Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Путин не ставит на «Армату. Почему «Армата» не пошла в войска? Т 14 принят на вооружение или нет

В 2015 году на военном параде в Москве, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, широкой публике была представлена новейшая российская разработка - танк Т-14 «Армата», которая должна кардинальным образом повлиять на оснащенность сухопутных армий России и определить концепцию их применения на ближайшие десятилетия. Этот танк, позиционирующийся как танк 4-го поколения, вызвал большой интерес как у нас в стране, так и во всем мире. В этой статье мы рассмотрим историю и предпосылки создания танка «Армата», его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях.

История и предпосылки создания нового танка «Армата»

Другой путь

На рубеже 2000-х годов в России разрабатывалось 2 проекта перспективного основного боевого танка, которые должны были бы стать заменой нынешнему российскому ОБТ - Т-90. Один из них - «Объект 460» или (см. фото выше) - был разработкой Омского конструкторского бюро. Он имел удлиненную модифицированную ходовую от танка Т-80У, в которой к шести каткам был добавлен еще один, а также зауженную башню новой конструкции, вооруженной уже зарекомендовавшей себя стандартной гладкоствольной 125 мм пушкой. Предполагалось, что масса танка будет порядка 48 тонн, а оснащаться он будет 1500-сильным газотурбинным двигателем, что давало бы ему удельную мощность более 30 л.с./т и делало одним из самых динамичных танков в мире.

Второй проект - «Объект 195» или (см. фото ниже) - был разработкой Уральского конструкторского бюро и корпорации «Уралвагонзавод». Это был «убертанк» для своего времени, в котором также на семикатковое шасси устанавливалась необитаемая (безэкипажная) башня, вооруженная грозным 152 мм гладкоствольным орудием. Экипаж танка (всего из 2-х человек) размещался в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса. Вес танка был не маленьким - около 55 тонн, и его предполагалось оснастить дизельным двигателем мощностью 1650 л.с., что также давало бы ему неплохие динамические характеристики.

Предполагалось, что кинетическая энергия снаряда, выпущенного из 152 мм гладкоствольного орудия «Объекта 195», так велика, что в случае попадания в башню танка противника попросту ее отрывала.

Но в 2009-2010 годах оба проекта пришлось свернуть по нескольким причинам. Во-первых, разработка обоих танков велась не слишком активно и за время проектирования и испытаний (а это порядка 15-20 лет) они просто морально устарели. Во-вторых, переход на использование таких супертанков как Т-95 - достаточно дорогих и ресурсоемких в производстве - это был бы в какой-то мере переход на немецкий путь развития танкостроения времен Второй Мировой войны, т.е. абсолютно не оправдавший себя «путь королевских тигров и маусов». Нам же нужен был танк универсальный, массовый, с лучшем соотношением цены и качества, как знаменитая наша Т-34. Ну и, в-третьих, оба эти танка не совсем соответствовали концепции сетецентрической войны.

Концепция сетецентрической войны

Сетецентрическая война - это современная военная доктрина, ориентированная на увеличение боевой эффективности различных военных соединений, участвующих в вооруженных конфликтах или современных войнах, за счет объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть и как следствие достижения инфокоммуникационного превосходства над противником.

Т.е. получается, что за счет объединения и практически мгновенной коммуникации средств управления, разведывательных средств, а также средств уничтожения и подавления, достигается более ускоренное управление силами и средствами, повышение эффективности поражения сил противника и живучести своих собственных войск, а каждый участник боевых действий получает полную и своевременную информацию о реальной боевой обстановке.

Танковые соединения также должны быть адаптированы к современным реалиям сетецентрической войны, для этого сами танки должны иметь возможность подключаться к единой информационной сети и уметь практически мгновенно передавать в нее информацию, получаемую танком извне за счет своих собственных «обзорных» модулей. По сути это практически одно из требований к танкам нового 4-го поколения.

Танк 4-го поколения

«Объект 195» в представлении художника.

Классификация танков по поколениям на самом деле не официальна, очень условна и выглядит примерно так:

К первому поколению относятся танки 1950-1960 годов, такие как советские т-44 и т-54, немецкая «Пантера», английский «Центурион» и американский «Першинг».

Второе поколение связывают с появлением так называемых основных боевых танков (ОБТ). К нему относят танки 1960-1980 годов, такие как советский Т-62, американский М-60, английский «Чифтен», немецкий «Леопард» и французский АМХ-30.

К третьему поколению относят последние современные танки, такие как советский Т-80 и российский Т-90, американский «Абрамс», французский «Леклерк», английский «Челленджер», украинский «Оплот», южнокорейская «Черная Пантера», израильская «Меркава», итальянский «Ариете» и немецкий «Леопард-2».

Понятное дело, что более поздние поколения танков отличались более прочной броней, более совершенной защитой и более грозным вооружением. Это относится и к 4-му поколению танков, появление которых уже давно назрело. Но кроме этого, как уже говорилось выше, танки 4-го поколения должны быть максимально приспособлены к сетецентрической войне, а также по возможности соответствовать еще ряду требований:

— иметь необитаемую башню и автомат заряжания;
— экипаж должен быть изолирован в бронекапсуле;
— танк должен быть частично роботизирован.

Кстати, полностью роботизированный безэкипажный танк можно считать танком 5-го поколения.

Примерно с таким списком требований подошли к разработке нового танка наши конструкторы, когда в 2010 году после свертывания проектов «Объект 195» и «Объект 640» они получили задание в максимально сжатые сроки спроектировать танк нового поколения.

Платформа «Армата»

Заказ на проектировку, испытания и производство нового танка получила государственная корпорация «УралВагонЗавод», расположенная в Нижнем Тагиле и занимающаяся разработкой и производством различной военной техники. При разработке нового танка в Уральском Конструкторском Бюро, привязанном к «УралВагонЗаводу», активно использовались уже готовые перспективные наработки по разрабатывавшемуся уже здесь «Объекту 195», а также по проекту Омского конструкторского бюро - «Объекту 640». Оба закрытых проекта в немалой мере помогли нашим конструкторам достаточно быстро справиться с поставленной задачей.

Но самое главное это то, что в этот раз наши конструкторы (а также наше военное руководство) видело проблему постройки нового танка более широко, и было решено разработать не просто танк 4-го поколения, а универсальную платформу на гусеничном ходу, которая бы могла применяться для конструирования самой разнообразной военной техники, что решало бы описанную выше проблему универсальности, массовости и соотношения цены и качества.

Таким образом «Уралвагонзаводом» была спроектирована и реализована так называемая унифицированная боевая тяжелая гусеничная платформата «Армата», на основе которой предполагается создание порядка 30 самых разных наименований военной техники . Причем общими для них будет не только платформа, но и общая система управления боем, общая система связи, общая система активной защиты и многие другие узлы и модули.

Универсальная тяжелая боевая платформа «Армата» имеет три варианта компоновки двигателя: спереди, сзади и посередине . Это позволяет использовать платформу для конструирования практически любых видов военной техники. Для танка, например, используют заднее размещение двигателя, а вот для БМП - наоборот переднее.

На данный момент наша оборонка уже получила первые единицы техники на основе новой платформы - это бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16 (пока только в качестве проекта), и конечно же основной боевой, который мы уже могли лицезреть на параде Победы в Москве.

Танк Т-14 - это новейший российский танк 4-го поколения на универсальной боевой тяжелой гусенечной платформе «Армата». Индекс «14» танк получил как обычно по году реализации проекта - 2014. На стадии проекта танк имел обозначение «Объект 148».

Считается, что танк Т-14 «Армата» - это первый в мире танк 4-го поколения, первый танк в рамках концепции сетецентрической войны и что он вообще не имеет аналогов. В общем, по оценкам многих наших и зарубежных специалистов на сегодняшний день «Армата» - это лучший в мире танк.

Для начала давайте вкратце посмотрим, что же представляет из себя этот новый танк «Армата», какие конструктивные решения воплотили в нем наши инженеры-конструкторы, какими главными особенностями он обладает:

Главные особенности танка Т-14 «Армата»

— Танк обладает необитаемой башней. На ней установлена уже зарекомендовавшее себя дистанционно управляемое 125 мм гладкоствольное орудие с автоматом заряжания.

— Конструкция танка позволяет установить на него 152 мм орудие, уже испытанное на «Объекте 195».

— Экипаж танка располагается в изолированной бронекапсуле, выдерживающей прямое попадание всех существующих современных противотанковых снарядов.

— Бронекапсула с экипажем надежно отделена от боекомплекта и топливных баков.

— Активная подвеска позволит танку вести точную прицельную стрельбу на скорости до 40-50 км/ч.

— Предполагается, что активная подвеска позволит танку двигаться со скоростью до 90 км/ч не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

— Используемый в танке новый вид комбинированной многослойной брони на 15% прочее, чем использовавшаяся в отечественных танках 3-го поколения. Эквивалент толщины брони - около 1000 мм.

— Все модули танка контролируются новейшей танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая в случае обнаружения какой-либо неисправности оповещает об этом экипаж соответствующим голосовым сообщением.

