Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Развитие системы управления качеством образования. Управление качеством образования в образовательном учреждении Понятия, цели, инструментарий Московский центр качества образования Иванов Д.А

1 Внутришкольная система управления качеством образования в образовательном учреждении: проектирование, оценка Московский центр качества образования Порошинская Л.Г год 1


В 40-е годы Америка имела военных героев; в 60-е годы образцами для подражания были космонавты. В настоящее время героями следует считать специалистов в области качества, поскольку их вклад в будущее развитие и процветание может быть даже больше, чем выдающихся личностей прошлого." Дж. Харрингтон, 1990 «Управление качеством в американских компаниях » 2


3 Государственная политика в области образования должна гарантировать необходимые условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования Главная задача Московской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. «Качество Российского образования является ключевым аспектом стратегии его развития» -А. Фурсенко Качественное образование ресурс устойчивого развития общества». Качество жизни и качество образования – главные ориентиры политики ЮНЕСКО и ООН В Берлинской декла- рации (г) определено что должно обеспечить националь- ную систему гарантии качества образования


4 ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Разработка единых критериев и стандартов качества образования Разработка единых критериев и стандартов качества образования Создание и развитие национальных систем аккредитации образователь- ных программ Европейских стран Создание и развитие национальных систем аккредитации образователь- ных программ Европейских стран Построение систем управления качеством образователь- ного процесса на принципах менеджмента качества Построение систем управления качеством образователь- ного процесса на принципах менеджмента качества Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования Международных стандартов Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования Международных стандартов Перенос цент- ра тяжести с поцедур внешнего контроля качества образоват. процесса и его р-тов на базе системы аттестации и аккредита- ции на внутр. самооценку ОУ Перенос цент- ра тяжести с поцедур внешнего контроля качества образоват. процесса и его р-тов на базе системы аттестации и аккредита- ции на внутр. самооценку ОУ




6 Управлять означает прежде всего, целенаправленно воздействовать на все компоненты управляемой системы для достижения заранее намеченных результатов. Иными словами, управление организацией как процесс включает людей, материальные, финансовые и другие ресурсы. Администрирование - стиль деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений. Руководство -это воздействие на людей, цель которого в том, чтобы они выполняли работу качественно, в соответствии со стандартом т.е руководить людьми но не ресурсами


7 Назначение управления состоит в измене- нии существующих условий (процес- сов, механизмов) для достижения поставленных целей – новых результатов Объекты управления – процессы деятельности Цели управления (идея, замысел, миссия, стратегия) – которые задают видение будущих результатов, назначение организации, содержание ее деятельности. Основные функции управления: анализ, планирование (постановка стратегических целей, разработка программы развития, плана реализации), организация (распределение полномочий, закрепление функций совместной деятельности, мотивация персонала) и контроль.








11


Планирование организация Управление руководство контроль 5 Анализ 5 Анализ целицели целицели Информационное обеспечение управления Управленческое решение


13 Как вы понимаете суть понятия «внутришкольное управление качеством образования» Система управление качеством образования это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников школы. Управление качеством образования это управление механизмами оценки и контроля качества Система управления качеством образования – это организованный внутришкольный контроль и планирование работы школы по вопросам качества образования Система управления качеством - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством


14 Управление образовательным процессом информация о ходепроцесса Показатели образовательного процесса Показатели образовательного результата Удовлетворенность потребителей Ресурсы Основная деятельность процесса конт роль потребитель результат Контрольные точки процесса коррекция вход Схема образовательного процесса


15 Что обеспечивает образовательный результат школьника в системе управления качеством Организация образовательного процесса Совершенствование компетентности педагогов Учебно-методические и материально- технические ресурсы Общественное управление Самостоятельность и открытость ОУ Реализация миссии, целей и задач программы развития Организационная культура ОУ, направ- ленная на поддержа- ние стратегии ОУ Социальное партнерство Новые подходы к системе оценивания качества образования Суть резуль тата Социальный заказ: успешный выпускник контроль Внешняя и внутренняя экспертиза


16 Новые акценты в системе оценивания Переход от оценки как инструмента контроля - к оценке как инструменту управления качеством образования Переход от констатирующей оценке - к формирующей, программирующе й саморазвитие ученика, педагога, школы Переход от оценки исключительно предметной обученности – к оценке образовательных результатов в целом




Внутришкольная система управления качеством образования - механизм внутренней гарантии качества образования в целом Требования к национальной сист- еме качества образования опреде- ляются директивами и стандартами качества в Европейском регионе и могут рассматриваться как базовые для ОУ При разработке внутришкольной модели управления качеством рекомендуется использовать: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВУЗОВ И ССУЗОВ» (Федеральное агенство по образованию 15% отклонений в качестве зависит от исполнителей и 85% дефектов определяются недостатками управления Эдвардс Деминг 15% отклонений в качестве зависит от исполнителей и 85% дефектов определяются недостатками управления Эдвардс Деминг 18


19 концепция комплексного управления качеством (Totel Quality Control), предложенные Армандом Фейгенбаумом- Метода повышения качества личности, предложенные Клаусом Мёллером: Основные принципы AQI: Джозеф М.Джурана «Справочник по управлению качеством" Рекомендуется использовать при разработке Системы управления качеством образования Рекомендуется использовать при разработке Системы управления качеством образования Принципы теории Управления качеством американца Эдварда Деминга


20 Основы управления процессом Определение желаемого результата измерение «входа» и «выхода» процесса; Внимание на этапах процесса, его ресурсах и оценки Внимание на процессе принятия решений Согласованность с возможностями ОУ Оценка барьеров и неудач Четкое распре- деление полно- мочий и ответст- венности Концепция комплексного управления качеством


21 Факторы, определяющие успешность ОУ (исследования Европейской комиссии) Финансовая самостоятельность Высокий уровень автономии ОУ Высокий уровень соревновате льности внутри системы Высокий уровень управления в ОУ Высокий уровень контроля качества образования


22 Исследования, определяющие эффективность и качество воздействия на образование Сила эффекта Общий эффект Среднее значение Удовлетворение личностно важных ожиданий ученика качественным выполнением задач 1,13 Мотивация ученика (ценностные ориентации на достижения) 1,04 Образовательная эффективность элементов образования (образовательный процесс) 1,00 Образовательное пространство, позволяющее организовывать самообразование ученика в соответствие с его возможностями 0,84 Непосредственное воздействие учителя путем прямых обучающих инструкций 0,82 Интенсификация (включение дополнительных программ, ув. темпа прохождения программ) 0,72 Домашние факторы (условия жизни, влияние родителей) 0,67 Наличие обратной связи и коррективной поддержки (результаты успеваемости, что инициирует специальную помощь) 0,65 Работа, объединившая исследований, опубликована университетом Окленда


23 Исследования, определяющие эффективность и качество воздействия на образование Сила эффекта Отношение к учению 0,61 Классное окружение (благоприятная атмосфера, поддержка, высокая степень ожиданий от ученика) 0,56 Формирование целей (цели формируемые в совместной деятельности с учителем, как собственные учебные задачи ученика) 0,52 Равноправное тьютерство (успевающие ученики оказывают помощь слабым) 0,50 Повышение квалификации учителей (обучение новым методам) 0,49 Вовлечение родителей 0,46 Домашняя работа 0,43 Опрос – экзамен (при условии, что это помогает ученикам обдумывать изучаемое) 0,41


24 Управление качеством образования – это управление качеством образовательного процесса и др. видов деят-ти, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых ОУ Каждое ОУ в зависимости от поставленных целей в области качества и имеющихся ресурсов выбирает собственную организационную структуру системы качества Служба качества Функции: планирование качества уч. процесса, проведение мониторинговых исследований, разработка предупрежда- ющих и корректирующих мероприятий, разработка документации СК и др. Деятельность службы регламентируется: Уставом, положением о службе, приказа- ми и распоряжениями директора, прика- Зами и инструктивными док-тами Минобрнауки РФ и др.


