Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Проповедь в день Святой Троицы. Проповедь на Троицу

19.06.2009

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери.

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери. Мы тогда собрались на свое ежегодное торжест­во, Пасху, самый главный иудейский праздник в воспоминание исхода еврейского народа из Египетского рабства. Но в тот вечер никакого торжест­ва не получилось. Мы были ошеломлены: нам наш Учитель умыл ноги! Мы было хотели воспротивиться, а Петр в запальчивости даже сказал: «Во век не умоешь мои ноги!» – Но: «Так надо!» – ответил Иисус. А потом и вовсе стал говорить нам о Своей смерти. В смятении и ужасе мы переглядывались друг с другом: молодой, в расцвете сил! Ему бы еще жить и жить во исполнение наших надежд и упований! Мы были подавлены, ничего не понимая, и Господь всё это видел. «Сейчас вы опечалены, – сказал Он. – Но печаль ваша перейдет в радость. Я пришлю вам Утешителя от Отца Моего». И еще Он сказал: «Для вас будет лучше, если Я уйду и пришлю Его вам, Утешителя». – «Да-да, вот теперь мы все поняли, – дружно ответили мы, всё еще цепенея от тоски и страха. – И веруем, что Ты и вправду от Бога исшел». – «Теперь веруете?» – с горечью повторил Господь. И чтобы хоть как-то укрепить нас, Он сказал: хочу, «чтобы вы имели во Мне мир. В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр».
Потом, как повествует Священное Писание, Господь «воспел и вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад».

Две тысячи лет человечество мысленно совершает тот путь вслед за Ним и Его учениками в надежде, несбыточной надежде, что, может быть, там все-таки что-то случится такое, что не позволит совершиться тому ужасу, который, увы! – был уготован и уже поджидал нас! Ноги наши ослабели, веки сами смыкались, как будто в предчувствии гибели. Господь молится троекратно до кровавого пота, умоляет нас не предаваться сну, еще хоть чуть-чуть пободрствовать с Ним. А потом – как обвал, камнепад: шум, крик, едкий дым от горящих факелов. Разъяренная толпа набрасывается на Учителя, покорно предающего Себя ей в руки. И – нет спасения! Нет защиты! Животный страх охватил нас, и мы врассыпную бежим, куда глаза глядят. Потом наступает полный мрак, тьма, отчаяние. «Страха ради иудейского» мы сидим день и ночь, запершись, в Сионской горнице, ожидая, что вот-вот к нам сейчас ворвутся и тоже поведут на распятие. И опять – нет спасения, нет защиты. Нет ни надежды, ни сил жить дальше. И вдруг – появляется Господь. От страха и восторга мы буквально онемели, думая, что перед нами – призрак. Ведь когда Его три дня назад на наших глазах забирали, убивали, – это было ужасно, мы плакали. Но все-таки это было понятно: с этим мы в жизни сталкивались. Но чтобы – воскреснуть?! Из мертвых?! «Не бойтесь, – ласково говорит Господь, – подойдите ко Мне, осяжите Мои руки, ребра». Мы видели много чудес, что совершил Господь, когда был с нами: и воскрешал, и исцелял, и усмирял бурю. Мы, конечно, изумлялись, но постепенно как-то стали к ним привыкать: на то Он и Бог! Вот так и к этому, новому чуду мы отнеслись с детской радостью: воскрес – и слава Богу! Но в глубине души холод от всех недавних потрясений не развеялся. Господь теперь время от времени появлялся перед нами, укорял в маловерии (а откуда ей было взяться, твердой-то вере?), и снова уходил. Неизвестно, куда. А нам так хотелось с Ним больше никогда не расставаться, слушать Его, осязать. Мы напряженно, до боли, до тоски ожидали, когда Он придет снова, мы только и жили этим ожиданием. И Он приходил к нам нес­колько раз.