— В радиолокационном комплексе «Арматы» используются радары с активной фазированной решеткой, способные вести на расстоянии до 100 км порядка 40 наземных и 25 воздушных целей.

— В случае обнаружения летящего в танк снаряда комплекс активной защиты «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы встретить его более мощной лобовой броней и быть готовым нанести встречный удар по противнику, выпустившему этот снаряд.

— Дальность поражения 125 мм орудия - до 7000 м, в то время как у лучших западных образцов этот параметр составляет 5000 м.

— В танке «Армата» применено большое количество эффективных стелс-технологий, которые делают его практически невидимым или же трудноопределимым для многих видов вооружений.

ТТХ танка Т-14 «Армата»

Инфографика и распложение модулей в танке Т-14

Хорошая инфографика танка Т-14 с расположением модулей была сделана агенством «РИА Новости»:

Видео-обзор «Многоцелевой танк Т-14 на гусеничной платформе Армата»

К 80-летию «Уралвагонзавода» был выпущен интересный мини-видео-обзор о танке Т-14 «Армата»:

Радиолокационный комплекс

Т-14 - первый танк в мире, на котором используется радиолокационный радар на активной фазированной антенной решётке (АФАР-радары). Радары такого же типа ставят на новые российские многоцелевые истребители пятого поколения Т-50, которые должны прийти на смену СУ-27. В отличие от радаров с пассивной решеткой АФАР-радары состоят из большого числа независимо регулируемых активных модулей, чем значительно повышается следящая способность и надежность, так как в случае выхода из строя одного из модулей радара мы получим лишь незначительное искажение «картинки». Правда и стоимость таких радаров несколько выше.

В «Армате» используется 4 панели АФАР-радаров, расположенные по периметру башни (см. фото выше). Они защищены пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами, но, тем не менее, легко могут быть заменены в полевых условиях (на фото видны пластиковые петли для извлечения панелей радаров).

Радиолокационный комплекс танка Т-14 может одновременно отслеживать до 40 наземных движущихся и до 25 воздушных аэродинамических целей, что делает его одним из ключевых элементов на поле боя в рамках концепции сетецентрической войны. Дистанция ведения целей - до 100 км.

Если же в целях маскировки основной обзорный радар танка выключен, то на близкой дистанции его заменяют два радара сверхбыстрой реакции, которые также используются для срабатывания разрушающих элементов активной защиты против выпущенных по танку снарядов.

Комплексы обнаружения целей в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне

На башне Т-14 на одной оси с пулеметной установкой установлен панорамный прицел, служащий для определения координат целей, полученных различными обзорными модулями, при этом вращается он на 360 градусов не зависимо от пулемета.

Панорамный прицел включает в себя камеру в видимом диапазоне, камеру в инфракрасном диапазоне и лазерный дальномер. При захвате каждой новой цели радаром панорамный прицел автоматически поворачивается в ее сторону для определения точных ее координат. Полученная информация выводится на мониторы экипажа танка в виде тактической карты с координатами зафиксированных целей, причем в случае надобности можно нажатием пальца по изображению на сенсорном экране уточнить координаты той или иной цели.

Помимо панорамного прицела танк Т-14 оборудован шестью автономными камерами высокой четкости, которые позволяют экипажу следить за обстановкой вокруг танка по всему периметру. Эти камеры позволяют танкистам получать оценивать обстановку при выключенном радаре и в условиях ведения противником радио-электронной борьбы, а также фиксируют лазерные указки, направленные на танк.

Кроме того, эти HD-камеры могут видеть сквозь дымовую завесу (в инфракрасном спектре), давая значительное преимущество «Армате», использующей данный вид маскировки. При этом приводится следующий пример:

При окружении танка Т-14 пехотой противника он может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для вражеских гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным инфракрасных HD-камер.

Комплекс активной защиты «Афганит»

И радиолокационный комплекс из 4-х АФАР-радаров и 2-х высокоскоростных радаров, и инфракрасные HD-камеры входят в состав комплекса активной защиты танка, которая служит не только для разведки целей, но и для своевременного обнаружения угроз для танка и их ликвидации. Вот какими особенностями обладает устанавливаемый на «Армату» комплекс активной защиты «Афганит»:

— При выявлении подлетающего в сторону танка вражеского снаряда «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы с одной стороны встретить его более мощной броней, а с другой стороны - чтобы быть готовым нанести встречный удар по объекту, выпустившему этот снаряд.

— При выявлении подлетающих к танку снарядов «Афганит» автоматически управляет пулеметной установкой для их уничтожения.

— В случае необходимости повышенной маскировки «Афганит» может действовать в пассивном режиме с выключенным радаром, ориентируясь на данные HD-камер.

— «Афганит» безопасен для своей пехоты, находящейся вблизи танка, так как для противодействия ракетам противника использует в большей степени средства радио-электронной борьбы и дымометаллических завес.

— Кроме того по последним данным «Афганит» успешно противостоит современным бронебойным снарядам с сердечниками.

Комплекс активной защиты «Афганит» способен поражать снаряды, подлетающие к танку со скоростью до 1700 м/с. Но нашими конструкторами уже разрабатывается новая активная защита - «Заслон», которая сможет перехватывать снаряды, подлетающие со скоростью до 3000 м/с.

Комплекс динамической защиты «Малахит»

На танке Т-14 установлен также и комплекс динамической защиты «Малахит». Вот какими особенностями он обладает:

— «Малахит» успешно противостоит не только различным кумулятивным снарядам, но и способен разрушать новейшие натовские подкалиберные снаряды, которые были специально сконструированы для пробивания таких предшествующих «Малахиту» динамических защит, как «Реликт» и «Контакт-5».

— «Малахит» значительно лучше противостоит самым передовым противотанковым ракетным комплексам (ПТРК).

— За счет снижения количества взрывчатого вещества в динамической защите «Малахит» практически исключен вариант поражения собственной пехоты и повреждения обзорных приборов танка.

Вооружение танка Т-14

Система управления огнем танка Т-14 связана с комплексом активной защиты «Афганит» и его радио-оптическими модулями. С их помощью производится наведение вооружения танка на обнаруженные цели. Кроме того, при прицеливании используются данные, поступающие со следующих датчиков:

— гироскопические датчики угловой ориентации танка в пространстве;
— датчик температуры и влажности воздуха;
— датчик направления и скорости ветра;
— датчиком изгиба ствола от нагрева.

Свои же собственные координаты танк получает с помощью спутниковой системы GLONASS.

Как мы уже писали выше, танк Т-14 может оснащаться как стандартным 125 мм орудием, так и 152 мм пушкой. В стандартной комплектации на «Армату» ставят уже зарекомендовавшее себя 125 мм гладкоствольное орудие 2А82-1C, которое обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучший образцы западных устанавливаемых на танки орудий.

Также следует отметить, что дальность поражения из этого орудия составляет около 7000 м, что превышает показатели зарубежных танковых орудий у большей части которых дальность поражения не превышает 5000 м. Это опять же дает «Армате» значительное преимущество - именно нашему танку будет принадлежать право «длинной руки», т.е. он сможет расстреливать танки противника, даже не сближаясь с ними на их дальность поражения.

Кроме того, орудие 2A82 имеет возможность стрелять боеприпасами до 1 метра длиной (например, такими как подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества «Вакуум-1»). На Т-14 устанавливается автомат заряжания на 32 снаряда, за счет чего достигается скорострельность в 10-12 выстрелов в минуту.

На некоторую часть танков «Армата» собираются ставить 152 мм орудие 2A83, у которого бронебойность подкалиберных снарядов больше 1000 мм, а их скорость составляет 2000 м/с, что не оставляет никаких шансов всем известным современным танкам. Кроме того, как заявляют руководители корпорации «Уралвагонзавод», кинетическая энергия снаряда 152 мм орудия такова, что чаще будет просто отрывать башню поражаемого вражеского танка.

Оба орудия позволяют использовать свой ствол для запуска управляемых ракет. Предполагается, что для 152 мм орудия могут использоваться ракеты с бронебойностью до 1500 мм и дальностью действия до 10000 м, которые могут поражать как наземные, так и воздушные цели.

Часть экспертов при этом указывают на возможность использования на вооруженных 152 мм орудием танках Т-14 управляемых активно-реактивных снарядов с дальностью действия до 30 км, что превращает такую «Армату» в танк огневой поддержки с использование как против вражеской пехоты, так и против сильно защищённых объектов противника.

Из пулеметного вооружения на «Армату» ставится крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт «Корд», управляемый экипажем дистанционно и входящий в комплекс активной защиты «Афганит», а также 7,62 мм пулемёт Калашникова, спаренный с танковым орудием. Причем для перезарядки «Корда» имеется специальная автоматизированная система, не требующая участия членов экипажа.

Бронирование танка Т-14

Как мы указывали выше, одной из главных особенностей танка «Армата» является наличие специальной изолированной бронекапсулы, отделенной от остальной части танка бронированными перегородками и служащей для размещения в ней всего экипажа с компьютерами управления. Кроме того, бронекапсула защищает от оружия массового поражения и имеет систему кондиционирования и систему пожаротушения. Все это значительно повышает и живучесть экипажа, и живучесть самого танка. Заявляется, что максимальная длительность непрерывного пребывания экипажа в бронекапсуле составляет около 3 суток.