25 Варианты построения организационной структуры управления качеством образования ОУ Совет по качеству образования при директоре ОУ Заместитель директора ОУ по качеству образования Служба качества образования ОУ Лаборатория качества образования ОУ Отдел по качеству образования ОУ


26 Задачи службы качества образования ОУ Разработка и внедрение организацио нной и функцио- нальной структуры СК ОУ Проведе- ние внутренних аудитов и самооцен- ки ОУ Разра- ботка проек- та полити ки ОУ облас- ти качест- ва образо вания Разработка и ведение докумен- тации СК ОУ Подготовка предложе- ний адми- цистрации по улучше- нию качес- тва образо- вания в ОУ Определе- ние изме- ряемых характе- ристик качества образова- ния и мето- дов их измерения Организа- ция работ по улуч- шению качества: планирова- ние, сбор и анализ ин- формации, мониторин- говые и кон- трольные операции и др.




28 Какие виды деятельности охватывает внутришкольная система управления качеством образования Анализ качества образования (предметные, надпред- метные результаты, личностное разв.) Рабочие процессы по управлению качеством Информационное обеспечение управ- ленческих реше- ний по проблемам повышения ка- чества образова- ния; Реализация политики в области качества:. планирование качест- ва учебного процесса; организация работ по улучшению качества; разработка предупреж- дающих и корректи- рующих мероприятий; Экспертиза диаг- ностика, оценка качества образования Система повышения профес- сиональной компетенции педагогических кадров Материальная и учебно- методическая поддержка образов. процесса Проведение различных мони- торинговых операций ка- чества образования


29 Рабочие процессы по управлению качеством образования Содержание рабочих процессов Анализ качества образования Анализ: - ВШК; - Итоговой аттестации; - Внешнего контроля; - Сопоставительный анализ внешнего и внутреннего контроля -Условий, обеспечивающих образовательный процесс (качество уроков, проф. компетенция, учебно-методическое обеспечение и др.) Планирование качества образовательного результата Планирование качества условий для достижения планируемого результата, включая использование ресурсов для его достижения


30 Организация работ по обеспечению качества образования Создание условий необходимых для обеспечения качества образования (кадровых, учебно- методических, материально-технических, финансовых) Направления деятельности по изучению личности ребенка, выявлению способностей школьников всех возрастных групп (Индивидуальная оценка возможностей и способностей детей, диагностика профессиональной ориентации и др.), Направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагога (системно – деятельност-ный подход, новые подходы к оценке образовательных достижений и др.) Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество Деятельность по организации предупреж-дающих и корректирующих мероприятий Создание системы мер для отслеживания и стимулирования улучшения четкое распределение полномочий, ответствен-ности в организации работ по обеспечению качества. Организация работ по контролю качества Разработка критериев и показателей экспертизы и оценки. Разработка контрольно-из-мерительных материалов и др. Деятельность по организации ВШК Организация работы по определению измеряемых параметров характеристик качества образовательного процесса Подготовка документов, отражающих записи по оценке качества Подготовка документов, отражающих записи по оценке качества образования Нормативное закрепление процедур оценки, сбора, хранения данных о ка-честве образования и др.


31 Мониторинг качества образования Определить и включить в ВШК необходимые виды мониторинга для выявленных показателей Определить субъекты мониторинга (потребителей информации) и возможные формы предоставления им информации Определить частоту проведения мониторинга, назначить ответственных за ее сбор, хранение, обработку и анализ. Информационное обеспечение управления - прогресс школьников и уровень успеваемости; - конкурентноспособность школьников в плане обучения в Вузах, участия в олимпиадах - удовлетворенность школьников учебными программами; - эффективность преподавания; - состав школьников и его анализ; - доступные обучающие ресурсы и их стоимость и др. Управленческие решенияОпределение информационных потоков необходимых для принятия управленческого решения по вопросам качества образования Определение конкретного объекта управленческого воздействия и определенных исполнителей и ответственных за его выполнение;


32 Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей! Единственный способ улучшить результаты обучения – улучшить качество преподавания! Условия для совершенствования преподавания – механизм улучшения преподавания Результаты международного исследования факторов успешно функционирующих школ (Мак Кинзи, 2007) Роль качества деятельности учителя


33 Каждый ребенок должен иметь доступ к высококвалифициров анному преподаванию Эффективная подготовка преподавателе й Преподавателями должны быть «подходящие люди» Факторы, имеющие решающее значение для повышения качества образования (по материалам международного исследования 25 лучших школьных систем) Привлечение сильных кандидатов к учительской профессии Механи зм отбора кандида тов Ужесточение академических требований к получаемому обр. Ежегодные курсы профессиональ ного развития Каждый учитель должен быть обеспечен всеми доступными материалами, знаниями, способностями для повышения уровня ребенка Внедрение процессов, гарантирующи х повышение качества


34 Направления деятельности по формированию новой формации учителей Использование механизмов Приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей Новая система подтверждения уровня профессионализ ма учителя Разработка профессиональ ного стан- дарта деятель- ности учителя в русле компетентност- ного подхода Обновление системы подготовки и повышения квалификации кадров Развитие общественного участия в оценке результа- тов деятельнос- ти учителя


35


36 Выполнить задание и ответить на вопросы: Описать систему управления развитием педагогов в школе Какую аналитическую информацию вы используете в школе для оценки качества образования и принятия управленческих решений Описать структуру, направления деятельности и оценку эффективности внутришкольной системы управления качеством образования.


37 литература ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВУЗОВ И ССУЗОВ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМООЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».) 2005 год Мониторинг общеучебных достижений выпускников основной школы Поливанова К.Н. Каспржак А.Г. Венгер А.Л. М. 2006г Мониторинг общеучебных достижений выпускников основной школы Поливанова К.Н. Каспржак А.Г. Венгер А.Л. М. 2006г Мониторинг качества: статистика и социология образования М.Л.Агранович О.Я.Дымарская и др. М. 2007г Мониторинг качества: статистика и социология образования М.Л.Агранович О.Я.Дымарская и др. М. 2007г






Термин “управление” означает руководить, направлять деятельность кого-либо или чего-либо; направлять ход, движение кого-либо или чего-либо. Успешно направлять деятельность кого-либо или чего-либо (то есть управлять) значит, по мнению В.А. Сарапулова, воздействовать на определённый объект с определёнными, реально существующими качествами с целью изменения этого объекта, то есть придание ему других (изменённых или новых) качеств и сохранение тех, которые органично входят в наше представление о новом качестве объекта. Но это возможно, если разработана оптимальная организационная структура управления качеством образования (далее – КО), отлажен и имеет соответствующий инструментарий мониторинг, ориентированный на информационное обеспечение и обеспечивающий как оперативное управление качеством, так и возможность прогноза развития системы.