Две тысячи лет прошло с тех пор. Теперь-то уже все в нашей жизни упорядочилось, улеглось. Мы каждый год рассчитываем нашу пасхалию по дням и неделям. Но тогда это все было впервые. Тогда мы сорок дней до Его Вознесения жили, как будто в душевном раздвоении: мы, точно во сне, с покорностью принимали всё происходящее с нами, и вместе с тем не понимали главного. Не понимали, не могли понять промыслительной значимости для каждого из нас, для всего человечества услышанных слов: «Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему». И еще: «Ждите, никуда не расходитесь: пришлю вам Утешителя». Можно сказать, все эти сорок дней мы были самыми счастливыми на свете, ибо видели то, что мечтали бы увидеть все святые, праведники, все пророки, жившие до Христа, и не увидели. И вместе с тем, мы нестерпимо мучились от своего неведения и невежества (помним, ведь мы – горстка неграмотных пугливых рыбарей, избранных Христом, чтобы стать потом бесстрашными свидетелями и проповедниками Истины, Апостолами)! Мы еще не были тогда просвещены светом Истины. Нам предстояло ожидать этого еще целых десять дней. Кто постучится в нашу горницу? Как он войдет, как поцелует, какое приветствие и какой подаст нам знак?

Сегодня мы как раз и празднуем этот день – день рождения Церкви Христовой. Развеялись, как дым, наши сомнения, недоумения. От уныния и боязливости вообще не осталось и следа. Нам открылась вся полнота Истины. Мы уразумели Священное Писание, нам открылись все глаголы человеческой речи, чтобы нести Свет, озаривший наши души, во все языки, «начиная от Иерусалима». Наконец-то, нам открылся смысл слов, произнесенных на Тайной вечери: «Иду туда, к Отцу Моему, откуда Я и пришел к вам на землю». И – самое главное: Бог – это Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Когда в видении огненных языков на учеников и апостолов снисшел Бог Дух Святой, все люди ужаснулись: что это за шум? А это, оказывается, был шум огня, который воссиял на челе каждого из апостолов, и они исполнились Духа Святого. Мы вместе с ними тогда тоже вдруг уразумели Писания, всю премудрость человеческую. Всё сопоставили, начиная от восшествия Господня в Иерусалим, когда Он сел на жеребенка ослицы и торжественно и скорбно въехал в город. Тогда все ликовали, кричали «Осанна! Царь Израилев!», а Господь был печален, предвидя, что совсем скоро, меньше чем через неделю, они же будут кричать: «Распни, распни Его!». Всё это Господь видел и дал увидеть нам.

Но нам не следует превозноситься, будто мы уже всё узнали, всю тайну. Тайна мироздания для нас еще не открыта. Всё, что здесь существует в виде вопросов, – и мучение праведников, и смерть младенцев, и все нестроения, которые в жизни бывают, как нам кажется, не по нашей вине, – всё это объяснится в вечности. Наша жизнь состоит из трех частей: утробная жизнь, жизнь в мире сем и вечная, бесконечная, которая ожидает нас после краткого мига жизни земной. Вот только там откроется вся полнота Тайны лицом к лицу увидевшим Пресвятую Троицу. Здесь же, пока мы на земле, Спаситель дает нам все это проницать своею верой. Господь сказал, все вам дано будет, только веруйте. В доме Отца Моего обителей много. Вы всё получите, что вам понадобится для вечного блаженства.

Чему же мы сегодня радуемся? Посторонним, непосвященным это трудно понять. Наша радость не преходящая, наша радость великая: мы сегодня стоим снова на коленях! Мы будто после долгого путешествия по духовным пространствам возвратились домой, в свое долгожданное состояние – сокрушенный плач по собственным грехам. И это – великая победа Духа! Ибо наш сегодняшний плач восполняется радостью, верой и надеждой на неизреченную милость Господню, Его любовь, прощение нам всех наших согрешений и вечную жизнь. Аминь.

Настоятель храма
протоиерей Борис (Куликовский)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповедь в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре.

Патриархия.ru

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с .

Патриарх Кирилл: Церковь будет существовать всегда

«Если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало, - отметил Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди , - Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие» .


«Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, - подчеркнул Патриарх, - потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить» .

Митрополит Иларион: Только через причастие Святого Духа может быть воспринята тайна Воплощения и Воскресения Сына Божия

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.

В архипастырском слове после богослужения митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Пятидесятницы называется в молитвах, которые мы только что услышали, праздником завершающим, ибо он есть завершение всех великих праздников — от Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Этот праздник заключает пасхальный цикл, и от Пятидесятницы ведется счет всем последующим неделям церковного календаря.

