Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Развитие под влиянием борьбы и сотрудничества противоположностей. Понятие закона

Законы и принципы диалектики в примерах. June 16th, 2012

Оригинал взят у bloggmaster в Законы и принципы диалектики в примерах.

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.



Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

. законы диалектики;

. принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Выделяются три базовых закона диалектики:

. единства и борьбы противоположностей;

. переход количества в качество;

. отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Примеры : существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

Мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

. "эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

Развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:

. принцип всеобщей связи;

. принцип системности;

. принцип причинности;

. принцип историзма.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные (софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:

Сущность и явление;

Причина и следствие;

Единичное, особенное, всеобщее;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Когда-то в юности мы изучали диалектику Гегеля (в трактовке Ф.Энгельса, естественно). Тогда же узнали о втором законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей, который формулировался так: «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу ».

Философия забылась, но недоумение осталось.

Надо ли это понимать так, что когда-то существовало нечто единое, которое вдруг раздвоилось на Бога и Чёрта, которые немедленно вступили в борьбу и положили начало развитию всего и вся? С какой стати материя подралась с энергией, волновая природа элементарной частицы с материальной, женщина с мужчиной (хотя это как раз понятно), а цвет яблока с его вкусом? Борьба добра со злом – источник прогресса?

К тому же, кто бы объяснил, что такое единство и что такое противоположности, что непрерывно в борьбе пребывают.

Единство противоположностей представить ещё можно: полюса магнита противоположны, но северный полюс магнита не может существовать без южного и наоборот. И если мы разделим магнит на две части, то это не будет означать, что мы сможем получить в одной части «север», а в другой – «юг». Путь на Восток, есть путь на Запад. Но где здесь и зачем борются противоречия?

Гегель писал: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью ». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Хорошо, но непонятно!

Если есть противоречие, то есть развитие. Пусть так.

А.С.Пушкин был пылким мужчиной, а его Натали – холодной меланхоличной женщиной, к сексу не склонной. Это противоречие привело к борьбе противоположностей в рамках брачного единства – в короткий срок родилось четверо детей. Но следует ли из 2-го закона диалектики, что если муж и жена оба склонны к сексу, без каких-либо противоречий, то ни детей, ни какого иного развития у них не будет?

Выходит, что если противоречия нет, то и развития нет?! Странно это...

"Основной стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании ".

Ключ и замок находятся в состоянии взаимосвязи: ключ поворачивается, качественный скачок есть: дверь была закрыта, а теперь открыта, движение в наличии. Есть противоположности, есть единство. Но кто кого здесь взаимоотрицает и кто с кем борется?

Теория комплементарности утверждает, что чем точнее подходят очертания компонентов, тем сильнее взаимодействие между ними. Действительно, психологи свидетельствуют, что для партнеров залогом счастливых отношений является совпадение по возможно большему количеству параметров, как то социальное положение, круг интересов, возраст, темперамент и т.д., т.е. чем менее противоположны противоположности, тем более вероятно, что сольются они в партнерском единстве. Но диалектика говорит противоположное: сходятся как раз противоположности, а то, что мужчина и женщина – противоположности никто не спорит (есть профессор-биолог, который доказывает, что это вообще разные виды животных). Вступая во взаимоотношения, мужчина и женщина сталкиваются в лице друг друга с миром не просто отличным от их собственного, а в корне другим. Мужское и женское начала имеют разные духовные корни и реализуют разные жизненные программы. Но, как ни странно, диалектика ближе к реальности, чем теория комплементарности: различие женского и мужского начал (антикомплементарность), хоть и абсолютно, но подчинено одной задаче, и это делает их едиными неотъемлемыми частями целого. Борьба и единство противоположностей выступает во всей красе, продукты взаимодействия пополняют ноосферу. Тут и без философии понятно: чем меньше партнеры похожи друг на друга, тем более захватывающими становятся их отношения, ведь любовь, построенная на контрасте как контрастный душ – будоражит и бодрит. Впрочем, диалектика – диалектикой, а меру знать надо, заиграешься – развод.

