Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Рапира – привет из прошлого. Шпага: самое благородное холодное оружие Как называется рапира

В старину от мастерства фехтовальщика зависела его честь и жизнь. Сегодня оружие применяют только для спортивных поединков и даже иногда для фитнеса. Чтобы правильно применять его, следует ознакомиться с отличительными особенностями каждого из них. Укол является единственным способом атаки для таких видов, как шпага и рапира. Отличие сабли заключается в возможности наносить еще и удар. Это предполагает значительную разницу в технике фехтования. Каждому человеку подходит свой Поэтому перед началом посещения занятий, следует ознакомиться с принципами использования в поединке каждого вида.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.

Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании - «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

Шпага историческая

Шпага (от итал. spada) - производное от меча холодное Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Спортивная шпага

Современные шпага, рапира, сабля, отличия которых имеют значения для стиля фехтования, рассматриваются только как спортивное оружие.

Шпага имеет длину 110 см. Ее вес составляет 770 г и выше. Стальной клинок довольно гибок и имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главной особенностью спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

В спорте применение шпаги, рапиры или сабли предполагает отличные турниры для мужчин и женщин. Наконечник шпаги снабжается датчиком, который реагирует на давление в 550 г. Это регистрирует укол, который может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует его, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 с. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

Рапира историческая

Рапира и шпага, отличия которых были определены еще в 16 веке, значительно отличались от современного спортивного оружия.

Рапира (от исп. ropera) означает буквально «меч для одежды». Ее чаще применяли для ношения с гражданской одеждой, так как это был облегченный вариант оружия. Для рубки рапира подходит меньше, чем шпага. Однако в классическом варианте неспортивная разновидность имела лезвия.

Рапиры были популярны в 16 веке. В 17 столетии их вытеснили короткие шпаги, которые из-за этого стали весить меньше.

Длина исторической рапиры была до 130 см. Меньше чем метр был клинок, которым характеризовалась разновидность оружейная. Шпаги и рапиры весили больше, чем спортивные.

Спортивная рапира

Спортивные рапиры от шпаги отличаются своими параметрами. Так, сечение рапиры четырехгранное. Длина клинка составляет 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 500 г. Кисть защищает металлическая гарда диаметром 12 см.

Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, которая оснащена наконечником диаметром 6 мм.

У оружия, применяемого на соревнованиях, наконечник представляет собой подвижное электроконтактное устройство. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. При замыкании цепи сигнал подается по проводу, который идет по углублению грани от наконечника до гарды. Под гардой находится разъем, к которому вклеен провод.

Помимо основных параметров, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Спорт позволяет применять разные тактики и техники ведения боя. Именно рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Эта форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки.

Бой на рапирах

Фехтование на рапирах, саблях и шпагах предполагает организацию отдельных соревнований для мужчин и женщин. Давление рапиры для реагирования наконечника должна составлять 500 г. Уколы засчитываются, только если они были нанесены в металлизированную куртку.

II - рапира;

III - шпага.

Такое оружие, как рапира, шпага, сабля, отличия в спорте которых достаточно значительное, требует отдельного рассмотрения. Современное правило фехтования на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена перед началом ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда аппарат зарегистрировал нанесенный укол.

Также запрещается столкновение бойцов телами. Также бой останавливается, если один из участников окажется за спиной другого бойца. С применением в современном фехтовании видеоповторов стало возможным избежать ошибки арбитра при вынесении решения.

Историческая сабля

Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

Сабля является рубящим оружием, которое обладает Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

Спортивная сабля

Фехтование на шпагах, рапирах, саблях учитывает и сегодня те особенности ведения боя, для которых в старину применялся каждый вид. Поэтому спортивная сабля представляет собой рубяще-колющее оружие, клинком с трапециевидным сечением.

Длина стального лезвия достигает 105 см. Масса сабли равна 500 г. Гарда имеет специальную форму, которая защищает кисть бойца спереди и сверху, если тот направляет клинок вверх.

Удары позволяется наносить только в верхнюю часть туловища фехтовальщика, включая руки (до запястья) и маску. Удар и укол фиксируются аппаратом. Поражаемая поверхность защитной одежды имеет серебряную стружку, а маска контактирует с курткой.

Бой на саблях похож на фехтование на рапирах с правом приоритета при атаке. Отличие заключается только в типе удара. Они не колющие, а режущие. Бой при этом становится более динамичным.

Разновидности фехтования

Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.

Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.

Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.

Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

Шпага и рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

В нашем понимании шпага и рапира – это примерно одно и то же — острое оружие, которым наверняка непросто овладеть. Но, как лингвист, я вам скажу, что абсолютных синонимов среди существительных в русском языке не так много, как кажется. Обычно один и тот же предмет не именуется одинаково беспричинно. Разные наименования свидетельствуют либо о том, что предметы всё-таки отличаются, либо о том, например, что сосуществуют исконное русское и заимствованное название. Итак, отличие шпаги от рапиры – реальное или лингвистическое?

Слово «шпага » пришло к нам из романских языков, а «рапира » — из германских. Следовательно, языковое отличие между ними уже на лицо. Вообще, шпага это вид холодного оружия, который произошёл от меча. Рапира как вид холодного оружия, а именно разновидность шпаги, возникла позднее, когда возникла потребность в использовании шпаг не в военных целях, а в спортивных и символических. Рапира была наиболее распространена в 1700х годах, а классическая шпага – до этого. Обычная шпага тяжелее рапиры, и длиннее, а укороченная шпага – легче. К тому же, отличием шпаги от рапиры является то, что шпага может считаться рубящим оружием, а рапира утратила это качество. Гарда (то есть часть рукояти, непосредственно примыкающая к руке) шпаги более сложна и проработана, что технически хорошо для тех, кто учится ей овладевать.

Шпага

Выводы сайт

  1. Шпага является колюще-рубящим оружием, а рапира только колющим.
  2. Рапира появилась позже и является разновидностью шпаги.
  3. Рапира имеет более широкую сферу распространения, чем шпага.
  4. Гарды рапиры и шпаги отличаются.
  5. Обычно рапира легче шпаги.

Первые ножи были созданы древними, чтобы разделывать туши убитых животных. Увы, человек быстро понял: нож прекрасно режет не только туши, но и других людей. Так зародились клинки, мечи и прочие оружия убийства.

Ещё римляне понимали, что укол нанесет больше урона, чем рубка, но с приходом латных, кольчужных и ламеллярных доспехов уколы уступили место рубке и вернули свои позиции лишь с приходом бездоспешного Ренессанса. Ведущим игроком в области колющих оружий стала рапира. А её колющая часть, при соприкосновении с телом, обычно оставляла глубокие и смертельные ранения, а иногда даже протыкала соперника насквозь.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» .

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Материал и техника изготовления

Рапира делится на несколько частей: эфес и клинок. Эфес, он же «ручка» рапиры, самая изящная часть оружия. Состоит из гарды, навершия и рукояти.

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создаёт необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Примечательно: на некоторых клинках противовес имеет конусовидную форму.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

Рукоять, как у большинства представителей клинкового оружия, имеет рифлёную поверхность, во избежание излишнего скольжения руки. Имеет длину порядка 10-15 см. Клинок, в свою очередь, тоже делится на три части: сильная часть, слабая часть, остриё.


Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

Ей можно было наносить рубящие удары и порезы, но с силой все равно надо было осторожничать, чтобы не поломать оружие. Как правило, центр удара находился именно здесь, за 10-20 см от острия. Центр удара – часть лезвия, первой вступающая в контакт с объектом поражения.

Остриё – часть клинка, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому обладает заточкой. Нередко ломается при сильном ударе, но способно проткнуть человека насквозь. По крайней мере, мастера-оружейники не советовали наносить мощные удары остриём, во избежание поломки оружия.


Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

Изготовить меч или даже хороший нож – целая наука. Необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапиру, как другие клинки, изготавливали посредством наслоения металла.


Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жёсткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнётся… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Исторический путь оружия

Как только дворяне узнали, что парадное оружие хорошо играет роль боевого, то сей чудный агрегат быстро перевели в этот стан. На новом месте клинок провёл около 300 лет, а потом уступил место саблям и коротким шпагам.


Новую жизнь рапира получила в 1896 году вместе с проведением I Олимпийских игр. Фехтование на рапирах было представлено в качестве отдельной номинации, сохранившейся до сегодняшнего времени. Забавно, что спортсмены отличались удивительнейшим бесстрашием – бои велись без особой защиты или брони.

В XXI веке область применения клинков расширилась, по сравнению с XX веком. Это спортивное и историческое фехтование – участие в исторических реконструкциях, частное коллекционирование, и музейные экспонаты. Логично, что старые образцы оружия находятся в музеях и частных коллекциях, а клинки новой ковки применяют в «истфехте» и «спортфехте».

Особенности клинков «истфехта» – отсутствие заточки и ограничение на травмоопасные и приводящие к летальному исходу приёмы.

Особенности клинков «спортфехта» – гибкость, пуговка вместо острия. Причины всё те же, вот только во втором варианте используется защита из облегчённого кевлара и облегчённое оружие, а в первом – костюмы эпохи и сходные по массе клинки.

