Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Религия в Албании. Храмы и мечети

Расхожее утверждение о том, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением глобального христианско-исламского конфликта, следует считать не совсем верным. Это подтверждает даже достаточно поверхностное обращение к религиозной истории албанского народа.
Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего.
Суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, с конца XVI - начала XVII века. Это был в большей мере политический, нежели религиозный выбор, поскольку принятие ислама в Османской империи означало некоторое расширение гражданских прав, а также облегчение налогового бремени по сравнению с иноверцами. В быту многие албанцы продолжали исповедовать своеобразное "криптохристианство" - сочетание христианских традиций с народными, почти полуязыческими обычаями. Бытовой религиозный синкретизм албанцев отмечали многие исследователи в XIX и XX вв. Так, паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии часто совершали и албанцы-мусульмане. Для того чтобы совершить обряд бракосочетания или погребения, особенно в сельской местности, часто пользовались услугами служителя той религии, который в данный момент находился поблизости. Часто меняли христианство на ислам и наоборот, чтобы "насолить" местному попу (имаму). Отмечалось, особенно в Южной Албании, много случаев, когда человек одновременно исповедовал и ислам, и христианство, имел два имени и ходил по очереди то в мечеть, то в церковь. Вполне естественно, что на такой почве ислам, номинально господствующий среди албанцев, не мог, как, впрочем, и христианство, стать ведущим фактором в национально-политических движениях этого народа.
Кроме того, религиозная культура албанцев имеет еще одну интересную историческую особенность. С XIII-XIV вв. в стране распространялся суфийский орден бекташи, и сегодня около трети албанских мусульман традиционно считают себя бекташийцами. Фактически же бекташи - это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут "Святую Троицу" (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях, где они уединяются от мира. У них распространены неприемлемые для традиционного ислама обычаи: обет безбрачия, исповедь духовному наставнику и обряд, напоминающий причастие с употреблением вина и сыра (запрета на алкоголь у бекташи нет). Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности.
Кстати, именно выходец из семьи купца-бекташийца, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа в 1967 г. одним махом решил проблему взаимоотношений религии и социалистического общества. Деятельность религиозных институтов была запрещена, более двух тысяч объектов религиозного культа были либо разрушены, либо перепрофилированы, а священнослужители репрессированы. Затем албанские коммунисты пошли еще дальше, запретив даже частное исповедание религии. Например, за молитву, произнесенную дома, можно было запросто угодить в тюрьму. Создание в Албании атеистического общества стало для коммунистического мира беспрецедентным шагом. Ведь во всех странах социализма, даже в Северной Корее, номинально сохранялись минимальные возможности исповедания религий. При этом мотивация этого шага была исключительно националистической. Коммунистические руководители тогдашней Албании утверждали с высоких трибун, что ислам есть проводник враждебного влияния Турции, католичество - Италии, а православие - Греции.
Интересно, что, по свидетельству самих албанцев, такой пируэт национал-коммунистической политики не вызвал в обществе ожидаемой болезненной реакции. Среди населения Албании до сих пор жива заложенная в атеистические годы традиция называть детей именами, не связанными с исламом или христианством, а взятыми из албанского или иллирийского языков. Поэтому, если сейчас встретить албанца среднего или младшего поколения с мусульманским или христианским именем, можно почти стопроцентно утверждать, что перед нами выходец из албанской диаспоры, а не уроженец Республики Албания.
В 1990 г. в Албании грянула религиозная свобода. Вновь открылись мечети, католические и православные церкви. Получили возможность официально действовать суннитская и бекташийская общины. В 1993 г. страну посетил Папа Римский, неоднократно приезжала на историческую родину самая известная в мире албанка - мать Тереза. Кстати, на сегодняшний день наиболее активны в религиозно-общественном смысле именно албанские католики.
Но при этом активного религиозного возрождения среди албанцев как-то не наблюдается. И особенно это касается мусульман, к которым себя причисляют 70% албанцев. Мусульманские священнослужители из числа зарубежных албанцев, прибывшие в страну в первой половине 90-х годов, обнаружили, что атеистическая волна в определяющей мере затронула именно албанцев-мусульман. Активно строившиеся в последнее время мечети стоят полупустые, выпускники трех существующих в стране медресе не спешат становиться религиозными учителями, поскольку это не дает им соответствующего социального статуса.
В 1992 г. инициированное тогдашним правым правительством Албании вступление в Организацию Исламская конференция (ОИК) встретило серьезное сопротивление общественности и влиятельных в стране левых сил. В результате на сессии ОИК в Саудовской Аравии тогдашний президент Сали Бериша заявил, что, несмотря на все-таки состоявшееся вступление в организацию, Албания - это прежде всего светское государство, в котором отсутствуют серьезные предпосылки для исламизации. Связь с исламским миром для беднейшей страны Европы, на 90% зависящей от иностранной помощи, обусловлена, конечно же, в первую очередь экономическими причинами. Мусульманские миссионеры, работающие в стране, отмечают достаточно низкий интерес людей к религиозному просвещению.
Среди мусульман-албанцев Косово и Македонии, по которым не проехал бульдозер государственного атеизма, значительно больше практикующих мусульман. При этом ислам для них не столько мировоззренческий фактор, сколько своеобразная форма защиты национальной самобытности перед лицом окружающих их православно-христианских народов (сербов, македонцев и греков).
Кроме того, рост влияния ислама серьезно сдерживает европоцентричная ориентация Албании и албанского народа в целом. В середине 90-х годов среди интеллигенции страны существовала идея отказа албанского народа от ислама и возвращение его в лоно европейской культуры и Католической Церкви. Ее, в частности, активно пропагандировал известный албанский поэт и писатель Исмаил Кадаре, чью роль в общественной жизни можно сравнить с ролью Солженицына в России. Наконец, следует заметить, что с 1997 г. в стране у власти бессменно находятся представители левых сил. Это в основном молодые, ориентированные на Европу социалисты с секулярным мышлением.
Итак, албанский вопрос еще далек от своего решения, но одно можно сказать однозначно: в ближайшем будущем исламский фактор, как и религиозный вообще, не будет играть в нем значимой и решающей роли.