При производстве танков «Армата» используется новый вид бронестали с керамическими вставками, которая имеет повышенную бронестойкость. Это позволило при той же толщине брони добиться меньшей массы танка, а соответственно лучшей динамики. Тем не менее ожидается, что в фронтальной проекции Т-14 имеет эквивалент брони более 1000 мм против подкалиберных снарядов и около 1300 мм против кумулятивных снарядов. Это делает танк устойчивым к попаданию в лоб любых современных боеприпасов и способным противостоять таким грозным противотанковым средствам, как американский тяжёлый и американский переносной .

Башня Т-14

Устройство башни является засекреченной информацией, тем не менее, предполагается, что она состоит из внешнего противоосколочного кожуха, под которым скрывается основная броня башни. Противоосколочный кожух при этом выполняет несколько функций :

— защита приборов танка от осколков, фугасных снарядов и пулевых пробитий;
— снижение радиозаметности для противодействия ПТУР с радиолокационным наведением;
— экранирование внешних электронных полей, что делает приборы башни устойчивым к разного рода магнитным импульсам.

Ниже представлено видео с возможным устройством башни танка Т-14:

Стелс-технологии

Еще одной значительной особенностью Т-14 является использование различных стелс-технологий, которые кардинальным образом снижают заметность танка инфракрасном, радиолокационном и магнитном спектрах наблюдения. Вот какие стелс-средства применены в «Армате»:

— уникальное GALS-покрытие, способствующее отражению широкого диапазона волн и защищающего танк от перегрева на солнце;

— плоские отражающие грани корпуса, снижающие заметность танка в радиодиапазоне;

— система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, снижающие заметность танка в инфракрасном диапазоне;

— теплоизоляция на внутренней стороне корпуса, также снижающая заметность Т-14 в ИК-диапазоне;

— тепловые ловушки, искажеющие «сигнатуру» (визуального образа танка) в инфракрасном диапазоне;

— искажение собственного магнитного поля, затрудняющее определение местонахождения танка для магнитометрического оружия.

Все это вызывает значительные затруднения у противника при обнаружении «Арматы», при определении ее координат и вообще при идентификации его как танка.

Многие эксперты считают, что Т-14 «Армата» - это первый в мире стелс-танк.

Двигатель

Танк Т-14 оснащается многотопливным 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом (12Н360), который был спроектирован в Челябинске и производится там же - на Челябинском тракторном заводом. Двигатель имеет переключающуюся мощность с 1200 до 1500 л.с., но на серийной технике предполагается установка двигателя с максимальной мощностью в 1800 л.с. Это обеспечит танку отличные динамические характеристики - так максимальная скорость по шоссе будет достигать 90 км/ч. К тому же этот четырехтактный двигатель намного экономичней старых двухтактных, за счет чего обеспечивается дальность хода без дозаправки в 500 км.

Коробка на Т-14 автоматическая роботизированная с возможностью переключения на ручное управление.

Также следует отметить, что выхлопные газы выводятся через трубы, проходящие через дополнительные топливные баки. Это обеспечивает их дополнительно охлаждение и в конечном итоге снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Сами баки прикрыты бронелистами и противокумулятивными экранами, а от возгорания они защищены открытоячеистым наполнителем.

Двигатель и трансмиссия объединены в отдельный модуль, что позволяет произвести замену вышедшего из строя силового блока менее чем за час.

Активная подвеска

Если раньше на российских танках применялась 6-катковая ходовая, то у платформы «Армата» она 7-катковая, что позволяет строить на ее базе технику с максимальной массой до 60 тонн. Поэтому у танка Т-14 остается огромный потенциал для всякого рода модернизаций.

Используемая в танке Т-14 подвеска - активная, то есть она способна по датчикам определять неровности под гусеницами и автоматически регулировать высоту катков. Эта особенность не только повышает скорость танка по пересеченной местности, но и значительно (примерно в 1.5 - 2.0 раза) повышает точность прицеливания в движении. Высокоточная стрельба во время быстрого перемещения по полю боя - это еще одно неоспоримое преимущество «Арматы» при возможно «встрече» с такими довольно вероятными противниками как или , в которых до сих пор используется неуправляемая гидропневматическая подвеска, разработанная больше 30 лет назад.

Танковая информационно-управляющая система

На «Армату» устанавливается одна из лучших танковых информационно-управляющих систем (ТИУС), которая в режиме реального времени ведет контроль над всеми модулями танка и автоматически проверяет их на предмет неисправности. В случае же выявления каких-либо неполадок ТИУС-система в голосовом режиме информирует об этом экипаж и дает рекомендации по их устранению.

Заказ «оборонки»

На параде в Москве в 2015 году публике были представлены Т-14 из первой опытно-промышленной партии (в 20 танков). Серийное производство «Арматы» начато в 2016 году и к его концу намечено выпустить еще около 100 машин, которые будут активно использоваться в разного рода испытаниях и учениях для выявления недостатков и определения необходимых улучшений.

Всего же к 2020 году планируется ввести в строй 2300 танков Т-14 «Армата». Именно так государственный заказ был представлен Министерством Обороны РФ госкорпорации «Уралвагонзавод». Причем отдельно было указано, что серийное производство танков «Армата» не будет прекращено даже в условиях жесткого экономического кризиса.

Кстати, руководством «Уралвагонзавода» указывается стоимость танка в 250 млн. рублей (это порядка 4-5 млн. долларов). А значит, вся партия Т-14 в 2300 танков обойдется нашему государству в 10 млрд. долларов.

Другие боевые машины на платформе «Армата»

Боевая машина пехоты (БМП) Т-15 «Армата»

Кроме танка Т-14 на унифицированной тяжелой боевой гусеничной платформе планируется выпускать бронированную боевую машину пехоты Т-15, первые экземпляры которой были также продемонстрированы на параде Победы в Москве. Надо сказать, что это первая тяжелобронированная БМП в российской армии. Ее танковый уровень бронирования - непробиваемый для современных ПТУР калибром до 150 мм и БОПС калибром до 120 мм, а также наличие активной защиты «Афганит» позволяет ей действовать в одной тактической группе вместе танками Т-14 и делает ее «сетецентрической» боевой машиной.

Масса БМП Т-15 составляет порядка 50 тонн, экипаж - 3 человека, кроме того сзади у нее располагается десантный модуль на 9 человек.

Универсальность и модульность платформы «Арматы» позволяет иметь БМП Т-15 несколько боевых конфигураций:

— Основной вариант с боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооружение которого включает противо-танковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ», 30 мм автоматическую зенитную пушку 2А42 и 7,62-мм пулемет ПКТМ, позволяет ей успешно противостоять различным наземным и воздушным целям на дистанции до 4 км (универсальная ПВО-конфигурация).

— Вариант с боевым модулем «Байкал», вооружение которого включает в себя модифицированную корабельную 57 мм зенитную установку с более высокой огневой мощью и дистанцией поражения до 8 км (дальнобойная ПВО-конфигурация).

— Вариант со 120 мм тяжелым минометом (противопехотная конфигурация).

Ниже представлена инфографика с ТТХ по БМП Т-15 «Армата»:

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Т-16 «Армата»

Выше представлено фото бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1М, созданной на базе шасси танка Т-72 и предназначенной для эвакуации повреждённой или застрявшей техники в боевых условиях. На базе универсальной тяжелой платформы «Армата» предполагается выпустить новую БРЭМ под индексом Т-16, которая будет оснащаться более мощным грузовым краном и целым комплексом различного специального оборудования.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ»

Дабы включить в одну группу с танками Т-14 и БМП т-15 технику с мощной и дальнобойной огневой поддержкой планируется перенести на тяжелую боевую платформу «Армата» и новейшую нашу самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция-СВ», пришедшую на смену устаревшим САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С». Разработанная ЦНИИ «Буревестник» и выпускаемая на заводе «Уралтрансмаш», также входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», 152 мм самоходная гаубица имеет самый разнообразный спектр целей: от уничтожения тактических ядерных средств противника и разрушения его фортификационных сооружений до противодействия его живой силе и технике.

При проектировании «Коалиции-СВ» также придерживались принципа модульности и универсальности поэтому эта гаубица может устанавливаться практически на любую платформу, в том числе и на корабельную.

Главной особенностью новой САУ является дальность ее действия - до 70 км, что значительно превосходит по этому параметру все известные зарубежные аналоги. Боекомплект «Коалиции-СВ» составляет 70 снарядов, скорострельность - 10-15 выстрелов в минуту.