Так для создания пары мужчина и женщина должны быть комплементарны или антикомплементарны? Комплементарность – величина постоянная или она меняется во времени? В школе они были антикомплементарны, в институте – комплементарны и поженились, в зрелости опять заантикомплементарились и развелись. Может быть такое? Если да, то нам надо ввести понятие динамики комплементарности. Интересно как это сделать. Когда резьба на болте сточится, и он не станет сцепляться с гайкой? Создайте математику, ребята.

Можно найти и другие примеры второго закона. Например, два мужика долбят одноместное каноэ. Единство понятно – одному с бревном не справиться, противоположность ясна тоже – плыть-то одному, так что кого-то ближе к концу работы замочат, противоречие разрешится, качество сменится (а может и количество, если перебьют друг друга, и каноэ сгниет на месте). Но насколько многообразны такие примеры? Кинжал и ножны, хоть и противоположны друг другу, но в никакую борьбу не вступают, и вполне довольны друг другом.

Но оставим сложные темы и перейдём к более простому – естествознанию.

К единству и борьбе противоположностей в физических процессах относят принцип корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. Считается, что в биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. Принцип единства противоположностей, понимаемый в том смысле, что гармония и порядок являются продуктом синтеза двух противоположных сил, реализуется, например, в процессе вращения Земли вокруг Солнца, являющегося результатом действия противоположных – гравитационных и центробежных – сил. Тот же самый закон можно наблюдать и в процессе образования соли в результате химического взаимодействия кислоты и основания. Среди других примеров можно упомянуть атом (как единство положительного и отрицательного заряда), жизнь (как процесс рождения и смерти), а также явления магнитного притяжения и отталкивания.

Закон единства и борьбы противоположностей используется для объяснения внутренней энергии, присущей природе. На вопрос об источнике движения материи диалектический материализм отвечает просто: материя обладает свойством самодвижения, являющимся результатом взаимодействия противоположностей, заключенных в ней; такого рода взаимодействие рассматривается как противоречие. При таком подходе нет необходимости в постулировании некоего «перводвигателя», который бы давал толчок движению планет, молекул и других материальных объектов. Как писал Гегель "Противоречие является источником всякого движения и жизни в целом".

В один прекрасный момент в Космосе взорвалось сингулярное состояние (концепция Большого Взрыва), продукты начали разлетаться (и разлетаются до сих пор), образовались изотопы элементов, звезды, Солнце, Земля, ну и мы, естественно. Все произошло само собой, из-за внутренней борьбы чего-то с чем-то. Бог не понадобился.

Логичная теория, но только истинна ли она? То-то Бог, сидя на облаке, посмеивается в бороду. Он-то знает, кто сотворил Вселенную, и в чём состояла борьба и единство противоположностей.

Материалисты полагают, что в самой материи заложены стимулы, механизмы, причины всех изменений и превращений. Природа сама развивается по собственным законам от низших форм к высшим. Неживая природа в результате действия собственных причин породила живую природу.

Единство и борьба противоположных сторон свойственны всем явлениям.

В математике это плюс и минус, дифференциал и интеграл; в механике – действие и противодействие; в физике – положительный и отрицательный заряд; в химии – соединение и диссоциация атомов; в биологии – обмен веществ; в общественной жизни – различные формы взаимоотношения классов. Уже самая простая форма движения материи – механическая – обладает внутренним противоречием (оно дискретно и непрерывно). Согласно апории Зенона стрела летит и покоится одновременно.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие. Земля и другие планеты в результате действия закона всемирного тяготения притягиваются Солнцем. Но в то же время вращение планет вокруг Солнца создает противоположную силу – центробежную. Постоянное взаимодействие центробежных и центростремительных сил создаёт определенное равновесие. Атом существует и действует благодаря взаимодействию положительных и отрицательных частей: протонов (+) и электронов (-). Сами элементарные частицы имеют противоречивую природу – это волны и корпускулы. Это диалектическое противоречие объясняет и природу света.