Я недавно познакомилась в одном из ЖЖ, где не очень лицеприятно отзывались об Албании (встречаются недалекие люди), с одним весьма приятным молодым человеком, который Албанию яростно защищал и пытался просветить товарищей по вопросам религии в Албании. Мне показалось, что человек весьма хорошо разбирается в этих вопросах, завязалась личная переписка и - о чудо! - в моих руках курсовая работа этого самого молодого человека под названием "Положение ислама в Албании в конце XX - начале XXI веков". Свое имя автор данной курсовой просил не раскрывать, но разрешил дать ссылку на свой (пустой) блог: acer120 . Я взахлеб прочитала первую часть этой курсовой, содержащую исторический обзор положения религии в стране, настолько написано доходчиво, настолько отражает мое понимание ситуации, а также отражает в целом видение многих переломных исторических моментов самими албанцами, что я очень рекомендую этот труд к прочтению. Я буду этот обзор выкладывать частями, чтобы успеть задать вопросы и получить на них ответы. Всего будет 3 части. Вопросы к автору курсовой будут даже у меня.))))

На протяжении истории значительные группы албанского населения неоднократно меняли свою религиозную принадлежность. Главенствующую роль в разное время занимали католицизм, православие, ислам - в зависимости от текущей политической ситуации. В период Позднего Средневековья албанские земли были местом столкновения католического Запада и православного Востока. В периоды политического господства католических государств на Балканах албанские князья переходили в лоно католической церкви, причем зачастую со своим податным населением. В то же время, когда в регионе доминировали православные Византия или Сербия - они возвращались в православие. Известным примером подобного индифферентного отношения к религии был отец национального албанского героя Скандербега - Иоанн Кастриоти, который менял религию несколько раз. Он был католиком, будучи союзником Венецианской Республики и переходил в православие, становясь вассалом сербского князя Стефана Лазаревича .

