Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Путешествие по средневековому крыму. Крым в Средневековье (IV-XIII вв.)

Статья опубликована 25 января 2019 в рубрике "Средневековые памятники".

Несколько интересных памятников природы и истории расположены между Судаком и Новым Светом. Один из исторических памятников – развалины средневекового монастыря св. Димитрия– находятся на мысе Димитраки недалеко от западных обрывов горы Палвани-Оба. Найти монастырь просто – слева от него (если смотреть с новосветской трассы) возвышается надежный ориентир – недостроенная база подводников-аквалангистов «Дельфин». Впервые археологи исследовали монастырь в 1909-1910 годах. Московский студент фон Эдинг – вероятно, это будущий известный советский археолог...

Статья опубликована 18 декабря 2018 в рубрике "Средневековые памятники".

Донжон Судакской крепости, известный под названием Консульской башни, который турки назвали Катара-Куле (Проклятая башня), находится в юго-западной части замка. Двухэтажная четырёхугольная башня выходит на обрыв, а с севера и запада укреплена каменными контрфорсами. Вход в неё был возможен только через перекидные мостики, один из которых восстановлен с южной стороны. Таким образом, Консульская башня могла быть изолирована от остальных частей цитадели. Эта башня служила не только штабом, но и арсеналом. Под первым её этажом размещены два подвальных помещения. Одно из них служило...

Статья опубликована 29 ноября 2017 в рубрике "Средневековые памятники".

Караван-сарай Таш-Хан - памятник крымско-татарской архитектуры XV века, расположенный в городе Белогорске (Крым). Находится в руинах, сохранились только ворота и часть прилегающей к ним стены. Большой, Верхний Таш-Хан, по некоторым источникам, был возведен в XV веке по велению и, возможно, на средства великого визиря из рода Ширинов. Большой Таш-Хан размерами и видом походил на крепость. Периметр его каменных стен, по свидетельству Эвлии Челеби, составлял 400 больших шагов. Стало быть, площадь Таш-Хана достигала 10 000 м². Внутри этого красивого и мощного укрепления...

Статья опубликована 18 апреля 2017 в рубрике "Средневековые памятники".

Горный массив Бойка в Крыму расположен в Бахчисарайском районе возле села Соколиное, южные его склоны являются ландшафтным заказником Большого Каньона Крыма. Название горы Бойка в Крыму по одной из версий переводится как «луг», от древнеиранского «Пойко», по другой - «Большая скала», с тюрского. Об этой горе ходит много легенд. Одна утверждает что именно на горе Бойка в XIV веке был спрятан Священный Грааль. И в 1942 году, Гитлером сюда была отправлена экспедиция по поиску Грааля. Некоторые считают что внутри горы Бойка находится пирамида которая дает энергию этому...

Статья опубликована 11 апреля 2017 в рубрике "Средневековые памятники".

Это средневековое укрепление описано в ряде научно-популярных изданий, так в книге первого исследователя памятника Л. В. Фирсова «Исары» оно фигурирует как Малый Ай-Тодор, а в книге А. В. Иванова «Крепости и замки Южного берега Крыма» - под названиями Малый Ай-Тодор и Ай-Тодор II. Изначально название вершины Ай-Тодор - Святой Федор - приставок не содержит, приставка "Малый" предложена Л.В. Фирсовым в книге «Исары»: «Условимся называть эту горку Малым Ай-Тодором, чтобы не путать ее с мысом Ай-Тодор, расположенным юго-западнее Ялты.». Малый Ай-Тодор...

Статья опубликована 3 апреля 2017 в рубрике "Средневековые памятники".

Мечеть расположена в долине реки Салгир, на месте исчезнувшего поселения Эски-Сарай. Раньше здесь, кроме мечети, был также монетный двор и дворец (последний и дал название поселению). Мечеть была возведена во времена, когда Крым был улусом Золотой Орды. В 1923 году мечеть исследовал профессор П. В. Никольский. Согласно его записям, в то время здание украшал купол, который не сохранился до нашего времени. В советское время было несколько попыток отреставрировать мечеть. В 1969 году были проведены работы по консервации руинированного памятника: выполнены инъекции трещин, частично...

Статья опубликована 4 ноября 2016 в рубрике "Средневековые памятники".

Армянская церковь в Феодосии – один из самых старых христианских храмов на всем Крымском полуострове. Церковь появилась в 1408 г., о чем свидетельствует сохранившаяся памятная надпись. При строительстве культового сооружения использовался бутовый камень. Здание этой крымской святыни возведено по канонам средневековой армянской архитектуры. В плане церковь имеет форму классического латинского креста. С северо-западной стороны к ней пристроена шестигранная каменная колокольня, богато украшенная искусной резьбой. На одном из участков западной стены (у главного входа) сохранился...

Статья опубликована 30 мая 2016 в рубрике "Средневековые памятники".

Мечеть хана Узбека занимает место среди главных мусульманских святынь и историко-архитектурных достопримечательностей Крыма. Старейшая мечеть на полуострове находится в городе Старый Крым. Она была построена в 1314 г. по указанию хана Узбека, ставшего правителем Золотой Орды в 1312 г. Тогда населенный пункт на месте Старого Крыма назывался «Солхат». Рядом с мечетью также было возведено здание медресе – духовного мусульманского училища. Как отмечает в своих записях турецкий путешественник Э. Челеби, при хане Менгли-Гирее Первом (начало 16 века) мечеть являлась соборной....

Статья опубликована 28 мая 2016 в рубрике "Средневековые памятники".

Издревле у крымских татар существовал обычай – посещение святых мест, которые в народе назывались «азизлер». Мусульманские святые места являлись одним из наиболее содержательных и универсальных составляющих крымскотатарской народной духовной культуры. Расположенные, как правило, вблизи населённых пунктов, они были очень почитаемы, благоустроенны, всегда ухожены и некоторые из них пользовались известностью даже за пределами Крыма. В дни народных и религиозных праздников эти места являлись местом массового паломничества верующих. Азизы Крыма связаны с суфизмом, который пришёл в Крым в...

Статья опубликована 16 февраля 2016 в рубрике "Средневековые памятники".

В Судаке, по направлению на юго-запад от поселка Морское, находится мыс Чобан-Куле. Название этой природной достопримечательности Крыма в переводе на русский означает «башенный». На его вершине расположены развалины башни эпохи Средневековья. Есть у мыса и второе название – «Агира» («тяжелый»/ «трудный»). По всей видимости, он получил его по причине довольно сложного и крутого подъема наверх. К башне можно попасть и более легким обходным путем – через сосновые рощи. Вершина мыса является отличной видовой площадкой, с которой открываются великолепные панорамы моря и гор. Особенно...

В устье реки Черной на плато Монастрыской скалы находиться крепость Каламита-Инкерман. В шестом столетии, как и практически везде в горной местности полуострова, здесь построили византийскую крепость, в которой трудились местные жители. Название "Каламита" первый раз упоминается в морских картах Генуэза четырнадцатого - пятнадцатого столетия. В пятнадцатом веке мангупский князь Александр, восстанавливает укрепление, стоящее на защите княжеского порта. Скорее всего, в этот же период времени в одной из пещер скалы Монастырской был организован христианский скит. В пещеру вели три...

