулся этот жанр. Активно находит он свое применение и в фотожурналисткой практике. Огромное множество фотопубликаций, созданных в репортажном варианте украшают полосы как и интернет-изданий, так и бумажные масс-медиа. Однако, зачастую, фотографы, особенно на региональном уровне (по моим наблюдениям) не всегда достаточно точно представляют себе то, что являет собой фоторепортаж. Ниже я собрала основыные правила создания и признаки фоторепортажа, выделила его ключевые моменты и особенности.

В переводе с французского «репортаж» означает-»сообщать»(http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/127230/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B6), а Большой энцеклопедический словарь определяет жанр репортажа как « жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.»(http://slovar.cc/enc/bolshoy/2115114.html)

В нашем же варианте, к слову репортаж прибавляется еше один корень -фото, т. е. Выражать свою мысль журналист будет не с помощью ловкого пера, а с помощью фотографии.

Отсюда можно сделать вывод, что главной задачей и отличительной чертой фоторепортажа(основываясь на терминологической трактовке жанра в словаре), является его документальность,т.е. Построение фотоматериала на фактах с реального места события.

Порой, случается так, что в одном снимке фотографу не удается запечатлеть то или иное событие. Здесь приходит на помощь жанр фоторепортаж.

Изучая все особенности и нюансы фоторепортажа, фотографы учились не только по порядку соединять фотоэлементы но и выражать свое к ним отношение.

Свои первые попытки реализовать себя, репортаж находит на страницах журналов, хотя истоки фоторепортажа берут свое начало в 19 веке.

Решающую роль в становлении фоторепортажа сыграла русско-японская война-такой вывод я встретила в книге К. В. Чибисова «Очерки по истории фотографии»(ст 93). Автор говорит о том, что тираж газет во время войны вырос, а на их страницах то и дело появлялось все больше снимков с места сражений.

За годы своего существования фоторепортаж терпит множество изменений своей структуры. Творческая позиция фотожурналистов, стремясь уйти от протокольного представления на снимках событий развивает в себе возможность более творческой и информативной подачи материала. Идет усиление публицистического элемента.(

«Не смотря на то, что фоторепортаж относится к системе информационных жанров, не следует понимать что его сущность заключается лишь в протоколировании действительности. В нем, как и во многих других жанрах заложена возможность авторского самовыражения.» (ворон ст 50)


Сейчас, современный фоторепортаж представляет собой единение пространства и времени на фотоснимке. Увеличение психологической нагрузки на изображениях, стремление изобразить не только действия но и эмоции героев, духовное становление человека уже перешло в тенденцию.

Мы выясняем, что главной отличительной особенностью фоторепортажа является то, что он позволяет дать более полную информацию об объекте съемки. В фоторепортаже, в отличие от фотозаметки мы выделяем не только содержание события, но и его сюжет.

Как было отмечено выше, фоторепортаж относится к группе информативных жанров, следовательно, мы подводим черту под еще одним выводом-он, фоторепортаж, должен нести ответы на вопросы «что?» ,»где?»,»когда?», именно эти вопросы ставятся в приоритет в информационных жанрах журналистики в любом ее виде) . «Но главный вопрос, на который должен отвечать фоторепортаж -»как?»»(ворон ст 53). Представление фотоснимков с хронологическим порядком становления того или иного события,позволяет нам, как читателям, проследить всю его историю. Не менее важно присутствие текста под фотографиями. В нашем понимании текст дополняет и осуществляет содержательную нагрузку, создает эффект присутствия автора на месте события.

Хочу отметить, что фоторепортаж подразумевает собой не одно фото, а целый фоторяд. Подобный вывод логичен, т. к. главная цель фоторепортажа- полное информирование потребителя о событии. А выразить всю полноту действия в одном снимке довольно сложно. «Фоторепортаж характеризуется соотношением фабулы и сюжета. Фабула задается реальностью, а вот сюжет выстраивает автор. Соответствие действительному ходу события как бы растворяет его в фабуле. Но поскольку фиксируемый в развитии «кусочек» жизни в публикации этого жанра предстает в той или иной мере как законченное действие (снимая, скажем, спортивный поединок, фотожурналист проследит все его этапы, покажет и его развязку),то фоторепортаж, как правило, имеет и фабульное завершение. .»-так рассуждает Ворон говоря о специфике жанра в плане отражения реальности на сниках(ворон ст52).