С установлением Османского господства в албанских землях, религиозная композиция усложнилась. Особенностью внутренней стратификации поданных в османском государстве была система миллетов - т.е. разделение подданных на страты с различными правами и обязанностями по религиозному признаку. Миллеты не были равноправны, господствующее положение занимали мусульмане - они платили значительно меньше налогов и могли служить в армии. Христиане же (millet-i-rum) не могли служить в армии, платили дополнительные налоги и периодически были обязаны отдавать по одному здоровому ребенку мужского пола, которого обращали в ислам для службы в османской администрации или в элитном войсковом корпусе янычар (налог девширме) . При этом никаких препятствий для принятия ислама представителям других миллетов не существовало.

Таким образом, весь период османского господства постоянно происходил процесс исламизации албанского населения. Помимо экономической выгоды, были и другие причины для обращения в ислам. Главенствующее положение в христианском миллете занимали греки, из числа которых выбирался глава миллета - Константинопольский патриарх. Свою власть греки использовали для усиления культурного влияния среди христианского населения империи , проводя политику эллинизации албанцев, влахов и славянских народов. Желание сохранить свою лингвистическую и культурную идентичность также толкало людей к принятию ислама.

Положение албанцев сильно разнилось в зависимости от региона. В равнинных областях Центральной Албании, Косова и Северной Македонии, где влияние центральной османской власти всегда было прочным, албанское население в значительной степени исламизировалось. В то же время, в труднодоступных горных районах Северной Албании и Эпира, власть турецких и греческих чиновников была достаточно условной, и местное население обладало значительной внутренней автономией. Так в преимущественно католической Северной Албании правовая система весь османский период базировалась на Кодексе (кануне) Лека Дукаджини (1410-1481гг.) . В числе прочего Кодекс регулировал положение церкви, ее благосостояние, положение церковных властей и устанавливал защитные меры для ее нормального функционирования. Кодекс является первым регулирующим положение религии документом в албанской истории.

Четвертой важной религиозной общиной албанского населения являлись бекташи. Суфийский орден бекташей был основан в XIII веке в Центральной Анатолии выходцем из персидского Нишапура Хаджи Бекташ Вали . У бекташей нет структурированного письменного учения, что позволяло ордену существовать и развиваться в мусульманских суннитских государствах Малой Азии в качестве простого суфийского шиитского ордена. Между тем учение ордена достаточно сильно отличается даже от неортодоксальных вариаций ислама. Учение Хаджи Бекташи точнее определить как синкретическое, на стыке суфийской мусульманской мистики и различных, в том числе гностических, вариаций христианства, распространенных в средневековой Малой Азии .

На Балканы бекташизм попал вместе с турецкими завоеваниями. В конце XVI века члены ордена появляются в Албании, бекташом позиционирует себя, в том числе известный албанский герой Сари Салтек. Посетивший Албанию в 1670 г. турецкий путешественник Эвлия Челеби отмечает наличие бекташского монастыря (текке) в Канине, недалеко от Влёры .

К ордену бекташей были приписаны янычары - элита османской армии, в XVI-XVIII веках влияние ордена было заметно и в Анатолии и на Балканах. После расформирования янычарского корпуса, в 1825 г. Порта приказала закрыть и расформировать все текке. В Анатолии и Восточной Румелии это привело практически к полному уничтожению ордена. В Албании же, где к началу XIX века влияние центральной власти сильно ослабло, это решение было исполнено лишь формально. Так текке в Канине просто формально перешел во владение к суфийскому ордену Галвети. Влияние бекташей локализовалось в Центральной и Южной Албании. Число бекташей росло за счет ортодоксальных суннитов и православных христиан. Околохристианская мистика и обрядовость бекташей были привлекательны и для мусульман, видевших в них возможность восстановления традиционных форм благочестия, и для православных, которым сложно было сохранить национальную идентичность под прессом эллинизации.