В течение долгого периода литургического года мы вспоминали то, что Святые отцы называют домостроительством нашего спасения в Господе Иисусе Христе, — начиная от Рождества Христова, когда Сын Божий воплотился и пришел в этот мир, и вплоть до того момента, когда Он вознесся на небеса и затем, как и обещал, ниспослал Своим ученикам Святого Духа.

« Каждый должен жить так, чтобы не отвернуть от себя благодати Духа Святого »

Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения? — Предстоятель УПЦ специально для PravLife.

— Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения?

— В этот Священный день, когда мы празднуем и молитвенно прославляем Третье Лицо Господа Святого Духа, Святой и Единосущной Троицы, каждый из нас должен заглянуть в себя и посмотреть, что мы делаем для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа.
Благодать Святого Духа приобретается через разумное смирение перед Богом и перед ближним.Перед Богом смиряться — значит за все благодарить Его, а смиряться перед ближним — это не мстить ему, если даже ближний сделает нам что-то злое.
Мы должны помнить об этом, разбираться в себе самом: что мы делаем по своему смирению, а что — из-за гордыни. И все, что мы должны делать, будем стараться делать со смирением. Потому, что на смиренном прославляется Бог, а гордый возвышает не Бога, а себя. Если будем смиряться перед Богом, то станем тогда верным чадом Его Церкви.

День Святой Троицы. Пятидесятница.

Деяния апостольские, 2:1-11

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Сегодняшнее воскресенье – Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, день рождения Церкви. И событие это, как находящееся уже за пределами земной жизни Господа Иисуса Христа, описано в пятой по очереди книге Нового завета, которая называется Деяния апостольские. Это историческая книга, говорящая о первых годах существования Церкви. Наверное, сегодня – единственный в церковно-богослужебном году день, когда центральным на богослужении становится чтение не из Евангелия, а из Апостола.

В стихах из второй главы Деяний апостольских, которые мы сегодня слышали, говорится о том, как в праздник Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, апостолы находились единодушно вместе, и внезапно произошли два чудесных события.

Первое – начался некоторый шум на небе, подул сильный ветер, и весь дом наполнился ощущением могущества Божия. Припомним: когда мы находимся в поле перед грозой, вдруг начинает дуть сильный-сильный ветер, и невольно душа восходит к первоначалам, приближается к тому, каков был этот мир когда-то в его изначальной хорошести. Потом в Сионской горнице, то есть в доме, где находились апостолы, появились языки «как бы огненные» (Деян. 2:2), как говорит автор Деяний святой евангелист Лука. Это указание очень важно, потому что, конечно, речь не идет о физическом пламени. Эти языки почили, то есть, разойдясь, достигли головы каждого, кто присутствовал в Сионской горнице. Это было первое чудесное событие.

Второе событие состояло в том, что апостолы, согласно тексту Деяний, «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им про­веще­вать» (Деян 2:4). То есть, не имея лингвистического или филологического образования, будучи по большей части простыми рыбаками, вдруг получили дар проповеди на языках тех народов, к которым еще только предстояло отправиться.

Почему эти два чудесных события отмечаются как день рождения Церкви? Дело в том, что в Евангелии от Иоанна, которое тоже сегодня читается на богослужении, Христос говорит о том, что потом, когда Он будет вознесен после Своих крестных страданий, Он пошлет ученикам Духа Святого, Утешителя, Который их всему научит. Принятие Духа Святого, Который, как верит христианская Церковь, является третьим Лицом Святой Троицы, будет для них великой радостью, (Ин, 14:26).

История человечества в некотором смысле разделяется на три этапа. Святые отцы, учители Церкви, говорят, что эпоха Ветхого Завета была преимущественно временем действования Бога Отца, Который был еще непознаваем человеческому роду. Средоточие человеческой истории, время земной жизнь Господа Иисуса Христа, описанное в Новом Завете, – время преимущественного действования второго Лица Святой Троицы, воплотившегося Бога Сына. И, наконец, последующая история – реализация тех хороших новостей, или Благой вести, которая принесена в Евангелии, – это эпоха действования Духа Святого.