Что послужило мотивацией для создания системы управления качеством образования (УКО) в нашей школе? Безусловно, неудовлетворенность существующей организационной структурой этой системы, больше представляющей даже не систему, а некоторое “нагромождение” (И. Макдермотт, Дж. О"Коннор). Нас не устраивала также система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе нашей школы и отдельных ее элементах, о путях коррекции и развития. При этом предстояло разработать единую измерительную системы оценки КО и ее инструментария, необходимого в управлении качеством. Таким образом, возникла очевидная потребность создания эффективной системы УКО, в которой матричные организационные структуры стали бы ведущими. Такая их роль объясняется просто: такого рода структуры, как правило, создаются тогда, когда предстоит решать новые задачи. Создание системы УКО относится как раз к такому классу задач.

В существующей линейно-функциональной структуре управления есть безусловные достоинства: хорошо отлажены вертикальные связи и четко разграничены функциональные обязанности, которые конкретизируют функции управления каждого подразделения. Но функциональная дифференциация приводит к утере общей цели, и она (цель) оказывается вне поля зрения структурных подразделений. В результате каждый заместитель директора и структурные подразделения видят лишь свою часть работы. При решении нестандартных задач и постоянно возникающих проблем вся тяжесть выполнения функции координации ложится на директора и его заместителей, в результате появляются перегрузки в работе и некачественное решение таких проблем. Частичное делегирование полномочий приводит к формальным горизонтальным связям из-за слабо развитых коллегиальных органов (педсовет, МО, Совет учреждения). Дело в том, что эти органы, юридически наделенные полномочиями в решении важных вопросов школьной жизни, на деле существуют формально. Все это, в конечном итоге, побудило нас искать пути обновления системы и механизмов управления. Так в нашей школе возникла идея перехода на матричную структуру управления.

Важнейшей особенностью такой структуры управления является то, что один и тот же работник может в одной структуре быть подчиненным или руководителем, а в другой – играть другие роли: быть руководителем группы, в которой традиционный его начальник может быть его подчиненным. На переходном этапе основными подразделениями матричной структуры стали творческие лаборатории, общее руководство которыми осуществляет Совет по развитию школы, возглавляемый заместителем по научно-методической и опытно-экспериментальной работе. Каждой творческой лабораторией руководит координатор (педагог либо руководитель школы), заинтересованный в качественных изменениях в содержании учебно-воспитательной работы школы. На базе нашей школы создано пять творческих лабораторий, которые работают над следующими проблемами:

  1. Воспитание гражданской позиции школьников на основе гуманизации образовательного процесса.
  2. Формирование ключевых компетенций школьников на основе современных образовательных технологий в условиях школы самоопределения.
  3. Формирование ключевых компетенций педагогов как условие повышения качества образования.
  4. Формирование способов умственной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения.
  5. Создание системы стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Благодаря механизму делегирования полномочий, характерному для матричной структуры, в школе создается внутришкольная система подготовки руководящих кадров и профессионального роста педагогов по конкретным проблемам. И одним из первых шагов в организации новой структуры управления стала разработка нормативно-правового обеспечения. В частности, были разработаны положения: “ Положение о творческой лаборатории”, “ О педагоге исследователе”. Для качественной работы заместителей директора разработана должностная инструкция ЗНМР и перерабатываются должностные инструкции ЗУВР и ЗВР. Вместо Совета учреждения на стратегическом уровне (уровне директора) появляется новый общественный совет – Учредительный Совет. В него входят учителя, родители, учащиеся, а также глава администрации городского поселения, депутаты районной Думы, другие представители. Его задачами являются разработка образовательной политики школы и создание условий для развития государственно-общественного управления в сфере образования.

Таким образом, матричная структура управления сочетает хорошо развитые вертикальные и горизонтальные связи управления. Чтобы обеспечить организованность работы школы, необходим целый комплекс специальных действий, выполнение которых сохранило ведущую роль среди главных функций системы управления. Но эта роль сегодня наполняется новым содержанием. Все большее значение приобретает процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации, на основе которой осуществляются функции выработки стратегии УКО, функции реализации этой стратегии и функции изучения объектов УКО (по В.П. Панасюку).

При этом на каждом уровне управления появляется своя система, каждый из элементов которой является то объектом, то субъектом управления. Например, учитель воздействует на ученика, чтобы изменить его качественные характеристики, и в этой ситуации ученик является объектом управления со стороны учителя. В то же время по отношению к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению ученик является субъектом управления. Поэтому нормативное обеспечение предстояло разрабатывать по каждому уровню управления, учитывая особенности субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. На уровне ученика разработали “Положение о Портфолио”, разрабатывается “ Положение о порядке проведения текущего и итогового контроля и оценки уровня учебных достижений учащихся”. На уровне учителя разработано “ Положение о Портфолио учителя”, “Положение о рабочей (образовательной) программе”, “Положение о стимулирующей надбавке учителям”. С 2008/09 учебного года планируется переход двух МО в статус кафедр: иностранных языков и технологии. Поэтому на уровне МО разработано “Положение о кафедре”, “Критерии оценки результативности деятельности МО (кафедр)”.

Ведущей задачей МО (кафедры) стало выявление профессиональных пробелов каждого учителя и определение необходимых условий, без которых эти пробелы нельзя ликвидировать. Для этого используем следующий алгоритм работы:

  • на основе наблюдений, диагностики выявляем реальное положение дел у каждого учителя;
  • на основе полученных данных определяем расхождение между реальным положением дел и прогнозируемым образом желаемого будущего;
  • формулируем проблемы результатов.

Благодаря такому подходу формируется проблемно ориентированная информационная база для создания персонифицированных программ повышения квалификации педагогов в рамках МО (кафедры).

Безусловно, система УКО была бы неполной без мониторинга, который осуществляется по трем группам процессов. Основные процессы включают учебно-воспитательный, методический, инновационный (экспериментальный). Управленческие процессы – управление персоналом, измерения удовлетворенности, стратегию развития; поддерживающие процессы – управление документацией, управление данными и информацией, управление безопасностью. Благодаря системному подходу, управление качеством образования, само являясь новшеством, создает необходимые предпосылки для создания и внедрения целой группы управленческих нововведений: матричной структуры управления, матрицы ответственности, формирования системы УКО, в том числе критериев оценки качества труда, на всех уровнях организации и управления, перехода на кафедральную систему научно-методической работы, организации системного (комплексного) мониторинга. В нашей школе это планируется в следующей форме:

Перечень новшеств

Назначение (для чего создается данное новшество)

Кто и в какие сроки разрабатывает

Где и кем проводится экспертиза новшества

Каких и сколько ресурсов потребуется для введения новшества

Что изменится от введения новшества (прогноз результатов)

Матричная структура управления

Матрица ответственности

Сформированность системы КО на всех этажах управления

Переход на кафедры

Критерии и показатели оценки КО на уровне учителя, МО, заместителей директора

Системный (комплексный) мониторинг

Литература:

  1. Панасюк В.П. Школа и качество. – СПб., 2001.
  2. Поташник М.М и др. Управление качеством образования на муниципальном и региональном уровнях. – М, 2000.
  3. Сарапулов В.А. Теория и практика управления качеством. Выпуск 3. – Чита, 2008.