Статья опубликована 28 января 2016 в рубрике "Средневековые памятники".

Кыз-Куле - башня, которой в народе дали романтическое имя девичья, находится неподалеку пещерного города Эски-Кермен. Чтобы к ней попасть необходимо, подняться по довольно крутому подъему, вступив на который начинает идти голова кругом и захватывает дыхание. Об этом сооружении сложено множество легенд, но на самом деле это лишь часть, оставшаяся от крепости Кыз-Куле. Некоторые факты... Башня стоит на краю плато Топшанлар, которое является верхней частью узкого мыса и добраться до нее дело весьма не простое. С обеих сторон башню окружают крутые обрывы, а спереди вырыт...

Статья опубликована 28 января 2016 в рубрике "Средневековые памятники".

Это один из самых старых действующих храмов Крыма: время его постройки датируют IX-XII веками. Храм возвышается на холме в центре села, рядом с остановкой автобуса. Свято-Ильинский храм отличается от современных церквей не только своей архитектурой, но и необычным престолом Божиим и его местоположением. Престол в этом древнем храме состоит их трех каменных плит и плотно примыкает к восточной стене церкви, так что обойти его вокруг невозможно. Дверь в церковь, расположенная в южной стене, настолько низка, что входящему непременно приходится наклоняться. Из-за этого некоторые жители...

Статья опубликована 28 января 2016 в рубрике "Средневековые памятники". Обсуждение:

Первое что вы увидите приехав на Мангуп - это Озеро, которое раскинулось у подножия.Это, собственно, пруд, устроенный в 1995 году. Экскурсоводы глухо расскажут вам, что воды скрыли деревню и церковь,якобы современные. На самом деле, на дне озера – средневековое поселение и базилика. Там жили люди, которые прятались на Мангупе лишь в минуту опасности, а так – занимались сельским хозяйством. Когда рыли котлован для пруда, все это нашли.Выехали археологи, но их отпихнули, и все затопили. Теперь, когда озеро мелеет, руины видны сквозь воду. Итак, пройдя по улочкам Ходжа Сала (деревня...

Статья опубликована 27 января 2016 в рубрике "Средневековые памятники".

Одним из памятников древней архитектуры и истории Керчи является храм Иоанна Предтечи, расположенный в центре города возле площади Таврической (в прошлом – площади Ленина). Храм хорошо сохранился и является одной из самых древних церквей Крыма. Храм Иоанна Предтечи в Керчи – это уникальный памятник византийского зодчества, классифицирующийся как крестово-купольный храм, выполненный в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее близкие аналогии памятника существовали в азиатских областях Византийской империи и ее столице – Константинополе. Церковь Иоанна Предтечи...

Статья опубликована 3 декабря 2015 в рубрике "Средневековые памятники".

Чембало - одна из генуэзских крепостей Газарии. Представители Генуэзской республики обосновались на территории современной Балаклавы около 1343 года (следов более древних строений на территории крепости не сохранилось). Примерно в середине XIV века на горе Кастрон появились первые крепостные укрепления. Судя по всему, по северному склону это был ров и вал, укреплённый частоколом, а с северо-востока была устроена каменная башня с воротным проездом. Следы этих первоначальных сооружений сохранились на северном склоне горы. Однако в 1354 году ордынский хан Джанибек взял крепость и сжёг...

Статья опубликована 7 октября 2015 в рубрике "Средневековые памятники".

Основание монастыря и устройство в нём Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века. Название монастыря «Сурб-Хач» переводится с армянского языка как «Святой Крест». В 1778 году духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон - в Нахичевань-на-Дону. В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. В 1925 году постановлением Советской власти монастырь «Сурб Хач» , как духовное учреждение, ликвидируется. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения....

Статья опубликована 2 мая 2015 в рубрике "Средневековые памятники".

Руины крепости Алустон находятся в Алуште. Это одна из главных археологических достопримечательностей Крымского полуострова. Крепость построили в 6 веке византийцы. Через четыреста лет вокруг нее образовался небольшой средневековый город. Мощные крепостные стены защищали населенный пункт от набегов кочевых племен. Византийская крепость имела важное стратегическое значение – она располагалась на побережье бухты, очень удобном для швартовки морских судов. Попасть в Алуштинскую долину можно было только через Алустон. Также от крепости шла дорога вдоль южного побережья...

Это еще одна из достопримечательностей Старого города Евпатории - Гезлева. К сожалению, в первоначальном виде хорошо сохранилась только одна баня. Хамам в Евпатории входит в число историко-архитектурных достопримечательностей Крыма. Имя архитектора, по проекту которого возводились бани, историкам не удалось установить. Известно только, что в качестве рабочих использовались славянские рабы. Строительные работы проводились в 16 веке. Как известно, в те времена на месте современной Евпатории располагался невольничий рынок – один из самых крупных в Европе....

Статья опубликована 20 февраля 2015 в рубрике "Средневековые памятники".

Эта достопримечательность Евпатории представляет собой подземные тоннели (кирязы), которые протянулись под Старым городом. Как известно, до присоединения Крыма к Российской Империи Евпатория называлась «Гезлев». Гезлевские каменщики «вырезали» эти ходы несколько столетий (во времена Средневековья). Подземная порода поддавалась обработке достаточно хорошо, так как состояла из желтого ракушечника. Изначально кирязы использовались как коммуникации водоснабжения. Проложенные на глубине почти десять метров, они соединяются между собой, образуя в некоторых местах довольно сложные...

Статья опубликована 20 февраля 2015 в рубрике "Средневековые памятники".

Этот древний город-крепость крымских татар возник примерно в 13 веке нашей эры. Он располагался восточнее Керкинитиды. Вскоре эти два населенных пункта слились в одно поселение и стали называться Гезлев. Сегодня это место является одной из главных историко-архитектурных достопримечательностей Крымского полуострова. На русский с тюркского «гезлев» переводится как «дом ста глаз» или «сто огней». Вероятнее всего город получил такое название по причине множества огней, которые зажигались в домах с наступлением темноты и были видны далеко в степи и на морских просторах. Кроме...

Статья опубликована 12 февраля 2015 в рубрике "Средневековые памятники".

Руины этой древней мечети эпохи Средневековья являются одной из главных историко-архитектурных достопримечательностей Феодосии. Это застывшее в камне напоминание о некогда существовавшем Солхате – столице Золотой Орды в Тавриде. Сохлат был центром религиозной и светской жизни. В тринадцатом веке в городе был свой монетный двор и невольничий мужской рынок, на котором когда-то был продан в рабство и будущий египетский султан Бейбарс. В мировой истории почти нет подобных удивительных случаев, когда вот так попадают «из грязи в князи». В 1247 году молодой пленник был...

Статья опубликована 22 января 2015 в рубрике "Средневековые памятники".

Первое упоминание о средневековой крепости Фуна встречается в исторических документах 1384 года. В те далекие времена этот укрепленный форпост византийского княжества Феодоро имел важнейшее стратегическое значение. Прежде всего, крепость обеспечивала контроль над торговым путем, ведущим в степные районы северного Крыма из Алустона (Алушта) через Горзувит (Гурзуф). Руины Фуны находятся в Большой Алуште – на скалистом западном холме у подножия знаменитой горы Южная Демерджи. Раньше она также носила название «Фуна» (в переводе с греческого - «дымная»). Византийцы назвали свое...