В одном из очень важных церковных песнопений звучат такие слова: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством». То, что Дух Святой пребывает в Церкви, определяет ее природу, совершенно отличную от природы, скажем, государства, партии, сообщества по интересам. Это отличие подразумевает, что все существенное внутри Церкви совершается не человеческими усилиями, не административным распорядком, талантом руководителей и даже не святостью и благочестием тех, кто Церковь наполняет, но Духом Святым, Который реально в ней пребывает и для христианина является вечным источником ее святости.

Духом Святым вода, в которую мы опускаем младенцев во время совершения Таинства Крещения, перестает быть просто физической консистенцией и становится водой, в которой человек рождается в жизнь вечную. Духом Святым слова, которые произносит священник в Таинстве покаяния («прощаю и разрешаю тебя от твоих грехов…») над каждым искренне кающимся человеком, перестают быть просто словами или советом психотерапевта, но становятся силой, после действия которой человек уходит реально освобожденным от груза своих грехов и получившим шанс дальше жить по-другому или бороться за то, чтобы жить по-другому. Духом Святым хлеб и вино, важнейшие субстанции нашего человеческого существования, на литургии перестают быть просто хлебом и вином, но становятся Телом и Кровью Христа, с Которым мы соединяемся в Причастии. И начало этих удивительных даров, значительно более удивительных, чем возможность проповеди на национальных языках, вдруг данная апостолам, имеет место в сегодняшний праздник и описано в Деяниях апостольских.

И еще одно важное замечание, связанное как раз с проповедью на языках. Этот завет, это указание дано Самим Богом. Христианство предполагает не создание мистической атмосферы, не мраки и полумраки переживаний без осознания разумом, но проповедь Слова, Слова с большой буквы, которое отзывается в сердце и рождает в нем отклик, объединяющий и разум, и волю для всецелого следования человека за Христом.

Протоиерей Максим Козлов

3 июня 2012 года, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл служение Божественной литургии в Успенском соборе . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — Святой Пятидесятницей, Троицей. В этот день мы особым образом вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов. Эта история хорошо знакома каждому, который хоть раз читал Евангелие и Деяния святых апостолов, кто изучал закон Божий в воскресной школе. Это повествование находится в череде других повествований, а праздник, установленный в честь Пятидесятницы, именуется двунадесятым — как бы в ряду других великих праздников. Но на самом деле то, что произошло в этот день, по своим последствиям сравнимо только с воплощением Сына Божия и Его Воскресением.

Святые апостолы, напуганные казнью своего Учителя, скрывались по домам. Им казалось, что тут или там против них будет воздвигнуто гонение. Они почти не присутствуют в публичном пространстве, они собираются при дверех затворенных. Страх и растерянность — это то, что подавляло их души. И каким великим и радостным событием было для них явление Воскресшего Спасителя! Но и тогда, не обладая достаточной силой духовного зрения, они не всякий раз опознавали в Явившемся своего Учителя. Только в определенные мгновения, когда Господь желал открыться им, они видели в Нем своего Учителя, но об этом периоде Евангельской истории почти ничего не написано. Как будто всего несколько раз Господь встречался с учениками, известно, что именно в это время Он учил их тайнам Царствия Небесного, но мы не знаем подробностей. Никто из апостолов не описал — видимо по воле Самого Господа и Спасителя — то, что происходило от Пасхи, от Воскресения до того дня, который мы сегодня празднуем.

Было одно яркое и сильное событие — это Вознесение Спасителя. Когда ученики на горе Елеонской увидели, как Он возносится на небо и услышали голос небожителей: «Что вы, мужи галилейские, стоите и смотрите — се Иисус, возносящийся от вас на небо, таким же образом придет», — эти слова, конечно, наполнили святых апостолов радостью надежды. Они спустились с Елеонской горы в ожидании скорого пришествия Спасителя, но опять-таки почти ничего не говорится об их деяниях и словах в этот период времени.