Анализируя фотографии этого жанра, можно с уверенностью сказать, что фоторепортаж находит свое приминение в различных сферах человеческой деятельности, будь то спорт(Владимир Вяткин «спорт»https://vk.com/album57929179_98818079), социальная тема(Ян Даго «Африканские дети» http://www.rosphoto.com/reportage_photography/54_reportazhnyh_fotografa-2426) и многие другие. Иными словами, фоторепортаж в выборе темы неограничен никакими рамками. Именно благодаря этой особенности мы можем говорить о творческом подходе и развитии фотожурналиста.

Если говорить уже о методах съемки фоторепортажа, то, например, Я.Д. Фельдман выделяет два типа: это репортажная (фотограф не пытается повлиять на ход происходящих событий, фиксирую подлинное происходящее) и постановочная(заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходит фиксация заранее подготовленного эпизода.)(фельдман ст 178)

Подобный способ съемки позволяет сделать снимки более художественными, что не часто удается работая с камерой в «полевых» условиях, когда для художественности просто может не хватить времени. Фельдман оправдывает второй способ съемки говоря, что «Элементы профессиональной организации события, которое снимают, не означают его фальсификации - это только приспособление для съемки и получения наилучших вырази- тельных результатов. Подлинное со- бытие может быть хроникальным или в какой-то мере подготовленным, что, в общем, не нарушит его подлинности.» Ниже мною представлена наиболее полная классификация видов репортажной съемки, выведенная А.И. Лапиным(Лапин ст 169)Итак принято выделять следующие разновидности жанра:

1. Хроникальный фоторепортаж.(большая детализация действий, более широко представлена картина происходящего)

2. Интерпретирующий репортаж(последовательное изображение действий, суждение автора составляет существенную часть содержания)

3.Событийный фоторепортаж.

Событийное фото выступает как свидетельство некоего масштабного события. Чистый, художественно не организованный кадр. Ее важность и ценность заключается в том, что она представляет собой ценное документальное доказательство, живое и беспристрастное, правдивое свидетельство. Здесь не требуется авторской оценки. От фотографа требуется лишь умение быстро реагировать на происходящее, умение оценивать нестандартность ситуации.(лапин ст)

4. ситуационная фотография.

Ситуационная фотография отличается от событийной значительным содержанием при внешней незначительности происходящего. Мы можем предположить, что самым важным в этом виде считается не простая фиксация события в том или ином фрагменте, а его осмысление. Осмысление важная часть аналитической деятельности, из этого следует, что мы можем назвать ситуационную фотографию аналитической.

Такая фотография становится аналитической, иногда даже неся в себе философское, поэтическое осмысление жизни. Проанализировав это заключение мы понимаем, что снимки обретаю субъективное изображение, т. к. автор не стремится в первоочередном порядке передать происходящее, он ищет скрытый смысл в незначительных деталях, случайных жизненных проявлениях.

5. Фотография момента

фотограф здесь выступает в роли некоего пророка. Он точно не знает что случится дальше, но он должен предугадать, как сложится его кадр, учитывая стремительное развитие действий на том или ином событии.

6. фотография детали

В этом случае какая либо деталь, частность становится гораздо важнее и содержательнее по смыслу,чем главный объект. Однако, следует помнить, что не всякая деталь может «зазвучать» на изображении. Всякое изображение способно иметь в себе нескончаемую массу деталей. В этом случае необходимо найти и подчеркнуть ту, которая могла бы иметь подтекст или смысл.

7. Изобразительная фотография.