Статья опубликована 2 января 2015 в рубрике "Средневековые памятники". Обсуждение:

Генуэзская крепость в Судаке, архитектурный памятник со времён средневековья. Знающий экскурсовод расскажет много интересного и проведёт по всей границе крепости. Расскажет удивительную легенду любви Девичьей башни, которая находится здесь же. Здесь можно находиться целый день, за час-два-три не осмотришь всего и не успеешь окунуться в атмосферу средних веков. Кстати, Консульский замок, венчающий Генуэзскую крепость в Судаке, видно практически со всех уголков города, а с самой крепости открывается невероятно красивый вид на море, на сам город и горы, которые окружают Судак....

Статья опубликована 9 сентября 2014 в рубрике "Средневековые памятники".

Церковь Знамения в Грушевке ведет свою историю от первых веков христианства. По приданию, в пещере над которой стоит храм, в 1 веке молился Андрей Первозванный. Подтверждением существования тут часовни, построенной учениками апостола Андрея, является «алтарь в алтаре». Небольшое помещение, перекрытое сферическим куполом, держащимся на специальных «закладных камнях» - так выглядела часовня апостольских времен, которую спустя столетия надежно укрыл алтарь, построенный уже в 8 веке. Одним из памятников древней архитектуры и истории Керчи является храм Иоанна...

7 044

Описание пещерных городов появилось в трудах первых русских путешественников, заставших древние города и поселения уже мертвыми, их наземные постройки к тому моменту стерло время.

Средняя гряда Крымских гор значительно ниже Главной, и горы здесь похожи на застывшие волны: один склон пологий, другой — крутой. Такая форма называется «куэста». На плоских вершинах куэст еще в IV-VI веках начали возникать поселения, некоторые из которых затем превратились в крепости. Именно в это время появились первые укрепления и на горе Мангуп. В более поздние времена ее величественные очертания породили у татар второе название горы — Баба-даг, в переводе на русский — Отец гор. Турецкий путешественник Эвлие Челеби писал о Мангупе в 1666 году: «Раскинулась эта скала как плоская равнина.., а вокруг нее зияют пропасти в тысячу аршин — настоящие бездны ада! Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью…»

Во второй половине VI века на Мангупе выросла мощная крепость Дорос. Этот пограничный пункт Византийской империи предназначался для защиты рубежей от степных кочевников. В конце VIII века, когда большая часть Крыма находилась под властью , крепость Дорос превратилась в очаг антихазарского восстания — его возглавил архиепископ Иоанн . Однако восстание жестоко подавили, о чем свидетельствует слой пожарища, обнаруженный археологами.

Социально-экономическое и политическое развитие Таврики в эпоху раннего средневековья (IV—VII вв.) отличалось своей неравномерностью. В восточных и западных районах полуострова наблюдаются сильные перемены, связанные с массовым расселением пришлых «варварских» племен. В западной части Крыма сохранялись еще позднеантичные традиции, особенно в городской жизни. Однако усилившееся в период великого переселения народов разложение основ рабовладения вызвало повсеместное, хотя и неодинаковое развитие новых феодальных отношений.

В IV-V вв. главную роль в Западной Таврике играл Херсонес, ставший одной из провинциальных окраин Византийской империи. В Херсонесе (называвшемся при византийцах Херсоном) имелись свои административные органы, здесь функционировал викарат, в чьем ведении находился сбор налогов и торговой пошлины. Судя по надписи императора Зенона, в 488 г. в Херсоне располагался византийский гарнизон. Здесь было развито гончарное и другие отрасли ремесленного производства. Херсон был торговым городом, где с VI в. Выпускалась собственная медная монета. В начале IV в. здесь была основана христианская епархия, строились церкви и другие культовые сооружения. Интенсификация строительной деятельности связывается с активностью византийской политики на периферии империи в правление Юстиниана (527—565 гг.).

Херсон был центром не только его округи, но и всего Западного Крыма. Более мелкие пункты существовали в приморской части юго-запада полуострова и в глубине материка. Очевидно, к византийской поре относятся крепости, остатки которых сохранились в Каламите, Алустоне (Алуште), храмы и другие сооружения в Горзувите (Гурзуфе), на плато Магуп.

Несмотря на то что Херсон остался в стороне от движения кочевников, направивших свой основной удар на Боспор и его окрестности, этнический состав Херсона, а тем более его сельской округи был очень пестрым. Наряду с греческим населением, что было естественно для византийского города, ко второй половине V в. юго-западное нагорье в южнобережье Таврики заселили готы, которые в VI в. могли выставить несколько тысяч воинов. Их оттеснили сюда гунны, дошедшие после распада державы Аттилы вплоть до Херсона. Готы, проникавшие в юго-западную Таврику и с южного берега, слились со сложным по составу местным земледельческим населением, преимущественно аланского происхождения.

В конце III — первой половине IV в. центром Восточной Таврики оставался по-прежнему Боспор. Однако в 70-х гг. IV в. Боспорское царство, ослабленное многочисленными набегами готских племен, как уже отмечалось, пало под ударами гуннов. Боспор переживает политический и торгово-экономический упадок. Местную золотую монету вытесняет медная, но и ее с середины IV в. больше не выпускают. В дальнейшем чеканка собственной монеты так и не была восстановлена в Боспоре. Изменения в этническом составе населения Восточного Крыма шли с большей интенсивностью: широкое распространение получила сарматизация местного населения.

Власть гуннской знати продолжалась в Боспоре до начала VI в., когда он вновь при императоре Юстине I (518—527) стал центром византийского административного округа. Однако большая часть Таврики, находящаяся между Херсоном и Боспором, оставалась в руках гуннов. Византия назначала из числа гуннов своих наместников, против которых нередко восставали местные жители. Так, известно восстание против византийского ставленника - гуннского князя Грода, который был убит боспорянами, перебившими и византийский отряд. Юстин I, направив сюда дополнительные военные силы, восстановил византийскую власть как над Боспором, так и над Таманским полуостровом.

Раннесредневековый период отмечен, таким образом, неравномерностью социально-экономического развития Таврики. Византийский городской центр Херсон сохранил и во внешнем облике, и в социально-политической структуре, и в хозяйственной жизни традиции поздней античности. Наряду с этим сохранялись мелкие общинные поселки и городки, в которых византийская власть была сравнительно слаба. Другой античный центр — Боспор пережил глубокие изменения в эпоху «переселения
народов». В VII—VIII вв. в Западной Таврике происходят существенные перемены. Наблюдается упадок городской жизни в Херсоне, что объясняется вызванным аграризацией общим кризисом византийской городской системы, а также хазарскими набегами в конце VII в. В Херсоне после смерти императора Маврикия (582—602) прекращается чеканка собственной монеты, происходит сокращение денежного обращения. Хазарские вторжения нарушали экономические связи города как с земледельческим населением округи, так и с кочевниками причерноморских степей. Об упадке хозяйственной жизни в Херсоне, голоде и нужде свидетельствует в 655 г. сосланный сюда папа Мартин. В условиях происходившего в Херсоне ослабления зависимости от Византии в конце VII—начале VIII в. намечается некоторая тенденция к городскому самоуправлению. В 710—711 гг. император Юстиниан II послал карательные экспедиции с целью укрепления византийской власти в Херсоне. Действия византийских отрядов вызвали взрыв протеста местного населения, обратившегося к хазарскому хакану за военной помощью. С помощью хазар восставшие херсонцы разбили экспедиционное войско Юстиниана И. В результате этих событий Филиппик Вардан (711—713) был провозглашен правителем Византии.