2 Семинар Тема 2. 2. Система внутришкольного управления качеством образования. Вопросы для обсуждения: 1. Внутренний контроль, как залог создания системы качественного образования. 2. Проектирование структуры внутришкольного управления качеством. 3. Функции внутришкольного контроля. Этапы внутришкольного контроля. 4. Модель системы внутришкольного контроля. 5. Основные направления внутришкольного контроля. 6. Система стимулирования сотрудников. 7. Объекты и способы оценки результатов деятельности школы. 8. Внешняя оценка работы школы. 9. Закономерность воздействия общих функций управления на качество конечного результата. Выполните задание: 1. Напишите реферат на тему «Управление качеством образования на основе информационных технологий» , сделайте презентацию и выступите с докладом на семинарском занятии.

3 Для управления качеством нужны: средства (инструменты) управления и измерение (оценка) качества; система управления (специализированные звенья); мотивы управления (заинтересованность); цель; использование результата управления (осознание потребности и пользы ее реализации).

4 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели.

51. Прогнозирование и планирование качества образования, предвидение тенденций его изменения. 2. Организация функционирования системы управления качеством образования, специализация функций, их распределение, закрепление и реализация. 3. Контроль качества образования по параметрам его потенциала, процесса и результата. 4. Регулирование качества, обеспечение соответствия и гармонии его характеристик. 5. Оценка качества, определение его уровня и возможностей повышения. 6. Исследование качества образования в области причин и истоков его формирования, критических факторов, ограничений, негативных влияний, приоритетов. 7. Мотивация обеспечения и повышения качества образования. Основные функции управления качеством образования Э. М. Коротков

6 Специфические функции управления качеством образования Управление качеством преподавательского состава. Управление качеством студентов. Управление качеством технологии образования. Управление информационно- методическим обеспечением Управление качеством материально- технического обеспечения. Управление качеством инфраструктуры образования. Управление качеством образовательной программы.

7 При формировании системы управления качеством важно учитывать четыре фактора: 1. внешние условия обеспечения качества, 2. потенциал качества, которым располагает ОУ 3. процесс формирования качества, 4. качество результата образования.

81. Ориентация всей деятельности ОУ на цель образования, отражающей потребности, от удовлетворения которых зависит конкурентоспособность вуза. 2. Непрерывное совершенствование и повышение качества всех процессов образовательной деятельности. 3. Обеспечение участия всего педагогического коллектива ОУ, а также учащихся в решении проблем качества образования. 4. Построение системы управления качеством с централизацией главных функций и задач повышения качества образования (принцип первого лица). 5. Создание системы мотивации качества образования как для учителей, так и для учащихся. 6. Разработка и использование современных технологий качества образования. 7. Создание системы мониторинга качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения. 8. Установление соответствия качества образования миссии и цели образования в обществе. 9. Формирование информационного обеспечения управления качеством образования. 10. Исследование и прогнозирование тенденций изменения качества образования и потребностей в новом качестве. 11. Унификации терминологического аппарата качества образования, позволяющего вести сравнительный анализ уровня и особенностей качества.

9 Внутришкольное управление качеством образования предусматривает сочетание программно-целевого управления с ориентацией на развитие в педагогическом коллективе самооценки, самоконтроля и самоуправления. Внутришкольное управление качеством образования — новый управленческий подход, призванный устранить несоответствие, неадекватность результатов образовательной деятельности школы реалиям информационного общества, суть которого в обеспечении всех участников образовательного процесса объективной управленческой информацией о качестве школьного образования для разрешения и преодоления выявленных противоречий и проблем образовательной практики. Управление качеством образования – это особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), т о есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах.

10 Основные положения, составляющие теоретико-методологическое основание внутришкольного управления качеством образования: 1) внутришкольное управление качеством образования имеет подчиненный характер по отношению к управлению школой как образовательной системой; 2) система внутришкольного управления качеством образования, являясь первичной, организационно и функционально входит в систему более высокого порядка (региональную, территориальную); 3) основным жизненным ци клом, в рамках которого эффективно внутришкольное управление качеством образования, является учебный год; 4) управление качеством образования - современный управленческий подход, призванный устранить несоответствие результатов образовательной деятельности школы реалиям информационного общества.

13. Управлять можно тем объектом, который имеет целенаправленный процессуальный характер. Что является объектом управления

17 Политика в области качества Ресурсы, обеспечивающие качество Экспертиза диагностика, оценка качества образования Предупреждающие и корректирующие мероприятия по улучшению качества Мониторинговые операции качества образования

192 1 43 Планирование организация Управление руководство контроль5 Анализ ц е л и Информационное обеспечение управления Управленческое решение

21 Как вы понимаете суть понятия «внутришкольное управление качеством образования» Система управление качеством образования это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников школы. Управление качеством образования это управление механизмами оценки и контроля качества Система управления качеством образования – это организованный внутришкольный контроль и планирование работы школы по вопросам качества образования Система управления качеством — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством

24 Реализация миссии, целей и задач программы развития Организационная культура ОУ, направ- ленная на поддержа- ние стратегии ОУ Социальное партнерство Новые подходы к системе оценивания качества образования. Суть резуль тата. Социальный заказ: успешный выпускник контроль Внешняя и внутренняя экспертиза

15% отклонений в качестве зависит от исполнителей и 85% дефектов определяются недостатками управления Эдвардс Деминг

27 Рекомендуется использовать при разработке Системы управления качеством образования Принципы теории Управления качеством американца Эдварда Деминга

28 Согласованность с возможностями ОУ Оценка барьеров и неудач. Четкое распре-деление полно- мочий и ответст-венности Концепция комплексного управления качеством

30 Исследования, определяющие эффективность и качество воздействия на образование Сила эффекта Общий эффект Среднее значение Удовлетворение личностно важных ожиданий ученика качественным выполнением задач 1, 13 Мотивация ученика (ценностные ориентации на достижения) 1, 04 Образовательная эффективность элементов образования (образовательный процесс) 1, 00 Образовательное пространство, позволяющее организовывать самообразование ученика в соответствие с его возможностями 0, 84 Непосредственное воздействие учителя путем прямых обучающих инструкций 0, 82 Интенсификация (включение дополнительных программ, ув. темпа прохождения программ) 0, 72 Домашние факторы (условия жизни, влияние родителей) 0, 67 Наличие обратной связи и коррективной поддержки (результаты успеваемости, что инициирует специальную помощь) 0, 65 Работа, объединившая 180000 исследований, опубликована университетом Окленда