Следующий вид репортажной фотографии-фотография изобразительная. Основное внимание фотограф на таком роде снимках, уделяет непосредственно самой организации изображения. Не важно что будет на снимке, будь то важная деталь, фрагмент события, выразительный момент, все равно большую значимость несет в себе именно построение изображения. Главное, чем стоит руководствоваться фотографу, это максимальная резкость изображения, точная передача фактур предметов, огромное внимание уделяется печати фотоизображения на бумаге, проработка мельчайших деталей.

Профессионализм фотографа при создании репортажа заключается в том, чтобы показать ситуацию объективно и беспристрастно, сохранить четкую хронологию событий, а также подметить запоминающиеся и характерные детали, которые станут «изюминкой» всей съемки.

Что нужно для съемки фоторепортажа?

С точки зрения технического оснащения каких-либо специальных требований нет. Достаточно иметь фотоаппарат, объектив и, если съемка будет в помещении - вспышку или светосильную оптику (в случаях, когда вспышка будет привлекать нежелательное внимание.) В принципе, камера может быть любой.

Особенность съемки фоторепортажа - отсутствие времени на подготовку: выбор точки съемки, фокусировку, установку экспозиции. Фотографу необходимо «поймать» мгновение, которое уже не повторится. Поэтому желательно, чтобы камера позволяла делать снимки быстро и точно. Лучше всего с эти справится зеркальная камера.

Но, на самом деле, определяющее значение в съемке фоторепортажа имеет опыт и практика, а не технические характеристики оборудования.

Где учиться?

Естественно, ни один фотограф не рождается с умением всегда быть в нужное время в нужном месте. Так что навык съемки фоторепортажей нужно тренировать, причем много и часто. Практиковаться можно, посещая различные культурные мероприятия. Также начинающие фотографы часто тренируются, снимая фотоотчеты из ночных клубов.

Сегодня ночная жизнь кипит почти во всех городах нашей необъятной Родины, поэтому найти площадку для оттачивания профессиональных навыков можно без особого труда. При этом фотограф даже может обойтись без лишних трат: часто руководство клуба специально приглашает фотографов на вечеринки. В обмен на фотографии их пускают на мероприятия бесплатно.

Также для обучения мастерству фоторепортажа подойдут различные спортивные состязания, выставки и мастер-классы, общественные события (митинги, пикеты, собрания). Последние хороши тем, что позволяют запечатлевать сильные эмоции, интересные детали.

Составляющие фоторепортажа

У фоторепортажа есть свои законы жанра, которые необходимо соблюдать.

1. Непредвзятость. Снимки должны объективно и честно отображать события. Личное отношение к тому или иному событию или человеку не должно влиять на подачу материала.

2. Художественная выразительность. Для того, чтобы сделать хороший фоторепортаж, недостаточно просто последовательно снять все, что происходит вокруг. Мастерство фотографа-репортера заключается в том, чтобы показать всю суть события при помощи выразительных деталей. Для этого нужно учиться подмечать незаметные, на первый взгляд, детали и «ловить» живые эмоции участников мероприятия.

3. Повествовательность. Фоторепортаж - это, фактически, законченное произведение искусства, которое даже без каких-либо пояснений должно создавать объективную и полную картину происходящего. Из этого вытекает следующая особенность жанра.

4. Время. Для того, чтобы дать зрителю максимально точное представление о событии, снимки должны располагаться в хронологической последовательности.

Чтобы сделать действительно хороший фоторепортаж, необходимо внимательно следить за происходящим, следить за эмоциями участников или зрителей. Также, если придется снимать какое-либо давно запланированное мероприятие, очень полезно заранее связаться с организаторами и попытаться уточнить его программу. Это позволит лучше ориентироваться на месте, составить примерную концепцию репортажа, выбрать удобное место для съемки.

Как снимать?