В VIII в. в Южной Таврике резко обостряются социальные противоречия. В 90-х гг. этого столетия здесь происходит восстание против местных властей. Повстанцы обращаются за военной помощью к хазарам. Росту социального антагонизма в Крыму, вероятно, в определенной мере содействовало иконоборческое движение в Византии. В период гонений, которым подвергались в империи иконоборцы, происходит массовая монашеская
миграция в Таврику. В Горном Крыму возникают многочисленные пещерные монастыри, остатки которых сохранились в Чилтере, Шулдане, Каламите (Инкермане). Интенсивное строительство этих христианских обителей сопровождалось ростом монастырского землевладения. В VIII в. в Таврике укрепляются христианские церковные организации. Существовавшие здесь Готская, Сугдейская, Херсонская и Боспорская епархии распространяют свою власть на обширную территорию Таврики.

В VIII—IX вв. в сельских общинных поселениях юго-западного нагорья Крымского полуострова наблюдается стабилизация экономической жизни. Обживаются руины старых античных поселений, в них возрождается ремесленное производство, налаживается хозяйство. Растут и новые общинные поселки с незакрепощенным населением.

Восточная Таврика и исторически связанный с ней Таманский полуостров переживают в VIII — IX вв. период своего подъема. Здесь растут земледельческие поселения, возникают ремесленные центры, густо заселяется Керченский полуостров (Тиритака, Эльтиген, Илурат). Интенсивно протекает городское строительство в Боспоре, где сооружается монументальный храм Иоанна Предтечи.

В VIII в. в Таврику вторгаются праболгарские племена, кочевавшие в степях Приазовья. Эти племена (в частности, те, что входили в орду Батбая) были вытеснены оттуда хазарами. Новые пришельцы застали в Крыму земледельческие общинные поселки с довольно пестрым населением. В них жили греки, аланы, готы, представители других народов и племен Таврики. Мигранты начали смешиваться с местным населением и постепенно оседать в поселениях Крыма.

Рубеж IX — X вв. характеризуется серьезными изменениями в экономической и политической жизни Таврики, что было вызвано рядом причин. В эту пору происходит ослабление, а затем и ликвидация господства хазар. Однако с 70—80-х гг. IX в. начинается вторжение в степи Причерноморья тюркоязычных кочевников-печенегов. Кроме того, в Таврике происходит усиление влияния Древнерусского государства.

В конце IX в. многочисленные поселения в восточной и юго-восточной части Крыма были разрушены в результате участившихся печенежских набегов. Печенеги заняли обширные пространства Таврики, за исключением Херсона и Боспора. Византийский историк и император Константин Багрянородный сообщает, что печенежское вторжение сильно повлияло на торговые и другие связи этих городов с сельской округой.

В X в. развиваются политические, торговые и культурные взаимоотношения Крыма с Древней Русью. В ходе борьбы за сферы влияния в Причерноморье в 944 г. было заключено соглашение князя Игоря с Византийской империей. Договор предоставлял Киеву право защищать Корсунь (Херсон) от живших поблизости «черных болгар», что было возможно лишь при наличии русских военных дружин в Крыму. В нем содержался также пункт, запрещавший русскому князю «иметь волости» в Херсоне («Корсуньской стране»). Очевидно, эта статья договора отражала стремление Византии не допустить влияния Руси в Херсоне. Византийские императоры приняли ряд мер, направленных на укрепление обороны Херсонской военно-административной округи (фемы). Херсон стал играть важную роль в политике Восточной Римской империи по отношению к Древней Руси и тюркоязычным кочевникам Таврики. Византия использовала печенежских вождей для борьбы против Киева. В 972 г. печенеги, подкупленные византийскими дипломатами, убили князя Святослава при его возвращении из похода на Дунай.

С событиями в Крыму было связано принятие христианства на Руси. В 989 г. князь Владимир овладел Херсоном, после того как византийский император попытался уклониться от выполнения ранее принятого обязательства: в обмен на военную помощь империи и крещение Руси выдать за него замуж свою сестру Анну. Взятие Херсона усилило влияние Древней Руси в Западной Таврике. Результатом торгово-экономических связей и военных походов русов в Причерноморье явилось образование Тмутараканского владения. В конце X в. Боспор, вероятно, был присоединен к Тмутаракани, что упрочило позиции Руси в Восточном Крыму.

В X—XI вв. в Херсоне в связи с обострением внутриполитического положения происходит частая смена византийских наместников и военачальников. В 1066 г. горожане восстали против Византии, что побудило императора Михаила VII Дуку обратиться за помощью к Руси. Киевский князь Святослав Ярославич послал в 1073 г. свое войско в Корсунь. Все это говорит об ослаблении византийской власти и усилении влияния Древней Руси в Западном Крыму; Аналогичный процесс имел место и в Восточной Таврике, где Боспор (Корчев) вошел, по-видимому, в состав Тмутараканского княжества. В пользу этого мнения косвенно свидетельствует знаменитая надпись на тмутараканском камне 1068 г.

Однако с середины XI в. политическая обстановка в Северном Причерноморье резко изменилась. Это было связано с появлением здесь новой волны тюрок-кочевников, известных под названием половцев (кипчаков). Начав свои набеги на Русь в 1061 г., половцы овладели южнорусскими степями, а затем и Таврикой. Господство кипчаков, длившееся до начала XIII в., распространялось почти на весь Крым, за исключением Херсона и Боспора. В XII — начале XIII в. кипчаки владели Сугдеей, им платили дань и города Южного Крыма.

Половецкое нашествие ослабило влияние русских князей в Таарике. В исторических хрониках после 1094 г не упоминается больше о Тмутараканском княжестве. Зато сообщается о византийских чиновниках, собиравших налоги в Восточном Крыму. Херсон в это время утрачивает черты некоторого самоуправления и ориентируется больше на Константинополь. Вместе с тем отмечается активная деятельность русских купцов в Таврике. В данную пору в Крыму важным центром международной торговли становится Сугдея (нынешний Судак), где помимо основного, греческого населения постоянно обитали русские, аланские, армянские купцы, выходцы из Малой Азии. В начале XIII в. в Таврику проникают венецианцы, которых затем вытесняют генуэзцы. Согласно договору с императором Мануилом I, генуэзцы получили исключительные права на Черном море. В 1204 г. Константинополь, как известно, был захвачен и ограблен крестоносцами, что нанесло жестокий удар Византии. Херсон и некоторые другие области Таврики начинают уплачивать дань Трапезундской империи. В Крыму, особенно в южных областях, происходит дальнейший процесс развития феодальных отношений Север населяли кочевые тюркоязычные племена. В крупных городских центрах, в частности в Херсоне, помимо греков жили армяне, аланы, евреи. В городе в начале в. обитали также половецкие и итальянские купцы и имелась русская колония. Здесь при археологических раскопках найдены характерные русские кресты, датируемые XII в.