Синий, красный, голубой – выбирай любой

Оружейная эволюция развила «шампур» в несколько подвидов:

  • для «истфехта» и «спортфехта»;
  • боевые с кольцевой гардой;
  • типа «паппенхаймер»;
  • с чашеобразной гардой;
  • дуэльные рапиры;
  • прочие разновидности.

Из боевых клинков самыми популярными и известными стали модели с кольцевой гардой. Именно кольцевая гарда сформировала облик рапиры в массовой культуре. Изящная форма гарды дает возможность, при определенной выучке и опыте, поймать клинок противника. Модификация имеет второе название – рапира со стреловидным эфесом.


Эфесы типа «паппенхаймер» обладают защитой от укола кисти, но не всей руки, типаж является современником короля Людовика XIII. Эфесы с чашеобразной гардой почти до конца защищают руку от укола. Этот типаж можно считать апогеем развития рапиры. Но популярность рапир к тому времени сохранилась лишь в Испании.

Оставшаяся дуэльная рапира практически неотличима от шпаги – короткое колющее оружие, предназначенное для легального выяснения отношений между людьми в спортивных поединках.

Оружие оставило наследие в истории. Это и появление клинка в многочисленных видеоиграх, школы фехтования на рапирах и олимпийская дисциплина, аббревиатура для языка программирования «РАПИРА», советское орудие МТ-12 «Рапира» и британская ЗРК «Rapier» и негласное звание национального испанского оружия, прошедшего пятисотлетний путь.

Видео

Захватывающий спорт

Фехтование – это целый мир, большой и интересный. Входя в него, понимаешь, что полностью поглощен им и уже не можешь с ним расстаться – и ты остаешься с ним навсегда.

Его считают искусством, спортом, военной наукой, методикой воспитания. Среди остальных видов спорта он выделяется своей эстетикой, богатством истории, уходящей в глубины тысячелетий и романтизмом .

Фехтование – это навыки по нанесения уколов, в определенные моменты боя, с помощью атак и защит, пользуясь своим интеллектом. Поединок здесь сходен со сражением: в нем есть разведка, маневрирование и маскировка, оборона и наступление.

Оружие

Сегодня в спортивном фехтовании применяется три вида оружия – шпага, сабля, рапира. Различаются они правилами судейства и площадью поверхности поражения, варианты которой можно увидеть ниже:

Оружие состоит из рукоятки и гайки, гарды и мягкой прокладки, а также клинка с наконечником.
Клинок рапиры обладает четырехгранным сечением и утончен к концу, длина его до 90 см, диаметр гарды 9,5-12 см. Её длинна в сборе не превышает 110 см, а вес не более 500 г.

Рапира является колющим оружием. В отличии от любого другого вида оружия, площадь поражения рапириста самая маленькая — шея и туловище. В правилах фехтования есть приоритет, он же «тактическая правота». Для нанесения укола нужно иметь приоритет. К примеру, спортсмен получил приоритет в атаке. Его противник, сперва, должен взять защиту и только потом у него появляется приоритет для нанесения ответного укола сопернику. Если атаки выполнены одновременно – попадания обоих соперников не засчитываются.

Шпага – также колющее спортивное орудие. У шпаги клинок массивнее чем у рапиры и имеет уже трехгранное сечение. Суммарная длина шпаги не превышает 110 см, а вес 770 г. Гарда имеет диаметр 13,5 см.

Шпажисты имеют самую большую площадь поражения для атак: практически вся площадь тела от головы до пят – голова, руки, ноги, туловище. В бою на шпагах нет фактора тактической правоты, то есть два одновременно нанесенных укола засчитываются обоим противникам.

Сабля характеризуется трехгранным клинком, длиной до 88 см. Максимальная длина у сабли достигает 105 см, а вес до 500 г.

Правила

Саблистам разрешено наносить не только уколы, но и рубящие удары. Поверхностью поражения являются туловище до линии пояса, голова и руки. В фехтовании на саблях, также, решающий фактор для присуждения попадания это «тактическая правота».

Сегодня фехтовальный бой проводится с помощью электронного оборудования, фиксирующего попадания. Аппарат показывает попадание в соперника, с помощью световой сигнализации (загораются лампы разного цвета). Во время попадания в противника, на аппарате загорается свет с его стороны. При фехтовании на саблях и рапирах засчитываются только уколы, попавшие в поверхность поражения. О засчитанных попаданиях сигнализируют лампы — зеленая и красная, а не засчитанные – белая. Одновременный сигнал белого и цветного индикатора обозначает нанесение первым недействительного попадания, в этом случае следующее за ним действительное попадание не будет засчитано.