Кроме того, на базе универсальной платформы «Армата» предполагается также построить следующие виды техники:
— Боевая машина огнемётчиков (БМО-2)
— Тяжёлая огнемётная система (TOС БМ-2)
— Многоцелевая инженерная машина (МИМ-А)
— Транспортно-заряжающая машина тяжёлой огнеметной системы (ТЗМ-2)
— Минный заградитель (УМЗ-А)
— Плавающий транспортёр (ПТС-А)
— Мостоукладчик (МТ-А)

Перспективы применения танка «Армата»

Как мы уже писали выше танк Т-14 «Армата» разработан в рамках сетецентрической концепции, поэтому он предназначен для ведения боевых действий в составе тактической группировки, включающей технику и системы самого разного характера: другие танки «Армата» или же модернизированные для сетецентрической войны танки Т-90С, несколько БМП Т-15, батарею САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты КА-52 «Аллигатор» и другая техника. При этом Т-14 «Армате» в этой группе отводится одна из ключевых ролей, а именно роль разведчика, целеуказателя и командирского танка, управляющего боем посредством единой системы управления.

Заключение

Все это хорошо, что в части военных проектов мы не отстаем, а где-то и опережаем другие ведущие военные державы мира, и разработка и внедрение универсальной тяжелой платформы «Армата» должны значительно подтянуть обороноспособность нашей страны на случай большой (третьей мировой) войны. Вопрос только какой она будет эта большая война и вообще можно ли будет из нее выйти победителем?

P.S. Ниже представлено видео о новейшей истории наших танковых войск, представленное Министерством Обороны на День танкиста, в котором можно наблюдать и героя нашего обзора - танк Т-14 «Армата».

В конце февраля начался очередной этап испытаний новой бронетехники, созданной на базе разработанной Уралвагонзаводом тяжелой гусеничной платформы «Армата». В испытаниях участвуют 20 танков Т-14 и БМП Т-15. Цель испытаний — проверка эффективности защиты, которой на данный момент нет равной в мире. Танки и БМП безжалостно обстреливаются из различных видов вооружений. Как утверждает замдиректора уральского предприятия по спецтехнике Вячеслав Халитов , в области бронетехники Россия опередила ведущие танкостроительные страны, среди которых США, Израиль, Германия и Франция, на 8−10 лет.

Неуязвимый трансформер

Работы по созданию платформы начались на Уралвагонзаводе на исходе советской власти — в 1990 году. До середины нулевых годов, года в оборонке еле теплилась жизнь, сделано было не столь уж и много. Но потом продвижение к цели существенно ускорилось. В результате получилось уникальное изделие, которое совсем скоро начнет поступать в армию. Танки Т-14 и БМП Т-15 ждут войсках в конце этого года, в крайнем случае, в начале 2017-го. К следующему десятилетию будет произведено 2300 новых танков.

При создании «Арматы» был использован целый ряд революционных инженерных идей, благодаря чему платформа стала «многогранно уникальной». Она в высшей степени универсальна, это своего рода трансформер, который способен превращаться в бронетехнику различного назначения с набором различных возможностей. Существует 30 вариантов трансформации, при которых двигатель занимает различные положения, и на бронетехнику можно устанавливать разнообразное оружие в различных сочетаниях.

Уже воплощены в жизнь варианты создания танка, БМП, самоходной артиллерийской установки. Планируется создание боевой машины поддержки танков, ремонтно-эвакуационной машины, машин боевого управления, войскового ПВО, пусковой ракетной установки, тылового обеспечения…

Будучи бронетехникой четвертого поколения (на Западе существует лишь третье поколение) все танки, БМП и прочие бронированные машины включены в единую систему управления боем тактического звена. Компьютеризованная система, исходя из тактической обстановки, распределяет роли и выдает задачи каждой единице бронетехники — танкам, БМП, САУ. Причем в целях скрытности существует возможность в режиме радиомолчания передавать информацию при помощи инфракрасных передатчиков.

Уникальна и защита бронетехники, которая на 25−30% более эффективна ныне существующей на танках третьего поколения. Она имеет 4 уровня.

Первый уровень — обеспечение малозаметности танка в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах. Это обеспечивается целым рядом средств. Используется применяемые в стелс-технологии покрытия, поглощающие излучение РЛС противника. Применяется окраска, которая предотвращает нагревание корпуса, чем обеспечивается снижение видимости в ИК-диапазоне. Выхлопные газы смешиваются с забортным воздухом. Используются специальные аэрозольные облака, включающие в себя распыленную металлическую пыль, которые устанавливают визуальную, тепловую и радио-завесу.

Крайне интересно решена проблема борьбы с самонаводящимися боеприпасами, работающие на основе ИК-датчиков. Против них применяются не только тепловые отстреливаемые ловушки, но и «интеллектуальный метод». Дело в том, что современные противотанковые ракеты, запомнив при наведении «образ» танка, т.е. его сигнатуру, уже не обманываются на ловушки и летят на образ танка. Но Т-14 за счет лазерной техники способен менять свою сигнатуру, что приводит ИК-головки самонаведения в «большое недоумение».

Второй уровень — активная защита: уничтожение подлетающих к танку ракет и снарядов. Эта система защиты называется «Афганит». Она предполагает обнаружение представляющих угрозу боеприпасов противника при помощи оптико-локационной системы в инфракрасном и видимом диапазоне и при помощи РЛС. Причем на танке устанавливается новейший радар с активной фазированной антенной решеткой, такие еще только начинают внедряться в истребительную авиацию пятого поколения.

Для уничтожения снарядов и ракет применяются гранаты, установленные в мортирах, расположенных по периметру танковой башни. Разлетающиеся под углом в 20 градусов осколки гранаты перехватывают боеприпасы противника в радиусе 15−20 метров. Также в «Афганите» используется высокоточный пулемет, который по наводке от радара способен с высокой вероятностью поражать даже подкалиберные снаряды (имеющие меньший диаметр, чем калибр выстреливающего его орудийного ствола, и обладающий повышенной энергией и скоростью).

И, наконец, используется аппаратура подавления боеприпасов противника при помощи электромагнитного импульса, которая выжигает электронику самонаведения.

Третий уровень — динамическая защита брони. Броня на «Армате» двухслойная, в ней используются новейшие материалы, разработанные в НИИ стали специально для этого проекта. Это и сталь с особыми свойствами, не дающая осколков, и композитные материалы. Внешний слой брони ячеистый, он служит для того, чтобы разрушающе воздействовать на прилетевший снаряд. Благодаря этому в 95% случаев даже разрушается сердечник подкалиберного снаряда. Ну, а гранатометы не способны причинить танку никакого вреда.

Благодаря использованию новых материалов удалось довести эквивалентность лобового бронирования до 1100 мм для подкалиберных снарядов и 1400 для кумулятивных.

Существует также противоминная защита. Она представляет собой дистанционные миноискатели, подключенные к системе уничтожения мин. Так, мины с магнитными взрывателями подрываются вне проекции танка за счет искажения его магнитного поля.

Четвертый уровень — внутренняя защита. Экипаж расположен в бронекапсуле, где находится и вся электроника. Моторный отсек отделен бронированной перегородкой от топлива и боекомплекта. Экипаж оказывается защищенным даже в случае детонации боекомплекта.

Еще одно достоинство, которым не обладают существующие танки — активная подвеска. Одна позволяет развивать скорость в 80 км/час на пересеченной местности и повышает точность стрельбы.

Сравнение танков

Сравнивая новый танк с американским «Абрамсом», следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, «Абрамс» был создан в 1980 году. Периодически он модернизировался, но изменения касались лишь приборной части. Броня существенных изменений не претерпела. Правда, во фронтальной плоскости ее усилили, навесив несколько дополнительных пластин. Однако решающего значения для усиления живучести танка это не имело. Лишь увеличился вес танка, возросло давление на почву и, соответственно, снизились ходовые качества.

Во-вторых, создание нового американского танка в обозримом будущем не прорисовывается. И, следовательно, разрыв в 8−10 лет, о котором говорил представитель Уралвагонзавода, в реальности может быть и больше.

С точки зрения живучести двух танков, преимущество однозначно на стороне Т-14. У «Абрамса» есть частичная динамическая защита брони. Также есть пассивная защита (многослойная броня), но она имеется лишь в лобовой части и по бортам башни. Крыша башни и верхняя часть корпуса крайне слабы — здесь толщина брони составляет от 50 до 80 мм.

Нет возможности уничтожать подлетающие ракеты и снаряды. Довольно примитивное противодействие (по сравнению с Т-14) боеприпасам с головками самонаведения — их ослепляют инфракрасным лучом. В связи с чем нельзя обмануть боеприпасы с интеллектуальны самонаведением.

Экипаж внутри танка не защищен в случае пробоя внешней брони автономной капсулой. К тому же в Т-14 башня «нежилая», в ней находится вооружение: пушка и пулеметы, управляемые дистанционно. В «Абрамсе» в башне присутствует член экипажа.

И, наконец, «американец» не имеет возможности обнаруживать и дистанционно подрывать мины. Для этого существует специально построенная на платформе «Абрамса» машина разминирования.

И у «Абрамса», и у Т-14 примерно одно и то же вооружение. По главному орудию и пулеметы: три у «Абрамса» и два у Т-14. Есть возможность запускать ракеты через ствол орудия. Однако орудие у Т-14 существенно мощнее — 152 мм против 120 мм у «американца». Пушка Т-14 даже избыточна на настоящий момент, она способна пробивать броню с эквивалентной толщиной 1000 мм, в то время как ни один танк мира не имеет такой защиты. К тому же за счет заряжающего автомата скорострельность достигает 10 выстрелов в минуту при дальности поражения целей 7000 метров. У «Абрамса» скорострельность 3 выстрела в минуту и дальность 4600 метров.