В начале XIII в. в Крыму существовал и ряд небольших самостоятельных городов, княжеств и владений. Одним из них был город Феодоро на плато Мангуп, управлявшийся византийским феодальным родом Гаваров-Таронитов, имевших армянское происхождение. В середине XII в. Гавары-Тарониты были изгнаны в Херсон из Трапезунда. Вблизи современного Бахчисарая лежал город Кырк-Ер, находившийся под властью знатной аланской фамилии. Существовало и небольшое поселение Эски-Кермен, вероятно, входившее в состав Мангупского владения. Большинство этих городов — центров небольших владений сохранилось и после завоевания монголами Крымского полуострова в XIII в. Монгольское нашествие, совпавшее по времени с преобладанием в Черноморье итальянских торговцев и ростовщиков, знаменует собой новый этап в средневековой истории Таврики.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988

Современное шоссе Севастополь - Бахчисарай повторяет существовавшую в Средневековье дорогу из степного Крыма в Херсонес. В самом центре этой дороги у озерца Хаджа-Сала возвышается точно остров среди трех смежных долин Материнская гора - Мангуп.

«Положение Мангупа необыкновенно, - писал Кеппен. - Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира» .

С трех сторон края Мангупа ограничены скалистыми обрывами (до 70 м по вертикали), северный же склон горы прорезают три глубоких оврага - Капу-Дере (от слов «капу» - вход, ворота и «дере» - овраг), Гамам-Дере (Банный овраг), Табана-Дере (Кожевенный овраг). Эти три оврага образуют четыре мыса: Чамны-Бурун (Сосновый мыс), Чуфут-Чаерган-Бурун (Мыс вызова иудеев), Элли-Бурун (Греческий мыс) и Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Только с одной стороны можно было въехать на плато, но между мысами проходила мощная оборонительная стена с башнями.

«Это высокая, достигающая небес крепость на белом скальном выступе. Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности двадцать тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршин глубиной - воистину бездны адские! Доступа к этой цитадели ниоткуда нет, разве что со стороны ворот. Замок имеет семь высоких башен, а вход в них лежит через ворота, каждые из которых подобны воротам премогучей твердыни. Хотя вокруг той скалы нет гор, высотой ее превышающих, Аллах пожелал, дабы из той скалы в трех местах источники били» .

Единственная колесная дорога, по которой и сегодня можно подняться на плато на джипе, огибает мыс Тешкли-Бурун. Извивающаяся змеей дорога вела к главным городским воротам, а из пещерных казематов на мысе караул пристально следил за поднимающимися. Сам Тешкли-Бурун отгорожен от плато стометровой стеной. Здесь под защитой цитадели находились административные здания, в том числе княжеские кладовые, княжеская капелла «Октагон», монастырь, тюрьма.

Как только я вошел в башню и увидел построек расположение, Храмы прекраснейшие и красоты дворцов, Высеченных в скале гробниц, портиков и колонн, Кроме того и красоты всей пестрой живописи...

Цитадель, руины которой до сих пор напоминают о былом величии Мангупа, представляла собой трехэтажный замок-донжон. По внешнему фасаду располагались узкие бойницы-амбразуры. С внутренней стороны постройка, наоборот, имела дворцовый характер. На первый этаж вел богато украшенный парадный вход, а на втором находились широкие окна, обрамленные затейливыми резными наличниками в восточном стиле.

Напротив цитадели расположены жилые кварталы. Сейчас почти вся территория городища заросла травой и кустарником, но глазам средневековых путешественников, смотревших на столицу Феодоро со стен цитадели, открывалась совсем другая картина.

Я увидел равнину весьма приятную, четыре холма имеющую,
Воды весьма сладчайшие, сады орошаемые,
Источники для взора бьющие, что имело хороший воздух место,
Увидел храмы выдающиеся, мозаиками вымощенные.
И купольные, базиликоподобные и круглые по расположению

        [здания] здешней митрополии .

В верховьях Гамам-Дере находится родник, вокруг него располагались дома местной знати. Недалеко от родника можно увидеть руины базилики Святых Константина и Елены - самого большого храма горной Таврики. Базилика размером 31,5×26,2 м была разделена двумя рядами колонн, по шесть в каждом, на три нефа. Она была построена в VI веке и затем неоднократно перестраивалась, просуществовав до 1475 года. Рядом с базиликой был княжеский дворец, который ныне превратился в груду камней. А когда-то это было монументальное двухэтажное здание (40×35 м), к северной стене которого примыкала башня с винтовой лестницей, ведущей на второй этаж. Стены его были украшены фресками, а для украшения проемов использовались мраморные наличники.

От края южного обрыва идет потайная тропка. Она ведет к так называемому «Южному монастырю». Пещерная церковь монастыря - единственный из храмов Мангупа, где сохранились остатки фресковой росписи «дивной красоты». Она представляет собой один из лучших примеров стиля «палеологовского ренессанса». Авторы фрески, современники Джотто и Ботичелли, чувствовали дыхание эпохи Возрождения. В центре композиции Христос с приподнятой для благословения правой рукой и Евангелием в левой. Спокойное лицо с классическими чертами приближается к величавому типу Христа в мозаиках константинопольского храма Кахрие-Джами. Вокруг него, подобно вельможам, окружающим византийского императора, ангелы и святые. Вверху изображения святых равноапостольных Константина и Елены. Особую торжественность композиции придают холодные тона и изящество линий .

Даже после турецкого завоевания, когда город лежал в руинах, средневековые путешественники не уставали восхищаться его исполненными величия дворцами и храмами.

С высоты шестисотметрового плато открывается вид на земли, принадлежавшие «владыкам Феодоро». На севере по рекам Бельбек и Кача проходила граница с татарским улусом Кырк-Ор - центром Крымского ханства, на западе к территории княжества относились города Херсонес и Каламита, южная граница примыкала к побережью, где находились генуэзские анклавы-колонии.

Столица Феодоро была окружена плотным кольцом храмов, часовен и монастырей. На востоке всего в нескольких часах ходьбы - два пещерных монастыря Шулдан и Челтер (Чильтер), не уступающие прославленным афонским обителям. На юге - церковь Святого Феодора у одноименного источника, а дальше - крымский Афон в устье реки Черной. Здесь под защитой крепости Каламита находилось девять православных монастырей, несколько десятков храмов. Их колокольный звон был слышен по всему Гераклейскому полуострову, некогда центру эллинизма в Крыму, который в XIV веке совсем обезлюдел. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь по праву считается древнейшим монастырем в Таврике. Агиографическая легенда рассказывает нам о ссылке в Крым римского папы Климента, его проповеди в Инкермане и мученической смерти. На маленьких островке близ Херсонеса на месте смерти святого Климента стояла небольшая церковь, построенная, по словам французского посла Вильгельма де Рубрука, будто бы руками ангелов.