Единство и борьба противоположностей присущи всем явлениям природы и общества. Не являются исключением в этом смысле и человеческое познание, мышление. Познание есть непрерывное преодоление противоречия между безграничной возможностью познания человеком природы и невозможностью в каждый исторически определенный момент познать мир до конца, исчерпывающе, абсолютно. Впрочем, если бы даже людям удалось бы познать мир, то процесс познания на этом бы не остановился, ибо мир все время движется, изменяется. Налицо диалектическое противоречие: мир принципиально познаваем, но, с другой стороны, – его нельзя познать абсолютно, до конца.

Для того, чтобы противоположности взаимодействовали, они должны быть комплементарны, идеально притерты друг к другу (эффект взаимной диффузии). Но взаимодействия бывают разными: возможно содействие, борьба или нейтралитет. Взаимодействия подразделяются на слабые и сильные, разрушающие и созидающие, характеризующиеся открытой борьбой, взаимоисключением сторон, и наоборот, объединяющие, взаимностимулирующие стороны.

Отдельные взаимодействия изучаются конкретными науками. Исследование же связей и взаимодействия в целом – одна из фундаментальных философских проблем.

И наша проблема тоже.

При попытке объединить конкретные науки, при создании основ междисциплинарного мышления, мы неизбежно столкнемся с действием закона единства и борьбы противоположностей. Приведёт ли это к созданию супернауки, или конкретные науки уничтожат друг друга?

Посмотрим...

Закон единства и борьбы противоположностей В.И. Ленин наз-вал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материаль-ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по-нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскры-тие их природы - важнейшее требование всякого научного иссле-дования и практического действия.

Единство и борьба противоположностей

Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг-нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз-рывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта-лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде-лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден-ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред-полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв-лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз-рывное единство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс

Это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссо-циации (разъединения) атомов.

Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас-ледственность - это тенденция организма сохранять приобретен-ные по наследству свойства, изменчивость же - это его способ-ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви-ваться.

Психическая деятельность человека характеризуется проти-воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших по-лушарий головного мозга.

Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело-век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при-емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.

Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз-рывное единство противоположных полюсов магнита. Столь же не-разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и синтез - процессе познания. капиталистическое общество не-возможно без противоположных классов.

Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосу-ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту-пают противоречия, в борьбу друг с другом?

Развитие самых различных предметов и явлений действитель-ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир-но сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоис-ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва-ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме-тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос-новной источник развития материи и сознания.

Утверждение о том, что решающим в развитии является борь-ба противоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо-ложные стороны существуют в едином предмете или явлении.

Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак-тики людей неоспоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас-тях материальной действительности.

В неорганической природе имеет широкое распространение борьба (взаимодействие) таких противоположных сил, как притя-жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес-ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог-ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато-мов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникно-вения Солнечной системы.

Современная астрономия показала также, что взаимодействие сил притяжения и отталкивания является одним из важных источ-ников тех разнообразных процессов, которые совершаются в настоящее время в космическом пространстве. В различных областях Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна из них обязательно преобладает. Там, где преобладает отталки-вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же, где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются, в результате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе.

Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти-воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза-имодействие и представляют собой специфический источник разви-тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа-ет смерть.

Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоре-чий общественного развития особенно большую роль играют проти-воречия в материальном производстве, и прежде всего между про-изводительными силами и производственными отношениями. Послед-нее в классово антагонистических обществах находит свое выра-жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль-ной революции, замене старого общественного строя новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоя-нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про-тивоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности.

Такова суть диалектического закона единства и борьбы про-тивоположностей.

«На каждого, кто пляшет русалочьей пляской,

есть тот - кто идет по воде!

Но каждый человек - он дерево,

он - отсюда и больше - нигде.

А если дерево растет, то оно растет вверх,

и никто не волен это менять.