В отличие от других балканских стран, имевших государственную религию в XIX веке, первый конституционный акт, провозглашенного 28 ноября 1912г. Независимого Албанского государства декларировал отсутствие в стране государственной религии . Такое нетипичное для региона решение, очевидно, вытекало из религиозной структуры населения. Также Албанское государство декларировало свое отделение от всех религий, религиозные институты были зависимы от их мировых центров.







Краткая информация

В последние годы в Албанию стало приезжать все больше туристов. Это связано, конечно же, с политической и экономической стабильностью этой страны. Однако, для большинства из нас Албания до сих пор является малоизученной и загадочной балканской страной, где, по слухам, есть потрясающе прекрасные пляжи и уникальная старинная архитектура. Так какая же на самом деле Албания?

География

Албания – это одна из стран юго-восточной Европы, которая расположена на Балканах. Общая площадь этой древней страны составляет 28 748 км. кв. Республика Албания на севере граничит с Черногорией, на северо-востоке – с Косово, на востоке – с Македонией, а на юге и юго-востоке – с Греция. Общая протяженность албанской границы - 1094 км. На западе Албания омывается теплыми и прозрачными водами Адриатического и Ионического морей. Самая высокая вершина Албании - гора Кораби (2764 м).

Столица Албании

Столица Албании - Тирана, которая была основана турками в 1614 году. В 1920-м году обще албанский Национальный конгресс провозгласил Тирану столицей независимой Албании. Сейчас население Тираны насчитывает более 400 тыс. человек.

Официальный язык

Официальный язык Албании – албанский, который является ветвью индо-европейских языков, а также наследником иллирийского языка. Современный албанский язык имеет много заимствований из греческого, итальянского, латинского, турецкого, и славянского языков.

Религия

Около 70% населения Албании являются мусульманами, исповедующими его суннитскую ветвь. Еще 20% албанцев – это христиане, относящиеся к Греко-католической церкви. Остальные 10% албанцев – католики.

Государственное устройство

Албания является парламентской республикой. Современная конституция страны была принята 21 октября 1998 года, после многолетней борьбы за независимость. Парламент Албании – однопалатное Собрание (Народное собрание), в которое каждые 4 года происходят выборы депутатов (всего 140 депутатов).

Главные политические партии – «Демократическая партия Албании, «Социалистическая партия Албании», «Демократический альянс», «Республиканская партия Албании», и «Партия единства в защиту прав человека».

1 апреля 2009 года Албания стала членом блока НАТО. Сейчас Албания стремится войти в Евросоюз. В апреле 2009 года Албания официально подала заявку на вступление в ЕС.

Климат и погода

Средняя температура воздуха в Албании составляет +15,9 С. В прибрежных районах Албании климат субтропический средиземноморский, умеренный. Лето жаркое, сухое (от +24 С до +28 С), а зима мягкая и влажная (от +4 С до +14 С). В Альпийских районах Албании климат континентальный, влажное лето (до +10 С.) и холодная зима (до -12-20 С).

Море в Албании

Албания омывается водами Адриатического и Ионического морей. Общая береговая линия составляет 362 км. На Адриатическом побережье Албании возле древнего города Лежа, основанного еще в IV в до н.э., находится красивый Дринский залив.

Албании принадлежат несколько небольших островов, но все они необитаемы. Самый большой из них – остров Сазани, который находится у входа в залив Влера. Его площадь составляет 5 км. кв.

Побережье Албании и Италии соединяет пролив Отранто, ширина которого составляет 75 км. Этот пролив разделяет Адриатическое и Ионическое моря.