Инкерманская долина и сейчас поражает своими грандиозными пещерными комплексами Монастырской и Загайтанской скал, Сапун-горы, Уч-Баша, хотя на сегодняшний день значительная часть из них разрушена.

«В поднебесных скалах по обеим сторонам долины... имеются разнообразные пещеры, на двух ярусах расположенные с высеченными в скале нишами, в коих находятся ковры, предметы различные, сундуки с постелями и одеждой, очаги и красивые печи. Эти пещеры единственны в своем роде и выглядят так, как будто только что возникли из-под кирки крушителя скал Ферхада. При виде их человек от удивления и восхищения палец к устам подносит! По воле Аллаха для тогдашних людей твердые камни были игрушкой, те скалы дробили они в течение одного мгновения, как будто сыр резали, и таким образом построили разные, какие только пожелали, дворцы, дома жилые, а также комнаты для собраний. Из всего этого видно, что Инкерман в давние времена огромным городом должен был быть, да и теперь лишь одному Аллаху ведомо, сколько там тех пещер» .

Согласно сформулированной еще в позапрошлом столетии гипотезе, развитие монашеского общежития в Таврике относилось к VIII-IX векам - периоду иконоборчества, когда православные епископы, священники и монахи были вынуждены спасаться на окраинах империи. Однако ни письменные источники этого периода, ни археологические данные не подтверждают этой версии.

Расцвет крымских монастырей гораздо уместней связать с так называемым «палеологовским ренессансом» XIV века. К этому периоду традиционные монашеские центры Малой Азии и Греции оказались под игом турок и латинян. Поэтому монахи могли переселяться в более спокойные области Северного Причерноморья.

Вслед за Инкерманским монастырем возникли такие крупные духовные центры, как Челтер, Шулдан, Качи-Кальон, Успенский монастырь и другие. Но кроме крупных монастырей, были десятки, если не сотни, малых лавр, в которых жило по нескольку отшельников, стремящихся узреть энергии Божии через исихию.

Пещерные монастыри создавались в местах, которые были священными для других народов, ранее населявших Крым. Румынский традиционалист Мирча Элиаде обратил внимание на существующий во многих религиях ритуал «освящения пространства», то есть использования культовых мест старой религии как священных мест религии, пришедшей ей на смену с предварительной ресакрализацией территории. В христианстве этот ритуал символически заключался в воздвижении креста. Таким образом, место считалось «обновленным», или «вновь освещенным Крестом» . Не случайно в пещерных обителях на стенах вырезаны многочисленные кресты.

Так, один из самых известных крымских монастырей Качи-Кальон был основан на месте древнего языческого капища . У входа в большой грот монастыря находилось, по словам местных жителей, священное чудодейственное дерево, а к западу от храма стоял большой камень, испещренный таинственными знаками, которому поклонялись вплоть до XIX столетия.

Большинство пещерных монастырей пришло в упадок после захвата Крыма турками. К моменту присоединения Крыма к России многие храмы перестали существовать (а после 1783 года вплоть до середины XIX века варварски разрушались). Исключение составил Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, ставший резиденцией Готского митрополита с 1475 года. По преданию, этот монастырь был основан в IV веке и вплоть до присоединения Крыма к России поддерживал тесные связи с Трапезундским монастырем Сумелы. Согласно легенде, записанной в XVII веке Андреем Лязловым, основание монастыря было связано в народной памяти со счастливым избавлением окрестных поселений от змей, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы.

Средневековых путешественников поражало сходство храмовых и монастырских комплексов Крыма со Святой землей. Горная Таврия, Святая земля, Александрия Египетская и древние коптские пустыни, как считали средневековые картографы, лежат на одном меридиане. Для средневековых отшельников Готия могла стать своеобразной проекцией Святой земли, утерянной в результате арабских завоеваний. Не случайно, согласно традиции, церковь в Крыму была основана раньше, чем в столице Византийской империи Константинополе, причем проповедь христианства в Крым шла напрямую из Иерусалима.

Была в Крыму и своя Святая София - уменьшенная копия главного храма Вселенского Православия Софии Константинопольской. Эта церковь была вырублена в скале в VI веке по пропорциям царьградской Софии и находилась недалеко от нынешней станции Инкерман. Высказывалось предположение, что она была главной церковью средневекового монастыря Святой Софии, Премудрости Божией. Святой Софии посвящались и другие многочисленные храмы, например, в Херсонесе или в Качи-Кальонском монастыре.

Согласно учению гностиков, представителей одного из направлений раннего христианства, Святая София - женская эманация Бога, играющая важную роль в искуплении и спасении. Ее образ восходит к языческому символу Луны и древним мистериям плодородия, которые были частью древних религий народов, населявших Крым. Несмотря на то что в официальных догматах церкви нет определения Софии, ей посвящались храмы, рисовались изображающие ее иконы, а трубадуры воспевали ее в своих романсах.

Но наибольшим почитанием на полуострове пользовался, конечно же, святой Феодор Гаврас - небесный покровитель правящей династии. До сих пор в Крыму сохранилось множество топонимов Ай-Тодор, что в переводе с греческого означает «Святой Феодор».

Городом Сан-Тодеро называлась столица феодоритов. Находящаяся под ней плодородная долина до сих пор называется Ай-Тодорской. В честь святого Феодора названа речка - приток реки Черной - и мыс на Южном берегу Крыма, где в Средние века находился монастырь, освященный во имя этого святого. Еще один монастырь с таким названием возвели близ Сюйреньской крепости на одноименном мысу. Культ этого святого удержался в Таврике и после разгрома Мангупского княжества. Перед переселением греков из Крыма 16 из 170 крымских церквей носили имя святого Феодора, хотя в это время их уже отождествляли с более известными в Греции святыми Феодором Тироном и Феодором Стратилатом. Оно и не удивительно - после захвата полуострова мусульманами почитание Феодора Гавраса могло быть только тайным.

Господа Феодоро всячески подчеркивали свое происхождение от святого - борца за православие с мусульманами. Имя святого Феодора должно было придавать легитимность правящей династии и освящать ее властные полномочия.

В храме Донаторов в бывшем селе Черкес-Кермен сохранились остатки фресковой росписи с изображением княжеской семьи и ее небесного покровителя.

Делалось несколько попыток реконструкции росписи с изображением ктиторской композиции. В своем изложении мы будем опираться на наиболее полное описание искусствоведа Ирины Волконской .

В первом аркосолевидном углублении северной стены храма (на рисунке справа) находилась фигура всадника с копьем. Остатки греческой надписи позволяют прочитать имя святого: «Святой Феодор» ([Θεόδω]ρος). Над изображением святого под самым потолком две сцены из жития, вероятно, этого же святого. В первой композиции относительно хорошо сохранился только лик царя. Можно понять, что царь сидит на троне, а святой Феодор, облаченный в красный плащ, свидетельствует ему о Христе. Вторая сцена, расположенная ближе к алтарю, это казнь Феодора. Палач, облаченный в короткую воинскую одежду, замахивается мечом, а святой Феодор на коленях молится Богу с простертыми руками. Лики обоих персонажей довольно хорошо сохранились, но фреска в целом сильно закопчена. Имеется надпись «Стратилат, усекаемый мечом» (Στρατ{η}λάτ[ης] ξιφειοεί[ς]).