И вдруг происходит событие, о котором таинственно пророчествовал Сам Господь — о том, что через Его смерть и Воскресение они получат дар Святого Духа. Вряд ли апостолы вообще представляли, что все это означает. Но когда, собравшись в Сионской горнице, они услышали как бы шум ветра и увидели нисходящие на них огненные языки, они, конечно, поняли, что происходит нечто удивительное. А затем, получив дар говорить убедительно с любым человеком, на каком бы языке он ни говорил, они реально почувствовали силу Божию. Именно с этого момента они перестают быть испуганными учениками, которые радовались, конечно, явлениям Спасителя, но у них не хватало сил идти и проповедовать. Ведь даже тогда, когда они получили обетование о скором пришествии Спасителя, у них не хватало ни сил, ни разумения; и только в тот день, когда Бог Духом Святым почил на них, они стали другими.

Внешне это были те же самые галилейские рыбаки, которых хорошо знали в Иерусалиме, но внутренне это были уже совсем другие люди. И первое обращение апостола Петра к тем, кто сомневался в сошествии Святого Духа, уже свидетельствует о некой силе. Ведь кто-то подумал, что, начав говорить на иных языках, ученики, может быть, охмелели от принятия вина. Но апостол Петр твердо говорит, что они трезвы, потому что еще третий час, то есть девять часов утра, и никто никакой трапезы не принимал, но что произошло Божие чудо — сошествие на них Святого Духа. С тех пор святые апостолы перестают быть просто группой единомышленных людей, вспоминавших о своем Учителе, — они становятся проповедниками всего того, чему Он научил их и о чем Дух Святый вразумил их. И слово обретает великую силу, и обращается по тысяче людей почти ежедневно, и даже тень проходящего Петра исцеляет людей — того самого Петра, который вместе с другими апостолами при жизни Спасителя не мог исцелить бесноватого.

Что же произошло? Что это за изменение? Ведь апостолы не изменили своего внешнего вида и не получили какого-то особого ведения — они уже многое знали; они не получили какого-то специального образования, они не поднялись по социальной лестнице — они по-прежнему оставались изгоями тогдашнего общества. Что же произошло? А произошло то, что благодать Божия, сила Божия, Дух Святый через искупительные заслуги Спасителя, через Его смерть и Воскресение, по Его обетованию прикоснулись к ним и наполнили апостолов таким могуществом, о котором потом мечтали волхвы, так что даже деньги готовы были платить, чтобы апостолы поделились с ними тайной их могущества — потому что в этих немощных и слабых людях стал действовать Дух Святый.

И удивительно, что это сошествие Святого Духа, превратившее группу единомышленных рыбаков в особое собрание, в Церковь Божию, где живет и действует Святой Дух, не прекратилось с прекращением их физической жизни, но, по обетованию Божиему, Тот же Дух, который почил на апостолов, пребывает в Церкви, почивает на священнослужителях и на всех верных, которые проходят через купель Крещения и которые прививаются к этому Божественному и благодатному стволу через Таинство миропомазания.

Поэтому каждый из нас может сказать: «и я имею Святого Духа, и я обладаю той же силой, и во мне живет и действует Дух Святый». Но не каждый человек это чувствует: иногда и священнослужители проходят через такие периоды жизни, когда им кажется, что Дух Святый от них отступил; и у мирян не всегда есть ясное понимание и чувство присутствия в них Божественной силы. В чем же дело? Что-то происходит не так, как должно было происходить — но что именно происходит не так? Святой Иоанн Златоуст замечательно учит нас, что для всех тех, кем обладает страсть и неверие, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа. Великий святитель не сказал, что тот, кто подвержен страсти или кто потерял веру, будучи крещеным, навсегда потерял дар Святого Духа, что он его лишился. Он говорит нечто иное — что для того, кто обладает страстью и неверием, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа.

А если человек не чувствует присутствия Святого Духа, если для него неприступна и невидима эта сила, то это означает, что этой силы для него и нет. И мы знаем, что иногда, продолжая исполнять церковные предписания, мы перестаем реально верить в Господа, мы надеемся на князя, на сына человеческого. Мы надеемся на власть человеческую, на деньги, на протекцию, мы иногда изворачиваемся и совершаем грехи, чтобы обрести какую-то милость у людей и тем самым получить желанное и просимое, и очень редко мы обращаемся к Богу, словно предвидя Его отказ. И происходит это по причине, о которой сказал святитель Иоанн Златоуст: «Для тех, кто обладает страстью и неверием, неприступной и невидимой становится сила Духа Святого».