Луна и Солнце не враждуют на Небе

и теперь я могу их понять...»

(Б.Гребенщиков)

Закон единства и борьбы противоположностей, их взаимного притяжения заложен в основе самой Вселенной. И ключ к разгадкам многих ее тайн лежит через преодоление их кажущегося антагонизма и познание равновесия приводящего к их гармонии. Только через соединение положительного и отрицательного заряда возникает электрический ток, только через познание Добра и Зла человек может открыть путь к своей эволюции, только во тьме можно обнаружить свет и приобщиться к его жизненным качествам. В природе также происходит постоянная смена тепла и холода, дня и ночи. В этом же взаимодействии противоположностей лежит разгадка Духа и Материи и всех вытекающих из них догматических мировоззрений.

Т.Марез, на основе магического учения толтеков, раскрывает смысл этой теории полярности следующим образом: «Вся теория полярности зиждется на концепции существования двух полюсов, один из которых называют мужским, а второй - женским. В физических науках эти полюса называют северным и южным; в собственно физике и химии - положительным и отрицательным, катодом и анодом; в математике - рациональным и иррациональным; в психологии - анимой и анимусом, Инь и Ян и т.д. и т.п. Наконец в толтекской традиции они именуются нагваль и тональ (т.е. дух и материя или жизнь и материя)».
Но истина всегда лежит посередине. Невозможно развитие физического без развития духовности и наоборот. Любой застой приводит к деградации. Только развиваясь и физически и духовно, человек может прийти к совершенству. Только через соединение мужчины и женщины даруется миру новая жизнь на физическом плане, и духовное развитие самих людей на плане духовном. Потому-то ни мужчина, ни женщина не могут полноценно жить и развиваться без гармонии друг с другом, без равновесия между физическим и духовным, без познания добра и зла, без понимания циклических процессов Вселенной, связанной с периодической сменой света и тьмы, дня и ночи, жизни и смерти.
Р.Штайнер отмечал по этому проводу:
«Если бы в мире не было противоположностей, если бы в нем не жили наиболее разные и противоречащие друг другу стремления, то мир возникновения, мир преходящего не мог бы существовать. Но то, что открывается в этой вражде, то, что разлито в ней, это не война, а - гармония. Именно потому, что во всех вещах заключается вражда, дух мудреца должен как пламя возноситься над ними и претворять их в гармонию».
Подобная гармония распространяется на Дух и Материю, и достигается их равновесием. Любой перекос в этом отношении чреват негативными последствиями. То, что современное человечество в подавляющем своем большинстве имеет значительный перекос в сторону материального и физического аспектов, обусловлено навязанным ему технократическим путем развития. Поэтому для достижения необходимой гармонии следует уделять больше внимания развитию духовности, осознанию единства Мироздания и всего живого на уровне божественного проявления - Духа.
Технократический путь развития привел к формированию у людей психологии хищника, подчиняющего окружающий мир под удовлетворение своих низменных интересов и прихотей. С одной стороны, это вызвало экологическую катастрофу в окружающей нас природе, с другой стороны - человек, изолировавшись от прямого контакта с природой в городах-человечниках, утратил контакт с жизненными энергиями нашей планеты, что привело к поражению его иммунной системы, увеличению количества болезней и поражению генетического кода. Только вернувшись к утраченному равновесию между духовным и физическим аспектами, человек может восстановить экологическое равновесия как во внешней среде (окружающем мире), так и внутри себя самого.
С другой стороны, полный уход в духовные практики, отказ от физической (материальной) деятельности и отвергание реальности физического мира будет точно таким же аномальным перекосом, каким является отрицание существования духовных миров и отсутствие духовного аспекта в развитии человечества. Здесь необходимо достижение гармоничного равновесия между различными аспектами противоположностей.