31 Исследования, определяющие эффективность и качество воздействия на образование Сила эффекта Отношение к учению 0, 61 Классное окружение (благоприятная атмосфера, поддержка, высокая степень ожиданий от ученика) 0, 56 Формирование целей (цели формируемые в совместной деятельности с учителем, как собственные учебные задачи ученика) 0, 52 Равноправное тьютерство (успевающие ученики оказывают помощь слабым) 0, 50 Повышение квалификации учителей (обучение новым методам) 0, 49 Вовлечение родителей 0, 46 Домашняя работа 0, 43 Опрос – экзамен (при условии, что это помогает ученикам обдумывать изучаемое) 0,

32 Управление качеством образования – это управление качеством образовательного процесса и др. видов деят-ти, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых ОУ Каждое ОУ в зависимости от поставленных целей в области качества и имеющихся ресурсов выбирает собственную организационную структуру системы качества Служба качества Функции: планирование качества уч. процесса, проведение мониторинговых исследований, разработка предупрежда- ющих и корректирующих мероприятий, разработка документации СК и др. Деятельность службы регламентируется: Уставом, положением о службе, приказа- ми и распоряжениями директора, прика- Зами и инструктивными док-тами Минобрнауки РФ и др.

33 Варианты построения организационной структуры управления качеством образования ОУСовет по качеству образования при директоре ОУ Заместитель директора ОУ по качеству образования Служба качества образования ОУ Лаборатория качества образования ОУ Отдел по качеству образования ОУ

34 Разра- ботка проек- та та полити ки ОУ облас- ти ти качест- ва ва образо вания Разработка и ведение докумен- тации СК ОУ Подготовка предложе- ний адми- цистрации по улучше- нию качес- тва образо- вания в ОУ Определе- ние изме- ряемых характе- ристик качества образова- ния и мето- дов их измерения Организа- ция работ по улуч- шению качества: планирова- ние, сбор и анализ ин- формации, мониторин- говые и кон- трольные операции и др.

36 Какие виды деятельности охватывает внутришкольная система управления качеством образования Анализ качества образования (предметные, надпред-метные результаты, личностное разв.) Рабочие процессы по управлению качеством Информационное обеспечение управ-ленческих реше-ний по проблемам повышения ка-чества образова-ния; Реализация политики в области качества: . планирование качест-ва учебного процесса; организация работ по улучшению качества; разработка предупреж-дающих и корректи-рующих мероприятий; Экспертиза диаг-ностика, оценка качества образования Система повышения профес-сиональной компетенции педагогических кадров Материальная и учебно-методическая поддержка образов. процесса Проведение различных мони-торинговых операций ка-чества образования

37 Рабочие процессы по управлению качеством образования Содержание рабочих процессов Анализ качества образования Анализ: — ВШК; — Итоговой аттестации; — Внешнего контроля; — Сопоставительный анализ внешнего и внутреннего контроля -Условий, обеспечивающих образовательный процесс (качество уроков, проф. компетенция, учебно-методическое обеспечение и др.) Планирование качества образовательного результата Планирование качества условий для достижения планируемого результата, включая использование ресурсов для его достижения

38 Организация работ по обеспечению качества образования Создание условий необходимых для обеспечения качества образования (кадровых, учебно-методических, материально-технических, финансовых) Направления деятельности по изучению личности ребенка, выявлению способностей школьников всех возрастных групп (Индивидуальная оценка возможностей и способностей детей, диагностика профессиональной ориентации и др.), Направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагога (системно – деятельност-ный подход, новые подходы к оценке образовательных достижений и др.) Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество Деятельность по организации предупреж-дающих и корректирующих мероприятий Создание системы мер для отслеживания и стимулирования улучшения четкое распределение полномочий, ответствен-ности в организации работ по обеспечению качества. Организация работ по контролю качества Разработка критериев и показателей экспертизы и оценки. Разработка контрольно-из-мерительных материалов и др. Деятельность по организации ВШК Организация работы по определению измеряемых параметров характеристик качества образовательного процесса Подготовка документов, отражающих записи по оценке качества Подготовка документов, отражающих записи по оценке качества образования Нормативное закрепление процедур оценки, сбора, хранения данных о ка-честве образования и др.

39 Мониторинг качества образования Определить и включить в ВШК необходимые виды мониторинга для выявленных показателей Определить субъекты мониторинга (потребителей информации) и возможные формы предоставления им информации Определить частоту проведения мониторинга, назначить ответственных за ее сбор, хранение, обработку и анализ. Информационное обеспечение управления — прогресс школьников и уровень успеваемости; — конкурентноспособность школьников в плане обучения в Вузах, участия в олимпиадах — удовлетворенность школьников учебными программами; — эффективность преподавания; — состав школьников и его анализ; — доступные обучающие ресурсы и их стоимость и др. Управленческие решения Определение информационных потоков необходимых для принятия управленческого решения по вопросам качества образования Определение конкретного объекта управленческого воздействия и определенных исполнителей и ответственных за его выполнение;

41 Факторы, имеющие решающее значение для повышения качества образования (по материалам международного исследования 25 лучших школьных систем)Привлечение сильных кандидатов к учительской профессии Механи зм отбора кандида тов Ужесточение академических требований к получаемому обр. Ежегодные курсы профессиональ ного развития Каждый учитель должен быть обеспечен всеми доступными материалами, знаниями, способностями для повышения уровня ребенка Внедрение процессов, гарантирующи х повышение качества

42 Обновление системы подготовки и повышения квалификации кадров Развитие общественного участия в оценке результа- тов деятельнос- ти учителя

44 Выполнить задание и ответить на вопросы: Описать систему управления развитием педагогов в школе Какую аналитическую информацию вы используете в школе для оценки качества образования и принятия управленческих решений Описать структуру, направления деятельности и оценку эффективности внутришкольной системы управления качеством образования.

45 литература. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВУЗОВ И ССУЗОВ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» .) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМООЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» .) 2005 год. Мониторинг общеучебных достижений выпускников основной школы Поливанова К. Н. Каспржак А. Г. Венгер А. Л. М. 2006 г Мониторинг качества: статистика и социология образования М. Л. Агранович О. Я. Дымарская и др. М. 2007 г

Модель управления качеством образования

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые в образовательном учреждении для выполнения требований к качеству.

Система требований к качеству российского образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями по лицензированию и аккредитации образовательного учреждения.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта. Общественный определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны), социальный -соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные требования к содержанию образования (программам и педагогическим технологиям), профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Значит, качество дошкольного образования в учреждении - управляемый процесс. Поэтому можно выделить два подхода к управлению качеством: один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ.

Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Однако для реализации данной модели в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ.

На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации -пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ.

Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.

Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного
образования - организация воспитательно-образовательного процесса. Уже
отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель

развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в
усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитие
ребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного
образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению
воспитательно-образовательного процесса. Используется такая

закономерность, как взаимное «пронизывание» различных видов детской деятельности.