Что означает обновление нашей религиозной жизни? Сейчас мы много об этом говорим. Некоторые считают, что это открытие храмов, открытие церковных школ, развитие социальных и образовательных программ, ремонт, реставрация... И одно, и другое, и третье, и четвертое являются знаками обновления, но и одно, и другое, и третье, и четвертое будет бесплодным, если, обладая страстью и неверием, мы не получим дара Святого Духа.

Нередко люди крещеные презрительно относятся к Церкви, допускают оскорбления, высмеивают Церковь. Почему это происходит — ведь они получили дар Святого Духа при крещении? А происходит вот что — из-за страсти и неверия пресеклась благодать Божия, и человек не чувствует Бога, не чувствует ответа на свои молитвы, для него приход в храм — это все равно что приход в музей, у него не бьется радостно сердце во время богослужения, оно мертво, потому что порабощено страстями и неверием.

Для того чтобы Церковь Божия обновилась по примеру первоначальной апостольской общины, мы должны употреблять все силы к тому, чтобы бороться со страстями, чтобы возбуждать в себе веру через постоянную молитву, через покаяние, через принятие Святых Христовых Таин, через критическое, строгое отношение к самим себе, через постоянное порицание самих себя, через контроль над своими мыслями, делами, движениями сердца. Потому что стоит лишь снять этот контроль, как страсти вползут подобно змеям во внутреннее святилище души, и тогда никакой благодати Святого Духа мы не почувствуем.

Вот почему главное служение, которому Церковь посвящает себя, — это служение благодати Божией. Получив ее от Самого Господа в день Пятидесятницы, она призвана раздавать ее людям и совершать такие действия, произносить такие слова, строить такие отношения с окружающим миром, чтобы все было направлено на то, чтобы страсти изгонялись из человеческих сердец и горячая вера приходила в сердце и вместе с ней — сила благодати Божией, которая из безграмотных рыбаков соделала могущественных проповедников, покоривших вселенную, которая из многочисленных подвижников образовала сонм святых чудотворцев, из простых людей — мучеников, из обычных архиереев и священников — святителей и преподобных.

Верим, что и сегодня сила благодати Божией способна преобразовать каждого человека, а через человека — и весь мир. Мы празднуем сегодня день рождения Святой Церкви, принятие всеми нами благодати Святого Духа. И да поможет Господь удержать этот знак Божиего присутствия в мире, дарованный нам через крест Христов и Воскресение, до скончания века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Благословен еси, Христе, Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.

Этими словами праздничного тропаря мы раскрываем смысл сегодняшнего праздника, который, будучи , в то же время является днем рождения всей Христовой Церкви.

На пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Христа был еврейский праздник пятидесятницы. И этот день у евреев заканчивалась жатва. Празднуя это событие, иудеи приносили Богу благодарственную жертву от земных плодов.

Также этот день был и воспоминанием того, как на Синайской горе Господь дал Моисею закон. Этот день все благочестивые евреи проводили в совместной молитве. Несомненно, и апостолы, воспитанные Христом в почитании Закона, собрались вместе в сионской горнице, бывшей местом Тайной вечери. Была с ними и Матерь Иисусова Мария.

Проводив на Елеонской горе своего Учителя, они уже десять дней ждали обещанного Утешителя. И вот в третий час, когда они пребывали в молитве, сильный шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, наполнил весь дом. И явились апостолам разделяющиеся огненные языки и почили над главой каждого, и исполнились они Духа Святого и начали говорить на разных языках. Так повествует об этом событии евангелист Лука, участник христианской Пятидесятницы.

Необычайное явление привлекло толпу любопытствующих, и тогда апостолы вышли из горницы и стали проповедовать учение Христа, которое сами только сегодня поняли до конца. В этот праздничный день Иерусалим был переполнен людьми разных национальностей, и велико было их удивление, когда простые и неученые рыбаки стали говорить с каждым на его языке.

Откуда появилась у них эта премудрость? Кто или что переделало простых рыбаков в столь могучих и мудрых проповедников, что, по слову евангелиста, в тот день присоединилось к ним душ около трех тысяч, а на следующий день после проповеди Петра и Иоанна еще пять тысяч уверовали в то, что еще вчера казалось небылицей?