Вот как это комментирует К.Медоуз:
«Одна из величайших ложных истин, внушаемых человечеству, заключается в том, что физическое и материальное находятся в подчиненном положении по отношению к духовному, что физическое тело, Природу и саму Землю следует покорять и преодолевать, использовать и контролировать. Но истина в том, что духовное достигается через физическое, а физическое - через духовное, так как это лишь два аспекта одной реальности. Дух есть искра жизни. Душа есть свет жизни. Разум есть организация жизни. Душа есть форма жизни. Все они взаимно дополняют друг друга».
Закон единства и борьбы противоположностей во Вселенной наиболее широкое отражение нашел в китайской теории «Инь-Ян». Основы взаимосвязи противоположностей были заложены еще в YIII - YII веках до нашей эры в таких памятниках китайской мысли как «Книга Перемен», «Книга Истории» и «Книга Пения».
Теория «Инь-Ян» является одной из опорных в китайской философии, поскольку она определяет динамику Вселенной и ритмическую смену фаз всех происходящих явлений. Согласно этой теории все существующие во Вселенной предметы и явления имеют два противоположных начала, которые неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга.
Китайские даосы изображали эти противоположные и взаимно дополняющие друг друга силы в виде особой мандалы, где эти аспекты имели белую и черную каплевидные формы, заключенные в круг. Черный цвет символизировал женское начало, а белый - мужское. Считается, что эти силы стремятся к союзу и в то же время они противоположны друг другу. Это единство и борьба противоположностей составляет суть закона переменных величин, где одни противоположности сменяются другими (день - ночь, лето - зима и пр.), что нашло свое отражение в «Книге Перемен». Ведь каждая противоположность имеет в себе зародыш другой противоположности и это обеспечивает их взаимную смену друг друга.
Данное учение лежит в основе всех циклов во вселенной. К тому же, как оказалось, смена противоположностей происходит не только в природе и космосе. Любые сферы деятельности человечества подчиняются определенным ритмам и циклам. Это полностью подтверждается работами академика А.Чижевского и его последователями. Так, история развития государств, их экономической и политической жизни имеет свои взлеты и падения, что нашло свое отражение в историометрических циклах.
Но и биоритмы самого человека имеют свои максимумы и минимумы. Подвержены определенным ритмам наше состояние и настроение, наша творческая и физическая работоспособность.
Таким образом, основы циклического взаимодействия противоположностей, заложенные в гексограммах «Книги Перемен» нашли свое отражение в астрологии, биоритмологии, гео- и гелиофизике, астрономии, биофизике и многих других науках, связанных с ритмами и циклами природы, космоса и человека, которые открывают нам еще один аспект взаимосвязи микро- и макрокосма. Эта взаимосвязь лежит в основе любого научного прогнозирования.
Не случайно одним из путей достижения бессмертия даосы считали уравновешивание между физическим и духовным аспектами, энергиями неба и земли, мужчины и женщины, добра и зла, света и тени. Ведь только наш ограниченный разум делит Мироздание на эти противоположности, но ни одна из них не может существовать без взаимодействия с другой. Вот почему в любой противоположности есть зародыш своего антипода.
Понятие об этом имели не только китайские даосы, но и американские индейцы, а также древние народы Северной Европы - потомки гипербореев, что нашло свое отражение в Шаманском Колесе Времени. Имели подобный символ и друиды. В Евангелии от Фомы Иисус явно указывает нам на этот принцип:
«...Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и покой».