Реки и озера

Несмотря на то, что Албания является небольшой гористой страной, по ее территории протекает большое количество рек. Самые большие из них – река Дрин (285 км) на севере страны и река Семан (281 км) на юге. Также следует выделить реки Вьоса (272 км), Мат (115 км), Шкумбин (181 км), и Быстрицу.

На территории Албании расположены несколько больших озер – Охридское, Скадарское, Большая Преспа и Малая Преспа.

Площадь Охридского озера составляет 358 км. кв. Его средняя глубина - 155 м, а максимальная – 288 м. Сейчас Охридское озеро входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом озере обитают даже 2 вида форели.

Скадарское озеро расположено не только на территории Албании, но и Черногории. Его средняя площадь составляет 475 км. кв. В 2005 году в Албании на территории Скадарского озера был образован государственный заповедник.

Озера Большая Преспа и Малая Преспа расположены на высоте 853 метра над уровнем моря.

История

Предками современных албанцев считаются иллирийские племена, поселившиеся на Западных Балканах во II тысячелетии до н.э. В VII веке до н.э. на территории современной Албании древние греки основали несколько городов-полисов (Дуррес, Аполлония и Бутринтия). В разные времена эти греческие колонии входили в состав Древней Македонии и Римской Империи. Кстати, под контроль Рима эти земли попали в 167 г. до н.э., после продолжительной и кровопролитной войны.

В 285 году н.э. римский император Диоклетиан разделил Иллирию (т.е. территорию современной Албании) на четыре провинции. Столица одной из них была в Дурресе.

В 395 г н.э. Иллирия, после распада Римской империи, вошла в состав Византии. В IX веке соседнее Болгарское царство стало очень сильным и могущественным. В итоге, территория современной Албании вошла в состав этого царства.

В Средневековье на территории современной Албании было образовано несколько феодальных княжеств. Так, в 1190 году сформировалось феодальное княжество в Круе. В конце XIV века на территорию Албании стала претендовать Османская империя. После многолетних войн (восстание Скандербега), в 1479 году, Албания вошла в состав Османской империи. Несмотря на постоянные восстания против турецкого ига, Албания смогла получить независимость только в 1912 году. Во время Первой мировой войны Албанию оккупировали Италия, Сербия и Австро-Венгрия. После окончания Первой мировой войны Албания опять получила независимость, и в 1920-м году албанский Национальный конгресс провозгласил Тирану столицей страны.

Во время Второй мировой войны Албанская Национальная армия во главе с Энвером Ходжа оказала упорное сопротивление итальянским и немецким войскам. В январе 1946 года была провозглашена Народная Социалистическая Республика Албания. Лидером страны стал коммунист Энвер Ходжа.

В декабре 1990-го года в Албании была введена многопартийная система, и после этого значение коммунистической партии в этой стране стало очень небольшим. В октябре 1998 года была принята новая конституция Албании.

Культура

Естественно, что Албания, обладающая древней историей, имеет уникальную культуру, на которую огромное влияние оказали древние греки, римляне, византийцы и славяне (прежде всего, сербы). В средние века культура Албании находилась под сильным турецким влиянием. Но это и понятно, ведь тогда эта территория входила в состав Османской империи.

Кроме того, на албанскую культуру в Средние века заметное влияние оказывали итальянцы (в частности, права на некоторые албанские города предъявляла Венеция), которые долгое время считали территорию современной Албании своей «вотчиной».

Прежде всего, следует отметить уникальную албанскую архитектуру, развивавшуюся под влиянием сербов, итальянцев и турок. Однако, к сожалению, в 1944-1990-х годах во время правления коммунистической партии многие памятники архитектуры были уничтожены. В большей степени это относится к старинным мечетям и католическим храмам.

Тем не менее, во время правления коммунистической партии в Албании города Гирокастра и Берат были объявлены городами-музеями. В наши дни Гирокастра и Берат благодаря сохранившейся архитектуре времен Османской империи попали в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Литература Албании начала развиваться только со второй половины XIX века, когда появилось движение за национальное пробуждение - Rilindja Kombëtare, стремившееся к независимости от Османской империи. Это движение относится к романтическому национализму, и благодаря нему можно понять менталитет современных албанцев.