Во-первых, в течение всего мероприятия фотоаппарат должен быть наготове. Это позволит быстро реагировать на происходящее, мгновенно делать снимок при возникновении нужного кадра. Если фоторепортер лишен возможности передвигаться непосредственно по месту съемки (демонстрация, парад, спортивное шествие и т.д.), необходимо произвести настройку резкости по тому месту, где люди непременно должны пройти. При этом скорость затвора устанавливается с учетом скорости передвижения людей.

Масштабные шествия лучше всего снимать с высоких точек (3-4 этаж). При этом желательно выбирать освещение сбоку, а кадр строить не прямо, а слегка по диагонали.

Публичные выступления, конференции и заседания лучше снимать с высоты примерно в 2-3 метра, а, возможно, и выше. Во время перерывов участников мероприятия лучше снимать с высоты уровня глаз, стараясь при этом не привлекать внимания. Это позволит сделать живой, реалистичный кадр без нарочитого позирования.

Если ваш фоторепортаж будет использован в печатном издании, старайтесь избегать обилия мелких деталей. Дело в том, сетка растра для газетного клише довольно крупна и разбивает изображение на точки, которые делают мелкие детали смазанными и плохо различимыми. Так что для газет больше подойдут изображения с крупным передним планом. Присутствие мелких деталей при публикации снимков в журналах или интернет-ресурсах допустимо.

Что делать, если ничего не происходит?

Такой вопрос может встать перед фотографом-репортером, скажем, при съемке какого-либо официального мероприятия или научного симпозиума. Основная сложность подобных мероприятий в том, что с точки зрения картинки там нет ничего необычного и неординарного.

Совершенно естественно, что светила науки или же государственные деятели будут обсуждать важные вопросы с серьезными выражениями на лицах, а не станут устраивать лазерное шоу с канканом и конфетти. Поэтому задача фоторепортера - изобразить видимость какого-либо действия там, где этим действием, казалось бы, и не пахнет.

Так что здесь упор стоит делать эмоции и детали. Стоит снимать каждого выступающего. Конечно, значительная часть снимков, в конечном итоге, отсеется, но чем больше вариантов, тем лучше. Тем более, что снять говорящего, особенно, если он вступил в спор с оппонентом - это непростая задача.

Здесь может быть огромное количество брака - то закрытые глаза, то несуразно открытый рот, то перекошенное в нелепой гримасе лицо. Но игра стоит свеч: если вы сможете удачно снять человека в пылу дискуссии, то получите очень эмоциональный и выразительный кадр, который, возможно, станет «изюминкой» репортажа.

Чтобы сделать хороший кадр, старайтесь нажимать спуск затвора в момент, когда человек делает паузы между предложениями. Это позволит снять человека с более-менее благопристойным выражением лица и, в то же время, к примеру, поймать интересный жест, как бы подтверждающий только что сказанное.

Ни в коем случае нельзя забывать и про детали места проведения мероприятия: сцену, трибуны, проекторы и прочие фрагменты интерьера. А когда вы «примелькаетесь» и перестанете привлекать внимание публики, можно заняться и зрителями. Чаще и проще всего получаются кадры, на которых посетитель мероприятия внимательно смотрит на сцену и как бы набирается опыта у выступающего.

Сначала у вас, в основном, будут получаться именно такие снимки. Но по мере роста профессионального мастерства вы научитесь ловить и другие эмоции: скуку, возмущение, скепсис или же неприкрытую иронию от сказанного оратором.

Также сделать фоторепортаж более интересным можно, снимая различные детали: красиво разложенные программки мероприятия, приветливых девушек в одежде с символикой организации, различные вывески и украшения.

Умело разбавляя такими снимками нескончаемое море «говорящих голов», вы сделаете интересный отчет даже о самом, казалось бы, скучном мероприятии.

Сделать хороший фоторепортаж - это непростая задача. Здесь очень многое будет зависеть от наблюдательности и способности «поймать момент». Подготовиться и просчитать все возможные варианты развития событий при съемке репортажа сложно, однако основным моментам вполне можно научиться. Фотографу необходимо запомнить основные особенности репортажного жанра и правила съемки, а также постоянно оттачивать свое мастерство.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!