Существует преимущество в системе прицеливания и управления огнем. У «Абрамса» отсутствует РЛС. У Т-14 совместно с зенитным пулеметом она, как было сказано выше, творит чудеса, поражая не только летательные аппараты, но и перехватывая ракеты и снаряды.

О прогрессивности активной подвески танка Т-14 мы уже сказали. Что же касается тяговооруженности, то при равной мощности двигателей (1500 л.с.) она выше у Т-14 за счет его меньшего веса (48 тонн против 63 тонн): 31 л.с./т против 24 л.с./т. Соответственно и значительно разнятся показатели давления на грунт: у Т-14 — 0,73 кг/кв.см., у «Абрамса» — 1,07 кг/кв.см. Все это красноречиво свидетельствует и о проходимости, и о маневренности, и о подвижности. Максимальная скорость «Абрамса» по пересеченной местности — 67 км/ч, у Т-14 — 80 км/ч.

Мураховский: Эти процессы никак не связаны со спецпроизводством УВЗ. «Уралвагонзавод» по ОКР «Армата» все работы выполняет в срок и в полном объеме, подготовка серийного производства машины также идет по плану.

Крамник: Сообщения о желании «Альфа-банка» обанкротить УВЗ с «Арматой» никак не связаны. «Альфа» использовала удобный инфоповод, чтобы простимулировать государство к финансовой поддержке УВЗ, чтобы завод мог вернуть полученные ранее кредиты. Информационный вброс перед днем Победы был сделан специально грамотными в информационной политике людьми. Они верно рассчитали, что эту историю не спустят на тормозах. Работам по «Армате» пиарщики и юристы «Альфа-банка» никак не угрожают.

Хлопотов: « Альфа-банк » занимается элементарным шантажом. Время выбрал крайне удачно — триумфальный показ Арматы. Естественно, УВЗ им заплатит. Не заплатить в такой ситуации — это потеря лица. С другой стороны, госкорпорация — это не то предприятие, с которым можно так поступать. Банк быстро согласился снять арест с денег УВЗ, хотя ранее такого за ним не замечалось. Он славен своими крайне жесткими действиями в отношении должников. Долговые обязательства в полмиллиарда-миллиард — это совсем не те суммы, из-за которых может быть обанкрочена такая мощная корпорация. Недавно ММК подавал в арбитраж на признание УВЗ банкротом. Почему молчали СМИ?

На постановке «Арматы» в серию этот инцидент никак не скажется. Во-первых, до этого момента еще несколько лет. Во-вторых, куда большие проблемы УВЗ были причинены санкциями. Не секрет, что под «Армату» строится новый механосборочный цех, а все оборудование для него было заказано в Европе. Сейчас эти поставки заморожены, но деньги уже потрачены. Если ранее УВЗ тратил на закупку оборудования свои средства, то сейчас просит господдержки. Собственником УВЗ является государство, оно же — основной заказчик, и новые танки нужны именно ему.

Деньги: Насколько высокой будет цена «Арматы»? Будет ли цена сравнима с ценой современного самолета (вертолета)?

М.: Неудивительно, что цена нового танка будет выше, чем у нынешних. Дальнейшее повышение характеристик техники на тех же физических принципах дается все «большей кровью». Однако при сравнении по параметру «эффективность — стоимость» новый танк существенно превосходит машины предыдущего поколения. Обывателям позволительно сравнивать что угодно. Специалистам непонятно, как можно сравнивать по цене боевые системы разного предназначения, действующие в разных физических средах? Почему бы танк не сравнить с подводной лодкой или космической ракетой?

К.: Нельзя сравнивать стоимость и современного боевого истребителя. Последние стоят десятки миллионов долларов. Максимум, его можно сравнить по стоимости с учебно-боевым самолетом , и тут Т-14 будет дешевле. Примерно 4−5 млн долларов в нынешних ценах с учетом последних колебаний курса. И это значительно дешевле западных аналогов, которые зашкаливают за 10 млн долларов.

Х.: «Стартовая» цена Т-14 , озвученная журналом МО «Вооружение и экономика», составляет 400 млн рублей. стоил около 100 млн рублей к моменту прекращения его закупок. Естественно, с «самолетными» ценами нет никакого сравнения. Современные боевые самолеты стоят в разы дороже.

Следует учитывать, что танк — это более простой и массовый вид оружия, нежели самолет. Если в танке заглохнет двигатель, он не упадет и не разобьется — требования как к самому танку, так и к подготовке его экипажей намного мягче. Показанные на параде танки собирались практически вручную, по временной документации и временным технологиям. Если закупать их по 100−200 штук в год, цена упадет значительно.

Все иностранные танки (за исключением китайских) стоят сейчас от 5 до 12 миллионов долларов. А ведь по сравнению с «Арматой» они уже устарели. Т-14 собирается только из отечественных комплектующих — его стоимость не зависит от колебаний курса валюты.

Экипаж: насколько комфортно размещается экипаж внутри бронекапсулы? Есть мнение, что в нее в броне не залезть, а главное — не выбраться при поражении машины. Из-за этого экипаж быстро теряет способность адекватно управлять техникой. И чуть ли не поэтому танк встал на Красной площади. Современные западные и израильские танки намного просторнее и удобнее?

М.: «Просторнее и удобнее» — эти параметры хороши для сравнения квартир, но не боевых машин. Экипаж танка «Армата» размещен наиболее комфортно и безопасно среди всех известных типов танков. Эргономика рабочих мест экипажа отвечает самым высоким требованиям.

Для экипажей танков разработан и принят на снабжение защитный комплект 6Б15 «Ковбой». Нормативы по занятию и покиданию рабочих мест экипажа на Т-14 (выполнение команд «По местам!», «К машинам!») аналогичны по времени таковым для танков других типов.

К.: Исходя из знаний об эргономике нового танка, можно сделать вывод о том, что там обеспечен комфорт уровня стандартного салона легковой машины с-класса, при этом расстояния между креслами соответствуют скорее даже грузовой машине. Между механиком-водителем и командиром стало больше пространства, новый танк очевидно просторнее , где в корпусе плечом к плечу сидят механик-водитель и стрелок-радист. Соотношение требований высокой защиты танка и противоположных требований (быстроты покидания) — общая проблема философии танкостроения. Согласно нормативам, человек ростом 180−185 см и весом 75−80 кг должен без проблем выбраться из Т-14 в зимней одежде или в средствах защиты. По сравнению с Т-90 в Т-14 меньше выступающих частей, за которые можно зацепиться. Если механика-водителя ранят, командир может его переместить и заменить. Сравнение Т-14 с израильским танком «Меркава» некорректно, ибо там другая компоновка и другой подход к защите. Танк «Армата» сильно защищен со лба — так, чтобы современными боеприпасами ее невозможно было пробить. У «Меркавы» энергию попадания при пробитии лба гасит двигатель, мы же рассчитываем, что наши танки после попадания в лоб не будут пробиты и продолжат передвигаться.

Х.: Кто-то придумал слово «бронекапсула», за которое уцепились журналисты. Там ее нет. Есть просто отдельный отсек для экипажа, изолированный от топлива и боеприпасов. Размер люков экипажа на Т-14 значительно увеличен. Посадка/высадка сейчас стала, наоборот, много проще.

Что касается размещения внутри, то три члена экипажа сидят там практически плечом к плечу. Насколько пригодно отделение экипажа «Арматы» к «проживанию», должны показать государственные испытания.

Сведения о якобы высоком уровне комфорта в западных и израильских танках не соответствую действительности. В целом, места в их танках больше. Но обусловлено это тем, что у них существует ручное заряжание пушки. Там нужно место, где заряжающий будет крутиться с длинными и тяжелыми боеприпасами — как правило, на ходу, когда танк трясет и подбрасывает. На самом деле, комфорта там нисколько не больше.

Происшествие на репетиции парада не связано с эргономикой. Это результат недостаточной обученности экипажа и воздействия психологических факторов. У водителей «Армат», солдат-срочников, не было времени получить нормальную практику вождения. В таких условиях достаточно малейшей ошибки, чтобы она стала причиной паники.

Взаимодействие: Правда ли что для «сетецентрической войны практически ничего в стране нет? АСУ оперативного и тактического звена все создают, но никак не запустят. Нет систем всепогодной радарной оперативной разведки „по земле“ — ни радарных спутников-шпионов, ни самолетов, ни беспилотников. Единственный сегодня дееспособный беспилотник оперативно-тактической визуальной разведки — „Форпост“ — собирается из иностранных комплектующих по израильской лицензии и является копией дрона IAI Searcher — в производстве уже 30 лет». Т-14 не с кем обмениваться информацией онлайн, кроме как друг с другом?

М.: 13 мая 2015 года в Сочи на совещании по вопросам развития ВС РФ Владимир Путин отметил, что автоматизированная система управления Вооруженными силами поэтапно должна быть введена в строй к 2025 году.