Учитывая центральное место, которое занимает эта композиция в росписи храма, можно предположить, что храм был посвящен святому Феодору. Вероятно, то и был святой Феодор Гаврас Стратилат. Сцены исповедания веры и казни святого мученика вполне соотносятся с его житием. Хотя в Греции святой Феодор Гаврас традиционно изображался в виде пешего воина, в Крыму его культ мог смешаться с восходящим еще к античным временам культом героя-всадника, изображения которого можно найти на сарматских стелах, в римском храме Юпитера в Хараксе, на терракотовых изделиях Боспора, а позже уже в византийский период на поливной посуде Херсонеса. Вырубленная в стене ниша свидетельствует о том, что фреска могла быть впоследствии заменена иконой.


Далее на запад изображены восемь фигур, пять из них представляют собой членов ктиторской семьи, а три - небесных покровителей. Слева от всадника видны две ноги в высоких красных сапогах, причем фигура стояла, обратившись лицом к алтарю и к всаднику. К сожалению, само изображение стоящего отсутствует, так как, очевидно, было варварски выбито, о чем свидетельствует прямоугольное отверстие в стене, находящееся прямо над изображением ног.


В западной аркасолии изображения двух пеших воинов со щитами. Читаются надписи «Святой Георгий» и «Святой Дмитрий».

Между воинами расположена фигура примерно в половину их высоты. Различимы фрагменты мехового оплечья и белого плаща. Руки человека сложены крестообразно на груди. В процессе выполнения кальки-реконструкции стало ясно видно, что над головой фигуры нимб отсутствовал, так как в этом месте сохранилось несколько фрагментов фона. Отсутствие нимба говорит нам о ктиторском значении композиции.

«Северная стена храма плавно переходит в западную. Здесь написаны две фигуры ктиторов или донаторов, по которым храм собственно и получил свое название. Ближе к востоку, под «парусом», образованным аркосолевидными арками, расположена женская фигура с вытянутой в молитвенном жесте правой рукой. На голове ее можно различить высокий остроконечный головной убор цвета охры. Сохранилась только средняя часть фигуры и нижняя часть лика. Видно левое ухо с золотистой серьгой.

Далее к западу фигура мужчины подобной же сохранности. Рука его также вытянута в молитвенном жесте в сторону алтаря, на голове можно разглядеть часть изображения шапки с пушистым меховым отворотом. Шапка и одежда мужчины красно-коричневого цвета. Между фигурами надпись «упокоился». На западной стене в центре изображен мученик в красном плаще. Сохранились фрагменты одежд и лика. Типологически лик напоминает Христа. Слева находится монахиня с простертыми в молитвенном жесте руками. Ладонь левой руки не сохранилась. Монахиня одета в синий подрясник, оливковую мантию и бордово-коричневый апостольник».

Репников отмечал, что «стиль росписи храма высокого мастерства столичного художника». Ирина Волконская полагает, что «роспись храма Донаторов является, безусловно, примером живописи палеологовской эпохи, вдохновленным столичными источниками. Свободная компоновка (фигура диакона, трон Богоматери), динамика жестов (св. Николай) напоминают фрески южного придела храма монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе 1316-1321 гг.».

Последнее наблюдение позволяет датировать роспись периодом середины XIV века. Как знать, может, один из изображенных в храме ктитиров и есть известный только по агиографическому источнику правитель византийской Таврики по имени Феодор.

Однако продолжим наше путешествие по владениям «господ Феодора». Белокаменные здания древнего Херсона в XV веке уже лежали в руинах. В 1299 году город был разрушен ордами Ногая, а позднее, не выдержав конкуренции со стороны итальянцев в причерноморской торговле, пришел в полный упадок. Жители покидали город, а после войны между Эдигеем и Тохтамышем в конце XIV века он совсем обезлюдел. Генуэзцы даже хотели разобрать его стены, чтобы ими не воспользовались татары. Только несколько рыбачьих хижин ютятся на берегу бухты, да пастухи загоняют в дворцы и храмы города свой скот.

«Этот город уже не только много лет, но много веков стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Еще и теперь видны стены и башни, сохранившиеся от разрушения, в постройке которых видно удивительное искусство и роскошь. Царский дворец виден в той же части истма, с огромными стенами, башнями и великолепными воротами. Но прекрасные колонны из мрамора и серпентина, которых места и теперь еще внутри видны, и огромные камни были взяты турками и перевезены через море, для их собственных домов и публичных зданий. От того город пришел еще в большее разрушение; не видно даже и следов ни храмов, ни зданий. Домы города лежат во прахе и сравнены с землею. Большой греческий монастырь остался в городе; стены храма еще стоят, но без кровли; а все украшения этого здания, которые там были, разрушены и разграблены» .

Напротив Херсонеса - на Северной стороне Севастополя - находился еще один укрепленный пункт. Эвлия Челеби в 1666 году застал там одни развалины. Но не исключено, что во времена государства Феодоро там еще находилось поселение.

«Замок тот возвышается над берегом большой бухты, в которой помещается десять тысяч кораблей, подобно порту Суда около замка Кандии на острове Крит. Этот замок Саркерман стоит на полуострове, окруженном с обеих сторон заливами... Те города Салония и Саркерман находятся один против другого, но так как разделяют их вышеописанные заливы, то из одного города в другой перевозят людей на сорока тысячах лодок» .

Местоположение этого населенного пункта не известно современной исторической науке. Вероятно, это не единственная «потерянная» в результате индустриальной застройки средневековая крепость на территории современного Севастополя. Тот же Эвлия Челеби, совершив поездку по берегам Севастопольских бухт, видел «возвышающиеся над ними разрушенные и опустошенные замки и башни, где наблюдал разнообразные, прелюбопытные и необычные вещи» .

В Килен-балке находится торговый порт Авлита - гордость правителей Феодоро. Здесь разгружаются суда из Малой Азии, Закавказья, Средиземноморья. Здесь же находятся судостроительные верфи, где по приказу князя и с согласия татарского хана строят феодоритский флот, который скоро ни в чем не будет уступать генуэзскому.

Над портом возвышается построенная для его защиты крепость Каламита. Шесть грозных башен, вырубленный в скале ров и мощный гарнизон из лучших феодоритских воинов служат надежной защитой порту.

«На этой обрывистой, красноватой скале стоит мощный замок овальной формы. Имеет он только в стороне восточной стену длиной пятьсот шагов, толстую, высокую и крепкую, как стены Шеддада, и шесть башен. У подножия стен лежит огромный, вырубленный в твердой скале ров глубиной почти троекратно большей, чем рост человека, чрезвычайно широкий... С северной стороны стоит там большая башня, а на ее всегда закрытых воротах железных надпись виднеется. Над воротами этими возвышается маленький храм. Сзади же ворот стоит злосчастный и проклятый дом заседаний совета королей гяурских» .

А дальше на юге, словно зловещая опухоль, генуэзская крепость Чембало, построенная на месте древнего византийского поселения Палакион. Зорко следят консулы Чембало за тем, что происходит в Херсоне, Сар-Кермане и Каламите, заигрывают с местными архонтами, стремясь деньгами и посулами поссорить их с владыками Феодоро, дают кредиты местным общинам, стремясь затянуть на их шее долговую удавку и прибрать к рукам прибрежные земли.