В предлагаемой модели данный компонент основной. Все предыдущие и последующие действия направлены на подготовку, обеспечение, реализацию и корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса.



Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.

По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.

Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий.

Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д.

Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что

соответствует задачам современной политики.

Для каждого дошкольного учреждения показатели качества образования всегда специфичны, так как они соответствуют модели управления, определяющей цели, задачи, содержание воспитательно-образовательного процесса данного учреждения, его кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия воспитания, обучения и развития детей в нем.

Но вместе с тем показатели качества могут быть общими для всех. Это уровни: обученности детей; развития навыков учебной деятельности; творческой деятельности; воспитанности; развития личности в психическом, социальном аспектах; жизненной защищенности, социальной адаптации личности.

В связи с этим можно выделить критерии, используемые при измерении качества образования:

1. Качество обучения (качество учебного материала и действий
педагогов, рациональность и логичность, разработки учебного
расписания, оптимизация времени, пространств и размещения
воспитанников и педагогов, разработки учебного плана и учебно-
программной документации).

2. Поиск, подбор и внедрение инновационных форм и методов
работы, в том числе экспериментальной деятельности.

Параметры результатов образования, оценка результативности, продуктивность, видимый результат.

Наиболее перспективной для формирования системы управления ДОУ представляется программно-целевая структура. Вся работа ДОУ по организации воспитательно-образовательного процесса рассматривается под углом зрения достижения цели, предусмотренной проектом. °

Постоянными элементами в организационной структуре являются подразделения:

· Попечительский совет, призванный решать вопросы материально-технического оснащения воспитательно-образовательного процесса;

· Совет педагогов, главный организующий орган по утверждению учебных планов, рабочих программ, обобщению педагогического опыта, решению стратегических задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, разработки рабочих программ;

Методический совет решает вопросы обновления, структуры и
содержания образования в свете концепции модернизации образования,
активный участник организации работы по мониторингу, выявляет
запросы родителей на образовательные услуги;

· Собрание трудового коллектива решает вопросы, связанные с жизнью и деятельностью ДОУ, решает производственные вопросы, связанные с нормативным правом, решением педагогических задач, укрепления и сохранения здоровья людей;

· Совещания при заведующей, призванные решать текущие вопросы деятельности ДОУ.

Новым элементом в управлении является создание временных творческих, инициативных групп, методических объединений на базе ДОУ для решения конкретных и актуальных проблем. Такая организационная структура управления способствует созданию коллектива единомышленников и обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных задач. Управление будет осуществляться на основе соуправления с опорой на инициативу и творчество педагогов ДОУ. Для определения результативности системы управления ДОУ на любом уровне предусматривается разработка приоритетов, показателей в виде положений, локальных актов.

Управленческий аппарат в дошкольном учреждении, работающем в режиме развития - это люди, умеющие работать с целями и сами обладающие четкими и осознанными целями. Речь идет о понимании целей функционирования и развития дошкольного учреждения, о понимании целей системы управления и личной индивидуальной управленческой деятельности.

Говоря о роли современного старшего воспитателя в управленческой деятельности необходимо отметить, что он должен:

Понимать мотивы поведения педагогов;

· побуждать педагогов к продуктивной работе, стимулировать их профессиональный рост;

· создавать в коллективе отношения максимально благоприятные для продуктивной работы;

· давать задания педагогам так, чтобы они понимали, чего от них ждут, и стремились это выполнить;

· эффективно контролировать работу педагогов;

· адекватно оценивать новых педагогов, их возможности и интересы;

Строить деловые отношения с педагогами в соответствии с их
индивидуальными особенностями и ситуациями.

Старшему воспитателю развивающего ДОУ должны быть присущи определенные личностные качества, характеризующие его управленческую деятельность. К ним можно отнести: умение управлять собой; личные ценности; личные идеи; саморазвитие; навыки решения проблем; умения творческого подхода; понимание управленческого труда; навыки руководства; способность формировать коллектив.

Существуют различные подходы к описанию принципов построения систем управления качеством образования, но в целом их объединяет одна идея - в основе такого описания должна лежать общая концептуальная модель управления.

Под управлением в широком смысле понимается функция сложно организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима функционирования и устойчивого развития, реализацию целей системы. Менеджмент является атрибутом исключительно социальных систем, он существует только в организациях.

Управлением в узком смысле называют сами организационные структуры и административные органы, осуществляющие управленческие функции. В интересах эффективного управления необходимо четко определить структуру системы управления и взаимосвязь ее звеньев. В общем случае решение этой задачи отводится так называемому структурному управлению. Кроме того, следует определить и сформировать такие характеристики системы и ее подсистем, чтобы они были способны выполнять свои целевые функции. Это достигается на основе параметрического управления. Решение же ситуативных управленческих задач, связанных с реакциями системы на изменения внешней и внутренней среды, лежит в зоне так называемого ситуативного управления. Когда управление строится с учетом тенденций развития системы и ее окружения и (или) направлено на ликвидацию (компенсацию) возможных неблагоприятных последствий, то его можно назвать проактивным, опережающим.

Общая схема управления может быть представлена в следующем виде (рис. 6.2).

Рис. 6.2.

Любое управление можно рассматривать как взаимодействие управляющей (субъект управления) и управляемой (объекта управления) подсистем, в результате которого объект управления переходит из некоторого исходного состояния в желаемое конечное. Каждое из состояний объекта управления описывается конкретным набором измеряемых характеристик (показателей), и задача управления может быть описана через изменение состояний объекта - значений этих показателей или формирование у объекта управления новых характеристик (придание ему новых качественных свойств). При этом даже если начальное и конечное состояние объекта совпадают, это можно рассматривать как частный случай управления, имеющий целью поддержание стабильного состояния объекта. Таким образом, в управлении всегда есть объект управления , который описывается некоторой совокупностью свойств (характеристик), определяющих его состояние (начальное, конечное, промежуточное), программа управления как способ перевода объекта из одного состояния в другое и субъект управления , формирующий и реализующий эту программу. Неизменным в любой системе управления остается и характер отношений : управляющая подсистема оказывает целенаправленное воздействие на управляемую подсистему, и эти воздействия принимаются (воспринимаются) последней. Этот вывод хорошо согласуется с известным высказыванием "отца" кибернетики Норберта Винера, утверждавшего, что управление есть посылка сообщений, которые эффективно влияют на поведение их получателя .

Можно сформулировать перечень условий, при отсутствии которых ни о каком управлении, в том числе управлении качеством образования, вообще не может идти речь.

  • 1. Это наличие ясно сформулированной цели управления и критериев ее достижения, определенных до начала процесса управления.
  • 2. Наличие достоверной информации о состоянии объекта управления на любом этапе управленческого цикла.
  • 3. Возможность измерения показателей состояния объекта управления на любом этапе управленческого цикла.
  • 4. Наличие некоторого перечня альтернативных вариантов достижения целей управления - способов реализации программы управления и формализованного метода построения и перебора этих альтернатив.
  • 5. Возможность достаточно полной оценки последствий осуществления каждой из альтернатив, в том числе и с точки зрения ее соответствия или несоответствия целям и существующим ограничениям.