Сегодня Россия является единственной в мире страной, где создана и реально работает автоматизированная система боевого и повседневного управления стратегического уровня — Национальный центр управления обороной государства. Аналогичные центры оперативно-стратегического уровня созданы в военных округах (оперативно-стратегических командованиях). АСУ оперативного звена «Акация-М» также принята на снабжение и поступает в войска. АСУ «Полет-К» оперативного звена и «Андромеда-Д» тактического звена поступают в ВДВ. Единая система управления тактического звена «Созвездие-М2» находится в стадии испытаний.

В бронетехнике реализован принципиально новый подход — сделан переход от создания отдельных средств связи, управления и навигации к построению сложных автоматизированных систем и единого информационного пространства. Программно-технический комплекс на борту делает танк или бронетранспортер частью сетевой структуры, куда интегрируются беспилотные комплексы, техника РЭБ, средства разведки, наведения и огневого поражения.

Новая аппаратура связи, навигации и управления позволяет экипажам машин видеть всю оперативно-тактическую обстановку в режиме онлайн, взаимодействовать с пунктами управления и другими армейскими подразделениями в единой системе автоматизированного управления боем. Программно-технические комплексы повышают оперативность управления боевыми единицами, скорость доведения команд и отчетов об их исполнении при минимальном участии экипажа. Интегрированная в ПТК геоинформационная система отражает ситуацию на поле боя в режиме реального времени. Современные способы визуализации данных и высокий уровень автоматизации значительно упрощают процедуру принятия решений в условиях боя. Передача координат цели на средства поражения занимает меньше одной минуты с момента обнаружения противника.

К.: Информация об отсутствии у ВС России собственных не соответствует действительности. В 2000-х годах был разработан беспилотный летательный аппарат «Типчак», поступивший на вооружение. Например, те же беспилотники иркутской фирмы «ZALA AERO», запускаемые с руки, могут быть включены в систему обмена данными и поставлять информацию в реальном времени, выводя картинку на монитор в Т-14 .

Новый танк также может обмениваться информацией с вертолетом — скажем, с , который получает информацию с земли и передает ее обратно. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 может предупредить командира о том, что замечены вертолеты или самолеты противника. В единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) встраиваются все средства на поле боя и все средства обнаружения, включая воздушные и космические. Вся эта информация может передаваться танковой роте и ниже: спутниковый снимок может быть совмещен с картой местности командира танкового взвода или даже отдельной машины.

Если экипаж выведен из строя, то можно попытаться вывести его из боя дистанционно задним ходом. То есть фраза «Т-14 не с кем обмениваться информацией, кроме самих себя» попросту неправдоподобна.

Х.: Т-14 не с кем обмениваться информацией, кроме как друг с другом? Это правда! Система управления у нас пока так и не построена. Аппаратура АСУтб установлена лишь на 60 Т-90А. По сути, это пока опытная эксплуатация. Действительно нет надежной и всеохватывающей космической компоненты. Все это нам еще только предстоит выстраивать. Когда «Армата» начнет поступать в войска, вокруг нее сразу же будут «плестись» и сети. Требования готовности к сетецентричности предъявляются не только к танку, а ко всей новой технике.

Управление: Это правда, что БИУС и бортовой радар используют купленные на Западе компоненты и могут быть выведены из строя западным электромагнитным оружием? Сможет ли «ослепленный» Т-14 воевать по старинке — без сенсоров и радара, с зависшим БИУСом?

М.: На танке Т-14 используются исключительно российские комплектующие. Что касается электромагнитного оружия, достаточно прочитать школьный учебник физики, чтобы уяснить, что танк в силу своей конструкции обладает наилучшей среди всех боевых средств защитой от электромагнитного импульса (ЭМИ). Танк является одной из немногих боевых машин, способных эффективно действовать в условиях как обычной, так и ядерной войны. При этом надо понимать, что ядерный взрыв является самым мощным известным источником ЭМИ.

БИУС танка не может «зависнуть» по определению, ибо это цифровая электронная система реального времени. Поэтому непонятно, с чего вдруг Т-14 окажется «ослепленным»? Даже попытки «заплевать» машину в целом, ее приборы прицеливания и наблюдения, не помогут — на этот случай предусмотрена система гидропневмоочистки.

К.: Электромагнитное оружие работает в обе стороны. Нашими системами РЭБ могут быть выведены из строя западные средства обнаружения. И наоборот.

Х.: Если в опытных экземплярах и есть что-то импортное, то к серии все должно быть заменено отечественными аналогами. Такая задача поставлена президентом, и она выполняется. Что за страшное «электромагнитное» оружие имеется на Западе? Разработки ведутся (как и у нас), но массового поступления на вооружение еще не было.

ЭМИ возникает при мощном ядерном взрыве. Но его КПД невероятно низок — больший ущерб будет причинен другими факторами. Его эффект в данном случае распространяется на значительной площади. Где гарантия, что при тактическом применении ЯО под этот удар не попадут свои же войска и техника?

Можно сгенерировать достаточно узкий направленный пучок электромагнитных волн — СВЧ-импульс. Его энергия может выжечь электронные системы того, на кого он направлен. Но применение таких систем против танков — все равно, что лупить из пушки по воробьям. Гарантии, что танк потеряет боеспособность, никакой. У Т-14 многократно дублированы системы. Для работы дизеля не нужно электричество — достаточно баллона со сжатым воздухом. Чтобы стреляла пушка, наводчик пересаживается в башню и ведет огонь из нее в ручном режиме. Почему башня такая большая? МО требовало наличие возможности ручного управления и стрельбы. Никакой ЭМИ «Армате» не страшен! При «зависшем БИУСе» танк потеряет некоторые сервисные функции, но не более того.

Пушка: Пишут о том, что у 125-мм есть проблема пространственной кривизны, из-за чего возрастает разброс и снижается скорость БПС на большой (около 2 км) дальности, а также быстрого (почти в два раза по сравнению с западным 120-мм орудием) износа ствола. Вы согласны?

М.: Уровень физики высшей школы… Пространственная кривизна — это термин теории относительности. Что касается танковых пушек, то в результате неравномерного нагрева и воздействия внешних климатических явлений при стрельбе возникает эффект термического прогиба ствола. Он нивелируется использованием термического кожуха ствола (имеется на танке «Армата») и полностью компенсируется замером величины прогиба ствола перед каждым выстрелом специальным датчиком, учетом величины прогиба ствола в цифровом баллистическом вычислителе системы управления огнем танка. Такая система используется в СУО Т-14 «Армата».

По поводу якобы «быстрого износа ствола». Этот параметр называется живучестью ствола. Мне неизвестны данные о меньшей живучести ствола отечественных танковых пушек в сравнении с западными аналогами. Это параметр критически зависит от типа используемых боеприпасов и методики испытаний. При равных условиях 125-мм пушка 2А82 танка Т-14 не уступает по живучести ствола западным аналогам.

К.: Про проблему пространственной кривизны пушки пока говорить рано, поскольку мы ничего не знаем про ее возможности. Мы видим не серийные машины, а из опытной партии.

Х.: Как калибр может влиять на «пространственную кривизну» и «износ ствола»? Дилетантское заявление! Последние модификации нашей 125-мм пушки, имеющие индекс М4 и М5, на 20% точнее своих предшественниц. Пушка «Арматы» — вообще лучшая танковая пушка в мире!

По своей точности и энергетике она превосходит уже пушку от «Рейнметалла» Rh120/L55 на те же 20%. Лучше, чем эта немецкая пушка, на Западе пока нет вообще ничего.

Автомат заряжания: Сохранение раздельного принципа заряжания: сначала лента автомата подает снаряд, потом в ствол досылается гильза с порохом (для ПТУР — вышибной заряд) наложило жесткие ограничения на длину снарядов. На Западе увеличили могущество своих снарядов, в том числе за счет более массивного и удлиненного высокопрочного бронебойного «штыря». А в России так и остались в тупике со старым, слишком коротким и слабым «Манго». Так ли плоха пушка Т-14 , сделанная под снаряд с прежней длиной, не способный пробивать броню западных танков?

М.: «Манго» — это боеприпас еще советской разработки. В России разработано и принято на вооружение несколько новых типов бронебойных подкалиберных снарядов. Напомню, что на Т-14 используются новая пушка 2А82 и «Вакуум» — новый комплект снарядов, не имеющих проблем с ограничением по длине ОБПС.

К.: В Т-14 можно разместить более габаритные снаряды, они и стали более габаритными. Нам не надо высчитывать объем, который нужно оставить, чтобы поместились люди, поскольку башня теперь безлюдная.

Х.: Можно привести оценку вероятности победы в дуэльном бою Т-72Б и Т-90 с «Абрамсами» от ведущего профильного НИИ — ВНИИ Трансмаш. При использовании штатных снарядов «Манго» в дневном бою, шанс на победу русского танка составляет 0,42, где за единицу принята абсолютная победа, а за 0,5 — паритет (равные шансы).