Настоящую рапиру можно назвать одноручным колющим оружием. Оно имеет длинный, узкий, жесткий, почти без лезвия клинок, объемный в сечении и сужающийся к острию. Острие очень тонкое и острое. Рапиры отличаются одна от другой по длине и ширине клинков и, особенно, по внешнему виду эфесов. Рапиры являются тонким, легким, сбалансированным колющим оружием, предназначенным для поединков с соперниками, не защищенными с помощью брони.

Рапира: терминология

В самой разнообразной исторической литературе об оружии можно найти различные описания рапир. В терминологии, рапиры определялись как мечи, обладающие узкими рубяще-колющими клинками, плохо приспособленными для рубяще-режущих ударов. Ими пользовались представители военных и горожане. В итоге, рапирами стало называться оружие, обладающее длинными колющими клинками без лезвий.

Рапиры обладают самыми разнообразными формами и размерами, а также и общими чертами: тонкими и жесткими, негнущимися клинками, предназначенными только для колющих ударов.

Рапиры в XVI столетии

Рапиры изменялись и адаптировались к новой обстановке. Их можно условно назвать «ранними» ― с широкими и плоскими по сечению клинками, и «поздними» или «настоящими» ― с более узкими и объемных по сечению. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (характерные для XV столетия), сегодня также будут считаться разновидностями рапир, преимущественно из-за эфесов, напоминающих эфесы рапир конца XVI столетия.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Происхождение названия рапира

Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы - Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки.

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись рапиры

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

Фехтование на рапирах в бою

Рапирами пользовались вовсе не таким образом, как в наши дни это показывается в кинофильмах типа «Трех мушкетеров» или «Маски Зорро». В попкультуре фехтовальные бои нередко изображаются не совсем верно. В действительности рапирами не пользовались для частого нанесения уколов или их отражения, как делают современные спортсмены-фехтовальщики, и тем более не для перерезания веревок, кожаных ремней или вырезаний символов. Это все киновыдумки и спецэффекты.

Удар рапирой мог быть как грубым и жестким, так и весьма осторожным и точным. От уколов чаще уворачивались, чем отражали их. Однако, когда защиту приходилось блокировать, тогда клинок неприятеля отводился в бок, а после этого следовал переход в контратаку.

Эффективность рапир в бою

Рапиры обладают уникальной способностью проводить невероятные, непредсказуемые и стремительные атаки. Кроме того, рапирами могли наносить точные, стремительные хлесткие уколы в район лица, горла, глаз и зубов. А главным образом по рукам для отвлечения, провоцирования и изматывания неприятеля.

Стремительные выпады рапирами с учетом их проникающей силы были смертельными. Простые колотые раны на глубину в несколько сантиметров могли незамедлительно привести к кончине. Следует знать, что с колотыми ранами невозможно было долго прожить, ведь они не затягивались. Однако это не всегда приводило к немедленной кончине. Когда не было проколото сердце или черепная коробка, воин мог еще жить какое-то время и даже победить в бою. Все же позднее он погибал от потери крови и болевого шока.

Летописцы прошедших времен нередко жаловались, что рапирами практически невозможно было нанести один единственный решающий и летальный удар. Они утверждали, что люди вполне могли устоять после получения нескольких уколов рапирой. Судя по историческим записям поединков с применением рапир, так оно и было. Тем не менее, в первоисточниках имеется немалое число примеров, в которых описывается моментальная кончина людей от быстрых и точных уколов.

Невзирая на исключительность, технические приемы фехтования на рапирах все еще опирались на проверенные принципы. Это были тщательность в контроле дистанции, расчетливость, и, естественно неплохое владение самим оружием. Опытные бойцы, действующие с этих позиций, будут успешны в противоборстве широким мечам. Главное отличие не в оружии, а в том, кто, как и где его использовал.

Удерживание рапир фехтовальщиками

Рапиры всегда балансировались и держались в руке так, чтобы контролировалось острие для нанесения точного укола. Ррукоятки к рапирам изготавливались так, чтобы уколы путем выпрямлением плеча делались намного удобнее. Первоначальные варианты хвата позволяли с легкостью извлекать рапиру из ножен, вынув руку вверх.

В эти моменты большие пальцы лежали посредине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват указательным пальцем крестовины. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Вследствие этого клинки оставались жесткими и прочными, и одновременно легкими и тонкими. И их закаливали особым образом, для придания им дополнительной прочности, с сохранностью необходимой степени гибкости. Тогда как у современных рапир наблюдается излишняя гибкость.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!