Национальная албанская элита появилась только в начале XX, благодаря выпускникам католических учебных заведений, созданных иезуитами и францисканцами в городе Шкодер.

Во время Второй мировой войны большинство писателей были вынуждены покинуть Албанию, и только с 1960-х годов начинается албанский литературный ренессанс, связанный, прежде всего, с именем Исмаила Кадаре. Даже современные албанские писатели многое берут из творчества поэта и прозаика Кадаре.

Что касается кино, то первая киностудия в Албании (Albafilm) была образована в 1952 году, а первый албанский художественный полнометражный фильм появился в 1958 году (эта была картина «Tana»).

Кухня Албании

Кухня Албании сформировалась под сильным турецким влиянием. Традиционный обед в Албании начинается с закуски, известной как «мезе» (кислое молоко, мясо, огурцы, чеснок, оливковое масло, специи). Турист может принять «мезе» за основное блюдо, но на самом деле это всего лишь местная закуска. Традиционное «мезе» подается в Албании с куриной печенью. Что же касается традиционного албанского аперитива, то это ракия или бокал красного вина.

Самые популярные салаты в Албании – картофельный салат, салат из фасоли, и салат из свежих овощей (помидоры, огурцы, зеленый перец и лук). Самые популярные албанские супы – это «Jahni soup» (его вкус отличается по албанским регионам) и лимонный суп.

Туристам следует помнить, что Албания – эти мусульманская страна, где не едят свинину. Зато в этой стране, особенно в прибрежных районах, очень популярны блюда из рыбы. Практически все виды рыб подаются запеченными в оливковом масле с чесноком и различными специями. Также в Албании популярны блюда из баранины.

Но всегда, пожалуйста, оставляйте место для албанского десерта, который просто великолепен. Пахлава, лукум, kadaiff, имеющие турецкие корни, в Албании

изготавливают в самых разных, порой очень необычных, версиях. Также советуем Вам попробовать в Албании местный пудинг из овечьего молока и инжира.

Достопримечательности Албании

Достопримечательностей в Албании так много, что мы, пожалуй, выделим только 5 из них:

Гора Дайти
Расположена возле Тираны. На этой горе есть руины римской крепости Тиркан, Музей динозавров, Кладбище героев, и монумент «Мать-Албания», построенный в 1971 году.

Национальный парк Бутринт
Город Бутринт был основан еще древними греками. Сейчас эта территория считается Национальным албанским парком, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В самом городе Бутринт сохранился римский амфитеатр, римский храм, а также византийская базилика.

Замок Петрела
Этот старинный замок построен в XIV веке, хотя есть следы построек V века нашей эры. Он расположен на скалистом холме, всего в 18 км от Тираны.

Деревня Палас
Эта деревня будет интересна тем туристам, которым нравятся нетронутые уголки. Именно в окрестностях деревни Палас находятся самые уникальные и красивые пляжи Албанской Ривьеры. Однако, в этом регионе нет никаких переполненных туристами курортов.
Согласно легенде, Гай Юлий Цезарь когда-то в приступе ярости бросил в море чашу вина на берегу моря в окрестностях деревни Палас. Может быть, именно у Вас получится найти этот древний кубок?

Берат
Этот город является уникальным благодаря сочетанию османской и албанской архитектуры. В Берате очень много достопримечательностей. Мы советуем туристам обязательно посмотреть турецкую крепость XII века, а также несколько мечетей эпохи Османского правления.

Города и курорты Албании

Самые большие албанские города – Тирана, Дуррес, Влера, Шкодер, Берат, Корча, Гирокастра, и Эльбасан. Главным портом Албании является город Дуррес, который давным-давно основали древние греки.