У нас уже давно есть более новые и могущественные снаряды: « Свинец-1» и «Свинец-2» . Улучшение их характеристик произошло, в ом числе и за счет удлинения выстрела до 740 мм (активная часть 570 мм). Это меньше, чем у американского М829А3 — 982 мм (активная часть 800 мм), но мы не длиной меряемся, а оцениваем эффективность поражения. При использовании «Свинцов» тот же Т-72Б или Т-90 уже опережают по вероятности поражения «Абрамс», имея показатель 0,56. Наши танки имеют намного более серьезную защиту!

Основным штатным снарядом у «Арматы» является отнюдь не устаревший «Манго», а новейший БПС «Вакуум-1» (длиной 900 мм — почти как М829А3), производство которого уже развернуто. Для стрельбы этими снарядами на Т-14 предусмотрен совершенно новый АЗ, выполненный по типу опытного танка «Объект 195», имевшего 152-миллиметровую пушку. При разработке нового АЗ учтена возможность применения еще более длинных боеприпасов. Учитывая мощнейшую защиту лба «Арматы», им придется, скорее всего, вообще переходить на новый калибр со всеми вытекающими финансовыми, организационными и техническими затратами.

Броня: Сегодня российские (советские) танковые ПТУР 9М119М «Инвар» и 9М128 «Зенит» с тандемными кумулятивными БЧ, а также БПС 3БМ42 «Манго», 3БМ32 «Вант», 3БМ48 «Свинец» — практически не в состоянии пробить лобовую броню современных западных танков. Современные западные БПС калибра 120-мм пробивают лобовую отечественную броню на расстоянии в 2 км. Можно ли в таком случае говорить о непробиваемости лобовой брони Т-14 или это пустая бравада? Можно ли сравнивать наши БПС по могуществу с американскими или немецкими?

М.: Как показывает практика современных боевых действий, рекламные характеристики и диванно-интернетовские сражения имеют мало общего с реальностью. Т-14 «Армата» имеет уровень защиты в полном соответствии с требованиями Минобороны России. Могущество боеприпасов также соответствует требованиям Минобороны России.

К.: Условная толщина «бутерброда» брони может составлять, например, 400 мм: это многослойный «пакет», включающий сталь, спецсплавы, керамику, полимеры. Ее эквивалент в миллиметрах стального листа, активно распространяемый в масс-медиа, и составляет 1000, то есть один метр — цифру, позволяющую выдерживать попадание в лоб бронебойных снарядов НАТО. Эта цифра тоже условна — толщина эквивалента может быть и большей в расчете на перспективные боеприпасы.

Х.: Лобовая броня «Арматы» с хорошим запасом держит любой иностранный снаряд. Более того, любой иностранный снаряд, пусть «впритык», но выдерживает и защита модернизированный Т-90 . Если на танк , навесить бульдозерный отвал типа ТБС-86 , то защита лба танка при этом превысит «арматовскую».

Итог: Если цена нефти на много лет останется ниже 100 долларов за баррель, то и Т-14 будет, как сегодня, лишь большой игрушкой для большого начальства на парадах?

М.: Танк Т-14 и семейство техники на платформе «Армата» включены в госпрограмму вооружений на период до 2020 года, необходимые средства на их разработку и производство предусмотрены. 13 мая 2015 года на совещании по вопросам развития ВС РФ Владимир Путин заявил: «Еще одна тема — это создание новых и модернизация существующих вооружений и техники Сухопутных войск. Часть из этой техники была впервые показана на Параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тактико-технические характеристики этой новой техники заметно превосходят зарубежные аналоги, и в целом она заслуживает довольно высоких оценок военных специалистов. Нужно в кратчайшие сроки завершить все испытания и переходить к серийному выпуску». Добавить здесь нечего.

К.: Т-14 на платформе «Армата» — реально новый шаг в танкостроении. Новая его философия.

До этого на Западе создавались модификации MBT-70 («Абрамс» и «Леопард» — его прямые потомки, «Челленджер» — дальний родственник), в СССР — Т-64 . Со времен обеих концепций прошло полвека. И «Армата» — первые машины нового облика. Ее можно сравнить с экспериментальными образцами Т-34 , в котором сочетались относительно высокий уровень броневой защиты и огневой мощи, присущий до того лишь тяжелым танкам, и относительно высокая скорость легких танков. Для Т-14 удачное сочетание факторов — резко возросшая защищенность экипажа и потенциал для увеличения огневой мощи.

Х.: Воевать мы будем, прежде всего, на суше. Программа обновления танкового парка была и будет одной из самых приоритетных. В данном случае Запад сыграл на руку «ястребам» из российского ВПК.

23:03 — REGNUM Согласно последнему заявлению вице-премьера Юрия Борисова , Вооружённые силы России не будут массово получать бронетехнику нового поколения — танки Т-14 на базе тяжёлой гусеничной платформы «Армата» и бронетранспортёры (БТР) на колёсной платформе «Бумеранг». Вместо этого в целях экономии средств планируется продолжить модернизацию имеющейся в наличии советской бронетехники. Насколько такой подход верен?

Иван Шилов © ИА REGNUM

Грандиозные планы по перевооружению столкнулись с экономическим кризисом

Впервые сухопутная техника нового поколения официально была продемонстрирована на параде Победы в 2015 году, при этом разработка этих машин началась заметно раньше 2014 года (до экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть и антироссийскими санкциями). Тогда по брусчатке Красной площади прошли танки Т-14 и боевые машины пехоты (БМП) Т-15 на базе тяжёлой гусеничной платформы «Армата», боевые машины пехоты на базе средней гусеничной платформы «Курганец-25», бронетранспортёры на базе колёсной платформы «Бумеранг» и 152-мм самоходные артиллерийские установки (САУ) «Коалиция-СВ».

Vitaly V. Kuzmin

В дальнейшем эта действительно перспективная и современная бронетехника регулярно демонстрировалась на парадах Победы в Москве. Помимо этого, она проходит войсковые испытания, а на тот же танк Т-14 уже есть контракт — планируется поставка первой серии из 100 машин. Теперь становится вопросом, будет ли и этот контракт исполнен. Что же касается имевшихся раньше планов, то речь заходила и о необходимости поставки 2000 танков Т-14.

Основным доводом в пользу сокращения закупок новой техники становится экономия бюджета, ведь тот же Т-14 заметно дороже Т-90 даже в последней модификации, и уж тем более дороже, чем пакет модернизации советских танков Т-72 до уровня Т-72Б3 или Т-72Б3М. Другой довод, который приводит Борисов, — это отсутствие у вероятных противников танков, превосходящих по возможностям модернизированные Т-72.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В какой-то степени с этим можно согласиться, но лишь отчасти. К примеру, модернизация Т-72 не включает в себя установку комплекса активной защиты (КАЗ), а это является одним из основных направлений развития бронетехники. Эти системы способны обнаруживать и сбивать боеприпасы, летящие в сторону танка. К примеру, израильские танки Merkava Mk.4 уже довольно давно оснащаются КАЗ «Трофи», который показал себя достаточно хорошо при борьбе с гранатометными выстрелами и противотанковыми управляемыми ракетами. Т-14 также оснащён системой КАЗ, имеющей название «Афганит». Реальные результаты испытаний «Афганита» широкой публике неизвестны, но, согласно официальной информации, он способен сбивать даже бронебойные оперённые подкалиберные снаряды (БОПС) — основное оружие танков противника. Больше ни одна из известных систем не способна бороться с такими боеприпасами.

Надо сказать, что именно такая продвинутая электроника и сенсоры сильно повышают стоимость Т-14, и их установка на те же модернизированные Т-72 сильно поднимет стоимость пакетов модернизации. Однако установка КАЗ вещь необходимая, особенно учитывая тот факт, что реально Россия участвует только в локальных конфликтах, где выживаемость экипажа играет ключевую роль, а огромного количества бронетехники не нужно.

Каков оптимальный путь?

Полный отказ от танка Т-14 и других перспективных сухопутных вооружений в корне неверен. Во-первых, на их разработку ушло немало времени и средств. Во-вторых, в том, что касается таких категорий, как БМП и БТР, у России имеется серьёзное отставание. Российская армия в основном применяет советские БМП-1 и БМП-2, которые в плане вооружения, и в особенности защиты, сильно устарели. Имеющиеся БМП-3 также имеют проблемы с защищённостью, да и в целом намного менее удобны для использования мотострелками, чем западные аналоги. Именно новые образцы БМП и БТР способны решить эту проблему — хоть они и обладают большими габаритами (по мнению некоторых специалистов, становятся заметнее для противника, что становится менее актуальным в век беспилотников и других современных систем разведки), но за счёт этого обеспечивается заметно лучший уровень защищённости и эргономики. Модернизация же имеющихся БМП-1 до уровня «Басурманин» и БМП-2 с установкой модуля «Бережок» лишь частично решает проблему — защищённость машин всё равно остаётся низкой. То же самое можно сказать и про модернизацию БТР-80.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

При этом от модернизации огромного парка бронетехники отказываться не стоит ни в коем случае, однако иметь достаточно значимое количество новой современной бронетехники, которую можно использовать в реальных локальных конфликтах, максимально обезопасив экипажи, также необходимо. В этом смысле стоило бы найти «золотую середину» — 2000 «Армат» на сегодняшний день действительно очень много для российского бюджета, но иметь 200−300 машин этого типа стоит, то же самое касается «Курганца-25» и «Бумеранга». Не стоит забывать и про экспортный потенциал этих машин — вряд ли их кто-то приобретёт, если это сначала не сделает Министерство обороны России. При этом стоимость машин велика именно в российских реалиях — по сути, перспективные машины по стоимости близки к западным образцам бронетехники.