За Чембало по побережью снова земли феодоритов. На мысе Айя в крепости Кокия-Исар, окруженной с трех сторон неприступными скалами, а с четвертой - головокружительным обрывом с короткой и тесной полоской песчаного берега, живет местный архонт, данник господ Готии. За узкой ласпинской яйлой с тремя перевалами, скотопрогонными дорогами и пастушьими кошарами высится гора Святого Ильи. На ней - монастырь во имя этого святого, а у ног ее - Ласпи, большое село, где живут скотоводы и землепашцы. Ниже, в открытой к морю котловине, еще поселения земледельцев: Шабурла, Хаспио и четыре других.

На север от яйлы за Тавром - Главной грядой Крымских гор - плодородные горные долины с хорошими пастбищами и множеством поселений. Это родовые владения мангупских правителей, ядро княжества. Здесь ничто не угрожает власти «господ Феодоро».

По побережью от Ласпи тянется Готия - место постоянных стычек и противостояния с генуэзцами. Гордые архонты, обосновавшиеся в укрепленных замках на побережье, чувствуют себя почти независимыми владетелями. Сами строят монастыри, церкви, крепости, вступают в вооруженные конфликты с генуэзцами.

Кучук-Исар, Лимена-Кале, Палеокастрон, Учансу-Исар, крепость Святого Сергия, укрепленный монастырь Святого Феодора - всё это владения светских и духовных архонтов Готии. Объединившись, давно могли бы своими силами выгнать генуэзцев. Но споры и давняя вражда между греками позволяют генуэзцам держать свои консульства в прибрежных поселках и возводить все новые укрепления, играя на сепаратистских настроениях местных князей.

«На море, от Керсоны до устья Танаида, находятся высокие мысы, а между Керсоной и Солдаией существует сорок замков; почти каждый из них имел особый язык; среди них было много готов, язык которых немецкий» .

За монастырем Аю-Дага начинается княжество Кинсанус, а дальше в удобной котловине лежит древний Алустон, генуэзская Луста. Много крови было пролито за этот город - главный на южном побережье - «Параталасии». Установившееся равновесие не устраивает, пожалуй, никого. В цитадели Лусты с небольшим гарнизоном сидит генуэзский консул, проводит там фортификационные работы, уверяя, что готовит город к обороне от общего врага турок. Самой Лустой и княжеством Эллис правит местный черкесский князь - родственник и данник князей Феодоро, а на северной границе Эллиса мощная феодоритская крепость Фуна, входящая в «коронные» земли Гаврасов. На восток от Фуны еще несколько поселений - Мегапотамос, Сотера... Здесь восточная граница Феодоро, дальше начинаются земли генуэзского консульства Солдайи. Но и на них немало православных общин, которые с надеждой на скорое освобождение смотрят на владетелей Феодоро.

На север от Алушты через Чатыр-Даг, перевал Кебит-богаз, ведет оживленный торговый путь. Он пересекает Качинскую долину, по которой рассыпаны многочисленные поселения, а над долиной возвышается монастырь «Крестовый корабль» - Качи-Кальон. Есть здесь и крепости Бурун-Кая близ монастыря, Кермен-Кая на хребте Басман, Яманташ под Оксеком, Киппиа под горою Рока. Дальше на севере каменная громада Тепе-Кермена. Опустевший город служит границей между владениями феодоритов и Крымского ханства. Владетели его из рода Гиреев прочно обосновались в Кырк-Оре, бывшей крепости Святого Григория , древней столице «малых аланов», ближайших соседей Феодоро. Многие из них вынуждены были бежать на земли православного соседа после неудачной войны аланского князя с ханом Джанибеком, стоившей «народу аас» государственности. Владетели Феодоро были более осторожны: с татарами дружили, платили дань, ходили с ними в походы и ждали, когда можно будет сбросить татарское иго. И этот момент настал. Борьба за власть в Орде привела к обособлению Крымского бейлика со столицей в Кырк-Оре. Тамошнему хану позарез оказался нужен союзник на полуострове, и владетель Феодоро предложил ему свою помощь, ведь враги у них оказались общие - татары «Большой Орды» и генуэзские купцы.

Другая дорога в Великую степь ведет от «старой крепости» - Эски-Кермена - города в нескольких километрах от Мангупа. В прошлом этот город мужественных воинов и благочестивых монахов был главным византийским форпостом на севере. Ныне здесь лишь развалины да несколько пещерных церквей и монашеских лавр, окормляемых готским митрополитом. Рядом с ним «Девичья башня» - орлиное гнездо, которое свили себе под боком у господ Феодоро воинственные и непокорные черкесские князья.

«Недалеко от Майкопа, называемого турками Черкессигерменом, то есть новою Черкесскою крепостью, лежит древний город и крепость, но ни турки, ни татары, ни даже сами греки не знают его имени. Известно только, что он погиб во время греческих князей, о которых в этих местах рассказывают много дурного об их ужасных преступлениях против Бога и людей. На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале домы, которых следы еще явно видны, несмотря на то что место это совершенно поросло лесом. Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, уже разрушился, но обломки его свидетельствуют о прежней славе и роскоши города» .

Входит во владения феодоритов и богатая Бельбекская долина с главным городом Скиварином - старинной готской твердыней, построенной в незапамятные времена. Близ города монастырь Святого Феодора Гавраса, а на вершинах двух соседних скал неприступные замки Сююрю-Кая и Сандык-Кая.

Еще дальше в Верховьях Бельбека взметнулась ввысь пятиглавая Бойка с главенствующим над ней храмом Спаса. Построенный из тяжелых глыб дикого камня на седловине между горой Сотира и хребтом Курушлюк, где рядом проходила дорога на Южнобережье, храм по своим размерам был самым большим в горах Таврики. О его богатстве и значимости свидетельствует не только архитектура, но и обнаруженная археологами при раскопках дорогая привозная посуда из Малой Азии и Херсонеса, резные надгробия, орнаментированные пифосы.

Полно загадок это монашеское царство, простирающееся по горам вплоть до хребта Басман. Всё здесь необычно: и таинственные пещеры, и старинные замки, построенные неведомыми народами в стародавние времена. Не чувствуется здесь власть мангупского князя. Хранит свои тайны «достопочтенная Пойка», но живущие на ней монахи-исихасты снабжают феодоритов литым железом и острыми клинками мечей.

Другое православное княжество раскинулось в Лакской котловине между Бельбекской и Качинской долинами под защитой крепости Керменчик, построенной у одноименного поселения. А вокруг поселения, куда только не посмотришь - на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников, - видны купола храмов Святой Троицы, Успения Богородицы, Святых Косьмы и Дамиана, Феодора Стратилата, Ефимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, двух во имя Феодора Тирона.

Список цитируемой и упоминаемой литературы

Кеппен П.И. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических // Крымский сборник. - Спб., 1837. - С. 237.

Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641-1667 гг.). - Симферополь: Таврия, 1996. - С. 90.

Рассказ о городе Феодоро, стихи Матфея, недостойного и ничтожного жреца // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - Вып X. - С. 583.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!