Практически каждый прибрежный албанский город является прекрасным курортом. Отдых на Албанской Ривьере (это территория вдоль Ионического моря на юге Албании) дешевле, чем, например, в Хорватии. Кроме того, на Албанской Ривьере не очень много людей, что тоже является преимуществом.

Сувениры/покупки

Туристам мы советуем поехать в небольшой город Круя, к северу от Тираны. В этом старинном городе (сейчас его население составляет всего лишь 20 тыс. человек) можно купить самые лучшие албанские сувениры, ювелирные изделия и антиквариат. Мы рекомендуем покупать в Албании кукол, пепельницы, игрушки, оливковое масло, мед, чай, травы, специи, алкогольные напитки, кружки, тарелки, футболки, албанские флаги, а также компакт-диски с албанской фольклорной музыкой.

«Страна орлов» – так с албанского переводится аутентичное название Албании. Такое название она получила из-за величественных орлов, парящих над высокими горами и озерами Албании. Кроме множества гор, Албания еще страна двух морей – Адриатического и Ионического. Морские побережья сделали эту страну привлекательной для многих курортников, после того как ветер перемен снес авторитарный режим президента Албании Энвера Ходжи, правившего страной 40 лет. К тому же это единственная европейская страна, большая часть населения которой – мусульмане (по состоянию переписи 2011 год – 56,1%).

Так получилось, что в силу геополитической, а также этнокультурной изолированности эта страна, к сожалению, оказалась на периферии внимания. А, между тем, у нее уникальная история, в том числе, и религиозная, в которой сквозь местную специфику отражаются всемирные исторические процессы.

Албанцы являются потомками древних народов, иллирийцев и фракийцев, известных еще с античных времен. Хрестоматийный царь Пирр, одержавший известную «победу», – также один из предков албанцев.

Исторически Албания оказалась в точке пересечения религиозной экспансии христианства и ислама. Христианство албанцы приняли еще во времена Римской империи, причем здесь присутствовало и присутствует, как католичество, так и православие. Поэтому, когда в Албанию пришел ислам, здесь была уже довольно развитая культура монотеистической религиозности.

Ошибочно предполагать, что история ислама на албанских землях начинается с XIV-XVI вв., т.е. с экспансии Балкан Османской империей. Еще на рубеже XII-XIII вв. сюда проникли последователи тюркско-персидского мистика Хаджи Бекташ-вели, проповедовавшего неортодоксальное понимание ислама. Как ни парадоксально, но «бекташизму» удалось пустить мощные корни в Албании, и по сей день здесь находится Всемирный центр бекташи. Возможно, популярность «бекташизма» в Албании обусловлена именно развитостью здесь христианства, так как это параисламское течение содержит элементы характерные для «церковного» христианства, но совершенно чуждые традиционному исламу.

Приход суннитского ислама в XIV в. наткнулся на серьезное сопротивление христианства. И хотя в результате суннитский ислам получил большинство, ему приходится соседствовать и считаться с не менее сильным влиянием христианства среди албанского народа. В результате возник следующий религиозно-географический расклад: север нынешней Албании – католики, северо-восток (нынешние Косово и Македония, а также центр Албании) – сунниты, юг – православные. Бекташи проживают в основном в городах.

Такая ситуация породила среди албанцев своеобразный феномен практичной и синкретичной религиозности. Стоит отметить, что до сих пор, особенно в деревнях, основные обряды выполняет представитель той религии, который, что называется, оказался под рукой. Нет ничего удивительного, что инициацию новорожденного христианского младенца проводит имам, а заупокойную молитву над традиционным мусульманином – христианский священник. Некоторые исследователи отмечают, что в быту у многих албанцев сохранились элементы водных культов, восходящих едва ли не к иллирийско-фракийской эпохе.