В. И. Ленин называл этот закон ядром, сутью диалектики. Чем же объясняется такая исключительная роль этого закона? Прежде всего тем, что данный закон выражает самое главное, существенное в движении - его источник. Почему все движется, изменяется? Где источник движения? Все эти вопросы издавна волновали философов. Одни из них прямо считали, что источник движения - Бог; другие в том же, по сути, духе предполагали, что источник движения находится в каких-то скрытых нематериальных силах; третьи утверждали, что он находится в самой материи, в ее способности к самодвижению. Ленин в «Философских тетрадях» (фрагмент «К вопросу о диалектике»; 1914-1916) рассматривает две противоположные концепции развития, две точки зрения на вопрос об источнике движения и развития: метафизическую и диалектическую. Для метафизической концепции (Ленин называет ее «первой концепцией») характерным является рассмотрение развития как простого уменьшения или увеличения, повторения одних и тех же процессов. Для этой концепции, пишет Ленин, «остается в тени само движение, его двигательная сила, источник, его мотив (или сей источник переносится вовне - бог, субъект и т.д.)» . Диалектическая концепция (Ленин называет ее «второй концепцией») рассматривает развитие как переход количественных изменений в качественные, как скачки, перерывы непрерывности, постепенности, как борьбу противоположностей, поэтому в данной концепции «главное внимание устремляется именно на познание источника “само-движения”» . Но диалектическая концепция может быть как материалистической, так и идеалистической. Ведь философ-диалектик видит источник движения в борьбе противоположностей той реальности, которую он считает первичной. Например, идеалист Гегель считал, что источником развития является борьба идей, понятий и т.д., а материалист Маркс считал источником развития борьбу противоположностей в материальных процессах. Следовательно, при оценке концепции развития надо учитывать не только ее диалектический характер, но и исходный мировоззренческий принцип - материализм или идеализм. Объективные идеалисты, когда говорят о самодвижении реальных процессов, под этим «самодвижением» понимают развитие абсолютной идеи, мирового разума, мировой воли и т.д. С их точки зрения, материальные процессы не имеют никакого источника самодвижения, они являются лишь формами, ступенями саморазвития абсолютной идеи и т.д. Согласно диалектико-материалистической концепции развития источник движения находится в самой материи, в борьбе ее противоположных сторон и сил. Именно поэтому материя обладает свойством самодвижения и не нуждается ни в посторонних «первотолчках», ни в «абсолютном духе», ни в других сверхъестественных силах.

Но что такое противоположности , каким образом их борьба является импульсом самодвижения материального объекта? Для того чтобы борьба противоположностей выступала источником движения и развития, необходимо, чтобы эти противоположности составляли единство, были составными элементами чего-то целого. В единстве, в неразрывной связи могут находиться только те противоположности, которые имеют единую природу, единую основу возникновения и существования. Такие противоположности одна без другой не существуют, и каждая из них стремится не только устранить другую, по и вызывает ее к жизни, непрерывно порождает ее. Если уничтожается одна из таких противоположностей, то перестает существовать и другая противоположность; например, если прекращается ассимиляция (извлечение организмом из внешней среды питательных веществ), то прекращается и диссимиляция (расход этих веществ); если уничтожается буржуазия, то перестает существовать и пролетариат как класс наемных работников, ибо некому их нанимать. Итак, закон единства и борьбы противоположностей предполагает не всякие противоположности, а только диалектические , т.е. такие, которые имеют единую основу существования и которые поэтому друг без друга не существуют. Единство и борьба таких противоположностей и является источником движения, развития.

Единство противоположностей означает их нераздельность, взаимное сосуществование. Без этого условия не может быть ни противоречий, ни борьбы, ни, следовательно, движения. Единство противоположностей предполагает также и сходство («тождество», по выражению Ленина) противоположностей, возможность их перехода друг в друга, а это возможно только в том случае, если противоположности имеют одну и ту же природу, вырастают из одной основы. Борьба противоположностей означает, что взаимодействующие противоположности стремятся упразднить, «снять» друг друга и в то же время воспроизводят, создают друг друга. Без этого прекратится их взаимодействие, следовательно, перестанет существовать и то явление, сторонами которого являются эти противоположности. В прямом смысле «борьба противоположностей» применима лишь к общественным явлениям. В общественной жизни люди, группы, классы имеют определенные интересы, ставят перед собой соответствующие этим интересам цели и ведут борьбу за их осуществление, т.е. в обществе действительно развертывается борьба: борьба классов, борьба интересов, борьба нового со старым и т.д. В природе же сталкиваются слепые силы, поэтому по отношению к природе понятие «борьба» применяется в переносном смысле, как столкновение или взаимодействие противоположных сил, например притяжения и отталкивания в солнечной системе или в атоме.