Переход от общего определения управления к понятию менеджмента качества предполагает выявление специфики управляющей и управляемой систем, а также управляющего воздействия.

Вот как определяет понятия "менеджмент" и "менеджмент качества" стандарт ГОСТ 150 9000:2011.

Менеджмент: скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Менеджмент качества: скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Система менеджмента: система для разработки политики и целей, и достижения этих целей.

Система менеджмента качества: система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

В стандартах ИСО серии 9000 различаются также понятия "планирование качества", "обеспечение качества", "управление качеством" и "улучшение качества".

Планирование качества: часть менеджмента качества , направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

По сути, планирование качества - это и есть описание желаемого результата (конечного состояния объекта управления), выступающего целью управления, а также всех фиксируемых промежуточных состояний и необходимых для перехода ресурсов. Типичным примером планирования качества образования является разработка ФГОС, а на уровне образовательной организации - программ развития, дорожных карт и пр.

Обеспечение качества: часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Под обеспечением качества понимаются все планируемые к реализации виды деятельности в рамках системы менеджмента качества (программы управления), определяющие возможность и условия придания объекту управления требуемых качественных характеристик. Обеспечение качества применительно к образованию - эго разработка комплекса необходимых мероприятий по достижению показателей качества образования на уровне требований, установленных в образовательных стандартах, другой нормативной документации, а также требований потребителей. Элементами системы обеспечения качества выступают разработка образовательных программ, квалификационных требований к преподавателям, содержания аттестационных процедур, распределение ответственности и полномочий, организация взаимодействия и т.д.

Управление качеством: часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, направленные на успешную реализацию образовательной программы, регулирование и контроль образовательного процесса, своевременное устранение несоответствий и отклонений процесса.

Основное отличие управления качества от обеспечения качества состоит в том, что последнее означает построение целесообразной системы управления, а первое - ее результативное функционирование. Управление качеством предполагает активное воздействие управляющей подсистемы на объект управления, приводящее к изменению его состояния. Поэтому его можно считать активным способом воздействия на качество.

Под управлением качеством образования, таким образом, следует понимать целенаправленное и непрерывное воздействие на процессы и условия образовательной деятельности, обеспечивающее достижение результатов образования, в наибольшей степени отвечающих потребностям разнообразных групп потребителей.

Улучшение качества: часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

По сути, это все действия по планированию, обеспечению и управлению качеством, выполняемые на новом витке (цикле) управления для достижения более высоких значений показателей качества процессов и (или) результатов образовательной деятельности, повышения степени удовлетворенности потребителя, снижения затрат (повышения эффективности деятельности) и устранения причин выявленных несоответствий.

Достичь совершенства в таком сложном виде деятельности, каким является образование, невозможно сразу. Этого можно добиться лишь через длинный ряд улучшений, охватывающих все этапы процесса. Принцип постоянных улучшений - товара, услуги, технологии или образа действий работника - сегодня настолько прочно вошел в повседневную практику лучших организаций, что некоторые исследователи с полным на то основанием пишут о необходимости формирования у персонала "привычки к улучшениям".

Для эффективной организации процесса управления качеством образования необходимо, чтобы были четко определены основные категории управления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

Цель управления - достижение требуемого уровня качества образования. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достичь, чтобы данная совокупность и данный уровень в максимальной степени соответствовали установленным требованиям.

Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и сохранение заданного уровня качества образования.

Объект управления - качество системы образования, качество образовательного процесса и качество результатов образования. Объектом управления может выступать либо вся совокупность свойств системы (процесса, результата), либо какая-то их часть или отдельное свойство. В частности, объектом управления может быть определена конкурентоспособность выпускника образовательной организации, уровень его компетентности или какой-либо другой показатель, характеристика образовательной деятельности, в частности, доля имеющих ученую степень преподавателей. Для лекции, например, объектами управления качеством могут быть: уровень ее проблемности, доступность изложения, наглядность, активность студентов, логичность и структурированность материала и т.д.

Объектом управления качеством согласно, международных стандартов И СО 9000 может быть:

  • - деятельность или процесс;
  • - результат деятельности или процессов, который, в свою очередь, может быть материальным (например, написанный преподавателем учебник), нематериальным (например, усвоенная при его прочтении информация) или комбинацией из них;
  • - организация, система или отдельное лицо;
  • - любая комбинация из них.

Функции управления качеством - классифицированные действия по управлению качеством образования, соответствующие особенностям объекта и субъекта управления и целям управления.

Методы управления - способы, которыми субъекты управления воздействуют на элементы системы образования и образовательного процесса, обеспечивая достижение запланированного результата. Традиционно выделяют следующие группы методов:

  • - экономические, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих работников образовательной сферы изучать запросы потребителей, организовывать и осуществлять образовательную деятельность, удовлетворяющую эти потребности и запросы;
  • - социально-психологические , оказывающие влияние на мотивацию участников образовательного процесса по достижению высокого качества образования, а также предусматривающие, с одной стороны, поощрение педагогических работников за достижение высокого качества, а с другой - систему санкций за некачественное образование;

организационно-распорядительные, осуществляемые посредством обязательных для исполнения стандартов, директив, приказов, указаний руководителей;

- педагогические, включающие все этапы создания качества образования от педагогического проектирования до педагогического анализа и обеспечивающие оптимальное взаимодействие обучающих и обучающихся.

Управленческие отношения, т.е. отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).

Принципы управления. В качестве основных принципов управления качеством выделяют следующие.

1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей , поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности , выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания .

Формулировка как будто не содержит ничего нового. Мы еще в детстве слышали, что "покупатель всегда прав", только кто относился к этому всерьез? Особенно в системе образования. Прав всегда был учитель. В сознании учащегося, общественности веками создавался и поддерживался стереотип о непогрешимости учителя. Но сегодня мы всерьез начинаем говорить о переходе от педагогоцентристкой модели к личностно ориентированному образованию. И не только говорить, но и реализовывать этот принцип на практике. Сегодня во главу угла ставятся маркетинговые исследования, анализ рынка, которые служат механизмом, регулирующим образовательную деятельность. Задача реализации принципа индивидуализации обучения в условиях массового образования необычайно сложна, но это одно из важнейших направлений модернизации образовательных систем.

Еще одной причиной актуальности данного принципа является глобализация рынков образования. Формирующееся единое европейское и мировое образовательное пространство привели к появлению такого понятия, как "трансграничное образование" . Глобализация резко усиливает конкуренцию, и мы должны быть готовыми к тому, что завтра нам придется бороться за каждого студента и преподавателя уже не только с отечественными, но и с зарубежными университетами.

Применение принципа ориентации на потребителя требует:

  • определения внешних и внутренних потребителей, заинтересованных сторон, выявления их потребностей и ожиданий;
  • обеспечения сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (государства, общества в целом, регионов, рынка труда и пр.);
  • доведение этих потребностей и ожиданий до всего персонала образовательной организации;
  • установление степени выполнения требований потребителей, измерение уровня их удовлетворенности;
  • управление взаимодействием с потребителями.
  • 2. Лидерство руководства. Руководители обеспечивают единство уели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду , в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации".