Обратившись к истории, мы видим, что до 1923 года, религиозная жизнь Албании шла в русле общего тренда Османской империи. Все изменилось после 1923 года, когда Ататюрк провозгласил распад империи и образование секулярной республики. Одной из мер по секуляризации стал запрет суфийских тарикатов, в том числе, и бекташи. Последние переехали в Албанию и здесь резко усилились, составив, несмотря на относительную малочисленность, костяк новой национальной элиты. Ахмет Зогу, первый глава албанского государства, бекташи, в 1928 году провозгласивший себя королем, взял курс на равноудаленность религий от государства, их «албанизацию». В частности, в 1929 году съезд мусульман-суннитов Албании принял решение об использовании исключительно албанского языка на намазах, сокращении количества мечетей, унификация учебных планов медресе и т.п. По сути дела, речь шла о более мягком варианте турецкой секуляризации. Этого не могли принять многие мусульмане, особенно сунниты. Именно политика Ахмета Зогу вынудила покинуть Албанию семью будущего всемирно известного алима Джамаледдина аль-Албани.

Особый интерес представляет религиозная ситуация в Албании в коммунистический период (1945-1992). Понятно, что в условиях коммунистического строя религии некомфортно, но в марте 1967 года власти Албании приняли беспрецедентное решение. Страна была официально объявлена «атеистическим государством» (для внешнего мира эта формулировка звучала так: в Албании не существует проблемы отношений между религией и государством). На практике это означало закрытие всех 2169 мечетей, церквей и течче по всей стране с их последующим разрушением либо превращением в дома культуры, кинотеатры и прочее. Уголовно наказуемым становилась не только профессиональная религиозная и проповедническая деятельность, но даже и сугубо частное исповедание веры. За этим следила тайная полиция. Наступал, например, месяц Рамадан и на предприятиях-учреждениях-организациях начинали брать «на карандаш» тех, кто переставал ходить в столовую со всеми вытекающими отсюда последствиями. Или в столовых начинали кормить только блюдами из свинины, с «вычислением» тех, кто отказывался от такого питания. И такое положение вещей сохранялось добрую четверть века.

Только в начале 90-х в стране возродилась религиозная жизнь и появилась религиозная свобода. Сегодня албанское законодательство о религии – одно из самых либеральных в мире. Сейчас заметно, что национально-религиозную традицию в наибольшей мере сохранили мусульмане сунниты и православные, в наименьшей – бекташи. Во многом это стало возможным благодаря тому, что северные албанцы (геги) в большинстве своем сунниты, проживали также в Косово и Македонии. В те годы эти территории входили в Югославию, где тоже существовал коммунистический режим, но он был не столь категоричен к религии, как в Албании. Именно поэтому удалось сохранить и поддержать живую суннитскую традицию.

Немаловажную роль сыграло и падение «железного занавеса», который в Албании был, пожалуй, самым «железным» из всех стран социалистического блока. Стали возможны контакты с зарубежными единоверцами и помощь албанским мусульманам со стороны последних. Суннитской общине активно помогают, особенно с точки зрения благотворительности и образования, Саудовская Аравия и Египет (аль-Азхар). Стоит отметить, что первый правитель независимого Египта, Мухаммад Али, был албанцем. Албания стала первой европейской страной – членом ОИК (ОИС).

Для посткоммунистической Албании характерен один культурный феномен, приводивший и к проявлением исламофобии. С подачи авторитетных представителей национальной интеллигенции умами общества начала активно овладевать идея о необходимости возвращения албанцев к «европейско-христианским» первоосновам. Ислам при этом рассматривается как нечто внешнее, привнесенное, как орудие духовной колонизации албанцев. Апогеем стало официальное выступление президента страны Альфреда Мойсиу (2002-2007), когда он, первый «православный» президент страны, без обиняков заявил, что «Албания – страна православная!».

Естественно, что в такой атмосфере мусульманская община маргинализовалась, сошла с общественной авансцены. Но нынче положение меняется: суннитская умма страны набирает все больше сил, организационных и информационных ресурсов. В 2011 году в стране был открыт первый исламский университет.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!