Очевидно, что во взаимодействии противоположностей «единство» и «борьба» играют неодинаковую роль: единство противоположностей является условием для их борьбы, а борьба является источником движения и развития. Но чтобы борьба как источник развития привела к новому явлению, необходимо, чтобы внутренние противоречия, обострившиеся в ходе борьбы, были разрешены. Как это возможно? Как от единства противоположностей осуществляется переход к их борьбе и как противоречие разрешается? Ленин писал, что «единство (совпадение, тождество, равноденствие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение» . Это положение Ленина имеет исключительно важное методологическое значение для понимания механизма действия закона единства и борьбы противоположностей. Схематично этот механизм можно представить следующим образом. В том или ином явлении постепенно вызревают противоположности, между которыми устанавливается равновесие, их единство. Потом в ходе борьбы это единство нарушается, одна из противоположностей постепенно берет верх над другой, в результате противоречие между ними разрешается, приобретает новый вид, на этой основе возникает новое явление, в котором вызревают новые противоположности, устанавливается их равновесие и единство, которое потом снова нарушается, и т.д. Таким образом, единство противоположностей характеризует устойчивость явлений, борьба характеризует их изменчивость. Устойчивость временна, преходяща, а борьба, изменчивость постоянны.

Каждая сфера реальной действительности имеет свои специфические противоречия. Особенность противоречий в общественной жизни заключается в том, что они порождаются деятельностью людей, которые ставят перед собой определенные цели, вытекающие из их интересов, и стремятся их осуществить. В результате возникают противоречия между классами; противоречия внутри класса между различными его группами; противоречия между отдельными людьми и обществом; противоречия в сфере производства, политики, духовной жизни и т.д., причем эти противоречия, как правило, переплетаются между собой. В сложной сети общественных противоречий принято различать внутренние и внешние противоречия, главные и неглавные, основные и неосновные и т.д. Специфика борьбы и разрешения общественных противоречий обусловливает их разделение на антагонистические и неантагонистические противоречия.

Антагонистическими противоречиями принято считать те противоречия, которые разрешаются исключительно на основе уничтожения одной из противоположностей. До сих пор в качестве антагонистических противоречий рассматривались противоречия между социальными классами, занимающими противоположные места в системе общественного производства. В частности, антагонистическими были противоречия между рабами и рабовладельцами, крестьянами и феодалами, рабочими и буржуазией. Разрешение этих противоречий было связано с острой борьбой классов и завершалось революционным устранением существующего строя. Вместе с тем, на наш взгляд, безоговорочно, однозначно антагонистических противоречий нет. Да, между эксплуататорами и эксплуатируемыми существовали антагонистические, непримиримые отношения; и сегодня отношения между наемными рабочими и работодателями могут быть весьма острыми. Но в современных условиях под воздействием научно-технического прогресса и борьбы трудящихся положение изменилось: эксплуатация утратила свой прежний характер, капиталисты уже не могут безусловно присваивать всю произведенную рабочими прибавочную стоимость. Рабочие добиваются с большим успехом улучшения своего положения в результате поиска компромиссов, а отнюдь не на основе стремления уничтожить класс капиталистов. Надо, однако, видеть и то, что некоторые социальные противоречия могут менять свой характер и в противоположном направлении, т.е. развиваться от неантагонистических к антагонистическим. В частности, противоречия между этническими, национальными или религиозными группами по сути своей неантагонистические, однако в результате ухудшения социальной обстановки, ошибок политического руководства той или иной страны они могут чрезвычайно обостриться, перерастая в антагонистические.

  • Ленин, В. И. Поли. собр. соч. - Т. 29. - С. 194.
  • Там же.
  • Ленин, В. И. Поли. собр. соч. - Т. 29. - С. 317.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!