Сегодня очевидно, что для того, чтобы привести свою организацию к успеху, мало быть знающим руководителем, надо стать лидером. Эффективное управление организацией, руководство проектом, внедрение системы качества - это области деятельности, не способные существовать без лидерства. На смену администрированию и тотальному контролю приходит совершенно иная функция. Лидер становится наставником, советчиком, помощником, даже тренером. Эти роли необычны для руководителя, поэтому остро встает вопрос об обучении лидерству.

Применение принципа требует:

  • демонстрации приверженности качеству собственным примером;
  • понимания и реагирования на внешние изменения;
  • четкого прогноза будущего своей образовательной организации;
  • создания атмосферы доверия;
  • обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности и полномочий;
  • инициирования, признания и поощрения вклада людей;
  • поддержки открытых и честных взаимоотношений;
  • обучения и "выращивания" работников;
  • мотивации персонала на повышение качества;
  • обеспечения поддерживающего контроля.
  • 3. Вовлечение персонала. Работники всех уровней составляют основу организации , и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Успех современной образовательной организации определяется, прежде всего, отношениями "лидер - команда". Это значит, что образовательная организация должна представлять собой систему взаимодействующих команд, а не жесткую иерархическую структуру. Принципы командной организации образовательного процесса, проектные группы, временные творческие коллективы призваны соединить достоинства малой организации с преимуществами большой. При этом обычно используется такая организационная форма, как проектное управление. Вовлеченность объединенных в команды сотрудников усиливается при использовании принципов партисипативного управления , т.е. при предоставлении всем членам команды реальной возможности участвовать в принятии управленческих решений. Такая организация рождает в людях чувство сопричастности, которое усиливает мотивацию к творческому труду.

Применение принципа требует:

  • инициативы и ответственности работников:
  • активного поиска возможностей улучшения;
  • стремления к непрерывному повышению своей компетентности;
  • обмена опытом и знаниями;
  • ориентации на создание дополнительной ценности для потребителей;
  • создание положительного имиджа своей образовательной организации;

От руководства требуется обеспечить условия, при которых персонал будет:

  • получать удовлетворение от работы;
  • испытывать чувство гордости за принадлежность к данной организации;
  • поощряться за предложения по улучшению качества.
  • 4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее , когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом .

Большинство специалистов в области менеджмента качества полагают, что все виды деятельности, осуществляемые в организации, имеет смысл рассматривать как процессы. Речь идет не только об иной организации деятельности, но и о феномене процессного мышления, при котором меняется понимание роли и места работника в организации.

Применение принципа требует:

  • определения процессов организации;
  • идентификации и измерения входов в процесс и его результатов;
  • определения взаимодействия процессов;
  • оценки влияния процесса на потребителей;
  • установления четких прав, полномочий и ответственности за управление процессом;
  • определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
  • проектирования процесса на каждом этапе, их ресурсного обеспечения;
  • измерения и коррекции процессов.
  • 5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Системный подход требует координации всех аспектов деятельности организации. Прежде всего, это ведет к согласованию задач, возникающих при управлении качеством, с миссией организации, ее видением, стратегическими целями и т.п.

Применение принципа требует:

  • определения системы путем установления и разработки комплекса взаимосвязанных процессов, обеспечивающих достижение целей организации;
  • проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее аффективным путем;
  • понимания взаимосвязей элементов в системе;
  • постоянного улучшения системы через измерения и оценку;
  • документирования процедур.
  • 6. Постоянное улучшение (непрерывное совершенствование). Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель .

Любое улучшение начинается с человека, с изменения его мировоззрения, системы ценностей, совершенствования знаний, навыков, умений, личных качеств. Следующий шаг - совершенствование работы команды, прежде всего, за счет создания доброжелательной атмосферы. Далее следует улучшение "среды обитания", рабочего места, условий труда.

Применение принципа требует:

  • формирования у каждого сотрудника образовательной организации потребности в постоянном улучшении своей деятельности и ее результатов;
  • применения основных концепций постоянного улучшения;
  • периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения областей потенциального улучшения;
  • постоянного повышения эффективности всех процессов;
  • обучения сотрудников методам и средствам постоянного улучшения;
  • определения измерителей и целей улучшения;
  • признания улучшений.
  • 7. Принятие решений на основе фактов. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Система показателей, описывающих деятельность образовательной организации, включает: финансово-экономические показатели, показатели результативности деятельности и удовлетворенности потребителей, характеристики процессов, показатели возможностей для обучения и роста персонала. Совокупность этих множеств составляет так называемую сбалансированную систему показателей. Они соединяют миссию, видение и стратегию организации с оценками результатов текущей деятельности, позволяя принимать грамотные управленческие решения.

Принимая решения на основе фактов, мы снижаем потери от неэффективных управленческих решений и одновременно накапливаем информацию, которая постепенно превращается в организационное знание.

Применение принципа требует:

  • измерения и сбора данных и информации, относящихся к показателям качества;
  • обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации;
  • использования апробированных методов для анализа данных и информации;
  • понимания ценности соответствующих статистических методов;
  • принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа, фактов, опыта и интуиции.
  • 8. Создание взаимовыгодных отношений с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности

Сегодня речь должна идти о выстраивании долгосрочных стратегических партнерских отношений с социальным окружением, в основе которых - стремление к качеству и совершенству.

Применение принципа требует:

  • идентификации основных поставщиков;
  • установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей;
  • открытости;
  • инициирования совместных разработок и улучшений качества процессов;
  • совместной работы по созданию ценности для потребителя;
  • обмена информацией и планами на будущее;
  • признания достижений и улучшений поставщика.

Приложение общих принципов теории управления возможно к любому

объекту, в том числе к качеству образования, при некоторых исходных условиях. Такими условиями один из ведущих российских специалистов в области качества А. В. Гличев называет :

  • - наличие заданных (вероятных) значений характеристик (параметров) состояния управляемого объекта и функций их изменения (программ поведения объекта);
  • - неустойчивость объекта по отношению к программе (наличие вероятности отклонений параметров от заданных значений);
  • - наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонений объекта от заданной программы или значений параметров;
  • - наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Рассмотрим эти условия применительно к качеству образования.

Наличие заданных значений параметров состояния управляемого объекта. Как было отмечено ранее, требования к качеству образования определяются с учетом разнообразных потребностей государства и его институтов, общества и личности, устанавливаются и фиксируются в государственных образовательных стандартах, перечне аккредитационных показателей, квалификационных характеристиках специалиста и т.п. Параметры качества образования с установлением достаточно четких границ и значений показателей входят в программы мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций, различные рейтинги и т.д. Те же мониторинги и рейтинги, как инструменты управления, имеют целью стимулировать руководство образовательных организаций к изменению значений показателей деятельности (в лучшую сторону, конечно), т.е. к изменению состояния (рейтинговой позиции, например) управляемого ими объекта. Из сказанного следует, что первое условие управления в случае с качеством образования удовлетворяется.

ГОСТ 150 9000:2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  • Гличев Л. В. Основы управления качеством продукции. М.: АМН, 1998.
  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!