Петр несколько недель тому назад перед угрозой страданий отрекся от своего возлюбленного Учителя…

И вдруг он же находит смелость выступать перед многотысячной толпой открыто, не боясь никого и ничего…

Воистину, по слову тропаря, Господь явил премудрых ловцов, и сетями своего учения они стали завоевывать мир, уловлять вселенную. И вот уже девятнадцать с половиной веков, как это Божественное учение расходится по миру и обильно несет благодать Божию всякой душе жаждущей, и нет в мире преграды, которая могла бы остановить этот поток. И если в разные моменты истории Церкви в том или ином месте этот поток временно как бы приостанавливался, то это для того, чтобы потом с новой силой нестись по миру.

Фото: С. Власов, В. Ходаков. Патриархия.ру

В этот знаменательный день, ниспослав Святаго Своего Духа на апостолов, Христос основал земную Церковь. Незыблемым фундаментом этой Церкви стали апостолы, стенами этого величественного храма стал весь мир, а кровлей его – весь бесконечный небесный свод.

Чем иным, как не благодатью Святого Духа можно объяснить то, что это учение с такой быстротой охватило человечество? Несмотря на иудейских наставников, книжников и фарисеев, несмотря на жестокие гонения римских цезарей, видящих в словах этих скромных рыбаков угрозу своему императорскому могуществу, учение Христа неудержимо привлекало сердца людей, хотя, казалось бы, не должно было находить у них отклика. Люди того времени ждали Мессию, могущественного царя и спасителя земного, а христиане, по словам апостола Павла, проповедовали Христа распятого: иудеям – соблазн, эллинам же – безумие, но… Сила Божия в немощи совершается, и то, что оказалось недоступным для премудрых, стало силой и оружием в руках неграмотных, немощных, но чистых сердцем рыбарей, удел которых теперь – быть ловцами человеков.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, являемся чадами Победной Христовой Церкви, что для нас и великая, радость, и смысл всей нашей жизни. Но это накладывает на нас большую ответственность.

Если первое благовестие апостолов нашло отклик в душах людей и сразу Церковь стала расти внутренне и внешне, в ширину и в глубину – в глубину в смысле накопления , а в ширину в смысле «уловления» вселенной, то и враг Христа с первых дней стал бороть Христа и Его Церковь.

С одной стороны, римские и иудейские власти воздвигли гонения на апостолов, с другой – в среде самих христиан начали совершаться совсем нехристианские поступки (вспомним Ананию и Сапфиру, обманувших апостолов (см.: Деян. 5:1-10)), а затем появились расколы и ереси…

И в наши дни Церковь встречается с теми же трудностями: с одной стороны, непонимание, часто насмешки инакомыслящих, а с другой стороны, недостойное поведение нас самих, христиан.

Истчоник: photosight.ru

Ведь мы с вами – наследники этих рыбарей, и на нас с вами лежит долг продолжать сегодня их великое дело, дело проповеди Христа распятого.

Пусть и сегодня для многих наша проповедь является соблазном, а другим кажется безумием. Мы верим, мы ЗНАЕМ, что это учение освящено благодатью Святого Духа и что по обетованию Самого Христа здание этого величественного храма будет стоять непоколебимо до скончания века.

Но просто верить – это мало. Надо не только верить, но и исповедовать, а главная и самая убедительная проповедь – это проповедь нашей христианской жизнью. Христианин должен быть таковым не только по имени, но всей своей жизнью показывать верность Христу и Его заветам.

Мы должны хранить как величайшее сокровище мир и любовь в своих сердцах, должны проникнуться евангельскими заветами: быть чистыми сердцем, быть милостивыми, миротворцами, чтобы наше очищенное сердце было способно воспринять благодать Святого Духа. Ведь Он, нисшедший на святых апостолов и давший им сверхъестественные силы, и сегодня освящает мир. «Святым Духом всяка душа живится».

От нас, только от нас самих зависит, откроем ли мы свою душу для благодатного дыхания Святого Духа, станем ли мы «премудрыми ловцами». Господь призывает нас! Неужели мы не услышим Его гласа? Да не будет этого!

С чистым сердцем восприимем благодать Господню, чтобы с радостью, выходя из храма, мы могли бы воскликнуть со всей Святой Церковью: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть». Аминь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!