Кампания по продвижению в войска перспективного российского танка «Армата» в последнее время приняла неожиданный оборот. Заявление вице-премьера Юрия Борисова в конце июля («…зачем наводнять „Арматами“ все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все …») о нецелесообразности закупок для армии танка «Армата» в связи с его дороговизной для многих оказалось неожиданным.

После победных утверждений на самом высоком уровне о создании перспективного танка вдруг выяснилось, что для армии он не очень-то и нужен. Ранее было заявлено о планируемой закупке 2300 танков, затем это количество было уменьшено до 100 танков; теперь же говорят о закупке опытной партии в 20 танков. К тому же, по данным Минобороны, в 2018-2019 годах планируется закупать только модернизированные танки Т-80 и Т-90.

Встаёт естественный вопрос: что случилось и почему так резко изменились планы по этому танку?

Могу предположить, что дело здесь не только в стоимости танка, по всей видимости, есть организационные и технические проблемы. Вся эпопея с танком «Армата» - от неприятия военными этого проекта в начале разработки до стремительного изготовления опытной партии - вызывает много вопросов.

До сих пор непонятно, был ли проведен предусмотренный нормативами полный цикл заводских и государственных испытаний, приняла ли танк межведомственная комиссия и самый главный вопрос: принят этот танк на вооружение российской армии, или нет.

Без проведения этих мероприятий говорить о создании танка несерьезно, а достоверной информации по этим вопросам почему-то нет. Известно только, что такой танк разработан, проходил какие-то испытания, небольшую партию танков показывают с 2015 года на парадах на Красной площади и разные должностные лица устно заявляют о готовящемся запуске его в серийное производство. Также мало что известно о технических характеристиках танка, информация в основном отрывочная и часто противоречивая.

Следует напомнить, что активным продвижением этого танка занимался бывший вице-премьер Дмитрий Рагозин, которого в апреле этого года сменил генерал Юрий Борисов. Не исключено, что новый вице-премьер решил провести предусмотренные нормативными документами действия по полному циклу испытаний танка и после этого принимать окончательное решение о его судьбе.

Если весь цикл испытаний был проведен, а заданные характеристики танка были подтверждены, то перед началом серийного производства, как это было принято раньше, возможно, решили провести комплексные войсковые испытания. Машину проверяют в реальных условиях эксплуатации в армии, прогоняют через разные климатические зоны и убеждаются, насколько она отвечает заданным требованиям.

История разработки этого танка была не такой простой. О начале работ было объявлено в 2011 году, хотя эта концепция танка обсуждалась и ранее. По этой концепции было много вопросов, и, насколько я помню, военные не одобряли ее. Затем как-то быстро была изготовлена партия таких машин, и всем было объявлено о создании принципиально нового танка. За такой короткий срок тяжело пройти все этапы разработки и испытаний, тем более этим должны были заниматься несколько десятков различных организаций.

Происходящие вокруг «Арматы» события говорят о том, что принципиально новая машина так просто не рождается, в ней слишком много новых узлов и систем, которые требуют соответствующей доводки и испытаний. На танке новое всё: силовая установка, пушка, прицельные комплексы, система защиты, ТИУС, боеприпасы, система управления танковым подразделением. Всё это разрабатывается разными организациями, и при провале работ по какому-то узлу или системе танка в целом не будет.

Конечно, перспективный танк для армии необходим, после Т-64 танк нового поколения так и не появился. Попытка создать такой танк в рамках проекта «Боксер» в связи с развалом Союза до конца доведена не была, а другие предложения сводились лишь к модернизации существующего поколения танков и не получили развития.

Проект «Армата» - это действительно проект танка нового поколения. Да, в концепции этого танка есть существенный минус, но надо искать способы его устранения и получения нового качества. В этом танке реализуется слишком много новых идей, наработанных в предыдущие годы по системам и узлам танка, и они не должны умереть.

По концепции танка «Армата» существует много разных мнений, и мне в самом начале его разработки пришлось дебатировать в Интернете по этому поводу с Мураховским, ярым сторонником всего, что бы ни разработал «Уралвагонзавод». Наши мнения разошлись. При оценке любого технического решения, по крайней мере, надо стремиться к объективности, независимо от симпатий или антипатий предлагающих его структур, что бывает далеко не всегда.

У «Арматы» есть одно принципиальное техническое решение, которое ставит под сомнение всю концепцию танка. Это необитаемая башня, управляемая только с помощью электронно-оптических средств. При такой компоновке танка возникают две проблемы:
— низкая надежность управления всеми системами башни только с помощью электрических сигналов;
— невозможность реализации оптического канала для наблюдения, прицеливания и ведения огня из танка.

Управление всеми системами башни только с помощью электрических сигналов резко снижает надежность всего танка в целом. При выходе из строя системы электроснабжения или отдельных ее элементов он становится полностью небоеспособным.

Танк - боевая машина поля боя, и возможностей потери электроснабжения более чем достаточно. К тому же в системе электроснабжения есть слабое звено: вращающееся контактное устройство, размещенное на днище по центру танка, через которое обеспечивается все энергоснабжение башни.

Все разговоры, что на самолетах сделано это же, не выдерживают никакой критики. Самолет не танк, и условия его эксплуатации жесточайшие. К тому же обеспечивать 3- и 4-кратное резервирование - слишком дорогое удовольствие для танка, да и сделать это практически невозможно.

Проблема ВКУ в танке - это довольно серьезный вопрос. Например, при модернизации американского танка M1A2 SEP v.4 пытаются решить эту проблему нетрадиционным способам передачи сигналов через устройства в погоне башни, позволяющие обеспечить надежную и помехозащищенную передачу сигналов в башню.

В принятой компоновке изображение с приборов наблюдения и прицеливания может передаваться членам экипажа только электронным теле-, тепло-, РЛС-видеосигналом. Большинство экспертов склоняются к невозможности обеспечить современными электронно-оптическими системами такой же уровень обзорности, как и традиционные оптические каналы.

Электронные средства передачи видеосигнала и объемного изображения пока еще не достигли уровня разрешающей способности оптического канала. Поэтому прицельный комплекс без такого канала будет обладать определенными недостатками. В связи с этим на танке «Боксер» при полном дублировании действий наводчика и командира мы дополнительно устанавливали простейший прицел-дублер на пушку для ведения огня при отказе всех систем танка.

Проводимые эксперименты по использование только телевизионного канала для вождения танка показали, что из-за плоской телевизионной картинки танк вести практически невозможно . Механик-водитель не чувствовал трассы, малейшее препятствие даже в виде лужи ставило его в тупик и не давало ему возможности оценить местность.

Эта проблема построения круговой объемной картинки так и не решена. Наиболее приблизились к ее решению на израильском танке «Меркава». В разработанной для танка системе Iron Vision, принимающей сигналы от многих видеокамер, размещенных по периметру танка, через компьютер создается трехмерная картинка и выводится на нашлемный дисплей оператора.

О проведении работ по созданию трехмерного телевизионного изображения и нетрадиционным способам передачи электрических сигналов в башню в рамках разработки танка «Армата» ничего не было слышно. Этот недостаток «Арматы» остался. Он очень серьезный и может поставить под сомнение весь проект. Для устранения этих недостатков необходимо проведение цикла разработок, исследований и испытаний, которые позволят оценить все плюсы и минусы такой концепции танка.

В этом танке пытаются реализовать много перспективных наработок науки и промышленности, полученных в предыдущие годы. Можно отметить интересные решения по комплексной защите, когда против ПТУР работает система постановки дымометаллических завес типа «Штора», а активная защита берет на себя снятие бронебойных снарядов с доворотом башни, но насколько это реализуемо при колоссальной разнице скоростей БПС и привода башни, еще надо проверять.

В танке реализованы элементы танковой информационно управляющей системы, концепцию которой я разрабатывал и закладывал в танк «Боксер». Даже спустя столько лет не всё удается реализовать. Главное, реализована система управления танковым подразделением, которая выводит танки на совершенно другой уровень, позволяя им взаимодействовать в процессе боя и обеспечивать командиром различного уровня возможность эффективного целеуказания и целераспределения.

В целом в проекте «Армата» продолжена реализация сетеценрического танка, концепцию которого разрабатывалась в начале 80-х и закладывалась в танк «Боксер». С развалом Союза проект довести до конца не удалось, спустя годы многое реализуется в танке «Армата», и отдельные системы этого танка могут быть использованы при модернизации существующего поколения танков.

При всех проблемных вопросах танка «Армата» в нем заложен ряд перспективных решений, которые действительно делают его танком нового поколения. Вместо пропагандистских кампаний с показом танка на парадах надо отрабатывать концепцию танка, устранять недостатки и добиваться реализации всех его преимуществ.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!